Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

А.Т. Губин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень изученности. Хотя существует достаточно солидная источниковая база по творчеству писателя (более 160 публикаций и изданий литературоведческого, литературно-критического, мемуарного, информационного характера), но многогранное наследие Губина еще не стало предметом серьезного научного анализа. Не говоря о том, что архив писателя в настоящее время закрыт и три четверти его художественных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Становление и формирование творческой биографии 10 А.Т. Губина
    • 1. 1. Начальный этап становления творческой личности
    • 1. 2. Творческие поиски студенческих лет
    • 1. 3. Лирика раннего периода: жанровое и стилевое своеобразие
    • 1. 4. Первые прозаические опыты и их эстетическая значимость в 39 творческой биографии
    • 1. 5. Роман «Молоко волчицы» в контексте идейно-художественных 48 исканий писателя
      • 1. 6. 1970. — 1980-е: годы непризнания и его творческая рефлексия
    • 1. 7. Последний период творческой биографии и посмертная судьба 65 наследия писателя
  • Глава II. Черты творческой личности А.Т. Губина
    • 2. 1. Роль книг в формировании основ творческого мировоззрения 76 писателя
    • 2. 2. Самовоспитание как доминанта творческой биографии
    • 2. 3. Особенности творческого мироощущения А.Т. Губина
    • 2. 4. Стилеобразующие элементы и их системы
    • 2. 5. Идейно-философский и литературный контекст творчества 108 AT. Губина
  • Глава III. Автобиографическая основа творчества А.Т. Губина
    • 3. 1. Осмысление жанра художественной автобиографии в научной 119 литературе
    • 3. 2. Автобиографическое начало в произведениях 126 неавтобиографического характера
      • 3. 2. 1. Проявления духовной биографии автора в книге «Афина
  • Паллада»
    • 3. 2. 2. Проявление «внутренней» и «внешней» биографии писателя 131 в структуре романа «Молоко волчицы»
    • 3. 3. Роман «Светское воспитание»: автобиографические мотивы
    • 3. 4. Автобиографический аспект романа «Светское воспитание»
  • Заключение 180 Библиография
  • Приложение

А.Т. Губин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Литературная энциклопедия терминов и понятий трактует «биографию» как «жанр жизнеописания», предполагающий художественное или научное осмысление истории жизни личности [149, 90]. Немаловажной при этом является оговорка о том, что предпосылкой создания биографии служит «признание значимости данной личности для истории, культуры, политической жизни или быта в национальном или мировом масштабе» [149, 90]. (Курсив наш. — Н.О.). В конце XX века возобновился интерес к биографиям писателей, оказавших определенное воздействие на русскую и мировую литературу: были изданы биографические работы о И. А. Бунине, М. А. Булгакове, Н.С.' Гумилеве, Е. И. Замятине, О. Э. Мандельштаме, В. В. Розанове, А. П. Платонове, И. Д. Сургучеве, М. И. Цветаевой и других.

Ш. О. Сент-Бёв, основоположник биографического метода в литературоведении, отказывался обсуждать литературное произведение, биография автора которого не была ему известна [147, 136]. А. П. Скафтымов утверждал необходимость изучения биографии писателя при обращении к вопросам создания литературного произведения. «Соотношение жизни и произведения искусства должно устанавливаться не непосредственно, а через личность автора», — писал он, отмечая, что «художник несет в себе веяния и жизнь эпохи и среды, а произведение несет дух художника» [147, 149]. И современными учеными биография писателя признается не вспомогательным, а одним из основных компонентов историко-литературного исследования [156, 17], самодостаточной нравственно-эстетической ценностью, приобщение к которой усиливает интерес к автору и его произведениям, позволяет дать им более глубокую интерпретацию [156, 4]. Тем более это справедливо для регионалистики, интерес к которой также усилился в современном литературоведении во многом благодаря академику Д. С. Лихачеву.

Андрей Терентьевич Губин для ставропольской литературы фигура знаковая, олицетворяющая в себе лучшие достижения региональной художественной прозы второй половины XX века. Его книги «Афина Паллада», «Молоко волчицы» неоднократно переиздавались в Ставрополе, Москве, Берлине. Вследствие этого изучение его личности и творческого наследия становится насущной необходимостью.

Известно, что без биографии писателями не становятся, и на творчестве любого художника так или иначе сказывается его жизненный опыт. Ставропольский литературовед Т. П. Батурина по этому поводу не без оснований замечала: «Чтобы стать художником, нужна биография, т. е. общение с миром. Стиль происходит из глубин психики, из самого нутра человека. Но без биографии он может никогда не проявиться. Биография А. Губина помогла ему сложиться как писателю» [14, 126] (курсив наш. -Н.О.). И Б. Карпов со знанием дела говорил: «По большому счету, все написанное Губиным автобиографично. Герои „Молока волчицы“ списаны с натуры — сплошь родня, земляки, старые добрые знакомцы» [177, 16]. Подтверждение этому суждению обнаруживается у самого писателя. Оглядывая присутствующих на поминках матери, он отмечал про себя: «Триста персон поминающих — из них немало героев моего романа» [194, 346]. Таким образом, биография Губина, перипетии его жизни, ее условия и обстоятельства, события и люди, с которыми сводила жизнь, определили его творческую личность, которая в свою очередь определила его творчество. Так установилась тесная взаимосвязь между человеческой судьбой художника, его творческой индивидуальностью и творениями. Сказанным выше определяется актуальность исследования.

Объект исследования: художественные произведения А. Т. Губина («Афина Паллада», «Молоко волчицы», «Траншея», «Светское воспитание»), публикации мемуарного характера, письма, официальные документы, воспоминания современников.

Предмет: биография писателя, его творческая личность, биографический аспект его произведений.

Целью работы является реконструкция биографии Губина и выявление её воплощения в его художественной прозе. Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах исследования:

— воссоздать творческую биографию А. Т. Губина с опорой на существующую мемуарную литературу и архивные материалы;

— определить автобиографическую основу романа «Светское воспитание»;

— выявить основные черты творческой личности писателя, исходя из его переписки, интервью, дневников, эссе, воспоминаний современников;

— установить проявления элементов «внутренней» и «внешней» биографии писателя в его художественной прозе.

Степень изученности. Хотя существует достаточно солидная источниковая база по творчеству писателя (более 160 публикаций и изданий литературоведческого, литературно-критического, мемуарного, информационного характера), но многогранное наследие Губина еще не стало предметом серьезного научного анализа. Не говоря о том, что архив писателя в настоящее время закрыт и три четверти его художественных творений еще не изданы, сегодня должным образом не освоено и то, что выпущено в свет: крайне мало монографических и обобщающих научных исследований по личности и художественной прозе писателя. Основная часть исследовательских работ о Губине (более 50) посвящена самому популярному из его творений — роману «Молоко волчицы». В большинстве случаев в читательской среде Губин и опознается, прежде всего, как автор этого романа. В 1997 г. И. Н. Юсупова выпустила учебно-методическое пособие «Роман А. Губина „Молоко волчицы“. Проблемы поэтики», через год защитила первую и пока что единственную кандидатскую диссертацию по творчеству Губина «Художественная концепция казачества в романе А. Губина „Молоко волчицы“ в контексте северокавказских литератур», а затем издала монографию «Этно-ментальные основы творчества А. Губина» (2002). Но исчерпать разговор о большом писателе таким количеством публикаций и изданий невозможно. Многие грани известного романа еще ждут своего исследователя, а книга «Афина Паллада», романы «Траншея», «Светское воспитание» — научного освоения, так как на сегодня им посвящены лишь единичные газетно-журнальные публикации.

Научная новизна. Исследование проблем, связанных с темой нашей диссертации, ранее никем не предпринималось, и научная новизна работы заключается в том, что биография и биографический аспект творчества Губина впервые стали темой диссертационного исследования.

Источниковая база. При воссоздании жизненного пути Губина основными источниками для нас служили его автобиографии 1953, 1971 гг., автобиографические очерки, заметки, эссе, интервью, дневниковые записи, письма родным и коллегам. По мере возможности мы использовали документальные материалы, обнаруженные в архиве ВГИКа, Государственном архиве Ставропольского края, Кисловодском историко-краеведческом музее «Крепость», Ессентукском городском краеведческом музее им. В. П. Шпаковского. Немалую помощь в освещении отдельных сторон жизни Губина оказали нам опубликованные воспоминания современников (М. Губиной, В. Гнеушева, А. Мосинцева, С. Подольского, Д. Савченко, Ю. Самойлова) и личные беседы с близкими писателю людьми: первой женой И.Ю. Смирновой-Губиной, дочерью от первого брака В. А. Цалобановой, нынешней хозяйкой домика Губиных в Ессентуках Л. П. Донской, одной из организаторов музея Губина в школе № 19 г. Кисловодска Л. Д. Назаровой, поэтами С. Подольским и А. Мосинцевым. Проведенный комплекс исследовательских работ позволил выявить ряд неизвестных ранее биографических фактов, вписать их в общую житейскую канву писателя, систематизировать социально-исторические вехи его судьбы, изложить в хронологической последовательности и как следствие — восстановить биографию А. Т. Губина, выявить основные черты его творческой личности, определить автобиографическую основу его художественной прозы.

Основными методами исследования мы избрали биографический, социологический и историко-генетический. Эти методы мы сочетали с источниковедческим анализом обнаруженных архивных документов и методом комментирования художественного текста с помощью данных, полученных в результате историко-архивных и библиографических разысканий.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились труды российских и западноевропейских литературоведов: в том, что касается понятия «творческая биография» и сопряженного с ней понятийного аппарата, мы опирались на работы А. О. Болыпева, Л. Я. Гинзбург, Г. Г. Елизаветиной, Ф. Лежён, Ю. М. Лотмана, В.М. / Марковича, Н. А. Николиной, Г. И. Романовой, И. Стоун, О. И. Федотова, В. Е. Хализева, Г. А. Цейтлиналитературоведческие и литературно-критические работы Т. П. Батуриной, Л. П. Егоровой, С. Я. Подольского, З. М. Поздняевой, Л. Прозоровой, К. Г. Черного, Т. К. Черной, Л. М. Чмыхова, И. Н. Юсуповой и др., непосредственно занимавшихся изучением творчества А. Т. Губина.

Положения, выносимые на защиту:

1. В жизненном и творческом пути А. Т. Губина соотносятся четыре основных периода, каждому из которых свойственны свои художественно-концептуальные особенности, связанные между собой как хронологически непосредственно, так и опосредованно: 1927;1945 — детство и юность- 19 461 959 — ранний период творчества- 1960;1969 — годы профессионального самоопределения- 1970;1992 — зрелый период творчества.

2. В формировании творческой личности Губина определяющую роль сыграли книги. Освоенная мировая классика и творческая практика способствовали выработке основ творческого мировоззрения и собственного идиостиля. Именно в области стиля проявилась такая черта творческой личности Губина, как новаторство, умение гармонизировать в едином художественном тексте явления самых различных сфер. Его высокая самооценка не отменяет факта его незаурядности и самобытности, творческой состоятельности и несомненной одаренности.

3. Помимо документальных мемуарных жанров, биография А. Т. Губина нашла свое выражение в художественной прозе: в первых главах романа «Траншея» были воплощены юношеские годы писателя периода оккупации Кавминвод гитлеровскими войсками. В «Афине Палладе» Губин собственное отношение к искусству, мироощущение и мировоззрение представляет в эстетике великих художников разных эпох и стран. Роман «Молоко волчицы» вобрал в себя многое из внутренней биографии писателя, также здесь прослеживается преломление судеб знакомых, близких и родных Губину людей в образах персонажей.

4. Наиболее полно биография Губина воплотилась в романе «Светское воспитание», чей главный герой в основном повторяет извивы линии судьбы автора. Но при этом в романе нашли отражение далеко не все важные события жизни писателя, отдельные сюжетные повороты были видоизменены, автобиографическая точность переплетается с вольной интерпретацией фактов личной жизни автора и самым невероятным вымыслом, тем самым трансформируя автобиографичность в автобиографизм. В романе изменению подвергается фактологическая сторона жизни Губина, а в творческой, духовной сферах автор и герой оказываются сходны до тождественности, вследствие чего роман из автобиографического превращается в автопсихологический.

Теоретическая значение диссертации заключается в том, что она определяет художественную автобиографию как самостоятельный жанр и с опорой на существующую научную литературу выявляет и систематизирует характерные для него формальные и содержательные признаки. На материале романа «Светское воспитание» дается представление об их реализации в конкретном художественном произведении. Обнаруженные при этом нюансы, детали и элементы литературной автобиографии могут послужить расширению и обогащению теории автобиографической прозы. Помимо того, создание биограф&tradeА.Т. Губина позволяет определить и восстановить отдельные звенья регионального литературного процесса.

Практическая значение результатов состоит в том, что материал диссертации может оказаться востребованным в курсе лекций по современной отечественной литературе, литературе Ставрополья и Северного Кавказа, на спецкурсах и спецсеминарах, посвященных творчеству А. Т. Губина, при подготовке учебников и учебных пособий по литературному краеведению.

Апробация. Основные положения диссертации были обсуждены на заседании кафедры русской и зарубежной литературы Ставропольского государственного педагогического института, представлены на научных конференциях различных уровней: на региональной (Педагогическая наука и практика — региону. — Ставрополь, 2007; А. П. Кешоков и развитие северокавказских литератур. — Нальчик, 2009), всероссийской (Художественный мир Юга России: синтезное мышление, диалог культур. -Карачаевск, 2010), международных (Творческая индивидуальность писателя: теоретические аспекты изучения. — Ставрополь, 2008; Шолоховская весна -2008. — Ставрополь, 2008; Молодежь и наука: реальность и будущее. -Невинномысск, 2009; Актуальные проблемы общей и адыгской филологии. -Майкоп, 2010; Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность. — Ростов, 2010; Русское литературоведение на современном этапе. — Москва, 2011).

По материалам диссертации осуществлено 11 научных публикаций в Ставрополе, Ростове, Костроме, Карачаевске, Майкопе, Нальчике, Невинномысске, в том числе две в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Составлен и издан сборник литературоведческих и литературно-критических публикаций «Литературная критика о писателях Ставрополья: Андрей Терентьевич Губин» (Ставрополь, 2010).

Структура диссертационного исследования определена его материалом, основными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой