Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Фантастические повести А.Ф. Вельтмана в контексте русской прозы 20-х — 40-х годов XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характерной чертой всего фантастического творчества Вельтмана. При этом всегда преобладает энергия, обусловленная первоначальным именем героя. Двойственность в именовании проявляется и в написании, и в исполняемой роли, при сопоставлении исторического материала и художественно изложенного в романах. Вставные повести имеют элементы двойничества 1 идущие как из истории, так и из фольклора. Это… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Фантастика как явление литературного процесса первой половины XIX века и ее воплощение в творчестве А.Ф.Вельтмана
    • 1. Функционирование фантастики в русской литературе первой половины XIX века
    • 2. Роль и задачи фантастики в творчестве А.Ф.Вельтмана
  • Глава II. Зарождение жанра фантастической повести в романном творчестве А.Ф.Вельтмана
    • 1. Литературный контекст эпохи и традиции фольклорной фантастики во вставных повестях романа «Кощей бессмертный. Былина старого времени»
    • 2. Феномен двойничества в романе «Светославич, вражий питомец. Диво времен Красного Солнца Владимира»
  • Глава III. Особенность использования мотива игры и разработка образов в фантастических повестях А.Ф.Вельтмана
    • 1. Типология женских образов в фантастических произведениях А. Ф. Вельтмана 1820-х- 1840-х годов
    • 2. Мотив игры в фантастических повестях А.Ф.Вельтмана

Фантастические повести А.Ф. Вельтмана в контексте русской прозы 20-х — 40-х годов XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Фантастика была известна искусству с незапамятных времен. Сложность этого явления всегда привлекала внимание исследователей. Для составления полной библиографии работ о фантастике возникает необходимость поднять едва ли не всю многовековую толщу литературоведческих сочинений и критических работ, да еще привлечь историю эстетической и философской мысли. Это связано с тем, что любой разговор о мифе, сказке, гротеске, художественной условности невозможен без обращения к фантастике, во всяком случае, без упоминания о ней. Но, тем не менее, до сих пор нет достаточно разработанной теории фантастики как части литературного процесса. О фантастике говорилось просто как о неком дополнении к литературе и искусству, как об определенном методе и не более, а зачастую и вовсе просто как о специфическом штрихе, не имеющем ни теории, ни самостоятельности в существовании1. Не случайно, что даже в начале XX века слова «фантастика» в русских словарях и энциклопедиях не присутствовало, хотя произведений с фантастическими образами и сюжетами было более чем достаточно. И это несмотря на то, что сам термин «фантастика» появился еще в начале позапрошлого века (ввел его в обиход французский критик Шарль Нодье, автор пионерской фантастиковедческой работы — статьи «О фантастическом в литературе», 1830). Однако стоит отметить, что в эстетике вопрос взаимодействия реального и нереального поднимался и ранее. Эта проблема понималась в труде Т. О. Рогова «О чудесном» (1812), где рассматривается существование нескольких видов чудесного2, однако еще не рассматривается фантастика как особенный вид литературы. Н. Ф. Остолопов, автор известной литературоведческой работы «Словарь древней и новой поэзии» также говорит о нереальности некоторых изображенных в литературе.

1 См.: Володихин, Д. Энциклопедия фантастики / Под ред. Вл. Гакова. Мн., 1995/ - С. 235 — 243- Шалганов,.

A.M. Литературная газета № 6 Режим доступа: http://www.lgz.ru;

2 См.: Рогов, Т.О. О чудесном // Русские эстетические трактаты первой трети XIX в. Т.1. С. 340−350.

М., 1974. (Впервые напечатано: Периодическое сочинение о успехах народного просвещения. 1812. №.

XXXIII, стр. 113−132).

3 Остолопов, Н. Ф. Словарь древней и новой поэзии. 4.III. СПб., 1821. — С.447−449 3 моментов, однако и в его работе еще не функционирует термин «фантастика». При этом исследование проблемы с точки зрения указанных научных работ, позволяет выделить основу изучения фантастики: условность онтологии мира художественного произведения4.

Фантастические повести А. Ф. Вельтмана (1800−1870) редко подвергались исследованию в истории литературоведения, более того, до сих пор нет полного собрания сочинений данного автора. Исследовательский интерес вызывали романы Вельтмана, исторические повести, но практически нет литературоведческих работ, рассматривающих фантастические повести этого ' автора.

Внимание к фантастической литературе растет в современном исследовательском процессе. По большей части, даже в объемных исследовательских работах так и не дано четкое определение того, чем же является фантастика. В работе Ц. Тодорова «Введение в фантастическую литературу» мы видим рассмотрение множества литературных жанров, обладающих теми или иными общими чертами, позволяющими отнести их к фантастическим произведениям. Исследователь обращает внимание на сложность при подобной классификации, приводит существующие теории и ' классификации, указывая на некоторую их неполноту. Важным моментом исследования Ц. Тодорова становится расширение им границ понимания фантастической литературы, указание на невозможность классифицировать эту часть творчества просто от оппозиции реального-нереального. Определение литературной фантастики исследователь начинает с рассмотрения явления фантастического и приходит к выводу, что оно возникает лишь в момент сомнения читателя. Тодоров определяет фантастический жанр в сопоставлении с аллегорией и поэзией, обобщив ряд отдельных произведений5. В монографии К. Г. Фрумкина «Философия и психология фантастики» фантастика.

4 См.: Чернышева, Е. Г. Проблема типологии фантастики в литературоведении Х1Х-ХХ веков // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Филологические науки. М.: Издательство «Прометей», 2007. — С. 48 — 58.

5 См.: Тодоров, Ц.

Введение

в фантастическую литературу / Пер. с фр. Б.Нарумова. — М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1997. — 144 с. 4 рассматривается не только как литературное явление, эта часть культуры рассматривается через призму ее идеи множественности миров и, возникновение на почве человеческих потребностей и желаний. Много внимания уделено в этой работе современным произведениям фантастической литературы, практически не рассматривается фантастика романтизма6.

Наше исследование нацелено на изучение конкретного литературного жанра — фантастической повести, следовательно, кроме попыток разобраться с явлением фантастики, мы сочли необходимым определить характерные черты и особенности фантастической повести, начав с появления повести как жанра в русской литературе. В работе В. М. Головко «Поэтика русской повести» подробно рассмотрены причины и источники зарождения русской повести,, отмечены отличительные черты этого жанра, что несомненно помогает при классификации произведений в определении жанра в нашем исследовании, поскольку в исследуемую нами эпоху еще формировалась повесть как жанровая категорияоднако работа Головко посвящена изучению реалистической п повести, в то время как в фокусе нашего исследовательского интереса находится фантастическая повесть эпохи романтизма. Мы обратились к работам Е.М.Мелетинского8 и В.Я.Проппа9 для сопоставления сказки и мифа как исследуемых основ формирования фантастической повести. В данных работах приведены причины возникновения указанных литературных явлений 1 и их особенности, что позволило нам проводить сопоставления и выявлять возможные источники фантастических повестей. Работа Е. Г. Чернышевой «» Мир преображенья.": Мифологические и игровые мотивы в русской фантастической прозе 20−40-х годов XIX века" осветила особенности романтической фантастики на примерах конкретных произведений с различных.

6 См.: Фрумкин, К. Г. Философия и психология фантастики / К. Г. Фрумкин — М.: Едиториал УРСС, 2004.

240 с.

7 См.:Головко, В. М. Поэтика русской повести / В. М. Головко — Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1992.

191 с.

8 См.: Мелетинский, Е. М. Историческая поэтика новеллы / АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького.

— М.: Наука, 1990. — 279 е.- а также Мелетинский, Е. М. Классические формы мифа и их отражение в 1 повествовательном фольклоре//Е. М. Мелетинский. Поэтика мифа. — М., 1995, — С. 163−277.

9 См.:Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп — М.: Наука, 2007 — 332 с. 5 литературоведческих ракурсов, что демонстрирует такую особенность фантастики романтизма, как вмещение огромного содержательного пласта в небольшом объеме10.

При исследовании трудов по творчеству А. Ф. Вельтмана, нами не были обнаружены отдельные крупные исследовательские работы по фантастическим повестям этого автора. Образную систему, жанровые особенности, композиционную структуру романов Вельтмана в своем диссертационном исследовании достаточно полно и разносторонне осветил О.Н.Щалпегин11. Он подчеркивает «жанровую стереофонию» этого автора, его находки в системе образов и художественную игру автора с читателем.

Опираясь на это исследование, мы отмечаем, что игровые мотивы начинали разрабатываться Вельтманом еще до создания им фантастических повестей, и такое взаимодействие с читателем является художественной 1 манерой творчества данного автора. Однако в фантастических произведениях игровой мотив позволяет решать более глубокие вопросы самопознания и постижения бытия. Также стоит отметить, что привнесение художественной игры, наряду с другими чертами, в романы, способствовало затруднению в.

10 четкой классификации того или иного романа. Е. А. Балашова в своей диссертационной работе указывает на барочную фантастику в творчестве Вельтмана, однако считает, что фантастических повестей у данного автора нет. В нашем исследовании мы пытаемся раскрыть особенности фантастической повести, чтобы сформулировать характерные черты этого жанра и доказать I наличие фантастических повестей в творчестве Вельтмана. Исследование Л.И.Крекниной13, посвященное рассмотрению жанрового разнообразия творчества Вельтмана, также подчеркивает своеобразие творческого метода.

10 См.?Чернышева, Е.Г. «Мир преображенья.»: Мифологические и игровые мотивы в русской фантастической прозе 20−40-х годов XIX века. — М.: изд-во МПГУ им. В. И. Ленина — Благовещенск: Изд-во БГПИ им. М. И. Калинина, 1996. — 103 с.

11 См.:Щалпегин, О. Н. Своеобразие художественного мира романов А. Ф. Вельтмана: Дис. канд.филол.наук: 10.01.01. -М., 1999. -226 с.

12 Балашова, Е. А. Проза А.Ф.Вельтмана как явление переходной эпохи: Дис.канд.филол.наук:10.01.01 -Елец, 2001 -227 с.

13 Крекнипа, Л. И. Жанровое своеобразие прозы А. Ф. Вельтмана 1830−1840-х г. г.: Дис.канд.филол.наук: 10.01.01. — Томск, 1985 — 242 с. этого автора, его значение в процессе утверждения романтизма в русской литературе. Исследовательница рассматривает особенности романов и отмечает в них наличие вставных структурных компонентов, не касаясь анализа фантастических повестей, что предполагаем рассмотреть в нашем исследовании. Крекнина отмечает также внимание Вельтмана к психологизму как в романах, так и в повестях, анализирует несколько повестей разных этапов, однако фантастические повести отдельно не выделяются, упоминается только, повесть «Иоланда», и только в аспекте исторической ретроспективы и отношении Вельтмана-ученош к истории.

Таким образом, на основе изученного исследовательского материала мы отмечаем актуальность нашего исследования, которая состоит в том, что, несмотря на существование работ, посвященных как творчеству А. Ф. Вельтмана, так и фантастическим повестям первой половины XIX века, до настоящего времени нет серьезного исследования такой важной части художественного наследия данного автора, как фантастическая повесть. В настоящее время имя этого писателя оказалось несколько забытым. Также в, современном литературоведении не достаточно четко определены художественные особенности фантастической повести романтизма. Данный же вопрос, с нашей точки зрения, является важным для полноценного понимания движения русского романтизма в целом, рассмотрения формирования и специфики русской фантастики, а также исследование особенностей творчества Вельтмана, которое могло бы стать интересным дополнением при изучении русской романтической литературы в комплексе.

Фантастические повести А. Ф. Вельтмана, начиная с формирования данного жанра в романах писателя, исследуются в ракурсе переплетения некоторых, художественных особенностей этих произведений и ряда повестей современных Вельтману авторов (О.Сомова, Н. Гоголя, О. Сенковского,.

А.Погорельского, И. Киреевского, М. Лермонтова и др.). Рассматриваются выбранные произведения под углом особенностей фантастики XIX века как способа передачи определенных мыслей и идей. Учитывая все это, нам 7 представляется актуальной избранная нами тема исследования, поскольку это может внести не только определенный вклад в понимание особенностей таланта А. Ф. Вельтмана, его самобытности при создании фантастических повестей, но также поможет в разработке и классификации фантастической повести романтизма как жанровой категории.

Нам представляется необходимым рассмотреть не только общие, но и отличительные черты, которые демонстрируют оригинальность творчества А. Ф. Вельтмана и необходимость его дальнейшего изучения.

Цель работы: Изучить обширный литературный материал и выявить особенности фантастики и жанра фантастической повести в творчестве А. Ф. Вельтмана, исследуя его зарождение с формы вставных повестей в структуре романов.

Помимо этого необходимо выделить определенные константы и комбинаторные возможности сюжетов различных произведений и определить нишу, занимаемую А. Ф. Вельтманом в русле формирующегося на тот момент жанра русской фантастической повести. Одновременно уточнить понятие фантастики, обозначить определяющие черты фантастической повести, охарактеризовать этот жанр как литературное явление в России XIX века. Исходя из поставленной цели, мы выделяем следующие задачи:

1. Определить фантастику как литературоведческую категорию;

2. Исследовать роль фантастики в художественном наследии А. Ф. Вельтмана;

3. Проанализировать зарождение жанра фантастической повести в творчестве А. Ф. Вельтмана на материале его романов;

4. Определить особенности жанра фантастической повести А. Ф. Вельтмана в сопоставлении с произведениями этого же жанра в творчестве других авторов того времени.

Методология исследования: В русле поставленных задач в своей работе мы использовали сравнительно-исторический, концептуальный, психоаналитический, структурный и системно-типологический методы. 8.

Применение методов структурного анализа представляется нам оправданным, поскольку речь идет о сюжетосложении в произведениях родственных жанров (авторская сказка и фантастическая новелла, которые во многом мы приводим к одному жанру фантастической повести) и одного художественного метода (романтизм). Настоящая работа не ставит целью свести сюжетное многообразие исследуемых произведений к единому образцу: формализуется только система правил, по которым представители определенной культурной эпохи моделируют художественный объект. Психоаналитический метод позволяет раскрыть использование подсознательного для формирования системы образов, и направленность идеи произведения на познание читателем себя и окружающей действительности. Концептуальный метод является тактикой получения информации о стоящих за словом знаниях о действительности, носителей той или иной культуры в рамках когнитивной стратегии литературоведческих исследований (используя элементы лингвистического анализа). Концептуальный анализ ориентирован на получение знания о фрагментах действительности, имена которых появляются в текстах (это слова, имена героев, названия территорий и т. п.).

Методологическими приемами нашей работы стали приемы структурного и системного анализа, позволившие установить генетические и типологические связи, а также стратегия психоанализа и интертекстуального анализа.. ,.

При изыскании и установлении методологии исследования фантастики и жанра русской повести, а также при выявлении особенностей фантастических повестей в творчестве Вельтмана мы опирались на ряд источников, ставших основой нашего исследования.

Теоретической и методологической базой настоящего исследования стали работы Ц. Тодорова, А. В. Барыкиной, Е. П. Брандиса, К. Г. Фрумкина, В. Я. Проппа, Л. Н. Виноградовой, А. Ф. Лосева, М. Элиаде, Н. А. Криничной, В. Ю. Троицкого, С. А. Ташлыкова, В. М. Головко, О. В. Зырянова, Ю. М. Акутина,.

Л.И.Крекниной, О. А. Скачковой, С. О. Долгова, И. П. Фармана, Ю. И. Табакарь, А. В. Козловой, Е. Г. Чернышевой, В. И. Коровина, Т. А. Чернышевой и др.

Объектом исследования стала русская фантастическая проза первой половины XIX века.

Предмет исследования — фантастические повести А. Ф. Вельтмана 20-х -40-х годов XIX века.

Положения, выносимые на защиту:

1. Фантастика является особой частью литературы, имеет свои характерные черты и разнообразно представлена в произведениях русских писателей-романтиков. Жанр фантастической повести также имеет свои художественные особенности и обладает определенной жанровой самостоятельностью.

2. Фантастика широко используется в творчестве А. Ф. Вельтмана, она является неотъемлемой частью исторических произведений, подчеркивает специфические моменты истории, раскрывает психологические особенности героя, позволяя глубже понять психологическую подоплеку тех или иных поступков персонажей.

3. Вставные фантастические повести А. Вельтмана можно рассматривать как отдельные фантастические произведения, так и с учетом их нахождения в романном контексте. Эти повести показывают формирование у автора творческой необходимости использования фантастики, а также становление жанра фантастической повести в творчестве исследуемого автора. Кроме этого вставные повести в романах подчеркивают оригинальное использование фольклорного и лингвистического материала (создание проблемной ситуации для читателя при использовании имени исторического или фольклорного персонажа с незначительным изменением его написания, привлечение сказочных персонажей в кажущуюся реальность, то есть определенное переплетение реального с ирреальным). Это применяется для демонстрации существования человека в границах эстетической реальности, обусловленной принципом романтического двоемирия.

4. Фантастическая повесть начала XIX века представляет собой комплекс уникальных черт, позволяющих раскрыть ряд философских и личностных проблем, волнующих русское общество этого времени. Это особый предмет отражения (познание и поиск ответов на извечные вопросы), познавательная емкость произведения, частотная параболическая форма сюжета, единонаправленный конфликт, наличие ряда своеобразных мотивов (сна, безумия, смерти, игры и т. п.). Фантастические повести явились оптимальным литературным жанром для выражения основной проблемы романтизма — «познание человеком себя, окружающего мира и т. д. Фантастическая литература давала возможность приоткрыть завесу мира реального и позволить читателю проникнуть в глубинные процессы познания, а жанр повести давал возможность сконцентрироваться на одной проблеме, показать героя с установившимся характером.

5. Поиск новой жанровой формы (фантастической повести) обусловлен стремлением выразить эпоху и найти ответы на вечные вопросы. При этом несколько писателей, создавая свои произведения, используют похожие методы и приемы (в фантастической повести русского романтизма отмечаем мотив 1 игры, женский образ) для воплощения авторского замысла и на уровне формы, и на уровне содержания. Однако использование сходных приемов или образного ряда не всегда играет одинаковую смысловую роль. Использование Вельтманом общих мотивов и уникальных героев приводит к созданию фантастических повестей особого содержания.

Новизна данной работы состоит в том, что вопросы структурирования фантастических повестей, выделение особенностей произведений исследуемого жанра в России XIX века мало разработаны в отечественном литературоведении. Данное исследование является одной из первых работ, ' посвященных рассмотрению фантастических повестей Вельтмана, творчество которого мало изучено в целом и практически не исследовано в вопросе фантастических произведений малого и среднего объема.

Практическая ценность проведенного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в курсе по русской литературе, спецкурсах по интерпретации текста, творчеству А. Ф. Вельтмана и русской фантастике, написании дипломных и курсовых работ по русской литературе эпохи романтизма.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были изложены на научных конференциях (Московский педагогический государственный университет 2009, 2010; Белгородский государственный университет 2009, 2011; Харьковский государственный технический университет строительства и архитектуры 2010, 2012), в научных публикациях (2008;2012), а также в обсуждении на кафедре русской и зарубежной литературы и методики преподавания Белгородского государственного университета (2009;2011) и обсуждении на кафедре русской литературы Московского педагогического государственного университета (2012, 2013) .

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых делится на две части, заключения и библиографии, включающей 227 источников.

Заключение

.

Проанализировав ряд русских фантастических повестей первой половины XIX века, мы столкнулись с проблемами, как в самой классификации жанра фантастической повести, так и в характеристике особенностей произведений А. Ф. Вельтмана.

Разработка решений этих проблем и выделение характерных черт творчества А. Ф. Вельтмана стало возможным благодаря комплексному использованию художественных текстов, теоретических методов, существующих исследований и мнений практиков фантастического жанра.

Проведя анализ, можно сказать, что творчество Вельтмана являет собой своеобразное явление русской литературы. Оригинален и его вклад в фантастическую литературу. В контексте русской прозы исследуемого периода выяснено, что фантастика Вельтмана, являясь актуальной для своего периода, во многом ушла вперед своими мотивами и приемами. Так, например, активный женский образ в фантастике не используется и до настоящего времени в литературной фантастике.

Формирование фантастической повести у Вельтмана также шло самобытным путем — развиваясь из романной повести. Представляя оригинальный синтезированный роман, Вельтман вкрапляет в него вставные эпизоды. Это представляется интересным с разных точек зрения, добавляет многогранности в восприятии романа и позволяет читателю более интенсивно включаться в романное действие, в то же время и более запутывая его в коллизии. Вельтман предстает мистификатором, каких еще не было в русской литературе того времени. При этом он не преследует цели сформировать что-то принципиально новое, представляется, что основной задачей для него стоит создать настолько объемное художественное произведение, которое заставит читателя активно думать и сомневаться. Возможно, именно это и подтолкнуло писателя к использованию фантастики. И это предполагало некоторые трудности, поскольку, как отмечалось в нашем исследовании, фантастика в это время еще только формируется.

Но и на современном этапе развития литературоведения классифицировать данное явление оказалось несколько проблематичным, потому как методология фантастики в современной науке еще не достаточно разработана. В связи с этим нам представилось необходимым обратиться к различным источникам и > толкованиям фантастики и фантастического, чтобы сформулировать характерные черты фантастики в литературе. Для того, чтобы наша классификация была максимально полной и охватывала весь спектр затронутых проблем, мы обратились к истокам и причинам формирования фантастики.

Нами отмечалось отношение мифологии и фантастики, переход от мифологии к религии, обусловивший взаимосвязь с явлением фантастики в литературе. С этой точки зрения мы акцентировали наше внимание на способе познания мира и востребованности этого человечеством, и роль фантастики в познании и осмыслении. В нашей работе также была отмечена необходимость 1 учитывать при определении фантастики гносеологию и эстетику в их совокупности. Также нам представилось важным обратиться к размышлениям самого Вельтмана, для более ясного видения целей автора при использовании фантастики и понимания, что же он сам подразумевает, под этим явлением в литературе.

Фантастика зарождается при слиянии осмысляющей части мифологии и использовании литературных приемов в момент нарушения синкретического мышления. Трудность составляло и разграничение фантастических произведений и авторской сказки, но, учитывая социальную функцию, 1 различие в структуре повествования, степень выражения авторского мировоззрения в произведении мы можем разделить эти понятия, допуская существование «сказочной фантастики». В исследовании сказочной фантастикой мы можем считать определенный круг фантастических образов, восходящих к фольклору. Она может стать частью любого произведения сказки, повести, романа или поэмы. И в связи с этим же принципом соотнесения литературного метода, который можно использовать в любом произведении и характеристики фантастики, в исследовании отмечена.

176 1 важность разделения понятий фантазии и фантастики. Мощным толчком для развития фантастики становится романтическое двоемирие.

Таким образом, учитывая все рассмотренное, мы предложили свое определение фантастики в литературе. Основными чертами фантастики являются создание специфических образов, которые позволяют читателю вместе с автором балансировать на грани реального-нереального, поколебать уверенность читателя в познаваемости окружающей действительности только путем бытового исследования, заставить читателя анализироватьвведение элементов сверхъестественного и необычайного, но так, чтобы не дать читателю однозначного решения поставленной проблемыиспользование эстетики противопоставления. Фантастика в литературе, как и в других видах искусства, является приемом для возбуждения в читателе или зрителе способности к размышлению и анализу.

Русская литература XIX века обладала характерной чертой — размытостью жанрового сознания, что приводило к синкретическим формам. Это явление во многом и не давало возможности авторам точно определить жанр создаваемых прозаических произведений.

Особенность использования фантастики в творчестве Вельтмана мы начали с исследования его романов, где часто использовались фантастические герои, мотивы и приемы. В своих романах, классификация которых иногда вызывает затруднения, исследуемый автор использует фантастику для побуждения читателя к размышлению, к его активному участию в художественном действии.

Это также является особенностью творчества Вельтмана, поскольку подобные элементы крайне редко встречались в литературном контексте исследуемой эпохи. Предполагаем, что именно таким образом писатель развивает и самобытно раскрывает главные задачи русской литературы романтизма. Одной из важнейших задач русской прозы 20−30-х г. г. XIX века была задача соединения глубокой содержательности, философской значимости и жизненной достоверности произведения. В общем движении прозы повесть.

177 могла стать решением этих проблем, поэтому она занимала в русской литературе особое положение и предваряла роман. А. Ф. Вельтман внес существенный вклад в развитие жанра русской повести, расширил жанровые возможности светской повести, обогатив ее в развитии жанра в психологическом направлении.

Мы отметили, что часто при характеристике повести данный жанр рассматривается через новеллу или даже приравнивается к ней. Рассмотрев ряд исследований, и выделив общие характерные черты художественных произведений и исследовательского материала, мы пришли к выводу, что t повестью можем считать прозаические произведения среднего объема, обладающие рядом характеристик.

Фантастические повести — это жанр, обладающий характеристиками повести, с введением элемента необычного или мистического. С более ярким несовпадением внутреннего мира не только с самим собой, но и ощущение несовпадения с действительностью. Наличие определенного круга характерных приемов и мотивов (сновидение, безумие), происходящих в определенном повествователем пространстве, со своеобразным временным решением (либо расширение до исторических времен, либо ограничение сумерками). Чаще, всего основные события происходят в переломные и переходные моменты, например, вечером, при делении власти, в моменты засыпания, употребления алкоголя и т. д. Основная цель — познание себя, психологических процессов человека, познание окружающей действительности. Фантастическая повесть имеет несколько типов: гротесковая, таинственная и повесть с фольклорной окраской. Эти черты становятся очевидными при изучении зарождения фантастической повести в России.

Формирование русской фантастической повести начинается со слияния славянской мифологи, сказок, религиозных притч, баллад. Фантастическая «повесть стала той литературной формой, которая максимально воплотила в себе элементы двоемирия и представила для автора возможность создать условия, необходимые для постижения бытия. И к середине XIX века приобрела свой.

178 круг предметов и индивидуальную манеру изображения, что говорит о сформировавшемся жанре и позволило нам выделить характерные черты.

А.Вельтман шел своим творческим путем. Рассмотрев ряд романов, в которых используется фантастика в различных ее проявлениях, было принято решение более подробно остановиться на вставных повестях, демонстрирующих более яркую реализацию идей романтизма.

В эпоху создания Вельтманом романов, его современники уже писали в жанре фантастической повести, но формирование фантастических повестей в творчестве А. Ф. Вельтмана начинается с формы вставной повести в составе романа, и несмотря на то, что самостоятельно этот жанр выделился значительно позже. Его вставные повести могут стоять в одном ряду с 1 фантастическими повестями современников. По ряду жанрообразующих признаков мы отделяем вставную повесть от притчи и легенды в структуре романов.

Вставные фантастические повести служат вспомогательным элементом для раскрытия конфликта реального и идеального миров в сюжетной основе романов, как бы синтезируют всю идею произведения. Также данные вставные повести раскрывают особенности фольклорной фантастики и феномена двойничества, важные для русского романтизма.

Для раскрытия основной идеи в фантастических повестях используется традиционный мотив искусства, фольклорные персонажи, которые действуют не характерно для их традиционной роли, действие в постоянном переплетении сверхъестественного и реального. Автором используются сказочные элементы и мотивы, переосмысленные легенды, символичный вещный мир, отсылающий к ряду источников и как служебный элемент для понимания главной сюжетной линии. Переплетение культурных и исторических сюжетных элементов.

Романтическое двоемирие объемно реализуется не только созданием двух миров и двойной жанровой компиляции (романа и повести), своеобразной трактовкой традиционных фольклорных героев и народной истории, но и двойным именованием персонажей. Можно сказать, что это становится.

179 характерной чертой всего фантастического творчества Вельтмана. При этом всегда преобладает энергия, обусловленная первоначальным именем героя. Двойственность в именовании проявляется и в написании, и в исполняемой роли, при сопоставлении исторического материала и художественно изложенного в романах. Вставные повести имеют элементы двойничества 1 идущие как из истории, так и из фольклора. Это раскрывается и через использование образов двойников героев. Все эти элементы играют важную роль в психологическом самопознании героев, и дают возможность читателю также обратиться к внутренним процессам собственного самопознания и осознания бытия. Эти же цели, но несколько глубже, реализуются и в отдельных повестях данного автора. В них более комплексно раскрыто единение истории и фольклора. Использование не характерных героев, оригинальных приемов построения произведений рассматривается нами в сопоставлении трех фантастических повестей А. Ф. Вельтмана с различными < фантастическими повестями других авторов. Исследовав проблему изучения фантастических повестей Вельтмана именно таким образом, мы сделали ряд выводов, позволяющих, на наш взгляд, говорить об оригинальности таланта изучаемого автора.

Следующей проблемой нашего исследования была необходимость выявить специфику фантастических повестей А. Ф. Вельтмана. Для этого мы рассмотрели образный ряд и остановились на важной отличительной детали творчества данного автора — изображение женщины как главной героини, а это до сих пор является трудностью для фантастов. Таким образом, несмотря на то, 1 что фантастические повести Вельтман стал создавать уже тогда, когда данный жанр начал появляться в творчестве других авторов, в некоторых аспектах, Вельтман зашел настолько далеко, что даже спустя века его творческие находки остаются уникальными.

Кроме женских образов, продолжение получает тема значимости силы слова и значения имени и в самостоятельных повестях Вельтмана. Именование героинь повестей раскрывает их характер, в некотором роде объясняет причины.

180 их поступков, не характерных для женщин XIX века. Противостояние феминности и маскулинности реализует идею самонаблюдения и самопознания. Изображение героя и антигероя на тендерной основе становится также одной из оригинальных черт творчества Вельтмана.

Использование в качестве главного героя женщины позволяет автору не только более объемно раскрыть фантастичность произведения, но и поднять ряд важнейших вопросов: социальных, воспитательных, психологических. Столкновение со смертью, демоническими проявлениями дают возможность лучшего познания процесса становления личности и внутренних психологических процессов, либо провоцирующих на какие-то поступки, либо сформировавшихся в результате этого столкновения. Женские образы в различной трактовке приводят произведения к раскрытию проблемы двойничества, поиску идеального в реальном.

Введение

активно действующей • женщины, позволяет придать произведению больше психологизма, ввести мотив красоты, искусства и обмана.

Демонстрацией амбивалентности окружающей действительности т становится также введение в фантастические повести элемента игры, как формы проведения досуга и как приема создания сюжетной линии, и организации структуры произведения. Игра становится формой моделирования и характеристики конфликта и психологической характеристики участника игры.

Вовлечение читателя в действие при помощи игрового элемента и временное самоустранение автора, является особенностью фантастических повестей первой половины XIX века. Таким образом, мы видим, что в литературе романтизма наиболее удачным жанром для выражения идей, самопознания человека, выражения столкновения двух миров, двойственности человеческой сущности и балансировки на грани реальности и ирреальности становится жанр фантастической повести.

Этот жанр еще формировался, но набирал все большую популярность именно из-за его востребованности обществом. Фантастические повести.

Вельтмана своеобразно и очень многоаспектно выражали основные идеи романтизма и давали почву для размышления читателю. Можно найти ответы на множество мировоззренческих вопросов, изучая фантастические повести Вельтмана.

Имя этого писателя оказалось забыто во многом из-за того, что, несмотря на меняющиеся творческие течения, Вельтман, по мнению современников, продолжал работать в одном направлении, не изменяя стиля и подхода к созданию произведений. Фантастические повести представлены в его творческом наследии небольшим количеством, однако по содержательности, концептуальности и философско-эстетической наполненности они очень глубоки и ценны для литературы в целом. Уже было отмечено, что во многом данный писатель даже обогнал время. Прослеживая особенности фантастической повести Вельтмана, исследователь может составить более комплексную картину фантастической литературы в целом, потому как использование энергемы имен исторических двойников, системы персонажей, построение сюжета в творчестве Вельтмана довольно оригинально и способствует решению главных задач романтизма, многие из которых волнуют человечество и на сегодняшний день. Возможно именно этим обусловлена такая популярность фантастической литературы современности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.З. Двойничество / С. З. Агранович, И.В.Саморукова- М-во образования Рос. Федерации. Сам. гос. ун-т. Каф. рус. и зарубеж. лит. -Самара.: Сам. ун-т, 2001 — 129,1. с- 20 см.
  2. , Ю.М. Встречи с книгой: сб./ Всесоюз. добр, общ-во любителей кн.- Сост. Ю. М. Акутин. М.: Книга, 1979. — 398 с.
  3. , Ю. Проза Александра Вельтмана вступ.ст. // А. Ф. Вельтман. Повести и рассказы. Подготовка текста, составление, вступительная статья и примечания Ю. М. Акутина. М.: «Сов. Россия», 1979. -С. 5−20.
  4. , Ю. Ротмистр-чернокнижник: псевдонимы и анонимы Александра Вельтмана // Альманах библиофила. М., 1977. — Вып. 4 — С. 134 140.
  5. , Е.С. Мифологические образы и мотивы в повести А.Погорельского «Лафертовская маковница» (к специфике бытования и художественного воплощения)// Мифология как система. Режим доступа: http ://www.mthenia.ru/folklore/antonova 1 .htm
  6. Белое привидение. Русская готика. М.: Азбука-классика, 2007. -512 с.
  7. , Е.А. А.Ф.Вельтман: феномен барочного резонанса // Рус. 1 речь. М., 2005. — № 4. — С. 3−10.
  8. , Е.А. Проза А.Ф.Вельтмана как явление переходной эпохи: Дис.канд.филол.наук: 10.01.01 Елец, 2001 -227 с.
  9. , A.B. «Иоланда» А.Ф.Вельтмана как таинственная новелла // Филологический поиск. Волгоград, 2006. — Вып.5 — С. 112−115
  10. , A.B. Русская фантастическая новелла первой трети Х1Хв.: Опыт типологии // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. Сер.: Филол. науки. -Волгоград, 2007. № 2 — С. 124−128.
  11. , A.B. Эмоциональное и рациональное в творчестве А.Ф.Вельтмана // Диалектика рационального и эмоционального в искусстве слова. Волгоград, 2005. — С. 130−133.
  12. , В.Г. Полное собрание сочинений, Т.1 Статьи и рецензии. Художественные произведения 1829−183 5/АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом) / В. Г. Белинский М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953 -573 с.
  13. Берегулева-Дмитрнева, Т. Чудо таинственности мира // Сказка серебряного века. М., 1994. С. 7−28.
  14. , В. Утопия // Октябрь № 5, 2001. С. 187−191
  15. Бестужев-Марлинский, A.A. Статьи /А.А.Бестужев-Марлинский. — М.: Классика КнигаФонда, 2009. 48 с.
  16. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. — М.- СПб: Большая Рос. энциклопедия: Норинт, 1997. -1456 е.: ил.- 27 см.
  17. , Е.П., Дмитревский, В.И. Зеркало тревог и сомнений. О современном состоянии и путях развития англо-американской научной фантастики. М., «Знание», 1967 — 64 е.- 22 см.
  18. , Е.П. Фантастика и новое видение мира // Звезда. 1981. -№ 8.- С. 41 -49.
  19. , В.И. В поисках завтрашнего дня: О фантастике всерьез и с улыбкой / вступ. ст. С. Абрамова. Свердловск: Средне-Урал. книж. изд-во, 1981−223 е.- 17 см.
  20. , В. О фантастике всерьез и с улыбкой // 1000 ликов мечты. Очерки и этюды, послесл. М.Немченко. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1988-С. 3−88- 17 см.
  21. , Б.Я. Первые романы Вельтмана // Бухштаб Б. Я., Фет и др.: избранные работы СПб, 2000 — С. 25−56.
  22. , А.Ф. Избранное / Сост., вступ.ст.В.И.Калугина- прим. В. И. Калугина и А.Б.Иванова- ил. и оф.А. Л. Костина, Н. М. Костиной. М.: Правда, 1989.-560 с.
  23. , А.Ф. Повести и рассказы / Подготовка текста, (составление, вступительная статья и примечания Ю. М. Акутина. М.: «Сов. Россия», 1979.-384 с.
  24. , А.Ф. Романы / Сост., вступ. Статья В.И.Калугина- Послесл. и коммент. А. П. Богданова. М.: Современник, 1985. — 524 с. — (Из наследия).
  25. , Н.Л. Жанровая и стилевая структура русской беллетристики 1830-х 1840-х годов: автореф. дис.д.филол.наук.: 10.01.01/М., 1997−51 с.
  26. , Н.Л. Идиллические мотивы в русской прозе 1830−1850х < годов // Рус. словесность 1998 — № 5 — С. 25−30.
  27. , В.В. Стиль «Пиковой дамы» // Виноградов В. В. О языке художественной прозы. -М., 1980. С. 70−205.
  28. , Л.Н. Славянская народная демонология: проблемы сравнительного изучения / Л.Н.Виноградова-М., 2001. 64 с.
  29. , Д. Энциклопедия фантастики / Под ред. Вл. Гакова. -М., 1995. С. 235−243.
  30. , А.А. Киевская Русь в русском историческом романе 30-х г.г. Х1Хв.: (М.Н.Загоскин, А. Ф. Вельтман, З.А.Волконская): Дис. канд.филол.наук: 10.01.01. Днепропетровск, 1991. — 327 с.
  31. , Д. А. Боги славян. Язычество. Традиция. / Д. А. Гаврилов,
  32. A.Е.Наговицын. — М.: Рефл-Бук, 2002 464 с.
  33. , А.Б. Золотой век русской прозы // Русская проза первой половины XIX века. М.: Дрофа: Вече, 2002. — С. 5−40.
  34. , О.И. Искусство и духовная жизнь // Общие проблемы искусства. Обзорная информация. Вып. 2. М., Изд. ГБЛ, Информкультура, 1987. — С. 8−11.
  35. Гоголь, Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. / Н. В. Гоголь. М., 1994. TII -784 с.
  36. , Л.А. Непрямое говорение / Л. А. Гоготишвили М.: Языки славянских культур, 2006. — 720 с. (Studia philological).
  37. , В.М. Повесть как жанр эпической прозы: учебное пособие /
  38. B.М.Головко Москва — Ставрополь: изд-во СГУ, 1997. — 118 с.
  39. , В.М. Поэтика русской повести / В. М. Головко Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1992 — 191 с.
  40. , Л.П. Письма женщин к Пушкину / Л.Гроссман. М.: Алгоритм, Эксмо, 2008. — 240 с. — (Наше все).
  41. , Е., Медведев, Ю. Словарь славянской мифологии. -Н.Новгород: «Русский купец», «Братья славяне», 1995. 368 с.
  42. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 2: и-о / Владимир Даль. М.: ГосЛитИздат, 1935 — 808 с. i
  43. , С.О. А.Ф.Вельтман и его план окончания «Русалки» Пушкина / С. О. Долгов М., 1897 — 16 с.
  44. , К. Религия и культура / Пер. с англ., вступ. ст., коммент.: Кожурин К. Я. — СПб.: Алетейя, 2000. — 281 с.
  45. , Ю.И. Русские мифы/ Юрий Дружинников. СПб.: Пушк. фонд, 1999−348, 1. с.:ил.- 21 см. i
  46. , В.В. В лабиринте проклятых вопросов / В. В. Ерофеев. М.: Сов. писатель, 1990. — 447 с.:ил:21см.
  47. , М.И. Народно-поэтические истоки образа знахаря-колдуна в произведениях О.М.Сомова // Вестн. Чуваш, ун-та Чебоксары, 2006. — № 5 -С. 157−163.
  48. , Д.К. Религиозно-магическая функция волшебных сказок // Сборник в честь С. Ф. Ольденбурга. Л., 1934. — С. 215−241.
  49. , О.В. Лирическая новелла как жанр русской «поэзии сердца». Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. Выпуск 1. Филология, 1997, № 7, — С. 77−90.
  50. , Н.В. Фантастическая повесть // Русская повесть XIX в. -Л.:Наука, 1973.-С. 134−169.
  51. , Ю.И. Что такое фантастика? / Ю. И. Кагарлицкий -М.: Худож. лит., 1974. 352 с.
  52. , В. Забытый Александр Вельтман // Лит. Россия, 1985, 2 авг., С. 18.
  53. , В. Забыт ли Александр Вельтман?: О лит. судьбе писателя Х1Хв. // Лит. учеба, 1984, № 6, С. 187−194.
  54. , В.И. Романы Александра Вельтмана вступ.ст. // А. Ф. Вельтман. Романы. -М.: «Современник», 1985. С. 3−21.
  55. , В.К. Русская классика, или Бытие России / В.К.Кантор- Ред. 1 И. И. Ремезова. М.: РОСС-ПЭН, 2005 — 768 с.
  56. , Ф.З. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия (1820−1840 г. г.) / Ф. З. Канунова, И. А. Айзикова, -Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001 304 с.
  57. , JI.A. Повествовательная структура русской ' романтической повести (начальный этап развития): Учебное пособие по спецкурсу. М.: МПГУ, 1994. — 113 с.
  58. , A.B. Повесть романтической души // Немецкая романтическая повесть -М.: Прогресс, 1977. С. 8−52.
  59. , А.П. Воспоминания о Пушкине / А. П. Керн (Маркова-Виноградская) — Сост., вступ. ст., с. 5−32, и примеч. А. М. Гордина. М.: Сов. ' Россия, 1987 — 414,[2] е., [8] л. ил. ил. 17 см.
  60. , Р. «Говорите мне о любви.»: Женщины в книгах и в жизни / Р. Киреев М.: ЗАО «Роман-газета», 2002 — 80 с.
  61. , С.И. «От познания зависит все, чем жизнь красна и радостна»: А. Ф. Вельтман (1800 1870): К 200-летию со дня рождения писателя. / С. И. Ковригина // Библиотековедение — 2000. — № 6 — С. 68−74.
  62. , С.А. Метризованная проза А.Ф.Вельтмана: Дис.канд.филол. наук: 10.01.01 -М., 1995 177 с.189
  63. , JI.H. В четвертом измерении: Филос. идеи рус. лит. / Л. Н. Коган, Нижневартовск: изд-во Нижневартовского пед. ин-та, 1994. — 190 1. е.: ил- 20 см.
  64. , А. Портрет фантастики, или Откуда есть пошли журналы фантастики // Знание-сила. 2007. — № 12. — С. 14−17.
  65. , A.B. Феномен двойничества и формы его выражения в русской прозе 1820−1830-х г.г.: Дис.канд.филол.наук: 10.01.01 Томск, 1999- 248 с.
  66. , В.И. Фантастический мир русской романтической повести //Сильфида: Фантастические повести русских романтиков. М.: Современник, 1988.- С. 5−23.
  67. , Ю. Фантастика и характеры // Октябрь. 1973. — № 10. — С. 210−211.
  68. , Е.Р. Вещи в художественном изображении// Русская словесность. 1998 — № 4 — С. 91−96.
  69. , О.И. «Элизы, Клименты, Филисы»: Наблюдения над условно-поэтич. Именами в рус. лит. XIX в.// Рус.речь. 1982 — № 4 — С. 9−13.
  70. , В., Чернов, А. Мудрая фантазия сказочника. // Вельтман А. Сердце и думка: Приключение: Роман в 4 ч. М.: Сов. Россия, 1986. — С. 321.
  71. , М.Н. Фольклорно-историческая проза А.Ф.Вельтмана // Изучение лит-ры в вузе. Саратов, 2007. — Вып. 6 — С. 23−29.190
  72. , Л.И. Жанровое своеобразие прозы А.Ф.Вельтмана 18 301 840-х г. г.: Дис. .канд.филол.наук: 10.01.01. Томск, 1985−242 с.
  73. , O.A. Эстетика. Учебник для гуманитарных вузов и факультетов. М.: «Аспект Пресс», 1998 — 430 с.
  74. , H.A. Русская народная мифологическая проза. Истоки и полисемантизм образов: в Зт. Т.1: былички, бывальщины, легенды, поверья о духах-«хозяевах». М., 2001 — 584 с.
  75. , В.М. Гоголя зрящий глаз // Вопросы философии 1996. -№ 9 — С. 23−39.
  76. , И.В. Культорологическое прочтение Э.Т. А. Гофмана на рубеже XX—XXI вв.: онтологизм фантастического. Автореферат Саранск, 2007.- 136 с.
  77. , Е.Е. Восточнославянский мифологический текст: семантика, диалектология, прагматика. Автореферат М., 2007. — 46 с.
  78. , А.Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев М.: Мысль, 2001.- 558 с.
  79. , А.Ф. Личность и абсолют / А. Ф. Лосев. Сост. и общая редакция А.А.Тахо-Годи. М.: «Мысль», 1999. — 719 с.
  80. , А.Ф. Философия имени / Самое само: Сочинения. М.: Эксмо-пресс, 1999. — 1024с. — С. 29−204.
  81. , Ю.М. Пушкин: Биография писателя- Статьи и заметки, 1960−1990- «Евгений Онегин»: комментарий. СПб.:Искусство-СПБ, 1995. -814 с.
  82. , Ю.В. Динамика русского романтизма: пособие для учителей лит., студентов-филологов и препод-й гуман. Вузов / Ю. В. Манн М.: Аспект-пресс, 1995.-380 с.
  83. , В. Балладный мир Жуковского и русская фантастическая повесть эпохи романтизма // Жуковский и русская культура. Л., 1987. — С. 138−166.
  84. , В. Дыхание фантазии // Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820 1840 гг.): Сб. произведений.- Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1991.-С. 5−47.
  85. , Ю. Там лес и дол видений полны.// Русская фантастическая проза XIX начала ХХв. — М.: Правда, 1991. — С. 453−467.
  86. , Д., Механик, А. Нить Ариадны // Эксперт. 8−14 декабря 2008 — № 48 — С. 59−66.
  87. , Е.М. Историческая поэтика новеллы / АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1990. — 279 с.
  88. , Е.М. Классические формы мифа и их отражение в повествовательном фольклоре // Е. М. Мелетинский. Поэтика мифа. М., 1995.- С. 163−277
  89. Мирна Элиаде. Аспекты мифа. Пер. с фр. В. Большакова М.: «Инвест- ППП», CT «ППП», 1996. 240 с.
  90. Модестов, Ю (Акутии, Ю.) Фантаст прошлого века / О романе А. Ф. Вельтмана «Александр Филлипович Македонский», Веч. Москва, 1975, № 10, сентябрь — С. 3.
  91. , В.М., Никитина, Т.Г. Большой словарь русских поговорок / В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина М.: ЗАО «Олма Медиа Групп», 2007.-784 с.
  92. , Г. П. Как верили предки/ Г. П. Нагорный. М.: «Сов.Россия», 1975. — 224 с.
  93. , Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики / М-во высш. и сред. спец. обр-я РСФСР Л., изд-во ЛГУ, 1986 — 198 2. с.- 22 см.
  94. , А. Тринадцать таинственных историй (вступ. статья) // Русская романтическая новелла. -М.: Худож. лит., 1989. С. 4−8.
  95. , Ю. Вокруг «замечательного десятилетия»: от чистых идей к проклятым вопросам: О рус. лит. 30−40-х годов XIX в. / Ю. Никуличев // Вопр. лит-ры 2003 — № 1 — С. 208 — 241.
  96. , Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки / Н. В. Новиков Л.: Наука, 1974. — 255 с.
  97. , Н.Д. Природа «фантастического» в русской повести начала Х1Хв. // Исследования по русскому и славянскому языкознанию. Казань, 2005.-С. 97−101.
  98. , Н.Ф. Словарь древней и новой поэзии. 4.III. СПб., 1821. С. 477 — 479
  99. , A.M. Русская культура в канун петровских реформ / А. М. Панченко. Отв.ред. Д. С. Лихачев Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1984. — 205 с.
  100. , А. Об оригинальном жанре замолвите слово// Красное знамя (Венев). 1996. — 21 нояб. — С. 3.
  101. , H.H. Орест Сомов и его проза//Русская фантастическая проза эпохи романтизма. Л., 1987. — С. 15−19.
  102. , Е.И., Чёрный, И.В. Романы «криптоистории» // Современный русский историко-фантастический роман. М.: Мануфактура, 2003.-С. 83−128.
  103. , Е.И., Чёрный, И.В. Истоки современного русского историко-фантастического романа // Современный русский историко-фантастический роман. М.: Мануфактура, 2003. — С. 5−37.
  104. , Г. М. Красный сфинкс: история русской фантастики от В. Ф. Одоевского до Бориса Штерна / Геннадий Прашкевич. Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2007 — 598 с.:ил, порт, факс- 25 см.
  105. , В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп -М.: Наука, 2007−332 с.
  106. , В. Фантастика: Между притягательной силой жанра и неодолимой харизмой метода, или Спасение утопающих // Реальность фантастики. 2004. — N 5. — С. 169−177.
  107. , В.А. Не быль, но и не выдумка / В. А. Ревич М.: Знание, 1979 -64 с.
  108. , В.А. Реализм фантастики (полемические заметки) // Фантастика. М.: Мол. гвардия, 1968. — С. 270−298.
  109. , Т. Творческое воображение // Закон развития воображения -СПб, 1901.-С. 132−140.
  110. , А. О символах и знаках трезво и без эмоций. Режим доступа: Ьцр: // flintireland.narod.ru /кага1е1у/ои1Лет8.И1:т1
  111. , Т.О. О чудесном // Русские эстетические трактаты первой трети XIX в. Т.1. С. 340−350. М., 1974. (Впервые напечатано: Периодическое сочинение о успехах народного просвещения. 1812. № XXXIII, стр. 113−132).
  112. Русская и советская фантастика: повести и рассказы / сост., вступ. ст. и коммент. В.Н.Грекова- ил. и оформл. А. И. Добрицына. -М.: Правда, 1989- 637 с. 3.
  113. Русская повесть XIX в. История и проблематика жанра. Под. ред. Б. С. Мейлана. Л.: «Наука», 1973 — 365 с. (АН СССР ин-т рус. лит. Пушкинский дом)
  114. Русские писатели XIX в. о своих произведениях: Хрестоматия ист.-лит. мат-ов / Сост., авт.вступ. ст. и примеч. И. Е. Каплан. М.: Новая школа, 1995.-206 с.
  115. Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820−1840гг.): сб. / [сост. и авт.коммент.: А. А, Карпов [и др.] - вступ. ст. В.М.Марковича]. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. — 667 с.
  116. Русская эстетика и критика 40−50-х г. г. XIX века: Сб./ сост., вступ.ст., с.7−41, и примеч. В. К. Кантора, А. Л. Осповата. М.:Искуство, 1982 544 е.- 20 см. (История эстетики в памятниках и документах).196
  117. , Л.Б. Повести А.Ф.Вельтмана: (Проблематика, жанр, стиль)-Дис.канд.филол.наук: 10.01.01.-М., 1983 -216 с.
  118. , В.И. Под сенью дружных муз: О русских писателях-романтиках / В. И. Сахаров М.: Худож. лит., 1984. — 295 с.
  119. , И.В. Типология фантастики в русской прозе 30−40-х годов XIX века: Дис.канд.филол.наук-утв.28.9 1973г. В Моск.гос.ун-те им. М. В. Ломоносова — М., 1972.- 199 с.
  120. , O.A. Романтический герой М.Ю.Лермонтова и А. Ф. Вельтмана: («Демон» и «Светославич, вражий питомец») // Лермонтовсий выпуск. Пенза, 2004. — № 7. — С. 201−206.
  121. , O.A. Художественное своеобразие фольклорно-исторических романов А.Ф.Вельтмана: («Кощей бессмертный» и «Святославич, вражий питомец»): Дис. канд.филол.наук: 10.01.01 Самара, 2004 — 176 с. ¦
  122. , A.B. К проблеме соотношения романтической иронии и сатиры в творчестве Гофмана («Крошка Цахес») // Художественный мир Э.Т. А. Гофмана. М., 1982. С. 247−263.
  123. Славянская мифология: Словарь-справочник (сост. Батурина Л.М.- вступ.ст. Микушевич В.). М.: Линор: Совершенство, 1998. — 316 с.
  124. , И.П. Самозванство и философия имени // Звезда 2004 -№ 3 — С. 89−97.
  125. , О.В. Сказка и сказочность в творчестве Новаллиса. Автореферат. СПб., 2001. — 26 с.
  126. , В. «Настоящий талант»: об А. Ф. Вельтмане. // Лесная проп-ть — 1987 — 11 июля.
  127. , О.М. Были и небылицы. М.: Советская Россия, 1984 — 368 с.
  128. , Ю.И. Художественные открытия русских писателей: О мировом значении рус. лит-ры: кн. для уч-ля / Ю. И. Сохряков -М.:Просвещение, 1990 204 с.
  129. , В. Украина родина фантастики // Аргументы и факты (Украина), 1998, № 36 — с. 15.
  130. , A.B., Суперанская, A.B. О русских именах. Изд. 2-е, испр. и доп. JL, Лениздат, 1991, — 220 с.
  131. , Ю.И. Журнал «Библиотека для чтения» О.И.Сенковского в контексте русской журналистики 1-й половины XIX века. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2007. 26 с. (на правах рукописи)
  132. , Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. М., 1999. — 301 с.
  133. , О.И. Мифологические персонажи восточнославянского фольклора и особенности их воплощения в «Малороссийских былях и небылицах» О.М.Сомова // Общество. Среда. Развитие. № 3 (4) СПб, 2007. -С. 44−59.
  134. Толкиен, Дж.Р. Р. Эссе «О волшебной сказке» (неоконченное). Режим доступа: http://swtvaga.narod.ru/text.html
  135. , В.Ю. Художественные открытия рус. романтической прозы 20−30-х г. г. XIX в. / отв. ред. Н. М. Федь. М.: Наука, 1985 — 279 с.
  136. , И.П. Воображение в структуре познания / И. П. Фарман -М.:ЦОП Института философии РАН, 1994. 363 с.
  137. , М. Этимологический словарь русского языка. Т.2 М.: Прогресс, 1986. -673 с.
  138. , И.А. Контрапункт интертекстуальности, или интертекст в мире текстов / И. А. Фатеева. М.: Агар, 2000. — 280 с.
  139. , Л.В. Фольклор как художественный и духовно-философский феномен эстетических исканий поэтов эпохи романтизма. Автореферат. Майкоп, 2007. — 68 с.
  140. , Н.М. Путешествия в мир образов М.: Моск. рабочий, 1978 — 288 е.- 20 см.
  141. , П.А. Малое собр. соч. Вып.1. Имена / П.А.Флоренский- М.: Купина, 1993. 319 с.
  142. , Г. Из прошлого русской мысли / Г. Флоровский М.: Аграф, 1998.-431 с.
  143. Фрейд, 3. Жуткое // З.Фрейд. Художник и фантазирование. М.: Республика и настоящее, 1995. С. 265−281.
  144. , О.М. Поэтика сюжет и жанра. Подготовка текста, справочно-научный аппарат, предварение, послесловие Н. В. Брагинской / О. М. Фрейденберг. М.: «Лабиринт», 1997. — 448 с. ,
  145. , К.Г. Философия и психология фантастики / К.Г.Фрумкин- М.: Едиториал УРСС, 2004. 240 с.
  146. , Е.В. Апокрифы зазеркалья (записные книжки архивариуса). Режим доступа: http://academia-f.narod.ru/Apocrifl.htm
  147. , Е. Наука о фантастическом в России: Биобиблиографический справочник. Испр. и доп.: 19 мая 2003 г.- 52 с.
  148. , Е. «Русское поле» утопий (Россия в зеркале утопий) // Если.-2001.-№ 6-С. 189−192.
  149. , Е. «Сказка, спрыснутая мыслию.»: А. Ф. Вельтман, как основоположник историко-фэнтезийного романа в рус. лит. // Если. 2001.- № 3.- С. 251−254.
  150. Хейзинга, Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры / пер., сост. и вступ.ст.Д.В.Сильверстова- коммент. Д. Э. Харитоновича М.: Прогресс-Традиция, 1997. — 416 с.
  151. , Е. Слышать значит видеть изнутри // Столичные новости. -2001.- № 3.
  152. Чернов, А. В, О романе А. Ф. Вельтмана «Кощей Бессмертный» // Рус.лит. — 1987 — № 2 С. 103−114.
  153. , A.B. А.Ф.Вельтман-романист, 1830−1860-е годы: Дис. канд.филол.наук: 10.01.01 Д., 1988. -214 с.
  154. , Е.Г. «Мир преображенья.»: Мифологические и игровые мотивы в русской фантастической прозе 20−40-х годов XIX века. М.: изд-во Ml И’У им. В. И. Ленина — Благовещенск: Изд-во БГПИ им. М. И. Калинина, 1996.- 103 с.
  155. , Т.А. О старой сказке и новейшей фантастике // Вопр. лит. (М.). 1977. — № 1. С. 229−248.
  156. , Т.А. Потребность в удивительном и природа фантастики // Вопр. лит. (М.). 1979. — № 5. — С. 211−231.
  157. , Т.А. Природа фантастики / Т. А. Чернышева Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985, — 336 с.
  158. , В.М. Фантастика и ее виды // Вестн. Московского университета. Сер. 10: Филология. — М., 1974. — Вып. 2. — С. 68−74.
  159. , А. Жанр или метод // О лит. для детей. Л., 1965. — Вып. 10.-С. 184−192.
  160. , А. Кто в гетто живет? (Писатели-фантасты в джунглях современной словесности) // Фантастика-2001: Повести, рассказы, критика, публицистика. М: АСТ., 2002. С. 437- 449.
  161. , О.Н. Мир вещей в романах А.Ф.Вельтмана (проблемы психологизма) // Вестн. Моск. гос. открытого пед. ун-та. Сер.: Филол. науки. -М., 2006. № 12. — С. 63−67.
  162. , О.Н. Своеобразие художественного мира романов А.Ф.Вельтмана: Дис. канд.филол.наук: 10.01.01. -М., 1999.-226 с.
  163. , И.П. У истоков русского исторического романа / И. П. Щеблыкин. Пенза: Пенз. гос. пед. ин-т им. В. Г. Белинского, 1992 — 176 1.с.
  164. , В.Г. Российский гений просвещения: исследования в области мифопоэтики и истории идей / Василий Щукин. М.: РОССПЭН, 2007. — 606 1. е.- 22 см.
  165. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. Авт. предисл. А.Ровнер. -М.: Астрель, Миф, 2002 С. 5−14.
  166. Энциклопедия фантастики: кто есть кто: около 1300 статей / авт.: В. И. Бугров, В. И. Борисов, В. Гаков и др.- под ред. В. Гакова Минск: ИКО «ГАЛАКСИАС», 1995. — 692 с.
  167. Юнг, К. Г. Психология бессознательного. Пер. с нем. Бакусева В. -М.: ACT: Канон +, 2001.- 400 с.
Заполнить форму текущей работой