Художественное время и пространство в повествовательном произведении: На материале романа Ф. М. Достоевского «Бесы»
Диссертация
Третью главу мы посвятили исследованию свойств художественного пространства «Бесов». При этом анализ «географии», представленной в романе, показал, что художественное отображение реального географического пространства представляет собой некоторую систему пространственно-смысловых констант, которая, в свою очередь, является результатом сочленения двух пространственно-смысловых антитез, характерных… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО: ФИЛОСОФСКИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
- 1. Концепции времени и пространства в истории культуры
- 2. Проблема пространственно-временной организации литературного произведения (из истории эстетической мысли и литературоведения)
- 3. Категории времени и пространства в литературоведении XX века
- 4. Принципы исследования художественного времени и пространства в повествовательном произведении
- 5. Некоторые аспекты исследования художественного времени и пространства в достоевсковедении
- Глава II. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ В РОМАНЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «БЕСЫ»
- 1. Модели времени персонажей романа
- 2. Авторская модель времени в «Бесах»
- 3. Временная организация повествования романа
- Глава III. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «БЕСЫ»
- 1. Топография романа «Бесы»
- 2. Пейзаж и интерьер в образной системе романа
- 3. Пространственные символы в поэтике романа «Бесы»
Список литературы
- Достоевский Ф.М. Полн.собр. соч.: В 30-ти т. JL, 19 721 991.
- Ф.М.Достоевский. «Бесы»: Антология русской критики. М., 1996. 752с.
- Ф.М.Достоевский Об искусстве. М.1973, 632с.
- Аверинцев С, С. Судьба // Философская энциклопедия. Т.5. М., 1970. С.158−159.
- Андреева Т. А. Структура сюжетного времени (на материале рассказов Э. Хемингуэя). Автореф. дисс,. канд. филол.наук. Л., 1976, 16с.
- Аристотель. Об искусстве поэзии, М., 1957. 183с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994. 351с.
- Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М., 1966. 200с.
- Асмус В.Ф. В защиту вымысла // Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. С.11−36.
- Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М, 1982. 225с.
- Бабушкин С. А. Пространство и время художественного образа. Автореф. дисс.. канд.филол. наук. Л., 1971. 20с.
- Бабушкин С.А. Пространство и время художественного образа // Проблемы этики и эстетики. Вып.2. 1975. С. 112−116.
- Барг М.А. Шекспир и история. М., 1979. 215с.
- Баткин М, Итальянское Возрождение: проблемы, люди. М., 1995. 446с.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1979. 318с.
- Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.445с.
- Башляр Г. Предисловие к книге «Поэтика пространства» // Вопросы философии, 1987, № 5. С.113−121.
- Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигмы познания) в структуре художественного стиля // Вопросы философии. 1994. № 4. С.115−117.
- Бергсон А. Длительность и одновременность. Пб., 1923. 60с.
- Борев Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки: Опыт прочтения «Медного всадника». М., 1981. 399с.
- Бунге М. Пространство и время в современной науке // Вопросы философии. 1970. № 7. С.81−83.
- Вахрушев B.C. Время и пространство в «Тропике Рака» Г. Миллера (к проблеме хронотопа) it Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1992. № 1. С.35−43.
- Вернадский В.И. Размышления натуралиста: Пространство и время в живой и неживой природе. М., 1975. 174с.
- Виноградов В. В, О языке художественной прозы. М, 1980. 360с.
- Виролайнен М.Н. Автор текста истории: Сюжетообразование в летописи // Автор и текст. Спб., 1996. С.33−53.
- Володин Э.Ф. Специфика художественного времени // Вопросы философии. 1978, № 8. С.132−141.
- Гадамер Г.-П. Актуальность прекрасного. М., 1991.356с.
- Гачев Г. Содержательность художественной формы. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968. 302с.
- Гегель Г. Ф. Эстетика: В 4-х т. М., 1968−1969.
- Гей Н. Время и пространство в структуре произведения // Контекст 1974. М., 1975. С.113−129.
- Гердер И. Избранные сочинения. М.- Л., 1959. 391с.
- Горячева М.О. Проблема пространства в художественном мире А.П.Чехова. Автореф. дис.. канд, филол. наук. М., 1992. 16 с.
- Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. М, 1982. 367с.
- Глазычев B. J1. Образы пространства (проблемы изучения) // Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. С.159−174.
- Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. М., 1969. 589с.
- Гулыга А. Кант. М., 1977.с.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. 350с.
- Гуревич А. Я, Пространственно-временной континуум в «Песни о Нибелунгах» // Традиция в истории культуры. М., 1978. С.112−127.
- Гюйо М. Происхождение идеи времени. СПб., 1899.372с.
- Демина Н.И. Проблема времени в философии Канта. Автореф. дис.. канд. филос. наук, М., 1978. 18с.
- Джохадзе Н.И. К методологии исследования проблемы времени в искусстве и эстетике // Вопросы философии. 1983. № 1. С.129−135.
- Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. Л., 1980. 598с.
- Жук А. А. Русская проза второй половины XIX века. М., 1987. 353с.
- Казарян В.П. Понятие времени в структуре научного знания. М., 1980. 176с.
- Карр Г. У. Философия Бергсона в популярном изложении. М., 1913. 64с.
- Косиков Г. К. К теории романа // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993. № 1(2). С.213−215.
- Леви-Стросс К, Структура мифов // Вопросы философии. 1970. № 7. С. 162−167.
- Лотман Ю.М. Динамическая модель семиотической системы // Труды по знаковым системам. Тарту, № 463, 1978. С.18−33.
- Лотман Ю.М. О мифологическом коде сюжетных текстов // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. № 308. С.227−243.
- Лотман Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах // Труды по знаковым системам. Тарту, № 181, 1965.С.210−216.
- Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, № 308, 1973. С.227−244.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М, 1970. 381.
- Маргвелашвили Г, Т. Сюжетное время и время экзистенции. Тбилиси, 1976. 73с.
- Медриш Д.Н. Структура художественного времени И Уч. зап. Волгогр. Пед. Ин-та, Волгоград, 1967. Вып. 21. С. 80 114.
- Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986. 319с.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. 407с.
- Михайлова А.А. О художественной условности. М., 1970. 300с.
- Михайлова Е.М. Художественное время как категория текста и способы его реализации. Автореф. дис.. канд.филол. наук. Л., 1983, 20с
- Молчанов В.В. Проблема времени в современной науке. М., 1990. 132с.
- Молчанов В.В. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977. 192с.
- Мостепаненко A.M. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. М., 1974. 240с.
- Мотылева T. J1. Роман свободная форма: Статьи последних лет. М., 1982. 399с.
- Никитин Е.П. Время бытия и время его познания // Время и бытие человека. М., 1991. С, 87−101.
- Неклюдов С.Ю. Время и пространство в былине // Славянский фольклор. М., 1972. С.18−45.
- Неклюдов С.Ю. Статичные и динамичные начала в пространственно-временной организации повествовательного фольклора // Типологические исследования по фольклору. М., 1975. С.182−190.
- Ньютон И. Математические Начала Натуральной Философии, кн. 1, Петроград, 1915, 276с.
- Овсянников М.Ф. История эстетической мысли в 2-х т. М., 1985.
- Пенроуз Р. Структура пространства-времени. М., 1972. 183с.
- Перлина Н.М. Хронотопы бахтинского хронотопа // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1996. JSfe 3. С.77−96.
- Платон. Тимей // Платон. Соч. в 3 т. М., 1969. Т.З.
- Попов М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. М., 1904. С.425(«Хроникер»).
- Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983.336с.
- Потебня А.А. Эстетика и поэтика М, 1976. 614с.
- Потемкин В. К. Симанов A.JI. Пространство в структуре мира. Новосибирск, 1990. 176с.
- Пропп В, Я. Морфология сказки. М., 1969. 168с.
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность. JI., 1976.325с.
- Пространство и время (под ред. М.А. Парнюка) Киев, 1984. 294с.
- Ржевская Н.Ф. Концепция художественного времени в современном романе (функция «ретроспекций» в романе) Я Филологические науки. 1970. № 4. С.28−40.
- Рьшарь Н.С. Введение в теорию романа. Воронеж, 1989. 269с.
- Рымарь Н.С. Превращение пространства во время и время в пространство // Рымарь Н. С. Поэтика романа. Саратов.1990. С.46−72.
- Слепухов Г. Н. О некоторых аспектах художественного времени и пространства // Искусство и действительность. Методологические проблемы эстетического анализа. М., 1979. С.11−32.
- Соловьев B.C. Пространство // Собр. Соч. Т.10, СПб. 1914. С.268−272.
- Спиркин А.Г. Происхождение категории Пространство // Вопросы философии. 1956. № 2. С.91−104.
- Стеблин-Каменский М. И. Миф. JI., 1976. 104с.
- Суровцев Ю.И. Время в композиции романа // Дружба народов. 1971. № 9. С.245−255.
- Таборисская Е.М. Пространственно-временные отношения в романе «Обломов» // Метод и мастерство. Вып. 1. Вологда, 1970. С. 120−130.
- Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира. М., 1988. Т.2. С.161−164.
- Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: Семантика и структура. М., 1983. С.227−284.
- Топоров В. Н, Путь // Мифы народов мира. М., 1982. Т.2. С.128−130.
- Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. М., 1979. 218 с.
- Тынянов Ю.Н. Проблемы стихотворного языка. М., 1924.301с.
- Уваров М, Город. Метапоэзия жизни и смерти в ландшафтах петербургской культуры // Дружба народов. 1996. № 6. С.122−136.
- Успенский Б.А. История и семиотика (восприятие времени как семиотическая система) // Труды по знаковым системам. Зеркало. Семиотика зеркальности (вып.22). Тарту, 1988. Вып. 831. С.66−84.
- Фаликова Н.Э. Хронотоп как категория исторической поэтики // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1992. Вып.2.С.45−57.
- Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988. 454с.
- Флоренский П. А, Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993. 321с.
- Фокин П.Е. Соотношение факта и образа в характеристике жанра // Сюжет и фабула в структуре жанра. Калининград, 1990. С.56−62.
- Фридлендер Г. Поэтика русского реализма. М., 1971.293с.
- Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. С.96−97.
- Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. 539с.
- Ходанен Л. А. Поэтика времени в русском философском романе конца 30-х начала 40-х гг. XIX в. Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 1977. 16с.
- Холквист М. Хронотоп как категория повествования // Бахтинский сборник 2. М., 1991. С.275−278.
- Хотинская Г. А. Художественное время как эстетический феномен. Саратов, 1992. 307с.
- Цивьян Г. В. Дом в фольклорной модели мира // Труды по знаковым системам. Вып. 10 (463). Тарту, 1978. С.65−85.
- Цивьян Г. В. К мифологеме сада // Текст: Семантика и структура. М., 1983. С.140−151.
- Цивьян Г, В О некоторых способах отражения в языке оппозиции внутренний/внешний // Структурно-типологические исследования по фольклору. Сб. ст. памяти В. Я. Проппа. М., 1975. С.191−213.
- Чайковская В.И. О двух пространственно-временных моделях в современном советском искусстве // Некоторые актуальные проблемы искусства и искусствознания. М, 1981.С.28−50.
- Чичерин А.В. Ритм образа. М., 1973. 280 с.
- Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971. 291с.
- Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа // Семиотика и искусствометрия. М., 1972. С.136−164.
- Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966. 469с.
- Шичалина Е. Ф, Поэтика эпического пространства и времени в «Одиссее» Гомера. Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1983. 18с,
- Шкловский В, Б. О теории прозы. М., 1983.383с.
- Шпенглер О. Закат Европы. 1923. Кн.1. 212с. 656.
- Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. М. О прозе. О поэзии: Сб. ст. Л., 1986. С.45−63.1
- Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М, 1985. 184с.
- Эсалнек А.Я. Типология романа. М., 1991. 159с.
- По творчеству Достоевского.
- Айхенвальд Ю. Достоевский // Силуэты русских писателей. М., 1994. С. 242−255.
- Альми И. А. О превращениях пушкинского «Жил на свете рыцарь бедный» в художественном мире Достоевского // Сб. Сюжет и время. Коломна. 1991. С. 131−134.
- Альтман М.О. По вехам имен. Саратов, 1975.280с.
- Андерсон Р. О визуальной композиции «Преступления и наказания» // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1994. Т.П. С. 89−95.
- Анненский И.Ф. Книги отражений. М., 1979. 680с.
- Антонова Г. Н. Полемические аспекты образа Кириллова в романе Достоевского Бесы" // Скафтымовские чтения: Материалы научной конференции, поев. Столетию со дня рождения А. П. Скафтымова, Саратов, 1993. С.39−45.
- Анциферов Н.П. Петербург Достоевского, Пб., 1923. 106с,
- Арбан Д. «Порог» у Достоевского(тема, мотив и понятие). //Достоевский: материалы и исследования. Л., 1976. С.19−28.
- Аскольдов С.А. Психология характеров у Достоевского // Ф. М. Достоевский: Статьи и материалы (Под ред. А.С.Долинина). Л., М, 1924. С6.2С.5−31.
- Аскольдов С.А. Религиозно-этическое значение Достоевского // Ф. М. Достоевский: Статьи и материалы (Под ред. А.С.Долинина). Пг. 1922. Сб. 1. С.1−32.
- Багно В.Е. Самозванство «апостолов» новой веры (Новозавтные мотивы в «Бесах») // Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. С.241−245.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.320с.
- Белкин А. Читая Достоевского и Чехова. М., 1973. 301с.
- Белов С.В. Петербург Достоевского. Нева. 1983. № 11. С. 195 200.
- Бем А. Л. Достоевский. Психоаналитические этюды. Прага. Берлин. 1938. 192с.
- Бирон В. Петербург Достоевского, Л., 1991.45с.
- Бицилли П. К вопросу о внутренней форме романа Достоевского. София, 1946. 71с.
- Бойко М.Н. Художественная «география» Достоевского // Художественные проблемы русской культуры Н-й половины XIX века. М., 1994. С.5−59.
- Борщевский С, С. Новое лицо в «Бесах» // Слово о культуре. М., 1918.С.21−46.
- Борщевский С. С. Щедрин и Достоевский: История их идейной борьбы. М., 1956. 392с.
- Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985. С.161−209.
- Бренер А.Д. Время и пространство в повестях Ф.М. Достоевского 1870-х гг. // Ритм, пространство и время в художественном произведении. Алма-Ата, 1984.
- Буданова Н.Ф. Творчество и спасение (Ставрогин в интерпретации Николая Бердяева) // Достоевский: Материалы и исследования. Т.П. СПб., 1994. С145−155.
- Буданова Н.Ф. О некоторых источниках нравственно-философской проблематики романа «Бесы» // Достоевский: Материалы и исследования. Т. 8 Л., 1988. С.93−106.
- Буланов А.М. Две бездны // «Обрыв"И.А.Гончарова и «Бесы» Ф.М.Достоевского//Гончаровскиие чтения. Ульяновск, 1995. С. 15−17.
- Валагин А.П. Проблема читательского и научно-критического осмысления романа Ф.М.Достоевского «Бесы» //Достоевский и современность. Новгород, 1989, С.20−23.
- Виноградов В.В. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский. Л., 1929.
- Викторович В.А. Достоевский и антинигилистический роман // Достоевский и современность: Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Новгород, 1989. С.24−25.
- Викторович В.А. Сюжет и повествование в романе Достоевского // Сюжет и художественная система. Даугавпилс, 1983. С.56−63.
- Владимиров В.П. Из поэтики Достоевского: бестинарий. // Достоевский и современнность. Материалы XII Международных Старорусских чтений. Старая Русса, 1998. С.26−31.
- Волошин Г, Пространство и время у Достоевского // Slavia, 1933, № 1−2, р. 162−172.
- Волынский A. J1. Достоевский. Спб., 1909. 315с,
- Гиршман М. М, Совмещение противоположностей в стиле Ф. М. Достоевского // Гиршман М. М. Избранные статьи, Донецк, 1996. С.93−110.
- Гражис П. Время в романах Достоевского и его современников. Вильнюс, 1982. 75с.
- Гражис П. Своеобразие организации повествования в романах у Достоевского. Рига, 1988. 62с.
- Гроссман Л.П. Город и люди // Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1935, С.5−52.
- Гроссман Л.П. Достоевский-художник // Творчество Достоевского М., 1959. С.330−416.
- Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского. М., 1925. 192с.
- Гулыга А.Ф. «Философия есть тоже поэзия» (Достоеевский-мыслитель) // Культура как эстетическая проблема. М., 1985. С, 75−90.
- Гург М. Опыт анализа речи Ставрогина («Чужое» слово и его контекстуализация в процессе создания идеологии персонажей) // Достоевский: Материалы и исследования. 1991. Т, 9. С.117−123.
- Гус М. Идеи и образы Ф. М. Достоевского. М., 1971. 591с.
- Днепров В. Идеи, страсти, поступки. М., 1978. 384с.
- Долинин А.С. Достоевский и другие. Л., 1989.480с.
- Дрыжакова Е. Н, Достоевский и Герцен (У истоков романа «Бесы») // Достоевский: Материалы и исследования, T.l. JI.1974. С.219−238.
- Евнин Ф.И. О некоторых вопросах стиля и поэтики Достоевского. // Изв-тия АН СССР. С ЛЯ, 1965. Т. ХХ1У. Вып., С.70−72.
- Евнин Ф.И. «Бесы» // Творчество Достоевского. М., 1959. С. 128−172.
- Ермакова М.Я. Двойничество в «Бесах» // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1976. Т.2. С. 113−118.
- Иванов В.В. Достоевский и Эйзенштейн. // Творческий процесс и художественное восприятие. Л, 1978. С.236−252.
- Иванчикова Е.А. Рассказчик в повествовательной структуре произведений Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. Т.П. СПб., 1994. С.41−50.
- Илюшин А.А. Глаголы жеста у Ф.М.Достоевского // Русская речь. 1969. № 6. С.20−25.
- Захаров В.Н. Система жанров Достоевского: Типология и поэтика. Л, 1985. 209с.
- Зунделович Я.О. Памфлетный строй романа «Бесы» // Зунделович Я. О. Романы Достоевского. Ташкент, 1963. С.105−141.
- Кабакова Е.Г. Юродивые и «юродствующие» в романе Ф.М.Достоевского «Бесы» // Вестн, Челябин. Ун-та. Сер. 2. Филология. Челябинск. 1997. № 1. С.190−192.
- Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века, М., 1989. 652с.
- Катто Ж. Пространство и время в романах Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. Л, 1978. Т, 3.0,41−53.
- Касаткина Т.А. Категория пространства в восприятии личности трагической мироориентации (Раскольников) Я Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1994. Т.П. С.81−88.
- Касаткина Т.А. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский и мировая литератруа. Альманах № 5.М., 1995. С.18−36.
- Касаткина Т.А. Эмоционально-ценностная ориентация иронии и ее воплощение в романе Ф.М.Достоевского (образ Николая Ставрогина) // Филологические науки. 1993. № 2. С.69−80.
- Казари Р. Купеческий дом: Историческая действительность и символ у Достоевского и Лескова, // Достоевский: Материалы и исследования. 1988. Т.8. С.87−92.
- Карякин Ю.Ф. Зачем Хроникер в «Бесах»? // Достоевский: материалы и исследования. Л., 1983. Т.5. С.113−132.
- Кашина Н. Человек в творчестве Достоевского. М., 1986. 318с.
- Кирай Д. Достоевский и некоторые вопросы эстетики романа // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1974. T.l. С.83−99.
- Кирай Д. Художественная структура ранних романов Достоевского. «Studia Slavica Hury» (Budapest), т. XIУ, 1968. С.221−241.
- Кирпотин В, Я. Достоевский-художник. М, 1972. 319с.
- Клейман Р. Я. Лейтмотивная вариативность времени-пространства в поэтике Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1997. Т.14. С.71−76.
- Клейман Р.Я. Сквозные мотивы творчества Достоевского в историко-культурной перспективе. Кишинев, 1985. 206с.
- Ковач А, Роман Достоевского: опыт поэтики жанра. Будапешт, 1985.372с.
- Ковач, А Роман-прозрение // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. Л., 1984. С. 144−169.
- Ковсан М. Л, Художественное время в романе Ф. М. Достоевского «Бесы» // Филологические науки. 1982, № 5. С.24−30.
- Комарович В. Л. «Бесы» и Бакунин // Былое, 1924, № 27. С. 2849.
- Комарович В. Ненаписанная поэма Достоевского.// Ф. М. Достоевский: Статьи и материалы. Под ред. Долинина А. С. М., 1922. С.219−226.
- Коноплев Н.С. Проблема времени в творчестве раннего Достоевского // Современные вопросы гносеологии. Иркутск, 1974. С.91−106.
- Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского (Событийное. Временное. Вечное). М., 1991. 400с.
- Кукучка Ч. Древнерусские принципы изображения пространства у Достоевского // Slavica. Debrecen, 1995. № 27. С.119−128.
- Лапшин И.И. Эстетика Достоевского. Берлин, 1923, 102с.
- Лихачев Д, С. В поисках выражения реального // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1974. T.l. С.5−13.
- Назиров Р. Равноправие автора и героя в творчестве Достоевского // Проблемы научного наследия М. М. Бахтина, Саранск, 1985. С.24−41.
- Назиров Р. Проблема читателя в творческом сознании Достоевского // Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978. С.216−235.
- Назиров Р. Творческие принципы Ф.М.Достоевского. Саратов, 1982. 160с.
- Пантелей И.В. Антиевангелие от Сьаврогина. // Достоевский и современнность. Материалы XII Международных Старорусских чтений. Старая Русса. 1998. СД14−119.
- Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский. М., 1982. 511с.
- Переверзев В.Ф. У истоков русского реализма. М, 1989. 752с.
- Плетнев Р. В, Достоевский и Евангелие // Путь, 1930. № 23. С.48−68- № 24. С.58−59. См. также: Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994. С. 160−190.
- Плетнев Р. В. Время и пространство у Достоевского // Новый журнал, 1967, № 87. С.118−127.
- Поддубная Р.Н. Двойничество и самозванство. // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1994, Т.Н. С.28−40.
- Полонский В.П. Николай Ставрогин и роман «Бесы». Ф. М. Достоевский: Сборник статей. М., 1929. С.71−126.
- Постникова Т. К вопросу о трансформации некоторых черт поэтики Ф.М.Достоевского в романе А. Белого «Петербург» // Из истории русского реализма концаXIX-началаXX века. М., 1986. С. 136−148.
- Пруцков Н.И. Утопия и антиутопия // Достоевский и его время. Л., 1971. С.94−105.
- Пушкарев А. А Система высказываний в поэтике романа Ф. М. Достоевского «Бесы» // Филологические науки. 1991. № 6. С.30−37.
- Рейнус JI.M. О пейзаже «Скотопригоньевска» // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., Т.9. С.258−266.
- Родина Т.М. Достоевский: Повествование и драма. М.: Наука, 1984. 243с.
- Розенблюм JI.M. Творческие дневники Достоевского. М., 1981.
- Савченко Н.К. О нравственно-философской концепции романа Достоевского «Бесы» // Филологические науки. 1971. С.15−27.
- Савченко Н.К. Проблемы художественного метода и стиля Достоевского. М, 1975. 94с.
- Сараскина JI. «Бесы»: роман-предупреждение. М., 1990. 480с.
- Сараскина JI. Время в «Бесах» // Контекст-88. М., 1989. С. 69 102.
- Седов К.Ф. «Бесы»: Поэтика авторского повествования // Целостное изучение художественного произведения в вузе и в школе. Саратов, 1989. С.57−65.
- Седов К.Ф. О некоторых особенностях повествовательной структуры романа «Бесы» // Научные доклады высш. шк. Филологические науки. 1989. № 6. С. 19−24.
- Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. М., 1980. 376 с.
- Селезнев Ю.И. Поэтика пространства и времени романов Ф.М.Достоевского. М., 1975. 24с.
- Силард Л. От «Бесов» к «Петербургу»: между полюсами юродства и шутовства // Studies in 20th century Russian prose. Stockholm, 1982. P.80−100.
- Слонимский А.Л. «Вдруг» у Достоевского // Книга и революция, 1922, № 8. С.9−16.
- Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского. М., 1979. 352с.
- Творчество Ф. М. Достоевского: Искусство синтеза (под ред. Г. К. Щенникова, Р.Г. Назирова). Екатеринбург, 1991.
- Твардовская В.А. «Экономическое поветрие» в творчестве Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. М., 1988. Т.8 С. 126−158.
- Томашевкий Б. «Бесы» // Ф. М. Достоевский: Материалы и исследования (под ред. А.С.Долинина). Л., 1935. С.397−403.
- Тороп П.Х. Симультанность и диалогизм в поэтике Достоевского // Труды по знаковым системам. Т. ХУ111. 1984. Вып. 641.С. 138−158.
- Туниманов В.А. Рассказчик в «Бесах» // Исследования по поэтике и стилистике. Л., 1972. С.87−162.
- Федоренко Б.В. Из творческой истории романа Ф.М.Достоевского «Бесы» // Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск., 1994. С. 265−295.
- Фокин П.Е. Соотношение факта и образа в характере жанра // Сюжет и фабула в структуре жанра. Калининград, 1990. 56−61.
- Фридлендер Г. М. Достоевский в эпоху нового мышления // Достоевский: Материалы и исследования. 1991. Т.9. С.3−10.
- Фридлендер Г. М. Путь Достоевского к роману-эпопее // Достоевский: Материалы и исследования. 1988. Т.8. С, 159−175.
- Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.-Л., 1964. 404с.
- Фридлендер Г. М. Романы Достоевского // История русского романа: В 2-х т. М., Л. 1964. Т.2. С.193−269.
- Ходасевич В. Поэзия Игната Лебядкина // Собр. Соч. в 4-х т. Т. 2. М., 1996.С.194−201.
- Хоц А. Н. Пределы авторской оценочной активности в полифоническом «самосознании» героя Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. 1991. Т.9. С.22−38.
- Хоц А. Н, Структурные особенности пространства в прозе Достоевского //Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1994. Т.П. С.51−80.
- Чинкова А.И. О некоторых элементах художественной картины мира романов Ф.М.Достоевского: оппозиция «земля-небо» у Достоевского и Тютчева, ft Достоевский и современнность. Материалы XI1 Международных Старорусских чтений. Старая Русса, 1998. С.152−157.
- Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М., 1964. 158с.
- Чирков Н.М. О стиле Достоевского: Проблематика, идеи, образы. М., 1967. 303с.
- Чудаков А.П. Предметный мир Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1980. Т.4. С.96−105.
- Цивьян Т. В. О структуре времени и пространства в романе Достоевского «Подросток» // Russian literature, 1976, !U 3. P. 203−247.
- Штейнберг А.З. Система свободы у Ф.М.Достоевского. Париж. 1980. 144с.
- Энгельгард Б.М. Идеологический роман Достоевского // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы. Сб. 2-й. М.-Л., 1924. С.71−108.
- Умрихина С. Мистический план романа «Бесы» // Грани, 1978, № 108. С.31−42.
- Jonson L. The experience of time in Crime and punishment. Columbus. 1985. 146p.
- Peace R. Dostoevsky and The Golden Age // Dostoevsky Studies. 1982.V.3. P. 61−78.
- HolguistM. Dostoevky and the novel. Peincenton. 1977. 202p.