Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление и развитие чувашской повести

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель диссертации — изучить общие жанровые закономерности чувашской повести, выработать некоторые положения ее теории. Главной задачей диссертант считает освещение вопросов, связанных с проблемой разграничения жанровых признаков, выявление ее типологических факторов. Важно также исследование теоретических аспектов жанра повести в сравнении с другими эпическими жанрами и родами литературы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. глава. Повесть в системе повествовательных форм прозы
    • 1. 1. Проблема дифференциации повести как жанра в эпическом ряду
    • 1. 2. Повесть как целостная идейно-художественная система, типология ее жанрообразующих факторов
  • 2. глава. Основные этапы становления и развития повести в чувашской литературе
    • 2. 1. Возникновение и становление чувашской повести в 80-е годы XIX века и в первое десятилетие XX века
    • 2. 2. Формирование жанра чувашской повести в 20-е годы и в начале 30-х годов XX века
    • 2. 3. Расцвет чувашской повести в 50−90-е годы XX века
  • 3. глава. Жанрово-стилевое многообразие чувашской повести 50−90-х годов XX века
    • 3. 1. Жанровые разновидности чувашской фантастической повести
    • 3. 2. Приключенческие и детективные повести и их жанровые виды
    • 3. 3. Сатирико-юмористическая повесть и жанрово-стилевые поиски в ней

Становление и развитие чувашской повести (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Повесть как жанр, занимала и занимает большое место в истории чувашской литературы. Вопросы генезиса чувашской повести, этапы становления ее как жанра, поэтико-стилевые особенности национальной повести, ее жанровые разновидности — вот основные вопросы, которые подняты диссертантом в настоящем исследовании. Автором труда сделана попытка осмыслить повесть как художественное явление, имеющее свое жанровое содержание. Зто исследование продиктовано необходимостью дополнить корпус теоретических характеристик, обновить в ходе нынешнего перечтения некоторые традиционные понятия и критерии, бытовавшие в определении эстетической сущности повести. Между тем, работы, посвященные жанру повести в чувашской литературе, имеют или эпизодический, или поверхностно-обзорный характер.

Средний эпический жанр, как правило, и количественно, и качественно (уже около полувека) занимает ведущее место в чувашской литературе, в своем развитии он значительно обновился сугубо национальными особенностями, характерными стилевыми поисками. Следует отметить, что есть определенные исследования чувашского романа (Г.Я. Хлебников), рассказа (В.П. Никитин), некоторых жанровых форм повести (Г.И. Федоров, Ю.М. Артемьев). Но вплоть до настоящего времени нет полного теоретического и практического исследования жанра повести, т.к. факторы, которые координируют квалификацию повести как жанра весьма зыбки. Необходимо пересматривать также научные критерии литературной квалификации и классификации жанров. Рассмотрение и исследование повести, составляющей очень большой процент в национальной прозе, позволяет понять качественную структуру 3 чувашского национального эпоса. Думается, работа позволит в дальнейшем не только прояснить роль и значение повести вообще, но и поможет созданию более полной истории чувашской литературы. Тем более, что в истории литературы того или иного народа проблема жанра занимает одно из центральных мест. Это очень важно именно сейчас, когда исследователи говорят о размывании границ между жанрами, о взаимопроникновении одних жанрово-родовых признаков в другие, о качественном обновлении содержательных признаков любого произведения.

Цель диссертации — изучить общие жанровые закономерности чувашской повести, выработать некоторые положения ее теории. Главной задачей диссертант считает освещение вопросов, связанных с проблемой разграничения жанровых признаков, выявление ее типологических факторов. Важно также исследование теоретических аспектов жанра повести в сравнении с другими эпическими жанрами и родами литературы, установление истоков возникновения и путей становления национальных ее форм. Необходимо показывать общие тенденции и особенности развития чувашской повести, а через анализ конкретных произведений определить их национальное своеобразие. Следует раскрыть богатство и разнообразие конфликтов и характеров, отражаемых в повестях, установить основные типы жанрово-стилевого своеобразия чувашской повести. Необходимо обозначить приоритетные направления и пути развития жанра, ее научного исследования.

Научная новизна заключается в том, что впервые дается целостное историко-теоретическое изучение жанра повести в чувашской литературе. Впервые в исследовании проблемы повести широко рассматриваются в связи с основными стилевыми течениями современной национальной прозы. Учтены также современные подходы к оценке эстетического состояния исследуемого жанра.

Впервые изучены условия формирования национальной повести. Приоритетно и то, что в первый раз в научный оборот вводятся тексты многих чувашских повестей, рассматриваются вопросы истории жанра чувашской повести, системно анализируются такие разновидности чувашской повести, как фантастическая, приключенческая, детективная, сатирическая и некоторые повести со сложной жанрово-родовой и стилевой системой.

Методологической основой исследования являются труды наиболее крупных теоретиков жанрологии и исследователей природы повести: Д. Лихачева, Г. Фридлендера, В. Кожинова, М. Бахтина, В. Ковалева, В. Виноградова, Н. Утехина, Г. Белой, В. Синенко, М. Храпченко, Н. Буханцова, Н. Г ей, А. Коваленко, а так же труды чувашских литературоведов М. Сироткина, Г. Хлебникова, Ю. Артемьева, Г. Федорова, Е. Владимирова, В. Родионова, В. Эзенкина и др. Материал повести исследуется во взаимодействующей системе отношений содержания и формы, в частности, жанра и стиля. Учитываются при анализе конкретных произведений традиционное и новаторское. Конкретно-текстовой анализ подкрепляется сравнительно-историческими, типологическими и сравнительными подходами к материалу.

Материалом для диссертации послужила чувашская повесть с 80-х годов XIX века по конец 90-х годов XX века.

Научно-практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что материалы и выводы могут быть использованы в различных исследованиях по истории литератур народов РФ, в частности, Поволжья и Приуралья, в том числе и чувашской литературы, а так же их жанровых форм. Работа позволит углубить курс истории чувашской литературы новыми теоретическими положениями и выводами. Материалы диссертации могут быть 5 полезны при создании новых спецкурсов и спецсеминаров, учебников и учебных пособий для национальных факультетов ВУЗов и школ Чувашской Республики и за ее пределами.

Апробация исследования. Основные положения диссертации отражены во многих публикациях автора в виде статей, рецензий, тезисов. Многие выводы работы озвучены на научно-практических конференциях (на межвузовских и вузовских, республиканских и региональных). Материалы диссертации использованы на лекционных и практических занятиях по курсу «История чувашской литературы». Введен спецкурс «Чувашская повесть». Апробация проходила и на заседаниях кафедры чувашской литературы Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова, а также на кафедре филологического факультета Московского государственного университета им. М. Ломоносова в 1988 году.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Структура работы предопределена логикой постановки задачи и раскрытием проблемы. Основное внимание диссертантом уделено таким жанровым разновидностям чувашской повести, как фантастическая, приключенческая, детективная, сатирическая из-за их неисследованности. Это обусловлено тем, что лирические, психологические, философские жанрово-стилевые формы чувашской повести отчасти рассмотрены литературоведом Г. Федоровым, Ю. Артемьевым и другими чувашскими литературоведами, а публицистические формы повестиА. Мышкиной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование путей становления и развития, формирования и расцвета чувашской повести показывает, что повесть сложилась как самостоятельное явление литературы. Находясь в эпическом ряду в середине, между романом и рассказом, новеллой и очерком, повесть представляет своеобразную систему художественного отображения действительности.

Повесть как никакой другой жанр, могла вобрать в себя как в систему многие художественные средства и особенности как литературных родов (эпичность, лиричность, драматичность), так и эпических жанров (романа, рассказа, новеллы, очерка). Повесть не развивалась исключительно самостоятельно: она испытывала активное влияние и рассказа, и романа, но при этом сохраняла и обогащала свою жанровую природу. И сама повесть, уже как определенно сложившаяся система, влияла на систему романного и малого жанра. Это характерно и чувашской повести. Особенно тесные связи чувашская повесть имеет с лиро-эпической поэмой (недаром поэмы К. Иванова «Нарспи», С. Эльгера «Под гнетом» иногда называют повестями в стихах), а так же с романом (например, роман В. Погильдякова «В царстве мертвых» состоит из семи самостоятельных повестей).

Из-за размытости жанровых границ многие произведения как-бы не имеют «жанровых имен», но все факты, относящиеся к жанровому содержанию, позволяют делать вывод, что так называемые романы А. Талвира «На буинском тракте», А. Артемьева «Саламби», М. Юхмы «Голубая стрела» являются повестями. Все чаще и чаще в чувашских романах появляется повествователь, который в субъективной форме (через определенные образы) вторгается в систему романа и делает их близкими к повестям. Например, многие чувашские романы о войне более близки к жанру повести. Чувашские военные романы больше.

146 затрагивают проблему судьбы человека в экстремальных ситуациях, невольно используя приемы и подходы жанра повести к этому содержанию. Таковы романы — повести Л. Агакова «Надежда», А. Афанасьева «Дубрава не сбросила листьев». И некоторые чувашские рассказы, как и рассказ М. Шолохова «Судьба человека», иногда напоминают повесть, хотя по объему не дотягивают до срединного жанра эпоса. А по своему жанровому содержанию и жизненному материалу — эти произведения — скорее повести — нежели рассказа. Таковы рассказы А. Емельянова «Герасимзолотоискатель» и «Кузнец Прохор», написанные методом конспектирования. Их количественно-качественный объем сознательно сужен, они по жанровой природе скорее повестиконспекты.

Особенно актуален вопрос жанрообразующих факторов чувашской повести. Даже беглое рассмотрение современных чувашских повестей на основе подходов литературоведов к этим факторам, позволяет наблюдать бытоописание повседневной жизни в повестях Ф. Уяра, индивидуализацию героев и судеб в произведениях Ю. Скворцова, усиление роли рассказчика у А. Артемьева, М. Кибека, проявление документальности в повестях А. Емельянова, преобладание сюжетно-конфликтных коллизий в детективных и приключенческих повестях Л. Агакова, Г. Краснова и др. Усилению роли повести в чувашской литературе, углублению ее национальной особенности, обогащению жанровых разновидностей в 50−90 годы XX века повлияли такие факторы, как усиление внимания общества к отдельной личностифилософизация и интеллектуализация, гуманизация изображения героя и средыуглубление историзма и психологического анализа, лиризация повествования. Чувашская повесть при становлении как жанр испытала большое влияние сказовых форм фольклора, легенды, былички, эпических песен с их системой сюжетосложения и образной системы. Нельзя отрицать и такого факта, как существование классической русской повести XIX века. Первые чувашские повести И. Юркина, Н. Кедрова и других авторов описывают в своих произведениях быт и нравы чувашской деревни, пытаются анализировать судьбы людей из различных социальных слоев, творчески осмысливая и используя опыт русских повестей.

Своеобразие чувашской повести заключается в том, что этот жанр усиливает свое влияние в определенные эпохи истории народа. Рассмотрение этапов становления и развития чувашской повести так же говорит в пользу этого. Если не считать этап зарождения и становления чувашской повести в конце XIX века, то эпохами относительного расцвета чувашской повести можно считать 20-е годы XX века и 60−90-е годы XX века. Ломка старого мира и изменение мировоззрения в эти годы способствовала этим процессам.

Первые подступы к освоению жанра сделаны И. Юркиным, Н. Кедровым, О. Романовым, С. Чунтеровым в 80-е годы XIX века — в первое десятилетие XX века. Ими формируется сюжетооснова повести, принципы построения повести как системы. Не чужды были им и некоторые аналитические подходы. Становлению повести способствовали эпические произведения фольклора, классическая русская повесть, религиозно-моральное мировоззрение и некоторые демократические традиции в среде чувашской интеллигенции.

Второй этап характеризуется относительным и примерным определением жанровых границ чувашской повести. Эпоха коренного перелома жизни страны, относящаяся к 20-м годам и к началу 30-х годов, позволила чувашской повести углубить социально-историческое содержание, включающая в себя такие явления, как взаимосвязь отдельной судьбы с историческими событиями, психологизацию и индивидуализацию стиля. Это наблюдается в повестях С. Фомина, Д. Исаева, М. Трубиной, В. Рзая, С. Эльгера.

После долговременного затишья из-за объективных причин (сталинские репрессии, война, послевоенная идеология «безконфликтности»), чувашская повесть во весь голос дала о себе знать только с конца 50-х годов. Оттепель и относительная демократизация подходов к творческим личностям поставили слово «человек» в центр внимания художников слова. Поднимая острые общественные проблемы, повесть глубоко поднимала и тему духовного искания современника. Именно в 50−90-е XX века повесть была в авангарде не только чувашской прозы, но и всей чувашской литературы. Пером таких мастеров повести, как Ф. Уяр, М. Кибек, А. Артемьев, Н. Ильбеков, Ю. Скворцов, А. Емельянов, Л. Таллеров, В. Апендей, В. Петров, Н. Максимов, Д. Гордеев, Т. Педеркки, Г. Краснов, В. Енеш, Г. Ефремов, Г. Федоров, Ю. Терентьев и другими были развиты такие ветви чувашской повести, как психологическая, лирическая, публицистическая, фантастическая, детективная, приключенческая, сатирическая.

Таким образом, изучение и знакомство с работами русских и советских, чувашских исследователей и литературоведов по поставленной в диссертации проблеме, анализ становления и развития чувашской повести, рассмотрение отдельных повестей, привели диссертанта к следующим выводам.

Во-первых, повесть как никакой другой жанр эпоса, сумела отразить и настроения самого автора, и настроения эпохи, и моральные устои народа, и ближе всех жанров затрагивала за живое читателя. Повести самый историей была уготована роль лидера в познании человека и окружающего его мира.

Во-вторых, чувашская повесть органично использовала достижения лирических и драматургических произведений, удачно вплетая их в свою систему. Да и сама повесть сильно влияла на природу романа, рассказа, новеллы, ведь в повести больше авторского субъективизма. Благодаря этому влиянию событийные романы уступили дорогу аналитическим романам, где автор-повествователь играет большую роль. И многие так называемые романы на самом деле являются повестями (именно из-за их аналитичности).

В третьих, роль повествователя в чувашских повестях больше относится к эпизодам описания и рассуждения, лирического отступления. Эти внесюжетные элементы, тем не менее, не обедняли, а обогащали повесть, органично сосуществуя с остроконфликтным событийным сюжетом. Таковы детективные, фантастические и приключенческие повести.

В четвертых, определенные виды чувашской повести в ходе развития подразделялись на другие жанровые подвиды. Так, например, чувашская фантастическая повесть имела такие подвиды, как историческая, приключенческая фантастикифантастика космоса, будущей техникифантастика научных открытийфантастика-путешествиефантастика поиска исследуемогофантастика противостояния различных мировмистическая фантастика и т. д.

В пятых, чувашская повесть как единая жанрово-стилевая система не стоит на месте, а все время обогащается новыми стилевыми поисками, усложняется. Например, в чувашских сатирических повестях главное место занимает не только смеховой пафос: ведь они написаны на злобу дня. Таким образом в них зримо чувствуется публицистическая струя. Автор-повествователь в сатирических повестях через смех, иронию, сарказм выражает свою оценку действительности, озвучивает свои взгляды и мировоззрение. Хотя в детективных и приключенческих повестях отстраненный повествователь, т. е. наблюдается минимальное присутствие автора, но здесь автор проявляет себя как мастер сюжета, как мастер авантюры и как мастер испытания героя в различных жизненных ситуациях. В фантастических повестях автор проявляется не только как мастер сюжета, но и как интеллектуал, и человек с большим воображением. Некоторая документальность фантастических повестей наблюдается в научно-информационных блоках и эпизодах, построенных на основе интеллектуальных интересов и уровня научных знаний. Ведь без усвоения и знания научных достижений написать фантастическую повесть невозможно.

Естественно, наши изыскания в диссертации не претендуют на истину в последней инстанции. Многие исследованные явления в чувашских повестях и затронутые проблемы в этой области требуют дальнейшего изучения и углубления. Чувашская повесть продолжает свое ускоренное поступательное движение вперед, и поэтому исследование популярного эпического жанра и впредь будет актуальной. Свою работу диссертант считает небольшим вкладом в процесс исследования богатой палитры чувашской повести.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Мой любимый жанр детектив. — М.: Сов. писатель, 1980−312с.
  2. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-445с.
  3. Г. А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука.-1983. -192с.
  4. В.Г. Полное собрание сочинений. Т.1. — М.: Издательство АН СССР, 1953. — 739с.
  5. Ю.Борев Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1988.-496с.
  6. И.Бритиков А. Ф. Детективная повесть в контексте приключенческих жанров // Русская советская повесть 20−30-х годов.-Л.: 1976.-С.408−453.
  7. Н.С. Типология русской советской повести: Диссертация. кандидата филологических наук. М.: 1971 .-275с.
  8. А.И. Русская советская повесть 20-х годов: Поэтика жанра.- Саратов, Изд-во Сарат.унив., 1987. -200с.
  9. А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.-406с.
  10. В.В. Проблема авторства и теория стилей. М.: Худ. л ит., 1961.-612с.
  11. В.В. Проблемы русской стилистики. М.: Высшая школа, 1981. -320с.
  12. В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. М.: Изд. АН СССР, 1963.-254С.
  13. А.З. В лаборатории смеха. М.: Худ.лит., 1960.-144С.
  14. А. 3. В мире приключений. М.: Сов. писатель, 1986.-384с.
  15. А.И. Письма издалека. М.: Современник, 1981.-463с.
  16. Л.Я. О психологической прозе. Л.: Худ.лит., 1976.-448с.
  17. .А. Психология писателя. М.: Худ.лит., 1988. -462 с.
  18. Г. Н. Беседы о научной фантастике. М.: Просвещение, 1991.-158с.
  19. Л. Сатирико-юмористическая повесть // Современная русская советская повесть. Л.: Наука, 1975. — С.224−261.
  20. В.М. Теория литратуры. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.-407с.
  21. ЗЗ.Замыгин С. Из записок минувшего года // Комсомольская правда.- 1991. 12 январь.
  22. Ю.И. Что такое фантастика? М.: Худ.лит., 1979.-349с.
  23. Зб.Как сделать детектив: Сборник. М.: Радуга, 1990, — 318с.
  24. А.Б. Жанры современной прозы. М.: Изд-во унив. Дружбы народов, 1988.-76с.
  25. Н.Ф. Понятие «жанр» в его устойчивости и изменчивости // Контекст: 1986. М.: Наука, 1987. — С. 178−204.
  26. Д.С. О филологии. М.: Высшая школа, 1989. — 208с.
  27. Ю.М. Структура художественного текста. М.: Высшая школа, 1970.-227с.
  28. .В. В мире фантастики. М.: Книга, 1975. — 207с.
  29. О. Слово и культура.-М.: Сов.пис., 1987.-320с.
  30. .С. Введение // Русская повесть XIX века. Л.: Наука, 1973.-C.3−20.
  31. .С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство, 1985. — 318с.
  32. Ю. Вступительное слово // Советский рассказ 20−30-х годов. М.: Правда, 1990. — С.5−8.
  33. А. Солнечное поле // Солнечное поле: Узбекские повести. Худ. Лит., 1978. — с.5−14.
  34. Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-198с.
  35. A.B. Русский советский рассказ 50−70-х годов. М.: Просвещение, 1978. -208с.
  36. Е.И. Зеркало Урании. М.: Сов. Рос., 1982.-224С.
  37. Русская повесть XIX века. Л.: Наука, 1973.-566с.
  38. Русская советская повесть 20−30-х годов: Сборник, — Л.: Наука, 1976.-454с.
  39. П.Н. Филология и культурология. М.: Высшая школа, 1990.-240с.
  40. B.C. О повести наших дней,— М.: Знание, 1971.-48с.
  41. Современная русская советская повесть: Сборник, — П.: Наука, 1975.-264с.
  42. А.Н. Теория стиля. М.: искусство, 1968.-223с.
  43. Н.П. Современность классики. -М.: Современник, 1986.-383с.бЭ.Федь Н. Жанры в меняющемся мире. М.: Сов. Рос., 1989.-544с.
  44. М.Б. Горизонты художественного образа,— М.: Худ. л ит., 1982.-234с.
  45. В.Н. Чувашская поэма. Чебоксары: Чувашиздат, 1964.-148с.
  46. Ф. Невыдуманная жизнь. (На чув.яз.) // Родная Волга. -1986. -№ 3.-с.5.81 .Александров С. А. Поэтика Константина Иванова. Чебоксары: Чув. Изд-во, 1990. — 192с.
  47. А.С. Жизненная правда и писательское мастерство (На чув. яз.) Чебоксары: Чув.кн.из-во, 1984.-304С.
  48. Ю.М. Долг человека. Сборник критических статей. (На чув.яз.)-Чебоксары: Чу в. кн. изд-во, 1980.-112с.
  49. Ю.М. Живые мысли. Критические статьи. (На чув.яз.) -Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1991 .-265с.
  50. Ю.М. Чарующие краски жизни. Статьи и зарисовки (На чув.яз.) Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1988.-127с.
  51. Ю.М. Что посеешь, то пожнешь (На чув.яз.) И Родная Волга,-1986. № 3. — С.62−64.
  52. Р. Судьба Жанра. Взаимодействие и развитие жанровых форм башкирской прозы. Уфа: 1984.-320с.
  53. С.А. Жанровые особенности абхазкой повести (30−80-е годы): Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. М.: 1987.-19с.
  54. Е.В. Обретение традиций. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1982.-272с.
  55. Н.Г. Писатель фантаст II Чувствуя силу слова (На чув.яз.)-Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1990.-С.50−59.
  56. Н.Г. глазами фантаста//Знамя.- 1990.- № 5.-С.31.
  57. Н.С. Дорогой Великой Победы. Статьи и очерки. (На чув.яз.)-Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1985.-200с.
  58. Н.С. И оружием, и пером. (На чув.яз.) -Чебоксары:Чувашиздат, 1970.-168с.
  59. Н.С. Писатель солдат, (На чув.яз.) — Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1974.-72с.
  60. В. Собранные бусы. (На чув.яз.) // Родная Волга.- 1983.-№ 3.-С.69−71.
  61. Г. В очереди за фантастикой // Советская Чувашия. 1987.-28 января.
  62. Иг. Являются ли секс и детектив явлением нашего времени? // Знамя. № 10.-С.28−30- № 11.- С.22−24.
  63. Р.Х. Жанровые и стилевые особенности башкирской повести 60−80г.г.: Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. Уфа: 1997.-22с.
  64. Р.Х. Современные башкирские повести: Традиция и новаторство: Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. Уфа: 1998.-20с.
  65. В.Я. Мастерство писателя. (На чув.яз.) -Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1986.-176с.
  66. В.Я. Марфа Трубина. (На чув.яз.) Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1959.-92С.
  67. В.Я. От фольклора к письменности. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1971.-126с.
  68. А. Учат думать, мечтать II Знамя коммунизма. -1988. 14 октября.
  69. В.М. Основные закономерности и особенности развития мордовской советской прозы: Диссертация на соискание доктора филологических наук. Саранск: 1985.- 392с.
  70. П. Все время подниматься вверх. (На чув.яз.) /I Родная Волга. 1980. -№ 11.- С.72−74.
  71. А.И. Алексей Талвир. (На чув.яз.) Чебоксары: Изд. пединст. им. И. Я. Яковлева, 1996.-96с.
  72. А.Ф. Внутренний мир чувашской художественно-публистической повести 50−90 годов: Диссертация на соискание кандидата филологических наук. Чебоксары: 2002. — 182с.
  73. В.П. Чувашский рассказ. Учебное пособие. -Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1985.-84с.
  74. В.П. Чувашский рассказ. (1921−1941).- Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1990.-128с.
  75. В. Волшебный родник. (На чув.яз.) // Знамя коммунизма. 1967. — 17 март.
  76. А. Нужная книга. (На чув.яз.) // Родная Волга. -1951. № 4. — С. 166−168.
  77. В.Г. Осенняя звезда // Элкер С. В. Черное и белое. (На чув.яз.) Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1994. — С.6−20.
  78. В.Г. О типах чувашского национального мышления П Известия НАНИ ЧР, — 2000. № 1. — С. 18−25.
  79. Ю.С. Дай руку, Акилема. (На чув.яз.) // Хыпар. -1997. -10 июнь.
  80. А. Шутит, сильно задевает. (На чув.яз.) // Знамя коммунизма. 1983. — 7 апрель.
  81. Г. Начиная разговор // Молодой коммунист. 1985. — 17 декабрь.
  82. Я.Г. К.В. Иванов. (На чув.яз.). Чебоксары: Чувашгосиздат, 1957. — 124с.
  83. Г. И. Поиск изящной словесности. (На чув.яз.) -Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1996.-224с.
  84. Г. И. Теория художественной речи. Методические указания. (На чув.яз.) Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1994. — 88с.
  85. Г. И. Художественный мир чувашской прозы 19 501 990-х годов. Чебоксары: Чув.кн.изд., 1996. — 304с.
  86. Г. И. Чувашская повесть 1967−1990г.г.: Вопросы теории и истории // Образ: Исследования. Чебоксары: Изд-во Гуманит.инст., 2000. — С.10−64.
  87. Г. Я. Метод и мастерство. Сборник статей. (На чув.яз.) Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1984. — 253с.
  88. B.C. Путь к роману. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1976.-96с.
  89. И. Новая книга молодого автора. (На чув. яз) // Знамя коммунизма. 1968. — 13 января.
  90. Л.Я. Вырас каччи. (Русский парень). -Шупашкар: Чав.кён.изд., 1980. 181с.
  91. Л.Я. Партизан Мурат. Шупашкар: ЧМваш издат, 1966. — 236с.
  92. Л.Я. Пёрре, дуркунне. (Однажды весной). -Шупашкар: Чавашгосиздат, 1948. 268с.
  93. Л.Я. Ылтан вйчара. (Золотая цепочка). -Шупашкар: Чав.кён.изд., 1991. 143с.
  94. Л.Я. Юманлахра дапла пулна. (Мальчик из Дубовки). Шупашкар: Чав.кён.изд., 1993. — 285с.
  95. Л.Я. Этем телейё. (Счастье человека). -Шупашкар: Чавашгосиздат, 1959. 472с.
  96. B.C. Салтак чёри. (Солдатское сердце). Шупашкар: Чавашгосиздат, 1960. 176с.
  97. B.C. Лаох. Шупашкар: Чав.кён.изд., 1970. -93с.
  98. A.C. Салампи. Шупашкар: Чав.кён.изд., 1991. — 256с.
  99. С., Григорьев А. Варман кайакёсем. (Птицы лесные). Шупашкар: Чав.кён.издат., 1974. — 80с.
  100. С., Григорьев A. Cep кисренет. (Земля горит). -Шупашкар: Чйв.кён.изд., 1972. 160с.
  101. И.Д. Асамат кёперё. (Радуга). Шупашкар: Чав.кён.идз., 1982. — 192с.
  102. И.Д. Ç-yл пёрре. (Дорога одна). — Шупашкар: Чав.кён.издат., 1987. — 224с.
  103. И.Д. Кётмен утам. (Неожиданный шаг). -Шупашкар: Чйв.кён.изд., 1991. 198с.
  104. Григорьев А.Г. Ceлeн санни. (Жало змеи). Шупашкар: Чавашгосиздат, 1970. — 215с.
  105. A.B. Катална yftax. (Луна на ущербе). -Шупашкар: Чувашгосиздат, 1968. 178с.
  106. A.B. Ят. (Имя). Шупашкар: Чйв. кён. издат., 1992. — 477с.
  107. Енеш В.Г. IlypcaH ййлмак. (Шелковая петля) // Знамя. -1990. № 7. — С. 3−21.
  108. В.Г. Пурдан ййлмак. (Шелковая петля). -Шупашкар: 4aB. кён. издат., 1995. 367с.
  109. Енеш В.Г. CaKa cyTa тёнчере. (В светлом мире этом). -Шупашкар: 4aB. кён. издат., 1991. 159с.
  110. В.Г. Чармавла Явал (Мешающий Явыл) // Капкан. 1984. № 18−20.
  111. В.Г. Ылтан хырам. (Золотой желудок) // Родная Волга. 1990. — № 9. С. 32−57.
  112. В.Г. Ятсар Михаля. (Безымянный Михаля) //Родная Волга. 1985. № 7. — С.46−55- № 8. — С. 58−68.
  113. Г. О. Акилема yca cmie. (Свежий ветер Акилемы) //Знамя. 1989. — № 5. — С. 3−11.
  114. Г. О. Из железного плена. Чебоксары: Чув.кн.изд., 1985. — 160с.
  115. Г. О. Обертон-3 //Знамя. 1988. — № 9. — С.2−11.
  116. Г. О. С^ёр тёнёлё. (Ось земли). Шупашкар: Чав.кён.изд., 1989. — 112с.
  117. Г. О. Тимёр тытканран. (Из железного плена). -Шупашкар: Чав.кён.изд., 1969. 346с.
  118. Г. О. Улшанна . (Обновленный климат). -Шупашкар: Чавашгосиздат, 1950. 87с.
  119. К.В. Нарспи. Шупашкар: Чав.кён.изд., 1976. -120с.
  120. М. Хёрлё хунав. (Красная поросль). Шупашкар: Чав.кён.изд., 1989. — 136с.
  121. Г. Тётрери сукмак. (Тропинка в тумане) //Родная Волга. 2000. — № 9. — С.5−40.
  122. Г. Шакал йёрёпе. (По следу шакала) // Родная Волга. № 7. — С.4−27- № 8. — С.12−37.
  123. Г. Ют юн. (Чужая кровь). Шупашкар: Чав.кён.изд., 1981. -- 110с.
  124. М. £амрак ^ын. (Молодой человек). Шупашкар: Чавашгосиздат, 1964. — 265с.
  125. Г. В. Асамла ^алкуд. (Волшебный родник). -Шупашкар: Чавашгосиздат, 1966. 84с.
  126. Г. В. Ин9етри сасасем. (Далекие голоса). -Шупашкар: Чавашгосиздат, 1967. 96с.
  127. Г. В. Катак чёлём. (Треснутая трубка). Шупашкар: Чав.кён.изд., 1972. 168с.
  128. Г. В. Кавак шевлесем. (Голубые лучи) // Клич пионеров. 1989. 10 окт. — 6 ноябрь.
  129. Г. В. Сарамат пёкки. (Радуга на рассвете). -Шупашкар: Чав.кён.изд., 1971. 160с.
  130. Г. В. Урапа динчен уксен. (После падения с телеги) //Клич пионеров. 1987. 8 сент. — 3 ноябрь.
  131. Г. В. Шыв типнё ка. (Ночь, когда исчезла вода) // Клич пионеров. 1988. — 15 окт. — 19 ноябрь.
  132. H.H. Пёррехинче, XXIV ёмёрте. (Однажды, в XXIV веке.). Шупашкар: Чав.кён.изд., 1988. — 208с.
  133. Максимов H.H. Homo SUPER// Знамя. 1991. — № 1. -С.1−17- № 2. — С.6−18.
  134. Т. Атлан. Шупашкар: Чйв.кён.издат., 1972. -123с.
  135. Т. £ил тйвйл. (Буря). Шупашкар: Чйв.кен.издат., 1967. — 114с.
  136. В.П. Инкеклё сунар. (Проишествие на охоте). -Шупашкар: Чав.кён.изд., 1987. 175с.
  137. В. Антйлу, е дёр тытканё. (Стремление, или плен земли) //Знамя. 1998. -№ 7. — С.4−33.165
  138. В. Реципиент //Аван-и. 1989−1990.
  139. М. Алтар далтар шерпечё. (Притяжение Большой Медведицы) И Будь готов. 1981. — № 9. — С. 12−19- № 10- С.10−17.
  140. Ю. Касман Туртакассинчи чап-чап уйахё. (Медовый месяц в Туртакассах) // Родная Волга. 1992.- № 5. С.25−37.
  141. Ю. Корриада, самурайсем тата анадран тухна хёвел. (Корриада, самураи и солнце, восходящая с запада) //Знамя. 1992. — № 9. — С.8−17.
  142. Ю. Кремль сакки сарлака. (Широка скамья в Кремле) // Знамя. № 10. — С.2−10.
  143. Ю. Манкун иртсен тунтикун. (В понедельник, после пасхи) // Знамя. — 1995. — № 7. — С.44−62.
  144. М. Собрание сочинений. Т.П. (На чув.яз.) -Чебоксары: Чув.кн.изд., 1975. 304с.
  145. Г. И. Ай, мантаран хир мулкачи. (О, мой бедный полевой зайчик) // Родная Волга- 1996.-№ 10. С. 14−53.
  146. С. Пирён вай. (Наша сила). Шупашкар: Чав.кён.издат., 1983. — 272с.
  147. С. Воскресение Орфея. Чебоксары: Чув.кн.изд., 1987. — 220с.
  148. С. Суйласа илнисем. (Избранные произведения). -Шупашкар: Чавашгосиздат, 1960. 235с.
  149. С. Хён-хур айёнче. (Под гнетом). Шупашкар: Чав.кён.издат., 1993. — 192с.
  150. Р., Сунтал М. Йёрсем духалма^ё. (Следы не исчезают). Шупашкар: Чав.кён.изд., 1990. — 192с.
Заполнить форму текущей работой