Лексические замены в процессе авторедактирования
Стремление найти точные слова побуждает писателей по многу раз править текст, сопоставляя возможные варианты выражения мысли. У Н. А. Некрасова находим такую стилистическую правку в описании сцены «у парадного подъезда», которая так поразила поэта, сочинившего впоследствии известное стихотворение: —Делать нечего, завернули в кабак. Как видим, автору не так легко было подобрать глагол движения… Читать ещё >
Лексические замены в процессе авторедактирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Поиск единственно необходимого в тексте слова требует от писателя напряжения творческих сил и неустанного труда. Этот труд порой отражен в рукописях, позволяющих нам ознакомиться с лексическими заменами, которые делал автор, шлифуя стиль произведения.
Например, в черновике повести А. С. Пушкина «Дубровский» находим такую правку: Члены (суда) встретили его (Троекурова) с изъявлениями глубокого уважения [глубокой преданности, глубокого подобострастия] — последнее слово наиболее выразительно охарактеризовало поведение подкупленных Троекуровым чиновников, и писатель оставил его в тексте.
Стремление найти точные слова побуждает писателей по многу раз править текст, сопоставляя возможные варианты выражения мысли. У Н. А. Некрасова находим такую стилистическую правку в описании сцены «у парадного подъезда», которая так поразила поэта, сочинившего впоследствии известное стихотворение: —Делать нечего, [пошли, айда, направились, потянулись] завернули в кабак. Как видим, автору не так легко было подобрать глагол движения, передавший настроение обиженных крестьян.
Стилистическая правка писателей в рукописи отражает последний этап работы над текстом, а какой труд предшествовал этому — сколько черновиков было написано и уничтожено; сколько раз автор произносил «про себя» ту или иную фразу, прежде чем записать ее на бумаге!.. Об этом можно только догадываться.
А. П. Чехов так отзывался о своей работе: «…Я занят по горло: пишу и зачеркиваю, пишу и зачеркиваю»1. Брату он советовал: «Надо люто марать», — замечая: «…Я не хочу признавать рассказов без помарок»2. Упрекая одного из молодых писателей в небрежности, А. П. Чехов напоминал: «Рукописи всех настоящих мастеров испачканы, перечеркнуты вдоль и поперек, потерты и покрыты латками, в свою очередь, перечеркнутыми и изгаженными». И рекомендовал работать так: «Надо рассказ писать 5—6 дней и думать о нем все время… Надо, чтобы каждая фраза, прежде чем лечь на бумагу, пролежала в мозгу дня два…»3 Этот огромный труд писателя над словом скрыт от нас, потому что мы видим уже готовое произведение. Исследователь же, сравнивая черновики и беловой вариант, сопоставляя различные редакции произведения, отчасти проникает в творческую лабораторию писателя и по лексическим заменам может судить о том, как он трудился над словом.
Много лексических замен сделал А. И. Куприн, работая над статьей «Памяти Чехова». Вот примеры более точного выбора слов в процессе стилистической правки рукописи самим писателем:4
Варианты | Опубликованный текст |
1. — А ведь никто не знает, что самое главное в этом человеке. | 1. — А ведь никто не догадывается, что самое. |
- 1 Чехов А. П. Письмо к Е. М. Шавровой // Поли. собр. соч.: в 20 т. Т. 17. М., 1944— 1955 С. 7.
- 2 Чехов Л. П. Письмо к Ал. П. Чехову // Поли. собр. соч. Т. 16. С. 62.
- 3 Чехов А. П. Письмо к А. С. Лазареву-Грузинскому // Поли. собр. соч. Т. 15.
- 4 См.: Айдарова В. Н. Работа Куприна над текстом статьи «Памяти Чехова» // Русская речь. 1974. № 3.
характерное в этом человеке. | |
2. Он мог быть добрым и щедрым, не любя, ласковым и нежным… не рассчитывая на признатель ность. | 2. Он мог быть добрым и щедрым, не любя, ласковым участливым… не рассчитывая на благодарность. |
3. …Приезжал, кажется, с глав ной целью показать больному тог да А. П-чу постановку его пьесы[1]. | 3. …Приезжал, кажется, с исключительной целью. |
Интересна правка М. Горького в романе «Мать»:
Варианты (редакция 1907 г.) | Окончательный текст |
1. Ей вдруг показалось, что сын преувеличил опасность собрания. | 1. Ей вдруг подумалось… |
2. Мать знала, что весь этот шум поднят работой ее сына. | 2. Мать понимала, что этот шум поднят работой ее сына. |
3. Он поднял плечи и опустил. | 3. Он пожал плечами. |
Как видим, писатели в процессе авторедактирования сами устраняют лексические ошибки. Стилистическую правку рукописи может выполнять и редактор. Авторы, для которых литературный труд — занятие непривычное, нуждаются в помощи редактора, хотя литературное редактирование текста не является обязательным условием его публикации.
Однако в процессе подготовки газетных и журнальных материалов литературное их редактирование, как правило, необходимо. Рассмотрим работу редактора над лексикой рукописи и покажем различные варианты стилистической правки текста при устранении наиболее типичных речевых ошибок[1].