Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оратор и аудитория

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, когда мы имеем дело с ораторским искусством в современном мире (и не в театре), тот, кто произносит речь, чаще всего сам её и составляет. То есть, по Аристотелю, является сам и «поэтом» и «актёром». Получается, что оратор сам «ставит» свой небольшой «спектакль», произнося речь разного характера и назначения. Главный инструмент оратора — слово. Но важно не только слово как таковое, важно… Читать ещё >

Оратор и аудитория (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Итак, оратор и аудитория вступают во взаимодействие.

Оратору необходимо чётко представлять, зачем он говорит. У него должны быть логически выстроенные мысли и действия.

Ещё Аристотель в своём труде «Поэтика» указывал на то, что «правила диалектического развития мысли — предмет риторики» Аристотель, «Поэтика». Перевод В. Аппельрота. Хрестоматия по античной литературе. В 2х томах. Для высших учебных заведений. Том 1. http://www.litmir.me/bd/?b=128 433, с. 6. Он давал советы поэтам применительно к написанию трагедий, но это работает и для написания речей другого толка.

Интересно, что, согласно Аристотелю, «правила интонации при исполнении трагедии на сцене (приказание, просьба, угроза, ответ и т. п.) — дело актера и режиссера» Аристотель, «Поэтика». Перевод В. Аппельрота. Хрестоматия по античной литературе. В 2х томах. Для высших учебных заведений. Том 1. http://www.litmir.me/bd/?b=128 433, с. 6.

Однако, когда мы имеем дело с ораторским искусством в современном мире (и не в театре), тот, кто произносит речь, чаще всего сам её и составляет. То есть, по Аристотелю, является сам и «поэтом» и «актёром». Получается, что оратор сам «ставит» свой небольшой «спектакль», произнося речь разного характера и назначения. Главный инструмент оратора — слово. Но важно не только слово как таковое, важно еще и отношение говорящего к тому, о чем он говорит и зачем. Это будет меняться в зависимости от вида выступления, аудитории и целей оратора.

Любопытно, что М. Ломоносов пишет в своём труде «Краткое руководство к красноречию» по поводу влияния оратора на публику.

Во-первых, он считает, что ритор (оратор) возбуждает в слушателе определённые страсти, и речь тогда будет действенна, когда «он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен» Ломоносов М. В. «Краткое руководство к красноречию». Полное собрание сочинения. Том седьмой. Труды по филологии (1739−1758 гг.). М., -Л., Издательство Академии наук СССР, 1952. http://ru-lib.3dn.ru/, § 97.

Далее, чтобы вызвать определённую «страсть», необходимо «обстоятельно знать нравы человеческие», «высмотреть, от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается» Ломоносов М. В. «Краткое руководство к красноречию». Полное собрание сочинения. Том седьмой. Труды по филологии (1739−1758 гг.). М., -Л., Издательство Академии наук СССР, 1952. http://ru-lib.3dn.ru/, § 95.

Оратор должен учитывать разные свойства своих слушателей, это и возраст (например, по замечанию Ломоносова, «малые дети на приятные и нежные вещи обращаются и склоннее к радости, милосердию, боязни и к стыду», старые «склоннее … к ненависти и к зависти»); и пол (так, «мужеский пол к страстям удобнее склоняется и скорее оные оставляет», тогда как «женский пол… весьма долго в них остается и с трудом оставляет»); и воспитание («ибо кто к чему привык, от того отвратить трудно»); и степень образованности, как говорит Ломоносов, " наука" (например, у людей, осведомлённых, в частности, в политике, «надлежит возбуждать страсти с умеренною живностию и с благочинною бодростию», наоборот, «у простаков и у грубых людей должно употреблять всю силу стремительных и огорчительных страстей», так как они падки на них) Ломоносов М. В. «Краткое руководство к красноречию». Полное собрание сочинения. Том седьмой. Труды по филологии (1739−1758 гг.). М., -Л., Издательство Академии наук СССР, 1952. http://ru-lib.3dn.ru/, § 98.

Также оратор должен, при всём вышеперечисленном, учитывать ещё и «время, место и обстоятельства», о чём подробнее ещё пойдёт речь в этой главе настоящей работы.

Что касается «внешних средств выражения» в ораторском искусстве, здесь очень важно, как и в актерском мастерстве, «переживать то, о чём говорится». Как пишет Аристотель, «волнует тот, кто сам волнуется, и вызывает гнев тот, кто действительно сердится» Аристотель, «Поэтика». Перевод В. Аппельрота. Хрестоматия по античной литературе. В 2х томах. Для высших учебных заведений. Том 1. http://www.litmir.me/bd/?b=128 433, с. 7.

Важнейшим инструментом выражения слова, его смысла и содержания является голос. Оратору необходимо развивать его и добиваться точного соответствия того, что и как он хочет сказать, с тем, что выдаёт его голос.

В этом смысле оратор опять же близок актёру. Ещё К. С. Станиславский в своём труде «Работа актёра над собой» писал: «работа по постановке голоса заключается прежде всего в развитии дыхания и звучания тянущихся нот» Станиславский К. С., Собрание сочинений в 8 томах. Том 3. «Работа актёра над собой», ч.2. М., Гос. изд-во «Искусство», 1935 г., с. 42. Однако, Станиславский также подчёркивает необходимость работы также и над «тянущимися согласными». Помочь может комплексный подход к развитию голоса — это и развитие дыхательных мышц, и работа над постановкой голоса «на опору», «на дыхание» и работа над дикцией, артикуляцией. Ещё одно важнейшее условие успеха речи — осмысленность пауз. Они должны быть выдержаны в характере речи или её отдельного эпизода, в паузах речь не только «обрабатывается» слушателем, она ещё и обогащается эмоционально, она может заключать или предварять какое-то изменение в направлении речи. «Чёткий ритм речи помогает чёткому и ритмичному переживанию и, наоборот, ритм переживания — чёткой речи» Станиславский К. С., Собрание сочинений в 8 томах. Том 3. «Работа актёра над собой», ч.2. М., Гос. изд-во «Искусство», 1935 г., с. 79. Все эти компоненты помогут оратору быть более уверенным в себе, лучше доносить слово, мысль и смысл своей речи.

Публичное выступление — это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

С.Ф. Иванова в работе «Специфика публичной речи» Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. — М.: 1978. С. 81. выявила индивидуальные речевые типы:

  • 1) Рационально — логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.
  • 2) Эмоционально — интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.
  • 3) Философский. Ораторы — «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта — стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.
  • 4) Лирический, или художественно — образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность — черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его — характер утонченный, меланхолический.

Высшее проявление мастерства публичного выступления — это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

Оратор и аудитория.

Схема. Критерии оценки аудитории.

Оратор и аудитория.

Схема. Признаки аудитории Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции.

Речь должна быть и грамотной, и эмоционально окрашенной. Существуют различные точки зрения, к какому же полушарию относится речь — к правому или левому — и насколько речь больше связана с рациональным или эмоциональным фонами человека. Нам думается, что в каждом случае оратор должен сам вести наблюдения за собой и понять, как же ему проще и лучше даётся выстраивание речи. Любопытна следующая цитата из книги Мохеба Костанди «Мозг человека». Костанди М., «Мозг человека», пер. с англ. Ш. Мартыновой. М.: Фантом Пресс, 2015, с. 42−43.

Оратор и аудитория.

Схема. «Образ аудитории» и ее социопсихологические параметры Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам и уметь вести дискуссию на любую тему.

Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами — положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт — величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи. Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт.

Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей. Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу — 5−7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы.

В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии. Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств.

Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение. Какой бы интересной ни была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

  • 1) Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес. Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.
  • 2) Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.
  • 3) Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.
  • 4) Показ практической значимости информации.
  • 5) Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.
  • 6) Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть» .
  • 7) Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).
  • 8) Прием градации — нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.
  • 9) Прием инверсии — речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.
  • 10) Прием апелляции к собственным мыслям.
  • 11) «Риторический вопрос» — утверждение в форме вопроса. («Риторический» не в смысле «внешне эффектный, напыщенный» Розенталь Д. Э., Теленкова М. А., Словарь трудностей русского языка. 11е изд. М.: Айрис-Пресс, 2013, с. 623.).

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы.

Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы — это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы…

  • 1) Сравнение — один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.
  • 2) Метафора — это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение двух явлений по сходству или контрасту. Например: «Локомотив истории остановить невозможно…» .
  • 3) Эпитет — образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: «Студент — это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!» .
  • 4) Аллегория — иносказательно изображает что-либо. Например: «Однажды прохожий спросил у строителя: «Что ты делаешь?» Тот подумал и ответил: «Не видишь? Вожу камни». Второй строитель на тот же вопрос ответил: «Зарабатываю деньги!» «.
  • 5) Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например: «Редкая птица долетит до середины Днепра» .

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь.

Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы («Вы ведь хотите услышать мое мнение?»).

Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариантно подходить к изменению интонации.

Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего со слушателями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой