Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эволюция метатекста английского романтизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и библиографии. Предметом каждой главы становятся соответственно: 1. Метатекст романтизма в байроновском — на рубеже ХУП1-Х1Х и уайльдовском и гардиевском вариантах на рубеже Х1Х-ХХ веков- 2. Текст и Мета-текст Фаулза- 3. Результат эволюции Метатекста английского романтизма на рубеже ХХ-ХХ1 века, как он представлен… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Байрон-Уайльд-Гарди: этапы эволюции метатекста анг
    • 1. 1. Метатекст романтизма '
    • 1. 2. «Я» романтиков как жанрообразующий фактор
    • 1. 3. Метатекстовая стратегия «Дон-Жуана» Байрона как «универсального» романа
      • 1. 3. 1. «Вот и мое капризное созданье.»
      • 1. 3. 2. «Таков обычный метод, но не мой.»
      • 1. 3. 3. Поэт и Муза
      • 1. 3. 4. «Ишу героя!.»
      • 1. 3. 5. Поэзия-проза
      • 1. 3. 6. Импровизация
    • 1. 4. Метатекстовая поэтика Уайльда и «экспериментальный» метод Гарди
      • 1. 4. 1. «Кентервильское привидение» Уайльда и «Старинные характеры» Гарди
      • 1. 4. 2. «Преступление лорда Артура Сэвила» Уайльда и «Отчаянные средства» Гарди
      • 1. 4. 3. Оскар Уайльд: «Портрет г-на У.Г.»
      • 1. 4. 4. «Портрет Дориана Грея» как роман-метатекст
    • 1. 5. Байрон и Уайльд: проблема единого смыслового поля
    • 1. 6. Гарди и романтизм («Вдали от обезумевшей толпы»)
    • 1. 7. Выводы
  • Глава вторая. Текст-Метатекст Фаулза
    • 2. 1. Нарративные дискурсы эпохи и Текст Фаулза
    • 2. 2. «Большой» и «малый» текст Фаулза
    • 2. 3. «Мерцательная» поэтика Фаулза
    • 2. 4. Метаповествование в XX веке
    • 2. 5. Квест-роман Фаулз
    • 2. 6. «Магическое письмо» Джона Фаулза: от «Коллекционера» к «Мантиссе»
      • 2. 6. 1. «Коллекционер»
      • 2. 6. 2. «Маг»
      • 2. 6. 3. «Женщина французского лейтенанта»
      • 2. 6. 4. «Дэниэл Мартин»
      • 2. 6. 5. «Мантисса»
    • 2. 7. «Мэггот»: диалог метавозможностей
    • 2. 8. Фаулз: метатекст второго порядка
    • 2. 9. Метатексты-корреляты: «Женщина в белом» Коллинза и «Черный принц» Мэрдок
    • 2. 10. Выводы лийского романтизма
  • Глава третья. Эволюция метатекста романтизма в «романографии» Джона Фаулза: герой-автор-произведение
    • 3. 1. «Соавторы» Фаулза и проблема единого смыслового пространства
    • 3. 2. Структура фаулзовского интертекста: постановка проблемы 3.2.1. Фаулзовская модель «эпиграф-текст»
    • 3. 3. Байроновская «школа» Фаулза
      • 3. 3. 1. «Эта новая реальность»
      • 3. 3. 2. Байронический герой Фаулза
      • 3. 3. 3. «Этиология свободы»
      • 3. 3. 4. Байроновская «родословная» Фаулза
    • 3. 4. Фаулз: эволюция-трансформация мотивов, тем, образов романтического дискурса '
      • 3. 4. 1. «Утраченные иллюзии»
      • 3. 4. 2. «Мудрый помощник» («маг», «отшельник»)
      • 3. 4. 3. Место Откровения: волшебный лес (долина, остров). Магический театр
      • 3. 4. 4. Маркиз де Сад (садизм) и проблема «маргинального» героя романтиков
      • 3. 4. 5. Двойничество
    • 3. 5. Роман-квест Фаулза как продолжение и развитие парадигмы квеста в творчестве романтиков
    • 3. 6. Эволюция романтического героя в романах Фаулза
    • 3. 7. Модель «рыцарь на распутье» в разработке Фаулза
    • 3. 8. Женские образы Фаулза как вариации инварианта романтической героини
    • 3. 9. Роман воспитания по Фаулзу
    • 3. 10. Жанр утопии в фаулзовском исполнении
    • 3. 11. Искусство как модель моделируемого и моделирующего бытия
    • 3. 12. Текст Фаулза как карнавально-мистериальное действо

Эволюция метатекста английского романтизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предмет и задачи исследования."Пороговый" характер культуры, в которой мы живём, стал, пожалуй, одной из главных её характеристик, вне зависимости от того, кто и с каких позиций о ней размышляет. Равно, как и мысли о надвигаюш, ейся или уже начавшейся смене основных культурных парадигм. Но всякое революционное новое есть прежде всего результат эволюции, исподволь подготавливавшихся перемен. Каждое следующее «прерывание» и «скачок» интересны с точки зрения «повторения пройденного», накопления «остаточных знаний», которые — пусть в преобразованном виде — работают в качестве доказательства неуничтожимости «больших нарративов» в культуре.

Одним из таких «больших нарративов» является романтизм, которому отводится одна из главных ролей в определении сути литературного дискурса в целом на протяжении вот уже двух столетий европейской истории, начиная с рубежа XYIII-XIX веков. Без особого преувеличения можно сказать, что спор о «древних и новых» на исходе Просвещения принял облик длящегося до сих пор соперничества «классиков» и «романтиков», в котором в конечном счете все сводится к необходимости выбрать позицию pro или contra.

Английская литература в данном контексте привлекает внимание своеобразной классичностью в диалоге «романтиков» и «не романтиков». И дело, разумеется, не в самоназывании и не в академических классификациях, а в том, как это влияет на отличительные черты дискурса в ту или иную «малую» литературную эпоху, какой направленности энергией наделяет ее, какую систему координат она при этом выбирает.

Предметом данного исследования станет эволюция английского романтизма как «большого нарратива» в его движении от Байрона к Оскару Уайльду и Томасу Гарди, а от них — к Джону Фаулзу, взятому с точки зрения совершающейся при этом трансформации того, что можно назвать «суммарным ме-татекстом» романтиков. Задачей при этом становится определить, что есть здесь «известное» и «неизвестное» и что они дают в сумме. В качестве «известного» в центре внимания в работе прежде всего оказываются такие категории романтического дискурса, как «романтический герой», «роман-тический хронотоп», «Автор» и «романтический артефакт».

Объект исследования. Хронологические рамки. Объектом данного исследования становится романтический метатекст как средоточие романтического дискурса, что позволяет выделить наличие устойчивых диахронических смысловых полей, объединяющих, например, столь «далековатые идеи», как гей-дельбергский романтизм и английский «эстетизм», «байронический герой» и герой «мэгготианского» образца (роман Фаулза «Мэггот»), «викторианский» роман и «гендерный» роман второй половины XX века. Объект исследования определяет и его хронологические рамки: «эпоха Байрона» — английский «неоромантизм» — «эпоха постмодернизма» в фаулзовском исполнении.

Актуальность. Джон Фаулз — самый близкий, из выделенных, к нам по времени авторов, не может пожаловаться на невнимание критики, равно как и на отсутствие разнообразия методологических подходов к его творчеству. Что же касается Байрона, Уайльда и Гарди, то и они по существу никогда надолго не покидали область более или менее пристального к ним внимания, когда речь заходила о поворотных моментах английской литературной истории. Но если иметь в виду предмет данного исследования, то Фаулз и созданное им становятся особенно актуальны, позволяя увидеть то сочетание «инновации» и «седиментации» по Рикёру, которое по-новому объединяет «век нынешний и век минувший», создавая канал связи, в котором на равных взаимодействуют рет-ро-спекция и про-спекция, дающие иной угол зрения как на феномен, именуемый «пост-модернизмом», так и на самое романтизм. В метатексте Фаулза особое место занимает дискурс романтиков. При этом Байрон, Уайльд, Гарди получают особую смысловую нагрузку, что безусловно требует осмысления.

Методологическая основа иссследования. Использованная методология отвечает предмету и задачам исследования. Она соответствует сложившейся сейчас междисциплинарной традиции. Поскольку в данной работе объектом исследования становится такое единство романтического дискурса, как Текст-Метатекст, немыслимое вне взаимодействия собственно нарратива, его прагматики, способов его автодескрипции и того, что можно в самом прямом смысле назвать метафизикой творчества, то такое исследование невозможно без методики и когнитивной техники дисциплин, тяготеющих к функциональной поэтике, постструктурализму, семиотике, культурологии, герменевтике, антропологии.

М. Вебер одним из первых привлек внимание к особенности наук об обществе и культуре, где объект и субъект анализа невозможно разделить. Поэтому он считал, что гуманитарные науки должны пользоваться одновременно и методом понимания и методом объяснения. Процедуру, которая соединила бы их воедино, он, как известно, назвал «объясняющим пониманием». Оно лежит в основе методологических построений X. Зедльмайра, определяет «иконологи-ческий» метод Э. Панофского, заложено в фундамент «науки о Духе» В. Диль-тея.

Всякий тип прочтения выбирает свои структуры. «При этом нетрудно заметить, что само художественное произведение допускает в зависимости от запроса выбор нескольких равно приемлемых структур или что это произведение выступает частью более обширной системы, которая, превосходя ее, ее объемлет», -как утверждает У. Эко в «Отсутствующей структуре"А Всецело разделяя эту точку зрения, мы лишь хотим уточнить, что сказанное в равной степени прило-жимо не только к отдельному произведению, но и к «сумме» произведений, каковой является каждая историко-культурная эпоха. Нашей задачей при этом становится выделение «языка» романтического метатекста и попытка «читать» написанное с его помощью.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и библиографии. Предметом каждой главы становятся соответственно: 1. Метатекст романтизма в байроновском — на рубеже ХУП1-Х1Х и уайльдовском и гардиевском вариантах на рубеже Х1Х-ХХ веков- 2. Текст и Мета-текст Фаулза- 3. Результат эволюции Метатекста английского романтизма на рубеже ХХ-ХХ1 века, как он представлен в фаулзовской «романографии». Главы соответственно названы: «Байрон-Уайльд-Гарди: этапы эзолюции метатекста английского романтизма" — «Текст и Метатекст Фаулза" — «Эволюция метатекста романтизма в «романографии» Фаулза: герой-автор-произведение».

Новизна. Практическая значимость. Новизна и практическая значимость работы заключаются в попытке нового прочтения творчества Байрона, Уайльда и Гарди, что становится возможным благодаря предлагаемому в данном исследовании концептуальному прочтению Фаулза. Это позволяет внести некоторые коррективы, в частности, в картину развития английского литературного дискурса Х1Х-ХХ веков и в общее представление об эволюции европейского романтизма с точки зрения таких поэтологических категорий, как «герой», «автор», «произведение».

Апробация. По теме диссертации были опубликованы следующие работы: монографии:

1 .Жизнь и мнения лорда Байрона, джентльмена. Байроновская «школа» Фаулза. Нальчик, 2001 (8 п.л.);

2.Тезаурус Джона Фаулза. Нальчик, 2000 (23 п.л.) — учебное пособие:

1. Джон Фаулз: текст, интертекст, метатекст. Учебное пособие по курсу «Английская литература XX века». Ч. 1. Нальчик, 1999 (6,5 п.л.) — статьи:

1. «Чем утоляешь жажду?.» Притчевое начало в творчестве Джона Фаулза // Сб. «Текст: онтология и техника». Нальчик. КБГУ, 2001;

2. «Муза? Парка? Анадиомена?.» Интертекстуальное пространство новеллы Томаса Манна «Смерть в Венеции» // «Текст: онтология и техника». Указ. изд.;

3. «Магический театр» Джона Фаулза (по роману «Волхв») // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия «Филологические науки». Вып. 4. Нальчик, 2000;

4. «Комедия Оскара Уайльда „Как важно быть серьезным“ сквозь призму карнавальной культуры» // Сборник научных трудов «Романо-германские языки. Вопросы теории и методики преподавания в ВУЗе». Нальчик, 1998;

5. Постановка проблемы «протейного» человека в творчестве Шекспира // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия «Филологические науки». Вып. 3. Нальчик. КБГУ, 1997;

6. «А надо ли быть серьезным?.» Последняя комедия Уайльда в контексте его комедиографии // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». Вып. 1. Книга 1. Нальчик,.

1994;

7. Отрицание формул. К вопросу о восприятии драматургии Ибсена на рубеже Х1Х-ХХ веков. Комедиография Оскара Уайльда // Ж. «Эльбрус», № 1. Нальчик, 1991; тезисы докладов:

1. Доклад «Пьеса О. Уайльда „Как важно быть серьезным“ сквозь призму карнавальной культуры» // Первый Международный конгресс «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 1996);

2. Семиотико-культурологическое пространство новогодней поздравительной открытки (К проблеме культурологического текста) // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы. Международная научная конференция. КраснодарНовороссийск (Краснодар, 1997).

Основные положения диссертации становились предметом обсуждения на заседаниях творческого семинара кафедры в докладах: «Магический театр Джона Фаулза" — «Эпиграфы в романе Фаулза «Женщина французского лейтенанта"" — «Роман Фаулза «Мантисса» и метаповествование в XX веке" — «Рыцарь на распутье»: литература в ее движении от романтизма к постмодернизмупространство для героя».

1. Ackroyd Peter. Notes for a New Culture. Lnd., 1976.

2. Alter Robert. «Daniel Martin» and the Mimetic Task // Critical Essays on John Fowles. Ed. by Pifer Ellen. Boston, 1986.

3. Alter R. Partial Magic: The Novel as a Self-Conscious Genre. End.- Berkley, 1975.

4. Altieri Charles. Act and Quality .A Theory of Literary Meaning and Humanistic Understanding. Amherst, Massachussets, 1981.

5. Approaches to Victorian Autobiography. Ed. by George P. Landow, Athens, Ohio, 1979.

6. Archer W. The old drama and the new. An essay in re-valuation. End., 1923.

7. Auerbach Nina. Woman and the Demon. The Life of a Victorian Myth. HarvardLnd., 1982.

8. Bailey James Osier. Pilgrims through Space and Time. Trends and Patterns in Sci-entifical Utopian Fiction. ConnecticutWestport, 1972.

9. Barnum Carol M. The Quest Motif in John Fowles’s «The Ebony Tower»: Theme and Variations // Critical Essays on John Fowles Ed. by Pifer Ellen. Boston, 1986.

10. O. Barton Edwin J. and Hudson Glenda A. A Contemporary Guide to Literary Terms. BostonN.Y., 19 971 l. Batey Mavis and Lambert David! The English Garden Tour. End., 1990.

11. Bentley E. The Playwright as Thinker. A Study of Drama in Modem Times. N. -Y., 1946.

12. Bergonzi B. The turn of a century. Essays on Victorian and Modern English Literature. End., 1973.

13. Bergonzi Bernard. The Situation of the Novel. End., 1970.

14. Biddle A.W., Fulwiler T. Reading, Writing and the Study of Literature. N.Y., 1989.

15. Binns Ronald. John Fowles: Radical Romancer // Critical Essays on John Fowles. Ed. by Pifer Ellen. Boston, 1986.

16. Bloom Harold. The breaking of form // Deconstruction and Criticism. End., 1979.

17. Boulton Marjorie. The Anatomy of the Novel. End., 1979.

18. Bradbury Malcolm. No, Not Bloomsbury. End., 1987.

19. Buckler William E. The Victorian Imagination. N. Y.- End., 1980.

20. Bull J. A. The framework of fiction. Socio-cultural approaches to the novel. End., 1988.

21. Burgess Anthony. English Literature. End., 1975.

22. Chanman S. Story and Discourse: Narrative Structure in Fiction and Film. Cornell, 1978.

23. Cone C. A., Pelto P.J. Guide to Cultural Anthropology. Glenview, 1969.

24. СЕПТЕТ Steven. The English Novel in History: 1950 1995. Lnd.- N. Y., 1996.

25. Conradi Peter. John Fowles. Lnd.-N.Y., 1982.

26. Contemporary British Novelists. Ed. by Shapiro Charles. Southern Illinois, 1965.

27. Contemporary Novelists. 4-th edition. Ed. by Kirkpatrick D.L. End.- Chicago, 1986.

28. Decadens and the 1890-s. End., 1979SO. D'haen Theo. Postmodernisms: From Fantastic to Magic Realist // International Postmodernism. Theory and Literary Practice. Ed. By Bertens H. and Fokkema D. AmsterdamPhiladelphia, 1997.

29. Dawson David. Literary Theory. Minneapolis, 1995.

30. De Man Paul. Shelley disfigured // Deconstruction and Criticism. End., 1979.

31. Derrida Jacques. Structure, sign and play in the discourse of the human sciences // Modem Criticism and Theory. Ed. By Lodge D. End.- N. Y., 1988.

32. ECO Umberto. Casablanca: Cult Movies and Intertextual Collage. // Modern Criticism and Theory. Ed. By Lodge D. End.- N. Y., 1988.

33. Eddins Dwight. John Fowles: Existence as Authorship //Critical Essays on John Fowles. Ed. by Pifer Ellen. Boston, 1986.

34. Ellis Kate Ferguson. The Contested Castle. Gothic Novels and the Subversion of Domestic Ideology. UrbanaChicago, 1989.

35. Ermarth Elizabeth D. Realism and Consensus in the English Novel. Princeton, 1983.

36. Essays on Detective Fiction. Ed. by Benstock Bernard. End., 1983.

37. Essentials of the Theory of Fiction. Ed. by Hoffman M.J. and Murphy P.D. DurhamLnd., 1988.

38. Fawkner H.W. The Timescapes of John Fowles. End.- Toronto, 1984.

39. Fiedler Leslie. What was literature? Class culture and mass society. N. Y., 1982.

40. Fletcher John. New Directions in Literature. Critical Approaches to a Contemporary Phenomenon. End., 1968.

41. Fokkema Douwe. The Semiotics of Postmodernism. // International Postmodernism. Theory and Literary Practice. Ed. By Bertens H. and Fokkema D, Amster-dam-Philadelphia, 1997.

42. Foucault Michel. What is an author? // Modern Criticism and Theory. Ed. By Lodge D.Lnd.-N.Y., 1988.

43. Fowles J., Horvat F. The Tree. Boston-Toronto, 1979.

44. Fowles John and Godwin Fay. Islands. Lnd ., 1978.

45. Fowles John, Brukoff Barry. The Enigma of Stonehendge. Lnd., 1980.

46. Fowles John, Draper Jo. Thomas Hardy’s England. End., 1984.

47. Fowles John. The Aristos. Lnd, 1980.

48. Fowles. Ed. by Pifer Ellen. Boston, 1986.

49. Frank Joseph. Spatial Form in Modem Literature // Essentials of the Theory of Fiction. Ed. By Hoffman M.J. and Murphy P.D. DurhamEnd., 1988.

50. Frye Northrop. The Secular Scripture. A Study of the Stmcture of Romance. Cambridge (Mass.), 1976.

51. Frye Steven. History, Postmodernism and the Novel: A Reconsideration. In: The Centennial Review, vol. XLII. № 1. Winter. 1998. P.p. 135−156.

52. Furst Lilian R. Romanticism in Perspective Lnd. — N. Y., 1969.

53. Ganz A. The Meaning of 'The Importance of Being Eamist' // Modern Drama, 1963. Vol. 6. May, № 1.

54. Genette Gerard. Reading as Construction // Essentials of the* Theory of Fiction. Ed. By Hoffman M.J. and Murphy P.D.DurhamLnd., 1988.

55. Genette Gerard. Structuralism and literary criticism // Modern Criticism and Theory. Ed. By Lodge D. End.- N.Y., 1988.

56. Gindin James. Postwar British Fiction. New Accents and Attitudes. End., 1962.

57. Gray Bennison. The Phenomenon of Literature. The HagueParis, 1975.

58. Griffin Jasper. The Mirror of Myth. Classical Themes and Variations. End.- Boston, 1986.

59. Gross John. The Rise and Fall of the Man of Letters. English literary life since 1800. End., 1991.

60. Hassan Ihab. Selves at Risk. Patterns of Quest in Contemporary American Letters. Madison (Wis.), 1990 '.

61. Hassan Ihab. The Dismemberment of Orpheus. Toward a Postmodern Literature. WisconsinLnd., 1982.

62. Hassan Ihab. The Question of Postmodernism // Romanticism, Modernism, Postmodernism. Ed. By Garvin Harry R. Lnd.- Toronto, 1980.

63. Hayman David. Re-forming the Narrative. Toward a Mechanics of Modernist Fiction. IthacaEnd., 1987.

64. Hobsbaum Philip. Essentials of Literary Criticism. End., 1993.

65. Hole Christina. A Dictionary of British Folk Customs. End., 1984.

66. Honninghausen Lothar. The Symbolist Tradition in English Literature. A Study of Pre-Raphaelitism and Fin de Siecle. Cambridge, 1988.

67. Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction. Cambridge, 1988.

68. Hutcheon Linda. Irony’s edge. The theory and politics of irony. End.- N. Y., 1995.

69. Karl Frederick R. A Reader’s Guide to the Contemporary English Novel. End., 1972.

70. Kenner Hugh. A sinking island. The Modern English Writers. End., 1988.

71. Kermode Frank. Literary Fiction and Reality // Essentials of the Theory of Fiction. Durham — End., 1988.

72. Kincaid James R., Phelan James. What Do We Owe Texts? Respect, Irreverence, or Nothing at All? // Critical Inquiry. Summer. 1999. vol. 25. № 4.

73. Kristeva Julia. Indentification and the Real // Literary Theory Today. Ed. By Collier P. and Geyer-Ryan H. Oxford, 1990SO. Kristeva Julia. Postmodernism? // Romanticism, Modernism, Postmodernism. Ed. By Garvin Harry R. End.- Toronto, 1980.

74. I. Jackson H, The Eighteen Nineties. A Review of Art and Ideas at the Close of the 19-th Century. Harvester Press. 1976.

75. Leaska Mitchell A. The Concept of Point of View. // Essentials of the Theory of Fiction. Ed. By Hoffman M.J. and Murphy P.D. DurhamEnd., 1988.

76. Liu Lydia H. Robinson Crusoe’s Earthenware Pot // Critical Inquiry. Summer 1999. V01. 25. № 4. P.p. 728−757.

77. Lodge David. The Modes of Modern Writing. Metaphor, Metonymy and the Typology of Modem Literature. Chicago, 1988.

78. Lodge David. The Novelist at the Crossroads and Other Essays on Fiction and Criticism. End., 1971.

79. Lodge David. Working with Structuralism. Essays and reviews on 19-th and 20-th century literature. BostonLnd., 1981.

80. Longbaum Robert. The Modem Spirit. Essays on the Continuity of 19-th and 20th Century Literature. End., 1970.

81. Longbaum Robert. The Mysteries of Identity. A Theme in Modern Literature, ChicagoEnd., 1982.

82. Loveday Simon. The Romances of John Fowles. End., 1985 '.

83. Lyotard J. M. The Postmodern Condition, Manchester, 1984.

84. MacAndrew Elizabeth. The Gothic Tradition in Fiction. N.Y., 1979.

85. Mahoney John L. The Enlightenment and English Literature. Prose and Poetry of the 18-th Century. Lexington (Mass.) — Toronto, 1980.

86. Martin Wallace. Postmodernism: Ultima Thule or Seim Anew // Romanticism, Modemism, Postmodernism. Ed. By Garvin Harry R. End.- Toronto, 1980.

87. McDaniel Ellen. The Magus: Fowles’s Tarot Quest // Critical Essays on John Fowles.Ed. by Pifer E. Boston, 1986.

88. McEwan Neil. Perspective in British historical fiction today. End., 1987.

89. Mchale Brian. Science Fiction // International Postmodemism. Theory and Literary Practice. Ed, By Bertens H. and Fokkema D. AmsterdamPhiladelphia, 1997.

90. McSweeney Kerry. Four Contemporary Novelists. Angus Wilson, Brian Moore, John Fowles, V. S. Naipaul. MontrealEnd., 1983.

91. Miles Rosalind. The Female Form. Women Writers and the Conquest of the Novel. End.- N. Y, 1987.

92. Modem Literary Theory, Ed, by Rice Philip and Waugh Patricia, Lnd, — N. Y, — Melbourne, 1989.

93. More Letters of Oscar Wilde. Ed. by R. Hart-Davis.N.-Y., 1985.

94. Nasaar Ch.S. Into the Demon Universe. A literary exploration of Oscar Wilde. New-Haven/Lnd., 1974.

95. O’Brien Robert Viking. Astarte in the Temple of Venus: An Allegory of Idolatry // Studies in Philology. Vol. XCYI. Spring. 1999. № 2. P.p. 144−158.

96. O’Kane Karen. Modernism and the PostLiberal Imagination // The Centennial Review.vol. XLIII. № 1. Winter. 1999. P.p. 173−197.

97. Olshen Barry N., Olshen Tony A. John Fowles: A Reference Guide. Boston, 1980.

98. Orr John. The making of the 20-th-century novel. Lawrence, Joyce, Faulkner and Beyond. Lnd., 1989.

99. Palmer W.J. The Fiction of John Fowles. Tradition, Art and the Loneliness of Selfhood. Missury, Columbia, 1974.

100. Pater W. Selected Works. Melbourne, 1948.

101. Peterson Audrey. Victorian Masters of Mystery. From Wilkie Collins to Conan DoylcN.Y., 1984.

102. Pifer Drury. The Muse Abused: Deconstruction in 'Mantissa' // Critical Essays on John Fowles. Ed. by Pifer Ellen. Boston, 1986.

103. Princeton Encyclopedia of Poetry and Poetics. Ed. By Preminger Alex. Princeton, 1974.

104. Riffaterre Michael. Undecidability as Hermeneutic Constraint // Literary Theory Today. Ed. By Collier P. and Geyer-Ryan H. Oxford, 1990.

105. Righter William. The myth of Theory. Cambridge, 1994.

106. Roberts Marie. Gothic Immortals. The Fiction of the Brotherhood of the Rosy Cross. End.- N.Y., 1990.

107. Said Edward W. The World, the Text and the Critic. Cambridge, Massachusetts, 1989.

108. Sammels N. Earning Liberties: Travesties and 'The Importance of Being Earnest' // Modern Drama, 1986. Vol. XXIX, Sept., № 3.

109. Selected Letters of Oscar Wilde. Ed. by R. Hart-Davis. Oxford, 1979.

110. Scholes Robert. The Tabulators. N. Y.- Oxford, 1967.

111. Scott A. F. Current Literary Terms. End., 1979.

112. Segre Cesare. Introduction to the Analysis of the Literary Text. Indiana, 1988.

113. Simon El. M. The Problem Play in British Drama. 1890−1914. Salzburg, 1978.

114. Sontag Susan. Against Interpretation and other essays. N.Y., 1966.

115. Spencer Luke. The Voices of 'Wuthering Heights' // Bronte Society Transactions. The Journal of Bronte Studies, vol. 24. part 1. April 1999. P.p. 82−93.

116. Stevenson Randall. A Reader’s Guide to the 20-th Century Novel in Britain. End., 1993.

117. Stonehill B. The Self-Conscious Novel. Philadelphia, 1988.

118. Stubbs Patricia. Women and Fiction. Feminism and the Novel. 1880−1920. BrightonN.Y., 1979.

119. Sturgess Philip J. M. Narrativity. Theory and Practice. Oxford, 1992.

120. Szegedy-Maszak Mihaly. Nonteleological Narration // International Postmod-emism.Theory and Literary Practice. Ed. By Bertens H. and Fokkema D. AmsterdamPhiladelphia, 1997.

121. The Artist as Critic. Critical Writings of Oscar Wilde. Chicago, 1982.

122. The Contemporary English Novel. Stratford-Upon-Avon Studies 18. End., 1979.

123. The Idea of Literature. The Foundations of English Criticism. M., 1979.

124. The Oxford Dictionary of Quotations. Oxford, 1986.

125. The Letters of Oscar Wilde. Ed. by R. Hart-Davis. End, 1962.

126. Thody Philip. Twentieth Century Literature. Critical Issues and Themes. End., 1996.

127. Todd Richard. Postmodernism in the United Kingdom and the Republic of Ireland. // International Postmodemism. Theory and Literary Practice. Ed. By Bertens H. and Fokkema D. AmsterdamPhiladelphia, 1997.

128. Todorov Tzvetan. Reading as Construction // Essentials of the Theory of Fic-tion.Ed. By Hoffman M.J. and МифЬу P.D. DurhamEnd., 1988.

129. Todorov Tzvetan. The typology of detective fiction // Mqdem Criticism and Theory. Ed. By Lodge D. End.- N.Y., 1988.

130. Toliwer H.E. Wilde and the Importance of 'Sincere and Studied Triviality'// Modem Drama. 1963. Vol. Y, Feb., № 4.

131. Walker David H. Remorse, Responsibility, and Moral Dilemmas in Fowles’s Fiction //Critical Essays on John Fowles. Ed. by Pifer Ellen. Boston, 1986.

132. Watson Geoge. British Literature since 1945. End., 1991.

133. Waugh Patricia. Feminine Fictions. Revisiting the Postmodern. End.- N.Y., 1989.

134. Weidhom Manfred. The Man of the Millenium // The Centennial Review, vol. XLIIl. No 2. Spring. 1999. P.p. 339−351.

135. Wheeler Michael. Heaven, Hell and the Victorians. Cambridge, 1994.

136. Wilde O. The Critical Heritage. End., 1970.

137. Wilson Edmund. The Historical Interpretation of Literature // Essentials of the Theory of Fiction. Ed. By Hoffman M.J. and МифЬу P.D. DurhamEnd., 1988.

138. Абрамович Н. Я. Религия красоты и страдания. О. Уайльд и Достоевский, СПб., 1909.

139. Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью // Из истории культуры Средних веков и эпохи Возрождения. М., 1976.

140. Автономова Н. С. Возвращаясь к азам // Ж. «Вопросы философии», 1993. № 3.

141. Актуальные проблемы семиотики культуры. Тарту, 1987.

142. Анастасьев Н. А. У слов долгое эхо (к спорам о постмодернизме) // Сквозь шесть столетий. Метаморфозы литературного сознания. М., МГУ, 1997.

143. Андреев Л. Г.

Литература

конца XX века и современное литературоведение // Литературоведение на пороге XXI века. Материалы международной научной конференции (МГУ, май, 1997). М., 1998.

144. Андреев Л. Г. От «заката Европы» к «концу истории"// «На границах». Зарубежная литература от средневековья до современности, М., 2000.

145. Аникст А. Оскар Уайльд и его драматургия // Оскар Уайльд. Пьесы. М., 1960.

146. Архипова Н. Приключения духа, или за святым Граалем //Ж. «Урания». 1997. № 2.

147. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976.

148. Бабин А. А. Вариации Пикассо на темы старых мастеров // Панорама искусств. 1985. № 8.

149. Бальмонт К. Д. Тип Дон Жуана в мировой литературе // Ж. «ИЛ». 1999. № 2.

150. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика, М, 1994.

151. Батай Ж, Внутренний опыт, М., 1997.

152. Батай Жорж.

Литература

и Зло. МГУ, 1994.

153. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М, 1989.

154. Баткин Л, М, О некоторых условиях культурологического подхода // Античная культура и современная наука, М, 1985.

155. Бауэр В, Дюмоц И, Головин С. Энциклопедия символов. М., 1995.

156. Бахтин М. К методологии литературоведения // Контекст. 1974. Литературно-критические исследования. М., 1975.

157. Бахтин М. М. План доработки книги «Проблемы поэтики Достоевского» // Контекст-1976. Литературно-теоретические исследования. М., 1 977 165., Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

158. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1976.

159. Башляр Г. Психоанализ огня. М, 1993.

160. Бергсон А, Творческая эволюция, М, 1998.

161. Бибихин В, В, Символ и «другое» //: Апокриф 2, Культурологический журнал.

162. Библер В, С, От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век. М., 1991.

163. Бидерманн Ганс. Энциклопедия символов. М., 1996.

164. Бисималиева М. К. О понятиях «текст» и «дискурс» // Ж. «Филологические науки». 1999.№ 2. С. 78−86.

165. Блум X. Западный канон // Ж. «ИЛ». 1998. № 12.

166. Блум X. Страх влияния. Карта перечитывания. Екатеринбург, 1998. Т. 1.

167. Броде ль Ф. История моря и суши // Ж. «Курьер ЮНЕСКО». 1986. № 1.

168. Боборыкина Т. А. Драматургия О.Уайльда. К проблеме идейно-художественпого своеобразия эстетизма Уайльда. Автореф. дис, канд. фил. наук. Л., 1981.

169. Бродский Иосиф. Скорбь и Разум. //Ж. «ИЛ». 1997. № 10.

170. Брэдбери М. «Собака, затянутая песками». Абстракция и ирония // Писатели Англии о литературе. Х1Х-ХХ вв. Сборник статей. М. 1981.

171. Бубер Мартин. Я и Ты. М., 1993.

172. Бунтман Н, Нарушение границ: возможное и невозможное // Батай Жорж Литература и Зло. МГУ, 1994.

173. Бусева-Давыдова И. Москва как Иерусалим и Вавилон: соотношение сакральных топосов // Ж. «Искусствознание». 1999. № 1 <

174. Бушманова Н. Дерево и чайки в открытом окне. Беседа с Джоном Фаул-зом // Ж. «Вопросы литературы». 1994. № 1.

175. Бушманова Н. И. Английский модернизм: психологическая проза. Ярославль, 1992.

176. Бушманова Н. И. Время собирать камни // Литературоведение на пороге XXI века. Материалы международной научной конференции (МГУ, май, 1997). М., 1998.

177. Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.

178. Вайль П. Гений места //Ж. «ИЛ». 1996. № 11.

179. Вайль П., Генис А. По течению реки. Роман Г. Миллера «Тропик Рака» // Ж."ИЛ". 1990. № 8.

180. Вайль П. Гений места // Ж. «ИЛ». 1998. № 6.

181. Вайль П. Гений места // Ж. «ИЛ». 1998. № 12.

182. Вайль П. Гений места // Ж. «ИЛ». 1998. № 8.

183. Вайнштейн О. Индивидуальный стиль в романтической поэтике // Историческая поэтика. М., 1994.

184. Вайнштейн О. Шекспировские вариации в английской прозе (В. Вулф, О. Хаксли, Дж. Фаулз) // Английская литература XX века и наследие Шекспира. М., 1997.

185. Вейдле В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

186. Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. М., 1992.

187. Венедиктова Т. В опровержение слухов о конце литературной истории // Ж. «ИЛ». 1998. № 6.

188. Венедиктова Т. Д. Культурный рубеж как игровое поле (Н.В. Гоголь и Г. Мелвилл) // Сквозь шесть столетий. Метаморфозы литературного сознания. М., МГУ, 1997.

189. Венедиктова Т. Д.

Литература

на пороге «века толп»:' «новый человек» как читатель и писатель // «На границах». 3арубежная литература от Средневековья до современности. М., 2000.

190. Бенедиктова Т. Роман воспитания-90-е (США) // Ж. «ИЛ». 1999. № 3.

191. Вернан Жан-Пьер. Индия, Месопотамия, Греция: три идеологии смерти //Ж. «НЛО». 1998. № 5(33).

192. Витгенштейн Л. Культура и ценность //Ж. «Человек». 1991. № 6.

193. Владимирова Н. Г. Категория интертекстуальности в современном литературоведении // Литературоведение на пороге XXI века. Материалы международной научной конференции (МГУ, май, 1997). М., 1998.

194. Владимирова Н. Г. Формы художественной условности в литературе Великобритании XX века. Новгород, 1998.

195. Влодавская И. В. Поэтика английского романа воспитания начала XX века. Типология жанра. Киев, 1983.

196. Вольперт Л. И, Пушкин в роли Пушкина, Творческая игра по моделям французской литературы, Пушкин и Стендаль, М, 1998.

197. Гадамер Г,-Г, Актуальность прекрасного, М, 1991.

198. Гарин И, Пророки и поэты, В 2-х т, т, М, 1992.

199. Гачев Г, Национальные образы мира, М, 1988.

200. Гвардини Р. Конец нового времени //Ж. «Вопросы философии». 1990, № 4.

201. Генис А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени //Ж. «ИЛ». 1996. № 9.

202. Генон Р. Царь мира // Ж. «Вопросы философии». 1993. № 3.

203. Генон Р. Хранители Святой Земли // «Урания». 1998. № 3.

204. Герменевтика: история и современность. Критические очерки. М., 1985.

205. Гиршман М. М. Литературное произведение как художественная целостность: итоги и перспективы изучения // Литературоведение на пороге XXI века.

206. Голос автора и проблемы романа. О некоторых особенностях современной западной прозы // Ж. «ИЛ». 1987. № № 3,4.

207. Гречишкин С. С., Лавров А. Биографические источники романа Брюсова «Огненный ангел» // Сб. «Ново-Басманная, 19. 1990». М., 1990.

208. Григорьева Т. Встреча с Гумбольдтом встреча времен // Ж. «ИЛ», 1987, № 8.

209. Гринштейн А. Л. Карнавал и маскарад: два типа культуры // «На границах». Зарубежная литература от средневековья до современности. М., 2000.

210. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.

211. Гурвич И. Русская беллетристика: эволюция, поэтика, функции // «Вопросы литературы». 1990. Май.

212. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М, 1981.

213. Гурко Е. Жак Деррида. Деконструкция. Тексты и интерпретация. Минск, 2001.

214. Гучинская Н. Герман Гессе на пути к духовному синтезу // Герман Гессе. Собр. соч. в 4-х томах. С.-П., 1994. Т. I.

215. Дарк О. Загадка Сирина. Ранний Набоков в критике «первой волны» русской эмиграции // Ж. «Вопросы литературы». 1990. Март.

216. Де Ман Поль. Борьба с теорией. // Ж. «НЛО». 1997. № 23.

217. Демурова A.M. Первые книги для детей: «Пограничные жанры» и оформление нового направления в литературе Англии середины XVHI века // «На границах». Зарубежная литература от Средневековья До современности. М., 2000.

218. Де Шампо Ж., Стерне С. Гора // Ж. «Урания». 1998. № 3.

219. Джебраилов A.C. Английская шекспировская критика XX века: направления, концепции, полемика // Английская литература XX века и наследие Шекспира. М., 1998.

220. Дмитриева Н. Живое прошлое. Судьбы искусства: век XIX, век XX // Ж. «ИЛ». 1988. №№ 1,2.

221. Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского Средневековья. М., 1987.

222. Долинин А. Паломничество Чарльза Смитсона // Джон Фаулз. Подруга французского лейтенанта. Л., 1985.

223. Доманский Ю. В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте. Тверь, 1999.

224. Дьяконова Н. Поэтика пародийной рождественской сказки Теккерея // Ж. «Филологические науки». 1999. № 4.

225. Дьяконова Н. Английская литература и викторианский компромисс // Литература и общественно-политические проблемы эпохи. Л., 1983.

226. Ермилова Е. В. Метафоризация мира в поэзии XX века // Контекст-1976. Литературно-теоретические исследования. М., 1977.

227. Ерофеев Вик. Путешествие Селина на край ночи // Ж. «ИЛ». 1986. № 11.

228. Ершов Г. Филонов: истоки мировоззрения, философской основы аналитического метода // Ж. «Искусствознание». 1999. № 1.

229. Ершов n.M. Искусство толкования. Режиссура как практическая психология. Дубна, 1997.

230. Женетт Ж. Фигуры. Работы по поэтике. М., 1998, В 2-х томах.

231. Жлуктенко Н, Ю, Английский психологический роман XX века, М., 1988.

232. Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы, М, 1994.

233. Жолковский А. К., Щеглов Ю, К. Работы по поэтике выразительности. Инварианты Тема — Приемы — Текст. М., 1996 '.

234. Затонский Д. Нобелевская премия полвека спустя. Штрихи к портрету Элиаса Канетги // Ж. «ИЛ». 1988. № 7.

235. Затонский Д. Художественные ориентиры XX века. М., 1988.

236. Зверев А. «Парящий ум, светило века» // Ж. «ИЛ». 1988. № 1.

237. Зверев А. Портрет Оскара Уайльда // Оскар Уайльд. Избранное. М., 1986.

238. Зверев А. Дворец на острие иглы. Из художественного опыта XX века. М., 1989.

239. Зверев А. Склеенная ваза. Американский роман 90-х: ушедшее и текущее //Ж. «ИЛ». 1996. № 10.

240. Зверев А. Уильям Блейк // Ж. «ИЛ». 1997. № 5.

241. Зверев А. Черепаха Квази // Ж. «Вопросы литературы». 1997. № 3, Май-Июнь.

242. Зедльмайр Ханс. Искусство и истина // Ж. «Искусствознание». 1998, № 2. 1999. № 1.

243. Зенкин С. Денон, Бальзак, Кундера: от преромантизма до постмодернизма //Ж. «ИЛ». 1997. № 5.

244. Злобина А. Постмодернизм с другим лицом // Ж. «ИЛ»., 1999. № 4.

245. Зыкова Е. П. Пастораль в английской литературе ХУП! века. М., 1999.

246. Иванов Вяч. Вс. Классика глазами авангарда // Ж. «ИЛ». 1989. № 11.

247. Иванов Вяч. Вс. Культурная антропология и история культуры. // Сб «Одиссей»: Человек в истории. М., 1989.

248. Иванова Наталья. Преодолевшие постмодернизм // Ж. «Знамя». 1998, № 4.

249. Ильев СП. Русский символистский роман. Аспекты поэтики. Киев, 1991.

250. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М. 1998.

251. Ильин И. П. «Постмодернизм»: проблема соотношения творческих методов в современном романе Запада // Современный роман. Опыт исследования. М., 1990.

252. Ильин И. П. Стилистика интертекстуальности: теоретические аспекты // Проблемы современной стилистики. М., 1989.

253. Интертекстуальные связи в художественном тексте. Межвузовский сборник научных трудов. Спб. 1993.

254. Ионеско Э. Между жизнью и сновидением. Беседы с Клодом Бонфуа // Ж. «ИЛ». 1997. № 10.

255. Историко-литературные курсы: методология, концепции, проблемы. Материалы межвузовской научной конференции «Мировая литература и современное университетское образование». М., 1999.

256. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

257. Ишимбаева Г. Г. Фауст в стиле экзистенц (антиутопия Эрнста Юнгера «Гелиополис») // Ж. «Филологические науки». 1999. № 4.

258. Йонас Г. Гностицизм. С.-П.> 1998.

259. Кабанова И. В. Английский роман тридцатых годов XX века. Саратов, 1999.

260. Каган М. С К проблеме переходного типа культуры // Античная культура и современная наука. М., 1985 *.

261. Кагарлицкий Ю. И. О фарсах вообще и фарсах Г. Филдинга в частности // Генри Филдинг. Фарсы.М., 1980.

262. Каграманов Ю. В поисках удобного тупика // Ж. «ИЛ». 1986. № 4.

263. Казнина О. А Поэтика жанра в творчестве Чосера // Проблема жанра в литературе Средневековья. М., 1994.

264. Камю А. О литературе и о себе как о писателе // Ж. «Вопросы литературы». 1997. № 3. Май-Июнь.

265. Карасев Л. В. Надо ли бояться истории? Размышления над книгой М. Элиаде «Космос и история». М., 1987 // Ж. «Философские науки». 1989. № 10.

266. Карасев Л. В. Мифология смеха // Ж. «Вопросы философии». 1991. № 7.

267. Кассирер Э. Философия как философская проблема // Лики культуры. XX век. М., 1995.

268. Кассу Ж. Энциклопедия символизма. М., 1999.

269. Категоризация мира: пространство и время. Материалы научной конференции. М., МГУ, 1997.

270. КерлотХ.Э. Словарь символов. М., 1994.

271. Ковтун А. Другая или чужая? Женщина в прозе русского постмодернизма. // Текст: узоры ковра. СПб.- Ставрополь, 1999. Часть 2.

272. Когнитивная парадигма. Лингвистика, литературоведение. Тезисы международной конференции. Пятигорск, 2000.

273. Кон Й. «Страннические годы Вильгельма Мейстера». Их смысл и значение для нашего времени // Лики культуры. Альманах. М., 1995. Том I.

274. Конинг X. Заметки о XX веке // Ж. «ИЛ». 1999. № 2.

275. Конфликт интерпретации. М., 1995.

276. Копыстянская Н. Ф. Понятие «жанр» в его устойчивости и изменчивости //Контекст- 1986. Литературно-теоретические исследования. М., 1987.

277. Кортасар X. Жизнь Э. А. По. // Ж. «ИЛ». 1999 .№ 3.

278. Косиков Т. К. К теории романа (роман средневековый и роман Нового времени) // Проблема жанра в литературе Средневековья. М., 1994.

279. Косиков Т. К. Структурализм постструктурализм // «На границах». Зарубежная литература от Средневековья до современности, М, 2000.

280. Красавченко Т, Коллекционеры и художники // Д, Фаулз, Коллекционер, М, 1991.

281. Красавченко Т. Н. Магия консерватизма в английском литературоведении // Литературоведение на пороге XXI века. Материалы международной научной конференции (МГУ, май, 1997). М., 1998.

282. Красавченко Т. Н. Реальность, традиции, вымысел в современном английском романе // Современный роман. Опыт исследования. М., 1990.

283. Кристева Ю. Болгария, боль моя // Ж. «ИЛ». 1997. № 10.

284. Кузнецов Игорь. Прохладный свет. О подлинной реальности Мирчи Элиаде и Гайто Газданова // Ж. «ИЛ». 1998. № 6.

285. Культура Возрождения и общество. М., 1986.

286. Культура эпохи Просвещения. М, 1993.

287. Культурология. XX век. Словарь. С-Пб.- М., 1997.

288. Курбатов В. О пользе интерпретации // Ж. «ИЛ». 1992. № 1.

289. Кэмпбелл Джозеф. Тысячеликий герой. М., 1997.

290. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М, — С-Пб., 1998.

291. Лиотар Ж.-Ф. Постсовременное состояние // Культурология. Ростов-на-Дону, 1995.

292. Листван Ф. К вопросу о диалогичности романа Л. Леонова «Пирамида». Пушкинские мотивы // Пушкинский текст. Научно-методический семинар «Textus». Сборник статей. Вып. 5. СП.-Ставрополь, 1999.

293. Литвиненко H.A. «Граница эпох» и французский исторический роман первой половины XIX века // «На границах». Зарубежная литература от Средневековья до современности. М., 2000.

294. Литвиненко H.A. Французский исторический роман первой половины XIX в.: проблема жанра // Историкелитературные курсы: методология, концепции, проблемы. М., 1999.

295. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. Спб., 1999.

296. Лосева А. Феномен приморских резиденций эпохи романтизма // Ж. «Вопросы искусствознания». 1997. № Х1(2).

297. Лотман Ю. М., Минц 3. Г., Мелетинский Е. М.

Литература

и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. М., 1994. Т.2,.

298. Лотман Ю. М. и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.

299. Лотман Ю. М. Семиотика культуры и понятие Текста //Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3-х т.т. Таллинн, 1992. Т. 1.

300. Лотман Ю. М. Текст в тексте // Текст в тексте. Труды по знаковым системам. Х1У. Тарту, 1981. Вып. 567.

301. Любовь и XX век. О новом романе Г. Г. Маркеса // Ж. «ИЛ». 1987. № 7.

302. Люксембург A.M. Поэтика метапрозы и проблемы структурной организации игрового текста // Филология на рубеже тысячелетий. Материалы Международной научной конференции. Вып.З.

Литература

на рубеже тысячелетий. Ростов-на-Дону, 2000.

303. Майер Р. В пространстве время здесь. История Грааля. М., 1997.

304. Малахов В. Парадоксы мультикультурализма // Ж."ИЛ". 1997. № 11.

305. Малахов В. Эта непреходящая классика // Ж. «ИЛ». 1998. № 12.

306. Мамардашвили М. Лекции о Прусте. М., 1995.

307. Манн Ю. Карнавал и его окрестности // Ж. «Вопросы -1итературы», 1995. Вып.1.

308. Маньковская Н. Б.

Введение

в эстетику постмодернизма. М., 1995.

309. Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

310. Махов А. Е. Черед бросать кости: Бог, Николай Маркович, Лев Толстой, Стефан Малларме. и другие // Апокриф 2. Культурологический журнал.

311. Микешина Л. А. Интерпретация // Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.

312. Мировая художественная культура в памятниках. С.-Пб., 1997.

313. Михайлов A.B. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. М., 1994.

314. Монро Дуглас. Двадцать один урок Мерлина. Магические знания друидов. Киев, 1996.

315. Мостовая И. В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. М., 1996.

316. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.

317. Муратов П. Бекфорд, автор «Ватека» // Бекфорд. Ватек. Арабская сказка. М., МГУ, 1992.

318. Набоков В. Две лекции по литературе // Ж. «ИЛ». 1997. № 11.

319. Науменко А. Писатель, околдованный книгой // Герман Гессе. Магия книги. М., 1990.

320. Нестеров А. Князь мятежа. История Лоуренса Аравийского // Ж. «ИЛ». 1999. № 3.

321. Николе С. Шут в Tapo и в нас самих // Ж. «Урания». 1997. № 2.

322. Новикова М. Живые, мертвые, бессмертные // Ж. «Вопросы литературы». 1994. № 1.

323. Образцова А. Г. Комедии Оскара Уайльда // Сообщен. Ин-та истории искусств АН СССР. Театр. Вып. 10−11. 1957.

324. Образцова А. Г. Синтез искусств и английская сцена на рубеже XIX—XX вв.еков. М., 1984.

325. Огнева В. В. От «новых времен» к «исходу века»: новый латиноамериканский роман как мост между эпохами // «На границах». Зарубежная литература от Средневековья до современности. М., 2000.

326. Оден У. X. Герой Квеста // Ж. «Урания». 1997. № 2.

327. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия. Культура. М., 1991.

328. Оруэлл Д. Во чреве кита // Ж. «Вопросы литературы». 1990. Март.

329. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987.

330. Пави П. Словарь театра. М., 1991.

331. Пальцев Н. Суть творчества, суть чудотворства. Притчи об искусстве Джона Фаулза // John Fowles. The Ebony Tower. Eliduc. The Enigma. M., 1980.

332. Павич Милорад. Писать во имя отца, во имя сына или во имя духа братства? // Ж. «ИЛ». 1998. № 6.

333. Панофский Э. «Et in Arcadia ego»: Пуссен и элегическая традиция // Ж. «НЛО». 1998. JAQ 5(33).

334. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Спб., 1999.

335. Патер В. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М., 1912.

336. Пахсарьян Н. Т. Жанровая трансформация французского романа на рубеже ХУП-ХУШ веков // «На границах». Зарубежная литература от Средневековья до современности. М., 2000.

337. Пелаэс Э. Путь к океану: истоки и миф странствия на Запад // Ж. «Урания». 1998. № 3.

338. Пелипенко А. Культурная динамика в зеркале художественного сознания // Ж. «Человек». 1994. № 4.

339. Пестерев В. А. Синтез драматических микроформ в повествовательной макроформе романа Дж. Фаулза «Мэггот» // Вестник Волгоградского государственного университета, 1999. Вьшуск4. Серия 2: Филология.

340. Петровский И. М. Алгебра и гармония Х. Л. Борхеса // Ж. «Философская и социологическая мысль». 1991. № 2.

341. По Эдгар. Из «Маргиналий» // Ж. «ИЛ». 1991. № 3.

342. Полан Ж. Тарбские цветы, или Террор в изящной словесности. Спб., 2000.

343. Попова И. Ю. Английский романтизм в современной английской критике. Оценки и переоценки // Литературоведение на пороге XXI века. Материалы международной научной конференции (МГУ, май, 1997). М., 1998.

344. Попова И. Ю. Тема археологических раскопок, ее функции и вариации в романе Питера Экройда «Первый свет» // Сквозь шесть столетий. Метаморфозы литературного сознания. М., МГУ, 1997.

345. Порудоминский В. По прочтении «Воскресения» // Ж. «Вопросы литературы». 1995. Вып.1.

346. Постмодернизм и культура (материалы «круглого стола»): Вайнштейн О. Б., Новиков В. И., Подорога В. А., Карасев Л. В. // Ж. «Вопросы философии». 1993. № 3.

347. Постмодернисты о посткулыуре. Интервью с современными писателями и критиками. М., 1996.

348. Правоверова Л. Максима «Мир есть театр» в контексте авангарда // Ж. «Искусствознание». 1999. № 1.

349. Пристли Дж. Б. Два Уэллера. // Писатели Англии о литературе. Х1Х-ХХ вв. Сборник статей. М. 1981.

350. Расторгуев А. Место и природа символа в композиции итальянских «Благовещений» XV в. // Ж. «Вопросы искусствознания». 1997. № Х1(2).

351. Рескин Дж. Искусство и действительность. Избр. страницы. М., 1900.

352. Рикер Поль. Время и рассказ. М.-Спб., 2000.

353. Розин В. М. Природа и генезис игры (опыт методологического изучения) // Ж. «Вопросы философии». 1999. № 6.

354. Роузен Д. Дао Юнга. Путь целостности. Киев, 1997.

355. Руднев В. Морфология реальности. Исследования пО «философии текста». М., 1996.

356. Саруханян А. П. Английская литература 1945 1980. М., 1987.

357. Свидерская М. Пространственное искусство в культуре XVH столетия // Ж. «Вопросы искусствознания». 1997. № Х1(2).

358. Сигов К. Б. Человек вне игры и человек играющий.

Введение

в философию игры // Ж. «Философская и социологическая мысль», 1990, № 4.

359. Силантьев А. Н. Пушкин и ОБЭРИУ: моменты дискурса. // Пушкинский текст. Научно-методический семинар «Textus». Сборник статей. Вып. 5, СПб.-Ставрополь, 1999.

360. Силантьев А. Н. Жестовый компонент семантики текстов Н. А. Заболоцкого // Текст: узоры ковра. СПб.-Ставрополь, 1999. Часть 2.

361. Силюнас В. Стиль жизни и стили искусства. Маньеризм и барокко в Испании // Ж. «Искусствознание». 1999. № 1.

362. Смирнов И. П, Теория и революция // Ж, «НЛО», 1997, № 23.

363. Собуцкий М, А. Языковое и культурное сознание западноевропейских «ренессансов»: динамика альтернативных ментальностей // Ж. «Философская и социологическая мысль», 1991, № 4.

364. Современная западная культурология. Самоубийство дискурса, М, 1993.

365. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник, М, 1996 ,.

366. Современный роман. Опыт исследования. М, 1990.

367. Соловьева H.A. Английский «новый историзм»: возрождение, романтизм. // Литературоведение на пороге XXI века. Материалы международной научной конференции (МГУ, май, 1997). М., 1998.

368. Соловьева H.A. Метаморфозы поэтического воображения: между метафорой и метонимией (романы «Орландо» В. Вулф и «Ангелы и насекомые» А. Байатт) // Сквозь шесть столетий. Метаморфозы литературного сознания. М., МГУ, 1997.

369. Соловьева H.A. Развитие повествовательной техники в английском романе переходного периода от Просвещения к романтизму // «На границах». Зарубежная литература от Средневековья до современности. М., 2000.

370. Сонтаг С. Против интерпретации // Ж. «ИЛ». 1992. № 1.

371. Сорока О. Можно ли в Шекспире найти новое? // Ж. «ИЛ», 1987, № 4.

372. Стеценко Е, А История, написанная в пути,., М, 1999.

373. Сурова О. Ю. Перекресток Артюра Рембо: жизнь и текст на рубеже столетий // «На границах». Зарубежная литература от Средневековья до современности. М., 2000.

374. Тараканова Е. Мифология и метафизика Джорджо де Кирико // Ж. «Искусствознание». 1998. № 2.

375. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

376. Тасалов В. Человеческое и универсальное в теоретическом искусствознании // Ж. «Искусствознание». 1998. № 2.

377. Текст в тексте. Труды по знаковым системам XIV. Вып. 567. Тарту, 1981.

378. Текст и прочтение // Ж. «Вопросы литературы». 1990. Май387. Теория метафоры. М., 1990.

379. Терминология современного зарубежного литературоведения (страны Западной Европы и США). Вып. 1. М., 1992.

380. Тертерян И. Человек мифотворящий. М., 1988.

381. Тодоров Ц.

Введение

в фантастическую литературу. М., 1997.

382. Тодоров Ц. Понятие литературы // Семиотика. М., 1983.

383. Тодоров Цветан. Семиотика литературы // Семиотика. М., 1983.

384. Тодоров Ц. Человек потерявший родину // Ж. «ИЛ». 1998. № 6.

385. Толкачев СП. «Готические» романы Айрис Мердок // Ж. «Филологические науки». 1999. № 3.

386. Толмачев В. М. «В моем конце мое начало.»: О культурологическом парадоксе XIX—XX вв.еков // Литературоведение на пороге XXI века. Материалы международной научной конференции (МГУ, май, 1997). М., 1998.

387. Толмачев В. М. Романтизм: культура, лицо, стиль // «На границах». Зарубежная литература от Средневековья до современности. М., 2000.

388. Толстогузов П. Н. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Певучесть есть в морских волнах.»: структурная и тематическая роль цитат и реминисценций // Ж. «Филологические науки». 1999. № 1.

389. Топоров В. Н. Миф. Ритуал! Символ. Образ: исследования в области ми-фопоэтического. Ибранное. М., 1995.

390. Топоров В. Н., Цивьян Т. В. Нервалианский слой у Ахматовой и Мандельштама (Об одном подтексте акмеизма) // Сб. «Ново-Басманная, 19». М., 1990.

391. Трауберг Н. Крест небесного Квеста // Ж. «Урания». 1997. № 2.

392. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы.Кино. М., 1977.

393. Уайльд О. Письма // Ж. «Вопросы литературы». 1995. Ёып. 1.

394. Урнов М. В. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.

395. Урнов М. В. На рубеже веков. Очерки английской литературы (конец XIX-нач.ХХвв.). М., 1970.

396. Фадеева Т. Геомансия и мегалиты: сакрализация пространства // Ж. «Урания». 1998. № 3.

397. Федоров A.A. Идейно-эстетические искания в английской литературе 8090-х гг. !Х1Х в. и драматургия Г. Ибсена. Уфа, 1987.

398. Федоров A.A. Идейно-эстетические аспекты развития английской прозы (70−90-е годы XIX в.). Свердловск, 1990.

399. Филология в системе современного университетского образования. Материалы межвузовской научной конференции. М., 2000 <

400. Филология на рубеже тысячелетий. Материалы международной научной конференции. Выпуск 3.

Литература

на рубеже тысячелетий. Ростов-на-Дону, 2000.

401. Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде. М., 1984.

402. Фрейбергс В. Л. Творческий путь Джона Фаулза. Автореферат канд. дис, Рига, 1986.

403. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

404. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // О человеческом в человеке. М., 1991.

405. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

406. Хаксли О. Писатели и читатели // Ж. «ИЛ» 1998. № 4.

407. Хализев В. Е. Культурология в ее значимости для современного литературоведения // Литературоведение на пороге XXI века. Материалы международной научной конференции (МГУ, май, 1997). М., 1998.

408. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999.

409. Хамаза Е. Театр одного актера. // Ж. «Человек». 1991. № 6.

410. Хачатуров Сергей. «Готические» образы и темы в руоской театральной культуре XVIII века // Ж. «Искусствознание». 1999. № 1.

411. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

412. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.

413. Хлодовский Р. Спасет ли мир красота? Идеалы и иллюзии европейского гуманизма // Ж. «Вопросы искусствознания». 1997. № Х1(2).

414. Ходус В. П. Модель «антидрамы» А. П. Чехова по данным метатекста // Текст: узоры ковра. СПб.- Ставрополь, 1999. Часть 2.

415. Холл Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996.

416. Храповицкая Г. Н. Двоемирие и символ в романтизме и символизме // Ж. «Филологические науки». 1999. № 3.

417. Хьюстон Д. Недостающее мифическое звено // Ж. «Урания». 1998. № 3.

418. Цветков А. Судьба барабанщика // Ж. «ИЛ». 1997. № 9.

419. Чавчанидзе Д. Л. Пародия или эстетическое эссе? («Ночные бдения Бона-вентуры» и «Мертвый осел и гильотинированная женщица» Ж. Жанена) // Сквозь шесть столетий. Метаморфозы литературного сознания. М., МГУ, 1997.

420. Чавчанидзе Д. Л. Саморефлексия эпохи в отражении немецкой куртуазной поэзии // «На границах». Зарубежная литература от Средневековья до современности. М., 2000.

421. Черная Т. К. Принцип троичности в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин» // Пушкинский текст. Научно-методический семинар «Textus». Сборник статей. Вып. 5. СПб.-Ставрополь, 1999.

422. Чернышева Т. Надоевшие сказки XX века (о кризисе научной фантастики) // Ж. «Вопросы литературы». 1990. Май.

423. Честертон Т. К. Упорствующий в правоверии // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

424. Чоран Э. М. Записные книжки // Ж. «ИЛ». 1998. № 11.

425. Шаадат Ш, Новые публикации по интертекстуальности // Ж. «НЛО», 1995. № 12.

426. Шарден П. Т. Феномен человека. М., 1987 '.

427. Шаркова Е. Жест во французской академической картине последней трети XVn-начала XVIII века // Ж. «Вопросы искусствознания». 1997 № Х1(2).

428. Шишкин М. Урок швейцарского // Ж. «ИЛ». 1998. № 9'.

429. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т.т. М., 1983.

430. Шогенцукова H.A. Опыт онтологической поэтики. М., 1995.

431. ШпенглерО. Закат Европы. М., 1993. Том I.

432. Штайн К. Э. Метапоэтика А. С. Пушкина // Пушкинский текст. Научно-методический семинар «Textus». Сборник статей. Вып. 5. СПб.-Ставрополь, 1999.

433. Шестаков Д. Парадоксалисты. О некоторых особенностях драматургии Уайльда и Шоу // Ж. «Театр». 1977, № 3.

434. Шоу Б. О драме и театре. М., 1963.

435. Щеглов Ю. Конструктивистский балаган Н. Эрдмана // Ж. «НЛО», 1998. № 5(33).

436. Эко У. Отсутствующая структура.

Введение

в семиологию, С.-Пб., 1998.

437. Элиаде М. Испытание лабиринтом. Беседы с Клодом-Анри Роке // Ж. «ИЛ». 1999. № 4.

438. Элиаде М, Священное и мирское, М, 1994.

439. Элиот Т, С. Назначение поэзии. Статьи о литературе. М., 1997.

440. Эпштейн М. К философии возможного.

Введение

в посткритическую эпоху // Ж. «Вопросы философии». № 6. 1999.

441. Эпштейн М. Прото-, или Конец постмодернизма // Ж. «Знамя». 1996, № 3.

442. Эсалнек А. Я. Своеобразие хронотопа в романе Ф. М. Достоевского «Бесы» // Ж. «Филологические науки». 1999. № 2.

443. Юденкова Т. Еще раз о картине И. Н. Крамского «Христос в пустыне» // Ж. «Вопросы искусствознания». 1997. № Х1(2).

444. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев-М., 1997.

445. Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994.

446. Юнг К. Г, Синхронистичность М., 1997.

447. Якимович А. Парадигмы XX века // Ж. «Вопросы искусствознания». 1997.№Х1(2).

448. Якимович А. Я. О лучах Просвещения и других световых явлениях (Культурная парадигма авангарда и постмодернизма) // Ж. «ИЛ». 1994. № 1.

449. Якушева Г. В. Фауст по ту сторону добра и зла: к проблеме трансформации образа Фауста в литературе XX века // «На границах». Зарубежная литература от Средневековья до современности. М., 2000.

450. Ястребова Н. Художественное сознание и его содержательные структуры // Ж. «Искусствознание». 1998. № 2.

451. Яусс Г. Р. К проблеме диалогического понимания // Бахтинский сборник-Ш. М., 1997.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой