Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности послевоенной французской литературы. 
Творчество Луи Арагона (Критическая и художественная деятельность). Эволюция взглядов Поля Элюара

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Освобождение Парижа 25 августа 1944 стало сигналом для начала постепенного возрождения культурной жизни Франции. В литературной жизни послевоенной Франции наметилась тенденция к идейному единству и схожему пониманию задач искусства разными писателями. На смену историческому роману приходят его философская разновидность и документальные жанры, притчевые формы и варианты «романа идей»; роман… Читать ещё >

Особенности послевоенной французской литературы. Творчество Луи Арагона (Критическая и художественная деятельность). Эволюция взглядов Поля Элюара (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Освобождение Парижа 25 августа 1944 стало сигналом для начала постепенного возрождения культурной жизни Франции. В литературной жизни послевоенной Франции наметилась тенденция к идейному единству и схожему пониманию задач искусства разными писателями. На смену историческому роману приходят его философская разновидность и документальные жанры, притчевые формы и варианты «романа идей»; роман политизируется. В программной статье «За ангажированную литературу"(45) Сартр выступил против тех, кто не приемлет социально значимого искусства,"ангажированную» литературу. Однако уже в 47 книга Ж. Дюамеля «Терзания надежды. Хроника 1944;1945;1946» отмечает размежевания в писательской среде. К. 40-х связан с крушением послевоенных надежд, в нач.50-х распространяется ощущение внутреннего кризиса. Знаковым становится разрыв Сартра и Камю после выхода из-под пера последнего «Бунтующего человека"(51).

Параллельно, в художественной практике абсурдистов, происходит переосмысление ценностей экзистенциализма. Манифестами абсурдизма считаются пьесы «Лысая певица"(50) Э. Ионеско и «В ожидании Годо"(53) С.Беккета.

На авансцену выходит «алитература»: теоретическое обоснование она получает в программных текстах создателей «нового романа». Неороманисты полемизировали с традицией, сопровождая художественные произведения теоретическими выступлениями, в которых подчеркивали свою внеидеологичность.

В центре традиционного романа по-прежнему остается человек в его взаимоотношениях с миром, а в основе повествования — рассказанная «история». Популярным становится жанр автобиографии (Воспоминания о внутренней жизни (59) и Новые воспоминания о внутренней жизни (65) Ф. Мориака;) и автобиографического романа («Семья Резо» Э. Базена). Лирическое начало во фр. литературе 60-х сочеталось с течением философским, — тем, что пыталось определить место человека в современной научно-технической цивилизации (Люди или животные (52) Веркора). В 60-е во фр. поэзию вошел «новый реализм».

«Новый роман» уступает после 70 г место традиционному. Однако его формулы проникают в творчество далеких от «антиромана» писателей, а «новейший роман» и текстовое письмо стали его генетическим продолжением.

Жанр новеллы преобразуется в 70−80х в сторону фрагмента поэтической прозы.

В связи с экспериментаторскими настроениями в послевоенной фр. литературе расширила свою аудиторию массовая литература. Однако и в ней порой стали звучать бунтарские мотивы, началась работа с языком. Получило распространение абсурдистское повествование. Поэзия 70−80-х обращается к пейзажу, делая его центром философского размышления. Одним из крайних воплощений литературной практики постмодернизма, для которой характерно обильное использование интертекстуальных связей, стало «переписывание классики». К примеру, П. Мене (Госпожа Бовари показывает когти, 1988), предлагают свои варианты развития классического сюжета, изменяя время действия, условия, вводя в романный мир фигуру самого автора, Флобера.

Проза 90-х включает в себя самые разные традиции фр. литературы 20 В. Особым успехом пользуются романы, продолжающие линию экзистенциалистов.

Арагон, Луи (1897−1982).

Начинает свою литературную деятельность в 1917 году, а после возвращения с фронта примыкает к дадаистам (сборник стихов «Фейерверк», 1920). Позже, сблизившись с А. Бретоном, Арагон входит в группу сюрреалистов (роман «Парижский крестьянин», 1926). Встреча с Маяковским в 1928 году изменяет мироощущение Арагона, он с восторгом принимает изменения, происшедшие в России (сборник стихов «Ура, Урал!, 1934), ищет новые способы художественного отражения внешнего мира. Арагон много сделал для популяризации во Франции советской литературы, опубликовал книгу «Советские литературы"(55). Порвав с А. Бретоном, Арагон обращается к роману, хотя большинство сюрреалистов считали роман обреченной формой.

В романной серии «Реальный мир» (1934;1951) Арагон показывает кастовые и социальные противоречия ХХ столетия. В эту серию входят романы «Базельские колокола» (1934), «Богатые кварталы» (1936), «Пассажиры империала» (1940), «Орельен» (1944), «Коммунисты» (1949;1951). Проза Арагона отличается лиричностью, умением придать поэтическое звучание городскому пейзажу, когда реклама, выкрики торговцев, афиши, объявления входят органичной частью в современную жизнь.

Во время второй войны Арагон был одним из организаторов Сопротивления, борьбе французов против фашистов он посвятил много произведений (сборники стихов «Нож в сердце», 1941; «Глаза Эльзы», 1942; «Французская заря», 1945; сборник рассказов «Падение и величие французов», 1945 и др.) В них поэт говорит о национальном чувстве достоинства, о крепнущей вере в необходимость сопротивления полицейскому террору.

В эссе «Тень изобретателя» Арагон обосновывает философскую основу поэзии, представляя ее как инструмент истинного познания. Здесь же он объясняет природу сюрреалистической грезы; по мнению поэта, именно ускользающая тень явления или зыбкость образа дают полноту и достоверность представления о мире, освобождая их от устойчивых социальных, поведенческих и психологических канонов. Подсознательное, по Арагону, более правдиво, нежели логически выстроенное. Жестко структурированная схема отчуждает человека от реальности, тогда как поэтическое воображение возвращает ему смысл бытия.

Бланш, или Забвение — роман Л. Арагона (1967). В нем автор не только широко использовал находки сюрреалистов, но и стилистически обновил их. Повествование в этом метаромане, сочетающем в себе вымысел, автобиографию, эссе и коллаж, ведется на трех уровнях: рассказчик заставляет героя романа Гефье выдумать собственного романического персонажа (Мари-Нуар, воплощающую в себе тип поверхностной молодой женщины 1960;х), с тем, чтобы тот смог понять причины своего давнего разрыва с женой Бланш. Собственный опыт Арагона и литературные ссылки на Э. Триоле, И. X. Ф. Гельдерлина, Г. Флобера, Стендаля, У. Шекспира, сливаясь с политической реальностью 1965;66 (убийство марокканского политического деятеля Бен-Барки, преследование коммунистов в Индонезии), дают пессимистическую картину мира.

Элюар, Поль (1895−1952 гг.) стал одним из основателей дадаизма, а затем сюрреализма. В23г порвал с дадаизмом. 1ые книги подписаны настоящим именем — Эжен Грендель: «Первые стихотворения» (13), «Диалоги бесполезных» (14).

Сб-к «Животные и их люди, люди и их животные"20 г. открывает многолетние поиски Элюара на путях сначала дадаизма, затем сюрреализма. Заголовок «Град скорби» пришел Элюару на ум лишь при правке корректуры, первоначально этот сб-к, принесший его создателю славу.

В книге Первые стихотворения, вышедшей в Лозанне в издательстве Мермо, Элюар собрал в 1948 г. ту часть своей лирики 1913—1921 гг., которую считал заслуживающей внимания. Им предшествовали две небольшие книжки, подписанные еще его настоящим именем — Эжен Грендель. Многие стихи этих сборников посвящены невесте Элюара, Елене Дмитриевне Дьяконовой. Добавим, что он обязан своей первой жене ранним знакомством с русской поэзией. В 1918 г. молодые супруги пробовали, в частности, перевести на французский язык «Балаганчик» Александра Блока (к сожалению, эта рукопись позже затерялась).

Позже Элюар уничтожил почти все экземпляры своих первых сборников и никогда не включал стихи из них в антологии своего творчества; они впервые перепечатаны лишь в 1968 г.

К концу 1916 г. Элюар изготовил на ротаторе семнадцать экземпляров тетрадки, где под заголовком «Долг» были собраны десять его стихотворений, созданных летом того же года, когда он был писарем-санитаром в эвакуационном госпитале. Он разослал их знакомым и некоторым из тогдашних поэтов-пацифистов, в частности, некогда близкому к унанимизму мастеру «верлибра» Андре. Через несколько месяцев Элюар дополнил эти стихи еще одиннадцатью, а также циклом стихотворений в прозе «Смех другого» и издал за свой счет, на сей раз уже типографским путем, с помощью своего давнего друга, переплетчика Аристида Гонона, под заголовком «Долг и тревога». Гравюра живописца и рисовальщика Андре Делиньера на фронтисписе изображала солдата, заснувшего, прислонившись к стенке окопа. На обложке «Долга» и «Долга и тревоги» впервые значился псевдоним Поль Элюар (Элюар — девичья фамилия его бабки по материнской линии).

«Стихи для мирного времени» — 11 этих стихов — лирических афоризмов — были написаны Элюаром в тылу еще весной-летом 1918 г., за несколько месяцев до перемирия (11 ноября), и отпечатаны без разрешения цензуры за счет автора на голубой бумаге в виде вчетверо сложенного бумажного листа. Элюар, по его словам, рассылал свою «книжечку» по почте «деятелям, которые вовлечены в продолжение войны или ей противоборствуют» .

«Поэзия и правда». Название книги Элюар заимствовал у Гете (автобиографическая книга «Поэзия и правда»), как бы подчеркнув, что культура и правда, не зависящие от границ, изначально враждебны шовинистическому варварству фашистов. «Вновь обрести свободу выражения, чтобы наносить ущерб захватчикам, — вспоминал Элюар позже о замысле этой книги.

В начале 2ой мировой войны Поль обосновался в Париже и присоединился к подпольной борьбе против оккупировавших Францию нацистов. Он писал стихи, чтобы поддержать дух партизан в годы Сопротивления. Листовки с текстом одного из самых знаменитых произведений Элюара «Свобода» разбрасывались с английских самолётов над Францией. В 42 году, уже в подполье, он был вновь принят в коммунистическую партию.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой