Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Место процессов дифференциация и интеграция в образовании многоязычия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ещё древнегреческий философ Демокрит выдвинул гипотезу о том, что люди, жившие некогда на одной сравнительно небольшой территории, с течением времени расселились. Выглядеть это могло примерно следующим образом. Основной общественной единицей на ранних этапах развития было, как известно, племя, состоявшее обычно из нескольких родов. Язык племени представлял собой совокупность близких родовых… Читать ещё >

Место процессов дифференциация и интеграция в образовании многоязычия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учёные предполагают, что человечество возникло одновременно в разных точках Земли — в Африке, экваториальной и северной, в Средиземноморье и Малой Азии. Поэтому одновременно появляются сходные языки, которые с течением времени начинают разделяться.

Экскурс в историю

Ещё древнегреческий философ Демокрит выдвинул гипотезу о том, что люди, жившие некогда на одной сравнительно небольшой территории, с течением времени расселились. Выглядеть это могло примерно следующим образом. Основной общественной единицей на ранних этапах развития было, как известно, племя, состоявшее обычно из нескольких родов. Язык племени представлял собой совокупность близких родовых диалектов. Племя, разрасталось и, находясь на одной и той же небольшой территории, не могло удовлетворить потребностей в пище; поэтому оно вынуждено было расселяться. Естественно предположить, что на новые места люди переселялись не в одиночку, а родовыми объединениями. Ушедший род при этом скорее всего утрачивал связь с племенем, следствием чего было прекращение языковых контактов, закономерное обособление языка представителей выделившегося рода. Но в то же время на новой территории этот род мог вступать в контакты с представителями других племён — носителями совершенно иных языков, что неизбежно приводило к взаимодействию разноплеменных языков.

Таким образом языковое развитие обусловлено двумя противоположными процессами, о которых шла речь выше => |с. 514—515]:

  • 1) при дифференциации (разделении, расхождении) из одного языка образовывалось несколько, в чём-то похожих друг на друга языков;
  • 2) при интеграции (сближении, схождении) различные, но происхождению языки приобретают сходные черты.

Экскурс в историю науки (1)

Идея дифференциации в XIX в. нашла отражение в концепции немецкого учёного Августа Шлейхера, предложившего теорию «генеалогического (родословного) древа», заимствованную из биологической систематики. Согласно ей, развитие языков идёт лишь одним способом: языки и языковые группы могут дробиться и расходиться, но не могут скрещиваться между собой. В соответствии с этой концепцией все родственные, в частности индоевропейские языки, восходят к единому праязыку.

Экскурс в историю науки (2)

Интеграция при образовании родственных языков нашла отражение в «волновой теории» другого немецкого лингвиста, ученика Шлейхера, Йоханнеса Шмидта. Он считал, что диалекты индоевропейского праязыка, которые легли в основу будущих самостоятельных языков, были не только связаны рядом общих черт, но и не имели чётких границ, постепенно и незаметно переходя друг в друга через промежуточные, смешанные диалекты.

Место процессов дифференциация и интеграция в образовании многоязычия.

Глава 13. Законы развития языка. Языковое родство…

Схема 133. Генеалогическое древо индоевропейских языков.

Схема 13.4. Схема волновой теории Й. Шмидта Оба этих процесса — дифференциация и интеграция — «работают» постоянно, но на разных этапах жизни человечества, преобладающим оказывается то один, то другой из них. В древнейший период очевидно ведущей была дифференциация, поскольку люди активно расселялись. В наше время безусловно доминирует интеграция, так как постоянное взаимодействие народов и языков осуществляется и на территориальной, и на военно-политической, и более всего — на культурно-экономической основе. Однако возникает ощущение, что дифференциация в большей степени объясняет сходство родственных языков, а интеграция - их различие.

Схема 13.4. Схема волновой теории Й. Шмидта Оба этих процесса — дифференциация и интеграция — «работают» постоянно, но на разных этапах жизни человечества, преобладающим оказывается то один, то другой из них. В древнейший период очевидно ведущей была дифференциация, поскольку люди активно расселялись. В наше время безусловно доминирует интеграция, так как постоянное взаимодействие народов и языков осуществляется и на территориальной, и на военно-политической, и более всего — на культурно-экономической основе. Однако возникает ощущение, что дифференциация в большей степени объясняет сходство родственных языков, а интеграция — их различие.

Предполагается, что в результате действия этих двух процессов и сложилось многоязычие. Современная лингвистическая карта мира чрезвычайно пестра. Регионы максимальной сгущённости и разнообразия языков (метафорически их называют «лингвистическими мешками») — это, например, Африка, юговосточная Азия, Кавказ => [с. 542].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой