Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы
Диссертация: Английский роман XX века: Диалог с Ф. М. Достоевским

Бесконечность великого мастера позволяет обращаться к его наследию каждому новому поколению и видеть в нем «современника». Поэтому М. Брэдбери имел все основания считать, что Достоевский стал для английской культуры XX века явлением органичным, в то же время ее и пересоздающим. Он мотивировал это, связав «ведущую литературную форму XX века» с «социально-психологическим романом Достоевского» (7…

Диссертация
Диссертация: Формирование и развитие жанров чувашской эпической поэзии

В средине 80-х гг. в связи с известными переменами в жизни страны происходит пробуждение национального самосознания, начинается новый этап национального возрождения. Появляется ряд проблемных исследований, заново публикуются бывшие в забвении авторы. Так, в 1994 г. Выходит в свет сборник научных статей «Самах» (Слово), где сделана попытка определить соотношение художественного слова и языка…

Диссертация
Диссертация: Формирование и становление методологических принципов узбекской советской литературной критики

Коммунистическая партия Советского Союза на всем протяжении своего исторического пути уделяла и уделяет большое внимание вопросам развития литературы и искусства. Важное место в системе партийных документов об искусстве занимают и вопросы литературной критики. Достаточно вспомнить резолюцию ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925г), постановления ЦК ВКП (б…

Диссертация
Диссертация: Формирование творческой личности в автобиографической прозе М. И. Цветаевой о детстве поэта

В исследовательской литературе предпринимались попытки жанровой классификации автобиографической прозы Цветаевой, но все они весьма спорны, противоречивы. Так, И. Кудрова все произведения Цветаевой о детстве и воспоминания о писателях-современниках («Пленный дух», «История одного посвящения», «Герой труда» и др.) относила к очеркам5. Со ссылкой на И. Кудрову то же утверждала Н.Н.Вольская6…

Диссертация
Диссертация: Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в «сказочных» произведениях Э. Т. А. Гофмана

Итак, на основе вышесказанного, мы можем сделать заключение о том, что волшебная сказка представляет собой художественный текст и выполняет эстетическую функцию в системе традиционной фольклорной культуры. Ценность сказки для культуры и искусства во многом определяется ее происхождением из мифов и ритуалов и органической связью с ними. Основные сказочные мотивы и сюжеты непременно связаны…

Диссертация
Диссертация: Фольклорная традиция в пейзаже А. С. Пушкина: «Евгений Онегин», лирика

Пейзаж играет важную роль в раскрытии внутреннего мира Татьяны, причем одновременно это связано и с национальной картиной мира. С образом главной героини Пушкина связано едва ли не самое большое количество пейзажных картин и отдельных беглых зарисовок природы. Почти все деревенские пехозажи — осеннихй, зимний, весенний и летнийс ее участием, перекликаются с фольклорными традициям!!: обрядами…

Диссертация
Диссертация: Латышский и словацкий военный роман

Важно отметить труды советских литературоведов, в которых творчество словацких писателей часто сопоставляется с процессами развития, протекающими в советской литературе, главным образом — в русской советской прозе о войне. Это монографии И. Берн-штейн и Э. Олоновой «Современный чешский и словацкий роман» (1961). И. Бернштейн «Литература социалистической Чехословакии» (1967), Р. Кузнецовой «Роман…

Диссертация
Диссертация: Художественное пространство в русском словесном творчестве: На материале Самарской Луки

В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя главенствующий тип художественного пространства в романе — линеарный — дорога, путь, т. е. движение героя. (Лотман Ю. М., 1997, с. 656.) Гоголь в данном случае нашел уникальную форму организации пространства, которую М. М. Бахтин выделил в работе и отметил, что характерно слияние жизненного пути человека с его реальным жизненным путем — дорогой, т. е…

Диссертация
Диссертация: Классические литературные феномены как историко-функциональная проблема: Творчество А. С. Пушкина в рецептивном аспекте

Функционирование классических литературных феноменов иного статуса, чем центральный, осуществляется по той же схемеодновременного возвышения и профанирования как свидетельства все более глубокого и основательного внедрения в национальное сознание. Основная проблема историко-функционального изучения литературы связана с отсутствием конструктивных методов анализа «остаточного» восприятия…

Диссертация
Диссертация: Немецкая поэзия XVII века, теория и художественная практика

Е и 90-е годы принесли сразу несколько основательных и глубоких исследований11. Их авторы видят свою задачу в том, чтобы продемонстрировать читателю весь путь новой немецкой поэзии, всю эволюцию ее развития. Особого внимания заслуживает солидный сборник, где в 34-х научных эссе представлено творчество наиболее ярких и интересных с литературоведческой точки зрения поэтов12. Системному анализу…

Диссертация
Диссертация: Поэтический дискурс русского постмодернизма

Наконец, куртуазные маньеристы, которые произвели настоящий^ фурор в/ современной российской литературе, представляют собой последнюю из крупных поэтических школ русского постмодернизма конца XX. столетия и знаменуют переход основных художественный интенций в стадию консерватизма. Выходя на уровень транстекстуализации (реконструкции и пародирования не только утраченных, но и лакунных для русской…

Диссертация
Диссертация: Поэтика драматургии Людмилы Петрушевской

Причиной неустроенности являются реальные обстоятельства, бытовая неустроенность, но главное — утрата личностного смысла жизни. Петрушевская выводит и причину возникновения, и характер развития, и разрешение противоречий из особенностей сознания персонажа, т. е. природы художественного конфликта — природы противоречий человека с миром, по преимуществу психологическим. Конфликты в драмах…

Диссертация
Диссертация: Поэтика русского модернизма в контексте гностической (неогностической) духовной парадигмы

Для теории литературы особую актуальность и новизну предлагаемая диссертация приобретает в связи с исследованием форм выражения гностических и неогностических идей в виде символистских, футуристических, обэриут-ских концепций и их творческой реализации (символ, «самовитое слово» и т. п.). Степень изученности данной проблемы весьма мала. Лучшие из советских исследователей — Д. Максимов, П. Громов…

Диссертация
Диссертация: Рамочный текст в драматическом произведении

Богато представлены ремарки-словесные декорации, указывающие на уровень достатка персонажей. В ранних пьесах обозначается тип помещения («Кабинет холостого человека» в пьесе «Утро молодого человека»), при этом интерьеры домов разных персонажей могут контрастировать друг с другом («бедная комната» Ивановых и «богатая гостиная» Брускова в пьесе «В чужом пиру похмелье»). Затем описания расширяются…

Диссертация
Диссертация: Символистский абсурд и его традиции в русской литературе и культуре первой половины XX века

Степень разработанности проблемы. Современному теоретическому дискурсу об абсурде положила начало книга М. Эсслина «Театр абсурда», опубликованная в 1961 г. Эта работа показала, что понятие «абсурд» приложимо не только к философии, но и к театру, литературе, языку. Теоретические дебаты по абсурду, начатые Эсслином, хотя и обошли вниманием некоторые важные историко-литературные факты (например…

Диссертация
Диссертация: Типы диалогических отношений между национальными литературами (на материале произведений русских писателей второй половины ХIХ в. и татарских прозаиков первой трети ХХ в.)

Внимание литературоведов привлекают такие темы, как «Н. В. Гоголь и татарская литература» (М.Х.Гайнуллин, Х. Хисматуллин, Р. Башкуров), «М.Горысий и татарская литература» (Х.Усманов, М.Х.Гайнуллин), «Л. Н. Толстой и татарская литература» (М.Х.Гайнуллин, Р. Мустафин, Р. Башкуров, Ф. И. Агзамов, М. С. Магдеев, О. Х. Кадыров и др.). Закономерности восприятия творческого наследия русских художников…

Диссертация
Диссертация: Жанр жития и его интерпретация в историко-литературных курсах С.П. Шевырева

Суть фундаментального подхода Демин сформулировал следующим образом: «Не эклектическая подробность, а связная многосторонность характеристик» (40, С. 553). Это предполагает особый принцип подбора памятников: исходной литературной единицей должны стать сборники, книги, поскольку «древнерусские произведения почти никогда не распространялись и не становились фактом культурной жизни общества вне…

Диссертация
Диссертация: Жизнестроительная концепция Д. Андреева в контексте культурфилософских идей и творчества русских писателей первой половины XX века

XX века"1, определяет их как «позднюю пушкинскую плеяду», «неоклассицизм». Среди основных парадигм на шкале литературного развития XX века — авангард, соцреализм, неотрадиционализм — названные поэты и Андреев причислены к последней. Неотрадиционализм, в типологии Тюпы, одна из неклассических парадигм художественности. Наиболее актуальны сущностные характеристики, даваемые автором этому модусу…

Диссертация
Диссертация: Творчество И.А. Салова в русской демократической литературе 70-х годов XiX века

Более того, в истории были такие периоды, когда именно писателям «второго ранга» принадлежало открытие нового, «когда наиболее значительные идейные и художественные программы воплощались, во всяком случае на первых порах, в творческой практике второстепенq ных писателей» 0. Именно к такому историческому периоду относятся семидесятые годы, когда возросла роль «обыкновенных талантов», которые…

Диссертация
Диссертация: Творчество А. и Б. Стругацких в контексте эстетических стратегий постмодернизма

Их творчество во многом оказывало и до сих пор оказывает значительное влияние на развитие русской и мировой фантастики, их произведения являются эталоном для начинающих фантастов, а также предметом многочисленных споров на форумах, посвященных фантастике. Книги Стругацких выдержали множество изданий в России и за рубежом и до сих пор пользуются популярностью. Многие современные фантасты называют…

Диссертация
Диссертация: Художественное воплощение идеи движения в творчестве А. С. Грина: Мотивный аспект

Несмотря на возросшее научное внимание к личности и творчеству оригинального русского художника, в гриноведении существует немало нерешенных вопросов. Перед исследователями стоит задача вписать Грина в культурный контекст современной ему эпохи, найти в истории литературы первой трети XX века место, действительно соответствующее масштабу его дарования. Остается открытым вопрос о творческом методе…

Диссертация
Диссертация: Повесть «Штосс» в контексте творчества М.Ю. Лермонтова

Прежде всего, неоспоримым фактом представляется то, что М. Ю. Лермонтова отличает необычайная личностная координированность в осмыслении философских, эстетических и этических проблем, а также органичная ему склонность к саморефлексии, всемерно повлиявшей на способность писателя возводить попадающие в поле его зрения реалии действительности на онтологический уровень их осмысления. Всё это…

Диссертация
Диссертация: Хроника Н. С. Лескова «Захудалый род»: Творческая история. Реальные и литературные источники концепции хроники

Старыгина H.H. Евангельский фон (смысловой и стилистический) в романе Н. С. Лескова «На ножах» .// Евангельский текст в русской литературе XVIII XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. — Петрозаводск, 1994. — С. 222 — 230. Творчество Н. С. Лескова в контексте русской и мировой литератры: Мат-лы междунар. Науч.-теор. Конф., посвящ. 100-летию со дня смерти писателя, Орел, 5−7 сент…

Диссертация
Диссертация: Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв

Объяснение природы условности в произведении даёт возможность раскрытия индивидуальной авторской картины мира. В критической литературе последних лет всё чаще поднимается вопрос о «снятии с пьедестала» самого автора. По словам К. Степаняна, «он (автор) при персонажах вроде секретаря — нужен лишь для того, чтобы записывать их слова и поступки». Однако автор, исчезнув из прямой повествовательной…

Диссертация
Диссертация: Поэзия Петра Тобурокова: Истоки. Тематическое и жанровое своеобразие. Особенности поэтики

Идейно-тематическому исследованию творчества поэта посвящена монография Г. К. Боескорова «Творчество П.Н.Тобурокова» (1981). В книге подробно освещены жанровые особенности детской поэзии, сатиры, стихов, эпических произведений поэта. Наиболее сильными сторонами творчества Тобурокова автор считает «острое и глубокое чувство языка, умение высокохудожественно использовать его неисчерпаемые…

Диссертация
Диссертация: Человек и природа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Что касается второго аспекта, то в литературоведении наиболее часто употребляемым является словосочетание «человеческая природа». Так, В. Д. Днепров расширяет значение данного понятия, включая в него всё то, что образует конкретный человеческий тип: например, тип Ростовых, тип Болконских, тип Курагиных, вследствие чего можно говорить о природе Наташи, князя Андрея, Анатоля (72, с. 9 — 33). Однако…

Диссертация
Диссертация: Традиции русской литературной баталистики в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Исследование литературной традиции — важная задача литературоведения. Анализируя характер преемственных связей в литературном творчестве, Ю. А. Дворяшин пришёл к следующему выводу: «.неверно отвергать в принципе какой-либо смысл сравнения, опирающегося на близость текстуальных элементов, поскольку при этом игнорировалась бы значимость любого непосредственного обращения писателя к опыту…

Диссертация
Диссертация: Библейские мотивы в поэзии М. Цветаевой

Одной из центральных тем в цветаевском творчестве 1920;х гг. является тема ученичества, которая лежит в основе циклов «Вячеславу Иванову» (1920) и «Ученик» (1921). Во всех стихотворениях обоих циклов (за исключением разве что 3-его стихотворения цикла «Ученик») отчетливо просматривается христианское толкование подвига учительства и ученичества. Образ «учитель — ученик» имеет различные, как…

Диссертация
Диссертация: Символ в поэзии Стефана Малларме

В девяностые годы появляется ряд статей и Гюстава Лансона, профессора риторики и литературы, преподавателя Сорбонны, известного, благодаря своему многотомному труду по истории французской литературы, первое издание которого относится к 1894 г. В статье, опубликованной в «Ревю юниверситэр» (Revue universitaire) в 1893 г., ученый обосновывает несостоятельность эстетической доктрины Малларме. Самым…

Диссертация
Диссертация: Творчество Ю.В. Бондарева в русской литературной критике

Однако тенденции, характерные для этого литературного периода, также нашли отражение в его творчестве: усиление драматичности повествования, масштабности изображаемых событий, и вместе с тем авторский лиризм, углубление в психологизм. Третий период (90-е гг. XX века-начало XXI века) ознаменовался выходом в свет романов «Искушение» (1991), «Непротивление» (1994;1996), «Бермудский треугольник…

Диссертация