Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Поэзия Петра Тобурокова: Истоки. 
Тематическое и жанровое своеобразие. 
Особенности поэтики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объектом исследования является биография и малые формы поэзии П. Н. Тобурокова. Предмет исследования составляют поэтические произведения, напечатанные в сборниках «Улэ, эйэ дойдутугар» («В стране мира и труда», 1953), «Стихотворения, поэмы» (1967), «Избранные произведения» (1977), «ЭрэдэЬиннэр» («Витки», 1987). Для решения поставленной цели проанализированы поэтические произведения малой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Истоки поэзии П. Тобурокова
    • 1. 1. Жизненный путь поэта
    • 1. 2. Фольклорные истоки творчества
    • 1. 3. Роль литературных традиций
  • ГЛАВА 2. Тематическое и жанровое своеобразие
    • 2. 1. Гражданская лирика
    • 2. 2. Любовная лирика
    • 2. 3. Пейзажная лирика
    • 2. 4. Философская лирика
    • 2. 5. Поэзия для детей
  • ГЛАВА 3. Особенности поэтики
    • 3. 1. Метро-ритмическая характеристика
    • 3. 2. Поэтическая фонетика. 3.3. Поэтический язык. Особенности тропов

Поэзия Петра Тобурокова: Истоки. Тематическое и жанровое своеобразие. Особенности поэтики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе развития якутского литературоведения наблюдается заметный рост исследований жизни и творческого пути отдельного писателя, углубленно изучающих поэтику в целях определения творческой индивидуальности. В условиях радикальных изменений в общественно-политической сфере страны, изменились и критерии оценки творчества писателя как художника слова. Потому актуальными являются новые разработки вопросов литературного развития, переосмысление роли творческой личности в литературном процессе.

Многонациональная литература России имеет полиэтнический характер. Каждая национально своеобразная литература вносит свой эстетический вклад в сокровищницу мировой культуры. Полиэтничность — неиссякаемый источник духовного общечеловеческого богатства. Национальные писатели осмысливают проблемы национального масштаба, которые по своей гуманистической значимости перерастают в категорию «общечеловеческих ценностей». Тем ценней для нас произведения писателей, отразивших в своем творчестве национальное мировидение того или иного народа.

В национальной литературоведческой науке монографическое изучение творчества писателей началось в 1960;е годы. Постановление бюро Якутского обкома КПСС «Об исправлении ошибок в освещении некоторых вопросов истории якутской литературы» от 16 февраля 1962 года дало объективную оценку наследию классиков якутской литературы и положило начало новому подходу к изучению их творчества. И это сыграло, позитивную роль в оздоровлении и оживлении всей литературной жизни Якутии, способствовало развитию литературоведческих исследований. Особенностям формирования мировоззрения классиков А. Е. Кулаковского, А. И. Софронова посвятили свои исследования крупные ученые-историки Г. П. Башарин [II 3], Е. Е. Алексеев [II 9]. В эти же годы появились монографические работы отдельных исследователей о жизни и творчестве виднейших писателей Якутии.

С.Яковлева-Эрилика Эристина, С. Данилова, В. Новикова-Кюннюка Урастырова, С. Кулачикова-Элляя, Н. Мординова-Амма Аччыгыйа, Д. Сивцева-Суоруна Омоллона.

В 1970;80-е годы основное внимание литературоведов было уделено общему обзорному исследованию, анализу основных тенденций развития литературного процесса. Выпущены отдельные монографические исследования по изучению литературных связей (К.Ф.Пасютин, Н. П. Канаев, П. И. Егоров, М. Г. Михайлова, Н.С.Сивцева), по системно-типологическому исследованию фольклорных традиций в литературе (И.В.Пухов, В. Т. Петров, В.А.Семенов), по экспериментально-фонетическому изучению системы якутского стихосложения (Г.М.Васильев, Н.Н.Тобуроков). Началось углубленное исследование проблем литературных жанров (Боескоров Г. К., Прокопьев Ю. Н., Билюкина A.A., Е.В.Федоров). Монографические исследования о жизни и творчестве А. Федорова (1973) и Н. Заболоцкого (1975) написал Е. В. Федоров. Жанровое своеобразие, проблематику, художественные особенности произведений Н.Е.Мординова-Амма Аччыгыйа (1973), Т. Е. Сметанина (1976), Н.Г.Золотарева-Якутского (1978) были изучены литературоведами Г. К. Боескоровым, Н. З. Копыриным, Д. Е. Васильевой.

В 90-е годы, вследствие кардинальных изменений в общественно-политической сфере страны, возникла необходимость объективной оценки литературы советского периода. И потому в последнее время в якутском литературоведении особое внимание уделяется комплексному исследованию жанрово-стилевых процессов, вопросов текстологии и языка. Так, эволюции жанровой системы якутской поэзии, проблемам развития прозы в литературах народов Якутии, истокам и этапам развития драматургии посвятили свои работы П. В. Сивцева, В. Б. Окорокова, А. А. Билюкина.

С середины 90-х гг., опираясь на высокий научный уровень анализа основных тенденций развития современной якутской литературы, возобновились обобщающие литературоведческие исследования жизни и творческого пути отдельного писателя, углубленно изучающие поэтику в целях определения их творческой индивидуальности (Д.Е.Васильева, И. Г. Спиридонов, Л. Н. Романова, В. Г. Семенова, Т. П. Самсонова, Е. А. Архипова, Л.Р.Кулаковская). В современных условиях деполитизации и деидеологизации всех сторон общественной жизни меняется и ракурс восприятия литературы. С позиций новых эстетических требований изменились и критерии оценки творчества писателя как художника слова. Потому актуальными являются новые разработки вопросов литературного наследия, переосмысление роли творческой индивидуальности в литературном процессе. Монографическое изучение творчества писателя позволяет провести более целостный, скрупулезный анализ жизненного и творческого пути, «секретов» мастерства в культурно-историческом контексте своего времени.

Данная диссертационная работа посвящена комплексному исследованию жизненного и творческого пути Народного поэта Республики Саха-Якутия, ветерана Великой Отечественной войны Петра Николаевича Тобурокова (19 172 001). Петр Тобуроков является классиком якутской детской литературы, автором популярных лирических песен, непревзойденным мастером сатиры и юмора, талантливым прозаиком и драматургом. Якутский народ всегда принимал поэта как выразителя души народа, воплотившего в своем творчестве идеи национального самосознания, потому и безоговорочно принимал, искренне любил его поэзию. В творчестве Тобурокова ярко проявляются и объективно находят правдивое отражение характер, образ жизни, ментальные особенности якутов. Поэт по праву считается летописцем жизни народа саха второй половины XX столетия. В связи с этим исследование жизни и творчества П. Тобурокова, как художественного отражения данного периода, является одним из путей к пониманию специфики развития национальной литературы в культурно-историческом контексте времени.

Творчество Петра Тобурокова многогранно и отличается широким жанровым диапазоном: это сотни популярных песен и стихов, поэмы, сказки, баллады, сатира, лирическая проза, оригинальные пьесы, философские эссе.

Истоки такой творческой многоплановости, несомненно, в яркой индивидуальности писателя.

Петр Тобуроков — учитель по профессии — вошел в литературу как талантливый детский писатель. Вот уже несколько поколений якутских детей, начиная с его веселых остроумных считалок, скороговорок, мудрых сказок, открывают для себя окружающий мир, знакомятся с родной литературой. Опытный педагог хорошо знает психологию, интересы и запросы детей, и его стихи складываются из непосредственного и жизнерадостного, поэтического взгляда на мир. Большинство детских произведений стали хрестоматийными, а их автор по праву считается классиком якутской детской литературы.

Тобуроков, в первую очередь, — поэт-лирик, «тонкий по чувству, глубокий по содержанию и богатый по тематике» [II 79]. Из его творчества протянулась одна из плодотворных идейно-художественных линий якутской поэзии — линия народности, художественного совершенства, ясности и простоты. Стержень самобытности произведений народного поэта заключается в понимании души и раскрытии характера своего народа, в национальном мировидении.

Суть лирики Петра Тобурокова, покоряющей читателя нравственной чистотой, музыкальностью, составляют извечные духовные ценности: Любовь, Природа и Красота. Все художественное наследие писателя по существу звучит как гимн Жизни. Недаром около трехсот произведений автора стали поистине народными песнями. Его любовная и пейзажная лирика являются классикой якутской литературы.

Особой популярностью у народа пользуются сатирические и юмористические произведения. Особенность юмора Тобурокова заключается в богатстве средств комического: в умелом выборе персонажей, в контрастном изображении, в гиперболических преувеличениях, в неожиданных поворотах в сюжете, в экспрессивности красок, в народности лексики. Другим характерным признаком тобуроковского смеха является добрая, светлая тональность его юмора.

Петр Тобуроков — автор 35 поэтических сборников. Его многогранная поэзия, не только свидетельство природного дара таланта, но и результат ежедневного, скрупулезного труда писателя. Все это является благодатным материалом для исследования и имеет актуальное значение для якутского литературоведения.

Степень изученности темы. Жизнь и творчество Петра Тобурокова вызывают у исследователей постоянный интерес. Личность поэта в динамике жизненного пути широко освещена во многих био-библиографических статьях и книге воспоминаний о писателе (2004). Краткий обзор его творчества представлен в публикациях, посвященных юбилейным датам поэта. В якутском литературоведении написано немало исследований, посвященных творчеству Петра Тобурокова. Из них самой первой является статья А. С. Бойтунова «О сходстве формы поэзии П. Тобурокова с народным творчеством» (1958). Автором работы убедительно доказывается, что «произведения молодого поэта и по содержанию, и по форме тесно связаны с устным народным творчеством, благодаря чему лирика Петра Тобурокова отличается яркой образностью, выразительностью и заслуженно пользуется признательностью читателей» [II 16, 82−88].

Национальное своеобразие, самобытность поэзии Тобурокова рассмотрены и всесторонне осмыслены в работах Д. Е. Васильевой [II 20, 120 131]. Статьи, посвященные отдельным аспектам пейзажной, любовной и гражданской лирики поэта, написаны Е. В. Федоровым, В. Г. Семеновой, М. П. Борисовой [И 112, 20−35- II 12, 37−45- II 67, 289−294]. Изобразительные средства, используемые поэтом, затрагиваются в исследованиях литературоведа Н. З. Копырина об особенностях поэтической образности якутской поэзии [II 47]. В работе М. Н. Дьячковской о звуковой организации якутского стиха проанализировано употребление аллитерации и рифмы в лирике П. Тобурокова в 60−70-е гг. [II 34].

Идейно-тематическому исследованию творчества поэта посвящена монография Г. К. Боескорова «Творчество П.Н.Тобурокова» (1981). В книге подробно освещены жанровые особенности детской поэзии, сатиры, стихов, эпических произведений поэта. Наиболее сильными сторонами творчества Тобурокова автор считает «острое и глубокое чувство языка, умение высокохудожественно использовать его неисчерпаемые возможности» [II 15, 93]. Источник значительного успеха поэзии Тобурокова исследователь также видит в постоянном обращении к фольклору, питающему его «вдохновение, дерзание, смелость и уверенность», в творческой обработке фольклорных сюжетов и мотивов. Боескоров причисляет к заслугам поэта создание оригинальных по форме и по содержанию произведений, обогативших якутскую поэзию новыми темами, сюжетами, идейными мотивами, художественными образами, жанровыми формамиобогащение поэзии образно-изобразительными средствами языкаотточенное мастерство в лепке характеров героев и индивидуализации речи персонажейпоказ образцов плодотворного творческого использования сказочных мотивов якутского фольклора [II 15, 93−94].

Монография П. В. Максимовой «ХоИоон хонуулардаах, ырыа ыллыктардаах.» («Творчество Петра Тобурокова») (2000) представляет собой первое целостное исследование поэзии, драматургии, прозы писателя. В книге содержится глубокий анализ художественных и эстетических достоинств поэзии, особенностей образной системы и богатого лексического пласта поэтических произведений Тобурокова [II 56]. В ее монографическом исследовании «Жанровая типология якутской поэзии» (2002) раскрывается своеобразие сатиры поэта. Исследователем особо отмечена самобытность национального видения и мышления поэта, восходящая своими корнями к устному народному творчеству [II 57].

Между тем, за пределами изучения творчества поэта остались такие аспекты поэтики, как метро-ритмическая характеристика, фонетика, лексика и другие. Отсюда вытекает необходимость целостного исследования поэзии Петра Тобурокова, включающего в себя особенности его поэтики.

Объектом исследования является биография и малые формы поэзии П. Н. Тобурокова. Предмет исследования составляют поэтические произведения, напечатанные в сборниках «Улэ, эйэ дойдутугар» («В стране мира и труда», 1953), «Стихотворения, поэмы» (1967), «Избранные произведения» (1977), «ЭрэдэЬиннэр» («Витки», 1987). Для решения поставленной цели проанализированы поэтические произведения малой и средней формы разных лет (1953;1987), что позволило проследить динамику развития поэтического мастерства П.Тобурокова. Таким образом, всего проанализированы 220 оригинальных произведений и избранные произведения любовной и пейзажной лирики творческого наставника В.М.Новикова-Кюннюка Урастырова, также современников поэта народных писателей С. П. Данилова, И. М. Гоголева, Л. А. Попова, что составляет соответственно 7330 и 5370 поэтических строк. Также предметом изучения стали публицистические произведения поэта последних лет, опубликованные в периодической печати. Использованы материалы личного и семейного архива — документы и письма поэта, видеоматериалы.

Основной целью диссертации является целостное исследование поэзии Петра Тобурокова в историко-культурном контексте развития страны и выявление особенностей поэтики писателя, как метро-ритмическая характеристика, поэтическая фонетика и лексика.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

— проследить жизненный и творческий пути поэта;

— рассмотреть истоки зарождения поэзии Петра Тобурокова, установить степень влияния на становление творчества устно-поэтических и литературных традиций;

— изучить тематическое и жанровое свеобразие поэзии;

— определить особенности поэтики в контексте творчества современников поэта;

— определить значение поэзии П. Тобурокова в духовной культуре народа саха.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составили труды отечественных литературоведов: А. Н. Веселовского, В. М. Жирмунского, Г. Н. Поспелова, Л. И. Тимофеева, Б. В. Томашевского, В. Е. Хализева, М. Н. Эпштейна и др.- труды якутских литературоведов: Н. Н. Тобурокова, Н. З. Копырина, Г. М. Васильева, В. Т. Петрова, Д. Е. Васильевой, Г. Н. Боескорова, П. В. Максимовой, М. Н. Дьячковской, Л. Н. Романовой и др.- диссертационные исследования, посвященные проблемам современной якутской поэзии и изучению роли творческой индивидуальности: М. П. Поповой, Т. П. Самсоновой, В. Г. Семеновой, Е. А. Архиповой.

Методы исследования — сравнительно-исторический, сравнительно-сопоставительный и статистический методы исследования.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые сделана попытка исследования жизни и поэтического творчества Петра Тобурокова в аспекте изучения некоторых особенностей его поэтики. В изучении биографии народного писателя привлечены ранее неиспользованные материалы: личные письма и документы, семейный видеоархив, воспоминания, в которых запечатлена разносторонняя личность поэта. В работе выявляется степень влияния фольклорных и литературных традиций на становление его поэтического стиля. В работе установлены основные закономерности его творческого пути, приведена примерная классификация произведений по тематическому и жанровому разнообразию. Впервые проанализирован ритмический репертуар поэзии Петра Тобурокова и определена его зависимость от жанровых особенностей произведений.

Практическая значимость. Материалы и выводы исследования могут быть использованы при изучении на спецкурсах и лекциях по якутской литературе в вузах и колледжах, а также в средних общеобразовательных школах.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Самобытность поэзии П. Н. Тобурокова представляет собой органический сплав лучших художественных достижений устного творчества народа и литературных традиций.

2. Тематический и жанровый круг поэзии имеет широкий диапазон. Произведения гражданской, любовной, пейзажной и детской лирики Тобурокова являются вершинными достижениями современной якутской поэзии. Новаторскими являются создание поэтом детского эпоса и романтических баллад на фольклорном материале.

3. Ритмическая и звуковая организация стиха П. Тобурокова исключительно гармонична и зависит от жанровой направленности и содержательной стороны произведения.

4. П. Тобуроков является классиком современной якутской литературы, а его произведения — национальным достоянием народа саха.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры якутской литературы Якутского государственного университета имени М. К. Аммосова. Материалы исследования были изложены в докладах, сообщениях диссертанта на республиканских научно-практических конференциях «Духовность — веление времени» (2002), «Глобализация и судьба культуры» (2003), в региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования в Дальневосточном регионе» (Хабаровск, 2004) и использованы в практической работе автора учителем якутского языка и литературы. Основные положения и выводы работы отражены в публикациях соискателя.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассмотрение истоков, идейно-тематического содержания, особенности поэтики произведений убеждает нас в том, что Петр Тобуроков является поистине народным поэтом Якутии, в творчестве которого наиболее ярко проявились национальные особенности народа саха. Проанализированный художественный материал дает возможность сделать ряд следующих основных выводов:

1. Истоки становления Петра Тобурокова как личности следует искать в воспитании, влиянии среды, окружавшей писателя с самых ранних лет. Также в его личности многое было сформировано особенностями его времени. Участие в Великой Отечественной войне советского народа способствовало укреплению патриотического духа и интернационального мировоззрения поэта, расширению географического пространства взглядов. Активная педагогическая деятельность, многолетняя жизнь в сельской местности позволили лучше узнать особенности социально-экономической жизни народа и обусловили его творческую деятельность.

2. Освоение и творческая переработка идейно-художественных богатств фольклора имели большое значение в формировании поэзии Петра Тобурокова. Атмосфера устной поэзии, в которой вырос поэт, оставила неизгладимый след в его мироощущении, в его поэтическом восприятии им действительности. Поэзия Тобурокова вобрала в себя лучшие художественные традиции устного творчества народа, его нравственные искания, эстетические идеалы. Так, глубокий лиризм народных песен стал одним из основных особенностей поэзии Тобурокова, а поэтика народных песен «дэгэрэн» оказала непосредственное формообразующее влияние. В то же время в использовании средств народной поэзии у поэта проявляется необычайная самобытность и оригинальность его творческой индивидуальности. Усвоив эстетические нормы устной народной поэзии, он использовал главным образом ее общие принципы и приемы, наполняя их своим содержанием, глубоким осмыслением сложных социальнонравственных проблем современности, художественным воплощением народного мировоззрения и придавая им неповторимо тобуроковскую поэтическую окраску. Благодаря глубокой связи с устным творчеством и жизнью родного народа, поэзия Петра Тобурокова и его мироощущение стали неотделимой частью духовного мира народа саха.

3. Корни творчества поэта уходят также в классическую якутскую литературу. Творчество поэта впитало опыт мастеров художественного слова старшего поколения А. Кулаковского, Алампа, П. Ойунского, Элляя, Кундэ, А. Абагинского, Суоруна Омоллона. Поэзия Кюннюка Урастырова имела огромное влияние на формирование творческого таланта Тобурокова. На усвоение им традиций поэзии Урастырова показывают общая ориентация на поэтику фольклора, единство мироощущения, близость тематики, типологические схождения произведений.

4. Творческая индивидуальность писателя формируется тем успешнее, чем разнообразнее источники его развития. Интеллект и творческий круг поэта расширило и освоение им опыта русской литературы. Тобуроков у своих любимых поэтов С. Есенина, М. Исаковского учился быть ближе к насущным проблемам народной жизни, углубляться во внутренний мир человека, говорить о сложном просто и доступно.

Из гармоничного сочетания врожденного поэтического таланта, благотворного влияния фольклорных и литературных традиций, ежедневнего скрупулезного труда автора сложился тобуроковский индивидуальный поэтический стиль.

5. Подлинная народность поэзии Петра Тобурокова выражена в глубоком знании жизни, истории своего народа. В поэтическом творчестве писателя воплощены нравы и обычаи, интересы и заботы простых людей, правдиво показан духовный мир современников. Его поэзия развивалась на фоне больших исторических событий и в тесной связи с социально-политическими изменениями в жизни народа саха, начиная с 40-х гг. до конца XX века. Многие события этих лет нашли отклик в его поэзии. Поэт сражался вместе с народом в суровые годы войны, вместе со всеми советскими людьми строил новую жизнь и его творчество было пронизано пафосом жизни советского народа. Но по воле судьбы Тобуроков оказался свидетелем и краха социализма. Верный идеалам партии стойкий коммунист не мог и не захотел в одночасье отказаться от идеалов коммунизма. В осмыслении сложных социально-нравственных проблем современности он прошел нелегкий путь. В поэзии последних лет были правдиво отражены кризисные ситуации в общественно-политической жизни страны. Но в то же время усиливаются аспекты народности его поэзии, выражающие общенациональную идею возрождения нации на новом витке истории. В национальной идее народный поэт видел верный духовный и нравственный ориентир народа, пути спасения от негативных тенденций современности. В поэтическом наследии Тобурокова доминирует общечеловеческая идея духовной красоты, которая выводит его произведения за рамки советской эпохи.

6. Исследование тематического богатства поэзии П. Тобурокова показывает, что многие произведения любовной и пейзажной лирики поэта являются вершинными достижениями якутской поэзии. А также поэт поистине является классиком якутской детской литературы, непревзойденным мастером сатиры и юмора. В философской лирике поэта были своеобразно трактованы и раскрыты проблемы гармоничных и высоконравственных взаимоотношений человека с окружающим миром и обществом. Характерными признаками индивидуального стиля поэта при этом являются искрометный, светлый юмор, жизнеутверждающий пафос, музыкальность произведений, красочная поэтическая образность, простота и доступность языковых средств.

Исследователь В. В. Дементьев отмечал, что поэтическое новаторство прежде всего определяется содержанием внутреннего мира поэта: «.силой и глубиной его нравственных исканий, качеством его художественного мышления. А это значит, что подлинные эстетические открытия могут делать только поэты, обладающие беспокойной натурой художника и богатой внутренней культурой, стоящие на уровне передовых идей и художественных завоеваний своего времени» [II 32, 252]. В тематическое разнообразие якутской поэзии Тобуроков внес новаторство тем, что а) первым обратился к теме космонавтикиб) он является единственным поэтом в якутской литературе, кто написал о войне на протяжении всего творческого путив) в творчестве поэта наблюдается новый подход в решении ленинской тематикиг) на наш взгляд, в его поэзии впервые широко представлены картины счастливой семейной жизнид) впервые в якутской лирике наблюдается радостное приятие зимы, как одной из особенностей самобытного национального пейзажа, а также новой была признана трактовка образа снега у поэтае) система поэтических образов запоминается своим новаторством и индивидуализирует мастерство, национальное своеобразие его поэзии.

7. Своей новаторской поэзией он внес существенный вклад в развитие и расширение жанровых форм. Жанровый диапазон поэзии Тобурокова необычайно богат: поэмы, баллады, песни, сказки, басни, скороговорки отличаются яркой самобытностью, неповторимой индивидуальностью. С именем поэта связано широкое распространение в народе массовых песен, создание детского эпоса, романтических баллад, расширение жанровых форм сатирической поэзии памфлетом и стихотворным фельетоном. Много нового внес поэт и в развитии жанра поэмы. Тобуроков показал успешные примеры использования жанровых форм фольклора в качестве литературных: скороговорки, считалки, стихи-загадки, поэмы-сказки, поэмы-благословения, поэмы-осуохай.

8. Генеалогическая связь поэзии Петра Тобурокова с народным творчеством придает ей глубину и многомерность. Для поэта свойственно широкое использование отдельных элементов народно-песенной поэтики, ритмического богатства народной лирики, творческое обращение к ярким фольклорным эпитетам, сравнениям. Об органической связи творчества Тобурокова с народной поэзией свидетельствуют и такие составные поэтики его произведений, как метро-ритмическая характеристика стиха, разновидность рифмообразования, аллитерационной системы, лексическое богатство, в частности, тропеический арсенал.

В результате впервые проведенного статистического анализа поэзии Тобурокова выявлено 279 разных ритмических структур. При этом отмечено, что 7−8-9-сложные размеры, восходящие к фольклорной традиции, являются ядром метрического репертуара поэта, которые и составляют основную стиховую форму популярных песен поэта. Ритм стиха поэта гармонирует с идейно-тематическим содержанием произведения. Равносложники, созданные на мелодической основе, наблюдаются в детской, любовной и пейзажной лирике Тобурокова. Высокий процент использования начальной аллитерации объясняется ориентацией автора на устное народное творчество. Звуковая организация стиха П. Тобурокова зависит от жанровой направленности и содержательной стороны произведения. Подбор созвучности придает стихам мелодичность, певучесть, эмоциональный настрой. И потому стихотворения П. Тобурокова напевны, им присуще песенное начало.

9. Народность поэзии Петра Тобурокова проявляется и в глубоком знании и в мастерском владении народным языком. Язык произведений отличается доступностью и ясностью изложения мысли, высокой поэтичностью, национальным колоритом, богатством языковых интонаций и потому его содержание легко входит в народное мышление. Как показывает анализ тропеического арсенала поэзии, эпитеты, сравнения, метафоры поэта основываются на исконно народные. Поэтом в ткань произведений введены особые «авторские» тропы, поэтизирующие и идеализирующие, составляющие одну из особенностей самобытного стиля Петра Тобурокова. Поэт обогатил систему изобразительных средств национальной поэзии новыми, ярко индивидуальными поэтичными находками, связанными с реалиями сегодняшней жизни. Его произведения также отличаются меткими народными выражениями, рожденными повседневностью.

10. Известно, что новаторство — категория историческая. Литературовед И. Г. Спиридонов утверждает: «Подлинный поэт потому и является новатором, что находит пути и средства образного воспроизведения жизни в соответствии с духом эпохи и потребностями современников» [II 89, 184]. Творчество Петра Тобурокова по своей высокохудожественной народности представляет собой уникальное явление на ниве якутской поэзии. Новаторство в народности у поэта проявляется в глубоком знании национальных особенностей жизни, истории, мировоззрения народа. Петр Тобуроков — глубоко народный поэт, сохранивший национальный дух и мышление. Поэтическое творчество Петра Тобурокова является национальным достоянием народа саха, без которого невозможно представить всю якутскую культуру.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Талыллыбыт айымньылар. В 2-х т.: Т.2 Якутск: Кн. изд- во, 1977.-415 с.
  2. С. Талыллыбыт айымньылар. В 3-х т.: Т.2 Якутск: Кн. изд-во, 1985.-432 с.
  3. С. Харас. Якутск: Кн. изд-во, 1974. — 33 с.
  4. Р. Чаша жизни. М.: Книжная палата. — 1992, 320 с.
  5. И. Лирика. Якутск: Кн. изд-во, 1965. -160 с.
  6. И. Ексекулээх сэргэ. — Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 432 с.
  7. К. Вечер. М.: Сов. писатель, 1974. -183 с.
  8. М. Шывармалар жинагы. В 5-и т.: Т.1 Алма-Аты, 1978. — 188 с.
  9. Ш. Избранное. Тбилиси: Мерани, 1982. — 248 с. Ю. Попов Л. Талыллыбыт айымньылар. — Якутск: Кн. изд-во, 1969. — 487с. 1 ЬРаднаева Г. Белый месяц. -М.: Советская Россия, 1989. — 143 с.
  10. П. Улэ, эйэ дойдутугар. Якутск: Кн. изд-во, 1953. — 52 с.
  11. П. На берегу Вилюя. Стихи. Якутск: Кн. изд-во, 1957.- 56 с.
  12. П. Цветы на снегу. М.: Сов. писатель, 1966. — 68 с.
  13. П. Хоьооннор, поэмалар. Якутск: Кн. изд-во, 1967. — 320 с.
  14. П. Чыычаахтар куну керселлер. — Якутск: Кн. изд-во, 1970. —160 с.
  15. П. Искры снега. М.: Сов. писатель, 1976. — 86 с.
  16. П. Талыллыбыт айымньылар. Якутск: Кн. изд-во, 1977. -400 с.
  17. П. Тыа5а олорон. Якутск: Кн. изд-во, 1981. — 80 с.
  18. П. Стерхи над Леной. М.: Сов. Россия, 1983. -87 с.
  19. П. Сор уонна Дьол. Якутск: Кн. изд-во, 1985. — 88 с.
  20. П. Куннуун оонньуур куерэгэйдэр. Якутск: Кн. изд-во, 1986. -184 с.
  21. П. Эрэдэьиннэр. Якутск: Кн. изд-во, 1987. — 288 с.
  22. П. Долгунча. Якутск: Кн. изд-во, 1993. — 192 с.
  23. П. Мутукча сыта. Якутск: Кн. изд-во, 1996. — 228 с.
  24. К. Талыллыбыт айымньылар. В 2-х т.: Т.1 Якутск: Кн. изд-во, 1977.-440 с.
  25. К. Хоьооннор. Поэмалар. Якутск: Кн. изд-во, 1987. — 447 с.
  26. Ч. Статьи, выступления, диалоги, интервью. М.: Изд-во АПН, 1988.-384 с.
  27. Е.Е. Ексекулээх Елексей (А.Е.Кулаковский). Якутск: Кн. изд-во, 1966.-292 с.
  28. В.И. Поэзия правды и мечты: Нравственные искания в творчестве советских поэтов 60−70-х гг. М.: Просвещение, 1982. — 112с.
  29. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы // Вопросы философии.- М., 1971, № 3.
  30. Е.А. Поэзия И.Арбиты (Творческий путь и поэтика).- Автореферат дисс.канд.филол.наук, Якутск, 2001.-21 с.
  31. З.А. Казахское стихосложение (Проблемы развития стиха в дореволюционной и современной поэзии).- Алма-Ата: Наука, 1964. 460 с.
  32. З.А. Национально-характерные черты языка поэзии О.Сулейменова. // О языке казахской поэзии. Алма-Ата, 1970. — 459 с.
  33. Г. П. А.И.Софронов. Жизнь и творчество. Якутск: Кн. изд-во, 1969.-63 с.
  34. З.К., Максимова П. В., Семенова В. Г. Урунг туллук молбестуур. -Якутск: Бичик, 2001. 96 с.
  35. А. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.5.- М.: Правда, 1971. 558 с.
  36. Г. К. Творчество П.Н.Тобурокова.- Якутск: Кн. изд-во, 1981. 94 с.
  37. A.C. Поэт П.Тобуроков поэзиятын формата норуот айымньытын кытта дьуерэлэ1шитэ" («О сходстве формы поэзии П. Тобурокова с народным творчеством») // В помощь учителю. Вып.25.- Якутск: Якут.респ.типография, 1958.- 146 с.
  38. Н. УеИээ Булуугэ Буетур Ньукулаайабыска // Хотугу сулус, 1987, № 10.
  39. Р.И. Ки1ш уонна дьылда. Якутск: Бичик, 2002. — 160 с.
  40. Г. М. Якутское стихосложение Якутск: Кн. изд-во, 1965. — 128 с.
  41. Д.Е. Народные писатели Якутии. Якутск: Бичик, 1995. — 160 с.
  42. Д.Е. Связь времен. Якутск: Кн. изд-во, 1991. — 119 с.
  43. А.Н. Историческая поэтика. JL: ГИХЛ, 1940. — 648 с.
  44. П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. Л.: Советский писатель, Ленингр. отд-ние, 1973. — 336 с.
  45. Г. Д. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988. -445 с.
  46. И.В. Избранные сочинения по естествознанию.- Л.: Изд-во АН СССР, 1957.-555 с.
  47. .П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы.- М.: Наука, 1973.-276 с.
  48. А. Собрание сочинений. В 4-х т.: т.1. М.: Искусство, — 1966. -355 с.
  49. М.Н. Аллитерация и рифма в якутской поэзии: проблемы эволюции и классификации.- Новосибирск: Изд-во Сиб. отд-ние РАН: ОИГГМ, 1998.- 150 с.
  50. Е. Талант есть чудо неслучайное. М.: Советский писатель, 1980.-439 с.
  51. М.Н. Якутская народная музыка.- Якутск: Кн. изд-во, 1981. 118 с.
  52. В.М. Тюрский героический эпос.- Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974.-727 с.
  53. Е.И. Числительные в олонхо: структура и семантика. Автореферат дисс. .канд.филол.наук.- Якутск, 2000. 20 с.
  54. Интервью П.Тобурокова.- Материалы из семейного видеоархива.
  55. Г. Р. Петр Тобуруокап эрдэтээнп кэмин туЬунан ейдееИуннэр // Коммунизм сардан-ата, 1985, 10,12 октября.
  56. С.К. Картина мира в традиционном мировоззрении якутов. Автореферат дисс.канд.филол.наук.- М., 1996. 17 с.
  57. С. Земля и люди М.: Молодая гвардия, 1974. — 207 с.
  58. Копырин Н. З. Саха поэзиятын дьуЬуннуур ньымалара (Изобразительные средства якутской поэзии).- Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1981. 192 с.
  59. Н.З. Изобразительные средства якутской поэзии.- Якутск: Бичик, 1997.- 176 с.
  60. А.Е. Научные труды.- Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 484 с.
  61. A.A. (Иванов). Саха поэзиятын уус-уран тутула (Художественная форма якутской поэзии).-Якутск: Кн. изд-во, 1930.-58 с.
  62. А. КыыЬар тун^ат, Якутск: Кн. изд-во, 1979. 296 с.
  63. Лотман Ю.М.О поэтах и поэзии СПб.: Искусство — СПб, 1996. — 848 с.
  64. П.В. Поэзии горячие ключи / Бурцев A.A., Максимова П. В. На крылатом коне (Якутская поэзия от А. Кулаковского до С. Тарасова).- Якутск: Сахаполиграфиздат, 1995. -224 с.
  65. П.В. Эволюция жанровой системы якутской поэзии (Типологические аспекты). Дисс.докт.филол.наук.- Уфа, 1999.
  66. П.В. «ХоЬоон хонуулардаах, ырыа ыллыктардаах.(Буотур Тобуруокап алгыстаах айар улэтэ)».- Якутск: Кудук, 2000. — 148 с.
  67. П.В. Жанровая типология якутской поэзии: Вопросы эволюции и классификации форм.- Новосибирск: Наука, 2002. 255 с.
  68. В.В. О писательском труде.- М., 1955. 121 с.
  69. Д.Ф. Дэриэбинэм барахсан. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2004. -180 с.
  70. С.Л. Вопросы поэтики древнеиндийского эпоса. Эпитет и сравнение.- М.: Наука, 1979. 136 с.
  71. Н.И. Половодье песен (Поэты фольклорной традиции).- М.: Знание, 1988.-63 с.
  72. П.П., Тобурокова Л. П., Тобуроков H.H. Саха народнай поэта Петр Тобуруокап.- Якутск: Бичик, 2004. 336 с.
  73. Письмо Габышеву H.A. — Материалы семейного архива.
  74. A.A. Михаил Исаковский.- М.: Просвещение, 1989. 160 с.
  75. Л. Норуот таптыыр, умсугуйар // Кыым, 1987, 25 октября.
  76. A.A. Теоретическая поэтика.- СПб.: Филол. фак-т СпбГУ- Изд. центр «Академия», 2003. 384 с.
  77. В.Г. Чувашское и тюрское стихосложение.- Чебоксары, 1986. 80 с.
  78. Л.Н. Изобразительные средства якутской поэзии 1920−30-х г.г. -Автореферат дисс.канд.филол.наук.-Якутск, 1997. -216 с.
  79. JI.H. Кулаковский А. Е. и его современники: Особенности поэтического языка.- Новосибирск: Наука, 2002. 120 с.
  80. С. В расцвете творческих сил // Социалистическая Якутия, 1967, 28 октября.
  81. Ф.Г. Якуты. Мирское управление в XVII нач. ХХ века.- Якутск: Кн. изд-во, 1987.- 126 с.
  82. Саха народнай ырыалара (Якутские народные песни). Часть II. Якутск: Кн. изд-во, 1977.-424 с.
  83. В.Т. «Мин кетуех курдукпун, кынатым ханнаный?» // Кыым, 1991, 27 апреля.
  84. В.Т. Ыллыы турар ытык сэргэ // Кыым, 1992, 20 октября.
  85. Г. И. Звук и смысл: О функциях фонем в поэтическом тексте // Филологические науки, 1973, № 1.
  86. В.Г. Поэтический мир Анемподиста Софронова (Истоки. Проблематика. Поэтика.). Дисс.канд.филол.наук.- Якутск, 1999. 190 с.
  87. В.Л. Якуты.- Москва: РОССПЭН, 1993. 736 с.
  88. А.Г. Основы философии.- М.: Политиздат, 1988. 591 с.
  89. Н.Д., Тюпа В. И., Бройтман С.Н.Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика.- М.: Изд. центр «Академия», 2004.-512 с.
  90. Л.И. Очерки теории и истории русского стиха XVIII—XIX вв..в.- М.: Наука, 1958.-415 с.
  91. H.H. О ритмике в якутской поэзии // Хотугу сулус, 1964, № 5.
  92. H.H. На подъеме солнечной горы.-Якутск: Кн. изд-во, 1971−144 с.
  93. H.H. Вечный поиск волшебства. Якутск: Кн. изд-во, 1981−136 с.
  94. H.H. Якутский стих.- Якутск: Кн. изд-во, 1985, 160 с.
  95. H.H. Помогает ли поэзия перестройке? // Полярная звезда, 1989, № 4.
  96. H.H. Проблемы сравнительного стиховедения (На материале советской поэзии и тюркоязычных народов Сибири).- М.: Наука, 1991. — 177 с.
  97. П. Куннуктуун керсуьуулэр // Хотугу сулус, 1977, № 5.
  98. П. Поэзиялыын аргастаИан // Хотугу сулус, 1981, № 11, С. 101 108- 1982, № 2, С.87−94.
  99. П. КиИи анала // Кыым, 1990, 11 сентября- КиЬи киЬи буолуохтаах! //Кыым, 1992, 8 октября.
  100. П. Судургуттан судургу кэрэттэн — кэрэтэ // Сахаада, 1992, 25 ноября.
  101. П. Туунтгу кыыс. — Якутск: Бичик, 1994. 176 с.
  102. П. Оччоттон — баччада.- Якутск: Бичик, 1997. 204 с.
  103. .В. Стилистика.- JL: Изд-во ЛГУ, 1983. 288 с.
  104. Н.М. Нравственность писателя / Способность к диалогу. В 2-х ч. 4.1 .М.: Наследие, Наука, 1993. 224 с.
  105. А.И. Семантическая основа образных средств языка. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1969. 92 с.
  106. А.И. Образная речь.- Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1985. -199 с.
  107. Е.В. Дьодустан сиэттэрэн.- Якутск: Кн. изд-во, 1984. 116 с.
  108. М.К. Основы тюрского стихосложения (На материале уйгурской классической и современной поэзии). Алма-Ата: Изд-во АН Казах. ССР, 1963. -215 с.
  109. В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение.- М.: Академия, 2002. 208 с.
  110. A.M. Соотношение аллитерации и рифмы в тюрском стихосложении // Народы Азии и Африки, 1961, № 2.
  111. М.Н. «Природа, мир, тайник Вселенной.: Система пейзажных образов в русской поэзии».- М.: Высшая школа, 1990. 303с.
Заполнить форму текущей работой