Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Литература Англии и США XVIII столетия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С общей культурой Просвещения был тесно связан английский театр. Первыми драматургами-просвстнтслями стали Джозеф Аддисон (1672−1719) и Ричард Стил (1672−1729), причем, если Аддисон был автором классицистической гражданской трагедии, то Стил стал первым создателем буржуазной нравоучительной комедии, опирающейся на французскую традицию («Лжец-любовник», «Нежный муж»). Во второй половине 1720-х гг… Читать ещё >

Литература Англии и США XVIII столетия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Английская литература XVIII столетия в социокультурном контексте эпохи.

1. Английское Просвещение было тесно связано с общеевропейским своей антицерковной и антифеодальной направленностью. Исторической предпосылкой Просвещения здесь явились буржуазные революции XVII столетия (1642−1649; 1688−1689), в результате которых страна встает на буржуазный путь развития. После реставрации монархии Стюартов в 1660 г. наступает период роста торгового и денежного капитала, однако, в связи с восстановлением абсолютистских порядков, несоблюдения конституции и преследования активных участников революции, к концу 1680-х гг. возникает мощная оппозиция абсолютизму, официальному вероисповеданию и иностранной политике правительства. По инициативе банкиров и промышленников парламент обратился к имевшему права на английский престол голландскому принцу Вильгельму Оранскому с просьбой о вооруженном вторжении в Англию, в результате чего в 1688—1689 гг. в стране произошла вторая буржуазная революция («Славная революция»), покончившая с остатками феодализма, явившаяся очевидным компромиссом между дворянством и буржуазией. Революция привела к установлению новой формы власти — ограниченной конституционной монархии.

В XVIII столетии Англия становится самой могущественной европейской державой — наступает расцвет экономики, в связи с развитием мануфактур, сельского хозяйства, национальной торговли. Ведется интенсивная колониальная политика: в 1707—1714 гг. Англия участвует в войне за испанское наследство, причем по Утрехтскому договору она захватывает ключевые позиции на Средиземном море, получив Гибралтар и острова Менорки; подчиняет собственному влиянию Португалию; в 1707 г. присоединяет Шотландию; после участия в Семилетней войне (1756−1763) занимает господствующее положение в Канаде, Флориде, Индии; добивается монопольного ввоза африканских рабов в Америку.

В стране устанавливается свобода вероисповедания и слова, в связи с чем английское Просвещение носило умеренный характер, главным для него было изучение и отображение частной жизни, ес быта и нравов. Веря в добродетельную природу человека, английские писатели-просветители стремились воздействовать на культурное сознание с помощью нравственного воспитания. Благодаря историческим условиям просветительские начала выразились в Англии раньше, чем в других странах: именно здесь раньше произошла эмансипация буржуазии, которая проявляла собственные либеральные стремления в культурной и политической сферах, а также были сформулированы, приведены в систему, которая выработала определенное самостоятельное отношение ко всем главным вопросам философии, политики, морали, рационалистические идеи. Помимо Т. Гоббса, Ф. Бэкона, Д. Юма, большое влияние оказали на мировоззрение просветителей философские идеи Дж. Локка и А. Шефтсбери. Дж, Локк (1632−1704) считается родоначальником просветительской философии; собственную теорию познания он строил на основе психологической теории сознания, создавая тем самым систему педагогики, предметом которой была отдельная личность. Он первым сформулировал идею безусловной личной свободы на основе естественного права человека («Опыт о человеческом разуме», «Христианство без тайн», «Письма к Серене»). Локк также обосновал деизм — философско-религиозное учение, которое играло важную роль в мировоззрении просветителей: бог — это только первопричина бытия, не вмешивающаяся в его существование. Законы развития мироздания деисты трактовали материалистически, полагая, что религиозность врожденна и естественна, это внутреннее убеждение человека. А. Шефтсбери (1671−1713), пытаясь обосновать логику общественных противоречий эпохи и найти пути общественной гармонии, доказывал, что нравственность, добродетель, равно как и идея прекрасного, внутренне присуща человеку, это врожденное качество людей, не навязанное извне («Характеристика людей, нравов, мнений и времен»). Примечательно, что распространение просветительских понятий о «естественном состоянии» в эпоху увлечения путешествиями (английские миссионеры, коммерсанты, деятели науки открыли пути в Персию, Китай, Россию, внутрь американских материков) привело к созданию географической и миссионерской литературы о добром дикаре, разумном от природы. Начинает обсуждаться вопрос о пользе / вреде цивилизации и культуры, литература впервые ставит вопрос и цене прогресса (Д. Дефо «Робинзон Крузо», Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» и др.).

Традиционно историю литературы английского Просвещения делят на три этапа:

• Раннее Просвещение (1689−1720-е гг.) — характеризовалось оптимистическими представлениями о мире, многие писатели провозглашали веру в возможность гармонии всего сущего (эта линия наиболее ярко отразилась в творчестве поэта Александра Поупа, автора многих философских и сатирических поэм, в которых критиковал общественные пороки — «Опыт о критике», «Опыт о морали», «Опыт о человеке»,), утверждали принципы просветительской морали, критикуя общественные предрассудки (сатирико-нравоучительные журналы «Болтун», «Зритель», «Опекун» Р. Стила и Дж. Аддисона)', в творчестве Даниеля Дефо (1661−1731) и Джонатана Свифта (1667- 1745) происходит становление просветительского реализма и жанра романа, главными проблемами которого становятся проблемы «естественного человека», буржуазного прогресса и науки («Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Путешествия Гулливера»).

С общей культурой Просвещения был тесно связан английский театр. Первыми драматургами-просвстнтслями стали Джозеф Аддисон (1672−1719) и Ричард Стил (1672−1729), причем, если Аддисон был автором классицистической гражданской трагедии, то Стил стал первым создателем буржуазной нравоучительной комедии, опирающейся на французскую традицию («Лжец-любовник», «Нежный муж»). Во второй половине 1720-х гг. усилиями Г. Филдинга и Джона Гея (1685−1732) начинает развиваться сатирическая комедия, широко использовавшая сатирическую традицию Дж. Свифта, однако, просуществовала сатирическая комедия в Англии лишь до введения закона о театральной цензуре (1737). К 1740-м гг. господствующим театральным жанром становится сентиментальная буржуазная драма. Первым изобразил на сцене повседневность буржуазного быта, правдиво и достоверно показав жизнь третьего сословия, Джордж Лилло (1693−1739), который в своих назидательных и нравоучительных «мещанских» драмах («Лондонский купец», «Роковое любопытство») подчинил приемы композиции и характеры строгому параллелизму: мошенничеству и корыстолюбию противопоставлены порядочность и честность, благополучные и трагические ситуации чередуются, отрицательные и положительные герои сосуществуют.

• Зрелое Просвещение (1740−60-с гг.) — период господства просветительских идей в философской и культурной жизни Англии. В это время в творчестве Генри Филдинга, Сэмюэля Ричардсона, Тобайаса Смоллетта окончательно формируется жанр семейно-бытового, нравоописательного романа воспитания, в котором наиболее полно отразились черты просветительского реализма: полное и широкое описание быта, нравов современной жизни, отсутствие идеализации человека, чьи характер и поступки определяются воздействием среды, присутствуют элементы социальной критики («История Тома Джонса, найденыша» Г. Филдинга).

В первую очередь, благодаря творчеству Генри Филдинга (1707−1754) роман в Англии стал законченным и полноценным жанром. Называя роман «комическим эпосом в прозе» и выражая теоретические воззрения на него в предисловиях к своим сочинениям, во вступительных главах и отступлениях, Филдинг полагал необходимым широко и многогранно изображать действительность, в сложных судьбах персонажей отражать разнообразие жизни, каждого персонажа разрабатывать логически и одновременно — взаимосвязано с другими героями, использовать прием контраста. Романы Г. Филдинга («История жизни Джозефа Эндрюса и его друга Абрама Адамса», «История Тома Джойса, найденыша», «История Джонатана Уайльда Великого») уже не плутовские, они не о приключениях, а о человеке: писатель создает новый характер — он не смешивает в одном лице положительные и отрицательные черты, а показывает, почему один и тот же человек может быть и добрым и злым, в своих романах Филдинг воплощает комизм характера, юмор для его героев становится главным средством противостояния лицемерию и лжи.

Генри Фик)Ш1.' (1707-1754).

Генри Фик) Ш1.' (1707−1754).

Однако уже в это же время, в 1840-х гг., наблюдается начало кризиса просветительского оптимизма: коррупция государственного аппарата, жесткое колонизаторство, разочарование в результатах исторического прогресса в Англии, а значит, и в идеалах просветительства проявилась у писателей в различных формах — в сомнении в святости буржуазного разума, в социальной критике существующих отношений («Приключения Перигрина Пикля»,

«Приключения Родерика Рэндома», «Приключения сэра Ланселота Гпив за» Т. Смолле пип а).

В английском театре в 1740−50-х гг. последователем Лилло становится Эдвард Мур (1712−1752), который создавал «мещанские» драмы с героями из низших и средних общественных слоев («Найденыш», «Игрок»); главная задача пьес Мура — проповедь мещанских добродетелей и осуждение аристократических пороков.

• Позднее Просвещение (1760−90-с гг.) — в это время в литературе господствующим методом становится сентиментализм, ознаменовавший кризис просветительского мировоззрения и наиболее ярко выразившийся в лирике и прозе (романы Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие» и «Жизнь и мнения Тристрама III сиди, джентльмена»).

Со второй половины XVIII в. английские драматурги озабочены созданием веселой комедии — в противовес господствующей уже несколько десятилетий «мещанской» драме. Одним из первых авторов комедий интриги стал Оливер Голдсмит, который комедию «Ночь ошибок» не просто наполнил переодеваниями, неожиданными открытиями, но и правдивым изображением английского быта. Однако крупнейшим мастером сатирической комедии нравов («Школа злословия»), нс только сатирико-реалистически отразившим общественные нравы, по и осмыслившим мир с философсконравственных позиций, стал политический деятель и драматург Ричард Бринсли Шеридан (1751−1816).

Литература Англии и США XVIII столетия.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой