Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Творчество А. и Б. Стругацких в контексте эстетических стратегий постмодернизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна работы обусловлена тем, что впервые проведено обобщающее исследование творчества А. и Б. Стругацких с опорой на концептуальные установки постмодернистской парадигмы. Произведения 1960;х годов (сказка «Понедельник начинается в субботу», повесть «Улитка на склоне») рассмотрены как экспериментальная реализация постмодернистской картины мирароманы 1970 — 1980;х годов («Град… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Творчество А. и Б. Стругацких в контексте развития отечественной фантастики
    • 1. 1. Термин «фантастика» через призму литературоведческих дискуссий
    • 1. 2. Фантастика как одна из адекватных форм выражения философского мышления XX века
    • 1. 3. Новый тип фантастики братьев Стругацких в контексте развития советской фантастики
  • Глава 2. Произведения А. и Б. Стругацких 1960-х годов как экспериментальная реализация постмодернистской картины мира
    • 2. 1. Формально-содержательные принципы эстетики постмодернизма. Постмодернистская картина мира
    • 2. 2. Мифопоэтика, интертекстуальность, ирония как способ расширения художественного пространства сказки «Понедельник начинается в субботу»
    • 2. 3. Повесть «Улитка на склоне»: сон как способ построения многоуровневой реальности
  • Глава 3. Произведения А. и Б. Стругацких 1970 — 1980-х годов в контексте эстетических стратегий постмодернизма
    • 3. 1. Роман «Град обреченный»: многоуровневое пространство текста
    • 3. 2. Интертекстуальность, автоинтертекстуальность и «стереоскопичность» романа «Хромая судьба»: многоуровневость пространства текста, реализация принципа двойного письма
    • 3. 3. Дискретность повествования и многоуровневая организация романа А. и Б. Стругацких «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя»

Творчество А. и Б. Стругацких в контексте эстетических стратегий постмодернизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отдельные периоды в развитии искусства слова XX века были не похожи друг на друга и различались не только действием общелитературных закономерностей, но и философскими концепциями, на которых основывалась или которые внедряла литература в сознание читателей. Литературное произведение, таким образом, представляет собой эстетически организованную систему смыслов, отличающихся многозначностью.

Во второй половине XX века в философии начинают появляться специальные исследования воображаемых, виртуальных миров, а также их семантики. И именно фантастика способна была предоставить философии своеобразное пространство для развертывания экстравагантных концепций и уникальные инструменты моделирования и экспериментирования.

Фантастическая литература оказалась весьма чувствительна к постмодернизму, ведь его главный эстетический принцип — моделирование мира на основе синтеза реальности, окружающей автора, и мира, созданного человеческим воображением, причем граница между ними абсолютно проницаема. Фантастические миры убедительно и емко воплощают философию постмодернизма: в них абсолютно естественна «хаотичность» бытия, алогизмы, рефлексия, скрытое цитирование (призванное убедить в реальности «нового» мира за счет включения в текст элементов уже существующих текстов) и т. п.

Братья-соавторы Аркадий и Борис Стругацкие являются одними из ярчайших представителей отечественной фантастики. Их творчество пришлось на конец 1950;х — 1980;е годы. Братья Стругацкие очень быстро стали популярными писателями, завоевав симпатии читателей сначала книгами о романтике космических полетов и освоения дальнего космоса, затем — детективным сюжетом и философской проблематикой.

Их творчество во многом оказывало и до сих пор оказывает значительное влияние на развитие русской и мировой фантастики, их произведения являются эталоном для начинающих фантастов, а также предметом многочисленных споров на форумах, посвященных фантастике. Книги Стругацких выдержали множество изданий в России и за рубежом и до сих пор пользуются популярностью. Многие современные фантасты называют себя их учениками: известные фантасты В. Рыбаков, С. Лукьяненко, М. Успенский и другие в книгах «Время учеников» из серии «Миры братьев Стругацких» продолжают или переосмысливают сюжеты произведений Стругацких. По произведениям, сценариям и просто по мотивам многих произведений братьев Стругацких сняты фильмы, выпущены аудиокниги и созданы компьютерные игры.

Но несмотря на большую популярность писателей и наличие отдельных исследований в области «стругацковедения» (М. Амусин, Э. Бардасова, А. Кузнецова, И. Хауэлл, Д. Сувин, С. Поттс, В. Кайтох и др.), их творчество остается недостаточно изученным. Объектом интереса литературоведов преимущественно были отдельные социальные или художественные аспекты творчества А. и Б. Стругацких, такие как периодизация их творчества, сатирический аспект, своеобразие языковых средств и некоторые другие.

Таким образом, актуальность поставленной темы обусловлена необходимостью многостороннего исследования творчества Стругацких, а также востребованностью и одновременно отсутствием в отечественном литературоведении специальных обобщающих работ по сформулированной проблеме.

На наш взгляд, творчество братьев Стругацких органично встраивается в постмодернистскую парадигму. Их произведения содержат в себе многие элементы, присущие постмодернистским художественным текстам, а также воплощают постмодернистскую картину мира, характеризующуюся, в первую очередь, дискретностью повествования, которая позволяет создать текст, основанный на противоречиях и диссонансах. Таким образом, взгляд на творчество А. и Б. Стругацких в постмодернистской парадигме позволяет увидеть его новые грани и лучше понять такое сложное и неоднозначное явление, как постмодернизм.

Объект исследования — творчество Аркадия и Бориса Стругацких, в частности тексты 1960;х и 1980;х годов («Понедельник начинается в субботу» (1964), «Улитка на склоне» (1965), «Хромая судьба» (1982), «Град обреченный» (1970, 1987), «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя» (1988)), в контексте постмодернистской эстетики.

Предмет исследования — своеобразие художественного воплощения постмодернистского мироощущения в творчестве братьев Стругацких.

Целью диссертационного исследования является интерпретация эстетически значимых текстов писателей-фантастов А. и Б. Стругацких в свете художественно-философского опыта конца XX столетия.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Определить тенденции развития фантастики в эпоху постмодернизма.

2. Дать общую характеристику феномена творчества братьев Стругацких.

3. Рассмотреть тексты А. и Б. Стругацких, написанные в 1960;е годы, в контексте эстетики постмодернизма (как экспериментальную характеристику постмодернистской картины мира).

4. Рассмотреть произведения братьев Стругацких периода 1970 — 1980;х годов в контексте постмодернистских эстетических стратегий.

5. Проанализировать произведения Стругацких с точки зрения интертекстуальных связей как способа построения многоуровневого пространства.

Суть стратегии и методологии диссертационного исследования составил комплексный подход, реализующий возможности структурно-семиотического, сравнительно-типологического, описательного и биографического методов, применяется методика интертекстуального анализа литературного произведения, что позволяет привлечь обширный философский, культурологический и собственно литературоведческий материал в тесном их переплетении.

Теоретическую основу исследования составили труды по теории литературоведческого анализа и интерпретации текста Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина, Л. П. Егоровой, В. М. Головкоработы по теории и истории постмодернизма Р. Барта, Ж. Делеза, Ж. Деррида, М. Фуко, У. Эко, М. Эпштейна, И. Ильина, В. Курицына, Л. Пироговаа также работы, посвященные исследованию фантастики и творчества А. и Б. Стругацких: М. Мещеряковой, Е. Неелова, Е. Харитонова, М. Амусина, Р. Арбитмана, Л. Ашкинази, Е. Брандиса, А. Бритикова, Е. Ковтун, Ц. Тодорова, А. Кузнецовой, С. Некрасова, И. Хауэлл, Ю. Козловски, Д. Сувина, С. Потгса.

Научная новизна работы обусловлена тем, что впервые проведено обобщающее исследование творчества А. и Б. Стругацких с опорой на концептуальные установки постмодернистской парадигмы. Произведения 1960;х годов (сказка «Понедельник начинается в субботу», повесть «Улитка на склоне») рассмотрены как экспериментальная реализация постмодернистской картины мирароманы 1970 — 1980;х годов («Град обреченный», «Хромая судьба», «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя») рассмотрены в контексте постмодернистской эстетики. Показано, как экспериментальное апробирование новых для советской литературы писательских стратегий в произведениях братьев Стругацких 1960;х годов сменяется сознательным использованием элементов постмодернистской эстетики в романах 1970 — 1980;х гт. Данный пласт текстов ранее рассматривался, в основном, только как этап развития фантастики в России.

Теоретическая значимость работы заключается в комплексном подходе к изучению творчества братьев Стругацких в постмодернистской парадигме. На примере произведений разных лет выявлены характерные для А. и Б. Стругацких черты постмодернистской эстетики: дискретность, интертекстуальность, гибридность письма, многоуровневость и др. Результаты многоаспектного исследования литературного наследия писателей расширяют представления не только о развитии советской фантастики, но о формировании постмодернистской эстетики в русской литературе второй половины XX века.

Практическая значимость диссертационного исследования определена возможностью использования результатов работы для дальнейшего изучения современной русской литературы, осмысления творчества отечественных писателей-фантастов XX века. Результаты исследования могут быть использованы в вузовском преподавании курса «История русской литературы XX века», дисциплин «Актуальные проблемы изучения русской литературы рубежа XX — XXI вв.», «Технология литературоведческого исследования».

Положения, выносимые на защиту:

1. Мифологизм, интертекстуальность, ирония как одни из определяющих доминант постмодернистской поэтики в произведениях братьев Стругацких 1960;х годов позволяют расширить художественное пространство текста и обеспечивают отображение постмодернистского постулата «Мир-как-Текст», отражающего его вариативность и незафиксированность.

2. Произведения Стругацких, написанные в 1960;е годы, являются экспериментальным воплощением постмодернистской картины мира, где полиреальность является одним из основных ее свойств (реальности не конкурируют, а взаимодополняют друг друга).

3. Коллажность и дискретность повествования значительно усложняют структуру произведений братьев Стругацких и реализуют многоуровневую организацию этих текстов, что способствует художественному воплощению постмодернистской картины мира, где граница между текстом и его интерпретацией стирается.

4. В романах братьев Стругацких 1970 — 1980;х годов интертекстуальность, автоинтертекстуальность и «стереоскопичность» создают своеобразные «информационные шумы», которые усложняют ассоциативно-символический подтекст и реализуют стратегию «двойного письма», благодаря которой текст обеспечивает возможность поливариантного прочтения, актуализируя заложенные в нем смыслы.

5. Романам Стругацких 1970 — 1980;х годов свойственна подчеркнутая эклектика языка, в основе которой лежит многоуровневое кодирование, обеспечивающее равноправие массового и элитарного дискурсов в тексте.

Апробация работы. Работа прошла апробацию на международных (Москва, 2003; Волгоград, 2006; Ставрополь, 2006) и региональных (Ставрополь, 2004, 2005, 2006, 2008) конференцияхв статьях сборников научных трудов (Владикавказ, 2006; Ставрополь, 2007), а также в статье, опубликованной в Вестнике Ставропольского государственного университета (Ставрополь, 2007; издание из списка ВАК). По теме диссертации осуществлено 11 публикаций.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

В результате проделанного исследования мы можем утверждать, что, на развитие советской фантастики во многом повлияла западная литература, которая в то время была наиболее передовой. Советскими фантастами заимствовались отдельные схемы и приемы, что определяло некоторую «вторичность» их произведений.

Середина 1950;х годов стала периодом кризиса западной фантастики и временем расцвета фантастики советской. Движение «Новая волна» («Четвертая волна» в России), идеологи которого призывали заимствовать приемы и достижения самых крайних и авангардных направлений современной им нефантастической литературы, вывели фантастику на новый уровень развития. Вскоре «Новая волна» сошла «на нет», но тем не менее она оставила после себя значительное наследие в виде изменения самого подхода писателей к фантастике: теперь научная идея использовалась больше как прием, нежели как цель произведения.

С выходом на литературную арену такого явления, как постмодернизм, начался новый этап в развитии фантастической литературы: из «властительницы дум» интеллигентов она превратилась в «своеобразный литературный клуб для узкого круга почитателей» [Ковтун, 2004; 505].

Итак, фантастика в эпоху постмодернизма представляет собой достаточно сложное и неоднозначное явление. И, как уже было отмечено в начале исследования, именно фантастика смогла предоставить «испытательный полигон» для претворения в жизнь самых разнообразных философских концепций, а один из основных принципов постмодернизма -«синтезирование вымышленных конструкций с включением в них как мира реального, так и мира, созданного человеческим воображением» — является основой всей фантастической литературы.

Постмодернизм как современное направление в культуре «характеризуется, прежде всего, как определенный мировоззренческий комплекс специфическим образом эмоционально окрашенных представлений на уровне художественного текста» [Санькова, 2007; 187]. К основным формально-содержательным принципам постмодернистской литературы относятся: интертекстуальность, эклектизм, дискретность, игровая стратегия постмодернистского письма, полистилизм, цитатность, деконструкция художественного пространства, разрушение пространственно-временных и смысловых координат, диффузия жанров, исчезновение реальности, смерть автора, крах рационализма, постмодернистская ирония.

Мы рассмотрели творчество братьев Стругацких с позиций некоторых эстетических стратегий постмодернизма и можем сделать вывод, что их творчество органично встраивается в контекст постмодернистской эстетики. Их тексты содержат в себе многие элементы, которые характерны для постмодернистских произведений, а также воплощают постмодернистскую картину мира, характеризующуюся, в первую очередь дискретностью (т.е. хаотичным нагромождением зачастую разнородных элементов).

Их произведения 1960;х годов (сказка «Понедельник начинается в субботу» и повесть «Улитка на склоне») являют собой экспериментальное воплощение постмодернистской картины мира. Сознательное цитирование классического наследия, вырванное из привычного контекста, преломляет исходные тексты в разных ракурсах. Важная особенность постмодернистских произведений — дискретность повествования, которая нарушает логичность сюжета и отвергает привычные принципы организации самого текста. Таким образом, сам текст как бы «дробится» на отрывочные кадры. Текст основывается на противоречиях, диссонансах, взаимном противопоставлении разнородных форм, граница между текстом и его интерпретациями стирается. Универсальность текстового пространства, в котором сочетаются рациональность и иррациональность, задается равноправие реального, потенциально возможного и заведомо фантастического рождает множественность смыслов.

Введение

м в текст сказки «Понедельник начинается в субботу» фольклорных персонажей Стругацкие «расширяют» само пространство текста, а стратегия «двойного письма» актуализирует зашифрованные в тексте смыслы, что дает основания признавать его одинаково интересным и массовому, и элитарному читателю. Трансформация интертекстов, ориентирована на снижение прообраза, путем введения его в иронический контекст, что позволяет автору и читателю участвовать в метаязыковой игре.

В повести «Улитка на склоне» представлено построение художественного пространства по законам сна, где сон переходит в реальность и наоборот. Этот прием реализует один из основных принципов прозы Стругацких — полиреальность, в котором допускается равноправное существование в тексте двух и более реальностей (реальности не конкурируют, а дополняют друг друга). «Вязкость повествования» за счет построения сложных ментальных конструкций в диалогах персонажей здесь реализует постмодернистскую попытку автора избежать «смерть».

Таким образом, мифологизм, интертекстуальность, ирония как одни из определяющих доминант постмодернистской поэтики в произведениях братьев Стругацких 1960;х годов позволяют расширить художественное пространство текста и обеспечивают отображение постмодернистского постулата «Мир-как-Текст», отражающего его вариативность и незафиксированность.

В произведениях Стругацких 1970 — 1980;х годов («Град обреченный», «Хромая судьба» и «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя») все большее значение приобретает интертекстуальность, которая является фундаментом, позволяющим создавать сложные текстовые конструкции. Обнаруживаемые здесь явные и скрытые цитации, реминисценции и аллюзии (без злоупотребления крайними агрессивными формами постмодернистского письма) расширяют границы восприятия и открывают для читателя новые перспективы исследования художественного пространства. А многоуровневая организация этих текстов способствует художественному воплощению постмодернистской картины мира, где граница между текстом и его интерпретацией стирается.

Наличие библейских параллелей в романах «Град обреченный» и «Отягощенные Злом» и библейских аллюзий в романе «Хромая судьба» свидетельствует о попытке писателей вывести эти тексты на новый уровень: сделать их совершенно определенной (метафизической) частью культуры. Но происходящая наряду с этим «десакрализация» текста Библии является весьма созвучной постмодернистской парадигме. Таким образом, деструкция художественного пространства текста знаменует разрыв между традиционным восприятием действительности и волной новых ассоциаций, рождаемых игрой с читательскими ожиданиями.

Тексты романов представляют собой причудливую комбинацию взаимопересекающихся сюжетных линий, интертекстуальных пластов, а трансформация авторами «чужих» или «своих» текстов создает новое мифологическое пространство этих романов. Интертекстуальность, автоинтертекстуальность и «стереоскопичность» создают своеобразные «информационные шумы», которые усложняют ассоциативно-символический подтекст и реализуют стратегию «двойного письма», благодаря которой текст обеспечивает возможность поливариантного прочтения, актуализируя заложенные в нем смыслы.

Постмодернистская поэтика с ее стремлением к глобальному культурному интертексту имеет возможность наиболее полной и индивидуально-ориентированной реализации горизонта читательских ожиданий субъектов различного интеллектуального и культурного уровней и создает новое осмысление современности в контексте истории, культуры, которое складывается в диалоге с классикой, где классическое искусство выступает в роли глобального мифа, универсального «архетипического» образа мира.

Таким образом, мы с уверенностью можем утверждать, что творчество братьев Стругацких гармонично вписывается в постмодернистскую парадигму, что, в свою очередь, открывает новые возможности в исследовании их наследия.

Нам кажется необходимым также отметить тот факт, что фантастика в эпоху постмодернизма породила новые жанровые течения в рамках социально-философской фантастики (киберпанк и турбореализм). По мнению представителей турбореализма (С. Лукьяненко, М. Успенского), Аркадий и Борис Стругацкие являлись основоположниками этого течения, что еще раз говорит о том, что феномен фантастики братьев Стругацкихявление в отечественной литературе принципиально новое, и значение их произведений для всего литературного процесса велико.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н., Стругацкий Б. Н. Град обреченный // Собрание сочинений в 11 т. Т. 7. — Донецк: Сталкер, 2004.
  2. А.Н., Стругацкий Б. Н. Отягощенные Злом // Собрание сочинений в 11 т. Т. 6. — Донецк: Сталкер, 2004.
  3. А.Н., Стругацкий Б. Н. Понедельник начинается в субботу // Собрание сочинений в 11 т. Т. 3. — Донецк: Сталкер, 2004.
  4. А.Н., Стругацкий Б. Н. Пять ложек эликсира // Собрание сочинений в 11 т. Т. 9. — Донецк: Сталкер, 2004.
  5. А.Н., Стругацкий Б. Н. Улитка на склоне // Собрание сочинений в 11 т. Т. 4. — Донецк: Сталкер, 2004.
  6. А.Н., Стругацкий Б. Н. Хромая судьба // Собрание сочинений в 11 т. Т. 8 — Донецк: Сталкер, 2004.
  7. С.Р., Кузьминская С. И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы // http://www.roerich.com/aipe/mssian/ims/welcome 1 .html.
  8. И. Зоологическая терминология в фантастических произведениях братьев Стругацких // Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной конференции, посвященной проблемам научной фантастики: IV Ефремовские чтения. — Николаев, 1991. — С. 74 — 75.
  9. М. Братья Стругацкие: Очерк творчества. — Иерусалим: Бесэдер, 1996.
  10. М. Далеко ли до будущего? // Нева. — 1988. — № 2. — С. 153 — 160.
  11. . М. Стругацкие и фантастика текста // Знамя. — 2000. — № 7. — С. 208 — 216.
  12. М. Иллюзии и дорога // Октябрь. 1989. — № 6.
  13. Ю. Земные заботы фантастов // Ленинградская правда (Ленинград). 1983.- 16 авг. (По материалам сайта //www.fandom.ru/aboutfan/andreevyl.htm).
  14. И. О формах фантастического у Гоголя // Анненский И. Книга отражений. — М., 1979.
  15. Р. Истоки будущего в настоящем // За инженер, кадры (Саратов). 1983. — 2 нояб. — № 32 (1108). — С. 4. (По материалам сайта http://www.fandom.ru/aboutfan/arbitman15.htm).
  16. Н. Стругацкие // Русские писатели 20 века: Биографический словарь/ Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. — М.: Большая Росс. Энциклопедия: Рандеву-АМ, 2000. — С. 669 — 671.
  17. В.Г. Миф о смерти искусства: Эстетические идеи франкфуртской школы от Беньямина до «новых левых». М., 1983.
  18. Г. К. Миф об элите и «массовом обществе». М., 1966.
  19. Г. К. Ложная дилемма буржуазной культурологии (Элитарная и «массовая» культуры) // Вопросы философии. 1983. — № 7. — С. 149−158.
  20. Л. Стругацкие: комментарий для генерации 1ЧЕХТ. Словарь Стругацких // http://istok.fenzin.org/book/6224.
  21. Ю.П. Социокультурная коммуникация и постмодерн // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 1113 апреля 2000 г. СПб., 2000. — С.131−133.
  22. Э.В. Концепция «Возможных миров» в свете эстетического идеала писателей-фантастов А. и Б. Стругацких: Дис.. канд. филол. наук. — Казань, 1995.
  23. . Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М., 1989.
  24. Р. Избранные работы. Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступит, ст. Косикова Г. К. М., 1989. — С. 388−389.
  25. Л. О постмодернизме и «постмодернизме» // Октябрь. 1996. -№ 10.
  26. М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
  27. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Советская Россия, 1979.
  28. М.М. Проблема содержания, материала и формы // Работы 1920-х годов. — Киев, 1994.
  29. М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979.
  30. А. Забывая о социальной обусловленности // Лит. газ. (М.). -1969. 22 окт. — С. 6. (По материалам сайта http://www.fandom.ru/aboutfan/belousovl.htm).
  31. В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Избранные эссе. М., 1996.
  32. Н. Философия неравенства. Письма к недругам // Бердяев Н. Собрание сочинений. Т. 4. Париж: УМСА-Ргезэ, 1990.
  33. Д. Реализм фантастики // Сборник научной фантастики. Вып. 32.—М., 1988.
  34. В. Комментарии. Улитка на склоне // http://gamma.ural.ru/abs/rec/rec04.htm.
  35. . В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.
  36. . Злой демон образов // Искусство кино. 1992. — № 10.
  37. . Забыть Фуко. СПб., 2000.
  38. . Символический обмен и смерть. М., 2000.
  39. Е., Дмитриевский В. Зеркало тревог и сомнений. — М., 1967.
  40. Е., Дмитриевский В. Тема «предупреждения» в научной фантастике // Вахта Арамиса. — JL: Лениздат, 1967. — С. 440 — 471. (по материалам сайт http://www.fandom.ru/aboutfan/brdm12.htm).
  41. Е. Фантастика и новое видение мира // Звезда. — 1981.8. — С. 41 — 49. (по материалам сайта http ://www. fandom.ru/aboutfan/brandis9 .htm).
  42. А. Ф. Русский советский научно-фантастический роман. — Л., 1970.
  43. М.М. Мастер и Маргарита. Театральный роман. Собачье сердце Томск, 1989.
  44. П., Генис А. Поэзия банальности и поэтика невероятного // Звезда.- 1994.-№ 4.-С. 189−192.
  45. Васильев В. В поисках милосердия, или За сорок лет. //http://vasilid2.ferhana.ru/read-room.php?cat=public&p=l.
  46. И.В. Постмодерн в авангарде // Дергачевские чтения-2000. Ч. 2. — Екатеринбург, 2001.
  47. И. Отвергнувшие воскресенье // Знамя. — 1989. — Кн. 5. — С. 216 —225.
  48. В. «Постмодерн»: Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. 1992. — № 1.
  49. Т. Чудо — тайна — достоверность. Беседа с Борисом Стругацким // ЛГ. — 1999. — 17—23 ноября.
  50. Т. В фантастику XXI в. еще никто не прорвался // ЛГ. — 1997. — 12 ноября.
  51. А. А.Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий «Град обреченный». Поэтика. СПб, 2002.
  52. М. Как много DOOM. Кто наследует Стругацким // ЛГ., — 1998. — 18 февраля.
  53. М. Отмененная реальность // ЛГ. — 1998. — 27 мая.
  54. Э. Последний бастион // Если. — 2000. — № 2.
  55. В.М. Историческая поэтика русской классической повести: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. — М.-Ставрополь, 2001.
  56. ЯЗ. Логика мифа. — М., 1987.
  57. А. Необычный мир Стругацких // Книжное обозрение. — 1995. — № 48. —С. 16 — 18.
  58. A.B. Искусство в век науки. М., 1978.
  59. А. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. -1988.-№ 12.
  60. Г. Карта страны фантазий. М.: Искусство, 1967.
  61. Т.Б. Пространство постмодернизма // Русский постмодернизм: Предварительные итоги. — Ставрополь, 1998.
  62. Ю.Н. Искусство и элита. М., 1966.
  63. . Различие и повторение. СПб: Петрополис, 1998.
  64. Г. В. В мира интертекста: язык, память, перевод. М.: Азбуковник, 2003.
  65. . Письмо и различие. М.: Академический Проект, 2000.
  66. . Структура, знак, игра в дискурсе гуманитарных наук // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М., 2000. — С. 407−426.
  67. В.М. Массовая художественная культура XX века сквозь призму теоретического наследия // Российская массовая культура конца XXвека. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. СПб., 2001.
  68. Д.И. Постмодернистская мода // В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М. С. Кагана. Серия «Мыслители». Вып. 4. СПб., 2001.
  69. М. Неизвестный Аркадий Стругацкий: Сказка для научных сотрудников младшего возраста // Поиск. — 1992. — № 1 (191). — 1— 7 янв. — С. 8.
  70. Л.П. Постмодернизм в искусстве и действительности // Русский постмодернизм: Материалы межвузовской научной конференции. Библиографический указатель. — Ставрополь, 1998.
  71. Н. Мыслить лучше всего в тупике // Новый мир. 1999. — № 12.
  72. И. Предисловие к книге А. и Б. Стругацких «Хищные вещи века». —М., 1965.
  73. А.К. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. -М., 1992.
  74. С.Н. Жан Бодрийяр: время симулякров // Бодрийяр. Символический обмен и смерть. М., 2000.
  75. А. Писатели и книги. Писатели и читатели. Писатели и будущее // Стругацкий А., Стругацкий Б. Собр. соч. в 9 т. Т. 1. — М., 1991.
  76. Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.
  77. Л., Шапинский В. Постмодернизм: Учебное пособие. М., 2001.
  78. И.Н. О трактовках понятия «постмодернизм» // Русский постмодернизм: Предварительные итоги. — Ставрополь, 1998.
  79. Г. Из наблюдений за поэтикой поздних Стругацких. «Хромая судьба» // Вестн. Удмурт, ун-та (Ижевск). 1993. — № 4. — С. 112−114. (По материалам сайта http://www.fandom.ru/about fan/ivaniutal .htm).
  80. И. После чего модерн? // http://www.column/igor.shtml.
  81. И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. -М., 1996.
  82. И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М., 1998.
  83. Е.Ю. На грани элитарной и массовой культур // ОНС. — 2001.-№ 1.-С. 162−174.
  84. Р.Б. О перспективах наддисциплинарного взаимодействия в научном знании эпохи «постмодерна» // Междисциплинарные подходы к изучению прошлого: до и после «постмодерна». Материалы научной конференции / Отв. ред. Л. П. Репина. М., 2005. — С. 28−31.
  85. В. Братья Стругацкие: Очерк творчества // Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Собр. соч. в 11 т. Т. 12, дополнительный. Донецк: Сталкер, 2003.
  86. E.H. Фантастика в эру постмодернизма: русская и восточноевропейская фантастическая проза последней трети XX столетия // Славянский вестник. Вып. 2. М.: МАКС Пресс, 2004.
  87. Комментарии к «Мирам братьев Стругацких» / Подг. В. Курильский //www.rusf.ru/abs/rec/rec05 .htm.
  88. O.A. Современные тенденции в постмодернистской драматургии // Традиции русской классики XX века и современность: Материалы научной конференции. Москва. М., 2002.
  89. В.Е., Шульгина И. А. Постмодернизм: культура парадигма -метод // Русский постмодернизм: Предварительные итоги. — Ставрополь, 1998.
  90. A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2005.
  91. А.И. Культурология: Словарь. М.: Академический проект, 2000.
  92. O.A. Эстетика: Учебник. М., 2000.
  93. Ю. Разрушение поэтики // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г. К. Косикова. -М., 2000.-С. 458−483.
  94. В. Философия и фантастика. К постановке проблемы // http://censura.ru/articles/fictionphilosophy.htm.
  95. А. Братья Стругацкие: феномен творчества и феномен рецепции // silent-gluk.livejournal.com.
  96. A.A. Человек в культуре постмодерна // Человек и общество: На рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов / Под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. Вып. 18. Воронеж, 2003. — С. 231−235.
  97. Лем С. Фантастика и футурология. М., 2004.
  98. М.Н. Трагедия и мало ли что еще // Новый мир. 1994. — № 10.
  99. М.Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики). Екатеринбург, 1997.
  100. Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры // Учен, зап. Тарт. гос. ун-та, 1969. Вып. 236.
  101. Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та, 1984. Вып. 664.
  102. Ю.М. Соположенность разнородных элементов как принцип композиции // Структура художественного текста. — М., 1970.
  103. Ю.М. «Шум» и художественная информация // Структура художественного текста. М., 1970.
  104. Т., Лебедь О. «Эффект остраннения» в научной фантстике // http://www.fandom.rusf.ru.
  105. А. Современное искусство как равенство различного // http://www.marksizm.info/root/example/2005/10/04/ravenstvo-2−2.html
  106. Ю. Попытка контакта // Миров двух между. — М., 1988. — С. 288 — 295.
  107. H.H. Светлое будущее в философии А. и Б. Стругацких // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Вып. 6, 2003. (По материалам сайта http://www.eunnet.net/sofia/06−2003/text/0608.html)
  108. Ю.В. Поэтика Гоголя. — М., 1978.
  109. Н.Б. «Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма). М., 1995.
  110. Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.
  111. К. Фантастика: Общий курс //littp://www.gumer.info/bibliotekBuks/Literat/mzar/index.php.
  112. Е.М. К вопросу о применении структурно-семиотического метода в фольклористике // Семиотика и художественное творчество. — М., 1977.
  113. Е.М. Средневековый роман: Происхождение и классические формы. — М., 1983.
  114. М.И. Что есть фантастика // http://www.rolemancer.ru/printfeature.php?artid=536.
  115. С. Образ культуры на переломе веков // В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М. С. Кагана. Серия «Мыслители». Вып. 4. СПб., 2001.
  116. H.A. Сновидения в постмодернистской прозе // Традиции русской классики XX века и современность: Материалы научной конференции. Москва. М., 2002.
  117. Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.
  118. Е.М. Сказка, фантастика, современность. — Петрозаводск, 1987.
  119. С. Власть как насилие в Утопии Стругацких: опыт деконструкции // http://100pudov.com.Ua/library/l 1/2038/.
  120. С. Космизм Н. Ф. Федорова и творчество Стругацких // Философия бессмертия и воскрешения. Вып. 2. — М.: Наследие, 1996. — С. 162 — 167.
  121. И.В. О некоторых свойствах поэтики современной прозы // Традиции русской классики XX века и современность: Материалы научной конференции. Москва. -М., 2002.
  122. И. Дискурсивно-нарративная организация романа А.Н. и Б. Н. Стругацких «Хромая судьба». Липецк: Крот, 2007. (По материалам сайта http://s3000.narod.ru/krot2007121902.htm)
  123. И. Художественный мир произведения как функция монтажного конструирования в повествовании братьев Стругацких (повесть «Отягощенные злом»), Липецк: Крот, 2007. (По материалам сайта http://li.rossia.org/users/velobos/)
  124. А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика // Человек,-2001.-№ 3.
  125. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. -М., 1991.
  126. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991
  127. А. Н. Основы фантастоведения. — М., 1989.
  128. А. Советская фантастика // Осипов А. Миры на ладонях. Фантастика в творчестве писателей-сибиряков: Лит.-крит. очерк // Красноярск: Кн. изд-во, 1988.- С. 148−164. (материалам сайта http://www.fandom.ru/aboutfan/osipov0352.htm).
  129. А. Фантастика от, А до Я: Основные понятия и термины: Краткий энциклопедический справочник. — М.: Дограф, 1999.
  130. . Конец стиля: постмодернизм. // Звезда. 1994. — № 8. -С. 191.
  131. С. «Полдень.» начинается в субботу // Стругацкий А. Н. Понедельник начинается в субботу. Сказка о Тройке (2 экз.). — М., 2002.
  132. С. Скованные одной цепью // Стругацкий А., Стругацкий Б. Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя. М., 1989 // (По материалам сайта http://www.rusf.ru/abs/rec/rec03.htm).
  133. Л.В. К проблеме анализа и интерпретации постмодернистского текста // Текста как объект многоаспектного исследования. —СПб.- Ставрополь, 1998.
  134. Л.В. Постмодернистская «имморальность» как выражение некоммуникации // Руский постмодернизм: Предварительные итоги. — Ставрополь, 1998.
  135. В.Я. Морфология волшебной сказки. — М., 1969.
  136. A.C. Руслан и Людмила // Собр. соч. В 10 т. Т. 3. — М., 1975.
  137. А. М. О постмодернизме // Пятигорский А. М. Избранные труды.—М., 1996.
  138. И.Б. Тенденции смены парадигм в художественной культуре // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века: Материалы научной конференции 10 октября 2001 г. Сер. «Symposium». Вы. 16.-СПб., 2001.-С.25−26.
  139. В. Фантастика — это не жанр, это способ думать // Восточный телеграф: Еженедел. Дальневост. газ. (Петропавловск-Камчатский).- 1990.24 нояб. 1 дек.- № 2.- С. 7. (По материалам сайта http://www.fandom.ni/convent/l 68/sahconl 9902. htm).
  140. В.П. Словарь культуры XX века. М., 1999.
  141. В. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. — М., 2000.
  142. Русский постмодернизм: Материалы межвузовской научной конференции. Библиографический указатель / Под ред. проф. Л. П. Егоровой. -Ставрополь, 1999.
  143. В. Набат или молитва? Неизбежные метаморфозы фантастики // ЛГ. — 1994. — 14 сентября.
  144. В. Срочно требуется идеал // Нева. — 1996. — № 4.
  145. В. Фантастика: реальные бои на реальных фронтах // http://somepost.rU/content/magazine/a/3187.101 .html
  146. В. Три века скитаний в мире утопии // Новый мир. — 1989.5, —С. 242 — 255.
  147. И. Русская постмодернистская философия: Новая философия, новый язык. СПб., 2002.
  148. Советская фантастика 20 — 40-х годов // Вступительная статья Дмитрия Зиберова: Замыслы мирового будущего. — М., 1987.
  149. Советская фантастика 50 — 70-х годов: повести и рассказы // Вступительная статья, сост. С. Плеханова. —М., 1998.
  150. Е. Г., Твердохлебов С. Г. Массовая культура советского периода // http://www.ibci.ru/konferencia/page/statyak06.htm.
  151. А. Думать — не развлечение, а обязанность // Книжное обозрение. — 1987. — № 9. — С. 3.
  152. . Жить интересней, чем писать // ЛГ. — 1991. — 10 апреля.
  153. . Когда мы начинали, мы были верными сталинскими соколами // Витрина. — 1997. — № 4. — С. 62 — 63.
  154. . Комментарии к пройденному / Собр. соч. в 11 т. — Донецк: Сталкер, 2004.
  155. . Крушение социализма не снилось даже фантастике // Труд. — 1998. — 10 — 16 апреля.
  156. . Предисловие к книге «Фантастика: четвертое поколение». — Л., 1991.
  157. . Стругацкие: число — множественное, Степень — превосходная // Новая газета. — 1997. ¦—¦ № 46. — С. 15.
  158. А., Стругацкий Б. Фантастику любили с детства // Аврора.1981. — № 2- С. 150 — 155.
  159. . Чугунным системам надо противостоять // Новое Время.1996. — № 24. — С. 38 — 39.
  160. . Что такое фантастика // День свершений. — Л., 1988.
  161. . Я не эскапист // Книжное обозрение. — 1998.— № 16. — С. 16.
  162. Е. Факт и фантастика // Поиск-90. Пермь, 1990.
  163. М. Н. Он был талантливым другом (об А. Н. Стругацком) // Книжное обозрение. — 1996. — № 3. — С. 17— 18.
  164. Традиции русской классики XX века и современность: Материалы научной конференции. Москва. М., 2002.
  165. А.Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. М., 2000.
  166. .А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М., 1970.
  167. А. Фантастическая или философская? // http://www.fandom.rusf.ru.
  168. .А. История и семиотика // Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. —М., 1994.
  169. Фантастика в ожидании прозы // Звезда. — 1998. — № 9.
  170. Л.Ф. Некоторые проблемы теории и критики постмодернизма // Русский постмодернизм: Предварительные итоги. -Ставрополь, 1998.
  171. Л. Пересекайте рвы, засыпайте границы // Современная западная культурология: самоубийство дискурса. М., 1993.
  172. Л. От звезд к терновому венку // Стругацкий АН., Стругацкий Б. Н. Собр. соч. в 11 т. T. l 1. Донецк: Сталкер, 2004.
  173. Фрейд 3. «Психология масс и анализ человеческого «Я» // http://www.magister.msk.ru/library/philos/freudOO 1 .htm (по изданию Фрейд 3.
  174. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.: Изд-во «Современные проблемы», Н. А. Столляр, 1926).
  175. А. Научно-фантастическое произведение и его читатели: Повесть А. и Б. Стругацких «За миллиард лет до конца света"// Проблемы жанра. — Душанбе, 1984. — С. 65 — 74.
  176. Э. Бегство от свободы. М., 1990
  177. Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994
  178. М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / Пер. с франц. М., 1996.
  179. М. Забота о себе. История сексуальности / Перевод с франц. Т. Н. Титовой и О. И. Хомы. М.-Киев, 1998.
  180. М. Слова и вещи. СПб., 1994.
  181. М. Что такое автор? // Лабиринт-эксцентр. 1991. — № 3.
  182. . Апология нечитабельности: Заметки о романе и романах // Октябрь. 1997.-№ 10.
  183. Ю. Кинофантастика: возможности жанра и практика кинопроизводства // Жанры кино. — М., 1979.
  184. Е. «Русское поле» утопий // http://www.fandom.ru/aboutfan/fantasto/haritonove.htm.
  185. В. Идеологии не нужны идеалисты // Завтра: Фантаст, альманах. Вып. 2- М.: Текст. — 1991.- С. 206−211 (По материалам сайта http://www.fandom.ru/aboutfan/chalikova2.htm).
  186. О. Тридцать лет спустя // Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Хромая судьба. Хищные вещи века. Фантастические повести. — М., 1990.
  187. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу // Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. М., 2000.
  188. Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб., 2004.
  189. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. книги А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник. ТОО ТК «Петрополис», 1998.
  190. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.-М., 2005.
  191. М. Искусство авангарда и религиозное сознание // Новый мир. 1990. -№ 12.С. 223−235.
  192. М. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. М.: НЛО, 2004.
  193. Юнг К. Г. Современность и будущее. Мн., 1992.
  194. М. Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. — М., 1993.
  195. Howell У. Apocalyptic Realism: The Science Fiction of Arkady and Boris Strugatsky. — The University of Michigan, 1994 // http://fan.lib.m/a/ashkinazi 1 a/text 2110.shtml.
  196. Kozlovsky E.Z. Comic codes in the Strugatskys tales: «Monday Begins On Saturday» and «Tales of the Troika». — M., 1994 // http://fan.lib.ru/a/ashkinazi 1 a/text 2120-shtml.
  197. Potts S.W. The Second Invasion: The Fiction of the Strugatsky Brothers. — San Bernardino, California, USA. — 1991 // http://fan.lib.ru/a/ashkinazi 1 a/text 2150.shtml.
  198. Suvin D. On the SF Opus of the Strugatsky Brothers // Suvin D. Position and Pressuposition in Science Fiction. — London: Macmillan, 1988 // http://fan.1ib.ru/a/ashkinazi 1 a/text2190.shtml.
  199. Словари и энциклопедические издания
  200. Культурология: XX век: Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.
  201. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В.В. Бычкова- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003.
  202. С. И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 тысяч слов и фразеологических выражений / Российская АН- Российский фонд культуры. 3-е изд., испр. и доп. М.: «АЗЪ», 1995.
  203. Постмодернизм: Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2001.
  204. В.П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты. — М.: Аграф, 1999.
  205. Словарь терминов московской концептуальной школы / А. Монастырский. М., 1999.
  206. Философский энциклопедический словарь / Редколлегия: С.С., Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 20-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989.
Заполнить форму текущей работой