Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Творчество Ю.В. Бондарева в русской литературной критике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Х-90-е гг. XX века — период обострившихся противоречий: политических, социальных, мировоззренческих. В это время, несмотря на писательскую активность самого Ю. Бондарева, литературная критика, посвященная его произведениям, количественно значительно сократилась. Причины этого кроются не столько собственно в утрате интереса к творчеству Ю. Бондарева, хотя, безусловно, резонанс произведений… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • С.З
  • Глава I. Отражение творчества Ю. В. Бондарева 1953-начала 60-х гг
    • XX. века в русской литературной критике С
      • 1. 1. Сборники рассказов Ю. В. Бондарева «На большой реке"(1953), „Трудная ночь“ (1958),"Поздним вечером» (1962) С
      • 1. 2. Повесть Ю. В. Бондарева «Юность командиров» (1956) С.1В
      • 1. 3. Повести Ю. В. Бондарева «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959) С

      Глава II. Творчество Ю. В. Бондарева в середине 60−80-е гг. XX века и его отражение в критике С. 39 II.1. Романы Ю. В. Бондарева «Тишина» (1962), «Двое» (1964), повесть «Родственники» (1969) С. 41 II.2 Роман Ю. В. Бондарева «Горячий снег» (1969) С.

      II.3. Киноэпопея «Освобождение» (1972) С. 58 П.4.Романы Ю. В. Бондарева «Берег» (1975), «Выбор» (1980), «Игра» (1981−1984). Дискуссия о жанре романа в советской литературе С. 60 П.5.Сборник миниатюр «Мгновения» (1977) С.

      Глава III. Творчество Ю. В. Бондарева в 90-е гг. ХХ-начало XXI века в оценке критики С.

      III. 1. Роман Ю. В. Бондарева «Искушение» (1991) С. 97 Ш. 2Роман Ю. В. Бондарева «Непротивление» (1994−1996) С. 100 Ш. З. Роман Ю.В. Бондарева «Бермудский треугольник» (1999), пьеса «Переворот (93-й год) (1998) С. 105

      Заключение С. 116 Библиография С.

Творчество Ю.В. Бондарева в русской литературной критике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение творчества Юрия Васильевича Бондарева имеет весьма продолжительную историю. Анализ его произведений начался сразу же после выхода в печать первого его прозаического сборника «На большой реке» в 1953 году. Первоначально в газетах и журналах появились многочисленные рецензии, содержащие восторженные отзывы о молодом писателе. Сразу же в прессе возникла дискуссия и о масштабе художественного таланта автора. Эти отклики (в публикациях В. Дружинина, Н. Жданова, 3. Кедриной и др.)1 — первый подход к.

Многостороннему и разноплановому анализу творчества Ю. Бондарева.

В последующем появляются более обстоятельные разборы его произведений. И здесь на смену мнениям журналистов и критиков приходят полноценные литературоведческие исследования. В книгах В. Ковского, М. Кузнецова, О. Михайлова, А. Овчаренко2 содержатся размышления об истоках творческой индивидуальности Ю. Бондарева, подвергается тщательному анализу его художественная манера, метод и стиль (Г. Петелин). Не обойден вниманием и язык прозы Ю. Бондарева, поэтика его романов (А. Ильин, Е. Игнатова, Н. Дмитриева и др.)4. Впервые отмечается одна из основных проблем, выдвигаемых Ю. Бондаревым в его творчестве, — проблема нравственного выбора героев.

1 Дружинин В. В мирные дни.// «Новый мир», 1958,№ 2- Жданов Н. Заметки о рассказах. // «Известия», 1953,22 августаКедрина 3. Заметки о рассказах. // «Литературная газета», 1953,21 апреля.

2 Ковский В. Литературный процесс 60−70-х годов. М., 1983; Кузнецов М. Пути развития современного романа. М., 1961; Михайлов О. Страницы советской прозы. М., 1984.

3 Петелин Г. Раздумья над методом и стилем.// «Дон», 1966,№ 8.

4 Ильин А. Особенности поэтики романа Ю. Бондарева «Выбор».// Материалы 5-й науч. меж вуз. конференции 1985 г., Томск, 1987;

Игнатова Е. О художественном своеобразии романа Ю. Бондарева «Выбор».// Сб. науч. тру дов., Алма-Ата, 1985;

Синенко В. Русская советская повесть 40−50-х годов. Вопросы поэтики и типологии жанра.// В кн.: Проблемы жанра и стиля. Уфа, 1970. S.

В. Бузник, С. Журавлев, Г. Ломидзе и др.)1. Освещению нравственно-философской сущности романов писателя посвящен ряд диссертационных исследований (Ф. Наджиева, М. Филиппова, К. Шаззо и др.)2- Открывается дискуссия о необходимости включать произведения Ю. Бондарева в школьную программу (А. Мансурова)3, а впоследствии главы о его творчестве входят в учебники (В. Апухтина, Н. Лейдерман)4. Наряду со статьями обобщающего характера (И. Золотусский, А. Елкин)5, появляются работы, рассматривающие жанровую специфику произведений Ю. Бондарева (Л. Дудорова)6, затрагивающие вопрос о у традициях и новаторстве в творчестве писателя (В. Прежевозинский) .

Творчество Ю. Бондарева анализировалось в различных о аспектах: тематическом (А. Эльяшевич, И. Богатко, А. Борщаговский), проблемно-идеологическом (Г. Бровман, А. Караганов)9, жанрово-стилевом (Г. Муриков, В. Романенко, А. Силаев)10, лингвистическом.

1 Горбунова Е. Проблемы выбора и вины: к спорам вокруг романов Ю. Бондарева.// «Октябрь»,! 988,№ 5;

Ершов Л. Судьба и право на выбор.// В кн.: Ради жизни на земле: лит.крит. сб./ Сост. В. Лавров и А. Пикач, Л., 1986.

2 Филиппова М. Нравственно-философские искания героев трилогии Ю. Бондарева («Берег», «Выбор», «Игра»), // Дисс. .степ. канд. филол. наук. М., 1990.

3 Мансурова А. Роман Ю. Бондарева «Горячий снег» и его место в школьной филологической науке.// «Вопросы литературы», 1978,№ 3.

4 Апухтина В. Современная советская проза (60−70-е годы): Учеб. Пособие для филол. фактов. ун-тов. М., 1984;

Лейдерман Н. Современная русская литература: В 3-х кн. Учеб. пособие. М., 2001.

5 Золотусский И. Материал и мысль. Заметки о прозе Ю. Бондарева.// «Литературная газета», 1969,26 ноября.

6 Дудорова Л. Нравственный потенциал человека, (Современная повесть о войне).// «Литература в школе», 1967,№ 3.

7 Прежевозинский В. Поэтика военных повестей Ю. Бондарева и традиции баталистики Л. Толстого.// В кн.: Материалы XXIV научной конференции профессорско-преподав. состава СамГУ им. А. Навои 18−22 апреля 1967. Серия филол. наук. Самарканд, 1968.

8 Богатко И. Истина в человеке: о творчестве Ю. Бондарева.// «Москва», 1983,№ 10- Эльяшевич А. Литературные герои пятидесятых годов.// «Наш современник», 1961,.№ 3.

9 Бровман Г. Гражданственность автора и героя.// «Москва», 1963, № 6;

Караганов А. Советский образ мышления и действия.// «Советский экран», 1965,№ 5.

10 Муриков Г. Дневник души. (Заметки о современной лирико-философской прозе Ю. Бондарева, В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Белова).//"Литературная Россия", 1982г№ 45,5 ноября;

Романенко В. Даль лирической прозы. (О цикле рассказов «Страницы из записной книжки» Ю. Бондарева).//"Литературная газета", 1976,17 ноября.

M. Улановский), философском (В. Агеносов)". Уделялось внимание роли литературной традиции в произведениях Ю. Бондарева (В. Прежевозинский, А. Герасименко)3. Вышли в свет монографии, в которых содержалась общая характеристика творчества писателя (Ю. Идашкин, В. Коробов, О. Михайлов)4.

Начало осмыслению литературной критики о творчестве Ю. Бондарева было положено появившемся в 1960 году обзором А. Нинова в журнале «Сибирские огни», посвященном критическим публикациям о повести «Батальоны просят огня». Продолжено в начале 80-х гг. XX века диссертационным исследованием Ф. Наджиевой «Основные проблемы русской советской прозы и творчество Ю. Бондарева 50−60-х гг."э, где представлена краткая характеристика состояния отечественной литературной критики, посвященной произведениям Ю. Бондарева.

Впервые попытки всестороннего, максимально полного на тот период осмысления литературной критики, посвященной творчеству Ю. Бондарева, были предприняты в книгах В. Коробова и Е. Горбуновой, опубликованных в начале 80-х гг. XX века. Исследование В. Коробова содержит обзор критических материалов, вышедших в ответ на публикацию повестей и романов Ю. Бондарева, начиная с появления в печати повести «Юность командиров» (1956) до публикации романа «Выбор» (1980). В книге В. Коробова «Юрий Бондарев: Страницы жизни, страницы творчества» даются «подробные и щедрые» выписки.

1 Улановский М. Атрибутивные конструкции в прозе Ю. Бондарева. Межвуз. сб. науч. тр. СПб., 1993.

2 Агеносов В. Художественный мир философских романов Ю. Бондарева. // Советская литература и воспитание общественно активной личности. Межвуз. сб. науч. тр. М., 1988.

3 Герасименко А. Русский советский роман 60−80-х годов. (Некоторые аспекты концепции человека). М., 1989.

4 Идашкин Ю. Юрий Бондарев. М., 1987;

Коробов В. Юрий Бондарев. (Страницы жизни, страницы творчества). М., 1984.

5 Наджиева Ф. «Основные проблемы русской советской прозы 50−60-х гг. XX века». Дисс.. степ. канд. филол. наук. M., 1978. из критических статей, посвященных произведениям Ю. Бондарева, с целью снять «обвинения в несуществующих грехах, которые отклонила последующая критика и сам дальнейший литературный процесс». Монография Е. Горбуновой1 включила в себя не только скрупулезный анализ произведений Ю. Бондарева, но и подробный разбор западной критики, вышедшей в ответ на публикацию его романов. Но целостного обобщающего исследования, создающего полную картину отражения творчества Ю. Бондарева в отечественной критике, создано не было.

Это и определило объект исследования данной диссертации. Объектом является русская литературная критика, посвященная творчеству Ю. Бондарева.

Предметом исследования стало развитие литературно-критических взглядов на творчество Ю. Бондарева.

Анализ собранного материала позволил выделить в эволюции русской литературной критики о творчестве Ю. Бондарева три периода, каждому из которых в диссертационном исследовании посвящена отдельная глава — 1953;нач. 60-х гг., середина 60-х-80-е гг., 90-ые гг. ХХ-начало XXI века. Подобное деление обусловлено не только особенностями творчества писателя в указанное время, некоторой общностью художественных и мировоззренческих характеристик его произведений в данный период, но и выявленными в процессе исследования тенденциями в подходе критиков к творчеству Ю. Бондарева.

Актуальность исследования определяется тем, что настоящая работа посвящена интересной и актуальной для филологической науки теме, до настоящего времени недостаточно изученной. Выбор объекта исследования обусловлен отсутствием в отечественном литературоведении работ, посвященных детальному.

1 Горбунова Е. Юрий Бондарев. Очерк творчества. М., 1981. анализу отечественной литературной критики ХХ-начала XXI века, посвященной творчеству Ю. Бондарева.

Цель диссертационной работы — систематизация критических материалов, посвященных творчеству Ю. Бондарева, их периодизация. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1 .Систематизировать критический материал по творчеству Ю. Бондарева;

2.Описать особенности творчества Ю. Бондарева, отмеченные в исследовательских работах, посвященных его произведениямисследовать актуальные проблемы и темы, обсуждавшиеся в критике о творчестве Ю. Бондарева;

3.Объяснить причины различных подходов к анализу произведений Ю. Бондарева;

4.Показать, с одной стороны, активность реакции литературной критики на появление произведений Ю. Бондаревас другой стороны, ограниченность взгляда литературной критики на творчество Ю. Бондарева;

5.Выявить закономерности развития русской литературной критики о творчестве Ю. Бондарева.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые столь полно и детально освещаются особенности русской литературной критики, посвященной творчеству Ю. Бондарева. Собранные в результате исследования материалы позволяют создать максимально объективную, нетенденциозную картину отражения творчества писателя в отечественном литературоведении. Впервые анализируются критические материалы, появившиеся в печати в последние десятилетия XX века, предпринимается попытка показать творчество Ю. Бондарева в критическом осмыслении на протяжении всего творческого пути писателя.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации критического материала, посвященного творчеству одного автора. Данный подход делает возможным комплексное осмысление восприятия произведений Ю. Бондарева русской литературной критикой.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут послужить опорой для дальнейшего изучения творчества Ю. Бондарева в литературоведческом, текстологическом, лингвистическом и других аспектах. Материалы диссертации могут применяться в школьных и вузовских курсах, спецкурсах и семинарах по истории отечественной литературы и русской литературной критике.

Рабочим материалом исследования послужили газетные и журнальные статьи, литературоведческие обзоры, научные статьи, диссертационные исследования, монографии (более 400 источников), содержащие критические отзывы о творчестве Ю. Бондарева.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Отражение творчества Ю. Бондарева в критической литературе имело неоднородный характер: формально всплески интереса к произведениям писателя совпадали с появлением в печати его новых работсодержательно внимание к творчеству Ю. Бондарева определялось общественно-политической обстановкой в стране;

2.Характер литературно-критических работ по творчеству Ю. Бондарева во многом зависит не столько от мировоззренческой позиции критика, сколько от его идеологической принадлежности. С одной стороны, произведения Ю. Бондарева являются живым откликом на происходящие в стране события, и критика рассматривает их, исходя из особенностей временис другой — общественно-политическая обстановка в стране определяет то, насколько объективно и всесторонне будет анализироваться творчество Ю. Бондарева:

— период с 1953;начала 60-х гг. XX века характеризуется четко выраженным интересом критики к творчеству Ю. Бондарева, в котором особо отмечается идейная наполненность, стремление к содержательной и художественной стройности. При существовании в прессе дискуссии, касающейся повестей Ю. Бондарева, его творчество в целом воспринимается критикой, как «полное внутреннего напряженного движения и энергии» [Горбунова 1981,95]. Особое внимание критикой уделяется изображению характера советского человека в произведениях Ю. Бондарева, отмечается, что повести дают пример не столько противоборства разных человеческих характеров, сколько образец противостояния различных политических систем;

— особенностью периода середины 60−80-х гг. XX века, по мнению исследователей творчества Ю. Бондарева, является интенсивный художественный поиск. В это время писатель выходит на новый уровень: его произведения — масштабное отражение «художественной правды жизни» [Апухтина 1984,64].

Критические материалы, посвященные произведениям Ю. Бондарева этого периода, отмечены более обстоятельным анализом особенностей его творческой манеры, характеризуются стремлением с разных сторон подойти к оценке его романов. Это привело к появлению иных, нежели в предшествующий период, исследований: диссертации, монографии, обобщающие работы, рассматривающие творчество Ю. Бондарева в контексте развития современного литературного процесса. Однако появление в этот период столь обширной критики о творчестве Ю. Бондарева, в большинстве своем серьезной, аналитичной, не избавило от статей, содержащих субъективные авторские суждения, не опирающиеся на конкретные факты;

— 90-е гг. ХХ-начало XXI века отмечены в целом ощутимым снижением интереса к творчеству Ю. Бондарева. Исключение составляют патриотически настроенные издания, критики, которых связывает с писателем общая литературная судьба. Дискуссия, возникшая в прессе, касается не столько творчества Ю. Бондарева, сколько его внелитературной деятельности. Литературоведческие исследования, содержащие анализ новых романов писателя, немногочисленны.

Оценивая литературное творчество Ю. Бондарева в этот период как актуальное и художественно ценное, критика не включает его в литературно-художественный процесс последнего десятилетия XX века. Оказывается фактически вне поля зрения отечественной литературной критики публицистическая и методологическая деятельность Ю. Бондарева.

Апробация работы. Фрагменты данного исследования представлялись в качестве докладов на межвузовских конференциях в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М. А. Шолохова (2003 г.), на научно-студенческой конференции в г. Уфа (2003 г.). Основные положения диссертации отразились в 7 публикациях.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, содержащей практически полный перечень критических источников по творчеству Ю. Бондарева (440 наименований).

Творчество Ю. Бондарева — явление многогранное и неоднозначное, что нашло свое отражение в многочисленной критике, посвященной его произведениям. Количественные и качественные особенности исследовательских материалов о творчестве Ю. Бондарева варьируются в зависимости, во-первых, от интенсивности появления в печати новых произведений писателя. Период 1953;начала 60-х гг. XX века — время публикации сборников рассказов Ю. Бондарева и первых повестей, вызвавших появление в периодической печати многочисленных отзывов и рецензий. Первые отклики на произведения Ю. Бондарева не содержат тщательного, вдумчивого осмысления художественной манеры писателя, особенностей мировоззренческой позиции. Это первые впечатления критики в ответ на появление молодого талантливого автора, в творчестве которого нашли отражение закономерности развития литературы этого периода: стремление к осмыслению сложных конфликтов и проблем того времени, необходимость глубже познать современность в ее связи с историческим прошлым. С публикацией в середине 60-х-80-х гг. романов «Тишина», «Горячий снег», «Берег», «Выбор» литературная критика выходит на просторы более основательного, многостороннего анализа творчества Ю. Бондарева. Появляются диссертационные исследования, монографии, обобщающие работы, рассматривающие произведения писателя в контексте развития советской литературы, в сопоставлении с творчеством других авторов. Возникают дискуссии вокруг романов Ю. Бондарева как среди литературоведов и критиков, так и среди простых читателей. Объем публикуемых критических материалов о творчестве Ю. Бондарева значительно увеличивается, а сами публикации содержат больше масштабных обобщений, характеристик творческой самобытности писателя, о которой прежде говорить было рано. Конец.

80-х-90-е гг. XX века — период обострившихся противоречий: политических, социальных, мировоззренческих. В это время, несмотря на писательскую активность самого Ю. Бондарева, литературная критика, посвященная его произведениям, количественно значительно сократилась. Причины этого кроются не столько собственно в утрате интереса к творчеству Ю. Бондарева, хотя, безусловно, резонанс произведений последних лет значительно ниже, чем романов, опубликованных ранее, сколько в невозможности в условиях современного литературного процесса столь обширного обсуждения в прессе литературных произведений как таковых. Во-вторых, количество и качество публикуемых исследовательских материалов находилось в зависимости от литературных пристрастий критики, во многом определяющихся общественно-политической характеристикой действительности, в которой и писатель, и критики находятся. Это определило в период с 1953;начало 60-х гг. XX века всплеск интереса к творчеству Ю. Бондарева как писателю, произведения которого, раскрывают особенности исторической эпохи, затрагивают актуальные темы, дают ответы на животрепещущие вопросы. Писатель идет «в ногу со временем», что позволяет его произведениям, опубликованным в период середины 60-х-80-е гг. XX века, также активно обсуждаться в критике. В это время происходит качественное изменение критических материалов по творчеству Ю. Бондарева: на смену рецензиям-отзывам приходят обстоятельные разборы романов, сравнительный анализ произведений разных периодов, публикация монографий по творчеству писателя. Надо отметить, что и в эти периоды встречаются в критике статьи далекие от объективности, содержащие излишне эмоциональные, поверхностные суждения, не опирающиеся на глубокое знание текста. Особое (часто.

отрицательное) влияние на ход анализа произведений Ю. Бондарева оказывают сугубо личные пристрастия критика, его общественная позиция. Однако при обилии исследований принципиально иного характера (диссертации, научные статьи, обобщающие работы по истории литературы этого периода, в которых особое внимание уделяется произведениям Ю. Бондарева) материалы подобного толка не дают возможности говорить о наличии тенденции в критике данного периода освещать творчество Ю. Бондарева, опираясь лишь на субъективное личностное восприятие. В то время как период конца 90-х гг. XX века-начало XXI века, напротив, характеризуется появлением большого количества публикаций, не являющихся «критикой серьезной, аналитической» [Ершов, Муромский 1984,350]. Это время снижения количества и качества публикуемых работ по творчеству Ю. Бондарева, что вызвано, в первую очередь, не особенностями произведений писателя, а особенностями развития самой критики в этот период. Условия, в которых оказались издательства и критики, не оставили им возможности сформировать свой собственный, объективный и аргументированный, взгляд на творчество Ю. Бондарева. Таким образом, собранный материал позволил выделить в истории русской критики о творчестве Ю. Бондарева несколько этапов. К первому этапу (1953;нач.60-х) были отнесены материалы, посвященные первым произведениям Ю. Бондарева: сборники рассказов (1953, 1958, 1962), повести «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959). Однако не только временная соотнесенность легла в основу подобного деления: критика этого периода, несмотря на наличие некоторых расхождений в оценке творчества молодого писателя, признает в нем автора, обладающего незаурядным художественным талантом, способного через накопление «профессионального опыта, углубление художественного мировоззрения» [Горбунова 1981,36] достичь вершин русской литературы. И если упоминание ранних рассказов Ю. Бондарева в критике встречается нечасто (отдельные газетные публикации, немногочисленные статьи), то первая повесть удостоилась уже более пристального внимания (И. Боброва, И. Зверев, Б. Сарнов и др.)1, а вокруг повестей «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» и по сей день ведутся споры (В. Саватеев) .Особо была отмечена критиками характерная для Ю. Бондарева «одержимость» и особая художественная достоверность при написании этих повестей, тонкое писательское чутье, позволившее воссоздавать удивительную атмосферу жизни на войне, отличающая и последующее творчество Ю. Бондарева «большая психологическая „плотность“» [термин М. Кузнецова]. Второй этап (середина 60−80-е гг.) охватывает следующие произведения Ю. Бондарева: романы «Тишина» (1962), «Двое» (1964), повесть «Родственники» (1969), романы «Горячий снег» (1969), «Берег» (1975), «Выбор» (1980), «Игра» (1981;1984), а также первые публикации миниатюр из цикла «Мгновения» (1977). Отличительной чертой данного периода, отмеченной критикой, стало постепенное движение Ю. Бондарева к жанру нового романа. Для этого периода характерно появление более широкого спектра публикаций по творчеству Ю. Бондарева. Наряду с по-прежнему появляющимися в периодической печати отзывами на новые произведения писателя романы Ю. Бондарева удостаиваются и более обстоятельного рассмотрения критикой. Боброва И. Наши новые друзья// «Юность», 1957,№ 4- Зверев И. «Юность командиров"// „Смена“, 1957,№ 9- Золотусский И. Почерк войны. (О повестях Юрия Бондарева).// „Знамя“, 1962,№ 2- Сарнов Б. Характер или убеждения?//"Комсомольская правда», 1956,14 ноября. Козлов И. «Последние залпы"// «Литература и жизнь», 1959,21 июня. Саватеев В. Трудные поиски (советская русская проза)// Способность к диалогу. М., 1993. Всесторонне рассматривается в исследованиях проблема становления человеческой личности в условиях мирной жизни и на войне (В.

Положим)', нравственные истоки подвига человека (А. Бочаров, В. Бузник, Г. Ломидзе и др.)" .Появляются публикации, в которых анализируется тема выбора человека, ставшая для Ю. Бондарева одной из ведущих в творчестве (Н. Кнященко, В. Огнев, А. Петренко и др.) .Уделяется внимание жанрово-стилевым (В. Ковский) и жанрово-композиционным особенностям новых произведений писателя (А. Силаев)5. Защищается несколько диссертаций, в которых анализируются нравственные искания героев, жанровая специфика произведений (С. Журавлев, Ф. Наджиева)6, публикуются монографии, осмысливающие творчество Ю. Бондарева в контексте всего литературного процесса этого периода (Н. Скалой, Е. Игнатова и др.)7.Безусловно, исследования касаются не только новых романов, четко прослеживается наметившаяся тенденция к всеобъемлющему и всестороннему осмыслению творчества Ю. Бондарева (А. Бочаров, А. Герасименко, М. Кузнецов и др.). Положим В. Концепция героической личности в творчестве Юрия Бондарева. М., 1983. Ломидзе Г. Нравственные истоки подвига. М., 1975; Бочаров Л. Побеждающая правда//"Искусство кино", 1964,№ 4- Бузник В. След на земле (о «нравственной философии» романа Ю. Бондарева «Берег»)// В кн.: Современный советский роман: Философские аспекты. Л., 1979. Кнященко Н. Право выбора. (О романе Ю. Бондарева «Выбор») — Огнев В. О выборе судьбы и берегах памяти//"Юность", 1985,№ 2- Петренко Л. Выбор судьбы. (О романе Ю. Бондарева «Выбор»)// «Литературная газета», 1983,№ 35,31 августа. Ковский В. Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. М., 1971. Силаев А. Жанрово-композиционные особенности романов Ю. Бондарева «Берег» и «Вы бор». Вологда, 1987. Журавлев Нравственные искания в современной советской прозе Ю. Бондарева. Дисс. на соискание степ. канд. филол. наук. М., 1977; Наджиева Ф. Основные проблемы русской советской прозы и творчество Ю. Бондарева 50;

60-х гг. Дисс. на соискание степ. канд. филол. наук. М., 1978. Скалой H., Игнатова Е. Антитеза «игры» и «естественности» в произведениях Ю. Бондарева //"Известия", 1983,10 октября. Герасименко А. Русский советский роман 60−80-х годов (Некоторые аспекты концепции.

человека). М., 1989; Кузнецов М. Современный роман: Статьи, портреты. М., 1986. В этот период накал споров вокруг языковых особенностей произведений Бондарева спадает: новые романы позволили писателю заявить о себе как о настоящем художнике слова. Во многом, как отмечается исследователями, здесь Ю. Бондарев наследует классикам XIX (Ф. Достоевский, Л. Толстой) и XX веков (А. Чехов, И. Бунин, М.

Шолохов). Однако тенденции, характерные для этого литературного периода, также нашли отражение в его творчестве: усиление драматичности повествования, масштабности изображаемых событий, и вместе с тем авторский лиризм, углубление в психологизм. Третий период (90-е гг. XX века-начало XXI века) ознаменовался выходом в свет романов «Искушение» (1991), «Непротивление» (1994;1996), «Бермудский треугольник» (1999), пьесы «Переворот (93-й год)» (1998), продолжением публикации миниатюр из цикла «Мгновения». С кардинальным изменением общественно политической ситуации в стране и появлением новых, иных литературных материалов обнаружились и новые подходы к осмыслению социально-исторических явлений, что сопровождалось характерной для этого времени остротой споров, нередкой субъективностью критических высказываний. Критика этого периода отличается особой неоднородностью. Наряду с появлением исследовательских работ, посвященных анализу произведений Ю. Бондарева с лингвистической (М. Улановский)1 и текстологической точки зрения (М. Ковалева)", вместе с продолжением осмысления творчества писателя в философском аспекте (В. Агеносов), в большом количестве выходят в свет газетные и журнальные 'Улановский М. Атрибутивные конструкции в прозе Ю. Бондарева. Межвуз. сб. науч. трудов.СПб., 1993. Ковалева М. Функции фантастико-символических снов в позднем творчестве Ю. В. Бондаре ва. Текст: варианты интерпретации. Бийск, 1998. Агеносов В. Художественный мир философских романов Ю. Бондарева//Советская литера тура и воспитание общественно активной личности. Межвуз. сб. науч. трудов. М., 1988. публикации о новых романах Ю. Бондарева. И если первые характеризуются обстоятельностью рассмотрения произведений, тщательностью анализа и доказательностью суждений, то вторые, к сожалению, не отвечают этим требованиям. Очевидно, что подобный подход во многом обусловлен мировоззренческими позициями критиков: научные статьи по своей сути стремятся к объективности и обычно не затрагивают животрепещущих общественно-политических вопросов, в то время как журналистские тексты, напротив, субъективны, остро полемичны, часто в ущерб справедливости. Таким образом, исследование критики о творчестве Ю. Бондарева показало, что время, в котором жили и живут писатель и критики, оказывало большое влияние на характер их взаимодействия. С одной стороны, произведения Ю. Бондарева являлись живейшим откликом на происходящие в стране события, и критика рассматривала творчество писателя, исходя из особенностей времени, с другой, общественно-политическая обстановка в стране влияла на то, сколь объективной и полной будет точка зрения критиков относительно произведений писателя. Это подтверждают и слова самого Ю. Бондарева: «Все, что я пишу, целиком обусловлено временем. <…> Время живет в писателе, так же как писатель живет во времени» [Страницы творчества. Юрий Бондарев 1984,134].

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Концепция героической личности в творчестве Юрия Бондарева. М., 1983.
  2. В. Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. М., 1971.
  3. А. Жанрово-композиционные особенности романов Ю. Бондарева «Берег» и «Вы бор». Вологда, 1987.
  4. Н., Игнатова Е. Антитеза «игры» и «естественности» в произведениях Ю. Бондарева //"Известия", 1983,10 октября.
  5. Ю.В. На большой реке. Рассказы. М., 1953.
  6. Ю.В. Трудная ночь. М., 1959.
  7. Ю.В. Поздним вечером. Рассказы. М., 1962.
  8. Ю. В. Человек несет в себе мир. М., 1980.
  9. Ю. В. Собрание сочинений в 6-ти т. М., 1986.
  10. Ю.В. Берег. Выбор. Игра. М., 1988.
  11. Э.А. Поэтика лирической прозы (1960−1970-е годы). Новосибирск, 1985.
  12. Великая отечественная война в совр. лит-ре. М., 1982.
  13. В.А. «Шагать по негаснущим звездам» (о романе Ю. Бондарева «Бермудский треугольник»). М., 2006.
  14. А.С. Русская проза малых форм последней трети XX века: духовный поиск, поэтика, творческие индивидуальности. Учеб. пособие по спецкурсу. М., 1999.
  15. А.П. Русский советский роман 60−80-х годов (Некоторые аспекты концепции человека). М., 1989.
  16. Е.И. Юрий Бондарев. Очерк творчества. М., 1981.
  17. А. Проблемы художественного стиля. Ереван, 1966.
  18. А. Советское кино на подъеме. (1954−1963г.). Вып. 1, М., 1964. Вариант в сокращении: Грошев А. Киноискусство социалистического реализма. //В кн.: О киноискусстве. М., J965.
  19. Л.В. Современная советская проза о Великой отечественной войне. М., 1979.
  20. Н. Сегодня на экране. (О фильмах последних лет). М., 1964.
  21. Ю.В. Постижение подвига: Рассказы о творчестве Юрия Бондарева. М., 1980.
  22. Ю.В. Грани таланта: О творчестве Юрия Бондарева. М., 1983.
  23. Ю.В. Юрий Бондарев. М., 1987.
  24. История русского советского романа. Кн.2., M.-JL, 1965.
  25. В.Е. Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. М., 1971.
  26. В. Происхождение романа. М., 1963.
  27. В. Юрий Бондарев. (Страницы жизни, страницы творчества). М., 1984.
  28. Н. Сюжет киносценария. 4.2 М., 1963. ЗЯ. Крючечников Н. Слово в фильме. М., 1964.
  29. М.М. Пути развития современного советского романа. М., 1961.
  30. М.М. Советский роман. М., 1963.
  31. М. Главная тема. М., 1964.
  32. М.М. Юрий Бондарев. М., 1984.
  33. М.М. Советский роман: Статьи, портреты. М., 1986.
  34. Ф. Обдумывающему житье. Письма критика. М., 1964.
  35. Ф. Перекличка эпох. М., 1976.
  36. В.И. История русской критики. М., 1972.
  37. Ф. Герой и современность. О фильмах последних лет. М., 1965.54Михайлов О. Н. Юрий Бондарев. М., 1976.
  38. О.Н. Страницы советской прозы. М., 1984.
  39. В. На стрежне жизни. М., 1962.
  40. Д. 100 фильмов советского кино. М., 1967.
  41. В.И. Концепция героической личности в творчестве Юрия Бондарева. М., 1983.
  42. Пути развития современного советского романа. М., 1961.
  43. Ради жизни на земле: лит.-крит. сб. / Сост. В. Лавров и А. Пикач. Л., 1986.
  44. В.Я. Трудные поиски (советская русская проза) // Способность к диалогу. М., 1993.
  45. Слова, пришедшие из боя: Статьи. Диалоги. Письма. М., 1985.
  46. Советские писатели. Автобиографии. М., 1988. Т.5.
  47. Страницы творчества. Юрий Бондарев. М., 1984.
  48. Судьбы романа: Сб. ст. пер. с анг., фр., ит., исп., нем., болг., румын, и слов. яз. М., 1975.
  49. Н.М. Художественные открытия Бондарева. М., 1988.
  50. В.А. Мир в свете подвига. М., 1965.
  51. М. Война и люди. // В кн.: Шкерин М. Советский характер. М., 1963.
  52. А. Анатомия русской критики. Природа. Структура. Поэтика. Спб., 2003.
  53. А. Герои истинные и мнимые. М.-Л., 1963. 80. Элъяшевич А. Горизонтали и вертикали: Современная проза от семидесятых к восьмидесятым. Л., 1984.1.I
  54. С. Нравственные искания в современной советской прозе Ю. Бондарева, В. Быкова. Дисс.. степ. канд. филол. наук, М, 1977.
  55. В.Ю. Пейзажная миниатюра в русской прозе второй половины XX века: И.С. Соколов-Микитов, Ю. Н. Куранов, В. П. Астафьев, В. А. Бочарников, Ю. В. Бондарев, Б. Н. Сергуненков // Дисс.канд. фил. наук. Сыктывкар, 2001.
  56. Н. Современная художественная проза о Великой Отечественной войне// Дисс.. степени канд. филол. наук. М., 1967.
  57. Ф. Основные проблемы русской советской прозы и творчество Ю. Бондарева 50−60-х гг. Дисс.. степ. канд. филол. наук. М., 1978.
  58. Т.Н. В зеркале малой прозы. (Анализ малой прозы В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Пикуля, Ю. Бондарева). Дисс. на соискание степени канд. М., 1995.
  59. М.А. Нравственно-философские искания героев трилогии Ю.В. Бондарева («Берег», «Выбор», «Игра»). Дисс. на соискание степени канд. филол. наук. М., 1990.
  60. В.В. След на земле (о «нравственной философии» романа Ю. Бондарева «Берег»). // В кн.: Современный советский роман: Философские аспекты. Л., 1979.
  61. Н. Заметки о словах. // «Ученые записки» (Башк. гос. ун-т), т. 18, серия филол. наук, № 8. Вопросы лексикологии и синтаксиса, 1964.
  62. Л. Судьба и право на выбор. // В кн.: Ради жизни на земле: лит.-крит. сб./ Сост. В. Лавров и А. Пикач. Л., 1986.
  63. JI.B. Эстетика справедливости (Роман о войне). // Способность к диалогу. М., 1993.
  64. Е.Р. О художественном своеобразии романа Ю. Бондарева «Выбор». // Сб. науч. трудов, Алма-Ата, 1985.
  65. Е.Р. О художественном своеобразии романа Ю. Бондарева «Игра». // Сб. науч. трудов, Алма-Ата, 1989.
  66. А. Особенности поэтики романа Ю. Бондарева «Выбор». // Материалы 5-й науч. межвуз. конференции 1985 г., Томск, 1987. ЮО. Ильин Р. Некоторые проблемы изобразительного решения современного фильма. // В кн.: О киноискусстве. М., 1965.
  67. М.А. Функции фантастико-символических снов в позднем творчестве Ю.В. Бондарева. Текст: варианты интерпретации. Бийск, 1998.
  68. А. Сквозь время. // В кн.: Живая память поколений. М., 1965.
  69. И. Юрий Бондарев. //В кн.: Бондарев Ю. Батальоны просят огня. Последние залпы. М., 1966.
  70. АЛ. Еще раз о романе Ю. Бондарева «Игра». // «Ищу собеседника», М., 1988.ЮЯ.Масмин Н. Черты героя. // В кн.: Пути развития современного советского романа. М., 1961.
  71. Р. Трудный перевал. // В кн.: Мессер Р. Жизнь в науке. М.-Л., 1964.
  72. Р. В. Бондарев Ю. Бермудский треугольник. // В кн.: Вестник МГОПУ им. М. А. Шолохова. Филологические науки. № 1. М., 2002.
  73. В. Поэтика военных повестей Ю. Бондарева и традиции баталистики Л. Толстого. // В кн.: Материалы XXIV научной конференции профессорско-преподавательского состава Сам ГУ им. А. Навои. 18−22 апр. 1967. Серия филол. наук. Самарканд, 1968.
  74. Ф. «Подробности жизни» и «объяснительство». // В кн.: Светлов Ф. Поиски и свершения. Заметки о современности искусства. М., 1965.
  75. С. Юрий Бондарев. // В кн.: Бондарев Ю. Последние залпы. М., 1959.
  76. . Юрий Бондарев. // В кн.: Бондарев Ю. Тишина. М., 1963.
  77. М.К. Атрибутивные конструкции в прозе Ю. Бондарева. Межвузовский сб. научных трудов. Спб., 1993.
  78. В. Великое достоинство. // В кн.: Фролов В. Искусство открывает мир. М., 1965.
  79. А. Огненная тема. // В кн.: Эльяшевич А. Герои истинные и мнимые. М.-Л., 1963. V
  80. В. Роман о пережитом. // «Нева», 1962,№ 10.
  81. Г. Новая повесть Ю. Бондарева. // «Новый мир», 1959,№ 7.
  82. В. Веление времени. // «Советский экран», 1964,№ 7.
  83. В. Они стали вашими друзьями. // «Советский экран», 1964,№ 20.
  84. JI. И вечный бой, покой нам только снится. // «Советский фильм», 1964,№ 6.
  85. И. Наши новые друзья. // «Юность», 1957,№ 4.
  86. И. Истина в человеке: о творчестве Юрия Васильевича Бондарева. // «Москва», 1983,№ 10.
  87. А. Жизнь и смерть капитана Новикова. // «Дружба народов», 1959,№ 10.
  88. А. Побеждающая правда. // «Искусство кино», 1964,№ 4.
  89. Б.П. 49 дней. // «Советский фильм», 1962,№ 7.
  90. Б.П. Разговор продолжают зрители. // «Искусство кино», 1962,№ 9.
  91. Б.П. Новые постановки театра им. Н. В. Гоголя. // «Театральная Москва», 1963, № 11.
  92. Б.П. Знакомьтесь дебютанты! [Н. Величко в роли Аси]. // «Советский экран», 1964,№ 8.
  93. Г. Гражданственность автора и героя. // «Москва», 1963, № 6.
  94. Г. Молодой герой, его духовный мир. // «Москва», 1965,№ 2.
  95. А. Нужен ли читателю новый роман Юрия Бондарева? // «Молодая гвардия», 1995,№ 10.
  96. Н. Цельный или раздвоенный? (Об ответственности художника). // «Кубань» (Альманах), 1963, кн. 3.
  97. О. Не склонив головы. // «Москва», 1962,№ 11.
  98. Ю. Восемь баллов. // «Искусство кино», 1962,№ 6.
  99. Е. Отблеск последних залпов. // «Советский экран», 1961,№ 11.
  100. П. Метаморфозы добра и зла. // «Молодая гвардия», 1965, № 7.
  101. Е. Проблема выбора и вины: к спорам вокруг романов Ю. Бондарева. // «Октябрь», 1988,№ 5.
  102. Ф.М. Суровая правда Победы. (О языке повести Ю. Бондарева «Последние залпы»). // «Русская речь», 1985,№ 3.
  103. И. «Человек вообще» и настоящие люди. // «Знамя», 1959,№ 11.То же в кн.: Гринберг И. Живые истины. М., 1964.
  104. Е. Обаяние героя и «эстетика обычности». // «Молодой коммунист», 1966,№ 1.
  105. В. Успех или неудача? // «Звезда», 1962,№ 9.
  106. В. Быть на земле человеком. // «Октябрь», 1958,№ 7.168Долинский М., Черток С. Покой нам только снится! // «Советский экран», 1963, № 22.
  107. В. В мирные дни. // «Новый мир», 1958,№ 2.
  108. Л. Эхо войны и память сердца. (О творчестве Ю. Бондарева). // «Звезда», 1984,№ 3.
  109. Ю. Но если задуматься. // «Октябрь», 1962,№ 9.
  110. Ю. Одержимость. (Заметки о прозе Ю. Бондарева). // «В мире книг», 1984,№ 3.
  111. Ю. Впечатление и мысль. // «Новый мир», 1953,№ 11.
  112. А. Советский образ мышления и действия. // «Советский экран», 1964,№ 5.
  113. В. Бессмертен солдатский подвиг. // «Крестьянка», 1961,№ 6.
  114. В. На перевале. // «Сибирские огни», 1966,№ 3.То же: Кардин В. Достоинство искусства. Раздумья о театре и кинематографе наших дней. М., 1967. Ш. КарлинА. //"Октябрь", 1974,№ 3.
  115. В. Федоров, Лелюх, Ермаков и другие. // «Знамя», 1958,№ 3.
  116. М. Художник слушает время. // «Молодая гвардия», 1964, № 6.
  117. А.Н. Слово о Великой Победе. (По роману Ю. Бондарева «Горячий снег»). // «Русская речь», 1980, № 3.
  118. О. Праздник в институте. // «Смена», 1951,№ 10.
  119. И. Вечно великое. // «Москва», 1960,№ 1.
  120. В. К берегу истины. (Заметки о прозе Ю. Бондарева). // «Наш современник», 1988,№ 10.
  121. А. Человек на войне. // «Новый мир», 1962,№ 6. То же: Кондратович А. Человек на войне. // В кн.: Живая память поколений. М., 1965.
  122. В. О путях развития современного романа. // «Новый мир», 1960,№ 2.
  123. В. Заветное. (Заметки о книге Ю. Бондарева «Мгновения»). // «Север», 1984,№ 3.
  124. В. Вина: Над страницами романа Ю. Бондарева «Игра». // «Наш современник», 1985,№ 11.
  125. Г. С Новым годом, с новыми друзьями!. // «Советский экран», 1964,№ 24.
  126. Н. Свет и тени жизни. // «Огонек», 1962,№ 26.
  127. Л. Поговорим о герое. // «Молодая гвардия», 1964,№ 12.
  128. К 75-летию Ю. В. Бондарева. Русский писатель и офицер. // «Русский дом», 1999, № 3.
  129. М.М. О путях развития современного романа. // «Новый мир», 1960, № 2.
  130. М.М. Человечность! О тенденциях современной прозы. // «В мире книг», 1963, № 1.
  131. М. Справедливость.// «Советский экран», 1964,№ 6. То же: Кузнецов М. Герой наших фильмов. М., 1965. Кузнецов М. Лучшие фильмы шестьдесят четвертого. // «Крестьянка», 1965,№ 1.
  132. М. // «Наш современник», 1973 ,№ 5.
  133. . О доблестных воинах Советской Армии. // «Новые книги», 1960,№ 8.
  134. Л. Если мы вместе. // «Советский фильм», 1962,№ 9.
  135. Л. Из огня. // «В мире книг», 1962,№ 9.
  136. Н. Солдатами становятся. // «Урал», 1965,№ 5.
  137. А. Современный роман Ю. Бондарева. // «Нева», 1976,№ 2.
  138. Э. В начале долгого пути. // «Смена», 1967,№ 6.
  139. М. Вчера и сегодня. // «Искусство кино», 1962,№ 1. Назарова М. Первое знакомство. Н. Величко в роли Аси. // «Работница», 1964, № 6.
  140. В. Наш многоплановый роман. // «Звезда», 1958, № 8.
  141. А. Судьба человека, судьба поколения. // «Сибирские огни», 1960,№ 5.
  142. В. Первая книга молодого автора. // «Молодой коммунист», 1953,№ 11.
  143. Отзывы читателей. Ю. Бондарев «Последние залпы». // «Что читать», 1960,№ 5.
  144. А. Художник и мир: О романе Юрия Бондарева «Игра». // «Звезда», 1985,№ 12.
  145. А. Миг под названием жизнь. (О художественных особенностях книги Ю. Бондарева «Мгновения»). // «Знамя», 1978. Кн.З.
  146. В.К. Народное и человеческое. // «Знамя», 1959,№ 9. // «Советская культура», 1961, 10 июня.
  147. К. //"Смена", 1951, № 10.
  148. Г. Раздумья над методом и стилем. // «Дон», 1966,№ 8.
  149. И. «Тишина». // «Сибирские огни», 1962,№ 11.
  150. ПлоткинЛ. //"Нева", 1971,№ 9.
  151. И. Живя взаймы. (заметки на полях романа Ю. Бондарева «Искушение»). // «Север», 1991,№ 8.
  152. А. Высокое предназначение советского киноискусства. // «Коммунист», 1964,№ 3.
  153. Ю. О героях и победе Юрия Бондарева.// «Огонек», 1969,6 декабря.
  154. К. Первый сборник. // «Огонек», 1953,№ 37.
  155. Э. Дебюты молодых. // «Смена», 1961,№ 8.
  156. К. Правда и кривда. Заметки редактора. // «Советский воин», 1963, № 23.
  157. ТолченоваН. Фильмы, актеры, роли. // «Огонек», 1964,№ 7.
  158. В. Беспокойная «тишина». // «Ангара» (Альманах), 1963, кн.1.
  159. Н. Цена выбора. (О социально-философских романах Ю. Бондарева). // «Север», 1985,№ 9.
  160. Р. Испытание характера. // «Нева», 1965,№ 8.
  161. Л. В едином потоке. (Заметки о журнальной прозе 1959 года). // «Наш современник», 1960,№ 2.
  162. В. Современность великое достоинство художника. // «Октябрь», 1959,№ 10.
  163. А. Мера гуманизма и народности. // «Звезда», 1974,№ 3.
  164. В.А. Здравствуй, пришедшее поколение! // «Юность», 1959,№ 11.
  165. Чалмаев В. II «Дружба народов», 1962,№ 1.
  166. В. Фронтовые страницы народной истории. // «Знамя», 1968, № 2.
  167. М. Для кого мы пишем? Заметки о критике. // «Октябрь», 1961,№ 7.
  168. Ю. «Хочу быть сильной.» // «Искусство кино», 1965 ,№ 6.
  169. М. Правда или неправда. // «Москва», 195 8,№ 7.
  170. Е. Нервные люди. // «Знамя», 2000, № 5.
  171. А. Время и люди. Статья вторая. // «Звезда», 1958,№ 8.
  172. А. О лирическом начале в прозе. // «Звезда», 1961,№ 8.
  173. А. Черты новаторства. // «Октябрь», 1962,№ 9. 266. Эльяшевич А. Ответ оппоненту. // «Октябрь», 1963,№ 4.
  174. В. Украденная победа. (Заметки о романе «Непротивление»). // «Молодая гвардия», 1997,№ 2.
  175. Н. 49 дней. // «Советский экран», 1962,№ 4.VI
  176. С. Нас было много. (О творчестве Ю. Бондарева). // «Правда», 1978, 8 декабря.
  177. Агапова 3. «Тишина». На съемках фильма. // «Вечерняя Москва», 1963, 23 февраля.
  178. В. Юрий Бондарев. (Портреты современных писателей). // «Московский комсомолец», 1960, 24 марта.
  179. . «49 дней». // «Советская Россия», 1960, 22 марта.
  180. В. Точка опоры. // «Советская культура», 1963, 9 февраля.
  181. В. Вторая жизнь романов. // «Московская правда», 1963, 26 октября.
  182. Е. Работает группа «Тишина». // «Советская культура», 1964, 4 января.
  183. Э. Достоинство фильма в его простоте. // «Советский фильм», 1962, 11 октября.
  184. В. Надо дерзать. // «Завтра», 2003, 10 мая.
  185. М. О наших днях, о наших людях. // «Ленинское знамя», 1962, 13 апреля.
  186. Н. Фильм о мужестве советских воинов. // «Советский фильм», 1962, 22 февраля.
  187. Б.П. Наши авторы. // «Молодая гвардия», 1958, № 4.
  188. Б.П. «49 дней». // «Советская культура», 1960, 26 марта.
  189. Б.П. Последние залпы. // «Водный транспорт», 1961,4 февраля.
  190. Б.77.уВысоко нести знамя передового советского кино! [С дискуссии в Союзе работников кинематографии СССР. // «Советская культура», 1961, 18 февраля.
  191. Б.П. Фильм об отважной четверке. // «Московский комсомолец», 1961, 27 апреля.
  192. Б.П. Съемки начнутся в июле. // «Московский комсомолец», 1961, 15 июня.
  193. Б.П. «Сорок девять дней». // «Вечерняя Москва», 1961, 28 июня.
  194. Б.П. «Последние залпы». // «Кинонеделя Ленинграда», 1961, 16 июня.
  195. Б.П. Фильм об отважных воинах. // «Вечерняя Москва», 1961, 13 октября.
  196. Б.П. Фильмы 1962 года. // «Известия», 1962, 5 января.
  197. Б.П. II «Советская культура», 1962, 20 февраля.
  198. Б.П. Героическая четвертка на экране. // «Московская комсомолец», 1962, 22 февраля.
  199. Б.П. Герои у героев. // «Неделя» (Воскресное прил. «Известий»), 1962, 4−10 марта.
  200. Б.П. «49 дней». [О просмотре кинофильма]. // «Вечерняя Москва», 1962, 7 марта.
  201. Б.П. Воины обсуждают фильм. // «Красная звезда», 1962, 9 марта.
  202. Б.П. 49 дней. // «Московская кинонеделя», 1962, 15 апреля.
  203. Б.П. Театральная хроника. // «Вечерняя Москва», 1963, 31 января.
  204. Б.П. «Тишина» на экране. // «Московская правда», 1963, 17 февраля.
  205. Б.П. «Тишина». Съемки нового фильма. // «Вечерняя Москва», 1963, 5 октября.
  206. Б.П. Театр поднимает занавес. // «Вечерняя Москва», 1963, 4 октября.
  207. Б.П. Посвящается современнику. [Беседа с В. Басовым]. // «Советская Россия», 1963, 28 декабря.
  208. Б.П. Советская кинематография на подъеме. С заседания идеологической комиссии при ЦК КПСС. // «Правда», 1964, 29 января.
  209. Б.П. «Тишина». // «Московская кинонеделя», 1964, 29 марта.
  210. Б.П. «Правда», 2000, № 149, 26−27 декабря.
  211. М. Новая роль Михаила Ульянова. // «Советский фильм», 1963, 28 февраля.
  212. Г. Требовательность художника. // «Московский литератор», 1961, 9 марта.ЗП.Бушин В. Что сказал бы Шолохов, Юра? // «Дуэль», 2006, № 29 (477).
  213. Я. Победа всегда за правдой. — Слово -создателям фильма (Владимир Басов Юрий Бондарев). // «Московская правда», 1964, 25 января.
  214. Васильев Б. II «Комсомольская правда», 1971, 7 октября.
  215. Ю. Молодость человеку дана для подвига. // «Советский фильм», 1962, 22 февраля.
  216. Г. Дружба, доверие, коллектив. // «Советский фильм», 1962, 22 февраля.
  217. С. Торжество правды. // «Гудок», 1964, 30 января.
  218. С. Искусство без грима. Заметки кинорежиссера. // «Правда», 1964, 27 сентября.
  219. О. Летопись сопротивления. // «Завтра», 2000, № 1−2 (31−32).327'.Голубенский Ю. Режиссер и его фильм. На экране «Тишина». // «Смена», 1964, 1 апреля.
  220. Е. Творить добро вокруг себя. (О романе Ю. Бондарева «Выбор»). // «Известия», 1983, 30 ноября.
  221. И. О «людях», любви и пошлости. // «Вечерняя Москва», 1964, 13 марта.
  222. Е. Единство талантов. Мировоззрение и творческая индивидуальность. // «Советская культура», 1964, 25 июня. То же: Громов Е. Время, герой, зритель. М., 1965.
  223. А. Стать ближе к творческому процессу. С отчетно-выборных собраний творческих секции. // «Московский литератор», 1960, 14 января.
  224. Л. Когда кончается война. // «Ленинградская правда», 1964, 31 марта.
  225. Н. Заметки о рассказах. // «Известия», 1953, 22 августа.
  226. И. В тех мгновениях жизнь. (Диалог с писателем Ю. Бондаревым о его новой книге «Мгновения»). // «Комсомольская правда», 1977, 2 декабря.ЗЗЯ.Зобков В. О героизме простого человека. // «Советский фильм», 1962, 11 октября.
  227. Н. Выигранный бой. // «Учительская газета», 1964, 4 февраля.
  228. А. Зритель говорит: «Верю!» // «Ленинградская правда», 1964, 28 мая.
  229. А. Люди, которые борются. Размышления, вызванные тремя новыми фильмами. // «Вечерний Ленинград», 1964, 4 февраля.
  230. В. Спасибо! // «Советская культура», 1964, 28 января.
  231. И. Вечное возвращение (о новом романе Юрия Бондарева). // «Завтра», 2005, 14 февраля.
  232. Л. Слаженность, четкость залог успеха. // «Советский фильм», 1963, 20 июня.
  233. Н. Право выбора. (О романе Ю. Бондарева «Выбор»). // «Известия», 1983, 10 октября.
  234. А. Языком кадра. // «Советский фильм», 1962, 22 февраля.
  235. Л. Не ради славы, ради жизни на земле. К итогам творческого обсуждения. // «Московский литератор», 1959, 17 декабря.
  236. А. «49 дней». Как создавался фильм об отважной четверке. // «Труд», 1962, 23 февраля.
  237. Л. Не ради славы. // «Красная звезда», 1961, 14 мая.
  238. М. Для его величества народа. // «Ленинское знамя», 1964, 31 июля.
  239. В. Размышления у телевизора. // «Московская правда», 1964, 10 января.
  240. В. Картина покоряет. // «Советский фильм», 1962, 11 октября.
  241. Н. Торжество правды. /У «Комсомольская правда», 1964, 26 января.
  242. А. Четверка отважных. // «Водный транспорт», 1962, 17 февраля.
  243. Г. Правда, рождающая оптимизм. // «Советское кино», 1964, 4 апреля.
  244. С. Сердца отважных. // «Красная звезда», 1962, 19 января.
  245. М. Первые радости. Н. Величко в роли Аси. // «Московский комсомолец», 1965, 24 апреля.
  246. Т. Планы, метры, вдохновение. // «Советское кино», 1963, 21 сентября.
  247. М. Тема писателя. // «Московский комсомолец», 1953, 9 декабря.
  248. На экране «Тишина». // «Советская культура», 1964, 28 января. То же: Говорят участники фильма «Тишина». // «Советский фильм», 1964,№ 7.
  249. На экране «Тишина». Слово зрителю. // «Московский комсомолец», 1964, 2 февраля.
  250. В. Мерить критерием будущего. Навстречу съезду советских кинематографистов. // «Советская культура», 1962, 25 сентября.
  251. Л. «Тишина». // «Вечерняя Москва», 1964, 6 января.
  252. П. Правде вопреки. // «Красная звезда», 1958, 19 января.
  253. Новая жизнь Сергея Вохминцева. Отзывы зрителей. // «Советская Россия», 1964, 26 января.
  254. И. Повесть о воинской чести. // «Красная звезда», 1956, 8 сентября.
  255. А. Просчеты талантливой картины. // «Вечерняя Москва», 1965, 4 февраля.
  256. К. Киноискусство и современность. Заметки кинокритика.
  257. К. Сражение в тишине. // «Известия», 1962, 28 октября.
  258. Л. Бой в тишине. // «Правда», 1964, 6 января.
  259. А. «Тишина». // «Вечерний Ленинград», 1964, 30 марта.
  260. Р. Фильмы о современниках. // «Московская правда», 1961, 21 декабря.
  261. В. Второе рождение подвига. // «Советский фильм», 1961, 27 июля.
  262. Репина-Пастухова А. 49 дней. // «Кинонеделя Ленинграда», 1962, 4 мая.
  263. Д. Зритель взволнован. // «Советский фильм», 1962, 11 октября.
  264. Л. «Сорок девять дней», Фильм о легендарном океанском дрейфе. // «Ленинское знамя», 1962, 17 января.
  265. . Характер или убеждения? // «Комсомольская правда», 1956, 14 ноября.
  266. Н. Рассказать об этом можно полнее. // «Советский фильм», 1962, 11 октября.
  267. В. Талант и мужество.// «Известия», 1969,8 декабря.
  268. Г. Их было четверо. // «Советская культура», 1962, 15 мая.
  269. Н. Четыре парня и океан. // «Советский патриот», 1962, 1 мая.
  270. Е. И вечный бой. // «Советский фильм», 1963, 28 февраля.
  271. . Не все равноценно. // «Советский фильм», 1962, 11 октября.
  272. Е. Правда наступает. Фильм «Тишина» вышел на экран. // «Известия», 1964, 26 января.
  273. Е. Идеи и люди. О романе Ю. Бондарева «Выбор». // «Правда», 1981, 27 июля.
  274. Ю. Ясность души. // «Московский комсомолец», 1964, 2 февраля.
  275. Т. Слово перед обсуждением новых книг о Великой Отечественной войне на секции прозы, критики и очерка Московского отделения Союза писателей РСФСР. // «Московский литератор», 1959, 12 ноября.
  276. Я. Обыкновенные, советские! // «Советский фильм», 1962, 22 февраля.
  277. Т. Рождается образ. / «Советское кино», 1963, 18 мая.
  278. Г. Вохминцев побеждает. // «Труд», 1964, 28 января.
  279. И. Подвиг советских солдат. // «Красная звезда», 1962, 14 марта.
  280. И. Победа Сергея Вохминцева. // «Красная звезда», 1964, 1 февраля.
  281. Ю. Лицедеи и холопы. (Главы из романа Ю. Бондарева «Искушение»). // «Советская Россия», 1991, 23 мая.
  282. В. Жизнь продолжается. // «Советская культура», 1964, 28 января.
  283. А. Четыре книги, много вопросов. // «Ленинградская правда», 1962, 31 августа.
  284. В. «Тишина». // «Вечерняя Москва», 1964, 30 января.
  285. М. «Последние залпы». // «Красная звезда», 1959, 4 июня.
  286. И. Итоги творчества студии за 1963 год. // «Кадр», 1964, 12 февраля.
  287. К. С о л д атыТ5стаются в строю. // «Ленинское знамя», 1964,25 января.
  288. А. Выбор судьбы. // «Российская газета», 2004, 18 марта.
  289. Ю.А. Писатели-туристы во Франции. // «Московский литератор», 1961, 2 марта.
  290. В. «Тишина». // «Московская правда», 1962, 13 ноября.
Заполнить форму текущей работой