Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эволюция жанра очерка в мордовской литературе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Преобладание «общественных интересов над чисто литературными», по мнению Г. Плеханова, рождало прозу глубокого социального исследования, в которой главным объектом отображения являлись не только характеры людей, но и обстоятельства сельскохозяйственной жизнедеятельности, выяснение конфликтов, осуждение «бурмистровщины», «штурмовщины», а также выявление передового в практике сельского хозяйства… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОРДОВСКОГО ОЧЕРКА
    • 1. 1. Предпосылки становления жанра очерка в мордовской литературе
    • 1. 2. Симбиоз героического и трагического в произведениях мордовских очеркистов в годы Великой Отечественной войны
  • 2. ТВОРЧЕСТВО И. 3. АНТОНОВА КАК ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП МОРДОВСКОЙ ОЧЕРКИСТИКИ ОТ ПУБЛИЦИСТИКИ К БЕЛЛЕТРИСТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ ИЗЛОЖЕНИЯ
    • 2. 1. Жанрово-тематические разновидности очерков И. 3. Антонова
    • 2. 2. Художественно-стилистическое своеобразие очерковых произведений писателя
  • 3. СОВРЕМЕННЫЙ ОЧЕРК В МОРДОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ТВОРЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН И ПОКОЛЕНИЙ
    • 3. 1. Конфликты и характеры в мордовской очеркистике
    • 3. 2. Очерк в современной мордовской прозе: традиции и преемственность

Эволюция жанра очерка в мордовской литературе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Категории «жанр» и «время» — понятия не только взаимосвязанные, но взаимообусловленные. На каждом последующем историческом этапе в жанрах происходят как проблемно-тематические, так и структурные трансформации в соответствии с требованиями, предъявляемыми временем.

Литературный жанр, — по определению М. М. Бахтина, — по своей природе отражает наиболее устойчивые, вековечные тенденции развития литературы. .Жанр, — продолжает ученый, — всегда .и стар, и нов одновременно. Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра. В этом жизнь жанра. Жанр — представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Именно поэтому жанр и способен обеспечить единство и непрерывность этого развития" [42, с. 178−179].

Жанр очерка является одним из наиболее значительных категорий литературы. В нем концентрируются признаки, позволяющие литераторам отобразить факты реальной действительности во всей их полноте и многообразии, «на разработку проблемной ситуации, воссоздание образа в очерке могут уйти недели, месяцы и даже годы» [37, с. 101]. Очерк — сложное явление, прежде всего потому, что стоит «на стыке» двух творческих направлений: литературы и публицистики. Своеобразие творчества прозаиков Мордовии в том, что каждый из них, являясь известным в республике беллетристом, вносит огромный вклад в развитие современной мордовской литературы и публицистики, а жанром, сближающим два «рупора» гласности, является очерк.

Современное «очерковое мышление» не отторгает достижений прошлого, наоборот, продолжает развивать ставшие традиционными жанры, насыщать их новыми чертами в соответствии с идейно-эстетическим опытом. В настоящем исследовании эволюция очерка в мордовской прозе рассматривается с 1920;го по 2013 год. Говоря о «творческой памяти» жанра, нельзя не отметить особую роль «прародителей», которые способствовали становлению литературных жанров, очерка, в частности.

У каждого народа существуют просветители, которые актуализировали достижения этноса, придали им национальный, социокультурный смысл. Так, имя М. Е. Евсевьева тесно связано со становлением мордовской национальной культуры и просвещения. Знаток и собиратель образцов фольклора, он создал «энциклопедию народной жизни» мордвы. Значение его творчества в развитии литературы и культуры мордовского народа может быть глубоко понято лишь в тесной связи с современными литературными процессами. Важна роль в развитии «литературного облика» мордовской культуры П. И. Мельникова,.

B. Н. Майнова, С. К. Кузнецова, написавших первые монографические исследования о мордве. Реализация традиций творчества русских писателей в литературе мордвы прослеживается в работах 3. Ф. Дорофеева,.

C. В. Аникина, В. В. Бажанова, А. Я. Дорогойченко, А. И. Завалишина и др. Так, С. В. Аникин — представитель литературной интеллигенции из мордвы — написал немало работ, содержащих элементы очерка. Манера его повествования характеризуется проникновением во внутренний мир героя, описанием событий сквозь призму мировосприятия образа. Немало сделал для духовного развития этноса В. В. Бажанов — первый редактор и создатель саранской газеты «Мужик». Большое влияние на развитие мордовской литературы оказали А. Я. Дорогойченко, А. И. Завалишин. В их рассказах («Пепел», «Первый блин» А. И. Завалишина- «Товарищ Варвара», «В те дни» А. Я. Дорогойченко) судьбы героев, конфликты определяются не биографическими факторами, но значительными общественными катаклизмами, воздействующими на сознание и поступки человека. Мордовская литература конца XIXпервой трети XX века развивалась как самостоятельное авторское творчество, в котором, с одной стороны, реализовывалась преемственность русскоязычных традиций, с другой — шел процесс преодоления творческой инертности.

В настоящее время имеется немало работ, в которых исследуется мордовская очеркистика, «движение жанра очерка». Но, на наш взгляд, в них отсутствует четкая хронология становления, развития очерканедостаточно глубоко проанализированы структурно-содержательные характеристики жанране раскрыта концептуальная взаимосвязь ранних очерков с современными очерковыми произведениямине рассмотрены современные очерки, воплотившие в себе традиционные элементы, а также новые, приобретенные черты. Чтобы проследить данные явления, мы обратились к анализу плеяды мордовских литераторов, которые на протяжении длительного времени способствовали совершенствованию очерковой прозы Мордовии. Кроме того, исследовали творчество И. 3. Антонова, оказавшего огромное влияние на формирование и развитие мордовской очеркистики. Скрупулезное исследование очерковых произведений различных исторических периодов позволило определить творческое своеобразие современных мордовских писателей в постановке, разрешении актуальных вопросов и проблем.

Объект диссертационного исследования — очерковое творчество писателей Мордовии 1920;2013 годов в процессе формирования литературно-очерковых форм.

Предмет исследования — эволюция жанра очерка в мордовской литературе.

Цель диссертационной работы — исследовать этапы формирования, развития, становления очерка в творчестве литераторов Мордовии в различные социально-исторические периоды.

Достижение поставленной цели предполагает разрешение следующих задач:

— определить общественно-исторические предпосылки формирования очеркового жанра в прозе Мордовии;

— обосновать синтез героического и трагического в военных очерках мордовских литераторов;

— определить приоритетную роль И. 3. Антонова в совершенствовании жанра очеркапроанализировать проблемно-тематические, композиционные, структурно-содержательные, стилистические особенности творчества И. 3. Антонова, которые в дальнейшем нашли выражение в очерках литераторов Мордовии;

— обосновать творчество И. 3. Антонова как уникальное явление, способствующее переходу жанра очерка от публицистического к беллетристическому отображению фактов реальной действительности;

— исследовать творческие идейно-художественные, структурно-содержательные особенности мордовских очеркистов разных периодов, оказавших влияние на становление современной очерковой прозы;

— используя метод контент-анализа, сравнить ранние произведения мордовской прозы с очерками более поздних периодов, с произведениями современных писателей и публицистов;

— определить традиционные элементы, а также новаторские начинания в современной мордовской очеркистике.

Цель и задачи исследования

предопределяют выбор методов исследования: аналитический, историко-литературный, типологический, сопоставительный, сравнительно-исторический, описательный, структурно-функциональный и др.

Степень изученности проблемы.

В российском и мордовском литературоведении существует немало работ, посвященных проблемам становления и развития очерковой прозы. Это работы В. А. Апухтиной («Современная советская проза — (60−70-е годы») — В. И. Баранова («Новые дали творчества») — А. И. Брыжинского («Современная мордовская проза: движение жанра», «Процессы жанрового развития мордовской прозы») — Е. Я Бурлиной («Культура и жанр). Методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза»);

Л. Г. Васильева, Н. Л. Васильева («Всегда вместе: Литературные портреты, статьи, заметки») — В. М. Макушкина («Обретение зрелости») и др.

Первой попыткой анализа путей развития мордовской очерковой прозы явилась работа Л. Р. Вдовиной «Деревенский очерк Мордовии 50−60—х годов» [67]. Автор работы отмечает, что данное исследование, в котором впервые рассматривается жанр очерка в мордовской литературе, «не претендует на всестороннее и полное исследование очерка», тем не менее, в диссертации достаточно скрупулезно изучены особенности очерковых произведений мордовских и русских писателей, живущих в Мордовии.

Не менее полезной и значимой для нашего исследования явилась работа Т. В. Адушкиной «Очерк в системе жанров мордовской литературы», в которой небезуспешно воссоздана объективная картина развития очерка в конкретные периоды истории мордовской литературыопределено своеобразие его проблематики, тематики и поэтики.

Теоретико-методологическую основу исследования представляют труды М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, В. Я. Хализева, М. Б. ХрапченкоН. И. Глушкова, И. А. Дедкова, Е. И. Журбиной, Л. Ю. Звягиной, В. Я. Канторовича, М. С. Черепахова, а также Л. Г. Васильева, Н. Л. Васильева, А. Д. Ганчина и других. Для определения очерка как жанра мордовской литературы привлекались труды Т. В. Адушкиной, А. В. Алешкина, А. И. Брыжинского, Л. Р. Вдовиной, В. И. Демина, А. Д. Ганчина, В. В. Горбунова, И. К. Инжеватова, В. М. Макушкина, М. И. Малькиной, В. Е. Соколовой, Н. И. Черапкина и др.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— проведена хронологическая систематизация мордовского очерка: от истоков его формирования (1920 г) до современности (2013 г);

— определены семантико-синтаксические особенности ранних очерков, проецирующиеся на развитие современных произведений;

— проанализировано публицистическое творчество И. 3. Антонова периода Великой Отечественной войны, ранее не рассматриваемое в современной науке;

— отражено своеобразие писательского наследия И. 3. Антонова, являющегося переходным этапом от публицистики к беллетристическому изложению в очерковой прозе Мордовии;

— исследованы идейно-тематические, структурно-содержательные, художественно-стилистические искания мордовских очеркистов разных исторических периодов;

— рассмотрено творчество современных мордовских писателей, чьи проиведения не исследованы в мордовской литературе;

— проведен контент-анализ очерков авторов предшествующих исторических периодов с очерками современной мордовской прозы;

— выявлены традиции мордовского очерка, а также новаторские искания очеркистов Мордовии.

Эмпирической базой исследования являются тексты очерков мордовских писателей, а также литературно-критические статьи, рецензии, посвященные проблемам становления и развития очерка в мордовской прозе.

Хронологические рамки исследования — 1920;2013;е годы.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В 20-е годы XX века в мордовской литературе отсутствовала жанровая дифференциация, потому многие литературно-публицистические тексты, которые несли в себе очевидную очерковую сущность, определялись традиционно: рассказ, статья. Зарождение и становление жанра очерка в данный период тесно связано с именами 3. Дорофеева, А. Дуняшина, Ф. Завалишина, А. Мокшони, Т. Раптанова, Ф. Чеснокова, Н. Эркая и др.

В очерках 1920;1930;х годов отражались злободневные темы и проблемы, свойственные исторической атмосфере: пробуждения классового самосознания беднотыотношения к новой властиобразования, религиироли женщины в обществеколхозного строительства и пр.

И хотя проблемно-тематический диапазон ранних очерков достаточно многообразен, но очерки носили агитационно-повествовательный характер, представляли собой информационно-публицистические тексты, констативные, описательные сообщения, в которых поверхностно, без глубокого анализа, обобщающих комментариев отражалась реальная действительность. Жанровые границы очерков были нечеткими, «размытыми».

2. Доминирующей функцией очерка военных лет (1941;1945 гг.) является агитационно-пропагандистская. Приоритетной формой отражения военной реальности являются портретные, событийные очерки с положительными героями. Данное обстоятельство обусловлено объективной причиной: советский народ нуждался в позитивных примерах, достойных подражания. В центре очерковых произведений данного периода были образы советских солдат, младшего офицерского состава, тружеников тыла, которые военными и трудовыми свершениями доказывали преданность стране. Краткость, оперативность, доступность, эмоциональность — черты военного очерка, способствующие их мобильному распространению, осмыслению, а также информированию населения о ходе военных действий.

Художественное осмысление военной тематики находит свое воплощение прежде всего в очерках-портретах, портретных зарисовках. Образы героев преподносятся не изолированно от стилистико-изобразительных средств, они «слагаются» из описания внешности персонажей, особенностей речи, манер, жестов, поступков, субъективного отношения к действительности.

В военный период преобладают небольшие по объему портретные очерки и зарисовки, характеризующиеся не только документальностью, но и использованием различных художественно-изобразительных средств. Эмоциональность — специфическая черта очерков военного периода. Очеркисты отображали не только героические действия, трудовые будни в тылу, но и трагические моменты сурового времени: гибель друзей, однополчан, которые нельзя выразить сухими, казенными словами.

3. Многочисленные военные очерки И. 3. Антонова, представленные в прозе, являются преимущественно «очерками боевых эпизодов», в которых отражаются характер человека, его психология, обстоятельства героических, нередко, трагических событий. Очеркист с помощью документальных образов показывает военные подвиги, в которых проявляются сила духа, мужество и стойкость.

Заслуга И. 3. Антонова в том, что он был представителем не только прозаических очерков, но и автором очерков в стихах, в которых как в зеркале отражались насущные темы времени, «стрелка» его «творческого компаса» всегда «указывала» на актуальные вопросы, которые требовали не только рассмотрения, но нередко и разрешения.

4. Новый этап в развитии очеркового жанра наблюдается в 1950;хначале 1960;х годов. Ведущей темой очерковой прозы данного периода является «деревенская».

По мнению И. Виноградова, — «пробил действительно час очерка. И, прежде всего, деревенского.» [69, с. 88]. Данная тема впервые была раскрыта В. Овечкиным, который «от очерка к очерку. совершенствовал методологию изучения деревни, анализа. процессов», стимулировал «интерес всей литературы к жизни села» [69]. Почему же именно данный жанр «откликнулся» на общественную потребность? Потому, что именно очерк — оперативная форма отражения — включал в себя как аналитическую публицистику, так и беллетристику — художественное воспроизведение фактов объективной действительности. Кроме того, актуальность очерка была обусловлена историческими причинами: во-первых, сельское хозяйство признавалось наиболее «отстающим участком" — во-вторых, исследование реальной действительности давало очеркистам возможность затронуть проблемы, которые они не могли показать в другом жанрев-третьих, перемены, наступившие в 1950;е годы, способствовали тому, что прозаики стали переходить к более глубокому обобщению, типизации, постановке значительных проблем хозяйствования. Если раньше в очерках не было принято писать об отрицательных фактах, то, начиная с «оттепели», очеркисты смело «заговорили» о социальных проблемах.

В 1950;е годы мордовская очеркистика заметно окрепла. Огромная роль в развитии очерка принадлежит И. 3. Антонову. В очерках «Ухабы на дорогах», «Разлив на Алатырь-реке», «Трудодень», «На практике», «На перепутье», «Свежий ветер», «На четвертой скорости», «Жизнь подсказывает» и др. автор отразил не «лакированные» факты и обстоятельства, но, прежде всего, реальную жизнь с ее проблемами и сложностями. Эмоциональность, непринужденный стиль повествования, художественность, перемежающаяся с достоверностью, актуальность и злободневность, фактографичность, типизация и обобщение, детализация и панорамность, стилистическая многомерность, диалогизация, умение подметить в жизни все то, что является «тормозом» в развитии коллективных хозяйств — характерные черты творчества И. 3. Антонова. Очеркистом найдены яркие, убедительные характеристики негативного явления -«бурмистровщины», ставшего нарицательным понятием.

Данному периоду свойственны проблемные очерки, являющиеся синкретичными формами жанра: в них отчетливы элементы портретных зарисовок, событийных сюжетов, познавательных элементов и пр.

5.Очерк с течением времени изменяется, дополняется, совершенствуется. Если в 1950;е годы преобладала «деревенская тема», то в последующий период очерк характеризуется большей масштабностью охвата действительности, усилением художественного интереса к раскрытию внутреннего мира героев, их нравственно-психологических переживаний, философских исканий, многопроблемностью, аналитичностью, конфликтностью, гуманистическим пафосом. На данном этапе четко наметилась тенденция к осмыслению истории, культуры мордовского народа, к отображению положительного герояинтерес к современнику как к личности (положительной, либо отрицательной) становится характерной чертой очерка. Описательность, фактографичность, цифры, ранее присутствующие в мордовской очеркистике, отошли на второй план. В 1960;1980;е годы становятся востребованными очерки на социокультурную тематику — национальная, школьная, молодежная, спортивная, а также экологическая, историческая, и пр. Очерки становятся диалогичнее, аналитичнее, масштабнее, большая роль отводится художественным элементам: пейзажным, лирическим «вставкам», интонационной стилистике. Это отражается в произведениях Н. Коломасова, М. Кяшкина, М. Моторкина, В. Радаева, И. Пиняева, Р. Потекаева, Н. Эркая, Т. Якушкина и др.

Впервые публикуются очерки о братстве народов СССР, их взаимном труде, коллективном творчестве, союзничестве. Большой интерес вызывают очерки, повествующие о связях Мордовии с зарубежными странами.

Очерк заметно оживился и вырос. Он продолжает публиковаться в сборниках, литературно-художественных журналах, газетах и альманахах. Проблематика и тематика очерка обогащаются, географические горизонты расширяются.

6. Сегодня очерк представляет собой симбиозное жанровое образование, включающее в себя традиции мордовского очерка 1920;х -1980;х годов: описательность, мобильность, образность, обращение к анализу, выводам, типизации и обобщениям. Кроме того, жанру очерка присущи характеристики, обусловленные временем, новыми социально-экономическими условиями. В последние два десятилетия в очерках сконцентрировалось лучшее, что накопила мордовская очеркистика предыдущих периодов: проблемность, аналитизм, образность, достоверность, монологичность, диалогичность, лиричность, пейзажность и пр. Современный очерк в мордовской прозе — синкретичный жанр, включающий в себя элементы проблемного, портретного, путевого и других подвидов очерков. Нередки очерки-исследования, очерки-размышления, очерки-воспоминания, очерки-эссе, в которых приоритетными вопросами являются обращение к проблемам национального языка, культуры, литературы, обращение к современнику, его внутреннему миру, философским взглядам, нравственным убеждениям.

Если ранее в очерковых текстах наблюдались аналитические комментарии, то сегодня прозаики демонстрируют умение не только констатировать, комментировать факты, но оценивать их, анализировать, выделять типическое и обобщенное, в некоторых случаях, выходить за пределы социального анализа — стремление разрешать проблемы.

Очеркисты обращаются к различной проблематике: научной, спортивной, социальной, эклогической, пенитенциарной и др. Приоритетными темами современной мордовской очеркистики являются темы и проблемы развития нации, национального языка, истории и литературы, этнической культуры, краеведения и др. В сборниках очерков «Финно-угорские народы» (2009) — «Художник радости Федот Сычков» (2010), «Великие мастера земли мордовской: живопись, скульптура, графика» (2010) повествуется о выдающихся людях, тесно связанных с мордовским краем: С. Эрьзе, С. Фалилееве, Ф. Сычкове и др. В книге очерков А. Доронина «Кинть ютасы молицясь» — «Дорогу осилит идущий» (1994) предстают портреты писателей Мордовии: К. Абрамова, И. Девина, И. Калинкина, И. Кривошеева, П. Любаева, А. Моро и др. В сборнике очерков Н. В. Зиновьева «Валдо тештень пусмо» — «Букет светлых звезд» представлены нравственно-психологические портреты представителей мордовской интеллигенции: Т. Якушкина, А. Мартынова, А.

Дорогойченко, М. Евсевьева и др. Особенность современных портретных очерков заключается в том, что образы раскрыты не описательно, но посредством отображения обстоятельств, взаимодействия с «второстепенными героями», фактов из личной жизни.

Жанр очерка прошел длительный путь развития. В настоящее время жанр представляет собой сложившуюся форму отображения фактов реальной действительности. Это является свидетельством того, что жанры в мордовской литературе — не «застывшее» явление, а динамично развивающиеся, обогащающиеся новыми именами сегменты национальной литературы, способствующие духовному росту этнической культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в практической деятельности при разработке лекционных, практических, семинарских занятий преподавателями высших учебных заведенийа также в курсовых и дипломных работах, в спецкурсах по литературам народов Поволжья, Урала и пр.

Введенный в научный оборот обширный теоретический и эмпирический материал может быть использован при создании теоретической основы для новых разработокпри написании монографий, учебных пособий, методических рекомендаций по мордовской литературе, а также при написании курсовых и дипломных работ.

Апробация работы. Положения данной работы нашли отражение в статьях и докладах на научных конференциях в Саранске (2011, 2012, 2013) («Актуальные проблемы филологии и журналистики») — в Ульяновске (2011) (Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием).

По теме диссертации опубликована статья «Интегративные свойства очерковых произведений Мордовии периода Великой Отечественной войны» в российском научном рецензируемом журнале «Интеграция образования», рекомендованном ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертации подчинена целям и задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.

Выводы.

Таким образом, исследовав ряд очерковых произведений современного периоды, мы приходим к следующим выводам.

— Сегодня очерк представляет собой симбиозное жанровое образование, включающее в себя традиции мордовского очерка предыдущих периодов (1920 — 1970;е гг), так и новые характеристики, возникшие в ходе последних десятилетий.

— Если в предыдущие периоды в очерковых текстах наличествовали лишь вкладки аналитических комментариев, то сегодня писатели и публицисты демонстрируют умение не только преподносить, констатировать факты, но прежде всего оценивать их, анализировать, выделять типическое и обобщенное, в некоторых случаях даже выходить за пределы социального анализа, а именно — разрешать заданные проблемы. Данное обстоятельство явилось первопричиной того, что на страницах изданий появляется новая модификация очерка — очерк-исследование, очерк-размышление.

— Становится более очевидным расширение проблемно-тематического диапазона произведений: от производственной (рабочей, сельскохозяйственной) тематики, образов простых тружеников до отображения портретов представителей науки, культуры, социальной, военной сфер и пр.

— Образность, наглядность также являются своеобразной характеристикой современного очеркапрозаики, которые пишут свои произведения в условиях гласности и демократизации, все чаще обращаются к различного рода тропам, методам, свойственным художественно-публицистическим текстам.

— Точность, документальность, публицистичность в органическом единстве с художественностью, лиричностью, применение разнообразных стилистических средств изложения становятся характерными признаками очерков.

— Тяготение к личностно-эмоциональному отображению своих героевактивных участников обстоятельств и событий, оставивших заметный след в истории Мордовии («портреты-воспоминания», «портреты современников», «портреты-зарисовки» и пр.) — доминирующая черта текстов.

— Раскрытие внутреннего мира героя как личности, обладающей духовным богатством, его нравственно-психологических исканий, настроя персонажейконфликтность — столкновение характеров или открытое противоборство сторонников различных жизненных позиций в произведениях — новая тенденция современных очерков.

— Обращение к национальным проблемам: развитие нации, родного языка, социокультурной сферы Мордовии и др. — одни из первостепенных тем современного очерка.

— В данный период, как никогда, «оживилась» публикация очерковых произведений в периодических изданиях, и, несомненно, ведущую роль в данном процессе играют национальные журнальные изданий — «Сятко» и «Мокша».

— Преемственность творческого потенциала поколений: современная очеркистика вбирает в себя, наравне с сугубо современными новациями, и традиционное, все нужное, полезное, необходимое из литературного наследия прозаиков прошлых лет. Именно данное обстоятельство в большой степени предопределило творческие успехи современной прозы.

Все это является свидетельством того, что мордовская проза не «застывшее» явление, но это динамично развивающаяся, постоянно обогащающаяся новыми именами сфера культуры, способствующая гармонизации межличностных отношений в обществе, развитию творческого потенциала мордовской нации как одной из талантливых «ветвей» общего литературно-публицистического процесса страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мордовский очерк прошел сравнительно небольшой по историческим меркам, но сложный и плодотворный путь развития. Возникнув вместе с другими литературными и публицистическими жанрами, в начале XX века очерк представлял собой натуралистический и фактографический жанр. Основой очерков раннего периода являлось констативно-информационное начало. В ранний период мордовские прозаики, не имея исторического, практического опыта, несколько поверхностно, без глубокого осмысления отражали темы и проблемы действительности. Это объяснимо. Очерк данного периода — одна из немногих форм творчества, явившаяся результатом огромного труда мордовских прозаиков, которые заявляли о себе, не имея ни основоположников, ни предшественников, ни теории, ни практикиони самостоятельно «прокладывали дорогу» в большую национальную литературу.

Особенностью очерка 1920;1930;х годов была агитационная направленность, внимание очеркистов к «новой жизни», к «новому характеру». Это осознавалось как обязанность, настоятельная необходимость, обусловленная глобальностью революционных перемен. При любом подходе к способам обрисовки действительности отношение к героям у авторов было унифицированным: характер представлялся как образ «нового» положительного героя, противопоставленного отрицательному. Большинство очерков были посвящены людям и их трудовым свершениям. Но характер образа в мордовских очерках данного этапа служил лишь эскизом, признаком которого является упрощенность внутреннего мира героя.

Существенные изменения жанр претерпевает в годы Великой Отечественной войны. Возникает иная форма очерка: лаконичная, не допускающая искажений фактов, исторической обстановки — «личные» портретные очерки, в которых авторы, повествуя о конкретном герое (героях), называют не только его имя, но и фамилию. Это правомерно, поскольку людям необходимо было показывать примеры мужества, стойкости, преданности общенародному делу. Идейная пропаганда, агитационность, призыв к стойкости и мужеству, преданности Родинеосновные качественные характеристики небольших по объему, но сильных по содержанию очерков, которые, в большинстве своем, публиковались на полосах армейских газет. В военный период зародилась еще одна литературная форма, так схожая с прозаическим очерком, — очерк в стихах. «Стихотворный очерк» представляет собой отображение реальных подвигов реальных советских солдат и командиров. Появление столь необычного жанра обусловлено, по-видимому, тем обстоятельством, что военные журналисты, находясь в центре боев, настолько глубоко и драматично переживали трагические события, что «выплескивали» замыслы не только в прозаической, но и в поэтической форме. Очерки военного периода можно обозначить портретными, поскольку они явились эталоном для дальнейшего развития очерковых произведений, стержнем которых был положительный персонаж.

В послевоенное время произошел качественный скачок в развитии мордовского очерка. В данный исторический период возникает «деревенский» очерк, что объясняется, прежде всего, потребностью времени, стремлением писателей выяснить смысл «общественных отношений и донести его до читателя». Данная историческая, социально-экономическая потребность времени и есть первопричина возникновения очерков И. 3. Антонова, чьи произведения стали своего рода «летописью» борьбы советского народа за развитие и укрепление сельского хозяйства, производственных отношений, эталоном показа героев труда на фоне чрезвычайных обстоятельств.

Преобладание «общественных интересов над чисто литературными», по мнению Г. Плеханова, рождало прозу глубокого социального исследования, в которой главным объектом отображения являлись не только характеры людей, но и обстоятельства сельскохозяйственной жизнедеятельности, выяснение конфликтов, осуждение «бурмистровщины», «штурмовщины», а также выявление передового в практике сельского хозяйства. Данным вопросам и проблемам были посвящены очерки И. Антонова. В них, разумеется, также есть множество образов, и выписаны они достаточно ярко. Но очерковые образы И. 3. Антонова выступают не только как художественная цель, но и как средство разрешения выдвинутой жизнью проблемы. Позволим себе не согласиться с высказыванием исследователя В. Воронова, утверждающему, что «одному очерку нужен характер, другомупротивопоказан.» [74, с. 93]. Образы героев, типажи в любом случае необходимы в очеркелишь с их помощью отражаемая проблема приобретает более резкое, очерченное звучаниес помощью образов очеркист с легкостью может показать масштабные обстоятельственные коллизиикроме того, именно образы сближают очеркиста с аудиторией, которой наиболее понятны и ближе произведения с вкрапленными в композицию персонажами. Это прекрасно понимали и доказали мордовские очеркисты. Так, произведения И. Антонова, в которых он ставит темы государственной важности, «украшены» образами, с помощью которых автор высвечивает грани проблемы, делает наглядными пути выхода из них. «Коэффициент человека» в многочисленных очерках мордовского прозаика различен: в «адресных» — «Ухабы на дорогах», «Разлив на Алатырь-реке» и др. — общественно-значимые проблемы преобладают над изображением характеровв «безадресных» — «Трудодень», «На четвертой скорости» и др. — тяготение к отображению характеров. Но во всех очерках наличествуют публицистические приемы раскрытия действительных фактов, художественные методы, приемы типизации и обобщения, социолого-аналитические исследования перипетий колхозной жизни.

И. 3. Антонов, повествуя о реальных фактах, проявил в те далекие годы большую гражданскую смелость, выступив с произведениями, в которых осуждаются бюрократизм, нигилистическое отношение к труду, обязанностям рядовых членов коллективных хозяйств, а также руководителей, чьи чиновнические замашки тормозили новые процессы. Огромная заслуга «очеркиста-деревенщика» и в том, что он, изобличая бюрократизм, бездеятельность, равнодушие, не побоялся указывать в текстах даже подлинные фамилии «горе-руководителей», в частности Бурмистрова.

Антоновская очеркистика способствовала тому, что мордовский очерк отошел от натуралистического описания, свойственного писателям 20−30-х годов, и жанр стал подлинной летописью нашего времени, в нем проявляются тенденции глубокого, практически научно-исследовательского отображения фактов действительности. Очерковая проза И. 3. Антонова была столь приметной, смелой как в общероссийской, так и в национальной литературной практике, что не могла не повлиять на дальнейшее развитие мордовского очерка, на его тематические, структурно-содержательные особенности. Выделяя творчество И. 3. Антонова как новаторское, оказавшее огромное влияние на развитие мордовского очерка, нельзя забывать и о том, что благодаря ему, а также многочисленному отряду современных прозаиков очерк предстает уже полностью сформировавшимся, востребованным аудиторией жанром. Анализируя огромное количество очерков современных мордовских писателей, мы констатируем их схожесть с очерками И. Антонова как в композиционном, так в проблемно-тематическом аспектах.

Очерки последнего десятилетия созвучны с очерками предыдущих периодов. Они вобрали в себя все лучшее, что накопила мордовская очеркистика за длительный период развития: аналитичность, актуальность, достоверность, доступность, монологичность, диалогичность, лиричность, пейзажность, расширение проблемно-тематического диапазона, обращение к духовным, национальным проблемам, аналитизм, умение через единичное (образы героев) показать типическое, обобщенноеэмоциональность, художественное звучание. Пристального внимания заслуживают очерки последних лет, характеризующиеся научно-исследовательской направленностью, в которых авторы не просто анализируют заданные проблемы, но, опираясь на научно-доказательную базу, размышляют, расследуют, успешно разрешают идеи. Если ранее в очерках были лишь небольшие аналитические комментарии, то сегодня мордовские литераторы демонстрируют умение констатировать факты, оценивать их, анализировать, выделять типическое и обобщенное, разрешать заданные проблемы. Данное обстоятельство предопределило возникновение новых подвидов очерка: очерк-исследование, очерк-размышление, очерк-воспоминание, очерк-эссе, очерк-исследование и др.

Документальность, публицистичность в органическом единстве с художественностью, лиричностью, применение разнообразных стилистических средств также становятся характерными признаками очерков.

Раскрытие внутреннего мира героя как личности, обладающей духовным богатством, его нравственно-психологических исканий, настроя персонажейконфликтность — столкновение характеров или открытое противоборство сторонников различных жизненных позиций в произведениях — новая тенденция современных очерков.

Современная очеркистика вбирает наравне с сугубо современными новациями и традиционное: все полезное, необходимое из литературного наследия прозаиков прошлых лет. Данное обстоятельство в большой степени предопределило творческие успехи современной прозы Мордовии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. К. По следу времени : Очерки об известных исторических деятелях / В. К. Абрамов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. — 304 с.
  2. В. М. Человек и время : «Путевая проза», «деревенская проза». Открытия и уроки / В. М. Акимов. Л.: Сов. писатель, 1986. — 254 с.
  3. В. А. Очерк : Спецкурс для студентов заоч. отд.-ния / В. А. Алексеев. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. — 83 с.
  4. В. А. Русский советский очерк / В. А. Алексеев. М.: Высш. шк., 1980 .- 120 с.
  5. А. В. Земля родная песни мне дала : (Очерк творчества И. Девина) / А. В. Алешкин Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. — 118 с.
  6. Ю. А. Необходимость героя: (Положительный герой в книгах последних лет) / Ю. А. Андреев. Л.: Знание, 1987. — 32 с.
  7. И. 3. Автоматчик всегда побеждает: очерк // Армейская правда. 1943. — 14 авг.
  8. И. 3. Ардатовские механизаторы: очерк // Лит. Мордовия-1952.- № 6(10).- С. 176−190
  9. И. Артиллеристы // Родина зовет. 1944. — 17−23 нояб.
  10. И. 3. В пути: очерки / И. 3. Антонов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980.-248 с.
  11. И. В семье единой: роман // И. 3. Антонов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1954. — 195 с.
  12. И. Девичьи глаза : рассказы / И. 3. Антонов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1957. — 143 с.
  13. И. Живет жизнь//Лит. Мордовия. 1959. -№ 8.- 4 с.
  14. И. 3. Заря над степью: очерк // Лит. Мордовия. 1960. — № 19 (20).- С. 119−148.
  15. И. 3. Изницят: очерк // Изнямо- 1949. № 7/8. — С. 194−209.
  16. И. Митрофан Ольхов // Родина зовет. 1943 .- 12 июля.
  17. И. 3. На переднем крае: Записки корреспондента / И. 3. Антонов. М.: «Совет, писатель», 1957. — 167 с.
  18. И. 3. На перепутье: очерк // Дружба народов. 1957. — № 2 -С. 146−158.
  19. И. 3. На практике / И. 3. Антонов. Курск. — 1956. — 86 с.
  20. И. Однажды на Дону // Родина зовет .- 1943. 9 апр.
  21. И. Память о герое // Родина зовет. 1944. — 3 янв.
  22. И. Песня о погибшем друге // Родина зовет .- 1945. 30 марта.
  23. И. Победители смерти // Родина зовет. 1945 .- 23 мая.
  24. И. По зову вождя // Родина зовет". 1943. — 4 марта.
  25. И. 3. Разлив на Алатырь-реке // Год тридцать седьмой: альманах. М. — 1955. — № 20.
  26. И. 3. Разлив на Алатырь-реке / И. 3. Антонов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1956. — С. 56−57.
  27. И. Разлив на Алатырь-реке// На переднем крае. М.: Сов. писатель, 1957.- С. 64−65.
  28. И. Свежий ветер : очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. -118с.
  29. И. 3. Свежий ветер: очерки / И. 3. Антонов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. — 147 с.
  30. И. Сердце пулеметчицы // Родина зовет. 1944. — 9 янв.
  31. И. 3. Сержант Алексей Иконников: Очерк // Армейская правда-1943.- 14 авг.
  32. И. Тридцатый язык // Родина зовет. 1943. — 16 окт.
  33. И. 3. Ухабы на дорогах // На переднем крае. М.: Совет. писатель, 1957 — а также Антонов И. 3. Ухабы на дорогах. Год тридцать седьмой: альманах. 1954. — № 17.
  34. В. А. Современная советская проза (60−70-е годы): учеб. пособие. Изд. 2 е / В. А. Апухтина. — М.: Высш. шк., 1984. — 242 с.
  35. С. Г. Локоть друга : очерки / С. Г. Афонин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971. — 72 с.
  36. С. Г. Очерки / С. Г. Афонин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1970. — 96 с.
  37. В. А. Бытовая культура мордвы : Традиции и современность /
  38. B. А. Балашов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992. — 204 с.
  39. Т. Зярдо кортазеви чувтость // Сятко. 1985. — № 1. — С. 49 -55.
  40. М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М.: 1972.- 334 с.
  41. М. А. Анна Щемерова бригадир : очерк // Мокша. 1957. — № 51. C. 76−83.
  42. М. А. Бетонщикт : очерк // Мокша. 1957. — № 6 .- С. 96−102.
  43. М. А. Касома : очерк // Мокша. 1957. — С. 82−88.
  44. М. А. На отшибе // У нас в Мордовии: сборник. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1955. — С. 98.
  45. М. А. Шить мархта вихцок : расскаст и очеркт / М. А. Бебан. -Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1968. 235 с.
  46. М. А. Шит и тефт // Мокша. 1956. — № 2. — С. 78- 92.
  47. В. Г. Собрание сочинений : в 13 т. М.: Молодая гвардия, 1954.-Т. 4.-С. 193−270.
  48. Беседа с писателем // Лит. Украина. 1985. — 25 днк.
  49. M. Т. Макар Евсевьевич Евсевьев. Просветители и педагоги мордовского края / М. Т. Бибин, Е. Г. Осовский. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986.
  50. М. «Те эрямопингесь оде, а сермадови : очерк / М. Биушкина, Г. Яшкин // Сятко.- 1998. № 10. — С. 109- 116.
  51. А. Н. Теория в долгу // Вопр. лит. 1964. — № 12. — С. 65- 85.
  52. В. И. Разведчик нового / В. И. Богданов. М.: Знание, 1969. -143 с.
  53. Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е. перераб. и доп.- М.- СПб: Норинт, 1999. 1456 с.
  54. А. И. В едином строю / А. И. Брыжинский .- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. 120 с.
  55. А. И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (5090-е годы) / А. И. Брыжинский. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995 .192 с.
  56. М. И. Пингень гайть : Эсь народонть мельть-арсемат // Сятко, 1990. -№ 1. С.57−74.
  57. А. И. Современная мордовская проза : (Движение жанра)/ А. И. Брыжинский. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. — 192 с.
  58. М. Тешкст // Сятко. 1992. — № 8. — С. 3 — 11.
  59. Е. Я. Культура и жанр. Методологические проблемы жан-рообразования и жанрового синтеза / Е. Я Бурлина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. — 165 с.
  60. И. Зярдо вечкеви теть тевесь // Сятко. 1971. — № 6 — С. 50−53 с.
  61. JI. Р. Деревенский очерк Мордовии 50−60-х годов : автореф. дис. канд. филол. наук / JI. Р. Вдовина. М., 1968. — 20 с.
  62. Вдовина J1. Р. Дружба народов наша великая сила // Лит. Мордовия-1956. -№ 11.
  63. И. Деревенские очерки В. Овечкина // Новый мир. 1964. -№ 6. — 208 с.
  64. И. Д. Очерки и статьи / И. Д. Воронин. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1957.- 188 с.
  65. И. Д. Подвиг сержанта Мирошниченко : очерк // Армейская правда. 1943. — 10 июля.
  66. И. Д. Снайперы. М.: Гос. транспорт, ж-д. изд-во, 1945. -315 с.
  67. В. Новые заботы деревенского очерка // Лит. газ., 1967. -29 нояб.
  68. В. И. Художественная концепция. Из опыта советской прозы 60−80-х годов: статьи / В. И. Воронов М.: Сов. писатель, 1984. — 384 с.
  69. Встречи: Публицистика / сост. А. К. Чебакова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. — С. 15.
  70. В. А. Жива глубинка // Совет. Мордовия. 1993. — 27 авг.
  71. В. А. Проснитесь, родники: о бездуховности // Совет. Мордовия-1989.- 16 июля.
  72. П. В минуту крайности // На разгром врага. 1944. — 30 авг.
  73. П. Внезапность и решительность : очерк // На разгром врага. -1944.-26 мая.
  74. П. Два поиска // На разгром врага. 1944. — 20 июля.
  75. П. Любимец бойцов // На разгром врага. 1944. — 22 мая.
  76. В. В. Признание : лит.-крит. ст./ В. В. Горбунов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. — 152 с.
  77. Г. И. Вастомат : лит.-крит. ст. / Г. И. Горбунов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. — 192 с.
  78. А. М. Письмо И. Жиге // Собр. соч.: в 30 т. Т. 30. — М.: ГИХЛ, 1953.-С. 330.
  79. С. Н. Тердекшнызе революциясь : очерк // Сятко- 1998 — № 10. С.66−82.
  80. В. К. Герой и стиль: к теории характера и стиля / В. К. Гусев-М.: Худож. лит., 1983. 288 с.
  81. Ю. В. Документ. Эпоха. Вымысел // Лит. обозрение. 1979. -№ 6.-108 с.
  82. И. М. Коса келунь шачеманяц : расскаст и очеркт / И. М. Девин. -Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1985. 168 с.
  83. И. М. Я живу в Мордовии // Встречи-89: Публицистика-Саранск, 1989. -С. 3−20.
  84. Г. С. Мордовский рассказ / Г. С. Девяткин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. — 216 с.
  85. И. А. Живое лицо времени : Очерки прозы семидесятых -восьмидесятых / И. А. Дедков М.: Сов. писатель, 1986. — 389 с.
  86. В. И. Дошуз // Сятко. 2010. — № 2. — С. 87- 99.
  87. В. И. Сюконян тенк./ В. И. Демин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. — 320 с.
  88. В. Моран Россиясо эсень эрзянь кельсэ. / В. И. Демин. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2008. 232 с.
  89. В. И. Очеркть, конат зярдояк, а таштомить / В. И. Демин, Е. Трошкина // Сятко. 2006. — № 12. — С. 105 — 114.
  90. В. Сёрмадан эйстэнк, тиринь ломанть, вечкезь. / В. Демин. — Саранск: б. и. ., 2010.-232 с.
  91. В. Сэредькст, мелявкст, кеняркст / В. Демин, М. Федоськина // Сятко, 2007. -№ 2.
  92. В. Сюконян тенк./ В. Демин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. — 320 с.
  93. В. Ульнесь аволь ансяк поэтэкс. / В. Демин, А. Чиндяскина // Сятко. 2012.- № 1.- С. 81.
  94. В. Эрзянь очеркесь: Исяк ды течи / В. Демин, М. Еремина // Сятко. 2004. — № 11. — С. 100 — 109.
  95. А. М. Вандынь чинть неиця : очерк // Сятко. 1999 .- № 11.1. С. 103 -116.
  96. А. М. Кинть ютасы молицясь : очеркть / А. М. Доронин-Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1994. 174 с.
  97. А. М. Свал вешнемасо: о преподавателе Мордовского гос. унта Д. В. Цыганкине // Сятко.- 1995. № 9. — С. 92 — 102.
  98. В. Эрзянь веленть одксчизэ // Сятко. 1980. — № 1. -С. 59−60.
  99. Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров / Е. И. Журбина. М.: Сов. писатель, 1969. — 235 с.
  100. П. Сабанцеленть ды Пумбранть эрямо пингедест : очерк // Сятко.- 1995.-№ 3.-С. 105−113.
  101. Н. В. Валдо тештень пусмо : очеркть / Н. В. Зиновьев. -Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1996. 368 с.
  102. Н. В. Седеймариця ломань, паро ученой : очерк // Сятко-1999.-№ 6.- С. 100−106.
  103. Н. В. Уцяскась ваксканзо эзь юта : очерк // Сятко. 1999. -№ 11. -С. 100−116.
  104. Н. В. Человек и время / Н. В. Зиновьев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. -272 с. 123.3олотков Д. Н. Людный дом: очерки / Д. Н. Золотков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. — 96 с.
  105. Д. К. Герои в современной прозе / Д. К. Иванов. М.: Знание, 1988. — 61 с.
  106. Н. Б. Точка зрения: о прозе последних лет / Н. Б. Иванова. -М.: Совет, писатель, 1988.-420 с.
  107. И. А. Верность родине : очерки о героях Великой Отечественной войны и работниках тыла / И. А. Калинкин. Саранск: б. и., 2003.- 232 с.
  108. И. А. Икелев тердиця : очерк // Сятко. 1995. — № 3. С. 94 105.
  109. И. А. Мазый стихть, мазый эрямо : очерк // Сятко- 2001. -№ 5.-С. 84−92.
  110. И. А. Спиридоновонь тештезэ : очерк // Сятко .- 1998. № 3.- С. 66−85.
  111. И. А. Уцяска : очерк // Сятко. 1999. — № 11.- С.73- 89.
  112. В. Я. Заметки писателя о современном очерке / В. Я. Канторович .- М.: Сов. писатель, 1973. 543 с.
  113. В. Я. Современный очерк : Заметки писателя // Вопр. лит.1961.- № 2.- С. 34−41.
  114. В. К. Верность времени / В. К. Кардин. М.: Совет, писатель, 1962. -215 с.
  115. . Г. Описательный жанр? Нет? // Вопр. лит. 1966. -№ 7.- С. 24−46.
  116. А. М. Ламо кевкстематне ванноматкак учить ламо // Сятко. -2003.- № 8. -С. 93−101.
  117. Р. С. Косо, косо, эрзянь морось? // Сятко. 1988. — № 6.
  118. . Е. Мордовский советский роман / Б. Е. Кирюшкин. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. 243 с.
  119. И. П. Ки лангса : очерк//Мокша. 1973. -№ 5. -С. 3713.
  120. И. П. Лембе ваймоса : очерк // Мокша. 1974. — № 6. -С. 27- 36.
  121. И. П. Ломанць касы тевса : очерк // Мокша. 1961. — № 2. -С. 7- 12.
  122. А. Жизнь, жанр, мастерство // Об очерке. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958. — С. 143.
  123. Н. Велень валске = Сельское утро : рассказы и очерки / сост. А. Чебакова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. — С. 172- 195.
  124. Н. Кой // Сятко. 1989. — № 1. — С. 49 — 60.
  125. Ю. Г. Облик дня // Пути советского очерка: сб. лит.-крит. ст. М.: Совет, писатель, 1959. — С. 338- 340.
  126. Ю. С. Проблема характера в очерке / Ю. С. Крикунов. -Алма-Ата, 1966. 208 с.
  127. Ф. Ф. Самая кровная связь : Судьбы деревни в современной прозе / Ф. Ф. Кузнецов. М.: Просвещение, 1988. — 240 с.
  128. А. Эскельст//Сятко. 1971.-№ 6.-С. 8−11.
  129. С. С. Аф юкстави шит : очерк // Мокша. 1969. — № 6. -С. 9−11.
  130. С. С. Васенце эскелькс : очерк // Сурань толт. 1961. -№ 1.- С. 81−85.
  131. П. И. Ломанть шнасазь тевонза : очерк // Мокша- 1961. -№ 4. С. 44−50.
  132. П. И. Маргарита Павловна : очерк // Мокша. 1974. — № 3. -С. 57−59.
  133. П. И. Председатель : очерк // Мокша. 1973. — № 6. — С. 4450.
  134. Ю. М. Анализ художественного текста / Ю. М. Лотман- М.: Просвещение, 1972.- 485 с.
  135. А. М. Васенце борозда : очерк // Сятко. 1965. — № 4. -С. 52- 56.
  136. А. М. Уцяска : очерк // Сятко. 1966. — № 12. — С. 50−55.
  137. В. Мокшэрзятнень ширеса : очерк // Мокша. № 3. -С. 102−121.
  138. В. М. Обретение зрелости / В. М. Макушкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. — 224 с.
  139. М. И. Коса келуть шачеманяц // Мокша. 1986. — № 11. -С. 69- 72.
  140. П. И. Полн. собр. соч. СПб., 1909. — Т. 4. — 431 с.
  141. В. И. Кошелевать ваймовайгялец : очерк // Мокша. 1989. -№ 1. — С. 57−66.
  142. М. С. Колма горенцят : пеетькшнемат, расскаст, очерк / М. С. Моисеев Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1996. — 255 с.
  143. М. Ф. Материальная культур 3- мордвы / Н. Ф. Мокшин-Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2002. 56 с.
  144. Н. Ф. Мордовский этнос / Н. Ф. Мокшин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989 — 84 с.
  145. Н. Ф. Севан эрькенть чиресэ : очерк // Сятко. 1994. -№ 7.-С. 67−71.
  146. А. И. Виде киге / А. И. Мокшони. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961. — 95 с.
  147. М. В. Мелиораторт / Мелиораторы / М. В. Моторкин. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. 68 с.
  148. Д. Т. Пинкст : кочказь произведения / Д. Т. Надькин-Саранск: Мордов.кн. изд-сь, 1993. 352 с.
  149. На подъеме // Сборник очерков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1957. -214 с.
  150. Н. И. С временем сверяя шаг. Нравственные искания в современной советской прозе / Н. И. Николаенко Киев.: Изд-во Киев, ун-та, 1984.-104 с.
  151. Об очерке / Мордов. ун-т. Саранск, 1958. — 148 с.
  152. В. Районные будни / В. Овечкин. М.: Совет. Россия, 1987. -368 с.
  153. М. И. Сокицянть борозданзо : очерк // Сятко. 1980. — № 3. -С. 56−60.
  154. И. Д. В одном колхозе // На подъеме. Сб. очерков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1957. — 126 с.
  155. И. Д. Дивизиясь мольсь икелев : очерк // Сятко. 1967. -№ 3. — С. 51−59.
  156. И. Д. Маша : очерк // Сятко. 1969. — № 1. — С. 56- 58.
  157. И. Оймесэ след // Сятко. 1975. — № 4. — 59−65 с.
  158. И. Д. Разведчикт : очерк // Сятко. 1968- № 1. — С. 6−11.
  159. И. Д. Тетят церат : очерк // Сятко- 1968. — № 1. — С. 4−8.
  160. Г. И. Во имя закона// Закон для всех один. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989.
  161. Г. И. Очерки из колхозной жизни: (Об очерках И. Антонова «На переднем крае») // Совет. Мордовия. 1956. — 20 марта.
  162. Г. И. Стан заблудившихся душ : очерк //Моск. журн. 1994. — № 4.-С. 47−51.
  163. Г. И. Чужая боль // Встречи: Публицистика. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. — 224 с.
  164. Е. Советский путевой очерк // Новый мир. 1966. — № 5.
  165. Р. Тевень азор = Хозяин своего дела // Сятко.- 1978- № 1. -С. 46−49.
  166. В. Тонавтыцянь тонавтыця // Сятко. 1975. — № 4. — 51- 59 с.
  167. Радин-Аловский В. И. Единоборство: очерк // Вперед за Родину. -1943. 28 июля.
  168. Радин Аловский В. И. Как фрицы позавтракали: очерк // Вперед за Родину. — 1943. -28 июля.
  169. Т. А. Кочказь сочиненият / Т. А. Раптанов. Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1948. — С. 48−57.
  170. В. К. Советский послевоенный очерк / В. К. Росляков М.: Совет, писатель, 1956. — 205 с.
  171. Сайгин М. J1. Малавонь Араповсь: очерк // Мокша. 1996. — № 5- 6. -С. 76- 83.
  172. М. Л. Терапевт : очерк // Сятко.- 1968. № 3. — С. 36−38.
  173. М. Л. Тигрань эшелон : очерк // Сяськома- 1947. № 3. -С. 18−22.
  174. С. А. Валда толхт : очерк / С. А. Самошкин. Саранск: Мордгиз, 1952. — 70 с.
  175. С. А. Етась толоньбачк : очерк // Мокша. 1975. — № 6. -С. 3−8.
  176. Т. Т. Раптановонь «Од пингень вий» сборниктэнть // Сятко.-1995. -№ 2.- С. 17−19.
  177. А. А. Солнечный ветер : очерки / А. А. Соболевский. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1956. 167 с.
  178. В. Е. Мордовская публицистика на современном этапе : учеб. пособие / В. Е. Соколова- Мордов. ун-т. Саранск, 1990. — 48 с.
  179. Ю. Г. Родные братья, но не близнецы // Звезда. 1968. -№ 5.- С. 47−51.
  180. А. П. Земле родной я песни посвящаю : очерк // Мордовия. -1991.- 6 дек.
  181. Л. А. Разведчик нового // Дружба народов. 1956. — № 2. -С. 186−188.
  182. Н. И. В братском содружестве / Н. И. Черапкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. — 384 с.
  183. Ф. М. Валдо эрямос : очеркть /Ф. М. Чесноков. Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1935. — 69 с.
  184. А. К. Коштонь азорт : очерк//Сятко. 1975.- № 1.
  185. Р. П. Уцяскань селмот : очеркть / Р. П. Щанкина. Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 2003. — 104 с.
  186. А. С. Морыця седей = Поющее сердце // Сятко. 1983. -№ 1.- С. 55.
  187. Н. Л. Корентнэ наксадсть / Н. Л. Эркай. Саранск: Мордгиз, 1932.-98 с.
  188. Н. Л. Победители // Волжская новь. 1933. — № 1. — 20 — 24 с.
  189. Н. Л. Родники души : речи, статьи, воспоминания / Н. Л. Эркай. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. 223 с.
  190. В. А. Взгляд со стороны: мордовский народ и край в сочинениях западноевропейских авторов 16−18-го столетий: очерки. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. 288 с.
  191. В. А. Хронограф или повествование о мордовском народе и его истории : очерки, рассказы / В. А. Юрчёнков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. — 368 с.
  192. Т. Лакиця эрямо // Сятко. 1984. — № 6. — С. 43−51.
  193. Т. Ф. Соседи // Совет. Мордовия 1956. — 21 июня.
  194. Т. Талант // Сятко. 1981. — № 5. — 62−68 с.
  195. Т. Ф. Сельская новь : очерки / Т. Ф. Якушкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1956. — 106 с.
  196. И. А. Сын земли // Золотая нить жизни. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. — С. 85- 89
  197. И. Кинди лезды пингсь // Мокша. 1985 — № 4. — С. 4−12.
  198. И. Кев латко // Сятко. 1987. — № 2. — С. 53−61.
Заполнить форму текущей работой