Символика розы в русской и немецкой поэзии конца XVIII — начала XX веков: Опыт сопоставления
Диссертация
В XX же столетии возрождается традиция написания собственной эпитафии, такая же древняя, как и образ розы. Известно, что в эпоху модернизма особенно обостряется трагическое мироощущение, осознание неизбежности конца земного бытия, поэтому Рильке увековечивает в собственной эпитафии образ, который выражает у него идею искусства, прекрасного, любви, жизни. Своё поэтическое предназначение соотнёс… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОБРАЗ РОЗЫ В НЕМЕЦКОЙ ПОЭЗИИ
- 1. 1. РОЗА И ЕЁ СИМВОЛИКА В ЛИРИКЕ И.В. ГЁТЕ
- 1. 2. СИМВОЛИКА РОЗЫ В ЛИРИКЕ ПОЭТА-РОМАНТИКА НИКОЛАУСА ЛЕНАУ
- 1. 3. ГЁТЕ И ЛИТЕРАТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
- 1. 4. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА РОЗЫ В ПОЭЗИИ МОДЕРНИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА РАЙНЕРА МАРИИ РИЛЬКЕ)
- ГЛАВА 2. СИМВОЛИКА РОЗЫ В РУССКОЙ ЛИРИКЕ КОНЦА
- XVIII. — НАЧАЛА XX ВЕКОВ
- 2. 1. ТРАДИЦИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТ (ОБРАЗ ЮЗЫ И ОБРАЗ ЦВЕТКА)
- 2. 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ ОБРАЗА РОЗЫ В ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
- 2. 3. РОМАНТИЧЕСКИЕ АЛЛЮЗИИ И ФУТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА РОЗЫ (ПРОЧТЕНИЕ ОБРАЗА И.С. ТУРГЕНЕВЫМ И ИГОРЕМ СЕВЕРЯНИНЫМ)
- 2. 4. ОБРАЗ РОЗЫ В ЭСТЕТИКЕ АКМЕИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Н.С.ГУМИЛЁВА)
- XVIII. — НАЧАЛА XX ВЕКОВ
Список литературы
- Аверинцев С.С. Поэты: Вергилий, Сирин, Нарекаци, Державин, Жуковский, Иванов, Мандельштам, Брентано, Честерсон, Гессе. -М.: Школа «Языки рус. культуры», 1996. 364 с.
- Алексеев М.П. Споры о стихотворении «Роза» // Алексеев М. П. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. с. 326 — 377.
- Аполлонова A.B. «Время» в мотивной системе лирики A.C. Пушкина 1820-х годов // Филологические науки, 2002, № 5. с. 22 — 33.
- Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. Сб. статей. М.: «Искусство», 1968. — 652 с.
- A.C. Пушкин: Шк. энцикл. слов. / Сост. В. Я. Коровина, В.И. Коровин- Редкол. В. И. Коровин (отв. ред.) и др.- Под ред. В. И. Коровина. -М.: Просвещение, 1999. 776 с.
- Ахтырская В.Н. Поздняя лирика Райнера Марии Рильке: (Проблемы поэтики). Дисс. на соискание учёной степени к.ф.н. — СПб., 2002. -251 с.
- Бакина М.А., Некрасова Е. А. Эволюция поэтической речи XIX XX веков: Перифраза. Сравнение. -М.: Наука, 1986. — 191 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -421 с.
- Бенедиктов В.Г. Стихотворения. JL: Сов. писатель, 1983. — 814 с.
- Березина А.Г. Поэзия и проза молодого Рильке. J1.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. — 181 с.
- Березина А. Г. Творчество P.M. Рильке 1890 1900-х годов и проблемы искусства. Дисс. на соискание учёной степени к.ф.н- Л., 1988.-400 с.
- Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. — Л.: «Худож. лит.», 1973. -565 с.
- Becher J.R. Das poetische Prinzip. Mit einem Anhang: Philosophie des Sonetts oder kleine Sonettlehre und «Ein wenig uber vier Seiten.» Berlin, Aufbau-Verl., 1957,462 S.
- Бидерманн Г. Энциклопедия символов. Пер. с нем. М.: Республика, 1996.-333 с.
- Блок A.A. Двенадцать // Блок A.A. Собрание сочинений в 8 т. М.-Л.: Гослитиздат, 1960 — 1963. — Т. 3, 1960. — с. 347 — 360.
- Bollnow O.F. Rilke. 2. erw. Aufl. Stuttgart, Kohlhammer, 1956. 35 S.
- Борхес Х.Л. Жёлтая роза // Борхес Х. Л. Круги руин. СПб.: «Азбука», 2000. — с. 190 — 191.
- Бухштаб Б.Я. A.A. Фет. Очерк жизни и творчества. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. — 136 с.
- Васильева А.Н. Художественная речь. М.: Русский язык, 1983. -256 с.
- Васкиневич А.И. Символ в творчестве гейдельбергских романтиков. Дисс. на соискание учёной степени к.ф.н. М., 2000. — 160 с.
- Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа» СПб.: Наука, 1994.-238 с.
- Верзилин Н.М. По садам и паркам мира. Л.: Детгиз. Ленингр. отд-ние, 1961.-399 с."
- Веселовский А.Н. Из поэтики розы // Веселовский А. Н. Избранные статьи. Л.: ГИХЛ, 1939. — с. 132 — 139.
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. -404 с.
- Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. — 255 с.
- Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М.: Гослитиздат, 1941. — 620 с.
- Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. — М.: Учпедгиз., 1959.-362 с.
- Витковский Е. Роза Орфея // Райнер Мария Рильке. Избранные сочинения. Пер. с нем. — М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. — с. 5 -28.
- Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х — 1925-го годов в комментариях: Учебное пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1993. — 272 с.
- Гегель. Соч. в 14 т. М. Соцэкгиз., 1958. — Т.14. Лекции по эстетике. — 440 с.
- Гейне Г. Романтическая школа // Гейне Г. Собр. соч. в 10 т. М.: Гослитиздат, 1958. — Т. 6. — с. 143 — 277.
- Гейне Г. Собр. соч. в 10 т. М.: Гослитиздат, 1958. — Т. 5. — 534 с.
- Гёте И.В. Об искусстве. М.: «Искусство», 1975. — 622 с.
- Гёте И.В. Фауст. М.: «Правда», 1975. — 480 с.
- Goethe J. W. Faust. Л.: Просвещение, 1971. — 200 с.
- Goethe J.W. Faust. Th. 2. Berlin, Borngraber, s.a., 301 S.
- Goethe. Gedichte. Bd. 1 4. Brl., Craf, 1924 — 1925.
- Goethe. Gedichte. S-Hirzel-Verlag, Leipzig, 1954, 410 S.
- Гинзбург Л.Я. О лирике. M.: Интрада, 1997. -415 с.
- Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР Ленингр. отд-ние., 1962. — 466 с.
- Городецкий С.М. Некоторые течения в современной русской поэзии //Аполлон, 1913, № 1. — с. 46−50.
- Грехнёв В.А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1985. — 239 с.
- Григорьева А.Д., Иванова H.H. Язык лирики XIX в.: Пушкин, Некрасов. М.: Наука, 1981. — 340 с.
- Григорьева А.Д., Иванова H.H. Язык поэзии XIX XX веков: Фет. Современная лирика. -М.: Наука, 1985. — 231 с.
- Григорьян К.Н. Пушкинская элегия. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1990.-255 с.
- Grun К. Uber Goethe vom menschlichen Standpunkte. Darmstadt, Leske, 1846, 323 S.
- Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М.: Интрада, 1995. -320 с.
- Гумилёв Н.С. Наследие символизма и акмеизм // Гумилёв Н. С. «Когда я был влюблён.» -М.: Школа-Пресс, 1994. с. 603 — 607.
- Гумилёв Н.С. Сочинения в 3 т. М.: Худож. лит., 1991.
- Дмитриев И.И. Стихотворения Ивана Ивановича Дмитриева. — 6-е изд. Спб.: В типографии Н. Греча, 1823. — 155 с. t
- Донская A.A. Творчество Гёте и фольклор. Дисс. на соскание учёной степени к.ф.н. М., 1999. — 184 с.
- Елисеева А.Н. Предметный символ в поэтике И. Анненского (на материале лексико-семантической группы «цветы». Лилия.) // Филологические науки, 2000, № 6. — с. 56 67.
- Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений. — Пб.: «ОПОЯЗ», 1921.-110 с.
- Жуковский В.А. Полное собрание сочинений в 12 томах. СПб.: Маркс, 1902.
- Журавлёв А.П. Звук и смысл: Кн. для внеклас. чтения (VIII X кл.). -М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
- Журавлёв А.П. Фонетическое значение. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1974. -150 с.
- Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М. Фирма «Т-Око», 1992.-362 с.
- История русского и советского искусства / Под ред. Д. В. Сарабьянова. М.: Высш. школа, 1979. — 380 с.
- Карельский A.B. О лирике Рильке // Reiner Maria Rilke. Gedichte. M.: Progress, 1981.-с. 5−38.
- Касаткина В.Н. «Здесь сердцу будет приятно.»: Поэзия В. А. Жуковского. -М.: Община, 1995. 182 с.
- Касаткина В.Н. Поэтическое мировоззрение Ф.И. Тютчева. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1969. 254 с.
- Кибрик JI.E. Н. Ленау. Дисс. на соискание учёной степени к.ф.н. Л., 1970.-416 с.
- Кожинов В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. -М.: Просвещение, 1970. 237 с.
- Колесниченко Т.В. Эволюция эстетического осмысления природы в русской поэзии 40 50-х годов XIX века (H.A. Некрасов, И. С. Никитин, A.A. Фет). Дисс. на соискание учёной степени к.ф.н. -Днепропетровск, 1987. — 190 с.
- Кормилов С. И. Сонеты Н.С. Гумилёва // Филологические науки, 1999, № 4.-с. 11−20.
- Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. М.: Просвещение, 1980. -160 с.
- Коровин В.И. Русская поэзия XIX века. М.: Знание, 1983. — 128 с. м
- Korff H.A. Geist der Goethezeit. Versuch einer ideellen Entwicklung der klassisch-romantischen Literaturgeschichte. In 5 Bde, 6. Aufl., Leipzig, Koehler & Amelang, 1966.
- Korff H.A. Geistesgeschichte der Goetheschen Lyrik. Berlin, Akad-Verl., 1963,26 S.
- Korff H.A. Goethe im Bildwandel seiner Lyrik. Bd. 1−2. Leipzig, Koehler & Amelang, 1959.
- Красухин Г. Г. Доверимся Пушкину: Анализ пушкинской поэзии, прозы и драматургии. М.: Флинта: Наука, 1999. — 400 с.
- Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Избр. статьи. Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1974. — 285 с.
- Лебедева О.Б., Янушевич A.C. Германия в зеркале русской словесной культуры XIX начала XX века. Koln- Weimar- Wien, 2000, 274 S.
- Ленау H. Стихотворения. Ян Жижка. М.: Худож. лит., 1956. — 208 с.
- Lenau, Nikolaus. Samtliche Werke und Briefe. Bd. 1−3. Leipzig, InselVerl., 1970.
- Lilienkron Detlev von. Gesammelte Werke. In 8 Bde, Verlag bei Schuster & Loffler in Berlin, B.2. Gedichte, 6. Auflage, 1917, 400 S.- B. 3.
- Gedichte. 5. Auflage, 1916, 428 S.
- Литвинец H.C. Творчество Рильке 20-х годов. Дисс. на соискание учёной степени к.ф.н. М., 1975. — 232 с.
- Lommatzsch Е. Blumen und Fruchte im altfranzosischen Schriftum, Mainz, 1967−27 S.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: Тр. по языкознанию. М.: Изд-во ^ МГУ, 1982.-479 с.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: «Искусство», 1976. 366 с.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние., 1972. — 270 с.
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 548 с.
- Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Символ в системе культуры: труды по знаковым системам. XXI. Тарту: Тартус. ун-т, 1987.-с. 10−21.
- Лотман Ю.М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и типологии культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3 т. — Таллинн: Александра, 1992−1993.-Т. 1, 1992.-с. 269−286.
- Мандельштам А.И. Серебряный век: Русские судьбы. СПб.:•t
- Предприниматель Громов Алексей Александрович, 1996. 320 с.
- Мандельштам О.Э. О природе слова // Мандельштам О. Э. «Сохрани мою речь». М.: Школа-Пресс, 1994. — с. 390 — 404.
- Мандельштам О.Э. Утро акмеизма // Мандельштам О. Э. «Сохрани мою речь». М.: Школа-Пресс, 1994. — с. 381 — 386.
- Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М.: Сов. писатель, 1987. — 317 с.
- Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М.: Аспект-пресс, 1995.-380 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. в 56 т. 2-е изд. — М.: Госполитиздат., 1955 — 1980, — Т. 37, 1965. — 599 с.
- Мейлах Б.С. Пушкин и его эпоха. М.: Гослитиздат, 1958. — 698 с.
- Мейлах Б.С. Пушкин и русский романтизм. M.-JI.: Изд-во Акад. наук СССР, 1937.-294 с.
- Мейлах Б.С. Художественное мышление Пушкина как творческий процесс. -M.-JL: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. 249 с.
- Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. — 174 с.
- Мифологический словарь, ред. Мелетинский Е. М. М.: Сов. энциклопедия, 1999. — 736 с.
- Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. Гл. ред. С. А. Токарев. -М.: Сов. энциклопедия, 1987.
- Михайлова Н.И. «Витийства грозный дар.»: A.C. Пушкин и русская ораторская культура его времени. — М.: Рус. Путь, 1999. 412 с.
- Morike E. Gesammelte Werke in 2 Banden. C. Bertelsmann Verlag, 1957, Bd. 1,576 S.
- Мочульский K.B. Поэтика Гумилёва // Звено, № 20. Париж, 18 июня, 1923.-с. 2.
- Мятлев И.П. Полное собрание сочинений. Т. 1 2. СПб.: Фёдоров, 1857.
- Некрасов H.A. Полное собрание сочинений и писем в 9 томах. Под общ. ред. В.Е. Евгеньева-Максимова, А. М. Еголина и К. И. Чуковского. М.: ОГИЗ Гос. изд. худ. лит., 1948 — 1950. — Т. 1 — 2, 1948.
- Непомнящий B.C. Пушкин. Русская картина мира. М.: Наследие, 1999.-542 с.
- Неусыхин А.И. Основные темы поэтического творчества Рильке // Райнер Мария Рильке. Новые стихотворения. Новых стихотворений вторая часть. М.: Наука, 1977. — с. 428 — 443.
- Novalis. Schriften. In 4 Bde. Stuttgart, Kohlhammer, 1960 1988.
- Ортега-и-Гассет X. Две великие метафоры // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. — с. 68 — 81.
- Павловец М.Г. Становление художественной системы Б.Л. Пастернака и творчество P.M. Рильке. — Дисс. на соискание учёной степени к.ф.н. М., 1997. — 238 с.
- Панкратова O.B. Эволюция образов-символов в поэтическом наследии Н.С. Гумилёва. Дисс. на соискание учёной степени к.ф.н. -М., 1997.-117 с.
- Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. — М.: «Сов. писатель», 1978. 446 с.
- Поэтика жанра и образа. Тарту: Тартус. ун-т, 1990. — 105 с.
- Пустовойт П.Г. От слова к образу. Киев: «Радянська школа», 1974. -192 с.
- Пустовойт П.Г. Поздний Тургенев: гармония скорбящей лиры // Филологические науки, 2001, № 5. с. 3 — 12.
- Пустовойт П.Г. Слово и образ в художественном произведении. М.: «Знание», 1963. — 32 с.
- Пустовойт П.Г. Слово стиль — образ. — М.: Знание, 1980. — 64 с.
- Пустовойт П.Г. Романтическое начало и его эволюция в творчестве И.С. Тургенева // Пустовойт П. Г. И. С. Тургенев художник слова. -М.: Изд-во МГУ, 1987. — с. 47 — 63.
- Пушкин A.C. Полное собрание сочинений. Т. 1. 17. Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1837 — 1859.
- Пьяных М.Ф. «Серебряный век» русской поэзии // Серебряный век. Петербургская поэзия конца XIX начала XX в. — Л.: Лениздат, 1991.-с. 511 -523.
- Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». — М.: Просвещение: «Владос», 1996. 192 с.
- Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века: («Рассвет на Неве»): Кн. для учащихся. -М.: Просвещение, Владос, 1995. 191 с.
- Ратгауз Г. И. Райнер Мария Рильке (Жизнь и поэзия) // Райнер Мария Рильке. Новые стихотворения. Новых стихотворений вторая часть. — М.: Наука, 1977. с. 373 — 419.
- Rehm W. Orpheus. Der Dichter und die Toten. Selbstdeutung und Totenkult bei Novalis Holderlin — Rilke. Dusseldorf, Schwann, 1950, 704 S.
- Rilke R.M. Gesammelte Werke. Bd. 1 6. Insel-Verlag, Leipzig, 1927.
- Рильке P.M. Избранные сочинения. Пер. с нем. — М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. — 704 с.
- Рильке P.M. Стихотворения: Сборник / Сост. В. Куприянов. М.: ОАО Издательство «Радуга», 1998. — На немецком языке с параллельным русским текстом. — 320 с.
- Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел. (= Материалы и исследования по истории русской культуры. Вып. 4). М.: ОГИ, 2000. — 152 с. Перевод с английского.
- Rosen: Texte aus der Weltliteratur. Hrsg. von Anne Marie Frohlich. Zurich, Manesse Verlag, 1997, 464 S.
- Рудницкий М.Л. Лирика Райнера Марии Рильке 1890−1910-х годов. К проблеме становления поэтического стиля. Дисс. на соискание учёной степени к.ф.н. М., 1976. — 264 с.
- Рудницкий М.Л. «Только голос.» (о поэзии Райнера Марии Рильке // P.M. Рильке. Избранная лирика. Пер. с нем. М.: Молод, гвардия, 1974.-с 3−10.
- Русский стих: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: В честь 60-летия М. Л. Гаспарова. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1996. — 336 с.
- Северянин, Игорь. Сочинения. Таллинн: Ээст раамат, 1990. — 541 с.
- Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М.: «Худ. лит.», 1970. -292 с.
- Слово и образ (сб. статей). Сост. В. В. Кожевникова. М.: «Просвещение», 1964. -288 с.
- Созина Е.К. Теория символа и практика художественного анализа. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та им. A.M. Горького, 1998. — 128 с.
- Соколова Н.К. Слово в русской лирике начала XX века (Из опыта контекстологического анализа). Воронеж, Изд-во Воронежского унта, 1980. -160 с.
- Солодуб Ю.П. Текстообразующая функция символа в художественном произведении // Филологические науки, 2002, № 2. -с. 46−55.
- Sorensen В.A. Symbol und Symbolismus in den asthetischen Theorien des 18. Jahrhunderts und der deutschen Romantik. Kopenhagen, Munksgaard, 1963, 332 S.
- Соссюр Фердинанд де. Труды по языкознанию. М.: «Прогресс», 1977.-695 с.
- Seward В. The symbolic Rose. N.Y. — Columbia University press., 1960. -233 p.
- Степанов H.Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. 2-е изд. — М.: «Худ. лит.», 1974. — 368 с.
- Thalmann M. Zeichensprache der Romantik. Heidelberg, 1967, 115 S.
- Теория метафоры: Сборник: Пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. -М.: Прогресс, 1990. 512 с.
- Тодоров Л.В. Жизнь стиха: как читать и понимать стихи. — М.: Мегатрон, 2000. 84 с.
- Томашевский Б.В. Пушкин. Работы разных лет. М.: Книга, 1990. -670 с.
- Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Культура», 1995. — 624 с.
- Тростников М. Образ розы в контексте фаустовской культуры // Поэтология. М., 1997. — с. 166 — 180.
- Тургенев И.С. Полное собрание сочинений И.С. Тургенева в 12 томах. СПб.: Маркс, 1898.
- Тынянов Ю.Н. Проблемы стихотворного языка. Статьи. М.: Сов. писатель, 1965. — 302 с.
- Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1968. — 423 с.
- Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. Т. 1 2. — Л.: Советский писатель, 1939.
- Федин B.C. А.А, Фет (Шеншин). Материалы к характеристике. -Пгр., 1915.-280 с.
- Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика. М.: Флинта, 1997. — 336 с.
- Федотов О.И. Сонет серебряного века: Русский сонет конца XIX -начала XX веков. М.: Правда, 1990. — 767с.
- Фет A.A. Воздушный город: Стихотворения 1840 1892 гг. / Ред.-сост. И. А. Курамжина. -М.: Центр-100, 1996. — 352 с.
- Фет A.A. Избранные стихотворения. Берлин: Эфрон, б. г. — 213 с.
- Fried, Jochen. Die Symbolik des Realen. Uber alte und neue Mythologie in der Fruhromantik. Munchen, 1985, 306 S.
- Hecker J. Das Symbol der Blauen Blume im Zusammenhang mit der Blumensymbolik der Romantik. Jena, Frommann, 1931, 91 S.
- Heine H. Die Gedichte. Volksverlag Weimer, 1960, 848 S.
- Heine H. Gedichte. Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1978, 3. Auflage, 744 S.
- Heine H. Gesammelte Werke. Bd. 1 6. Brl., Aufbau-Verl., 1951.
- Herder J. G. v. Samtliche Weke. 9. Teil. Stuttgart und Tubingen, 1828,464 S.
- Холшевников B.E. Анализ композиции лирического стихотворения // Анализ одного стихотворения: Межвузовский сб. / Под ред В. Е. Холшевникова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — с. 5 — 44.
- Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. -184 с.
- Holz A. Gedichte. Verlag Neues Leben Berlin, 1981, 32 S.
- Holz A. Das Werk. Bd 1 10. Brl., Dietz, 1924 — 1925.
- Храповицкая Г. Н. Двоемирие и символ в романтизме и символизме // Филологические науки, 1999, № 3. с. 35 -42.
- Художественный текст как сложно построенный смысл. «Как хороши, как свежи были розы.» // Вартаньянц А. Д., Якубовская М. Д. Поэтика. -М.: АО «Аспект-пресс», 1994. с. 8 — 12.
- Чернухина И.Я. Общие особенности поэтического текста. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1987. — 158 с.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ поэтического текста. — Л.: Просвещение, 1990. -414 с.
- Шекспир В. Ромео и Джульетта // Шекспир В. Полное собрание сочинений в 10 т. Пер. с английского. Сост. А. Н. Шахмайкин. М.: Алконост, Лабиринт, 1994. — Т. 3. Трагедии. — с. 161 — 278.
- Шелестюк Е.В. Символ Versus Троп: Сравнительный анализ семантики // Филологические науки, 2001, № 6. с 50 — 57.
- Шервинский C.B. Ритм и смысл. К изучению поэтики Пушкина. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961.-272 с.
- Schleiden M.J. Die Rose. Geschichte und Symbolik in ethnografischer und kulturhistorischer Beziehung. Lpz., 1873, 322 S.
- Шлегель Ф. Фрагменты // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. М.: Искусство, 1983. — Т. 1. — с. 280 — 316.
- Шмелёв Д.Н. Слово и образ. М.: Наука, 1964. — 120 с.
- Эккерман И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. — М,-Л.: «Академия», 1934. 961 с.
- Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко У. Имя розы. Роман. Заметки на полях «Имени розы». Эссе. Пер. с итал. Е. Костюкович. Предисл. Автора. Послесловия Е. Костюкович, Ю. Лотмана. СПб.: Издательство «Симпозиум», 1997. — с. 596 — 644.
- Элиот Т.С. Назначение поэзии. М.: Совершенство, 1997. — 350 с.
- Энциклопедия символов, знаков, эмблем (Сост. В. Андреева и др.). -М.: Локид- Миф, 2000. 576 с.
- Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной.: Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высш. шк., 1990. — 320 с.
- Эткинд Е.Г. Проза о стихах. СПб.: «Знание», 2001. — 448 с.
- Jurgensen, Manfred. Symbol als Idee. Studien zu Goethes Asthetik. Francke Verlag Bern und Munchen, 1968, 146 S.224., Язык как творчество. Сборник статей к 70-летию В. П. Григорьева. -М.: «ИРЯ РАН», 1996. 365 с.
- Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. — 460 с.
- Ястребов А.Л. Слово: воплощённое бытие. Пособие для старшеклассников. М.: Интерпракс, 1994. — 240 с.