Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Карачаево-балкарская поэзия 1940-1980-х гг. в историко-культурном контексте северокавказской литературы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первое десятилетие после войны карачаевская и балкарская поэзия продолжает свою эволюцию в жанровом и тематическом развитии. Ведущей темой оставалась тема патриотизма, тема любви к своей малой родине, которую балкарцы и карачаевцы, как и другие народы Северного Кавказа потеряли на 13 лет. С этой темой перекликается тема депортации. Высланные поэты-фронтовики, защищавшие Родину, по-прежнему… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И ЖАНРОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВОЕННЫХ ЛЕТ
    • 1. 1. Родина и родной край — центральные темы карачаево-балкарской поэзии 1941−1945 гг
    • 1. 2. Нравственно-эстетическая сила воздействия национальной лирики о боевой дружбе солдат
    • 1. 3. Образ любимой женщины в художественной концепции карачаево-балкарской литературы сороковых годов
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
    • 2. 1. Вера в социальную справедливость и её художественное решение в поэзии депортированных народов
    • 2. 2. Поэтическая онтология карачаевской литературы периода среднеазиатской ссылки
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ В КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОЙ ПОЭЗИИ 60−80-х
  • ГОДОВ ДВАДЦАТОГО ВЕКА
    • 3. 1. Национально-эстетические особенности поэмы «Огнем опаленное детство» Юсуфа Каракетова
    • 3. 2. Поэма «Завещание» Кайсына Кулиева, и её онтологический аспект. Эволюция художественного образа

Карачаево-балкарская поэзия 1940-1980-х гг. в историко-культурном контексте северокавказской литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Состояние российского литературоведения на современном этапе характеризуется пристальным интересом к национальному художественному наследию, потребностью осмысления сложившихся закономерностей, которые определяют перспективу дальнейшего развития духовной культуры. При этом процессы, связанные с глобализацией, настоятельно требуют от исследователей изучения не только собственной художественной этнокультуры, но и ее широкого контекста с установлением типологических связей, синхронных идейно-тематических полей, жанровых систем, призванных подчеркнуть общность человеческого мышления в целом.

Актуальность темы

диссертационного исследования заключается в необходимости системного изучения своеобразного пути развития карачаево-балкарской поэзии, её проблематики, эволюции жанров и стилей в историко-культурном контексте литератур Северного Кавказа. Вопросы становления и развития литературных жанров в последнее время приобретают особую актуальность в свете современного литературоведения.

Карачаево-балкарская поэзия 1940;1980;х годов, как и в целом вся северокавказская литература, успешно развивалась, и проблема её национального своеобразия — одна из актуальных задач, имеющих отношение к основным тенденциям проблемно-тематического, жанрового, эстетического формирования национальной литературы как неотделимой части процессов и закономерностей, общих для литератур Российской Федерации.

Указанный период развития карачаево-балкарской поэзии представлен именами известных поэтов Кязима Мечиева, Исмаила Семенова, Кайсына Кулиева, Керима Отарова, Сафара Макитова,.

Ибрагима Маммеева, Халимат Байрамуковой, Азамата Суюнчева, Юсуфа Каракетова, Османа и Назира Хубиевых, Ибрагима Бабаева, Магомета Мокаева, Муссы Батчаева (поэта и прозаика). Их творчество представлено нами в контексте эволюционного и тематического развития северокавказской литературы.

Таким образом, актуальность работы определяется недостаточной изученностью в отечественном литературоведении карачаево-балкарской поэтической культуры 1940;1980;х годов, вобравшей в себя военную лирику, художественный опыт поэтов-спецпереселенцев, а также медитативный лиро-эпос периода возрождения. Некоторые проблемы, лежащие в основе диссертации (в частности, вопрос о национальном своеобразии жанровой системы и ее обусловленности историческими факторами) позволяют выйти за рамки сугубо северокавказской специфики и могут представлять интерес для разного рода компаративистских исследований в области исторической поэтики.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые исследуются идейно-тематические вопросы, внутренне связанные с проблемой эволюции жанров карачаево-балкарской поэзии 1940;1980 гг. в контексте литератур Северного Кавказа.

В диссертационной работе предпринята попытка системного исследования художественной индивидуальности балкарских и карачаевских поэтов Кязима Мечиева, Исмаила Семенова, Кайсына Кулиева, Азамата Суюнчева, Керима Отарова, Юсуфа Каракетова и других с целью выявления закономерностей формирования художественно-эстетического своеобразия этой национальной литературы в контексте литературы северокавказского региона.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является изучение карачаево-балкарской литературы периода 19 401 980 годов в её эволюционном развитии, типологических связях, художественно-эстетическом своеобразии. Нами впервые предпринята попытка изучения процессов становления и развития жанров карачаево-балкарской поэзии, формирования её художественного своеобразия в контексте литератур Северного Кавказа.

Цель исследования обусловила следующий ряд задач:

• изучить основную проблематику и жанровое разнообразие карачаево-балкарской поэзии периода Великой Отечественной войны;

• исследовать поэтическую онтологию карачаево-балкарской литературы периода среднеазиатской ссылки;

• выявить жанрово-тематическую эволюцию в балкарской и карачаевской поэзии 60−80-х годов XX века.

Объектом исследования является жанрово-стилевая картина, а также идейно-тематический комплекс карачаево-балкарской поэзии 19 601 980 гг., рассмотренные в типологической соотнесенности со сходными художественными явлениями северокавказской и общероссийской литературы. В качестве предмета изучения выбраны жанр лирического стихотворения, поэмы, баллады К. Мечиева, И. Семенова, К. Кулиева, К. Отарова, А. Суюнчева, С. Макитова, Ю. Каракетова, Т. Зумакуловой и других в контексте северокавказской поэзии. Отбор произведений обусловлен хронологической принадлежностью к определенному периоду развития той или иной жанровой разновидности в системе национальной литературы.

Степень научной разработанности темы. Карачаево-балкарская поэзия 1940;1980 годов, обладающая определенными закономерностями развития, неразрывно связанная с эволюцией всего литературного процесса, с его идейно-эстетической и нравственно-этической проблематикой, не рассматривалась в таком целостном изучении, как в данной диссертации. По заявленной тематике нет специального монографического исследования.

Однако данная проблема в том или ином аспекте затрагивалась в трудах, посвященных национальным поэтам или отдельным литературоведческим проблемам. Среди них монографии Т. А. Чанкаевой «Эволюция карачаевской литературы: проблематика, поэтика, межлитературные связи» (М.-Ставрополь, 2004) — «Азамат Суюнчев». Очерк творчества (М., 1998) — Р. Кучмезовой «И мой огонь горел.». Эссе о Слове Кязима (Нальчик, 1996) — Х. Х. Малкандуева «Этническая культура балкарцев и карачаевцев (Нальчик, 2001), Т. Е. Эфендиевой «Кайсын Кулиев». Литературный портрет (М., 1985), «Страницы жизни и творчества Керима Отарова» (Нальчик, 1997), «Откровение». О лирике Т. Зумакуловой. (Нальчик, 1991) — К.-М. Тотуркулова «Великий певец Кавказа». О поэте И. Семенове (Черкесск, 2006).

Особое место в национальном литературоведении занимают «Очерки истории балкарской литературы» (Нальчик, 1981) и «Очерки истории карачаевской литературы» (Карачаевск, 2001), в основу которых положен принцип создания литературных портретов национальных писателей и общая характеристика литератур 20−30-х годов, литература периода Великой Отечественной войны, литература на современном этапе.

Следует также отметить диссертационные исследования, выполненные в период 2001;2008 годов и посвященные проблемам развития карачаево-балкарской поэзии и прозы, её жанровой специфике, творчеству отдельных поэтов и прозаиков: Б. И. Тетуева «Становление и развитие карачаево-балкарской авторской поэзии второй половины XIX-начала XX века: концепция человека, поэтика» (Нальчик, 2008) — З. А. Кучуковой «Онтологический метакод как системообразующий принцип этнопоэтики: на материале карачаево-балкарской поэзии» (Нальчик, 2006) — Ф. Х. Ульбашевой «Кайсын Кулиев и Ибрагим Бабаев: опыт сравнительно-сопоставительной характеристики» (Нальчик, 2008), Ф. И. Отаровой «Поэзия Кайсына Кулиева»: национально-эстетическое самовыражение.

Нальчик, 2008) — Н. В. Ефрюковой «Русскоязычная карачаевская и балкарская проза: жанровая эволюция и поэтика: на примере К. Кулиева и А. Суюнчева (Нальчик, 2008) — JI.A. Борлаковой «Творчество Муссы Батчаева»: проблема поэтики и стиля (Нальчик, 2006) — А. Ю. Ордоковой «Лирика Халимат Байрамуковой в контексте развития карачаевской поэзии 60−80-х годов XX века» (Нальчик, 2001) — З. И. Хубиевой «Карачаевская повесть 1960;1980;х годов: проблема жанрово-стилевых исканий» (Нальчик, 2001) — М. М. Каракотовой «Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев» (Нальчик, 2007) и др.

Значительную роль в изучении проблемы формирования литературных жанров, поэтики и стилистики в контексте взаимосвязей национальных литератур сыграли фундаментальные научные труды Л. А. Бекизовой, А. Х. Хакуашева, Т. Ш. Биттировой, А. Х. Мусукаевой, З. Х. Толгурова, Ю. М. Тхагазитова.

При всем многообразии научных мнений и концепций по вопросам эволюции жанров, стилей, поэтики в национальной литературе до настоящего времени нет специального монографического исследования, посвященного карачаево-балкарской поэзии 1940;1990 гг., в её эволюционном развитии в контексте литератур Северного Кавказа.

Методологической основой диссертации стали принципы и методы, разработанные в трудах ведущих исследователей современного литературного процесса: С. С. Аверинцева, А. И. Алиевой, Л. Н. Арутюнова, М. М. Бахтина, П. Беркова, В. А. Бигуаа, Р. Бикмухамедова, Г. Г. Гамзатова, Н. Г. Джусойты, В. М. Жирмунского, Д. С. Лихачёва, Н. С. Надьярных, И. Неупокоевой, З. Г. Османовой, М. Пархоменко, Р. Ф. Юсуфова.

При исследовании вопросов, связанных с национальной спецификой и своеобразием стилей, жанров, поэтики, мы учитывали мнения и отдельные положения, содержащихся в трудах ученых северокавказского региона Х. И. Бакова, Л. А. Бекизовой, Т. Ш. Биттировой, Л. В. Витковской,.

А.М.Гутова, A.M. Казиевой, З. А. Кучуковой, Х. Х. Малкандуева, А. Х. Мусукаевой, З. Х. Толгурова, Ю. М. Тхагазитова, А. Х. Хакуашева, А. А. Ципинова, Т. А. Чанкаевой, К. Г. Шаззо, Т. Е. Эфендиевой. Их труды сыграли важную роль в исследовании научной концепции — о карачаево-балкарской поэзии 1940;1990 гг. Решение поставленных задач в данной диссертации потребовало обращения к историко-культурному процессу северокавказской поэзии.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что исследуемая в ней концепция эволюции карачаево-балкарской поэзии 1940;1980;х годов, определение национальных особенностей формирования литературных жанров, стилей, поэтики могут способствовать дальнейшему комплексному изучению специфики балкарской и карачаевской поэзии в историко-культурном аспекте северокавказских литератур.

Практическая ценность исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы и литературоведческий материал могут составить основу спецкурсов и спецсеминаров по творчеству отдельных балкарских и карачаевских поэтов в вузовской и школьной практике. Материалы диссертации могут быть использованы при изучении истории и теории балкарской и карачаевской литературы в рамках курса «Литература народов России».

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные положения и выводы диссертационной работы изложены на международных, всероссийских, региональных научно-практических и научно-теоретических конференциях: «Актуальные проблемы воспитания молодежи на современном этапе»: Международная научно-практическая конференция (Москва, 14 мая 2007) — «Социокультурные проблемы кавказского региона в контексте глобализации»: Всероссийская научно-практическая конференция (Нальчик, 16 мая 2007) — «Творческое наследие Кайсына Шуваевича Кулиева и современность»: межвузовская научнотеоретическая конференция (Нальчик, 31 октября 2007). Шестые Эльбрусские чтения- «Культура, искусство и образование провинциальной России в контексте истории»: Всероссийская научно-практическая конференция (Оренбург, 25−27 апреля 2007). Всего по теме диссертации опубликовано 8 статей, в том числе в ведущем рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК («Культурная жизнь Юга России» Краснодар, 2008, № 4).

Диссертация обсуждена на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (КБГУ, июнь 2008) и на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (май, 2009).

Структура диссертации. Поставленные цели и задачи диссертационной работы определили её структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования избранной темы «Карачаево-балкарская поэзия 1940;1980;х гг. в историко-культурном контексте северокавказской литературы (проблемно-тематическая эволюция и поэтика жанров)» мы пришли к следующим выводам:

Карачаево-балкарская поэзия является органической частью северокавказской национальной литературы и по праву входит в отечественную художественную культуру. Культура, как известно, порождена общим потоком всемирной истории и в этом отношении открыта всем явлениям социально-общественной жизни, так как в изоляции ни один народ не жил и не может существовать. Тысячелетиями шло взаимопроникновение и взаимообогащение культур различных народов. Художественные образы мира могут повторяться и по-разному воплощаться в искусстве слова. Любой образ — это внешний мир, попавший в фокус национального сознания и национального самосознания.

Феномен развития и формирования младописьменной балкарской и карачаевской поэзии стал как бы характерной особенностью художественной литературы сороковых-восьмидесятых годов прошлого века и его основой явились многие детерминанты, трудно объяснимые, если учитывать политические факторы, функционировавшие в советской социальной системе на протяжении двадцатого века.

Искусство, в каких бы формах оно не проявлялось, всегда влияло и влияет на все сферы социально-культурной и общественной жизни, на бытие человека и его сознание. Художественная литература как одна из форм искусства вполне может выступать онтологическим аргументом, одним из моментов связи категорий бытия и творческого мышления карачаевских и балкарских писателей и поэтов, которые художественно отражали и отражают сущность действительности и историческое сознание эпохи — 1940;1980;х гг. История, по Гегелю, является «шествием духа по земле», и она превращается у него из внешней череды событий в закономерный процесс, имеющий внутреннюю логику. Этой логике и следовали поэты Карачая и Балкарии в предвоенный, в военный и послевоенный периоды.

Объективным летописцем и непосредственным участником исторического пути, который принято называть советским периодом, является национальная литература, в частности, младописьменная северокавказская поэзия XX века в числе ее лучших представителей Али Шогенцукова, Алима Кешокова, Хачима Теунова, Адама Шогенцукова, Инны Кашежевой, Фаусат Балкаровой (кабардинцы), Кязима Мечиева, Керима Отарова, Кайсына Кулиева, Сайда Шахмурзаева, Максима Геттуева, Сафара Макитова, Ибрагима Маммеева, Магомета Мокаева, Ибрагима Бабаева, Танзили Зумакуловой (балкарцы) — Исмаила Семенова, Касбота Кочкарова, Азамата Суюнчева, Османа Хубиева, Азрета Уртенова, Иссы Каракотова, Халимат Байрамуковой, Назира Хубиева (карачаевцы), Джамалдина Яндиева, Х.-М. Муталиева, А. Хамхоева, И. Музаева, А. Мамакаева (ингуши и чеченцы), Эфенди Капиева (лакец), Расула Гамзатова (аварец) и некоторых других поэтов старшего и среднего возраста, которые внесли достойный вклад в развитие и становление национальных литератур народов Северного Кавказа на протяжении более полувека.

Высокая художественность и мастерство поэтического творчества названных поэтов заключается в их национальном сознании и самосознании, в народном мироощущении, в тех истоках родной литературы и фольклора, которые питали корни этих самобытных художников слова. Исследуя объективные факторы, нельзя не учитывать и индивидуальное ощущение как основу познания мира и бытия тех или иных названных нами поэтов, жизнь которых и деятельность была прежде всего основана на чувствах (сенсуализм Локка и Ламетри) и индивидуальной мыслительной деятельности.

Общеизвестно, что национальная литература развивается на почве самобытной истории, духовной этнокультуры народа. Её художественная структура тесно связана прежде всего с социально-историческими и литературными традициями того или иного этноса, имеющего определенную территорию, социальный статус и духовно-культурную основу.

Литература

карачаевцев и балкарцев начала свое становление с поэзии и она становится ведущей (Исмаил Семенов, Кязим Мечиев). Начиная с 20−30-х годов, она характеризуется разнообразием в стилевом и жанрово-тематическом плане. Она развивалась в едином русле со всей северокавказской и общероссийской литературой и ее специфические особенности определяются синтезом народно-поэтических традиций и реалистического опыта русской литературы.

Эволюция балкарской и карачаевской литературы периода Великой Отечественной войны, как отмечают многие ученые-литературоведы, была особенно заметна в отношении тематики, поэтики и жанрового многообразия, начиная от лирического стихотворения до поэм (К. Кулиев, К. Отаров, И. Семенов). Тема родины, родного края, боевой дружбы солдат, вера в грядущую победу были центральными проблемами всей лирической поэзии военных лет. Национальная литература, в частности карачаевская и балкарская, обращалась в глубь веков отечественной истории, что вызывало широкое использование национальных мотивов и образов. Это было исторически закономерно и оправдано, способствовало передаче глубины патриотических чувств, росту национального сознания и самосознания. Карачаевская и балкарская лирика военных лет художественно осмыслила и отразила и такую сторону патриотического сознания народа, как «чувство семьи единой», идею боевой дружбы, высокого понимания интимных чувств. Поэтизация братской солидарности и женской любви в годы войны была также одной из центральных тем. Оставаясь выражением задушевных, интимных чувств людей, любовная лирика в то же время выступала как поэзия глубоко патриотическая. Верная любовь и осмысленная смерть — так называемые «вечные темы» мировой поэзии — были теми же факторами победы, уверенности в торжестве справедливости. Глубокое убеждение в справедливости защиты, любовь к родине и своим близким, сплоченность всех наций и народностей, их непомерные усилия на войне и в тылу во имя грядущей победы — вот источники силы, которые позволили победить врага и освободить народы Европы от завоевателей.

В первое десятилетие после войны карачаевская и балкарская поэзия продолжает свою эволюцию в жанровом и тематическом развитии. Ведущей темой оставалась тема патриотизма, тема любви к своей малой родине, которую балкарцы и карачаевцы, как и другие народы Северного Кавказа потеряли на 13 лет. С этой темой перекликается тема депортации. Высланные поэты-фронтовики, защищавшие Родину, по-прежнему оставались верными сынами своей отчизны и писали оптимистические стихи, поддерживая морально свой народ, укрепляя веру и надежду на лучшее. Ссыльные поэты не потеряли чувства веры в справедливость и социально-философские мотивы оптимизма звучали с особой силой, призывая людей к мужеству терпения, к сохранению чувства любви к Родине и родному краю. Это было исключительное, трудно объяснимое литературное явление, своего рода феномен в национальной литературе народов Северного Кавказа, которое до сих пор до конца не осмыслено в социально-философском плане и нравственно-этическом плане.

Депортация поставила перед писателями и поэтами новые проблемы, имеющие общечеловеческое значение. Темы «родина и чужбина», «свобода личности и насилие», «жизнь и смерть» потребовали глубокого осмысления гуманистических, философских и идеологических вопросов, связанных с насильственным выселением многих народов Северного Кавказа и отдельной трагической судьбой человеческой личности.

Художественное осмысление жизни 60-х — 80-х годов XX века карачаево-балкарской поэзией шло в русле всей многонациональной литературы. Рост и успехи поэзии балкарцев и карачаевцев сказались не только в жанре лиро-эпического стихотворения, но и в поэмном и балладном творчестве. Её поэтическая онтология принимала новые формы эволюции, художественная концепция которой касалась многих категорий бытия: пространства, времени, жизни, старости, смерти (особенно в религиозных стихах Кязима Мечиева, Исмаила Семенова, Сайда Шахмурзаева). Философско-нравственное осмысление явлений и событий второй половины XX века было характерным для всей северокавказской поэзии, в которой много внимания уделялось вопросам земного бытия, места человека на земле, его призвания.

При всей духовной общности лирических героев, тем, сюжетов, поэтики, проблем этики у каждого поэта были свои особенности стиля произведения — цельная система художественных средств, четкая идейно-нравственная концепция, свое миропонимание и мироощущение. Следуя романтической и реалистической традиции русской поэзии, они творчески овладевали художественным наследием прошлого родного народа и заложили прочную основу поэтических традиций для новых поколений.

Проведенное исследование позволило обнаружить внутреннее тяготение карачаево-балкарской поэзии 1960;1980 гг. к лиро-эпическим формам художественного самовыражения, основанным на синтезе объектного повествования и философских обобщений. К такому типу «полифонической» поэмы относятся поэмы К. Кулиева «Завещание» и Ю. Каракетова «Огнем опаленное детство», специфическая особенность которых определяется широким использованием аллегорических знаков, символической системы, аллитерации, мифологем, позволяющих осуществить переход от событийного уровня к онтологии поэтического текста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Над строкой лирики. -М. 1989. — 208 с.
  2. К.И. Расул Гамзатов: особенности философской лирики. -Махачкала, 2003. 111 с.
  3. К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. —Махачкала, 1992.-201 с.
  4. А.Г. Сулейман Стальский. Жизнь и творчество. -Махачкала, 1963.-98 с.
  5. Ч. Статьи, выступления, диалоги.- М., 1988. 208 с.
  6. С.Х. Связь времен и дружба народов. Махачкала, 1985.-175 с.
  7. JI. У очага поэзии. М., 1972. — 195 с.
  8. Аристотель. Поэтика: Об искусстве поэзии. М., 1954. 380 с.
  9. И. Культурное наследие и советская поэзия кумыков. -Махачкала, 1972. 185 с.
  10. А.А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа.- М., 1981. -206 с.
  11. Н. Кайсын Кулиев. Очерк творчества.-М., 1975. 270 с.
  12. Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. -Майкоп, 1994. 185 с.
  13. М.Бгажноков Б. Х. Основы гуманистической этнологии. М., 2003. — 273 с.
  14. Л. Ответственность слова. Статьи.- Черкесск, 1982. 182 с
  15. В.Г. Собр. Соч. в 9 томах. -М., 1982. 559 с.
  16. Р.Г. Орбиты взаимодействия. -М., 1983. -239 с.
  17. Т.Ш. Карачаево-Балкарские просветители. Нальчик: Эльбрус, 2002.- 108 с.
  18. Д. От Кантемира до наших дней. -М., 1972−1973. -т.1, 2. -280 с.
  19. С.Г. О художественных мирах. М., 1985. — 290 с.
  20. Н. Поэтическое искусство. М., 1985. — 380 с.
  21. Ю.Б. Эстетика. -М. 1988. 204 с.
  22. A.M. По пути традиций и поиска.- Махачкала, 1976. 185 с.
  23. А.Н. Историческая поэтика.- М., 1989. 406 с.
  24. Вестник КБГУ. Серия: филологические науки. Вып.6.- Нальчик: КБГУ, 2003.-110 с.
  25. Вестник КБГУ. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 8. Нальчик: КБГУ, 2003. — 76 с.
  26. Вклад народов Северного Кавказа в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.: Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Элиста: КГУ, 2005. 204 с.
  27. Всадник чести. Алим Кешоков. Жизнь и творчество. — Нальчик, 2003. -203 с.
  28. М.Л. Жизнь художественного сознания. М., 1998. — 297 с.
  29. Г. Любовь, человек, эпоха. М., 1966. — 190 с.
  30. Г. Национальные образы мира. М., 1988. — 448 с.
  31. Г. Д. Ментальности народов мира. М., 2003. — 544 с.
  32. Героическо-исторический эпос народов Северного Кавказа Грозный, 1988.-250 с.
  33. А.А. Битва за Кавказ. М., 1967. — 160 с.
  34. A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. -М., 1993. -207 е.
  35. A.M. Слово и культура. Нальчик, 2003. — 160 с.
  36. В. Кавказская тетрадь. -М., 1980. 98 с.
  37. В. Кайсын Кулиев. Размышления о жизни и творчестве. -Нальчик: Эльбрус, 1988.- 231 с.
  38. Ю.А. Солнечное сплетение Евразии Майкоп, 1999. — 133 с.
  39. Живое слово. Кязимовский сборник: Материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня смерти К. Мечиева. .- Нальчик: СКГИИ, 2005. 158 с.
  40. В.А. Современная советская поэзия. -М., 1979. 186 с.
  41. В.А. Русская советская поэзия. 1960−1970 гг.(Стилевые поиски и тенденции). -М., 1964. 177 с.
  42. Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1991. — 314 с.
  43. Э. Философия культуры. М., 1991. — 201 с.
  44. Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы. Нальчик, 2005. — 241 с.
  45. Кавказский текст: национальный образ мира как концептуальная система: Материалы международной научно-практической конференции. Пятигорск, 2005. — 195 с.
  46. Кайсын Кулиев и современность: Материалы научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения поэта. Третьи Эльбрусские чтения. Нальчик: СКГИИ, 2002. — 152 с.
  47. Н. Жизнь, прожитая набело. М., 1969. — 341 с.
  48. К.Д. Поэтический космос. М., 1989. — 326 с.
  49. Н.И. Запад и Восток. М., 1966. — 408 с.
  50. И. Эффенди Капиев. -М., 1964. 105 с.
  51. Культура и быт адыгов. Вып. 8- Майкоп, 1991. — 163 с.
  52. Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения. -Черкесск, 1993.- 191 с.
  53. Р.А. «И мой огонь горел.». Эссе о Слове Кязима.
  54. Нальчик: Эльбрус, 1996. 126 с.
  55. Кучукова 3. А. Онтологический метакод как ядро этнопоэтики. -Нальчик, 2005.-310 с.
  56. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. -М., 1976. -240 с.
  57. А.Ф. Знак. Символ. Миф. -М., 1982. -249 с.
  58. Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972. — 195 с.
  59. С.В. Историческая этнология. М., 1997. -385 с.
  60. Х.Х. Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1996. — 272 с.
  61. Х.Х. Поэтика карачаево-балкарской народной лирики. -Нальчик, 2000. 320 с.
  62. Х.Х. Этническая культура балкарцев и карачаевцев. -Нальчик, 2001.-280 с.
  63. Материалы региональной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения К. Ш. Кулиева. Нальчик: КБГУ, 2002. — 152 с.
  64. Материалы научной конференции, посвященной 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Нальчик, 1995. — 155 с.
  65. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Кайсына Кулиева «Творческое наследие К. Ш. Кулиева и современность». Шестые Эльбрусские чтения. Нальчик, 2007. — 198 с.
  66. Л. Без тебя, Кайсын, и вместе с тобой. Ереван, 1997. — 107 с.
  67. А.Х. Ответственность перед временем. Нальчик, 1984. -131 с.
  68. А. Развитие традиций в кабардинской поэзии. -Нальчик, 1980 -- 124 с.
  69. Национальная политика советского государства: репрессии против народов и проблемы их возрождения: Материалы международной научной конференции 23−24 октября 2003. Элиста: КГУ, 2003.- 475 с.
  70. В. Ф. Расул Гамзатов. Очерк творчества. М., 1964. — 130 с.
  71. А.И. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. JI., 1967. — 217 с.
  72. М. Обновление традиций. М., 1976. — 286 с.
  73. Писатели Кабардино-Балкарии. Биобиблиографический словарь.-Нальчик: Эльбрус, 2003.-441 с.
  74. А. Мир творчества. М., 1994. — 218 с.
  75. Г. Н. Искусство и эстетика. -М., 1984. 308 с.
  76. А.А. Эстетика и поэтика. -М., 1984. 198 с.
  77. Пятые Эльбрусские чтения: Материалы научной конференции «Идеи гуманизма в поэзии Кайсына Кулиева», посвященной 20-летию со дня смерти поэта (3 июня 2005). Нальчик: СКГИИ, 2005. — 98 с.
  78. Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы 3-его российского философского конгресса. Т. 3. — Ростов-на-Дону, 2002.-439 с.
  79. Репрессии народов: упразднение их государственности и проблемы реабилитации. Элиста: КГУ, 1993. — 229 с.
  80. Репрессированные народы: история и современность. Нальчик, 1994.-234 с.
  81. Седьмые славянские чтения в Кабардино-Балкарии. Нальчик, 2004. -256 с.
  82. М.Г. Лирика Алима Кешокова. Нальчик, 1969. — 175 с.
  83. А.И. Писатели и поэты Северного Кавказа. Краснодар, 2000.-208 с.
  84. И.А. Советская поэзия в годы Великой Отечественной войны -Львов, 1975. -236 с.
  85. К.Д. Поэты Дагестана. Махачкала, 1959. — 230 с.
  86. . Исторические судьбы реализма. М., 1977. — 208 с.
  87. А.С. Дружба, скрепленная в боях. Майкоп, 1975. -89 с.
  88. А.А. На пути творческого поиска.- Майкоп, 2002. -195 с.
  89. Так это было. Национальные репрессии в СССР. В трех томах. Т.З. -М,. 1993.-953 с.
  90. Х.Б. Эффенди Капиев. Махачкала, 1962. — 105 с.
  91. X. Али Шогенцуков. Путь поэта. Нальчик, 1950. — 105 с.
  92. З.Х. В контексте духовной общности. Нальчик, 1991. -252 с.
  93. З.Х. Движение балкарской поэзии. Нальчик, 1984. — 208 с.
  94. З.Х. Лирика Керима Отарова. Нальчик, 1984. — 106 с.
  95. Тотуркулов К.-М. Великий певец Кавказа. О И. Семенове. -Черкесск, 2006. -293 с.
  96. Ф. Путь к жанру. Нальчик, 1982. — 173 с.
  97. Философия и будущее цивилизации. Том 4.- М., 2005. 775 с.
  98. Фронт и тыл в годы Великой Отечественной войны: Материалы научной конференции. Карачаевск: КЧГУ, 2005. — 185 с.
  99. Х.А. Культ дерева в традиционной культуре адыгов. -Нальчик, 1999. 185 с.
  100. А.Х. Али Шогенцуков Нальчик, 1958. — 218 с.
  101. Х.Х. Восхождение. Творческий путь Алима Кешокова. -М., 2002.-222 с.
  102. Хрестоматия «Тексты по истории социологии XIX—XX вв.». М. 1994.
  103. А.А. Мифоэпические традиции адыгов. Нальчик, 2004. -250 с.
  104. Т.А. Азамат Суюнчев. Очерк творчества.М., 1998. 383 с.
  105. Час испытаний: Депортация, реабилитация и возрождение. -Нальчик, 2001.-901 с.
  106. Ш. Е. Художественное своеобразие адыгской поэзии. -Майкоп, 2003. 379 с.
  107. Шеллинг. Философия искусства. М., 1962. — 302 с.
  108. Д.Н. Слово и образ. -М., 1964. 101 с.
  109. Н.А. Лабиринты текста. Нальчик, 2002. — 219 с.
  110. Шолоховские чтения. Сборник научных трудов. Вып. 2. -М., 2002. -382 с.
  111. Ф.И. Национальное возрождение и национальная идея. Нальчик, 1998.
  112. Т.Е. Поэзия жизни.- Нальчик, 1977. 255 с.
  113. Т.Е. Страницы жизни и творчества Керима Отарова. -Нальчик, 1997- 118 с.
  114. Т.Е. Лирика Кайсына Кулиева и Расула Гамзатова. -Нальчик, 1981.-131 с.
  115. Т.Е. Философская лирика Кайсына Кулиева и Расула Гамзатова. Нальчик, 1980. — 66 с.
  116. Т.Е., Эфендиев С. И., Эфендиев Ф. С. Кайсын Кулиев -символ национальной духовной культуры. Том 6. Нальчик, 2003. -664.
  117. Ч.С. О современной аварской лирике. -Махачкала, 1974. -189 с.
  118. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. — 203 с.
  119. Л. За быстротекущем днем. М., 1980. — 89 с.
  120. Р. Работы по поэтике. М., 1987.- 291 с.
  121. М. Кайсын Кулиев. // М. Агатов. Об авторах ваших книг.- М., 1972.-С. 223.
  122. Ч. Мера жизни мера времени //Известия, 1972, 29 декабря.
  123. Альманах. Стихи и статьи. Грозный, 1941. -№ 1. — С. 19.
  124. В. От вершины к вершине // Дружба народов. М., 1964 .№ 6. — С.220.
  125. JI.H. Национальный мир и человек // Изображение человека. М., 1972. — 27.
  126. Н. Поэт и его стихи // Яндиев Дж. Эхо в горах. Грозный, 1964.-С.6.
  127. И. Художник и действительность // Научн. труды. -Ташкент, 1973.-67−78.
  128. Р. Над и под крылом орла // «Огонек», 1987. № 41. — С.42.
  129. Гей Ы. Художественная форма и национальные традиции // Проблемы художественной формы и социалистического реализма в 2-х т.-М., 1971. С.305−308.
  130. П. Поэты Кабарды и Балкарии // На подъеме, 1933. № 12. — Ростов-на-Дону — С. 25
  131. И. Онтологические основы метафоры // Филологические науки. -М., 2003. № 4. -С.43−49.
  132. Н. Речь на IX пленуме правления Союза писателей // Журнал
  133. Большевик", 1944. № 3−4. -С.4.
  134. И.Ш. Скитания и испытания. Стихи. Учкекен, 1999. 148.
  135. Антология чечено-ингушской поэзии. Грозный, 1981. — 438 с.
  136. И. X. Продолжение весны. Нальчик, 1968. 144 с.
  137. И. X. Иги къууум (Верую). Избранные стихи и поэмы. Нальчик, 1996.-408 с.
  138. И. X. Колыбельная для молнии. Стихи и поэмы. Нальчик, 2000.- 184 с.
  139. X. Б. Огъур (Добро). Стихи. Черкесск, 1977. 272 с.
  140. С. Я. Отубуз (Наш огонь). Стихи. Черкесск, 1973. 64 с.
  141. О. Соч. В 2-х т., т.1.- М., 1958.-381 с.
  142. С. У белой речки на виду. Нальчик, 1983. — 95 с.
  143. Дотдаева-Батчаева Т. X. Лунная слеза. Стихотворения и поэмы. Ставрополь, 2006. 344 с.
  144. Т.М. И жизнь, и песнь моя для вас! Избранные стихи ипоэмы. Нальчик, 2009. 496 с.
  145. М.В. Стихотворения. М.-Л., 1965. 394 с.
  146. Истоки. Сборник стихов.- Грозный, 1978.- 185 с.
  147. Э. Избранное. В 2-х т. Махачкала, 1971.
  148. Ю. Дж. Зурнук тизгинле (Журавлиные строки). Стихи. Нальчик, 1983.-72 с.
  149. Ю. Дж. Букет сирени. Стихи. Нальчик, 1996. — 80 с.
  150. М. Избранные произведения в 2-х томах, т.2 М., 1970.- 402 с.
  151. X. И. Кюйген гюлюм (Опаленный цветок). Стихи и поэма.1. Нальчик, 1994. 160 с.
  152. X. И. Шахризада. Поэмы (На балкарском яз.). Нальчик, 1998.- 136 с.
  153. Д. Собр. Соч. в 3-х т., т.1. Норильск, 2003. — 318 с.
  154. К. Собр. Соч. в 3-х т., т. 1. -М., 1976. 557 с.
  155. К. Собр. Соч. в 3-х т., т. 2. М., 1977. — 542 с.
  156. К. Собр. Соч. в 3-х т., т. 3. -М., 1977.- 591 с.
  157. К. Собр. соч. в 3-х т., т. 1.-М., 1987.-415 с.
  158. К. Собр. соч. в 3-х т., т. 2. -М., 1987. 399 с.
  159. К. Собр. соч. в 3-х т., т. З.-М., 1987.-399 с.
  160. К. Горы. М., 1957. — 327 с.
  161. К. Так растет и дерево. М. 1975.- 463 с.
  162. К. Избранные произведения в 2-х т., т. 1. М., 1979.- 285 с.
  163. К. Завещание. Поэма. Нальчик, 2000. — 64 с.
  164. Кязим. Стихи. Поэмы. Нальчик, 2003.
  165. С. И. Сайламала (Избранное): Стихи и поэмы. Нальчик: Эльбрус, 1987.-556 с.
  166. А. Хаържинари. Грозный, 1979. — 84 с.
  167. И. Ш. Жерни ауазы (голос земли). Нальчик, 1976.
  168. И. Ш. Сайламала (Избранное). Стихи, поэмы, басни, сказки.1. Нальчик, 2000.
  169. Д.Т. Книга поэм. Черкесск, 2000.-312 с.
  170. М. X. Жашау тирмени (Мельница жизни). Стихи. Нальчик, 1996.-400 с.
  171. С. А. Аллыма къара (Встречай меня). Стихи, поэма. Нальчик: Эльбрус, 2001. -304 с.
  172. Муталибов 3. Истоки. Грозный, 1978. — 126 с.
  173. К. Дороги. М., 1959. — 95 с.
  174. К. Горный поток. М., 1968. — 84 с.
  175. Поэзия Чечено-Ингушетии. М., 1959.
  176. И. Джырла бла назмула (Стихи и песни). Сайламалары (Избранное). Москва «Инсан», 1992. 192 с.
  177. К. Собр. Соч. в 6 т., т.1. -М., 1966. 290 с.
  178. М. Сирла суйре. Грозный, 1980. — 86 с.
  179. А.А. Шаги времени. Стихотворения, маленькие поэмы, песни.1. М., 1983. 317 с.
  180. А. А. Илкер (Созвездие). Стихи и песни. Черкесск, 1973.168 с.
  181. А. А. Белая лебедь на синей волне. Песни. Карачаевск, 2001.-256 с.
  182. А. Т. Из лирики этих лет. 1941−1967. М., 1967.
  183. С.Н. Стихотворения и поэмы. JT., 1981. 399 с.
  184. Н. А. Джашил дуния (Светлый мир). Стихи. Черкесск, 1973.64 с.
  185. Н.А. Джыр джулдузну джандырады (Песня зажигает звезду).1. Черкесск, 1985.- 160 с.
  186. Чечено-ингушская лирика. Грозный, 1941. — 242 с.
  187. С. О. Сырыйна (Свирель). Стихи. Нальчик, 1957.
  188. С. О. Избранное. Нальчик, 1976. 159 с.
  189. Дж. Сердце матери. Грозный, 1943. — 85 с.
Заполнить форму текущей работой