Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественная картина мира в прозе С.Н. Терпигорева

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Долгое время Терпигорев сотрудничал с «Отечественными записка-ми» (выходил в 1839 — 1884 годы) и с М.Е.Салтыковым-Щедриным. Близость идейного содержания произведений и творческой манеры обоих писателей послужила поводом к тому, что «Оскудение», первый очерк которого появился в редакции журнала в октябре 1879 года, приписали перу великого сатирика. М. Горький прямо говорил о Терпигореве как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. «Кроме нас самих, нас никто не спасет и спасти не может."Картины социального и нравственного «оскудения» человека в изображении Терпигорева
  • Глава 2. Гуманистический пафос цикла очерков и рассказов С. Н. Терпигорева «Потревоженные тени»
  • Глава 3. Жорж и другие: новый герой С. Н. Терпигорева в условиях пореформенной российской действительности

Художественная картина мира в прозе С.Н. Терпигорева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сергей Николаевич Терпигорев (1841 — 1895) принадлежит к авторам, творчество которых в целом мало исследовано. Последняя работа о нем датирована 1990 годом, да и та является лишь послесловием к сборнику избранных произведений писателя. А между тем его творческая индивидуальность настолько интересна, что заслуживает более внимательного и детального изучения. Во-первых, Терпигорев, несмотря на то, что является продолжателем сложившейся литературной традиции XIX века, — тем не менее писатель особого склада. С одной стороны, он усвоил лучшие черты своих великих предшественников — психологизм, реалистичность, мастерство бытописания. С другой, ему не чуждыми оказались очерковость и публицистичность литературы демократического лагеря. Во-вторых, творчество Терпигорева может быть интересно для литературного краеведения: его произведения носят в большинстве своем автобиографический характер и рисуют достоверные картины быта и общественного уклада преимущественно Тамбовской губернии.

Обыкновенные таланты необходимы для богатства литературы и чем больше их, тем лучше для литературы" [1], — писал в одной из своих статей В. Г. Белинский. В ряду таких «обыкновенных талантов» Сергею Николаевичу Терпигореву принадлежит не последнее место. Будучи по происхождению довольно родовитым дворянином (родословная писателя восходит к XV столетию) и разделяя мироощущение своей среды, писатель тем не менее приобрел у многих исследователей литературы XIX века славу создателя «антидворянских и антикрепостнических» [2] очерков и рассказов «Оскудение» (1880) и «Потревоженные тени» (1888 — 1894).

С.Н.Терпигорев в литературе известен также под псевдонимом Сергей Атава. Именно так он подписывал очерки «Оскудение», опубликованные впервые в «Отечественных записках». История возникновения псевдонима достойна внимания, потому что она соотносится с ролью писателя в истории русской литературы, ролью, отводимую им самому себе. «Я случайный и сторонний человек в литературе, — писал он. — Я несколько раз приходил и уходил из нее» [3].

И в то же время Терпигорев не мог не сознавать огромной роли своего творчества в условиях действительности того времени, когда нельзя было оставаться равнодушным к переменам в общественной жизни. В другом месте он признается: «Я радовался, что я, человек без всяких средств, без всякого положения, не знающий, что с собой делать, убегающий от угнетавшей меня скуки и окружающей пошлости в поле, в деревню к мужикам, куда попало, куда глаза глядят, — тем не менее своего рода сила, которая вызывает непримиримую ненависть ко мне у тех, которых я считал пошляками, и самое живое и горячее участие и даже благодарность у других, к которым хоть сколько-нибудь у меня лежало сердце» [4].

Что же касается псевдонима, то он был подсказан Терпигореву Н. А. Некрасовым, заметившему в ответ на слова писателя о том, что ему поздно начинать серьезную творческую деятельность, что «и по отаве иногда трава хорошо растет» [5]. Отава — это остатки травы на пастбище, подснежная трава, выросшая после покоса, оттаявшая по первой весне [6]. Атава — вариант произношения слова в устной речи.

Основными достоинствами прозы С. Н. Терпигорева являются прежде всего яркость и достоверность воспроизводимых писателем картин жизни. По справедливым словам Б. Илешина, «ценность произведений Терпигорева заключается в том, что в них описана правда» [7]. Эта правда порой граничит с документальностью: писатель иногда опирается на статистику, публикации и документальные свидетельства того времени. Однако созданные им образы и типы настолько неповторимы и оригинальны, мироощущение автора и художественное обобщение им реальной действительности имеют характер настолько индивидуальный, что мы вправе говорить именно о художественной картине мира, созданной писателем.

Материалом исследования является художественная проза Терпигорева с привлечением авторской публицистики, исторических свидетельств и документов того времени. В основном работа написана на материале циклов С. Н. Терпигорева «Оскудение», «Потревоженные тени» и рассказов петербургского периода как произведений, в достаточной степени отражающих основные концепции и особенности индивидуального почерка этого художника. Разумеется, этими произведениями творчество художника отнюдь не ограничивается, но, к сожалению, допустимый объем диссертации не позволяет обратиться к прочим образцам литературной и публицистической деятельности Терпигорева. Кроме того, в представленных в диссертации произведениях в достаточной степени отражены основные концепции авторского мировоззрения и представлены особенности индивидуального стиля писателя.

Предметом исследования стали историческое, нравственно-философское содержание и поэтика прозы Терпигорева, их художественно-историческая обусловленность.

Произведения Терпигорева появились на страницах печати в то время, когда никто не мог оставаться равнодушным к общественным проблемам: настолько сильны и радикальны были социальные изменения периода реформации 1861 года. Следует учитывать также и то, что сам Терпигорев принадлежал к классу, теряющему свои вековые привилегии, причем теряющему, по оценке писателя, вполне заслуженно. Отец писателя «оскудел» как раз к эпохе реформ, к 1860-м годам. Сам Терпигорев, говорил об автобиографичности своих произведений. Так, относительно семейного «оскудения» он писал в книге «Мои воспоминания»: «У отца моего средства были уже самые маленькие. Большое имение его было несколько лет перед тем продано за его или дедовские долги. Мы жили в это время в маленьком именьице, купленном на собственные крохи от продажи остатков прежнего величия. Именьице это. заключалось в ста двадцати десятинах земли и тридцати душах, маленьком садике, маленькой полуразвалившейся усадьбе, с маленьким, совсем почти что развалившимся домиком» [8]. Неудивительно, что нарисованные автором картины жизни в художественных произведениях столь достоверны и реалистичны.

Объект исследования — идейно-художественная структура произведений писателя, характер его литературного героя.

В формировании эстетической концепции Терпигорева большую роль сыграло его ближайшее литературное окружение. Помимо жизненного опыта, важным фактором творческого роста Терпигорева стала его близость к редакции «Современника» (выходил в 1836 — 1866 годы), самого радикального и демократического издания тех лет. Он с искренней симпатией относился к Н. А. Некрасову, Н. Г. Чернышевскому. Немаловажным фактом является то, что большинство очерков «Оскудения» сопровождаются эпиграфами из произведений Некрасова. С «Современником» Терпигорев сблизился благодаря своему родственнику, Ф. И. Рахманинову, который, будучи государственным цензором, контролировал журнал[9].

Долгое время Терпигорев сотрудничал с «Отечественными записка-ми» (выходил в 1839 — 1884 годы) и с М.Е.Салтыковым-Щедриным. Близость идейного содержания произведений и творческой манеры обоих писателей послужила поводом к тому, что «Оскудение», первый очерк которого появился в редакции журнала в октябре 1879 года[10], приписали перу великого сатирика. М. Горький прямо говорил о Терпигореве как об одном из подражателей Салтыкову-Щедрину [11]. И все же вряд ли правомерно говорить о подражании, поскольку творческой манере Терпигорева присущи совершенно индивидуальные черты: мемуарность прозы, взгляд через призму детского восприятия, особая динамика повествования, которая достигается своеобразным взаимодействием времени и пространства, стилистическая лирическая окраска. Эти черты придают прозе С. Н. Терпигорева особое очарование.

В исследовании творчества писателя остается не до конца раскрытым вопрос о принадлежности его к определенному литературно-общественному лагерю. В пореформенной России среди сколько-нибудь заметных творческих личностей не было социально индифферентных людей. Такое было время. Наличие определенной общественной позиции прививалось самими жизненными обстоятельствами.

Что касается Терпигорева, то многие исследователи, например, А. А. Шелаева, Ю. ЛБолдырев, справедливо сближают его с демократическим лагерем в литературе той эпохи. Но не меньшее число исследователей, в том числе Н. И. Соколов, считает, что Терпигорев с самого начала «был совершенно чужд устремлениям писателей революционно-демократических убеждений» ^].

Наличие таких столь диаметрально противоположных друг другу точек зрения, бесспорно, обусловлено действительно особой социальной и идейной позицией писателя. С одной стороны, Терпигорев принадлежал дворянскому классу и не мог не испытывать симпатии и сочувствия к его представителям. С другой, он не мог не видеть недостатков, присущих дворянству. Более близкой Терпигореву оказывается все-таки позиция либерального направления. Поэтому в 1881 году он переходит к сотрудничеству с газетами «Порядок» и «Новое вре-мя» [13], и в этот период его творческими единомышленниками становятся Н. С. Лесков и А. П. Чехов.

В целом резонно утверждать, что в идеологической борьбе общественных и литературных направлений Терпигорев стоял особняком. В опровержение того, что «в идейном отношении Терпигорев совершенно безоружен» [14], можно сказать, что особая позиция писателя заключалась как раз в том, что он трезво, без намеренных политических и социальных акцентов попытался отобразить реалии тогдашней действительности с позиции очевидца и участника событий. С течением времени оценка этой действительности Терпигоревым претерпевала определенные изменения, что и нашло отражение в поэтике прозы писателя.

Цель исследования заключается в осмыслении художественной картины мира прозы Терпигорева через анализ его индивидуальной характерологии и поэтики. При этом под «картиной мира» подразумевается «понимание бытия как единого, упорядоченного, гармоничного, имеющего незыблемые константы и смысл, а человека — как сущностно и органически причастного этому бытию, в него вовлеченного» [15]. Сделана попытка проследить эволюцию художественного метода Терпигорева и его оценки исторических реалий современности, а также осознать место писателя в литературной среде второй половины XIX века.

С целью связаны задачи работы:

— изучить взаимосвязь художественной манеры писателя и его мировоззренческой и общественной позиций;

— проследить эволюцию воззрений писателя на общественные преобразования в России, на роль дворянства и крестьянства в этих преобразованиях и соответственно проанализировать развитие эстетических систем художника;

— раскрыть творческую индивидуальность путем исследования жанровой специфики, стиля и языка произведений, устойчивых мотивов его творчества, наиболее распространенных способов создания литературных характеров.

Цели и задачи обусловили выбор метода исследования, в основе которого.

— синтез системного, сравнительно-типологического, структурно-поэтического, семантического подходов.

Теоретико-методологическая база диссертационного исследования создавалась с учетом различных научных концепций и литературоведческих школ. Привлечены идеи М. М. Бахтина, В. В. Виноградова, И. Ф. Волкова,.

A.К.Воронского, Л. С. Выготского, Н. А. Гуляева, В. М. Жирмунского,.

B.А.Келдыша, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Б. В. Михайловского, А. А. Потебни,.

B.Е. Хализева и других. Использованы философские труды русских мыслителей: Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, А. Ф. Лосева, Н. О. Лосского, В. В. Розанова,.

C.М.Соловьева, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского и других. Учтен опыт работы исследователей творчества С. Н. Терпигорева — Г. Т. Андреевой, Ю. Л, Болдырева, Б. Илешина, Н. И. Соколова, А. М. Терпигорева, А. А. Шелаевой и других, а также работа коллектива кафедры истории русской литературы Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина над литературно-краеведческой проблематикой.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Циклы очерков и рассказов С. Н. Терпигорева «Оскудение», «Потревоженные тени» и петербургские рассказы представляют собой художественное единство. Идейный замысел писателя, заключающийся в освидетельствовании и осмыслении упадка бывшего привилегированного сословия, раскрывается постепенно и имеет внутреннюю логическую структуру, обусловленную содержанием. Путь развития дворянства от таких типов, как Скурлятов и тетенька Клавдия Васильевна, до Жоржа и Митеньки представляет собой закономерный процесс формирования нового сословия.

2. Художественная картина мира в творчестве писателя претерпевает определенную эволюцию, которую можно проследить на уровне постоянных мотивов, системы образов, жанров и роли автора в рассказах, а также в плане эмоционального колорита произведений. «Оскудение» имеет характер в большей степени очерковый и документальный, в «Потревоженных тенях» сильнее выражен лирический компонент, что обусловлено детскими воспоминаниями автора, положенными в основу содержания. Петербургские рассказы — это своего рода обобщение, подведение итогов. В этих рассказах Терпигорев обращает внимание прежде всего на представителей нового поколения, тогда как в предыдущих очерках и рассказах предметом его рассмотрения была жизнь прежних дворян и помещиков.

3. С. Н. Терпигорев работал в русле традиционного «критического реализма», воспринял наиболее характерные черты отечественной литературы. Однако в литературе конца XIX века писатель стоит особняком, поскольку, восприняв в полной мере эстетическую концепцию демократической литературы с ее достоверностью, критичностью, документальностью и социальной направленностью, Терпигорев вместе с тем остался представителем дворянства и носителем моральных ценностей своего сословия.

4. С. Н. Терпигорев прекрасно понял исторические причины оскудения своего класса, осознал закономерности зарождения представителей новой общественной формации и показал эти причины и закономерности в соответствии со своим мировоззрением. Для него в причинах и последствиях этого упадка важна была не столько историческая и экономическая, сколько нравственная сторона проблемы. Оскудение, по его мнению, — это не только упадок правящего класса, но и разрушение особого ментального слоя, сформированного веками крепостничества и состоящего не только из дворян, но и из других слоев населения. Яркими примерами такого распада могут служить Илья Игнатьевич, получивший свободу, но продолжающий служить бывшей хозяйкебывшие крепостные Филипп и живописец, каждый из которых по-разному воспринял освобождениемногочисленные дворяне из «Оскудения», пытающиеся найти новое место в изменившейся жизни.

5. Взгляд Терпигорева на российскую действительность весьма критичен. Он подвергает строгому анализу различные сферы жизни не только пореформенной России, но общие закономерности бытия, сформированные веками. Писатель осмысливает тему интеллигенции и ее роли в развитии страны, причем сближает понятия «интеллигенция» и «дворянство», подчеркивает ответственность этого слоя перед другими и отмечает, что социальная мечтательность и недальновидность господствующего и прогрессивного сословия явились одной из главных причин упадка дворян.

6. Ярким достижением Терпигорева является его обращение к различным типам человеческого характера, порожденным эпохой. Он демонстрирует эти неповторимые типы на примере своих героев, таких, как, например, тетенька Клавдия Васильевна, Мутовкина, дядя Михаил, отец автора. В то же время писатель делает попытку осознать единый характер национального героя новой эпохи. Отсутствие целостности такого героя, по его мнению, порождена разобщенностью практицизма и духовности в русской жизни. Поэтому представители нового времени — это либо Костенька или Жорж, «приспособившиеся» к условиям нового времени, либо новые хозяева Подугольников и Сладкопевцев, либо многочисленные «оскудевшие» дворяне, тихо доживающие свой век.

Научная новизна данного исследования состоит в попытке целостного взгляда на художественную эволюцию Терпигорева, осмыслении его творчества в контексте истории и литературы XIX века, анализе роли писателя в обновлении и обогащении жанров очерка и рассказа.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования его положений и выводов о творческой индивидуальности художника и его поэтическом мастерстве, при разработке теоретических вопросов истории русской литературы XX — начала XXI веков, например, периодизации, в процессе интерпретации отдельных произведений не только Терпигорева. Поэтическое достоинство художника на страницах диссертации раскрывается в разработке оригинальной системы образов, в совершенствовании жанров рассказа и очерка, в мастерстве диалогической речи персонажей.

Практическое значение работы. Отдельные наблюдения диссертанта могут быть привлечены в практике преподавания истории литературы в вузе и школе, при составлении комментариев к отдельным произведениям С.Н. Терпи-горева, в пособиях по литературному краеведению.

Апробация исследования осуществлялась на международных конференциях «Русское литературоведение третьего тысячелетия» (Москва, 2005), «Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов» (Волгоград, 2005), на Всероссийской научно-практической конференции «Славяно-русские духовные традиции в культурном сознании народов Рос-сии» (Тюмень, 2005), на заседаниях кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г. Р. Державина, в студенческой аудитории, на аспирантских семинарах. По теме диссертации опубликованы 4 работы.

Структура работы включает введение, три главы, заключение. Приложен список использованной литературы.

Заключение

.

1. Хализев, В. Е. Родовая принадлежность произведения / В. Е. Хализев // Введение в литературоведение. Под ред. JI. В .Чернец. — М.: Высшая школа, 2000.-С.ЗЗЗ.

2. См. об этом: Дмитриев, В. Г. Скрывшие свое имя: Из истории псевдонимов и анонимов / В. Г. Дмитриев. — М., 1970.

3. Болдырев, Ю. Л. Востребованное прошлое. — С.10−11.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.Н. Избранное / С.Н.Терпигорев- подгот. текста и вступ. ст. Б.Илешина. Тамбов: Тамб. кн. изд-во, 1958.
  2. , С.Н. Потревоженные тени // С.Н.Терпигорев- вступ. ст. и примеч. Ю. Л. Болдырева. М.: Сов. Россия, 1988. — 560 с.
  3. , С.Н. С простым взглядом // С.Н.Терпигорев- сост., по-слесл. и примеч. А. А. Шелаевой. М.: Правда, 1990. — 480 с.
  4. , В.В. В эпоху семидесятых годов / В. В. Алексеев. Воронеж, 1929.-32 с.
  5. Антихрист (Из истории отечественной духовности): Антология / Сост., коммент. А. С. Гришина, К. Г. Исупова. М.: Высшая школа, 1995. — 415 с.
  6. , С.П. От первого лица. Рассказы о писателях, книгах и словах / С. П. Антонов. М.: Сов. писатель, 1973. — 368 с.
  7. , Н.Ф. Творчество народа и творчество писателя / Н. Ф. Бабушкин. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1996. — 174 с.
  8. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М Бахтин. М.: Искусство, 1979. — 424 с.
  9. , В.Г. Статьи о классиках / В. Г. Белинский. М.: Худ. лит., 1973.-607 с.
  10. , В.Г. Вступление к «Физиологии Петербурга» // Белинский, В. Г. Собр. соч.: В 15 т. Т.VIII. / В. Г. Белинский. М., 1955.
  11. , H.A. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. -М: Наука, 1990.-222 с.
  12. , H.A. Новое Средневековье: Размышления о судьбе России и Европы / Н. А. Бердяев.: М.: Феникс- ХДС-Пресс, 1991. 81 с.
  13. , H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века / Бердяев H.A. // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. С.43−46, 226−269.
  14. , H.A. Самосознание. Опыт философской автобиографии / Н. А. Бердяев. М: Мысль, 1991.-220 с.
  15. , H.A. Смысл истории / Н. А Бердяев. М.: Мысль, 1990. — 173 с.
  16. , H.A. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности / Н. А Бердяев. М.: Мысль, 1990. — 207 с.
  17. , Н.А. Царство Духа и царство Кесаря / Н. А Бердяев. М.: Республика, 1995.-383 с.
  18. , С.Н. Героизм и подвижничество / С. Н. Булгаков. М.: Русская книга, 1992. — 528 с.
  19. , В.В. О языке художественной прозы / В. В. Виноградов. -М.: Наука, 1980.-360 с.
  20. , В.В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. -М.: Высшая школа, 1971. 240 с.
  21. , Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М.: Искусство, 1968.-378 с.
  22. , М.С. Художественная проза и народничество / М. С. Горячкина. М.: Наука, 1970. — 216 с.
  23. , Ф.М. Собр. соч.: В 15 т./ Ф. М. Достоевский. Л.: Наука, 1991.
  24. , Н.М. Русская деревня на переломе, 1861 1880 гг. / Н. М. Дружинин. — М.: Наука, 1978. — 287 с.
  25. Евгеньев-Максимов, В. В. Последние годы «Современника» 1863 -1866 / В.В.Евгеньев-Максимов. Л.: Гослитиздат, 1939. — 343 с.
  26. , JI.А. Методологические проблемы эстетики / Л. А. Зеленов, Г. И. Куликов. М.: Высшая школа, 1982. — 176 с.
  27. , И.И. Помещичьи крестьяне накануне освобождения / И. И. Игнатович. М.: Типография И. Д. Сытина, 1910. — 312 с.
  28. Из истории русского реализма конца XIX начала XX в. / Под ред. А. Г. Соколова. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — 176 с.
  29. , Б.И. Река золотых зорь. Книга очерков. 2-е изд. / Б. И. Илешин. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1984. — 36 с.
  30. Император Александр III. Сборник статей из периодических изданий в связи с кончиной. СПб.: Типография кн. В. П. Мещерского, 1894. -632 с.
  31. История России, XIX век: Учеб. кн. для 9 кл. сред. шк. / Под ред. А. Н. Сахарова. М.: Просвещение, 1994. — 255 с.
  32. , М.Д. Очерки истории революционно-демократического движения в России (60-е нач. 80-х гг. XIX века) / М. Д. Карпачев. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1985. — 248 с.
  33. , М.Н. 1864 год: Собрание передовых статей Московских ведомостей: / М. Н. Катков. М.: Изд-е С. П. Катковой, 1887. — 966 с.
  34. , М.Н. Собрание передовых статей Московских ведомостей: 1865 год / М. Н. Катков. М.: Изд-е С. П. Катковой, 1897. — 841 с.
  35. , М.Н. Собрание передовых статей Московских ведомостей:1866 год / М. Н. Катков. М.: Изд-е С. П. Катковой, 1897. — 642 с.
  36. , М.Н. Собрание передовых статей Московских ведомостей:1867 год / М. Н. Катков. М.: Изд-е С. П. Катковой, 1897. — 752 с.
  37. , А.П. Дворянство в пореформенной России 1861 1904 гг. Состав, численность, корпоративные органы / А. П. Корелин. — М.: Наука, 1979.-304 с.
  38. , К.В. Жизнь и царствование Императора Александра III (1881 1894 гг.) / К. В .Корольков. — Киев: Типография И. И. Чоколова, 1901.-270 с.
  39. Лейкина-Свирская, В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века / В. Р .Лейкина-Свирская. М.: Мысль, 1971. — 368 с.
  40. , П. Земля и воля / П.Лилиенфельд. СПб.: Вольная типография С. Безобразова, 1867. — 238 с.
  41. , Б.Г. Русская деревня в реформе 1861 года. Черноземный центр 1861 1895 гг. / Б. Г. Литвак. — М.: Наука, 1972.
  42. , А.Ф. Бытие имя — космос / А. Ф. Лосев. — М.: Мысль, 1993. -958 с.
  43. , А.Ф. Философия. Мифология. Культура. / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. — 525 с.
  44. , И.О. Условия абсолютного добра / Н. О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. — 367 с.
  45. Мир России Евразия: Антология / Сост.: Л. И. Новикова, И.Н. Сизем-ская. — М.: Высшая школа, 1995. — 399 с.
  46. , H.A. Повести моей жизни. Мемуары. Т. 1−2 / Н.А.Морозов- предисл., ред. и примеч. С.Я.Штрайха- послесл. Б. П. Козьмина. М.: Наука, 1965.
  47. , A.A. Теоретическая поэтика / А. А. Потебня. М.: Высшая школа, 1990.-342 с.
  48. , A.A. Мысль и язык / А. А. Потебня. М.:Лабиринт, 1999. -269 с.
  49. , A.A. Эстетика и поэтика / А. А. Потебня. М.: Искусство, 1976.-614 с.
  50. Проза писателей-демократов шестидесятых годов XIX века. Учебное пособие для филологических факультетов. М.: Высш.шк., 1962. 338 с.
  51. , В.В. Опавшие листья: Лирико-философские записки / В.В.Розанов- сост., вступ. статья А. В. Гулыги М.: Современник, 1992. -543 с.
  52. , В.В. Религия. Философия. Культура / В.В.Розанов- сост. и вступ. статья А. Н. Николюкина М.: Республика, 1992. — 399 с.
  53. Русская идея: Сборник / Сост., вступ. статья М. А. Маслина. М.: Республика, 1992.-494 с.
  54. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра / Под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1973. — 565 с.
  55. Русская эстетика и критика 40−50 годов XIX века / Сост., вступ. ст. и примеч. В. К. Кантора, А. Л. Осповата. М.: Искусство, 1982. — 544 с.
  56. Русские писатели второй половины XIX начала XX вв. (до 1917 г.) / Под ред. Р. Н. Крендель, Б. А. Поскиной. — М., 1958.
  57. , П.Г. Крестьяне и город в капиталистической России второй половины XIX века. (Взаимоотношения города и деревни в социально-экономическом строе России) / П. Г. Рындзюнский. М.: Наука, 1983.-269 с.
  58. , А.Н. Время и люди. Воспоминания / А. Н. Серебров. М.: Московский рабочий, 1960. — 268 с.
  59. , А.Я. С.Н.Терпигорев / А.Я.Силаев. Липецк, 1961. — 31 с.
  60. , В.В. История русской словесности / В. В. Сиповский. -СПб.: Башмаковы, 1908. 340 с.
  61. , B.C. Избранное / В.С.Соловьев- вступ. статья А. В. Гулыги. М.: Сов. Россия, 1990. — 496 с.
  62. , B.C. Спор о справедливости: Сочинения / В. С. Соловьев. -М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999. 864 с.
  63. , С.М. Чтения и рассказы по истории России / С.М.Соловьев- сост. и вступ. статья С. С. Дмитриева. М.: Изд-во «Правда», 1990.-768 с.
  64. , А.П. Писатели-народники / А. П. Спасибенко. М.: Просвещение, 1968. — 430 с.
  65. , Б.В. Переселение в России во второй половине XIX века: по материалам переписи 1897 года и паспортной статистики / Б. В. Тихонов. М.: Наука, 1978. — 208 с.
  66. Философия / Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: Юрист, 1998. — 516 с.
  67. , П.А. У водоразделов мысли / П. А. Флоренский. М.: Правда, 1990.-447 с.
  68. , Н.М. Пути исканий. О мастерстве писателя / Н. М. Фортунатов. -М.: Сов. писатель, 1974.-239 с.
  69. , У.Р. Пути русского реализма / У. Р. Фохт. М.: Сов. писатель, 1974.-239 с.
  70. , Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности / Н. Г. Чернышевский. М.: Гослитиздат, 1955. — 223 с.
  71. , К.И. Люди и книги. 2-е изд., доп. / К. И. Чуковский. М.: Гослитиздат, 1960. 671 с. 1.I.
  72. Большая советская энциклопедия: В 50 т. / Гл. ред. С. И. Вавилов. -М.: Большая советская энциклопедия, 1958. Т.46. 671 с.
  73. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. И. Даль. М.: Русский язык, 1980.
  74. Краткий экономический словарь / Под ред. Ю. А. Белика. М.: Политиздат, 1989. — 399 с.
  75. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1953. — 848 с.
  76. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: АЗЪ, 1993. — 960 с.
  77. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981 -1984.
  78. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. -576 с.
  79. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  80. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. / Под ред. С. С. Аверинцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
Заполнить форму текущей работой