Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ортология и лексикография

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пометы доп. (допустимо) и разг. (разговорное) означают, что слово или словоформа допускается в разговорном стиле литературного языка, но не должно употребляться в книжных стилях. Такие пометы сопровождают, например, произносительный вариант договор, грамматическую форму кофе ср.р. (кофе остыло). Эти варианты допустимы в неофициальном разговоре, но крайне нежелательны в условиях официального… Читать ещё >

Ортология и лексикография (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ортология как наука о норме

Ортология — это наука о норме. Норма — это исторически сложившееся и социально одобряемое правило использования языковых единиц в речи. Известно, что норма динамична, это означает, что она изменяется с течением времени, и в то же время консервативна, т. е. обнаруживает устойчивость. Представление о норме как о привычном произношении и словоупотреблении есть у носителей всех подсистем русского языка. Например, носитель диалекта воспринимает литературно правильную речь как не вполне приемлемую для данного сообщества. Это отражается, например, в следующих высказываниях: Она чудно говорит, не по-нашему (носитель окающего говора о речи учительницы русского языка); У нашей Шурки девчонка гэ (имеется в виду звук [г]) по-городскому говорить. Однако нормы диалекта, жаргона или просторечия не являются кодифицированными, а норма литературного языка является кодифицированной. Кодификацией называется закрепление нормы в словарях, справочниках, учебниках. Не случайно термин литературный язык часто уточняется за счёт указания этой особенности — кодифицированный литературный язык.

Виды норм:

Нормы можно охарактеризовать по разным основаниям.

1. По времени появления в литературном языке различают «старшую» (устаревшую или устаревающую) и «младшую» (новую, современную) нормы. Например, в области фонетики проявлением «старшей нормы» является ударение в словах йогурт, индустрия, фольга, произношение твёрдого звука [с] в глагольных словоформах типа родил [са], родила [с]; произношение твёрдых заднеязычных в глаголах на -ивать: вздраг[ы]вать, похихик[ы]вать, стрях[ы]ватъ; произношение твёрдых заднеязычных согласных в прилагательных типа тихий, что приводит к несоответствию написания и произношения гласного звука в окончании: на месте буквы «и» произносится краткий гласный, средний между [а] и [о], который обозначается в транскрипции знаком [ъ]: muxMu, гибк[ъ]й, строг [bju.

Следует иметь в виду, что при чтении стихотворных произведений XVIII—XX вв. в рифмующихся строках может встретиться и такое явление, как неслучайное отсутствие буквы «ё», поскольку в рифмующемся слове однозначно произносится [э], как, например, в подчёркнутых словах следующих строк:

Когда в товарищах согласья нет.

На лад их дело не пойдет.

(И. А. Крылов) Проявления «старшей нормы» при чтении старых стихотворных произведений не следует осовременивать, поскольку это может лишить стихотворения ритма и рифмы, как, например, в следующих строчках из поэмы А. С. Пушкина «Полтава»:

На холмах пушки присмирев, Прервали свой голодный рёв, Молчит музыка боевая…

Если прочитать эти строки, следуя современной норме, т. е. произнести на холмах, музыка и рёв, то исчезнет и рифма, и ритм стихотворения.

Отметим, что современные учебники для начальной школы часто пренебрегают данным обстоятельством (например, проставляют букву «ё» там, где её не должно быть), что очень досадно, поскольку число необычных для современного читателя произносительных особенностей в хрестоматиях для начальной школы невелико, но их значение для воспитания практического представления о языке как развивающемся явлении трудно переоценить.

2. По наличию / отсутствию вариантов выделяются императивная норма (не имеющая вариантов) и диспозитивная (имеющая варианты). Диспозитивная, в свою очередь, может быть равноправной (варианты не имеют ограничений в употреблении) и неравноправной (один из вариантов имеет ограничения в употреблении). Ограничения в употреблении обозначены в словарях особыми пометами. Рассмотрим их подробнее.

Пометы доп. (допустимо) и разг. (разговорное) означают, что слово или словоформа допускается в разговорном стиле литературного языка, но не должно употребляться в книжных стилях. Такие пометы сопровождают, например, произносительный вариант договор, грамматическую форму кофе ср.р. (кофе остыло). Эти варианты допустимы в неофициальном разговоре, но крайне нежелательны в условиях официального (например, делового и учебного) общения.

Помета спец. (специальное) используется для обозначения так называемой профессиональной лексики, словоформ или особенностей произношения. Такую помету имеет, например, произносительный вариант добыча (вместо нейтрального добыча) в профессиональной речи нефтяников и горняков.

3. В связи с уровнями языка различают нормы орфоэпические (произносительные), акцентологические (нормы ударения), лексико-фразеологические (нормы употребления слов и фразеологизмов в связи с их значением), а также грамматические, к которым относят словообразовательные, морфологические (нормы словоизменения, например, склонения или спряжения) и синтаксические (нормы грамматической сочетаемости, построения предложений). В случае возникновения затруднений с выбором нормативного варианта принято обращаться к нормативным словарям.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой