Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Соотношение литературоведения и других гуманитарных дисциплин (истории, социологии) Т.к. в эту лекцию Степанов включил ещё и психологию, она будет и в билете на всякий случай

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследователь знает художественное произведение и из него черпает сведения об историческом событии. Но историк не может так поступить, т.к. художественная литература всегда искажает исторические факты. В первую очередь это происходит в связи с поэтикой жанра, а также вследствие личных пристрастий/антипатий автора. Историки видят свою задачу в борьбе с искажениями. Примером может служить роман… Читать ещё >

Соотношение литературоведения и других гуманитарных дисциплин (истории, социологии) Т.к. в эту лекцию Степанов включил ещё и психологию, она будет и в билете на всякий случай (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Здесь выделяют 2 вида дисциплин: 1) все науки об искусствах, в которых есть похожие на литературоведение теории, однако при одинаковых методах предметы изучения разные; 2) история, социология, психология — отличаются от поэтики тем, что подходят к предмету изучения извне.

История.

Очень близка к литературоведению. Как и в историческом литературоведении, задача истории — установление фактов, а затем их объяснение и интерпретация.

Вопрос об установлении авторства. Цель — найти предполагаемого автора произведения. В этом случае следует обращаться к самому тексту и выдвигать гипотезу.

Установление биографических фактов представляет интерес как для истории литературы, так и для истории вообще. Однако в литературе историческое исследование помимо биографии включает в себя также анализ текста. С помощью биографических фактов текст переосмысляется, и рождается биографический комментарий.

Лирика всегда связана с переживаниями поэта, часто содержит зашифрованные факты его биографии, намёки, без знания биографии не понятные (пример — лермонтовский «Кинжал», где есть фактически 2 плана: прощание лирического субъекта с возлюбленной и воспоминания Лермонтова о прощании с вдовой Грибоедова). Чтобы понять текст, нужна не только биографическая расшифровка, но и понимание поэтики самого автора и направления, в рамках которого он творит (так, для понимания поэтики Блока нужно также поэтику символизма) => биографический комментарий абсолютно необходим, но он является только одной из задач истории литературы.

Если в тексте говорится об историческом событии, может быть 2 варианта.

  • 1. Исследователь знает художественное произведение и из него черпает сведения об историческом событии. Но историк не может так поступить, т.к. художественная литература всегда искажает исторические факты. В первую очередь это происходит в связи с поэтикой жанра, а также вследствие личных пристрастий/антипатий автора. Историки видят свою задачу в борьбе с искажениями. Примером может служить роман «Война и мир» Л. Н. Толстого. Очевидцы и участники Бородинской битвы писали, что всё было не так, как описал Толстой. Изображение битвы даётся в романе глазами Пьера Безухова. Здесь Толстой использовал приём отстранения. Изображение исторических событий подчинено задачам философии и поэтики писателя, а не задаче дать исторически верную справку. Степень достоверности фактов должна изучаться не историей, а поэтикой. Следует различать понятия правды и правдоподобия, и последнее зависит от жанра, эпохи и т. д. Идею правдоподобия как части понятия вымысла выдвинул Аристотель: «Историк изображает, что было, а поэт — что могло бы быть». Правдоподобие — это то, что не противоречит логике сюжета.
  • 2. Случай, когда мы знаем всё о событии. Например, такое случается при изучении древней литературы, когда понятия вымысла не было («Слово о полку Игореве»). В этом случае историк и историк литературы практически одно лицо.

Историк, обращаясь к художественной литературе, либо решает свои задачи, рассматривая текст как исторический источник, либо занимается биографическим комментарием и обычно не интересуется поэтикой.

Социология.

Социология — наука о структуре общества.

  • 1. Личность писателя. Интересна не столько биография писателя, сколько легенды о нём. Так восстанавливается история его восприятия. Предметом исследования оказывается общество, которое воспринимало писателя.
  • 2. Влияние общества на писателя. Изучается социопоэтикой. Суть социологического метода: всё должно объясняться воздействием общества.
  • 3. Вопрос о статусе писателя в обществе. В конце 18 в. появляется фигура поэта-дилетанта. В пушкинское время — фигура профессионального писателя. Отсюда появляется фигура беллетриста. Изучение литературных сообществ: салонов, групп, клубов.
  • 4. Произведение и общество. Социологически главный вопрос — история восприятия произведений.
  • 5. Как изображается общество в художественном произведении. Насколько верно автор воспроизводит социальные процессы? Здесь тоже работает понятие правдоподобия, а также тенденциозности и объективности.

Психология.

  • 1.

    Литература

    как материал для психологического исследования. Рассматривается психология героя, психология автора, объясняется психотип. При этом нельзя забывать, что любой персонаж — не живой человек, а некое построение.

  • 2. Вопрос о природе творчества, вопрос психологии творчества.

Историк, социолог и психолог обращаются к литературе как к реальным событиям. При этом они либо отвергают этот источник, либо, признавая его достоверность, используют для решения своих задач. Это полезно для понимания текста, при создании комментария, но всё это лишь дополняет изучение поэтики (т.е. все эти науки используют только внешний подход к произведению).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой