Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности формирования знаний, умений и навыков для развития речевого этикета в диалогической речи в английском языке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В области аудирования (в рамках овладения навыками диалогической речи): — в условиях непосредственного общения, в том числе с носителем иностранного языка, понимать и реагировать на устные высказывания партнеров по общению в пределах сфер тематики и речевых ситуаций; Нередки случаи, когда у учащихся нет необходимых социальных навыков диалогического общения не только на иностранном, но и на родном… Читать ещё >

Особенности формирования знаний, умений и навыков для развития речевого этикета в диалогической речи в английском языке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Целью обучения речевому этикету на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их во внеучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения [27].

По окончании курса обучения иностранному языку у учащихся должны быть сформированы следующие коммуникативные умения [27]:

  • 1. В области речевого этикет в диалогической речи:
    • — осуществлять диалогическое общение со взрослыми и со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер, тематики и ситуаций общения;
  • 2. В области аудирования (в рамках овладения навыками диалогической речи):
    • — в условиях непосредственного общения, в том числе с носителем иностранного языка, понимать и реагировать на устные высказывания партнеров по общению в пределах сфер тематики и речевых ситуаций;
    • — понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе.

В своей совокупности уроки ИЯ должны быть типологически разными, при этом приоритетная тема постоянно меняется в зависимости от конкретной цели текущего урока. На уроке решается одна главная задача, при этом остальные являются сопутствующими. Отсюда и определение типов уроков развития того или иного вида речевой деятельности, уроков ознакомления, тренировки, контроля и т. д. (по типологии В. Онищука) Однако навыки речевого этикета, как и любые другие навыки, не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, а значит, должны быть и уроки, направленные главным образом на развитие навыков речевого этикета [3].

При проведении урока, целью которого является обучение диалогу, необходимо учитывать основные характеристики диалога, представляющие трудности для ученика и учителя:

  • — реактивность;
  • — ситуативность.

Реактивность.

1. Реакция партнера по общению может быть совершенно непредсказуема, например, он может неожиданно перевести разговор в другое русло. Не менее трудно справиться и с ситуацией, в которой реакции нет вообще. И в том и в другом случае необходимо по ходу общения изменять первоначально намеченную логику разговора, подключать разнообразные дискурсивные приемы для осуществления намеченной цели общения.

Нередки случаи, когда у учащихся нет необходимых социальных навыков диалогического общения не только на иностранном, но и на родном языке, а, следовательно, учитель иностранного языка должен уметь их формировать практически заново.

В отличие от монолога, где автор сам определяет не только логику высказывания, но и выбор языковых и речевых средств, в диалоге мы всегда зависим от партнера. Помимо умения говорить, диалог предполагает умение аудировать. Таким образом, учащимся необходимо овладеть определенным набором реплик реагирования.

Ситуативность. Как уже не раз отмечалось, речь не бывает вне ситуации. В диалоге именно ситуация определяет мотив речевого этикета, Ситуативность как одна из характерных черт диалога предполагает, что успешность диалогического общения на уроке во многом зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения. [31].

При обучении диалогу обычно выделяются всего две его разновидности: свободные и стандартные (типовые).

Почему-то на вопрос о том, какие разновидности диалога наиболее часто встречаются в реальном общении, большинство людей называет свободные диалоги. Мне же представляется, что это не так. Давайте вспомним те социальные роли, которые нам в жизни приходится «играть» практически ежедневно. Все мы выступаем в роли родителей или детей, покупателей или продавцов, пассажиров или водителей, учителей или учеников, врачей или пациентов.

Думается, что та или иная роль достаточно жестко регламентирована типичной ситуацией общения и «вариации на тему» действительно возможны, но очень ограничены. С сожалением можно утверждать, что даже в роли детей и родителей мы чаще ведем стандартные диалоги, чем свободные. Очень часто все общение сводится к репликам: «Как дела? Как дела в школе? Ты поел? Уроки сделал? Быстро мой руки (чисти зубы, садись обедать, ложись спать, опять телевизор смотришь, лежишь на диване, играешь на компьютере, забыл купить хлеб? т.д. и т. п.».

Обучение диалогу путем «сверху вниз» является наиболее оптимальным для обучения стандартным, или типовым, диалогам. Как правило, оно проходит так, как это представлено в таблице.

Опорами для составления собственных диалогов в данном случае могут служить:

  • — сами тексты диалогов-моделей;
  • — содержание речевой установки учителя на составление видоизмененных диалогов;
  • — описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога;
  • — картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука.

Определим лишь некоторые из базовых речевых умений:

  • 1) умение задавать вопросы разных типов;
  • 2) логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы;
  • 3) использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре;
  • 4) употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения;
  • 5) пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких, как выражение согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, просьбы, вежливого отказа и т. д.

Содержание урока, целью которого является обучение диалогу, включает в себя:

  • — формирование опор для составления собственных диалогов, которыми могут служить: тексты диалогов-моделей; содержание речевой установки учителя на составление видоизмененных диалогов; описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога; картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука;
  • — формирование базовых речевых умений, таких как: умение задавать вопросы разных типов; логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы; использовать различные реплики реагирования и т. д.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой