Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы искусства и образ художника в творчестве Джона Фаулза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Парадоксальным образом в одном из поздних романов Фаулза «Мантисса», где художественные принципы постмодернизма получили наиболее полное и последовательное воплощение, постмодернизм как художественное направление пародируется в полном согласии с постмодернистским же принципом пародийного модуса повествования. Желая подшутить над сложными интеллектуальными построениями постмодернизма, Фаулз… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социокультурные предпосылки творчества Фаулза
    • 1. 1. Проблема постмодернизма: хронологические границы и содержание понятая
    • 1. 2. Литературные ориентиры и философские основы творчества Фаулза
  • Глава 2. Художник, искусство и действительность в прозе Фаулза
  • Глава 4. Автор, текст и читатель в художественной системе Фаулза

Проблемы искусства и образ художника в творчестве Джона Фаулза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема искусства и образ художника в той или иной степени привлекали внимание мыслителей, поэтов, живописцев и скульпторов самых разных историко-культурных эпох. Впечатляющий образ художника — слепого певца Демодока, поющего при дворе короля Алкиноя, — мы встречаем уже в колыбели европейской литературы, в «Одиссее» Гомера. Вместе с тем, всерьез говорить о теории и практике искусства как объектах художественного осмысления и изображения можно, по-видимому, лишь применительно к эпохе Просвещения и более позднего времени. До этого художник, если и становился героем произведения, изображался скорее с общечеловеческой, нежели профессиональной стороны. Его творческое сознание, то есть как раз то, что делает поэта поэтом, живописца живописцем, музыканта музыкантом, оставалось, как правило, вне поля зрения автора.

Важную роль в становлении темы искусства и художника сыграла литература Германии: на исходе просветительской эпохи Гете публикует свой знаменитый роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796) — по существу первый Kunstlerroman в европейской литературевслед за Гете эту тему подхватывают и интенсивно развивают немецкие романтики — Новалис, Гофман. Особое значение в искусстве приобретает идея свободы художественного творчества, идея абсолютного своеволия художника: «Всякое художественное творчество, — заявлял один из идеологов романтизма, представитель идеалистической диалектики Ф. Шеллинг, — в принципе своем должно быть абсолютно свободным"1.

В Англии существенная роль если не в разработке темы творческой личности, то во всяком случае в утверждении своеобразного культа художника-творца принадлежит эпохе романтизма: «Поэзия Байрона, философско-литературные концепции Кольриджаавтобиографические.

1 Шеллинг Ф. Система транцендентального идеализма. Л., 1936. С. 386. произведения Ли Ханта и Де Квинси постепенно приучали пуританскую публику к мысли об избранничестве художника" , — пишет по этому поводу И. В. Кабанова. Избранничество предполагает неординарность, непохожесть на других, обрекает художника на жестокий конфликт с толпой, на остракизм и вместе с тем возлагает на него огромную ответственность перед людьми. Романтическая эпоха подняла художника, поэта, творца на недосягаемую высоту, увидела в нем «властителя дум», пророка. «Поэты, — писал Шелли в «Защите поэзии» (1821), — жрецы непостижимого вдохновениязеркала, отражающие исполинские тени, которые грядущее отбрасывает в сегодняшний день,. трубы, которые зовут в бой и не слышат своего зова. Поэты — это непризнанные законодатели мира"3. Новый «статус» художника в эпоху романтизма был связан с признанием искусства важнейшей областью духовной жизни человечества, «видом деятельности, способным дать человеку новый взгляд на мир и на себя самого, приобщить его к высшим истинам бытия, недоступным другим способам познания, приоткрыть перед ним завесу идеального существования и тем самым способствовать преобразованию человека и действительности"4.

Если в романтической литературе преимущественное внимание писателей было сосредоточено на художественном сознании и на его попытках разрешить философско-эстетические проблемы, возникавшие из соотнесения таких категориальных понятий, как природа, идеал, искусство, то во второй половине XIX века возникает новый поворот в развитии темы. Писательский интерес сосредоточивается на практической деятельности художника и на его положении в обществе. Образ художника теряет исключительность, ореол избранности, в литературу приходит новый герой — «живой, конкретный человек, существующий в социально-конкретных л.

Кабанова И. В. Изображение художественного сознания в романе Дж. Фаулза «Дэниел.

Мартин"// Проблемы зарубежной реалистической прозы. Саратов, 1985. С. 3.

3 Шелли П. Б. Защита поэзии // Шелли П. Б. Письма. Статьи. Фрагменты / Пер. 3.

Александровой. М., 1972. С. 434.

4 Ковалев Ю. Искусство новеллы и новелла об искусстве в XIX веке // Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века. JI., 1985. С. 17. типических ситуациях. Художник перестал быть только пророком, открывателем истин, творцом идеала, жрецом искусства. Теперь его функция — не только в том, чтобы «сотворить», но и в том, чтобы донести сотворенное им до публики. Именно публика выступает судьей и ценителем творческих усилий художника"5. Положение художника в обществе, его нравственный облик, его социальные функции — вот что занимает писателей-реалистов. Художник предстает в их произведениях не в романтическом «возвышенном» духе, но во всей своей жизненной достоверности, в контексте взрастившей его среды и эпохи.

Необходимо отметить, что в разработке темы искусства и художника у писателей разных стран наблюдается национальная специфика, обусловленная особенностями исторического развития страны и своеобразием ее художественных традиций. Так, в немецкой литературе трактовка этой темы приобретает философско-эстетический характер, во французской активна социально-публицистическая тенденция, в английской же на первом плане оказывается социально-этический аспект, связь этики и эстетики. В целом в английской литературе XIX века тема искусства и художника не получила столь значительной разработки, как, например, во французской или немецкой литературах. Если английские реалисты к ней и обращались, то разрабатывали ее в рамках романа воспитания, преимущественно в социально-бытовом и этическом плане («Дэвид Копперфильд» Диккенса, «Пенденнис» и «Ньюкомы» Теккерея). Специфика английского национального мышления в обращении к образу художника и теме художественного творчества проявляется в том, что если в немецкой литературе героем становится чаще всего музыкант, то в английской это чаще всего писатель, реже — художник, живописец, то есть разные виды искусства оказываются ближе национальному характеру в разных странах.

5 Там же. С. 22.

Интерес к проблеме творчества и образу художника в английском обществе возрастает после выхода в свет 5-томного труда Джона Рескина «Современные художники» (1843−1860). Его учение о красоте оказало влияние на представителей самых разных художественных систем. Обаяние его идей испытали на себе, в частности, реалист Джон Голсуорси и эстет Оскар Уайльд. Последний, впрочем, унаследовав исповедуемый Рескиным культ красоты, отверг выдвинутое им требование высоконравственного христианского искусства и, вслед за Уолтером Пейтером, провозгласил идею свободы искусства от каких бы то ни было общественных и нравственных обязательств. Писателям английского эстетизма изображение творческой среды и ее представителей было необходимо в первую очередь для доказательства их главного положения об автономности искусства, о его превосходстве над реальностью, серой, убогой, безысходной, о его высшей природе (самый яркий пример — «Портрет Дориана Грея» Уайльда).

В XX веке образ художника приобретает еще большую популярностьвнимание художников слова привлекает внутренняя жизнь личности, возрастает интерес к самому творческому процессу и, соответственно, к проблемам искусства в целом. Ни одна предшествующая эпоха не знала такого обилия «юонстлерроманов», какое было написано (и написано к тому же в столь изощренной форме — достаточно вспомнить романы Дж. Джойса, В. Набокова, X. Кортасара, И. Кальвино и многих других) в последнее столетие. Нередко писатели заставляют своего героя-художника сочинять роман о другом герое-художнике (принцип «матрешки»), раскрывают секреты собственной творческой лаборатории («обнажение приема»), прямо обращаются к вопросам литературной теории, анализируют собственный творческий процесс. Образно говоря, литература исполненного катастроф и потрясений XX века, подобно шекспировскому Гамлету, «рефлексирует», пытаясь найти ответы на мучительные вопросы о своем предназначении, о своих средствах и возможностях воздействовать на читателя, о своей способности «вправить вывихнутый век». Причины этого феномена многообразны и в первую очередь коренятся, по-видимому, в том стимулирующем воздействии, которое оказали на него различные течения философской мысли (в начале века — это учения Ницше, Фрейда, Юнга, Бергсонапозднее — экзистенциализм) и бурное развитие искусствознания и литературоведения как научных дисциплин, становление их различных школ и направлений.

Особый взгляд на проблему искусства и художника предлагает модернизм. Его представители внесли новые акценты в трактовку проблемы творчества. Та роль, которая отводится в произведениях Дж. Джойса, Д. Г. Лоренса и В. Вульф образам художников, по справедливому замечанию И. В. Кабановой, указывает «не столько на эгоцентризм модернистов, самосозерцательный характер их искусства, не столько на их поглощенность вопросами литературной техники, сколько на усматриваемый ими параллелизм между двумя процессами: созданием художественного произведения и формированием человеческой личности"6. Один из ведущих принципов модернистского искусства — интроспекция, отмеченная повышенным вниманием к области подсознательного, как и к образам-архетипам. Интроспекция объявляется действенным инструментом проникновения в сокровенные глубины внутреннего мира личности, равно как и в скрытые мотивы творческой деятельности. Подчеркнутая субъективность повествования в произведениях писателей-модернистов призвана была выразить новое самосознание литературы, озабоченной не воссозданием объективной картины действительности, но воспроизведением ракурсов и уровней ее преломления в индивидуальном сознании (яркой иллюстрацией здесь могут служить романы Джеймса Джойса).

Новый подъем интереса к проблемам искусства и образу героя-художника наблюдается в английской литературе после Второй мировой войны. В это время наряду с уже затрагивавшимися ранее проблемами.

6 Кабанова И. В. Изображение художественного сознания. С. 3. взаимоотношений творческой личности и общества (враждебность общества художнику, его протест и попытка отстоять творческую независимость, драматизм его судьбы), появляются новые мотивы. Это, прежде всего, вопрос о гуманистической направленности искусства, непосредственно связанный с усиливающимися процессами отчуждения человека, стандартизации и нивелировки личности. Если модернизм ограничивался в основном констатацией отчуждения, а то и поэтизировал его, то литература второй половины века исследует эту проблему и защищает гуманистические начала и ценности.

В Англии наряду с модернистами тему искусства и художника интенсивно разрабатывают в первые десятилетия XX века такие писатели, как Дж. Голсуорси, С. Моэм, Р. Олдингтон, сохраняющие верность реалистической традиции. В их произведениях художник предстает, прежде всего, воплощением нонконформизма. Это личность, отстаивающая свое видение искусства и не идущая на компромиссы с обществом, несмотря на то, что общество мстит герою пренебрежением. Подобное изображение конфликта художника и общества имело жизненную основу. Особенное впечатление на писателей XX века произвели судьбы импрессионистов и постимпрессионистов Моне, Писсаро, Сезанна, Гогена, Ван-Гога, Модильяни. Реальные судьбы художников послужили своеобразной моделью для романов С. Моэма («Луна и грош», 1919), Дж. Кэри («Из первых рук», 1944), А. Кронина («Памятник крестоносцу», 1959) и других.

В центре внимания писателей оказываются проблемы искусства и морального выбора, искусства и массовой культуры (романы Г. Грина, А. Мердок, М. Спарк, С. Хилл и других). Акцент на этической проблематике в это время обусловлен изменениями в социальной, экономической и культурной жизни Великобритании: меняется взгляд на место человека в мире, в мировосприятии человека доминируют ощущения дегуманизации жизни и отчуждения. Индивидуально-творческое начало в личности художника в этих условиях противопоставляется процесам обезличивания человекаэто противопоставление обусловливает обострение темы моральной ответственности художника. Вместе с тем, в послевоенной английской литературе, как и в других литературах Запада, происходят заметные сдвиги в осознании статуса художественного текста и роли писателя, по-новому осмысляется традиционная дихотомия «искусство-реальность», все большее признание получает тезис о том, что текст не отражает реальность, а творит новую реальность. Маркированная сотворенность художественного мира, его подчеркнутая фиктивность, его зависимость от конвенций осознаются ныне как необходимый признак современности — «постмодернистичности» — литературного произведения. Под пером современных авторов тексты о художнике проибретают ярко выраженный теоретизирующий, рефлектирующий характер. По определению В. А. Пестерева, «намечается „экспансия“ теоретической мыслифилософской и литературоведческой — в художественный процесс и писательскую работу». Эта тенденция становится особенно ощутимой в литературе последней трети XX века — в произведениях Айрис Мердок, Питера Акройда, Энтони Берджеса, Дэвида Лоджа, Антонии Сьюзен Байет и многих других. Одним из ярких, возможно, самых репрезентативных образцов современного подхода к решению темы искусства и художника является творчество Джона Фаулза (1926;2005).

Тема искусства и творческой деятельности представляет для Фаулза особый интерес: к ней он обращается почти в каждой из своих книг. Писатель ставит своей задачей выявить природу творчества, его механизмы, задачи искусства и его функции, смысл и значение для автора и читателя, для личности и общества.

7 Пестерев В. А. Постмодернизм и поэтика романа. Историко-литературные и теоретические аспекты. Волгоград, 2001. С. 7.

Настоящее исследование посвящено изучению философии искусства и образу художника в творчестве Джона Фаулза на основе художественных текстов и в контексте критико-теоретических работ данного автора.

Цель диссертационной работы заключается в многоаспектном изучении философии искусства Фаулза, рассмотрении своеобразия его отношения к проблемам искусства и особенностей решения им образа художника. Для осуществления этой цели представляется необходимым решить следующие задачи:

— рассмотреть основные категории и понятия постмодернизма как культурной эпохи, к которой принадлежит Фаулз;

— проанализировать и обобщить имеющиеся в отечественном и зарубежном литературоведении подходы к определению художественной системы писателяуяснить философские основы творчества Фаулза;

— определить фундаментальные черты поэтики и нравственно-философской проблематики романов писателяохарактеризовать теоретико-литературную концепцию Фаулза и специфику ее воплощения на уровне текста романовопределить место творчества писателя в контексте постмодернистской традиции.

Структура диссертационной работы и отбор материала определены поставленными задачами и опираются на проблемно-исторический принцип исследования материала. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии. Список использованной литературы насчитывает 418 наименований, в числе которых 242 отчественных, и 151 — зарубежных авторов. Основное содержание диссертации изложено на 217 страницах машинописного текста.

Заключение

.

На протяжении последних столетий в мировой литературе возрастал интерес к теме искусства и образу художника. Повышенное внимание к проблемам искусства, получившим особую разработку в последней трети XX века, явилось результатом гипертрофированной саморефлексии — одной из характерных черт литературы эпохи постмодернизма. Интерес к механизмам создания, бытия и восприятия текста, проблемам интертекстуальности и самосознания художника определил ее рефлективный характер. Постмодернистской эстетике свойственен интерес к природе творческого процесса и закономерностям восприятия искусства. Фаулз, безусловно, отражает в своем творчестве актуальные для современной литературы проблемы. При всем разнообразии произведений писателя по форме, стилю, настроению и проблематике, между ними можно наблюдать удивительную общность. Их объединяет сосредоточенный интерес автора к теме искусства, к внутреннему миру личности, к вопросам самосознания и самоопределения человека.

На основании проведенного исследования можно говорить об эволюции указанных тем в творчестве Фаулза. Если в первом романе «Коллекционер» Фаулз приходит к выводу о том, что значительная часть публики (Масса, Большинство) не может поддаваться воздействию искусства, и писатель начинает задумываться о том, какие приемы, методы и механизмы воздействия на Массу должен использовать художник, чтобы достичь поставленной цели, то следующий роман «Волхв» фактически посвящен вопросу о способах воздействия на сознание реципиента. Безусловно, героя романа Николаса Эрфе нельзя безоговорочно относить к Большинству, но в романе Фаулз создает образ своей аудитории, которая способна правильно осознать и воспринять его уроки.

Те же размышления присутствуют и в романе «Любовница французского лейтенанта», в котором Фаулз применяет особые методы воздействия на читательское восприятие, фактически ставя читателя на позицию своего героя Чарльза Смитсона и заставляя его пройти сквозь лабиринты собственного сознания ради приближения к познанию своего «Я». В следующем романе «Дэниел Мартин» писатель несколько изменяет ракурс исследуемых проблем, размышляя над проблемой смысла творческой деятельности и функциях искусства, а также над проблемой автор-текст, которая получит особое внимание в романе «Мантисса». Роман продолжает раздумья писателя об искусстве и художнике, о романе, о методах и приемах творческого процесса.

Важнейшее значение для Фаулза имел образ художника, который в дискурсе писателя предстает не просто как один из субъектов текста, организующий его формальную структуру, не как постмодернистский «скриптор», но как творец, являющийся основным смыслои структуробразующим центром повествования. Художник у Фаулза являет собой особую личность, которая силой искусства способствует приближению читателя к самопознанию и воздействует на окружающий мир.

Проблемы творчества решаются у Фаулза в традиционно-гуманистическом смысле. Искусство стоит, по Фаулзу, на службе у действительности, будучи по отношению к ней вторичным. Писатель творит вымышленный мир, вторичную реальность. Он понимает художественное творчество как деятельность особого порядка, направленную на нравственное ® возвышение человека, на актуализацию его личностных проблем с целью истолкования и усовершенствования современной действительности. Тем не менее, Фаулз подчеркивал особое значение и роль искусства для развития личности и выделял следующие его функции:

— дидактическая функция искусства. Искусство должно воспитывать читателя, приближать его к сампознанию. По мысли писателя, это особый вид ф учительства, проповедничества, целью которого должно быть духовное взросление читателя. Фаулз всегда говорил о своем «желании повлиять на.

305 общество, сделать его лучше — повлияв на отдельного человека". гносеологическая функция искусства. Искусство должно ставить своей целью помочь читателю в познании мира и самого себя. Истинное искусство, по мнению писателя, должно, ориентируясь на человека, способствовать его нравственному взрослению, осознанию им своего места в реальной действительности. эстетическая функция искусства. Искусство должно преподносить нравственный урок воздействием красоты на воспринимающего художественное произведение.

В своем творчестве Фаулз затрагивает большое количество проблем, из которых в ходе исследования мы выделили только особенно актуальные для писателя вопросы смысла и целей творческой деятельности, проблему автор-читатель, автор-текст, механизмы воздействия и контроля читательского восприятия.

В творчестве Фаулза, как мы попытались показать, преломились различные художественные тенденции, что являлось характерной чертой эстетики постмодернизма. Присутствие в дискурсе Фаулза категорий различных художественных направлений было характерно для социокультурного и философского контекста того времени: как отмечают исследователи, и, в частности, И. П. Ильин, 306 постмодернизм стал областью взаимопроникновения разнообразных литературных направлений. Фаулз тяготеет к постмодернистской художественной системе, хотя и демонстрирует ряд существенных расхождений с ней. Мы сделали вывод о том, что лг.

Бессмертная И. Без Волхва// Время новостей, № 208. 09 ноября, 2005. С. 12.

306 Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. С. 97. творческая система Фаулза характеризуется определенной общностью с постмодерниской эстетикой. Об этом свидетельствуют такие черты поэтики писателя, как предельная интертекстуальность повествования, гипертрофированная саморефлексия, интермедиальность, притчевость, языковая игра. Фаулза всегда интересовали проблемы механизмов создания, бытия и восприятия текста, актуальные для постмодернистских авторов. Писатель использует многие приемы постмодернистского дискурса: фрагментацию, пастиш, коллаж, пародию, иронию, интертекстуальность, смешение разнородных художественных тенденций, цитатность, амбивалентность, многоголосие и т. д. Однако, во многом разделяя установки постмодернизма, Фаулз, вместе с тем, принципиально не приемлет постмодернистских тезисов о «смерти автора» и «смерти романа» (отказ от метаповествований), что особенно отчетливо проявилось в поздних произведениях писателя. Соглашаясь с очевидной близостью творческой системы Фаулза постмодернистской эстетике, мы не можем, однако, однозначно утверждать, что его творчество строго укладывается в рамки постмодернизма.

Парадоксальным образом в одном из поздних романов Фаулза «Мантисса», где художественные принципы постмодернизма получили наиболее полное и последовательное воплощение, постмодернизм как художественное направление пародируется в полном согласии с постмодернистским же принципом пародийного модуса повествования. Желая подшутить над сложными интеллектуальными построениями постмодернизма, Фаулз создает роман-шутку, форма, стиль и проблематика которого как нельзя лучше отражает эстетику постмодернизма, однако оказывается пародией на него. В этом проявилось тонкое и изящное, истинно английское чувство юмора писателя. Как писал сам Фаулз, «роман, даже доходчивее и увлекательнее написанный, не кроссворд с единственно возможным набором правильных ответов» (В, 281). Возможность и даже необходимость читательского домысливания, читательского сотворчества — особенность постмодернистского взгляда на художественный текст — определяет потенциальную множественность индивидуальных интерпретаций творчества Фаулза. Основой мировоззрения писателя «с первых его шагов в литературе и до сих пор был и остается гуманизм, вера в созидательную силу искусства» .

Контекстный анализ дал нам возможность сделать вывод о том, что в художественной практике Фаулз воплотил свою художественную концепцию искусства, и проследить ее эволюцию на материале ранних и поздних произведений автора. Вопросы соотношения искусства и действительности, проблема целей и задач творческой деятельности исследовалась на материале романов «Коллекционер», «Волхв», «Дэниел Мартин», повести «Башня из черного дерева», проблема механизмов работы авторского сознания и проблема «автор-читатель» рассматривалась на материале романов «Любовница французского лейтенанта» и «Мантисса». Художественные и нехудожественные тексты («Аристос», критико-теоретические и историко-литературные ээсе из книги «Кротовые норы») рассматривались в едином контексте, так как писателю присуще особого рода синтетическое мышление и склонность работать над единым узлом проблем в художественных и публицистических текстах.

Исследование дало нам возможность подтвердить основные положения, вынесенные на защиту: в ходе эволюции творчества Фаулза ракурс его взглядов на проблемы искусства и образ художника в определенной степени меняется: искусство и творческая деятельность в его поздних книгах представлены в контексте национальной принадлежности художника, общественных функций и целей творческой деятельности. Тогда как в ранних книгах писатель уделяет.

Горобченко И. В. Творчество Джона Фаулза (философский аспект) // Научная конференция преподавателей и студентов МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Саранск, 1996. С. 28. большее внимание становлению творческой личности, формированию творческого сознанияважной составляющей художественной философии писателя, особенно на раннем этапе творчества, явились категории экзистенциализма в его французском вариантехудожественная система Фаулза демонстрирует существенную близость философии постмодернизма, но имеет ряд отличий от нее в решении ряда концептуальных проблем.

Оправданными, на наш взгляд, были бы дальнейшие исследования философии искусства и образа художника в творчестве Фаулза. Одной из перспектив работы может стать сопоставительный анализ творчества Фаулза и других современных английских писателей, в частности, Колина Уилсона, Айрис Мердок, Питера Акройда, Антонии Сьюзен Байет. Отдельного внимания заслуживает преломление художественной концепции писателя в его работах публицистического и научного плана.

Творческий путь Джона Фаулза завершился совсем недавно — 5 ноября 2005 года. «После долгой болезни у себя дома в возрасте 79 лет умер тот, кому суждено было стать эпохой в английской литературе XX века"308. Но для исследователей его творчества осталось еще много тайн: в 2005 году опубликованы ранние дневниковые записи писателя, готовятся к выходу в свет сборники поздних, ранее не публиковавшихся дневников, которые дадут почву для дальнейшего исследования творчества писателя.

ЗЛО.

Юринская Е. Последний Волхв // Российская газета. 8 ноября 2005 г. С. 10.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Fowles J. The Collector. L.: Triad, Panther, 1997. 320 p.
  2. Fowles J. The Aristos. Revised edition. L.: Triad, Granada, 1981. 211 p.
  3. Fowles J. I Write Therefore I Am // Evergreen review. N.Y., 1964. Vol. 8. № 3. P. 47−68.
  4. Fowles J. The French Lieutenant’s Woman. L., 1989. 480 p.
  5. Fowles J. Ebony Tower. N.Y.: Back Bay Books- Reprint edition, 1999. 301 p.
  6. Fowles J. The Magus. Denmark: Norhaven Paperback, 1997. 672 p.
  7. Fowles J. Daniel Martin. N.Y.: Back Bay Books- Reprint edition, 1997. 640 p.
  8. Fowles J. Mantissa. N.Y.: Back Bay Books- Reprint edition, 1997. 208 p.
  9. Fowles J. A Maggot. L.: Pan, 1986. 464 p.
  10. Fowles J. Some Meditations Upon the Enigma that is Stonehenge. N.Y.: Summit books, 1980. 68 p.
  11. Fowles J. The Art of Fiction. L., 1982. 235 p.
  12. Fowles J. Lyme Regis camera. An album. Boston, 1990. 86 p.
  13. Fowles J., Goodwin F. The Islands. L., 1979. 108 p.
  14. Fowles J. Wormholes: Essays and Occasional Writings. N.Y.: Henry Holt & Company, 1998.432 р.
  15. Fowles J. The Journals: Volume 1. 1949−1965. L.: Knopf, 2005. 688 p.
  16. Дж. Коллекционер / Пер. И. Бессмертной. М.: Вагриус, 2000. 376 с.
  17. Дж. Коллекционер. Любовница французского лейтенанта / Пер. М. Беккер, И. Бессмертной, И. Комаровой. СПб., 2004. 864 с.
  18. Дж. Коллекционер. Волхв / Пер. И. Бессмертной, Б. Кузьминского.• М., 2004. 949 с.
  19. Дж. Аристос / Пер. Н. Роговской. М., 2003. 284 с.
  20. Дж. Дэниел Мартин. В 2 т. / Пер. И. Бессмертной. М.: Махаон, 2001. 1024 с.
  21. Дж. Пять повестей / Пер. И. Бессмертной, И. Гуровой. М., 2004. 445 с.
  22. Дж. Мантисса / Пер. И. Бессмертной. М.: Махаон, 2001. 320 с.
  23. Дж. Червь / Пер. В. Лонгинова. М.: Вагриус, 1996. 574 с.
  24. Дж. Кротовые норы / Пер. И. Бессмертной и И. Тогоевой. М.: Махаон, 2002. 640 с.
  25. Г. Современный английский роман. Свердловск, 1971. 398 с.
  26. И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. Сборник статей. СПб., 1999. 443 с.
  27. Ю. И. Анализ и восприятие (проблемы рецептивной эстетики) // Теории, школы, концепции: Критические анализы. Художественная рецепция и герменевтика. М., 1985. С. 103−125.
  28. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 615 с.
  29. Р. Мифологии. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1996. 320 с.
  30. М. М. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 336 с.
  31. М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963. 189 с.
  32. . Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. 387 с.
  33. . Симулякры и симуляции // Философия эпохи постмодерна: Сборник переводов и рефератов. Минск, 1996. С. 69−85.
  34. . Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. 318 с.
  35. Ю. Б. Теория художественного восприятия и рецептивная эстетика, методология критики и герменевтика: Вместо введения // Теории, школы, концепции: Критические анализы. Художественная рецепция и герменевтика. М., 1985. С. 37−50.
  36. Т. И. Поэзия Мацуо Басё. М., 1981. 152 с.
  37. В. «Постмодерн»: Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь, 1992. № 1. С. 109−135.
  38. JI. С. Психология искусства. М., 1987. 410 с.
  39. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 699 с.
  40. Т. Православие и постмодернизм. Л., 1991. 64 с.
  41. А. В. Что такое постсовременность? // Вопросы философии, 1988. № 12. С.153−159.
  42. С. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова. СПб.: Кирцидели, 2004. 158 с.
  43. ., Гваттари Ф. Ризома // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996. С. 7−31.
  44. . Письмо японскому другу // Вопросы философии, 1992. № 4. С. 53−57.
  45. . Эссе об имени. М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: Алетейя, 1998. 192 с.
  46. В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб., 1999. 30 с.
  47. В. М. Проблемы художественного творчества: от модернизма к постмодернизму. СПб., 1997. 47 с.
  48. ДнепровВ. Д. Черты романа XX века. М., 1965. 358 с.
  49. Д. В. Искусство романа и XX век. М., 1975. 535 с.
  50. А. Я., Стафецкая М. П. Интерпретация произведения как феномена культуры // Теории, школы, концепции: Критические анализы. Художественная рецепция и герменевтика. М., 1985. С. 69−102.
  51. И. П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях. М.: Государственная Библиотека СССР, 1988. 28 с.
  52. И. П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. 256 с.
  53. И. П. «Постмодернизм»: проблема соотношения творческих методов в современном романе Запада // Современный роман: опыт исследования. М.: Наука, 1990. С. 255−279.
  54. И. П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996. 255 с.
  55. И. П. Постструктурализм и диалог культур. М.: ГБЛ, 1989. 58 с.
  56. И. П. Стилистика интертекстуальности: теоретические аспекты // Проблемы современной стилистики: Сборник научно-аналитических обзоров. М., 1989. С. 186−207.
  57. Р. Исследования по эстетике. М., 1962. 569 с.
  58. А. Бунтующий человек. М., 1990. 416 с.
  59. Т. Ю. Некоторые аспекты семантики заглавия художественного произведения // Функциональные исследования. М., 1996. С. 118−126.
  60. Т. А. От феномена к структуре. М.: Наука, 1991. 85 с.
  61. Ю. Искусство новеллы и новелла об искусстве в XIX веке // Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века. Л., 1985. С. 3−34.
  62. Т. Н. Реальность, традиции, вымысел в современном английском романе // Современный роман: опыт исследования. / Отв. ред. Е. А. Цурганова. М.: Наука, 1990. С. 127−154.
  63. Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. М., 1995. № 1. С. 97−124.
  64. Ю. Избранные труды. Разрушение поэтики. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. 656 с.
  65. В. Время множить приставки: к понятию постмодернизма // Октябрь. 1997. № 7. С. 178−183.
  66. Н.С. Немецкий роман 1918 1945 гг. Пермь, 1975. 169 с.
  67. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодернизма. М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: Алетейя, 1998. 159 с.
  68. Лиотар Ж.-Ф. Заметки на полях повествований // Комментарии. 1997. № 11. С. 245−259.
  69. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ad Marginem '93. М., 1994. С. 56−71.
  70. Лиотар Ж.-Ф. Возвышенное и авангард // Метафизические исследования. Вып. 4. Культура. М., 2001. С. 78−92.
  71. Лиотар Ж.-Ф. Феноменология / Пер. с англ. и послесл. Б. Г. Соколова. СПб.: Лаборатория метафизических исследований при философском фак-те СПбГУ- Алетейя, 2001. 189 с.
  72. М. Русский постмодернизм. Екатеринбург, 1997. 317 с.
  73. Ю. М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб: Искусство, 2000. С. 150−390.
  74. Ю. М. Задачи и методы структурного анализа поэтического текста // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи. Исследования. Заметки. СПб., 1996. С. 25−31.
  75. Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. 454 с.
  76. Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2000. 704 с.
  77. Ю. М. Текст в тексте // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В Зх тт. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 148−160.
  78. Ю. М. Текст как семиотическая проблема // Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3-х томах. Т. 1. Таллинн, 1992. С. 129−147.
  79. Г. И. Интертекстуальность художественного произведения. Кемерово, 1995. 81 с.
  80. О. А. Лингвостилистические особенности словесного художественного портрета в современном английском романе. Л., 1986. 79 с.
  81. А. А. «Чужое слово» в заглавии художественного текста // Интертекстуальные связи в художественном тексте. (Межвузовский сборник научных трудов). / Отв. ред. И. В. Арнольд. СПб.: Образование, 1993. С. 7682.
  82. М. К. Введение в философию // Мамардашвили М. К. Философские чтения. СПб.: Азбука-классика, 2002. С.5−170.
  83. М. К. Сознание это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть // Вопросы философии, 1989. № 7. С. 72−85.
  84. Н. Б. «Париж со змеями»: Введение в эстетику постмодернизма. М.: ИФРАН, 1995. 219 с.
  85. Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. 346 с.
  86. В.М. Тема искусства в русской прозе эпохи романтизма // Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века. Л., 1989. С. 3−36.
  87. Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.319 с.
  88. Т. Л. Зарубежный роман сегодня. М., 1966. 471 с.
  89. Е. Состояние постмодернизма // Петербургский театральный журнал, 1999. № 17. С. 43−47.
  90. Ф. Воля к власти. М., 1995. 104 с.
  91. В.А. Модификации романной формы в прозе Запада второй половины XX столетия. Волгоград, 1999. 198 с.
  92. В. О. Эстетический смысл иронии в искусстве (от романтизма к постмодернизму). Автореф. на соиск. уч. степ, д-ра филол. наук. М., 1992.30 с.
  93. Постмодернизм и культура: материалы «круглого стола» // Вопросы философии, 1993. № 3. С. 3−16.
  94. А. М. О постмодернизме // Пятигорский А. М. Избранные труды. М., 1996. С. 362−368.
  95. Р. Хабермас и Лиотар о постсовременности // Кабинет. Приложение 2. СПб., 1993. С. 79−96.
  96. В. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. М.: Аграф, 2000. 428 с.
  97. Н. Т. Современный западный роман: проблемы эпической и лирической формы. Воронеж, 1978. 167 с.
  98. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С 319−344.
  99. И. П. Порождение интертекста. СПб.: Языковой центр СПбГУ, 1995. 191 с.
  100. . Г. Маргинальный дискурс Деррида. СПб., 1996. 199 е.
  101. С. Перепорученное повествование как способ организации художественного текста (на материале англоязычной прозы 19−20 вв.) // Принципы типологизации художественных и нехудожественных текстов. Киев, 1987. С. 26−30.
  102. В. Г. О категориях «художественная условность» и «конвенция» // Автор. Текст. Эпоха. СПб., 1995. С. 110−121.
  103. Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». Сборник статей / Под ред. Е. Я. Басина и М. Я. Полякова. М.: Прогресс, 1975. С. 37−113.
  104. . А. Семиотика искусства. М., 1995. 360 с.
  105. .А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 348 с.
  106. Фрейд 3. Я и Оно // Фрейд 3. Психология бессознательного. СПб., 2004. С. 378−390.
  107. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 2004. 640 с.
  108. М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996. 320 с.
  109. М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистериум-Касталь, 1996. 448 с.
  110. М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997.576 с.
  111. М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999. 470 с.
  112. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1987. 405 с.
  113. М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 451 с.
  114. В. Е. О пластичности словесных образов // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1980. № 2. С. 14−22.
  115. С. А. Проблемы семиотики и художественной коммуникации в работах англо-американских исследователей 70-х годов / Теории, школы, концепции: Критические анализы. Художественная рецепция и герменевтика. М, 1985. С. 60−79.
  116. М. А. «Новая наука» постмодернизма и целостность современного мира//Вопросы философии, 1995. № 4. С. 43−56.
  117. В. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. 382 с.
  118. В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
  119. Эко У. Заметки на полях «Имени Розы» // Эко У. Имя Розы. СПб.: Симпозиум, 1998. С. 597−644.
  120. Эко У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна // Философия эпохи постмодернизма. Сборник обзоров и рефератов. Минск, 1996. С. 68−79.
  121. М. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. М.: Алетейя, 2001. 360 с.
  122. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев, М., 1997. 256 с.
  123. J. К. Pragmatics and Fiction. Amsterdam, 1985. 169 p.
  124. Bal M. Narratology. Introduction to the Theory of Narrative. Toronto, 1985. 254 p.
  125. Barthelme D. Unspeakable Practices, Unnatural Acts. N.Y., 1968. 170 p.
  126. Benton M. Reading Fiction: Ten Paradoxes. L., 1982. Vol. 22. P. 301−310.
  127. Brooke-Rose Chr. A Rhetoric of the Unreal. Cambridge, 1982. 446 p.
  128. Brooke-Rose Chr. The Dissolution of Character in the Novel // Reconstructing individualism: Autonomy, Individuality, and the Self in Western Thought. Stanford, 1986. P. 47−56.
  129. Butler Ch. Interpretation, Deconstruction and Ideology: An Introduction to Some Current Issues in Theory. Oxford, 1984. 159 p.
  130. Cohan S. Figures beyond the Text: A Theory of Readable Character in the Novel//Novel: a Forum in Fiction. N.Y., 1983. Vol. 17, № 1. P. 250−276.
  131. Colebrook C. New Literary Histories: New Historism and Contemporary Criticism. Manchester, N. Y., 1997. 248 p.
  132. Docherty Th. After Theory: Postmoderism // Postmarxism. Edinburgh, 1990. 248 p.
  133. Eco U. A Theory of Semiotics. Bloomington, 1979. 354 p.
  134. Eco U. The Open Work. Cambridge, 1989. 63 p.
  135. Engelbart D., Watson R. The augmented knowledge: Workshop // Computer Networking / Ed. by R. Blanc, I. Cotton. N. Y.: IEEE Press, 1976. P. 64−98.
  136. Fish S. Literature in the Reader: Affective Stylistics. L., 1970. 408 p.
  137. Fludernik M. Towards a «Natural» Narratology. L., 1996. 454 p.
  138. Fokkema D. W. The Semantic and Syntactic Organisation of Postmodernist Texts // Approaching Postmodernism. / Ed. by Fokkema D. W., Bertens H. Amsterdam- Philadelphia, 1986. P. 340−362.
  139. Friedman N. Point of View in Fiction. The Development of a Critical Concept // Publications of the Modern Language Assosiation of America. N.Y., 1955. P. 203−231.
  140. Gelley A. Narrative Crossings. Theory and Pragmatics of Prose Fiction. L., 1976. 224 p.
  141. Grenz J. S. A Primer on Postmodernism. UK: Cambridge: William B. Erdmans Publishing Company, 1996. 204 p.
  142. Hassan I. The Dismemberment of Orpheus: Toward a Postmodernist Literature. Urbana, 1971. 315 p.
  143. Hutcheon L. Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction. L., N. Y., 1998.268 р.
  144. Iser W. The Act of Reading: A Theory of Aesthetic Response. Baltimore, L.: The John Hopkins University Press, 1978. 256 p.
  145. Jencks Ch. What is Postmodernism? L., 1986. 123 p.
  146. McHale B. Constructing Postmodernism. L.: Routledge, 1992. 342 p.
  147. Merrel F. Semiosis in the Postmodern Age. West Lafayette, 1995. 467 p.
  148. Mohanty S. P. Literary Theory and the Claims of History: Postmodernism, Objectivity, Multicultural Politics. L,. 1997. 260 p.
  149. Moriarty M. E. Semiotics of World Literature. N. Y.: Mellen, 1996. 326 p.
  150. Morrissette B. Post-modern Generative Fiction: Novel and Film // Critical inquiry. Chicago, 1975. Vol. 2. No 2. P. 281−314.
  151. Lyotard J.-F. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge (Theory and History of Literature) / Transl. B. Massumi. Minnesota, 1999. 110 p.
  152. Nelson T. Literary machines. Sausalito, С A: Mindful Press, 1993. P. 247.
  153. The Radical Imagination and the Liberal Tradition: Interviews with English and American Novelists. L., 1982. 259 p.
  154. Said E. W. The World, the Text and the Critic. Cambridge, 1983. 327 p.
  155. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.
  156. Постмодернизм: Энциклопедия / Сост. и науч. ред. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск: Интерпресссервис, 2001. 1040 с.
  157. В. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. 382 с.
  158. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский и др. М., 2003. 576 с.
  159. Эстетика. Словарь. М., 1989. 447 с.
  160. A Dictionary of Cultural and Critical theory / Ed. by Payne M. Oxford, 1996. 644 p.
  161. A Reader’s Guide to Contemporary Literary Theory / Ed. by Brooker P., Selden R., Widdowson P. N. Y., L., 1997. 272 p.
  162. Abrams M. Glossary of Literary Terms. San Diego, 1999. 366 p.
  163. Critical Terms for Literary Study / Ed. by Lentricchia F., McLaughlin Th. L., 1995. 145 p.
  164. Е. Интертекстуальный характер романов Дж. Фаулза // Балтийский филологический курьер. Калининград, 2003. С. 227−236.
  165. О. Некто доктор Фаулз // Великие мастера слова. Ижевск, 1999. С. 63−73.
  166. И. Без Волхва // Время новостей. № 208. 09 ноября, 2005. С. 12.
  167. И. Послесловие переводчика // Фаулз Дж. Мантисса. М.: Махаон, 2001. С. 295−298.
  168. С. А., Максютенко Е. В. Феномен постмодернизма и поэтика «Мага» Джона Фаулза // От барокко до постмодернизма. Днепропетровск, 1997. С. 67−78.
  169. Ю. Сравнительная характеристика повести Ф. М. Достоевского «Записки из подполья» и романа Дж. Фаулза «Коллекционер» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. Пенза, 2003. Вып. 4. Ч. 2. С. 70−72.
  170. Е.А. В. В. Розанов и Дж. Фаулз: спасение через миф // Незавершенная энтелехийность: отец Павел Флоренский, Василий Розанов в современной рефлексии. Кострома, 2003. С. 223−234.
  171. А. Паломничество Чарльза Смитсона // Фаулз Дж. Подруга французского лейтенанта. Л., 1985. С. 473−492.
  172. И. Н. «Готические фреймы» в романе Дж. Фаулза «Башня из черного дерева» // Единицы языка и их функционирование. Саратов, 1998. С. 6−30.
  173. Н. Я., Арнольд И. В. Авторский комментарий в романе Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 44. 1985. № 6. С.393−405.
  174. Н. Ю. Психологические романы Айрис Мер док и Дж. Фаулза // Английский психологический роман XX века. Киев, 1988. С. 129−148.
  175. Т. В поисках эстетических ценностей. Роман Дж. Фаулза «Коллекционер» // Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1981. С. 57−67.
  176. Т. Проблема традиций в творчестве Дж. Фаулза // Ученые записки Тартуского университета. Вып. 646. Тарту, 1983. С. 54−67.
  177. И. В. Изображение художественного сознания в романе Дж. Фаулза «Дэниел Мартин» // Проблемы зарубежной реалистической прозы XIX—XX вв.еков. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1985. С. 313.
  178. И. В. Тема художника и художественного творчества в английском романе 60−70-х годов (Дж. Фаулз, Б. С. Джонсон). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. М., 1986. 20 с.
  179. А. Калибан и Клегг в произведениях У. Шекспира и Дж. Фаулза «Буря» и «Коллекционер» // Сборник научных трудов ученых. Новокузнецк, 1999. С. 26−30.
  180. Т. Коллекционеры и художники // Фаулз Дж. Коллекционер. М., 1991. С. 5−15.
  181. О. В. Роль и новаторство Джона Фаулза в развитии современной новеллы Великобритании // Тезисы докладов аспирантов, соискателей, студентов. Великий Новгород, 2003. С. 39−40.
  182. О. А. Эмоционально-экспрессивная и эстетическая функция лексики словесного портрета в романах Дж. Фаулза // Текст и его компоненты как объект комплексного анализа. Л. 1986. С. 71−77.
  183. Е. В. К проблеме читательского восприятия романа Дж. Фаулза «Волхв» // Ученые записки молодых филологов. СПб., 2001. С. 115 126.
  184. О. А. Роман Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта». К проблеме читательского восприятия // Художественный текст и культура. Владимир, 1993. С. 128−130.
  185. С. Д. Роман Джона Фаулза «Дэниел Мартин» и традиции английской реалистической прозы // Взаимодействие формы и содержания в реалистическом художественном произведении. Киев, 1988. С. 66−92.
  186. Н. Роман как игра в Бога, или магический театр Джона Фаулза // Фаулз Дж. Коллекционер. Волхв. М., 2004. С. 5−22.
  187. Н. Суть творчества, суть чудотворства. (Притчи об искусстве Джона Фаулза) // John Fowles. The Ebony Tower. Eliduc. The Enigma. M., 1980. C. 3−28.
  188. Д. Шекспировские аллюзии в романах Дж. Фаулза «Коллекционер» и «Маг» // Тезисы докладов аспирантов, соискателей, студентов. Великий Новгород, 2002. С. 50−51.
  189. . По поводу Фаулза // Звезда, 1999, № 12. С. 118−225.
  190. А. В. История и время в романе Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта» // Молодежь тысячелетия. Омск, 2001. С. 47−69.
  191. В. А. Художественные аспекты проблемы «автор» «герой» (М. Турнье, Дж. Фаулз, Ж.-М. — Г. Ле Клезио) // Пестерев В. А. Роль автора всовременном зарубежном романе как художественная проблема. Волгоград, 1996. С. 40−54.
  192. О. Ю. Роль интертекстуальных включений в романах Дж. Фаулза «Коллекционер» и «Маг» // VII Царскосельские чтения. Т. IX. СПб., 2003. С. 102−106.
  193. А. А. Проза Джона Фаулза. Эстетические принципы и их художественное воплощение. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. М., 1992. 17 с.
  194. Простова-Покровская Е. А. Античные реминисценции в романе Джона Фаулза «Маг» // Художественный текст и культура. Т. 3. Владимир, 1991. С. 290−292.
  195. Е.А. Мотив кораблекрушения в романах Дж. Фаулза 1960−70 годов («Коллекционер», «Маг», «Женщина французского лейтенанта», «Дэниел Мартин») // Художественный текст и культура. Владимир, 2004. С. 443−448.
  196. Т. В. Экзистенциализм и философия игры в творчестве Джона Фаулза // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Омск, 2000. Вып. 3. С. 194−203.
  197. К. А. Прагматический фокус и перспектива в словесном портрете в английской прозе XX века (на материале романов В. Вульф и Дж. Фаулза). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. СПб., 1996. 24 с.
  198. Н. А. «Магический театр» Джона Фаулза // Вестник КБГУ. Нальчик, 2000. Вып. 4. С. 11−13.
  199. Е. Обыгрывание особенностей структуры викторианского романа в произведении Дж. Фаулза «Женщина французского лейтенанта» // Материалы студенческой научной конференции. Ростов н/Д, 1996. С. 67−69.
  200. А. К. Проза Дж. Фаулза и античная философская традиция // Поэтика русской и зарубежной прозы. Южно-Сахалинск, 2001. С. 34−45.
  201. В. Г. Авторская позиция и «воображаемый читатель» в романе Дж. Фаулза «Женщина французского лейтенанта» // Формы раскрытия авторского сознания. Воронеж, 1986. С. 115−121.
  202. В. Г. О том, как читатель входит в мир романа Дж. Фаулза «Подруга французского лейтенанта» // Ученые записки Тартуского университета. Вып. 898. Тарту, 1990. С. 131−139.
  203. В. Г. Роман с дидактикой (О романе Джона Фаулза «Любовница французского лейтенанта») / Дж. Фаулз. Коллекционер. Любовница французского лейтенанта СПб., 2004. С. 812−834.
  204. Тимофеев В Г. Уроки Джона Фаулза. СПб., 2003. 112 с.
  205. В. Г. Философская дидактика Джона Фаулза. (О методах и технологии воздействия на читательское сознание). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. СПб., 1998. 20 с.
  206. В. Г. Читательские ожидания как контекст романа Дж. Фаулза «Подруга французского лейтенанта» (к проблеме авторской свободы) // Ученые записки Тартуского университета. Вып. 871. Тарту, 1989. С. 100−106.
  207. С. О концептуальной значимости интертекстуальных включений в роман Джона Фаулза «Коллекционер» // Актуальные проблемы германистики. Смоленск, 2004. Вып. 8. С. 224−229.
  208. С. Н. Средствами монтажа // Филюшкина С. Н. Современный английский роман. Воронеж, 1988. С. 162−173.
  209. В. Л. Проблематика романа Дж. Фаулза «Коллекционер» // Тезисы докладов республиканской научно-теоретической конференции молодых ученых. Рига: Изд-во Латышского ГУ им. Стучки, 1983. С. 34−38.
  210. В. Л. Творческий путь Дж. Фаулза. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. Рига, 1986. 26 с.
  211. В. Л. Функции пьесы Шекспира «Буря» в романах Джона Фаулза «Коллекционер» и «Маг» // Ученые записки Тартуского университета. Вып. 792. Тарту, 1988. С. 36−44.
  212. М. А. Многоплановая реальность в романе Джона Фаулза «Волхв» // Экзистенциальные проблемы в культуре конца XIX—XX вв. Арзамас, 2003. С. 64−48.
  213. В. Аллюзии из области изобразительного искусства и их живописующий характер (на материале романа Дж. Фаулза «Башня из черного дерева») // Сборник научных работ студентов и аспирантов ВГПУ. Вологда, 1997. Вып. V. С. 136−143.
  214. Р. Р. Английский роман XX века и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского (Очерки о прозе О. Уайльда, В. Вульф, С. Моэма, Б. Хопкинса, Э. Берджесса, Дж. Фаулза). Казань, 1998. 101 с.
  215. И. С. Языковые факторы формирования подтекста в англоязычной художественной речи (на материале романов Дж. Фаулза). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. Львов, 1986. 18 с.
  216. Е. Последний Волхв // Российская газета. 8 ноября 2005 г. С. 10.
  217. Е. В. Художественный синтез в романе Джона Фаулза «Маг» // Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы третьей научно-практической конференции, посвященной памяти А. Ф. Лосева. М.: МПГУ, 2003. С. 212−213.
  218. Acheson J. Modern Novelists: John Fowles. N.Y.: St. Martin’s Press, 1998. 113 p.
  219. An interview with John Fowles. Conducted by J. Campbell // Contemporary literature, 1976. V. 17. № 4. P. 78−89.
  220. Aubrey J. R. John Fowles: A Reference Companion. N.Y., 1991. 245 p.
  221. Aubrey J. R. John Fowles and Nature // Fourteen Perspectives on Landscape. N.Y., 1999. P. 28−43.
  222. Baker J. R. An Interview with John Fowles // Michigan Quaterly Review, 25. Fall 1986. P. 661−683.
  223. Baker J. John Fowles // Publishers' Weekly, 25 November, 1974. P. 6−7.
  224. Baker J. Fowles and the Struggle of the English Aristoi // Journal of Modern Literature. Vol. 8. № 2. 1980−1981. Temple, 1981. P. 236−258.
  225. Barnum С. M. An Interview with J. Fowles // Modern Fiction Studies, 1985. Vol. 31, № 1. P. 187−203.
  226. Barnum С. M. The Fiction of J. Fowles: A Myth for our Time. Greenwood, 1991. 168 p.
  227. Begiebing R. J. Toward a New Synthesis: John Fowles, John Gardner, Norman Mailer. Ann Arbor, 1989. 225 p.
  228. Berets R. The Magus: a Study in the Creation of a Personal Myth // Twentieth century Literature, № 19, 1973. P. 89−98.
  229. Bigsby C. W. John Fowles // The Radical Imagination and the Liberal Tradition / Ed. H. Ziegler and C. W. E. Bigsby. L.: Junction Books, 1982. P. 111 125.
  230. Boccia M. Visions and Revisions: J. Fowles’s New Version of The Magus // Journal of Modern Literature, 8. 1980−1981. P. 234−246.
  231. Booker M. K. What we have instead of God: Sexuality, Textuality and Infinity in The French Lieutenant’s Woman // Novel: a Forum on Fiction, 1991. Vol. 2. P.178−198.
  232. Bosten R. John Fowles- Alone but not Lonely // New York Times Review, 1969. P. 52−53.
  233. Bradbury M. John Fowles’s The Magus // Sense and Sensibility in the 20-century writing. Southern Illinois Press, 1970. P. 26−38. ^ 321. Bump J. The Narrator as Protoreader in The French Lieutenant’s Woman //
  234. Victorian Newsletter, 1988. Vol. 74. P. 16−18.
  235. Campbell J. An interview with John Fowles // Contemporary Literature. Vol. 17. № 4. Autumn, 1976. P. 455−469.
  236. Churchill T. Waterhouse, Storey and Fowles: Which Way out of the Room? // Critique. № 3, 1968. P. 72−87.
  237. Conradi P. John Fowles. L.: Methen, 1982. 109 p.
  238. Conradi P. The French Lieutenant’s Woman: Novel, Screenplay, Film // Ф Critical Quarterly, 24. Spring, 1982. P. 41−57.
  239. Conversations with John Fowles / Ed. by Dianne L. Vipond. University press of Mississippi, Jackson, 1999. 234 p.
  240. Cooper P. Fictions of John Fowles: Power, Creativity, Femininity. University Ottawa Press, 1991.232 p.
  241. Corbett T. The Film and the Book: a Case Study of The Collector // English Journal, 57. March, 1968. P. 328−334.
  242. D’Haen T. Text to Reader: A Communicative Approach to Fowles, Barth, Cortazar, and Boon. L., 1983. 162 p.
  243. Docherty T. A Constant Reality: The presentation of character in the fiction of • John Fowles//Novel, Vol. 14, № 2, 1981. P. 118−134.
  244. Doherty G. The Secret Plot of Metaphor: Rhetorical Designs in John Fowles’s The French Lieutenant’s Woman // Paragraph, 1987. Vol. 9. P. 49−68.
  245. Eddins D. John Fowles: Existence as Authorship // Contemporary Literature. Vol. 17, 1976. P. 204−222.
  246. Eriksson В. H. The «Structuring Forces» of Detection: The cases of C. P. Show and John Fowles. Stockholm, 1995. 254 p.
  247. Evarts P. Fowles’s The French Lieutenant’s Woman as Tragedy // Critique: Studies in Modern Fiction, 13, 3. 1972. P. 57−69.
  248. Falkoner G. Straightening out John Fowles // Queen’s Quaterly. Kingston, 1987. Vol. 94, № 2. P. 332−340.
  249. Fawkner H. W. The Timescapes of John Fowles. L. and Toronto: Associated University Press, 1984. 184 p.
  250. Fleishman A. The Magus of the Wizard of the West // Journal of Modern Literature. Vol. 5. № 2. Philadelphia, 1976. P. 297−314.
  251. Foster Т. C. Understanding John Fowles. Columbia, 1994. 186 p.
  252. Foulke R. A Conversation with John Fowles // Salmagundi. N.Y., 1986. P. 367−384.
  253. Franklyn A. F. The Hand in the Fist' (a Study of William Wyler’s Film Version of The Collector) // Trace. Spring 1966. P. 101−107.
  254. Garard Ch. Point of View in Fiction and Film: Focus on John Fowles. N.Y.: Charles Garard, 1991. 142 p.
  255. Grace Sh. E. Courting Bluebeard with Bartok, Atwood, and Fowles: Modern Treatment of the Bluebeard Theme // Journal of Modern Literature, 21. 1984. P. 245−262.
  256. Gussow M. Talk with John Fowles // New York Book Review. November, 1977. P. 84−85.
  257. Halpern D. A Sort of Exile in Lyme Regis // London Magazine. L., 1971. P. 34−46.
  258. Hauptfiihrer F. His Stories are Riddles Wrapped Inside an Enigma Named John Fowles // People, 7. April, 1975. P. 56−59.
  259. Holmes F. M. Art, Truth and J. Fowles’s The Magus // Modern Fiction Studies, 1985. Vol. 31. № 1. P. 45−56.
  260. Holmes F. M. Fictional Self-Consciousness in John Fowles’s The Ebony Tower//Ariel, 1. July, 1985. P. 21−38.
  261. Holmes F. M. The Novel, Illusion and Reality: The Paradox of Omniscience in The French Lieutenant’s Woman // Metafiction / Ed. Mark Currie. L.: Longman, 1995. P. 206−220.
  262. Huffaker R. John Fowles. Boston, 1980. 166 p.
  263. Humma J. B. James and Fowles: Tradition and Influence // University of Toronto Quarterly, 54. 1984. P. 79−100.
  264. Humma J. B. John Fowles' The Ebony Tower: In the Celtic Mood // Southern Humanties Review, 1983. 17.1. P. 33−47.
  265. Hutcheon L. The 'Real World (s)' of Fiction: The French Lieutenant’s Woman // Critical Essays on John Fowles / Ed. Ellen Pifer. Boston: Hall, 1986. P. 118−132.
  266. Hutcheon L. Freedom Through Artifice: The French Lieutenant’s Woman // Hutcheon L. Narcissistic Narrative. L.: Routledge, 1984. P. 57−70.
  267. D. «The Unplumb’d, Salt Estranging» Tragedy of The French Lieutenant’s Woman // American Imago, 42. 1985. P. 69−83.
  268. Kane R. C. Iris Murdoch, Muriel Spark, and John Fowles: Didactic Demons in Modern Fiction. Fairleigh Dickinson University Press, 1988. 170 p.
  269. Kaplan F. Victorian Modernists: Fowles and Nabokov // Journal of Narrative Technique 3, 1973. P. 108−120.
  270. Knapp Sh. The Transformation of a Pinter Screenplay: Freedom and Calculators in The French Lieutenant’s Woman // Modern Drama, 1985. 28. P. 5570.
  271. Laughlin R. Faces of Power in the Novels of John Fowles // Critique, 1971. 13, № 3. P. 71−88.
  272. Lindroth J. R. The Architecture of Revision: Fowles and the Agora // Modern Fiction Studies, 1985. Vol. 31, № 1. P. 57−90.
  273. Lorsh S. Pinter Fails Fowles: Narration in The French Lieutenant’s Woman // Literature, Film Quaterly, 1988. 16. P. 144−154.
  274. Loveday S. The Romances of J. Fowles. L.: Macmillan, 1985. 174 p.
  275. Man G. The intertextual discourses of The French Lieutentant’s Woman // New Orleans Review, 1988. Vol. 15. P. 54−61.
  276. McDaniel Е. Games and Godgames in The Magus and The French Lieutenant’s Woman // Modern fiction studies, 1985. Vol. 31. № 1. P. 31−44.
  277. McDaniel E. The Magus: Fowles’s Tarot Quest // Journal of Modern Literature. Vol. 8, № 2, 1980−1981. Temple, 1981. P. 247−260.
  278. McSweeney K. Four Contemporary Novelists: Angus Wilson, Brian Moore, John Fowles, V. S. Naipail. Mcgill Queens University Press, 1982. 217 p.
  279. McSweeney K. Withering into the Truth: John Fowles and Daniel Martin // Critical Quarterlym 20. 1987. P. 31−38.
  280. Mellors J. Collectors and Creators: the Novels of John Fowles // London Magazine (Feb./ March). 1975. P. 65−72.
  281. Michael M. C. Who is Sarah? A critique of The French Lieutenant’s Woman’s feminism // Critique: Studies in Modern Fiction, 1987. Vol. 28. P. 225−236.
  282. Mills J. Fowles’s Indeterminacy- an Art of Alternatives // West Coast Review, 1975. 10. P. 36.
  283. Morse R. John Fowles, Marie de France, and the Man with Two Wives // Philological Quarterly 80. Winter 1984. P. 17−31.
  284. Nadean R. L. Fowles and Physics: A Study of The Magus: a Revised Version //Journal of Modern Literature 8 (1980−1981). P. 261−284.
  285. Neary J. Something and Nothingness: The Fiction of John Updike and John Fowles. Southern Illinois University Press, 1992. 233 p.
  286. Newquist R. John Fowles // Counterpoint. Chicago, 1964. P. 218−225.
  287. Novak F. G. The Dialectics of Debasement in The Magus // Modern Fiction Studies, 1985. Vol. 31. № 1. P. 71−82.
  288. Olshen B. John Fowles. N.Y.: Ungar, 1984. 152 p.
  289. Olshen B. N., Olshen T. A. John Fowles: A Reference Guide. Boston, 1980. 88 P.
  290. Olshen B. John Fowles’s The Magus: an Allegory of Self-Realization // Journal of Popular Culture, 9. Spring, 1976. P. 916−925.
  291. Onega S. Form and Meaning in the Novels of John Fowles. L., 1989. 225 p. к
  292. Onega S. The Ebony Tower: Text and Intertexts // A Journal of English and American Studies, 15. 1994. P. 447−479.
  293. Palmer W. Fowles’s The Magus: the Vortex as Myth, Metaphor, and Masque // The Power of Myth in Literature and Film / Ed. V. Carrabino. Tallahassee: University of Florida Press, 1980. P. 66−76.
  294. Palmer W. I. The fiction of J. Fowles. Tradition, Art, and the Loneliness of Selfhood. Univ. Missouri Press, 1974. 113 p.
  295. Pifer D. The Muse Abused: Deconstruction in Mantissa // Pifer D. Critical Essays on John Fowles. Boston, Mass: G. K. Hall, 1986. P. 162−176.
  296. Parks S. Time and Ruins in John Fowles’s Daniel Martin // Modern Fiction Studies, 31. Spring 1985. P. 157−163.
  297. Petticofer D. Review of The Magus: a revised version // Library Journal, 103. 1978. P. 584−585.
  298. Perez-Llantada A. C. From Metaphysics to Technique: The Blurring of Boundaries in John Fowles’s The Magus // Revista Canaria de Estudios Ingleses 24, 1992. P. 119−32.
  299. Rackham J. John Fowles: The Existential Labyrinth / Critique, 13. 1972. P. 89−104.
  300. Rankin E. Cryptic Coloration in The French Lieutenant’s Woman // Journal of Narrative Technique, 3. 1973. P. 193−207.
  301. Raper J. R. Reclaiming the Core: John Fowles' The Magus // Raper J. R. Narcissus from Rubble: Competing Models of Character in Contemporary British and American Fiction. Baton Rouge: Louisiana State UP, 1992. P. 60−84.
  302. Richards В. The Writer and the Environment (Interview with John Fowles) // English Review, 1990. Vol. 1. P. 21−24.
  303. Robinson R. Giving the Reader a Choice. A Conversation with John Fowles / The Listener. 31 October, 1974. P. 584.
  304. Rose G. The French Lieutenant’s Woman: the Unconscious Significance of a Novel to its Author // American Imago, 29. 1972. P. 165−179.
  305. Rubinstein R. Myth, Mystery and Irony: John Fowles’s The Magus // Contemporary Literature, XVI. Summer 1975. P. 328−339.
  306. Runyon R. Fowles, Irving, Barthes: Canonical Variations on an Apocryphal Theme. Ohio State University Press. 1981. 121 p.
  307. Sage L. Profile 7: John Fowles // The New Review, 1. № 7. October, 1978. P. 31−37.
  308. Salami M. John Fowles' Fiction and the Poetics of Postmodernism. N.Y., 1992.302 р.
  309. Salys R. The Medieval Context of John Fowles’s The Ebony Tower // Critique: Studies in Modern Fiction. 25. 1983. P. 11−24.
  310. Scholes R. Fabulation and Metafiction (John Fowles as Romancer). Chicago, 1980. 222 p.
  311. Scruggs Ch. Ethical Freedom and Visual Space: Filming The French Lieutenant’s Woman //Mosaic, 1987. Vol. 20. P. 13−28.
  312. Scruggs Ch. The Two Endings of The French Lieutenant’s Woman // Modern Fiction Studies, 31. 1985. P. 95−114.
  313. Siegle R. Fowles, Contemporary Fiction, and the Poetics of the Author // Siegle R. The Politics of Reflexivity. Baltimore: Johns Hopkins UP, 1986. P. 169 223.
  314. Simonetti M.-C. The Blurring of Time in The French Lieutenant’s Woman // Literature, Film Quaterly, 1996. 24. P. 301−308.
  315. Singh R. K. An Encounter with J. Fowles // Journal of Modern Literature. 1980−1981. Vol. 8, № 2. P. 181−202.ч
  316. Tarbox K. The Art of John Fowles. Athens: University of Georgia Press, 1988. P. 170−191.
  317. Tatcham M. Two Novels: Notes on the Work of John Fowles // New Blackfrians, 5. September 1971. P. 404−411.
  318. Thorpe M. John Fowles // Writers and their work. A critical and bibliographical series. Profile books LTD, Windsor, Berkshire, England, 1982. P. 187−217.
  319. Vipond D. An Unholy Inquisition // Twentieth Century Literature, 1996. Vol. 42, Issue l.P. 12−35.
  320. Warburton, Eileen. John Fowles: A Life in Two Worlds. L.: Cape, 2004. 528 P
  321. Weber J. J. Helping the Reader Teach Himself John Fowles and the Pedagogy of Discourse Stylistics // Weber J. J. Critical Analysis of Fiction. Amsterdam: Rodopi, 1992. P. 149−60.
  322. Weber J. J. Dialogic Interaction Between Conflicting Worlds: John Fowles' A Maggot // Weber J. J. Critical Analysis of Fiction. Amsterdam: Rodopi, 1992. P. 121−38.
  323. Wade C. Mystery Enough at Noon: John Fowles’s Revision of The Magus // Southern Review, 1979. 15. P. 716−723.
  324. Wilson R. J. John Fowles’s The Ebony Tower: Unity and Celtic Myth // Twentieth Century Literature, 1982. 28. P. 302−318.
  325. Wolfe P. John Fowles, Magus and Moralist. Lewisburg. Bucknell Univ. Press. London: Assosiated Univ. Presses, 1979. 178 p.
  326. Woodcock B. Male Mythologies: John Fowles and Masculinity. Brighton: Harvester, 1984. 176 p.
  327. Н. «@кция.ги», 25 июня 2001. Электронное издание. http://www.akzia.ru/npaper/ent/book/rec/93/
  328. Paul Н. Lorenz. Heraclitus against the Barbarians: John Fowles' The Magus. John Fowles Issue. Twentieth Century Literature. Электронное издание. http://www.findarticles.cOm/p/articles/mim0403/isnlv42/ai18412889
Заполнить форму текущей работой