Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тема Великой Отечественной войны в поэзии Г. Плиева

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Г. Плиев, исследуя специфику героического, решает творческие задачи, выступающие как реализация элементов его художественно-эстетического и философско-этического анализа. Во-первых, отражает в специфической образной системе сущность и содержание нравственно-этических категорий в своих поэтических произведениях о Великой Отечественной войне. Во-вторых, своеобразно отражает взаимосвязи категорий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Героическое в поэзии Г. Плиева и принципы его художественного воплощения
  • Глава 2. Особенности использования художественно-изобразительных средств в поэтических произведениях Г. Плиева о войне

Тема Великой Отечественной войны в поэзии Г. Плиева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Гриш Плиев (Григорий Дзамбулатович Плиев) — один из талантливейших осетинских поэтов XX века. За свою долгую творческую жизнь (поэт пришел в литературу в 30-х годах) он создал богатое духовное наследие.

Г. Плиев родился в 1913 году. Писать начал еще в начале 30-х годов. Наиболее интересным произведением поэта тех лет было стихотворение «Испанская ночь» («Испайнаг аехсэгв»). Большой же талант поэта раскрылся уже в годы Великой Отечественной войны, активным участником которой он был сам. Лирика поэта военной поры явилась значительным вкладом в осетинскую поэзию. Тема войны и мира стала ведущей в творчестве Г. Плиева. Ее он развивал и в послевоенные десятилетия. К наиболее значительным произведениям о войне относятся стихотворения «Пепельница» («Лфтхутюгдон»), «Солдат» («Салдат»), «В бою» («Хаецаены»), поэма «Семь черкесок» и др.

Г. Плиев писал пьесы, драмы, трагедии, был известным переводчиком произведений Шекспира, А. С. Пушкина. Умер поэт в 1999 году.

Несмотря на то, что Гриш Плиев внес огромный вклад в сокровищницу осетинской художественной культуры как поэт, драматург, переводчик, нет серьезных научных исследований, в которых было бы проанализировано его богатое духовное наследие и в котором была бы дана оценка его творчеству, кроме, разумеется, добротных статей известных литературоведов Н. Джусойты (59) и Ш. Джикаева (57).

Особую актуальность поэтому сейчас приобретают научные работы, в которых бы ставилась цель показать особенности поэтического мастерства, поэтики, эволюцию творческого пути Гриша Плиева, наметить широкий литературный фон, ведь изучить наследие такого крупного национального поэта в отрыве от общих закономерностей литературного процесса или конкретной исторической эпохи, в которой он жил и творил, невозможно.

Предлагаемое исследование является первой попыткой целостного изучения, анализа и осмысления поэтического творчества Гриша Плиева. В нем предполагается раскрыть специфику художественного мышления поэта, рассмотреть его поэтику как специфическую систему. Все это и определяет актуальность темы исследования.

Предметом изучения в данной работе является поэтическое творчество (в основном лирика) Гриша Плиева в контексте конкретных исторических событий, которые наравне с героями полноправно как бы присутствуют, более того, оживают в произведениях автора. Это, прежде всего, события Великой Отечественной войны. И, конечно, с учетом закономерностей и тенденций развития как осетинской, северокавказской, так и в целом русской и советской многонациональной литературы.

Цель исследования заключается в глубоком изучении поэтического творчества Гриша Плиева с точки зрения его неповторимой индивидуальности как мастера-лирика, замечательного художника слова, анализа того, насколько его творчество типологически родственно поэзии северокавказских народов, народов России в целом, насколько сумел поэт сохранить и развить эстетические традиции национальной художественной культуры. Впервые в данной работе предпринимается попытка изучения мировосприятия поэта и особенностей его поэтического мастерства. В соответствии с означенными целями в диссертации решаются задачи: исследование пути творческой эволюции Г. Плиевапоказ трудностей этого пути объективного и субъективного характераанализ истоков большой поэтической культуры Г. Плиева, ее органических связей как с национальной духовной культурой, так и с общечеловеческими нравственно-этическими ценностямираскрытие роли Г. Плиева в развитии осетинской поэзии в столь важную историческую эпоху (40-е — 90-е гг. XX в.) — исследование поэтики Г. Плиева как системыпоказ своеобразия героического в лирике поэта и художественные принципы его воплощенияособенности художественного решения темы Великой Отечественной войны.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринимается попытка целостного осмысления поэтического творчества Г. Плиева, специфики его художественного мастерства. Рассматриваются как содержательные уровни поэтических произведений Г. Плиева, так и особенности его поэтической системы. Выявляются принципы системного анализа лирических стихов поэта и его поэм. Изучаются особенности системы символов в произведениях поэта. Вообще в диссертации впервые предметом комплексного научного исследования становится лирика поэта, особенности его поэтики как системы, рассматривается, какое художественное решение получает в творчестве поэта тема Великой Отечественной войны.

Объектом изучения становится многогранное поэтическое творчество Г. Плиева в динамике, в процессе его сложного эволюционного пути развития в контексте становления национального литературного процесса 30-х — 90-х гг. XX столетия. Поскольку Г. Плиев как поэт формировался в русле развития советской многонациональной литературы, он испытал влияние не только собственно национально-мыслительного материала, но и традиций русской классической, советской многонациональной литературы. Словом, в диссертации прослежены также некоторые тенденции в раскрытии духовной общности, основы типологической близости осетинского поэта с поэтами России и Северного Кавказа.

Духовное наследие поэта, как мы уже подчеркивали, еще не становилось предметом специального изучения. А оно многообразно и сочетает в себе острую публицистичность, тонкий лиризм и эпическое начало. У поэта есть замечательные пластичные пейзажные зарисовки, исполненные внутреннего драматизма поэмы. Г. Плиеву было присуще особо острое ощущение времени, специфики эпохи. То есть чувством динамики времени, беспокойной жизни, требующей от художника полной душевной отдачи, были обусловлены ключевые образы и мотивы, сформировавшие его поэтическую систему. Это такие символы, как путь, дорога, солнце, весна, цветущий май, цветущее дерево и т. д.

Однако все эти особенности поэтического мастерства Г. Плиева не нашли еще отражения в научных исследованиях, диссертациях, монографиях, специальных статьях, посвященных творчеству поэта.

Конечно, художественное мышление, литература, а вместе с ними и литературоведение не стоят на месте: развиваются и обогащаются новыми принципами анализа, новыми уровнями понимания поэзии, поэтического искусства и мастерства. Сейчас, когда резко изменилась эпоха, структура общественной жизни, выявились новые критерии оценки духовных ценностей, появилась необходимость глубокого и серьезного осмысления в свете тех научных требований, которые сложились в последние десятилетия, художественного мастерства и всего творчества одного из патриархов современной осетинской поэзии — Григория Дзамбулатовича Плиева.

Теоретическая значимость исследования заключается в попытке использовать принципы системно-комплексного анализа проблематики и поэтики Г. Плиева. Выявить роль поэта в развитии осетинской национальной литературы, показать закономерности и тенденции в эволюции художественного мышления Г. Плиева.

Практическая ценность диссертации очевидна: она может стать учебным пособием для изучающих историю современной осетинской литературы. Большую помощь окажет в практике вузовского и школьного преподавания национальной литературы. Полезной будет и ученым, литературоведам, пишущим историю осетинской литературы.

Методологической основой исследования стали работы русских, советских ученых, критиков, литературоведов А. М. Абрамова, В. Г. Афанасьева, В. Г. Белинского, Б. П. Гончарова, В. В. Кожинова, А. Ф. Лосева, И.М.Машбац-Верова, З. С. Паперного, К. К. Султанова, Л. И. Тимофеева, М. Б. Храпченко и др.

Также были изучены и использованы работы северокавказских и осетинских литературоведов Л. Бекизовой, А. Мусукаевой, З. Толгурова, К. Шаззо, А. Гутова, Т. Эфендиевой, З. Салагаевой, Н. Джусойты, Ш. Джикаева, Х. Ардасенова и др.

Столь богатая научно-методическая литература помогла диссертанту осмыслить проблемы, связанные со становлением Г. Плиева как поэта-художника.

Апробация. Диссертационное исследование обсуждалось на заседании отдела литературы и искусства Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева.

В диссертации на защиту выносятся следующие положения: категория героического — одно из важнейших слагаемых в художественно-эстетической, философско-этической концепции Г. Плиевав лирике поэта четко отражается связь категории героического с категориями возвышенного и трагическогов лирике поэта дается глубинно-психологический анализ подвига как концентрированного воплощения героического началав раскрытии темы войны Г. Плиев, через систему художественных образов и характеров, решает проблему доказательства истины и ее диалектической связи с художественной правдойпоэт ярко демонстрирует диалектику традиций и новаторства в художественном осмыслении героическогопри осмыслении героического Г. Плиев выдвигает следующие художественные принципы его воплощения: 1) противопоставление войны и мира- 2) принцип изображения войны не как романтически-возвышенного деяния, а в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти- 3) строгий доку-ментализм- 4) глубокий психологизм- 5) освещение военных событий через восприятие их участников, т. е. «изнутри" — 6) проблема нравственного выбора перед лицом опасности, смерти- 7) противопоставление истинной храбрости и ложной- 8) сочетание героизма и гуманизма- 9) осознание героем ответственности за судьбы других- 10) провозглашение народа носителем высоких нравственных качеств- 11) страстный пацифизм. художественная система Г. Плиева — совокупность элементов поэтики, имеющая тенденцию к постоянному совершенствованиюпоэтика Г. Плиева — совокупность различных компонентов: лексики, ритма, интонации, рифмы, метафоры, символа, которые объединяются в своеобразное системное целое, в единство, функционирующее по своим законамкомпоненты системы определяют как гносео-онтологическую их взаимообусловленность, так и генетическую связь с художественно-философской памятью народаособенности системы художественных изобразительно-выразительных средств поэта определяются социально-политическими обстоятельствами и спецификой окружающего национального пространстваважнейшая особенность поэтической системы Г. Плиеваумение включать в поэтическую фразу разнородные реалии и факты окружающей действительности и одухотворить ихцентральным компонентом образно-метафорической системы Г. Плиева является художественный образпонятия «мир», «труд», «солнце», «весна», «май», «дружба», «любовь», «братство» в творчестве поэта интерпретируются как символы общечеловеческого братства;

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

В диссертации исследуются особенности художественного воплощения темы Великой Отечественной войны в творчестве Г. Плиева и, конечно же, в процессе формирования художественного мира и художественно-эстетического сознания поэта.

Категория героического в творчестве поэта настолько четко проявлена, что можно выделить ее мировоззренческую природу, гуманизирующий характер, ценностно-смысловую направленность. Ведь она наполняет конкретно-чувственным содержанием критерии человеческого, показывает пути духовной ориентации человека в мирепути, соответствующие фундаментальным ценностям человеческой жизни. В то же время, поэзия Г. Плиева, создающая образную картину мира в одной из критических «предельных ситуациях» (Ю.Бондарев), дает возможность художественными средствами рассмотреть мир в соотнесении с человеком, с учетом конкретного человеческого бытия, с его нравственными нормами, требованиями, идеалами.

В центре внимания поэта — человек, сформированный определенными социальными условиями.

Г. Плиев, исследуя специфику героического, решает творческие задачи, выступающие как реализация элементов его художественно-эстетического и философско-этического анализа. Во-первых, отражает в специфической образной системе сущность и содержание нравственно-этических категорий в своих поэтических произведениях о Великой Отечественной войне. Во-вторых, своеобразно отражает взаимосвязи категорий героического с категориями возвышенного и трагического. В-третьих, дает глубинно-психологический анализ подвига, как концентрированного воплощения героического начала. В-четвертых, решает в художественных образах и характерах проблему доказательства истины и ее диалектической взаимосвязи с художественной правдой в раскрытии темы войны. В-пятых, ярко демонстрирует диалектику традиций и новаторства в освещении героического в своем поэтическом творчестве. В-шестых, четко выделяет морально-значимые поступки персонажей и раскрывает их общесоциальную, нравственную и эстетическую ценность.

Основные принципы воплощения героического, нашедшие новаторское развитие в поэзии Г. Плиева, следующие:

— антиномия войны и мира;

— принцип изображения войны не как романтически-возвышенного деяния, а в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти;

— строгий документализм;

— глубокий психологизм;

— освещение военных событий через восприятие их участников, т. е. «изнутри»;

— проблема нравственного выбора перед лицом опасности, смерти;

— противопоставление истинной, «моральной» храбрости и ложной, «аморальной»;

— сочетание героизма и гуманизмапроблема ответственности за судьбы других;

— провозглашение народа носителем высоких нравственных качеств;

— страстный пацифизм и др.

В диссертационном исследовании предпринята также попытка изучить поэтику Г. Плиева как систему изобразительно-выразительных средствсистему, обусловленную спецификой национального содержания и событиями, происходящими в разные исторические периоды в жизни страны и народа.

Художественная система есть совокупность элементов поэтики, имеющая исторически развивающийся характер, тенденцию к постоянному совершенствованиютенденцию, во многом обусловленную спецификой общественно-политической ситуации, уровнем философских, научных, религиозных, этических, эстетических взглядов и идеалов.

Поэтика — совокупность различных компонентов: лексики, ритма, интонации, рифмы, эпитета, метафоры, символа, которые объединяются в своеобразное системное единство, действующее по своим законам.

Компоненты эти определяют как гносео-онтологическую их взаимообусловленность, так и генетическую связь с художественно-философской памятью народа. Также ни один из указанных элементов не может реализовать свои потенциальные возможности сам по себе, без всесторонней связи с другими. Особенно наглядно это видно при конкретном анализе творческого процесса Гриша Плиева. Каждый из них функционально раскрывается исключительно в единстве с другими, оставаясь категорией, корректирующей развитие поэтической мысли и занимающей свое место в системе, содержательно наполняясь в зависимости от эпохи, формирующей как общественную жизнь, так и авторское сознание художника.

Г. Плиев, пришедший в осетинскую литературу в пору самого активного социалистического строительства, утверждал характер созидателя нового общества, и его поэтическая система обусловлена ориентацией всех художественных изобразительно-выразительных средств на такого героя, который жил и созидал, радуясь новым взаимоотношениям людей, умножал материальное и духовное богатство страны. Отсюда и приподнятое настроение у лирического героя в 30-х годах.

Включать в поэтическую фразу разнородные реалии и факты окружающей действительности, одухотворить их, выражая свое эмоционально окрашенное отношение к событиям, определившим важнейшие тенденции своей эпохи — составляет существенную особенность мастерства Г. Плиева, его поэтической системы. Особенности системы изобразительно-выразительных средств поэта определяются социально-политическими обстоятельствами и спецификой окружающего Национального пространства.

В начале Великой Отечественной войны резко меняется характер поэтической речи и всей его поэтической системы. Чувство гнева, переполнившее сердца советских людей, порождало экстремальный тип речи. Меняется поэтическая интонация в произведениях Г. Плиева.

Но постепенно экстремальный тип речи переходит к так называемому нормализованному типу речи — в зависимости от суровых обстоятельств, в которых оказывается поэт сам и в какие ставит своих героев. Так, в его творчестве формируется своя поэтическая субсистемастих, который организуется слогом с повышенной, эмоциональной содержательностью.

Постепенно в лирике поэта рождаются аналитические ноты, т.к. он стремится ко все более глубокому анализу и осмыслению войны, ее причин, особенностей, роли и места простого человека на этой бесчеловечно-жестокой войне. Психологии и нравственного, эмоционального состояния человека, вставшего на защиту своего Отечества. Отсюда более спокойная интонация, глубокий психологизм.

И в послевоенные десятилетия поэтическое сердце Г. Плиева жило теми событиями военной поры. Словно душа поэта была охвачена постоянной тревогой, и память, сознание постоянно были на страже ратных подвигов и мира. Поэтому он всю жизнь возвращался к «военной» теме. И поэтическая система его художественных изобразительно-выразительных средств приобретала, наравне с аналитичностью, психологизмом и философскую углубленность. Такова субсистема поэта, обусловленная его особенным художественно-поэтическим мировидением.

Специфику поэтики Г. Плиева формирует народный быт, национальное бытие, социальная действительность, которые и определили основу образно-метафорической системы поэта. Разумеется, центральным компонентом образно-метафорической системы Г. Плиева является художественный образ. А образ у поэта базируется на отношении автора к Великой Отечественной войне, к таким понятиям как честь и бесчестье, мужество и трусость. Понятия «мир», «труд», «солнце», «весна», «май», «дружба», «любовь» в поэзии Г. Плиева интерпретируются как символы общечеловеческого счастья. Все это составляет художественное ядро творчества поэта.

Таким образом, поэтическое творчество Г. Плиева ярко отразило сложнейшие этапы в истории нашего государства, начиная с 30-х годов и вплоть до 90-х годов XX столетия. А потому оно становится уникальным художественным документом эпохи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Лирика и эпос Великой отечественной войны. М., «Советский писатель», 1972.- 672 с.
  2. В. Посох памяти. М., Современник, 1980. — 367 с.
  3. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., Госметиздат, 1957. 183 с.
  4. П. Очерки по физиологии функциональных систем. М., «ИИин», 1975. 447 с.
  5. В. Общество: системность, познание и управление. М., «Политиздат», 1981. -432 с.
  6. Ю.Баранников П. А. Проблемы хинди как национального языка. Лен., «Наука», 1972. 188 с.
  7. П.Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. Изд. 2-ое, доп., М.: Современник, 1977. — flO с.
  8. X. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгейской поэзии. Майкоп, Адыгейское кн. изд-во, 1994. 197 с.
  9. Р. История в осетинском предании. Сюжет о Чермене. Владикавказ: Ир, 1993. 179 с.
  10. В. Полное собрание сочинений в 3-х томах. T.l. М., Госполитиздат, 1948. 796 с.
  11. Г. Художественный мир современной поэзии. М., Наука, 1983. — 191 с.
  12. Н. О русской философии. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 4.1.-287 с.
  13. И. Любовь моя, поэзия. М., Худож. лит-ра, 1965. — 560 с.
  14. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., «Наука», 1973. 197 с.
  15. В.В. Научный эксперимент. М., «Наука», 1989. — 174 с.
  16. Ю. Взгляд в биографию. М., 1971.
  17. Ю. Поиск истины. М., «Современник», 1979. 304 с.
  18. П.Ф. О чем не сказала песня. М., «Знание», 1967. 128 с.
  19. Ю. Эстетика. 4-ое изд., доп. М., Политиздат, 1988. — 495 с.
  20. Г. К захватывающей дух высоте (По материалам совещания северокавказских писателей)// Октябрь, № 4, 1966. с. 211−216.
  21. Я. Немного о вечном. М., Советский писатель, 1983. 336 с.
  22. А. Историческая поэтика. М., Высшая школа, 1989. 404 с.
  23. В. О языке художественной прозы: Избранные труды. М., Наука, 1980.-360 с.
  24. И. О теории новеллы// Виноградов И.: Вопросы марксистской поэтики. Избранные работы. М., Советский писатель, 1972.-423 с.
  25. Д. Беседы о воинской этике. М., Изд-во ДОСААФ, 1977. — 160 с.
  26. Д. Триумф и трагедия. М., Изд-во Агентства печати «Новости». 1989. В 2 кн. Кн.1, ч.1. 301 е., ч.2 — 331 с. Кн.2, ч.1 — 424 е., 4.2−267 с.
  27. В. Художественная концепция: Из опыта советской прозы 6080-х гг. М., Советский писатель, 1984. 382 с.
  28. Г. Г. Дагестанский феномен возрождения. Махачкала, ДНЦ РАН, 2000. с.
  29. Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: Наследие, 1996. — 651 с.
  30. Л. О психологической прозе. Л., Худ. лит-ра, 1977. 464 с.
  31. И. Поэзия горской прозы // Дон, 1969, № 6. с. 142−152.
  32. Л. О лирике. Л., Сов. писатель, 1974. — 407 с.
  33. Махачкала, ДНЦ РАН, 1999. 456 с.
  34. Н. Заметки об искусстве поэта (к 60-летию Г. Плиева)// Известия ЮОНИИ. Выпуск XX. Тбилиси, «Мецниереба», 1976. с. 233 250.
  35. Е. Герой. Сюжет. Деталь. М., Л., Советский писатель, 1962. -408 с.
  36. Е. Жизненный материал и художественный сюжет. Л., Советский писатель, 1950. 231 с.
  37. А. О художественном образе. М., Советский писатель, 1956. -227 с.
  38. К. Путь к человеку // Дружба народов, 1965, № 4. с. 244−258.69.3олотусский И. Очная ставка с памятью. М., Современник, 1983. 288 с.
  39. Л. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. М., Наука, 1979. 199 с.
  40. Н. Точка зрения: О прозе последних лет. М., Советский писатель, 1988. — 335 с.
  41. А.И. Социалистический реализм в теоретическом освещении Ленинград, Наука, 1975. 172 с.
  42. Л. Обретение художественности. М., Наука, 1979. 176 с.
  43. А. Глубина фокуса (О прозе наших дней). М., Современник, 1981.-271 с.
  44. В. Юрий Бондарев. М., Современник, 1984. 368 с.
  45. Н. Движение времени и законы жанра. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982. 254 с.
  46. В. Полное собрание сочинений. Т.29. М., Политиздат, 1980.782 с.
  47. С. Сквозь призму чувств. М., Советский писатель, 1978. 288 с.
  48. И. Реализм как система. М., Искусство, 1982. 334 с.
  49. А. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991. -524 с.
  50. А. Очерки античного символизма и мифологии. М., Мысль, 1993. -959 с.
  51. А. Проблема символа и реалистическое искусство. М., Искусство, 1976.-367 с.
  52. И.М. Люди. События. Факты. М., Наука, 1973. 216 с.
  53. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд. Т.37, М., «Политиздат», 1965. -599 с.
  54. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд. T.l. М., «Госполитиздат», 1954. -699 с.
  55. Межрасовые отношения и критика идеологии расизма. М., 1978. 215 с.
  56. Ю. Диалектика художественного образа. М., Советский писатель, 1987.-317 с.
  57. К. Лирическое в искусстве как эстетическое явление. Фрунзе, 1971.- 148 с.
  58. Э. Контрапункт. Лирическая проза. М., Известия, 1972. — 448 с.
  59. А. Ответственность перед временем. Нальчик: Эльбрус, 1987.- 168 с.
  60. Н. Типологические особенности реализма. М., Наука, 1972. -246 с.
  61. Т. Живое дыхание современности. Размышления о прозе 60-х- начала 70-х гг. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1974. -272 с.
  62. В. Художественная правда и диалектика творчества. М.,
  63. А. О поэтике современного русского рассказа. Под ред. проф. Бугаенко, Саратов: Издательство Саратовского университета, 1973. 219 с.
  64. З.Парфенов А. В. Повести суровых лет. М., Московский рабочий, 1970. -296 с.
  65. А. Теоретическая поэтика. М., Высшая школа, 1990. 342 с.
  66. Советский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.- 1630 с.
  67. В. Поэтика рассказа. Воронеж: Издательство воронежского университета, 1982. 155 с.
  68. К.К. Динамика жанра. Особое и общее в опыте современного романа. М., Наука. 152 с.
  69. К.Д. Расул Гамзатов. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1973. 22 с.
  70. . Исторические судьбы реализма // Знамя, 1960, № 10. с. 177 -201.
  71. Роль мировоззрения в художественном творчестве. М., Сов. писатель, 1968.-279 с.
  72. Толгуров 3. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. Нальчик, Эльбрус, 1974. 360 с.
  73. Толгуров 3. Лирика К. Отарова. Нальчик: Эльбрус, 1984. 104 с.
  74. Ю. Как же слово наше отзовется? М., Сов. Россия, 1985. -384 с.
  75. Ю. Эволюция художественного сознания адыгов. (Опыт теоретической истории: эпос, лирика, роман). Нальчик: Эльбрус, 1996. -265 с.
  76. А.И. Системный подход и общая теория систем. М., Мысль, 1978.- 116 с.
  77. Р. Герои, характеры, жизнь. Орджоникидзе: Ир, 1990. 240 с.
  78. Т. Вглубь характера: О психологизме в современной советский прозе. Л., Советский писатель, 1988. -253 с.
  79. Н. Избр. философ, соч. М., Госполитиздат, 1951. Т.З. -915 с.
  80. Чеченский и ингушский рассказ. Проблемы жанра. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1985. 105 с.
  81. А. Василь Быков. Повести о войне. М., Художественная литра, 1989.-301 с.
  82. Ч. Три десятилетия аварской поэзии. 1955−1990. Махачкала, Даг. кн. изд-во, 1998. 321 с.
  83. ЭльсбергЯ. Основные этапы развития русского реализма. М., Госиздат, 1961.- 174 с.
  84. Эстетика. Словарь. Под общей редакцией А. Беляева. М., Политиздат, 1989.-447 с.
  85. Т. Лирика Кайсына Кулиева и Расула Гамзатова. Нальчик, Эльбрус, 1981.-132 с.
  86. Т. Страницы жизни и творчества Керима Отарова. Нальчик, Эльбрус, 1997. 120 с.
  87. Р. Работы по поэтике. М., Прогресс, 1987. 460 с.
  88. Антология Чечено-Ингушской поэзии (Сост. Дыхаев В.А.). Грозный, Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1981. 462 с.
  89. М. Зоя. Поэма. Стихи. М., «Советская Россия», 1971.- 79 с.
  90. О. Лирика М., Гослитиздат, 1955. 233 с.
  91. К. Жизнь человека. Лирика. Баллады. Поэма. М., Советский писатель, 1988. 208 с.
  92. А. Песни победы. Стихи. Дзауджикау, Севосгиз, 1947. 42 с.
  93. Д. Раздумья. Стихотворения и поэмы. Пер. с осетинского. М., Советская Россия, 1983. 142 с.
  94. М. Из Моабитской тетради. Стихи. Пер. с татарского под ред. С. Щипачева. М., Советский писатель, 1954. 114 с.
  95. М. Пылай, моя песня! Стихи и поэмы. М., Сов. Россия, 1989. -396 с.
  96. Т. Осетия в огне. На осет. яз. Дзауджикау, Севосгиз, 1945. -118 с.
  97. В. Пулковский меридиан. М., Гослитиздат, 1943. 39 с.
  98. М. Наказ сыну. Стихи о войне. М., Сов. писатель, 1943. — 77 с.
  99. М. Песня о Родине. Избранные стихи. М., Сов. писатель, 1945.- 109 с.
  100. Г. Оружие мира. Стихи и поэмы. Дзауджикау, Севосгиз, 1951. -84 с.
  101. Г. В дни войны. Стихи. На осет. языке. Дзауджикау, Севосгиз, 1944. 109 с.
  102. М. Стихи и поэмы. Орджоникидзе, Севосгиз, 1962. 188 с.
  103. М. Стихи и поэмы. М., Молодая гвардия, 1959. 111 с.
  104. А. Сломанная подкова. Роман. Авторизированный пер. с кабардинского В. Солоухина. М., Известия, 1976. 543 с.
  105. А. Грушевый цвет. Роман. М., Госкомиздат, 1982. 112 с.
  106. М. В объятиях жизни. Стихи. На осет. языке. Дзауджикау, Севосгиз, 1947. 77 с. 183 .Кулиев К. Раненый камень. Книга стихов. М., Сов. Россия, 1968. — 286 с.
  107. К. Мир дому твоему! Книга стихов. М., Сов. писатель, 1966. — 178 с.
  108. К. Пусть цветет земля. Стихи. Нальчик, Эльбрус, 1967. 223 с. 186.0таров К. Обелиски. Стихи и поэмы. Нальчик, Эльбрус, 1972. — 320 с.
  109. Г. Дз. Семь черкесок. Стихотворения и поэмы. Пер. с осетинского. М., Сов. писатель, 1998. 157 с.
  110. Г. Дз. Избранные произведения. Т.1. Стихи и поэмы. Орджоникидзе, Ир, 1974. 320 с.
  111. Г. Дз. Избранные произведения. Т.2. Пьесы. Орджоникидзе, Ир, 1974.-257 с.
  112. Г. В крылатые годы. Стихи. На осет. языке. Орджоникидзе, Севосгиз, 1933.- 124 с.
  113. Г. Жизнь и смерть. Стихи и поэмы. Орджоникидзе, Сев.-Осет. кн. изд-во, 1963. 179 с.
  114. Г. Завет матери. Стихи, поэмы. Орджоникидзе, Ир, 1986. -224 с.
  115. Г. Пятый кинжал. Стихи. Баллады. Поэмы. Орджоникидзе, Ир, 1972.- 194 с.
  116. Г. Солдат. Стихи на осет. языке. Дзауджикау, Севосгиз, 1948. -123 с.
  117. X. Сказание о победе. Пер. с осет. А. Гулуева и М. Соболя. Дзауджикау, Севосгиз, 1951. 121 с.
  118. К. Стихотворения и Поэмы. (Сост., вступ. Ст. Т.А. Бек). М., Сов. Россия, 1985. 317 с.
  119. А. Теркин на том свете. М., Сов. писатель, 1964. 103 с.
  120. А. Фронтовая хроника. Стихи. М., Сов. писатель, 1945. — 65 с.
Заполнить форму текущей работой