Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Апулей: «Золотой осел»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Далее воспроизводятся скитания героя, то драматические, то забавные. Внешне Лукий предстает облик осла, его используют как вьючное животное, но он сохраняет человеческий разум, о чем никто не догадывается. Люди, не стесняющиеся осла, предстают перед ним в весьма неприглядном виде. Странствия героя, которому не раз угрожает гибель, позволяют Апулею развернуть красочные, колоритные, нередко… Читать ещё >

Апулей: «Золотой осел» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал.

А. С. Пушкин

Возможно, первое упоминание имени последнего крупнейшего римского писателя молодой читатель встречает в пушкинском «Евгении Онегине». О его герое сказано, что он «читал охотно Апулея, а Цицерона не читал».

Апулей — один из тех писателей древности, который, безусловно, современен благодаря смелой фантазии, остроумию, оригинальному сюжету «Золотого осла», памятника Риму в пору заката.

Вехи биографии. Апулей родился, по-видимому, в 124 или 125 г., умер на исходе II в. Как и некоторые другие выдающиеся римские писатели, Апулей был провинциалом. Его отец-чиновник обеспечил сыну отличное образование, серьезные познания в области философии и риторики. Апулей их постоянно обогащал, питал страсть к путешествиям. Это был энциклопедически образованный человек, «с одинаковым усердием трудился на ниве всех девяти муз». В обширном, многожанровом наследии Апулея выделяется защитительная речь: «Апология», написанная, но следующему поводу. Во время одного из путешествий 25-летний Апулей, обаятельный, приятной внешности, познакомился с 40-летней вдовой Пудеитиллой, матерью своего школьного товарища, на которой, несмотря на разницу в возрасте, женился. Родственники Пудентиллы, полагая, что Апулей позарился на богатство, доставшееся ей от первого мужа (на которое они тоже имели виды), обвинили Апулея в том, что он Пудентиллу «околдовал». В своей речи, остроумной и аргументированной, Апулей посрамил своих недругов, опровергнув абсурдные обвинения как в колдовстве, таки в занятиях магией. В итоге он был оправдан.

Как бы ни были замечательны философские и риторические сочинения Апулея, известен он благодаря роману «Метаморфозы, или Золотой осел». Эпитет «золотой» здесь призван подчеркнуть его художественные достоинства. Роман близок к милетским рассказам, сборникам любовных и приключенческих новелл, одним из авторов которых был Аристид Милетский. Другой источник сюжета — небольшая повесть Лукиана «Лукий, или Осел».

Повествование у Апулея ведется от лица молодого человека, Лукия, жизнелюбивого и любопытного, образу которого приданы и автобиографические черты. Прибыв по торговым делам в Фессалию, он заводит роман со служанкой Фотидой, с чего и начинается серия эротических приключений, каких немало в романс. Через Фотиду он знакомится с ее хозяйкой Памфилой, занимающейся колдовством. Та с помощью мазей превращается в различных животных, в частности в сову. Лукий умоляет Фотиду дать ему возможность испытать подобную удивительную метаморфозу. По Фотида путает мазь: Лукий превращается не в птицу, а в осла. Фотида не успевает вернуть герою его прежний облик. Он проводит ночь в загоне для скота, куда ночью врываются разбойники и похищают несчастного.

Далее воспроизводятся скитания героя, то драматические, то забавные. Внешне Лукий предстает облик осла, его используют как вьючное животное, но он сохраняет человеческий разум, о чем никто не догадывается. Люди, не стесняющиеся осла, предстают перед ним в весьма неприглядном виде. Странствия героя, которому не раз угрожает гибель, позволяют Апулею развернуть красочные, колоритные, нередко эротические сцены из жизни римской провинции. Нередко герою угрожают серьезные неприятности. В 11-й книге романа происходит чудесное спасение Лукия: во время ритуального шествия в честь богини Исиды, к которой Лукий взывает о помощи, он по ее указанию поедает лепестки роз из рук жреца. После этого Лукий на глазах у изумленной толпы превращается в человека.

В романе звучит мотив нравственного и религиозного очищения личности: Лукий в знак благодарности богине становится жрецом Исиды и Осириса. Оригинальна композиция «Золотого осла»: в тексте романа есть вставные новеллы, рассказы и истории, которые представляют ответвления от основного сюжета. Это определяет двуплановость романа; сходной структурой обладает и «Сатирикон» Петрония. Среди вставных новелл — знаменитая сказка об Амуре и Психее.

Ее рассказывает старушка взятой разбойниками в плен девушке Харите. Эта сказка имеет самостоятельное значение, по праву считается поэтической жемчужиной. Трогательны сюжетные перипетии, связанные с красотой смертной девушки Психеи, которой в конце концов даруется бессмертие, ее причисляют к богам, она вступает в брак с Амуром. В сказке просматриваются некоторые типичные сюжетные «ходы» фольклорного происхождения: здесь и таинственный муж, и завистливые к чужой красоте сестры, и скитания девушки в поисках возлюбленного, и злая свекровь, подвергающая девушку испытаниям.

Помимо сказки об Амуре и Психее другие внесюжетные вставки обогащают социально-бытовой фон. В этих вставках присутствует элемент таинственного, магического, эротического. Стилевая манера Апулея красочна и разнообразна. В его языке присутствуют архаизмы, греческие заимствования, многочисленные неологизмы и вульгаризмы. Опытный ритор, Апулей нередко склоняется к пышному, возвышенному стилю, причем делает это иногда в целях пародии. Автор «Золотого осла» был признан современниками. В дальнейшем рост его популярности начинается с эпохи Возрождения. Свою интерпретацию сказки об Амуре и Психее в стихотворной форме продолжил выдающийся французский поэт и баснописец Лафонтен. Разрабатывал сюжет этой вставной новеллы и русский поэт И. Ф. Богданович (1744—1803) в поэме «Душенька» (1776).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой