Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественное своеобразие поэзии Ивана Козлова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее время наметилось заметное оживление интереса к поэту, вновь связанное с проблемами перевода. Так, в учебном пособии А. Н. Гиривенко «Из истории русского художественного перевода первой половины XIX в.» в одном из разделов переводам Козлова посвящены два параграфа («И. И. Козлов — поклонник Байрона: перевод, разрушающий стиль» — «Секреты вокального перевода: песни Козлова»), где… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Религиозно-философская направленность поэзии Ивана Козлова.14 1.1 .Поэзия И. И. Козлова в контексте русского любомудрия и западноевропейского романтизма
    • 1. 1. 1. И.И. Козлов и русская философская лирика 1820−1830-х гг
    • 1. 1. 2. Проблемы соотношения романтизма и христианства в творчестве И.И. Козлова
    • 1. 2. Устойчивые образы и мотивы в поэзии И. И. Козлова: жизнь как море житейское, муж благочестивый, обетованная земля
    • 1. 3. Иов-ситуация и способы её преодоления лирическим героем
  • Глава 2. Поэзия И. И. Козлова в художественных взаимосвязях
    • 2. 1. Творческий диалог И. И. Козлова и В. А. Жуковского: поэтические идеи и мотивно-образные комплексы {религия и поэзия, судьба и Промысел, грехопадение и покаяние)
    • 2. 2. Своеобразие переводческой деятельности И.И. Козлова
  • Глава 3. Поэтика Ивана Козлова
    • 3. 1. Жанровое своеобразие поэзии
    • 3. 2. Поэзия И. И. Козлова в контексте музыкальных интерпретаций

Художественное своеобразие поэзии Ивана Козлова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поэзия Ивана Козлова — особая страница в истории отечественной словесности. Сначала его творчество восторженно принималось современниками, первые издания стихов расходились мгновенно. Однако после весьма неоднозначного отзыва В. Г. Белинского (Белинский 1978: III, 481−490) будто бы захлопнулась дверь, в которую долго не решались заглянуть литературоведы. Тем не менее научный интерес к творчеству поэта спорадически возникал. Поэтому можно утверждать, что правомерны полярные характеристики: Козлов — хрестоматийный поэт и Козловзабытый поэт первой половины XIX в. Хрестоматийный — в прямом смысле слова: многие его стихотворения (конечно же, знаменитый «Вечерний звон», «Нас семеро», «Киев» и др.) вошли в хрестоматии и школьные учебники даже нынешнего XXI века. Однако не без оснований звучит и заявление современного литературоведа о том, что «забыта жизнь поэта, его двадцатилетняя борьба с недугом, — жизнь поучительная, мученическая в христианском смысле» (Афанасьев 2000: 85).

Но надо сказать, что интерес к творчеству Козлова и среди современников, и среди потомков как раз был обусловлен прежде всего трагичностью его судьбы (чему способствовало, в частности, предисловие к посмертному изданию стихотворений поэта, написанное В.А. Жуковским). Тем не менее одновременно с таким «биографическим» подходом возникла и не столь равнозначная тенденция протестовать против него. Так, H.A. Полевой иронически воспринимал современных ему журналистов, «вымаливающих» у читателей сочувствие к «поэту-страдальцу» (Полевой 1833:317−318).

Одна из первых попыток воссоздания биографии Козлова была предпринята К. Я. Гротом, благодаря чему мы имеем опубликованные отрывки из дневника поэта с комментариями исследователя, часть которого впоследствии утрачена. Также Грот опубликовал материалы к биографии Козлова (письма и записки друзей поэта (см.: Грот 1904)), но сама биография им написана не была. Попытки её создания предпринимали Н. В. Гербель (1873), А. И. Введенский (1892), К. Труш (1899), П. Борзаковский (1913), Н. М. Данилов (1914). Наиболее полное осмысление творческого пути Ивана Козлова, осуществлённое в художественно-документальном жанре, содержится в книге В. В. Афанасьева «Жизнь и лира» (Афанасьев 1977). Автором использован весь доступный архивный материал (с привлечением фондов Козлова в РГАЛИ, РНБ и др.), предпринята попытка воссоздания образа самого поэта, складывающегося как из его лирики, так и из воспоминаний современников. Подробная статья с многочисленными отсылками биографического плана содержится и в библиографическом словаре «Русские писатели» (Вацуро 1994: 5−8).

Как отмечалось, первые аналитические суждения о своеобразии художественного мира Козлова восходят к Белинскому. Так, высоко оценивая поэму «Чернец», критик отмечал в ней элементы откровенной подражательности Д. Г. Байрону, что позволяло ему говорить не столько о самом Козлове, сколько о разности натур английского и русского поэтов. Переводы «Невесты абидосской» того же Байрона, «Крымских сонетов» А. Мицкевича, как и «Сельского субботнего вечера в Шотландии» Р. Бёрнса, охарактеризованы скорее в негативном ключе. Несколько выше Белинский ставит мелкие «лирические пьесы» и отрывочные переводы Козлова, например, «Обворожение» из «Манфреда» Байрона и др. Называя Козлова «поэтом чувства» и подчёркивая мелодичность его стиха, критик делает вывод о том, что «муза Козлова охарактеризована вполне, так что больше о нём нечего сказать» (см.: Белинский 1978: III, 485).

Эту точку зрения оспаривал Ап. Григорьев, справедливо считая, что заслуга Козлова заключается «в оригинальном освоении чужого» (Григорьев 1922: 244), и призывая более пристально вглядеться в духовный мир поэта. Тем не менее аналитические суждения, принадлежащие H.A. Полевому,.

П.А. Вяземскому, С. П. Шевырёву, A.B. Дружинину и др. в основном воспроизводили точку зрения Белинского: поэзия Козлова — не лишённое талантливости подражание Байрону: из-за «столкновения» его таланта с английским гением «скромная самостоятельность, начавшая было развиваться в русском поэте, внезапно остановилась в своём развитии» (Дружинин 1865: 93).

Впоследствии это мнение, хотя иногда и подвергалось сомнению (см.: Труш 1899), но всё же преобладало в критике XIX в. В XX столетии данный тезис занял доминирующее положение, подвергаясь корректировке лишь в частностях. Так, биографический подход с акцентом на байронизме находим в предисловии Ц. Вольпе, который пишет, что «чувство сострадания к судьбе слепого поэта, вызываемое его биографией и находящее основание в его поэзии, <.> порождалось тем образом поэта, который изображал сам Козлов в своих стихах. <. .> На формирование характера этого лирического образа поэта в творчестве Козлова решающее влияние оказывает поэзия Байрона» (Козлов 1936:21). Сходную позицию занимает E.H. Купреянова: «<.> проекция героя на житейскую судьбу автора и обратное преломление в образе лирического героя опоэтизированного авторского „я“ вскрывает самую сущность художественного мировоззрения и метода Козлова» (Козлов 1948: 13). И. Д. Гликман в обстоятельной вступительной статье к «Полному собранию стихотворений» поэта (Козлов 1960: 5−51), не отрицая самобытности Козлова, плодотворности его переводческой деятельности, подчеркивая музыкальность поэтической интонации, в целом разделил позицию своих предшественников.

Таким образом, вышеназванные исследователи акцентируют субъективизм поэзии Козлова и определяющее влияние Байрона, подчёркивая при этом значимость психологической составляющей в его лирике. Ещё одной тенденцией в осмыслении поэзии Козлова следует считать выделение в его творчестве линии «созерцательного» «субъективного» романтизма Жуковского (см.: Козлов — одно «из переходных звеньев от Жуковского к Лермонтову» (Розанов 1925: 75) и др).

Несколько по-иному расставлены акценты в диссертационном исследовании Э. А. Веденяпиной «Романтизм И. И. Козлова» (1972), отстаивавшей мнение о связи поэзии Козлова с действительностью: «Основной целью Козлова было воспроизведение движений души человека в разные моменты его жизни, передача отношения к действительности, воспринимаемой не столько рассудком, сколько чувством. Объект изображения Козлова — чувство, различные оттенки которого он мастерски передаёт в своих произведениях. В соответствии с этим его творчество должно быть названо психологическим» (Веденяпина 1972: 6).

В.И. Сахаров, говоря об «элегическом психологизме» Козлова, вновь подчёркивает субъективизм его лирики, считая, что «элегическое воспоминание о собственной жизни становится центральным образом творчества поэта» (Козлов: 1979:12−13).

Одновременно с появлением диссертации Э. А. Веденяпиной канадский ученый Г. Баррат (Ваггай 0.11. 1972) в 1972 г. публикует на английском языке книгу о русском поэте, также уделяя внимание проблеме переводов Козлова из Байрона. Начиная с 70-х годов, кроме уже упоминавшейся нами книги В. В. Афанасьева, Козлову посвящались статьи, как правило, связанные с анализом его отдельных стихотворений (Б.О. Корман (1975), Т. С. Царькова (1985), Л. Г. Лейтон (1997)). Заметный вклад в зарубежную русистику внесла монография польского исследователя Ю. Малишевского «Творческая поэтика Ивана Козлова» (1984), в которой художественная позиция Козлова вписана в контекст европейского романтизма.

В последнее время наметилось заметное оживление интереса к поэту, вновь связанное с проблемами перевода. Так, в учебном пособии А. Н. Гиривенко «Из истории русского художественного перевода первой половины XIX в.» в одном из разделов переводам Козлова посвящены два параграфа («И. И. Козлов — поклонник Байрона: перевод, разрушающий стиль" — «Секреты вокального перевода: песни Козлова»), где говорится, что «весь массив его лирики исследован фрагментарно» и предлагается рассматривать переводы поэта с точки зрения их «очевидного стилистического несовпадения» со стилем переводимых им авторов (Гиривенко 2002: 97). В 2006 г. появляется диссертационное исследование В. Г. Мойсевича «И. И. Козлов — переводчик британских поэтов», в котором автор систематизирует поэтические переводы И. И. Козлова с английского языка и выполняет их комплексный сравнительный анализ, при этом вновь придерживаясь биографического подхода и подчёркивая определяющее влияние байронизма на творчество русского поэта. В диссертации Т. А. Яшиной «Творчество Томаса Мура в контексте литературного развития в России 1820−1830 г. г. XIX в.» (2007 г.), переводам Козлова из Т. Мура также посвящён отдельный параграф. Появляются и другие работы на данную тему (см.: Жаткин 2007:110−111).

Таким образом, можно сделать вывод: в современном литературоведении Иван Козлов воспринимается в значительной степени как переводчик и русский байронист, хотя и разрушающий стиль переводимых авторов. В итоге оригинальность поэта отодвигается на второй план.

Конечно же, не остались без внимания религиозные установки в мировоззрении и творчестве Козлова. Так, критики-символисты подчеркивали «религиозную воспитанность» его помыслов, выделяя образ «благочестивого прихожанина мира» (Айхенвальд 1994: 527).

E.H. Купреянова отмечала, что «тоска» Козлова умиротворена «чувством религиозного смирения» (Козлов 1948: XXIX). М. М. Дунаев, проецируя художественный мир поэта на общехристианские идеалы, приходит к выводу, что у Козлова «несомненно ощущается именно православное религиозное чувство, ошибиться в котором невозможно» (Дунаев 1996: 155). Однако подобные замечания единичны и в целом не определяют исследовательские стратегии.

Актуальность нашей работы заключается в преодолении сформировавшегося подхода к творчеству Козлова, обусловленного отношением к нему как к самому «биографическому» поэту первой половины XIX в., переводчику и «русскому байронисту». Для нас неприемлемо недостаточное внимание к художественному своеобразию его лирики, важнейшая составляющая которой сформировалась в процессе проекции поэтической системы на аксиомы христианского (православного) мировоззрения.

Объектом исследования является лирика Ивана Козлова в контексте отечественной поэтической культуры первых десятилетий XIX века.

Предмет рассмотрения — основные мотивно-образные комплексы поэзии Козлова, её идейно-тематическое содержание, художественные особенности в аспекте межвидовых связей (поэзия и музыка).

Материал диссертации составили лирические тексты Козлова в их многожанровости, его дневник, фрагменты переписки, мемуаристика, романсы русских композиторов XIX в. на стихи поэта. Мы использовали также материалы архивов И. И. Козлова и В. А. Жуковского, хранящиеся в РГАЛИ (ф. 250, ф. 198) и в рукописном отделе РЫБ (ф. 357, ф. 286).

Целью работы являются выявление и анализ устойчивых поэтических идей и мотивно-образных комплексов в лирике Козлова, а также характеристика структурно-поэтических особенностей его творчества как самодостаточного художественного феномена.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

— включение творчества Козлова в контекст поэтического любомудрия 1820−1830-х гг. с привлечением как произведений русской философской лирики, так и западноевропейской романтической поэзии;

— анализ поэзии Козлова с точки зрения соотношения в ней элементов романтического метода и христианского мировоззрениявыявление лирических идей, образов и мотивов в их проекции на архетипы Священного Писания;

— рассмотрение идейно-художественных исканий поэта в контексте философского дискурса XX в., с учётом их разностадиальности в истории русской культуры;

— анализ механизмов жанровых трансформаций и взаимоотношения музыки и слова в лирике Козлова с целью описания специфических элементов стиля, обеспечивающих музыкальность поэтической интонации.

Методологической основой диссертации явились труды М. М. Бахтина о природе словесного искусства, а также работы, посвящённые проблеме «литература и христианство» (A.M. Буланов, М. М. Дунаев, И. А. Есаулов, JI.B. Жаравина, В. М. Жирмунский, Ф. З. Канунова, В. А. Котельников, В. А. Осанкина и др.) — труды по теории лирики и стиховедению (Б.М. Гаспаров, Л. Я. Гинзбург, В. В. Кожинов, Ю. М. Лотман, Е. А. Маймин, Ю. В. Манн, Т. И. Сильман, Ю. Н. Тынянов, О. И. Федотов, В. Е. Холшевников, Б. М. Эйхенбаум и др.). Мы обращались также к разысканиям религиозных русских и зарубежных философов XX в. — Б. П. Вышеславцева, И. А. Ильина,.

A. Мацейны, С. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского, С. С. Хоружего и др. В качестве искусствоведческой базы доминировала ориентация на исследования по музыковедению и истории музыки Б. В. Асафьева (Глебова),.

B.А. Васиной-Гроссман, А. И. Кандинского, И. В. Степановой и др.

В работе мы опирались на сравнительно-сопоставительный, историко-типологический, структурно-функциональный методы, обращаясь также к герменевтическому подходу в анализе художественных текстов.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выявлен и охарактеризован мотивно-образный комплекс лирики Козлова, ориентированный на Священное Писаниедан целостный анализ стихотворений поэта романсового типа, которые интерпретируются во взаимосвязи с их музыкальным прочтениемраскрыт механизм жанровых и межвидовых модификаций поэтического слова.

Теоретическая значимость работы состоит в реализации на конкретном историко-литературном материале новых возможностей интерпретации лирических произведений через обращение к смежным видам искусства, а также в осуществлении комплексного анализа поэтических текстов, совмещающего идейно-смысловой, биографический и собственно художественный аспекты.

Практическая значимость диссертации обусловлена возможностью использования ее материалов в учебном процессе при изучении поэтических традиций XIX в., в лекционных курсах и семинарах по теории и истории перевода в России.

Положения, выносимые на защиту:

1. Поэзия Козлова при безусловной установке на психологизм органично вписывается в поэтическое любомудрие романтической эпохи, что подтверждается наличием сквозных тем, идей и мотивов религиозно-философского плана. Идейно-художественное содержание и проблематика поэзии Козлова может быть рассмотрена как в контексте теории и практики отечественного романтизма, так и в проекции на некоторые установки восточной патристики (в том числе исихазма), что, в свою очередь, выводит на религиозно-философский дискурс XX века (идея «соборности личного сознания» С.Н. Трубецкого).

2. В лирике Козлова выделяются устойчивые мотивно-образные комплексы (жизнь как море житейское, обетованная земля, муж благочестивый), по своему семантическому наполнению и поэтическим особенностям восходящие к библейской образности и стилистике и нередко вступающие в противоречие с идеологией и поэтикой романтизма. Поэтические архетипы, генетически связанные с текстами Ветхого Завета, скорректированы автором в свете новозаветных идеалов и также могут быть включены в ментальную парадигму прошлого столетия: Иов-ситуация, дружба с Богом, состояние творческого восторга (синергии) и др.

В переводческой деятельности Козлов придерживался принципа «погружения в текст» и производил отбор материала, исходя из религиозно-философской направленности оригинала и возможности его «музыкального оформления». При всем пиетете к творчеству Байрона Козлов преодолевает индивидуализм и негативизм байронизма, частично становясь на позиции «русского лейкиста». Апологии страстей в романтизме байронического типа у Козлова противостоит идея духовной брани со страстями, связанная с учением Св. Отцов Церкви.

Жанровые трансформации в поэзии Козлова связаны с его религиозным мировоззрением. Так, сонет, будучи для Козлова сакральной формой общения с Высшим Началом, органично переходит в жанр дружеского послания (Бог — Друг). Дружеское стихотворное послание, в свою очередь, трансформируется в произведение молитвенного жанра. В лирике Козлова встречаются также произведения полижанровой природы, ориентированные на традиции литургической поэзии и древнерусской словесности (акафистные вставки в стихотворных молитвах, агиографический канон в поэме и др.). Трансформация жанровых форм в творчестве поэта связана и с обращением к музыке как к особому виду искусства (жанр каприччио). В поэзии Козлова содержится ряд структурно-поэтических особенностей (интонационно-ритмических, синтаксических, фонических, графических т.д.), максимально обеспечивающих возможность их музыкальной интерпретации. Стихотворная интонация для Козлова — не только средство выразительности передачи экспрессии, настроения), но и средство изобразительности (создания образа), каковым она является и в музыкальном искусстве. Новый подход к изучению романсовой лирики поэта через обращение к смежным видам искусства, а именно к музыкальному контексту, открывает новые возможности для интерпретации стихотворных источников и помогает определить «музыкальные» возможности поэтического слова, которое становится словом поющимся.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования были изложены в докладах на IX Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 9−12 ноября 2004 г.), Международной научно-практической конференции «Серебряковские чтения» (Волгоград, 1−3 февраля 2005 г.), III международной научной конференции «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре» (Волгоград, 20−30 сентября 2005 г.), X Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 9−12 ноября 2005 г.), XVIII Международной научной конференции «Человек в экстремальных условиях: историко-психологические исследования» (Санкт-Петербург, 12−13 декабря 2005 г), Международной научной конференции «Классические и неклассические модели мира в отечественной и зарубежной литературах» (Волгоград, 12−15 апреля 2006 г.), У1-х Международных чтениях, посвященных братьям Киреевским (Калуга — Оптина пустынь, 22−24 мая 2006 г.), II Международной конференции «Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов» (Волгоград, 24−26 апреля 2007 г.).

Структура работы определяется поставленной целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. В качестве последнего предложены нотные тексты романсов русских композиторов XIX в. на стихи И. Козлова,.

1. Козлов, И. И. Три поэмы И. Козлова / И. И. Козлов. — Спб.: Изд-во Суворина, 1889.

2. Козлов, И. И. Стихотворения И.И. Козлова / И. И. Козлов. Изд-е испр. и доп. Аре. И. Введенским. — Спб.: Издание А. Ф. Маркса, 1892. -344 с.

3. Козлов, И. И. Дневник / И. И. Козловпубл., вступ. ст. и комментарии К. Я. Грота. Спб., 1906. — 31 с.

4. Козлов И. И. / сост. и изд. П. Борзаковский. Одесса, 1913.

5. Козлов, И. И. Стихотворения / И. Козлов, А. Подолинскийвступ. ст., ред. и прим. Ц. Вольпе и Е. Купреяновой. Л.: Сов. писатель, 1936.-258 с.

6. Козлов, И. И. Стихотворения / И. И. Козловвступ. ст., прим. и редакция E.H. Купреяновой. Л.: Сов. писатель, 1948. — 196 с.

7. Козлов, И. И. Стихотворения / И. И. Козловвступ. ст., подготовка текста и прим. И. Д. Гликмана. Л.: Сов. писатель, 1956. — 348 с.

8. Козлов, И. И. Полное собрание стихотворений / И. И. Козловвступ. ст., подготовка текста и прим. И. Д. Гликмана. Л.: Сов. писатель, 1960. — 507 с.

9. Козлов, И. И. Иван Козлов. Стихотворения / И. И. Козловвступ. ст. В. И. Сахарова. М.: Сов. Россия, 1979. — 176 с.

10. Акафистник. М.: Даниловский благовестник, 1995. — 544 с.

11. Английская поэзия в русских переводах. М.: Прогресс, 1981. — 686 с.

12. Байрон, Д. Г. Собрание сочинений: В 4 т. / Д. Г. Байронсост. и общ. ред. Р. Ф. Усмановой. М.: Правда, 1981. — 4 т.

13. Баратынский, Е. А. Стихотворения и поэмы / Е. А. Баратынскийред. Ч. Залилова, предисл. К. В. Пигарева. М.: Худ литература, 1971. -399 с.

14. Батюшков, К. Н. Стихотворения / К. Н. Батюшков. М.: Художественная литература, 1987. — 319 с.

15. Библия. Книги священного Ветхого и Нового Завета.- М.: Российское библейское общество, 1994.

16. Веневитинов, Д. В. Избранное / Д. В. Веневитинов.- М.: Гослитиздат, 1956. 259 с.

17. Гоголь, Н. В. Полное собрание сочинений: В 9 т. Т.7 / Н. В. Гогольсост. и коммент. В. А. Ворпопаева, И. А. Виноградова. М.: Русская книга, 1994.-624 с.

18. Грот, К .Я. Жуковский и А. И. Козлова / К. Я. Грот // Русский архив.- 1904.-Кн.1.-С. 283−285.

19. Грот, К.Я. К биографии поэта И. И. Козлова: материалы к биографиям русских писателей / К. Я. Грот. Спб., 1904.

20. Дамаскин, И. (Св. Иоанн Дамаскин) Точное изложение православной веры / И. Дамаскин. М.: Типография Российского ун-та Дружбы народов, 1992. — 164 с.

21. Дамаскин, Пётр. Творения преподобного Петра Дамаскина / П. Дамаскин. Репринт, изд. — М., 1993.

22. Державин, Г. Р. Сочинения: В 7 т. Т. З / Г. Р. Державинс объяснит.прим. и предисл. Я. К. Грота. Спб.: Импер. АН, 1871. — 642 с.

23. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. /Ф.М. ДостоевскийАН СССР, Ин-т русской литературы (Пушкинский дом).-Д.: Наука, 1972;1988. Т.6.-1973.-423 с. Т. 14.-1976.-510 с.

24. Жихарев, С. П. Записки современника: воспоминания старого театрала: В 2 т. / С. П. Жихаревкоммент. JI.H. Киселёвой. Л.: Искусство, 1989. — 2 т.

25. Жуковский, В. А. Полное собрание сочинений: В 12 т. Т.12 / В. А. Жуковскийпод ред. A.C. Архангельского. СПб.: Изд-воA.Ф. Маркса, 1902 г.

26. Жуковский, В. А. Собрание сочинений: В 4 т. / В. А. Жуковский. -M.-JL: Художественная литература, 1959;1960. 4 т.

27. Итальянская поэзия XIII—XIX вв. в русских переводах / сост. и послесл. Р. Дубровкина, комментарии А. Топоровой. М: Радуга, 1992. -815 с.

28. Кошелев, А. И. Записки (1812−1883 гг.) / А. И. Кошелев. Berlin: В. Behr’s Verlag (Е. Bock), 1884. — 272 с.

29. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. / М. Ю. Лермонтовпод общ. ред. И. Л. Андроникова. М.: Гослитиздат, 1957;1958. — 4 т.

30. Немецкая романтическая повесть: В 2 т. / вступ. ст. и коммент. Н. Я. Берковского. М.-Л.: Academia, 1935. — 2 т.

31. Палама, Григорий Триады в защиту священно-безмолвствующих / Г. Паламапер., поел, и комментарииB. Вениаминова. -М.: Канон, 1995. 384 с.

32. Песни и романсы русских поэтов / вступ. ст. А. Пятковской. -М.: Терра, 2000.

33. Песни и романсы русских поэтов / вступ. ст. В. Е. Гусева. М.-Л.: Сов. писатель, 1963. — 1120 с.

34. Православный молитвослов. Спб.: Сатисъ, 1994.

35. Пророк: Библейские мотивы в русской поэзии / ред. Е. В. Витковский, M.JI. Гаспаров и др. М.: Фолио, 2001.-416 с.

36. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической восточной Церкви. Репринт, воспроизведение изд. 1909. — Leipzig, 1989 г.-164 с.

37. Пушкин, A.C. Полное собрание сочинений: В 19 т. /A.C. Пушкин. Репринт, воспроизведение с изд. 1937;1959 гг. — М.: Воскресенье, 1994;1997. — 19 т.

38. Русский сонет. Сонеты русских поэтов XVIII—XIX вв. / сост., послесл. и прим. B.C. Совалина. М.: Моск. рабочий, 1983. — 557 с.

39. Рылеев, К. Ф. Полное собрание стихотворений / К. Ф. Рылеев. -JL: Сов. писатель, 1971.-480 с.

40. Святые отцы о молитве и трезвении Электрон, ресурс.- Режим доступа: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8366. Загл. с экрана.

41. Старец Силуан: жизнь и поучения / сост. В. А. Запорожец.- М.: Воскресенье, 1991. 463 с. (Духовное чтение).

42. Толковая Псалтырь Евфимия Зигабена, изъяснённая по святоотеческим толкованиям. Репринт, воспроизведение с изд. 1882 г.- М.: Изд-во Донского монастыря при уч. ассоциации «Танаис», 1993. -420 с.

43. Тютчев, Ф. И. Собрание сочинений: В 2 т / Ф. И. Тютчевобщ. ред. К. В. Пигаревасост. и подготовка текста A.A. Николаева. М.: Правда, 1980.-2 т.

44. Феодор Студит (Преподобный) Огласительные поучения и завещание / Ф. Студит. Репринт, воспроизведение с изд. 1896 г. — М.: Изд-во Моск. подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. — 342 с.

45. Фонд В. А. Жуковского: РГАЛИ. Ф. № 198.

46. Фонд В. А. Жуковского: ОР РНБ. Ф. № 286.

47. Фонд И. И. Козлова: РГАЛИ. Ф. № 250.

48. Фонд И. И. Козлова: ОР РНБ. Ф. № 357.

49. Фонд кн. Вяземских: РГАЛИ. Ф. № 195. On. 1. Ед. хр. 1100.

50. Французская элегия XVIII—XIX вв. в переводах поэтов пушкинской поры / сост. В. Э. Вацуровсуп. ст. В. Э. Вацуро, В. А. Мильчиной. М.: Радуга, 1989. — 686 с.

51. Хомутов, A.C. Из бумаг поэта Козлова / A.C. Хомутов // Русский Архив.- 1886. Кн.1. С. 177−200.

52. Хомяков, A.C. Стихотворения и драмы / A.C. Хомяковвступ. ст., подготовка текста и прим. Б. Ф. Егорова. Л.: Сов. писатель, 1969. -595 с.

53. Хрестоматия для всех. Русская поэзия в биографиях и образцах / сост. Н. В. Гербель. Спб.: Типография Импер. АН, 1873. -704 с.

54. Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых: В 2 ч. Репринт, воспроизведение изд. 1909 г. -М.: Паломник, 1991.Ч. 1−254 с. Ч. 2−240 с.

55. Час молитвы: Библейские мотивы в русской поэзии / ред. Е. В. Витковский, М. Л. Гаспаров и др. М.: Фолио, 2001. — 432 с.

56. Шатобриан, Ф.-Р. де. Атала Рене / Ф.-Р. де Шатобриан. М.: Камея, 1992.-96 с. 58. «Я связь миров.»: философская лирика русских поэтов XVIIIнач. XIX в. / вступ. ст. и коммент. В. М. Фалеева. — М.: Правда, 1989. -461 с.

57. Moore, Т. The poetical works of Thomas Moore / T. MooreEdited by W.W. Rossetti. London s.a.Критика, эстетика, литературоведение.

58. Азбукина, A.B. Семантические различия в использовании образа соловья в поэзии первой пол. XIX в.: эмблема и символ / A.B. Азбукина // Сопоставительная филология и полилингвизм. Казань: КГУ, 2003. -С. 205−214.

59. Айхенвальд, Ю. И. Силуэты русских писателей / Ю. И. Айхенвальд. -М.: Республика, 1994. 532с.

60. Алексеев, М.П. Русско-английские литературные связи / М. П. Алексеев // Литературное наследство. 1982. — Т. 91. — С. 34−88.

61. Алексеев, М. П. Томас Мур, его русские собеседники и корреспонденты / М. П. Алексеев // Международные связи русской литературы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963. — С. 242- 290.

62. Амброс, А. Границы музыки и поэзии: этюд из области музыкальной эстетики / А. Амброс. Спб.-М.: В. Бессель и К, 1889. -144 с.

63. Анализ вокальных произведений / отв. ред. О. П. Колповский. Л.: Музыка, 1988.-352 с.

64. Анализ одного стихотворения / под ред. В. Е. Холшевникова.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.-248 с.

65. Антипов, В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. М.: Владос-Пресс, 2004. — 173 с.

66. Асафьев, Б. В. Речевая интонация / Б. В. Асафьевред., вступ. ст. и коммент. Е. М. Орловой. М.-Л.: Музыка, 1965. — 136 с.

67. Асафьев, Б.В. (Глебов И.) Русская поэзия в русской музыке / Б. В. Асафьев. Пг.: Петроградская гос. академ. филармония, 1922.

68. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. Л.:Музыка, 1971.-376 с.

69. Афанасьев, В. В. Жизнь и лира: худож.-документ. книга о поэте Козлове / В. В. Афанасьев.- М.: Детская литература, 1977. 190 с.

70. Афанасьев, В.В. «Услышь, Христос, моё моленье.»: Иван Иванович Козлов (1779−1840) / В. В. Афанасьев // Православная беседа. 1992. -№ 1.-С. 38−39.

71. Афанасьев, В. В. Жизнь и лира / В. В. Афанасьев // Лит. учёба. -2000.-Кн. 4.-С. 84−90.

72. Барская, H.A. Сюжеты и образы древнерусской живописи / H.A. Барская. М.: Просвещение, 1993. — 223 с.

73. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтинсост. С. Г. Бочаровпримеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. 2-е изд. -М.: Искусство, 1986. — 444 с.

74. Белинский, В. Г. Собрание сочинений: В 9 т. / В. Г. Белинский. -М.: Худ.

литература

1976;1982.Т. 2.-1977.-631 с. Т. 3. 1978.-614 с.

75. Берковский, Н. Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский. -Спб.: Азбука-классика, 2001.-510 с.

76. Бехер, И.-Р. Философия сонета, или малое наставление по сонету / И.-Р. Бехер // Бехер И.-Р. О литературе и искусстве / вступ. ст. Т. Мотылёвой. М.: Худ.

литература

1981. — С. 410−431.

77. Борев, Ю. Б. Интонация как средство художественного общения / Ю. Б. Борев, Т. Я. Радионова // Контекст-1982: литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1983. — С. 224−244.

78. Брянчанинов, И. Творения святителя Игнатия Брянчанинова: В 7 т. Т. 1. / И. Брянчанинов. Репринт воспроизведение с изд. 1886 г. -М.: изд. Донского монастыря и изд-ва «Правило Веры», 1993.

79. Буланов, A.M. «Ум» и «сердце» в русской классике: соотношение рационального и эмоционального в творчестве А. И. Гончарова, Ф. М. Достоевского, JI.H. Толстого / A.M. Булановпод ред М. Т. Панеева. Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1992. — 157 с.

80. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово. Ч. 1. Ритмика / В.А. Васина-Гроссман. М.: Музыка, 1972. — 150 с.

81. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово. 4.2. Интонация. Ч. 3. Композиция / В.А. Васина-Гроссман. М.: Музыка, 1978.-368 с.

82. Вацуро, В. Э. Козлов И.И. / В. Э. Вацуро // Русские писатели (1800−1917): биогр. словарь. Ч. З: К-М / гл. ред. П. А. Николаев. М.: Большая Рос. Энцикл., 1994. — С. 5−8.

83. Вацуро, В. Э. Русский спиритуалистический сонет романтической эпохи: из сонетного творчества И. И. Козлова / В. Э. Вацуро // Звезда. 2000. -№ 11. — С. 150−154.

84. Веденяпина, Э. А. Мастерство Козлова-переводчика (особенности стиля) / Э. А. Веденяпина // Метод, мировоззрение и стиль в русской литературе XIX в. М.: Русский язык, 1988. — С.26−33.

85. Веденяпина, Э.А. О типологической структуре образа героя русской романтической поэмы 20−30 г. г. XIX в. / Э. А. Веденяпина // Вестник МГУ.- 1972. № 1. С. 22−31.

86. Веденяпина, Э. А. Романтизм Козлова: дис.. канд. филол. наук. / Э. А. Веденяпина. М., 1972.

87. Веденяпина, Э. А. Романтический герой в поэмах Козлова / Э. А. Веденяпина // О традициях и новаторстве в литературе и устном народном творчестве. Уфа: Изд-во Башкирского гос. ун-та, 1972. -(Ученые записки башкирского ГУВып.51). — С. 54−59.

88. Веселовский, А.Н. В. А. Жуковский: поэзия чувств и «сердечного воображения» / А. Н. Веселовский. Спб.: Тип. Ипер. АН, 1904. — 546 с.

89. Вышеславцев, Б. П. Образ Божий в существе человека /Б.П. Вышеславцев // Русская религиозная антропология: антология: В 2 т. Т. 2 / сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М.: Московская духовная акад.: Моск. филос. фонд, 1997. — С. 380−400.

90. Вышеславцев, Б. П. Этика преображённого эроса / Б. П. Вышеславцеввтсуп. ст, сост. и коммент. В. В. Сапова. М.: Республика, 1994.-368 с.

91. Габитова, P.M. Философия немецкого романтизма / P.M. Габитова. М.: Наука, 1989. — 159 с.

92. Гаспаров, М. Л. Метр и смысл: об одном из механизмов культурной памяти / М. Л. Гаспаров. М.: Изд-во РГТУ, 2000. — 289 с.

93. Гаспаров, М.Л. О русской поэзии: анализы, интерпретации, характеристики / М. Л. Гаспаров. Спб.: Азбука, 2001. — 480 с.

94. Гаспаров, М. Л. Очерк истории европейского стиха / М. Л. Гаспаров. М.: Наука, 1989. — 302 с.

95. Гаспаров, М. Л. Очерк истории русского стиха / М. Л. Гаспаров. -М.: Фортуна Лимитед, 2000. 351 с.

96. Гачев, Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр / Г. Д. Гачев. М.: Просвещение, 1968. — 303 с.

97. Герасимов, К. С. Диалектика канонов сонета / К. С. Герасимов // Гармония противоположностей. Аспекты теории и истории сонета / ред. O.A. Баханидзе. Тбилиси: Изд-во Тбилис. гос. ун-та: Изд-во Тбилис. гос. пед. ин-та ин. яз., 1985. С. 20−47.

98. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. Л.: Сов. писатель, 1979.-221 с.

99. Гинзбург, Л.Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург.- М.: Интрада, 1997.415 с.

100. Гинзбург, Л. Я. Частное и общее в лирических стихах /JI.Я. Гинзбург // Вопр. литературы. 1981. — № 10. — С. 152−176.

101. Гиривенко, А. Н. Из истории русского художественного перевода первой половины XIX в.: эпоха романтизма / А. Н. Гиривенко. М: ФлинтаНаука, 2002. — 280 с.

102. Гончаренко, С.Ф. К вопросу о поэтическом переводе / С. Ф. Гончаренко //Тетради переводчика. Вып. 9. М.: Высшая школа, 1972. С. 81−91.

103. Горохова, P.M. «Напев торкватовых октав.» / Р. М. Горохова // Русская литература и зарубежное искусство. Л.: Наука, 1986. С. 100 135.

104. Грановская, Н.И. «Недаром тёмною стезёй я проходил пустыню мира.» / Н. И. Грановская // Христианская культура. Пушкинская эпоха: по материалам традиционных христианских пушкинских чтений. Спб.: С.-Петерб. Центр правосл. культуры, 1996. С. 33−36.

105. Граудина, Л.К. «В молитве тёплой я излился.». О стихотворной «молитве» послепушкинской поэзии XIX в. / Л. К. Граудина // Рус. речь.- 2007. № 1. — С. 17−24.

106. Грехнёв, В. А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров / В. А. Грехнев. Горький: ВолгоВятское кн. изд-во, 1985. — 239 с.

107. Гречаная, Е. П. Католический аспект двух стихотворений A.C. Пушкина / Е. П. Гречаная // Мир романтизма: материалы междунар. науч. конф. / отв. ред. И. В. Карташов. Тверь: Изд. Тверского гос. ун-та, 1999. Вып. 1(25).-С. 153−160.

108. Григорьев, А. Стихотворения Ивана Козлова / А. Григорьев // Sertum Bibliologicum в честь проф. А. И. Малеина. Пг., 1922. — С.242−248.

109. Гринбаум, О. Н. Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении / О. Н. Гринбаум. Спб.: Изд. СПб. ун-та, 2000. -158 с.

110. Гудзий, Н. К. Козлов переводчик Мицкевича: «Sonetykrymskie» Мицкевича в переводе Козлова / Н. К. Гудзий // Изв. «Таврической учёной архивной комиссии». 1919. — № 57. — С. 3−36.

111. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры /A.Я. Гуревич. М.: Искусство, 1972. — 318 с.

112. Гуроян, В. Воплощённая любовь: очерки православной этики /B. Гуроян. М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2003.-268 с.

113. Данилов, Н. М. Иван Иванович Козлов / Н. М. Данилов. Пг.: Типография Импер. АН, 1914.-61 с.

114. Данилов, Н. М. Материалы для Полного собрания сочинений Козлова / Н. М. Данилов. Пг.: Типография Ипер. АН, 1915. — 45 с.

115. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность/Б.И. До донов.-М.: Политиздат, 1978. 272 с.

116. Додонов, Б.И. В мире эмоций / Б. И. Додонов. Киев: Политиздат Украины, 1987. — 139 с.

117. Дружинин, A.B. Полное собрание сочинений Ивана Козлова / A.B. Дружинин. // Дружинин, A.B. Сочинения. Т.7 / A.B. Дружинин. -Спб.: Типография Имер. АН, 1865. С. 82−97.

118. Дунаев, М. М. Православие и русская литература: В 6 т. Т. 1 / М. М. Дунаев. М.: Христианская литература, 1996. — 320 с.

119. Дьяконова, Н.Я. К вопросу об эстетических взглядах Колриджа и Вордсворта: из истории романтизма в Англии / Н. Я. Дьяконова // Филологические науки. 1967. — № 4. С. 24−36.

120. Дьяконова, Н. Я. Английский романтизм: проблемы эстетики / Н. Я. Дьяконова. М.: Наука, 1978. — 208 с.

121. Есаулов, И. А. Категория соборности в русской литературе / И. А. Есаулов. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. -287 с.

122. Жан-Поль Приготовительная школа эстетики / Жан-Польвступ. ст., сост., пер. и коммент. Ал. В. Михайлова. М.: Искусство, 1981.-448 с.

123. Жаравина, JI.B. A.C. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь: философско-религиозные аспекты литературного развития 1830−1840-х годов / Л. В. Жаравина. Волгоград: Перемена, 1996. — 215 с.

124. Жаравина, Л. В. От Пушкина до Шаламова: русская литература в духовном измерении: монография / Л.В. ЖаравинаВГПУ. -Волгоград: Перемена, 2003. 249 с.

125. Жирмунский, В. М. Теория стиха / В. М. Жирмунский. Л.: Сов. писатель, 1975. — 664 с.

126. Жирмунский, В. М. Поэтика русской поэзии / В.М. ЖирмунскийАН СССР, отд. лит. и яз. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. -261с.

127. Жирмунский, В. М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы / В. М. Жирмунский. Л.: Наука, 1978. — 423 с.

128. Жирмунский, В. М. Немецкий романтизм и современная мистика / В. М. Жирмунский. Спб.: Axioma, 1996. — 230 с.

129. Жуковский, В.А. В.А. Жуковский-критик. / В. А. Жуковскийсост., вступ. ст. и коммент. Ю. М. Прозорова. М.: Сов. Россия, 1985. -320 с.

130. Жуковский, В.А. О стихотворениях И. И. Козлова /В.А. Жуковский // Жуковский В. А. В.А. Жуковский-критик. М.: Сов. Россия, 1985. -С. 168−171 .

131. Заборов, П. Р. Шарль Мильвуа в русских переводах и подражаниях первой трети XIX в. / П. Р. Заборов // Взаимосвязи русской и зарубежных литератур. Л.: Наука, 1983.-С. 100−128.

132. Завьялова, Е.Е. О неканонических жанрах в лирике /Е.Е. Завьялова // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы II Междунар. науч. конф. В 2 т. Т.2 Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2007. — С. 47−52.

133. Звозников, A.A. Гуманизм и христианство в русской литературе XIX в / A.A. Звозников. Минск: Изд-во ЕГУ, 2001. — 212 с.

134. Иванов, Г. К. Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 г.): справочник. Вып. 1 / Г. К. Ивановвступ. ст. Т. Н. Ливановой. М.: Музыка, 1966. — 437 с.

135. Изард, К. Э. Эмоции человека / К. Э. Изард. М.: Изд-во МГУ, 1980.-439 с.

136. Ильин, В. Н. Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона / В. Н. Ильин // Музыка колоколов: сб. исследований и материалов / отв. ред. А. Б. Никаноров. Спб.: РИИИ, 1999.-С. 228−232.

137. Ильин И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильинсост. П. В. Алексеева и В. И. Кураева. М.: Республика, 1993. — 431 с.

138. Ильин, И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6, кн. 2 / И. А. Ильин. -М.: Русская книга, 1996.

139. История западноевропейской литературы: Англия / СПб. ун-т, филол. фак-тпод ред. Л. В. Сидорченко, И. И. Буровой. М.: Академия, 2004. — 541 с.

140. История русской музыки: Учебник. Вып. 1 / Келдыш Ю. В., Левашова O.E. / под общей редакцией А. И. Кандинского. М.: Музыка, 1990.-431 с.

141. Исупов, К. Франциск из Ассизи в памяти русской литературно-философской культуры / К. Исупов // Вопросы литературы. 2006. -№ 6.-С. 60−88.

142. Калугина, B.JI. Две «молитвы» / B.JI. Калугина // Пушкинская эпоха и христианская культура: по материалам традиционных Христианских Пушкинских чтений. Спб: С.-Петерб. Центр правосл. культуры. — 1993. — Вып. 3. — С. 19−23.

143. Каменский, З. А. Московский кружок любомудров / З. А. Каменский. М.: Наука, 1980. — 327 с.

144. Кандинский, А. И. История русской музыки. Т. 2, кн. 1 /A.И. Кандинский. -М.: Музыка, 1979.-278 с.

145. Кант, И. Сочинения: В 6 т. Т. 3 / И. Кантпод общ. ред.B.Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1964. — 799 с.

146. Канунова, Ф.З. Нравственно-эстетические искания русских романтиков и религия (1820−40-е гг.) / Ф. З. Канунова, И. А. Айзикова. -Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. 302 с.

147. Карташова, И. В. Романтизм и христианство / И. В. Карташова, JI.E. Семенов // Русская литература XIX в. и христианство / под общ. ред. В. И. Кулешова. М.: Изд. Моск. ун-та, 1997. — 383 с. — С. 103−111.

148. Касаткина, В. Н. Христианские идеи и настроения в переписке В. А. Жуковского с А. П. Киреевской / В. Н. Касаткина // Русская литература XIX в. и христианство. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. — С. 217−224.

149. Киреевский, И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России / И. В. Киреевский // КиреевскийИ.В. Избранные статьи / И. В. Киреевскийсост., вступ. ст. и коммент.B.А. Котельникова.-М.: Современник, 1984. С. 199−238.

150. Ковтунова, И. И. Поэтический синтаксис / И. И. Ковтуноваотв. ред. Н. Ю. Шведова. -М.: Наука, 1986. 205 с.

151. Кожинов, В. В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества / В. В. Кожинов. М.: Просвещение, 1970. — 239 с.

152. Кожинов, В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: развитие стиля и жанра / В. В. Кожинов. М.: Современник, 1978. -303 с.

153. Кольридж, С.Т. Biografhia Literaria / С. Т. Кольридж // КольриджC.Т. Избранные труды / С. Т. Кольридж — сост. В. М. Герман, вступ. ст. Н. Я. Дьяконовой, Г. В. Яковлевой. М.: Искусство, 1987. — С. 38−185.

154. Корман, Б. О. Авторское сознание в лирической системе И. И. Козлова: из истории русского романтизма / Б. О. Корман // Филологические науки. 1975. — № 4. — С. 35−46.

155. Котельников, В.А. «Покой» в религиозно-философских и художественных комплексах / В.А. Котельников//Рус. лит.-1994 а. -№ 1.-С. 3−41.

156. Котельников, В. А. Восточнохристианская аскетика на русской почве / В. А. Котельников // Христианство и русская литература. Спб.: Наука, 1994 б. — С. 89−127.

157. Курганов, Е. Пушкин и романтизм Электронный ресурс. /Е. Курганов // Крещатик. Вып. 21. Электрон, журн. — Режим доступа: http://kreschatik.nm.ru/21 /36.htm. — Загл. с экрана.

158. Лашкевич, А. В. Байрон и байронизм в литературном сознании России / А. В. Лашкевич // Великий романтик Байрон и мировая литература / отв. ред. С. В. Тураев. М.: Наука, 1991. — С. 160−175.

159. Левин, Ю.Д. О русском поэтическом переводе в эпоху романтизма / Ю. Д. Левин // Ранние романтические веяния: из истории международных связей русской литературы / отв. ред. М. П. Алексеев.Л.: Наука, 1972. С. 222−284.

160. Левин, Ю. Д. Об исторической эволюции принципов перевода / Ю. Д. Левин // Международные связи русской литературы. М.-Л: Изд-во АН СССР, 1963. — С. 5−63.

161. Лейтон, Л. Г. Стихотворения Ивана Козлова «Венецианская ночь» и «Бейрон»: к истории русского байронизма / Л. Г. Лейтон // Рус. лит.- 1997. № 2. С. 14−31.

162. Литературные манифесты западноевропейских романтиков: собр. текстов. / вступ. ст. и общ. ред. A.C. Дмитриева. М.: Изд-во МГУ, 1980.-638 с.

163. Лихачёв, Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачёв. 3-е изд. — М.: Наука, 1979. — 352 с.

164. Ломинадзе, C.B. Поэтический мир Лермонтова / C.B. Ломинадзе. М.: Современник, 1985. — 288 с.

165. Лосев, А. Ф. Из ранних произведений / А. Ф. Лосевсост. и подготовка текста И. И. Маханькова. М.: Правда, 1990. — 655 с.

166. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. Л.: Просвещение, 1972.-272 с.

167. Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии / Ю. М. Лотманвступ. ст. М. Л. Гаспарова. Спб.: Искусство-Спб, 1996. — 848 с.

168. Лотман, Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман.- СПб: Искусство-Спб, 2000.-704 с.

169. Луцевич, Л. Ф. Псалтырь в русской поэзии / Л. Ф. Луцевич. -Спб.: Дмитрий Буланин, 2002. 608 с.

170. Любавин, М. А. Петербургский бестселлер 1825 г. / М. А. Любавин // История библиотечного, архивного и книжного дела Санкт-Петербурга. Спб., 2003. — С. 115−118.

171. Любомудров, A.M. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев / A.M. Любомудров.- Спб.: Дмитрий Буланин, 2003. 272 с.

172. Маймин, Е.А. О русском романтизме / Е. А. Маймин. М.: Просвещение, 1975. — 240 с.

173. Маймин, Е. А. Русская философская поэзия: поэты-любомудры, A.С. Пушкин, Ф. И. Тютчев / Е.А. МайминАН СССР. М.: Наука, 1976. 189 с.

174. Маймин, Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество / Е. А. Маймин. М.: Наука, 1984.-209 с.

175. Мандельштам, О. Э. Слово и культура / О. Э. Мандельштамсост. и прим. П. Нерлеравступ. ст. М. Я. Поляковой. М.: Сов. писатель, 1987.-319 с.

176. Манн, Ю. В. Поэтика русского романтизма / Ю. В. Манн. М.: Наука, 1976.-375 с.

177. Манн, Ю. В. Русская философская эстетика / Ю. В. Манн. М.: Искусство, 1969. — 304с.

178. Маритен, Ж. Избранное: величие и нищета метафизики / Ж. Маритен. М.: РОССПЕН, 2004 а. — 605 с.

179. Маритен, Ж. Творческая интуиция в искусстве и поэзии / Ж. Маритен. М.: РОССПЭН, 2004 б. — 397 с.

180. Маслов, В. И. Начальный период байронизма в России /B.И. Маслов. Киев: Типография Импер. ун-та Св. Владимира акц. общ-ва печати, изд. дела Н.Т. Корчак-Новицкого, 1915. — 132 с.

181. Махов, А. Е. «Музыка» слова: из истории одной фикции / А. Е. Махов // Вопр. литературы. 2005. — № 5. — С. 101−123.

182. Мацейна, А. Драма Иова / А. Мацейна. Спб.: Алетейя, 2000. -316 с.

183. Мелетий (Соколов), иеромонах. Духовной жаждою томим / Мелетий // Православная беседа. 2003. — № 1. — С. 49 — 52.

184. Михайлова, Н. И. Поэтический диалог И. Козлова и митрополита Филарета / Н. И. Михайлова // Пушкин и Филарет, митрополит Московский и Коломенский. М., 2003. — С. 228−229.

185. Мойсевич, В.Г. И. И. Козлов переводчик британских поэтов: дис. канд. филол. наук / В. Г. Мойсевич. — Омск, 2006. — 231 с.

186. Мусхелишвили, H.JI. Иов-ситуация Иозефа К. /H.JI. Мусхелишвили, Ю. А. Шрейдер // Вопр. философии. 1993. — № 7. С. 172−176.

187. Нелюбин, JI.JT. История и теория перевода в России /JI.JI. Нелюбин, Г. Т. ХухниМоск. пед. ун-т. М.: Народный учитель, 1999. 138 с.

188. Носов, А. Философия и эстетика любомудров. / А. Носов // Вопросы литературы. 1981. — № 9. — С. 247−256.

189. Одоевский, В. Ф. Опыт теории изящных искусств с особенным применением оной к музыке / В. Ф. Одоевский // Русские эстетические трактаты первой трети XIX в. Т. 2 М.: Искусство, 1974. С. 156−168.

190. Океанский, В. П. Русская метафизическая лирика XIX в.:Е. А. Баратынский, A.C. Хомяков, Ф. И. Тютчев (поэтика пространства): дис.докт. филол. наук / В. П. Океанский. Иваново, 2003. — 286 с.

191. Орлова, Е. М. Лекции по истории русской музыки: учеб. пособ. / Е. М. Орлова. М.: Музыка, 1985. — 368 с.

192. Осанкина, В. А. Библейская символика в поэтической медитации В. А. Жуковского / В. А. Осанкина // Вестн. Челяб. ун-та. Сер. 2. Филология. 1997. — № 2. — С. 10−16.

193. Осанкина, В. А. Религиозные истоки эстетики и поэзии русского романтизма / В. А. Осанкина. Челябинск: Челябинская акад. культуры и искусства, 2000. — 263 с.

194. Осанкина, В.А. Библейско-евангельская традиция в эстетике и поэзии русского романтизма: автореферат дис.. докт. филол. наук / В. А. Осанкина. Екатеринбург: Уральский гос. ун-т им. А. М. Горького, 2001. — 34 с.

195. Павлович, Н. В. Парадигмы образов в русском языке / Н. В. Павлович // Вопр. языкознания. 1991. -№ 3. — С. 104−117.

196. Полевой, H.A. Невеста Абидосская. Турецкая повесть лорда Байрона. Перевёл с английского Иван Козлов / H.A. Полевой // Московский телеграф. 1826.-Ч. 12, № 23. — С.182−196.

197. Полевой, H.A. Новые книги: собр. Соч. Ивана Козлова / H.A. Полевой // Московский телеграф. — 1833. — № 10. — С. 317−324.

198. Поспелов, Г. Н. Лирика: среди литературных родов / Г. Н. Поспелов. -М.: Изд-во МГУ, 1976. 208 с.

199. Проблемы международных литературных связей / отв. ред. Б. Г. Реизов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962. — 192 с.

200. Рабинович, В.Л. «Красивое страдание?»: не только Заметки о русском романсе / В. Л Рабинович // Красная книга культуры. М.: Искусство, 1989. — С. 245−277.

201. Радченко, Т. А. Поэтическая молитва: линии жанровых взаимодействий / Т. А. Радченко // Филологические исследования II / отв. ред. Е. М. Неелов. Петрозаводск: Петрозаводский гос. ун-т, 2003. -С. 57−69.

202. Роднянская, И. П. Слово и «музыка» в лирическом произведении / И. П. Роднянская // Слово и образ. М.: Сов. писатель, 1964.-С. 145−189.

203. Рожковский, В.Б. И. В. Киреевский: значение его творчества для русской философии / В. Б. Рожковский // Тезисы VI-x Междунар. чтений, посвящ. братьям Киреевским. Калуга, 2006. — С. 14−16.

204. Розанов, И. Н. Поэты 20-х годов XIX в. / И. Н. Розанов. М.: Гос. изд., 1925. 151 с.

205. Русские писатели о переводе. XVIII—XX вв. / под ред. Ю. Д. Левина и A.B. Фёдорова. Л.: Сов. писатель, 1960. — 695 с.

206. Сайкина, Н. В. Московский литературный салон княгини Зинаиды Волконской / Н. В. Сайкина. М.: Наука, 2005.

207. Сакулин, П. Н. Филология и культура / П. Н. Сакулинвступ. ст. и коммент. Ю. И. Минералова. М.: Высшая школа, 1990. — 240 с.

208. Сандомирская, В. Б. Переводы и переложения Пушкина из А. Шенье / В. Б. Сандомирская // Пушкин: исследования и материалы / АН СССР, Ин-т русской литературы (Пушкинский дом) — под ред. М. П. Алексеева. T. VIII. — Л.: Наука, 1978. — С. 98−115.

209. Сараева, Е. Л. Учение московских романтиков 1830-х гг.: проблема деятельности / Е. Л. Сараева. Ярославль, 2004. — С. 81−88.

210. Сахаров, В.И. «Под сенью дружных муз.»: о русских писателях-романтиках / В. И. Сахаров. М.: Худ.

литература

1984. — 295 с.

211. Сахаров, В. И. Байрон и русские романтики // Великий романтик Байрон и мировая литература / отв. ред. C.B. Тураев. М.: Наука, 1991. -С. 143−151.

212. Селезнёва, A.B. Традиция романтической эстетики безумия в цикле H.A. Полевого «Мечты и жизнь» / A.B. Селезнева // Стратегии взаимодействия философии, культурологи и общественных коммуникаций / ред. В. И. Стрельченко. Спб.: Изд-во РХГИ, 2003.С. 609−615.

213. Семенко, И. М. Жизнь и поэзия Жуковского / И. М. Семенко. -М.: Худ.

литература

1975. 255 с.

214. Силантьев, И. В. Поэтика мотива / И. В. Силантьев. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 294 с.

215. Сильман, Т. И. Заметки о лирике / Т. И. Сильманпослесл. Д. С. Лихачёва. — Л.: Сов. писатель, 1977. 223 с.

216. Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. М.: Ди-Дик, 1995.-366 с.

217. Соколов, А. Н. Очерки по истории русской поэмы XVIII и первой половины XIX в. / А. Н. Соколов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1955.-692 с.

218. Соловьёв, Н. В. История одной жизни. A.A. Воейкова -«Светлана»: В 2 ч/Н.В.Соловьев. Пг.: Сириус, 1915;1916.Ч. 1.-269 е., Ч. 2.-192 с.

219. Солодкова, C.B. Религиозно-философские образы и мотивы в поэзии А. К. Толстого: дис.. канд. филол. наук / C.B. Солодкова. -Волгоград, 2000.-217 с.

220. Сопровский, А. О книге Иова / А. Сопровский // Нов. мир. -1992. № 3. С. 187−206.

221. Спивак, P.C. Русская философская лирика: проблемы типологии жанров / P.C. Спивак. Красноярск: Изд-во Краноярского ун-та, 1985. -139 с.

222. Спиридонов, B.C. Козлов и критика пятидесятых годов /B.C. Спиридонов // Sertum Bibliologieum в честь проф. А. И. Малеина. -Пг.: Гос. издат, 1922. С. 234−241.

223. Степанова, И. В. Слово и музыка. Диалектика семантических связей / И. В. Степанова.- М.: Книга и бизнес, 2002. 288с.

224. Таборисская, Е. М. Италия в поэзии Пушкина / Е.М. ТаборисскаяРус.

литература

2004. — № 2. — С. 30−50.

225. Тамарченко, Н. Д. Методологические проблемы теории рода и жанра в поэтике XX в. / Н. Д. Тамарченко // Изв. АН. Сер. лит. и яз. -2002. Т. 60,№ 6.-С. 3−13.

226. Тамарченко, Н. Д. Теоретическая поэтика: хрестоматия-практикум / Н. Д. Тамарченко. М.: Издательский центр «Академия», 2004.-400 с.

227. Тареев, М. М. Цель и смысл жизни / М. М. Тареев // Смысл жизни: антология / сост., общ. ред., предисл. и прим. Н. К. Гаврюшина. М.: Издат. группа Прогресс-Культура, 1994. — С. 123−243.

228. Тарланов, Е.З. «В синюю пустынь небес звоны уходят молиться.»: колокольный звон в русской поэзии / Е. З. Тарланов // Русская речь. 2005. — № 5. — С. 84−88.

229. Тертерян, И. Романтизм как целостное явление / И. Тертерян // Вопр. литературы. 1983. — № 4. С. 151−181.

230. Тимофеев, Л. И. Очерки теории и истории русского стиха / Л. И. Тимофеев. М.: Гослитиздат, 1958. — 415 с.

231. Томашевский, Б. М. Стих и язык: филологические очерки / Б. М. Томашевский. М.- Л.: Гослитиздат: Ленингр. отд-ние, 1959. -471с.

232. Трубецкой, С. Н. Сочинения. / С. Н. Трубецкойсост., ред. и вступ.ст. П. П. Гайденко. М.: Мысль, 1994. — 816 с.

233. Труш, К. А. Очерк литературной деятельности И. И. Козлова. Биография. Список изданий и переводов. Характеристика поэзии И. Козлова. Отзывы критики / К.А. ТрушМ.: Типография лит. творчества И. И. Кушнерёв и К, 1899. 32 с.

234. Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. М.: Наука, 1977. — 574 с.

235. Тынянов, Ю. Н. Проблема стихотворного языка: сб. статей / Ю. Н. Тынянов. JL: Сов. писатель, 1924. — 301 с.

236. Федосов, С. Великий Вордсворт, которого мы не знаем / С. Федосов // Литературная учёба. 2004. — Кн. 1. — С. 208−217.

237. Федотов, О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. Книга 2. Строфика / О. И. Федотов. М.: ФлинтаНаука. — 2002. — 488 с.

238. Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи / П. А. Флоренский. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-640 с.

239. Флоровский, Г. В. Восточные Отцы IV века: из чтений в Православном Богословском институте в Париже / Г. В. Флоровский. -Репринт, воспроизведение изд. 1931 г. М.: ПАИМС, 1992.-239 с.

240. Фризман, Л. Г. Жизнь лирического жанра / Л. Г. Фризман. М.: Наука, 1973. — 167 с.

241. Холшевников, В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение / В. Е. Холшевников. М.: АкадемияСпб.: Изд-во фил. фак. СПбГу, 2004.-202 с.

242. Холшевников, В. Е. Стиховедение и поэзия / В. Е. Холшевников.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-254 с.

243. Хорошко, Е. Ю. Своеобразие жанра романса / Е. Ю. Хорошко // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Второй Междунар. науч. конф. В 2 т. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2007. Т. 1. — С. 918−923.

244. Хоружий, С.С. К феноменологии аскезы / С. С. Хоружий. М.: Изд-во гуманит. литературы, 1998. — 352 с.

245. Хоружий, С. С. Хомяков и принцип соборности / С. С. Хоружий //Вестник русского христианского движения. 1991. — № 162−163.-С. 68−73.

246. Христианство и русская литература: сб. ст. / отв. ред.B.А. Котельников. Спб: Наука, 1994. — 396 с.

247. Царькова, Т.С. «На погребение английского генерала сира Джона Мура» Козлова / Т. С. Царькова // Анализ одного стихотворения / под ред. В. Е. Холшевникова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — С. 105−113.

248. Черников, А. П. Опыт духовного романа «Пути небесные» И. С. Шмелева / А. П. Черников // Лит. в шк. 2003. — № 2. — С. 13−18.

249. Чупашева, О.М. «Вам не понять моей печали.»: односоставные предложения в русских романсах // Русская речь. 2005. — № 5. — С. 13−17.

250. Шевырёв, С. П. Веверлей или шестьдесят лет назад /C.П. Шевырев // Шевырёв, С. П. Об отечественной словесности / С. П. Шевырев. М.: Высш. шк., 2004. — С. 67−76.

251. Шевырёв, С. П. Чернец, киевская повесть. Сочинение Ивана Козлова. 1827. С. Петербург. / С. П. Шевырев. // Шевырёв, С. П. Об отечественной словесности / С. П. Шевырев. М.: Высш. шк., 2004. -С. 77−80.

252. Шестов, Л. На весах Иова (Странствования по душам) / Л. Шестов. ООО «Издательство ACT" — Харьков: Фолио, 2001. — 464 с.

253. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. / Ф. Шлегельвступ. ст., сост., пер. с нем. Ю. Н. Поповой. М.: Искусство, 1983.Т. 1.-479 е., Т. 2.-447 с.

254. Шлейермахер, Ф. Д. Речи о религии к образованным людям, её презирающим: монологи / Ф. Д. Шлейермахер. М.: Рус. мысль, 1911. — 390 с.

255. Эйхенбаум, Б.М. О поэзии / Б. М. Эйхенбаумвступ. ст. В. Орлова. JL: Сов. писатель: Ленингр. отд-ние, 1969. — 503 с.

256. Эпштейн, М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»: система пейзажных образов в русской поэзии / М. Н. Эпштейн. М.: Высшая школа, 1990.-302с.

257. Яковлев, Н. В. Из разысканий о литературных источниках в творчестве Пушкина: сонеты Пушкина в сравнительно-историческом освещении / Н. В. Яковлев // Пушкин в мировой литературе: сб. ст. -Л.: Гос. издат, 1926. С. 8−159.

258. Яшина, Т. А. Творчество Томаса Мура в контексте литературного развития в России 1820−1830 г. г. XIX в.: автореферат дис.. канд. филол. наук. / Т. А. Яшина. Саратов, 2007. — 19 с.

259. Barratt, G. R. V. Ivan Kozlov: a study and setting / G.R.V. Barratt. -Toronto, 1972. 239 pg.

260. Hikiert, G. Ivan Kozlov / G. Hikiert. Przeglad humanistvyezny.-1976, — rok 20, № 8. — Pg. 79−84.

261. Maliszewski, J. Rola obrazu poetyckiego w wiersopisarstwie Iwana Kozlowa / J. Maliszewski.- Filologia rosyjska. 1977. — Zesz. 15. — Pg. 197−213.

262. Maliszewski, J. Tworczosc poetycka Iwana Kozlowa / J. Maliszewski. Czestohowa, 1984,-200 pg. Словари, энциклопедии, справочники.

263. Бидерманн, Г. Энциклопедия символов / Г. Бидерманн. М.:Республика, 1996.-335 с.

264. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. -672 с.

265. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. И. Даль. М.: Гос. изд. иностранных и национальных словарей, 1955. 4 т.

266. Квятковский, А. П. Поэтический словарь: ок. 670 терминов / А. П. Квятковский. М.: Сов. энциклопедия, 1966. — 375 с.

267. Кочнева, И. Вокальный словарь / И. Кочнева, А. Яковлева. JL: Музыка, 1988.-68 с.

268. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред.A.Н. Николюкина. -М.: НПК «Интелвак», 2003 1600 стб.

269. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред.B.М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.:Сов. энциклопедия, 1987. -752 с.

270. Музыкальная энциклопедия: В 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1973;1982. 6 т.

271. Нелюбин, Л. Л. Толковый переводческий словарь / Л. Л. Нелюбин. М.: ФлинтаНаука, 2003. — 320 с.

272. Павлович, Н. В. Словарь поэтических образов: на материале русской художественной литературы VIII—XX вв.еков: В 2 т. / Н. В. Павлович. М.: Эдиториал УРСС, 1999.Т. 1. 795с. Т. 2.-872с.

273. Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. Репринтное воспроизведение изд. П. П. Сойкина. — М.: Возрождение, 1992. — 2 т.

274. Психология. Словарь / под общей редакцией A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во Полит, лит-ры, 1990. — 494 с.

275. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л. И. Тимофеев, C.B. Тураев. М.: Просвещение, 1974. — 509 с.

276. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е идз., перераб. и доп.- М.: Республика, 2001. — 719 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой