Акмеологический мониторинг как средство обеспечения качества подготовки кадров управления
Теоретическая модель акмеологического мониторинга качества подготовки управленческих кадров имеет многоуровневую, многофункциональную и многокритериальную структуру, реализующую основные функции оценки реального состояния условий образовательного процесса, уровня достижения целей и прогнозирования личностно-профессионального развития обучающегося. Она представлена как система, включающая…
ДиссертацияДоверие населения как фактор повышения социального статуса органов государственной власти
Рассмотрена специфика социального статуса органов государственной власти, связанная с их особым правовым положением, характеризующимся значительными властными полномочиями, и высокой социальной значимостью функций, выполняемых ими, для обеспечения и регулирования жизнедеятельности общества. Разработана схема структурных составляющих (подстатусов) социального статуса, в качестве которых выделены…
ДиссертацияДоверие в системе «учитель-ученик» при разных стилях педагогического руководства
Не осталась в стороне от этих изменений и педагогическая психология. Перед педагогической психологией всегда стояла проблема поиска ответа на вопрос «что развивать» и «как развивать», чтобы результатом этого развития была личность социально-зрелая, активная, творческая. A В отечественной педагогической психологии можно выделить несколько основных подходов к решению данной проблемы. Первый подход…
ДиссертацияФормирование эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей младших школьников
Было установлено, что наличие в семье двух эффективных родителей: отца и матери, в большей степени влияет на оценку ребенком семейной ситуации как благополучной, менее тревожной и конфликтной, кроме того, положительно сказывается на социальной адаптации ребенка, его самопринятии и общительности. Эффективный отец оказывает положительное влияние на самооценку ребенка и отношение к родителям как…
ДиссертацияИндивидуально-типические особенности настойчивости, инициативности и карьерных ориентаций студентов
Практическая ценность исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для выявления индивидуально-типических особенностей настойчивости, инициативности и карьерных ориентаций студентов, их развития и коррекции в практике психологического консультирования, профессиональной ориентации (в частности, для более эффективного анализа профессиональных предпочтений…
ДиссертацияИспользование страха как социально-коммуникативного феномена в убеждающей массовой коммуникации
Второй нашей задачей было выделение социально-коммуникативных черт феномена страха. Что мы реализовали на основе анализа социально-психологического, социально-философского, психологического, культурологического подходов к социальному пониманию страха. Результатом аналитического обзора психоаналитического, экзистенциального, социологического, культурологического и пр. подходов к феномену страха…
ДиссертацияКлинико-реабилитационный аспект пограничных состояний у женщин в дисфункциональных (аддиктивных) семьях
Актуальность. В современных условиях, сопряженных с глубокими социально-экономическими преобразованиями общества, резко возрастает риск формирования и развития пограничных состояний, в первую очередь невротических и личностных расстройств. В результате этого увеличилось количество социопатических семей (с пьющими родителями, родителями, страдающими наркоманией, с членами семей с девиантным…
ДиссертацияСоциально-психологическая детерминация особенностей мотивационно-эмоциональной сферы пожилых людей
Физиологические изменения в пожилом возрасте сопровождаются изменениями в мотивационной и эмоциональной сферах, а также переменами, связанными с потерей друзей, близких, невозможностью продолжения профессиональной деятельности. С одной стороны, физиологические изменения определяют характер протекания мотивационных и эмоциональных реакций, с другой — позитивные или негативные тенденции…
ДиссертацияРазвитие формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
В сюжетно-ролевой игре обычно выделяется её структура, в которой взаимосвязаны различные стороны, компоненты игры: роли, игровые действиязамещение реальных предметов игровымиситуации, в которой происходит реализация ролисюжеты разной степени сложности, и т. п. (Д.Б.Эльконин, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др.). В единстве с этой внешней формой игры существует её внутренняя…
ДиссертацияСоциально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи
В диссертационной работе был проведен теоретический анализ научных исследований, раскрывающих социально-психологические аспекты инфантилизма, на основании чего были выделены его структурные компоненты и характеристики. Была уточнена сущность, структура и особенности инфантилизма. Инфантилизм — это комплекс характеристик личности, выражающихся в незрелости эмоционально-волевой сферы, задержке…
ДиссертацияРазвитие креативного компонента акмеологической культуры будущих специалистов
Выявлено, что креативный компонент акмеологической культуры представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых структурно-функциональных элементов. Выделены следующие функциональные элементы: мотивационный, операциональный, эмоционально-волевой. Функцией мотивационного элемента является помощь в постижении смысла процесса творчества как механизма саморазвития, принятие ценностей…
ДиссертацияРазвитие самоактуализации в структуре интегральной индивидуальности студента средствами психологического тренинга
В результате факторного анализа мы получили также важный факт преобладания в структуре ИИ представителей эталонной группы жестких ортогональных зависимостей, что на языке школы ИИ B.C. Мерлина — В. В. Белоуса является негативным фактом, обозначающим меньшие приспособительные способности личности. Однако ряд последних исследований подтверждает тот факт, что жесткие ортогональные зависимости…
ДиссертацияРазвитие теоретического мышления младших подростков: На материале обучения математике
В инновационной отечественной практике общего образования уже утвердилось мнение о том, что одним из возможных резервов повышения эффективности обучения математике и естественнонаучным дисциплинам является организация учебного процесса в форме поисково-исследовательской деятельности. Однако эта практика мало осмыслена с точки зрения современных представлений о психологической природе…
ДиссертацияПроцесс обучения как фактор личностного самоопределения пожилых людей
Результаты многолетних исследований, осуществляемых в рамках субъектно-деятельностного подхода, показали значимость общественно оцениваемой деятельности как условия самореализации. Посредством этой деятельности пожилой человек, лишившийся в результате выхода на пенсию возможности направленного взаимодействия, обретает пространство взаимодействия, а его субъектность, реализуясь в социальном…
ДиссертацияПсихологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений при хроническом гастрите
В медицине гастрит все чаще рассматривается как морфологическое понятие (Л.И. Аруин с соавт., 1993; К. Комптон, 1998; В. Т. Ивашкин, Т. Л. Ланина, 2001; А. А. Шептулин, 2002 и др)., включающее комплекс воспалительных и дистрофических изменений слизистой оболочки желудка. Отмечается, что общепринятого определения гастрита на сегодняшний день нет. В общем виде гастрит можно определить как…
ДиссертацияПсихологические факторы профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций
Доказана взаимообусловленность профессиональной самореализации руководителя коммерческой организации и эффективности его деятельности, что еще раз подтверждает значимость данного субъективного феномена для финансовой сферы. В ходе экспертной оценки были выделены функции, которые наиболее сильно и слабо реализованы в деятельности руководителей с разными типами профессиональной самореализации…
ДиссертацияПсихологические механизмы функционирования системы личностных смыслов у студентов вуза в процессе обучения
Сегодня компетентность профессионала в деонтологически обусловленных видах деятельности определяется уровнем сформированности системы ценностно-смысловых ориентаций личности специалиста (поскольку именно личность специалиста является его основным инструментом в этих профессиях), способной мобилизовать полученные знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации. Разработанная…
ДиссертацияПсихологические основания информационно-поисковой деятельности в исследовательском труде
Степень разработанности темы исследования. Психологические проблемы информатизации профессиональной деятельности в современной психологической науке решаются в связи с вопросами структурирования, представления, обработки экспертных знаний интеллектуальными системамиразвитием новых подходов к созданию сложных иммерсивных образовательных средпреодоления информационного стресса в профессиональной…
ДиссертацияПсихологические особенности исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих службу по призыву
Установлено, что исполнительская деятельность военнослужащих, проходящих службу по призыву, имеет психологические особенности: вне-категориальные — обусловленные противоречивостью требований к исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу на должностях солдат и сержантов, заданных организационными и социально-психологическими характеристиками военной службы, типом и характером…
ДиссертацияПсихологические особенности профессиональной адаптации выпускников колледжа
Важнейшими факторами социально-психологической адаптации выпускников колледжа, определяющими в целом профессиональную адаптацию, являются: 1) внутренний локус-контроль, проявляющийся в способности к самоорганизации и самоконтролю, воле, активности, ответственности, самостоятельности, добросовестности- 2) доверие к себе в профессиональной деятельности, предполагающее уверенность в возможностях…
ДиссертацияПсихологические особенности развития самоактуализации личности менеджеров на этапе вузовской подготовки
Значимость изучения психологических особенностей развития самоактуализации состоит в том, что знание особенностей своего продвижения на пути самоактуализации позволяет личности более четко наметить стратегию жизненного пути и оценить успехи, достигнутые в ходе ее реализации. Вместе с тем, достаточно часто молодые специалисты не способны осознать текущее состояние, перспективы и ресурсы своего…
ДиссертацияПсихологические особенности ценностных ориентаций и притязаний на признание детей Колумбии
Методы исследования. Основным целям исследован®соответствовал комплекс методов. Сюда были отнесены: включенное наблюдениеэкспериментальная беседа, направленная на изучение ценностных ориентаций и притязаний ребенкабеседа, направленная на изучение притязаний на признание в зависимости от внутрисемейных отношенийвыбор эстетически значимого эталонаанализ продуктов деятельности. Применявшиеся…
ДиссертацияПсихологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни
Разработанная и апробированная на формирующем этапе эксперимента система психологического сопровождения оказала положительное влияние на оценку качества жизни подростков. Так, уровень ощущения счастья, по результатам повторной диагностики опросника М. Фордиса, в экспериментальной группе увеличился на 62%, в контрольной — на 8%. Показатели низкого уровня удовлетворенности жизнью по опроснику Э…
ДиссертацияПсихолого-педагогические особенности мотивов учебной деятельности студентов различных вузов
На первом этапе (2000 г.) изучение учебной мотивации выявило необходимость более детальной разработки вопросов, касающихся мотивов учебной деятельности у студентов в зависимости от их включения в учебную деятельность, и выделения психологических факторов, определяющих эти мотивы. Были определены теоретические и практические подходы к проблеме, изучен обширный библиографический материал, проведен…
ДиссертацияПсихолого-педагогическое исследование самооценки как составляющей Я-концепции младших школьников с высоким уровнем интеллектуального развития
Средством изучения самооценки младших школьников должен быть анализ взаимовлияний таких ее модальностей, как реальное «Я», идеальное «Я» и зеркальное «Я». Самооценка как оценочная составляющая Я-концепции младших школьников с высоким уровнем интеллектуального развития имеет качественные и количественные отличия от самооценки детей со средним уровнем развития интеллекта. Качественные изменения…
ДиссертацияСравнительный анализ познавательного развития старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад
Определить степень интеллектуальной готовности к школьному обучению старших дошкольников, посещавших в течение года экспериментальные занятия. Методологической основой исследования являются основополагающие принципы отечественной психологии о роли деятельности в формировании психики (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — ключевые положения теории развития высших психических функций и концепции…
ДиссертацияОрганизационно-психологические условия коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста
В ходе теоретического осмысления проблемы нами обоснованы и экспериментально проверены следующие организационно-психологические условия коррекции дезадаптивного состояния детей 6−7 летнего возраста в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения: разностороннее изучение особенностей дезадаптивного состояния детей на предшкольном этапе развитияразработка коррекционно-развивающих…
ДиссертацияОсобенности формирования познавательной мотивации старшеклассников в условиях соревновательной деятельности
Способствуя пропаганде науки и образования, Всероссийская олимпиада школьников выявляет наиболее талантливых и подготовленных школьников, ориентируя их на. продолжение образования в высших учебных заведениях. Это, так же как и знакомство с профессиональной деятельностью специалистов разных отраслей науки и производства при подготовке к соревнованиям олимпиады, обеспечивает реализацйю…
ДиссертацияОсобенности критичности мышления детей с интеллектуальным недоразвитием
Понимание критичности как значимой индивидуально-психологической характеристики, обусловливающей не только продуктивность мыслительной деятельности, но и социальную адекватность личности, делает весьма актуальной проблему изучения критичности мышления детей с недоразвитием интеллекта. В специальной психологии данная проблема исj следовалась в основном в связи с изучением особенностей…
ДиссертацияОсобенности общения с родителями часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста как условие улучшения его соматического статуса
Современные исследования, базирующиеся на биопсихосоционоэтических подходах, позволяют рассмотреть роль биологических, психологических и социокультуральных факторов, которые участвуют в генезе соматических заболеваний, а также установить их сложные взаимосвязи (Залевский Г. В., 2006). Работы В. В. Николаевой (1987), Г. А. Ариной (1995), В. А. Ковалевского (2006) доказали, что для часто болеющих…
Диссертация