Психологические особенности исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих службу по призыву
Диссертация
Построена модель психологических особенностей исполнительской деятельности военнослужащих по призыву представляющая собой систему взаимодействия командира и военнослужащего в интересах решения поставленной задачи, основными системообразующими компонентами которой выступают внешние и внутренние условия в которых осуществляется взаимодействие, ситуационные и личностные особенности детерминирующие… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические основы исследования психологических особенностей исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу по призыву
- 1. 1. Исполнительская деятельность как психологическая проблема
- 1. 2. Особенности проявления исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу по призыву
- 1. 3. Теоретическая модель проявления психологических особенностей исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу по призыву
- Глава II. Экспериментально-психологическое исследование психологических особенностей исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу по призыву
- 2. 1. Методический замысел исследования
- 2. 2. Исследование характеристик, обуславливающих особенности исполнительской деятельности военнослужащих
- 2. 3. Влияние типов и качеств военнослужащих проходящих службу по призыву на исполнительскую деятельность в различных ситуациях
- Глава III. Оптимизация исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу по призыву
- 3. 1. Обоснование Программы воздействия в целях оптимизации исполнительской деятельности
- 3. 2. Условия оптимизации исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу по призыву
Список литературы
- Агапов В. С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1999.
- Агеев Б.А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности. Дис. .канд. психол. наук. М., 1994
- Александрова Н. И., Шулъга Т. И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «нерешаемая задача» // Вопросы психологии. 1987. № 6.
- Ананьев Б.Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания // Избр. психол. труды. Т. 2. М., 1980.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000
- Аниснмов О.С. Методологический словарь М., 1992
- Аронова Е. А. Содержательные аспекты саморегуляции произвольной активности // Ежегодник РПО. 2005. Т.1.
- Атаев Т. А. О понимании выдержки подростками // Материалы I Межвузовской научной конференции по проблемам психологии воли. Рязань, 1964.
- Афанасенко B.C. Личностные факторы эффективности управленческой деятельности военного руководителя. Харьков, 2000.
- Безушко О.Я. Социально-психологические особенности эффективного руководства командиров учебных подразделений. М., 2000
- Бибикова В.Н. Связь осознанной саморегуляции произвольной активности и уровня развития коллектива // Ежегодник РПО. 2005. Т.1.
- Бидайбеков Е.Ы., Орынбаева Ж. Р. Модели специалиста в профильной дифференциации обучения информатике в средне-профессиональном учебном заведении. // Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования. / М.: МГПУ, 2004, № 1 (2)
- Божович JI. И., Славина Л. С, Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии. 1976.
- Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- БодалевА.А. Психология общения. Избранные психологические труды. -Москва-Воронеж: 2002
- Бодалев A.A., Дергач A.A., Лаптев Л. Г. Рабочая книга практического психолога. М., 2001.
- П.Бодров В. А., Современное состояние психологических исследований профессиональной деятельности. М., 1998.
- Брихцин М. Воля и волевые качества // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989.
- Брагина Н. II., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. М., 1981.
- Барий М.И. Управление морально-психологическими состояниями личного состава воинского подразделения. Дисс. канд. психол. наук. М., 1994.
- Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2003.
- Власов В.Ф. Психологические условия повышения эффективности процесса формирования эмоционально-волевой устойчивости средствами физической подготовки: Дисс.. канд психол. наук. М., 1990.
- Возрастные особенности воли школьников / Под ред. В. И. Селиванова. Рязань, 1971.
- Вопросы психологии воли и формирование волевых качеств учащихся. М, 1965.
- Воронин А. Б. Зависимость волевых усилий личности от характера внешней стимуляции: Автореф. дис. .канд. Рязань, 1975.
- Вундт В. Очерки психологии. М., 1912.
- Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 3, 5. М., 1983.
- Гальперин 77. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
- ГеффдингГ. Понятие воли. М., 1908.
- Генов Ф. Исследование мобилизационной готовности спортсмена перед выполнением спортивного действия: М., 1967.
- Глоточкин АД. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота) на основе требований воинских уставов. М., 1964
- Гончаров А.И. Стиль общения военного руководителя: его развитие и формирование у курсантов (социально-психологическое исследование на материалах военных училищ МВД СССР). Дис. .канд. психол. наук. М., 1991
- Гончаров В.В. Важнейшие критерии результативности управления. М.: МНИИПУ, 1998.
- Горлов О.В. Профессионально-психологические качества руководителя в ожиданиях (экспектациях) трудового. коллектива. Тверь: Лилия, 1998.35 .Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.- М., 1998.
- Девятко В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными. Дис. .канд. психол. наук. М., 1990
- Домов Ф. Общение и деятельность. М., 1987.
- Дохолян С.Б. Предупреждение агрессивного поведения военнослужащих по призыву в повседневной деятельности. Дис. .канд. психол. наук. М., 1998.
- Дубяга В.Ф. Формирование психологической готовности воина оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка: Дис. канд. психол. наук. М., 1998.
- Дьяченко МИ. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов: Дис. .докт. психол. наук. М., 1969.
- Eemwcoe O.E. Практика психологического тренинга. СПб., 2004.
- Емельянов A.JI. Типология уровней профессионализма государственного служащего. М., 2000
- Емельянов Ю. Н Обучение общению в учебно-тренировочной группе. Психологический журнал Т.8 № 2, 1987 .
- Емельянов Ю. Н Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
- Ермошкаев И. Н. Исследование развития целеустремленности, настойчивости, выдержки и самообладания в процессе спортивной деятельности лыжников-гонщиков: Автореф. дис. .канд. Л., 1972.
- Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). М., 2004.
- Журавлев А.Л. Социальная психология. М., 2002.
- Закон об авторском праве. Статья 1148. Исполнитель
- Зинченко В.П. О соотношении понятий индивидуального и коллективного субъектов деятельности. М., 2001.
- Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. М., 2002.
- Итоги мониторинга по сопровождению перевода соединений и воинских частей на контрактный способ комплектования в 2004—2007 гг. Методическое пособие. М.:ВУ, 2007.
- Кабаченко Т.С. Психология управления. Учебное пособие для ВУЗов. М., 2001.
- Кандбович С.Л. Влияние управленческого общения командира танкового подразделения на выполнение подчиненными сложных учебно-боевых задач. Дис. .канд. психол. наук. М., 1995.
- Караяни А.Г., Сыромятников ИВ. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006.
- Караяни А.Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне. М.: ГА ВС, 1996.
- Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. М.: ВУ, 1998.
- Караяни А.Г. Психология войны // Психология и война. М.: ВУ, 2003.
- Кириенко К.В. Личность в труде М., 1992.
- Китов А.И. Личность и перестройка: Заметки психолога. М.: Профиз-дат, 1990.
- Китов А.И. Психология руководства воинской частью. Дис. .докт. психол. наук. М., 1974.
- Китов А.И. Психология управления М., 1979.
- Климов Е.А., введение в психологию труда. М.1988.
- Конторов Д. С. Дружинин В.В. Введение в теорию конфликта. М., 1989.
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
- Корчемный П. А. Психологическая подготовка летного состава ВВС к ведению активных боевых действий в условиях современной войны: Дисс. докт. психол. наук. М., 1990.
- Кузьмина Е.С., Семенова В. Е. Методы социальной психологии. Л., 1977.
- Кучинский Г. М. Психология внутреннего долга, Минск 1988.
- Ланге И. Н. Элементы воли // Вопросы философии и психологии. Специальный отдел. Экспериментальная психология. 1890. Кн. 4.
- Ланге И. Н. Психический мир. Избранные психологические труды. М.-Воронеж, 1996.
- Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности М. Смысл, 1999.
- Лурия А. Р. О генезисе произвольных движений // Вопросы психологии. 1957, № 6.
- Марищук В.П. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов-летчиков и возможности ее совершенствования с применением средствфизической подготовки: Дисс. канд психол. наук. JL, 1964.
- Марищук В.П. и др. Психология физической подготовки и спорта. СПб., 2002.
- Макшаное С.И. Психология тренинга. СПб., 1997
- Макшаное С.И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. Каталог. СПб. 2001.
- Методы социальной психологии /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. JI., 1977.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Под редакцией A.A. Бодалева. М., 1998-
- Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. Под ред. A.B. Петровского. М., 1974.
- Нестерова JI.A. Руководители и подчиненные. Звенья одной цепи. М., 1994.
- Неверкович С.Д., Тюков A.A. Теоретические проблемы в исследовании процесса принятия решения в организационно-управленческой деятельности. Вопросы психологии, 1981. № 1 .
- Никитин Б.П. Ребенок способный не дар природы. М., 1985.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка, 22-е издание. М., 1990.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь. М., 1990.
- Поиомаренко В.А. Безопасность полетов боль авиации. М., 2007.
- Пономаренко В.А. Психология человека опасной профессии. М., 2007.
- Пономаренко И.В. Социально-психологические особенности самопрезентации военнослужащих-женщин. М., 2008.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Псизология труда и человеческого достоинства. Учебное пособие для студентов высших учебных заве-дений.-М., 2004. f
- Рабочая книга практического психолога /под ред. A.A. Бодалева, A.A. Дергача, Л. Г. Лаптева. М., 2001.
- Резников В.Е. Отношение к руководителю как фактор эффективности управленческого взаимодействия в молодежном производственном коллективе. М., 1992.
- Ржевский В. И. Исследование некоторых типологических особенностей нервной системы у городошников высокой квалификации // Психофизиологические вопросы изучения личности спортсмена. Л., 1976.
- Ривес М. С. Воспитание воли учащихся. М., 1960.
- Рождественская В. И., Левочкина И. А. Функциональное состояние при монотонной работе и сила нервной системы // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1972. Ч. VII.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946- СПб., 1999.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 2001.
- Русалов В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности. СПб., Питер, 2000.
- Неверкович С Д. Тюков A.A. Теоретические проблемы в исследовании
- Сафин В.Ф. Ответственность как ведущее нравственное свойство личности. Уфа., 2003.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986.
- Селъе Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.
- Селиванов В. И. Психология волевой активности. Рязань, 1974.
- Селиванов В. И. Актуальные вопросы психологии воли // Вопросыпсихологии личности. Рязань, 1975.
- Скворцов В.В. Результат деятельности подчиненных, как основание для их типологизации. М., 1988.
- Скрябин Н. Д. Проявление волевого качества смелости в различных видах спортивной деятельности // Психофизиологические вопросы изучения личности спортсмена. Л., 1976.
- Случевский И. Ф. Психиатрия. Л., 1957.
- Смирнов Б. Н. О форме использования приемов самомобилизации волевых усилий спортсменами разной квалификации // Проблемы психологии воли: Материалы IV научной конференции. Рязань, 1974.
- Сысоев В.В. Психологическая подготовка воздушных десантников к боевым действиям в тылу противника: Дисс. докт. психол. наук. М., 1989.
- Смирнова Н. П. Представления об идеальном руководителе как основание психологической типологии подчиненных. М., 2003.
- Столяренко Г. В. Физиология ВНД и учебно-воспитательный процесс в военных училищах. М., 1999.
- Стрелков Ю.А., Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.
- Сыромятников И.В. психология профессиональной субъектности управленческих кадров. М.: 2006.
- Темпераментова В. Г. Воспитание волевых качеств у школьников // Формирование волевых качеств у учащейся молодежи в процессе физического воспитания. М., 1982.
- Утлик Э.П. Основы психологической теории дисциплинарных систем: Монография.-М., 1996.
- Утлик Э.П. Учет психологических факторов в руководстве личным составом воинского подразделения: Дис.. канд. псих. наук. — М.: ВПА, 1975.
- ХП.ХомскаяЕ. Д. Нейропсихология. М., 1987.
- Хохлов С. И. Психологические вопросы взаимосвязи интереса и воли в деятельности учащихся-подростков: Дис. .канд. психол. наук. Рязань, 1970.
- ЧелпановГ. И. О свободе воли // Мир Божий. 1897. № 11−12.
- Черникова О. А. Волевые действия в спор, те // Материалы совещания по психологии. М., 1957.
- Черникова О. А. Роль эмоций в волевых действиях спортсмена // Проблемы психологии спорта. М., 1962.
- Филиппов A.B. Управление: Взаимодействие, или противодействие. М., 1989.-С.128.
- Фрейджер Р. Фейдимен Д. Теории личности и личностный рост. М., 2001.
- Шадрин А. Н. Оценка силы и длительности волевого усилия при преодолении мышечного утомления // Формирование волевых качеств у учащейся молодежи в процессе физического воспитания. М., 1982.
- Шайхтдинов Р. 3. Исследование волевых усилий в связи с особенностями преодолеваемых трудностей: Дис. .канд. психол. наук. Тбилиси, 1979.
- Шелепов Е.П. Управление и исполнительская деятельность в социалистическом обществе. М., 1988.
- Шингаев С. М. Психодиагностика и формирование волевых качеств профессионалов // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999.
- Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Полн. собр. соч. т. 1. Вып. 204. М., 1900.
- Шувалов Ю. Н. Влияние свойств темперамента на эффективность обучения плаванию студентов вуза: Дис. .канд. психол. наук. JL, 1988.
- Шулъга Т. И. Возрастные особенности волевых качеств школьников и их формирование в процессе физического воспитания: Дис. .канд. психол. наук. М., 1986.
- Шулъга Т. И. Психологические основы формирования воли. Пятигорск, 1993.
- Шулъга Т. И. Проблема волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 1.
- Шулъга Т. И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Дис. .д-ра психол. наук. М., 1994.
- Ядов В.А. Социальная идентификация личности М., 1994. мпдо
- Данная ситуация для исполнителя явилась:11. По степени новизны. а) обычной, встречалась раньше на практике- б) нестандартной, новой.12. По степени сложности: а) очень сложная, б) довольно сложная, в) простая.
- Что послужило причиной возникновения проблемы:
- Требовало ли развитие ситуации Вашего вмешательства?
- Каким образом развивались события без Вашего вмешательства:
- Каким образом Вы воздействовали на ситуацию?
- Каким Вам виделось оптимальное для Вас разрешение ситуации:
- Назовите основные критерии и показатели разрешенной ситуации:9. Что, по Вашему мнению, повысило бы эффективность исполнении в сложившейся ситуации? характеристики баллы
- Наличие возможности продвижения по службе 5 4 3 2 1
- Высокий уровень оплаты труда 5 4 ' 3 2 11. Социальный опыт 5 4 3 2 11. Профессионализм 5 4 3 2 1
- Хорошие отношения с сослуживцами 5 4 3 2 1
- Хорошие отношения с командирами 5 4 3 2 1
- Хорошие отношения с командирами 5 4 3 2 1
- Умение отстаивать свое мнение 5 4 3 2 1
- Самостоятельность 5 4 3 2 11. Инициативность 5 4 3 2 1
- Принципиальность 5 4 3 2 1
- Понимание задачи 5 4 3 2 11. Терпеливость 5 4 3 2 1
- Приемлемые условия труда 5 4 3 2 1
- Целеустремленность 5 4 • 3 2 1
- Самостоятельность 5 4 3 2 1
- Отсутствие дистресса в работе 5 4 3 2 11. Упорство 5 4 3 2 1
- Стабильность занятий 5 4 3 2 1
- Низкийуровень конфликтности 5 4 3 2 1
- Заинтересованность 5 4 3 2 11. Г.
- Как Вы считаете, Вы достигли цели: а) полностью, б) частично, в) не достиг.
- Удовлетворены ли Вы своими действиями: а) даб) нет (почему?)г) затрудняюсь ответить (почему?)
- Укажите на допущенные Вами ошибки:
- Как Вы считаете, в чем их причина:
- Что, по Вашему мнению входит в понятие «исполнительность»?
- Оцените по 10-ти бальной шкале и проранжируйте качества необходимые исполнителюпп Перечень качеств, присущих исполнителю Баллы, от 1 до 10 От самого важного на
- Уважаемые товарищи. Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы. Речь пойдет о ситуациях, в которых Вы являлись исполнителем различных задач. Поэтому прежде, чем Вы ответите на вопрос, постарайтесь представить себе эту ситуацию.
- Оцените степень сложности предложенных ситуаций
- Всегда и в установленный ли срок вы выполняете поставленные задачи?
- Название ситуации всегда иногда редкоповседневная деятельность учебная, или учебно-боевая деятельность несение службы в суточном наряде (карауле) нестандартные задачи
- Что обычно мешает Вам уяснить и выполнить поставленную задачу?
- Что в действиях (поведении) командира мешает вам уяснению поставленной задачи?- ничего не мешает, задачи ставятся четко и однозначно- невнятность речи- некомпетентность командира- нежелание вникать в ситуацию («чтобы к утру было») — что-тоеще
- В какой мере мнение коллектива влияет на Вашу эффективностьпри выполнении задач?
- Если не влияет, то почему?
- Ю.Как Вы оцениваете свою исполнительность в различных ситуациях?
- Название ситуации высокая средняя низкаяповседневная деятельность учебная, или учебно-боевая деятельность несение службы в суточном наряде (карауле) нестандартные задачи
- Лично Вам, сподручнее выполнять задачи одному, или в группе? (почему?)
- В каких ситуациях Вам чаще делают замечания?
- Название ситуации Часто Иногда Редкоповседневная деятельность учебная, или учебно-боевая деятельность несение службы в суточном наряде (карауле) нестандартные задачи
- Как Вы считаете, насколько зависит исполнительность от:1. Характеристики баллы
- Наличие возможности продвижения по службе 5 4 3 2 1
- Высокий уровень оплаты труда 5 4 3 2 11. Социальный опыт 5 4 3 2 11. Профессионализм 5 4 3 2 1
- Хорошие отношения с сослуживцами 5 4 3 2 1
- Хорошие отношения с командирами 5 4 3 2 1
- Хорошие отношения с командирами 5 4 3 2 1
- Умение отстаивать свое мнение 5 4 3 2 1
- Самостоятельность 5 4 3 2 11. Инициативность 5 4 3 2 1
- Принципиальность 5 4 3 2 1
- Понимание задачи 5 4 3 2 11. Терпеливость 5 4 3 2 1
- Приемлемые условия труда 5 4 3 2 1
- Целеустремленность 5 4 3 2 1
- Самостоятельность 5 4 3 2 1
- Отсутствие дистресса в работе 5 4 3 2 11. Упорство 5 4 3 2 1
- Стабильность занятий 5 4 3 2 1
- Низкийуровень конфликтности 5 4 3 2 1
- Заинтересованность 5 4 3 2 1
- Что такое, по Вашему мнению, исполнительность?1. Общая информация:1. Ф.И.О.
- Срок службыВы служите (нужное подчеркнуть) «контракт"призыв"1. Спасибо.1. Уважаемый товарищ!
- Просим Вас помочь нам в исследовании, ответив на следующие вопросы теста. Результаты будут строго конфиденциальны.
- Инструкция: «Предлагаем Вам ответить на каждый пункт опросника, используя (отмечая на бланке) одну из градаций 7- бальной шкалы «полностью -3−2-10 123 полностьюне согласен-согласен1. Опросник
- Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
- Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
- Болезнь — дело случая- если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
- Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
- Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
- Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.
- Внешние обстоятельства родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов,
- Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
- Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
- Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
- Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществитьих.
- То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий,
- Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
- Если люди не подходят друг к другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.
- То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
- Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
- Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
- Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
- Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
- В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
- Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств-
- Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, как и что делать.
- Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
- Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успехов в своем деле.
- В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
- Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье,
- Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
- На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
- То, что со мной случится, это дело моих собственных рук.
- Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
- Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий,
- Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
- В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизнен, чаще всего были виноваты другие люди, чем я сам.
- Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
- В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
- Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
- Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни било, зависит счастье моей семьи.
- Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
- Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
- К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
- В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
- Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
- Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
- Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.1. УСК. Бланк тестируемого1. ФИОВозрастКатегория
- Полностью не согласен -3 -2 0 1 2 3 Полностью согласен
- Тест УСК Инструкция испытуемому
- Ответьте пожалуйста на поставленные вопросы, используя (отмечая на бланке) одну из градаций 7-балльной шкалы:1. Полностью не согласен -3−3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен1. Опросник УСК
- Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Болезнь дело случая- если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.1. Полностью не согласен3.2−1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.-3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
- Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.1. Полностью не согласен -3−3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
- То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
- Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Если люди не подходят друг к другу, то, наладить семейную жизнь, они все равно не смогут. как бы они ни старались,
- Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
- То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
- Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, как и что делать.-3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
- Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.-3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
- Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успехов в своем деле.-3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
- В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Я часто чувствую, что ничего lie могу изменить в сложившихся отношениях в семье.-3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
- Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.-3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
- На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- То, что со мной случится, это дело моих собственных рук.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а неиначе.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего были виноваты другие люди, чем я сам.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Зб.Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.-3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
- Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.-3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
- Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.-3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
- К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.-3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
- В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
- Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи дру-гих людей.
- Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
- Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
- Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен1. Спасибо!16.факторный личностный опросник"1. Р. Кэттелл)
- Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. В бланке подчеркните подходящую для Вас цифру в зависимости от того, насколько каждое из этих предложений соответствует Вашему мнению о себе.
- Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше 12 3 4
- Я бы не мог жить один, вдали от людей 12 3 4
- Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника: а) бандитом- в) святым- с) тучей, а в с
- Когда я ложусь спать, я засыпаю быстро 12 3 4
- Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы обогнать все идущие впереди машины 12 3 4
- В компании я предпочитаю шутить и рассказывать всякие истории 12 3 4
- Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка 12 3 4
- Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть 12 3 4
- Я бы скорее занимался фехтованием и танцами, чем борьбой и баскетболом 12 3 4
- Меня забавляет, что поведение людей в действительности совсем не похоже на то, о котором они потом рассказывают 12 3 4
- Читая о каком-либо происшествии, я редко интересуюсь всеми подробностями 12 3 4
- Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно не смеюсь вместе со всеми и вообще обижаюсь 12 3 4
- Если мне кто-нибудь нагрубит, я не могу быстро забыть об этом 12 3 4
- Мне больше нравятся, новые способы в выполнения какой-либо работы, чем испытанные ее приемы 12 3 4
- Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи 12 3 4
- Я думаю, что я человек менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство других людей 12 3 4
- Меня раздражают люди, которые не могут быстрое принимать решения 12 3 4
- Никогда, пусть и кратковременно, у меня не возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям 12 3 4
- Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли моим хорошим друзьям, чем своему дневнику 12 3 4
- Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный» — это: а) небрежный- в) тщательный- с) приблизительный. а в с
- У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо 12 3 4
- Меня больше раздражают не те люди, которые своими грубыми шутками вгоняют людей в краску, а те, которые создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу 12 3 4
- Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их 12 3 4
- Я думаю, что любую работу следует выполнять тщательно, если Вы за нее взялись 12 3 4
- Мне не приходится преодолевать смущения 12 3 4
- Мои друзья чаще всего советуются со мной, а не пытаются давать мне советы 12 3 4
- Если приятель обманывает меня в мелочах, я разоблачаю его, а не пытаюсь делать вид, что не заметил этого 12 3 4
- Мне больше нравятся друзья с глубоко продуманными взглядами на жизнь, а не те люди, интересы которых имеют деловой и практический характер 12 3 4
- Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю- 12 3 4
- Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки 12 3 4
- Если бы я одинаково хорошо умел и то, и другое, то я бы предпочел скорее играть в шахматы, чем играть в городки 12 3 4
- Мне не нравятся общительные, компанейские люди 12 3 4
- Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми 12 3 4
- Я не могу забыть о своих заботах и обязанностях, даже тогда, когда это было бы желательно 12 3 4
- Я способен легко признавать свои ошибки 12 3 4
- На предприятии мне было бы интереснее беседовать с людьми, занимаясь общественной работой, чем работать с машинами и механизмами, участвуя в основном производстве 12 3 4
- Какое слово не связано с двумя другими: а) кошка- в) близко- с) солнце? а в с
- То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание, меня не беспокоит и не раздражает 12 3 4
- Если бы у меня было много денег, то я постарался бы не вызывать к себе зависти и не стал бы открыто не стеснять себя ни в чем 12 3 4
- Худшее наказание для меня—быть запертым в одиночестве, 12 3 4даже если взамен меня ожидает тяжелая работа
- Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали 12 3 4
- Мне говорили, что в детстве я был живым и подвижным ребенком и не любил оставаться один 12 3 4
- Мне не нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами 12 3 4
- Я не думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них 12 3 4
- Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми 12 3 4
- Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей 12 3 4
- Иногда я чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать 12 3 4
- В музыке я наслаждаюсь скрипичным соло, а не маршами в исполнении военных оркестров 12 3 4
- Я бы скорее предпочел провести два летних месяца в деревне с одним или двумя друзьями, чем возглавляя группу в туристском лагере 12 3 4
- Усилия, затраченные на составление планов никогда не являются лишними 12 3 4
- Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня 12 3 4
- Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими 12 3 4
- Я предпочел бы скорее работать в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них, чем быть архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект 12 3 4
- Дом так относится к комнате, как дерево к: а) лесу- в) растению- с) листу, а в с
- То, что я делаю, у меня редко не получается 12 3 4
- В большинстве дел я предпочитаю рискнуть, чем действовать наверняка, но медленно 12 3 4
- Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю 12 3 4
- Мне больше нравится человек со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам, чем человек большого ума, ненадежный и непостоянный 12 3 4
- Я принимаю решения быстрее, чем многие люди, а не медленнее, чем большинство людей 12 3 4
- На меня большее впечатление производят мастерство и изящество, а не сила и мощь 12 3 4
- Я считаю, что я человек, не очень склонный к сотрудничеству 12 3 4
- Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными 12 3 4
- Я предпочитаю решать вопросы, касающиеся лично меня, сам, а не советоваться с моими друзьями 12 3 4
- Если человек не отвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость 12 3 4
- В школьные годы я больше всего получил знаний, читая книги, а не на уроках 12 3 4
- Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности 12 3 4
- Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь еще раз попытаться решить этот вопрос, а не заниматься другими вопросами 12 3 4
- Иногда у меня возникают такие сильные эмоции, как тревога, гнев, приступы смеха и т. д. без определенных причин для этого 12 3 4
- Я никогда не соображаю хуже, чем обычно 12 3 4
- Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня 12 3 4
- Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд: 1, 2, 3, 6, 5—будет: а) 10- в) 5- с) 7. а в с
- У меня не бывало непродолжительных приступов тошноты и головокружения без определенной причины 12 3 4
- Я предпочитаю скорее не отказываться от своего заказа, пусть и доставляя официанту или официантке беспокойство 12 3 4
- Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди 12 3 4
- На вечеринке мне больше нравится принимать участие в интересной беседе, чем смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому 12 3 4
- Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать 12 3 4
- Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы хотел больше встретиться с Пушкиным, чем с Колумбом 12 3 4
- Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела 12 3 4
- Работая в магазине, я предпочел бы оформлять витрины, чем быть кассиром 12 3 4
- Если люди плохо обо мне думают, я все же стараюсь переубедить их, а не продолжаю поступать так, как считаю нужным 12 3 4
- Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает 12 3 4меня, я обычно беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил, а не думаю так, что у него просто плохое настроение
- Все несчастья происходят из-за людей, которые отвергают новые, многообещающие предложения, а не из-за тех, которые стараются во все внести изменения, несмотря на уже имеющиеся возможности работы 12 3 4
- Я не получаю большого удовольствия, рассказывая местные новости 12 3 4
- Аккуратные, требовательные люди легко уживаются со мной 12 3 4
- Я также не менее раздражителен, как большинство других людей 12 3 4
- Я не могу так легко не считаться с другими людьми, как они со мной 12 3 4
- Такого, что бы все утро я не хотел ни с кем разговаривать, чаще всего не бывает 12 3 4
- Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы: а) отстают- в) идут правильно- с) спешат. а в с
- Мне редко бывает скучно 12 3 4
- Люди говорят, что мне нравится все делать своим оригинальным способом 12 3 4
- Я считаю, что не нужно избегать излишних волнений, пусть они и утомительны 12 3 4
- Дома, в свободное время, я не столько болтаю и отдыхаю, сколько занимаюсь интересующими меня делами 12 3 4
- Я бы не сказал, что я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми 12 3 4
- Я не считаю, что-то, что люди говорят стихами можно также точно выразить прозой 12 3 4
- Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться в большинстве случаев отнюдь не друзьями за моей спиной 12 3 4
- Я вовсе так не думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов 12 3 4
- Я думаю, что было бы интереснее быть страховым агентом, чем быть натуралистом и работать с растениями 12 3 4
- Я подвержен безотчетной неприязни и отвращению по отношению к некоторым вещам, а также к определенным животным, местам и т. д. 12 3 4