Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих службу по призыву

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Построена модель психологических особенностей исполнительской деятельности военнослужащих по призыву представляющая собой систему взаимодействия командира и военнослужащего в интересах решения поставленной задачи, основными системообразующими компонентами которой выступают внешние и внутренние условия в которых осуществляется взаимодействие, ситуационные и личностные особенности детерминирующие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы исследования психологических особенностей исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу по призыву
    • 1. 1. Исполнительская деятельность как психологическая проблема
    • 1. 2. Особенности проявления исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу по призыву
    • 1. 3. Теоретическая модель проявления психологических особенностей исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу по призыву
  • Глава II. Экспериментально-психологическое исследование психологических особенностей исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу по призыву
    • 2. 1. Методический замысел исследования
    • 2. 2. Исследование характеристик, обуславливающих особенности исполнительской деятельности военнослужащих
    • 2. 3. Влияние типов и качеств военнослужащих проходящих службу по призыву на исполнительскую деятельность в различных ситуациях
  • Глава III. Оптимизация исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу по призыву
    • 3. 1. Обоснование Программы воздействия в целях оптимизации исполнительской деятельности
    • 3. 2. Условия оптимизации исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу по призыву

Психологические особенности исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих службу по призыву (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Приведение Вооруженных сил Российской Федерации к новому облику, переход на новый способ комплектования, сокращение сроков службы по призыву, изменение штатной структуры, перевооружение частей и подразделений, требует от военнослужащих всех категорий максимально ответственного исполнения своих служебных обязанностей.

Новейшее вооружение и сверхсовременная техника предъявляют к осваивающим ее военнослужащим жесткие требования, как в уровне образования, так и в личностном плане. Но трансформации, произошедшие в обществе за последние 20 лет, не могли не отразиться, на армии. Вместе с изменением структуры и численности Вооруженных сил, меняются и качественные характеристики личного состава: система ценностей, идеалы, мировоззрение, формы поведения и общения. Несмотря на то, что молодые люди в возрасте 18 — 22 лет (потенциальные призывники) отличаются активностью, высокой работоспособностью, амбициозностью, стремлением получить специальность, проявлением интереса к инновациям, наличием потенциала для дальнейшего профессионального обучения, отсутствием выраженных стереотипов мыслительной деятельности, их исполнительская деятельность в условиях военной службы оставляет желать лучшего. Опрос экспертов, в роли которых выступали офицеры, непосредственно работающие с личным составом, показал, что лишь 11% командиров считают исполнительскую деятельность своих подчиненных хорошей и отличной, 18% удовлетворительной, а 77% опрошенных считают ее крайне неэффективной. При сокращении срока службы по призыву до одного года ситуация еще более обостряется, что требует от командиров оперативности и гибкости в управлении подразделением, умения правильно оценивать индивидуальные особенности своих подчиненных и адекватно выстраивать работу с ними.

Исполнительская деятельность выступает для военнослужащего проходящего службу по призыву той сферой, где наиболее полно раскрывается его личность, реализуются способности и склонности. Однако анализ итогов исполнительской деятельности показывает значительные различия между военнослужащими в эффективности решения стоящих перед ними исполнительских задач, в величине усилий и ресурсов затрачиваемых ими для достижения результата.

Знание особенностей военнослужащих, а также специфики исполнительской деятельности, позволяет командиру прогнозировать и эффективно управлять поведением подчиненных в конкретных ситуациях.

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция роста научного интереса к проблеме исполнительской деятельности. Исследования, посвященные исполнительской деятельности, направлены на раскрытие основных методологических принципов изучения, создание типологий и классификаций, выявление личностных качеств, определяющих ее эффективность. На сегодняшний день накоплено достаточно знаний для системного изучения исполнительской деятельности как самостоятельной психологической категории.

Различные аспекты исполнительской деятельности, за рубежом освещали такие исследователи, как А. Бэббидж, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Г. Селье, А. Смит и другие, в России — О. С. Анисимов, O.A. Афанасьев, JI. В. Баланчи-вадзе, И. П. Волков, Т. В. Герасимова, А. Д. Глоточкин, A.JI. Емельянов, А. И. Ермохин, A.JI. Журавлев, К. В. Кириенко, А. И. Китов, Е. С. Кузьмин, В. Е. Резников, А. Л. Свенцицкий, В. В. Скворцов, Н. П. Смирнова, В. А. Хащенко, Е. П. Шелепов. Применительно к условиям воинской службы некоторые аспекты исполнительской деятельности освещаются в трудах О. Я. Безушко, М. И. Дьяченко, А. Г. Караяни, П. А. Корчемного, В. А. Пономаренко, И.В. Сы-ромятникова, В. В. Сысоева, Н. Ф. Феденко.

Проблема исполнительской деятельности военнослужащих по призыву в прямой постановке исследователями не рассматривалась, хотя эта деятельность специфична и имеет свои особенности. Высокая актуальность, теоретическая и практическая значимость поставленной проблемы, с одной стороны, и недостаточная её разработанность, с другой, определили выбор объекта и предмета исследования.

Объект исследования: исполнительская деятельность военнослужащих.

Предмет исследования: психологические особенности исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Цель исследования: на основе теоретического анализа литературных источников и экспериментального исследования выявить психологические особенности исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и разработать систему путей и способов ее оптимизации.

Задачи исследования.

1. На основе теоретического анализа проблемы исполнительской деятельности систематизировать подходы к ее пониманию, уточнить сущность, содержание, характеристики, критерии оценки и факторы, влияющие на исполнительскую деятельность военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

2. Выявить факторы, индивидуально-типологические и ситуационные особенности исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

3. Разработать и научно обосновать пути и способы оптимизации исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Гипотезы исследования:

1. Исполнительская деятельность военнослуэ! сащих — это совокупность действий и операций в процессе взаимодействия начальника и подчиненного, направленных на выполнение поставленных задач, приказов и распоряжений, опосредованных индивидуально-психологическими характеристиками подчиненных, их отношением к поставленным задачам, принятием общей цели как мотива к действию.

2. Психологические особенности исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих службу по призыву, проявляются в обусловленности её эффективности и результативности, индивидуально-типологическими характеристиками военнослужащих и параметрами ситуаций воинской деятельности.

3. Оптимизация исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих службу по призыву, возможна путем целенаправленного изменения в процессе психологического сопровождения, включающего комплекс мероприятий психологической диагностики, специализированные социально-психологические тренинги, индивидуальные консультирования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили методологические принципы психологической науки: единства сознания и деятельности, личностно-деятельностный подход C.JI. Рубинштейна, положения теории деятельности А. Н. Леонтьева, положения Е. А. Климова о системе взаимоотношения объектов, предметов, процессов человека на трудовом постуидеи Н. С. Пряжникова, Е. Ю. Пряжниковой о развитии человека в труде, Ю. А. Стрелкова, В. А. Бодрова, об образе мира профессионала, а также «инте-ракционный» подход в отечественной психологии (O.A. Афанасьева, А. Д. Глоточкина, A. JI Журавлева, К. В. Кириенко, В. В. Скворцова, Е.П. Шелепова), рассматривающий исполнительскую деятельность как процесс реализации исполнителем управленческих решений, результат которого в значительной степени зависит от индивидуальных характеристик исполнителя. Применительно к условиям воинской службы теоретико-методологической базой исследования являлись положения М. И. Дьяченко, П. А. Корчемного, В. В. Сысоева, Н. Ф. Феденко о структуре боевой деятельности, идеи В. А. Пономаренко о технологичной исполнительности, однозначном подчинении, вере в обоснованность приказа, А. Г. Караяни о ресурсном подходе к анализу исполнительской деятельности, И. В. Сыромятникова о проявлении субъектности в воинской деятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

1. Обосновано содержание понятия «исполнительская деятельность военнослужащего», как совокупности действий и операций, направленных на выполнение поставленных командирами задач, приказов и распоряжений, опосредованных индивидуально-психологическими характеристиками подчиненных, их отношением к поставленным задачам, принятием общей цели как мотива к действию.

2. Выявлены факторы, детерминирующие исполнительскую деятельность военнослужащих, проходящих службу по призыву: «эмоционально-волевая устойчивость», «мотивация на достижение», «дистанция власти», «избегание неопределенности».

3. Выделены типы исполнителей — военнослужащих: формально-исполнительныйнормативно-исполнительный', манипулятиеный, значительно различающиеся по результативности и уровню нервно-психических затрат в исполнительской деятельности.

4. Установлено, что исполнительская деятельность военнослужащих, проходящих службу по призыву, имеет психологические особенности: вне-категориальные — обусловленные противоречивостью требований к исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу на должностях солдат и сержантов, заданных организационными и социально-психологическими характеристиками военной службы, типом и характером стоящих перед ними задачмежкатегориальные — отличия в параметрах исполнительской деятельности военнослужащих по призыву обусловленные социально-психологическими характеристиками воинского коллектива, методами и стилем руководства, типом подразделения, конкретными условиями и обстоятельствами выполнения приказов и распоряжений командиров (ситуации воинской службы) — внутрикатегориальные, различия в параметрах исполнительской деятельности внутри данной категории военнослужащих, обусловленные их социально-демографическими и индивидуальными психологическими характеристиками.

5. Определено, что применение комплекса мероприятий, включающего психологическую диагностику, специализированные социально-психологические тренинги и индивидуальное консультирование, направленного на повышение эмоционально-волевой устойчивости и мотивации на достижение, приводит к оптимизации исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Положения, выносимые на защиту.

1. Исполнительская деятельность военнослужащего — совокупность действий и операций в процессе взаимодействия начальника и подчиненного, направленных на выполнение поставленных командирами задач, приказов и распоряжений, опосредованных индивидуально-психологическими характеристиками подчиненных, их отношением к поставленным задачам, принятием общей цели как мотива к действию. Теоретическая модель психологических особенностей исполнительской деятельности военнослужащих по призыву включает внешние и внутренние условия, ситуационные и личностные факторы, детерминирующие типы исполнителей, формы исполнения, критерии и показатели оценки конечного результата.

2. Установлено, что наиболее важными для исполнителя являются такие качества как дисциплинированность, ответственность, терпеливость, надежность, целеустремленность, инициативностьупорство, самообладание, самостоятельность, настойчивость, выдержка, выносливость, решительность, принципиальность, стойкость, мужество и смелость.

Исполнительская деятельность военнослужащих обуславливается следующими факторами:

— «эмоционально-волевая устойчивость» (отражающая личностный психологический ресурс, выраженный в характеристиках самостоятельности, целеустремленности, упорства, ответственности, смелости, стойкости, самообладания, решителыюсти, надежности, мужества, выносливости, организованности, заинтересованности, компетентности);

— «мотивация на достижение» (отражает ориентацию военнослужащего на достижение поставленной цели, карьерный рост и профессиональные успехи, наличие возможности продвижения по службе, высокий уровень оплаты труда, социальный опыт, профессионализм, хорошие отношения с сослуживцами и с командирами, приемлемые условия труда);

— «дистанция власти» (отражающую психологическую позицию военнослужащего в воинском коллективе, его желание и возможность влиять на ход событий, принимать важные для коллектива решения, брать на себя ответственность за происходящее, умение отстаивать свое мнение, самостоятельность, инициативность, принципиальность);

— «избегание неопределенности» (интегрирует готовность к немотивированному риску, к разного рода переменам — переход на другую должность, перевод на новое место службы, готовность выполнять поставленные задачи в условиях дискомфорта, терпеливость, понимание задачи, дисциплинированность, приписывание ответственности за неудачу обстоятельствам, низкий уровень конструктивной конфликтности, оценка субъективной трудности задачи, отсутствие стресса в работе).

3. Выявлены основные типы исполнителей: формально-исполнительный тип — военнослужащие, которые равнодушны к перспективам карьерного и профессионального роста, военная служба для них малоинтересна, а сфера реальных интересов находится за ее пределамиманипуля-тивный тип — для исполнителей данного типа характерна направленность на достижение, прежде всего, личных целей в деятельности, при совпадении личных и организационных целей они могут проявлять умение отстаивать свое мнение, самостоятельность, инициативность, принципиальностьнормативно-исполнительный тип — исполнители данного типа имеют высокие показатели по таким параметрам, как самостоятельность, целеустремленность, упорство, ответственность, смелость, стойкость, самообладание, решительность, надежность, мужество, выносливость, организованность, заинтересованность, компетентность, наличие возможности продвижения по службе, приемлемые условия труда, социальный опыт, профессионализм.

4. Определены психологические особенности исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих службу по призыву:

1) внекатегориалъные — обусловленные противоречивостью требований к исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу на должностях солдат и сержантов, заданных организационными и социально-психологическими характеристиками военной службы, типом и характером стоящих перед ними задач: доведение действий и операций исполнительской деятельности до стереотипа, базирующегося на однозначном подчинении, неукоснительной вере в обоснованность отдаваемых приказов и распоряженийследование жестко заданным командирами параметрам, нормативность и алгоритмизированность деятельности, которые, с одной стороны выступают психологическими механизмами тренажной, учебно-боевой подготовки, способствующих формированию стереотипности действий, с другой — замедляют, а порой и тормозят проявление инициативности и творчества исполнителей;

2) межкатегориалъные — отличия в параметрах исполнительской деятельности военнослужащих по призыву, обусловленные социально-психологическими характеристиками воинского коллектива, методами и стилем руководства, типом подразделения, конкретными условиями и ситуативными обстоятельствами выполнения приказов и распоряжений командиров (ситуации воинской службы):

— преобладание среди военнослужащих проходящих службу на должностях солдат и сержантов формально-исполнительного и манипулятивного типов, которые достигают приемлемых результатов в исполнительской деятельности, только за счет значительного увеличения используемого психологического ресурса;

— для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, характерно преобладание формально-исполнительного, а для военнослужащих контрактников — манипулятивного типа исполнительской деятельности;

— приемлемая результативность исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу по призыву обеспечивается четко поставленной задачей, жестким алгоритмом достижения цели, непрерывным контролем со стороны командиров;

— исполнительская деятельность военнослужащих, проходящих службу по призыву более результативна, в условиях несения службы в наряде и повседневной жизнедеятельности, а снижается при обслуживании боевой техники и в условиях учебно-боевой деятельности приближенных к боевым;

— ориентация военнослужащих проходящих службу по призыву на коллективные виды деятельности — в составе команд и расчётов;

— средние группы (взвод, рота) военнослужащих, проходящих службу по призыву, в процессе исполнительской деятельности более чувствительны к внешней отрицательной мотивации со стороны непосредственных командиров (вызывающая отрицательную реакцию и как бы принуждающая к труду), а малые (экипаж, расчет) — к внешней положительной мотивации (вызывающая положительную реакцию и побуждающая к труду).

3) внутрикатегориалъные, различия в параметрах исполнительской деятельности внутри данной категории военнослужащих, обусловленные их социально-демографическими и индивидуальными психологическими характеристиками:

— наиболее эффективным типом в исполнительской деятельности военнослужащих по призыву, с точки зрения соотношения результативности исполнительской деятельности и уровня нервно-психических затрат, является нормативно-исполнительский тип;

— наиболее важными факторами, определяющими эффективность исполнительской деятельности военнослужащих по призыву — «эмоционально-волевая устойчивость» и «мотивация на достижение».

5. Оптимизация процесса исполнительской деятельности осуществляется посредством целенаправленного изменения, путем применения комплекса мероприятий психологической диагностики, специализированных социально-психологических тренингов, индивидуального консультирования, направленных на повышение эмоционально-волевой устойчивости и мотивации на достижение.

Практическая значимость исследования.

1. Программа оптимизации исполнительской деятельности военнослужащих по призыву, может быть использована психологами в работе по социально-психологическому обеспечению воинской деятельности. Обоснованные в диссертации пути и методы изучения и сопровождения позволяют оптимизировать исполнительскую деятельность военнослужащих, проходящих воинскую службу по призыву.

2. Выявленные психологические особенности исполнительской деятельности военнослужащих могут быть реализованы при уточнении системы подготовки командиров к управленческой деятельности в вузах и профессиональной подготовки в воинских частях и подразделениях.

3. Описанные формы и особенности исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу по призыву, могут быть включены в содержание учебных дисциплин «Психология труда» и «Психология военного управления», в ВУЗах готовящих социальных и военных психологов.

Методика и эмпирическая база исследования:

При проведении диссертационного исследования был использован комплекс психодиагностических методик и исследовательских методов, объединенных замыслом констатирующего и формирующего экспериментов. В исследовании, которое проводилось в частях Московского военного округа, приняло участие 559 военнослужащих, из них 70 офицеров, выступающих в роли экспертов, 339 военнослужащих, проходящих службу по призыву и 150 военнослужащих проходящих службу по контракту, на должностях солдат и сержантов. Основными методами являлись эксперимент, тестирование, наблюдение, изучение документов, беседа, экспертный опрос, анализ результатов деятельности. В процессе обработки результатов исследования применялись корреляционный и факторный анализ.

В процессе исследования психологических характеристик военнослужащих по призыву, были использованы 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттелла, методика «Уровень субъективного контроля» (УСК), модульный социальный тест А. Я. Анцупова (МСТ), а для выявления целей, мотивов, средств и способов исполнения использован «метод последовательной динамической оценки» (МПДО), а также разработанные нами анкеты.

Надежность и достоверность полученных результатов и выводов обеспечивалась: опорой на общенаучные принципы и методы исследования, применением адаптированных и стандартизированных психодиагностических методик, приоритетным использованием экспериментов, обеспечением валидности полученных результатов, репрезентативностью исследуемой выборки, применением методов математической статистики.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе непосредственного участия автора в учебно-воспитательном процессе Военного университета МО РФ и проведения формирующего эксперимента. Полученные результаты неоднократно докладывались и рассматривались на заседании кафедры психологии Военного университета, теоретические положения и описанные в работе технологические средства апробированы в войсковых частях МВО. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в материалах международной научно-практической конференции «Левитовские чтения» (2008), на ежегодной научно-практической конференции Военного университета (2008), а также в ходе практического семинара проводимого Управлением кадров ФСО РФ с психологами подразделений (2009).

На основе материалов диссертационного исследования был опубликован ряд статей. Общий объем публикаций составляет 3,7 п.л.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Глава I. Теоретико-методологические основы исследования психологических особенностей исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу по призыву. Глава II. Экспериментально-психологическое исследование психологических особенностей исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу по призыву. Глава III. Оптимизация исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу по призыву. Общий объем работы 167 страниц. Диссертация содержит 6 таблиц, 15 рисунков, 10 приложений.

Список литературы

включает 133 источника.

Заключение

.

Таким образом, проведенный теоретический анализ показал, что в качестве методологической основы исследования исполнительской деятельности военнослужащих наиболее оптимальным является личностно-деятельностный подход, нашедший свое отражение в работах А. Л. Журавлева, Е. П. Шелепова и др., в частности их положения о типах исполнительской деятельности.

Исполнительская деятельность рассмотрена в широком и узком смыслах. Выделены нормативный, результативный, интеракционный и объектный подходы к пониманию сущности исполнительской деятельности.

Исполнительская деятельность представлена, как составляющая управленческого взаимодействия (социально-психологический аспект), как самостоятельный вид деятельности (общепсихологический аспект), как совокупность управленческого взаимодействия и как самостоятельный вид деятельности, тесно связанный с такими качествами как ответственность, дисциплинированность.

При построении теоретической модели психологических особенностей исполнительской деятельности военнослужащих по призыву, выяснили, что изначально, целью исполнительской деятельности является задача, поставленная командиром. На динамику протекания исполнительской деятельности, влияют как внешние, так и внутренние условия. Совокупность внешних условий образует ситуационные особенности, к внутренним условиям относятся личностные и индивидуальные особенности военнослужащего, в совокупности образующие типы исполнителей.

Построена модель психологических особенностей исполнительской деятельности военнослужащих по призыву представляющая собой систему взаимодействия командира и военнослужащего в интересах решения поставленной задачи, основными системообразующими компонентами которой выступают внешние и внутренние условия в которых осуществляется взаимодействие, ситуационные и личностные особенности детерминирующие типы исполнения, формы и уровни исполнения, критерии и показатели по которым оценивается результат исполнения поставленной задачи. Исходя из этого, сделали вывод, что исполнительская деятельность военнослужащих, это совокупность действий и операций в процессе взаимодействия начальника и подчиненного, направленных на выполнение поставленных задач, приказов и распоряжений, опосредованных индивидуально-психологическими характеристиками подчиненных, их отношением к поставленным задачам, принятием общей цели, как мотива к действию.

Также выявлены основные типы исполнителей-военнослужащих, такие как нормотивно-исполнителъный, формально-исполнительный и манипуля-тивньгй, каждый из которых, в зависимости от реальной ситуации, имеет свои особенности, требующие учета командирами при постановке задач.

Также были выделены четыре группы ситуаций, наиболее характерных для военнослужащих проходящих военную службу по призыву: ситуации связанные с повседневной деятельностью (Повседневная) — ситуации связанные с несением службы в наряде (Наряд) — ситуации связанные с обслуживанием техники (Техника), ситуации, связанные с боевой и учебно-боевой деятельностью (Учебно-боевая-нестандартная).

Выявили, что уровень эффективности исполнительской деятельности различных типов военнослужащих, в различных ситуациях воинской деятельности различен.

Выявлен ряд психологических особенностей исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих службу по призыву, оказывающих существенное влияние на ее эффективность: внекатегориальные, межкатегориальные и внутрикатегориальные особенности.

Выявлены наиболее важные факторы, влияющие на исполнительскую деятельность, такие как: эмоционально-волевая устойчивость, избегание неопределенности, дистанция власти и мотивация на достижение. В результате исследования были получены данные, которые подтверждают выдвинутую гипотезу. Статистические показатели свидетельствуют, что в экспериментальной группе произошли значимые изменения, тогда как в контрольной группе значимых изменений в показателях не наблюдается.

Проведённые тренинговые занятия оказали значительное влияние на индивидуально-психологических характеристики военнослужащих и в результате удалось изменить параметры исполнительской деятельности военнослужащих в подразделении.

Достигнута конечная цель совершенствования параметров исполнительской деятельности — повышение эффективности деятельности, адаптация к быстро меняющейся среде, приобретение мобильности, гибкости, живучести в суровых армейских условиях. Апробированная в ходе исследования технология формирования условий изменения параметров исполнительской деятельности, позволяет преодолеть препятствия на пути изменений и делает оптимизацию параметров исполнительской деятельности более систематизированным.

Для формирования оптимальных параметров исполнительской деятельности в соответствии со стратегией ее развития, следует учитывать имеющие место объективные и субъективные особенности.

При дифференцированном подходе к формированию оптимальной исполнительской деятельности с учетом индивидуально-типологических и индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, эффективно использование серии социально-психологических тренингов, в процессе которых возможно значимо изменять следующие характеристики исполнительской деятельности: эмоционально-волевая устойчивость, избегание неопределенности, дистанция власти и мотивация на достижение.

Таким образом, на основе теоретического анализа литературных источников по проблеме исполнительской деятельности систематизированы подходы к пониманию исполнительской деятельности, уточнены ее сущность, содержание и характеристики, критерии оценки и факторы, влияющие на исполнительскую деятельность военнослужащих, проходящих службу по призыву. Выявлены типы исполнителей-военнослужащих, классифицированы различные ситуации воинской службы, разработаны и научно обоснованы пути и способы оптимизации исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

В ходе исследования была подтверждена гипотеза, о том, что исполнительская деятельность военнослужащих — это совокупность действий и операций в процессе взаимодействия начальника и подчиненного, направленных на выполнение поставленных задач, приказов и распоряжений, опосредованных индивидуально-психологическими характеристиками подчиненных, их отношением к поставленным задачам, принятием общей цели как мотива к действию.

Психологические особенности исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих службу по призыву, проявляются в обусловленности её эффективности и результативности, индивидуально-типологическими характеристиками военнослужащих и параметрами ситуаций воинской деятельности.

Оптимизация исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих службу по призыву, возможна путем целенаправленного изменения в процессе психологического сопровождения, включающего комплекс мероприятий психологической диагностики, специализированные социально-психологические тренинги, индивидуальные консультирования.

Проведенное диссертационное исследование позволило сформулировать ряд практических рекомендаций, реализация которых будет способствовать оптимизации исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу по призыву.

1. Военным психологам целесообразно использовать разработанную и апробированную в ходе диссертационного исследования комплексную программу оптимизации исполнительской деятельности военнослужащих: в процессе психологического сопровождения военной службы предусмотреть время для проведения консультаций и социально-психологических тренингов, направленных на оптимизацию исполнительской деятельности в воинском коллективе.

2. Полученные в исследовании данные о психологических особенностях исполнительской деятельности военнослужащих по призыву, разработанные в диссертации критерии, показатели и методические средства важно использовать в практической деятельности военных психологов и специалистов по профессионально-психологическому отбору с целью оптимизации исполнительской деятельности военнослужащих проходящих службу по призыву.

3. Руководителям ВУЗов, готовящих социальных и военных психологов, а также военных руководителей, в целях повышения эффективности психологической работы с военнослужащими проходящими службу по призыву, целесообразно рассмотреть вопрос о включении материалов исследования в содержание учебных дисциплин «Психология труда» и «Психология военного управления», готовящих социальных и военных психологов.

В качестве дальнейших перспективных исследований исполнительской деятельности в ВС РФ можно определить следующие направления: особенности исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих службу по контрактупсихологические особенности исполнительской деятельности молодых офицеровпсихологические особенности исполнительской деятельности военнослужащих в ходе реформирования ВС РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1999.
  2. .А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности. Дис. .канд. психол. наук. М., 1994
  3. Н. И., Шулъга Т. И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «нерешаемая задача» // Вопросы психологии. 1987. № 6.
  4. .Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания // Избр. психол. труды. Т. 2. М., 1980.
  5. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000
  6. О.С. Методологический словарь М., 1992
  7. Е. А. Содержательные аспекты саморегуляции произвольной активности // Ежегодник РПО. 2005. Т.1.
  8. Т. А. О понимании выдержки подростками // Материалы I Межвузовской научной конференции по проблемам психологии воли. Рязань, 1964.
  9. B.C. Личностные факторы эффективности управленческой деятельности военного руководителя. Харьков, 2000.
  10. О.Я. Социально-психологические особенности эффективного руководства командиров учебных подразделений. М., 2000
  11. В.Н. Связь осознанной саморегуляции произвольной активности и уровня развития коллектива // Ежегодник РПО. 2005. Т.1.
  12. Е.Ы., Орынбаева Ж. Р. Модели специалиста в профильной дифференциации обучения информатике в средне-профессиональном учебном заведении. // Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования. / М.: МГПУ, 2004, № 1 (2)
  13. JI. И., Славина Л. С, Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии. 1976.
  14. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  15. БодалевА.А. Психология общения. Избранные психологические труды. -Москва-Воронеж: 2002
  16. A.A., Дергач A.A., Лаптев Л. Г. Рабочая книга практического психолога. М., 2001.
  17. П.Бодров В. А., Современное состояние психологических исследований профессиональной деятельности. М., 1998.
  18. М. Воля и волевые качества // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989.
  19. Н. II., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. М., 1981.
  20. М.И. Управление морально-психологическими состояниями личного состава воинского подразделения. Дисс. канд. психол. наук. М., 1994.
  21. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2003.
  22. В.Ф. Психологические условия повышения эффективности процесса формирования эмоционально-волевой устойчивости средствами физической подготовки: Дисс.. канд психол. наук. М., 1990.
  23. Возрастные особенности воли школьников / Под ред. В. И. Селиванова. Рязань, 1971.
  24. Вопросы психологии воли и формирование волевых качеств учащихся. М, 1965.
  25. А. Б. Зависимость волевых усилий личности от характера внешней стимуляции: Автореф. дис. .канд. Рязань, 1975.
  26. В. Очерки психологии. М., 1912.
  27. Л. С. Собр. соч. Т. 3, 5. М., 1983.
  28. Гальперин 77. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
  29. ГеффдингГ. Понятие воли. М., 1908.
  30. Ф. Исследование мобилизационной готовности спортсмена перед выполнением спортивного действия: М., 1967.
  31. АД. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота) на основе требований воинских уставов. М., 1964
  32. А.И. Стиль общения военного руководителя: его развитие и формирование у курсантов (социально-психологическое исследование на материалах военных училищ МВД СССР). Дис. .канд. психол. наук. М., 1991
  33. В.В. Важнейшие критерии результативности управления. М.: МНИИПУ, 1998.
  34. О.В. Профессионально-психологические качества руководителя в ожиданиях (экспектациях) трудового. коллектива. Тверь: Лилия, 1998.35 .Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.- М., 1998.
  35. В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными. Дис. .канд. психол. наук. М., 1990
  36. Ф. Общение и деятельность. М., 1987.
  37. С.Б. Предупреждение агрессивного поведения военнослужащих по призыву в повседневной деятельности. Дис. .канд. психол. наук. М., 1998.
  38. В.Ф. Формирование психологической готовности воина оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка: Дис. канд. психол. наук. М., 1998.
  39. МИ. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов: Дис. .докт. психол. наук. М., 1969.
  40. O.E. Практика психологического тренинга. СПб., 2004.
  41. A.JI. Типология уровней профессионализма государственного служащего. М., 2000
  42. Емельянов Ю. Н Обучение общению в учебно-тренировочной группе. Психологический журнал Т.8 № 2, 1987 .
  43. Емельянов Ю. Н Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
  44. И. Н. Исследование развития целеустремленности, настойчивости, выдержки и самообладания в процессе спортивной деятельности лыжников-гонщиков: Автореф. дис. .канд. Л., 1972.
  45. А.Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). М., 2004.
  46. А.Л. Социальная психология. М., 2002.
  47. Закон об авторском праве. Статья 1148. Исполнитель
  48. В.П. О соотношении понятий индивидуального и коллективного субъектов деятельности. М., 2001.
  49. Е.П. Психофизиология состояний человека. М., 2002.
  50. Итоги мониторинга по сопровождению перевода соединений и воинских частей на контрактный способ комплектования в 2004—2007 гг. Методическое пособие. М.:ВУ, 2007.
  51. Т.С. Психология управления. Учебное пособие для ВУЗов. М., 2001.
  52. С.Л. Влияние управленческого общения командира танкового подразделения на выполнение подчиненными сложных учебно-боевых задач. Дис. .канд. психол. наук. М., 1995.
  53. А.Г., Сыромятников ИВ. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006.
  54. А.Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне. М.: ГА ВС, 1996.
  55. А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. М.: ВУ, 1998.
  56. А.Г. Психология войны // Психология и война. М.: ВУ, 2003.
  57. К.В. Личность в труде М., 1992.
  58. А.И. Личность и перестройка: Заметки психолога. М.: Профиз-дат, 1990.
  59. А.И. Психология руководства воинской частью. Дис. .докт. психол. наук. М., 1974.
  60. А.И. Психология управления М., 1979.
  61. Е.А., введение в психологию труда. М.1988.
  62. Д. С. Дружинин В.В. Введение в теорию конфликта. М., 1989.
  63. Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
  64. П. А. Психологическая подготовка летного состава ВВС к ведению активных боевых действий в условиях современной войны: Дисс. докт. психол. наук. М., 1990.
  65. Е.С., Семенова В. Е. Методы социальной психологии. Л., 1977.
  66. Г. М. Психология внутреннего долга, Минск 1988.
  67. И. Н. Элементы воли // Вопросы философии и психологии. Специальный отдел. Экспериментальная психология. 1890. Кн. 4.
  68. И. Н. Психический мир. Избранные психологические труды. М.-Воронеж, 1996.
  69. Д. А. Очерк психологии личности М. Смысл, 1999.
  70. А. Р. О генезисе произвольных движений // Вопросы психологии. 1957, № 6.
  71. В.П. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов-летчиков и возможности ее совершенствования с применением средствфизической подготовки: Дисс. канд психол. наук. JL, 1964.
  72. В.П. и др. Психология физической подготовки и спорта. СПб., 2002.
  73. С.И. Психология тренинга. СПб., 1997
  74. С.И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. Каталог. СПб. 2001.
  75. Методы социальной психологии /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. JI., 1977.
  76. В.Н. Психология отношений: Под редакцией A.A. Бодалева. М., 1998-
  77. Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. Под ред. A.B. Петровского. М., 1974.
  78. JI.A. Руководители и подчиненные. Звенья одной цепи. М., 1994.
  79. С.Д., Тюков A.A. Теоретические проблемы в исследовании процесса принятия решения в организационно-управленческой деятельности. Вопросы психологии, 1981. № 1 .
  80. .П. Ребенок способный не дар природы. М., 1985.
  81. Ожегов С. И. Словарь русского языка, 22-е издание. М., 1990.
  82. Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
  83. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
  84. A.B., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь. М., 1990.
  85. В.А. Безопасность полетов боль авиации. М., 2007.
  86. В.А. Психология человека опасной профессии. М., 2007.
  87. И.В. Социально-психологические особенности самопрезентации военнослужащих-женщин. М., 2008.
  88. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Псизология труда и человеческого достоинства. Учебное пособие для студентов высших учебных заве-дений.-М., 2004. f
  89. Рабочая книга практического психолога /под ред. A.A. Бодалева, A.A. Дергача, Л. Г. Лаптева. М., 2001.
  90. В.Е. Отношение к руководителю как фактор эффективности управленческого взаимодействия в молодежном производственном коллективе. М., 1992.
  91. В. И. Исследование некоторых типологических особенностей нервной системы у городошников высокой квалификации // Психофизиологические вопросы изучения личности спортсмена. Л., 1976.
  92. М. С. Воспитание воли учащихся. М., 1960.
  93. В. И., Левочкина И. А. Функциональное состояние при монотонной работе и сила нервной системы // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1972. Ч. VII.
  94. С. Л. Основы общей психологии. М., 1946- СПб., 1999.
  95. К. Групповая психотерапия. СПб., 2001.
  96. В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности. СПб., Питер, 2000.
  97. Неверкович С Д. Тюков A.A. Теоретические проблемы в исследовании
  98. В.Ф. Ответственность как ведущее нравственное свойство личности. Уфа., 2003.
  99. А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986.
  100. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.
  101. В. И. Психология волевой активности. Рязань, 1974.
  102. В. И. Актуальные вопросы психологии воли // Вопросыпсихологии личности. Рязань, 1975.
  103. В.В. Результат деятельности подчиненных, как основание для их типологизации. М., 1988.
  104. Н. Д. Проявление волевого качества смелости в различных видах спортивной деятельности // Психофизиологические вопросы изучения личности спортсмена. Л., 1976.
  105. И. Ф. Психиатрия. Л., 1957.
  106. . Н. О форме использования приемов самомобилизации волевых усилий спортсменами разной квалификации // Проблемы психологии воли: Материалы IV научной конференции. Рязань, 1974.
  107. В.В. Психологическая подготовка воздушных десантников к боевым действиям в тылу противника: Дисс. докт. психол. наук. М., 1989.
  108. Н. П. Представления об идеальном руководителе как основание психологической типологии подчиненных. М., 2003.
  109. Г. В. Физиология ВНД и учебно-воспитательный процесс в военных училищах. М., 1999.
  110. Ю.А., Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.
  111. И.В. психология профессиональной субъектности управленческих кадров. М.: 2006.
  112. В. Г. Воспитание волевых качеств у школьников // Формирование волевых качеств у учащейся молодежи в процессе физического воспитания. М., 1982.
  113. Э.П. Основы психологической теории дисциплинарных систем: Монография.-М., 1996.
  114. Э.П. Учет психологических факторов в руководстве личным составом воинского подразделения: Дис.. канд. псих. наук. — М.: ВПА, 1975.
  115. ХП.ХомскаяЕ. Д. Нейропсихология. М., 1987.
  116. С. И. Психологические вопросы взаимосвязи интереса и воли в деятельности учащихся-подростков: Дис. .канд. психол. наук. Рязань, 1970.
  117. ЧелпановГ. И. О свободе воли // Мир Божий. 1897. № 11−12.
  118. О. А. Волевые действия в спор, те // Материалы совещания по психологии. М., 1957.
  119. О. А. Роль эмоций в волевых действиях спортсмена // Проблемы психологии спорта. М., 1962.
  120. A.B. Управление: Взаимодействие, или противодействие. М., 1989.-С.128.
  121. Р. Фейдимен Д. Теории личности и личностный рост. М., 2001.
  122. А. Н. Оценка силы и длительности волевого усилия при преодолении мышечного утомления // Формирование волевых качеств у учащейся молодежи в процессе физического воспитания. М., 1982.
  123. Р. 3. Исследование волевых усилий в связи с особенностями преодолеваемых трудностей: Дис. .канд. психол. наук. Тбилиси, 1979.
  124. Е.П. Управление и исполнительская деятельность в социалистическом обществе. М., 1988.
  125. С. М. Психодиагностика и формирование волевых качеств профессионалов // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999.
  126. А. Мир как воля и представление // Полн. собр. соч. т. 1. Вып. 204. М., 1900.
  127. Ю. Н. Влияние свойств темперамента на эффективность обучения плаванию студентов вуза: Дис. .канд. психол. наук. JL, 1988.
  128. Т. И. Возрастные особенности волевых качеств школьников и их формирование в процессе физического воспитания: Дис. .канд. психол. наук. М., 1986.
  129. Т. И. Психологические основы формирования воли. Пятигорск, 1993.
  130. Т. И. Проблема волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 1.
  131. Т. И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Дис. .д-ра психол. наук. М., 1994.
  132. В.А. Социальная идентификация личности М., 1994. мпдо
  133. Данная ситуация для исполнителя явилась:11. По степени новизны. а) обычной, встречалась раньше на практике- б) нестандартной, новой.12. По степени сложности: а) очень сложная, б) довольно сложная, в) простая.
  134. Что послужило причиной возникновения проблемы:
  135. Требовало ли развитие ситуации Вашего вмешательства?
  136. Каким образом развивались события без Вашего вмешательства:
  137. Каким образом Вы воздействовали на ситуацию?
  138. Каким Вам виделось оптимальное для Вас разрешение ситуации:
  139. Назовите основные критерии и показатели разрешенной ситуации:9. Что, по Вашему мнению, повысило бы эффективность исполнении в сложившейся ситуации? характеристики баллы
  140. Наличие возможности продвижения по службе 5 4 3 2 1
  141. Высокий уровень оплаты труда 5 4 ' 3 2 11. Социальный опыт 5 4 3 2 11. Профессионализм 5 4 3 2 1
  142. Хорошие отношения с сослуживцами 5 4 3 2 1
  143. Хорошие отношения с командирами 5 4 3 2 1
  144. Хорошие отношения с командирами 5 4 3 2 1
  145. Умение отстаивать свое мнение 5 4 3 2 1
  146. Самостоятельность 5 4 3 2 11. Инициативность 5 4 3 2 1
  147. Принципиальность 5 4 3 2 1
  148. Понимание задачи 5 4 3 2 11. Терпеливость 5 4 3 2 1
  149. Приемлемые условия труда 5 4 3 2 1
  150. Целеустремленность 5 4 • 3 2 1
  151. Самостоятельность 5 4 3 2 1
  152. Отсутствие дистресса в работе 5 4 3 2 11. Упорство 5 4 3 2 1
  153. Стабильность занятий 5 4 3 2 1
  154. Низкийуровень конфликтности 5 4 3 2 1
  155. Заинтересованность 5 4 3 2 11. Г.
  156. Как Вы считаете, Вы достигли цели: а) полностью, б) частично, в) не достиг.
  157. Удовлетворены ли Вы своими действиями: а) даб) нет (почему?)г) затрудняюсь ответить (почему?)
  158. Укажите на допущенные Вами ошибки:
  159. Как Вы считаете, в чем их причина:
  160. Что, по Вашему мнению входит в понятие «исполнительность»?
  161. Оцените по 10-ти бальной шкале и проранжируйте качества необходимые исполнителюпп Перечень качеств, присущих исполнителю Баллы, от 1 до 10 От самого важного на
  162. Уважаемые товарищи. Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы. Речь пойдет о ситуациях, в которых Вы являлись исполнителем различных задач. Поэтому прежде, чем Вы ответите на вопрос, постарайтесь представить себе эту ситуацию.
  163. Оцените степень сложности предложенных ситуаций
  164. Всегда и в установленный ли срок вы выполняете поставленные задачи?
  165. Название ситуации всегда иногда редкоповседневная деятельность учебная, или учебно-боевая деятельность несение службы в суточном наряде (карауле) нестандартные задачи
  166. Что обычно мешает Вам уяснить и выполнить поставленную задачу?
  167. Что в действиях (поведении) командира мешает вам уяснению поставленной задачи?- ничего не мешает, задачи ставятся четко и однозначно- невнятность речи- некомпетентность командира- нежелание вникать в ситуацию («чтобы к утру было») — что-тоеще
  168. В какой мере мнение коллектива влияет на Вашу эффективностьпри выполнении задач?
  169. Если не влияет, то почему?
  170. Ю.Как Вы оцениваете свою исполнительность в различных ситуациях?
  171. Название ситуации высокая средняя низкаяповседневная деятельность учебная, или учебно-боевая деятельность несение службы в суточном наряде (карауле) нестандартные задачи
  172. Лично Вам, сподручнее выполнять задачи одному, или в группе? (почему?)
  173. В каких ситуациях Вам чаще делают замечания?
  174. Название ситуации Часто Иногда Редкоповседневная деятельность учебная, или учебно-боевая деятельность несение службы в суточном наряде (карауле) нестандартные задачи
  175. Как Вы считаете, насколько зависит исполнительность от:1. Характеристики баллы
  176. Наличие возможности продвижения по службе 5 4 3 2 1
  177. Высокий уровень оплаты труда 5 4 3 2 11. Социальный опыт 5 4 3 2 11. Профессионализм 5 4 3 2 1
  178. Хорошие отношения с сослуживцами 5 4 3 2 1
  179. Хорошие отношения с командирами 5 4 3 2 1
  180. Хорошие отношения с командирами 5 4 3 2 1
  181. Умение отстаивать свое мнение 5 4 3 2 1
  182. Самостоятельность 5 4 3 2 11. Инициативность 5 4 3 2 1
  183. Принципиальность 5 4 3 2 1
  184. Понимание задачи 5 4 3 2 11. Терпеливость 5 4 3 2 1
  185. Приемлемые условия труда 5 4 3 2 1
  186. Целеустремленность 5 4 3 2 1
  187. Самостоятельность 5 4 3 2 1
  188. Отсутствие дистресса в работе 5 4 3 2 11. Упорство 5 4 3 2 1
  189. Стабильность занятий 5 4 3 2 1
  190. Низкийуровень конфликтности 5 4 3 2 1
  191. Заинтересованность 5 4 3 2 1
  192. Что такое, по Вашему мнению, исполнительность?1. Общая информация:1. Ф.И.О.
  193. Срок службыВы служите (нужное подчеркнуть) «контракт"призыв"1. Спасибо.1. Уважаемый товарищ!
  194. Просим Вас помочь нам в исследовании, ответив на следующие вопросы теста. Результаты будут строго конфиденциальны.
  195. Инструкция: «Предлагаем Вам ответить на каждый пункт опросника, используя (отмечая на бланке) одну из градаций 7- бальной шкалы «полностью -3−2-10 123 полностьюне согласен-согласен1. Опросник
  196. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
  197. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
  198. Болезнь — дело случая- если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
  199. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
  200. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
  201. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.
  202. Внешние обстоятельства родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов,
  203. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
  204. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
  205. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
  206. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществитьих.
  207. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий,
  208. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
  209. Если люди не подходят друг к другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.
  210. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
  211. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
  212. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
  213. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
  214. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
  215. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
  216. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств-
  217. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, как и что делать.
  218. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
  219. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успехов в своем деле.
  220. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
  221. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье,
  222. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
  223. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
  224. То, что со мной случится, это дело моих собственных рук.
  225. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
  226. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий,
  227. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
  228. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизнен, чаще всего были виноваты другие люди, чем я сам.
  229. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
  230. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
  231. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
  232. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни било, зависит счастье моей семьи.
  233. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
  234. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
  235. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
  236. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
  237. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
  238. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
  239. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.1. УСК. Бланк тестируемого1. ФИОВозрастКатегория
  240. Полностью не согласен -3 -2 0 1 2 3 Полностью согласен
  241. Тест УСК Инструкция испытуемому
  242. Ответьте пожалуйста на поставленные вопросы, используя (отмечая на бланке) одну из градаций 7-балльной шкалы:1. Полностью не согласен -3−3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен1. Опросник УСК
  243. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
  244. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  245. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
  246. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  247. Болезнь дело случая- если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
  248. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  249. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
  250. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  251. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
  252. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  253. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.
  254. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  255. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.1. Полностью не согласен3.2−1 0 1 2 3 Полностью согласен
  256. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.-3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
  257. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.1. Полностью не согласен -3−3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
  258. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
  259. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  260. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
  261. Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
  262. Если люди не подходят друг к другу, то, наладить семейную жизнь, они все равно не смогут. как бы они ни старались,
  263. Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
  264. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
  265. Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
  266. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
  267. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  268. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
  269. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  270. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
  271. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  272. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
  273. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  274. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
  275. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  276. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
  277. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  278. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, как и что делать.-3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
  279. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.-3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
  280. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успехов в своем деле.-3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
  281. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
  282. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  283. Я часто чувствую, что ничего lie могу изменить в сложившихся отношениях в семье.-3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
  284. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.-3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
  285. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
  286. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  287. То, что со мной случится, это дело моих собственных рук.
  288. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  289. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а неиначе.
  290. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  291. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий.
  292. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  293. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
  294. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  295. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего были виноваты другие люди, чем я сам.
  296. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  297. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
  298. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  299. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
  300. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  301. Зб.Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
  302. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  303. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.-3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
  304. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.-3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
  305. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.-3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
  306. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.-3 -2 -1 0 1 2 33 Полностью согласен
  307. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
  308. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен
  309. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
  310. Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
  311. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи дру-гих людей.
  312. Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен
  313. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
  314. Полностью не согласен -3−2-1 0 1 2 3 Полностью согласен1. Спасибо!16.факторный личностный опросник"1. Р. Кэттелл)
  315. Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. В бланке подчеркните подходящую для Вас цифру в зависимости от того, насколько каждое из этих предложений соответствует Вашему мнению о себе.
  316. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше 12 3 4
  317. Я бы не мог жить один, вдали от людей 12 3 4
  318. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника: а) бандитом- в) святым- с) тучей, а в с
  319. Когда я ложусь спать, я засыпаю быстро 12 3 4
  320. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы обогнать все идущие впереди машины 12 3 4
  321. В компании я предпочитаю шутить и рассказывать всякие истории 12 3 4
  322. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка 12 3 4
  323. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть 12 3 4
  324. Я бы скорее занимался фехтованием и танцами, чем борьбой и баскетболом 12 3 4
  325. Меня забавляет, что поведение людей в действительности совсем не похоже на то, о котором они потом рассказывают 12 3 4
  326. Читая о каком-либо происшествии, я редко интересуюсь всеми подробностями 12 3 4
  327. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно не смеюсь вместе со всеми и вообще обижаюсь 12 3 4
  328. Если мне кто-нибудь нагрубит, я не могу быстро забыть об этом 12 3 4
  329. Мне больше нравятся, новые способы в выполнения какой-либо работы, чем испытанные ее приемы 12 3 4
  330. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи 12 3 4
  331. Я думаю, что я человек менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство других людей 12 3 4
  332. Меня раздражают люди, которые не могут быстрое принимать решения 12 3 4
  333. Никогда, пусть и кратковременно, у меня не возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям 12 3 4
  334. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли моим хорошим друзьям, чем своему дневнику 12 3 4
  335. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный» — это: а) небрежный- в) тщательный- с) приблизительный. а в с
  336. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо 12 3 4
  337. Меня больше раздражают не те люди, которые своими грубыми шутками вгоняют людей в краску, а те, которые создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу 12 3 4
  338. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их 12 3 4
  339. Я думаю, что любую работу следует выполнять тщательно, если Вы за нее взялись 12 3 4
  340. Мне не приходится преодолевать смущения 12 3 4
  341. Мои друзья чаще всего советуются со мной, а не пытаются давать мне советы 12 3 4
  342. Если приятель обманывает меня в мелочах, я разоблачаю его, а не пытаюсь делать вид, что не заметил этого 12 3 4
  343. Мне больше нравятся друзья с глубоко продуманными взглядами на жизнь, а не те люди, интересы которых имеют деловой и практический характер 12 3 4
  344. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю- 12 3 4
  345. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки 12 3 4
  346. Если бы я одинаково хорошо умел и то, и другое, то я бы предпочел скорее играть в шахматы, чем играть в городки 12 3 4
  347. Мне не нравятся общительные, компанейские люди 12 3 4
  348. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми 12 3 4
  349. Я не могу забыть о своих заботах и обязанностях, даже тогда, когда это было бы желательно 12 3 4
  350. Я способен легко признавать свои ошибки 12 3 4
  351. На предприятии мне было бы интереснее беседовать с людьми, занимаясь общественной работой, чем работать с машинами и механизмами, участвуя в основном производстве 12 3 4
  352. Какое слово не связано с двумя другими: а) кошка- в) близко- с) солнце? а в с
  353. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание, меня не беспокоит и не раздражает 12 3 4
  354. Если бы у меня было много денег, то я постарался бы не вызывать к себе зависти и не стал бы открыто не стеснять себя ни в чем 12 3 4
  355. Худшее наказание для меня—быть запертым в одиночестве, 12 3 4даже если взамен меня ожидает тяжелая работа
  356. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали 12 3 4
  357. Мне говорили, что в детстве я был живым и подвижным ребенком и не любил оставаться один 12 3 4
  358. Мне не нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами 12 3 4
  359. Я не думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них 12 3 4
  360. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми 12 3 4
  361. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей 12 3 4
  362. Иногда я чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать 12 3 4
  363. В музыке я наслаждаюсь скрипичным соло, а не маршами в исполнении военных оркестров 12 3 4
  364. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца в деревне с одним или двумя друзьями, чем возглавляя группу в туристском лагере 12 3 4
  365. Усилия, затраченные на составление планов никогда не являются лишними 12 3 4
  366. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня 12 3 4
  367. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими 12 3 4
  368. Я предпочел бы скорее работать в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них, чем быть архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект 12 3 4
  369. Дом так относится к комнате, как дерево к: а) лесу- в) растению- с) листу, а в с
  370. То, что я делаю, у меня редко не получается 12 3 4
  371. В большинстве дел я предпочитаю рискнуть, чем действовать наверняка, но медленно 12 3 4
  372. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю 12 3 4
  373. Мне больше нравится человек со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам, чем человек большого ума, ненадежный и непостоянный 12 3 4
  374. Я принимаю решения быстрее, чем многие люди, а не медленнее, чем большинство людей 12 3 4
  375. На меня большее впечатление производят мастерство и изящество, а не сила и мощь 12 3 4
  376. Я считаю, что я человек, не очень склонный к сотрудничеству 12 3 4
  377. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными 12 3 4
  378. Я предпочитаю решать вопросы, касающиеся лично меня, сам, а не советоваться с моими друзьями 12 3 4
  379. Если человек не отвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость 12 3 4
  380. В школьные годы я больше всего получил знаний, читая книги, а не на уроках 12 3 4
  381. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности 12 3 4
  382. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь еще раз попытаться решить этот вопрос, а не заниматься другими вопросами 12 3 4
  383. Иногда у меня возникают такие сильные эмоции, как тревога, гнев, приступы смеха и т. д. без определенных причин для этого 12 3 4
  384. Я никогда не соображаю хуже, чем обычно 12 3 4
  385. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня 12 3 4
  386. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд: 1, 2, 3, 6, 5—будет: а) 10- в) 5- с) 7. а в с
  387. У меня не бывало непродолжительных приступов тошноты и головокружения без определенной причины 12 3 4
  388. Я предпочитаю скорее не отказываться от своего заказа, пусть и доставляя официанту или официантке беспокойство 12 3 4
  389. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди 12 3 4
  390. На вечеринке мне больше нравится принимать участие в интересной беседе, чем смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому 12 3 4
  391. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать 12 3 4
  392. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы хотел больше встретиться с Пушкиным, чем с Колумбом 12 3 4
  393. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела 12 3 4
  394. Работая в магазине, я предпочел бы оформлять витрины, чем быть кассиром 12 3 4
  395. Если люди плохо обо мне думают, я все же стараюсь переубедить их, а не продолжаю поступать так, как считаю нужным 12 3 4
  396. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает 12 3 4меня, я обычно беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил, а не думаю так, что у него просто плохое настроение
  397. Все несчастья происходят из-за людей, которые отвергают новые, многообещающие предложения, а не из-за тех, которые стараются во все внести изменения, несмотря на уже имеющиеся возможности работы 12 3 4
  398. Я не получаю большого удовольствия, рассказывая местные новости 12 3 4
  399. Аккуратные, требовательные люди легко уживаются со мной 12 3 4
  400. Я также не менее раздражителен, как большинство других людей 12 3 4
  401. Я не могу так легко не считаться с другими людьми, как они со мной 12 3 4
  402. Такого, что бы все утро я не хотел ни с кем разговаривать, чаще всего не бывает 12 3 4
  403. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы: а) отстают- в) идут правильно- с) спешат. а в с
  404. Мне редко бывает скучно 12 3 4
  405. Люди говорят, что мне нравится все делать своим оригинальным способом 12 3 4
  406. Я считаю, что не нужно избегать излишних волнений, пусть они и утомительны 12 3 4
  407. Дома, в свободное время, я не столько болтаю и отдыхаю, сколько занимаюсь интересующими меня делами 12 3 4
  408. Я бы не сказал, что я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми 12 3 4
  409. Я не считаю, что-то, что люди говорят стихами можно также точно выразить прозой 12 3 4
  410. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться в большинстве случаев отнюдь не друзьями за моей спиной 12 3 4
  411. Я вовсе так не думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов 12 3 4
  412. Я думаю, что было бы интереснее быть страховым агентом, чем быть натуралистом и работать с растениями 12 3 4
  413. Я подвержен безотчетной неприязни и отвращению по отношению к некоторым вещам, а также к определенным животным, местам и т. д. 12 3 4
Заполнить форму текущей работой