Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Консультативные приемы. 
Психологическое консультирование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выталкивание. Человек приходит с проблемной ситуацией. Он ничего не слышит и не видит. Консультант переставляет (на 2—3 шага) клиента и говорит, что он сам на себя смотрит со стороны. Инструкция: «Что ты думаешь об этой ситуации». Клиент: «Думаю, что глупо поступил». Консультант: «Интересно, как со стороны смотрятся люди, которые постоянно думают о своих проблемах». Двойное отражение очень… Читать ещё >

Консультативные приемы. Психологическое консультирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ABCDE: А — активирующее событие; В — мнение клиента об этом событии; С — эмоциональные или поведенческие последствия; D — реакция на события в результате мыслительной переработки; Е — завершающие ценностные умозаключения.

Аггровация — преувеличение телесного состояния или ситуации клиента.

Активное слушание.

Функции. Активное слушание применяется тогда, когда имеет место многозначность слов («Что Вы имели в виду?»); закодированность высказываний клиента; активное слушание удовлетворяет желание клиента быть услышанным. Иначе — «глухие уши»; возникает трудность открытого самовыражения (клиент начинает издалека и не сразу раскрывается в общении с психологом); психолог делит с клиентом ответственность за общение. Ответственность предполагает активность.

Виды рефлексивных ответов: 1. Выяснение. Обращение к говорящему за уточнениями: «В этом ли состоит проблема? Как Вы ее понимаете? Что Вы конкретно имеете в виду?» 2. Перефразирование в отношении главных моментов в сообщении клиента. 3. Отражение чувств. Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют. 4. Резюмирование.

Слушание — это активный процесс в том смысле, что он требует определенных навыков, которым можно научиться. Некоторые приемы очевидны, например, использование визуального контакта и определенных жестов. Другие — менее очевидны и связаны с нашим отношением к собеседнику: пониманием, одобрением, эмпатией по отношению к говорящему. Когда мы говорим: «Я весь внимание», то бессознательно принимаем соответствующую позу: поворачиваемся лицом к говорящему, устанавливаем визуальный контакт и т. д. Такое «слушание всем телом» выражает не только готовность слушать, но и помогает процессу слушания и восприятия. Этим можно пользоваться сознательно. Устойчивый визуальный контакт вдохновляет собеседника продолжать речь и помогает слушать. Здесь ни в коем случае нельзя переусердствовать: пристальный взгляд может поставить говорящего в неловкое положение. Идеальным вариантом считается кратковременный визуальный контакт, затем глаза мгновенно отводятся в сторону, затем контакт восстанавливается и так продолжается в течение всего разговора. Немаловажную роль для установления контакта и общения играет положительный язык поз и жестов. Когда собеседник одобрительно смотрит на Вас и немного наклонился вперед, то это говорит о том, что он готов к контакту.

Акцентирование противоречий в рассказе клиента — переструктурирование окружающей его реальности при помощи комментариев типа: «В начале нашей беседы Вы жаловались на то, что муж часто конфликтует с Вами, но Вы только что рассказали о нескольких ситуациях, в которых Вы сами выступали инициатором конфликтов, а муж не только не пытался обвинить Вас в чем-то, а, наоборот, искал пути примирения. Что Вы по этому поводу думаете?».

Ассоциирования — диссоциирования. В процессе общения психолога с клиентом есть три позиции: 1 — это мои интересы (мне нужны деньги); 2 — ассоциирование, на ситуацию психолог смотрит глазами клиента (но приходят тяжелые клиенты, например, с акцентуациями); 3 — диссоциирование — взгляд как бы со стороны.

Нет положительных или отрицательных позиций. Все зависит от контакта. Важно увидеть позиции клиента, что с ним происходит — ассоциирование или диссоциирование. А теперь проанализируем ситуацию. Клиент говорит: «Я сейчас ситуацию проживаю со стороны, а теперь — изнутри». Консультант внимательно наблюдает. А затем клиент вспоминает и спрашивает у консультанта: «А в каком состоянии Я сейчас был?» Обсуждение: в диссоциировании глаза — вверх, дыхание — спокойное, менее сжатые губы, реже мигание, а в ассоциировании — вниз, дыхание — глубокое, тонус мышц более напряжен, чаще мигание. Когда психолог использует техники, важно знать, в каком состоянии — ассоциирования или диссоциирования — находится клиент. Плохие ситуации лучше переживать снаружи, а хорошие — изнутри. Суть психотерапии — вернуть человеку ресурс, если он его ищет. Например, профилактика зависти: диссоциирование — «Какая она красивая!», ассоциирование — «Какой у нее тяжелый характер!».

Беседа — подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя (М. М. Бахтин). При этом отношения личности приобретают особую устойчивость и выраженность в консультативной практике.

Беседа специалиста-психолога при консультировании является одним из основных средств психологической помощи человеку в разрешении тех или иных сложных жизненных ситуаций. Эффективность беседы как средства в арсенале методов психологического воздействия во многом определяется умением организовать ее так, чтобы беседа приобрела диагностические, профилактические и консультативные свойства. Для этого построение беседы должно следовать определенной стратегии — созданию благоприятного психологического климата между партнерами в беседе, установки на взаимопонимание и сотрудничество партнеров, на совместный анализ и поиск вариантов решения проблемы. Для достижения перечисленных условий должны быть использованы эффективные приемы ведения беседы и исключены типичные ошибки, в том числе должна быть преодолена эгоцентрическая позиция психолога-консультанта, при которой психолог может навязывать свою точку зрения клиенту.

Выталкивание. Человек приходит с проблемной ситуацией. Он ничего не слышит и не видит. Консультант переставляет (на 2—3 шага) клиента и говорит, что он сам на себя смотрит со стороны. Инструкция: «Что ты думаешь об этой ситуации». Клиент: «Думаю, что глупо поступил». Консультант: «Интересно, как со стороны смотрятся люди, которые постоянно думают о своих проблемах». Двойное отражение очень эффективно действует на человека. Важно самому находиться в конгруэнтном состоянии.

Дебрифинг — групповое обсуждение, дискуссия о происшедшем между участниками вскоре после стрессовой ситуации. Это вмешательство во время кризиса. Часто используется в супервизорской практике, где цель — это помощь супервизируемому пережить нарциссическую уязвимость, восстановить контроль над своим настроением.

Демонстрационная консультация. Например, клиент заявляет проблему, связанную с трудностями выступления перед аудиторией. Важно докопаться до истоков страха, это достигается в ходе группового обсуждения. Далее клиент идет по кругу. Он начинает говорить, а каждый участник группового занятия должен его подбадривать. В результате клиент избавляется от страха.

Записи во время сеанса. Письменная фиксация жалоб, ключевых слов и основных тем клиента, то есть короткие заметки, могут быть весьма полезны, и многие успешно используют их в своей работе, при этом оставаясь вовлечённым в контакт. Однако это удаётся далеко не всем. Тщательная же запись, которая, безусловно могла бы быть очень полезна для последующей рефлексии над материалом, вряд ли способствуют установлению контакта с клиентом. Вряд ли возникнет доверие к консультанту, который больше внимания уделяет своей тетради, чем клиенту. Поэтому следует делать либо короткие заметки, либо вовсе отказаться от ведения записи, по крайней мере в течение первой встречи. Если появляется что-то очень важное, что психологу ни в коем случае не хотелось бы забыть, то он может прервать клиента и сказать: «Вы не будет возражать, если я запишу эти детали? Они важны и я не хотел бы упустить их». После их записи следует отложить тетрадь с ручкой и невербально продемонстрировать свою готовность возобновить контакт.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой