Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Агрессивность в структуре личности и профессиональной деятельности руководителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

B.И.Садовский, А. И. Уемов и др.), психологические исследования личности и индивидуальности (Г.М.Андреева, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. В. Петровский, К. К. Платонов, В. М. Русалов и др.), общепсихологические принципы общения и взаимодействия (А.А.Бодалев, И. В. Дубровина, И. С. Кон, Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, Е. АЛблокова и др.), анализ причин… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Состояние разработанности проблемы исследования 13 (1.2 Сущностная характеристика агрессивности в структуре личности и деятельности
    • 1. 3. Теоретическая модель, логика и методы исследования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
    • 2. 1. Особенности проявления агрессивности в профессиональной деятельности руководителя
    • 2. 2. Влияние уровня агрессивности руководителя на эффективность управленческой деятельности
    • 2. 3. Реализация программы коррекции деструктивного уровня агрессивности руководителя
  • Выводы по второй главе

Агрессивность в структуре личности и профессиональной деятельности руководителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современные условия управленческой деятельности, характеризующиеся информационными, интеллектуальными и эмоциональными перегрузками стимулируют рост агрессивности руководителя, деятельность которого уже изначально предопределяет иерархические отношения и предполагает в профессиональном поведении агрессивность, напористость, активность в достижении цели. Это может привести к профессиональной деформации, проявлению авторитарности в отношениях с другими, формированию чувства вседозволенности, невосприимчивости к критике, высокомерию. Нахождение же оптимального уровня сочетания указанных качеств, способствует повышению эффективности управленческой деятельности.

Как в современной науке, так и в практике управленческой деятельности агрессивность как психологическая характеристика личности считается негативной. Практически отсутствуют исследования ее положительных сторон в деятельности руководителя, например, мотивационной мобилизация на достижение цели. Поскольку в прямом значении термин «агрессия» означает — «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения» (Э.Фромм, 1994), значительную роль эта характеристика играет в самоутверждении личности.

С этих позиций вопрос о влиянии личностных особенностей и условий профессиональной деятельности на процесс формирования агрессивности руководителя достаточно интересен.

Изучение мнения самих руководителей (опрошено 250 руководителей предприятий г. Ульяновска, 2000;2003 гг.) на проявления в их деятельности агрессивности показало, что 56% руководителей отмечают, что это качество чаще проявляется в отношении с подчиненными, 22% - как с подчиненными, так и в отношении с вышестоящими руководителями, у 18,6% - выявлено проявление агрессии к себе. При этом отметим, что все опрошенные выделяют агрессивность как отрицательную характеристику личности и деятельности руководителя.

Актуальность проблемы определяется обоснованием положительных сторон агрессивности, определением ее взаимосвязи с психолого-акмеологическими характеристиками личности, выявлением возможностей оптимизации ее уровня у руководителя, что создает предпосылки наиболее полной реализации личностного потенциала и позволяет предложить перспективный путь повышения эффективности управленческой деятельности.

Состояние разработанности проблемы. Большое влияние на теоретико-методологическое осмысление проблемы оказали работы, раскрывающие основы методологии и теории психологии (Б.Г.Ананьев,.

A.А.Бодалев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Р. Лурия, В. С. Мерлин, В. НМясищев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.), системной методологии (П.К.Анохин, Н. В. Кузьмина,.

B.И.Садовский, А. И. Уемов и др.), психологические исследования личности и индивидуальности (Г.М.Андреева, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. В. Петровский, К. К. Платонов, В. М. Русалов и др.), общепсихологические принципы общения и взаимодействия (А.А.Бодалев, И. В .Дубровина, И. С. Кон, Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, Е. АЛблокова и др.), анализ причин агрессивности в исследованиях как зарубежных (К.Лоренц, Э. Фромм, А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, Р. Бэрон и др.) так и отечественных (Т.Г.Румянцева, А. А. Реан, Ю. М. Антонян, В. В. Бойко, А. Р. Ратинов, А. И. Харченко и др.) ученых. Это позволило при определении теоретической модели исследования рассмотреть агрессивность руководителя в профессиональной деятельности в аспекте становления профессионализма и профессиональной деформации личности с позиций комплексного психолого-акмеологического подхода (О.САнисимов, А. А. Бодалев, Е. Н. Богданов, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н.В.

Кузьмина, Н. И. Конюхов, А. К. Маркова, Н. Ю. Синягина, Е. АЛблокова и др.). Именно такой подход позволяет комплексно рассмотреть проблему с учетом таких характеристик как опыт, возраст, половые различия, исследовать личность и деятельность руководителя с точки зрения достижения им вершины мастерства в этой деятельности, создать программу коррекции деструктивного уровня агрессивности руководителя.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость определили выбор темы настоящего диссертационного исследования: «Агрессивность в структуре личности и профессиональной деятельности руководителя».

Цель исследования — изучение агрессивности руководителя и разработка программы коррекции ее деструктивного уровня.

Объект исследования — личность и профессиональная деятельность руководителя.

Предмет исследования — агрессивность в структуре личности и профессиональной деятельности руководителя.

Основные гипотезы исследования:

Агрессивность, выступая психологической характеристикой личности и деятельности руководителя, может иметь как негативный, так и позитивный эффект, что зависит от уровня ее проявления. Существует три уровня агрессивности: конструктивный, инструментальный, деструктивный, которые по своему влияют на эффективность управленческой деятельности.

Уровень агрессивности взаимосвязан с рядом акмеологических характеристик (стаж управленческой деятельности, возраст, пол) и психологических особенностей личности руководителя.

Наиболее оптимальным для эффективности деятельности является конструктивный уровень, достичь которого можно реализацией специальной программы коррекции, нацеленной на сознательное освоение эффективных стратегий преодолевающего поведения и устранения рассогласований компонентов «Я-концепции» в структуре личности руководителя.

В рамках цели и выдвинутых гипотез определены задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ современного состояния проблемы исследования, наметить эффективные пути ее решения, разработать теоретическую модель и методы исследования.

2. Изучить агрессивность руководителя, выделить уровни агрессивности, влияющие на эффективность управленческой деятельности.

3. Исследовать взаимосвязь уровня агрессивности руководителя с профессиональным опытом, возрастом, полом.

4. Изучить связь агрессивности руководителя с психологическими особенностями его личности.

5. Разработать и реализовать программу коррекции, направленную на оптимизацию деструктивного уровня агрессивности руководителя.

Теоретико-методологичекой основой исследования выступают психологические принципы: развития, единства сознания и деятельности, социальной детерминированности психических процессов познанияобщие и специальные методологические принципы акмеолошческого исследования: комплексный и системный подходыпринцип детерминизма, социальной обусловленности личности, оптимизации, обратной связиположение зарубежных (КЛоренц, Э. Фромм, А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, Р. Бэрон) и отечественных (Т.Г.Румянцева, Ю. М Антонян, А.А.Реан) теорий рассмотрения агрессивности в психологии, а также работы по созданию коррекционных технологий работы с агрессией — зарубежных (Д.Доллард, Д. Зильманн, Р. Бэрон, Д. Ричардсон) и отечественных (АС.Спивакова, А. И. Захаров, Г. Э. Исурина, А.К.Мельников) ученыхконцептуальные положения психолого-акмеолошческош подхода (О.САнисимов, Б. Г. Ананьев, Е. Н. Богданов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, Н. И. Конюхов, И. Н. Семенов и др.) — психологичесие исследования личности и деятельности руководителей (В.Г.Зазыкин, Е. А. Климов, Р. Л. Кричевский, Р. С. Немов, А. И. Свенцицкий, Ю.В.Синягин).

Эмпирическая база исследования. База и конкретное содержание исследования на различных его этапах определялись многообразием решаемых задач. В исследовании приняли участие руководители различных уровней ОАО «Ульяновский механический завод», ГОУ ВПО Ульяновский государственный технический университет. Количество непосредственных подчиненных в руководимых ими группах колебалось от 5 до 20 человек.

Общая численность, охваченных исследованием составила более 800 человек: как руководители, мужчины (72%) и женщины (28%) в возрасте от 29 до 60 лет, со стажем работы в должности руководителя не менее 3 лет.

В качестве методов исследования применялись: теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данныхэмпирические методы (наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование), психодиагностические с использованием методик: опросник агрессивности А. Басса-А.Дарки, метод диагностики межличностных отношений (JI.H. Собчик), методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела, опросник стратегий преодолевающего поведения в стрессе (С.Хобфолл), метод семантического дифференциала (Ч.Осгуд).

Полученные в ходе исследования данные были подвергнуты статистическому анализу с применением пакетов «EXEL» и «Statistica for Windows '98».

Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна.

Показано, что агрессивность выступая психологической особенностью личности руководителя, способствует не только отрицательному, но и положительному ее развитию.

Выявлены три уровня агрессивности — конструктивный, инструментальный и деструктивный, влияющих на эффективность деятельности руководителя. Конструктивный уровень способствует эффективной деятельности руководителя и выражается в средних показателях общей агрессивности, низких уровнях косвенной агрессии, аутоагрессии и враждебности. Инструментальный уровень состоит из высокого уровня общей агрессивности, среднего уровня косвенной агрессии, низкого уровня враждебности и аутоагрессии. Данный уровень положительно влияет на эффективность деятельности, но характерен руководителям с преобладанием установки на производственные показатели. Деструктивный уровень характеризует неэффективных руководителей и выражается в высоких уровнях общей агрессивности, враждебности и аутоагрессии.

Установлено, что уровни агрессивности оказывают существенное воздействие на тип лидерства. Конструктивный уровень характерен руководителям, имеющим положительный социально-психологический климат в группе и являющихся абсолютным лидерами. Инструментальный уровень агрессивности принадлежит руководителю, в социально-психологическом климате группы которого направленность на решение производственных задач преобладает над степенью удовлетворенности межличностными отношениями, а также данный руководитель является инструментальным лидером в своей группе. Низкие показатели аутоагрессии и враждебности присущие эффективным руководителям (как инструментальным, так и абсолютным лидерам в своих группах), свидетельствует о целостности их личности и отсутствии негативной установки в восприятии членов группы.

Доказательно представлено, что акмеологические характеристики — стаж работы в руководящей должности, возраст, пол взаимосвязаны с агрессивностью руководителя. Руководителям-мужчинам свойственно проявление прямых форм агрессивности, а женщинам — косвенных. Различия, порождаемые стереотипом социальной роли принятой в обществе и культуре, служат внутренним препятствием для женщины-руководителя демонстрировать «мужские» формы агрессивности, что приводит к росту аутоагрессии и враждебности.

Показано, что изменение уровня агрессивности руководителя зависит от стажа работы в руководящей должности. Стаж от 15 до 20 лет является оптимальным с позиции агрессивности — идет снижение общей агрессивности, аутоагрессии и враждебности.

Выявлено, что уровень агрессивности связан с возрастом руководителя. Полученные данные свидетельствуют о влиянии как онтогенетических закономерностей, выражающихся в снижении с возрастом уровня общей агрессивноститак и акмеологических закономерностей, связанных с личностными и профессиональными кризисами в жизни руководителя.

Выявлены личностные характеристики руководителя, связанные с «эффективными» уровнями агрессивности: социальная смелость, общительность, эмоциональная устойчивость, активность, согласованность «Я-концепции», ассертивная и просоциальная стратегии преодоления стресса.

Доказательно представлено, что деструктивный уровень агрессивности значимо связан с нарушением согласованности составляющих «Я-концепции» руководителей, а также применением пассивных и асоциальных стратегий преодолевающего поведения.

Разработана программа коррекции деструктивного уровня агрессивности руководителя, основанная на сознательном овладении эффективными стратегиями преодолевающего поведения и повышении согласованности компонентов его «Я-концепции».

Практическая значимость исследования состоит в обосновании технологии выявления уровней агрессивности в личности и деятельности руководителя, разработке программы коррекции деструктивного уровня агрессивности.

Предложены и обоснованы конкретные психолого-акмеологические техники, направленные на сознательное освоение оптимальных стратегий преодоления стресса и повышение согласованности компонентов «Я концепции», которые могут быть использованы в процессе подготовки и переподготовки руководящих кадров.

Материалы проведенного исследования легли в основу блока семинаров-тренингов для студентов по специальностям «Менеджмент» (17 часов), «Управление персоналом» (34 часа).

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными общеметодологическими позициямиопорой на фундаментальные теории отечественной и зарубежной психологической наукиприменением апробированного психологического, психолого-акмеологического инструментария, репрезентативной выборкой исследования, многочисленной проверкой полученных данных, их статистической обработкой с использованием стандартных пакетов компьютерной статистической обработки информации.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Теоретические и экспериментальные результаты исследования представлялись и обсуждались на Всероссийской научной конференции «Проблемы общего и профессионального развития личности в современных условиях» (Ульяновск, 2000 г.) — научно-практической конференции «Проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса» (Москва, 2003 г.) — на методологических семинарах по проблемам оптимизации процесса управления кафедры экономики и менеджмента Ульяновского государственного технического университета (1999;2003 гг.).

Результаты исследования составили основу блока семинаров-тренингов в рамках курсов «Управление персоналом», «Имидж менеджера» для обучающихся по специальности «Менеджмент» Ульяновского государственного технического университетаа также лекционного курса и учебно-методического пособия «Психология деловых отношений» для студентов Института дистанционного образования УлГТУ.

Основные положения и результаты исследования опубликованы в 7 научных работах.

Основные положения выносимые на защиту:

Агрессивность руководителя необходимо рассматривать в комплексе психологических, акмеологических характеристик и особенностей его профессиональной деятельности.

Уровень агрессивности руководителя влияет на эффективность его управленческой деятельности. Можно выделить три уровня агрессивности руководителя — конструктивный, инструментальный, деструктивный, среди которых оптимальным для эффективности деятельности является первый: средние показатели общей агрессивности, низкие уровни аутоагрессии и враждебности.

Агрессивность в структуре личности руководителя значимо связана с его психологическими особенностями, такими как социальная смелость, общительность, эмоциональная устойчивость, активность, согласованность «Я-концепции», стратегии преодоления стрессаи акмеологическими характеристиками руководителя — опытом руководящей деятельности, возрастом, половой принадлежностью.

Разработанная программа коррекции позволяет оптимизировать деструктивный уровень агрессивности руководителя и направлена на сознательное освоение оптимальных стратегий преодоления стресса и повышение согласованности компонентов «Я — концепции».

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 226 наименований работ отечественных и зарубежных авторов и приложения, содержащего материалы экспериментального исследования и результаты статистической обработки данных. Основной текст диссертации изложен на 152 страницах, содержит 18 рисунков и таблиц.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенное диссертационное исследование подтвердило первоначально выдвинутые гипотезы, правильность постановки задач и положения выносимые на защиту.

Аналитический обзор научных источников по проблеме агрессии позволил проанализировать различные теоретические и методологические подходы к изучению агрессии и различных ее видов, определить понятийный аппарат нашего исследования.

На сегодняшний день в науке существует несколько разнонаправленных теорий, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии. Старейшая из них, теория инстинктов, рассматривает агрессивное поведение, как врожденное, полагая, что агрессия — это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты (З.Фрейд, К. Лоренц, К. Мойер).

Значение фрустрационных теорий агрессии заключается в том, что в них вводится другой фактор для объяснения поведения — ситуационный. С этой точки зрения агрессия выступает как реакция на фрустрацию, внешние причины провоцирующие агрессивные действия (Д.Доллард, Н. Миллер).

Теории социального научения, рассматривают агрессивность как явление социальное, которое формируется в течение жизни, в частности в процессе социализации. Решающая роль в процессе формирования навыков агрессивного поведения отводится наблюдению за образцом, в качестве которого могут выступать члены референтной группы (А.Бандура, А. Басс). В теории социального научения также рассматриваются когнитивные модели агрессии, рассматривающие эмоциональные, волевые и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения (Л.Берковиц, Д. Зильманн).

До сих пор остается неоднозначным нравственное значение понятие «агрессивность». Представители этико-гуманистического подхода (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл), рассматривают агрессию, как деструктивный элемент, который не свойственен человеческой природе и не способствует эффективной деятельности. Ученые эволюционно-генетического подхода утверждают, что агрессия является неотъемлемой частью человеческой натуры и помогает нам выжить не только физически, но и психологически (К.Лоренц, 3. Фрейд, Э. Фромм).

В нашей работе мы исходили из позиций комплексного, интегрального подхода рассмотрения агрессивности как сложного, многоуровневого, системно организованного феномена, который биологически обусловлен и социально зависим. Рассмотрение агрессивности в соответствии с различными подходами позволило нам определить агрессивность как типичную характеристику субъекта управленческой деятельности, которая связана с его индивидуально-психологическими особенностями и условиями профессиональной деятельности. Проведен психолого-акмеологический анализ агрессивности руководителя. Выявлено различие в уровне и формах агрессии, между эффективными и неэффективными руководителями, а также проведен анализ социально-психологических причин способствующих формированию данных форм агрессивности.

Показано, что агрессивность выступая психологической особенностью личности руководителя, способствует не только отрицательному, но и положительному ее развитию.

Выявлены три уровня агрессивности — конструктивный, инструментальный и деструктивный, влияющих на эффективность деятельности руководителя. Конструктивный уровень способствует эффективной деятельности руководителя и выражается в средних показателях общей агрессивности, низких уровнях косвенной агрессии, аутоагрессии и враждебности. Инструментальный уровень состоит из высокого уровня общей агрессивности, среднего уровня косвенной агрессии, низкого уровня враждебности и аутоагрессии. Данный уровень положительно влияет на эффективность деятельности, но характерен руководителям с преобладанием установки на производственные показатели. Деструктивный уровень характеризует неэффективных руководителей и выражается в высоких уровнях общей агрессивности, враждебности и аутоагрессии.

Установлено, что уровни агрессивности оказывают существенное воздействие на тип лидерства. Конструктивный уровень характерен руководителям, имеющим положительный социально-психологический климат в группе и являющихся абсолютным лидерами. Инструментальный уровень агрессивности принадлежит руководителю, в социально-психологическом климате группы которого направленность на решение производственных задач преобладает над степенью удовлетворенности межличностными отношениями, а также данный руководитель является инструментальным лидером в своей группе. Низкие показатели аутоагрессии и враждебности присущие эффективным руководителям (как инструментальным, так и абсолютным лидерам в своих группах), свидетельствует о целостности их личности и отсутствии негативной установки в восприятии членов группы.

Исследование акмеологических характеристик руководителя показало, что пол, возраст и стаж работы в руководящей должности влияет на агрессивность. Руководителям мужчинам характерен высокий уровень общей агрессивности, вербальной и физической агрессии. Женщинам присуща враждебность, обида и чувство вины. Таким образом, мужчинам больше свойственно проявление прямых форм агрессивности, а женщинам — косвенных. Различия, порождаемые стереотипом социальной роли принятой в обществе и культуре, служат внутренним препятствием для женщины-руководителя демонстрировать «мужские» формы агрессивности, что приводит к росту аутоагрессии (чувства вины) и враждебности.

Проведен анализ уровня агрессивности и возраста руководителя. Полученные данные свидетельствуют о влиянии как онтогенетических закономерностей, выражающихся в снижении с возрастом уровня общей агрессивноститак и акмеологических закономерностей, связанных с личностными и профессиональными кризисами в жизни руководителя.

Выявлены изменения в уровне и формах агрессивности руководителя в зависимости от стажа работы в руководящей должности. Стаж от 15 до 20 лет является оптимальным и в то же время переломным для руководителя и организации — идет снижение показателей внутриличностного конфликта, враждебности. Стаж более 20 лет, характеризуется новым повышением агрессивности, но уже по причине профессиональной деформации.

Выявлены личностные характеристики руководителя, связанные с «эффективными» уровнями агрессивности: социальная смелость, общительность, эмоциональная устойчивость, активность, согласованность «Я-концепции», ассертивная и просоциальная стратегии преодоления стресса.

Доказательно представлено, что деструктивный уровень агрессивности значимо связан с нарушением согласованности составляющих «Я-концепции» руководителей, а также применением пассивных и асоциальных стратегий преодолевающего поведения.

Разработана программа коррекции деструктивного уровня агрессивности руководителя, основанная на сознательном овладении эффективными стратегиями преодолевающего поведения и повышении согласованности компонентов его «Я-концепции».

В целом проведенная работа показала эффективность примененной технологии и необходимость продолжения серии подобных исследований и наметила их перспективные направления, среди которых: изучение влияния агрессивности руководителя на формирование особенностей корпоративной культуры организациивзаимосвязь карьерного роста и уровня агрессивности руководителяизучение особенностей агрессивности руководителей, занимающих различные позиции в управленческой иерархии, а также сферы их профессиональной деятельности и специфики возглавляемых ими организационно-управленческих структурразработка целевых коррекционных программ личностно-профессионального роста руководителей с учетом не только их индивидуально-психологических особенностей, но и уровнем агрессивности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991 .-299 с.
  2. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций.-М.-.ИХЦ «Изограф», 1996.-685 с.
  3. A.B. Новый взгляд на деятельность руководителя //Проблема теории и практики управления.- 1998.- № 3.- С.110−115.
  4. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.:МГУ, 1990.-240 с.
  5. B.C., Базаров Т. Ю., Скворцов В. В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров.-М.:МГУ, 1986.-124 с.
  6. Агрессия и жестокость в современном мире. Сборник науч. статей и докладов/ Под ред. A.A. Деркача и др.-Ульяновск, 1997.-С.5−11.
  7. А. Практика и теория индивидуальной психологии.- М/.НПО «Прагма», 1993.-168 с.
  8. А. О невротическом характере. СПб., 1997. — 388 с.
  9. А. Понять природу человека. СПб., 1997. — 256 с.
  10. .Г. Избранные психологические труды./Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой.- М.-.Педагогика, 1990. -Т. 1.-280 е., Т.2.-232 с.
  11. П.Ананьев Б. Г. О проблема современного человекознания.-М.:Наука, 1976.-380 с.
  12. А. Психологическое тестирование.: Пер. с англ.- М.: Педагогика, 1982.- Книга 1.- 320 е., Книга 2.- 295 с.
  13. В.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 415 с.
  14. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии. М.- Новгород, 1995.-272 с.
  15. Ю.М. Жестокость в нашей жизни.-М.:ИНФРА-М, 1995.-320 с.
  16. Ю.М. Психология убийства. М., 1997.- 304 с.
  17. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология М.: ЮНИТИ, 1999.-551с.
  18. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.- М.: Мысль, 1976.-158 с.
  19. А.Г. Психология личности.- М.: Просвещение, 1990.- 367 с.
  20. Ф.Ф. Директор завода, его основные функции и методы работы. М.: Экономика, 1967.-348 с.
  21. Ф.Ф. Методы подбора и подготовки руководителей производства. М.:ДПИ, 1971.-102 с.
  22. H.A. Успех, неудача и результативность деятельности //Психологический журнал.- № 3.-1987. С.12−19.
  23. Р. Развитие Я-концепции и воспитание.-М., 1986.-422 с.
  24. Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996. — 250с.
  25. С.Н. О внутриличностных детерминантах криминальной агрессии // Насилие, агрессивность, жестокость. Криминально-психологическое исследование. Сборник научных трудов.- М.: Просвещение, 1989- С.75−80.
  26. A.A. Личность и общение. Избранные труды.-М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  27. A.A. О предмете акмеологии. //Психологический журнал.-№ 5.-1993.-Т14.-С.73−79.
  28. Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭКС», 1995. -352 с.
  29. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. -М.: Мысль, 1996−472 с.
  30. В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1983.-270 с.
  31. Е.М., Логинова Г. К. Индивидуальность и профессия.-М., 1991.-С.45−77.
  32. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! 2-е изд.-Новосибирск: изд-во Новосибирского университета, 1989.-190 с.
  33. .С. Аномалии личности.-М.:Мысль, 1998.-301 с.
  34. С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. -Псков, 1997. С.56−59.
  35. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб: Питер Ком, 1999.-528 с.
  36. Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 1997.-336 с.
  37. Ф.Е. Психология переживания.-М.: изд-во МГУ, 1984.200 с.
  38. Е.Е. Психологические проблемы управления.- М.: Экономика, 1969.- 159 с.
  39. В.К. Психологические механизмы мотивации человека.-М.:изд-во МГУ, 1990.- 283 с.
  40. Вудкок Майк, Френсис Дейв. Раскрепощенный менеджер.: Пер. с анг,-М.: Дело, 1991.- 320 с.
  41. В.К. Стандартизация шкал теста.// Практикум по экспериментальной и прикладной психологии.-Л.: изд-во ЛГУ, 1990.-С.13−18.
  42. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии, 1994.-№ 3.
  43. Л .Я. психология эмоциональных отношений.-М.: изд-во МГУ, 1987.-176 с.
  44. Л.Я., Алешина Ю. Е. Взаимосвязь отношения к себе и отношения к другим // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. -1982. -№ 4.- С.12−16.
  45. A.A., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития # профессионала М.: Изд-во РАГС, 2000.-128 с.
  46. A.A., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих.-М.: РАГС, 1999.- 142 с.
  47. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма.-М.: РАУ, 1993.-32 с.
  48. A.A., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологические аспекты). М.: РАГС, 1993.• 51. Джемс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать.-М.: Прогресс1. Универс, 1993.-333 с.
  49. А.И. Психология коллектива. М.:Изд-во МГУ, 1984.- 320 с.
  50. Е.С. Вступающему в должность.-М.:Знание, 1985.-127 с.
  51. Е.С. Уроки психологии для руководителя. Вып 1.-М.:Знание, 1990.-20 с.
  52. Е.А. Прогнозирование успешной профессиональной деятельности. М., 1968.
  53. A.JI. Методика экспертной оценки эффективности ф, руководства коллективом.// Методики социально-психологическойоценки личности и группы./Под ред. A.JI. Журавлева, В. Е. Семенова и др.-М.:АН СССР. Институт Психологии, 1990.-С.45−49.
  54. В.И. Понятие психологической защиты в концепции З.Фрейда
  55. А.И. Неврозы у детей.-СПб.: Дельта, 1996.-480 с.
  56. М.Г. Организация труда директора школы.- М.: Просвещение, 1971.-176 с. 64.3игерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов.-М.: Экономика, 1990.355 с.
  57. В.И., Ошуркова H.A. Новые подходы к формированию руководителя//Управление персоналом. -1998. -№ 4. -с.30−33.
  58. A.B. Психология менеджмента.- М.: Гардарики, 1999.-585 с.
  59. Е.А. Психология профессионализма. -М.- Воронеж: изд-во ИПП- МОДЭК, 1996. -400 с.
  60. М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. СПб., 1997.- 96с.
  61. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. -М.: Политиздат, 1984. -335 с.
  62. И.М., Сухарев A.B. Методологические основаниязарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. -1989.- № 5. -С. 158−164.
  63. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия.- Мн.: Выш. шк., 1997.-464 с.
  64. Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. М., 1997.
  65. Д.С., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт, защита //Вопросы психологии.- 1991.- № 6.- С.69−82.
  66. Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе.-М.: Дело.-1993.-348 с.
  67. Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе.-М., 1985.-233 с.
  68. A.A., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений.-Дубна:Феникс, Когито-Центр, 1998.-224 с.
  69. Ю.О. О надежности методики семантического дифференциала//Человек.Среда.Пространство.-Тарту, 1974.
  70. Л.Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности // Активность и жизненная позиция личности. -М., 1998, С.145−158.
  71. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. -Л.: Лениниздат, 1974.
  72. Е.С. Основы социальной психологии.-М., 1967.
  73. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.-М., 1990
  74. Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности.-СПб., 1993
  75. Г., О Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: в 2 т. М., 1981.
  76. П. Современный психоанализ. СПб, 1997.- 200с.
  77. К., Дембо Т., Фестингер Л., Сире С. Уровень притязаний // Психология личности. Тексты./ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -288 с.
  78. Н.Д. Психическое состояние агрессии.//Вопросы психологии, 1972. № 6. — С.168−171.
  79. Н.Д. Фрустрация как один из видов психического состояния.// Вопросы психологии, 1967. № 6.- С. 118−128.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.:МГУ, 1975.-304с.
  81. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.-М.: Педагогика, 1983.- Т.2.-320 с.
  82. H.A. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М., 1978.- С.156−172.
  83. .Ф., Китов А. И., Рубахин В. Ф., Филиппов A.B. Актуальные проблемы психологии управления.-М., 1987.-92с.
  84. Лоренц К.Агрессия.-М., 1994.-С.30−62.
  85. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983.
  86. Д. Социальная психология -СПб: изд-во «Питер», 1997.-688 с.
  87. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя.//Педагогика, 1995.-№ 6.
  88. А.К. Психология профессионализма. -М., 1996.
  89. Г. И. Социально-психологический тренинг.- М.: изд-во «Совершенство», 1998.- 208 с.
  90. Менеджеру о менеджменте. Наука и искусство эффективного управления./Под общ. ред. Л. Г. Лаптева. -М., 1997.
  91. B.C. Психология индивидуальности.-Воронеж:НПО «МОДЭК», 1996.-448 с.
  92. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело, 1996. -704 с.
  93. С. Эксперимент в социальной психологии СПб: Изд-во «Питер», 2000.-336 с.
  94. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально экономических условиях // Вопросы психологии. 1997.- № 4.- С.29−38.
  95. Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение.-М.: Финансы и статистика, 1998.-160 с.
  96. Т.К. Биографический метод и проблема психологии личности ученого // Вопросы психологии, 1994.-№ 2.- С. 133−138.
  97. В.К., Мишина Т. М. Семейная психотерапия // Руководство по психотерапии./Под ред. В. Е. Рожнова.-Т.: Медицина, 1979.-620 с.
  98. В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности.Тексты./Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-288с.
  99. В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева М., Воронеж, 1995.
  100. Г. С., Сливкин Ю. Н. Психология менеджмента // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/Под ред. Г. С. Никифорова.- СПб.: Государственный Университет, 1991.-151с.
  101. Общение и оптимизация совместной деятельности. /Под ред. Г. М. Андреевой, ЯЛноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. -304 с.
  102. A.M. Руководитель: Размышления о стиле управления.-М.:1. Политиздат, 1987.-366 с.
  103. А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики.- Нальчик, 1996, — Вып 1.-128 с.
  104. АА. Общая психокоррекция /Учебное пособие для студентов вузов.- М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 512 с.
  105. Основы общей и прикладной акмеологии / Учебное пособие.-М.: РАГС, Воен. акад. им. Ф. Э. Дзержинского, 1994.
  106. ПанасюкА.Ю. Управленческое общение.-М., 1990.
  107. Панасюк А. Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж.-М.: Дело, 1998.-240 с.
  108. Г. Агрессия наших детей.- М.: Прогресс, 1997.- 60 с.
  109. С.Н. Закон Паркинсона. Ваше преуспевание в ваших руках/Д.Карнеги, Л.Дж.Питер, С. Н. Паркинсон, А. Блох: Перевод.-М.: Республика, 1993.-447 с.
  110. .Д. Руководство и лидерство.-Л., 1973.
  111. . Возрастной подход в психологии азвития.//Психологический журнал, 1994.- № 1.- С.60−64.
  112. Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования /Пер. с англ. Под ред B.C. Магуна.- М: Аспект Пресс, 2000.-607 с.
  113. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование формы репрезентации в обыденном сознании.-М., 1988.-176с.
  114. A.B. Психологическая теория коллектива. М., 1979.
  115. В.А. Личность в психологии.-Ростов на Дону: изд-во Феникс, 1996.-512 с.
  116. В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности -М.: 1998- Кн. 1-ая-304 с.
  117. Ю.П. Критерии профессионализации и формированиеструктуры профессиональных способностей // Развитие и диагностика способностей. Под ред. В. Н. Дружнина, В. Д. Шадрикова. М., 1991.
  118. Подбор и использование руководящих работников в промышленности/Отв. ред. Голиков В.И.-Киев.-1978.-224 с.
  119. Г. Х. Эффективное управление. М.: Экономика, 1985.
  120. И.М. Ценностные представления и «парадоксы» самосознания // Социс, 1984.- № 4.- С. 29−36.
  121. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности ./Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой и др.- СПб.: Речь, 2001.-С.311−322.
  122. Практическая психодиагностика. Методы и тесты. //Учебное пособие под ред. ДЯ. Райгородского. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998.- С.174−180,240−260.
  123. А.И. Организации: системы и люди. М.:Политиздат, 1982.
  124. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.
  125. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности кадров гос. службы / Авт. колл. С. А. Анисимов и др. -М.: Изд-во РАГС, 1997. -415 с.
  126. Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -288 с.
  127. Психология формирования и развития личности./Под ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981.- 368 с.
  128. Психология личности и образ жизни./Под ред. Е. В. Шорохова, М.: Наука, 1987.-219 с.
  129. Психология межличностного познания./Под ред. А. А. Бодалева. -М.: Педагогика, 1981. -223 с.
  130. Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского, М.: Педагогика, 1987.
  131. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия/Сост. К. В. Сельченок.-Мн.:Харвест, 1999.-656 с.
  132. Психология. Словарь/Под ред. A.B. Петровсеого и М.Г. Ярошевского-М.:Политиздат, 1990.-494 с.
  133. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления.-М.: изд-во РАГС, 1997.
  134. Развитие профессионализма гос. служащих: Методология и практика / Деркач A.A., общ. ред. -М.: Изд-во РАГС. -1998. -102 с.
  135. А. Р. Ситковская О.Д. Насилие, агрессия, жестокость, как объекты криминально-психологического исследования //Насилие, агрессивность, жестокость. Криминально психологическое исследование. Сборник научных трудов.- М., 1989 -С.4−15
  136. М. Помощь трудным детям.- М., 1978.- 193 с.
  137. A.A. Психология изучения личности. Спб, 1999.
  138. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива./ Под ред. Б. Д. Парыгина.-JI., 1986.-С.56−62.
  139. М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. -М.: Прогресс, 1988.
  140. РозенблатВ.В. Проблема утомления.М., 1975.
  141. C.JI. Основы общей психологии. -СПб.: Изд-во «Питер», 1999. -720 с.
  142. Рудестам Кьел. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.-368 с.
  143. Руководитель и коллектив. Социально психологический очерк// Кузьмин Е. С. и др. -JL, 1974.
  144. Т.Г. Агрессия и контроль.//Вопросы психологии, 1992.5.-С.23−25.
  145. Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке.-М., 1991 .-С.89−95.
  146. Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии.//Вопросы психологии, 1991.-№ 1.-С. 81−86.
  147. A.A. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом // Трудовой коллектив как объект и субъект управления. JL, 1980.
  148. СЛ. Социально психологические аспекты управления карьерой персонала ДП «Уренгойгазпром» // Управление персоналом. -1997.-№ 4.-С.52−55.
  149. Ф.С. Психологическая типология криминальной агрессии.// Психологический журнал, 1990.-Т. 20.-№ 6.-С.35−39.
  150. АЛ. Руководитель: слово и дело. Социально -психологические аспекты. М., 1983.
  151. А.Л. Социальная психология управления. Л., Изд-во ЛГУ, 1989.- 176 с.
  152. Секреты умелого руководителя / Сост. И. В. Липсиц. -М.: Экономика. -1991. -317 с.
  153. В.И. Психология активности. Мн., 1996.- 280 с.
  154. Г. Стресс без дистресса.-М.: Прогресс, 1979.-345с.
  155. З.Ф. Влияние роли и статуса на процессы социальной перцепции и восприятия информации // Экспериментальная и прикладная психология.-Л., 1971.- Вып.4.
  156. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996.-96 с.
  157. Ю.В. Руководитель организации и его команда. -М.- Ульяновск: фирма DARp, 1996.-118 с.
  158. Ю.В. Психологические закономерности формирования руководителем своего окружения в организации. -М.:РАГС, 1996.224 с.
  159. Ю.В. Психологические механизмы формирования руководителем управленческой команды.- Монография.-М, 2000.-272с.
  160. Ю.В. Психология внутриорганизационных отношений. -М., Ульяновск, 1995.
  161. Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений.-М.: Владос.-2001.-96 с.
  162. Н.Ю. Психологические аспекты жестокости в детско-родительских отношениях.-М., Ульяновск, 1995.
  163. Н.Ю., Синягин Ю. В. Прибор для моделирования совместной групповой деятельности. //Вопросы психологии.-№ 4.-1980.- С.141−144.
  164. Н.Ю., Чирковская Е. Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие) /Под ред. А. А. Деркача, И. В. Калиш.-М., «Вузовская книга», 2001.- 131 с.
  165. Н.Ю., Пазекова Г. Е. К вопросу изучения профессионализма учителя в личностно-ориентированномобразовании / Проблемы общего и профессионального развития личности в современных условиях.-Ульяновск: Изд-во УлГУ .-2000.-269 с.
  166. А.П. Акмеологический тренинг. М., 1996. -430 с.
  167. А.П., Деркач A.A., Елшина И. В. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные психотехнологии. -М.: Луч, 1994.
  168. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития.//Вопросы психологии, 1991.-№ 2.-С.46−49.
  169. JI.H. Диагностика межличностных отношений.// Серия «методы психологической диагностики». -Вып. № 3.-М.: ИКА «Москва», 1990.-48 с.
  170. JI.H. Психодиагностика: методы и методология.- М.:ИКА «Москва».-1990.-88 с.
  171. Э.Е. Как управлять персоналом.-М.:Экономика, 1995. -239с.
  172. С.Ю., Маслов С. Н., Яблокова H.A. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы.-М.:Луч, 1993.-63 с.
  173. Л.Д. Основы психологии.-Ростов на Дону.: Феникс.-1997.-736 с.
  174. Ю.К. Операционально-смысловые структуры профессионального опыта//Вестник МГУ. Психология, 1990.-№ 3.
  175. Л.А. Возложение ответственности за успехи и неудачи в группах разного уровня развития // Вопросы психологии, 1978.-№ 2.
  176. Р. Секреты управления.-М., 1991.-С.55−56.
  177. С.А. Исследование индивидуального стиля личности.// Вопросы психологии, 1991.-№ 3.-С.35−38.
  178. A.B. Возрасты жизни.-М., 1988.-С.47−55.
  179. X., Кэхеле X. Современный психоанализ. Теория. М., 1996.-Т.1. — 576с.
  180. Управленческое консультирование./ Под ред. Милана Кубра.-М.:Интерэксперт.-Т.2.-1992.-350 с.
  181. А., Хейвен П. Личность и социальное поведение.-СПб.: Питер, 2001.-368 с.
  182. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации //Вопросы психологии. -1997.- № 2.- С.88−93.
  183. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 368с.
  184. А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993. — 114с.
  185. Э. Анатомия человеческой деструктивности.-М, 1994.-354 с.
  186. Э. Человеческая ситуация.-М.: Изд-во «Смысл», 1995.-240 с.
  187. А.И. Системный анализ явления агрессии человек- человек. М. Д995.-78 с.
  188. X. Мотивация и деятельность: в 2-х т./Пер. с нем.-М.:Мысль, 1986.- Т.1−408 е., Т.2- 391 с.
  189. X. Тревожность и мотив достижения, как личностные позиции (мотивация и деятельность)./Пер с нем.-М.Мысль, 1986.-Т.2-С.219−241.
  190. Г. Стресс на рабочем месте и производительность / Эффективность государственного управления: Пер. с англ., М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1998.-С.633−645.
  191. Хирургия агрессивности / Диалоги продолжаются: Полемические статьи о возможных последствиях развития современной науки. М., 1989.-С.115−122.
  192. К. Кульура и невроз / Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М.:Изд-во Моск. ун-та, 1982.-288 с.
  193. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ.-М.:Прогресс-Универс, 1993.- 480с.
  194. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза.-СПб.: Лань, 1997.-240 с.
  195. Л., Зиглер Д. Теории личности. -СПб: Питер.-1997.-608 с.
  196. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития.-М.: Интерпрайс, 1995.-288 с.
  197. Р. Психология влияния СПб.: Питер Ком, 1999. — 272 с.
  198. П.Д. Методика оценки деловых и личностных качеств руководителей среднего звена //Психологический журнал, 1986.-Т.7.-№ 3.-С. 143−148.
  199. П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху. М., 1994.
  200. В.Д. Деятельность и способности человека. М., 1996.
  201. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех./Пер с нем.-М.: издательская группа «Прогресс», 1993.-240 с.
  202. В.М. Управленческая психология. М., 1984.
  203. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику.-М., 1983.-157 с.
  204. П. Социология социальных изменений.-М.:Экономика, 1996.-194 с.
  205. А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса— СПб.: Питер Ком, 1999.288 с.
  206. М.Г. Програмно-ролевой подход к исследованию руководства научным коллективом// Проблемы руководства научным коллективом.-М., 1982.
  207. Campbell A., Muncer S. Models of Anger and Aggression in the social talk of Women and Men. // Journal for the Theory of Social Behavior. 1987, N17, P.489−512.
  208. Dollard J., Doob L.W., Miller’N.E., Mowrer O.H., Sears R.R. Frustration and Aggression. N.H., Yale Univ. Press, 1939.
  209. Feshbach N.D., Feshbach S. Empathy training and the Regulation of Ag gression: Potentialities and Limitations. // Academic Psychology Bulletin. 1982, N4, P.399−413.
  210. Hartup W.H. Aggression in Childhood: Developmental Perspectives. // American Psychologist, 1974, N29, P.336−341.
  211. Maccoby E.E., Jacklin C.N. Sex differences in aggression: a rejoinder and reprise. / chap. Child development. Stanford Univ. Press, 1980, N51, P.964−980.
  212. Mehrabian A., Epstein N. A measure of emotional empathy. I I Journal of Personality. 1972, N40.
  213. Messner M. Power at Play: Sports and the Problem of Masculinity. Bos ton, Beakon Press, 1992.
  214. Messner M.A., Sabo D.F. Sex, violence and power in sports. The Cross ing Press, Freedom, 1994.
  215. Schwarzer R., Spilberger H. Die Aggresion alt Zusdand und Entstellung dez Personlicheid. // Zeitschrift Fur Differentielle und Diagnostisihe Pshy-logic. 1982, Nl, P.27−33.
  216. Severson R Adler Agone and Aggression. // Individ. Psychol. 1990,46, N3, P.324−357.
  217. Описание значения шкал опросника агрессивности Басса-Дарки
  218. Физическая агрессия использование физической силы против другого лица.
  219. Вербальная агрессия выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятие, ругань).
  220. Косвенная агрессия использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топании ногами и т. д.).
  221. Негативизм оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов.
  222. Раздражение склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости.
  223. Подозрительность склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред.
  224. Обида проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувства гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.
  225. Аутоагрессия, или чувство вины отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает не хорошо: вредно, злобно или бессовестно.
  226. Модифицированный вариант методики ЛСД
  227. Уважаемый коллега! Просим Вас выразить Ваше мнение по ряду вопросов, связанных с Вашей работой и коллективом, в котором вы трудитесь.
  228. Нравится ли Вам Ваша работа?
  229. Очень нравится Пожалуй, нравится Работа мне безразлична Пожалуй, не нравится Очень не нравится
  230. Хотели бы Вы перейти на другую работу?• Да• Нет• Не знаю
  231. Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале степень развития перечисленных ниже качеств у Вашего непосредственного руководителя:
  232. Качество Оценка Качество Оценка1. Трудолюбие Отзывчивость
  233. Общественная активность Общительность
  234. Профессиональные знания Способность разбираться в людях
  235. Забота о людях Справедливость
  236. Требовательность Доброжелательность
  237. Предположим, что по каким-либо причинам Вы временно не работаете, вернулись бы Вы на свое нынешнее место работы?• Да• Нет• Не знаю
  238. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?• Большинство членов нашего коллектива хорошие, симпатичные люди• В нашем коллективе есть всякие люди• Большинство членов нашего коллектива люди малоприятные
  239. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили
  240. Нет, конечно Скорее нет, чем да Не знаю, не задумы- вался над этим Скорее да, чем нет Да, конечно
  241. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра «1» характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а «9» — коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку вы поместили бы свой коллектив? ~~1 2 3 4 5 6 7 8 9~Ф
Заполнить форму текущей работой