Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нейропсихологическая диагностика формирования памяти у младших школьников: Кросс-культурное исследование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе были рассмотрены основные положения культурно-исторического подхода к пониманию высших психических функций. Они социальны по происхождению, опосредованы речью и произвольны по способу их функционированию. Формирование высших психических функций носит гетерохронный характер, проявляющийся в разных темпах формирования, как отдельных психических функций, так и отдельных звеньев… Читать ещё >

Содержание

  • РАЗДЕЛ 1. 0собенности формирования и нарушений в формировании памяти в младшем школьном возрасте
  • Глава 1. Развитие психических функций в онтогенезе. а. Основные принципы формирования психических функций. б. Гетерохрония развития психических функций. в. Развитие памяти в онтогенезе

Глава 2. Нейропсихологические исследования памяти у детей. а. Нарушение памяти при органических поражениях мозга. б. Нейропсихологические исследования нормального развития памяти и отклонений в формировании памяти.

Глава 3. Проблема готовности к школе и начального обучения детей в школе. а. Проблема готовности к школе. б. Проблема начального обучения арабских детей в школе.

Глава 4. Социокультурный аспект- кросс-культурная психология.

РАЗДЕЛ И. Экспериментальное нейропсихологическое исследование формирования памяти у арабских и русских детей (младший школьный возраст).

Глава 5. Цель, гипотезы, задачи и методики исследования.

Глава 6. Результаты исследования формирования памяти у арабских младших школьников.

6.1. Состояние слухоречевой памяти у арабских детей 7,8,9 лет.

6.2. Состояние зрительной памяти у арабских детей 7,8,9 лет.

6.3.Сравнение результатов исследования слухоречевой и зрительной памяти у арабских детей.

6.4.Состояние двигательной памяти у арабских детей 7,8,9 лет.

6.5. Нейропсихологическая шкала у арабских детей 7,8,9 лет.

6.6. Половые различия в слухоречевой и зрительной памяти у арабских детей.

Глава 7. Сравнительный анализ результатов обследования арабских детей и русских детей.

7.1. Сравнительный анализ результатов, полученных при исследовании слухоречевой памяти.

7.2. Сравнительный анализ результатов исследования зрительной памяти.

7.3. Сравнительный анализ результатов исследования двигательной памяти.

7.4. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования разных видов памяти.

Глава 8. Обсуждение результатов.

Выводы.

Нейропсихологическая диагностика формирования памяти у младших школьников: Кросс-культурное исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Осенью 2000 года мне и коллегам, из основанного нами центра реабилитации детей с поражениями мозга и минимальными мозговыми дисфункциями «Галилей», пришлось принимать участие в конференции специалистов арабских стран и Швеции в столице Египта — Каире, посвященной актуальной для нас теме: «Learning Disabilities». Вместо чтения подготовленного нами доклада «Developing an Arabic Language Tool for Testing Children For Learning Disability», выдержанного в духе учения А. Р. Лурия, прошла открытая дискуссия о роли нейропсихологии в диагностике и коррекции не только патологического, но и отклоняющегося и нормального развития психических функций у детей. В представленных на конференции странах нейропсихология играла скромную роль в клинике локальных поражениях мозга, поэтому понимать друг друга было не легко.

Поддерживающих нашу точку зрения исследований по этой проблематике на арабском языке нет, поэтому убедить приехавших на конференцию специалистов, имевших в основном медицинское образование (педиатры, психиатры, неврологи) и, соответственно, ориентированных на медикаментозные формы работы, в необходимости интегративной работы психологов и врачей в диагностике и реабилитации детей было сложно.

Этот пример приведен для того, чтобы показать недостаточное внимание, которое уделяется нейропсихологии в арабском мире.

Вместе с тем начало такой работе положено в упоминавшемся выше центре, в котором проводятся нейропсихологические обследования арабско-палестинских детей младшего школьного возраста (7, 8, 9 лет). Анализ и понимание специфики протекания, характеристик различных психических функций у этой группы детей в нейропсихологическом, а также в культурном аспектах является весьма актуальным по ряду причин:

1. Характерной для арабо-палестинского населения в Израиле является проблема диглоссии, т. е. одновременное существование двух форм языка, применяемого в разных функциональных сферах — разговорного и литературного.

2. Проблема полилингвизма или многоязычия — еще до хорошего усвоения родного арабского языка, дети, начиная с 3-го класса, учат и используют еще два языка (иврит и английский).

3. Существует специфика в формировании право-левого направления зрительного восприятия. Начиная со второго класса, до полного формирования и закрепления право-левого направления восприятия при чтении, письме, дети переходят к таким видам деятельности, в которых необходимым условием является противоположное направление восприятия (слева — направо). При изучении арифметики дети пишут цифры справаналево только в первом классе, начиная со второго класса, дети учатся писать цифры в противоположном направлении, слева — направо. Соответственно при изучении других языков и во многих других видах деятельности идет формирование лево-правого направления восприятия.

4. Фиксируется высокий процент неуспевающих детей по тем предметам, изучение которых связано с пониманием литературного арабского языка. Исследования показали, что среди арабских детей 23% неуспевающих имеют проблемы в «понимании читаемого» — это в шесть раз больше, чем у еврейских детей того же возраста (4%) (Бин Арие и др., 2000).

5. Отмечается недостаточность диагностических средств, адаптированных для арабских детей, испытывающих трудности при обучении в школе. Существующие тесты, не всегда учитывают культурные особенности и различия.

Специфика арабоязычной социокультурной ситуации психического развития ребёнка ставит вопрос о возможных различиях в динамике формирования кортикальной организации психических функций у арабских детей по сравнению с российскими.

Степень разработанности проблемы: Нейропсихология мало распространена и применяема в клинике локальных поражений мозга в арабских странах. Получивший большое развитие в последние годы раздел нейропсихологии — нейропсихология индивидуальных различий, в рамках которого развивается дифференциальная нейропсихология детского возраста, к сожалению, пока не нашел достаточного распространения в арабских странах, и поэтому проблема нейропсихологического анализа развития психических функций у этой популяции детей является полностью нераскрытой.

С другой стороны, в экспериментальных исследованиях в рамках «второй» или кросс-культурной психологии, мало внимания обращалось на детей как «объект» исследования для выявления и, в еще меньшей степени * для анализа, различий в когнитивных процессах. Такие сравнения носили общий и описательный характер, а о динамике развития психических функций, речь почти не шла. Наконец, участие арабских групп в кросс-культурных исследованиях отмечается в основном в рамках кросс-культурной психотерапии.

Объект исследования: состояние и особенности формирования памяти у арабских детей младшего школьного возраста (7−9 лет) обучающихся в общеобразовательных школах (всего 94 ученика).

Предмет исследования: закономерности формирования мнестической деятельности в младшем школьном возрасте, выявляемые на основе нейропсихологического анализавлияние и роль культуры в формировании мнестической деятельности.

Цель работы заключается в изучении специфики формирования разных видов памяти у арабских детей младшего школьного возраставыявлении динамики формирования разных параметров, характеристик памяти в разные возрастные периодыисследовании роли и влияния культурных особенностей на формирование памятианализе и сравнении специфического влияния социокультурных особенностей на формирование памяти у российских и арабских детей.

Общие гипотезы исследования заключаются в том, что: а) с увеличением возраста, у арабских детей, также как и у российских, будет наблюдаться позитивная динамика в показателях памяти. Эта динамика будет различаться у разных групп детей по двум критериями: культурному (арабские и российские дети) и половому (арабские мальчики и девочки). Отличия в динамике формирования различных видов и показателей памяти отражают действие принципа гетерохронии в формировании психических функций, в созревании соответствующих отделов мозга у исследуемых групп детейб) влияние социокультурных особенностей может проявиться в неравномерном формировании разных видов памяти, а также отдельных характеристик памяти у российских и арабских детей.

Одна из возможных причин таких различий может быть связана со спецификой доминирующего направления зрительного восприятия при чтении и письме в данных культурах.

Достижение цели и проверка выдвинутых гипотез предусматривает решение следующих задач:

1. адаптация нейропсихологической методики «ДиаКор» для арабо-язычных детей;

2. нейропсихологическое обследование арабских дети разных возрастов (7, 8, 9 лет) с помощью адаптированной методики «ДиаКор»;

3. проведение сравнительного интракультурного (арабские дети разных возрастных групп) и кросс-культурного (российские и арабские дети) анализа состояния разных видов памяти и разных параметров каждого вида памяти 7, 8, 9 лет;

4. сравнительный нейропсихологический анализ формирования разных видов памяти и различных отделов мозга у детей 7−9 лет;

5. анализ влияния обучающих процедур в условиях разных культур (арабские и русские дети) на формирование доминантного типа направленности зрительного восприятия при реализации мнестической деятельности.

Статистическая достоверность результатов обеспечивалась объемом выборки и использованием статистических методов (пакет программ SAS).

Методики исследования:

1. Методика нейропсихологической диагностики и коррекции младших школьников «ДиаКор» (Микадзе Ю.В., Корсаковой Н. К. 1994), с адаптацией вербальных заданий для арабо-язычных детей.

2. Тест на зрительное восприятие ряда изображений животных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. произведённое исследование может быть охарактеризованно как новое направление, формирующее в рамках дифференциальной нейропсихологии детского возраста — кросс-культурная нейропсихология детского возраста. Впервые, целью кросс-культурной исследования явился сам процесс развития психической функции у детей в разных возрастах. Исследование показало на разных культурных популяциях необходимость и релевантность учета фактора возраста при обследовании детей в дальнейших исследованиях в этой области;

2. было показано, что культурные различия оказывают влияние на формирование определенной психической функции (память), что проявляется при сравнении одновозрастных детей из разных социокультурных группm.

3. проведенное нейропсихологическое кросс-культурное исследование является первым с участием арабских детей и термин «дифференциальная нейропсихология детского возраста» впервые введен в арабский психологический язык.

4. в работе впервые показано влияние культурных особенностей на развитие процессов памяти у арабских детей младших классов;

5. проведена адаптация к арабо-язычным детям методики обследования памяти, основанной на теории системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурия.

Практическая значимость исследования:

Практическая значимость заключается в возможности использования методики «ДиаКор» для обследования и диагностики патологического, отклоняющегося развития психических функций, приводящего к трудностям в обучении, а также для анализа индивидуальных особенностей нормального ^ развития у арабских детей. Адаптированная методика может стать альтернативой для существующих классических тестов и удовлетворить профессиональные потребности специалистов, ориентированных на качественный анализ особенностей формирования психических функций и работающих в разных областях практической деятельности: психологов, нейропсихологов, педагогов специального обучения, неврологов и др.

Результаты, нормативы, полученные в работе, могут быть использованы при построении учебных программ и коррекционной работы в элементарных школах.

Положения, выносимые на защиту.

1. Одним из центральных факторов, влияющих на развитие психических функций (в частности памяти), является социокультурная среда. Проявляется это в виде различий в сформированносги и динамике формирования разных видов памяти и их параметров у одновозрастных детей из разных социокультурных групп.

2. Социокультурное воздействие и, следовательно, культурные отличия между арабскими и российскими детьми наиболее отчетливо прослеживаются в формировании зрительной и слухоречевой памяти. У арабских детей младшего школьного возраста более быстрыми темпами формируется слухоречевая память по сравнению со зрительной, а у российских детей наблюдается обратная картина.

3. Строение и степень сформированное&tradeотдельных звеньев функциональной системы памяти зависит от межсистемных перестроек в ходе развития ребенка, и, следовательно, от характера и степени сформированности других функциональных систем, включаемых в структуру мнестической деятельности (например, системы зрительного восприятия). Культурные особенности формирования зрительного, а восприятия у арабских детей могут выступать одной из причин различий в формировании зрительной памяти у арабских и российских детей.

4. В кросс-культурных исследованиях, необходим качественный анализ полученных различий в формировании психических функций, позволяющий показать в каком возрасте культурные различия имеют более или менее выраженный характер, и объяснить обусловленные культурным влиянием причины этих различий.

5. Кросс-культурные различия в формировании психических функций могут иметь очень неустойчивый и лабильный характер в детском возрасте. Однако, наряду с лабильными и неустойчивыми параметрами памяти, существуют и общие, стабильные различия.

Результаты исследования подтвердили выдвинутые гипотезы и показали наличие динамики в формировании разных видов памяти и всех параметров памяти каждого вида с возрастом. Показан гетерохронный характер формирования разных видов памяти у арабских детей, различия в формировании разных видов памяти у арабских и российских детей. Выделены параметры, по которым происходит наиболее интенсивное развитие памяти в этом возрасте.

В работе частично подтверждены результаты описанных в литературе исследований по половым различиям. У арабских детей только с 8-ми летнего возраста можно говорить об увеличивающемся преимуществе в зрительной памяти у мальчиков. До этого, в возрасте 7 лет, девочки значительно превосходят мальчиков по результатам тестирования зрительной памяти. В слухоречевой памяти различия были не значимыми.

Кросс-культурный сравнительный анализ показал, что по результатам тестирования зрительной памяти российские дети имеют более высокие результаты, чем арабские, в слухоречевой памяти наблюдается обратная картина. В двигательной памяти существенных различий не было.

Анализ результатов исследования направления сканирования зрительно воспринимаемых стимульных рядов подтвердил решающую роль культурных факторов в формировании зрительного восприятия. В дошкольном возрасте значительных различий между арабскими и российскими детьми в направлении зрительного восприятия стимульных рядов не было. По мере включения детей в разную, свойственную культуре, образовательную деятельность начинают проявляться четкие различия. Все арабские дети называют стимулы в ряду с права налево, а все российские дети — слева направо, в соответствии с принятым в культуре способом письма и чтения.

Нейропсихологический анализ преимущественного формирования тех или иных структур мозга в этом возрасте показал, что у арабских детей в этом возрасте наиболее интенсивно формируются: задние отделы левого и передние отделы правого полушарий — передние отделы левого полушариязадние отделы правого полушария (отделы мозга расположены в порядке убывания показателей). Картина наиболее активного формирования различных зон мозга у арабских детей 7−9 лет отличается от той же у российских.

Таким образом, результаты показали что, развитие высших форм мнестической деятельности может зависеть от действия социокультурных факторов (образовательных, языковых, исторических, общественных норм и ценностей, способов воспитания и др.).

Заключение

.

Нейропсихология индивидуальных различий — это новая область нейропсихологии, получившая большое развитие в последние годы в России. В то же время появился целый ряд работ, в которых с помощью нейропсихологических методов проводилось исследование нормальных детей. Это послужило началом развития еще одной отрасли нейропсихологии — дифференциальной нейропсихологии детского возраста, целью которой является исследование процесса развития разных психических функций в онтогенезе.

В культурно-исторической концепции, являющейся методологической основой данной работы, при анализе формирования психических функций необходимо учитывать роль социокультурной среды в этом процессе.

Культура — это адаптивный процесс, аккумулирующий частичные решения часто встречающихся проблем. Культура — это процесс, в котором участвуют наши повседневные культурные практики (Hutchins Е. 1995, с. 354.). «Культура включает значимые для группы традиции и артефакты, идеи, поведение, способы выражения и материальные объекты» (Fine G. 1987, с. 124). «Она возникает везде, где люди на протяжении какого-то периода времени включены в совместную деятельность» (М. Коул, 1997. с.336).

Кросс-культурная нейропсихология — это совсем новая область применения нейропсихологической методологии и методов для решения задачи нейропсихологического анализа формирования психических функций у детей разных культур. Она находится на стыке ряда разных психологических, нейробиологических, социологических, антропологических и других наук.

Данная работа является одним из первых исследований в арабском мире, касающихся проблемы развития психических функций у арабских детей, и первой работой по нейропсихологическому кросс-культурному сравнению формирования психических функций у арабских и российских детей.

В работе были рассмотрены основные положения культурно-исторического подхода к пониманию высших психических функций. Они социальны по происхождению, опосредованы речью и произвольны по способу их функционированию. Формирование высших психических функций носит гетерохронный характер, проявляющийся в разных темпах формирования, как отдельных психических функций, так и отдельных звеньев в функциональной системе каждой психической функции. Гетерохронии в темпах формирования психических функций обусловлены действием генетических и средовых факторов и в силу этого могут детерминировать индивидуальные различия между детьми, как в пределах одного возрастного этапа онтогенеза, так и на разных этапах развития.

В литературном обзоре проведены основные подходы и теории развития психических функций (JI.C Выготский, Д. Б. Эльконин, A.B. Запорожец, П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже и др.) и способы оценки развития на разных этапах возрастного развития (широко распространенные IQ тесты — Wisc-R, Wppsi, Stanford-Benet, Sampson, Vineland, и др.).

В ходе онтогенеза память становится произвольной и опосредованной. Опосредование означает, что в мнестическую деятельность включается целый ряд психических функций, которые не являются собственно мнестическим, но с помощью которых, осуществляется мнестическая деятельность. Это означает, что с изменением возраста меняется не только структура самой памяти, как психической функции (внутрифункциональные перестройки), но и структура связей памяти с другими психическими функциями, происходят межфункциональные перестройки.

Перестройки, происходящие в психических функциях, находят свое отражение и в формировании различных мозговых структур, связей между ними. Динамику этого формирования можно проследить в нейропсихологическом обследовании, проводимом с детьми разного возраста.

Нейропсихологическое исследование нормального развития психических функций и отклонений в их развитии проводилось целым рядом авторов. В ряде работ (Т.В. Ахутина и др. 1996; Н. К. Корсакова и др. 2001; Н. Г Манелис 1999; Ю. В Микадзе, 1998, 1999; A.B. Семенович и.

A.А Цыганок, 1995; JI. C Цветкова 1999, 2001; Н. П. Чурсина, 2001 и др.) показана роль, как отдельных мозговых структур, так и характер их динамического взаимодействия при формировании психических функций.

Согласно культурно-историческому подходу Л. С. Выготского и его последователей, социокультурная среда является необходимым условием для нормального развития. Культурные влияния проявляются в особенностях развития памяти и других психических функций. Вундтом в психологию было введено понятие «вторая» психология, а до него.

B. Гумбольтом — Folkpsychology. для обозначения нового направления в психологии, которое носит сегодня название «культурная» или «кросс-культурная психология». Многочисленные исследования в этой области, проводимые со времен Вундта по настоящее время, показали различия в психических процессах у представителей разных культур. Исследования А. Р. Лурии в Средней Азии в 1931 г., М. Коула и С. Скребнер в Либерии в 70-хх годах XX в., Ж. Бирри среди эскимосов в 1986 г. и многие другие современные исследования показали роль культуры в укреплении определенных видов деятельности, следствием чего становится специфическое формирование и развитие определенных психических функций и отдельных их характеристик.

В проведенной работе исследовались процессы развития памяти у арабских детей в трех возрастных группах — 7, 8, 9 лет, обучающихся в общеобразовательных арабских школах в Израиле.

Целью работы являлось изучение динамики развития памяти, выявление специфики формирования разномодальных видов памяти, а также разных параметров в каждом виде памяти. Для выявления этой динамики обследовались дети из разных возрастных групп, обучающиеся в разных культурных средах.

В работе описана специфика Арабско-Палестинской культуры, основные характеристики и проблемы исследуемой группы детей. Поскольку язык, по данным многих авторов, является одним из основных факторов влияющих на процесс развития психических функций, то были описаны подробно характеристики арабского языка, проблема диглоссии и полилингвизма, особенности школьных «вербализованных» программ, проблема развития право-левого направления зрительного восприятия и зрительно-моторных серийных действий.

Кросс-культурный аспект работы заключался в сравнении результатов обследования одновозрастных арабских и российских детей.

Основная методика исследования памяти «ДиаКор» была адаптирована в вербальной части к арабскому языку.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ал-Абед. Письменная и устная речь, теоретическое исследование, Дар-Альфикр. Кахир, 1990.(Арабский).
  2. .Г. Собрание соч. Т.2. Москва, Педагогика 1980 г.
  3. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. Москва. Наука, 1980 г.
  4. Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе. / 1 Международная конференция памяти А. Р. Лурия: сборник докладов. М. 1998.С.85−92.
  5. Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения / Проблемы социальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. Москва, 1998.
  6. Т.В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю., Полонская H.H., Пылаева Н. М., Яблокова JI.В., Методы нейропсихологического обследования детей 6−8 лет.// Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1996 № 2.С. 51−58.
  7. Т.В., Пылаева Н. М., Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения./ Нейропсихология сегодня. Москва 1995. С. 160−170.
  8. А., Чурсина Н. П. Формирование зрительного восприятия в онтогенезе: кросс-культурное исследование. Вторая международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия. тезисы докладов. М.2002 .
  9. Бин Арие: Дети в Израиле: годовой статистический отчет, Национальный Совет Защиты Ребенка, Иерусалим 2000 (на иврите).
  10. Т.Г., Фарбер Д. А. Электрофизиологический анализ внутриполушарных различий в механизмах зрительного опознания.// Жур. Высш. Нервн. Деят. 1984, Т.34, С.841−847.
  11. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва, 1968.
  12. Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г., Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. Москва, 1990. 136с.
  13. А.Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии. 1988. № 3.
  14. Л.Г., Коновалов В. Ф. Электрографические следовые процессы и память. Москва, 1976.
  15. Л.Г., Бурковецкая Ж. И., Коновалов В. Ф. О функциональной асимметрии головного мозга детей и объеме кратковременной памяти // Функциональная асимметрия и адаптация человека. Москва, 1976.
  16. Л.С. Собрание соч.: в 6-и тт. Москва, 1982−1984.
  17. Л.С. Развитие Высших психических функций. М.1960.
  18. Л.С. Педагогическая психология. М. 1991. -480с.
  19. Л.С. Лекции по психологии. СПб., 1999. 144 с.
  20. П.Я., Запорожец A.B., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М. МГУ, 1978.
  21. .М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. М. 1999. 160 с.
  22. .М., Гончаров O.A., Максименко М. Ю., Пылаева Н. М. Динамика нейропсихологических синдромов после нейрохирургической операции // Вестник МГУ. Сер.14, Психология. 1991, № 2. с. 18−31.
  23. Ш. Рисунки детей, Рашафим, 1979 (Иврит).
  24. В.В. учение Леонтьва А.Н. о взаимосвязи деятельности и психического отражения./ Леонтьев и современная психология. М. МГУ. 1983.
  25. A.B. Интеллектуальная подготовка детей в школе.// Дошкольное воспитание. 1977. № 8.
  26. A.B. Основные проблемы онтогенеза психики. В кн. Избранные псих, труды: В 2-х тт. Т.1, 1986 с.223−257.
  27. З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников / психология памяти. М. 1998. С. 653−657.
  28. И.С. Особенности интеллектуального различия детей // возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М. 1981.
  29. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии, 1981, № 2.
  30. В.Ф., Сериков И. С. Половые особенности проявления функциональной асимметрии полушарии головного мозга при мнестической деятельности.// Проблемы нейрокибернетики. Ростов Н/Д. 1983.
  31. Т.В., Григоренко E.JI. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (По опроснику А. Эдвардса) // Вопросы психологии, 1995, № 5.
  32. Т.В. (ред.). Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Москва, Форум, 1998.
  33. Котик-Фридгутет Б. Системно динамический подход к афазии у билингвов / 1 международная конф. Памяти А. Р. Лурия, сб. докладов, М. 1998.
  34. Н.К., Микадзе Ю. В. Нейропсихологические исследования памяти: итоги и перспективы / А. Р. Лурия и современная психология. М., 1982. С. 101−110.
  35. Корсакова Н. К, Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Москва, 1997.
  36. Н.К., Ыосквичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. М., 1988. 89 с.
  37. М. Культурно-историческая психология. М. «КогитоЦентр», 1997.
  38. М. Александр Лурия, культурно-историческая психология и разрешение кризиса в психологии./1 международная конф. памяти А. Р. Лурия. М. 1998.
  39. М., Скрибнер С. Культура и мышление. М. «Прогресс» 1977.
  40. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991. 152 с.
  41. О.А., Карасева Т. А., Найдин В. Л. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных. (Методические рекомендации). М. 1983. 29 с.
  42. В.В. Нарушение психического развития у детей. М., 1985.
  43. В.В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития./ 1 международная конф. памяти А. Р. Лурия. М. 1998. С. 193−200.ш 138
  44. , В., Различие в ресурсах и достижениях Арабской школы, Фолксхаймер Институт Гос. Исследования, Иерусалим, 1997.(Иврит).
  45. А.Н. Развитие памяти / Экспериментальное исследование высших психических функций. М. 1931.
  46. А.Н. Проблемы развития психики. М. 1972.
  47. А.Н., Лурия А. Р., Смирнов A.A. О диагностических методах психологического исследования школьников. // Советская педагогика. 1968. № 7. с. 65−77.
  48. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М. 1963.
  49. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М. 1969.
  50. А.Р. Основы нейропсихологии. М. 1973.- 374с.
  51. А.Р. Психология как историческая наука (к вопросу об исторической природе психологических процессов). «История и психология». М. Наука, 1971.
  52. А.Р. (ред.) Схема нейропсихологического исследования. М. 1973.-60с.
  53. А.Р. Нейропсихология памяти: В 2-х тт. 1974,1976.
  54. А.Р. Язык и сознание. М. 1979.
  55. В.Я. Генетический и структурно-функциональный анализ памяти в трудах А.Н. Леонтьева./ А. Н. Леонтьев и современная психология. М. 1983.С.178−183.
  56. М.Ю., Ковязина М. С. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. М. 1998. 43с.
  57. Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития. / Школа здоровья. М. 1999. Т.6. № 1. С.8−24.
  58. Марван Двири Личность, культура и арабское общество, Иерусалим, 1997 (Арабский).
  59. И.Ф. Задержка психического развития: Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 1993.
  60. Т.М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. Москва, «Флинта», 2001.
  61. Ю.В. Методологические принципы психологического анализа индивидуальных особенностей адаптивного поведения./ Системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991. С. 30−31.
  62. Ю.В. Дифференциальная нейропсихология формирования памяти в младшем школьном возрасте.// Психологическая наука и образование, 1999. № 2. С. 87−98.
  63. Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей / 1 международная конф. памяти А. Р. Лурия. М. 1998.
  64. Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. № 2.С. 45−50.
  65. Ю.В. Организация мнестнческой деятельности у больных с локальными поражениями мозга: канд. дисс. М. 1979.
  66. Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 1994.
  67. Нейропсихологическая диагностика/ под. ред. Хомской Е. Д. Части 1 и 2. М., 1994.
  68. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1998.
  69. . Избранные психологические труды. М. Международная педагогическая академия, 1994. 680с.
  70. Ю.Ф. Клиническая психология: состояние и проблемы. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996, № 2.
  71. Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5−6 лет с задержкой психического развития // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология, 1995. № 3.
  72. A.B., Умрихин С. С., Цыганок A.A. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости// Журн. ВНД человека. 1992. № 1.
  73. A.B., Цыганок A.A. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза./ Нейропсихология сегодня. М. 1995.
  74. Э.Г. Доминантность полушарий / нейропсихологические исследования. М. 1978.
  75. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М. 1985.
  76. Симерницкая Э. Г Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». М. 1991.
  77. Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости./ Нейропсихология сегодня. М. 1995.
  78. Э.Г., Скворцов И. А и др. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов. М. 1988.
  79. , Ш. Тест, Тестирование и продвижение ребенка. Университет Бар-илан, Тель-Авив, 1974.{Иврит).
  80. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М. 1983.
  81. Т.Г. Этнопсихология. Москва. 2000.
  82. П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. Талин: Валгус, 1988.
  83. У.В. К проблеме дифференциальной подготовки детей к школе.// Дошкольное воспитание. 1983. № 4.
  84. .Л. Наука и языкознание. В сб.: Новое в лингвистике, вып. 1. М. ИЛ. 1960.С. 169−182.
  85. Д. А. Дубровинская Н.В. Функциональная организация развивающегося мозга. Возрастные особенности и некоторые закономерности// Физиология человека, 1991, Т. 17, С. 17−27.
  86. ДА., Бетелеееа Т. Г., Дубровинская Н. В., Мачинская Р. И. Нейрофизиологические основы динамической локализации функций в онтогенезе. /1 международная конф. памяти А. Р. Лурия. М. 1998.
  87. Фриха, Анис: Произношение и методы его исследования, Дар-Алжил, Бейрут, 1989.(Арабский).
  88. ЕД. Нейропсихология. М. 1987. 288с.
  89. ЕД. Нейропсихология индивидуальных различий. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996, 2, С. 24−32.
  90. ЕД. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы. / 1 международная конф. памяти А. Р. Лурия. М. 1998.
  91. Е.Д., Ефимова И. В. К проблемам типологии индивидуальных профилей межполушарной асимметрии мозга. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1994, 4.
  92. Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М. 1997. 281с.
  93. Т.П., Еремеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М. Педагогика, 1991.
  94. Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М. 1985.-327с.
  95. Л. С. Афазия и восстановительное обучение. М. 1988. -207с.
  96. Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М. Юрист, 1997.
  97. Л.С. Методы диагностического нейропсихологического обследования детей. Москва. Роспедагенство, 2000.
  98. Л.С. (ред.) Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М. Воронеж, 2001.
  99. Л.С., Ахутина Т. В. О попытках стандартизации тестов А.Р. Лурия в США.// Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1981, вып. 12. с. 1877−1879.
  100. Н.П. Особенности формирования мнестической деятельности у детей 6-и лет с речевыми нарушениями./ Материалы 1 Международной конференции по клинической психологии памяти Б. В. Зейгарник: Сборник тезисов. М.2001.
  101. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  102. М.Г. : История психологии, Москва, 1985.
  103. Abalakina-Paap, М., Walter, G., Stefanenko, Т. Gabrielidis, С. Memory for cultural information about Russia and the United States. Effects of Nationality and Mood. / J. of cross-cultural psychology. V. 32. N. 1,2001.
  104. Abu-Rabia, S: Effects of exposure tl literary Arabic on reading comprehention in a diglossic situation. / Reading and Writing: An International Journal 13, 2000.
  105. Amenomori, M., Kono, A., Fournier, J., Winer, G.cross-cultural developmental study of directional asymetries in circle drawing./J. of cross-cultural psychology. Vol. 28, N. 6. 1997.
  106. Ayah, S.: Diglossia and illiteracy un Arab world, Langusge, Culture and Curriculum, 9,1996.
  107. Berry, J.W. Temne and Eskimo skills. International J. of psychology, Vol. 2,1966.
  108. Berry, J.W. Human ecology and cognitive style- Comparative studies in cultural and psychological adaptation. Beverly Hills.C.A.: Sage, 1976.
  109. Berry, J.W., The comparative study of cognitive abilities: A summary/ S.E.Mewsread- S.H.Irvine, P.L. Dann (Eds.), Human assessment: cognition and motivation. Dordrecht: Nijhoff. 1986.
  110. Berry, J.W. Developmental issues in comparation study of psychological difFerintation// Handbook of Cross-cultural Human Development/. R.H. Munroe, R.L. Munroe and B.B.Whiting (Eds.), N.Y.: Gerland STPM, 1981.
  111. Berry, J.W., Poortinga, Y.W., Segall, M.H., Dasen P.R. (Eds.), Cross-cultural Psychology. Research and applications. Cambridge University Press, 1992.
  112. Bjarne, F.: Factors influencing cognitive structures in Ghanian children. Presentation at the 15. th ICCP Congress in Polen, July, 2000 (internet).
  113. Boesh, E.E.: Symbolic Action Theory and Cultural Psychology. Berlin: Springer Verlag, 1990.
  114. Broman, S.H., Michel, M.E. (Eds.): Traumatic head injury in children, N.Y. Oxford University Press, 1995.
  115. Brune, J.S.: Child’s Talk. Acts of Meaning. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1990.
  116. Bruner, J.S., Olver, R.P., Greenfield, P.M.: Studies in cognitive growth, N.Y., 1966.
  117. , J.C., & Brown, A.L. Linking dynamic assessment with school achievment. In C.S. Lidz (Eds.), Dynamic assessment. N.Y.: Guilford, 1987.
  118. Carlson, J.S.&Wield, K.H.: The dynamic assessment of Intellegence. In H.C. Haywood& D. Tzuriel (Eds.), Interactive assessment. N.Y. SpringerVerlag, 1992.
  119. Cole, M., Gay, J., Shap, D.: The Cultural context of learning and thinking. N.Y., Basic Books, 1971.
  120. , M. & Means, B.: Comparative Studies of How People Think. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1981.
  121. , P. & Heron, A.: Cross-Cultural Tests of Piaget’s Theory// Handbook of Cross-cultural Psychology- Developmental Psychology / H.C. Triandis and A. Heron (Eds.): Allyn and Bacon, 1981, Vol. 4.
  122. Eckensberger, L.: From cross-cultural psychology to cultural psychology // Newsletter of the Laboratory of Comparative Human Cognition, V.12,1990.
  123. Ewing Cobbs, L. & Fletcher, J.M.: Neuropsychological assessment of head injury in children. I I J. of Learning Disabilities, 20,1987.
  124. Ewing Cobbs, L., Levine, H.S., Fletcher. J.M., Miner, M.E. & Eisenberg, H. M:. Post-traumatic amnesia in children: Assessment and outcome. J. Clin.Exp. Neuropsychol., 11,1989.
  125. Farr R.M. Wilhelm Wundt (1832−1920) and the origins of psychology as an experemental and social science // British Journal of Social Psychology, V.22,p. 289−301, 1983.
  126. , D. & Iraki, Jr. Effects of listining to teaching story reading on Arab kindergarteners language development. In Pertis, B.(Ed.): Proceedings of the International Jerusalem Symposiom of Encouraging reading. Jerusalem, 1991.
  127. Feurshtein, R.: Cultural difference and Cultural deprivation. In Bleichrodt & Drenth (Ed.) Contemporary issues in cross-cultural psychology, 1991.
  128. Fin, G.A.: with the boys. Chicago: University of Chicago Press, 1987.
  129. Fletcher, J.M., Miner, M.E.& Ewing-Cobbs, L.: Age and recovery from head injury in children. In H. Levin, J. Grafman & H. Eisenberg (Ed.), Neurobehavioral recovery from head injury. N.Y.: Oxford University Press, 1987.
  130. , P.A. & Fisher, P.: Recovery of intellectual ability after closed head injury. Dev. Med., Child Neurol. 25,1977.
  131. Grov’e M.C. H.M.A.M. Hauptfleisch Perceptual Development a guide. Tel-Aviv, Ram, 1992 (Hebrew).
  132. , J. & Stein, H.: Are learning tests the better version of intelligence tests? European J. of Psychological Assessment, 12,1996.
  133. Herlitz, A.: Sex differences in episodic memory. Stockholm University, 1999 (internet).
  134. Hutchins, E. cognition in the wild. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1995.
  135. Kaufman, P.M., Fletcher, J.M., Levin, H.S., Miner, M.E. & Ewing-Cobbs, L.: Attentional disturbance after closed head injury. J. Child Neurol., 8, 1993.
  136. Kotik- Friedgut, B.: A systematic-Dynamic Lurian Approch to Aphasia in Bilingual Speakers. In Communication Disorders Quarterly. Vol. 22,2,2001.
  137. Levin, H.S., Gulhane, K.A., Mendelsohn, E., Lilly, M., Bruce, D., Fletcher, /.Cognitive in relation to magnetic resonance imaging in head-injured children and adolescents. Arch. Neurol., 50,1993.
  138. Levin, H.S., Mendelsohn, E., Lilly, M., Fletcher, J., Gulhane, K. Tower of London performance in relation to magnetic resonance imaging following closed head injury in children. Neuropsy. 8,1994.
  139. Li, C.& Shallcros, D. The effect of the assumed boundarg in the solving of the nine-dot problem on a sample of Chinese and American students 618 y.o. / J. Creative Behavior, 26 (1), 1992.
  140. Li, C., Nuttal, R. & Zhao, S.: The effect of writing Chinese charecters on sucsess on the Water- Level-Task. / J. of Cross-cultural Psychology. Vol. 30 (1), 1999.
  141. , E.E. & Jacklin, C.N.: The psychology of sex differences in a children’s spatial learning task. / J. Psycholol. Vol. Ill (1), 1982.
  142. Marwan Dwairy, Cross-cultural counseling. The Arab-Palestinian case. The Haworth Press, New york London, 1998.
  143. Miller P.H. Theories of Developmental Psychology. 3rd ed. New York: Freeman, 1993.
  144. Piaget, J. The development of thought: Equilibrium of cognitive structures. N.Y. Viking Press, 1977.
  145. Price-Williams D.R. Models of thought in cross-Ocultural research: An historical review // Perspectives on cross-cultural psychology / A.T. Marsella, R. Tharp and T. Ciborowski (Eds.). New York: Academic Press, 1979.
  146. Price-Williams D.R. Toward the idea of cultural psychology: A superordinate theme of study // Jour. of Cross-Cultural Psychology, 11,1980.
  147. Rogoff, B. Apprenticeship un thinking. N.Y. Oxford University Press, 1990.
  148. , B. & Chavajay, P.: What’s become of research on the cultural basis of cognitive development? American Psychologist, 50, 1995.
  149. Scribner S. and Cole M. The Psychology of Literacy. Combridge (Mass.): Harvard University Press, 1981.
  150. Segall, M.H., Campbell, D.T. and Herskovitz, M.J.: The Inflluence of Culture on Visual Perception. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1966.
  151. Segall, M.H., Dasen, P. R, Berry, J.W. & Poortinga, Y. H: Human Behavior in Global Perspective: An Intruduction to Cross-cultural Psychology. N.Y.: Pergamon, 1990.
  152. Segall, M.H., Dasen, P.R., Berry, J.W. & Poortinga, Y. H:. Human Behavior in Global Perspective: An Intruduction to Cross-Cultural Psychology. (2-d ed.), Boston: Allyn and Bacon, 1999.
  153. Serpell, R.: Measures of perception < skills and intelligence: The grouth of a new perspective on children in a third world country // Review of Child Development Research / W.W. Hartup (Ed.), Chicago. University of Chicago Press, Vol. 6,1982.
  154. , M.J. & Liben, L.S.: Illusory till and Euclidean schemes as factors in performance of the Water-Level-Task. J. of Exp. Psy.- Learning, Memory and Cognition, 21,1995.
  155. Shweder R.A. Preview: A colloquy of culture theorists// Culture Theory- Essays on mind, Self and Emotion / R. A. Shweder & R.A. Le Vine (Eds.). New York: Cambridge University Press, 1984.
  156. , C.M. & Harkness, S. The developmental niche: A conceptualization of the interface of child and culture. International Journal of Behavioral Development, 9,1986.
  157. Tulmin S. Toward reintegration- An agenda for psychology’s second century // Psichology in Society: In Search of Symbiosis / R.A. Kasschauand and E.S.Kessel (Eds.). New York: Holt, Rinehart and Winston, 1980.
  158. Tulviste, P.: The historical development of thought I I Soviet Psychology, V. 25,1988.
Заполнить форму текущей работой