Нейропсихологическая диагностика формирования памяти у младших школьников: Кросс-культурное исследование
В работе были рассмотрены основные положения культурно-исторического подхода к пониманию высших психических функций. Они социальны по происхождению, опосредованы речью и произвольны по способу их функционированию. Формирование высших психических функций носит гетерохронный характер, проявляющийся в разных темпах формирования, как отдельных психических функций, так и отдельных звеньев… Читать ещё >
Содержание
- РАЗДЕЛ 1. 0собенности формирования и нарушений в формировании памяти в младшем школьном возрасте
- Глава 1. Развитие психических функций в онтогенезе. а. Основные принципы формирования психических функций. б. Гетерохрония развития психических функций. в. Развитие памяти в онтогенезе
Глава 2. Нейропсихологические исследования памяти у детей. а. Нарушение памяти при органических поражениях мозга. б. Нейропсихологические исследования нормального развития памяти и отклонений в формировании памяти.
Глава 3. Проблема готовности к школе и начального обучения детей в школе. а. Проблема готовности к школе. б. Проблема начального обучения арабских детей в школе.
Глава 4. Социокультурный аспект- кросс-культурная психология.
РАЗДЕЛ И. Экспериментальное нейропсихологическое исследование формирования памяти у арабских и русских детей (младший школьный возраст).
Глава 5. Цель, гипотезы, задачи и методики исследования.
Глава 6. Результаты исследования формирования памяти у арабских младших школьников.
6.1. Состояние слухоречевой памяти у арабских детей 7,8,9 лет.
6.2. Состояние зрительной памяти у арабских детей 7,8,9 лет.
6.3.Сравнение результатов исследования слухоречевой и зрительной памяти у арабских детей.
6.4.Состояние двигательной памяти у арабских детей 7,8,9 лет.
6.5. Нейропсихологическая шкала у арабских детей 7,8,9 лет.
6.6. Половые различия в слухоречевой и зрительной памяти у арабских детей.
Глава 7. Сравнительный анализ результатов обследования арабских детей и русских детей.
7.1. Сравнительный анализ результатов, полученных при исследовании слухоречевой памяти.
7.2. Сравнительный анализ результатов исследования зрительной памяти.
7.3. Сравнительный анализ результатов исследования двигательной памяти.
7.4. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования разных видов памяти.
Глава 8. Обсуждение результатов.
Выводы.
Список литературы
- Ал-Абед. Письменная и устная речь, теоретическое исследование, Дар-Альфикр. Кахир, 1990.(Арабский).
- Ананьев Б.Г. Собрание соч. Т.2. Москва, Педагогика 1980 г.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. Москва. Наука, 1980 г.
- Ахутина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе. / 1 Международная конференция памяти А. Р. Лурия: сборник докладов. М. 1998.С.85−92.
- Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения / Проблемы социальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. Москва, 1998.
- Ахутина Т.В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю., Полонская H.H., Пылаева Н. М., Яблокова JI.В., Методы нейропсихологического обследования детей 6−8 лет.// Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1996 № 2.С. 51−58.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н. М., Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения./ Нейропсихология сегодня. Москва 1995. С. 160−170.
- Бадарни А., Чурсина Н. П. Формирование зрительного восприятия в онтогенезе: кросс-культурное исследование. Вторая международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия. тезисы докладов. М.2002 .
- Бин Арие: Дети в Израиле: годовой статистический отчет, Национальный Совет Защиты Ребенка, Иерусалим 2000 (на иврите).
- Бетелеева Т.Г., Фарбер Д. А. Электрофизиологический анализ внутриполушарных различий в механизмах зрительного опознания.// Жур. Высш. Нервн. Деят. 1984, Т.34, С.841−847.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва, 1968.
- Бурменская Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г., Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. Москва, 1990. 136с.
- Венгер А.Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии. 1988. № 3.
- Воронин Л.Г., Коновалов В. Ф. Электрографические следовые процессы и память. Москва, 1976.
- Воронин Л.Г., Бурковецкая Ж. И., Коновалов В. Ф. О функциональной асимметрии головного мозга детей и объеме кратковременной памяти // Функциональная асимметрия и адаптация человека. Москва, 1976.
- Выготский Л.С. Собрание соч.: в 6-и тт. Москва, 1982−1984.
- Выготский Л.С. Развитие Высших психических функций. М.1960.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. 1991. -480с.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., 1999. 144 с.
- Гальперин П.Я., Запорожец A.B., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М. МГУ, 1978.
- Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. М. 1999. 160 с.
- Глозман Ж.М., Гончаров O.A., Максименко М. Ю., Пылаева Н. М. Динамика нейропсихологических синдромов после нейрохирургической операции // Вестник МГУ. Сер.14, Психология. 1991, № 2. с. 18−31.
- Годинофф Ш. Рисунки детей, Рашафим, 1979 (Иврит).
- Давидов В.В. учение Леонтьва А.Н. о взаимосвязи деятельности и психического отражения./ Леонтьев и современная психология. М. МГУ. 1983.
- Запорожец A.B. Интеллектуальная подготовка детей в школе.// Дошкольное воспитание. 1977. № 8.
- Запорожец A.B. Основные проблемы онтогенеза психики. В кн. Избранные псих, труды: В 2-х тт. Т.1, 1986 с.223−257.
- Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников / психология памяти. М. 1998. С. 653−657.
- Кантонистова И.С. Особенности интеллектуального различия детей // возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М. 1981.
- Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии, 1981, № 2.
- Коновалов В.Ф., Сериков И. С. Половые особенности проявления функциональной асимметрии полушарии головного мозга при мнестической деятельности.// Проблемы нейрокибернетики. Ростов Н/Д. 1983.
- Корнилова Т.В., Григоренко E.JI. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (По опроснику А. Эдвардса) // Вопросы психологии, 1995, № 5.
- Корнилова Т.В. (ред.). Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Москва, Форум, 1998.
- Котик-Фридгутет Б. Системно динамический подход к афазии у билингвов / 1 международная конф. Памяти А. Р. Лурия, сб. докладов, М. 1998.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю. В. Нейропсихологические исследования памяти: итоги и перспективы / А. Р. Лурия и современная психология. М., 1982. С. 101−110.
- Корсакова Н. К, Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Москва, 1997.
- Корсакова Н.К., Ыосквичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. М., 1988. 89 с.
- Коул М. Культурно-историческая психология. М. «КогитоЦентр», 1997.
- Коул М. Александр Лурия, культурно-историческая психология и разрешение кризиса в психологии./1 международная конф. памяти А. Р. Лурия. М. 1998.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М. «Прогресс» 1977.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991. 152 с.
- Кроткова О.А., Карасева Т. А., Найдин В. Л. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных. (Методические рекомендации). М. 1983. 29 с.
- Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М., 1985.
- Лебединский В.В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития./ 1 международная конф. памяти А. Р. Лурия. М. 1998. С. 193−200.ш 138
- Леей, В., Различие в ресурсах и достижениях Арабской школы, Фолксхаймер Институт Гос. Исследования, Иерусалим, 1997.(Иврит).
- Леонтьев А.Н. Развитие памяти / Экспериментальное исследование высших психических функций. М. 1931.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М. 1972.
- Леонтьев А.Н., Лурия А. Р., Смирнов A.A. О диагностических методах психологического исследования школьников. // Советская педагогика. 1968. № 7. с. 65−77.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М. 1963.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М. 1969.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М. 1973.- 374с.
- Лурия А.Р. Психология как историческая наука (к вопросу об исторической природе психологических процессов). «История и психология». М. Наука, 1971.
- Лурия А.Р. (ред.) Схема нейропсихологического исследования. М. 1973.-60с.
- Лурия А.Р. Нейропсихология памяти: В 2-х тт. 1974,1976.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М. 1979.
- Ляудис В.Я. Генетический и структурно-функциональный анализ памяти в трудах А.Н. Леонтьева./ А. Н. Леонтьев и современная психология. М. 1983.С.178−183.
- Максименко М.Ю., Ковязина М. С. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. М. 1998. 43с.
- Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития. / Школа здоровья. М. 1999. Т.6. № 1. С.8−24.
- Марван Двири Личность, культура и арабское общество, Иерусалим, 1997 (Арабский).
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития: Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 1993.
- Марютина Т.М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. Москва, «Флинта», 2001.
- Микадзе Ю.В. Методологические принципы психологического анализа индивидуальных особенностей адаптивного поведения./ Системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991. С. 30−31.
- Микадзе Ю.В. Дифференциальная нейропсихология формирования памяти в младшем школьном возрасте.// Психологическая наука и образование, 1999. № 2. С. 87−98.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей / 1 международная конф. памяти А. Р. Лурия. М. 1998.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. № 2.С. 45−50.
- Микадзе Ю.В. Организация мнестнческой деятельности у больных с локальными поражениями мозга: канд. дисс. М. 1979.
- Микадзе Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 1994.
- Нейропсихологическая диагностика/ под. ред. Хомской Е. Д. Части 1 и 2. М., 1994.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1998.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. Международная педагогическая академия, 1994. 680с.
- Поляков Ю.Ф. Клиническая психология: состояние и проблемы. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996, № 2.
- Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5−6 лет с задержкой психического развития // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология, 1995. № 3.
- Семенович A.B., Умрихин С. С., Цыганок A.A. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости// Журн. ВНД человека. 1992. № 1.
- Семенович A.B., Цыганок A.A. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза./ Нейропсихология сегодня. М. 1995.
- Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий / нейропсихологические исследования. М. 1978.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М. 1985.
- Симерницкая Э. Г Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». М. 1991.
- Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости./ Нейропсихология сегодня. М. 1995.
- Симерницкая Э.Г., Скворцов И. А и др. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов. М. 1988.
- Симпсон, Ш. Тест, Тестирование и продвижение ребенка. Университет Бар-илан, Тель-Авив, 1974.{Иврит).
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М. 1983.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Москва. 2000.
- Тулъвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. Талин: Валгус, 1988.
- Улъенкова У.В. К проблеме дифференциальной подготовки детей к школе.// Дошкольное воспитание. 1983. № 4.
- Уорф Б.Л. Наука и языкознание. В сб.: Новое в лингвистике, вып. 1. М. ИЛ. 1960.С. 169−182.
- Фарбер Д. А. Дубровинская Н.В. Функциональная организация развивающегося мозга. Возрастные особенности и некоторые закономерности// Физиология человека, 1991, Т. 17, С. 17−27.
- Фарбер ДА., Бетелеееа Т. Г., Дубровинская Н. В., Мачинская Р. И. Нейрофизиологические основы динамической локализации функций в онтогенезе. /1 международная конф. памяти А. Р. Лурия. М. 1998.
- Фриха, Анис: Произношение и методы его исследования, Дар-Алжил, Бейрут, 1989.(Арабский).
- Хомская ЕД. Нейропсихология. М. 1987. 288с.
- Хомская ЕД. Нейропсихология индивидуальных различий. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996, 2, С. 24−32.
- Хомская ЕД. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы. / 1 международная конф. памяти А. Р. Лурия. М. 1998.
- Хомская Е.Д., Ефимова И. В. К проблемам типологии индивидуальных профилей межполушарной асимметрии мозга. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1994, 4.
- Хомская Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М. 1997. 281с.
- Хризман Т.П., Еремеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М. Педагогика, 1991.
- Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М. 1985.-327с.
- Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. М. 1988. -207с.
- Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М. Юрист, 1997.
- Цветкова Л.С. Методы диагностического нейропсихологического обследования детей. Москва. Роспедагенство, 2000.
- Цветкова Л.С. (ред.) Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М. Воронеж, 2001.
- Цветкова Л.С., Ахутина Т. В. О попытках стандартизации тестов А.Р. Лурия в США.// Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1981, вып. 12. с. 1877−1879.
- Чурсина Н.П. Особенности формирования мнестической деятельности у детей 6-и лет с речевыми нарушениями./ Материалы 1 Международной конференции по клинической психологии памяти Б. В. Зейгарник: Сборник тезисов. М.2001.
- Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Ярошевский М.Г. : История психологии, Москва, 1985.
- Abalakina-Paap, М., Walter, G., Stefanenko, Т. Gabrielidis, С. Memory for cultural information about Russia and the United States. Effects of Nationality and Mood. / J. of cross-cultural psychology. V. 32. N. 1,2001.
- Abu-Rabia, S: Effects of exposure tl literary Arabic on reading comprehention in a diglossic situation. / Reading and Writing: An International Journal 13, 2000.
- Amenomori, M., Kono, A., Fournier, J., Winer, G.cross-cultural developmental study of directional asymetries in circle drawing./J. of cross-cultural psychology. Vol. 28, N. 6. 1997.
- Ayah, S.: Diglossia and illiteracy un Arab world, Langusge, Culture and Curriculum, 9,1996.
- Berry, J.W. Temne and Eskimo skills. International J. of psychology, Vol. 2,1966.
- Berry, J.W. Human ecology and cognitive style- Comparative studies in cultural and psychological adaptation. Beverly Hills.C.A.: Sage, 1976.
- Berry, J.W., The comparative study of cognitive abilities: A summary/ S.E.Mewsread- S.H.Irvine, P.L. Dann (Eds.), Human assessment: cognition and motivation. Dordrecht: Nijhoff. 1986.
- Berry, J.W. Developmental issues in comparation study of psychological difFerintation// Handbook of Cross-cultural Human Development/. R.H. Munroe, R.L. Munroe and B.B.Whiting (Eds.), N.Y.: Gerland STPM, 1981.
- Berry, J.W., Poortinga, Y.W., Segall, M.H., Dasen P.R. (Eds.), Cross-cultural Psychology. Research and applications. Cambridge University Press, 1992.
- Bjarne, F.: Factors influencing cognitive structures in Ghanian children. Presentation at the 15. th ICCP Congress in Polen, July, 2000 (internet).
- Boesh, E.E.: Symbolic Action Theory and Cultural Psychology. Berlin: Springer Verlag, 1990.
- Broman, S.H., Michel, M.E. (Eds.): Traumatic head injury in children, N.Y. Oxford University Press, 1995.
- Brune, J.S.: Child’s Talk. Acts of Meaning. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1990.
- Bruner, J.S., Olver, R.P., Greenfield, P.M.: Studies in cognitive growth, N.Y., 1966.
- Campione, J.C., & Brown, A.L. Linking dynamic assessment with school achievment. In C.S. Lidz (Eds.), Dynamic assessment. N.Y.: Guilford, 1987.
- Carlson, J.S.&Wield, K.H.: The dynamic assessment of Intellegence. In H.C. Haywood& D. Tzuriel (Eds.), Interactive assessment. N.Y. SpringerVerlag, 1992.
- Cole, M., Gay, J., Shap, D.: The Cultural context of learning and thinking. N.Y., Basic Books, 1971.
- Cole, M. & Means, B.: Comparative Studies of How People Think. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1981.
- Dasen, P. & Heron, A.: Cross-Cultural Tests of Piaget’s Theory// Handbook of Cross-cultural Psychology- Developmental Psychology / H.C. Triandis and A. Heron (Eds.): Allyn and Bacon, 1981, Vol. 4.
- Eckensberger, L.: From cross-cultural psychology to cultural psychology // Newsletter of the Laboratory of Comparative Human Cognition, V.12,1990.
- Ewing Cobbs, L. & Fletcher, J.M.: Neuropsychological assessment of head injury in children. I I J. of Learning Disabilities, 20,1987.
- Ewing Cobbs, L., Levine, H.S., Fletcher. J.M., Miner, M.E. & Eisenberg, H. M:. Post-traumatic amnesia in children: Assessment and outcome. J. Clin.Exp. Neuropsychol., 11,1989.
- Farr R.M. Wilhelm Wundt (1832−1920) and the origins of psychology as an experemental and social science // British Journal of Social Psychology, V.22,p. 289−301, 1983.
- Feitelson, D. & Iraki, Jr. Effects of listining to teaching story reading on Arab kindergarteners language development. In Pertis, B.(Ed.): Proceedings of the International Jerusalem Symposiom of Encouraging reading. Jerusalem, 1991.
- Feurshtein, R.: Cultural difference and Cultural deprivation. In Bleichrodt & Drenth (Ed.) Contemporary issues in cross-cultural psychology, 1991.
- Fin, G.A.: with the boys. Chicago: University of Chicago Press, 1987.
- Fletcher, J.M., Miner, M.E.& Ewing-Cobbs, L.: Age and recovery from head injury in children. In H. Levin, J. Grafman & H. Eisenberg (Ed.), Neurobehavioral recovery from head injury. N.Y.: Oxford University Press, 1987.
- Fuld, P.A. & Fisher, P.: Recovery of intellectual ability after closed head injury. Dev. Med., Child Neurol. 25,1977.
- Grov’e M.C. H.M.A.M. Hauptfleisch Perceptual Development a guide. Tel-Aviv, Ram, 1992 (Hebrew).
- Guthke, J. & Stein, H.: Are learning tests the better version of intelligence tests? European J. of Psychological Assessment, 12,1996.
- Herlitz, A.: Sex differences in episodic memory. Stockholm University, 1999 (internet).
- Hutchins, E. cognition in the wild. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1995.
- Kaufman, P.M., Fletcher, J.M., Levin, H.S., Miner, M.E. & Ewing-Cobbs, L.: Attentional disturbance after closed head injury. J. Child Neurol., 8, 1993.
- Kotik- Friedgut, B.: A systematic-Dynamic Lurian Approch to Aphasia in Bilingual Speakers. In Communication Disorders Quarterly. Vol. 22,2,2001.
- Levin, H.S., Gulhane, K.A., Mendelsohn, E., Lilly, M., Bruce, D., Fletcher, /.Cognitive in relation to magnetic resonance imaging in head-injured children and adolescents. Arch. Neurol., 50,1993.
- Levin, H.S., Mendelsohn, E., Lilly, M., Fletcher, J., Gulhane, K. Tower of London performance in relation to magnetic resonance imaging following closed head injury in children. Neuropsy. 8,1994.
- Li, C.& Shallcros, D. The effect of the assumed boundarg in the solving of the nine-dot problem on a sample of Chinese and American students 618 y.o. / J. Creative Behavior, 26 (1), 1992.
- Li, C., Nuttal, R. & Zhao, S.: The effect of writing Chinese charecters on sucsess on the Water- Level-Task. / J. of Cross-cultural Psychology. Vol. 30 (1), 1999.
- Maccoby, E.E. & Jacklin, C.N.: The psychology of sex differences in a children’s spatial learning task. / J. Psycholol. Vol. Ill (1), 1982.
- Marwan Dwairy, Cross-cultural counseling. The Arab-Palestinian case. The Haworth Press, New york London, 1998.
- Miller P.H. Theories of Developmental Psychology. 3rd ed. New York: Freeman, 1993.
- Piaget, J. The development of thought: Equilibrium of cognitive structures. N.Y. Viking Press, 1977.
- Price-Williams D.R. Models of thought in cross-Ocultural research: An historical review // Perspectives on cross-cultural psychology / A.T. Marsella, R. Tharp and T. Ciborowski (Eds.). New York: Academic Press, 1979.
- Price-Williams D.R. Toward the idea of cultural psychology: A superordinate theme of study // Jour. of Cross-Cultural Psychology, 11,1980.
- Rogoff, B. Apprenticeship un thinking. N.Y. Oxford University Press, 1990.
- Rogoff, B. & Chavajay, P.: What’s become of research on the cultural basis of cognitive development? American Psychologist, 50, 1995.
- Scribner S. and Cole M. The Psychology of Literacy. Combridge (Mass.): Harvard University Press, 1981.
- Segall, M.H., Campbell, D.T. and Herskovitz, M.J.: The Inflluence of Culture on Visual Perception. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1966.
- Segall, M.H., Dasen, P. R, Berry, J.W. & Poortinga, Y. H: Human Behavior in Global Perspective: An Intruduction to Cross-cultural Psychology. N.Y.: Pergamon, 1990.
- Segall, M.H., Dasen, P.R., Berry, J.W. & Poortinga, Y. H:. Human Behavior in Global Perspective: An Intruduction to Cross-Cultural Psychology. (2-d ed.), Boston: Allyn and Bacon, 1999.
- Serpell, R.: Measures of perception < skills and intelligence: The grouth of a new perspective on children in a third world country // Review of Child Development Research / W.W. Hartup (Ed.), Chicago. University of Chicago Press, Vol. 6,1982.
- Sholl, M.J. & Liben, L.S.: Illusory till and Euclidean schemes as factors in performance of the Water-Level-Task. J. of Exp. Psy.- Learning, Memory and Cognition, 21,1995.
- Shweder R.A. Preview: A colloquy of culture theorists// Culture Theory- Essays on mind, Self and Emotion / R. A. Shweder & R.A. Le Vine (Eds.). New York: Cambridge University Press, 1984.
- Super, C.M. & Harkness, S. The developmental niche: A conceptualization of the interface of child and culture. International Journal of Behavioral Development, 9,1986.
- Tulmin S. Toward reintegration- An agenda for psychology’s second century // Psichology in Society: In Search of Symbiosis / R.A. Kasschauand and E.S.Kessel (Eds.). New York: Holt, Rinehart and Winston, 1980.
- Tulviste, P.: The historical development of thought I I Soviet Psychology, V. 25,1988.