Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Природа индивидуальных различий в ЭЭГ-индикаторах внимания у детей в возрасте 5-6 лет: исследование близнецов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Было экспериментально подтверждено важное теоретическое положение о том, что индивидуальные особенности в организации нейрофизиологических механизмов внимания существенно влияют на уровень интеллекта (Rueda et al., 2005). Обнаружено влияние устойчивых индивидуальных особенностей функционирования нейрофизиологических механизмов внимания на уровень интеллекта у детей предшкольного возраста… Читать ещё >

Содержание

  • Актуальность исследования
  • Методолого-теоретическая база исследования
  • Объект исследования
  • Предмет исследования
  • Цель исследования
  • Задачи исследования
  • Т-, I !
  • Гипотезы исследования
  • Научная новизна и теоретическая значимость
  • Научно-практическое значение
  • Положения, выносимые на защиту
  • Апробация диссертации
  • Структура работы
  • ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Ритмы ЭЭГ и когнитивные процессы. Роль ритмических процессов мозга в регуляции внимания
      • 1. 1. 1. ЭЭГ и функциональное состояние. Гипотеза о связи ритмов ЭЭГ с памятью
      • 1. 1. 2. Нейрофизиологические основы памяти
      • 1. 1. 3. Типы синхронизации ритмов ЭЭГ
      • 1. 1. 4. Процессы памяти и альфа-ритмы ЭЭГ
      • 1. 1. 5. Процессы памяти и тета-диапазон ЭЭГ
      • 1. 1. 6. Функциональное значение альфа- и тета-ритмов ЭЭГ как механизмов внимания. ЭЭГ-маркёры внимания
      • 1. 1. 7. Интерпретация связи показателей ЭЭГ с когнитивными процессами. Гипотеза нейронной эффективности
      • 1. 1. 8. Связанные с событием изменения мощности ЭЭГ и абсолютная мощность
      • 1. 1. 9. Проблема возрастных различий в частотных характеристиках ритмов ЭЭГ
    • 1. 2. Межиндивидуальные различия в характеристиках ЭЭГ: ЭЭГ-корреляты интеллекта
      • 1. 2. 1. Ранние исследования связи ЭЭГ и интеллекта
      • 1. 2. 2. Исследования связи спектральных характеристик ЭЭГ с показателями интеллекта
        • 1. 2. 2. 1. Спектральная амплитуда (мощность) ЭЭГ: взрослые
        • 1. 2. 2. 2. Спектральная амплитуда (мощность) ЭЭГ: дети
        • 1. 2. 2. 3. Частота альфа-ритма: взрослые
        • 1. 2. 2. 4. Частота альфа-ритма: дети
      • 1. 2. 3. Природа индивидуальных различий в спектральных параметрах
    • 1. 3. Постановка проблемы исследования
  • ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Выборка
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Оценка зиготности
    • I. | t I '
      • 2. 2. 2. Психологическое тестирование
      • 2. 2. 3. Регистрация и обработка данных ЭЭГ
      • 2. 2. 4. Статистическая обработка данных
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Идентификация дельта-, тета- и альфа-ритмов ЭЭГ у дошкольников
      • 3. 1. 1. Ритмы ЭЭГ у детей в возрасте 5−6 лет в функциональных состояниях бодрствования
      • 3. 1. 2. Спектральные характеристики ЭЭГ детей в возрасте 5−6 лет в ситуациях однородного поля зрения: «затемнение» и «закрытые глаза»
    • 3. 2. Альфа- и тета-ритмы ЭЭГ: источники популяционной изменчивости в различных функциональных состояниях Ю
      • 3. 2. 1. Проверка данных ЭЭГ перед проведением генетического анализа
      • 3. 2. 2. Корреляционный анализ
      • 3. 2. 3. Генетическое моделирование
    • 3. 3. Источники популяционной изменчивости в оценках интеллекта у детей в возрасте 5−6 лет
    • 3. 4. Взаимосвязь ЭЭГ-индикаторов внимания с оценками когнитивных способностей в дошкольном возрасте
  • ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
    • 4. 1. Ритмы ЭЭГ у детей в возрасте 5−6 лет
    • 4. 2. Источники индивидуальных различий в ЭЭГ-маркёрах внимания у детей предшкольного возраста
    • 4. 3. Природа индивидуальных различий в интеллекте и их взаимосвязь с ЭЭГ-маркёрами внимания у детей в возрасте 5−6 лет 1^
      • 4. 3. 1. Источники популяционной дисперсии в уровне интеллекта
      • 4. 3. 2. Влияние индивидуальных особенностей ЭЭГ-маркёров внимания на когнитивное развитие

Природа индивидуальных различий в ЭЭГ-индикаторах внимания у детей в возрасте 5-6 лет: исследование близнецов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В последние годы представления о внимании в психологии были существенно пересмотрены в результате прорыва в знаниях о нейрофизиологических основах процессов внимания (Desimone & Ungerleider, 1989; Pribram & McGuinnes, 1992; Posner & Raichle, 1994; Desimone, 1996; Rafal & Robertson, 1997; Vinogradova et al., 1998; Kahana et al., 2001). В современной науке понятие «внимание» объединяет множество разноуровневых процессов, обеспечиваемых сложной системой мозговых механизмов. Эти процессы осуществляют регуляцию обработки информации мозгом, модулируя состояние нейронных сетей. Понимаемое в таком широком смысле, внимание с необходимостью присутствует в любой когнитивной деятельности, регулируя протекание процессов восприятия, обработки информации, сохранения её в памяти, формирования поведенческого ответа. Поскольку процессы внимания составляют неотъемлемый компонент различных когнитивных способностей (Pennington & Ozonoff, 1996; Barkley, 1997; Tannock, 1998; Schweizer et al., 2005), формирование нейросистем внимания в онтогенезе может служить важным источником когнитивного развития.

В соответствии с культурно-исторической теорией (Выготский, 1982;1984), социальная среда ребёнка выступает как главный источник его психического развития. Внимание ребёнка служит тем окном, через которое среда (прежде всего при участии взрослого) воздействует на его когнитивные способности. В настоящее время изучение влияния тренировки внимания на интеллект ребёнка только начинается (Klingberg et al, 2002; Rueda et al., 2005).

Для изучения внимания наибольшую ценность представляют работы, совмещающие в себе психологический подход с нейрофизиологическим. Такое построение исследования позволяет приблизиться к пониманию базовых механизмов внимания, описать закономерности формирования этих механизмов в онтогенезе, исследовать причины различных нарушений внимания, разработать методы коррекции этих нарушений.

Перспективным для изучения механизмов внимания в комплексе с его поведенческими проявлениями у детей представляется метод электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Это неинвазивный, безопасный, относительно дешёвый метод исследования функционального состояния мозга. В характеристиках ритмов ЭЭГ, зарегистрированной при различных когнитивных нагрузках, отражаются процессы функциональной модуляции активности нейронных сетей коры, которые служат нейрофизиологической основой внимания. Анализ функциональной динамики ритмов ЭЭГ показал свою плодотворность в исследованиях процессов внимания у взрослых (Ray & Cole, 1985; Pfurtscheller & Klimesch, 1992; Pfurtscheller & Neuper, 1994; Klimesch et al., 1999; Suffczynski et al., 2001), детей школьного возраста (Дубровинская, 1985; Мачинская с соавт., 1992; Фарбер с соавт., 2000), младенцев (для обзора см. Stroganova & Orekhova, 2007).

Изучению процессов регуляции внимания с помощью методов ЭЭГ у детей дошкольного возраста посвящено лишь небольшое количество исследований (Бетелева с соавт., 1977; Дубровинская, 1985; Фарбер с соавт., 2000). Вместе с тем знание о механизмах внимания именно в возрасте 5−6 лет имеет важное теоретическое и практическое значение. Переход к систематическому школьному обучению сопряжён с общим повышением требований к произвольной регуляции поведения ребёнка, в том числе с нагрузкой на процессы произвольного внимания. Знание об особенностях внимания детей в возрасте 5−6 лет позволит создавать программы школьного обучения с оптимальным распределением нагрузки на различные нейросистемы внимания детей. Диагностика индивидуальных особенностей функционирования разных модулей в структуре внимания может помочь родителям в выборе адекватной образовательной среды для ребёнка.

Ввиду высокой ценности знания о механизмах внимания в дошкольном возрасте представляется актуальным выявить возрастную специфику известных ЭЭГ-индикаторов внимания на этом этапе онтогенеза, исследовать стабильность межиндивидуальных различий в ЭЭГ-индикаторах устойчивого зрительного внимания, оценить вклад генетических и средовых факторов в популяционную изменчивость этих различий, изучить взаимосвязь механизмов внимания с когнитивными способностями у детей дошкольного возраста.

Методолого-теоретическая база исследования: представление о социальной среде как источнике психического развития ребёнка (Выготский, 1982;1984) — теория системной динамической локализации высших психических функций (Лурия, 1970), идея функциональных систем и функционального органа (Анохин, 1978; Леонтьев, 1983, 1981; Ухтомский, 1978) — представление об уровневом строении психических процессов (Бернштейн, 1966; Norman & Shallice, 1986), теории избирательного внимания (Broadbent, 1958; Deutch & Deutch, 1963; Treisman, 1964), концепция модульной организации внимания и распределённых нейросистем внимания (Pribram & McGuinness, 1992; Posner 8с Raichle, 1994).

Объект исследования: индивидуальные различия в организации механизмов устойчивого внимания у детей в возрасте 5−6 лет.

Предмет исследования: индивидуальные различия в ЭЭГ-маркёрах механизмов устойчивого внимания у детей в возрасте 5−6 лет.

Цель исследования: природа индивидуальных различий в ЭЭГ-маркёрах механизмов устойчивого внимания и вклад этих различий в индивидуальные особенности уровня когнитивного развития у детей в возрасте 5−6 лет.

Задачи исследования.

1. При помощи функционально-топографического подхода в сочетании с анализом узких частотных полос определить частотные границы диапазонов дельта-, тетаи альфа-ритмов ЭЭГ в старшем дошкольном возрасте.

2. Исследовать возрастную специфику реактивных изменений дельта-, тетаи альфа-ритмов ЭЭГ в состояниях покоя («закрытые глаза», «затемнение») и устойчивого речевого (речь взрослого) и/или зрительного внимания у детей в возрасте 5−6 лет.

3. Исследовать стабильность индивидуальных особенностей ЭЭГ-маркёров активности двух модулей внимания (селекции канала и выбора мишени внимания) при речевой и зрительной функциональных нагрузках у детей в возрасте 5−6 лет.

4. Исследовать при помощи методов внутрипарной корреляции и структурного моделирования генетические и средовые источники индивидуальных различий в спектральных параметрах дельта-, тетаи альфа-ритмов ЭЭГ в покое и при устойчивом внимании к зрительной и речевой стимуляции у близнецов в возрасте 5−6 лет.

5. Выявить природу индивидуальных различий в оценках интеллекта в старшем дошкольном возрасте. Оценить вклад устойчивых индивидуальных различий в ЭЭГ-маркёрах внимания в оценки интеллекта у детей 5−6 лет.

Гипотезы исследования.

1. У детей в возрасте 5−6 лет возрастная специфика функционально значимых ритмических компонентов ЭЭГ, соответствующих альфа-, тета-и дельта-ритмам, будет проявляться в особенностях частотных характеристик ритмов и своеобразии их функциональной реактивности при внимании к эмоционально значимой социальной (речевой) стимуляции.

2. Будут обнаружены устойчивые межиндивидуальные различия в ЭЭГ-маркёрах активности отдельных модулей внимания (селекция канала и мишени внимания) при функциональных нагрузках «внимание к речи взрослого» и «внимание к зрительной стимуляции». Вклад генетических и средовых факторов в эти различия будет специфичным для каждого из ЭЭГ-маркёров — степени синхронизации альфаили тета-ритмов при устойчивом внимании.

3. Устойчивые межиндивидуальные различия в ЭЭГ-маркёрах внимания в дошкольном возрасте будут существенно влиять на степень когнитивной компетентности детей, в частности, на возможности их интеллекта.

Научная новизна и теоретическая значимость.

В настоящей работе впервые на основании функционально-топографического подхода была исследована возрастная специфика частотных границ основных ритмов ЭЭГ (дельта, тета, альфа) у детей в возрасте 5—6 лет. Использование выделенных параметров ЭЭГ в дальнейших исследованиях детей дошкольного возраста повысит эффективность применения метода ЭЭГ в возрастной психофизиологии и возрастной психогенетике.

Была обнаружена возрастная специфика функциональной реактивности альфаи тета-ритмов у дошкольников при устойчивом зрительном внимании и социальной (речевой) стимуляции. Одной из важных возрастных особенностей детей этого возраста в сравнении со взрослыми людьми и младенцами является высокий уровень относительной синхронизации тета-осцилляций ЭЭГ в теменно-височно-затылочных областях коры мозга в ситуациях устойчивого внимания к речи взрослого. В контексте имеющихся данных литературы о роли активации распределённой тета-системы внимания (Demiralp et al., 1994;

Vinogradova et al., 1998; Orekhova et al., 1999; Kahana et al., 2001; Orekhova et al., 2006) эта особенность организации речевого внимания указывает на особую важность речевого канала в процессах пластических изменений нейронных сетей мозга у детей в предшкольном возрасте, обучения и развития ребёнка.

Впервые было показано, что у детей дошкольного возраста спектральные параметры альфаи тета-ритмов ЭЭГ являются устойчивыми индивидуальными характеристиками не только в состоянии «покоя» (как известно из литературы: Vogel, 1970; Lykken et al., 1974, 1982; van Beijsterveldt et al., 1996, van Baal et al., 1996; Smit et al., 2005), но и при функциональных состояниях, вовлекающих механизмы регуляции внимания. При этом природа популяционной изменчивости альфаи тета-осцилляций различна: степень синхронизации альфа-ритмов при устойчивом внимании определяется генетическими факторами, тогда как в различиях между детьми по синхронизации тета-ритмов ЭЭГ существенную роль играет систематическая среда. Эти различия в структуре фенотипической дисперсии спектральной мощности альфаи тета-ритмов ЭЭГ однотипны для зрительного и речевого внимания и сохраняются даже в состояниях так называемого сенсорного покоя — при затемнении камеры и закрытых глазах ребёнка. С учётом того, что взаимодействие корково-лимбических структур мозга, регулирующих процессы удержания мишени внимания, является основой генерации синхронных тета-осцилляций в ЭЭГ (Demiralp et al., 1994; Vinogradova et al., 1998), полученные данные свидетельствуют о важности условий семейной среды в формировании способности ребенка фокусировать и удерживать внимание на информации, обладающей высокой субъективной значимостью. С другой стороны, так как функциональная модуляция альфа-ритмов ЭЭГ при внимании связана с процессами тормозной регуляции сенсорного входа в кору, или «гейтингом» (Suffczynslci et al., 2001), результаты настоящей работы указывают на то, что способности детей этого возраста удерживать канал внимания (например, внимание к зрительной или слуховой модальности стимуляции), складываются под влиянием наследственных факторов.

Было экспериментально подтверждено важное теоретическое положение о том, что индивидуальные особенности в организации нейрофизиологических механизмов внимания существенно влияют на уровень интеллекта (Rueda et al., 2005). Обнаружено влияние устойчивых индивидуальных особенностей функционирования нейрофизиологических механизмов внимания на уровень интеллекта у детей предшкольного возраста. Специфика этого влияния определена прежде всего надёжной связью между высоким уровнем относительной синхронизации тета-ритма в ассоциативных областях коры мозга при внимании и высоким уровнем интеллекта ребёнка. Это означает, что индивидуальные особенности функционирования лимбико-кортикальной системы, обеспечивающей удержание мишени внимания, могут влиять на успешность решения ребёнком новых проблем и опосредованно проявляться в оценках его когнитивных способностей. Данный вывод работы имеет важное теоретическое значение, поскольку в предыдущих исследованиях детской ЭЭГ высокий уровень общей синхронизации тета-ритма рассматривался исключительно как признак незрелости (Clarke et al., 2001; Somsen et al., 1997, Мачинская с соавт., 1997) и/или даже патологии мозга ребенка (Clarke et al., 2002; Fernandez et al., 2002; Gasser et al., 2003; Marshall & Fox, 2004; Matsuura et al., 1993). Нами впервые было обнаружено, что у детей с типичным развитием высокая относительная амплитуда тета-ритма ЭЭГ в ассоциативных областях коры мозга при внимании — черта индивидуальности ребёнка, благоприятная для его когнитивного развития.

Научно-практическое значение.

В работе были экспериментально идентифицированы частотные границы дельта-, тетаи альфа-диапазонов ЭЭГ, получены нормативные данные о характеристиках основных ритмических компонентов ЭЭГ бодрствования, показана высокая внутрииндивидуальная стабильность спектральных характеристик ритмов ЭЭГ для ряда функциональных состояний бодрствования у детей старшего дошкольного возраста. Эти результаты работы могут служить основой нормативной базы данных для компьютерного анализа ЭЭГ дошкольников и экспертной и/или автоматической детекции патологических изменений фоновой ЭЭГ в клинической практике.

Было обнаружено, что функциональные состояния «затемнение» и «закрытые глаза» в дошкольном возрасте идентичны в отношении вызываемых ими реактивных изменений спектральных амплитуд альфаи тета-ритмов. Эти данные открывают возможность надёжного оценивания характеристик альфаи тета-ритмов ЭЭГ покоя у детей, не выполняющих речевую инструкцию вследствие нарушений умственного развития, аутизма, других эмоциональных и поведенческих расстройств.

Впервые было показано, что функциональные пробы, вызывающие устойчивое внимание к зрительной и речевой стимуляции, характеризуются у дошкольников дифференцированной реактивностью ритмов ЭЭГ, предположительно связанной с активацией механизмов регуляции внимания и эмоций. Перспективно использования этих проб для дифференцированной диагностики отклонений в мозговых механизмах регуляции психических процессов / функциональных состояний у детей.

Исследование показало высокую внутрииндивидуальную стабильность тетаи альфа-индикаторов регуляции внимания. Дальнейшее исследование этих ЭЭГ-индикаторов у детей с нарушениями развития, прежде всего с синдромом дефицита внимания, может дать результаты, полезные для коррекционной работы с этими детьми.

Было установлено влияние систематических средовых факторов на межиндивидуальные различия в ЭЭГ-показателях функционирования механизма фокусировки внимания на целевом стимуле. Полученные результаты о взаимосвязи этого механизма внимания с уровнем-когнитивного развития указывают на перспективность исследований по поиску конкретных средовых факторов, благоприятных для формирования эффективной работы механизма фокусировки внимания и в конечном итоге повышающих возможности обучения у детей дошкольного возраста.

Применённые подходы к анализу данных и полученные в работе данные используются в курсе «Общий психологический практикум. Измерение в психологии», который читается автором студентам факультета «Клиническая и специальная психология» Московского городского психолого-педагогического университета.

Положения, выносимые на защиту.

1. В старшем дошкольном возрасте существует возрастная специфика в частотно-амплитудных характеристиках альфаи тета-ритмов ЭЭГ. Для альфа-ритма взвешенная частота составляет 8,6 Гц, границы частотного диапазона — 8,0−10,4 Гцдля мю-ритма взвешенная частота составляет 9,5 Гц, границы частотного диапазона — 8,8−11,2 Гц, для тета-ритма частотные границы составляют 3,6−7,6 Гц. Возрастные особенности функциональной реактивности ритмов ЭЭГ связаны с высоким уровнем реактивной синхронизации тета-осцилляций при внимании к эмоционально значимой стимуляции положительной и отрицательной валентности (внимание к речи взрослого и слабому стрессовому воздействию в условиях однородного поля зрения).

2. ЭЭГ-маркёры отдельных подсистем регуляции внимания — спектральные амплитуды альфаи тета-ритмов ЭЭГ при устойчивом внимании — обладают высокой внутрииндивидуальной стабильностью. Структура фенотипической дисперсии специфична для каждого из ЭЭГ-маркеров. Источником межиндивидуальных различий в спектральных амплитудах альфа-ритмов, связанных с тормозной регуляцией сенсорного входа в кору — «гейтингом», — являются генетические факторы. Спектральные амплитуды тета-ритмов, отражающие процессы селекции и удержания мишени внимания, испытывают влияние как генетических факторов, так и систематической среды.

3. Индивидуальные особенности в функционировании механизмов внимания, отражающиеся в спектральных амплитудах тетаи альфа-ритмов ЭЭГ при устойчивом внимании к зрительной и речевой стимуляции, существенно влияют на уровень интеллекта (шкала симультанной обработки информации К-АВС) у детей предшкольного возраста.

Апробация диссертации.

Материалы исследования докладывались на конференциях: 4-я городская научно-практическая конференция молодых учёных и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения «Молодые учёные — московскому образованию», Москва, 2005 г.- Межвузовская конференция студентов и молодых учёных «Научные труды и творческое наследие И. П. Павлова как основа личностного и профессионального становления психолога», Рязань, 2006 г.- Вторая международная конференция по когнитивной науке, Санкт-Петербург, 2006 г.- 13th World Congress of Psychophysiology: The Olympics of the Brain, Istanbul, 2006; Международная научно-практическая конференция «Развитие научного наследия Б. М. Теплова в отечественной и мировой науке (к 110-летию со дня рождения)», Москва, 2006 г.- IV съезд Российского психологического общества, Ростов-на-Дону, 2007 г.- 37th Annual Meeting of the Behavior Genetics Association, Amsterdam, 2007. Результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка литературы, содержит 14 таблиц и 11 рисунков. Основной текст диссертации изложен на 178 страницах.

Список литературы

содержит 298 наименований, из них 250 — на иностранных языках.

выводы.

1. В возрасте 5−6 лет частотные границы ритмов дельта и тета соответствуют стандартным границам этих диапазонов у взрослых: 1,2—3,2 и 3,6−7,6 Гц. Частотные характеристики альфа-ритмов у детей 5−6 лет отличаются от взрослых показателей. Для зрительного альфа-ритма взвешенная частота составляет 8,6 Гц, границы диапазона — 8,0−10,4 Гц. Для мю-ритма взвешенная частота составляет 9,5 Гц, границы диапазона — 8,8— 11,2 Гц. Возрастная особенность тета-ритма у детей 5−6 лет состоит в его высокой реактивности по отношению к функциональным состояниям, характеризующимся эмоциональной нагрузкой как положительной (речевая стимуляция), так и отрицательной валентности (затемнение, закрытые глаза). В ситуациях «затемнение» и «закрытые глаза», характеризующихся снижением афферентного зрительного притока, реактивность спектральных амплитуд как в тета-, так и в альфа-диапазоне частот одинакова.

2. Спектральные характеристики частотных диапазонов дельта, тета и альфа ЭЭГ бодрствования в четырёх функциональных состояниях (сенсорный-покой: «затемнение» и «закрытые глаза" — устойчивое внимание к зрительной или речевой стимуляции) у детей в возрасте 5−6 лет обладают высокой внутрииндивидуальной стабильностью.

3. Популяционная изменчивость взвешенной частоты альфа-ритма в условиях однородного поля зрения и СА альфа-ритмов ЭЭГ в четырёх исследованных состояниях бодрствования обусловлена, в основном, генетическими факторами и, возможно, испытывает влияние эпистаза (взаимодействия независимо наследуемых генетических факторов).

4. В популяционную изменчивость СА тета-диапазона ЭЭГ в четырёх исследованных состояниях бодрствования вносят вклад не только генетические, но и систематические средовые факторы (факторы общей, семейной среды).

5. Межиндивидуальная вариативность в оценках интеллекта детей по шкалам теста К-АВС существенно зависит от систематических влияний среды и в меньшей степени — от генетических факторов.

6. Индивидуальные особенности в организации нейрофизиологических механизмов внимания, отражающиеся в степени относительной синхронизации тетаи альфа-ритмов ЭЭГ при устойчивом внимании к зрительной и социальной (речевой) стимуляции, существенно влияют на уровень интеллекта у детей предшкольного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Цель работы — природа индивидуальных различий в ЭЭГ-маркёрах механизмов устойчивого внимания у дошкольников — определила необходимость соединения в диссертационном исследовании нескольких разноплановых направлений в изучении человека: психологии развития, компьютерной электроэнцефалографии, генетики поведения. Междисциплинарный подход оказался плодотворнымдля расширения представлений об особенностях внимания у детей дошкольного возраста. Основной итог работы, имеющий значение для психологии развития, состоит в том, что существует высокая зависимость уровня интеллекта от индивидуальных особенностей функционирования механизмов регуляции внимания в дошкольном возрасте. В психологии развития вопрос о взаимосвязи внимания и интеллекта у типично развивающихся детей ставился теоретически (Выготский, 1982;1984, Т. 4, С. 133, 145), но экспериментально практически не изучался. Тем не менее психологи-практики признают важность развития произвольного внимания для формирования готовности ребёнка к обучению-в школе (Гуткина, 2004). В литературе значительное место занимают работы, в которых анализируются взаимосвязи между когнитивным развитием и развитием исполнительных функций, то есть процессов внимания высшего порядка (Blair & Razza, 2007). В нашем исследовании исследуется зависимость уровня интеллекта детей от функционирования базовых механизмов внимания — селекции канала и мишени внимания. Экспериментальные исследования взаимосвязи способности к поддержанию внимания с когнитивными способностями проводятся, как правило, на детях, имеющих нарушения развития, а в отношении нормально развивающихся детей такие исследования единичны (Pascualvaca et al., 1997; Groot et al., 2004). Однако чрезвычайно важно изучать эти взаимосвязи именно у нормально развивающихся детей, чтобы иметь возможность оказывать развивающее воздействие на когнитивные способности ребёнка со сниженными (в пределах нормальных вариаций) возможностями внимания. Возрастным психологам необходимо обратиться к этому мало изученному вопросу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. М.: Наука, 1978.
  2. О. М., Штарк М. Б. Биоуправление в оптимизации психомоторной реактивности. Сообщение 1. Сравнительный анализ биоуправления и обычной исполнительской практики // Физиология человека, 2007. Т. 33. № 4. С. 24−32.
  3. Т. Г., Дубровинская Ы. В., Фарбер Д. А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга. М.: Наука, 1977.
  4. Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.
  5. А. Н. К вопросу об изменениях ЭЭГ при игровом поведении детей//Журн. высш. нервн. деят., 1973. Т. 23. Вып. 3. С. 647−650.
  6. Н. Н., Горбачевская Н. JL, Солониченко В. Г., Изнак А. Ф., Якупова JI. П., Кожушко JL Ф., Панкратова Е. А. Особенности ЭЭГ у девочек 6−8 лет с разным дерматоглифическим рисунком кисти // Доклады Академии наук, 1994. Т. 338. № 3. С. 420−424.
  7. Ю. А. Особенности развития произвольного контроля поведения у глубоко недоношенных детей второго года жизни. Дисс. на соискание ученой степени кандидата психол. наук. М., 2008.
  8. А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
  9. JI. С. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1982−1984.
  10. Н. В., Малых С. Б. Природа индивидуальных различий частотных характеристик альфа-диапазона ЭЭГ детей 6−8 лет // Журн. высш. нервн. деят., 1994. Т. 44. Вып. 1.С. 8−17.
  11. В. А. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга. Докл. АН., 1992. Т. 324. № 6. С. 1327−1331.
  12. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976
  13. Э. А. Способности, личность, индивидуальность. Дубна: Феникс+, 2005.
  14. Н. JI. Особенности формирования ЭЭГ у детей в норме и при разных типах общих (первазивных) расстройств развития Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора биологических наук. М., 2000.
  15. В. В. Клинические и энцефалографические проявления синдрома Ретта. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. М., 2001.
  16. Т. Н. Психофизиология. М.: Гардарики, 1999.
  17. В. И. Электрофизиология головного мозга. М.: Высшая школа, 1976.
  18. В. И., Изнак А. Ф. Ритмическая активность в сенсорных системах. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  19. Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004.
  20. Денисова 3. В. Механизмы эмоционального поведения ребёнка. JI.: Наука, 1978.
  21. Денисова 3. В., Тараканов П. В. Регуляция эмоций и функциональная специализация полушарий мозга в онтогенезе человека // Развитие научного наследия академика JT. А. Орбели. JL: Наука, 1982. С. 31−43.
  22. Н. В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Онтогенетическое исследование. Л.: Наука, 1985.
  23. М. Г., Фарбер Д. А. Формирование межполушарного взаимодействия в онтогенезе. Электрофизиологический анализ // Физиология человека, 1991. Т. 17. № 1. С. 5−17.
  24. Д. Н., Кулакова И. П., Хамаганова Т. Г. Онтогенез нейродинамики и биоэлектрической активности мозга. В кн.: Закономерные тенденции формирования личности. Москва, 1972.
  25. JI. С., Баранов С. Н., Малых С. Б. Нейронные сети в задачах прогнозирования, диагностики и анализа данных: учеб. пособие. М.: РУСАВИА, 2003.
  26. М. Е., Ватти К. В., Тихомирова М. М. Генетика с основами селекции. М.: Просвещение, 1979.
  27. А. Р. Мозг человека и психические процессы. В 2 т. М.: Педагогика, 1970.
  28. А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М.: Педагогика, 1983.
  29. Р. И. Мачинский Н. О., Дерюгина Е. И. Функциональная организация левого и правого полушарий мозга человека при направленном внимании // Физиол. чел., 1992. Т. 18. № 6. С. 77−84.
  30. Р. И., Лукашевич И. П., Фишман М. Н. Динамика электрической активности мозга у детей 5−8-летнего возраста в норме и при трудностях обучения. // Физиол. чел., 1997. Т.23. № 5. С. 5−11.
  31. Т. А. Наследственная обусловленность некоторых параметров электроэнцефалограммы покоя человека. В кн.: Проблемы генетической психофизиологии человека. М.: Наука, 1978.
  32. С. М., Гинзбург Д. А., Гурфинкель В. С., Зенков Л. Р., Латаш Л. П., Малкии В. Б., Мельничук П. В., Пастернак Е. Б. Электрическая активность мозга: механизмы и интерпретация // Успехи физич. наук, 1983. Т. 141. № 1. С. 103−150.
  33. И. Н., Строганова Т. А., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Электроэнцефалографические корреляты положительных эмоциональных реакций у детей первого года жизни // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1986. Т. 86. № 10. С. 1485−1492.
  34. Н. П. Возрастные и индивидуальные различия в развитии произвольного контроля поведения (контроль дотягивания, рабочая память) у детей-близнецов 7−12 месяцев жизни. Дисс. на соискание учёной степени кандидата психол. наук. М., 2005.
  35. П. В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.
  36. Т. А. Ритмы ЭЭГ и развитие процессов контроля внимания у младенцев. Дисс. на соискание учёной степени доктора биол. наук. М., 2001.
  37. Т. А. Ритмические компоненты ЭЭГ детей 6-месячного возраста // Журнал высш. нерв, деят., 1987. Т.37. № 2. С. 218−225.
  38. Т. А., Равич-Щербо И. В., Орехова Е. В., Посикера И. Н. Психофизиологические основы индивидуальных различий у детей раннего возраста // Психофизиология матери и ребенка / Под ред. А. С. Батуева С.-П.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1999.
  39. Т. А., Дегтярёва М. Г., Володин Н. Н. Электроэнцефалография в неонатологиии. М.: Геотар-Мед, 2005.
  40. А. А. Избранные труды. Л.: Наука, 1978.
  41. Д. А., Семенова Л. К., Алферова В. В., Бетелева Т. Г., Васильева В. А., Горев А. С., Дубровинская Н. В., Князева М. Г., Савченко Е. И., Цехмистеренко Т. А. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990.
  42. М. М. Природа индивидуальных различий в темпераменте младенцев (исследование близнецов). Дисс. на соискание учёной степени кандидата психол. наук. М., 2000.
  43. А. Н., Цицерошин М. Н., Апанасионок B.C. Формирование биопотенциального поля мозга человека. Л.: Наука, 1979.
  44. Г. А. О генотипических основах динамичности нервных процессов. В кн. Проблемы генетической психофизиологии человека. М.: Наука, 1978.
  45. Н. В. Исследование возрастной динамики генотипических влияний и стабильности показателей силы нервной системы. В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1981.
  46. Н. В., Пантелеева Т. А. Исследование генотипической обусловленности синдрома силы нервной системы. В кн.: Проблемы генетической психофизиологии человека. М.: Наука, 1978.
  47. Adrian Е. D., Matthews В. II. The Berger rhythm: Potential changes from the occipital lobes in man//Brain, 1934. V.57. P.355−385.
  48. Anokhin A. P., Lutzenberger W., Birbaumer N. Spatiotemporal organization of brain dynamics and intelligence: an EEG study in adolescents. International Journal of Psychophysiology, 1999. V. 33. P. 259−273.
  49. Anokhin A. P., van Baal G. С. M., van Beijsterveldt С. E. M., de Geus E. J. C., Grant G., Boomsma D. I. Genetic correlation between the P300 event-related brain potential and the EEG power spectrum // Behav Genet, 2001. V. 31. P. 545−554.
  50. Anokhin A., Vogel F., EEG alpha rhythm frequency and intelligence in normal adults // Intelligence, 1996. V. 23. P. 1−14.
  51. Asada II., Fukuda Y., Tsunoda S., Yamaguchi M., Tonoike M. Frontal midline theta rhythms reflect alternative activation of prefrontal cortex and anterior cingulate cortex in humans //Neuroscience Letters, 1999. V. 274. P. 29−32.'
  52. Austin E. J., Deary I. J., Gibson G. J. Relationships between ability and personality: Three hypotheses tested // Intelligence, 1997. V. 25. P. 49−70.
  53. Baker L. A., Vernon P. A., Ho H. Z. The genetic correlation between intelligence and speed of information processing // Behav Genet, 1991. V. 21. P. 351−367.
  54. Barkley R. A. ADHD and the Nature of Self-Control. New York: The Guilford Press, 1997.
  55. Bartels M., Rietveld M. J. II., van Baal G. С. M., Boomsma D. I. Genetic and Environmental Influences on the Development of Intelligence // Behav Genet, 2002. V. 32. № 4. P. 237−249.
  56. Bayley N. Bayley scales of infant development. Manual. The Psychological Corporation: New York, 1969.
  57. Bell M. A., Fox N. A. The relations between frontal brain electrical activity and cognitive development during infancy // Child Development, 1992. V. 63 (5). P. 1142−1163.
  58. Bell M. A, Fox N. A. Individual differences in object permanence performance at 8 months: locomotor experience and brain electrical activity // Dev Psychobiol, 1997. V. 31 (4). P. 287−297.
  59. Bell M. A. Power changes in infant EEG frequency bands during a spatial working memory task // Psychophysiology, 2002. V. 39 (4). P. 450−458.
  60. Berger H. On the electroencephalogram of man. Third report // Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1969. V. Suppl 28. P. 95+.
  61. Bigler E. D., Johnson S. C., Jackson C., Blatter D. D. Aging, brain size, and IQ // Intelligence, 1995. V. 21. P. 109−119.
  62. Bishop Y. M. M., Fienberg S. E., Holland P. W. Discrete multivariate analysis: Theory and practice. Cambridge, MA: M. I. T. Press, 1975.
  63. Blair C., Razza R. P. Relating Effortful Control, Executive Function, and False Belief Understanding to Emerging Math and Literacy Ability in Kindergarten // Child Development, 2007. V. 78 (2). P. 647−663.
  64. D. I., Martin N. G., Molenaar P. С. M. Factor and simplex models for repeated measures: Application to two psychomotor measures of alcohol sensitivity in twins // Behavior Genetics, 1989. V. 19. P. 79−96.
  65. Broadbent D. E. Perception and Communication. New York: Pergamon, 1958.
  66. Buchsbaum M. S, Kessler R., King A., Johnson J., Cappelletti J. Simultaneous cerebral glucography with positron emission tomography and topographic electroencephalography // Prog Brain Res, 1984. V. 62. P. 263−269.
  67. Burgess A. P, Gruzelier J. H. Short duration synchronization of human theta rhythm during recognition memory//Neuroreport, 1997. V. 8 (4). P. 1039−1042.
  68. Busch В., Biederman J., Cohen L. G., Sayer J. M., Monuteaux M. C., Mick E., Zallen В., Faraone S. V. Correlates of ADHD Among Children in Pediatric and Psychiatric Clinics // Psychiatric Services, 2002. V. 53 (9). P. 1103−1 111.
  69. J. В., Madsen J. R., Raghavachari S., Kahana M. J. Distinct patterns of brain oscillations underlie two basic parameters of human maze learning // J Neurophysiol, 2001. V. 86(1). P. 368−380.
  70. Card J. A., Mundy P. C.- Schmidt L. A. Frontal EEG of social communication skills in 14−18 month old toddlers. Paper presented at the Biennial Meeting of the Society for Research in Child Development, Washington, DC, 1997.
  71. Casey B. J., Tottenham N., Liston C., Durston S. Imaging the developing brain: what have we learned about cognitive development? // Trends Cogn Sci, 2005. V. 9. P. 104 110.
  72. Chabot R. J., di Michele F., Prichep L., John E. R. The Clinical Role of Computerized EEG in the Evaluation and Treatment of Learning and Attention Disorders in 1 Children and Adolescents // J Neuropsychiatry Clin Neurosci, 2001. V. 13. P. 171−186.
  73. Christian J. C., Morzorati S., Norton Jr. J. A., Williams C. J., O’Connor S., Li T. K. Genetic analysis of the resting electroencephalographic power spectrum in human twins // Psychophysiology, 1996. V. 33. P. 584−591.
  74. H. Т., Behen M. E., Muzik O., Juhasz C., Nagy F., Chugani D. C. Local brain functional activity following early social deprivation: A study of postinstitutionalized Romanian orphans //Neurolmage, 2001. V. 14. P. 1290−1301.
  75. Clarke A. R., Barry R. J., McCarthy R., Selikowitz M. Age and sex effects- in the EEG: development of the normal child // Clin Neurophysiol, 2001. V. 112 (5). P. 806−814. ''
  76. Demiralp Т., Basar E. Theta rhythmicities following expected visual and auditory targets // Int J Psychophysiol, 1992. V. 13 (2). P. 147−160.
  77. Demiralp Т., Basar-Eroglu C., Rahn E., Basar E. Event-related theta rhythms in cat hippocampus and prefrontal cortex during an omitted stimulus paradigm // Int J Psychophysiol, 1994. V. 18 (1). P. 35−48.
  78. Desimone R., Ungedeider L. G. Neural mechanisms of visual processing in monkeys. In: (F. Boiler, J. Grafman, Eds.) Handbook of Neuropsychology. New York: Elsevier, 1989. V. 2. P. 267−299.
  79. Desimone R. Neural mechanisms for visual memory and their role in attention // Proceedings of the National Academy of Sciences, 1996. V. 93 (24). P. 13 494−13 499.
  80. Deutch J. A, Deutch D. Attention: some theoretical considerations // Psychological review, 1963. V. 70. P. 80−90.
  81. Diamond D. M., Rose G. M. Does associative Ltp underlie classical conditioning // Psychobiology, 1994. V. 22. P. 263−269.
  82. Dongier M., McCallum W. C., Torres F., Vogel W. Psychological and psychophysiological states. In: E. Chatrian, G. C. Lairy (Eds.), Handbook of
  83. Electroencephalogr. Clin. Neurophysiol, Section III. Elsevier, Amsterdam, 1976. P. 6A-195, 6A-256. Цит. no: Shaw, 2003.
  84. Doppelmayr M., Klimesch W., Hoedlmoser K., Sauseng P., Gruber W. Intelligence related upper alpha desynchronization in a semantic memory task // Brain Research Bulletin, 2005a. V. 66 (2). P. 171−177.
  85. Doppelmayr M., Klimesch W., Sauseng P., Hodlmoser K., Stadler W, Hanslmayr S. Intelligence related differences in EEG-bandpower // Neurosci Lett, 2005b. V. 381(3). P. 309−313.
  86. Doppelmayr M., Klimesch W., Stadler W., Pollhuber D" Heine C. EEG alpha power and intelligence // Intelligence, 2002. V. 30. P. 289−302.
  87. Doppelmayr M. M, Klimesch W., Pachinger Т., Ripper B. The functional significance of absolute power with respect to event-related desynchronization // Brain Topogr, 1998. V. 11 (2). P. 133−140.
  88. Duffy F. H., Albert M. S., McAnulty G., Garvey A. J. Age-related differences in brain electrical activity of healthy subjects // Ann. Neurol., 1984. V. 16. P. 430−438.
  89. Duvernoy H. M. The human hippocampus: Functional anatomy, vascularization and serial section with MRI (2nd ed.). Berlin: Springer, 1998.
  90. Ekstrom A. D, Caplan J. В., Ho E., Shattuck K., Fried I., Kahana M. J. Human hippocampal theta activity during virtual navigation // Hippocampus, 2005. V. 15 (7). P. 881−889.
  91. Feige В., Scheffler K., Esposito F., Di Salle F., Hennig J., Seifritz E. Cortical and subcortical correlates of electroencephalographic alpha rhythm modulation // J Neurophysiol, 2005. V. 93 (5). P. 2864−2872.
  92. Fernandez Т., Harmony Т., Fernandez-Bouzas A., Silva J., Herrera W., Santiago-Rodriguez E., Sanchez L. Sources of EEG activity in learning disabled children // Clin Electroencephalogr, 2002. V. 33. P. 160−164.
  93. Fox N. A., Davidson R. J. Patterns of brain electrical activity during facial, signs of emotion in 10-month-old infants // Developmental Psychology, 1988. V. 24. P. 230−236.
  94. Francis D. D., Diorio J., Liu D., Meaney M. J. Nongenomic transmission across geneation in maternal behavior and stress responses in the rat // Science, 1999. V. 286. P. 1155−1158.
  95. Futagi Y., Ishihara Т., Tsuda K., Suzuki Y., Goto M. Theta rhythms associated with sucking, crying, gazing and handling in infants // Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1998. V. 106 (5). P. 392−399.
  96. Gasser Т., Jennen-Steinmetz C., Sroka L., Verleger R., Mocks J. Development of the EEG of school-age children and adolescents. II. Topography // Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1988. V. 69 (2). P. 100−109.
  97. Gasser Т., Mocks J., Lenard H. G., Bacher P., Verleger R. The EEG of mildly retarded children: developmental, classificatory, and topographic aspects // Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1983. V. 55 (2). P. 131−144.
  98. Gasser Т., Rousson V., Gasser U. S. EEG power and coherence-in children with educational problems // J Clin Neurophysiol, 2003. V. 20. P. 273−282.
  99. Gevins A., Smith M. E., McEvoy L., Yu D. High-resolution EEG mapping of cortical activation related to working memory: effects of task difficulty, type of processing, and practice// Cereb Cortex, 1997. V. 7 (4). P. 374−385.
  100. Giannitrapani D. EEG average frequency and intelligence // Electroencephalogr ClinNeurophysiol, 1969. V. 27 (5). P. 480−486. Цит. no: Shaw, 2003.
  101. Gloor P., Ball G., Schaul N. Brain lesions that produce delta waves in the EEG // Neurology, 1977. V. 27. P. 326−333.
  102. Goldman R. I., Stern J.'M., Engel J. Jr., Cohen M. S. Simultaneous EEG and fMRI of the alpha rhythm //Neuroreport, 2002. V. 13 (18). P. 2487−2492.
  103. Goldsmith H. H. A zygosity questionnaire for young twins: A research note // Behavior Genetics, 1991. V. 21. P. 257−269.
  104. Gottesman I. I., Gould T. D. The Endophenotype Concept in Psychiatry: Etymology and Strategic Intentions // American Journal of Psychiatry, 2003. V. 160. P. 636 645.
  105. Groot A. S., de Sonneville L. M. J.,'Stins J. F., Boomsma D. I. Familial influences on sustained attention and inhibition in preschoolers // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2004. V. 45 (2). P. 306−314.
  106. Guillery R. W., Harting J. K. Structure and connections of the thalamic reticular nucleus: Advancing views over half a century // J Comp Neurol., 2003. V. 463 (4). P. 360 371.
  107. Hagne I. Development of the waking EEG in normal infants during the*first year of life. In: P. Kellaway, I. Petersen (Eds.), Clinical electroencephalography of children. Stockholm: Almquist & Wikell, 1968. P. 97−118.
  108. Hagne I. Development of the EEG in normal infants during the first year of life. A longitudinal study // Acta Paediatr Scand Suppl, 1972. V. 232. P. 1−53.
  109. Hagne I., Persson J., Magnusson R., Petersen I. Spectral analysis via Fast Fourier Transform of waking EEG in normal infants. In: I. Petersen, P. Kellaway (Eds.), Automation of clinical electroencephalography. New York: Raven Press, 1973. P. 103−143.
  110. Haier R. J., Jung R. E., Yeo R. A., Head K., Alkire M. T. The neuroanatomy of general intelligence: sex matters //Neuroimage, 2005. V. 25 (1). P. 320−327.
  111. Haier R. J., Siegel В. V., Nuechterlein К. H., Hazlett E. Cortical glucose metabolic rate correlates of abstract reasoning and attention studied with positron emission tomography//Intelligence, 1988. V. 12 (2). P. 199−217.
  112. Haier R. J., Siegel В. V., Tang C., Abel L. Intelligence and changes in regional cerebral glucose metabolic rate following learning // Intelligence, 1992b. V. 16 (3). P. 415— 425.
  113. Halpern D. F. Sex differences and cognitive abilities. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2000.
  114. Harris J. A. Measured intelligence, achievement, openness to experience, and creativity // Personality and Individual Differences, 2004. V. 36. P. 913−929.
  115. Hart S. A., Petrill S. A., Deckard K. D., Thompson L. A. SES and CHAOS as Environmental Mediators of Cognitive Ability: A Longitudinal Genetic Analysis // Intelligence, 2007. V. 35 (3). P. 233−242.
  116. D. 0. The organization of beahavior. New York: John Willey, 1949. Цит. по: Греченко, 1999.
  117. Henderson L. M., Yoder P. J., Yale M. E., McDuffie A. Getting the point: electrophysiological correlates of protodeclarative pointing // Int J Dev Neurosci, 2002. V. 20 (3−5). P. 449−458.
  118. Henry J. R. Electroencephalograms of normal children // Monographs of the Society for Research in Child Development, 1944. V. 9. P. 1−71.
  119. Hermens D. F., Soei E. X., Clarke S. D., Kohn M. R., Gordon E., Williams L. M. Resting EEG theta activity predicts cognitive performance in attention-deficit hyperactivity disorder // Pediatr Neurol, 2005. V. 32 (4). P. 248−256.
  120. Hohl-Abrahao J. C, Creutzfeldt O. D. Topographical mapping of the thalamocortical projections in rodents and comparison with that in primates // Exp Brain Res, 1991. V. 87(2). P. 283−294.
  121. Holland D. C., Dollinger S. J., Holland C. J., MacDonald D. A. The relationship between psychometric intelligence and the five-factor model of personality in a rehabilitation sample // Journal of Clinical Psychology, 1995. V. 51. P. 79−88.
  122. Hubbard O., Sunde D., Goldensohn E. S. The EEG in centenarians // Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1976. V. 40 (4). P. 407117.
  123. Hudspeth W. J., Pribram К. H. Psychophysiological indices of cerebral maturation//International Journal of Psychophysiology, 1992.V. 12(1). P. 19−29.
  124. Huttenlocher P. R. Synaptogenesis in human cerebral cortex. In: G. Dawson, K. W. Fischer (Eds.), Human behavior and the developing brain New York: Guilford Press, 1994. P. 137−152.
  125. Inouye Т., Shinosaki K., Yagasaki A., Shimizu A. Spatial distribution of generators of alpha activity // Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1986. V. 63 (4). P. 353— 360.
  126. Intriligator J., Polich J. On the relationship between EEG and ERP variability // Int J Psychophysiol, 1995. V. 20. P. 59−74.
  127. Jausovec N., Jausovec K. Differences in induced brain activity during the performance of learning and working-memory tasks related to intelligence // Brain Cogn, 2004. V. 54. P. 65−74.
  128. Jausovec N., Jausovec K. Differences in resting EEG related to ability // Brain Topogr, 2000. V. 12. P. 229−240.
  129. Jausovec N. Differences in EEG alpha activity related to giftedness // Intelligence, 1996. V. 23 (3). P. 159−173.
  130. Kahana M. J., Seelig D., Madsen J. R. Theta returns // Curr Opin Neurobiol, 2001. V. 11 (6). P. 739−744.
  131. Kandel E. R. Cellular Mechanisms of Learning and the Biological Basis of Individuality. In: E. R. Kandel, J. H. Schwartz, and Т. M. Jessell (Eds.), Principles of Neural Science, 4th Ed. McGraw-Hill Companies, Inc., 2000. P. 1247−1279.
  132. Katada A., Ozaki H., Suzuki H., Suhara K. Developmental characteristics of normal and mentally retarded children’s EEGs // Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1981. V. 52 (2). P. 192−201.
  133. Kaufman A. S., Kaufman N. L. Kaufman Assessment Battery for Children. Circle Pines, MN: American Guidance Service, 1983.
  134. Kirk I. J., Mackay J. C. The role of theta-range oscillations in synchronising and integrating activity in distributed mnemonic networks // Cortex, 2003. V. 39 (4−5). P. 993— 1008.
  135. Klimesch W., Schimke H., Ladurner G., Pfurtscheller G. Alpha frequency and memory performance // J Psychophysiol, 1990. V. 4. P. 381−390.
  136. Klimesch W., Doppelmayr M., Pachinger Т., Ripper B. Brain oscillations and human memory: EEG correlates in the upper alpha and theta band // Neurosci Lett, 1997c. V. 238 (1−2). P. 9−12.
  137. Klimesch W., Doppelmayr M., Pachinger Т., Russegger H. Event-related desynchronization in the alpha band and the processing of semantic information // Brain Res Cogn Brain Res, 1997b. V. 6 (2). P. 83−94.
  138. Klimesch W., Doppelmayr M., Russegger H., Pachinger T. Theta band power in the human scalp EEG and the encoding of new information // Neuroreport, 1996. V. 7 (7). P. 1235−1240.
  139. Klimesch W., Doppelmayr M., Schimke H., Ripper B. Theta synchronization and alpha desynchronization in a memory task // Psychophysiology, 1997a. V. 34 (2). P. 169−76.
  140. W., Doppelmayr M., Schwaiger J., Auinger P., Winkler T. 'Paradoxical' alpha synchronization in a memory task // Brain Res Cogn Brain Res, 1999. V. 7 (4). P. 493 501.
  141. Klimesch W., Russegger H., Doppelmayr M., Pachinger T. A method for the calculation of induced band power: implications for the significance of brain oscillations // Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1998. V. 108 (2). P. 123−30.
  142. Klimesch W. The Structure of Long-term Memory: A Connectivity Model for Semantic Processing. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1994.
  143. Klimesch W. EEG alpha and theta oscillations reflect cognitive and memory performance: a review and analysis // Brain Res Brain Res Rev, 1999. V. 29 (2−3). P. 169 195.
  144. Klimesch W. Memory processes, brain oscillations and EEG synchronization // Int J Psychophysiol, 1996. V. 24. P. 61−100.
  145. Klimesch W., Sauseng P., Hanslmayr S. EEG alpha oscillations: The inhibition/timing hypothesis // Brain Research Reviews, 2007. V. 53. P. 63−88.
  146. Klimesch W., Vogt F., Doppelmayr M. Interindividual differences in alpha and. theta power reflect memory performance // Intelligence, 2000. V. 27 (4). P. 347−362.
  147. Klingberg Т., Forssberg H., Westerberg H. Training of working memory in children with ADHD // J Clin Exp Neuropyschol, 2002. V. 24. P. 781−791.
  148. Koeppen-Schomerus G., Spinath F. M., Plomin R. Twins and Non-twin Siblings: Different Estimates of Shared Environmental Influence in Early Childhood // Twin Research, 2003. V. 6(2). P. 97−105.
  149. Kornhuber A. W., Lang M., Kure W., Kornhuber H. H. Will and frontal theta activity. In: С. H. M. Brunia, A. W. K. Galliard, A. Kok (Eds.), Psychophysiological brain research. Tillburg: Tillburg University Press, 1990. V. 1. P. 53−58.
  150. Koshino Y., Niedermeyer E. Enhancement of Rolandic mu-rhythm by pattern vision // Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1975. V. 38 (5). P. 535−538.
  151. J., Laub M. «Puppet show» theta rhythm // Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1971. V. 31. P. 532−533.
  152. Kuhlman W. N. The mu rhythm: Functional topography and neural origin. In: G. Pfurtsheller (Ed.), Rhythmic EEG activities and cortical functioning. Amsterdam: Elsevier, 1980. P. 105−120.
  153. С. O., Huot R. L., Thrivikraman Т., Nemeroff С. В., Meaney M. J., Plotsky P. M. Long-term behavioral and neuroendocrine to adverce early experience // Prog brain res, 2000. V. 122. P. 79−101.
  154. Lairy G. C. The EEG during the first year of life. In: A. Remond (Ed.), Handbook of electroencephalography and clinical neurophysiology Amsterdam: Elsevier, 1975. V. 6B. P. 24−30.
  155. Lang M., Lang W., Diekmann V., Kornhuber H. H. The frontal theta rhythm indicating motor and cognitive learning // Electroencephalogr Clin Neurophysiol Suppl, 1987. V. 40. P. 322−327.
  156. Larson J., Wong D., Lynch G. Patterned stimulation at the theta frequency is optimal for the induction of hippocampal long-term potentiation // Brain Res, 1986. V. 368 (2). P. 347−350.
  157. Lehtonen J., Kononen M., Purhonen M., Partanen J., Saarikoski S. The effects of feeding on the electroencephalogram in 3- and 6-month-old infants // Psychophysiology, 2002. V. 39(1). P. 73−79.
  158. J. В., Lehtinen I. Alpha rhythm and uniform visual field in man // Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1972. V. 32 (2). P. 139−147.
  159. Lindsley D. B. A longitudinal study of the occipital alpha rhythm in normal children: Frequency and amplitude standards // Journal of Genetic Psychology, 1939. V. 55. P.197−213.
  160. Lopes da Silva F. H., Kamphuis W., Wadman W. J. Epileptogenesis as a plastic phenomenon of the brain, a short review // Acta Neurol Scand Suppl, 1992. V. 140. P. 34—40.
  161. Lopes da Silva F. H., Witter M. P., Boeijinga P. H., Lohman A. H. Anatomic organization and physiology of the limbic cortex // Physiol Rev, 1990. V. 70 (2). P. 453−511.
  162. Lykken D. Research with twins: the concept of emergenesis // Psychophysiology, 1982. V. 19. P. 361−373.
  163. Lykken D., Tellegen A., Iacono W. G. EEG spectra in twins: evidence for a neglected mechanism of genetic determination // Physiological psychology, 1982. V. 10. P. 60−65.
  164. Lykken D., Tellegen A., Thorkelson K. Genetic determination of EEG frequency spectra // Biological psychology, 1974. V. 1. P. 245−259.
  165. Lykken D. T. Presidential address, 1981. Research with twins: the concept of emergenesis//Psychophysiology, 1982. V. 19 (4). P. 361−373.
  166. Maddock R. J. The retrosplenial cortex and emotion: new insights from functional neuroimaging of the human brain // Trends Neurosci, 1999. V. 22 (7). P. 310−316.
  167. Makeig S., Westerfield M., Jung T.-P., Enghoff S., Townsend J., Courchesne E., Sejnowski T. J. Dynamic Brain Sources of Visual Evoked Responses // Science, 2002. V. 295. P. 690−694.
  168. S. В., Zyrianova N. M., Kuravsky L. S. Longitudinal genetic analysis of childhood IQ in 6- and 7-year-old russian twins // Twin research, 2003. V. 6. (4). P. 285−291.
  169. Mann C. A., Lubar J. F., Zimmerman A. W., Miller C. A., Muenchen R. A. Quantitative analysis of EEG in boys with attention-deficit-hyperactivity disorder: controlled study with clinical implications // Pediatr Neurol, 1992. V. 8 (1). P. 30−36.
  170. Marosi E., Rodriguez H., Harmony Т., Yanez G., Rodriguez M., Bernal J., Fernandez Т., Silva J., Reyes A., Guerrero V. Broad band spectral EEG parameters correlated with different IQ measurements // Int J Neurosci, 1999. V. 97 (1−2). P. 17−27.
  171. Marshall P. J., Fox N. A., BEIP Core Group. A comparison of the electroencephalogram between institutionalized and community children in Romania // Journal of cognitive neuroscience, 2004. V. 16 (8). P. 1327−1338.
  172. Marshall P. J., Bar-Haim Y., Fox N. A. Development of the EEG from 5 months to 4 years of age//Clin Neurophysiol, 2002. V. 113 (8). P. 1199−1208.
  173. Martin A., Wiggs C. L., Ungerleider L. G., Haxby J. V. Neural correlates of category-specific knowledge //Nature, 1996. V. 379 (6566). P. 649−652.
  174. MartinN. G., Eaves L. J., Kearsey M. J., Davies P. T. The power of the classical twin study // Heredity, 1978. V. 40. P. 97−116.
  175. Martinovic Z. J, Jovanovic V., Ristanovic D. Computerized EEG topography of normal preadolescent twins-correlating similarity of background activity with genetic relatedness // Brain Topogr, 1997. V. 9 (4). P. 303−311.
  176. Maulsby R. L. An illustration of emotionally evoked theta rhythm in infancy: hedonic hypersynchrony // Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1971. V. 31 (2). P. 157— 165.
  177. McGarry-Roberts P. A., Stelmack R. M., Campbell К. B. Intelligence, reaction time, and event-related potentials // Intelligence, 1992. V. 16. P. 289−313.
  178. Miller R. What is the contribution of axonal conduction delay to temporal structure of brain dynamics? In: C. Pantev, T. Elbert, B. Luetkenhoener (Eds.), Oscillatory event-related brain dynamics. New York: Plenum, 1994.
  179. L. Т., Vernon P. A. Developmental changes in speed of information processing in young children // Dev Psychol, 1997. V. 33 (3). P. 549−554.
  180. Miller R. Cortico-hippocampal interplay and representation of contexts in the brain. Berlin: Springer-Verlag, 1991.
  181. Mills D., Mills C. Hungarian Kindergarten curriculum translation. London: Mills Production Limited, 2000. Цит. no: Rueda et al., 2005.
  182. Moosmann M., Ritter P., Krastel I., Brink A., Thees S., Blankenburg F., Taskin В., Obrig H., Villringer A. Correlates of alpha rhythm in functional magnetic resonance imaging and near infrared spectroscopy //Neuroimage, 2003. V. 20 (1). P. 145−158.
  183. Morris R., Pandya D. N., Petrides M. Fiber system linking the middorsolateral frontal cortex with the retrosplenial/presubicular region in the rhesus monkey // J Comp Neurol, 1999. V. 407. P. 183−192.
  184. Mulholland T. Human EEG, behavioral stillness and biofeedback // Int J Psychophysiol, 1995. V. 19 (3). P. 263−279.
  185. Mulholland Т. B. Occurrence of the electroencephalographic alpha rhythm with eyes open // Nature, 1965. V. 206 (985). P. 746.
  186. Mundy-Castle A. C. Theta and beta rhythms in the electroencephalogram of normal adults // Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1951. V. 3. P. 477−486.
  187. Mundy-Castle A. C. Electrophysiological correlates of intelligence // J Pers, 1958. V. 26 (2). P. 184−99. Цит. no: Shaw, 2003.
  188. Mundy-Castle A. C., Nelson G. K. Intelligence, personality and brain rhythms in a socially isolated community//Nature, 1960. V. 185. P. 484−485. Цит. no: Shaw, 2003.
  189. Neale M. C., Cardon L. R. Methodology for genetic studies of twins and families. Dordrecht, the Netherlands: Kluwer Academic Publishers, 1992.
  190. Neubauer A. C., Grabner R. H., Fink A., Neuper C. Intelligence and neural efficiency: further evidence of the influence of task content and sex on the brain-IQ relationship // Brain Res Cogn Brain Res, 2005. V. 25 (1). P. 217−225.
  191. Neubauer A. C., Grabner R. H., Freudenthaler H. H., Beckmann J. F., Guthke J. Intelligence and individual differences in becoming neurally efficient // Acta Psychol (Amst), 2004. V. 116(1). P. 55−74.
  192. E., Naidu S. В., Plate C. Unusual EEG theta rhythms over central region in Rett syndrome: considerations of the underlying dysfunction // Clin Electroencephalogr, 1997. V. 28 (1). P. 36−43.
  193. Nikitina G. M., Posikera I. N., Stroganova T. A. Central organisation of emotional reactions of infants during first year of life. In: S. Trojan, F. Stastny (Eds.), Ontogenesis of the Brain. Prague: Universitas Carolina, 1985. P. 223−227.
  194. Norman D. A., Shallice T. Attention to action. In: R. J. Davidson, G. E. Schwartz, D. Shapiro (Eds.), Conciousness and Self-regulation. New York: Plenum Press, 1986. P. 1−18.
  195. Nunez P. L., Srinivasan R. Electric Fields of the Brain: The Neurophysics of EEG. 2nd Edition. New York: Oxford University Press, 2006.
  196. Nunez P. L., Wingeier В. M., Silberstein R. B. Spatial-Temporal Structures of Human Alpha Rhythms: Theory, Microcurrent Sources, Multiscale Measurements, and Global Binding of Local Networks // Human Brain Mapping, 2001. V. 13. P. 125−164.
  197. O.Nunez P. Neocortical dynamics and human EEG rhythms. New York: Oxford University Press, 1994.
  198. O’Connor T. G., Rutter M. Attachment disorder behavior following early severe deprivation: extension and longitudinal follow-up. English and Romanian Adoptees Study Team // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry, 2000. V. 39 (6). P. 703−712.
  199. Orekhova E. V., Stroganova T. A., Posikera I. N., Elam M. EEG theta rhythm in infants and preschool children // Clin Neurophysiol, 2006. V. 117 (5). P. 1047−1062.
  200. Orekhova E. V., Stroganova T. A., Posikera I. N., Malykh S. B. Heritability and «environmentability» of electroencephalogram in infants: the twin study // Psychophysiology, 2003. V. 40 (5). P. 727−741.
  201. Orekhova E. V., Stroganova T. A., Posikera I. N. Alpha activity as an index of cortical inhibition during sustained internally controlled attention in infants // Clin Neurophysiol, 2001. V. 112 (5). P. 740−749.
  202. Orekhova E. V., Stroganova T. A., Posikera I. N. Theta synchronization during sustained anticipatory attention in infants over the second half of the first year of life // Int J Psychophysiol, 1999. V. 32 (2). P. 151−172.
  203. Otero G. A., Pliego-Rivero F. В., Fernandez Т., Ricardo J. EEG development in children with sociocultural disadvantages: a follow-up study // Clin Neurophysiol, 2003. V. 114(10). P. 1918−1925.
  204. Paul K., Dittrichova J., Papousek H. Infant feeding behavior: development in patterns and motivation // Dev Psychobiol, 1996. V. 29 (7). P. 563−576.
  205. Pennington B. F., Ozonoff S. Executive functions and developmental psyhopathology // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1996. V. 37 (1). P. 51−87.
  206. Petersen S. E., Fox P. Т., Posner M. I., Mintun M., Raichle M. E. Positron emission tomographic studies of the cortical anatomy of single-word processing // Nature, 1988. V. 331 (6157). P. 585−589.
  207. Pfurtscheller G., Aranibar A Event-related cortical desynchronization detected by power measurements of scalp EEG // Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1977. V. 42 (6). P. 817−826.
  208. Pfurtscheller G, Klimesch W. Functional topography during a visuoverbal judgment task studied with event-related desynchronization mapping // J Clin Neurophysiol, 1992. V. 9(1). P. 120−131.
  209. Pfurtscheller G., Neuper C. Event-related synchronization of mu rhythm in the EEG over the cortical hand area in man // Neuroscience Letters, 1994. V. 174 (1). P. 93−96.
  210. Pfurtscheller G., Stancak A., Neuper Ch. Event-related synchronization (ERS) in the alpha band an electrophysiological correlate of cortical idling: a review // Int J Psychophysiol, 1996. V. 24. P. 3916.
  211. R. Т., Broughton R. J., Coppola R., Davidson R. J., Fox N., Nuwer M. R. Guidelines for the recording and quantitative analysis of electroencephalographic activity in research contexts//Psychophysiology, 1993. V. 30 (6). P. 547−558.
  212. Plomin R., DeFries J., McClearn G. E., Rutter M. Begavioral genetics. New York: W.H. Freedman and Co, 1997.
  213. Plotsky P. M., Meaney M. J. Early, postnatal experience alters hypothalamic corticotropin-releasing factor (CRF) mRNA, median eminence CRF content and stress-induced release in adult rats // Brain Res Mol Brain Res, 1993. V. 18 (3). P. 195−200.
  214. Polunina A. G., Davydov D. M. EEG correlates of Wechsler Adult Intelligence Scale//Int J Neurosci, 2006. V. 116(10). P. 1231−1248.
  215. Posner M. I., Raichle M. E. Images of Mind. New York: Scientific American Library, 1994.
  216. Posthuma D., Neale M. C., Boomsma D. I., de Geus E. J. C. Are smarter brains running faster? Heritability of alpha peak frequency, IQ, and their interrelation // Behavior Genetics, 2001. V. 31. P. 567−579.
  217. Rafal R., Robertson L. C. The neurology of visual attention. In: M. S. Gazzaniga (Ed.), The cognitive neurosciences. London: The MIT Press, 1995. P.625−648.
  218. Ray W. J., Cole H. W. EEG alpha activity reflects attentional demands, and beta activity reflects emotional and cognitive processes // Science, 1985. V. 228 (4700). P. 750 752.
  219. Reed Т. E., Jensen A. R. Conduction velocity in a brain nerve pathway of normal adults correlates with intellectual level // Intelligence, 1992. V. 16. P. 259−272.
  220. Robbins J. A symphony in the brain: the evolution of the new brain wave biofeedback. New York: Grove Press, 2001. Цит. no: Shaw, 2003.
  221. Rueda M. R., Rothbart M. K., McCandliss B. D., Saccomanno L., Posner M. I. Training, maturation, and genetic influences on the development of executive attention // PNAS, 2005. V. 102. P. 14 931−14 936.
  222. Sadato N., Nakamura S., Oohashi Т., Nishina E., Fuwamoto Y., Waki A., Yonekura Y. Neural networks for generation and suppression of alpha rhythm: a PET study // Neuroreport, 1998. V. 9 (5). P. 893−897.
  223. Salenius S., Kajola M., Thompson W. L., Kosslyn S., Hari R. Reactivity of magnetic parieto-occipital alpha rhythm during visual imagery // Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1995. V. 95 (6). P. 453−462.
  224. Salinsky M., Oken В., Morehead L. Test-retest reliability in EEG frequency analyses // Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1991. V. 79. P. 383−392.
  225. Scarr S. Developmental theories for the 1990s: development and individual differences // Child Dev., 1992. V. 63 (1). P. 1−19.
  226. Schmid R. G., Tirsch W. S., Scherb H. Correlation between spectral EEG parameters and intelligence test variables in school-age children // Clinical neurophysiology, 2002. V. 113. P. 1647−1656.
  227. Schmidt L. A., Trainor L. J., Santesso D. L. Development of frontal electroencephalogram (EEG) and heart rate (ECG) responses to affective musical stimuli during the first 12 months of post-natal life // Brain Cogn, 2003. V. 52 (1). P. 27−32.
  228. Schweizer K., Moosbrugger H., Goldhammer F. The structure of the relationship between attention and intelligence // Intelligence, 2005. V. 33. P. 589−611.
  229. Sederberg P. B.,~Kahana M. J., Howard M. W., Donner E. J., Madsen J. R. Theta and gamma oscillations during encoding predict subsequent recall // J Neurosci, 2003. V. 23 (34). P. 10 809−10 814.
  230. J. C. (Ed.) The brain’s alpha rhythms and the mind. New York: Elsevier Science, 2003.
  231. R. В., Song J., Nunez P. L., Park W. Dynamic sculpting of brain functional connectivity is correlated with performance // Brain Topogr, 2004. V. 16 (4). P. 249−254.
  232. Smit С. M., Wright M. J., Hansell N. K., Geffen G. M., Martin N. G. Genetic variation of individual alpha frequency (IAF) and alpha power in a large adolescent twin sample // Int J Psychophysiol, 2006. V. 61 (2). P. 235−243.
  233. Smit D. J., Postuma D., Boomsma D. I., de Geus E. G. C. Heritability of background EEG across the power spectrum // Psychophysiology, 2005. V. 42. P. 691−697.
  234. Smith J. R. J. P. The frequency growth of the human alpha rhythms during normal infancy and childhood//Journal of Psychology, 1941. V. 11. P. 177−198.
  235. Smith J. R. The electroencephalogram during normal infancy and childhood: I. Rhythmic activities present in the neonate and their subsequent development // Journal of Genetic Psychology, 1938a. V. 53. P. 431−453.
  236. Smith J. R. The electroencephalogram during normal infancy and childhood: II. The nature and growth of the alpha waves // Journal of Genetic Psychology, 1938b. V. 53. P. 455−469.
  237. Somsen R. J., van’t Klooster B. J., van der MolenM. W., van Leeuwen H. M., Licht R. Growth spurts in brain maturation during middle childhood as indexed by EEG power spectra // Biol Psychol, 1997. V. 44 (3). P. 187−209.
  238. Sorbel J., Morzorat I. S., O’Connor S., Li Т. K., Christian J. C. Alcohol effects on the heritability of EEG spectral power // Alcoholism. Clinical and Experimental Research, 1996. V. 20. P. 1523−1527.
  239. Squire L. R., Ojemann J. G., Miezin F. M., Petersen S. E., Videen Т. O., Raichle M. E. Activation of the hippocampus in normal humans: a functional anatomical study of memory // Proc Natl Acad Sci U S A, 1992. V. 89 (5). P. 1837−1841.
  240. Stassen H. H., Coppola R., Gottesman 1.1., Torrey E. F., Kuny S., Rickler K., Hell D. EEG differences in monozygotic twins discordant and concordant for schizophrenia 11 Psychophysiology, 1999. V. 36 (1). P. 109−117.
  241. Steinlein 0., Anokhin A., Yping M., Schalt E., Vogel F. Localization of a gene for the human low-voltage EEG on 20q and genetic heterogeneity // Genomics, 1992. V. 12. P. 69−73.
  242. Steriade M., Gloor P., Llinas R. R., Lopes de Silva F. H., Mesulam M. M. Report of IFCN Committee on Basic Mechanisms. Basic mechanisms of cerebral rhythmic activities // Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1990. V. 76 (6). P. 481−508.
  243. M. В., Kaiser D. A., Veigel B. Spectral analysis of eventrelated EEG responses during short-term memory performance // Brain Topogr, 1996. V. 9. P. 21−30.
  244. Sternberg R. J. Human Intelligence: The Model Is the Message // Science, 1985. V. 230 (4730). P. 1111−1118.
  245. Stewart M., Fox S. E. Firing relations of lateral septal neurons to the hippocampal theta rhythm in urethane anesthetized rats // Exp Brain Res, 1990. V. 79 (1). P. 92−96.
  246. Stough C., Donaldson C., Scarlata В., Ciorciari J. Psychophysiological corellates of the NEO PI-R openness, agreeablenness and conscientiousness: Preliminary results // Int J Psychophysiol, 2001. V. 41. P. 87−91.
  247. Stroganova T. A, Orekhova E. V., Posikera I. N. EEG alpha rhythm in infants // Clin Neurophysiol, 1999. V. 110 (6). P. 997−1012.
  248. Stroganova T. A., Orekhova E. V., Posikera I. N. Externally and internally controlled attention in infants: an EEG study // Int J Psychophysiol, 1998. V. 30 (3). P. 339 351.
  249. Stroganova T. A., Orekhova E. V. EEG and infant states. In: de Haan (Ed.), Infant EEG and Event-Related Potentials. Hove: Psychology Press, 2007. P. 251−287.
  250. Suffczynski P., Kalitzin S., Pfurtscheller G., Lopes da Silva F. H. Computational model of thalamocortical networks: dynamical control of alpha rhythms in relation to focal attention // Int J Psychophysiol, 2001. V. 43 (1). P. 250.
  251. Summerfield C., Mangels J. A. Coherent theta-band EEG activity predicts item-context binding during encoding //Neuroimage, 2005. V. 24 (3). P. 692−703.
  252. Surwillo W. W. The relation of simple response time to brain-wave frequency and the effects of age//Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1963. V. 15. P. 105−114.
  253. Surwillo W. W. Human reaction time and period of the EEG in relation to development // Psychophysiology, 1971. V. 8 (4). P. 468−482.
  254. Suzuki H. Variation of the regional relationships in waking EEG. In: N. Yamaguchi, K. Fujisawa (Eds), Recent Advances in EEG and EMG Data Processing. Amsterdam: Elsevier, 1981. P. 209−214.
  255. Tannock R. Attention deficit hyperactivity disorder: advances in cognitive, neurobiological, and genetic research // J Child Psychol Psychiatry, 1998. V. 39 (1). P. 65−99.
  256. Teder-Salejarvi W., Hillyard S. A. The gradient of auditory spatial attention in free-field: An event-related potential (ERP) study // Perception & Psychophysics, 1998. V. 60. P. 1228−1242.
  257. Teyler T. J., DiScenna P. The hippocampal memory indexing theory // Behav Neurosci, 1986. V. 100 (2). P. 147−154.
  258. Thatcher R. W., Krause P., Hrybyk M. Corticocortical Association Fibers and EEG Coherence: a two-compartmental model // Electroencephalog Clin Neurophysiol, 1986. V. 64. P. 123−143.
  259. Thatcher R. W., North D., Biver C. EEG and intelligence: Relations between EEG coherence, EEG phase delay and power // Clinical Neurophysiology, 2005. V. 116. P. 21 292 141.
  260. Torres F., Faoro A., Loewenson R., Johnson E. The electroencephalogram of elderly subjects revisited // Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1983. V. 56. P. 391−398.
  261. Treisman A. M. The effect of irrelevant material on the efficiency of selective listening // American Journal of Psychology, 1964. V. 77. P. 533−546.
  262. Tsien J. Z. Linking Hebb’s coincidence-detection to memory formation // Current Opinion in Neurobiology, 2000. V. 10. P. 266−273.
  263. Tulving E. Episodic and semantic memory. In: E. Tulving, W. Donaldson (Eds.), Organization of memory. New York: Academic Press, 1972.
  264. Velasco M, Velasco F, Cepeda C. A peculiar rhythmic EEG activity from ventrobasal thalamus during paradoxical sleep in man // Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1979. V. 47 (2). P. 119−125.
  265. Vernon P. A., Weese S. Predicting intelligence with multiple speed of information processing tests //Personality and Individual Differences, 1993. V. 14. P. 413−419.
  266. Vinogradova O. S., Kitchigina V. F., Zenchenko С. I. Pacemaker neurons of the forebrain medical septal area and theta rhythm of the hippocampus // Membr Cell Biol, 1998. V. 11 (6). P. 715−725.
  267. Vogel F. The genetic basis of the normal human electroencephalogram (EEG) // Human genetics, 1970. V. 10 (2). P. 91−114.
  268. Vogel W., Broverman D. M. Relationship between EEG and test intelligence: a critical review // Psychol Bull, 1964. V. 62. P. 132−144. Цит. no: Shaw, 2003.
  269. А. В., Finch D. M., Olson C. R. Functional heterogeneity in cingulate cortex: the anterior executive and posterior evaluative regions // Cereb Cortex, 1992. V. 2. P. 435−443.
  270. Vogt F., Klimesch W., Doppelmayr M. High-frequency components in the alpha band and memory performance // J Clin Neurophysiol, 1998. V. 15 (2). P. 167−172.
  271. Walter V. J., Walter W. G. The central effects of rhythmic sensory stimulation // Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1949. V. 1. P. 57−86.
  272. Walter W. G. Normal rhythms: their development, distribution, and significance. In: Hill D., Parr G., (Eds.), Electroencepalography. London: McDonald, 1950. P. 205−277.
  273. Wang H. S., Obrist W. D., Busse E. Elecroencephalographic and intellectual changes in healthy eldery: a longitudinal study // Gerontology, 1967. V. 7. 23 P. Цит. no: Shaw, 2003.
  274. Willerman L., Schultz R., Rutledge J. N., Bigler E. D. In vivo brain size and intelligence // Intelligence, 1991. V. 15. P. 223−228.
  275. Wilson R. S. The Louisville Twin Study: Developmental synchronies in behavior // Child Development, 1983. V. 54. P. 298−316.
  276. Zietsch B. P., Hansen J. L., Hansell N. K., Geffen G. M., Martin N. G., Wright M. J. Common and specific genetic influences on EEG power bands delta, theta, alpha, and beta // Biol Psychol, 2007. V. 75 (2). P. 154−164.
Заполнить форму текущей работой