Психологические основания информационно-поисковой деятельности в исследовательском труде
Диссертация
Актуальность исследования. Изучение психологических оснований информационно-поисковой деятельности обусловлено принципиальными изменениями в содержании и характере исследовательского труда в условиях современного информационного общества. Глобальная информационная среда предоставляет уникальные возможности специалистам для поиска и анализа информации. Однако эти потенциальные возможности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ТРУДЕ
- 1. 1. Информационно-поисковая деятельность в современной профессиональной информационной среде
- 1. 2. Теории и концепции информационно-поисковой деятельности
- 1. 3. Психологические факторы информационно-поисковой деятельности
- 1. 4. Выводы
- ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. 1. Методический аппарат и этапы исследования
- 2. 2. Разработка анкеты «Информационный поиск»
- 2. 3. Разработка методической процедуры Игры «Поиск»
- 2. 4. Методики диагностики индивидуальных особенностей респондентов
- 2. 5. Описание выборки исследования и сбор материала
- ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 3. 1. Исследование и анализ характеристик информационно-поисковой деятельности в исследовательском труде
- 3. 2. Анализ стилевых характеристик поиска информации
- 3. 3. Анализ личностных детерминант стиля поиска информации
- 3. 4. Особенности образа «Я» исследователей с различными стилевыми характеристиками поиска информации
- 3. 5. Особенности мотивационно-смысловой сферы исследователей с различными стилевыми характеристиками информационно-поисковой деятельности
- 3. 6. Психологические основания информационно-поисковой деятельности в исследовательском труде
- 3. 7. Использование игры «Поиск» для оптимизации стилей информационно-поисковой деятельности молодых исследователей
Список литературы
- Альбуханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. М., 1982. С. 92−98.
- Андрусенко Е. Ю. Психологические условия развития информационной компетенции учащихся в системе начального профессионального образования : дис.. канд. психол. наук. М., 2007. — 212 с.
- Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. Том 5, № 3, 1984. С. 152−162.
- Баканова Н. Б., Обознов А. А. Разработка интерфейсов пользователя корпоративных информационных систем. Тверь: Триада, 2008. — 106 с.
- Бандура А. Теория социального научения. Спб.: Евразия, 2000. — 318с.
- Барахнин В. Б., Федотов А. М. Информационная система: взгляд на понятие // Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2007. Том 5, выпуск 2. С. 12−19.
- Барахнин В. Б., Федотов А. М. Исследование информационных потребностей научного сообщества для построения информационной модели описания его деятельности // Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2008. Том 6, выпуск 3. С. 48−59.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -М.: Академия, 1999. 956 с.
- Белых С. Л. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / Под ред. А. С, Обухова. Ижевск: УдГУ, 2008. — 72с.
- Белкин П. Г., Емельянов Е. Н., Иванов М. А. Социальная психологиянаучного коллектива. М.: Наука, 1987. — 214 с.160
- Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. М.- «Ин-т психологии РАН», 2006. — 622 с.
- Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для ВУЗов. М.: ПЭР СЭ, 2001. — 511 с.
- Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. -М.: ПЕР СЭ, 2000.-352 с.
- Бодров В. А. Психологический отбор инспекторов военизированной пожарной охраны для работы на АЭС: Метод, рекомендации. М.: ВНИИПО, 1992.-22 с.
- Бодров В. А., Орлов, В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. -288 с.
- Бордовская Н. В., Костромина С. Н., Розум С. И., Москвичева H. JI. Деятельностный подход к изучению исследовательского потенциала студента // Международный журнал экспериментального образования. № 1, 2012. С. 81−87.
- Брежнева В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий. СПб.: Профессия, 2004. — 304 с.
- Бутенко Т. П. Субъективная неопределенность жизненных ситуаций: когнитивно-эмоциональные оценки и стратегии поведения: дис.. канд. психол. наук.-М., 2009.- с. 278.
- Васильев И. А. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности: дис.. д-ра психол. наук / И. А. Васильев- Моск. гос. ун-т. -М., 1998.-321 с.
- Васкжова Е. Е. Уровни развития познавательных потребностей и их проявление в мышлении // Вопросы психологии. — 1998. — № 3. С. 91—103.
- Васюкова Е. Е. Развитие познавательной потребности и креативности мышления шахматиста // Психол. журн. 1995. — Т. 16. — № 1. С. 91−101.
- Величковский Б. М. Когнитивная наука : основы психологии познания. В 2-х томах. Москва: ACADEMIA: Смысл, 2006.
- Вербицкий А. А. Активность субъекта и порождение информации/ А. А. Вербицкий // Новые исследования в психологии / отв. ред. А. Р. Лурия. — М., 1976.- № 2. С. 7−16.
- Верещагина Л. А., Горюнова Л. Н. Профессионально важные качества и подготовка человека-оператора : учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.-76 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление : Пер. с англ. / Общ. ред. С. Ф. Горбова, В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. — 335 с.
- Винер Н. Кибернетика и общество : Пер. с англ. Е. Г. Панфилова. -М.: Тайдекс Ко, 2002. 182 с.
- Володарская Е. А. Социальная идентичность ученого и феномен научной школы // Наука, техника и индустрия: исторический аспект / под ред. В. М. Орла.- М.: ИИЕТРАН, 1998. С. 17−18.
- В опекунский А. Е. Интернет новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. — М.: Смысл, 2002, С. 82−101.
- Войскунский А. Е. От психологии компьютеризации к психологии интернета // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2008. -№ 2. С. 140−153.
- Гаврилова Т. А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. Учебник. СПб, Изд-во «Питер», 2001. — 384 с.
- Галиуллина Г. С. Информационная деятельность в системе научных коммуникаций в посттоталитарном обществе. Челябинск, 1998. — 167 с.
- Гальперин П. Я. Введение в психологию. 5-е изд. — М.: КДУ. — 2005.-327 с.
- Гиляревский Р. С. Введение в интеллектуальную коммуникацию. -М., 1992.-131 с.
- Голдстейн М., Голдстейн И. Ф. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания / Перевод с англ. А. Е. Петрова. М., Знание, 1984. — 256 с.
- Голиков Ю. Я., Костин А. Н. Психология автоматизации управления техникой. М.: Изд-во ИП РАН, 1996. — 159 с.
- Голиков Ю. Я., Костин А. Н. Методы психологического анализа субъективной сложности в профессиональной деятельности // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. — 2009. № 4. — С. 36−42.
- Голицына О. Л. Моделирование и разработка средств и технологий поиска документальной информации: Дис.. канд. техн. наук: 05.25.05. М., 2004. — 208 с.
- Голицына О. Л, Максимов Н. В. Информационные системы. М.: Форум, 2009.-495 с.
- Голицына О. Л., Максимов Н. В. Модели информационного поиска в контексте поисковых задач // Научно-техническая информация. Серия 2. Информационные процессы и системы. Москва, 2011. — № 2. — С. 1−13.
- Голицына О. Л., Максимов Н. В. Статистика поискового поведения пользователей баз данных научной информации // Библиосфера. 2011. — № 2. — С. 47−57.
- Голубин Д. В. Формирование информационной компетентности педагога в системе повышения квалификации: дис. .канд. пед. наук: 13. 00. 08. Калининград, 2005. -179 с.
- Горюнова Л. Н. Алгоритмы взаимодействия пользователя и интерактивной системы поиска информации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. Вып. 2. 2010. — С. 227 231.
- Горюнова Л. Н. Обзор современных исследований информационного поиска // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. Вып. 1. Том 1. 2009. — С. 206−213.
- Горюнова Л. Н. Психическая регуляция информационно-поисковой деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. Вып. 4. 2008. — С. 409 — 416.
- Горюнова Л. Н. Развитие моделей информационного поведения с позиции обобщенной психологической теории деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. — № 3. — С.439
- Гречихин А. А. Библиографическая эвристика: Библиографическая эвристика: История, теория и методика информ. поиска. М.: МПИ, 1984. — 48 с.
- Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: Социокультурный подход. М.: ИПО «Профиздат», 2001. — 111с.
- Дикая Л. Г. Системно-деятельностная концепция саморегуляции психофизиологического состояния человека // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М., 1999 г. С. 80 106.
- Димитрова К. Стратегии информационного поиска // Библиотека, 1995.- № 1.- С. 16−22.
- Жабко Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика. — Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2006. 387 с.
- Завалова Н. Д., Ломов В. А., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986. — 172 с.
- Захаров В. П. Информационные системы (документальный поиск): Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. — 188 с.
- Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исслед. центр, пробл. качества подгот. специалистов, 2004. — 38 с.
- Зимняя И. А. Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск — М.: УдГУ, 2001. — 103 с.
- Зинченко Т. П. Опознание и кодирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.182 с.
- Зусьман О. М. Библиографические исследования науки. СПб.: СПбГУКИ, 2000.-215 с.
- Иванова Н. Л. Психологическая структура социальной идентичности: дис. д-ра психолог, наук: 19. 00. 05. Ярославль, 2003.-408 с.
- Казанцева В. П. Информационная культура личности: социально-философский анализ: дис.. канд. филос. наук: 09. 00. 11. Красноярск, 2008. -168 с.
- Карпов А. В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. -Ярославль: ЯрГУ, 1991. 152 с.
- Кисель Н. В. Информационная компетентность учителя как условие эффективного управления образовательным процессом : дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 08. Калуга, 2002. — 178 с.
- Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. — 256 с.
- Конопкин О. А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. -№ 1. — С. 5−12.
- Корнилова Т. В., Каменев И. И. Принятие интеллектуальных решений в условиях неопределенности // Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология. -2002.-№ 2.-С. 24−36.
- Корнилова Т. В. Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностного потенциала человека / Корнилова Т. В., Чумакова М. А., Корнилов С. А., Новикова М. А. Москва: Смысл, 2010. — 334 с.
- Коробкина Н. Н. Исследование и разработка информационнопоисковых интерфейсов на основе типологии поведения пользователей: дис. .канд. техн. наук: 05. 25. 05. Москва, 2004. — 169 с.166
- Костин А. Л. Автоматизированные информационно-поисковые системы и их проектирование часть 1 и часть 2. Москва: Информнефтегазстрой, 1979.
- Котенева А. В. Исследование факторов мотивации деятельности ученых в научном коллективе: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19. 00. 05. М., 1989.-21 с.
- Кулакова Е. В. Информационное поведение специалистов: сущность и пути изучения: Автореф. дис. канд. пед. наук: 05. 25. 03. СПб., 2000. — 20 с.
- Кун Т. Структура научных революций. Москва: АСТ: АСТ Москва, 2009.-317 с.
- Лакатос И. Методология исследовательских программ. М.: АСТ: Ермак, 2003.-380 с.
- Левин В. И. К. Э. Шеннон и современная наука. Пенза, 2009. — 36 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2005. -431 с.
- Личностный потенциал: структура и диагностика / Под. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. — 680 с.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Ломов Б. Ф. Психическая регуляция деятельности : избранные труды. Москва: Институт психологии РАН, 2006. — 622 с.
- Ломов Б. Ф. Системность в психологии: Избр. психол. тр. М. — Воронеж: Изд-во Моск. психол.- соц. ин-та: МОДЭК, 2003. — 422 с.
- Лук А. Н. Каким образом личность исследователя отражается в результатах его труда? // Вестник Российской Академии Наук. М., 1994. — Т. 64. -№ 10.-С. 959−960.
- Лук А. Н. Роль ученых организаторов в развитии науки. — М.: ИНИОН, 1982.-46 с.
- Лук А. H. Личность ученого. М.: ИНИОН, 1981. — 38 с.
- Лук А. Н. Мотивация научного творчества. М.: ИНИОН, 1980. — 25с.
- Лук А. Н. Мышление и творчество: монография. М.: Политиздат, 1976.-144 с.
- Луковицкая Е. Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: дис.. канд. психол. наук: 19. 00. 05. Санкт-Петербург, 1998.-173 с.
- Мазалецкая А. Л. Динамика мотивации научно-исследовательской деятельности на этапах профессионализации: дис.. канд. психол. наук: 19. 00. 03. Ярославль, 2011. — 170 с.
- Максимов Н. В. Информационный поиск и модели поведения пользователей//НТИ. Сер. 1. 2001. -№ 11.-С. 10−21.
- Максимов Н. В., Павлов Л. П., Строганов В. И. Интегральный подход к информационно-аналитическому обеспечению науки и образования // Системы управления и информационные технологии, 2009. -№ 4. С. 165−169.
- Максимов Н. В. Информация и знания: природа и концептуальная модель // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы, 2010. № 7. — С. 1−10.
- Максимов Н. В. Исследование и моделирование систем управления доступом к гетерогенным информационным ресурсам: дис.. д-ра тех. наук: 05. 25.05.- М., 2001.-397 с.
- Маннинг К., Рагхаван П., Шютце X. Введение в информационный поиск / пер. с англ. Д. А. Клюшина. Москва — Санкт-Петербург — Киев: Вильяме, 2011.-520 с.
- Матюшкин А. М., Аверина И. С. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. — 155 с.
- Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. — Рос. акад. образования, Психолог, ин-т. М.: Наука, 2001. — 191с.
- Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство / В. И. Моросанова. М.: Когито-Центр, 2004. — 41 с.
- Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. — Москва: Наука, 2010. 519 с.
- Намазов В. Н., Жмыриков А. Н. Психолого-педагогические методы исследования индивидуально-личностных особенностей. Москва, 1988. — 79 с.
- Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных. Санкт-Петербург: Речь, 2011. — 389 с.
- Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 172 с.
- Новиков А. С. Философия научного поиска. — М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 336 с.
- Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2004. 608 с.
- Обознов А. А. Психическая регуляция операторской деятельности: в особых условиях рабочей среды / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. — 181 с.
- Общая психодиагностика: учеб. пособие / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина, Спб.: «Речь», 2006. 440с.
- Обухов А. С. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: научно-методический сборник. Москва: НИИ школьных технологий, 2006. — 612 с.
- Обухов А. С. Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: научно-методический сборник: в 2 т. / ред.-сост.: A.C. Обухов. Москва: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2009. 447 с.
- Огарышева Н. П. Роль социально-психологических факторов в научном познании: автореф. дис. .канд. филос. наук: 09. 00. 08. -М., 2003. -20 с.
- Осин Е. Н. Факторная структура русскоязычной версии шкалы общей толерантности к неопределенности Д. Маклейна // Психологическая диагностика, № 2, 2010.-С. 65−86.
- Паршукова Г. Б. Методика поиска профессиональной информации: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. — Санкт-Петербург: Профессия, 2009. 222 с.
- Паршукова Г. Б. Информационные компетентности личности. Диагностика и формирование. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2006. — 242 с.
- Петровский А. В. Теоретическая психология. М.: Academia, 2001.495 с.
- Пескова О. В. Разработка метода автоматического формирования рубрикатора полнотекстовых документов : автореф. дис.. канд. техн. наук. Москва, 2008. — 16 с.
- Петракова Н. В. Формирование у студентов готовности к применению компьютерных технологий в профессиональной деятельности: дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 08. Брянск, 2003. — 206 с.
- Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибирский психологический журнал. 2006. — № 24 — С. 53−58.
- Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 159 с.
- Подцьяков А. Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Б.и., 2000. — 266 с.
- Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа студента. 2002. — № 2. — С. 29
- Полякова Т. И. Информационная культура современного педагога как фактор его профессионального развития: автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2005.-20 с.
- Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 352 с.
- Попперт К. Р. Логика научного исследования. Москва: Республика, 2005.-446 с.
- Психологические исследования творческой деятельности: монография / О. К. Тихомиров, Э. Д. Телегина, Ю. Е. Виноградов и др.- Отв. ред. О. К. Тихомиров — Институт психологии АН СССР. М.: Наука, 1975. — 251 с.
- Психология науки: Учеб. пособие / А. Г. Аллахвердян, Г. Ю. Мошко-ва, А. В. Юревич, М. Г. Ярошевский. М.: Флинта, 1998. — 310 с.
- Розин В. М. Методология: становление и современное состояние. Учебное пособие. М., 2005. — 410 с.
- Ротенберг В. С. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 238 с.
- Ротенберг В. С. Поисковая активность и адаптация. — М.: Наука, 1984.-193 с.
- Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Санкт-Петербург: Питер, 2012. —287 с.
- Рябинкина Л.И. Исследование эффективности информационного поиска при различных способах кодирования: дис.. канд. психол. наук: 19. 00 03. -Д., 1978.-23 с.
- Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Москва: Ось-89, 2006. — 479 с.
- Савенков А. И. Психология детской одаренности. Москва: Генезис, 2010.-442 с.
- Савенков А. И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности // Исследовательская работа школьников. 2003. — № 2. С. 38−50.
- Самоактуализационный тест / авт.-сост. Л. Я. Гозман и др. М., 1995.43 с.
- Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 512 с.
- Свириденко С. В. Исследование и моделирование взаимодействия пользователя с информационной системой в задачах документального поиска: ав-тореф. дис.. канд. техн. наук: 05. 25. 05. -М., 2006. — 26 с.
- Селье Г. Как стать ученым. М.: Прогресс, 1987. — 368 с.
- Семенов И. И. Рефлексия как фактор развития одаренных школьников. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1994. — 22 с.
- Скотникова А. М. Психологическая структура и типы исследовательской позиции: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19. 00 .01. Москва, 2008. -23 с.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., Изд-во Ленингр. Ун-та, 1988.- М., Изд-во ЛКИ, 2008. С. 168.172
- Тесля M. А. Структура и динамика интеллектуальных способностей и когнитивных стилей в учебной и профессиональной деятельности: дис.. канд. психолог, наук: 19. 00 01. -М., 2005.-213 с.
- Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Академия, 2002. — 287с.
- Тихомиров О. К. Информационный век и теория JI. С. Выготского // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 1. — С. 114−119.
- Тихомиров О. К., Телегина Э. Д., Волкова Т. Г. и др. / отв. ред. Тихомиров О. К. Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1977. -259 с.
- Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000.-199 с.
- Третьяков В. П. Психология безопасности эксплуатации АЭС. М.: Энергоатомиздат, 1993. — 176 с.
- Третьяков В. П. Психология обеспечения безопасности эксплуатации АЭС: автореф. дис. д-ра психолог, наук: 19.00.03. СПб., 1991.-39 с.
- Третьяков В. П. Методическая разработка по применению «Методики развития и поддержания умения предупреждать и ликвидировать аварии турбоагрегата». М., 1987. — 46 с.
- Третьяков В. П. Психологические особенности взаимодействия оперативного персонала энергосистем: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19. 00. 03. -Д., 1985.-22 с.
- Тутушкина М. К. Психологические основы кодирования зрительной информации для человека-оператора: автореф. дис.. канд. психолог, наук: 19. 00. 03.-Л., 1982. -35 с.
- Шадриков В. Д. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1983. 185 с.
- Шадриков В. Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Университетская книга, Логос, 2006. — 389 с.
- Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. — 1996.- № 7.- С. 71−77.
- Швырев В. С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М.: Наука, 1988. — 175 с.
- Швырев В. С. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984.- 232 с.
- Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. Москва: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. — 599 с.
- Шокин Ю. И., Федотов А. М., Барахнин В. Б. Технология создания программных систем информационного обеспечения научной деятельности, работающих со слабоструктурированными документами // Вычислительные технологии.- 2010.- Т. 15.- № 6.- С. 111−125.
- Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: МПСИ, 2004.-334 с.
- Шумакова Н. Б. Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения: автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19. 00. 13. Москва, 2007. — 48 с.
- Щербина А. А. Исследование и разработка метода автоматической классификации поведения пользователей Интернет : автореф. дис.. канд. физ.-мат. наук: 05. 13. 11. Москва, 2007. — 21 с.
- Фер Р. М. Психометрика: введение / пер. с англ. А. С. Науменко, А. Ю. Попова- под ред. Н. А. Батурина, Е. В. Эйдмана. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. — 445 с.
- Хам Мин Хак. Поведение и деятельность. М., Смысл, 2003. — 175 с.174
- Холодная M. А. Психология понятийного мышления : от концептуальных структур к понятийным способностям. Москва: Институт психологии РАН, 2012.-287 с.
- Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. — 384 с.
- Эшби У. Р. Введение в кибернетику / пер. с англ. Д. Г. Лахути — под ред. В. А. Успенского — предисл. А. Н. Колмогорова. Москва: URSS: ЛИБРО-КОМ, 2009.-432 с.
- Юревич А. В. Социальное восприятие ученых. М., 1987. — 243 с.
- Юревич А.В., Ярошевский М. Г. Психология научного коллектива // Наука и человечество, 1989. М., 1989. — С. 43−51.
- Юревич А. В. Социальная психология науки. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.-350 с.
- Bates M. J. Invisible Substrate of Information Science // Journal of the American Society for Information Science. 1999. -№ 50. — P. 1043−1050.
- Bedny G.Z., Karwowsky W. A systemic-structural theory of activity: Applications to human performance and work design. USA: Boca Raton, FL, CRC Press, Taylor&Francis Group, 2007. — 526 p.
- Belkin N. J. Anomalous State of Knowledge // Theories of information behavior. Medford, NJ: Information Today, Inc. — P. 44−49
- Bertelsen W., Bodker S., Introduction: Information technology in human activity // Scandinavian Journal of Information Systems. 2001. — V. 12. — № 1. — P. 34.
- Case D. O. Looking for information: A survey of research on information seeking, needs, and behavior. San Diego, CA: Academic Press, 2002. — 370 p.
- Choo C. W., Detlor B., Turnbull D. A Behavioral Model of Information Seeking on the Web // Proceedings of the 61st Annual Meeting of the American Society for Information Science. Pittsburgh, PA: Information Today, 1998. — P. 290−302
- Dervin B. On studying information seeking methodologically: the implications of connecting metatheory to method // Information Processing & Management. -1999. V. 35. — № 6. — P. 727−750.
- Detrol B. Web information behaviors of Organizational Workers // Theories of information behavior. Medford, NJ: Information Today, Inc., 2005. — P. 377 382.
- Ditsa G. Activity theory as a theoretical foundation for information systems research // Information management: support systems & multimedia technology. Hershey, PA: Idea Group Publishing, 2003. — P. 192−231.
- Du J. T., Evans N. Academic users' information searching on research topics: Characteristics of research tasks and search strategies // Journal of Academic Libra-rianship. 2011. — № 37(4). — P. 299−306.
- Ellis D. Paradigms and research traditions in information retrieval research // Information Services and Use. 1998. — V. 18. — № 4. — P. 225−241.
- Ingwersen P. Cognitive Perspectives of Information Retrieval Interaction: Elements of a Cognitive IR Theory // Journal of Documentation. 1996. — V. 52. -№ 1.- P. 3−50.
- Ingwersen P. Integrative Framework for Information Seeking and Interactive Information Retrieval // Theories of information behavior. Medford, NJ: Information Today, Inc. — 2005. — P. 215−221.
- Engestrom Y. Learning by expanding: an activity-theoretical approach to developmental research. Helsinki: Orienta-Konsultit. — 1987. — 269 p.
- Engestrom Y. Activity theory as a framework for analyzing and redesigning work // Ergonomics. 2000. — V. 43(7). — P. 960−974.
- Fidel R., Pejtersen A. M. Cognitive Work Analysis // Theories of information behavior. Medford, NJ: Information Today, Inc. — 2005. — P. 88−94.
- Fisher K. E., Erdeles S., McKechnie, L. Theories of information behavior. Medford, NJ: Information Today, 2005. — 437 p.
- Hansen P. Work Task Information-Seeking and Retrieval Processes // Theories of information behavior. Medford, NJ: Information Today, 2005. — P. 392 397.
- Heinstrom J. Fast surfers, broad scanners, deep divers. Personality and information-seeking behaviour. Abo Academi University Press, 2002. — 254 c.
- Heinstrom J. Broad exploration or precise specificity: Two basic information seeking patterns among students // Journal of the American Society for Information Science and Technology. 2006. — № 57. — P. 1440−1450.
- Hertzum M. Collaborative information seeking: The combined activity of information seeking and collaborative grounding // Information Processing & Management. 2008. — V. 44. — № 2. — P. 957−962. '
- Kao Gloria Yi-Ming, Pei-Lan Leia, Chuen-Tsai Sun. Thinking style impacts on Web search strategies // Computers in Human Behavior. 2008. — № 24. — P. 1330−1341.
- Kaptelinin V. Activity theory, implications for human-computer interaction // Human machine communication for educational systems design. Berlin: Springer, 1994.-P. 5−15.
- Kaptelinin V., Nardi B. Acting with Technology: Activity Theory and Interaction Design. — Cambridge, Massachusetts, London, MIT Press, 2006. 333 p.
- Kuhlthau C.C. Kuhlthau’s Information Search Process. Theories of information behavior. Medford, NJ: Information Today, 2005. — P. 230−235.
- Kuhlthau C. C., McNally M. J. Information seeking for learning: a study of librarians' perceptions of learning in school libraries // The New Review of Information Behaviour Research. 2001. — № 2. — P.31−46.
- Kuutti, K. Activity theory as a potential framework for human-computer interaction research // Context and consciousness: activity theory and human-computer interaction. Massachusetts Institute of Technology, Cambridge, MA, 1995. — P.744.
- Mahe A. Beyond usage: understanding the use of electronic journals on the basis of information activity analysis // Information Research. 2004. — № 9(4). — P. 186.
- Marchionini G., Shneiderman B., Finding Facts. Browsing Knowledge in Hypertext Systems // Computer. 1988. — V.21. — № 1. — P.70−80.
- Marchionini, G. Exploratory search: from finding to understanding // Communications of the ACM. 2006. — V. 49. — № 4. — P. 416.
- Michnik J., Mei-Chen L. The assessment of the information quality with the aid of multiple criteria analysis // European Journal of Operational Research. -2009. № 195. — P. 850−856.
- Mwanza D., Engestrom Y. Managing content in e-learning environments // British Journal of Educational Technology. 2005. -№ 36(3). — P. 453−463.
- Navarro-Prieto R., Scaife M., Rogers Y. Cognitive strategies in web searching // Human Factors and the Web. 1999. — P. 1−13.
- Pejtersen A. M. Search Strategies and Database Design for Information Retrieval in Libraries // Tasks, Errors and Mental Models. London, 1988. — P. 171−190.
- Pharo N. A new model of information behaviour based on the Search Situation Transition schema. // Information Research. 2004. — № 10(1). — P. 203.178
- Pirolli P. Information foraging: adaptive Interaction with Information. -Cambridge, UK: Oxford University Press, 2007. 197 p.
- Saracevic T., Users lost: reflections on the past, future, and limits of information science // ACM SIGIR Forum. 1997. — V. 31. — № 2. — P. 16−27.
- Spink A., Jansen B.J., Wolfram D., Saracevic T. From E-sex to ecommerce: Web search changes // IEEE Computer. 2002. — № 35 (3). — P. 133−135.
- Thatcher A. Web search strategies: The influence of Web experience and task type // Information Processing and Management. 2008. — № 44. — P. 1308−1329.
- Wilson T. D. On user studies and information needs // Journal of Documentation. 1981. -№ 37(1). — P. 3−5.
- Wilson T. D. Models in information behaviour research // Journal of Documentation. 1999. — № 55(3). — P. 249−270.
- Wilson T. D. Human information behavior // Informing Science. 2000. -№ 3(2).-P. 49−56
- Wilson T. D. A re-examination of information seeking behaviour in the context of activity theory // Information Research. 2006. — V. 11(4). — P. 260.
- Xie H. Shifts in information-seeking strategies in information retrieval in the digital age: Planned-situational model // Information Research. 2007. — № 12(4). P. 22.