Влияние стиля индивидуальности учителя на особенности его оценочной деятельности
Диссертация
В исследовании дифференцируются понятия «оценочная деятельность» и «оценочное поведение» учителя. Если первое рационально опосредовано, в значительной степени формализуемо и универсально, то второе детерминировано сферой бессознательного, в связи с чем представляет из себя не планируемую, спонтанную, эмоционально обусловленную оценочную реакцию. Учитель не всегда учитывает то обстоятельство, что… Читать ещё >
Содержание
- Л
- Введение
- Глава 1. Роль оценки в учебном процессе
- 1. Психологические требования к функциям оценки учебной деятельности школьников
- 2. Психологические требования к содержанию и структуре оценки
- 3. Влияние оценки на развитие личности младшего школьника
- Глава 2. Стиль индивидуальности учителя
- 1. Анализ «стилевых» исследований в психологии
- 2. Стиль индивидуальности
- 3. Анализ исследований по проблеме соотношения технологий обучения и стилей индивидуальности
- Глава 3. Экспериментальное исследование соотношения стиля 4 индивидуальности учителя и предпочитаемых им критериев оценки учебной деятельности школьников
- 1. Экспериментальное исследование выбора учителями начальных классов критериев оценки учебной деятельности школьников
- 2. Результаты исследования влияния стиля индивидуальности учителя на особенности его оценочной деятельности
Список литературы
- Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991.
- Азаров В.Н. Структура импульсивного и рефлексивно- волевого стилей действования // Вопросы психологии, 1988, N3.
- Амонашвили Ш. А. Единство цели. -М., 1987.
- Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. -М., 1984.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. Т.2, М., 1980.
- Анастази А. Психологическое тестирование Кн.2, — М., 1982.
- Анкудинова Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1−4 классов //Вопросы психологии, 1968, N3.
- Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук, 1970, Т. 1, N 1.
- Асауляк Г. В. Пути повышения объективности оценки знаний учащихся //Советская педагогика, 1978 N8.п. Бардин К. В. Как научить детей учиться. М., 1987.
- Безносов С.П. Особенности оценочного стиля личности. Канд. диссер. -Л., 1982.
- Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы. // Психологический журнал, 1996, N1.
- Бельтюкова Г. В. Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьников по математике // Начальная школа, 1990, N8.
- Березин В.Ф. Психическая и психофизиологическая интеграция // Бессознательное. 1994.
- Берулава Г. А. Новые тенденции в исследовании когнитивных стилей // Новые исследования проблемы когнитивных стилей в психологии. М., 1995.
- Берулава М. Н., Берулава Г. А. Технология индивидуализации обучения на основе учета когнитивного стиля. Бийск, 1996.
- Берулава Г. А. Тест для диагностики когнитивного стиля «дифференциальность интегральность». — Бийск, 1995.
- Берулава Г. А. Стиль индивидуальности. М.: МАГО, 1996.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии М., 1989.
- Бетти Jly Ливер Обучение всего класса. М., 1995.
- Близнюк С.Л. Роль оценки в совершенствовании знаний умений и навыков учащихся. Киев, 1983.
- Богданова О.С. Воспитательное значение оценки знаний учащихся //Советская педагогика, 1952, N9.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. -М., 1979.
- Божович Л.И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. «Известия АПН РСФСР», вып. 36, 1951.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
- Бэндлер Ричард Используйте свой мозг для изменения. С, — Петербург, 1994.
- Ветров Ю.П. Теория и практика соединения обучения производительным трудом в формировании самоопределяющейся личности / Док. Диссер. -Ставрополь, 1997.
- Вопросы психологии личности школьника. М., 1961.
- Годфруа Ж. Что такое психология. М., Т. 1,1992.
- Грабал Вл. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся //Вопросы психологии, 1987, N1.
- Григоренко Е.Л., Лабуда М. С. «Полезависимость поленезависимость» в психогенетике. //Вопросы психологии, 1996, N2.
- Давыдов В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование Ереван, 1981.
- Дорфман Л .Я. Индивидуальный эмоциональный стиль //Вопросы психологии, 1989, N5.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
- Дубровина И. В. Об единстве обучения и воспитания младших школьников. //Вопросы психологии. 1978, — № 6.- С. 129−134.
- Дубровина И. В. Предмет и задачи школьной психологической службы. // Вопросы психологии. 1988, № 5, — С. 47−54.
- Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. -М.: Педагогика, 1991.
- Дусавицкий А.К. Психологическая характеристика отметки как мотива учения //Вестник Харьковского университета, N122, Психология, Вып.8, Харьков, 1975.
- Дусмухамедова Ш. А. Психологические особенности педагогической оценки в обучении детей шестилетнего возраста. Канд. диссер., — М., 1987.
- Джамус Я.Ю. Проблема оценки успеваемости учащихся в современной м советской педагогике Канд. диссер. — М., 1991.
- Дюдина Г. Оценка знаний как средство активизации учебной деятельности учащихся. Алма-Ата, 1972.
- Егорова М.С. Проблема зависимости независимости от поля и возможности ее исследования в генетике поведения //Вопросы психологии, 1981, N4.
- Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М., 1990.
- Загадка человеческого понимания / Под ред. А. А. Яковлева. М., 1995.
- Зобков В.А. Психология отношения к личности учащихся. Казань, 1992.
- Извеков И.Н. Разработка критериев оценки знаний класса в целом. В сб.: Вопросы совершенствования проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. М., 1975.
- Ильин Е.П. Индивидуальный стиль: новые подходы и аспекты. // Вопросы психологии, 1988, N6.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
- Каган М.С. Мир общения. М., 1988.
- Казанский Н.Г., Назарова Т. С. Учебный процесс в младших классах школы и его принципы. Учебно методическое пособие. — Л., 1973.
- Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М., 1995.
- Кирпиченок Т.Е. Проблема стимулирования в учебной деятельности младших подростков. Автореферат канд. диссер. Л., 1973.
- Клаус Гюнтер. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.
- Климанова Л.Ф. Об усилении гуманистической направленности обучения в начальных классах // Начальная школа, 1991, N 2.
- Климов Е.А. Идеи системного подхода в народном сознании // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1993, N3.
- Климов Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология, 1995, N1.
- Когнитивные стили. Тезисы научно практического семинара. — Таллин, 1986.
- Колга В.А. Дифференциально- психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости : Дисс. канд. психол. наук. Л., 1976.
- Колга В.А. Исследование когнитивных стилей в СССР // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992.
- Коссов Б.Б. Психологические проблемы трудового воспитания и профориентации. // Вопросы психологии, 1984, N6.
- Красавин И.Т. Деятельность и рациональность // Деятельность: теория, методология, проблемы, 1990.
- Крашенникова Н.Н. Условия и некоторые возможности повышения объективности оценки знаний. В сб.: Вопросы совершенствования проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. -М., 1975.
- Левинов A.M. Возможность надежностной оценки знаний учащихся //Советская педагогика, 1978, N8.
- Левитов Н.Д. Очерки педагогической психологии М., 1948.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1979.
- Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1979, N2.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1,2.— М., 1983.
- Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1988, N 2.
- Либин А.В. Стиль человека и окружающая действительность: базовые параметры взаимодействия // Природа психического. Пермь, 1994.
- Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
- Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника //Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.
- Липкина А.И. Самооценка школьника М., 1976.
- Липкина А.И. Психология ребенка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения //Вопросы психологии, 1980, N1.
- Липкина А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности М., 1968.
- Мазуренко Г. В. Психологические условия воспитательного воздействия на учащихся оценки их знаний М., 1951.
- Максимова Н.Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника //Вопросы психологии, 1983, N5.
- Массен П., Конджер Дж., Коган Дж., Ньюстон А. Развитие личности ребенка-М., 1987.
- Маш Р.Д., Резникова В. З. О совершенствовании оценки знаний умений и навыков. В сб.: Вопросы совершенствования проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, НИИ СиМО АПН СССР Сб. науч. Тр. -М., 1975.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
- Микулина Г. Г. Характеристика основных критериев качества знания учащихся. В сб.: Психология учебной деятельности школьников. Тез. докладов 2-ой Всесоюзной конференции по педагогической психологии в г. Туле.-М., 1982.
- Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. -М., 1991.
- Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал, 1995, Т. 16, N4.
- Мохначева И. Поощрение как фактор активизации учебно -познавательной деятельности младших школьников // Начальная школа, 1990, N12.
- Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе. Канд. диссер.- М., 1962.
- Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Под ред. Е.Д. Божович-М., 1995.
- Никифоров А.Л. Деятельность, поведение, творчество // Деятельность: теории, методология, проблемы, 1990.
- Николюкина М.И. Способы активизации учащихся на занятиях по курсу «Этика и психология семейной жизни» //Вопросы психологии, 1987, N1.
- Орлов А.Б. Склонность к профессии. М., 1981.
- Оценка знаний школьников Киев, 1988.
- Палей А.И. Модальная стуктура эмоциональности и когнитивный стиль //Вопросы психологии, 1982, N1.
- Парилис С.Э. Когнитивный стиль «простота сложность» как характеристика индивидуальности: Автореферат канд. диссер. — М., 1988.
- Перовский Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе. Канд. диссер., М., 1958.
- Печерская С.А. Влияние соотношения когнитивного стиля учителя и учащегося на эффективность учебного процесса Канд. диссер.- Сочи, 1998.юо. Полонский В. М. Оценка знаний школьников М., 1981.
- Полуянов Ю.А., Матнс Т. А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности //Психологическая наука и образование, 1996 N4.
- Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. -М., 1985.юз. Психологические исследования стилей индивидуальности: Сборник научных трудов / Под ред. Г. А. Берулава. Сочи.: НОЦ РАО, 1997.
- Психологические критерии качества знаний школьников. Под ред. И. С. Якиманской, М., 1990.
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников. Под ред. Н. Д. Менчинской М., 1971.
- Психология педагогической оценки. Методические рекомендации. Сост. Карандашев В. Н. Вологда, 1985.
- Развитие личности ребенка. Под ред. A.M. Фонарева. М., 1987.
- Решетова Т.Я. Когнитивный диссонанс как фактор развития тревожности у учащихся Канд. диссер. Сочи, 1998.
- Сафонова Т.Л. Индивидуальные стратегии оценочной деятельности педагогов начальной школы в зависимости от особенностей их стилевой направленности // Проблемы индивидуализации обучения. Сочи, СФ ИТОиП РАО, 1999. — с.76−79.
- Селезнев Н.В. Когда оценка воспитывает Кишинев, 1982.
- Семенов И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса. Автореф. докт. диссерт. -М. 1991.
- Семенов В.Д. Педагогическое управление взаимодействием школьного коллектива с социальной средой.-М. 1987.
- Семинар по когнитивным стилям //Вопросы психологии, 1986, N5.
- Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования. Канд. диссер. -М., 1955.
- Сизов Использование процессуальных показателей для диагностики индивидуального стиля мышления // Новые исследования в психологии -М., 1988 N1/38.
- Симонов В.П. К вопросу о проверке и оценке знаний учащихся // Советская Педагогика, 1978, N 8.
- Славина JI.C. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. М., 1958.
- Славина Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать. М., 1976.во. Смирнов С. Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А. Н. Леонтьев и современная психология / Сб. статей памяти А. Н. Леонтьева. М.: Из-во МГУ, 1983.
- Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
- Совершенствование методики массовых проверок знаний учащихся М., 1979.
- Соловьев А.В. Исследования познавательных стилей в американской психологии //Зарубежные исследования по психологии М., 1977.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения,-М., 1984.
- Стрюков Г. А. О единстве критериального и нормативного подходов к оцениванию знаний учащихся //Психологический журнал, 1995, N2, том 16.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972.
- Сыркина В.Е. Развитие способностей и характер М., 1948.
- Творческий подход учителя к оценке учебного труда учащихся. Разраб. Пшебильским П. Г. Л., 1986.
- Теория поэтапного формирования умственных действий и управления процессом обучения М., 1967.
- Торндайк Э. Процесс учения у человека. М., 1935.
- Туулик М.А. Оценивание как социально воспитательное явление. -Канд. диссер., — Л., 1991.
- Условия эффективного использования педагогической оценки в учебно -воспитательном процессе. Подготовил Кононко E.JI. Киев, 1990.
- Формы и методы проверки и оценки знаний учащихся Тамбов, 1979.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., «Прогресс», 1987.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М., 1991.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.
- Фролова Н.В. Влияние рассогласования когнитивного стиля и технологии обучения на развитие тревожности у дошкольников / Автореф. дис. канд. психол. наук. Бийск, 1995.
- Холодная М.А. Когнитивные стили как проявления своеобразия индивидуального интеллекта. Киев, 1990.
- Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии, 1993, N1.
- Цукерман Г. А. Школьные трудности благополучных детей. М., 1989.
- Шакуров Р.Х. Оценочные отношения как фактор возникновения чувсва гордости и стыда у младших школьников. Автореферат канд. диссер. -Киев, 1966.
- Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д., 1994.
- Щукин М.Р. Роль интеллектуального фактора в индивидуальном стиле трудовой деятельности и его формировании // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. Пермь, 1988.
- Щукин М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы // Психологический журнал, 1995, Т. 16, N 2.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике М., 1971.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии, 1995, N 2.
- Allport G.W. Attitudes. In: Handbuk of social psycholgy. -Worchester. -1935, -P. 798−884.
- Allport G. Personality: A psychological interpretation. -N. Y. -1937. N1. -588 P
- Bieri J. -1955. Cognitive complexity-simplicity and predictivive behaviour. J. of Abnorm and Soc. Psychology. V. 51. P. 263−268.
- Combs A.W. The professional education of teachers. -Boston, Mass.: Allyn and Bacon, -1965, -P.21−67.
- Davis K.E., Jones E. E. Changes in interpersonal perception as a means of reducing cognitive dissonance. J. Abnorm. Soc. Psychol., -1960, vol. 61, -p. 402−410.
- Drock T. Buss A. H. Dissonance, agression and evaluation of pain. J. Abnorm. Soc. Psychol., -1962, vol. 65, -P. 197−202.
- Drock Т. C, Becker L.a. Ineffectiveness of «overheard» counterpropaganda. J. Pers. Psychol, -1965, vol 2, -P. 654−660.
- Drake R.A. Cognitive stile induced by henisphere priming/ Cjnsistent vesus inconsistent self report. Bull. Psichonon Soc. -1988.Y.26. N4, -P. 313−315.
- Gardner R. W., Holzman Ph. S., Klein G.S., Linton H.B., Spence D. P. Cognitive: A study of individual consistencies in cognitive behavior // Psychological Lssues. 1959. V.1.N4.
- Kagan J., Kogan N. Individual variation in cjgnitive professes //P.H. Mussen
- Kelly G. The psychology of personal construct. -N. Y. v. l, 1955, -P. 23−96.
- Klein G.S. Cognitive control and motivation. In Lindzey G.(Ed)// Assesment of human motives. Wesport Greenwood press. -N.Y., -1970, -P. 87−118.
- Klein G. Perception, Motives and Personality. N.Y. 1970.
- Kostlin-Glogerg. Kognitive stili im Entwick lungs verlauf7/ zeitschrift fur 'Entwick-sychol und Padagogische Psychol -1978, -P. 52−69.
- Lewin К. Feldtheorie in den Sozialwissenschshaften: Auswahlte theooretische schriften. -Bern, Stuttgart, -1963, 298p.
- Messer M.B. Reflection-impulsivityA a review. -1976, Psychological Bulletin, 83, -P.1026−1052.
- Noizet, Georges, Caverni Психологические основы школьной оценки.-Paris, 1978
- Oresz, Sandor Оценка знаний учащихся школ Венгрии. Будапешт, 1972.
- Payne, David А. Принципы психолого педагогической оценки обучения. — 1974.
- Pierrehumben Lannotti xplications causales et style dattributions cousales chez lenfant deux theories, deux realites SPC: cah. psychol cogitive -1988, V.87, -N4, -P. 363−382/.
- Royce, J.R. Characteriatics of Washington D.C. American Council on -N.Y., -1960, -P.23−119.
- Starger H. Indidual style. -N.Y., -1962, 225P.
- Walster E., Festinger L. The efffectiveness of «overheard» persuasive communication. J. Abnorm. Soc. Psychol., -1962, vol. 65, -P. 395−402.
- Testing and evaluation: New views. Washington, 1975.
- Witkin H. A., Goodenough O.R. Cognitive styles: Essence and origins. Field dependence and field independence // Psychological Lssues. 1982 Mon.51.