Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние социально-исторических изменений в обществе на трансформацию гендерных представлений в популярной прессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Период оттепели и развитого социализма характеризуется декларированием идеи о достигнутом равенстве мужчин и женщин. В прессе это выражается через уменьшение числа традиционно-патриархатных и эгалитарных гендерных представлений и увеличение числа типично-советских гендерных представлений. Доминирование типично-советских гендерных представлений — результат многолетней социальной политики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретический анализ проблемы трансформации тендерных представлений в популярной прессе в зависимости от социально-исторических изменений в обществе
    • 1. 1. Теоретические подходы к исследованию тендерных представлений
      • 1. 1. 1. Категория «гендер» в современном научном знании
      • 1. 1. 2. Традиции изучения социальных представлений в зарубежной и российской социальной психологии
      • 1. 1. 3. Тендерные представления как социально-психологический феномен
    • 1. 2. Анализ социально-исторических изменений в российском обществе, значимых для трансформации тендерных представлений в популярной прессе
      • 1. 2. 1. Теоретический анализ социально-исторических изменений, произошедших в советский и постсоветский периоды СССР и России
      • 1. 2. 2. Специфика социально-исторических изменений, обусловливающих трансформацию тендерных представлений в прессе в отдельные исторические периоды
  • Глава II. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Теоретические основания социально-психологического исследования тендерных представлений
    • 2. 2. Цели и задачи исследования влияния социально-исторических изменений на трансформацию тендерных представлений в прессе
    • 2. 3. Этапы исследования
  • Глава III. Результаты исследования влияния социально-исторических изменений на трансформацию тендерных представлений в прессе
    • 3. 1. Общая характеристика основных эмпирических типов гендерных представлений
    • 3. 2. Результаты исследования репрезентации типов гендерных представлений в отдельные исторические периоды
    • 3. 3. Тенденции изменений выраженности основных типов тендерных представлений в популярной прессе

Влияние социально-исторических изменений в обществе на трансформацию гендерных представлений в популярной прессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. До недавнего времени социальная психология изучала преимущественно стабильные, константные явленияв настоящий момент дисциплина находится на новом этапе развития: поле науки расширяется, и появляется особый интерес к проблеме изучения социально-психологических феноменов в контексте социальных изменений. В социологии уже существует исследования, посвященные изучению этой проблемы (Социальная идентификация личности, 1993). В социальной психологии такие работы только начинают появляться (М.И. Воловикова, JUL Дикевич, Т. П. Емельянова, Л.Г. Почебут). Изучение такого социально-психологического феномена как социальные представления на базе теории социальных представлений С. Мос-ковичи открывает для социальной психологии новые возможности. В отечественной науке для исследователей представляют интерес социальные представления, связанные с нравственными ценностями (М.И. Воловикова, Л.Л. Грен-кова, О. А. Гулевич, И. А. Джидарьян, Т. П. Емельянова, В.В. Знаков). Уделено внимание изучению политических представлений (М.К. Блок, Т. В. Бобрышева, И. В. Грошев, А.Н. Славская). Значительный вклад в изучение социальных представлений внесли представители французской школы (В. Дуаз, Дениз Жодле, П. Жане, Р. Каёза, К. Херзлиш, М.-Ж. Шомбар де Лов). Однако эмпирических исследований, посвященных трансформации социальных представлений на протяжении всего XX века пока нет.

Слабо изучен в отечественной науке такой тип социальных представлений как тендерные представления. Существуют исследования социальных представлений, в которых затронут гендерный аспект (М.Л. Бутовская и В. В. Дорфман, И. В. Грошев, Н. И. Нефедова, Н. Л. Смирнова, Н. Е. Харламенкова, Е.В. Юркова). Тендерные представления как самостоятельный феномен изучались только социальным психологом И. С. Клециной. Однако обращение современной психологии к тендерному направлению (М.В. Буракова, Е. Ф. Иванова, И. С. Клецина, Л. Н. Ожигова, Н. К. Радина, Г. В. Турецкая, Н.В. Ходырева) показывает, что изучение тендерных представлений становится важной проблематикой современной социальной психологии.

Тендерные представления понимаются нами как суждения о соотношении ролей и статусов мужчин и женщин, обусловленные социально-историческими изменениями, происходящими в обществе, а также социальной политикой государства в отношении мужчин и женщин. Тендерные представления являются продуктом тендерной идеологии и элементом межличностной и массовой коммуникации. Акцент на ролях и статусах в определении понятия сделан в связи с тем, что в соотношении ролей и статусов наиболее явно представлена проблематика гендерных исследований — неравенство мужчин и женщин в общественной и личной жизни, на которую обращают внимание многие исследователи (Е.А. Здравомыслова, И. Е. Калабихина, JI.C. Ржаницына, Н. М. Римашевская, А. А. Темкина, О.А. Хасбулатова).

Изучение социальных представлений в популярной прессе является актуальным в связи с тем, что средства массовой информации (СМИ) отражают социальные изменения, произошедшие в обществе. Изучению влиянйя СМИ на формирование общественного мнения посвящены работы Н. Н. Богомоловой, Б. А. Трушина, Г. С. Мельник, Д. В. Ольшанского, Г. Г. Почепцова, Р. Харриса, Р. Чалдини. Однако гендерные представления, отраженные в прессе, и их трансформация еще не являлись объектом социально-психологического знания. В настоящее время серьезной проблемой является стереотипизация в СМИ образов отдельных социальных групп: национальных меньшинств, пожилых людей, профессиональных групп (S. Gravis, В. Greenberg). Искаженное изображение различных социальных групп часто становится причиной формирования дискриминационных практик по отношению к представителям стереотипизиро-ванных групп. Подвергаются стереотипизации в СМИ и изображения групп, образованных по половому признаку. Эта проблема отражена в тендерной литературе (Н.И. Ажгихина, О. А. Воронина, И. В. Трошев, Ж.В. Чернова).

Целью данного исследования является изучение влияния социально-исторических изменений в обществе на трансформацию гендерных представлений в популярной прессе.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. рассмотрение различных подходов к анализу тендерных представлений и тендерной идеологии общества;

2. изучение социально-исторических изменений, оказавших влияние на трансформацию ролей и статусов мужчин и женщин и тендерных представлений, транслируемых российскими популярными журналами на протяжении XX века;

3. разработка программы для социально-психологического исследования ген-дерных представлений;

4. выявление в процессе эмпирического исследования типов тендерных представлений, характерных для каждого изучаемого периода;

5. изучение тенденций и причин изменения тендерных представлений в популярной российской прессе.

Объект теоретического исследования — тексты популярных журналов, в которых нашли отражение существующие в обществе тендерные представления.

Объект эмпирического исследования — популярные журналы советского и постсоветского периодов: исследовались журналы «Крестьянка», «Работница», «Делегатка» и «Cosmopolitan».

Предмет исследования — особенности репрезентации в популярной прессе типов тендерных представлений (проявляющихся в соотношении ролей и статусов мужчин и женщин) в зависимости от существующей тендерной политики в различные периоды развития российского общества на протяжении XX века.

Гипотеза исследования — основная тенденция трансформации тендерных представлений в популярной российской прессе на протяжении XX столетия характеризуется уменьшением числа традиционно-патриархатных и одновременным увеличением числа эгалитарных гендерных представлений.

Положения, выносимые на защиту: 1. Основное содержание феномена «гендерные представления» раскрывается через категории «роль» и «статус», являющиеся базовыми для социальнопсихологического знания. Основаниями для социально-психологического анализа гендерных представлений являются следующие критерии: критерий наличия/отсутствия иерархичности статусов мужчин и женщин- ¦критерий наличия/отсутствия дифференцированности ролей мужчин и женщинкритерий наличия/отсутствия детерминированности биологическим полом ролей мужчин и женщин.

2. Трансформация гендерных представлений в зависимости от социально-исторических изменений в обществе, характеризующихся существенными переменами в социальной политике по отношению к мужчинам и женщинам, позволяет выделить следующие периоды: период зарождения и становления советской власти (1917— середина 1930;х гг.) — тоталитарный период (середина 1930;х гг. — середина 1950;х гг.) — период оттепели и развитого социализма (середина 1950;х гг. — середина 1980;х гг.) — период перестройки (середина 1980;х гг. — начало 1990;х гг.) — постсоветский период (начало 1990;х гг. — до настоящего времени).

3. Анализ тендерной политики и специфики распределения ролей и статусов мужчин и женщин как ее отражения позволяет типологизировать тендерные представления. Каждый тип тендерной политики продуцирует соответствующий тип гендерных представлений. Патриархатная тендерная политика приводит к формированию традиционно-патриархатных гендерных представленийэгалитарная — способствует возникновению эгалитарных гендерных представленийпатерналистская тендерная политика продуцирует типично-советские, а либеральная — доэгалитарные гендерные представления.

4. Кроме основных типов гендерных представлений выделены промежуточные гендерные представления. Промежуточные гендерные представления являются отражением в прессе не доминирующих суждений, и демонстрирует противоречивость тендерной идеологии и социальной политики по отношению к мужчинам и женщинам. 5. Выявлены тенденции изменения числа основных типов гендерных представлений в прессе в отдельные периоды.

В период зарождения и становления советской власти наиболее выражены традиционно-патриархатные тендерные представленияэгалитарные и типично-советские тендерные представления выражены практически одинаковоменьше всего представлен доэгалитарный тип.

Для тоталитарного периода характерен рост числа типично-советских и уменьшение числа традиционно-патриархатных, эгалитарных и доэгалитар-ных гендерных представлений по сравнению с периодом зарождения и становления советской власти.

В период оттепели и развитого социализма тенденция, характерная для тоталитарного периода, сохраняется (происходит дальнейшее уменьшение числа традиционно-патриархатных, эгалитарных и доэгалитарных гендерных представлений и отмечается рост числа типично-советских гендерных представлений).

В период перестройки тенденция уменьшения числа эгалитарных и доэгалитарных гендерных представлений сохраняется, при этом наблюдается резкий рост числа традиционно-патриархатных и уменьшение числа типично-советских гендерных представлений.

Постсоветский период по сравнению с периодом перестройки характеризуется уменьшением числа традиционно-патриархатных и типично-советских гендерных представлений и ростом числа эгалитарных и доэгалитарных гендерных представлений.

В качестве теоретической и методологической основы исследования выступают:

1. концепция социальных представлений С. Московичи;

2. культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, исторический подход в психологии (Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, В. Н. Брушлинский, А. Я. Гуревич, Б. Д. Парыгин, А. А. Шевцов, В. А. Шкуратов);

3. теория социального конструкционизма К. Гергена, являющаяся основой гендерного подхода в психологических науках;

4. концепции, рассматривающие систему «пол/гендер» как основу социальной (гендерной) дифференциации и стратификации (Гейл Рубин, Джудит Батлер, Люси Иригари, Джоанн Скотт, И. Гоффман, Кэндес Уэст, Д. Зим-мерман, Г. Гарфинкель).

Методы исследования. Для реализации обозначенных целей и задач в качестве метода сбора информации был использован метод контент-анализа. Использовались тексты, опубликованные в журналах «Крестьянка» и «Работница» (1923;2005 гг.), «Делегатка» (1923;1931 гг.), «Cosmopolitan» (1995;2005 гг.), содержащие тендерные представления. Всего проанализировано 1601 номер журналов. Выявлено и проанализировано 989 гендерных представлений. Научная новизна исследования определяется тем, что в нем: впервые описана зависимость типов гендерных представлений, транслируемых прессой от гендерной идеологии, типов гендерной политики, специфики распределения ролей и статусов мужчин и женщин в российском обществе XX столетиясформулировано определение гендерных представленийвпервые выделены и обоснованы критерии для социально-психологического анализа гендерных представленийпредложена схема контент-аналитического исследования гендерных представления в СМИэмпирически выявлены и описаны основные и промежуточные типы гендерных представленийвыявлены закономерности трансформации гендерных представлений в прессе в зависимости от социально-исторических изменений в обществе.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении теоретических знаний о гендерных представлениях как категории социальной психологии. Материалы диссертации восполняют существующий пробел в исследовании проблемы устойчивости и изменчивости гендерных представлений под влиянием социально-исторических изменений. Полученные в работе данные раскрывают закономерности трансформации тендерных представлений в прессе. Проведенное исследование вносит вклад в психологию социальных изменений и социальную психологию общества.

Практическая значимость исследования. Выделенные критерии для анализа тендерных представления могут быть использованы не только для анализа тендерных представлений, транслируемых прессой, но и для анализа тендерных представлений членов разных социальных групп. Разработанная контент-аналитическая матрица может использоваться для изучения тендерных представлений не только прессе, но и в других СМИ. Полученные теоретические и эмпирические данные могут быть использованы при чтении гендерно ориентированных курсов лекций.

170 Выводы.

На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1. Проведенный теоретический анализ показал зависимость типов гендерных представлений от гендерной идеологии, типов гендерной политики, специфики распределения ролей и статусов мужчин и женщин в обществе. Были выделены четыре теоретических типа гендерных представлений: традиционно-патриархатные, эгалитарные, типично-советские и доэгалитарные.

2. Эмпирическое исследование показало, что существуют две группы гендерных представлений: основные и промежуточные. Основные типы соответствуют теоретическим типам гендерных представлений, являются ярко выраженными и репрезентируются в каждом из изучаемых периодов. Группу промежуточных типов составили гендерные представления, выраженные слабо и встречающиеся только в отдельные промежутки времени.

3. Тенденции динамики основных типов гендерных представлений отражают существующую тендерную идеологию и тендерную политику. Постепенное уменьшение числа традиционно-патриархатных гендерных представлений в тоталитарный период и периоды оттепели и развитого социализма связано со стремлением разрушить патриархатные традиции. В тоталитарный период и периоды оттепели и развитого социализма происходит увеличение числа типично-советских гендерных представлений по сравнению с периодом зарождения и становления советской власти. Причиной является возникшая в тоталитарный и укоренившаяся в период оттепели и развитого социализма идея «достигнутого равенства», благодаря которой типично-советские гендерные представления стали нормативным образцом. Постепенное уменьшение числа эгалитарных гендерных представлений вплоть до периода перестройки показывает, что этот тип гендерных представлений не отвечал запросам гендерной политики тоталитарного периода и периода оттепели и развитого социализма. В период перестройки происходит резкое изменение гендерной идеологии. Возникновение патриархатной гендерной политики становится причиной резкого увеличения числа традиционно-патриархатных гендерных представлений и уменьшения числа остальных гендерных представлений. В постсоветский период отсутствует единая тендерная идеология. Рост числа эгалитарных и уменьшение числа традиционно-патриархатных гендерных приводит к тому, что эти типы становятся выражены практически одинаково, что говорит о плюралистичности мнений в прессе постсоветского периода.

4. Отношение авторов материала к различным типам гендерных представлений демонстрирует приоритеты социальной политики по отношению к мужчинам и женщинам. Эгалитарные, доэгалитарные и типично-советские гендерные представления во все периоды являются преимущественно поощряемыми. Отношение к традиционно-патриархатным тендерным представлениям меняется. В период зарождения и становления советской власти и тоталитарный период эти гендерные представления осуждаются, в период оттепели и развитого социализма традиционно-патриархатные представления преимущественно осуждаются, но наблюдается и неопределенное отношение. В период перестройки этот тип становится поощряемым, в постсоветский период не наблюдается однозначного отношения к традиционно-патриархатным тендерным представлениям.

5. Эгалитарные гендерные представления противоположны традиционно-патриархатным. Однако не существует прямой закономерности динамики числа этих типов. Уменьшение числа гендерных представлений одного типа не всегда влечет за собой увеличение числа гендерных представлений другого типа.

6. Доэгалитарные гендерные представления являются предформой эгалитарных. Уменьшение числа эгалитарных гендерных представлений сопровождается уменьшением числа доэгалитарных, рост числа эгалитарных гендерных представлений сопровождается ростом числа доэгалитарных. Доэгалитарные гендерные представления всегда выражены менее ярко, нежели эгалитарные гендерные представления.

7. Промежуточные гендерные представления проявляются в периоды, характеризующиеся противоречивой гендерной идеологией (тоталитарный период, период оттепели и развитого социализма, постсоветский период) и демонстрируют суждения, не всегда отвечающие официальной идеологии. 8. Существует взаимосвязь между полом транслятора типа гендерных представлений и его осуждаемостью/поощряемостью. Женщины являются трансляторами осуждаемых гендерных представлений реже, чем мужчины, но чаще являются трансляторами поощряемых гендерных представлений.

Заключение

.

В своей работе мы обращались к изучению влияния социально-исторических изменений в обществе на трансформацию гендерных представлений в прессе. Для реализации цели исследования на первом этапе работы был проведен теоретический анализ социально-исторических изменений в российском обществе XX в. Было описано пять периодов, характеризующихся различной социальной политикой по отношению к мужчинам и женщинам.

Первый период — период зарождения и становления советской власти (1917 — середина 1930;х гг.) характеризуется эгалитарной гендерной политикой, меры которые предполагают юридическое равенство мужчин и женщин во всех сферах жизни. Элементы неравенства мужчин и женщин в семейной сфере, существовавшие в указанный период, рассматривались как пережитки прошлого, преодолеть которые предполагалось через освобождение женщин от ведения домашнего хозяйства и воспитания детей: эти функции должны были быть переложены на государство.

В тоталитарный период (середина 1930;х гг. — середина 1950;х гг.) на государственном уровне уже отмечалось достигнутое юридическое и фактическое равенство мужчин и женщин. Акцент делался на том, что ни в одной стране мира женщины не имеют столько прав, сколько в СССР. В реальности тоталитарная политика приводила к юридическому равенству женщин и мужчин в доступе к производственному труду и неравенству в семейной сфере. В тоталитарный период началось воплощение в жизнь патерналистской гендерной политики. Этот тип политики приводит к необходимости активного участия мужчин и женщин в производственной сфере (уклад «двух кормильцев») и протекционизму по отношению к женщинам (моральная поддержка материнства, попытка обобществление быта и воспитания детей), что приводит к двойной нагрузке женщин. Если в предыдущий период предполагалось отказаться от двойной нагрузки женщин, то в тоталитарный период обозначенное распределение ролей начинает постепенно становиться обыденным.

Период оттепели и развитого социализма (середина 1950;х гг. — середина 1980;х гг.) с одной стороны характеризуются либерализацией семейнобрачных отношений через постепенный отказ от вмешательства государства в личную жизнь граждан, с другой — доминированием патерналистской гендерной политики. Патерналистский тип государственной политики в этот период рассматривался как максимально способствующий достижению равенства между мужчинами и женщинами. Труд для женщин стал обязанностью, а закрепление за женщинами двойной нагрузки стало нормативным. Пропаганда образа женщины-работницы, которая вела домашнее хозяйство и воспитывала детей, приводила к повышению статуса женщины на идеологическом уровне, фактически же государство максимально использовало женский труд.

Период перестройки (середина 1980;х гг. — начало 1990;х гг.) характеризуется попыткой возврата к патриархатной государственной политике. Однако экономические реалии жизни (невозможность существования семьи с одним кормильцем) не способствовали внедрению патриархатных практик в жизнь.

В постсоветский период (начало 1990;х гг. — до настоящего времени) социальная политика по отношению к мужчинам и женщинам не имеет жесткого курса. Современной гендерной политике присущи преимущественно эгалитарные тенденции.

Анализ периодов, отличающихся социальной политикой по отношению к мужчинам и женщинам показывает, что изменение курса гендерной политики способствует изменению соотношения ролей и статусов мужчин и женщин, а также гендерных представлений в прессе. Выделение критериев для социально-психологического анализа гендерных представлений и осмысление типов гендерной политики, описанных О. А. Хасбулатовой, позволило обозначить соотношение ролей и статусов мужчин и женщин, характерное для каждого типа гендерной политики и описать теоретические типы гендерных представлений. Патриархатный тип государственной политики продуцирует традиционно-патриархатные гендерные представления, эгалитарный — эгалитарные, патерналистский — типично-советские, либеральный — доэгалитарные гендерные представления.

Традиционно-патриархатный тип гендерных представлений характеризуется следующими особенностями: статус мужчины выше по сравнению со статусом женщины, роли мужчин и женщин дифференцированы и детерминированы биологическим полом. Мужчина выполняет традиционные мужские роли (обеспечение семьи, принятие решений), а женщина — традиционно женские (матери, хранительницы домашнего очага). В этом типе гендерных представлений отражается мужское доминирование и иерархично выстроенные статусные позиции.

Эгалитарный тип гендерных представлений характеризуется равенством статусов мужчин и женщин, отсутствием дифференцированности и детерминированности ролей биологическим полом. Рассматриваемый тип гендерных представлений связан с равенством полов и показывает систему отношений, в которой мужчины и женщины имеют одинаковую возможность принимать участие в общественных отношениях, в равной степени могут быть задействованы в профессиональной и семейной сфере жизнедеятельности.

Типично-советский тип гендерных представлений характеризуется равенством статусов мужчин и женщин, роли женщин и мужчин дифференцированы, семейные роли детерминированы биологическим полом, профессиональные — нет. Этот тип гендерных представлений продуцирует следующее распределение ролей: мужчины и женщины являются работниками, однако семейные обязанности являются прерогативой женщины.

Доэгалнтарнын тип гендерных представлений характеризуется следующими особенностями: статусы мужчин и женщин равны, роли не дифференцированы, но часть ролей детерминирована биологическим полом. Этот тип гендерных представлений является неоднозначным, что связано с неоднозначностью либеральной гендерной политики, которая и продуцирует доэгалитар-ный тип гендерных представлений. Этот тип представлений несет в себе как черты типично-советского, так и эгалитарного типа гендерных представлений.

В ходе исследования мы изучили гендерные представления, транслируемые российской прессой XX столетия. Эмпирические типы гендерных представлений были разделены на две группы: основные и промежуточные. Основные типы гендерных представлений соответствуют теоретическим типам, в сумме составляют 71% от всех изученных гендерных представлений и ветречаются в каждом из исследуемых периодов. Промежуточные гендерные представления составляют 29% от всех изученных гендерных представлений. Выявлено и проанализировано шесть промежуточных типов гендерных представлений, которые выражены в отдельные промежутки времени. Остальные промежуточные типы проявились фрагментарно и поэтому не анализировались.

Периоды, характеризующиеся различными типами социальной политики по отношению к мужчинам и женщинам, отличаются выраженностью основных и промежуточных типов гендерных представлений. Изменение числа основных типов гендерных представлений показывает доминирующие в обществе мнения, отражающие приоритеты социальной политики по отношению к мужчинам и женщинам. Специфика выраженности промежуточных гендерных представлений связана с отражением в прессе суждений, не являющихся доминирующими, а также демонстрирует противоречивость тендерной идеологии и социальной политики по отношению к мужчинам и женщинам.

В период зарождения и становления советской власти все законодательные акты, отражающие государственную политику по отношению к мужчинам и женщинам, демонстрируют попытки искоренения всех явлений патри-архатного прошлого и достижения равенства между мужчинами и женщинами на государственном уровне. Как следствие, пресса отражает социально-исторические изменения и существовавшую в то время идеологию: традиционно-патриархатные представления однозначно порицались, а эгалитарные поощрялись. Одновременно процесс вовлечения женщин в производство и невозможность освободить их от груза домашних обязанностей привели к возникновению в прессе типично-советских гендерных представлений, которые в указанный период позиционировались как временное явление.

В тоталитарный период официально поддерживается идеология всеобщего равенства, что выражается в прессе через продолжение противопоставления традиционно-патриархатных и эгалитарных гендерных представлений. Реальные меры тендерной политики были направлены на максимальное использование женского труда. Представление о двойной нагрузке женщин постепенно становится обыденным, что выражается в прессе через увеличение числа типично-советских гендерных представлений и промежуточных представлений, отличающихся от типично-советских более высоким статусом женщин. Подтверждением, что типично-советские гендерные представления рассматривались в тоталитарный период как достигнутое на государственном уровне равенство, является снижение числа эгалитарных гендерных представлений.

Период оттепели и развитого социализма характеризуется декларированием идеи о достигнутом равенстве мужчин и женщин. В прессе это выражается через уменьшение числа традиционно-патриархатных и эгалитарных гендерных представлений и увеличение числа типично-советских гендерных представлений. Доминирование типично-советских гендерных представлений — результат многолетней социальной политики, насаждающей необходимость совмещения женщинами ролей матери, работницы и домохозяйки. Во время оттепели выражен промежуточный тип гендерных представлений, отличающийся от традиционно-патриархатного равенством статусов мужчин и женщин. Причиной появления этого типа стала либерализация всех сфер жизни и семейной политики. Во время оттепели понятие равенство становится несколько более расширенным, нежели ранее. Развитой социализм характеризуется возвратом к ценностям тоталитаризма и появляются промежуточные гендерные представления, которые отличаются от типично-советских более высоким статусом женщин по сравнению со статусом мужчин.

В период перестройки происходит резкое изменение гендерной идеологии на уровне государства. Возрождение патриархатных идей приводит к снижению числа эгалитарных гендерных представлений в прессе, кроме того, этот тип представлений перестает быть исключительно поощряемым. Выраженными и поощряемыми становятся традиционно-патриархатные гендерные представления.

Постсоветский период характеризуется отсутствием единой жесткой гендерной идеологии. Как следствие, выравнивается число традиционно-патриархатных и эгалитарных гендерных представлений, появляется большее число промежуточных гендерных представлений, нежели чем в другие периоды. Особенностью постсоветского периода является наличие промежуточного топа гендерных представлений, отличающегося от эгалитарного детерминированностью биологическим полом ролей мужчин и промежуточного типа, отличающегося от эгалитарного детерминированностью биологическим полом ролей мужчин и более высоким статусом женщин по сравнению со статусом мужчин. Эти типы гендерных представлений не были представлены ни в один предыдущий период и являются порождением постсоветского строя.

Анализ данных показывает как изменчивость, так и стабильность гендерных представлений. С одной стороны, выявлена следующая закономерность: появление нового типа гендерной политики приводит к существенному увеличению (и чаще всего доминированию) того типа гендерных представлений, который соответствует указанному типу гендерной политики. Например, период оттепели и развитого социализма характеризуется патерналистским типом гендерной политики и доминирующими оказываются типично-советские гендерные представления. С другой стороны, изменение типа гендерной политики не приводит к полному исчезновению гендерных представлений, не соответствующих и даже противоречащих новому типу гендерной политики. Так, в период перестройки возрождается патриархатная тендерная политика, следствием которой оказывается рост числа традиционно-патриархатных гендерных представлений. Но ни эгалитарные, ни типично-советские гендерные представления в прессе в период перестройки не исчезают. Эти данные позволят сделать вывод не только об изменчивости, но и о стабильности гендерных представлений. Сформировавшийся под влиянием социально-исторических изменений тип гендерных представлений не исчезает полностью при изменении курса гендерной политики. Для того, чтобы какой-либо тип гендерных представлений исчез полностью, должен пройти больший период времени, нежели период, изученный в нашем исследовании.

В целом, сравнивая выраженность традиционно-патриархатных и эгалитарных гендерных представлений в период зарождения и становления советской власти и постсоветский период, можно отметить, что число эгалитарных гендерных представлений увеличилось, а число традиционно-патриархатных — уменьшилось. Гипотеза о том, что основная тенденция трансформации гендерных представлений в популярной российской прессе на протяжении XX столетия характеризуется уменьшением числа традиционно-патриархатных и одновременным увеличением числа эгалитарных гендерных представлений, подтвердилась.

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что гендерные представления возникают, формируются и исчезают под влиянием изменений, происходящих в обществе. Проведенная работа позволяет наметить перспективы дальнейших исследований. Созданный методический комплекс для социально-психологического исследования гендерных представлений может быть использована для исследования не только гендерных представлений в прессе, но и для анализа гендерных представлений в других средствах массовой информации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность. -1996. — № 6. — С.123−125.
  2. К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. К. А. Абульхановой и др. М.: ИП РАН, 1997. — С. 7−37.
  3. К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности: Материалы Юбилейной научной конференции ИП РАН. М.: Изд-во ИП РАН", 2002. — С. 88−103.
  4. Н. И. Гендерные стереотипы в современных масс-медия // Гендерные исследования. 2000. — № 5. — С.261 -273.
  5. Н. И. Прекрасная дама у кульмана // От первородного греха к высоким технологиям. С-Пб.: GROW scrl, 1996. — С.33−42.
  6. С.Г. Контракт «работающей матери»: советский вариант // Тендерный калейдоскоп. Курс лекций / Под общей редакцией М. М. Малышевой. -М.: Academia, 2002. С. 291−309.
  7. Г. М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI века // Социальная психология в современном обществе: учебное пособие для вузов /Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. — С. 9−26.
  8. Г. М. О «социологизации» социальной психологии в XX столетии // Социологический журнал. 2003. — № 2. — С. 12 — 30.
  9. Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. — 287 с.
  10. Ю.Андреева Г. М. Социальная психология и социальные изменения // Психологический журнал. 2005. — Т. 6. — № 5. — С. 5−15.
  11. Н.Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. — 286 с.
  12. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л.И. Анцыферо-ва-М.: Наука, 1981.-С. 3−18.
  13. Н. Д. Женский труд в промышленности СССР. М.: Профиздат, 1954.- 176 с.
  14. Н. Д. Женщина великая сила советского общества. — М.: Московский рабочий, 1947. — 64 с.
  15. И. Доклад на международной конференции коммунисток // Международная конференция коммунисток. М.: Гос. издат, 1921. — С. 84.
  16. М.Ю. Особенности семейного взаимодействия в городских семьях с различным распределением бытовых ролей: автореф. дисс.. канд. фи-лос. наук. М. 1984. — 24 с.
  17. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.- Воронеж НПО «МОДЭК», 1996. — 768 с.
  18. С. Влияние советского гендерного порядка на современное поведение в сфере занятости // Социологические исследования. 2000. N11. С. 63−72.
  19. С.Ю. Образ женщины-предпринимателя в средствах массовой информации // ЭКО. 1998. — № 2. — С.159−171.
  20. Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. — 314 с.
  21. М. Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. М.: Эслан, 1998. — 64 с.
  22. Дж. Тендерное беспокойство // Антология гендерной теории / Сост. Гапова Е., Усманова А. Минск: «Пропилен», 2000. — С. 297−346.
  23. JI. Ф. Государственная политика в отношении женщин // Интеграция женщин в процесс общественного развития 4.1. — М., Луч, 1994. -С. 3−14.
  24. Бем С. Линзы тендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: РОССПЭН, 2004. — 336 с.
  25. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995. — 323 с.
  26. Ш. Тендерная психология. С-Пб-М.: Изд-во «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2001.-320 с.
  27. В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994. — 399 с.
  28. В. Л. Партия и работница. Харьков: Книгоспшка, 1925. — 48 с.
  29. В. Л. Решение женского вопроса в СССР. М.: Политиздат, 1959. -264 с.
  30. Билыпай-Пилипенко В. Л. Советская демократия и равноправие. М.: Изд-во министерства юстиции СССР. 1948. — 64 с.
  31. А.П. Забота о трудящейся женщине в СССР. М.: Политиздат, 1981. -64 с.
  32. М.К. Социальные представления о демократии: комплексное исследование: автореф. дисс. канд. психол. наук. Курск. 2005. — 20 с.
  33. Т.В. Социальные представления как объект психологического исследования: автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1996. — 23 с.
  34. Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 125 с.
  35. Н.Н., Донцов А. И., Фоломеева Т. В. Психология больших групп: новые судьбы, новые подходы // Социальная психология в современном мире: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс. 2002. — С. 132−147.
  36. Н.Н., Малышева Н. Г., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ // Социальная психология: Практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Г. М. Андреева, Е. А. Аксенова, Т. Ю. Базаров и др.- под. ред. Т. В. Фоломеевой. -М.: Аспект Пресс, 2006. С. 131−162.
  37. . Система вещей. М.: Рудомино, 1995. — 168 с.
  38. Болыиой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А-О): / Пе-рев. с англ. — М.: Вече, ACT, 1999. — 544 с.
  39. Л.Ю. Мир, в котором мы живем. Ролевые сходства и различия между российскими и американскими женщинами // Общественные науки и современность. 1997. — № 3. — С. 184−188.
  40. Р. Различие полов как политический проект номадизма // Хрестоматия феминистских текстов. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. -С.221−249.
  41. Брушлинский А. В, Ментальность российская и региональная (провинциальная) // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики / Под ред. К. Абульхановой и др. М.: ИП РАН, 1997. — С. 38−43.
  42. А.В. Культурно-историческая теория мышления. М.: «Высшая школа», 1968. — 104 с.
  43. А.В. Социальная психология в России и теория Сержа Моско-вичи // Предисловие к книге С. Московичи «Век толп». М., 1998. — С. 5−14.
  44. М.В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика женщины: автореф. дисс. канд. психол. наук. Ростов н/Д. 2000.
  45. Бутовская M. JL, Дорфман В. В. Возрастные и гендерные различия в представлениях о смешном и грустном у детей (по материалам рисуночных тестов) // Этнографическое обозрение. 2004. — № 2. — С. 38−57.
  46. Э.К. Семья и ее функции (демографо-статистический анализ). -М.: «Статистика». 1975. 184 с.
  47. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 804 с.
  48. О.В. Функции образа лидера в массовом сознании // Психология и психоанализ власти. Хрестоматия. В 2-х т. Т. 2. Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1999. С. 5−25.
  49. М.И. Представления русских о нравственном идеале. М.: ИПРАН. 2003.-312 с.
  50. М.И., Гренкова JI.JI. Современные представления о порядочном человеке // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики / Под ред. К. Абульхановой и др. М.: ИП РАН, 1997. — С. 93−111.
  51. Е.А. Социально-психологическое содержание представлений о современном российском ученом // Психологический журнал. 2002. — Т. 23. — № 4. — С. 60−65.
  52. С. Я. Социология брака и семьи. Минск: БГУ, 1929. — 375 с.
  53. С.Я. Семья и брак в их историческом развитии. М.: Госуд. соц-экономическое изд-во, 1937. — 244 с.
  54. О.А. Тендерная экспертиза законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации. М., МЦГИ, 1998. — 156 с.
  55. О.А., Клименкова Т. А., Гендер и культура // Женщины и социальная политика (тендерный аспект) / Под ред. З. А. Хоткиной. М.: Ин-т соц.-экон. пробл. народонаселения, 1992. — С. 10−22.
  56. В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М.: ИПРАН, 1999.-С. 197−308.
  57. JI.C. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982.
  58. А., Суворова Т. Любовь вне плана (sex & перестройка). Интимная жизнь и положение женщины в СССР. — М.: «Собеседник», 1990. — 248 с.
  59. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-С. 441−469.
  60. В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — С. 171−189.
  61. К. Г. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: Хрестоматия / (Ред.-сост. Е.В. Якимова). М.:ИНИОН, 1995. — С. 51−73.
  62. Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС. 1999. — 703 с.
  63. С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. С-Пб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 272 с.
  64. C.JI. К вопросу о половом быте современной женщины. Казань: Изд-ие «Казанского медицинского журнала», 1925. — 24 с.
  65. Е. Тендерная проблематика в языкознании // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ- СПб.: Алетейя, 2001. — С. 508−542.
  66. Ю. Тендерная идеология Советской России // Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И. В. Костиковой. М.: Изд-во МГУ, 2000.-С. 94−106.
  67. Н.С. Гендерные подходы в социальной политике. Методологические аспекты // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М.: МЦГИ, 2001. — С. 237−244.
  68. И.В. Гендерные образы рекламы // Вопросы психологии. 2000 а. -№ 6.-С. 38−49.
  69. И.В. Гендерные представления о власти // Социологические исследования. 2000 б. — № 12. — С. 33−41.
  70. Е.Б., Чертихина Э. С. Труд и быт советских женщин. М.: Политиздат, 1983. — 222 с.
  71. .А. Эффективность массовой коммуникации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М.: Знание, 1979. — 64 с.
  72. О.А. Социальные представления о преступлениях, преступниках, жертвах и о работниках правовых институтов: автореф. дисс.. канд. пси-хол. наук. М., 2000. — 20 с.
  73. А.Я. Изучение ментальностей: Социальная история и поиски исторического синтеза // Советская этнография. 1988. № 6.
  74. А.Я. Представление о времени в средневековой Европе // История и психология. / Пол. ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анциферовой. М.: «Наука», 1971.-С. 159−198.
  75. Ю.Е. Женщина на страницах женских изданий (обзор журнальной прессы) // Российские женщины в XX столетии: опыт эпох. Энциклопедия. CD диск.-М., 1999.
  76. Ю.Е. Политическая активность женщин и ее отражение в популярных журналах // Интегративный подход в психологии: Сб. научных статей. -С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. С. 252−265.
  77. Н.М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания // Общественные науки и современность. 2000. — № 4. — С. 51 — 57.
  78. . Логика смысла. М.: Раритет- Екатеринбург: Деловая кн., 1998 — 473с.
  79. И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб.: Алетейя, 2001.-240 с.
  80. Г. Г. Некоторые проблемы психологии современного пролетариата // История и психология. / Под. ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анциферовой. М.: «Наука», 1971. — С. 242−276.
  81. А.И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии // Вопросы психологии. 1984. — № 1. -С.147−152.
  82. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.-572 с.
  83. В.В., Джанаева Н. Г., Затонских Н. А., Феоктистова Е. Н. Семейная политика в СССР и России// Домохозяйство, семья и семейная политика. -М.: Диалог-МГУ, 1997. С.142−143.
  84. Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской социальной психологии (критический анализ): автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1985. -18 с.
  85. Т.П. Социальное представление понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. — 2001. — № 6. — С. 39−46.
  86. Т.П. Социальное представление как инструмент коллективной памяти (на примере воспоминаний о Великой Отечественной войне // Психологический журнал. 2002. — Т. 23. — № 4. — С. 49−59.
  87. .А. Мнение и умонастроение в психологическом аспекте // История и психология. / Пол. ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анциферовой. М.: «Наука», 1971.-С. 106−121.
  88. Е. Н., Новикова Э. Е. СССР США: Женщина и общество. Опыт сравнительного анализа. — М.: Профиздат, 1988. — 288 с.
  89. Женщина новой России: Какая она? Как живет: К чему стремится? / Под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой. М.: РОССПЭН. 2002. — 163 с.
  90. И.Г. Производственная функция семьи: социальные аспекты // Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. М.: «Наука», 1990.
  91. Жодле Д Социальное представление: феномены, концепт, теория // Социальная психология. 7-е изд. / Под. ред С. Московичи. СПб.: Питер, 2007. -С. 372−394.
  92. Е.А., Темкина А. А. Социальное конструирование гендера: феминистская теория // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ- СПб.: Алетейя, 2001.-С. 147−173.
  93. О.М. Российская семья в 90-е годы: жизненные стратегии мужчин и женщин // Тендерный калейдоскоп. Курс лекций / Под общей редакцией М. М. Малышевой. М.: Academia, 2002. — С. 473−489.
  94. О.М., Арупонян М. Ю. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного исследования). М.: «Эдиториал». 1998.- 176 с.
  95. В.В. Правда и ложь в российском самосознании // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики / Под ред. К.
  96. , А. Брушлинского, М. Воловиковой. М.: Изд-во ИП РАН, 1997.-С. 131−143.
  97. Е.М. Женщины вчера и сегодня. М.: «Знание», 1974. — 26 с.
  98. Е. Ф. Гендерная проблематика в психологии // Введение в гендерные исследования. Часть I: учебное пособие / Под. Ред. И.А. Жеребки-ной. Харьков: ХЦГИ- СПб.: Алетейя. 2001. — С. 312−345.
  99. Изменение положения женщины и семья. М.: «Наука», 1977. — 214 с.
  100. И.Е. Социальный пол: экономическое и демографическое поведение. -М.: Диалог-МГУ, 1998. 74 с.
  101. В., Слепков В. Жизнь без контроля (половая жизнь и семья рабочей молодежи). M-JL: «Молодая гвардия», 1929. — 112 с.
  102. А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Интститут социологии РАН, 1999. — 180 с.
  103. А.В. Гендерные аспекты массовой коммуникации // Гендер как интрига познания. Сборник статей. М.: «Рудомино», 2000. — С.47−80.
  104. Г. Положение женщины и демографическая политика // Женщины на работе и дома. М.: «Статистика». 1978. — С. 3−17.
  105. А.А. Мужчины на страницах женских изданий // Дайджест теоретических материалов информационного листка «Посиделки» 1996−98 гг. -СПб.: ПЦГП, 1999. С.58−58.
  106. И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. -СПб.: Алетейя, 2004. 408 с.
  107. Г. И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. М.: И-ТК «Дашкова и К», 2004. -192 с.
  108. А. М. Любовь и новая мораль // Философия любви. В 2-х т. Т. 2. М., Политиздат, 1990. — С. 323−334.
  109. Е.Ю. Гендерные стереотипы в телерекламе: образ женщины // Женщина в массовой коммуникации: штрихи к социокультурному портрету. Материалы научного семинара «Женская журналистика и женщины в журналистике». 17 марта 1998 г. СПб., 1998. — С.51−53.
  110. Е. И. Женщина-руководитель. М.: Моск. рабочий, 1989. -175 с.
  111. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. / Пол. ред. Б. Ф. Поршнева и др. М.: «Наука», 1971. — С. 122−158.
  112. М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: «Ко-гито-Центр», изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — 432 с.
  113. Е.В. Представительство женщин в структурах власти России: 1917−2002 годы // Гендерные аспекты политической социологии: Учебное пособие / Отв. Ред. С. Г. Айвазова, О. А. Хасбулатова. М.: РОССПЭН, 2004. -С. 107−135.
  114. Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М.: РОССПЭН, 2004.-652 с.
  115. Н.К. Женщины страны Советов. М.: Политиздат ЦК ВКП (б), 1938. — 68 с.
  116. JI.H. Женщина на работе и дома. М.: Политиздат, 1980.-231 с.
  117. В. Письмо о твоем быте. // Быт и молодежь. Под ред. А. Слепко-ва. М.: Изд-во «Правда» и «Беднота», 1926. — С. 65−67.
  118. И. А. Семья в СССР. 1917−1967. Нью-Йорк, 1967. — 332 с.
  119. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1994. — 602 с.
  120. .М. Свободное время и развитие бытовых общностей // Социальные исследования. Вып. 7. Методологические проблемы исследования быта. М.: «Наука». 1971. — С. 104−117.
  121. А.Н. Проблемы развития психики. М.: «Мысль», 1965. — 572 с.
  122. . Третья женщина. Незыблемость и потрясение основ женственности. СПб.: Алетейя, 2003. — 512 с.
  123. Д., Фаррелл С. Принципы тендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под. ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин». 2000. — С. 187−192.
  124. Дж. Пол как социальная категория // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». М.: МЦГИ, 2000. — С. 75−80.
  125. А. О быте. М-Л.: Государственное изд-во, 1927. — 84 с.
  126. Лурия, А Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: «Наука», 1964. — 172 с.
  127. Т. С. Домашний труд и тендерное разделение власти в семье // Социологические исследования. 2004. — № 9. — С. 85−90.
  128. Д. Психология и культура. Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. 2002. -С. 180.-414 с.
  129. Т.А. Занятость женщин и материнство. М.: Мысль, 1989. -285 с.
  130. Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. — 161 с.
  131. Методы социальной психологии. /Под ред. Кузьмина Е. С., Семенова В. Е. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. -176с.
  132. К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. 1994. -№ 9. -С. 23−58.
  133. С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. -478 с.
  134. С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. — С. 208−228.
  135. С. От коллективных представлений к социальным (к истории одного понятия) // Вопросы социологии. 1992. — Т.1. — № 2. — С.89−96.
  136. С. Предпосылки объяснения в социальной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальное&trade-. Хрестоматия. М.: ИНИОН, 1995а.-С. 213−252.
  137. С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 19 956. — Т.16. — № 1. — С.3−18, № 2. — С.3−14.
  138. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник. М.: «Финансы и статистика», 1987. — 765 с.
  139. Н.И. Социальные представления об успехе: автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ярославль, 2004. — 23 с.
  140. Н.А. Патриархатная и феминистская картины мира: анализ структуры массового сознания // Гендерные тетради. Выпуск первый- СПб филиал Института социологии РАН. СПб, 1997. — С.17−44.
  141. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. / И-т философии РАН, Под ред. М. С. Ковалева, Е. И. Лакирева и др. М.: Мысль, 2001.
  142. И. Репрезентация мужественности и войны в советских и российских кинофильмах // Гендерные исследования. 2001. — № 6. — С. 163−186.
  143. Э. Е., Языкова В. С., Янкова 3. Л. Женщина. Труд. Семья (социологический очерк). М., Профиздат. 1978. — 112 с.
  144. С.В. Образ немца в русской народной культуре XVIII-XIX ВВ // Одиссей. Человек в истории. М.: «Наука», 1991. — С. 160−185.
  145. Л.Н. Тендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: автореф. дисс. канд. психол. наук. Краснодар. 2000.
  146. Д. В. Психология масс. СПб: Питер, 2001. — 363 с.
  147. Опыт КПСС в решении женского вопроса. М., «Мысль», 1981. — 269 с.
  148. Осика ЮЛ Труд и равноправие: образ работницы в советской прессе 1920-х годов // Интернет Ресурс hto://vvww.poiMus.m^^
  149. Т.Н. Проблемы пола, брака, семьи и положение женщины в общественных дискуссиях середины 1920-х годов // Общественные науки и современность. 1994. — № 1. — С. 161−171.
  150. В.П., Уткин А. И. История России. XX век. учеб. для общеоб-разоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1999. — 480 с.
  151. М. Влияние образования на изменение семейной роли женщины и взаимоотношения поколений // Проблемы быта, брака и семьи. -Вильнюс: Изд-во «Минтис». 1970. С-153−161.
  152. В.Н. Психология человека. Учеб. пособие. СПб., 2000. — 160 с.
  153. .Д. Социальная психология: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУП, 2003.-616 с.
  154. .Д. Социальное настроение как объект исторической науки // История и психология. / Пол. ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анциферовой. М.: «Наука», 1971. — С. 90−105.
  155. В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке// Психологический журнал. 2002. — Т. 23. — № 3. — С. 113−121.
  156. А.Л. Новый быт и становление внутрисемейного равенства // Социальные исследования. Вып. 7. методологические проблемы исследования быта. М.: «Наука». 1971. — С. 34−45.
  157. О. История в картинках: гендерные репрезентации советской анимации // Гендерные исследования. 2004. — № 12. — С. 139−151.
  158. Г. В. Избранные философские произведения: В 5 т. М.: «Госполитиздат», 1956. Т. 2. 824 с.
  159. Е. Женщины в Совете и в колхозе. Опыт Ленинградской области. Л.: Изд-во Леноблисполкома и Ленсовета, 1933. — 32 с.
  160. .Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихоло-гии). М.: «Мысль», 1974. — 487 с.
  161. .Ф. Социальная психология и история. М.: «Наука», 1979. -232 с.
  162. Л.Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 284 с.
  163. Г. Г. Теория коммуникации. Москва-Киев.: «Рефл-бук"-"Ваклер», 2001. — 651 с.
  164. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003.-478 с.
  165. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  166. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  167. Н. JI. Гендерная проблематика в исторических науках // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Же-ребкиной. Харьков: ХЦГИ- СПб.: Алетейя, 2001. — С. 277−311.
  168. М.В. Историко-социальный анализ семейной политики в России XX века // Социологические исследования. 2004. — № 6. — С. 89−97.
  169. Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 22−27.
  170. В. Сексуальная революция. /Пер.с нем. СПб.:Универс.книга, М.: ACT, 1997.-352с.
  171. Ржаницына J1.C. Социальная политика сегодня: гендерные проблемы // Гендерная экспертиза и законодательная политика: в 2 т. Т. 1 / Ред.-сост. Изотова Е. В., Кочкина Е. В. и др. М.: Аванти плюс. 2004. — С.283−293.
  172. Н.М. Гендерные аспекты социально-экономической трансформации в России // Тендерный калейдоскоп. Курс лекций / Под общей редакцией М. М. Малышевой. М.: Academia, 2002. — С. 243−257.
  173. Г. Жена «друг человека». Сомнительные идеалы, насаждаемые постсоветской mass-media //Женщина и земля. — 1995. — № 1. — С.29−30.
  174. Г. Обмен женщинами. Заметки о «политической экономии» пола // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. / Под ред. Е. Здравомысло-вой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. — С. 89−139.
  175. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: «Педагогика», 1973. -423 с.
  176. В. Брак и семья при капитализма и социализме. М.: Соцэкгиз, 1939.- 152 с.
  177. В.Е. Метод изучения документов в социально-псхологических исследованиях. JL: Изд-во ЛГУ, 1983. — 104с.
  178. Т.Н. Труд и современная женщина. М.: Профиздат, 1981. -144 с.
  179. А.Н. Правовые представления российского общества // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики / Под ред. К. Абульхановой и др. М.: Изд-во ИП РАН, 1997. — С. 75−92.
  180. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. М.: Информация XXI век, 2002. — 256.
  181. С. Молодежь и любовь. // Быт и молодежь. Под ред. А. Слеп-кова. М.: Изд-во «Правда» и «Беднота», 1926. — С. 58−64.
  182. H.JI. Образ умного человека: российское исследование // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики / Под ред. К. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: Изд-во ИПРАН, 1997. -С.112−130.
  183. T.JI. Источниковедение и социально-психологическое исследование эпохи Октября // История и психология. / Пол. ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анциферовой. М.: «Наука», 1971. — С. 226−241.
  184. Н.Я. Брак и семья сегодня. Вильнюс: «Минтис», 1977. — 256 с.
  185. М.Я. Социально-экономические проблемы занятости женщин // Изменение положения женщины и семья. М.: «Наука», 1977. — С. 22−31.
  186. Л. Больные вопросы (женщина, семья и дети). Л.: Рабочее издательство «Прибой», 1926. — С. 3.
  187. Социальная идентификация личности /Отв. ред. В. А. Ядов. М.: ИС, 1993. — 167 с.
  188. Социальная история России. Век XX. Курс лекций. Том III. /Под общей редакцией В. И. Жукова. М.: Союз, 1998. — 391 с.
  189. Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 292 с.
  190. Социальная политика: Учебник / Под ред. Н. А. Волгина. М.: «Экзамен», 2004.-736 с.
  191. Ю. Образ современницы кто его создает. // Формирование гендерной культуры у студенческой молодежи. — Н. Челны, 1995. — С.63−68.
  192. И.Н. Мужчины и женщины в легитимном дискурсе // Гендерные исследования. 2000. — № 4. — С. 246−265.
  193. И.Н. Социология пола и семьи. Самара: Международный институт «Открытое общество». 1997. — 131 с.
  194. А.А., Роткирх А. Советские гендерные контракты и их трансформация в Советской России // Социологические исследования. 2002. — № 11.-С. 4−15.
  195. И.П. Бюджеты времени как инструмент исследования быта трудящихся // Социальные исследования. Вып. 6. Проблемы бюджета времени трудящихся. М.: «Наука». 1970. — С. 128−149.
  196. Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 1. — С. 37−46.
  197. О.В. Пип-шоу (идиоадаптация образа женщины в российской рекламе) // Семья, гендер, культура. Материалы международных конференций 1994−95 гг. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1997. — С.400−407.
  198. С. Видимость мужественности // О муже (Л9ственности: Сборник статей. Сост. С. Ушакин. М.: НЛО, 2002. — С. 479−503.
  199. К., Зиммерман Д. Создание тендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. — С. 193−219.
  200. Е.Н. Пути улучшения социально-экономического положения работающих женщин (Методологические вопросы комплексного целевого программирования): автореф. дисс. канд. экон. наук.М., 1982. 26с.
  201. Философский словарь. / Общ. ред. В. А. Малинина. М.: Республика, 2003. — 575 с.
  202. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad: Талисман, 1994. — 405 с.
  203. Р. Психология массовых коммуникаций. М.: Олма-Пресс- СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 445 с.
  204. А.Г. Брак и семья в СССР. М.: «Мысль», 1979. — 367 с.
  205. О.А. Российская тендерная политика в XX столетии: мифы и реалии. Иваново: ИвГУ, 2005. — 372 с.
  206. Н.В. Гендер в психологии: история, подходы, проблемы // Вестник СпбГУ. Сер. 6. — Вып. 2. — 1998. — № 13. — С. 74−82.
  207. Р. Психология влияния. СПб.: Питер Ком, 1999. — 270 с.
  208. .В. Репрезентации гегемонной маскулинности в современном российском медиа-дискусре: дисс. канд. соц. наук. Саратов, 2001. -182 с.
  209. Д.М. Брак, семья, закон (социально-правовые очерки). JL: ЛГУ. 1984. — 208 с.
  210. А. А. Введение в общую культурно-историческую психологию. -СПб.: Тропа Троянова, 2000. 544 с.
  211. Н. Изменение типа власти в современной семье // Отец в современной семье. Сборник статей. Вильнюс, 1988. — С.236−243.
  212. П. Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН, 1999. -447 с.
  213. В.А. Историческая психология. 2-е переработанное издание. -М.: Смысл. 1997. 505 с.
  214. X., Лацарус М. Мысли о народной психологии // Филологические записки. Воронеж. 1864. Вып. 1. С. 90−105- Вып. 3. — С. 248−273.
  215. Юк З. М. Труд женщины и семья. Минск: «Беларусь», 1975. — 240 с.
  216. Н. Г. Советская семья. Минск: Изд-во БГУ, 1970. — 208 с.
  217. Е.В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: дисс. канд. психол. наук. СПб., 2004. — 146 с.
  218. А. Миф о настоящем мужчине и настоящей женщине в российской рекламе // Семья, гендер, культура. Материалы международных конференций 1994 и 1995 гг. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1997. -С.389−399.
  219. А. Мужская экономика: «не до глупостей.» // О муже (Ы)стве: Сборник статей. Сост.С. Ушакин. М.: НЛО, 2002. — С. 245−267.
  220. З.А. Изменение структуры социальных ролей женщины в развитом социалистическом обществе // Изменение положения женщины и семья. М.: «Наука». 1977. — С.32−42.
  221. Л.В. Женщина на работе и дома // Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. М.: «Наука», 1990. — С.84−93.
  222. Bruner J. S. Child’s Talk. Acts of Meaning. Cambridge: Harvard University Press, 1990.
  223. Dois W. Levels of explanation in social psychology. Cambridge: University Press, 1986.
  224. Farr D.M. The roots of modern social psychology. Oxford: Blackwell, 1996.
  225. Garfinkel H. Studies in Ethnomethodology. Oxford: Blackwell, 1984.
  226. Goffinan E. Gender Display // Studies in the Antropology of Visual Communication.-1976.-# 3.-P. 69−77.
  227. Gravis S.B. Diversity on television // Tuning in to young viewers: Social science perspective on television / Ed. by T.M. Macbeth. Thousand Oaks, CA: Sage, 1996.-P. 61−86.
  228. Greenberg B.S. Minorities and the mass-media // Perspectives on media effects / Ed. by J. Bryant & D. Zillman. Hillsdate, NJ: Lawrence Eribaum Associates: 1986.-P. 165−188.
  229. Hornsby J. The Oxford Companion of Philosohy. N.Y., 1995.
  230. Irigaray L. This sex which is not one. Ithaca, New York.: Cornell University Press, 1985. — 224p.
  231. Lauretis T. de. Technologies of Gender. Bloomington, 1987.
  232. Lorber J. Paradoxes of Gender. Yale University Press, 1994.
  233. Moscovici S. The phenomenon of social representation // Social Representation / Ed. By R. Farr, S. Moscovici. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.
  234. Naiman E. Sex in Public: The Incarnation of Early Soviet Ideology. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1999. — 320 p.
  235. Parsons Т., Bales R. Family. Socialization and Interaction Process. New York. 1955.
  236. Sainbury D. Gender and social-democratic welfare state // Gender and welfare state regimes / D. Sainbury (Ed.). Oxford: Oxford University Press, 1999. — P. 75−106.
  237. Shweder R. A. Thinking through Cultures. Cambridge: Harvard University Press, 1991.
  238. Sosial Policy / Ed. by J. Baldok, N. Manning, S. Miller, S. Vickerstaff. N.Y.- Oxford: Oxford University Press, 1999. — P. 21.
  239. Stoller R. Sex and Gender: On the Development of Masculinity and Femininity. New York, Science House, 1968. — 383 p.
  240. Выдержки из Модельного закона «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин» (принят Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ 18 ноября 2005 г.).
  241. Воспитание и пропаганда среди населения страны культуры равноправия мужчин и женщин, принятие мер по защите общества от информации, пропаганды и агитации, направленных на дискриминацию граждан" (ст. 4).
  242. При формировании государственных органов власти не допускаются какие бы то ни было ограничения по признаку пола. Не допускается объявление конкурсов на замещение вакантных должностей только для лиц одного пола" (ст. 8).
  243. Лица разного пола несут равную обязанность в отношении домашнего труда. Домашний труд не может служить способом гендерной дискриминации" (ст. 15).
  244. Соотношение разновидности критериев и подкатегорий контент-анализа в эгалитарном типе гендерных представлений
  245. Тип тендерных представлений Критерии для социально-психологического анализа гендерных представлений Подкатегории, соответствующие указанному типу гендерных представлений
  246. ЭГАЛИТАРНЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Критерий наличия/ отсутствия иерархичности статусов мужчин и женщин Статусы мужчин и женщин равны
  247. Отказ от двойной морали в сфере сексуальных отношений
  248. Критерий наличия/ отсутствия дифференцированности ролей мужчин и женщин Отсутствие жесткой дифференцированности ролей мужчин и жен-шин
  249. Критерий наличия/ отсутствия детерминированности биологическим полом ролей мужчин и женщин Отрицание того, что семья, материнство, забота о других является единственной ценностью для женщин
  250. Отвержение роли домашней хозяйки как основной сферы реализации для женщин1. W
  251. Непризнание высокой значимости традиционных ролей мужчин в семье и межполовых отношениях
  252. Высокая значимость профессиональной самореализации в жизни женщин
  253. Соотношение разновидности критериев и подкатегорий контент-анализа в типично-советском типе гендерных представлений
  254. Тип тендерных представлений Критерии для социально-психологического анализа гендерных представлений Подкатегории, соответствующие указанному типу гендерных представлений
  255. ТИПИЧНО-СОВЕТСКИЕ ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Критерий наличия/ отсутствия иерархичности статусов мужчин и женщин Статусы мужчин н женщин равны
  256. Отказ от двойной морали в сфере сексуальных отношений
  257. Критерий наличия/ отсутствия дифференцированности ролей мужчин и женщин Жесткая дифференцированность ролей мужчин и женщин1. W
  258. Критерий наличия/ отсутствия детерминированности биологическим полом ролей мужчин и женщин Убеждение в том, что материнство и труд в равной степени важны для женщин
  259. Принятие роли домашней хозяйки как значимой наряду с другими ролями1. W
  260. Непризнание высокой значимости традиционных ролей мужчин в семье и межполовых отношениях
  261. Совмещение профессиональной деятельности женщин с выполнением роли матери и хранительницы домашнего очага
  262. Соотношение разновидности критериев и подкатегорий контент-анализа в доэгалитарном типе гендерных представлений
  263. Тип гендерных представлений Критерии для социально-психологического анализа гендерных представлений Подкатегории, соответствующие указанному типу гендерных представлений
  264. ДОЭГАЛИТ АРНЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Критерий наличия/ отсутствия иерархичности статусов мужчин и женщин → Статусы мужчин и женщин равны
  265. Отказ от двойной морали в сфере сексуальных отношений
  266. Критерий наличия/ отсутствия дифференцированности ролей мужчин и женщин Отсутствие жесткой дифференцированности ролей мужчин и женщин
  267. Отвержение роли домашней хозяйки как основной сферы реализации для женщин ¦ Принятие роли домашней хозяйки как значимой наряду с другими ролями
  268. Признание высокой значимости традиционных ролей мужчин в семье и межполовых отношениях ¦ Непризнание высокой значимости традиционных ролей мужчин в семье и межполовых отношениях
  269. Совмещение профессиональной деятельности женщин с выполнением роли матери и хранительницы домашнего очага ¦ Высокая значимость профессиональной самореализации в жизни женщин
Заполнить форму текущей работой