Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индивидуально-типологические особенности проявления нестабильности эмоций в межличностных отношениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структура личности студента, как будущего профессионала, формируется через стабилизацию отношений с окружающими людьми. В основе коррекционных и адаптивных составляющих межличностных отношений всегда лежит критерий эмоциональности, который в большинстве своем является индикатором и настроения, и поведения, а таюке формирует отношения. Поэтому именно психологическая коррекция эмоциональных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психологический анализ эмоциональных составляющих межличностных отношений
    • 1. 1. Теоретические аспекты проблемы исследования роли эмоций в межличностных отношениях в трудах отечественных и зарубежных психологов
    • 1. 2. Эмоциональные составляющие межличностных отношений
    • 1. 3. Психологические особенности межличностных отношений студентов
  • Глава II. Экспериментальное исследование проявления нестабильности эмоций в межличностных отношениях студентов и их психологическая коррекция
    • 2. 1. Возникновение трудностей в межличностных отношениях и социально-психологический тренинг в программе коррекции нестабильности эмоций
    • 2. 2. Индивидуально-типологические особенности проявления эмоциональной стабильности/нестабильности студентов в межличностных отношениях
    • 2. 3. Сравнительное изучение особенностей проявления эмоциональной стабильности/нестабильности студентов в межличностных отношениях
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4
  • Приложение

Индивидуально-типологические особенности проявления нестабильности эмоций в межличностных отношениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одним из самых ярких показателей эффективности межличностных отношений является стабильность эмоциональных проявлений членов диады или группы. Ее можно достичь не только созданием общей положительной ситуацией в группе, но и учитывая индивидуальные особенности каждого студента, когда тренинг общения позволит сгладить все шероховатости личностных контактов. Полноценное развитие человека невозможно без общения, а дефицит его ведет к различным отклонениям в развитии психических состояний и свойств.

В наше время, когда жизнь требует повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым условиям окружающей среды, старые приемы и методы деятельности уже помогают недостаточно. Психологический тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, может решить многие из актуальных проблем межличностных отношений студентов. За последние 10−15 лет психологический тренинг стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики.

Перемены, происходящие во всех сферах современного общества, требуют от каждого человека развития способности к самоорганизации во всех видах жизнедеятельности. Современная социальная ситуация характеризуется неопределенностью, повышенной конкурентностью и ужесточением требований к личности. Это приводит к нестабильности эмоциональной сферы и увеличению напряжения во взаимоотношениях между людьми.

Структура личности студента, как будущего профессионала, формируется через стабилизацию отношений с окружающими людьми. В основе коррекционных и адаптивных составляющих межличностных отношений всегда лежит критерий эмоциональности, который в большинстве своем является индикатором и настроения, и поведения, а таюке формирует отношения. Поэтому именно психологическая коррекция эмоциональных составляющих и является той важной основой, через реализацию которой тренинговые ситуации позволили в определенной степени реконструировать личностные образования, то есть создавать новообразования личности, которые явятся психологической коррекцией поведения.

Несмотря на очевидную значимость данной проблемы, остаются вопросы, требующие дальнейшей проработки. С одной стороны, в социуме не вызывает сомнения необходимость научного понимания и развития индивидуально-типологических особенностей характера, влияющих на межличностные отношения, с другой, данный вопрос недостаточно проработан и изучен в психолого-педагогических исследованиях. Возникает ряд несоответствий и противоречий между: потребностью студентов в эффективном общении и недостаточном развитии навыков стабильного и полноценного взаимодействия, необходимого для межличностных отношениймежду возрастающей потребностью практики в теоретико-методическом обосновании развития общительности студентов и недостаточной изученностью индивидуально-типологических особенностей проявления нестабильности эмоций, влияющих на межличностные отношения.

Стремление найти пути разрешения данных противоречий и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане — это проблема научного обоснования индивидуально-типологических особенностей проявления нестабильности эмоций в межличностных отношениях. В практическом плане — это изучение проявления эмоциональной нестабильностиразработка и обоснование психологических рекомендаций по коррекции и развитию навыков эффективных межличностных отношений.

Объект исследования: эмоциональная сфера личности.

Предмет исследования: индивидуальные особенности проявления эмоциональной нестабильности в межличностных отношениях студентов. I.

Цель исследования — изучение особенностей проявления эмоциональной нестабильности в межличностных отношениях студентов и способов их психологической коррекции.

Гипотеза исследования:

1. Межличностные отношения подвергаются влиянию социально — психологических факторов, детерминированы индивидуально — типологическими особенностями личности, подвержены эмоциональному влиянию, динамичны и проявляются в социальных контактах;

2. Деформация отношений в диадическом и групповом общении зависит от многих факторов, в том числе от периодических колебаний эмоциональных состояний;

3. Снижение немотивированных колебаний эмоций в процессе общения позволит корригировать и стабилизировать межличностные отношения студентов.

Задачи диссертационного исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы эмоциональных составляющих межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии;

2. Исследовать проявления нестабильности эмоций в межличностных отношениях студентов;

3. Провести сравнительное изучение особенностей коррекции эмоциональной нестабильности студентов в процессе социальнопсихологического тренинга.

Методологической основой исследования послужили основные теоретические положения отечественных психологов, разработанные в трудах: Б. Г. Ананьева о философских и психологических проблемах становления человекаВ.Н.Мясищева о личности в системе отношенийА.А.Бодалева о социально-перцептивных закономерностях при восприятии и понимании другого человекаБ.Ф.Ломова о методологических проблемах современной психологии.

Теоретическую основу исследования составили работы, посвященные: изучению межличностного общения (Г.М.Андреева, А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, В.А.Лабунская) — проблеме эмоциональных состояний в межличностных отношениях (В.В.Бойко, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, В. К. Вилюнас, Л. Я. Гозман, Б. И. Додонов, Е. П. Ильин, Е.А.Личко) — проблеме эмоциональной и личностной коррекции в процессе тренингового воздействия на группу (И.В.Вачков, С. Глэддинг, Ю. Н. Емельянов, О. В. Евтихов, Т. В. Зайцева, В. П. Захаров, Н. Ю. Хрящева, С. И. Макшанов, О. В. Немиринский, Л. А. Петровская, К. Рудестам).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— конкретизированы и определены основные проявления эмоциональной нестабильности у студентов в процессе межличностного взаимодействия в условиях студенческой группы, которые проявляются в стремлении к доминированию, в эмоциональной неустойчивости, в агрессивных проявлениях, ограничении сферы общения, в неадекватности отношений, в трудностях самореализации и эмоциональной холодности;

— экспериментально установлены специфические отличительные особенности эмоциональной нестабильности студентов в процессе общения. С математической достоверностью доказано, что студенты экспериментальной группы по всем параметрам эмоционально более устойчивы, чем студенты контрольной группы, и это говорит о том, что психологическая коррекция нестабильности эмоций в межличностных отношениях может кардинально менять в положительную сторону процесс общения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты экспериментального исследования дополняют научные представления о трудностях межличностного общения студентов, а также расширяют исследовательское поле в таких областях психологии как динамические теории личности и психология общения. Результаты исследования позволяют углубить представления о проявлениях эмоциональной нестабильности студентов в межличностных отношениях, проецируемых через индивидуально — типологические особенности каждогоопределить психологические механизмы влияния реконструктивного тренинга на преодоление нестабильности эмоций и развитие межличностных отношений студентов.

Практическая значимость исследования. Результаты проведенного нами исследования могут быть полезными практикам (психологам и педагогам, работающим в вузе), чья сфера деятельности связана со студентамитренинговые занятия как инструментарий профилактической и коррекционной работы значительно обогащен материалами несущими определенные нагрузки по развитию и коррекции эмоциональной сферы студентов.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось со студентами вуза г. Экибастуза (Республика Казахстан) очного отделения третьего курса в возрасте 20 лет. В исследовании приняли участие 200 человек: экспериментальная группа студентов в количестве 100 человек и контрольная группа студентов в количестве 100 человек.

Распределение студентов на две группы осуществлялось простым случайным отбором. Каждый студент имел равные с другими шансы попасть в выборку.

Диссертационное исследование проводилось с 2005 по 2008 годы и включало три этапа.

Первый этап (2005 — 2006 гг). На основе изучения психологической, педагогической и учебно-методической литературы определены методологические и теоретические основы исследования, его объект, предмет, цели и задачи. Проведенное пилотажное исследование позволило конкретизировать проблему исследования.

Второй этап (2006 — 2007 гг). Проведен эксперимент, который позволил выполнить проверку намеченных теоретических положений, рассматривающих проявления нестабильности эмоциональных отношений в общении. Разработана программа психологического тренинга с учетом всех индивидуально-типологических особенностей проявления нестабильности эмоций в межличностных отношениях студентов.

Третий этап (2007 — 2008 гг). Осуществлены систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, оформление диссертационной работы.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: 1) сравнительный анализ и обобщение научной литературы по исследуемой проблеме- 2) психологические методики для выявления нестабильности эмоций в межличностных отношениях- 3) статистическо — математические методы обработки экспериментальных л данных (х Пирсона, {/-критерий Манна — Уитни, /-критерий Стъюдента, корреляционный анализ г — Спирмена).

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологических позиций и их соответствием поставленной проблемесочетанием теоретического анализа с обобщением эмпирических данныхсодержательным анализом исходных теоретических предположенийсоблюдением правил и норм организации и проведения психолого-педагогического исследованиявалидностью и надежностью применяемых в исследовании методикадекватностью статистической обработки экспериментальных данных в соответствии с установленными для научных исследований требованиями, а также числом испытуемых и репрезентативностью выборки в качественном отношениитщательностью количественного и качественного анализа полученных данныхвнедрением результатов исследования в практику.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и экспериментальные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии Казахстанско-Российского Института, на региональных (Экибастуз, 2001, 2002, 2006, 2007) и международных (Новосибирск, 2006, 2008) научно-практических конференциях. Основные результаты исследования нашли отражение в 12 публикациях автора.

Положения, выносимые на защиту:

1. Индивидуально — типологические особенности личности, проявляемые в социальных контактах могут выражаться в нестабильности эмоций, характеризоваться как негативные, что в свою очередь вызывает искажение эмоциональных отношений в диаде или группе и ведет к деформациям общения;

2. Эмоциональная стабильность, достигаемая путем психологического коррекционного воздействия способна в значительной мере оптимизировать межличностные отношения студентов, так как снижает немотивированные колебания эмоциональной сферы и способствует выравниванию их поведения в социуме.

Структура работы соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Изложение материала проиллюстрировано 81 таблицей. Библиография включает 220 наименований работ, в том числе иностранных 15. Общий объем диссертации 215 страниц текста.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Своевременное выявление методами психодиагностики комплекса личностных черт, предрасполагающих студентов к проявлению нестабильности в поведении, и их учет при разработке и проведении психологических тренингов, позволяет формировать навыки эффективного общения, корректировать эмоциональную сферу и поведенческие реакции студентов;

2. Межличностные взаимоотношения в одном случае могут стимулировать групповую активность и создавать благоприятную атмосферу для общения, в другом случае могут служить помехой для продуктивной деятельности и снижать групповую эффективность.

3. В качестве основных механизмов коррекционного воздействия могут рассматриваться эмоциональные переживания, изложенные в программе по развитию стабильности эмоциональной сферы у студентов в процессе межличностных отношений.

Заключение

.

В ходе нашего исследования, мы сделали вывод, что своевременное выявление методами психодиагностики комплекса личностных черт, предрасполагающих студентов к проявлению девиаций в поведении, и их учет при разработке и проведении пс ихологических тренингов, позволяет формировать навыки эффективного общения, корректировать эмоциональную сферу и поведенческие реакции студентов.

Межличностные взаимоотношения в одном случае могут стимулировать групповую активность и создавать благоприятную атмосферу для общения, в другом случае могут служить помехой для продуктивной деятельности и снижать групповую эффективность. Таким образом, исследование проблемы межличностных отношений открыло возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира. Несмотря на разнообразие подходов к проблеме общения, ни одна теория не обходит стороной такие понятия, как поведение и эмоции.

Если меняется эмоция, немедленно меняется и поведение, то есть внешняя форма ее проявления. Если же меняется внешнее выражение, это неизбежно влечет за собой изменение самой эмоции. Юность — это чрезвычайно значимый период в жизни человека, вступив в который юноши сами определяют для себя свою жизнь: планируют свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка. Поэтому студенчество — это и период повышенной эмоциональности.

Таким образом, именно тренинг среди других психологических методов позволил реализовать необходимые психологические условия развития личностного самосознания студентов и их ресурсов, изменить их поведение и отношение к миру и окружающим. Участие в тренинговой работе позволило посмотреть на привычные проблемы не только по-новому, но и с точки зрения успешного опыта других людей. В качестве основных механизмов коррекционного воздействия могут рассматриваться корригирующие эмоциональные переживания.

Выявленные личностные характеристики мы условно объединили в следующие группы: стремление к доминированиюэмоциональная неустойчивостьагрессивные проявленияограничение сферы общениянеадекватное отношение к мнению окружающихтрудности в самореализации и эмоциональная сдержанность.

По семи позициям (кроме пятой позиции) по методике М. Люшера обнаружены статистически значимые различия в соотношении студентов контрольной и экспериментальной групп и результаты достоверны при уровне значимости р < 0,05. Мы обнаружили, что численность эмоционально устойчивых студентов экспериментальной группы достоверно выше численности эмоционально устойчивых студентов контрольной группы. Поведенческие реакции у студентов не только проявляются по-разному, но и становятся менее выраженными, если они обучаются на тренинге. Другими словами, мы можем сказать, что психологический тренинг повлиял на выраженность акцентуированных черт характера студентов экспериментальной группы. Также можно сказать, что акцентуации характера лежат в основе многих дефектов общения. Перечисленные выше данные позволяют предположить отсутствие стабильных способов реагирования особенно у студентов контрольной группы.

Мы увидели степень выраженности каждого типа акцентуации характера у студентов. Было выявлено наличие агрессивных реакций у студентов контрольной и экспериментальной групп. У студентов экспериментальной группы обнаружено отсутствие признаков, превышающих допустимый пороговый уровень выражения, по таким факторам как раздражение, обида и косвенная агрессия. Это объясняется тем, что указанные эмоциональные комплексы были активно проработаны и отреагированны участниками на занятиях психологического тренинга. Гармонически развитая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Полное отсутствие агрессивных реакций приводит к податливости и неспособности занять активную жизненную позицию.

Мы можем сделать соответствующие выводы о том, что студенты экспериментальной группы научились управлять своими агрессивными реакциями. Кроме того, исследование, проведенное после психологического тренинга со студентами данной группы, показало, что чем ниже акцентуации характера, тем менее выражены агрессивные реакции.

Нами были обнаружены статистически значимые различия по шести показателям личностных черт характера: фактор, А (замкнутость — общительность), фактор Н (робость — смелость), фактор / (жестокостьчувствительность), фактор (?3 (доверчивость — подозрительность), фактор Ь (прямолинейность — дипломатичность), фактор N (низкий1 — высокий самоконтроль). Результаты достоверны при уровне значимости р < 0,05. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что по вышеуказанным шести факторам выявленные значимые различия свидетельствуют о стабилизации эмоциональной составляющей у студентов экспериментальной группы.

Фактически было выявлено значимое влияние одних факторов на другие, и там, где есть значимые различия, мы можем свидетельствовать об определенной оптимизации поведенческих реакций в процессе взаимодействия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов.
  2. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  3. Абрамова Г. С. Практическая психология Учебник для студентов вузов
  4. Изд 6-е., перераб. и доп. — М: Академический Проект, 2001.
  5. O.K. Социально перцептивные особенности детей с нарушениями развития. — Челябинск: Издатель Татьяна Лурье — 1999.
  6. Д.В., Борисова В. А. Гений общения. — М.: Издательство «Академический проект», 2004.
  7. A.A. Психотерапия: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004.
  8. М.А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Я сам строю свою жизнь. /Под ред. Е. Г. Трошихиной. — СПб.: Речь, 2003.
  9. .С. Представления о свободе у современных студентов //"Вопросы психологии", 2007, № 2, стр.99−109.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.
  11. Г. М. Социальная психология. — М., 1996.
  12. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.
  13. А.Г., Пастернак H.A. Познавательный эгоцентризм как механизм социального поведения личности //"Вопросы психологии", 2006, № 2, стр. 98- 103.
  14. Е.Ю., Ковязина М. С. Некоторые аспекты проблемы нормы в клинической психологии //"Вопросы психологии", 2006, № 1, стр. 112 117.
  15. Барабанова B. B, Зеленова М. Е. Представления студентов о будущем как аспект их личностного профессионального самоопределения //"Психологическая наука и образование", 2006, № 2, стр. 28.
  16. A.A. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983. — 256 с.
  17. Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  18. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.
  19. И.С. Межличностное общение. Улан-Удэ: Издательство Восточно-Сибирского Государственного технологического университета, 2000.
  20. А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект //"Вопросы психологии", 2006, № 2, стр. 116 125.
  21. А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
  22. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
  23. С.Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии. СПб., 1997.
  24. A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994.
  25. А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза //"Психологическая наука и образование", 2006, № 4, стр.51−59.
  26. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб.: Питер, 2001.
  27. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер Ком, 1998.
  28. H.H. Тренинг преодоления конфликтов. — СПб.: Речь, 2006.
  29. О.С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. —М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  30. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) М.: Издательство Московского университета, 1984.
  31. Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации: Учебное пособие. — М.: Международная педагогическая академия, 2001.
  32. И.В. Метафорический тренинг. — М.: «Ось 89″, 2005.
  33. И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И. В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007.
  34. A.JI. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  35. В.К. Психологические механизмы мотивации человека.— М.: Изд-воМГУ, 1990.
  36. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов // М. В. Гамезо, Л. М. Орлова. М.: Изд-во МГОПУ АНОО НОУ, 1999.
  37. И.Е., Кибанов, А .Я., Захаров Д. К. Конфликтология: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003.
  38. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие по курсу „Психология человека“. М.: „Педагогическое общество России“, 2004.
  39. Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002.
  40. Д. Вы такой, каким себя представляете: Работа с образами и техника визуализации: Полное руководство /Пер. с англ. А. А. Давыдовой. -М.: РИПОЛ классик, 2005.
  41. С. Психологическое консультирование. — 4-е изд. СПб.: Питер, 2002.
  42. Г. и др. Основы психологии: Пер. с англ./ Под. ред. Большакова В. Ю., Дружинина В. Н. СПб.: Речь, 2001.
  43. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М. Издательство Московского университета, 1987.
  44. A.A. Динамика эмоций в деятельности: дифференциальный аспект //"Психологический журнал», 2007, № 4, стр. 101−113.
  45. В.А. Психология общения: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  46. P.M. Элементы практической психологию. СПб.: Свет, 1997.
  47. В.Н. Телесно-ориентированный тренинг: Тело как зеркало нашей жизни. — СПб.: Речь, 2006.
  48. O.A. Влияние обыденных представлений о справедливости на оценку партнера по общению //"Вопросы психологии", 2007, № 5, стр. 6676.
  49. П.С. Философия человека. М., 1999.
  50. Л.И. Ответственность: типология и личностные основания: Монография. Омск. гос. ун-т, 2001.
  51. Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии: Краткий курс. М.: ТЦ Сфера, 2004.
  52. A.B. Конфликтология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000.
  53. .И. Эмоция как ценность. М., Политиздат, 1978.
  54. В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. -Мн.: Харвест, 2004.
  55. И.В. и др. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А.М.Прихожан- под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  56. М.И., Кандыбович Л .Я. Психологический словарь — справочник. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
  57. О.В. Практика психологического тренинга. СПб.: Издательство «Речь», 2005.
  58. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
  59. Ю.Н. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов //"Вопросы психологии", 1999, № 6.
  60. М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА ' М., 1999.
  61. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник/ О. Ю. Ермолаев. 3-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004.
  62. А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2004.
  63. Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002.
  64. В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. Л., 1989.
  65. Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  66. В.А. Проблемы подготовки психологов //"Вопросы психологии" / 2006, № 1, стр. 48−52.
  67. И. Сущность процесса формирования профессиональной Я-концепции в условиях современного университета //"Прикладная психология", 2006, № 2, стр. 17−24.
  68. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
  69. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. -СПб.: Питер, 2003.
  70. И.Г. Групповая динамика в тренинговых группах //"Журнал практического психолога", 1998, № 1, стр. 31−44.
  71. Т.В. Место студенчества в социальной культуре общества. -Томск, 1999.
  72. БД. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия — СПб.: ЗАО «Издательство „Питер“, 1999.
  73. В.К. Прикладная психология. — СПб: Издательство „Питер“, 2000.
  74. H.A. Учащаяся молодежь: личностные потребности и особенности их формирования в реформируемом обществе. Караганда, 2002.
  75. H.A., Джандигулов А. Р., Жусупова М. Т. Молодежь. Общество. Реформы, (региональный аспект) Экибастуз, 2003.
  76. П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер. с англ. И. А. Лаврентьевой. — М.: Независимая фирма „Класс“, 1998.
  77. Классификация личностей. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. — М.: ЧеРо, 2000.
  78. Клиническая психология/Под ред. М. Перре, У.Баумана. СПб.: Питер, 2003.
  79. Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении //"Вопросы психологии», 2006, № 2, стр. 3−12.
  80. Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции/ Г. И. Колесникова. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  81. Кон И. С. Девиантное поведение /Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.80,81,82,8384,85
Заполнить форму текущей работой