Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Бихевиоризм. 
Основы психологии и педагогики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Средством управления поведением людей является контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. Б. Скиннер сформулировал закономерность управления поведением: принцип оперантного обусловливания заключается в том, что «поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит… Читать ещё >

Бихевиоризм. Основы психологии и педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Американский психолог Дж. Уотсон провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Все, что не поддается объективной регистрации, не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать. Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т. е. человек есть «черный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул — реакция» (S — R) является ключевой в бихевиоризме.

Поведением человека можно управлять, используя следующие психологические закономерности.

  • 1. Закон эффекта Э. Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Оно может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает стремление прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр.
  • 2. Закон субъективной ценности подкрепления гласит: чтобы управлять поведением, необходимо учитывать, какие подкрепление или награда являются для живого существа наиболее важными, ценными и значимыми в данный момент.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. В недрах самого бихевиоризма психолог Э. Толмен (1948) подверг сомнению схему S — R как слишком упрощенную и ввел между этими показателями важную переменную / — психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта — S — I — R.

Человеческие действия формируются под влиянием социальной среды, человек полностью от нее зависим. Б. Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условнорефлекторном и оперантном. Безусловно-рефлекторный и условнорефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются респондснтными, отвечающими поведением. Это реакции типа.

S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания.

В действительности процесс приспособления строится на основе активных проб — воздействий живого существа на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции ®, которые не вызываются стимулом, а выделяются («испускаются») организмом, некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются, Б. Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R. По мнению психолога, именно они являются преобладающими в адаптивном поведении.

  • 3. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Средством управления поведением людей является контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. Б. Скиннер сформулировал закономерность управления поведением: принцип оперантного обусловливания заключается в том, что «поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем». Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действии и ситуации, которые могут привести к негативным для него последствиям.
  • 4. Закономерность «субъективной вероятности последствий» заключается в том, что человек субъективно оценивает вероятность наступления тех или иных последствий после своих реакций и нем выше субъективная вероятность наступления негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека, он склонен отказаться от таких инициативных действий.

Б. Скиннер утверждал, что личность — это совокупность социальных реакций, навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Под влиянием определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и свойства личности.

Представитель необихевиоризма А. Бандура показал, что новое поведение может возникать не только вследствие спонтанной инструментальной активности (как это полагал Б. Скиннер), но и в результате подражания, а также как следствие вербального (словесного) и нстру ктирован и я.

  • 5. Закономерность подражания выражается в том, что человек склонен подражать поведению других людей, с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него самого.
  • 6. Закономерность научения через наблюдение, или пример, — люди могут учиться, наблюдая, или читая, или слыша о поведении других людей (А. Бандура).
  • 7. Закономерность самоподкрепления — люди способны сами оценивать свое поведение и поощрять или критиковали наказывать себя, если нарушены установленные нормы, с которыми согласен человек.

Согласно теории социального научения Д. Роттера социальное поведение можно описать с помощью следующих понятий:

  • — поведенческий потенциал — каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни;
  • — на поведение человека влияет его ожидание, его субъективная вероятность, с какой, по мнению человека, определенное подкрепление наступает после определенного поведения в определенной ситуации (если человек считает, что существует высокая вероятность того или иного подкрепления в данной ситуации, он более быстро усваивает требуемое поведение, соответствующее ситуации и подкреплению);
  • — на поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность для человека (разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу, уважение со стороны других, кто-то — деньги, кто-то более чувствителен к наказанию и т. п.);
  • — на поведение человека влияет его «локус» контроля: экстернал либо интернал — чувствует ли он себя «пешкой» либо считает, что достижение его целей зависит от его собственных усилий. Экстерналы перекладывают ответственность за все происходящие с ними события на других людей и внешние обстоятельства. Интерналы считают себя ответственными за все хорошие и плохие события их жизни. Легче поддаются влиянию и внешнему управлению экстерналы, их поведение программируется изменением внешних воздействий, ситуаций, стимулов и подкреплений.

Важными заслугами бихевиоризма являются: внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения. Бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии и методы программированного обучения.

Основной недостаток бихевиоризма в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой