Психологическая система обеспечения готовности младших школьников с задержкой психического развития к обучению в основной школе в условиях интеграции в общеобразовательную среду
Современный этап развития психологической науки характеризуется усилением внимания к изучению различных особенностей и вариантов детского развития. Противоречивость социально-экономических реалий современного общества порождает увеличение количества детей с проблемами в развитии, в том числе с парциальной и комплексной недостаточностью. С особой силой эти проблемы заявляют о себе в процессе… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Проблема готовности младших школьников с задержкой психического развития к обучению I в основной общеобразовательной школе в психологических исследованиях
- 1. 1. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) как особая психологическая категория. Проблема
- 1. * развития ребенка с ЗПР как субъекта учебной деятельности
- 1. 2. Содержание понятия «психологическая готовность к обучению в школе» и анализ психолого-педагогических подходов к его интерпретации
- 1. 3. Особенности развития ребенка с ЗПР в период перехода от младшего школьного к подростковому возрасту как проблема современной коррекционной психологии
- 1. 4. Теоретические и организационно-прикладные аспекты проблемы психологической готовности детей к обучению в основной школе в педагогической и коррекционной психологии
- 12. 1. Концептуальный подход к постановке проблемы исследования. л 12.2. Цель, задачи, гипотезы и общая программа эксперимен
- 3. 1. Основные задачи, гипотезы и методика диагностики ® психологической готовности к обучению в основной школе у детей с ЗПР
- 3. 2. Состояние психологической готовности к обучению на II ступени у детей с ЗПР в условиях традиционного обучения в общеобразовательной школе
- 3. 2. 1. Характеристика мотивационной готовности
- 3. 2. 2. Особенности развития ориентировочного компонента психологической готовности
- 3. 2. 3. Состояние интеллектуальной готовности
- 3. 2. 4. Характеристика регуляционного компонента психологической готовности
- 3. 2. 5. Характеристика социальной готовности
- 3. 2. 6. Специфика развития интегративно-личностного показателя психологической готовности
- 3. 2. 7. Психологическая характеристика особенностей развития готовности младших школьников с ЗПР к переходу на II ступень в зависимости от условий обучения в общеобразовательной школе
- 4. 1. Теоретические основы экспериментальной программы формирования психологической готовности младших школьников с ЗПР к обучению в основной школе
4.1.1. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления дифференцированной психолого-педагогической коррекции психического развития младших школьников с ЗПР в процессе учебной деятельности.
4.1.2. Специальный психологический курс коррекционно-развивающих занятий в начальной школе для детей с проблемным развитием.
4.2. Динамика формирования психологической готовности к обучению в основной школе у детей с ЗПР по результатам формирующего эксперимента.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.
ГЛАВА 5. Взаимодействие школьных специалистов как условие реализации психологической системы обеспечения готовности детей с ЗПР к обучению в основной школе
5.1. Программа подготовки школьных специалистов психолого-педагогического профиля к осуществлению коррекционно- развивающего обучения детей с ЗПР.
5.2. Школьный психолого-педагогический консилиум как условие осуществления преемственности в развитии детей с ЗПР и формирования их готовности к обучению на 1-И этапах школьного образования.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.
Список литературы
- Акимова М. К. Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственногоразвития школьников. М., 2002. 157 с.
- Акимова М. К. Козлова В.Т. Индивидуальность учап.-егося и индиви- дуальный подход. М., 1992. 80 с.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/ Под ред. К. Лебединской. М., 1982. 125 с.
- Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с на- рушениями развития. С-Пб., 1995. 191 с.
- Актуальные проблемы практической психологии. П. Новгород, 1994. 161с.
- Аксенова Е.Б. Коррекция формирования саморегуляции старших до- школьников на занятиях по развитию речи // Актуальные проблемыпрактической психологии. П. Повгород, 1994. 93−94.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оцен- ки учения школьников. М., 1984. 297 с.
- Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и способно- сти. Л., 1962. 15−37.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психо- логические труды: В 2-х т. Т. 2. М., 1980. 128−267.
- Аниш-енко О. М. Условия формирования предпосылок учебной дея- тельности детей//Дошкольное воспитание. 1979, JVb 5. 39−41.
- Бабкина П.В. Психологическая готовность к школьному обучению де- тей с задержкой психического развития // Диагностика и коррекциязадержки психического развития у детей. М., 2001. G. 70−103.
- Байрамов А.С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста: Автореф. диссдокт. психол. наук. М., 1968. 38 с. 315 .
- Белопольская Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой исихического развития: Автореф.дис. … канд. нсихол. наук. М., 1976. 21 с.
- Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР.М., 1999. 147 с.
- Берцфаи Л.В. Формирование умения в ситуации решения конкретно- нрктических и учебных задач // Вонросы психологии. 1966, JSfe 6. 141−153.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000. 298 с.
- Блонский П.П. Трудные школьники. М., 1929. 105 с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.464 с.
- Божович Л.И. Психологические закономерности формирования лич- ности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1976. № 6. 34−44.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание, М., 1979. 96 с.
- Брайтфельд В.П. Мотивация учебной деятельности младших подро- стков с задержкой психического развития: Автореф. дисс. …канд.психол. наук. М., 1999. 23 с.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта. С-Пб., 2003. 268 с.
- Бурменская Т. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно — психо- логическое консультирование. Проблемы психического развития де-тей. М., 1990. 135 с.
- Варданян Г. А. Использование метода поэтапного формирования при диагностировании умственного развития школьников: Автореф. дисс… канд. психол. наук. М., 1979. 20 с.
- Венгер А.Л. Формирование операций и организация действий у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. …канд. психол. наук. М., 1977.18 с.316
- Венгер А.Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001. 158.
- Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе //Дошкольное воспитание. 1970, JNe 4. 36−41.
- Веигер Л.А. О формировании познавательных способностей в про- цессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. 1979. № 5.С. 36−39.
- Вергелес Г. И. Формирование учебной деятельности младших школь- ников на основе межпредметных связей. Л., 1987. 80 с.
- Винокуров Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психологических нарушений у детей и подростков. Кострома, 1994.251с.
- Витцлак Г. Принципы разработки и применения психодиагностиче- ских методов в школьной практике // Психодиагностика: теория и• практика. М., 1986. 124−152.
- Владимирская О.Д. Как организовать индивидуальное обучение // Школьные технологии. 2002. № 1.
- Власова Т.А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология.1975,№ 6. G. 8−17.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., 1967. 360 с.
- Волкова Е.П. Субъектность педагога: теория и практика. Дисс. t… докт. психол.наук. М., 1998.
- Волкова Е.П. К вопросу о профессиональных свойствах личности практического психолога // Актуальные проблемы практической пси-хологии. Н. Повгород, 1994. 8−13.
- Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр. соч. в 6-т. — Т.5. М., 1983. 257- 321.317
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991. 479 с.
- Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.
- Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3.369 с.
- Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т.5. 368 с.
- Гагай В.В. Соотношение репродуктивных и продуктивных учебных действий в учебной деятельности младших школьников: Автореф. дисс … канд. психол. наук. М., 1979.18 с.
- Гальперин П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формиро- вания знаний и умений у школьников и новые методы обучения вшколе //Вопросы психологии. 1963, № 5. 3−12.
- Ганжа СЮ. Социально — психологическая адаптация школьников с нарушениями соматического и нервно-психического здоровья: Дисс… канд. психол. наук. Ставрополь. 2000. 153 с.
- Гельниц Г. Школа и психическое здоровье учащихся. М., 1988. 198 с.
- Гордеева П.П. Индивидуализация обучения: опыт, реалии, перспек- тивы//Педагогика. 2002. № 2. 32−38.
- Готовность к школьному обучению у детей с ЗПР / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1989. 120 с.
- Гранкина Е.Д. Управление адаптацией учаш-ихся младших классов к обучению в обп.-еобразовательной школе: Автореф. дисс канд.пед. наук. Курган. 1999. 22 с.
- Грибанова Г. В. Психологические особенности подростков с явления- ми психической неустойчивости и задержкой психического развития.М., 1986. 14 с.318
- Гроховский В.В. Вопросы профилактики и лечения трудновоспитуе- мых детей и подростков //Материалы V съезда невропатологов и пси-хиатров УССР. Киев, 1973. 504−505.
- Гуревич К.М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: кри- терии и нормативы. М., 1992. 80 с.
- Гутке Ю, Вольраб У. Диагностические программы как вариант тестов обучаемости //Психодиагностика: теория и практика. М., 1986. 152−200.
- Гуткина Н.И. Диагностика и коррекция готовности детей к школьно- му обучению //Диагностическая и коррекционная работа школьногопсихолога. М., 1987. 19−38. '
- Гуткина Н.И. Психологическая подготовка детей к школе в группах развития //Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990.с. 9−26.
- Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. М., 1973. 149 с. .
- Давыдов В. В Виды обобш-ения в обучении. М., 1972. 423 с.
- Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3-
- Деменева П. П Дифференциация учебной работы младших школьни- ков на уроках математики. Н. Новгород, 2002. 90 с.
- Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер.М., 1971. 184 с. '319
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н.А.ЦЫПИНОЙ. М. Д984. 256 с.
- Дмитриева Е.Е. Диагностика коммуникативной готовности ребенка к школе // Актуальные нроблемы практической психологии.Н.Новгород, 1994. 50−54.
- Дольто Ф. На стороне подростка. М., 1997. 165 с.
- Домишкевич А. Продуктивность и динамические особенности ин- теллектуальной деятельности детей с задержкой психического разви-тия: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1977. 23 с.
- Доронова Т.П. Формирование действий контроля на занятиях рисова- нием у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. …канд.пед. наук. М., 1979. 17 с.
- Дорохина В.Т. Формирование целеполагания как компонента учебной деятельности в зависимости от^типа обучения // Вопросы психологии.1980. № 6. 73−83.
- Дубровина И.В. Проблемы психодиагностики в психологической службе школы // Диагностическая и коррекционная работа школьногопсихологам., 1987. 14−19.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991. 232 с.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 1997. 520 с.
- Дьяченко М.К., Кандыбович Л. А. Психология: Словарь-справочник. Минск: Хелтон, 1998. 399 с. •
- Дунаева З.М., Ростягайлова Л. И. Итоги клинико-психолого- педагогического обследования учаш-ихся вторых классов коррекцион-но-развиваюш-его обучения школ г. Москвы // Дефектология. 2000. №
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьни- ков, отстаюш-их в развитии. М., 1973. 149 с.320
- Екжанова Е.А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционпо-развивающего обучепия детей с наруше-пиями интеллекта // Дефектология. 1999. № 6. 25−35.
- Ефремова Г. И. Особенности усвоения шестилетними детьми с ЗПР знаний о некоторых нравственных нормах поведения по отношениюк взрослым и сверстникам //Шестилетние дети: проблемы и исследо-вания. Н. Новгород, 1998. 188−198.
- Жаренкова Г. И. Действия детей с ЗНР по образцу и словесной инст- • рукции //Дефектолгия. 1975. № 4. 29−35.
- Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 1978. 152 с.
- Забрамная Д. От диагностики к развитию. М., 1998. 63 с.
- Забрамная Д. Нсихолого-медико-педагогические консилиумы в об- разовательных учреждениях, психолого-медико-педагогические ко-миссии и консультации //Нсихолого-педагогическая диагностика /Нод ред. И. Ю. Левченко, Д.Забрамной. М., 2003. 230−253.
- Запорожец А.В. Нодготовка детей к школе //Основы дошкольной пе- дагогики / Иод ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1980. 250-• 2 5 7 .
- Иванова А.Я. Обучаюп.-ий эксперимент как принцип оценки умствен- ного развития: Автореф. дисс. …канд. психол. наук. М., 1968. 21 с.
- Ивлева Н.И. Развитие субъектности в условиях деятельностной обш-е- образовательной среды: Автореф. дис канд психол. наук. Казань, 2000. 23с.
- Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психиче- ского развития. Ирага, 1978. 251−264.
- Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее ди- агностики//Ироблемы диагностики умственного развития. М., 1975.С. 10−38.
- Калмыкова З.И. Нродуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.200 с.321
- Каменский A.M. Смирнова З. Ю. Индивидуальное развитие личности в условиях общеобразовательной школы // Школьные технологии. 2000.• № 3. 83−102.
- Канустина Г. М. Воснитание нознавательной активности на уроках ма- тематики //Воспитание детей с задержкой нсихического развития впроцессе обучения. М., 1981. 36−52.
- Карагьёзов И.Д. Формирование и перенос умений в учебной дея- тельности детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс… канд. психол. наук. М., 1976. 18 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 2000. 301 с.
- Кевля Ф.И. Психолого-педагогический консилиум как средство про- гнозирования личностного развития ребенка // Вестник психосоци-альной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. № 3. 50−59.
- Кисова В.В. Формирование саморегуляции как общей способности к учению средствами продуктивных видов деятельности у дошкольни-ков с задержкой нсихического развития: Автореф. дисс. …канд. пси-хол. наук. Н. Повгород, 2000. 24 с.
- Кле М. Психология подростка, Психосексуальное развитие. М., 1991. • 171 с.
- Клементьева В. Психологические особенности формирования детей 6 — 7 лет как субъектов коммуникативной и учебной деятельности:Автореф. дне… канд. психол. наук. П. Повгород, 2000. 24 с.
- Князева Т.Н. К проблеме организации обучения детей в классах вы- равнивания и классах компенсирующего обучения // Педагогическоеобозрение. Н. Новгород, 1998. № 1. 145−149.
- Князева Т.Н. Диагностико-коррекционная деятельность учителя на- чальных классов // Вестник психолого-педагогического факультета.Н.Новгород, 2000. № 2. 33−35.
- Князева Т.Н. Корекционно-развивающие возможности уроков в на- чальной школе: учебно-методическое пособие для студентов и учите-лей. Н. Новгород, 2000. 18 с. '
- Князева Т.Н. Подготовка педагога к осуп.-ествлению преемственности обучения на I-II ступенях школьного образования // Нодготовка педа-гога в условиях модернизации образования. Н. Новгород, 2003. 246−249.
- Князева Т.Н. Диагностический урок как форма оценки степени про- движения ребенка в учебной деятельности // Труды IV Международ-ной научно-методической конференции преподавателей вузов, уче-ных, специалистов. Н. Новгород, 2003. 23−24.323
- Князева Т.Н. Некоторые аспекты проблемы преемственности обуче- ния детей с ЗПР на различных ступенях школьного образования.//Педагогическое обозрение. Н.Новгород. 2003. № 4. 62−67.
- Князева Т.Н. Я учусь учиться. — М., 2004. 209 с.
- Князева Т.Н. Психологическая готовность к обучению в основной школе детей с задержкой психического развития: теория и практикаисследования. Н. Новгород, 2004. 195 с.
- Князева Т.Н. К проблеме преемственности обучения в начальной и средней школе // Начальная школа. — 2004. — № 2. 29−31.
- Князева Т.Н. Специальный психологический курс коррекционно- развиваюш-их занятий в начальной школе для детей с проблемнымразвитием // Коррекционная педагогика. М., 2004. № 4. 61−65.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979. 608 с.
- Конева И. Особенности образа Я младших подростков с задержкой психического развития: Дисс. … канд. психол. наук. Н. Новгород, 2002.164 с.
- Королько Н.И. Коррекция нарушений ориентирования в учебных за- даниях у детей с задержкой нсихического развития: Автореф. дисс. .канд. нед. наук. М., 1987. 18 с.
- Костикова М.Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовно-сти к школьному обучению // Диагностическая и коррекционная рабо-та школьного психолога. М., 1987. 38−53.
- Кочнева Е.М. Психологические условия профессионального взаимо- действия практического психолога и педагога в едином образователь-ном пространстве: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Н. Новгород,• 2004.23 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обуче- нию. М., 1991. 151с.
- Краковский А.П. О подростках. М., 1970. 272 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976. 303 с.
- Крутецкий В.А. Психология. М., 1986. 355 с.
- Кудрявцев В. Т. Уразмалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2001. № 4. 15−29.
- Кузнецова Л.В., Особенности мотивационно-волевой готовности де- тей с задержкой психического развития к школьному обучению: Ав-тореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1986. 16 с.
- Кузнецова Л.В., Староверова М. С. Типология школьной неуспешно- сти в аспекте психолого-педагогического сопровождения неуспешныхв учебной деятельности младших школьников //Специальная психо-логия. 2004. № 1. 33−39.
- Кулагина И.Ю. О возможности формирования учебной мотивации у детей с задержкой психического развития//Дефектология. 1982. № 6 .iС. 3−10.325
- Кулагина И.Ю. Личность школьника: от ЗПР до одаренности. М., 1990. 189 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психологическое знание и учитель // Вопросы исихо- логии. 1983.№З.С.54−61.
- Кумарина Г. Ф. Школьная дезадантация: признаки и способы преду- преждения //Народное образование. 2002. № 1. 111−121.
- Курышова О.В. Развитие образа взрослости и его влияние на поведе- ние младших подростков в реальных ситуациях: Автореф. дис канд. психол. наук. М., 2000. 23 с.
- Лангмейер Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском воз- расте. Прага, 1984. 334 с.
- Лапкова О.С. Преемственность в развитии субъектностн младшего школьника и подростка // Сборник материалов международной яауч.-но-практической конференции, посвяпценной 20-летию факультетаначального образования СГПУ. Самара, 2004. 37−43.
- Лебедева П.В. Психологическая готовность младших школьников ко второй ступени обп.-его образования: Дисс канд. психол. наук. М., 1996.168 с.
- Лебединская К.С. Основные вогЕросы клиники и систематики за- держки психического развития у детей //Актуальные проблемы диаг-ностики задержки психического развития детей. М., 1982. 5−21.
- Лебединская К. С, Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нару- шениями в аффективной сфере. М., 1988. 166 с.
- Левицкая Ю.Л. Формирование обшей способности к учению у детей 5−7 лет с задержкой психического развития средствами изобразитель-ной деятельности: Автореф. дис канд. психол. наук. Н. Повгород, 2004.23 с.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М., 2000. 231 с. 326
- Левченко И.Ю. Теоретико-методологические основы психолого- педагогической диагностики нарушений развития у детей // Психоло-го-педагогическая диагностика. М., 2003. 20−35.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 494 с.
- Леонтьев А. Н Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 303 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.
- ЛичкоА.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979. 336 с.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М., 1978.224 с.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномально- го развития детей. М., 1989. 104 с.
- Лубовский В.И. Общая психологическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития // Обучение детей сзадержкой психического развития. М. Д994. 7−11.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 374 с.
- Лусканова П.Г., Коробейников И. А. Типология личностных особен- ностей детей младшего школьного возраста // Диагносика школьнойдезадаптации. М., 1993. 6−80.
- Макеева Е.А. Особенности мотивации учения у младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дисс.. канд. психол.наук. П. Повгород, 2004. 24 с.
- Малофеев П.П. Современное понятие «интеграция». Термин ц смысл. // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей снарушениями развития. С-Пб., 1995. 41−43.
- Малофеев П.П. Современное, состояние коррекционной педагогики //Дефектология. 1996. № 1. 3−11.
- Малофеев П.П. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для по-строения программы развития // Дефектология. 1997. № 4. 3−16.327
- Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественпой системы специального образования и государственнойсистемы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. 1997.№ 6. 3−11.
- Малинович В.В. Особенности' обучаемости младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития: Авто-реф. дис.. .канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000. 20 с.
- Маралова Е. А. Развитие готовности учителя к реализации личност- но-ориентированного подхода к обучению школьников: Автореф. дис… канд.пед. наук. С-Нб., 1999. 22 с.
- Маркова А.К. Нсихология обучения подростка. М., 1975. 28 с.
- Маркова А.К. Актуальные проблемы педагогической психологии // Вопросы психологии. 1980. № 10. 5−15.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. 192 с.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития церебрально- органического генеза. Л., 1982. 17 с.
- Матвеева Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Л., 1991. 58 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.208 с.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984. 144 с.
- Махмутов М.И. Организация' проблемного обучения в школе. М., 1977.240 с. 328 ,
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. 253−268.
- Метиева Л.А. Формирование саморегуляции в процессе учебной дея- тельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточно-стью: Автореф. дне.. канд. психол. наук. П. Иовгород, 2003. 24 с.
- Минаева Е.В. Формирование внутреннего плана действия у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. .канд. психол. наук.Н.Повгород, 2000. 22 с.
- Мнтина Л.М. Психологические аснекты труда учителя. Тула, 1991. 178 с.
- Молодцова Т.Ю. Психолого — педагогические проблемы предупреж- дения и преодоления дезадаптации подростков. М., 1997. 178 с.
- Нежнова Т.А. Формированне, новой внутренней позиции // Особен- ности психического развития детей 6−7-летнего возраста. М., 1988.С.22−36.
- Никашина Н.А. Педагогическое изучение детей с задержкой психиче- ского развития // Дефектология. 1972. № 5. 7−12.
- Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Во- просы психологии. М., 1996. № 5. 30−38.
- Обучение детей с задержкой психического развития. Смоленск, 1994. 128с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996. 351с.
- Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подго- товки учителя//Вопросы психологии. 1988. № 1. 16−26.
- Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в со- временной обш-еобразовательной школе. М., 1998. 155 с.
- Особенности формирования активности субъекта в познавательной деятельности. Горький, 1986. 93 с.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психи- ческогоразвития//Дефектология. 1972. № 3. 3−9.329
- Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных де- тей. М., 1984. 160 с.
- Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик определе- ния уровня познавательной деятельности младших школьников. М., 1996.72 с.
- Переслени Л.И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. Психодиагностиче- ский комплекс методик для определения уровня умственного развития' младших школьников. Абакан, 1990. 28 с.
- Переслени Л.И., Слободяник Н. П., Шушковская А. А. К проблеме от- бора детей в коррекционно-развиваюш-ие классы и коррекции недос-татков в психическом развитии младших школьников // Дефектоло-гия. 1998. № 2. 10−18.
- Петрова В.Н. Особенности перехода учаш-ихся из начального звена в среднее с учетом характеристик психической регидности в структуреих личности: Автореф. дсс. …канд. психол. наук. Томск. 1999. 22 с.
- Петрова В.Г., Белякова И. В. К вопросу о разнообразии форм обучения • детей с нарушенным интеллектуальным развитием //Дефектология.1995. № 2. 19−22. :
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. 659 с.
- Подобед В.Л. Особенности кратковременной памяти детей с задерж- кой психического развития // Дефектология. 1981, № 3. 17−26.
- Подросток на перекрестке эпох: проблемы и перспективы социально- психической адаптации. М., 1997. 288 с.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. 181 с.
- Прихожан A.M., Толстых Н.П, Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.79 с.
- Прокофьева Т.В. Становление субъектности подростка в учебной дея- тельности: Автореф. дне… канд. психол. наук. М., 2001. 23 с.
- Психологическая коррекция умственного развития учаш-ихся / Под ред. К. М. Гуревича, И. В. Дубровиной. М., 1990. 123 с.330
- Психология индивидуального и группового субъекта. М., 2002. 367 с.
- Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, Д.Забрамной. М., 2003. 319 с.
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение разви- тия ребенка: Пособие для учителя-дефектолога. М., 2003. 527 с.
- Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для администрации школы. М., 1997.
- Пускаева Т.Д. Об из5Д1ении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития // Дефектоло-гия. 1980. № З. С. 10−18.
- Раттер М. Помопдь трудным детям. М., 1999. 431 с.
- Регуш Л.А. Структура и возрастная динамика способности к прогно- зированию. Психологический журнал. 1981, Т.2, № 5. 106−115.
- Родионов В.А., Ступницкая М. А. Взаимодействие психолога и педа- гога в учебном процессе. Ярославль, 2001, 159 с.
- Росина Н.Л. Особенности саморегуляции учебной деятельности пер- воклассников // Шестилетние дети: Проблемы и исследования.П.Повгород, 1998. 123−133.
- Рубинштейн Л. Проблема способностей и вопрсы психологической теории// Проблемы общей психологии. М., 1976. 219−234.
- Рубинштейн Л Основы обшей психологии: В 2-х т. М., 1989. Т.2. 322с.
- Рубцов В.А. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987. 160 с.
- Русинова М.М. Формирование основ готовности учителей к индиви- дуализации и дифференциации обучения в начальной школе: Авто-реф. дис. … канд. пед. наук. Таганрог, 2000. 23 с.331
- Ростовецкая Л.А. Самостоятельность личности в познании и обще- нии. Ростов-на-Дону, 1975. 265 с.
- Семаго М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребен- ка. Комплект рабочих материалов. М., 1999. 134 с.
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностиче- ской и коррекционной работы психолога. М., 2003. 204 с.
- Семенович А.В. Пейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002. 228 с. .
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. >fo 5. 16−21.
- Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. С-Пб. 2002. 148 с.
- Славутская Е.В. Исследование взаимосвязи эмоционально-волевых качеств с интеллектом и дезадаптацией школьников 9−11 лет: Авто-реф. дис. .канд психол. наук. Самара, 2000. 24 с.
- Сластенин В.А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учи- теля//Magister. 1995. № 3. 52−5 8.
- Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития//Вопросы психологии. 1991. № 2. 37−50.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. № 3. 25−36.
- Слободяник П.П. Психологическая помощь школьникам с проблема- ми в обучении. М., 2003. 249 с.
- Слугина Л.Б. Динамика временной перспективы как психологиче- ская характеристика перехода от младшего школьного к подростко-вому возрасту: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1999. 24 с.
- Сомова Н. В- В пятый класс — в первый раз. С-Пб., 2001. 361 с.
- Сорокина Т.М. Психологические условия развития профессиональной компетенции учителя начальной школы: Дисс. …докт. психол. наук.М., 2002. 375 с.332
- Стребелева Е.А. Варианты индивидуальной программы восиитания, обучения и развития ребенка с нарушениями интеллекта // Дефектоло-гия. 2002. № 5. G. 68−73.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции, но исихиатрии детского возраста. М., 1965.Т.3.355С.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. 343 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.-М., 1988. 174 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая нсихология. М., 2003. 288 с.
- Тамарский Г. С. Организационно-педагогические условия формирова- ния индивидуальности школьников с ЗНР в обш-еобразовательнойшколе: Автореф. дис. … канд пед наук. Ярославль, 2002. 22 с.
- Тарнопол Л. Образовательная программа для детей с трудностями в обучении в США (Калифорния) // Дефектология. М., 1975. — № 6.С.40−46.
- Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представле- ний у дошкольников. М., 1980. 63 с.
- Теплова Л.И. Диагностика особенностей умственного развития при переходе из начальной школы в среднюю: Автореф. дисс. … канд.нсихол. наук. М., 1998. 24 с.
- Тригер Р.Д. Некоторые особенности самооценки младших школьни- ков с ЗПР в учебной деятельности // Воспитание детей с задержкойпсихического развития в процессе обучения. М., 1981. 71−88.
- Трелсесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986.256 с.
- Ульенкова У.В. К проблеме ранней коррекции задержки психическо- го развития //Дефектология. 1980. № 1. 3−9.333 •
- Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности детей с задержкой психического развития к обучению в школе // Вопросыпсихологии. 1983. № 4. 62−69.
- Ульенкова У.В. Психологические особенности дошкольников с за- держкой психического развития и коррекционно-педагогическая ра-бота с ними: Дисс. … докт. психол. наук. М., 1983. 368 с.
- Ульенкова У.В. Индивидуально-типтческие особенности сферы субъ- ективной активности в учебной деятельности шестилетних детей.Куйбышев, 1984. 98 с.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического разви- тия. М., 1990. 181 с.
- Ульенкова У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специаль- ной психологической помопди детям с проблемами в развитии. М., 2002. 174 с.
- Ульенкова У.В., Метиева Л. А. Особенности устойчивости и концен- трации произвольного внимания у умственно отсталых учаш-ихсямладших классов//Дефектология. 2003, >fe 2. 12−18.
- Умилина Ю.К. Психологические особенности и арттерапия психосе- мантической дезадаптации у подростков с задержкой психическогоразвития: Авторф. дис. … канд. психол. наук. Н. Повгород, 2003. 23 с.
- Усанова О.Н., Шаховская Н. К проблеме психолого- педагогического изучения детей // Дефектология. 1995. № 3. 23−26.
- Уфимцева Л.П. Психологическая диагностика готовности младших шкльников к переходу на II ступень обучения // Пачальная школа.2004. № 4. 12−16.
- Фадина Г. В. Формирование интеллектуально-эмоциональной готов- ности детей с задержкой психического развития к школьному обуче-• нию: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2001. 24 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М., 1978. 47 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994. 192 с. 334
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно- содержательные характеристики процесса развития личности. М., 2004. 670 с. ,
- Филипп Ж., Бонкур П. Психические аномалии среди учащихся. С-Пб., 1911.
- Флотская И.Ю. Особенности развития структурных компонентов прогнозирования в младшем школьном возрасте: Автореф. дисс. …канд. психол. наук. С-Пб., 1995. 18 с.
- Цеханская Л.П. Диагностика уровня овладения некоторыми: элемен- тами предпосылок учебной деятельности: дипломная работа. М., 1970.29 с.
- Цукерман Г. А. Психология сацоразвктия для подростков и их педаго- • гов. М., 1994. 156 с.
- Цукерман Г. А. 9 — 12-летние школьники: «ничья земля» в возрастной нсихологии // Вопросы психологии. 1998. JMb 3. 17−31.
- Цукерман Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности //Вопросы психологии. 1999. №.
- Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психоло- гическая проблема //Вопросы психологии. 2001. № 5. 19−34.
- Цымбалюк А.И. Особенности рознавательной деятельности младших школьников с пониженной обучаемостью: Автореф. дисс. … канд.психол. наук. М., 1974. 20 с.
- Цьшина П.А. Понимание прочитанного текста первоклассниками с задержкой психического развития//Дефектология. 1974. № 1. 11−19.
- Шаумаров Г. Б. Дифференциальная психологическая диагностика психического развития на основе анализа стандартизированной мето-дики: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1980. 22 с.335
- Шевченко Г. Формирование знаний об окружающей действительно- сти как средство активизации нознавательной деятельности детей сзадержкой психического развития: Автореф. дисс. …канд.пед. наук.М., 1982. 16 с.
- Шевченко Г. Новое в коррекционно-развивающем обучении детей с трудностями в обучении // Дефектология. 2001. № 4. 21−31.t
- Шевченко Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организацион- но-педагогические аспекты. М., 2001. 136 с.
- Шкатова Е.А. Интегрированное обучение детей с интеллектуальными недостатками: Автореф. дис. канд. нед. наук. Екатеринбург, 2003. 24 с.
- Шустов Е.А. Технология формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в дошкольныхобразовательных учреждениях: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Ека-теринбург, 2000. 24 с.
- Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей • и подростков. М., 2004. 109 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971, № 4. 6−21.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. 301 с.
- Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Из- бранные психологические труды. М., 1989. С 220−257. ,
- Эльконин Д.Б. К проблемам контроля возрастной динамики психиче- ского развития детей // Избранные психологические труды. М., 1989.С. 282−294.
- Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Избранные психологические труды. М., 1989. 258−263.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 342 с. 336 .
- Юферева Т.И. Диагностико-коррекционная работа школьного психо- лога с проблемными учениками 4-х классов //Активные методы в ра-боте школьного психолога. М., 1990. 44−62.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современ- ной школе. М., 1996. 96 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель. Теоретические ос- новы и практическая реализация. М., 1997. 351 с.
- Ямбург Е.А. Педагогика, психология, дефектология и медицина в мо- дели адаптивной школы // Народное образование. 2002. № 2. 91−101.
- Allen D., Ryan К. Microtheaching. Reading: Addison — Wesley, 1969/
- Arnold J.E. Useful creative techniques // A soursebook for creative hinkind / Pemes S. J., Harding H. F N.Y., 1962.
- Brandt R. M. The readiness issue tqday // The Record. 1970. Vol. 71. N 3. P. 439−449.
- Bmner J. S. Beyond the information given: Studies in the psychology of lmowing. L.- 1970. 216p.
- Evans D. E. Contemporary influences in early childhood education. N. Y.- Chicago- San Francisco- Atlanta- Dallas- Montreal- Toronto- L.- Sydney, 1971.655 р.
- Gagne R. M. The conditions of learning 3-rd ed. N. Y.- Chicago- San Francisco- Atlanta- Dallas- Montreal- Toronto- L.- Sydney, 1977. 339 p.
- Hassard I. Creating Cooperative, Learning Environments. Menlo Park, California, 1987.
- Kirk S., Kirk W. Psycholinguistic learning disabilities: Diagnosis and remediation. Urbana, 1971, 198 p.
- Newman R. Psychological Consultation in the Schools. N. 4.: Back books, 1967.
- Skinner B.F. The Technology of teaching. N.Y., 1968. 337
- Stemberg R.J. Criteria For intellectual scills training // Educational Researcber. 1983. N. 12.
- Strauss A., Lehtinen L. Psychopathology and education of braininjured child. N.Y., 1947,206 р.
- Tamopol L. Learning disorders in children. Boston. 1971.
- Tyler F. T. Issues related to readiness to learn// Theories of learning and instruction: The sixty-third yearbook of the national society for the study ofeducation. Part 1 / Ed. by E. R. Hilgard. Chicago, 1964. 176 p.
- Zazzo R. et. al. Manuel pour Гехашеп psychologique de l’enfant. Neuchatel, 1960.304 р.
- Wender P. H. Minimal brain dysfunction syndrome in children // Neuropathologyal Mental Disorciers. 1971. P. 55−155.
- Wispe L. Attractiveness and learning // J. Gen. Psychol. 1981. Vol. № 2. 338#ИРИЛОЖЕПИЕ339Задание 1.