Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков
Диссертация
Компенсирующая сбалансированность Я-концепции по всем факторам и компенсирующая сбалансированность психического склада (16PF) связаны с интернальностью, интернальность же свойственна людям с высокой способностью к саморегуляции внутреннего мира. Компенсирующая сбалансированность является способом уравновешивания отдельных компонентов Я и повышения социальной адаптации. Компенсирующая… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Методологический анализ процесса становления Я-концепции в зависимости от состояния социальнопсихологической адаптации
- Параграф 1. Социально-психологическая адаптация как интегративный социально-психологический фактор
- Параграф 2. Я-концепция: сущность, структура. функции
- Параграф 3. Этапы формирования Я-концепции в процессе социально-психологической адаптации
- Глава II. Экспериментальное исследование особенностей развития Я-концепции в состоянии адаптации и дезадаптации в подростковом возрасте
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
- Агеев B.C. Атрибуция ответственности за успех или неудачу группы в межгрупповом взаимодействии //Вопр.психологии. 1982. № 6
- Адлер А. Беспризорные дети. //Лишенные родительского попечительства. М., 1991.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М. 1995.
- Активность и жизненная позиция личности. М. 1988.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. ML 1976.
- Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации в школе. // Школа и психическое здоровье учащихся. М., 1988.
- Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск. 1986.
- Алмазов Б.Н. Психологическая совместимость с детьми. Екатеринбург, 1992.
- Алмазов Б.Н. Судебная психопатология. Екатеринбург, 1996.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.
- Антонян Ю.М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. М., 1983.
- Антонян Ю.М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М&bdquo- 1991.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М. 1990.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва Воронеж, 1996.
- Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека./ Под ред. И. А. Полищука. А. Е. Видренко Киев, 1980.
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1983. № 3.
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М. 1993.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. 1989. № 1.
- Баранов А. В. Соликов А.П. Влияние группы на индивида // Соц.исследования. Вып.З. Проблемы труда и личности. М. 1970.
- Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М., 1968.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М. 1994.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. Прогресс, 1986.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М&bdquo- 1978.
- Богданов В.А. Систематическое моделирование личности в социальной психологии. Л. 1987.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М. 1995.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М. 1995.
- Бородкин Ф.М., Коряк Н. М. Внимание : конфликт. Новосибирск, 1989.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
- Брушлинский А.В. Проблема психологии субъекта. М., 1994.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
- Вайнцвайч П. Десять заповедей творческой личности. М&bdquo- 1990.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
- Васильев И.А., Магомедов-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
- Введение в практическую социальную психологию /Под ред.Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской. О. В. Соловьевой. М. 1996.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Б. Н. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М. 1967.
- Возрастные особенности психологического развития детей. М. 1982.
- Волков И. Г1. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.
- Воложанин А. И. Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация универсальный биологический механизм приспособления. М. 1987.
- Выготский Л.С. Собрание соч. Т.З. М., 1983.
- Гайда В.К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л., 1982.
- Гербачевский В.К. Мотивация и уровень притязаний личности // Психодиагностические методы. Л. 1976.
- Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
- Гроф С. За пределами мозга. М., 1992.
- Джемс У. Психология. М., 1991.
- Диагностические аспекты профилактики и коррекции школьной дезадаптации. М., 1988.
- Ершов, А Взгляд психолога на активность человека. М&bdquo- 1991.
- Заззо Р. Стадии психического развития ребенка //' Развитие ребенка. М., 1968.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.
- Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М&bdquo- 1982.
- Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М. 1995.
- Зинченко В. П. Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М&bdquo- 1994.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции поведения. М., 1991.
- Игошев К. Е. Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М., 1989.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации //Вопросы психологии. 1984. № 4.
- Кайлаков И. Цивилизация и адаптация. М. 1984.
- Каримский A.M. Социальный биологизм. М. 1984.
- Кирильцева А.А. Самооценка личностных качеств у молодых рабочих в период производственной адаптации //Личность в системе коллективных отношений. М., 1980.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М. 1988.
- Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия //Вопросы психологии. 1987. № 3.
- Ковалев Г. А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии. 1993. № 1.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984.
- Кон И .С. В поисках себя. М., 1984.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
- Королев В.В. Психологические отклонения у подростков правонарушителей. М., 1991.
- Кочетов А.И., Верницкая Н. Н. Работа с трудными детьми. М&bdquo- 1986.
- Кричевский Р.Л. Исследование малых групп в американской социальной психологии //Проблемы зарубежной социальной психологии. М., 1976.
- Кричевский Р. Л. Дубовская Е.М. Психология малой группы. М&bdquo- 1991.
- Кряжева И.К. Социально-психологические аспекты адаптации личности //Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности. М., 1975.
- Кряжева И.К. К вопросу и взаимосвязи социально-психологической адаптации с развитием индивидуальности личности //Личность в системе коллективных отношений. М., 1980.
- Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М. 1976.
- Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.
- Кузьмина Р. А. Русалинова А.А. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на производственную адаптацию выпускников ПТУ //Психология личности и малых групп. Вып.8, 1977.
- Курбатова Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей. Автореф. канд. дисс. Л., 1981.
- Курганский Н.А. Целеполагание и его мотивационные детерминанты при неврозах. //Психологический журнал, 1989. № 6.
- Лабиринты одиночества. М., 1989.
- Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
- Лебединская К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. 1975.
- Ливерхуд Б. Кризисы жизни шансы жизни. Калуга, 1994.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.
- Лисина М.Н. Проблемы онтогенеза общения. М. 1986.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Лысков Б.Д. Социально-трудовая адаптация личности и проблема отклоняющегося поведения //Вестник Ленинград. Универ. Серия 6, Вып.1. 1986.
- Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.
- Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации. Автореф. канд. дисс. М., 1994.
- Манова-Томова B.C., Пирьов Г. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София. 1981.
- Маркин В.Н. Жизненная позиция личности. М., 1989.
- Мейли Г. Структура личности //Экспериментальная психология. М&bdquo- 1975. Вып. V.
- Мельников В. М. Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
- Методы социальной психологии. Л., 1977.
- Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
- Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление //Социальная психология и философия. Вып. 2. 1973.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1990.
- Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.
- Мотивационная регуляция деятельности и поведение личности. М., 1988.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. JL, 1983.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М. 1995.
- Налчаджан А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988.
- Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981.
- Невский И.А. Трудный успех: без трудных работать можно. М&bdquo- 1981.
- Нежнова Т.А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту //Вести. МГУ. Сер. 14. 1988. № 1.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. J1. 1979.
- Обозов Н.Н. Психология малых групп //Социальная психология. Л. 1979.
- Обухова Л.Ф. Детская психология, Теория, факты, проблемы. М., 1995.
- Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.
- Общая психодиагностика. /Под ред. А. А. Бодалева. В. В. Столина. М&bdquo- 1987.
- Общение и формирование личности школьника /Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М., 1987.
- Овчинникова Г. Г. К вопросу о необходимости коммуникативных занятий в реабилитационной педагогике начальной школы //Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. Саратов, 1992.
- Овчинникова Г. Г. Психологическая средовая дезадаптация и Я-концепция несовершеннолетнего //Дети, молодежь и общество. Челябинск, 1995.
- Овчинникова Г. Г. Особенности формирования Я-образа у подростков, испытывающих проблемы средовой адаптации //Молодежь будущее России. Екатеринбург, 1996.
- Овчинникова Г. Г. Динамика формирования Я-концепции у детей и подростков, испытывающих проблему средовой дезадаптации //Тезисы докладов 6-х психолого-педагогических чтений. М. 1996.
- Ореховский А.И. Ответственность и ее социальная природа. Томск, 1978.
- Орлов А.Б. Экспериментальные прикладные исследования мотивационных образований в зарубежной психологии //Психологический журнал. № 6. 1990.
- Орлов А.Б. Личность и сущность //Вопросы психологии. 1995. № 2.
- Основы социального психоанализа. М., 1996.
- Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся. Воронеж. 1982.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М. 1971.
- Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. М., 1995.
- Петровская А.В. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
- Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.
- Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М., 1984.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
- Петровский В. А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М. 1986.
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития //Вопросы психологии. 1994. № 1.
- Попов В.Д. Психология и экономика: социально-психологические очерки. М., 1989.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста //Вопросы психологии. 1996. № 1.
- Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М. 1974.
- Поршнев Б.Ф. Функция выбора основа личности //Проблема личности. М. 1969.
- Прихожан A.M. Развитие эмоциональной стороны самосознания //Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М. 1987.
- Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 1978.
- Психологические исследования общения. М., 1985.
- Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
- Психологические механизмы регуляции социального поведения /Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М., 1979.
- Психологическое развитие воспитанников детского дома /Под ред.М. К. Дубровиной, А. Г. Рузской. М. 1990.
- Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М., 1987.
- Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Психология индивидуальных различий. Тексты. М. 1982.
- Психология формирования и развития личности. М. 1983.
- Психология. Словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
- Развитие личности ребенка. М., 1987.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
- Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М. 1994.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1973.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М. 1976.
- Рувинский Л. И. Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. М&bdquo- 1982.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л. 1990.
- Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми. //Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.
- Симонов П. В. Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984.
- Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте //Вопросы психологии. 1989. № 2.
- Снегирева Т.В. Особенности саморегуляции в условиях адаптации личности //Личность в системе коллективных отношений. М., 1980.
- Современная зарубежная социальная психология. Тексты. /Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М&bdquo- 1981.
- Соколова Е.Т., Чеснова И. Г. Влияние отношения родителей на развитие самооценки подростка //Вопросы психологии. 1986. № 2.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
- Спирин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
- Справочник по теории вероятностей и математической статистике. М., 1985.
- Столин В.В., Сараева А. В., Неверова И. А. Эмоционально-целостное отношение к себе и другому, локус контроля и мотивация /Личность в системе коллективных отношений. М., 1980.
- Столин В.В. Самосознание личности. М. 1983.
- Сущность, формы и факторы социальной адаптации. Барнаул, 1977.
- Социальная психология личности. М., 1979.
- Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М., 1988.
- Социальные отклонения. М., 1989.
- Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.
- Теоретическая и прикладная социальная психология. М., 1988.
- Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.
- Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980
- Трусов В.П. Теория атрибуции в зарубежной социальной психологии //Психология межличностного познания. М., 1981.
- Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990.
- Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. М., 1992.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1996.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
- Франк С.Л. Реальность и человек. М., 1997.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1994.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М. 1993.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
- Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. М. 1996.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1.2. М. 1986.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М&bdquo- 1993.
- Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. М., 1995.
- Худи к В. А. Психология аномального развития личности в детском и подростковом возрасте. Киев. 1994.
- Чеснова И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка. Автореф. канд. дисс. М., 1987.
- Чесноков С.В. Детерминационный анализ социально-экономических данных. М., 1982.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
- Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1992.
- Шепель В.М. Управленческая психология. М., 1984
- Шибутани Т. Социальная психология . М., 1969.
- Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. М., 1995.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., 1985.
- Шпрангер Э. Два вида психологии //Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
- Эльконин Б.Д. Избранные психологические труды. М. 1995.
- Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1992.
- Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Киев, 1995.
- Юнг K.F. Проблемы души нашего времени. М., 1994.
- Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.
- Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka MM. Hand-book for the Sixteen Personality Factor Questionnaire. Illinois, 1970.
- Zazzo R Les ju meaux, le couple et ia personne. Paris, 1960. V.2.
- Rotter Y. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological monographs. 1966. Vol. 80 (1).
- Wylie R. The self-concept. Lincoln, 1974. Vol. 1.