Развитие языковой компетентности у детей в условиях вынужденного билингвизма
Диссертация
Исследование показало, что в условиях вынужденного билингвизма у дошкольников не происходит спонтанного развития языковой компетентности. Уровень языковой компетентности в этом случае намного ниже как у детей с ЗПР, так и нормально развивающихся детей по сравнению с уровнем языковой компетентности у детей монолингвов, посещающих детский сад. Несформированность языковой компетентности приводит… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОВЛАДЕНИЯ РЕБЕНКОМ РЕЧЬЮ И ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ. И
- 1. 1. Проблема двуязычия и его влияния на развитие речевых способностей у билингвов
- 1. 2. Современные теории формирования детской речи
- 1. 3. Роль и место языковой компетентности в оценке процесса речевого развития ребенка
- 1. 4. Состояния речевой деятельности у дошкольников и младших школьников
- Выводы
- ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОГО БИЛИНГВИЗМА
- 2. 1. Методология, методы и организация исследования
- 2. 2. Результаты исследования импрессивной (декодирование) стороны речи
- 2. 2. 1. Исследование понимания простых предложений
- 2. 2. 2. Особенности понимания синтаксический структуры предложения
- 2. 2. 3. Понимание предложных конструкций
- 2. 3. Результаты исследование экспрессивной (кодирование) стороны речи
- 2. 4. Обсуждение результатов
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Аветисян Э.С. Динамика формирования и выражения мысли в процессе овладения вторым языком: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к-та пс. наук. -М, 1984.-20 с.
- Аврорин, В.А. Материалы по нанайскому языку и фольклору / Отв. ред. С.Н. Оненко- АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. — 256 с.
- Андерсон, Джон Р. Когнитивная психология / Джон Р. Андерсон-Пер.с англ .С .Комаров СПб. и др. СПб.: Питер, 2002 — 492 с.
- Анохин, П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. -М., 1978.-285 с.
- Артемьева, Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева- Под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука: Смысл, 1999. — 1., 350 с.
- Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. 2-е изд., испр. — М.: Яз. рус. культуры, 1999. — XV. — 895 с.
- Ахманова, О.С. О психолингвистике: Материалы к курсам языка/ Под общ. ред. В. А. Звегинцева. М.: Изд-во МГУ, 1957. — 62с.
- Балыхина Т.М. Роль и место русистики в образовательной системе Российского университета дружбы народов // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Русский язык нефилологам. Теория и практика. 2002. — № 2. — С. 5−13.
- Балыхина, Т. М. Основы теории тестов и практика тестирования : (в аспекте русского языка как иностранного): учебное пособие / Т. М. Балыхина. 2-е изд., стер. — М.: Русский язык. Курсы, 2006. — 237 с.
- Балыхина, Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. М.: Изд. РУДН, 2000. — 164 с.
- Бейн, Б.- Панарин, А.Ю.- Панарин, И. А. Билингвистическое воспитание детей (вновь обращаясь к JI. Выготскому и А. Лурия) // Вопросы психологии. 1994. -N 3. — С. 68−81.
- Белянин, В. П. Психолингвистика: Учеб. /В.П.Белянин- Рос.акад.образования, Моск.психол.-соц.ин-т М.: Флинта: Моск.психол.-соц. ин-т, 2005 226 с.
- Березин, Ф.М. История лингвистических учений: Учеб. для филол. спец. вузов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. школа, 1984. — 319 с.
- Бертагаев, Т. А. К вопросу взаимовлияния языков: Взаимодействие и взаимовлияние языков народов СССР / Т. А. Бертагаев. М., 1969. — С. 56.
- Бертагаев, Т. А. Билингвизм и его разновидности в системе употребления / Т. А. Бертагаев // Проблемы двуязычия и многоязычия: Сб. науч. тр. Москва, 1972. — С. 82−88.
- Билингвизм в произведениях современных пуэрториканских писателей США /Наказная Е.В.- Ред. Антипьев Н.П.- М-во общ. и проф. образования РФ Иркутск: Изд-во Иркут.лингвист.ун-та, 1998. С. 129.
- Блумфилд, Леонард. Язык / Л. Блумфилд- Коммент. Е. С. Кубряковой. 2-е изд., стер. — М.: УРСС, 2002. — 606 с. — С. 17−36.
- Богородицкий, В.А. Очерки по языковедению и русскому языку / В. А. Богородицкий. Изд. 5-е, стер. — Москва: УРСС, 2004. — 221 с.
- Богуш, А. М. Формирование оценочно-контрольных действий у дошкольников в процессе обучения родному и русскому языкам: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук: (13.00.02). М., 1985. — 52 с.
- Бодуэн де Куртенэ, И. А. Введение в языковедение: с приложением сборник задач по «Введению в языковедение» / И. А. Бодуэн де Куртенэ- вступит, ст. д.филол.н., проф. В. М. Алпатова. Изд. 6-е. — М.: УРСС, 2004. -94 с.
- Бодуэн де Куртенэ, И. А. Очерк истории познания // Теория и история языкознания. Вып. 2 (Методологические проблемы языкознания) // Под ред. Ф. М. Березина. М., 1974.
- Божович, JI. И., Славина, JI. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979. — 205 с.
- Боскис, P.M., Морозова, Н.Г. О развитии мимической речи у глухонемого ребенка и ее роли в процессе обучения и воспитания глухонемых. // Вопросы учебно-воспитательной работы в школе для глухонемых. N7(10). М., 1939.
- Вайсгербер, И.Л. Родной язык и формирование духа / Пер. с нем., вступит, статья и коммент. О. А. Радченко. М.: Изд-во МГУ, 1993
- Вейгер, Г. В. Языковые способности: Учеб. пособие / Г. В. Вейгер, И. А. Рапопорт, Г. Я. Узилевский- М-во образования Украины, Харьк. гос. ун-т. — Харьков: ХГУ, 1992. 131 с.
- Верещагин, Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М.: Изд-во МГУ, 1969.
- Верещагин, Е. М. Язык и культура: три лингвострановедческие концепции: лексического фона, речеповеденческих тактик и сапиентемы / Е. М. Верещагин, В.Г. Костомаров- Гос. Ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина. -М.: Индрик, 2005. 1037 с.
- Винокур, Татьяна Григорьевна. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения / Т.Г. Винокур- Вступ. ст. д.филол.н. Л. П. Крысина. -Изд. 3-е. М.: URSS: Изд-во ЛКИ, 2007. — 171 с.
- Влияние социальных факторов на функционирование и развитие языка / Ю. Д. Дешериев, М. В. Панов, Э. Г. Туманян и др.- АН СССР, Ин-т языкознания. М.: Наука, 1988. — 198 с.
- Выготский, JI. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное / JI.C. Выготский. М.: Лабиринт, 2001. — 366 с.
- Гийом, Г. Принципы теоретической лингвистики: Сб. неизд. текстов, подгот. под рук. Р. Валена / Перевод с фр. П.А. Скрелина- Общ. ред., послесл. с. 168−194. и коммент. J1.M. Скрелиной. -М: Прогресс. Культура, 1992.-217 с.
- Гийом, Г. Принципы теоретической лингвистики. М., 1992.
- Голуб, Г. Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся / Г. Б. Голуб, О.В. Чуракова- Брит. Совет, Департамент образования и науки Администрации Самар. обл. Самара: Профи, 2003. — 234 с.
- Гончаренко, В.В.- Шингарева, Е.А. Фреймы для распознания смысла текста. -Кишенев: Штилинца, 1984.
- Горелов, И. Н. Основы психолингвистики: Учеб. пособие / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2001. — 303 с.
- Гохлернер, М.М. Поэтапное формирование грамматических механизмов речи на иностранном (немецком) языке: Автореф. дис.. канд. пед. наук (по психологии) / Гохлернер М.М.- МГУ им. М. В. Ломоносова. -М., 1968.-18 с.
- Гохлернер, М.М., Ейгер, Г.В. Психологический механизм чувства языка // Вопросы психологии. 1983. — № 4. — С.137−142
- Двуязычие и взаимовлияние языков: Межвуз. сб. науч. тр. / Чуваш, гос. ун-т им. И.Н. Ульянова- Редкол.: М. М. Михайлов (отв. ред.) и др. -Чебоксары: ЧГУ, 1990. 107 с.
- Дешериев, Ю. Д. Основные аспекты исследования двуязычия и многоязычия / Ю. Д. Дешериев, И. Ю. Протченко // Проблемы двуязычия и многоязычия: Сб. науч. тр. Москва, 1972. — С. 28 — 29.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / АПН СССР., НИИ общ. педагогики- Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. -М.: НИИОПП, 1981.-157 с.
- Дридзе, Т.М. Язык и социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. Журналистика". М.: Высш. шк., 1980.-224 с.
- Ермолаев, Б.А. Понятие речевой способности и психолингвистическое изучение семантики // Психолингвистические проблемы семантики / Под ред. А. А. Леонтьева, A.M. Шахнорович. -М.: Наука, 1983. С. 86−97.
- Жинкин, Н.И. Язык-речь-творчество: Избр.тр.: Исслед. по семиотике, психолингвистике, поэтике / Н. И. Жинкин М.: Лабиринт, 1998 364 с.
- Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. -159 с.
- Залевская, А. А. Введение в психолингвистику: Учеб. пособие для студентов вузов / Рос.гос.гуманитар.ун-т М.: Изд. центр РГГУ, 2000 Зимняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование. — 2003, N5.-381 с.
- Залевская, А. А. Слово в лексиконе человека : Психолингвист, исслед. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. — 204 с.
- Залевская, А.А. Межъязыковые сопоставления в психолингвистике: Учеб. пособие. Калинин, 1979. — 82 с.
- Залевская, А. А. Введение в психолингвистику: Учеб. пособие для студентов вузов / Рос.гос.гуманитар.ун-т М.: Изд. центр РГГУ, 2000 Зимняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование. — 2003, N 5. — 381 с.
- Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя- Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. М.: МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. — 428 с.
- Зимняя, И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи. // Психологические и Психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М., 1969.
- Зимняя, И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.
- Иванов, В. В. Нейролингвистический аспект порождения двуязычных текстов у полиглотов // Структура текста. М.: Наука, 1981. С. 27.
- Иванов-Смоленский, А. Г. Основные проблемы патофизиологии высшей нервной деятельности. Патофизиологическое введение в психиатрию. С предисловием акад. И. П. Павлова. M-JI: Медгиз, 1933. — 576 с.
- Исследование языковых систем в синхронии и диахронии: Сб. ст.: К 70-летию Э. Р. Тенишева / Ин-т языкознания АН СССР- [Редкол.: К. М. Мусаев (пред.) и др.]. М.: Наука, 1991. — 163 с.
- Кабардов, М.К., Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком. 1983.
- Казарцева, О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений по специальности 31 200 «Педагогика и методика нач. обучения» / О. М. Казарцева. 5-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 495 с.
- Капанадзе, JI. А. Голоса и смыслы : избранные работы по русскому языку / JI.A. Капанадзе- сост.: Е. А. Земская и др. М.: Институт русского языка РАН, 2005. — 333 с.
- Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик- Н.-и. лаб. «Аксиол. лингвистика».-М.: ГНОЗИС, 2004. —389 с.
- Карасик, В. И. Язык социального статуса / В. И. Карасик. М.: Гнозис, 2002. — 333 с.
- Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. — 263 с.
- Караулов, Ю.Н. Что же такое «языковая личность»? // Этническое и языковое самосознание: Материалы конференции. М.: ТОО ФИАНфонд, 1995. — С.63−65.
- Кацнельсон, С.Д. Типология языка и речевое мышление / С. Д. Кацнельсон. 2-е изд., стер. — М.: Едиториал УРСС, 2002. — 215 с.
- Келли, Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. — СПб.: Речь, 2001. С. 22−25, 137−177.
- Кибрик, А.Е. Лингвистические предпосылки моделирования языковой деятельности // Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах. М., 1987.
- Клобукова, Л.П. Феномен языковой личности в свете лингводидактики // Язык, сознание, коммуникация. Вып.1. -М.: Филология, 1997. С.25−31.
- Кольцова, М. М. Развитие сигнальных систем действительности у детей / Отв. ред. Э. А. Асратян. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980. — 164 с.
- Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. Пальчиковый игротренинг / М. С. Рузина. СПб.: Сага, 2002. — 222 с.
- Контрастивный анализ: Перевод с английского Лауфер Н.А./Джеймс К.- Ред. Гак В.Г.М.: Прогресс, 1989. Вып.ХХУ. — С.205−306. — (Новое в зарубеж. лингвистике).
- Коровкин, М.М. Язык и мышление: Учебно-методич. пособие / Рязан. гос. ун-т. Рязань, 1993. — 56 с.
- Королева, М.А. Психолингвистический анализ речевых автоматизмов (на материале речевых ошибок): Автореф. дис. (№ 10.02.19.). Моск. гос. ун-т иностр. яз. им. Мориса Тореза. М., 1989. — 26 с.
- Кочеткова, Т.В. Языковая личность в лекционном тексте. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1998. — 216 с.
- Кочетова, В.А. Дидактическое речевое общение как средство развития коммуникативных умений будущего учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 20 с.
- Краев, B.JI. Исследование психолингвистических механизмов восприятия слова в процессе чтения: Автореф. дис. (№ 10.02.19.). Моск. гос. ун-т иностр. яз. им. Мориса Тореза. М., 1990. — 25 с.
- Красных, В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. — 375 с.
- Кривоносое, А.Т. Язык. Логика. Мышление: Умозаключение в естеств. яз. / Моск. гос. лингвист, ун-т. Нью-Йорк: ВАЛАНГ, 1996. — 682 с.
- Кубрякова, Е.С. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи / Е. С. Кубрякова, A.M. Шахнарович, Л. В. Сахарный.- АН СССР. Ин-т языкознания. М.: Наука, 1991. — 238 с.
- Лакан, Жак Функция и поле речи и языка в психоанализе: Докл. на Рим. конгр., читан, в Ин-те психологии Рим. ун-та 26 и 27 сент. 1953 г.: Пер. с фр. М.: Гнозис, 1995. — 100 с.
- Ландшеер, В. Концепция минимальной компетентности // Перспективы: вопросы образования. 1988. -№ 1. — 32 с.
- Лебедев, О. Е. Управление образовательными системами / О.Е. Лебедев- Центр изуч. образоват. политики Моск. высш. шк. социал. и экон. наук. М.: Унив. кн., 2004. — 134 с.
- Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. 2-е изд., стер. — М.: УРСС, 2003. — 211 с.
- Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики : учеб. для студентов вузов по специальности «Психология» / А. А. Леонтьев. 4-е изд., испр. — М.: Смысл: Academia, 2005. — 287 с.
- Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев- Психол. ин-т РАО, Центр социал.-психол. помощи им. Ж. Казаноко. 2-е изд., перераб. и доп. — Нальчик: Эль-Фа, 1996. — 95 с.
- Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев М.: УРСС, 2003 306 с.
- Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые пробл. общей теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. 2-е изд., стер. — М.: УРСС, 2003.-243 с.
- Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избр. психол. тр. / А.А.Леонтьев- Рос. акад. образования. Моск. психол.- соц. ин-т М.- Воронеж: изд-во Моск.психол.-соц.ин-та-Воронеж: МОДЭК: МОДЭК, 2004 534 с.
- Леонтьев, А. А. Психология общения: учеб. пособие для студентов вузов по специальности «Психология» /А. А. Леонтьев. 3-е изд. — М.: Смысл: Academia, 2005. — 365 с.
- Леонтьев, А. А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания. // Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1967.-284 с.
- Леонтьев, А.А. Лев Семенович Выготский как первый психолингвист//Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып., 1.М., 1996.
- Леонтьев, А.А. Формы существования значения // Психолингвистические проблемы семантики / Под ред. А. А. Леонтьева, A.M. Шахнорович. М.: Наука, 1983. — С. 5−20.
- Леонтьев, А.А., Рябова Т. В. Фазовая структура речевого акта и природа планов // Планы и модели будущего в речи (материалы к обсуждению). Тбилиси, 1970.
- Лесерф И. Применение программы и модели конкретной ситуации к автоматическому синтаксическому анализу // НТИ. -N11. -1963.
- Лингвистические и психолингвистические структуры речи: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т языкознания- [Редкол.: д. филол. н. Н. М. Фрумкина (отв. ред.) и др.]. -М.: Ин-т языкознания, 1985. 183 с.
- Ломтев, Т.П. Предложение и его грамматические категории / Т. П. Ломтев. 2-е изд., стер. — М.: УРСС, 2004. — 196 с.
- Лосев А.В. В поисках построения общего языкознания как диалектической системы // Теория и методология языкознания: Методы исследования языка. М., 1989.
- Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / НИИ дефектологии АПН СССР / В. И. Лубовский. М.: Педагогика, 1989. — 100 с.
- Лурия А.Р. Травматическая афазия / А. Р. Лурия. М.: Изд-во АМН, 1947.-368 с.
- Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие студентов для вузов по направлению и спец. психологии. / А. Р. Лурия- [Авт. предисл.Е. Д. Хомская]. [2-е изд.]. — М.: Академия, 2002. — 380 с.
- Лурия, А.Р. Язык и сознание: Курс лекций, прочит, на фак. психологии МГУ. / А.Р. Лурия- Федер. целевая прогр. книгоиздания России. [2-е изд.]. — М.: Изд-во МГУ, 1998. — 335 с.
- Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека, 2-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1980.-271с.
- Лурия, А.Р. Нейропсихологический метод анализа процессов восприятия // В кн.: Психологические исследования / Под ред. А. Н. Леонтьева, 1976, вып.6. с.85−56.
- Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во МГУ, 1975.-253 с.
- Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма. М: Изд-во АН СССР. -1950.-250 с.
- Львов, М. Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / М. Р. Львов. М.: Academia, 2000. — 245 с.
- Ляудис, В.Я., Негуре, И.П. Психологическая основа формирования письменной речи у младших школьников. Кишинев, 1987. 156 с.
- Мактамкулова, Г. А. Возрастные и индивидуально-типические различия учащихся в усвоении иностранного языка: Автореф. канд. дис. М., 1996. 20 с.
- Малешина, М.С. Индивидуально-типологические предпосылки овладения иностранным языком: Автореф. канд. дис. М., 1992. 21 с.
- Мельников, В.М., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
- Мечковская, Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманитарных вузов и учащихся лицеев. М.: Аспект Пресс, 1996. — 207 с.
- Миллер Дж. Некоторые пролегомены к психолингвистике // Психолингвистика за рубежом // Под ред. А. А. Леонтьева и Л. В. Сахарного. М., 1972.
- Миллер Дж. Психолингвисты//Теория речевой деятельности: (Проблемы психолингвистики) // Под ред. А. А. Леонтьева. М, 1968.
- Митрофанов, К. Г. Учительское ученичество. М.: Знание, 1991. — 79 с.
- Мягкова Е.Ю. Эмоциональная нагрузка слова: Опыт психолингвистического исследования. Воронеж: Изд-во Воронежского унта, 1990. — 106 с.
- Негневицкая, Е.И. Язык и дети. М.: Наука, 1981. — 111 с.
- Негневицкая, Е.И. Психологические условия формирования у дошкольников речевых навыков и умений на втором языке: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: (19.00.07) / АПН СССР, НИИ дошк. воспитания. М.: Академ. Проект, 2004. — 489 с.
- Новое в лингвистике: Новое в зарубеж. лингвистике: Избр.: Пер. с англ., нем. и фр. / Общ. ред.: В. Ю. Розенцвейга и др. 1999. — 350 с.
- Норман, Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М.: Изд-во «Флинта», 2004.-С. 15−34.
- О лингвометодическом паспорте родного и изучаемого языков в условиях двуязычия / Головин В.А.- Ред. Языкова Н. В. Иркутск: Иркут.пед.ин-т, 1988.-С.37−44.
- Обучение переводу в школе с углубленным изучением иностранного языка /Миньяр-Белоручев Р.К. // Иностранные языки в школе, 1995. N1. -С.22−27.
- Общая и прикладная психолингвистика / Отв.ред. А. А, Леонтьев и A.M. Шахнарович. М., 1973.
- Оненко, С.Н. О двуязычии народов Севера/ЛВзаимодействие и взаимообгащение народов СССР. М. 1969. — С. 176−180
- Оненко, С.Н. Роль родного языка в условиях двуязычия // Языки и фольклор народов Сибирского Севера. -M.-JI. 1966. С. 27−40
- Онтология языка как общественного явления / В. З. Панфилов, Б. В. Якушин, М. И. Исаев и др.- Отв. редакторы Г. В. Степанов, В. З. Панфилов. -М.: Наука, 1983.-312 с.
- Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974.
- Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Е. З. Басина, Л. В. Берцфаи, Е. А. Бугрименко и др.- Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — 135 с.
- Петренко, В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. — 400 с.
- Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. -С. 45−71.
- Петровская, Л.А. Компетентность в общении / Л. А. Петровская. М.: МГУ, 1989.-216 с.
- Пиаже, Жан Психология ребенка / Жан Пиаже, Барбел Инхельдер- Пер. с фр. И. Бондарь, А. Голованова. 18-е изд. — СПб. и др.: Питер, 2003. — 159 с.
- Пиаже, Жан Речь и мышление ребенка: Пер. с фр. И англ. / Жан Пиаже- [Новая ред. пер. с фр., коммент. Вал.А. Лукова и Вл.А. Лукова]. СПб.-М.: Педагогика-Пресс, 1999. СПб. — 528 с.
- Победоносцев, Г. А. Совершенствуем систему воспитания. М., 1989. -147 с.
- Поливанов, Е.Д. Введение в языкознание:для востоковедческих вузов. 2-е изд., стер. — М .: Едиториад Урсс, 2002−232с.
- Потебня, А. А. Мысль и язык / А.А. Потебня- Ред. И. В. Пешков. М.: Лабиринт, 1999. — 268 с.
- Предметный план речевой деятельности: Межвуз. науч. сб. / Редкол.: И. А. Зимняя (отв. ред.) и др. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. — 110 с.
- Проблемный ребенок: диагностика, обучение, воспитание: Учеб.-метод. пособие / Комсом.- на-Амуре гос. пед. ин-т- Под ред. Яссман Л. В. -Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КГПИ, 1999. 126 с.
- Психолингвистика и обучение иностранцев русскому языку / Под. ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 230 с.
- Психолингвистика: Сб. ст.: Переводы. / Сост. A.M. Шахнарович- Предисл. P.M. Фрумкиной. М.: Прогресс, 1984. — 367 с.
- Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики: Сб. научн. трудов. Калинин, 1983. — 157 с.
- Психолингвистические проблемы семантики / А. А. Леонтьев, Е. Ф. Тарасов, P.M. Фрумкина и др.- Отв. ред. А. А. Леонтьев, A.M. Шахнарович. -М.: Наука, 1983.-285 с.
- Психолингвистические проблемы учебного двуязычия.: Учебное пособие/Залевская А.А., Медведева И.Л.- Твер. ун-т. Тверь: Изд-во Твер. ун-та, 2002. — 194с.
- Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком / Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М.: Изд-во МГУ, 1969.
- Психологические и лингвистические аспекты: проблемы языковых контактов: Межвуз. тематич. сб. — Калинин, 1978.
- Психология билингвизма // Сб. научных трудов. Вып. 260. (Отв. редактор И.А.Зимняя). М., 1986. 152 с.
- Равен, Д. Компетентность в современном обществе : Выявление, развитие и реализация / Джон Равен- Пер. с англ. Под общ. ред. В. И. Белопольского. -М.: Когито-центр, 2002. 394 с.
- Раппопорт, И.А., Сельт, Р., Соттер, И. Тесты в обучении иностранным языкам в средней школе (пособие для учителей). Таллин, 1987. 96 с.
- Речь: восприятие и семантика: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т языкознания- [Редкол.: P.M. Фрумкина (отв. ред.) и др.]. М.: Наука, 1988. — 169 с.
- Розенцвейг В.Ю. Основные вопросы теории языковых контактов // Новое в лингвистике. Вып. 6. М.: Прогресс, 1972. С. 5−22.
- Розенцвейг, В.Ю. Языковые контакты. Л.: Наука, 1972. — 80 с.
- Розеншток-Хюси, О. Речь и действительность: Пер. с англ. М.: Лабиринт, 1994.
- Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -Т. 1. Гл. XI: «Речь». — С. 442−483.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. М. 1973.
- Рябова, Т.В. Механизм порождения речи по данным афазиологии // Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1967.
- Савельева, Э.Н. Индивидуально-психологические особенности овладения иностранным языком в ролевой игре: Автореф. канд. дис. М., 1991.-20 с.
- Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988. -286 с.
- Сапогова, Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: лекции по историографии и культурной истории детства / Сапогова Е. Е. М. 2003. -234 с.
- Сахарный, JI. В. Введение в психолингвистику: Курс лекций / ЛГУ. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 180 с.
- Сахарный, Л.В. Словообразование в речевой деятельности: (Образование и функционирование производ. слова в рус. яз.): Автореф. дис. на соиск.учен. степ, д-ра филол. наук: (10.02.01). Л., 1980. — 48 с.
- Сахарный, Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. — 180 с.
- Сахарный, Л.В. Психолингвистические аспекты теории словообразования: Учеб. пособие. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. — 97 с.
- Свободный ассоциативный эксперимент с детьми младшего школьного возраста: предварительные результаты / Салихова Э.А.- Ред. Залевская А.А.- Твер. ун-тТверь: Изд-во Твер. ун-та, 1997. С. 109−114.
- Сигуан М. Макки У. Ф. Образование и двуязычие / М. Сигуан, У. Ф. Макки: Пер. с фр. Н. А. Садовского. -М.: Педагогика, 1990. 11с.
- Слобин, Д. И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. М, 1984.
- Слобин, Д. И. Психолингвистика / Д. Слобин. Психолингвистика: Хомский и психология / Дж. Грин- Пер. с англ. Е.И.Негневицкой- Под общ. ред. и с предисл. А. А. Леонтьева М.: URSS: КомКнига, 2006 349 с.
- Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации) / Отв. ред. Т. М. Дридзе и А. А. Леонтьев. -М.: Наука, 1976.
- Солсо, Роберт Л. Когнитивная психология / Роберт Л. Солсо-Пер.с англ. Н. Ю. Спомиор. СПб.: Питер, 2002 — 598 с.
- Структура предложения в языках различных типов: Палеоазиат, яз. / В. З. Панфилов, Г. А. Меновщиков, П. Я. Скорик и др.- Отв. ред. В. З. Панфилов, П. Я. Скорик. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984. — 271 с.
- Тарасов, Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики / Отв. ред. Ю. А. Сорокин. М.: Наука, 1987. — 166 с.
- Теплов, Б. М. Избранные труды: В 2-х т. / Ред.-сост., авт. вступ. ст. и коммент. Н. С. Лейтес, И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1985. — Т. 1. -329с. — Т. 2. — 359 с.
- Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избр. психол. тр. / Б.М. Теплов- Акад. пед. и социал. наук, Моск. психолого-социал. ин-т. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 539 с.
- Тестирование в обучении русскому языку как иностранному: современное состояние и перспективы: Науч.-метод. очерки. Терминол. слов. / Под общ. ред. Т. М. Балыхиной. М.: МГУП, 2003. — 212 с.
- Трутнева, И. В. НИВХИ: Психологическая адаптация. Этническая идентификация: монография / И. В. Трутнева. Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинского гос. ун-та, 2005. — 106 с.
- Узнадзе, Д.Н. Узнадзе: Сб. пед. тр. / Федер. прогр. книгоиздания России.- Сост. и авт. предисл. Имедадзе Наталья Валериановна, д.пед.н., проф., Имедадзе Ираклий Владленович, к.пед.н. М.: Шалва Амонашвили: Моск. гор. пед. ун-т, 2000. — 221 с.
- Улыбина, Е.В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл, 2001. -С. 43−52.
- Ушакова, Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. -М.: Наука, 1989. С. 102−121.
- Филин, Ф.П. Современное общественное развитие: Проблемы двуязычия и многоязычия / Ф. П. Филин. М., 1975. — 24 с.
- Фрумин, И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования / И.Д. Фрумин- Краснояр. краевая орг. о-ва «Знание» и др. -Красноярск: Знание, 1998. 317 с.
- Фрумкина, P.M. Цвет, смысл, сходство: Аспекты психолингвистического анализа / Отв. ред. В. Н. Телия. М.: Наука, 1984. -175 с.
- Халеева, И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи : (Подгот. переводчиков). М.: Высш. школа, 1989. — 236 с.
- Хомский, Н. О природе и языке: с очерком: Секулярное священство и опасности, которые таит демократия / Н. Хомский- пер. с англ. П. В. Феденко. Москва: URSS, 2005. — 285 с.
- Хомский, Н. Язык и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 122 с.
- Хризман, Т.П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка / Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т.Д. Лоскутова- НИИ дошк. воспитания АПН СССР. М.: Педагогика, 1991. — 231 с.
- Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика / А.В. Хуторской- Рос. акад. образования, Ин-т содержания и методов обучения. М.: УНЦ ДО, 2005. — 221 с.
- Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение: Учеб. лит., 1995. — 303 с.
- Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика дет. речи: Учеб. пособие для вузов. / С. Н. Цейтлин. М.: ВЛАДОС, 2000. — 238 с.
- Чепель, Т.JI. Индивидуально-типические способы и предпосылки овладения школьниками орфографией родного (русского) языка: Дис. канд. психол. наук. -М., 1988.
- Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод, пособие. М.: Нар. образование, 1996. — 157 с.
- Шахнарович, A.M. К проблеме исследования формирования и развития понятий // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. -М., 1976. с.150−156.
- Шахнарович, A.M. Место семантического компонента в языковой способности // Семантика языковых единиц и текста. М., 1979. — с.3−18.
- Шахнарович, A.M. Проблемы психолингвистики. М., 1987.
- Шахнарович, A.M., Лендел, Ж. «Естественное» и «социальное» в языковой способности человека //ИАН ОЛЯ. Т. 37. -N 3. — 1978.
- Шахнарович, A.M., Юрьева, Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики на материале онтогенеза речи. М., 1990.
- Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В.А. Кальней- Пед. о-во России. 2-е изд. — М.: Пед. о-во России, 1999. — 317 с.
- Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Изд-во Речь, 2002. — С.68−83.
- Шмелева, Т.В. Императивные речевые жанры // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2003. — 840с., С.207
- Шмелева, Т.В. Повседневная речь как лингвистический объект // Русистика сегодня. Функционирование языка: лексика и грамматика. М., 1992.
- Шмелева, Т.В. Так что же такое речь? // Речеведение: Научно-методические тетради. № 1 / Сост. Т. В. Шмелева. Великий Новгород: НРЦРО, 1999. — 100с.
- Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. -2-е изд., стер. М.: УРСС, 2004. — 427 с.
- Язык и интеллект: Сб. статей / Сост. и вступит, статья В.В.Петрова- Пер. с нем. и англ. яз. под общ. ред. В. И. Герасимова и В. П. Нерознака. М.: Прогресс, 1996. — 413 с.
- Язык система. Язык — текст. Язык — способность: Сб. статей / РАН Ин-т рус. яз. — М., 1995. — 286 с.
- Язык и когнитивная деятельность: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т языкознания- [Редкол.: P.M. Фрумкина (отв. ред.) и др.]. М.: Наука, 1989. -42 с.
- Экспериментальные методы в психолингвистике: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т языкознания- [Редкол.: P.M. Фрумкина (отв. ред.), А.В. Михеев]. -М.: Наука, 1987.-195 с.
- Язык и структура знания: Сб. ст. / Редкол.: P.M. Фрумкина (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1990. — 203 с.
- Язык, сознание, культура, этнос: теория и прагматика: XI Всерос. симпоз. по психолингвистике и теории коммуникации / Рос.акад.наук. Ин-т языкознания. М., 1994 — 213 с.
- Якобовиц, JI.A. Изучение иностранного языка: Опыт психолингвистического анализа // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М., 1976. — Вып. 2. — С 109−123.
- Якобсон, Р. Язык и бессознательное / Сост., вступит, слово К. Голубовича, К. Чухаридзе. М.: Гнозис, 1996. — 248 с.
- Яссман, В.П. Развитие письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста методом пиктографического письма. -Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.-на-Амуре гос. пед. ин-та, 1997.
- Яссман, JI. В. Основы детской психопатологии: Учеб.-метод. пособие / Комсом.-на-Амуре гос. пед. ин-т. — Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.-на-Амуре гос. пед. ин-та, 1995. 138 с.
- Яссман, JI.B. Возможности психолингвистического метода исследования речи детей с отклонениями в развитии // Вопросы ранней диагностики психических заболеваний.: Сб. научн. труд. М., 1978. — 6с.
- Яссман, JI.B. Новое в развитии психологических диагностических методик (О симпозиуме по диагностике психического развития личности. Таллин. 30−31 окт.-1974 г.- информация // Дефектология. М., 1975. — N2. -С.89−93.
- Яссман, JI.B. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития // Дефектология. М., 1976. — N3. — С.35−43.
- Яссман, JI.B. Применение сюжетных картинок в диагностике психического развития // В сб. Проблемы психологической диагностики. -Таллин, 1977. 10с.
- Яссман, JI.B. Психолингвистический метод исследования детей в период предшкольной диспансеризации // Межобластная конференция по139