Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория мотивации и мотивы. 
Основные теоретические подходы. 
Мотивация и деятельность

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно думать, что в начале любой деятельности, любых действий стоят потребности, опосредованные психикой, в виде ценностей, которые формируют определенные мотивы и, наконец, обусловливают конкретные цели. Поэтому упрощенно можно выстроить причинно-следственную цепочку: потребности→ценности→мотивы→цели→действия. Специалисты, изучающие теорию мотивации и ценностные ориентации, толкуют эти понятия… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теория мотивации и мотивы
    • 1. 1. Потребности и мотивы деятельности
    • 1. 2. Основные теоретические подходы мотивации
  • Глава 2. Мотивация и деятельность
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Теория мотивации и мотивы. Основные теоретические подходы. Мотивация и деятельность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Познание человека является своего рода приключением. Это путь одержимого альпиниста, который, на удивление всем, постоянно обновляет попытки покорения своего Эвереста. Конечно, аналогия здесь очень отдаленная, так как в науке — в отличие от альпинизма — никогда нельзя сказать со всей уверенностью, существует вершина вообще. Познание — это игра с неизвестным … и с самим собой.

Можно думать, что в начале любой деятельности, любых действий стоят потребности, опосредованные психикой, в виде ценностей, которые формируют определенные мотивы и, наконец, обусловливают конкретные цели. Поэтому упрощенно можно выстроить причинно-следственную цепочку: потребности→ценности→мотивы→цели→действия. Специалисты, изучающие теорию мотивации и ценностные ориентации, толкуют эти понятия по-разному, разные авторы по-разному объясняют связь этих феноменов, привлекая для анализа и многие другие понятия (интересы, намерения, влечения, желания, установки и т. д. .)

Для задач этой работы важная констатация тесной связи указанных понятий и их операциональность, то есть возможность с их помощью оценить и объяснить явления, имеющие место при управлении персоналом, в частности при анализе корпоративной культуры.

В теоретических исследованиях психологи чаще говорят о потребностях и мотивах.

Потребность — это состояние индивида, создаваемое его ощущением нехватки материальных и нематериальных (интеллектуальных, духовных) объектов, необходимых для существования человека, его развития и таких, которые являются источником ее активности. Благодаря потребности человек вовлекается в производство материальных и духовных объектов, разработки методов этого производства, включается в исторический процесс, процесс создания культуры. Потребность — не только начало конкретной деятельности, но иногда и ее конец (начало нового цикла), поскольку в результате этой деятельности нередко формируются новые потребности.

Мотив (лат. movere — двигать, толкать) — побуждение, причина поведения или поступка, причина деятельности. Причина может быть внутренней (свойство личности) или внешней, но опосредованной психикой человека. Она может быть сознательной и бессознательной. Причиной может быть стремление к материальному (например, заработок) и идеальному (например, интересная работа как таковая) объектов. Но, как ни парадоксально это звучит, Х. Хекхаузен отмечает: «В действительности никаких мотивов не существует …», они «не наблюдаются непосредственно», и поэтому является «гипотетическими конструктами» — лишь инструментами теоретического анализа.

Относительно устойчивую и индивидуально-неповторимую систему мотивов, совокупность внешних и внутренних условий, которые определяют ее направленность, сам процесс действия мотивов называют «мотивацией». Это более общий, более описательный термин, чем термин «мотив» .

Мотивационная сфера человека — это стержень его личности, смыслообразующий ее компонент.

Целью курсовой работы есть исследование теории мотивации и мотивы.

Задания курсовой работы:

— рассмотреть потребности и мотивы деятельности;

— определить основные теоретические подходы мотивации;

— проанализировать мотивацию и деятельность.

1.1. Потребности и мотивы деятельности

Потребности человека субъективно переживаются им как желание, влечение или стремление. Сигнализируя о возникновении потребностей и об их удовлетворении, эти переживания регулируют деятельность человека, стимулируя или ослабляя ее. Наличие потребности и непосредственного, чувственного выражения (желания, влечения и т. п.) еще не является достаточным условием для того, чтобы деятельность по ее удовлетворению (или направлена на другой предмет) могла осуществиться. Для этого необходим объект, который, отвечая потребности по содержанию, стал бы возбудителем деятельности, наделил бы ее конкретной направленностью. Человеку свойственны высшие формы отражения действительности, а поэтому объекты, которые возбуждают деятельность, могут представать в форме идеи или нравственного идеала. Именно этот осознаваемый образ, который возбуждает деятельность, ориентирует ее на удовлетворение определенной потребности, называют мотивом деятельности, который реализуется .

Мотивы деятельности человека могут представать в его сознании как конкретные чувственные или мыслительные образы наряду с ассоциированными с данными образами представлениями (например, для путешественника образ очага ассоциируется с теплом, светом, отдыхом и т. п.). Мотив может возбуждать частичное, конкретное действие и прямо совпадать с целью данного деяния (или конкретного действия), с тем, что достигается в результате выполнения действия. В сложных случаях мотивы могут не совпадать с целью отдельного действия непосредственно, а требуют многих действий, достижение многочисленных частных целей. Иногда деятельность, соответствующая такому мотиву, может происходить в течение значительного периода времени — месяцы, даже годы. Однако мотивы и цели действий человека не совпадают по своему существенному определением: так, в зависимости от жизненных обстоятельств один и тот же мотив может реализоваться в различных по своим целям действиях, а внешне одинаковые действия могут иметь различные мотивы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. М. Социальная психология: Учеб. для вузов. — М: Аспект-пресс, 1999. — 367 с.
  2. А.С. Основы мотивации труда. — М.: МЗУУП, 1993. — 304 с.
  3. Л.С. Психология. — М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2002. — 426с.
  4. Д.М. Организация и управление. — 3-е изд., перераб. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 332 с.
  5. Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
  6. Е. Мотивация на рынке труда // Вопросы экономики. — 1997. — № 2. — С.92−101.
  7. А.Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2000. — 322с.
  8. А. Психология бытия / Пер. с англ. — М.: Рефл-бук-К.: Ваклер, 1997. — 304 с.
  9. Р.С. Психология: Учеб.: В 3 кн. — М.: Владос, 1997−1998. — Кн.1. — 688 с; Кн.2. — 608 с; Кн.3. — 632 с.
  10. А.А. Общая психокоррекция. — М.: Сфера, 2000. — 512 с.
  11. О. Н. Общая психология: Методические указания. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
  12. В.В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов // Хрестоматия по общей психологии. Ведение. М., 2001. (1−2).
  13. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 352 с.
  14. С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М.: Педагогика, 1989.
  15. Техники консультирования и психотерапии. Тексты / Ред. — сост.У. С. Сахакиан. Пер. с англ. — М.: АпрельПресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. — 624 с.
  16. М.В. Социология управления: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 144 с.
  17. X. Мотивация и деятельность / Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1986, — Т.1. — 408 с; Т.2. — 392 с.
  18. И. Теория и практика групповой психотерапии. — СПб.: Питер, 2000. — 640 с.
Заполнить форму текущей работой