Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические основы профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник-компьютер»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Положения, выносимые на защиту: 1. Психологические особенности профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер» заключаются в особых психологических условиях деятельности, как внешних (высокий уровень мотивации, особая структура и характер проявления мотивациоиной сферы школьников, обусловленный чрезвычайно высоким уровнем социальной значимости… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологические особенности профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер»
    • 1. Основные направления психологических исследований профессиональной деятельности учителя информатики
    • 2. Характер профессиональной деятельности учителя информатики ^ при проведении диалога (школьник — компьютер"
  • Глава 2. Психологические условия профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер»
    • I. 1. Влияние мотивационной сферы школьников на деятельность учителя информатики при проведении диалога «школьник—компьютер»
    • 2. Влияние когнитивных характеристик школьников на деятельность учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер»
  • Глава 3. Психологическая структура профессиональной деятельности учителя ф информатики при проведении диалога «школьник — компьютер»
    • 1. Влияние профессионально-психологических качеств учителя информатики на его деятельность при проведении диалога «школьник — компьютер»
    • 2. Психологические средства профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер»

Психологические основы профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник-компьютер» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и необходимость исследования психологических основ деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер» обусловлены важностью социальной роли учителя информатики в условиях информатизации общества, повышения требований к компьютерной подготовке представителей всех профессий, отсутствием теоретических и прикладных психологических разработок в этом направлении.

Профессия учителя информатики появилась в 1985 году в связи с введением в учебные программы общеобразовательных школ дисциплины «Основы информатики и вычислительной техники», которую далее для краткости мы будем называть «информатика». Нормативные требования к деятельности учителя информатики и ее профессиональные традиции находятся еще в стадии становления. Содержание информатики как учебной дисциплины непрерывно трансформируется под воздействием бурного научно-технического прогресса в этой области, а также социально-технологических феноменов «информационного взрыва», «компьютерной революции», перехода общества к информационному типу. Неопределенное нормативно-классификационное и предметно-содержательное положение профессии учителя информатики находит отражение и в психологии труда: многие психологические аспекты профессиональной деятельности учителя информатики являются практически неисследованными.

Работы отечественных авторов, посвященные целенаправленному психологическому исследованию профессиональной деятельности учителя информатики, практически отсутствуют. Имеется только ряд работ, в которых косвенно рассматриваются отдельные элементы данной профессиональной деятельности: например, работы О. К. Тихомирова и его последователей, посвященные психологическим основам диалога «человек — компьютер», ряд работ, в которых рассматриваются отдельные аспекты учебной деятельности школьников при изучении информатики (Машбиц ЕЛ., Ермолаев О. Ю., Марютина ТМ и др.), и некоторые другие работы. Работы зарубежных авторов в этом направлении в принципе невозможны, т.к. за рубежом отсутствует сама учебная дисциплина «Основы информатики и вычислительной техники», которая «замещается» рядом отдельных учебных дисциплин: «Компьютерные технологии», «Computer Science», «Программирование» и др. Имеются лишь работа, рассматривающие отдельные вопросы применения компьютеров в образовании и развитии детей (СЛейперт, Р. Вильяме, К. Маклин и др.), «человеческие факторы» в компьютерных системах и т. п.

Психологические основы деятельности учителя информатики практически не исследованыни компонентный состав психологической системы деятельности учителя информатики, ни ее структура не раскрыты. Не опубликованы в научной печати профессиограммы или психограммы учителя информатики. Отсутствуют психологические работы, рассматривающие эффективность профессиональной деятельности учителя информатики. Не исследованы многие психологические аспекты проведения диалога между школьником и компьютером, т.к. общие проблемы диалога «человек — компьютер» при проекции их на учебную деятельность приобретают свою специфику и должны исследоваться отдельно с учетом ее целей и задач.

Объектом нашего исследования является профессиональная деятельность учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер». Такое понимание объекта исследования объясняется целым рядом причин, главными из которых являются следующие: 1) профессиональная деятельность учителя информатики имеет весьма сложную структуру, включающую множество психологически разнородных отдельных видов деятельности, 2) деятельность учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер» имеет доминирующий, определяющий характер для реализации высокого уровня эффективности профессиональной деятельности учителя информатики в целом, 3) деятельность учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер» имеет свою специфику, резко выделяющую ее по всем основным параметрам по сравнению с обычной деятельностью любого школьного учителя, в том числе — и с «некомпьютерной» деятельностью самого учителя информатики. Все это позволяет, следуя мысли А. Н. Леонтьева о «структурной единице» деятельности, рассматривать деятельность при проведении диалога «школьник — компьютер» как особую, отдельную деятельность, как достаточно самостоятельную структурную «единицу» общей деятельности учителя информатики.

Предметом исследования являются психологические основы профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер», под которыми мы понимаем психологические особенности, условия и структуру этой деятельности.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе рассмотрения психологических особенностей и условий профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер» определить ее психологическую структуру.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Провести анализ основных направлений психологических исследований деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер».

2. Выявить психологические особенности и характер деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер».

3. Определить влияние мотивационной сферы школьников на деятельность учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер».

4. Определить влияние когнитивных характеристик школьников на деятельность учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер».

5. Рассмотреть роль профессионально-психологических качеств учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер».

6. Разработать психологические средства деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер».

Гипотеза исследования состоит в следующем: профессиональная деятельность учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер» осуществляется при психологических условиях, включающих в себя влияние мотивационной сферы учащихся, их когнитивных характеристик, зависит от его профессионально-психологических качеств и требует адекватных психологических средств.

Теоретической и методологической основой исследования явились:

1) Деятельностный подход к изучению психики и признание принципиального единства строения внешней (предметной) и внутренней (психической) деятельности (М.Я.Басов,.

ЛС.Выготский, С .Л.Рубинштейн, А. НЛеонтьев, Б. Г .Ананьев, КААбульханова-Славская, В. Н. Мясищев, ЛЛБожович, ПЯ. Гальперин, АВ. Запорожец, П. И. Зинченко, ААСмирнов, БМТеплов, А. В-Брупшинский, В. Ф. Рубахин, АА. Крылов, В .В.Давыдов и др.).

2) Системный подход к исследованию профессиональной деятельности (ЛС.Выгот-ский, ШСАнохин, Б. ФЛомов, ЭХЛОдин, О. К. Тихомиров, П-Я.Шлаен, Г. М. Зараковский, Г. В. Телятников, В. И. Медведев, Н. П. Ерастов, В ЛЗинченко, В. ММушгаов и др.).

3) Принципы профессиографирования и концептуальные схемы психологического исследования профессиональной деятельности (СГ.Геллерштейн, БГ Ананьев, И. ШПпильрейн, К^СПлатонов, В. П. Зинченко, МАДмитриева, В. НЛушкин, Е. М1Слимов, Е. МЛванова, О. Д. Дашкевич, АФ. Шикун, П. Я. Шиаен, Г. М. Зараковский, Г. В. Суходольский, Г. В. Телятников, В. МЛьвов, Ю АКлейберг, ВЛМедведев, КМГуревич и др.).

4) Моделирование деятельности как метод психологического изучения (Б.Ф.Ломов, ВЛХЗинченко, ОХТихомиров, ЛЯШлаен, Г. М. Зараковский, ГБ. Суходольский, Г-В.Телятников, ВЛМедведев, О АКонопкин, ААКрылов и др.).

Для решения поставленных в диссертации задач применялись следующие методы исследования: различные формы опроса (анкетирование, беседа, интервьюирование, экспертная оценка), наблюдение, естественный формирующий эксперимент, анализ результатов деятельности и документации, психодиагностическое тестирование, методы обработки экспериментальных данных (корреляционный, дисперсионный, факторный, кластерный анализ, методы планирования эксперимента и другие статистико-математические методы), методы теоретического анализа и синтеза, интерпретации результатов эмпирических исследований.

Эмпирическая часть работы была выполнена в общеобразовательных школах города Твери в 1997;1999 годах. Для участия в эмпирических исследованиях были привлечены эксперты (9 высококвалифицированных ученых, список приведен в Приложении 2), учителя информатики (37 человек), школьники 10−11 классов (306 человек). Программа и методика эмпирического исследования приведена в Приложении 1.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем исследуются психологические условия профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер», разрабатываются психологические средства этой деятельности и определяются профессионально-психологические качества учителя информатики.

Теоретическое значение работы состоит в том, что в ней:

1) исследовано влияние мотивационной сферы школьников и их когнитивных характеристик на эффективность и структуру профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер»,.

2) выявлены психологические особенности данной профессиональной деятельности, разработаны профессиограмма и психограмма учителя информатики,.

3) в качестве важнейшего системообразующего фактора данной деятельности выявлен тип диалога «школьник — компьютер»,.

4) разработана функциональная модель профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер» (психологический аспект).

Практическое значение работы заключается в том, что в ней разработана методика профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьниккомпьютер», которая может применяться при организации учебного процесса в общеобразовательных учебных учреждениях. Данная методика рекомендована для использования в школах г. Твери и внедрена в учебный процесс в школе № 37. Результаты диссертации могут быть использованы также в исследованиях профессиональной деятельности преподавателей других учебных дисциплин, применяющих компьютерные технологии в учебном процессе.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются логикой исследования, системным подходом, применением методов, адекватных цели и задачам диссертации, высоким уровнем компетентности экспертов, анализом результатов обработки эмпирических данных с помощью статистических методов.

Положения, выносимые на защиту: 1. Психологические особенности профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер» заключаются в особых психологических условиях деятельности, как внешних (высокий уровень мотивации, особая структура и характер проявления мотивациоиной сферы школьников, обусловленный чрезвычайно высоким уровнем социальной значимости и востребованности знаний и умений в области информатики и компьютерных технологийособая структура и характер влияния на деятельность когнитивных характеристик), так и внутренних (специфическая структура профессионально-психологических качеств, особый характер ее влияния на деятельность), в наличии особых психологических средств деятельности (варьирование типа диалога «школьник — компьютер»), а также в характере деятельности, обусловленном использованием эргатической системы «школьник — компьютер» (значительная представленность «операторской» составляющей в деятельности, крайне высокий уровень психической напряженности, психологическая разнородность деятельности и совмещение в ней элементов других профессий).

2. Профессиональная деятельность учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер» определяется такими психологическими условиями, как влияние мотивациоиной сферы учащихся и их когнитивных характеристик.

3. Психологическая структура профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер» зависит от типа диалога «школьник — компьютер».

4. Эффективное осуществление своей профессиональной деятельности при проведении д иалога «школьник — компьютер» требует от учителя информатики высохого уровня развития таких профессионально-психологических качеств, как профессионализм в области компьютерных технологий и в области психологии и педагогики, профессиональная креативность, интеллект, логическое и алгоритмическое мышление, способность к психической саморегуляции, коммуникабельность и демократический стиль поведения, способность вести диалог со школьником с помощью информационных технологий.

5. Эффективность профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер» определяется применением психологических средств, направленных на диагностику, формирование и использование мотивационной сферы и когнитивных характеристик школьников, а также собственных профессионально-психологических качеств.

Апрпбятрго работы выполнена путем практического внедрения разработанных в диссертации методических рекомендаций по организации диалога «школьник — компьютер» в учебный процесс в школе № 37 города Твери. Результаты работы были также использованы городским отделом образования в школах Твери.

Основные положения и результаты работы отражены в 12 публикациях в научной печати и докладывались на 10 научных конференциях и конгрессах в 1995;1999 гг.

Структура диссертации определяется логикой проведения исследования, его целью и задачами, а также полученными результатами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Практические рекомендации:

1) Учителям информатики целесообразно использовать разработанную классификацию типов диалога «школьник — компьютер» для выявления значимости каждого типа диалога в конкретном учебном процессе и ориентировки в отношении характера его профессиональной деятельности при реализуемом в конкретном типе диалога.

2) Для адекватного использования мотивационной сферы школьников учитель информатики должен учитывать ее структурные и динамические характеристики у конкретного школьника, а также существенные отличия в мотивации, выявленные у разных групп школьников (мальчики — девочки, имеющие — не имеющие внешкольный доступ к компьютерам, возрастной диапазон и др.) и изменения мотивационной сферы во времени. Основой рационального использования мотивации школьников является ее правильная и своевременная диагностика, рабочая методика которой предложена в нашей работе.

Учителю информатики следует организовывать свою деятельность с учетом того, что разные группы школьников имеют различные наборы наиболее значимых для диалога «школьник — компьютер» когнитивных характеристик. Например, у мальчиков наиболее значимым является интеллект, а у девочек — оперативная память.

3) Учитель информатики не может не учитывать в своей деятельности то обстоятельство, что мотивация и когнитивные характеристики школьников оказывают влияние на его деятельность совместно, причем это влияние носит неаддитивный характер.

4) В качестве важнейшего психологического средства профессиональной деятельности при проведении диалога «школьник — компьютер» учителю информатики рекомендуется применять варьирование типов диалога «школьник — компьютер». Данное средство оказывает эффективное влияние на мотивацию и когнитивные характеристики школьников, на психологические состояния учителя информатики и школьников во время проведения диалога с компьютером, а также служит предпосылкой и инструментом для оптимальной реализации в процессе деятельности возможностей учителя информатики как субъекта труда, обусловленных его профессионально-психологическими качествами.

5) Для повышения эффективности своей деятельности, ее упорядочивания и рационализации учителю информатики рекомендуется применять разработанную на основании результатов нашего исследования «Методику профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер», проверенную путем практического применения в учебном процессе.

Основные направления дальнейших исследований:

1) Исследование влияния индивидуально-типологических особенностей (свойств нервной системы, типа темперамента и др.) и личностных качеств школьников и учителя информатики на его деятельность при проведении диалога «школьник — компьютер».

2) Исследование процесса труда учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер» на микроуровне.

3) Исследование функциональных и психологических состояний, возникающих в процессе проведения диалога «школьник — компьютер».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. — 336 с.
  2. Абульханова-Славская К А. Личностные типы мышления. М.: Наука, 1986.
  3. О.Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. -М.: МГУ, 1995.
  4. Г. Проверь свои способности. Пер. с англ. М.: Мир, 1972. -177 с.
  5. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995. — 400 с.
  6. .Г. Познавательные потребности и интересы. // Ученые записки ЛГУ, 1959, вып. 16, № 265.
  7. А. Психологическое тестирование. В 2-х томах. Т. 1 М: Педагогика, 1982.
  8. Т. Статистический анализ временных родов. М.: Мир, 1976. — 756 с.
  9. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
  10. М.Ю., Здравомыслова О. М., Шурыгина И. И. Учителя и ученики: два мира?: Кн. для учителей и родителей. -М.: Просвещение, 1992. -160 с.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М, 1976.
  12. В.Г. Особенности строения человеческой мотивации. Автореф. канд. дисс.- М., 1970.
  13. А., Эйзен С. Статистический анализ: Подход с использованием ЭВМ. Пер. с англ. М.: Мир, 1982. — 448 с.
  14. Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации. //Психологический журнал. Том 19. № 1. -1998. С.89−100.
  15. Ю.Д., Войскунский А. Е., Кобелев В. В., Тихомиров OJC. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты. // Вопр. психологии. 1983. № 2.
  16. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М, 1985.
  17. А.В., Лепский В. Е. Психология и Интернет: горизонты новых профессий. // Развивающаяся психология основа гуманизации образования.- М.: Российское психологическое общество, 1998. С.18−19.
  18. Л.М., Кошкин Б. К. Опыт применения психологических знаний при создании АСУ. // Интеллект человека и программы ЭВМ / Сб. статей под ред.ОJEC.Тихомирова.- М.: Наука, 1979. С.166−180.
  19. Божович Л Л. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  20. Бок Д. Технический прогресс и образование. // Информатика в жизни США. -1987. С .31−35.
  21. ЕМ., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. / Новое в жизни, науке и технике. Сер. {¿-Педагогика и психология" — № 11,1991. М.: Знание, 1991. — 80 с.
  22. В .П., Боровиков И.П. STATISUCA Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. Изд-е 2-е, стереотипное. — М.: Филин, 1998. — 608 с.
  23. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.
  24. А.В. Мышление и прогнозирование (логико-Психолошческий анализ). -М.: Мысль, 1979.-230 с.
  25. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.
  26. В., Кобза А. Модели пользователя в диалоговых системах. // ТИИЭР. Обработка естественных языков. 1986. т. 74. № 7. С.62−76.
  27. Введение в психологию. / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 496 с.
  28. В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1982. — 344 с.
  29. А. А. Активное обучение. М.: Высшая школа, 1988. — 207 с.
  30. Р., Маклин К. Компьютеры в школе: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. В .В .Рубцова. М.: Прогресс, 1988. — 336 с.
  31. Н. Творец и робот. М.: Прогресс, 1966.
  32. Г. Г. Молодежь в информационном обществе.- М.: Молодая гвардия, 1990. 255 с.
  33. Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. в 6-ти томах. Т.2.- М.: Педагогика, 1984.
  34. Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т.1. М.: Педагогика, 1982.
  35. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 255 с.
  36. П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий. // Вестник МГУ, сер. 14. Психология. 1979. № 4. С.54−63.
  37. Дж. Структурная модель интеллекта. // Психология мышления.- М.: Прогресс, 1965.
  38. Ф.Д., Лебедев В. И. Психо-неврологические аспекты труда операторов.- М.: Медицина, 1975.
  39. Государственные требования к минимуму содержания образования по дисциплине «Основы информатики и вычислительной техники». М.: Просвещение, 1998.
  40. Гримак Л Л. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности.- М.: Политиздат, 1989. 319 с.
  41. И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -152 с.
  42. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  43. ВБ. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
  44. П.Г., Марков Е.П. Delphi среда визуального прохраммирования.- СПб.: BHV, 1996.-352 с.
  45. Н.Н. Мотивационно-потребностная сфера личности как компонент психологической готовности и ее влияние на успешность педагогической деятельности.- Дисс. канд психол наук. Тверь, 1996. -158 с.
  46. В., Эссиг Г., Маас С. Диалоговые системы «человек ЭВМ». Адаптация к требованиям пользователя. — М., 1984.
  47. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. / Сборник материалов Всесоюзного симпозиума (под общ.ред. А.Я.Чебыкина). Часть I. М.: 1990. — 214 с.
  48. Диагностика познавательных способностей: Межвузовский сборник научных трудов.- Ярославль: ЖПИ им. К. Д. Ушинского, 1986. -152 с.
  49. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сб. науч. тр. / Редкол.: И. В. Дубровина (отв. ред.) и др. -М:. изд. АПН СССР, 1987. -178 с.
  50. Диалог «Человек ЭВМ». Тезисы докладов Всесоюзной конференции. — Л., 1982.
  51. Г. Г. Социально-политическая психология. / Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994, — 304 с.
  52. ЮБ., Романов В. Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995. — 352 с.
  53. П.Н. Информатика: предмет и задачи. И Вестник АН СССР, 1985. № 2.
  54. ВН., Попов Э. В., Преображенский А. Б. Общение конечных пользователей с системами обработки данных. М.: Радио и связь, 1988.
  55. B.C. Планирование эксперимента. Учебное пособие.- Барнаул: изд-во ЛГУ, 1980. -100 с.
  56. Дружинин В Л. Интеллект: структура, развитие, диагностика. // Психолого-педагога-ческие аспекты многоуровневого образования. Том 9. Тверь: Лилия ЛТД, 1997.
  57. В.В. Пакет контрольных тестов к курсу «Логика». Казань: Учебно-методическая лаборатория информатизации образования, 1994. -11 с.
  58. Дубровский С А. Прикладной многомерный статистический анализ. М.: Финансы и статистика, 1982. — 216 с.
  59. Н.В. Диагностика эмоционального отношения к учению у школьников. // В сборнике Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. / Сборник материалов Всесоюзного симпозиума (под общ. ред. АЛЛебыкина). Часть I. М.: 1990. — С.27−33.
  60. О.Ю., Марютина Т. М. Индивидуальность школьника и компьютеры. / (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 9).-М.: Знание, 1990.-80 с.
  61. Ершов АА Взгляд психолога на активность человека. М: Луч, 1991. -159 с.
  62. А.П. О предмете информатика. И Вестник АН СССР, 1984. № 2.
  63. Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления.- М.: Наука, 1985. 221 с.
  64. Закон Российской Федерации об образовании//РоссиЙская газета.-1992.-31 июля.-С.З-6.
  65. Г. М., Медведев В. Н., Мунипов В Ж Принципы эргономического описания деятельности оператора. // Эргономика: Принципы и рекомендации. М.: ВНИИТЭ, 1971. Вып. 2. — С.5−32.
  66. И.В. Психологические особенности профессиональной деятельности руководителя местной администрации при ориентации на ожидания населения. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. кандидата психологических наук. Тверь- ТГУ, 1995. — 24 с.
  67. ИА. Педагогическая психология. М., 1997. — 477 с.
  68. В.П., Леонова А. Б., Стрелков Ю. К. Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977.
  69. Зинченко В. П, Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии.- М.: Тривола, 1994, — 304 с.
  70. Зинченко ВЛХ, Мунипов В. М. Основы эргономики. М.: МГУ, 1979.
  71. ПИ. Непроизвольное запоминание. М.: АПНРСФСР, 1961. — 562 с.
  72. Зуев К А. Компьютер и общество. М.: Изд-во политической лит-ры, 1990. — 315 с.
  73. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности.- М.: Изд-во МГУ, 1987. 208 с.
  74. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Под ред. Л. И. Божович и Л.В. Бла-гонадежиной. М.: Педагогика, 1972. — 352 с.
  75. Интеллект человека и программы ЭВМ. / Сб. статей под ред. О .К.Тихомирова. -М.: Наука, 1979.-230 с.
  76. К. Педагогическая диагностика. -1991. 238 с.
  77. Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. -Владимир, 1972.
  78. Китаев-Смык ЛА., Боброва Э. С. Стресс как психологический фактор операторской деятельности. //В сб.: Психологические факторы операторской деятельности. /Отв. ред. АЛГалактионов, В. Ф. Венда, В АБавилов. М.: Наука, 1988. — С.111−125.
  79. П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование: Пер. с англ. Киев: ПАН Лтд., 1994. — 282 с.
  80. Клейберг Ю А. Социальная среда, жизненные притязания и девиантное поведение подростков. // Человек и общество: тенденции социальных изменений. СПб., 1997. Вып.1. -CJ291−293.
  81. ЮА. Социальные технологии и проблемы подготовки специалистов.
  82. Социальная работа: теория, технология, образование. М, 1998. № 1. — С.94−96.
  83. Клейберг Ю А. Социоэкология личности: социальная среда личность — стресс. // Социальные процессы. — Кемерово, 1996. — С.52−54.
  84. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с.
  85. ЕА. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969.
  86. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования.- М.: Педагогика, 1991. 265 с.
  87. Кольцова В А. Влияние общения на развитие познавательной деятельности.- Проблемы психологии личности. М: Наука, 1982. — С.173−176.
  88. Компьютер обретает разум: Пер, с англ. / Под ред. и с предисловием ВЛСтефанюка, — М.: Мир, 1990.-240 с.
  89. Компьютерные технологии обработки информации: Учебное пособие. / Под ред. С .В .Назарова. -М., 1995.
  90. Т.В. Мышление в деятельности пользователя. // Пользовательский интерфейс. 1993, Ш.
  91. Р., Влейминк И. Интерфейс «Человек компьютер». — М.: Мир, 1990.
  92. Г. Б. Компьютерные игры: свет и тени. // Микропроцессорыне средства и системы. 1985. № 3.
  93. С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997. — 288 с.
  94. Крутецкий В А. Психология математических способностей школьников.- М.: Просвещение, 1968. 432 с.
  95. В.И. Профессия века. М.: Наука, 1978. -192 с.
  96. М.М. О функциональных связях познавательного интереса с установкой.
  97. Психологические проблемы рационализации деятельности. Межвузовский тематический сборник. Ярославль: Ярославский гос. университет, 1981. — С.11−16.
  98. Х.И. Вербальный интеллект и его формирование. // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Том 9. Тверь: Лилия ЛТД, 1997.
  99. Н.С. Способности, труд, талант. М.: Знание, 1961. — 32 с.
  100. Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971. — 280 с.
  101. АБ. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: МГУ, 1984.
  102. АБ., Кузнецова A.C. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М.: МГУ, 1987.
  103. Леонова AJS., Чернышева О Л. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. М.: Радикс, 1995. — 443 с.
  104. А.Н. Автоматизация и человек. / В кн.: Психологические исследования.- М.: МГУ, 1970. Вып. 2. С.3−12.
  105. А.Н. Проблемы развития психики. М, 1972.
  106. А.Н. Психический образ и модель в свете ленинской теории отражения. //Вопросы психологии. 1970. № 2.
  107. АН. Психологические вопросы сознательности учения. / В кн.: Избр. психол. произведения. М.: Педагогика, 1983. Т.1. — С.348−380.
  108. ВТ. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. -Новосибирск, 1987. 89 с.
  109. В.Е. Проблемы информационно-психологической безопасности. // Психологический журнал. 1996. № 3. С.166−168.
  110. Й. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
  111. С .Д. Диагностика эмпатии как составляющая педагогических способностей.
  112. В сб. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. / Сборник материалов Всесоюзного симпозиума (под общ. ред. АЯЛебыкина). Часть I. М., 1990. — С.46−49.
  113. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  114. .Ф. Человек в системах управления М.: Знание, 1967.
  115. .Ф. Человек и техника. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.
  116. И.С. Будущее компьютерных игр. И Микропроцессорные средства и системы. 1989. № 1,-С.82−85.
  117. В.М. Макроэргономика. Управление в организационных системах. -1997.
  118. В.М. Модели деятельности человека в эргатических системах. -1987.
  119. Мазилов В А. О деятельностном подходе к исследованию мышления.
  120. Психологические проблемы рационализации деятельности. Межвуз, тематический сборник. Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1981. — С.62−82.
  121. НА. Проблемы рациональной организации психологической подготовки инженера-преподавателя. / Психологические проблемы рационализации деятельности. Межвуз. тематический сборник. -Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1981. С.31−37.
  122. А.К. Психология труда учителя. 1993. -190 с.
  123. А.К. Формирование мотиваций учения в школьном возрасте. М., 1983.
  124. Материалы IX Международной конференции «Применение новых технологийв образовании», Троицк, 30 июня 3 июля 1998 г. — Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 1998. — 276 с.
  125. Материалы международной конференции «Современные технологии обучения», СПб, 14 апреля 1998 г. В 2-х т. СПб., 1998 г.
  126. Материалы международной конференции «Современные технологии обучения», СПб., 14 апреля 1999 г. СПб., 1999 г. — 237 с.
  127. А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  128. Машбиц ЕЛ Компьютеризация обучения, проблемы и перспективы. М: 1986.
  129. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: 1988.
  130. Методика и техника экспериментальных исследований операторской деятельности. Сборник статей. Отв. ред. В. Г. Волков, А. В. Кольцова. -М.: Наука, 1982. -176 с.
  131. Методы анализа данных, оценивания и выбора. Сборник трудов. М.: Всесоюз. Научно-исслед. институт системных исследований, 1984, вып. 11.- М.: ВНИИСИ, 1984. 92 с.
  132. М. М. Дидактические основы организации приёма в вузы с использованием ЭВМ. М.: Высшая школа, 1988. -127 с.
  133. Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах.- М.: Тривола, 1994.-272 с.
  134. Е.Б., Сосновый А. П. О показателях успешности формирования навыков работы с клавиатурой дисплея. / В кн.: Психологическое обеспечение АСОУ.- Одесса, 1986. С.160−176.
  135. И.О. Влияние общих способностей на эффективность решения креативных задач в деятельности банковских служащих. Автореферат канд. дисс.- Тверь, 1996.-26 с.
  136. В .H. Проблема потребностей в системе психологии. // Ученые записки ЛГУ, 1957, вып. 11, № 244.
  137. H.H. О некоторых вопросах изучения психической напряженности. // В сб. Психологические исследования, вып. 4. / Под ред. АДДеонтьева, А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1973. — С.28−34.
  138. Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976. -112 с.
  139. Н.И., Овчинникова OJB. О различении состояний психической напряженности. // В сб. Психологические исследования, вып.2. М.: Изд-во МГУ, 1970.
  140. В.В. Теория эксперимента. М: Наука, 1971.
  141. М.С. К вопросу об экспериментальном исследовании направленности личности. //Вопросы психологии, 1963. № 1.
  142. P.C. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994. — 496 с.
  143. Г. С. Самоконтроль человека. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. -192 с.
  144. Д. Память и научение: Пер. с англ. М.: Мир, 1985. — 160 с.
  145. В.Н. Взаимодействие операторов в задаче оценки сигналов. Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1980. -25 с.
  146. И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М.: Педагогика, 1991. — 224 с.
  147. Обработка и представление данных в человеко-машинных системах: научное издание. / Сб.статей. М.: Наука, 1988. -150 с.
  148. Л.Е. Автоматизированное производство и человек. М: Наука, 1984. -150 с.
  149. Общая психодиагностика. / Под ред. АА. Бодалева, В. В. Столина. М: МГУ, 1987.
  150. Общая теория статистики: Учебник / Т. В. Рябушкин, М. Р. Ефимова, И. М. Ипатова, НИЯковлева. М.: Финансы и статистика, 1981. — 279 с.
  151. В .Б. Практическая психология дня учителей. М.: Онега, 1994. — 272 с.
  152. Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ. В 7 кн. Кн.2. Языковые средства диалога человека с ЭВМ. / Филиппович ЮЛ., Родионов Е. В., Черкасова ГА.- Под ред. В. Н. Четверикова. М.: Высшая шкала, 1990. -159 с.
  153. Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ. В 7 кн. Кн.З. Технические средства ввода-вывода графической информации. / Гасов В. М, Москвин B.C., Сенькин С.И.- Под ред. В. Н. Четверикова. М.: Высшая школа, 1990. -111 с.
  154. Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ. В 7 кн. БСн.4. Отображение информации. / Гасов В. М., Коротаев А. И., Сенькин С.И.-
  155. Под ред. В Л. Четверикова. М.: Высшая школа, 1990. -111 с.
  156. Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ. В 7 кн. Кн.5. Абонентские информационно-управляющие системы телеобработки данных. / Галкин В А., Кононыхин В.Н.- Под ред. В. Н. Четверикова. М.: Высшая школа, 1990. -143 с.
  157. Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ. В 7 кн. Кн.7. Системное проектирование взаимодействия человека с техническими средствами.
  158. В.М., Меньков А. В., Соломонов ЛА, Шигин AJB.- Под ред. В. Н. Четверикова.- М.: Высшая школа, 1990. -142 с.
  159. Основы инженерной психологии. /Под ред. Б.ФЛомова. М.: Высшая школа, 1986.
  160. Очерки психологии труда оператора. / Сб. статей под ред. проф. Милеряна Е А. -М.: Наука, 1974.-308 с.
  161. В .В. Системы человек-машина: проблемы и синтез.- Киев: Изд-во «Вища школа», 1987. 55 с.
  162. С.С. Математические методы в социальной психологии.-М.: Наука, 1983.-343 с.
  163. Пасхин ЕИ, Митин А. И. Автоматизированная система обучения ЭКСТЕРН.- М.- Изд-во Московского ун-та, 1985. 144 с.
  164. С. Переворот в сознании (пер. с англ.). М.: Педагогика, 1989. — 222 с.
  165. В.И., Савинков BJM. Толковый словарь по информтике.-2-е изд., доп.- М.: Финансы и статистика, 1995. 544 с.
  166. . Избранные психологические труды: Пер. с фр. М., 1969.
  167. Ю.М., ХонВ.Б. Теория автоматизированных банков информации: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1989. -184 с.
  168. ДА., Шустер Компьютеры и познание. М. 1990.
  169. Практическая психология для преподавателей. -1997. 324 с.
  170. Приобретение знаний: Пер. с яп. / Сб. статей под ред. С. Осуги, Ю.Саэки. -М.: Мир, 1990.-304 с.
  171. Проблемы диагностики умственного развития учащихся. / Сборник статей под ред. З.НКалмыковой. М.: Педагогика, 1975. — 208 с.
  172. Проблемы научного творчества в современной психологии./Сб.статей под ред. МГ.Ярошевского. М.: Наука, 1971. — 334 с.
  173. Программа общеобразовательной школы по дисциплине «Основы информатики и вычислительной техники». -М., 1998.
  174. А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе.- Казань: Казанский университет, 1991. -165 с.
  175. Н.С. Психологический смысл труда учителя. -1997. 351 с.
  176. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 307 с.
  177. Психологические проблемы рационализации деятельности. Межвузовский тематический сборник. Ярославль: Ярославский гос. университет, 1981. -128 с.
  178. Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. М.: МГУ, 1985. — 239 с.
  179. Психологические тесты для деловых людей. Приложение к журналу «Управление персоналом». -М., 1996. 320 с.
  180. Психологические факторы операторской деятельности. /Отв. ред. АЖГалактионов,
  181. B.ФБенда, В А.Вавилов. М.: Наука, 1988. — 200 с.
  182. Психологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В ЛЗинченко, БГМещерякова. — М: Педагогика-Пресс, 1998. — 440 с.
  183. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Никифоров Г. С., Дмитриева М. А., Корнеева Л. Н. и др.- Под ред. НикифороваГ.С. СПб.: Издательство
  184. C.-Петербургского ун-та, 1991 -152 с.
  185. Психология деятельности и познавательных процессов. // Вести. Харьк. ун-та, № 253.- Харьков: Вшца школа. Изд-во при Харьк. ун-те, 1984. 72 с.
  186. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Николаенко В. М., Залесов ГJM, Андрюшина Т. В. и др. М.: ИНФА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. -175 с.
  187. Психология профессиональной подготовки. / Никифоров Г. С., Зимичев А. М. и др.- Под ред. Никифорова Г. С.- СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993.-172 с.
  188. Психология труда: пер. со словац. / Сборник статей под ред. К. К. Платонова.- М: Профиздат, 1979. 216 с.
  189. Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гшшенрейтер.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.- 304 с.
  190. Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Сб. науч. трудов. Том № 11./ Отв.ред. А. Ф. Шикун, Ю. П. Платонов. Тверь: Лилия Лтд, 1998. — 400 с.
  191. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении: учебное пособие. / Под ред. А. В. Петровского, НИНечаева. М: Изд-во МГУ, 1987. -168 с.
  192. Психофизиологические исследования функционального состояния человека-оператора.- М: Наука, 1993. -109 с.
  193. В.Н. Психология и кибернетика. М.: Педагогика, 1971. — 232 с.
  194. В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллекуальной активности. //Вопросы психологии, 1977, № 5,
  195. Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конф., Москва, 19−21 марта 1998.- М.:Российское психологическое общество, 1998. 288 с.
  196. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958.
  197. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.
  198. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
  199. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. -М., 1987,
  200. РубцовВ.В. Основы социально-генетической психологии. -М.: Изд-во «Институтпрактической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
  201. Н.Е. Психологическая структура профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер» // В сб.: Современные проблемы психологии. — Тверь, 1999.
  202. Н.Е. Психологические условия профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер» //В сб.: Современные проблемы психологии. — Тверь, 1999.
  203. Русалов В. М Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. Т.7. № 4.
  204. Санитарно-гигиенические требования к оборудованию видеодисплейных классов.- М., 1996.
  205. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. -1995.-192 с.
  206. МИ. Психология деятельности и отношений. Киров: Кировский государственный педагогический институт, 1994.-46 с.
  207. Г. Л., Зараковский Г. М., Розин В. М., Войскунский АЕ. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). -М:ИСА РАН, 1997.
  208. Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  209. Статистика: Курс лекций / Харченко ЛИ, Долженкова В. Г., Ионин В. Г. и др.- Под ред. к.э.н. В. Г. Ионина. Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, М.: ИНФРА-М, 1998. — 310 с.
  210. В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975.
  211. Г. В. Основы математической статистики для психологов.- Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1972.
  212. Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности.- Л., Изд-во Ленинг. ун-та, 1976. -120 с.
  213. Э. Д., Абрамян ЛА. Роль активности личности в повышении эффективности автоматизированного управления. //Интеллект человека и программы ЭВМ. / Сб. статей под ред. О. К. Тихомирова. М.: Наука, 1979. — С.180−191.
  214. Г. В. Методологические вопросы психологии управления. // Сб. Записки практических психологов г. Твери и области. Jfe 4. Тверь, 1997.
  215. Г. В. Психологические основы управленческого труда учителя. // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Сб. научных трудов. Т.10.- Тверь: Лилия ЛТД, 1997. С.48−50.
  216. Г. В. Ситуационно-ролевая игра как фактор профессионального творчества студентов. // Тез. докл. Ш Межвуз. научно-методич. конф. «Развитие творческого мышления студентов на основе диалоговых методов обучения». Калинин, 1990. — С.154−157.
  217. Г. В. Социально-психологические критерии эффективности использования ЭВМ в организации. // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. -М.: Изд-во Московского университета, 1985. -С.185−187.
  218. ТелятниковГ.В. Философские и социальные вопросы управления войсками. -Калинин, 1972.-140 с.
  219. Терминологический словарь по эргономике. / Автор: Макарова В .Ф.- М: НИИГПЭ, 1992. 24 с.
  220. Типовые положения об аттестации работников Государственных муниципальных образовательных учреждений //Учительская газета. -1992. № 41−75.
  221. О.К. Психологическая структура диалога «Человек ЭВМ» // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 2.
  222. О.К. Психология мышления. М., 1984.
  223. О.К., Бабанин ЛН. ЭВМ и новые проблемы психологии, (учебное пособие для слушателей ФПК). Изд-во МГУ, 1986. — 204 с.
  224. О.К., Знаков В. В. Актуальные проблемы психологии понимания и создание «понимающих» систем. // Вестник МГУ, сер. 14, Психология, 1987, Ка 3. С.17−26.
  225. О.К., Знаков В JB. Мышление, знание и понимание. // Вестник МГУ, сер. 14, Психология, 1989, № 2. С.6−16.
  226. АН. Причины дискомфорта в диалоге с информационно-поисковой системой и пути их преодоления. У/ НТИ. Серия 2. Информ. процессы и системы, 1987. № 4. С.1−5.
  227. Э.Л. Процесс учения у человека. М., 1936.
  228. Р. ЭВМ и непрофессиональные пользователи. Организация взаимодействия.- М.: Радио и связь, 1989.
  229. АА. Избранные труды. Л.: Наука, 1978.
  230. Федоров Б.11, Джалиашвили З. О. Логика компьютерного диалога. -М.: Онега, 1994.-240 с.
  231. Философский энциклопедический словарь. М, 1983.
  232. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой.- М.: Педагогика, 1986. -192 с.
  233. Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Опыт. Проблемы. Перспективы.- Новосибирск.: Наука, Сиб. отделение, 1988. -173 с.
  234. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. М., 1986.
  235. МА. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997.
  236. О.С. О методах эмоциональной регуляции профессиональной деятельности учителя. // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. / Сборник материалов Всесоюзного симпозиума (под общ. ред. А.Я.Чебыкина). Часть I. М.: 1990. — С.150−152.
  237. Человек и ЭВМ. / Под ред. О. К. Тихомирова. М.: Экономика, 1973.
  238. Человек Философия — Гуманизм: Тезисы докладов Первого Российского философского конгресса (СПб, 4−7 июня 1997 г.). В 7 томах. Т.7 Философия и проблема человека.- СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 1997. 491 с.
  239. Человеческий фактор. / Под ред. Г. Салвенди. В 6-ти томах. М: Мир, 1991.
  240. В .Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Логос», 1996. — 320 с.
  241. АА. История и развитие психологического образования в городе Твери и области. Тверь: Лилия ЛТД, 1999. — 207 с.
  242. А.Ф. Некоторые вопросы общей психологии. Калинин: КГУ, 1990. — 67 с.
  243. АФ., Лейбович XJH. Сущность новых психолого-педагогических технологий обучения и образовательно-профессиональных программ. //Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Сборник научных трудов. Том 7. Тверь, 1995.
  244. А.Ф., Лейбович Х. И. Эмоции, чувства, стрессы и формирование психологической устойчивости. Тверь, 1991.
  245. А.Ф., Шикун, А А. Проблемы психологической практики. //Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Сборник научных трудов. Том 9.- Тверь: Лилия ЛТД, 1997.
  246. А.Ф., Шикун АА. Пропедевтическая психология. Тверь: ТГУ, 1995.
  247. П.Я. Общая эргономика. Тверь, 1997.
  248. ПЛ. Современные проблемы эргономики. Тверь, 1995.
  249. .Д. Введение в психологаю развития. М.: Тривола, 1994. -167 с.
  250. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопр. психологии, 1971, № 4.
  251. А. Искусственный интеллект. М., 1985.
  252. Эргономика: Учебник. / Под ред. Крылова АА., Суходольского Г. В.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. -184 с.
  253. ЭсауловА.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. 200 с.
  254. ЯблонькоЮ.П., Шмьш1евскийИ.П., КорниенкоВ.В.Влияниеиндивидуальнойадаптации информационной системы на качество работы оператора. // Психологический журнал. 1989. № 1. С.121−126.
  255. И.С. Знания и мышление школьника. М.: Знание, 1985. — 80 с. — (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 9).
  256. Atkinson J.W. An Introduction to Motivation. Prinseton. N. Y., 1964.
  257. Balcovich E., Parmelee P. Computing in Higher Education: The Athena Experience // Computer. 1985. Vol 18. N 11.
  258. Bork A. The Computer in Education in the Unated States. // Computer and Education. 1984. Vol 8. N4.
  259. Bray D.W. Using Personal Computers ft the Colledge Level // Computer. 1984. Vol 17. N 4.
  260. G. (ed.), 1976. The Structure of human memory. San Francisco, W.H.Freeman and Company.
  261. Grudin J. Groupware and Cooperative Work: Problems and Prospects. / In: The Art of HumanComputer Interface Design. Ed. by BXaurel. Massachusets. Addison-Wesley Publ. Company, Inc. 1992, pp. 171−185.
  262. Levin K. The Dynamyc Theory of Personality. N.Y.-L., 1935.
  263. Man ~ computer interactions: human factors aspects of computer and peaple. / Ed. by B. ShackeL-Rockville, 1981.
  264. Martine J. Applications development without programmers. Englewood Cliffs, 1982.
  265. Martine J. Design of Man-computer Dialogue. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1973.
  266. Scinner BJ. Reeflections ob a decade of teaching machines. II Glaser R. (Ed.). Teaching Machines and Programmed Learning, n. NEA, Washington, 1965.
  267. Selye H. Stress. Montreal, Acta Inc., Med. Publ., 1950.
  268. Shneiderman B. Designing the User Interface. Strategies for Effective Human-Computer Interaction. Massachusetts. Addison-Wesley Publishing Company. 1987.
  269. Shneiderman B. Direct manipulations: A Step Beyond Programming Languages. Computer, 1983, Vol. 16, N 8, pp.57−69.
  270. B. (ed.). Achievement Motivation and Attribution theory. Morristown- N. Y., 1974.1. ПРОГРАММА И МЕТОДИКАэмпирического исследования профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер"1. ПРОГРАММА
  271. Каковы внутренние и внешние условия профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер»? Как определить их реальное состояние?
  272. Каковы должны быть предпочтительные, идеальные условия профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер»?
  273. Какими психологическими средствами и насколько эффективно можно влиять на формирование этих предпочтительных условий?
  274. Как максимально эффективно использовать имеющиеся условия профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер»? Какие для этого надо применять психологические средства?
  275. Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:
  276. Провести классификацию типов диалога «школьник компьютер», осуществляемого учителем информатики. Определить психологические характеристики стандартного, типового диалога, проводимого учителем при изучении информатики в школе, и пределы их варьирования.
  277. Определить влияние мотивационной сферы учащихся на деятельность учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер».
  278. Определить влияние когнитивных характеристик учащихся на деятельность учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер».
  279. Исследовать роль профессионально-психологических качеств учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер».
  280. Исследовать психологические средства деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер» и взаимосвязь этих средств с внешними и внутренними психологическими условиями деятельности.1. П. МЕТОДИКА
  281. Исследование проводится в 6 этапов. Методика проведения исследования заключается в использовании на каждом этапе методов экспериментального исследования, наиболее релевантных задачам данного этапа. Рассмотрим эти методы последовательно по этапам.
  282. Варианты анкет для экспертов и для учителей информатики, специально разработанные для изучения влияния профессионально-психологических качеств учителя информатики на его деятельность при проведении диалога «школьник компьютер», приведены в Приложении 7.
  283. Клейберг Юрий Александрович, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор
  284. Лейбович Хаим Ицкович, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор военных наук, профессор
  285. Муравьев Евгений Михайлович, доктор психологических наук, профессор
  286. Папулов Юрий Григорьевич, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор химических наук, профессор
  287. Рыжов Анатолий Яковлевич, доктор биологических наук, профессор
  288. Телятников Георгий Викторович, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор философских наук, профессор
  289. Федоров Виктор Владимирович, доктор психологических наук
  290. Шикун Алексей Федорович, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор
  291. Шелехов Александр Михайлович, доктор физико-математических наук, профессор1. АНКЕТАдля учителей информатики по разработке классификации типов диалога «школьник компьютер»
  292. Уверены, что Ваша помощь окажется весьма полезной. Благодарим за сотрудничество!
  293. В каких классах Вы, в основном, ведете информатику? (например: в 11-х).
  294. Сколько лет Вы работаете учителем информатики?
  295. Сколько компьютеров Вы используете одновременно во время проведения диалога «школьник» «компьютер»?
  296. Какого типа компьютеры используются в Вашем классе? (подчеркните нужный вариант):а) типа IBM PC, б) Macintosh, в) другие (какие именно? Например, «Электроника», «Корвет» и т. д.).
  297. Имеется ли у Вас в классе компьютерная сеть? (подчеркните нужный вариант): а) да, б) нет.
  298. Есть ли у Вас «учительский компьютер», за которым не сидят школьники, но с помощью которого Вы «раздаете» задания и контролируете их выполнение? (подчеркните нужный вариант):а) да, б) нет.
  299. Признак классификации Тип диалога Ранг данного типа диалога
  300. В начале обучения В конце обучения
  301. Степень самостоятельности школьников в диалоге 1. «Учитель компьютер"2. «Школьник учитель — компьютер» 3. «Учитель школьник — компьютер -учитель» 4. «Школьник-компьютер»
  302. Другой тип (укажите, какой именно?)
  303. Уровень операциональной сложности 1. «Кнопки"2. «Одно программное средство» 3. «Несколько программных средств»
  304. Другой тип (укажите, какой именно?)
  305. З.Цель проведения диалога 1. Для решения прикладных задач
  306. Дня изучения собственно компьютерных технологий и информатики
  307. Другой тип (укажите, какой именно?)
  308. Уровень глубины проникновения в компьютерные технологии 1. Использование готовых алгоритмов и интерфейса
  309. Настройка алгоритмов и интерфейса
  310. Разработка алгоритмов, программ или интерфейса
  311. Другой тип (укажите, какой именно?)
  312. Творческий уровень диалога 1. «Шаблонный"2. «Созидание» 3. «Творчество»
  313. Другой тип (укажите, какой именно?)
  314. Тип решаемых в диалоге задач 1. Логические2. Образные
  315. Операторские (функциональные)
  316. Другой тип (укажите, какой именно?)
  317. Стиль общения при проведении диалога 1. «Команды выполнение».2. «Самостоятельность управление». 3. «Полная самостоятельность».
  318. Другой тип (укажите, какой именно?)
  319. Другой признак (какой именно?) 1.2.
  320. Степень самостоятельности школьников в диалоге.
  321. Уровень операциональной сложности диалога.
  322. Этот признак отражает, с одной стороны, направленность процесса обучения, с другой -прикладное значение и применение получаемых в диалоге знаний. Типы диалога:
  323. Применение компьютера для непосредственного решения прикладных задач.
  324. Применение компьютера для изучения собственно компьютерных технологий и информатики, безотносительно к прикладному применению полученных знаний.
  325. Уровень глубины проникновения в компьютерные технологии.
  326. Данный признак показывает, насколько глубокие знания в области информатики применяет школьник при проведении диалога, Типы диалога:
  327. Использование готовых алгоритмов, программ и пользовательского интерфейса.
  328. Настройка алгоритмов и интерфейса: школьник выполняет настройку интерфейса, алгоритмов решения задач и параметров работы программ в рамках готовых программных средств.
  329. Разработка алгоритмов и (или) интерфейса: школьник осуществляет самостоятельную разработку алгоритмов, программ и пользовательского интерфейса, применяя языки и системы программирования, встроенные средства макропрограммирования и другие средства.
  330. Творческий уровень диалога.
  331. Тип решаемых в диалоге задач.
  332. Стиль общения при проведении диалога.
  333. ЮМГ:ИФШСАТДИОШ1ЫЙ ПАСПОРТ диалога «школьник компьютер"1. Дата: Школя: Класс:1. Учитель: Тема занятия:
  334. Признак классификации Тип диалога Отметка о классификации
  335. Степень самостоятельности школьников в диалоге 1. «Учитель компьютер"2. «Школьник учитель — компьютер"3. «Учитель школьник — компьютер — учитель"4. «Школьник компьютер»
  336. Уровень операциональной сложности диалога 1. «Кнопки"2. «Одно программное средство"3. «Несколько программных средств»
  337. Цель проведения диалога 1. Для решения прикладных задач
  338. Для изучения компьютерных технологий и информатики
  339. Уровень глубины проникновения в компьютерные технологии 1. Использование готовых алгоритмов и интерфейса
  340. Настройка алгоритмов и интерфейса
  341. Разработка алгоритмов, программ или интерфейса
  342. Творческий уровень диалога 1, «Шаблонный"2. «Созидание"3. «Творчество»
  343. Тип решаемых в диалоге задач 1. Логические2. Образные
  344. Операторские (функциональные)
  345. Стиль общения при проведении диалога 1. «Команды выполнение».2. «Самостоятельность управление».3. ((Полная самостоятельность».
  346. Особый тип диалога (подробное описание) ¦1. АНКЕТЫдля исследования мотивационной сферы школьников при проведении диалога «школьник компьютер"1. Анкета для школьников
  347. Имеете ли доступ к компьютеру вне школы: да или нет
  348. Имеете ли компьютер дома: да или нет
  349. Ваши обычные оценки в школе, по всем предметам: 2,3,4,5 (можно обвести две, напр. 3−4)8. Возраст:
  350. Оцените ваши достижения по работе с компьютером:
  351. Ваши обычные оценки по информатике: 2,3,4,5 (можно обвести две, напр. 3−4)
  352. Ваша собственная оценка умения работать с ПК: 2,3,4,5 (можно обвести две, напр. 4−5)
  353. Оцените степень того, насколько вы довольны своей работой с компьютером в классе: (в том числе и собой, и самим занятием):0 нулевая, 1 — низкая, 2 — средняя, 3 — высокая, 4 — очень высокая.
  354. Много ли проблем возникает у вас во время работы с компьютером в классе:0 совсем нет, 1 — мало, 2 — средне, 3 — много, 4 — очень много.
  355. Какого уровня овладения компьютером вы рассчитываете добиться:0 нулевого, 1 — низкого, 2 — среднего, 3 — высокого, 4 — очень высокого.
  356. В какой степени интересна работа с ПК в школе:
  357. О-в нулевой, 1 в низкой, 2 — в средней, 3 — в высокой, 4 — в очень высокой.
  358. Насколько важны для школьников приведенные ниже причины для изучения компьютера:
  359. Другая причина: если она есть, то напишите, какая именно.
  360. Проставьте напротив каждой причины занимаемое ей место в порядке важности для вас: на первом месте самая важная причина, затем — менее важная и т. д.
  361. Анкета для учителей информатики
  362. В каких классах Вы ведете информатику?5. Возраст:
  363. В чем главные причины «успешности» школьника в диалоге с компьютером по отношению к его мотивации? Проставьте номера трех наиболее значимых причин из приведенного ниже списка в порядке убывания значимости.
  364. Ранговое место Номер причины в списке 1. 2, 3.
  365. Высокий суммарный уровень мотивации по отношению к диалогу с компьютером.
  366. Преобладание активно-социальных мотивов: стремления к высокому заработку, престижному образованию и т. п.
  367. Преобладание в структуре мотивов познавательных мотивов: стремления узнавать новое.
  368. Преобладание в структуре мотивов нормативно-ролевых мотивов: «заставляют родители», «нужны хорошие оценки» и т. п.
  369. Преобладание в структуре мотивов игровых и развлекательных мотивов.
  370. Отсутствие психологических проблем при работе с компьютером.
  371. Другая причина (укажите, какая именно?).
  372. Особенности мотивов школьников Степень влияния Степень формируемое&trade-
  373. Другой мотив (какой именно?).
  374. В чем главные причины «неуспешное&trade-» школьника в диалоге с компьютером по отношению к его мотивации? Проставьте номера трех наиболее значимых причин из приведенного ниже списка в порядке убывания значимости. Ранговое место Номер причины в списке 1. 2. 3.
  375. Низкий суммарный уровень мотивации по отношению к диалогу с компьютером.
  376. Преобладание в структуре мотивов игровых и развлекательных мотивов.3. «Некомпьютерная» личностная направленность школьника.
  377. Наличие значительных психологических проблем при работе с компьютером.
  378. Другая причина (укажите, какая именно?).1. Анкета для экспертов
  379. В чем главные причины «успешности» школьника в диалоге с компьютером по отношению к его мотивации? Проставьте номера трех наиболее значимых причин из приведенного ниже списка в порядке убывания значимости.
  380. Ранговое место Номер причины в списке 1. 2. 3.
  381. Высокий суммарный уровень мотивации по отношению к диалогу с компьютером.
  382. Преобладание активно-социальных мотивов: стремления к высокому заработку, престижному образованию и т. п.
  383. Преобладание в структуре мотивов познавательных мотивов: стремления узнавать новое.
  384. Преобладание в структуре мотивов нормативно-ролевых мотивов: «заставляют родители», «нужны хорошие оценки» и т. п.
  385. Преобладание в структуре мотивов игровых и развлекательных мотивов.
  386. Отсутствие психологических проблем при работе с компьютером.
  387. Другая причина (укажите, какая именно?).
  388. В чем главные причины «неуспешности» школьника в диалоге с компьютером по отношению к его мотивации? Проставьте номера трех наиболее значимых причин из приведенного ниже списка в порядке убывания значимости.
  389. Ранговое место Номер причины в списке 1. 2. 3.
  390. Низкий суммарный уровень мотивации по отношению к диалогу с компьютером.
  391. Преобладание в структуре мотивов игровых и развлекательных мотивов.3. «Некомпьютерная» личностная направленность школьника.
  392. Наличие значительных психологических проблем при работе с компьютером.
  393. Другая причина (укажите, какая именно?).
  394. Особенности мотивов школьников Степень влияния Степень формн-руемосги
  395. Другой мотив (какой именно?).1. АНКЕТЫдля исследования влияния когнитивных характеристик школьников на деятельность учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер»
  396. Школа: 4. В каких классах Вы ведете информатику?
  397. Дата анкетирования: 5. Возраст:3. Пол: м или ж
  398. Когнитивная характеристика школьников Степень влияния Степень формируемости1. Логическое мышление. 2. Переключаемость внимания. 3. Устойчивость внимания. 4. Концентрация внимания. 5. Общий уровень интеллекта.
  399. Вербальная оперативная память.
  400. Образная оперативная память.8. Интуиция. 9. Долговременная память.
  401. Особые «компьютерные» способности.11. Воображение. 12. Образное мышление.
  402. Другая характеристика (какая именно?).
  403. Номер характеристики в списке
  404. Номер характеристики в списке1. Анкета для экспертов
  405. Когнитивная характеристика школьников Степень влияния Степень формируемое&trade-1. Логическое мышление. 2. Переключаемость внимания. 3. Устойчивость внимания. 4. Концентрация внимания. 5. Общий уровень интеллекта.
  406. Вербальная оперативная память.
  407. Образная оперативная память.8. Интуиция. 9. Долговременная память.
  408. Особые «компьютерные» способности.11. Воображение. 12. Образное мышление. 13. Сенсомоторная память 14. Теоретическое мышление 15. Практическое мышления
  409. Другая характеристика (какая именно?).
  410. Номер характеристики в списке
  411. Номер характеристики в списке1. АНКЕТЫдля исследования влияния- профессионально-психологических качеств учителя информатики на его деятельность при проведении диалога «школьник компьютер»
  412. Анкета для учителей информатики
  413. В каких классах Вы ведете информатику?5. Возраст:
  414. Профессионалшо-психологическов качество Степень влияния Степень форми руемости
  415. Профессионализм в области информатики и компьютерных технологий.2. Общий уровень интеллекта.
  416. Алгоритмический стиль мышления4. Оперативная память 5. Логическое мышление
  417. Профессиональная креативность
  418. Наличие индивидуального стиля проведения диалога ((школьник компьютер»
  419. Профессионализм в области психологии и педагогики.9. Концентрация внимания.
  420. Способность к психической саморегуляции11. Переключаемость внимания.
  421. Скорость мыслительных реакций13. Коммуникабельность
  422. Демократический стиль поведения
  423. Скорость сенсомоторных реакций
  424. Другое качество (какое именно?)
  425. Ранговое место Номер качества в списке 1. 2. 3.
  426. Ранговое место Номер качества в списке 1. 2. 3.1. Анкета для экспертов
  427. Ранговое место Номер качества в списке1.
Заполнить форму текущей работой