Психологические основы профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник-компьютер»
Диссертация
Положения, выносимые на защиту: 1. Психологические особенности профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер» заключаются в особых психологических условиях деятельности, как внешних (высокий уровень мотивации, особая структура и характер проявления мотивациоиной сферы школьников, обусловленный чрезвычайно высоким уровнем социальной значимости… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психологические особенности профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер»
- 1. Основные направления психологических исследований профессиональной деятельности учителя информатики
- 2. Характер профессиональной деятельности учителя информатики ^ при проведении диалога (школьник — компьютер"
- Глава 2. Психологические условия профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер»
- I. 1. Влияние мотивационной сферы школьников на деятельность учителя информатики при проведении диалога «школьник—компьютер»
- 2. Влияние когнитивных характеристик школьников на деятельность учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер»
- Глава 3. Психологическая структура профессиональной деятельности учителя ф информатики при проведении диалога «школьник — компьютер»
- 1. Влияние профессионально-психологических качеств учителя информатики на его деятельность при проведении диалога «школьник — компьютер»
- 2. Психологические средства профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник — компьютер»
Список литературы
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. — 336 с.
- Абульханова-Славская К А. Личностные типы мышления. М.: Наука, 1986.
- Арестова О.Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. -М.: МГУ, 1995.
- Айзенк Г. Проверь свои способности. Пер. с англ. М.: Мир, 1972. -177 с.
- Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995. — 400 с.
- Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. // Ученые записки ЛГУ, 1959, вып. 16, № 265.
- Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х томах. Т. 1 М: Педагогика, 1982.
- Андерсон Т. Статистический анализ временных родов. М.: Мир, 1976. — 756 с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
- Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О. М., Шурыгина И. И. Учителя и ученики: два мира?: Кн. для учителей и родителей. -М.: Просвещение, 1992. -160 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М, 1976.
- Асеев В.Г. Особенности строения человеческой мотивации. Автореф. канд. дисс.- М., 1970.
- Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ: Подход с использованием ЭВМ. Пер. с англ. М.: Мир, 1982. — 448 с.
- Бабаева Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации. //Психологический журнал. Том 19. № 1. -1998. С.89−100.
- Бабаева Ю.Д., Войскунский А. Е., Кобелев В. В., Тихомиров OJC. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты. // Вопр. психологии. 1983. № 2.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М, 1985.
- Беляева А.В., Лепский В. Е. Психология и Интернет: горизонты новых профессий. // Развивающаяся психология основа гуманизации образования.- М.: Российское психологическое общество, 1998. С.18−19.
- Бергер Л.М., Кошкин Б. К. Опыт применения психологических знаний при создании АСУ. // Интеллект человека и программы ЭВМ / Сб. статей под ред.ОJEC.Тихомирова.- М.: Наука, 1979. С.166−180.
- Божович Л Л. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
- Бок Д. Технический прогресс и образование. // Информатика в жизни США. -1987. С .31−35.
- Борисова ЕМ., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. / Новое в жизни, науке и технике. Сер. {¿-Педагогика и психология" — № 11,1991. М.: Знание, 1991. — 80 с.
- Боровиков В .П., Боровиков И.П. STATISUCA Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. Изд-е 2-е, стереотипное. — М.: Филин, 1998. — 608 с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-Психолошческий анализ). -М.: Мысль, 1979.-230 с.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.
- Валыптер В., Кобза А. Модели пользователя в диалоговых системах. // ТИИЭР. Обработка естественных языков. 1986. т. 74. № 7. С.62−76.
- Введение в психологию. / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 496 с.
- Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1982. — 344 с.
- Вербицкий А. А. Активное обучение. М.: Высшая школа, 1988. — 207 с.
- Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. В .В .Рубцова. М.: Прогресс, 1988. — 336 с.
- Винер Н. Творец и робот. М.: Прогресс, 1966.
- Воробьев Г. Г. Молодежь в информационном обществе.- М.: Молодая гвардия, 1990. 255 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. в 6-ти томах. Т.2.- М.: Педагогика, 1984.
- Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т.1. М.: Педагогика, 1982.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 255 с.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий. // Вестник МГУ, сер. 14. Психология. 1979. № 4. С.54−63.
- Гильфорд Дж. Структурная модель интеллекта. // Психология мышления.- М.: Прогресс, 1965.
- Горбов Ф.Д., Лебедев В. И. Психо-неврологические аспекты труда операторов.- М.: Медицина, 1975.
- Государственные требования к минимуму содержания образования по дисциплине «Основы информатики и вычислительной техники». М.: Просвещение, 1998.
- Гримак Л Л. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности.- М.: Политиздат, 1989. 319 с.
- Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -152 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
- Давыдов ВБ. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
- Дарахвелидзе П.Г., Марков Е.П. Delphi среда визуального прохраммирования.- СПб.: BHV, 1996.-352 с.
- Демиденко Н.Н. Мотивационно-потребностная сфера личности как компонент психологической готовности и ее влияние на успешность педагогической деятельности.- Дисс. канд психол наук. Тверь, 1996. -158 с.
- Денниг В., Эссиг Г., Маас С. Диалоговые системы «человек ЭВМ». Адаптация к требованиям пользователя. — М., 1984.
- Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. / Сборник материалов Всесоюзного симпозиума (под общ.ред. А.Я.Чебыкина). Часть I. М.: 1990. — 214 с.
- Диагностика познавательных способностей: Межвузовский сборник научных трудов.- Ярославль: ЖПИ им. К. Д. Ушинского, 1986. -152 с.
- Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сб. науч. тр. / Редкол.: И. В. Дубровина (отв. ред.) и др. -М:. изд. АПН СССР, 1987. -178 с.
- Диалог «Человек ЭВМ». Тезисы докладов Всесоюзной конференции. — Л., 1982.
- Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. / Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994, — 304 с.
- Дормашев ЮБ., Романов В. Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995. — 352 с.
- Дородницын П.Н. Информатика: предмет и задачи. И Вестник АН СССР, 1985. № 2.
- Дракин ВН., Попов Э. В., Преображенский А. Б. Общение конечных пользователей с системами обработки данных. М.: Радио и связь, 1988.
- Дронов B.C. Планирование эксперимента. Учебное пособие.- Барнаул: изд-во ЛГУ, 1980. -100 с.
- Дружинин В Л. Интеллект: структура, развитие, диагностика. // Психолого-педагога-ческие аспекты многоуровневого образования. Том 9. Тверь: Лилия ЛТД, 1997.
- Дубинина В.В. Пакет контрольных тестов к курсу «Логика». Казань: Учебно-методическая лаборатория информатизации образования, 1994. -11 с.
- Дубровский С А. Прикладной многомерный статистический анализ. М.: Финансы и статистика, 1982. — 216 с.
- Елфимова Н.В. Диагностика эмоционального отношения к учению у школьников. // В сборнике Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. / Сборник материалов Всесоюзного симпозиума (под общ. ред. АЛЛебыкина). Часть I. М.: 1990. — С.27−33.
- Ермолаев О.Ю., Марютина Т. М. Индивидуальность школьника и компьютеры. / (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 9).-М.: Знание, 1990.-80 с.
- Ершов АА Взгляд психолога на активность человека. М: Луч, 1991. -159 с.
- Ершов А.П. О предмете информатика. И Вестник АН СССР, 1984. № 2.
- Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления.- М.: Наука, 1985. 221 с.
- Закон Российской Федерации об образовании//РоссиЙская газета.-1992.-31 июля.-С.З-6.
- Зараковский Г. М., Медведев В. Н., Мунипов В Ж Принципы эргономического описания деятельности оператора. // Эргономика: Принципы и рекомендации. М.: ВНИИТЭ, 1971. Вып. 2. — С.5−32.
- Землянская И.В. Психологические особенности профессиональной деятельности руководителя местной администрации при ориентации на ожидания населения. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. кандидата психологических наук. Тверь- ТГУ, 1995. — 24 с.
- Зимняя ИА. Педагогическая психология. М., 1997. — 477 с.
- Зинченко В.П., Леонова А. Б., Стрелков Ю. К. Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977.
- Зинченко В. П, Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии.- М.: Тривола, 1994, — 304 с.
- Зинченко ВЛХ, Мунипов В. М. Основы эргономики. М.: МГУ, 1979.
- Зинченко ПИ. Непроизвольное запоминание. М.: АПНРСФСР, 1961. — 562 с.
- Зуев К А. Компьютер и общество. М.: Изд-во политической лит-ры, 1990. — 315 с.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности.- М.: Изд-во МГУ, 1987. 208 с.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Под ред. Л. И. Божович и Л.В. Бла-гонадежиной. М.: Педагогика, 1972. — 352 с.
- Интеллект человека и программы ЭВМ. / Сб. статей под ред. О .К.Тихомирова. -М.: Наука, 1979.-230 с.
- Интеркамп К. Педагогическая диагностика. -1991. 238 с.
- Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. -Владимир, 1972.
- Китаев-Смык ЛА., Боброва Э. С. Стресс как психологический фактор операторской деятельности. //В сб.: Психологические факторы операторской деятельности. /Отв. ред. АЛГалактионов, В. Ф. Венда, В АБавилов. М.: Наука, 1988. — С.111−125.
- Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование: Пер. с англ. Киев: ПАН Лтд., 1994. — 282 с.
- Клейберг Ю А. Социальная среда, жизненные притязания и девиантное поведение подростков. // Человек и общество: тенденции социальных изменений. СПб., 1997. Вып.1. -CJ291−293.
- Клейберг ЮА. Социальные технологии и проблемы подготовки специалистов.
- Социальная работа: теория, технология, образование. М, 1998. № 1. — С.94−96.
- Клейберг Ю А. Социоэкология личности: социальная среда личность — стресс. // Социальные процессы. — Кемерово, 1996. — С.52−54.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с.
- Климов ЕА. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969.
- Колесников Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования.- М.: Педагогика, 1991. 265 с.
- Кольцова В А. Влияние общения на развитие познавательной деятельности.- Проблемы психологии личности. М: Наука, 1982. — С.173−176.
- Компьютер обретает разум: Пер, с англ. / Под ред. и с предисловием ВЛСтефанюка, — М.: Мир, 1990.-240 с.
- Компьютерные технологии обработки информации: Учебное пособие. / Под ред. С .В .Назарова. -М., 1995.
- Корнилова Т.В. Мышление в деятельности пользователя. // Пользовательский интерфейс. 1993, Ш.
- Коутс Р., Влейминк И. Интерфейс «Человек компьютер». — М.: Мир, 1990.
- Кочетков Г. Б. Компьютерные игры: свет и тени. // Микропроцессорыне средства и системы. 1985. № 3.
- Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997. — 288 с.
- Крутецкий В А. Психология математических способностей школьников.- М.: Просвещение, 1968. 432 с.
- Лебедев В.И. Профессия века. М.: Наука, 1978. -192 с.
- Левина М.М. О функциональных связях познавательного интереса с установкой.
- Психологические проблемы рационализации деятельности. Межвузовский тематический сборник. Ярославль: Ярославский гос. университет, 1981. — С.11−16.
- Лейбович Х.И. Вербальный интеллект и его формирование. // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Том 9. Тверь: Лилия ЛТД, 1997.
- Лейтес Н.С. Способности, труд, талант. М.: Знание, 1961. — 32 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971. — 280 с.
- Леонова АБ. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: МГУ, 1984.
- Леонова АБ., Кузнецова A.C. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М.: МГУ, 1987.
- Леонова AJS., Чернышева О Л. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. М.: Радикс, 1995. — 443 с.
- Леонтьев А.Н. Автоматизация и человек. / В кн.: Психологические исследования.- М.: МГУ, 1970. Вып. 2. С.3−12.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М, 1972.
- Леонтьев А.Н. Психический образ и модель в свете ленинской теории отражения. //Вопросы психологии. 1970. № 2.
- Леонтьев АН. Психологические вопросы сознательности учения. / В кн.: Избр. психол. произведения. М.: Педагогика, 1983. Т.1. — С.348−380.
- Леонтьев ВТ. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. -Новосибирск, 1987. 89 с.
- Лепский В.Е. Проблемы информационно-психологической безопасности. // Психологический журнал. 1996. № 3. С.166−168.
- Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
- Литвин С .Д. Диагностика эмпатии как составляющая педагогических способностей.
- В сб. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. / Сборник материалов Всесоюзного симпозиума (под общ. ред. АЯЛебыкина). Часть I. М., 1990. — С.46−49.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Ломов Б.Ф. Человек в системах управления М.: Знание, 1967.
- Ломов Б.Ф. Человек и техника. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.
- Лосев И.С. Будущее компьютерных игр. И Микропроцессорные средства и системы. 1989. № 1,-С.82−85.
- Львов В.М. Макроэргономика. Управление в организационных системах. -1997.
- Львов В.М. Модели деятельности человека в эргатических системах. -1987.
- Мазилов В А. О деятельностном подходе к исследованию мышления.
- Психологические проблемы рационализации деятельности. Межвуз, тематический сборник. Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1981. — С.62−82.
- Марахонова НА. Проблемы рациональной организации психологической подготовки инженера-преподавателя. / Психологические проблемы рационализации деятельности. Межвуз. тематический сборник. -Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1981. С.31−37.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. 1993. -190 с.
- Маркова А.К. Формирование мотиваций учения в школьном возрасте. М., 1983.
- Материалы IX Международной конференции «Применение новых технологийв образовании», Троицк, 30 июня 3 июля 1998 г. — Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 1998. — 276 с.
- Материалы международной конференции «Современные технологии обучения», СПб, 14 апреля 1998 г. В 2-х т. СПб., 1998 г.
- Материалы международной конференции «Современные технологии обучения», СПб., 14 апреля 1999 г. СПб., 1999 г. — 237 с.
- Матюппсин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
- Машбиц ЕЛ Компьютеризация обучения, проблемы и перспективы. М: 1986.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: 1988.
- Методика и техника экспериментальных исследований операторской деятельности. Сборник статей. Отв. ред. В. Г. Волков, А. В. Кольцова. -М.: Наука, 1982. -176 с.
- Методы анализа данных, оценивания и выбора. Сборник трудов. М.: Всесоюз. Научно-исслед. институт системных исследований, 1984, вып. 11.- М.: ВНИИСИ, 1984. 92 с.
- Мирошникова М. М. Дидактические основы организации приёма в вузы с использованием ЭВМ. М.: Высшая школа, 1988. -127 с.
- Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах.- М.: Тривола, 1994.-272 с.
- Моргунов Е.Б., Сосновый А. П. О показателях успешности формирования навыков работы с клавиатурой дисплея. / В кн.: Психологическое обеспечение АСОУ.- Одесса, 1986. С.160−176.
- Морозова И.О. Влияние общих способностей на эффективность решения креативных задач в деятельности банковских служащих. Автореферат канд. дисс.- Тверь, 1996.-26 с.
- Мясищев В .H. Проблема потребностей в системе психологии. // Ученые записки ЛГУ, 1957, вып. 11, № 244.
- Наенко H.H. О некоторых вопросах изучения психической напряженности. // В сб. Психологические исследования, вып. 4. / Под ред. АДДеонтьева, А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1973. — С.28−34.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976. -112 с.
- Наенко Н.И., Овчинникова OJB. О различении состояний психической напряженности. // В сб. Психологические исследования, вып.2. М.: Изд-во МГУ, 1970.
- Налимов В.В. Теория эксперимента. М: Наука, 1971.
- Неймарк М.С. К вопросу об экспериментальном исследовании направленности личности. //Вопросы психологии, 1963. № 1.
- Немов P.C. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994. — 496 с.
- Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. -192 с.
- Норман Д. Память и научение: Пер. с англ. М.: Мир, 1985. — 160 с.
- Носуленко В.Н. Взаимодействие операторов в задаче оценки сигналов. Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1980. -25 с.
- Нурминский И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М.: Педагогика, 1991. — 224 с.
- Обработка и представление данных в человеко-машинных системах: научное издание. / Сб.статей. М.: Наука, 1988. -150 с.
- Обухова Л.Е. Автоматизированное производство и человек. М: Наука, 1984. -150 с.
- Общая психодиагностика. / Под ред. АА. Бодалева, В. В. Столина. М: МГУ, 1987.
- Общая теория статистики: Учебник / Т. В. Рябушкин, М. Р. Ефимова, И. М. Ипатова, НИЯковлева. М.: Финансы и статистика, 1981. — 279 с.
- Ольшанский В .Б. Практическая психология дня учителей. М.: Онега, 1994. — 272 с.
- Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ. В 7 кн. Кн.2. Языковые средства диалога человека с ЭВМ. / Филиппович ЮЛ., Родионов Е. В., Черкасова ГА.- Под ред. В. Н. Четверикова. М.: Высшая шкала, 1990. -159 с.
- Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ. В 7 кн. Кн.З. Технические средства ввода-вывода графической информации. / Гасов В. М, Москвин B.C., Сенькин С.И.- Под ред. В. Н. Четверикова. М.: Высшая школа, 1990. -111 с.
- Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ. В 7 кн. БСн.4. Отображение информации. / Гасов В. М., Коротаев А. И., Сенькин С.И.-
- Под ред. В Л. Четверикова. М.: Высшая школа, 1990. -111 с.
- Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ. В 7 кн. Кн.5. Абонентские информационно-управляющие системы телеобработки данных. / Галкин В А., Кононыхин В.Н.- Под ред. В. Н. Четверикова. М.: Высшая школа, 1990. -143 с.
- Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ. В 7 кн. Кн.7. Системное проектирование взаимодействия человека с техническими средствами.
- Гасов В.М., Меньков А. В., Соломонов ЛА, Шигин AJB.- Под ред. В. Н. Четверикова.- М.: Высшая школа, 1990. -142 с.
- Основы инженерной психологии. /Под ред. Б.ФЛомова. М.: Высшая школа, 1986.
- Очерки психологии труда оператора. / Сб. статей под ред. проф. Милеряна Е А. -М.: Наука, 1974.-308 с.
- Павлов В .В. Системы человек-машина: проблемы и синтез.- Киев: Изд-во «Вища школа», 1987. 55 с.
- Паповян С.С. Математические методы в социальной психологии.-М.: Наука, 1983.-343 с.
- Пасхин ЕИ, Митин А. И. Автоматизированная система обучения ЭКСТЕРН.- М.- Изд-во Московского ун-та, 1985. 144 с.
- Пейперт С. Переворот в сознании (пер. с англ.). М.: Педагогика, 1989. — 222 с.
- Першиков В.И., Савинков BJM. Толковый словарь по информтике.-2-е изд., доп.- М.: Финансы и статистика, 1995. 544 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Пер. с фр. М., 1969.
- Полищук Ю.М., ХонВ.Б. Теория автоматизированных банков информации: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1989. -184 с.
- Поспелов ДА., Шустер Компьютеры и познание. М. 1990.
- Практическая психология для преподавателей. -1997. 324 с.
- Приобретение знаний: Пер. с яп. / Сб. статей под ред. С. Осуги, Ю.Саэки. -М.: Мир, 1990.-304 с.
- Проблемы диагностики умственного развития учащихся. / Сборник статей под ред. З.НКалмыковой. М.: Педагогика, 1975. — 208 с.
- Проблемы научного творчества в современной психологии./Сб.статей под ред. МГ.Ярошевского. М.: Наука, 1971. — 334 с.
- Программа общеобразовательной школы по дисциплине «Основы информатики и вычислительной техники». -М., 1998.
- Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе.- Казань: Казанский университет, 1991. -165 с.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда учителя. -1997. 351 с.
- Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 307 с.
- Психологические проблемы рационализации деятельности. Межвузовский тематический сборник. Ярославль: Ярославский гос. университет, 1981. -128 с.
- Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. М.: МГУ, 1985. — 239 с.
- Психологические тесты для деловых людей. Приложение к журналу «Управление персоналом». -М., 1996. 320 с.
- Психологические факторы операторской деятельности. /Отв. ред. АЖГалактионов,
- B.ФБенда, В А.Вавилов. М.: Наука, 1988. — 200 с.
- Психологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В ЛЗинченко, БГМещерякова. — М: Педагогика-Пресс, 1998. — 440 с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Никифоров Г. С., Дмитриева М. А., Корнеева Л. Н. и др.- Под ред. НикифороваГ.С. СПб.: Издательство
- C.-Петербургского ун-та, 1991 -152 с.
- Психология деятельности и познавательных процессов. // Вести. Харьк. ун-та, № 253.- Харьков: Вшца школа. Изд-во при Харьк. ун-те, 1984. 72 с.
- Психология и педагогика: Учебное пособие. / Николаенко В. М., Залесов ГJM, Андрюшина Т. В. и др. М.: ИНФА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. -175 с.
- Психология профессиональной подготовки. / Никифоров Г. С., Зимичев А. М. и др.- Под ред. Никифорова Г. С.- СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993.-172 с.
- Психология труда: пер. со словац. / Сборник статей под ред. К. К. Платонова.- М: Профиздат, 1979. 216 с.
- Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гшшенрейтер.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.- 304 с.
- Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Сб. науч. трудов. Том № 11./ Отв.ред. А. Ф. Шикун, Ю. П. Платонов. Тверь: Лилия Лтд, 1998. — 400 с.
- Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении: учебное пособие. / Под ред. А. В. Петровского, НИНечаева. М: Изд-во МГУ, 1987. -168 с.
- Психофизиологические исследования функционального состояния человека-оператора.- М: Наука, 1993. -109 с.
- Пушкин В.Н. Психология и кибернетика. М.: Педагогика, 1971. — 232 с.
- Пушкин В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллекуальной активности. //Вопросы психологии, 1977, № 5,
- Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конф., Москва, 19−21 марта 1998.- М.:Российское психологическое общество, 1998. 288 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. -М., 1987,
- РубцовВ.В. Основы социально-генетической психологии. -М.: Изд-во «Институтпрактической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
- Рубцова Н.Е. Психологическая структура профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер» // В сб.: Современные проблемы психологии. — Тверь, 1999.
- Рубцова Н.Е. Психологические условия профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер» //В сб.: Современные проблемы психологии. — Тверь, 1999.
- Русалов В. М Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. Т.7. № 4.
- Санитарно-гигиенические требования к оборудованию видеодисплейных классов.- М., 1996.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. -1995.-192 с.
- Смирнов МИ. Психология деятельности и отношений. Киров: Кировский государственный педагогический институт, 1994.-46 с.
- Смолян Г. Л., Зараковский Г. М., Розин В. М., Войскунский АЕ. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). -М:ИСА РАН, 1997.
- Смэлзер Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1994. — 688 с.
- Статистика: Курс лекций / Харченко ЛИ, Долженкова В. Г., Ионин В. Г. и др.- Под ред. к.э.н. В. Г. Ионина. Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, М.: ИНФРА-М, 1998. — 310 с.
- Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов.- Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1972.
- Суходольский Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности.- Л., Изд-во Ленинг. ун-та, 1976. -120 с.
- Телегина Э. Д., Абрамян ЛА. Роль активности личности в повышении эффективности автоматизированного управления. //Интеллект человека и программы ЭВМ. / Сб. статей под ред. О. К. Тихомирова. М.: Наука, 1979. — С.180−191.
- Телятников Г. В. Методологические вопросы психологии управления. // Сб. Записки практических психологов г. Твери и области. Jfe 4. Тверь, 1997.
- Телятников Г. В. Психологические основы управленческого труда учителя. // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Сб. научных трудов. Т.10.- Тверь: Лилия ЛТД, 1997. С.48−50.
- Телятников Г. В. Ситуационно-ролевая игра как фактор профессионального творчества студентов. // Тез. докл. Ш Межвуз. научно-методич. конф. «Развитие творческого мышления студентов на основе диалоговых методов обучения». Калинин, 1990. — С.154−157.
- Телятников Г. В. Социально-психологические критерии эффективности использования ЭВМ в организации. // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. -М.: Изд-во Московского университета, 1985. -С.185−187.
- ТелятниковГ.В. Философские и социальные вопросы управления войсками. -Калинин, 1972.-140 с.
- Терминологический словарь по эргономике. / Автор: Макарова В .Ф.- М: НИИГПЭ, 1992. 24 с.
- Типовые положения об аттестации работников Государственных муниципальных образовательных учреждений //Учительская газета. -1992. № 41−75.
- Тихомиров О.К. Психологическая структура диалога «Человек ЭВМ» // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 2.
- Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.
- Тихомиров О.К., Бабанин ЛН. ЭВМ и новые проблемы психологии, (учебное пособие для слушателей ФПК). Изд-во МГУ, 1986. — 204 с.
- Тихомиров О.К., Знаков В. В. Актуальные проблемы психологии понимания и создание «понимающих» систем. // Вестник МГУ, сер. 14, Психология, 1987, Ка 3. С.17−26.
- Тихомиров О.К., Знаков В JB. Мышление, знание и понимание. // Вестник МГУ, сер. 14, Психология, 1989, № 2. С.6−16.
- Тоом АН. Причины дискомфорта в диалоге с информационно-поисковой системой и пути их преодоления. У/ НТИ. Серия 2. Информ. процессы и системы, 1987. № 4. С.1−5.
- Торндайк Э.Л. Процесс учения у человека. М., 1936.
- Уаттс Р. ЭВМ и непрофессиональные пользователи. Организация взаимодействия.- М.: Радио и связь, 1989.
- Ухтомский АА. Избранные труды. Л.: Наука, 1978.
- Федоров Б.11, Джалиашвили З. О. Логика компьютерного диалога. -М.: Онега, 1994.-240 с.
- Философский энциклопедический словарь. М, 1983.
- Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой.- М.: Педагогика, 1986. -192 с.
- Фролова Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Опыт. Проблемы. Перспективы.- Новосибирск.: Наука, Сиб. отделение, 1988. -173 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. М., 1986.
- Холодная МА. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997.
- Цокур О.С. О методах эмоциональной регуляции профессиональной деятельности учителя. // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. / Сборник материалов Всесоюзного симпозиума (под общ. ред. А.Я.Чебыкина). Часть I. М.: 1990. — С.150−152.
- Человек и ЭВМ. / Под ред. О. К. Тихомирова. М.: Экономика, 1973.
- Человек Философия — Гуманизм: Тезисы докладов Первого Российского философского конгресса (СПб, 4−7 июня 1997 г.). В 7 томах. Т.7 Философия и проблема человека.- СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 1997. 491 с.
- Человеческий фактор. / Под ред. Г. Салвенди. В 6-ти томах. М: Мир, 1991.
- Шадриков В .Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Логос», 1996. — 320 с.
- Шикун АА. История и развитие психологического образования в городе Твери и области. Тверь: Лилия ЛТД, 1999. — 207 с.
- Шикун А.Ф. Некоторые вопросы общей психологии. Калинин: КГУ, 1990. — 67 с.
- Шикун АФ., Лейбович XJH. Сущность новых психолого-педагогических технологий обучения и образовательно-профессиональных программ. //Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Сборник научных трудов. Том 7. Тверь, 1995.
- Шикун А.Ф., Лейбович Х. И. Эмоции, чувства, стрессы и формирование психологической устойчивости. Тверь, 1991.
- Шикун А.Ф., Шикун, А А. Проблемы психологической практики. //Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Сборник научных трудов. Том 9.- Тверь: Лилия ЛТД, 1997.
- Шикун А.Ф., Шикун АА. Пропедевтическая психология. Тверь: ТГУ, 1995.
- Шлаен П.Я. Общая эргономика. Тверь, 1997.
- Шлаен ПЛ. Современные проблемы эргономики. Тверь, 1995.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологаю развития. М.: Тривола, 1994. -167 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопр. психологии, 1971, № 4.
- Эндрю А. Искусственный интеллект. М., 1985.
- Эргономика: Учебник. / Под ред. Крылова АА., Суходольского Г. В.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. -184 с.
- ЭсауловА.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. 200 с.
- ЯблонькоЮ.П., Шмьш1евскийИ.П., КорниенкоВ.В.Влияниеиндивидуальнойадаптации информационной системы на качество работы оператора. // Психологический журнал. 1989. № 1. С.121−126.
- Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. М.: Знание, 1985. — 80 с. — (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 9).
- Atkinson J.W. An Introduction to Motivation. Prinseton. N. Y., 1964.
- Balcovich E., Parmelee P. Computing in Higher Education: The Athena Experience // Computer. 1985. Vol 18. N 11.
- Bork A. The Computer in Education in the Unated States. // Computer and Education. 1984. Vol 8. N4.
- Bray D.W. Using Personal Computers ft the Colledge Level // Computer. 1984. Vol 17. N 4.
- Cofer G. (ed.), 1976. The Structure of human memory. San Francisco, W.H.Freeman and Company.
- Grudin J. Groupware and Cooperative Work: Problems and Prospects. / In: The Art of HumanComputer Interface Design. Ed. by BXaurel. Massachusets. Addison-Wesley Publ. Company, Inc. 1992, pp. 171−185.
- Levin K. The Dynamyc Theory of Personality. N.Y.-L., 1935.
- Man ~ computer interactions: human factors aspects of computer and peaple. / Ed. by B. ShackeL-Rockville, 1981.
- Martine J. Applications development without programmers. Englewood Cliffs, 1982.
- Martine J. Design of Man-computer Dialogue. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1973.
- Scinner BJ. Reeflections ob a decade of teaching machines. II Glaser R. (Ed.). Teaching Machines and Programmed Learning, n. NEA, Washington, 1965.
- Selye H. Stress. Montreal, Acta Inc., Med. Publ., 1950.
- Shneiderman B. Designing the User Interface. Strategies for Effective Human-Computer Interaction. Massachusetts. Addison-Wesley Publishing Company. 1987.
- Shneiderman B. Direct manipulations: A Step Beyond Programming Languages. Computer, 1983, Vol. 16, N 8, pp.57−69.
- Weiner B. (ed.). Achievement Motivation and Attribution theory. Morristown- N. Y., 1974.1. ПРОГРАММА И МЕТОДИКАэмпирического исследования профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер"1. ПРОГРАММА
- Каковы внутренние и внешние условия профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер»? Как определить их реальное состояние?
- Каковы должны быть предпочтительные, идеальные условия профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер»?
- Какими психологическими средствами и насколько эффективно можно влиять на формирование этих предпочтительных условий?
- Как максимально эффективно использовать имеющиеся условия профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер»? Какие для этого надо применять психологические средства?
- Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:
- Провести классификацию типов диалога «школьник компьютер», осуществляемого учителем информатики. Определить психологические характеристики стандартного, типового диалога, проводимого учителем при изучении информатики в школе, и пределы их варьирования.
- Определить влияние мотивационной сферы учащихся на деятельность учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер».
- Определить влияние когнитивных характеристик учащихся на деятельность учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер».
- Исследовать роль профессионально-психологических качеств учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер».
- Исследовать психологические средства деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер» и взаимосвязь этих средств с внешними и внутренними психологическими условиями деятельности.1. П. МЕТОДИКА
- Исследование проводится в 6 этапов. Методика проведения исследования заключается в использовании на каждом этапе методов экспериментального исследования, наиболее релевантных задачам данного этапа. Рассмотрим эти методы последовательно по этапам.
- Варианты анкет для экспертов и для учителей информатики, специально разработанные для изучения влияния профессионально-психологических качеств учителя информатики на его деятельность при проведении диалога «школьник компьютер», приведены в Приложении 7.
- Клейберг Юрий Александрович, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор
- Лейбович Хаим Ицкович, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор военных наук, профессор
- Муравьев Евгений Михайлович, доктор психологических наук, профессор
- Папулов Юрий Григорьевич, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор химических наук, профессор
- Рыжов Анатолий Яковлевич, доктор биологических наук, профессор
- Телятников Георгий Викторович, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор философских наук, профессор
- Федоров Виктор Владимирович, доктор психологических наук
- Шикун Алексей Федорович, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор
- Шелехов Александр Михайлович, доктор физико-математических наук, профессор1. АНКЕТАдля учителей информатики по разработке классификации типов диалога «школьник компьютер»
- Уверены, что Ваша помощь окажется весьма полезной. Благодарим за сотрудничество!
- В каких классах Вы, в основном, ведете информатику? (например: в 11-х).
- Сколько лет Вы работаете учителем информатики?
- Сколько компьютеров Вы используете одновременно во время проведения диалога «школьник» «компьютер»?
- Какого типа компьютеры используются в Вашем классе? (подчеркните нужный вариант):а) типа IBM PC, б) Macintosh, в) другие (какие именно? Например, «Электроника», «Корвет» и т. д.).
- Имеется ли у Вас в классе компьютерная сеть? (подчеркните нужный вариант): а) да, б) нет.
- Есть ли у Вас «учительский компьютер», за которым не сидят школьники, но с помощью которого Вы «раздаете» задания и контролируете их выполнение? (подчеркните нужный вариант):а) да, б) нет.
- Признак классификации Тип диалога Ранг данного типа диалога
- В начале обучения В конце обучения
- Степень самостоятельности школьников в диалоге 1. «Учитель компьютер"2. «Школьник учитель — компьютер» 3. «Учитель школьник — компьютер -учитель» 4. «Школьник-компьютер»
- Другой тип (укажите, какой именно?)
- Уровень операциональной сложности 1. «Кнопки"2. «Одно программное средство» 3. «Несколько программных средств»
- Другой тип (укажите, какой именно?)
- З.Цель проведения диалога 1. Для решения прикладных задач
- Дня изучения собственно компьютерных технологий и информатики
- Другой тип (укажите, какой именно?)
- Уровень глубины проникновения в компьютерные технологии 1. Использование готовых алгоритмов и интерфейса
- Настройка алгоритмов и интерфейса
- Разработка алгоритмов, программ или интерфейса
- Другой тип (укажите, какой именно?)
- Творческий уровень диалога 1. «Шаблонный"2. «Созидание» 3. «Творчество»
- Другой тип (укажите, какой именно?)
- Тип решаемых в диалоге задач 1. Логические2. Образные
- Операторские (функциональные)
- Другой тип (укажите, какой именно?)
- Стиль общения при проведении диалога 1. «Команды выполнение».2. «Самостоятельность управление». 3. «Полная самостоятельность».
- Другой тип (укажите, какой именно?)
- Другой признак (какой именно?) 1.2.
- Степень самостоятельности школьников в диалоге.
- Уровень операциональной сложности диалога.
- Этот признак отражает, с одной стороны, направленность процесса обучения, с другой -прикладное значение и применение получаемых в диалоге знаний. Типы диалога:
- Применение компьютера для непосредственного решения прикладных задач.
- Применение компьютера для изучения собственно компьютерных технологий и информатики, безотносительно к прикладному применению полученных знаний.
- Уровень глубины проникновения в компьютерные технологии.
- Данный признак показывает, насколько глубокие знания в области информатики применяет школьник при проведении диалога, Типы диалога:
- Использование готовых алгоритмов, программ и пользовательского интерфейса.
- Настройка алгоритмов и интерфейса: школьник выполняет настройку интерфейса, алгоритмов решения задач и параметров работы программ в рамках готовых программных средств.
- Разработка алгоритмов и (или) интерфейса: школьник осуществляет самостоятельную разработку алгоритмов, программ и пользовательского интерфейса, применяя языки и системы программирования, встроенные средства макропрограммирования и другие средства.
- Творческий уровень диалога.
- Тип решаемых в диалоге задач.
- Стиль общения при проведении диалога.
- ЮМГ:ИФШСАТДИОШ1ЫЙ ПАСПОРТ диалога «школьник компьютер"1. Дата: Школя: Класс:1. Учитель: Тема занятия:
- Признак классификации Тип диалога Отметка о классификации
- Степень самостоятельности школьников в диалоге 1. «Учитель компьютер"2. «Школьник учитель — компьютер"3. «Учитель школьник — компьютер — учитель"4. «Школьник компьютер»
- Уровень операциональной сложности диалога 1. «Кнопки"2. «Одно программное средство"3. «Несколько программных средств»
- Цель проведения диалога 1. Для решения прикладных задач
- Для изучения компьютерных технологий и информатики
- Уровень глубины проникновения в компьютерные технологии 1. Использование готовых алгоритмов и интерфейса
- Настройка алгоритмов и интерфейса
- Разработка алгоритмов, программ или интерфейса
- Творческий уровень диалога 1, «Шаблонный"2. «Созидание"3. «Творчество»
- Тип решаемых в диалоге задач 1. Логические2. Образные
- Операторские (функциональные)
- Стиль общения при проведении диалога 1. «Команды выполнение».2. «Самостоятельность управление».3. ((Полная самостоятельность».
- Особый тип диалога (подробное описание) ¦1. АНКЕТЫдля исследования мотивационной сферы школьников при проведении диалога «школьник компьютер"1. Анкета для школьников
- Имеете ли доступ к компьютеру вне школы: да или нет
- Имеете ли компьютер дома: да или нет
- Ваши обычные оценки в школе, по всем предметам: 2,3,4,5 (можно обвести две, напр. 3−4)8. Возраст:
- Оцените ваши достижения по работе с компьютером:
- Ваши обычные оценки по информатике: 2,3,4,5 (можно обвести две, напр. 3−4)
- Ваша собственная оценка умения работать с ПК: 2,3,4,5 (можно обвести две, напр. 4−5)
- Оцените степень того, насколько вы довольны своей работой с компьютером в классе: (в том числе и собой, и самим занятием):0 нулевая, 1 — низкая, 2 — средняя, 3 — высокая, 4 — очень высокая.
- Много ли проблем возникает у вас во время работы с компьютером в классе:0 совсем нет, 1 — мало, 2 — средне, 3 — много, 4 — очень много.
- Какого уровня овладения компьютером вы рассчитываете добиться:0 нулевого, 1 — низкого, 2 — среднего, 3 — высокого, 4 — очень высокого.
- В какой степени интересна работа с ПК в школе:
- О-в нулевой, 1 в низкой, 2 — в средней, 3 — в высокой, 4 — в очень высокой.
- Насколько важны для школьников приведенные ниже причины для изучения компьютера:
- Другая причина: если она есть, то напишите, какая именно.
- Проставьте напротив каждой причины занимаемое ей место в порядке важности для вас: на первом месте самая важная причина, затем — менее важная и т. д.
- Анкета для учителей информатики
- В каких классах Вы ведете информатику?5. Возраст:
- В чем главные причины «успешности» школьника в диалоге с компьютером по отношению к его мотивации? Проставьте номера трех наиболее значимых причин из приведенного ниже списка в порядке убывания значимости.
- Ранговое место Номер причины в списке 1. 2, 3.
- Высокий суммарный уровень мотивации по отношению к диалогу с компьютером.
- Преобладание активно-социальных мотивов: стремления к высокому заработку, престижному образованию и т. п.
- Преобладание в структуре мотивов познавательных мотивов: стремления узнавать новое.
- Преобладание в структуре мотивов нормативно-ролевых мотивов: «заставляют родители», «нужны хорошие оценки» и т. п.
- Преобладание в структуре мотивов игровых и развлекательных мотивов.
- Отсутствие психологических проблем при работе с компьютером.
- Другая причина (укажите, какая именно?).
- Особенности мотивов школьников Степень влияния Степень формируемое&trade-
- Другой мотив (какой именно?).
- В чем главные причины «неуспешное&trade-» школьника в диалоге с компьютером по отношению к его мотивации? Проставьте номера трех наиболее значимых причин из приведенного ниже списка в порядке убывания значимости. Ранговое место Номер причины в списке 1. 2. 3.
- Низкий суммарный уровень мотивации по отношению к диалогу с компьютером.
- Преобладание в структуре мотивов игровых и развлекательных мотивов.3. «Некомпьютерная» личностная направленность школьника.
- Наличие значительных психологических проблем при работе с компьютером.
- Другая причина (укажите, какая именно?).1. Анкета для экспертов
- В чем главные причины «успешности» школьника в диалоге с компьютером по отношению к его мотивации? Проставьте номера трех наиболее значимых причин из приведенного ниже списка в порядке убывания значимости.
- Ранговое место Номер причины в списке 1. 2. 3.
- Высокий суммарный уровень мотивации по отношению к диалогу с компьютером.
- Преобладание активно-социальных мотивов: стремления к высокому заработку, престижному образованию и т. п.
- Преобладание в структуре мотивов познавательных мотивов: стремления узнавать новое.
- Преобладание в структуре мотивов нормативно-ролевых мотивов: «заставляют родители», «нужны хорошие оценки» и т. п.
- Преобладание в структуре мотивов игровых и развлекательных мотивов.
- Отсутствие психологических проблем при работе с компьютером.
- Другая причина (укажите, какая именно?).
- В чем главные причины «неуспешности» школьника в диалоге с компьютером по отношению к его мотивации? Проставьте номера трех наиболее значимых причин из приведенного ниже списка в порядке убывания значимости.
- Ранговое место Номер причины в списке 1. 2. 3.
- Низкий суммарный уровень мотивации по отношению к диалогу с компьютером.
- Преобладание в структуре мотивов игровых и развлекательных мотивов.3. «Некомпьютерная» личностная направленность школьника.
- Наличие значительных психологических проблем при работе с компьютером.
- Другая причина (укажите, какая именно?).
- Особенности мотивов школьников Степень влияния Степень формн-руемосги
- Другой мотив (какой именно?).1. АНКЕТЫдля исследования влияния когнитивных характеристик школьников на деятельность учителя информатики при проведении диалога «школьник компьютер»
- Школа: 4. В каких классах Вы ведете информатику?
- Дата анкетирования: 5. Возраст:3. Пол: м или ж
- Когнитивная характеристика школьников Степень влияния Степень формируемости1. Логическое мышление. 2. Переключаемость внимания. 3. Устойчивость внимания. 4. Концентрация внимания. 5. Общий уровень интеллекта.
- Вербальная оперативная память.
- Образная оперативная память.8. Интуиция. 9. Долговременная память.
- Особые «компьютерные» способности.11. Воображение. 12. Образное мышление.
- Другая характеристика (какая именно?).
- Номер характеристики в списке
- Номер характеристики в списке1. Анкета для экспертов
- Когнитивная характеристика школьников Степень влияния Степень формируемое&trade-1. Логическое мышление. 2. Переключаемость внимания. 3. Устойчивость внимания. 4. Концентрация внимания. 5. Общий уровень интеллекта.
- Вербальная оперативная память.
- Образная оперативная память.8. Интуиция. 9. Долговременная память.
- Особые «компьютерные» способности.11. Воображение. 12. Образное мышление. 13. Сенсомоторная память 14. Теоретическое мышление 15. Практическое мышления
- Другая характеристика (какая именно?).
- Номер характеристики в списке
- Номер характеристики в списке1. АНКЕТЫдля исследования влияния- профессионально-психологических качеств учителя информатики на его деятельность при проведении диалога «школьник компьютер»
- Анкета для учителей информатики
- В каких классах Вы ведете информатику?5. Возраст:
- Профессионалшо-психологическов качество Степень влияния Степень форми руемости
- Профессионализм в области информатики и компьютерных технологий.2. Общий уровень интеллекта.
- Алгоритмический стиль мышления4. Оперативная память 5. Логическое мышление
- Профессиональная креативность
- Наличие индивидуального стиля проведения диалога ((школьник компьютер»
- Профессионализм в области психологии и педагогики.9. Концентрация внимания.
- Способность к психической саморегуляции11. Переключаемость внимания.
- Скорость мыслительных реакций13. Коммуникабельность
- Демократический стиль поведения
- Скорость сенсомоторных реакций
- Другое качество (какое именно?)
- Ранговое место Номер качества в списке 1. 2. 3.
- Ранговое место Номер качества в списке 1. 2. 3.1. Анкета для экспертов
- Ранговое место Номер качества в списке1.