Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проявление любознательности младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характерной особенностью для всех уровней развития творческого мышления является направленность любознательности на художественное творчество. При этом высокий уровень характеризуется направленностью любознательного поведения на область животного, растительного мира, литературы и искусствадля среднего наибольший интерес представляют представители животного миралюбознательность учащихся с низким… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Постановка проблемы любознательности в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 1. Основные направления исследования любознательности
    • 1. 2. Концепция многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности
    • 1. 3. Освещение проблемы любознательности на современном этапе развития психологической науки
  • ГЛАВА 2. Исследование творческого мышления как психологической категории. f
    • 2. 1. Основные подходы изучения творческого мышления в психологии
    • 2. 2. Развитие творческого мышления в онтогенезе
  • ГЛАВА. З.Особенности проявления любознательности младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления
    • 3. 1. Организация и методы исследования
    • 3. 2. Вариативность проявления творческого мышления младших школьников
    • 3. 3. Психологические особенности любознательности младших школьников с высоким уровнем развития творческого мышления
    • 3. 4. Проявление любознательности младших школьников со средним уровнем развития творческого мышления
    • 3. 5. Психологическая характеристика проявления любознательности младших школьников с низким уровнем развития творческого мышления
    • 3. 6. Сравнительный анализ проявления любознательности учащихся младших классов с различным уровнем развития творческого мышления

Проявление любознательности младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества, происходящие изменения в социальной, экономической и политической сферах оказывают влияние на систему образования в целом и на ее модернизацию в частности.

Изменяющееся общество предъявляет к человеку совершенно иные требования, в отличие от прошлых лет. При этом основной задачей образовательных реформ является всестороннее развитие личности, способной не только умело ориентироваться в информационном пространстве, но и активно, творчески преобразовывать окружающую действительность. На первый план выдвигаются такие качества как предприимчивость, неординарность, оригинальность, развитие которых невозможно без переоценки собственной позиции, пассивности при взаимодействии с окружающей действительностью и при ригидности мышления. На решение данной проблемы направлены различные инновационные и развивающие программы, изменяющие не только характер обучения, но и объем получаемой информации. При этом большое значение имеет ярко выраженная познавательная активность учащихся, реализующаяся через ряд личностных свойств, одним из которых является любознательность. Интенсивность и вариативность проявления данного свойства в значительной степени влияет на объем получаемых сведений и позволяет находить нестандартные решения различных ситуаций путем преобразования имеющегося опыта и знаний, тем самым развивая гибкость мышления и творческий потенциал.

Однако, несмотря на масштабность и разноплановость исследований, касающихся различных свойств личности, проблема развития и проявления любознательности на данный момент остается недостаточно изученной. Несмотря на исследование возрастных, половых и этнических особенностей данного свойства, до сих пор остается достаточно широкий круг неизученных вопросов. Интенсивное внедрение развивающих программ в образовательное пространство способствует активизации познавательной деятельности учащихся, тем самым, предъявляя повышенные требования к реализации творческого мышления. В связи с чем, мы полагаем, возникает необходимость рассмотрения именно особенностей проявления любознательности во взаимосвязи с творческими способностями личности, развитием творческого мышления. Данный аспект ранее не являлся предметом научных исследований.

Объект исследования — любознательность как системное свойство личности.

Предмет исследования — особенности проявления любознательности младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления.

Цель исследования — выявить психологическую структуру и особенности проявления любознательности младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления.

Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что любознательность, как базовое свойство личности, имеет специфические особенности в проявлениях у учащихся младших классов с различным уровнем развития творческого мышления, что определяется способами реализации исследуемого свойства, степенью выраженности различных его переменных и спецификой их взаимосвязи.

Задачи исследования:

1. Изучить и систематизировать материал теоретических и прикладных исследований по проблеме любознательности и творческого мышления.

2. Рассмотреть любознательность как базовое системное свойство личности с позиций концепции многомерно — функциональной организации свойств личности и индивидуальности у младших школьников.

3. Выявить особенности проявления творческого мышления у младших школьников.

4. Определить психологическую структуру любознательности у младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления.

5. Установить специфические особенности проявления любознательности в зависимости от уровня развития творческого мышления и дать сравнительную характеристику.

Теоретико-методологической основой исследования являются положения отечественных исследователей о системном характере свойств личности (Б.Г.Ананьев, Л. И. Анциферова, К. А. Абульханова — Славская,.

A.И.Крупнов, С. И. Кудинов, Б. Ф. Ломов, А. М. Матюшкин, Н. И. Рейнвальд, Д. И. Фельдштейн и др.), в основе которых свойства личности рассматриваются в рамках системности, основными признаками которой являются: целостность, структурность, иерархичность и динамичность.

В данной работе использовались теоретические данные в области исследований творческого мышления (Д.Б.Богоявленская, Дж. Гилфорд,.

B.Н.Дружинин, А. М. Матюшкин, С. Медник, Я. А. Пономарев,.

C.Л.Рубинштейн, Е. П. Торренс, Г. И. Щукина и др.), а так же концепция многомерно-функциональной организации свойств личности (А.И.Крупнов), реализованная в работах О. Б. Барабаш, Е. А. Богославской, Е. В. Базаркиной, Н. Н. Будрейка, Т. А. Гусевой, С. И. Кудинова, И. А. Куренкова, И. А. Пономарева, Н. В. Тучак, Ю. Ж. Шайгородского и др.

Методы исследования: беседа, наблюдение, естественный эксперимент, метод экспертных оценок, тестовые методики (тест суждений любознательности (ТСЛ), разработанный А. И. Крупновым, С. И. Кудиновымопросник направленности любознательности (С.И.Кудинов) — тест креативности П. Торренса (фигурная форма)), анализ продуктов деятельности, методы математической статистики (Dкритерий Колмогорова-Смирнова, t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ).

Экспериментальной базой исследования явились школа № 15 г. Рубцовска и образовательный центр «Планета детства» г. Рубцовска.

Выборку составили 167 школьников младшего школьного возраста, учащиеся 3-х классов.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась репрезентативностью выборки, использованием надежных, апробированных психодиагностических методик и применением методов математической статистики.

Научная новизна и теоретическое значение исследования:

1. Впервые любознательность как системное свойство личности изучается во взаимосвязи с творческим мышлением на контингенте испытуемых младшего школьного возраста.

2. Выявлена психологическая структура любознательности учащихся младших классов с различным уровнем развития творческого мышления.

3. Установлены общие и специфические особенности структуры и проявления любознательности у учащихся младших классов с высоким, средним и низким уровнем развития творческого мышления.

4. Рассмотрены особенности внутри и межкомпонентных связей инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик любознательности у младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления.

5. Выявлены особенности направленности любознательности учащихся младших классов с высоким, средним и низким уровнем развития творческого мышления.

Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования в учебно-воспитательном процессе для развития творческого потенциала учащихся, при составлении индивидуальных программ, в частности работы с одаренными детьми, в консультационной работе, для диагностики и развития любознательности и творческого мышления учащихся, разработке спецкурсов при подготовке специалистов в высших и средних учебных заведениях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Любознательность как системное свойство личности обусловлено структурностью и иерархичностью инструментально-стилевых и мотивационно — смысловых характеристик.

2. Особенности психологической структуры любознательности учащихся с различным уровнем развития творческого мышления определяются наличием общих и специфических внутри и межкомпонентных связей.

3. Особенности проявления любознательности у учащихся с высоким уровнем развития творческого мышления заключаются во взаимосвязи инструментально-стилевых характеристик с когнитивным компонентом социокультурного блока. При этом системообразующим фактором выступает сила стремлений, яркие эмоциональные переживания и активная регуляция любознательного поведения.

4. Проявление отдельных переменных любознательности у младших школьников со средним уровнем развития творческого мышления обусловлено выраженной побудительной мотивацией и широкой сферой реализации данного свойства, интернальной регуляцией и независимостью от внешних обстоятельств.

5. Особенности любознательности младших школьников с низким уровнем развития творческого мышления определяются взаимообусловленностью характеристик регуляторного компонента с гармоничной составляющей динамического компонента (эргичностью) и меньшей интенсивностью различных проявлений данного свойства личности.

Этапы исследования:

Первый этап. (1999;2000гг.) — поисково-теоретический. В указанный период проанализированы и систематизированы литературные источники по — обозначенной теме, разработан план, определены методики и база проведения исследования.

Второй этап. (2001;2002гг.) — на данном этапе проведен констатирующий эксперимент, полученные данные подвергнуты обработке с помощью методов математической статистики, систематизированы и интерпретированы.

Третий этап. (2002;2003гг.) — заключительный. Написание и оформление диссертации.

Апробация результатов исследования.

Данные, полученные в ходе исследования, были представлены и рассмотрены на кафедре теоретической и прикладной психологии педагогического университета г. Бийска, на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин филиала АлтГУ в г. Рубцовске, обсуждались на заседаниях лаборатории дифференциальной психологии факультета психологии БПГУ им. В. М. Шукшина, а так же на научно-методических и аспирантских семинарах, Всероссийской научно-практической конференции «Культура. Образование. Духовность» (Бийск, 1999), региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 2000), Всероссийской научно-практической конференции «Становление личности на современном этапе» (Бийск, 2000), научно-практической конференции «Проблемы экономического развития, образования и культуры в период реформ» (Рубцовск, 2001), международной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Дифференциальная психология: проблемы и перспективы» (Бийск, 2002), краевой научно-практической конференции «Молодежь в XXI веке» (Рубцовск, 2002).

По материалам исследования опубликовано 8 работ. s.

Заключение

.

Анализируя различные подходы к проблеме изучения любознательности необходимо отметить отсутствие единства взглядов на особенности структуры и функций данного феномена. Большинство исследователей рассматривают любознательность преимущественно одноаспектно, что не позволяет определить целостную картину ее психологического содержания.

Концепция многомерно-функциональной организации свойств личности позволяет рассматривать любознательность как целостное системное образование, включающее взаимосвязанные между собой динамические, эмоциональные, регуляторные, мотивационные, когнитивные и результативные характеристики. Данный подход, по мнению ряда авторов (А.И.Крупнов, С. И. Кудинов, Т. А. Гусева, Е. А. Богославская, Е. В. Базаркина и др.), достаточно продуктивен, поскольку представляет возможным выявление специфики психологической структуры любознательности и ее проявления, учитывая возрастные, половые и национально психологические особенности, а так же возможность развития данного свойства в ходе тренингов.

Тем не менее, многие вопросы относительно данного психологического явления в настоящее время остаются открытыми. В том числе и особенности проявления любознательности учащихся с различным уровнем развития творческого мышления, поскольку возможность обнаружения проблем и продуктивный путь их решения зависят от специфики познавательной деятельности и реализации базовых свойств личности, одним из которых является любознательность.

В нашем исследовании, учитывая сензитивность младшего школьного возраста к развитию творческого мышления и любознательности, мы попытались выявить специфические особенности ее проявления на данном возрастном этапе у учащихся с высоким, средним и низким уровнями развития творческого мышления.

Анализ результатов исследования подтверждает выдвинутую нами гипотезу о существовании специфических особенностей в проявлениях любознательности у учащихся младших классов с различным уровнем развития творческого мышления, обусловленных степенью выраженности различных ее составляющих, спецификой их взаимосвязи и способами реализации исследуемого свойства. Что позволяет сделать следующие выводы:

1. Любознательность как целостное, системное образование личности включает взаимосвязанные между собой переменные инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, специфика проявлений которых определяется уровнем развития творческого мышления учащихся.

2. Специфика психологической структуры любознательности младших школьников с высоким уровнем развития творческого мышления представлена наличием взаимосвязи астенических эмоций с характеристиками регуляторного (экстернальность) и когнитивного (осмысленность) компонентов.

3. Отличительной особенностью в структуре любознательности младших школьников со средним уровнем развития творческого мышления является комплекс взаимосвязей инструментально-стилевых характеристик с мотивационным, когнитивным и продуктивным компонентами.

4. У младших школьников с низким уровнем развития творческого мышления отличительной особенностью психологической структуры любознательности выступают гармоничные корреляции эргичности, стеничности и интернальности с мотивационно-смысловыми характеристиками, а так же взаимосвязь эргичности с интернальной и экстернальной регуляцией.

5. Характерной особенностью для всех уровней развития творческого мышления является направленность любознательности на художественное творчество. При этом высокий уровень характеризуется направленностью любознательного поведения на область животного, растительного мира, литературы и искусствадля среднего наибольший интерес представляют представители животного миралюбознательность учащихся с низким уровнем определяется направленностью на растительный мир.

6. Психологические особенности проявления любознательности у учащихся с различным уровнем развития творческого мышления определяются степенью выраженности и доминированием побуждений, регуляцией, эмоциональными переживаниями и направленностью на какую-либо сферу деятельности.

7. Уровень развития творческого мышления оказывает влияние на активность учащихся в познавательной деятельности и сферу реализации такого свойства личности как любознательность.

Знание специфики проявления любознательности на каждом уровне развития творческого мышления позволит наиболее продуктивно организовать учебно-познавательную деятельность учащихся, направленную на творческую самореализацию и развитие свойств личности, одним из которых является любознательность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. — 1985 — № 5 — С.3−18
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.-335с.
  3. В.И. Особенности интеллектуальных качествах в структуре характера // Вопросы психологии — 1970. № 4 — С. 53 — 65
  4. Д.В. О возрастных различиях в эффективности продуктивного мышления школьников: на материале пространственно-комбинаторных задач // Новые исследования в психологии. 1974. — № 1. — С. 37 — 39
  5. Н.Г., Юдин Э. Г. О методах психологического изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. — М., 1971.- С.151 203.
  6. .Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — 288с.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. М., 1980. -288с.
  8. А.И. Внимание и интерес при обучении. Рязань, 1909
  9. Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. — М., 1981 С.3−18.
  10. Л.И. Новые аспекты развития личности в процессе целостного жизненного пути // Принцип системности в современной психологической науке и практике. Т.2. — М.: ИПН РАН, 1996. — С.4−6.
  11. Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. — С. 3 — 19
  12. А.И. Изучение и воспитание интеллектуальных эмоций учащихся // Уч. Зап. Андижанского пединститута. 1955 Вып. 2. — С. 21 -29
  13. З.Бабаева Ю. А. Психологический тренинг для выявления одаренности: Методическое пособие / Под ред. В. И. Панова — М.: Молодая гвардия, 1997.-278 с.
  14. М.Базаркина Е. В. Национально-психологические особенности любознательности учащихся. Автореф. дис.. канд. псх. наук. Барнаул, 2001.-21 с.
  15. О.Б. Психолого-педагогические основы самовоспитания настойчивости в студенческом возрасте: Дис.. канд. псх. наук. — М., 1992.- 185 с.
  16. E.JI. Особенности эмоционального состояния креативных детей: Автореф. дис. канд. псх. наук. М., 1999.
  17. В.И. Сочинения М.: Издательство Академии наук СССР., 1953.-Т.1 -547 с.
  18. Э.И. Стимул познавательной перспективы как средство развития личности учащихся в процессе обучения: Дис.. канд. псх. наук. -Йошкар Ола, 1980. — 188 с.
  19. Д.Е. Любознательность и поиск информации // Вопросы психологии. 1966. — № 3. — С. 54 — 60.
  20. Л.Ф. Эмоциональная регуляция творческой деятельности дошкольников: Автореф. Дис. канд. псх. наук Казань, 1996 — 16 с.
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  22. Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. АПН РСФСР, 1955-№ 73
  23. Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997
  24. Е.А. Диагностика и развитие любознательности старшеклассников в ходе тренинга: Автореф.. канд. псх. наук. — М., 2000. 20 с.
  25. Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества. М., 1990-С.159- 171.
  26. Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. -№ 2.-С. 35−41.
  27. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание // Новое в жизни, науке и технике / Педагогика и психология, № 10. — 1981. — 96 с.
  28. Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности.: Дис. докт. псх. наук: М., 1988 395 с.
  29. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов — на — Дону, 1983. — 173 с.
  30. Д.Б., Сусоколова И. А. Генезис интеллектуальной активности // Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная. М., 1990-С. 159−171
  31. А. А. О состоянии и перспективах изучения личности психологической наукой // Сов. Педагогика. 1980 — № 10. — С. 32 — 37
  32. Большой толковый словарь иностранных слов: В 3-х т. Ростов -на — Дону: Феникс, 1995.-Т.1. — 544 с.
  33. А.В. Воображение и творчество // В книге: Научное творчество / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969.-С. 341 -346.
  34. А.В. К проблеме субъекта в психологической науке // В книге: Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995.-С. 5−14.
  35. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996 — 387 с.
  36. А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. — 96 с.
  37. А.В. Мышление / Общая психология. М., 1986. — С. 323.
  38. А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.- 191 с.
  39. А.В., Тихомиров O.K. Психология мышления // Тенденции развития психологической науки. — М., 1989 — С. 11 21
  40. Буш Г. Я. Творчество как диалогическое взаимодействие: Дис.. докт. философ, наук.-Минск, 1989.
  41. Е.П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе: Дис.. канд. псх. наук. М., 1997.-169 с.
  42. Н.К. Практика мышление — знание: К проблеме творческого мышления. — М.: Наука, 1978. — 112 с.
  43. М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.-336 с.
  44. Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 1990. — № 4 — С. 5 — 14.
  45. Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения: Монография. 4.1. — Минск, 1995. — 240 с.
  46. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: «Союз», 1997.-97 с.
  47. JI.C. Воображение и творчество в школьном возрасте. М., 1990
  48. JI.C. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти томах. Т.4.- М., 1984.-С. 5−242
  49. JT.C. Детская психология. Собр. соч. Т.4. — М.: Педагогика, 1984.-432 с.
  50. JI.C. Собрание сочинений. Т.2. — Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1984. — 400 с.
  51. П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С. 80 — 84.
  52. П.П. Большая Советская Энциклопедия М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1976. — Т.25 — С. 330 — 331
  53. Дж. Три стороны интеллекта. / Пер. с англ. / В книге: Психология мышления. М., 1968. — С.433 — 456.
  54. Ф.Н. Психология. — М.: Просвещение, 1973. 234 с.
  55. JI.A. Потребности и интерес // Сов. Психология, 1939 № 8 — 9
  56. JI.JI. Когнитивно личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. — № 6 — 1991.-С. 14−20.
  57. Т.А. Влияние стиля понимания на особенности проявления любознательности личности. Автореф. дис.. канд. псх. наук. -Новосибирск, 1998.-21 с.
  58. Т.А. Стилевые аспекты любознательности // Монография. Бийск: НИЦ БиГПИ., 2000. — 168 с.
  59. В.В. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности / Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. Уфа, 1985. — С. 11 — 12.
  60. Т.И., Богоявленская М. Е. Исследование динамики развития творческих способностей // Ежегодник Российского психологического общества «Психология сегодня», М., 1996. — Т.2. — Вып.1. — С. 139 — 140.
  61. З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка-JI., 1978
  62. Н.А. Избранные педагогические сочинения. Изд-во АПН РСФСР, 1952.-465 с.
  63. Н.Ф. Интерес и внимание. // Ученые записки Московского госпединститута, 1941. Т.З. — Вып.З. — С. 12 — 22.
  64. Н.Ф. проблемы значимости при образовании временных связей у человека // Тезисы докладов на совещании по психологии. М.: АПН РСФСР, 1953.-С. 46−50.
  65. В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. Т. 14 — 1994 — № 4.
  66. В.Н. Психология общих способностей — СПб.: Издательство «Питер», 1999.-368 с.
  67. А .Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. — Смоленск: Смоленский госпединститут, 1974.- 153 с.
  68. К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — С. 86 — 234.
  69. Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской- Под ред. Виноградова Н. Д. — М.: Издание творчества Мир, 1919−206 с.
  70. О.М. Особенности воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание — 1993 № 8. — С. 46
  71. О.М., Кириллова А. И. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 52 — 59.
  72. О.М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996 — 200 с.
  73. О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии — 1980 № 2 — С. 107−114.
  74. JI.M. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления у младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1998.
  75. Ермолаева — Томина Л. Б. Исследование факторов детерминирующих индивидуальные различия в проявлении активности // Психология творчества.-М., 1990.-С. 117−130.
  76. Л.В. Связь динамических качеств активности и саморегуляции поведения и деятельности человека // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека.- Свердловск, 1980. С. 35 — 44.
  77. Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Дис. канд. псх. наук. — М., 2000 — 423 с.
  78. Г. Е. Проблемы и перспективы обучения творчеству // В книге: Научное творчество: Особенности и актуальные проблемы. Свердловск, 1984.-С. 136.
  79. В.Г. Развитие и воспитание интересов учащихся старших классов средней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1956 — 16 с.
  80. В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. Л.: Изд-во ЛГУ, 1959. — 83 с.
  81. Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. -М.: Наука, 1983.-336 с.
  82. Т.А. Структурно-системный подход в обучении. М.: Знание, 1972.-72 с.
  83. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н. Б. Мчелидзе, А. А. Лебеденко, Е. А. Гребенщикова. 2-е изд., доп. — М.: просвещение, 1986. — 464 с.
  84. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.-200 с.
  85. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983.-168 с.
  86. А.С. Интуиция и диалектика // Диалектика творческой деятельности. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1989. -С.70
  87. Н.В. Творчество как сущность активности психики и как основа ее развития: Дис. канд. псх. наук. — Тбилиси, 1986. — 206 с.
  88. Э. Психология ребенка и экпериментальная педагогика / Пер. с франц. изд./ Под ред. Д. К. Кацарова. СПб., 1911. — 168 с.
  89. В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. М., 1990.-С. 131−148.
  90. П.Ф. О детской подражательности СПб, 1898.
  91. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970 — № 8 — С. 13−115.
  92. Л.И. Изучение познавательных запросов учащихся // Вопросы психологии 1969 — № 2 — С. 43 — 50
  93. М.И. Влияние внимания на успешность творческого мышления младших школьников: Дис. канд. псх. наук. -М., 1997
  94. Е.Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития: Автореф. дис.докт. псх наук М., 1996 — С. 243
  95. Краткий тест творческого мышления / Под ред. Е. И. Щеблановой. — М.: ИНТОР, 1995−48 с.
  96. С.П. Управление формированием познавательных интересов // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 23 — 30.
  97. А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. М.: УДН, 1994.
  98. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 25 — 33.
  99. А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М.: УДН, 1988. — С. 28 -39.
  100. А.И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. М.: УДН, 1986. — С. 92 — 102.
  101. В.А. Любознательность // Педагогическая энциклопедия. — М., 1965.-Т.2.-696 с.
  102. С.И. Психология любознательностиб теоретические и прикладные аспекты. Монография. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. — 276 с.
  103. С.И. Половозрастные и национально-этнические аспекты любознательности: Автореф. дис. д-ра псх. науук. — Новосибирск, 1999. -46 с.
  104. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 231 с.
  105. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. -111с.
  106. Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. Тбилиси, 1988. — 121 с.
  107. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1972−279 с.
  108. Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. — М. Воронеж: институт практической психологии, НПО «Модэк», 1997 — 448 с.
  109. Н.С. Способности и одаренность в детские годы. — М.: Знание, 1984−79 с.
  110. Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей. Автореф. дис. д-ра псх. наук. — М., 1970 32 с.
  111. Е.В. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 162 с.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Наука, 1975. — 304 с.
  113. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981−584 с.
  114. Г., Халл К. С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление / Пер. с англ. В книге: Хрестоматия по общей психологии. — МГУ, 1981.-400 с.
  115. Н.Т. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя: Дис.. канд.псх. наук. Киев, 1986 — 192 с.
  116. В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Харьков, 1990.-38 с.
  117. Дж. Мысли о воспитании // Сочин.: в 3 т. М., 1988. — Т. З — С. 407 -608.
  118. Е.А. Слово и образ в процессе воображения: Автореф. дис.. канд. псх. наук. М., 1984. — 21 с.
  119. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.- 168 с.
  120. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. — J64.-C.5−17.
  121. A.M. К характеристике продуктивных процессов мышления: Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М., 1973.
  122. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29 — 33.
  123. A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. — С. 29 — 34.
  124. A.M. Раннее выявление талантов и их развитие // Вопросы психологии 1984 — № 3 — с. 166
  125. М.И. Организация проблемного обучения в школе. — М.: Просвещение, 1977. 240 с.
  126. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -218 с.
  127. В.А. Психология конструкторской деятельности. — М.: Машиностроение, 1983.- 134 с.
  128. В.А. Проблема психологии творчества к разработке подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии 1994 — № 5 — С. 86 — 95.
  129. М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. псх. наук. — М., 1951.-14с.
  130. Н.Г. Возникновение и изменение познавательного интереса у подростков // Доклад на совещании по вопросам психологии. — М., 1964. -С. 201−211.
  131. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 1979.-47 с.
  132. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  133. A.M. Великий учитель природа. — М.: Знание, 1971.
  134. A.M. Методы повышения познавательной активности учащихся. // Сов. Педагогика. 1986 — № 6. — С. 87 — 91.
  135. B.C. Психологические факторы развития воображения в процессе когнитивной деятельности: Дис.. докт. псх. наук. — Новосибирск, 1999. 378 с.
  136. JI., Шоу Дж., Саймон Г. А. Моделирование мышления человека с помощью электронно-вычислительной машины // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: МГУ, 1981. — С. 305 — 318.
  137. л.Ф., Чурбанова С. М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. М.: МГУ, 1994. — 80 с.
  138. Одаренный ребенок / Под ред. О. М. Дьяченко М.: Международное образование психологический колледж. — 1997. — 140 с.
  139. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е изд. — М.: Русский язык, 1988. — 752 с.
  140. С.Н. Психологические факторы развития творческого мышления личности в процессе когнитивной деятельности: Дис.. докт. псх. наук. — Новосибирск, 2002
  141. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской М., 1997. — 416 с.
  142. И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга: Лекция первая//Полное собр. соч.-2-е доп.-М., 1951.-Т.4.-С. 15−30
  143. А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода // Вопросы психологии. — 1981. № 1. — С. 57 — 66.
  144. А.В. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. — № 3.
  145. В.А. Личность в психологии Ростов — на — Дону., 1995.
  146. Н.Н. Творчество как проблема личности // Вопросы психологии.- 1985. 4.-С. 170−171.
  147. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии 1996 — № 1 — С. 20 — 33.
  148. B.JT. Роль и развитие интеллектуальных чувств в познавательной деятельности личности: Дис. .канд. пед. наук. — Киев, 1969.-242 с.
  149. Я.А. Психология творческого мышления-М.: АПН, I960.— 352 с.
  150. Я.А. Тенденция развития психологии творчества // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. — М.: Наука, 1990-С.З- 12.
  151. Я.А. Взгляд на рефлексию с позиции структурно — уровневой концепции психологического механизма творчества // Прикладная эргономика 1994 — № 1 — С. 34 — 36.
  152. Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества / В книге: Интуиция. Логика. Творчество. — М.: Наука, 1987. — С.5
  153. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  154. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  155. Проблемы психологии современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1982. — 160 с.
  156. Л.Н. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста. Киев: Рад. школа, 1979. — 88 с.
  157. В.Н. Факторный анализ динамических проявлений активности в волевой сфере // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. — Свердловск, 1982 С. 84 — 86.
  158. Психология мышления // Сборник переводов с нем. и англ. / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — 532 с.
  159. Психология мышления // Сборник переводов с нем и англ. Л.: Наука, 1980−241 с.
  160. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Академия, 1996.-416 с.
  161. Психология творчества: общая дифференциальная, прикладная / Отв. ред. Я. А. Пономарев М.: Наука, 1990 — 222 с.
  162. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. -М., 1990
  163. Психология. Словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 440 с.
  164. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина М.: Педагогика, 1991 — 160 с.
  165. К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста (нормально слышащих, слабо слышащих и глухих): Дис.. канд. псх. наук. Северо — Осетинский государственный университет, 1970- 187 с.
  166. А.З. Формирование творческого мышления школьников: Дис. .докт. псх. наук. М., 1992 — 308 с.
  167. Н.И. О ведущих свойствах личности // Личность в системе общественных отношений. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества / Материалы 5 Съезда психологов СССР. М., 1983 — С. 68 — 70.
  168. Н.И. Психология личности. М.: УДН, 1987. — 200 с.
  169. Т. Болезни личности. Опыт исследования творческого воображения. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 400 с.
  170. А.С. Психологические основы взаимосвязи репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности. Новосибирск, 1990. — 98 с.
  171. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946 -704 с.
  172. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000 -712с.
  173. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., Прогресс — 1994 — 480 с.
  174. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии — 1990 -№ 1-С. 164- 168.
  175. А.И. Педагогические основы развития продуктивного мышления одаренных детей.: Дис.. докт. пед. наук М., 1997 — 280 с.
  176. О.П. Воспитание познавательной активности младших школьников в ходе изучения нового материала. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1970- 125 с.
  177. Дж. Очерки по психологии детства / Пер. с англ. А. Громбаха. — 3-у изд. М.: Изд-е К. Тихомирова, 1909 — 456 с.
  178. И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления. Автореф. дис. д-ра псх. наук — М., 1992
  179. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии 1983 — № 2 -С. 35−42.
  180. B.C. Творческое мышление и развитие личности / Творческое мышление: парадоксы и парадигмы развития. Тезисы выступлений — Целиноград, 1991 155 с.
  181. М.С. Исследование особенностей мотивационно-смысловой сферы детей с разным уровнем креативности: Автореф.. дис.. канд. псх. наук-М., 1995
  182. Е.Н. Возрастная динамика психолгической структуры поиска решения проблемных задач у школьников.: Дис. .канд. псх. наук. М., 1988.
  183. И.А. Воспитание в возрасте первого детства. СПб, 1884.
  184. Т.В. Развитие интеллектуально-творческих способностей у одаренных дошкольников 5−6 лет.: Дис. .канд. пед. наук СПб, 1998 -170 с.
  185. П.В. Мозг и творчество / В кн.: Мозг и разум — М.: Наука, 1994-С. 75−88
  186. С.А. От интересов к способностям // Воспитание школьника. 1968 — № 6 — С. 26 — 34.
  187. P.JI. Когнитивная психология / Пер. с англ. М.: Тривола, 1996. -600 с.
  188. А.И. Мотивы вопросов ребенка дошкольного возраста // Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1947 57 с.
  189. А.Г. О творческой силе человеческого разума // Послесловие Гиргинов Г. / Наука и творчество: комплексное исследование // Под .ред. Э. А. Голубевой.-М.: Педагогика, 1989
  190. С.Ю., Панов В. И., Богоявленская Д. Б. Одаренные дети. // Школьный психолог «ПС» 1998 — № 37 — С. 1 — 15.
  191. И.В. Особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.: Дис.. канд. псх. наук. М., 1993 —213 с.
  192. В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Избр. пед. соч.: В 5 т. Киев, 1979 — Т. 1. — С. 59 — 220
  193. Н.П. Уровни развития самостоятельности мышления младших школьников: Автореф. дис. .канд. псх. наук. -М., 1988 159 с.
  194. .М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. М., 1962 — 40 с.
  195. Ф.Ш. Формирующая бисоциальная педагогика. Уфа, 1999. -386 с.
  196. O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984 — 272 с.
  197. Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981 — С. 298 — 304
  198. В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда: Дис. д-ра псх. наук. М., 1994
  199. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989−208 с.
  200. М.И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте.: Дис. канд. псх. наук. — М., 1994
  201. Н.Е. Связь творческого познания с особенностями личности младшего школьника: Дис.. канд. псх. наук М., 1995 — 146 с.
  202. Н.В. Формирование креативности под влиянием социальной микросреды.: Дис. канд. псх. наук. М., 1994
  203. Ст. Собрание статей по педологии и педагогике. М.: Моск. изд-во, 1912.-444 с.
  204. Ст. Социальные интересы у детей и учреждения их развития.: С-Пб., 1909.-238 с.
  205. С.М. Психологические условия продуктивности решения дивергентных задач дошкольниками: Дисс. канд. псх. наук. М., 1990.
  206. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. -80 с.
  207. Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей // Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина -М.: Педагогика, 1991-С. 10−35.
  208. Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников//Вопросы психологии. 1991. -№ 1 — С. 27−32.
  209. Шумилин АЛГ. Проблемы теории творчества. — М.: Высшая школа, 1989.- 143 с.
  210. Е.И. Индивидуальные особенности развития творческого мышления у младших школьников при специальном обучении. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии № 2 (6). — М.: Педагогика, 1991. — С. 34−39.
  211. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  212. Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — 560 с.
  213. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: Знание, 1974−64 с.
  214. П.К. Теория творчества. СПб.: Образование, 1910. — 208 с.
  215. B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1996. — 136 с.
  216. B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей // Вопросы психологии — 1980. — № 2 С. 83 — 92.
  217. Яковлева E. J1. Психология развития творческого потенциала школьников: Дис. д-ра псх. наук. -М., 1997.-368 с.
  218. Яковлева E. JL, Аминов Н. А. Особенности нравственного поведения младших школьников с познавательными и творческими способностями // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии 1991 — № 2 -С. 39−44.
  219. И.С. Знание и мышление школьника. — М.: Знание, 1985 — 80 с.
  220. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.-С. 89- 105.
  221. Barron F/ Putting Creativity to Work // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed) Cambrige: Cambrige Univ. Press, 1988 — P. 76 — 98
  222. Guilford J.P. The Nature of Human intelligence. New York, 1967.
  223. Getzels J.W., Jackson P.W. Creativity and intelligence. New York, 1962.
  224. Kubie L.S. Neurotic distortion of the creative process. Lowrence K.S. University of Kansas Press, 1958.
  225. Maslow A. Motivation and personality. Rev. Ed New York: Harper and Row, 1970.-P. 150
  226. May R. The courage to create, N.Y.: Norton, 1975
  227. Mednich S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Pewiew. 1969 — № 2. — P. 220 — 232.
  228. Renzulli J. System and models for developing programs for the gifted and talented. — Mansfierd Center, CN: Creative Learning Press, 1986.
  229. Scott G.P. The Function of Enotions in Behavioral Systems: A Systems Theory Analisys // Emotions Theory, Research and Experience. V.l. N.Y.: Academic Press, 1980 — P.35 — 56
  230. Sternberg R. J. The nature of creativity. New York: Cambridge University Press, 1988.
  231. Sternberg R. J. Successful Intelligence. A Plume Book New York, 1997
  232. Sternberg R. J. Thinking styles. Cambridge Univ. Press, 1997
  233. Taylor C.W. Cultivating multiple creative talents in Students // Journal for the Education oftheGiften, 1985.-V. 8.-P. 187- 198.
  234. Taylor C.W. The nature of creative process // Creativity: an examination of creative process. Ed. by Smith. N.Y., 1959
  235. Thurstone L.L. The nature of intelligence. New York: Harcourt, 1924.
  236. Torrance E.P. Guiding creative talent Englewood Cliffs, W.J.: Prentice — Hall, 1964.
  237. Torrance E.P. Education and creative potential. Minneapolis, 1963.
  238. Torrance E.P. The Search for Satori and Creativity. Buffalo N.Y.: Creative Education Foundation, 1979.
  239. Wollach M., Kogan N. E new look at the creativity intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. — № 33. — P. 348 — 369
Заполнить форму текущей работой