Проявление любознательности младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления
Диссертация
Характерной особенностью для всех уровней развития творческого мышления является направленность любознательности на художественное творчество. При этом высокий уровень характеризуется направленностью любознательного поведения на область животного, растительного мира, литературы и искусствадля среднего наибольший интерес представляют представители животного миралюбознательность учащихся с низким… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Постановка проблемы любознательности в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 1. Основные направления исследования любознательности
- 1. 2. Концепция многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности
- 1. 3. Освещение проблемы любознательности на современном этапе развития психологической науки
- ГЛАВА 2. Исследование творческого мышления как психологической категории. f
- 2. 1. Основные подходы изучения творческого мышления в психологии
- 2. 2. Развитие творческого мышления в онтогенезе
- ГЛАВА. З.Особенности проявления любознательности младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления
- 3. 1. Организация и методы исследования
- 3. 2. Вариативность проявления творческого мышления младших школьников
- 3. 3. Психологические особенности любознательности младших школьников с высоким уровнем развития творческого мышления
- 3. 4. Проявление любознательности младших школьников со средним уровнем развития творческого мышления
- 3. 5. Психологическая характеристика проявления любознательности младших школьников с низким уровнем развития творческого мышления
- 3. 6. Сравнительный анализ проявления любознательности учащихся младших классов с различным уровнем развития творческого мышления
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. — 1985 — № 5 — С.3−18
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.-335с.
- Абраменко В.И. Особенности интеллектуальных качествах в структуре характера // Вопросы психологии — 1970. № 4 — С. 53 — 65
- Аврамков Д.В. О возрастных различиях в эффективности продуктивного мышления школьников: на материале пространственно-комбинаторных задач // Новые исследования в психологии. 1974. — № 1. — С. 37 — 39
- Алексеев Н.Г., Юдин Э. Г. О методах психологического изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. — М., 1971.- С.151 203.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — 288с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. М., 1980. -288с.
- Анастасиев А.И. Внимание и интерес при обучении. Рязань, 1909
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. — М., 1981 С.3−18.
- Анцыферова Л.И. Новые аспекты развития личности в процессе целостного жизненного пути // Принцип системности в современной психологической науке и практике. Т.2. — М.: ИПН РАН, 1996. — С.4−6.
- Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. — С. 3 — 19
- Аржанова А.И. Изучение и воспитание интеллектуальных эмоций учащихся // Уч. Зап. Андижанского пединститута. 1955 Вып. 2. — С. 21 -29
- З.Бабаева Ю. А. Психологический тренинг для выявления одаренности: Методическое пособие / Под ред. В. И. Панова — М.: Молодая гвардия, 1997.-278 с.
- М.Базаркина Е. В. Национально-психологические особенности любознательности учащихся. Автореф. дис.. канд. псх. наук. Барнаул, 2001.-21 с.
- Барабаш О.Б. Психолого-педагогические основы самовоспитания настойчивости в студенческом возрасте: Дис.. канд. псх. наук. — М., 1992.- 185 с.
- Барышникова E.JI. Особенности эмоционального состояния креативных детей: Автореф. дис. канд. псх. наук. М., 1999.
- Белинский В.И. Сочинения М.: Издательство Академии наук СССР., 1953.-Т.1 -547 с.
- Бергер Э.И. Стимул познавательной перспективы как средство развития личности учащихся в процессе обучения: Дис.. канд. псх. наук. -Йошкар Ола, 1980. — 188 с.
- Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации // Вопросы психологии. 1966. — № 3. — С. 54 — 60.
- Блинова Л.Ф. Эмоциональная регуляция творческой деятельности дошкольников: Автореф. Дис. канд. псх. наук Казань, 1996 — 16 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. АПН РСФСР, 1955-№ 73
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997
- Богославская Е.А. Диагностика и развитие любознательности старшеклассников в ходе тренинга: Автореф.. канд. псх. наук. — М., 2000. 20 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества. М., 1990-С.159- 171.
- Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. -№ 2.-С. 35−41.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание // Новое в жизни, науке и технике / Педагогика и психология, № 10. — 1981. — 96 с.
- Богоявленская Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности.: Дис. докт. псх. наук: М., 1988 395 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов — на — Дону, 1983. — 173 с.
- Богоявленская Д.Б., Сусоколова И. А. Генезис интеллектуальной активности // Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная. М., 1990-С. 159−171
- Бодалев А. А. О состоянии и перспективах изучения личности психологической наукой // Сов. Педагогика. 1980 — № 10. — С. 32 — 37
- Большой толковый словарь иностранных слов: В 3-х т. Ростов -на — Дону: Феникс, 1995.-Т.1. — 544 с.
- Брушлинский А.В. Воображение и творчество // В книге: Научное творчество / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969.-С. 341 -346.
- Брушлинский А.В. К проблеме субъекта в психологической науке // В книге: Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995.-С. 5−14.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996 — 387 с.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. — 96 с.
- Брушпинский А.В. Мышление / Общая психология. М., 1986. — С. 323.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.- 191 с.
- Брушлинский А.В., Тихомиров O.K. Психология мышления // Тенденции развития психологической науки. — М., 1989 — С. 11 21
- Буш Г. Я. Творчество как диалогическое взаимодействие: Дис.. докт. философ, наук.-Минск, 1989.
- Варламова Е.П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе: Дис.. канд. псх. наук. М., 1997.-169 с.
- Вахтомин Н.К. Практика мышление — знание: К проблеме творческого мышления. — М.: Наука, 1978. — 112 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.-336 с.
- Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 1990. — № 4 — С. 5 — 14.
- Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения: Монография. 4.1. — Минск, 1995. — 240 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: «Союз», 1997.-97 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в школьном возрасте. М., 1990
- Выготский JI.C. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти томах. Т.4.- М., 1984.-С. 5−242
- Выготский JT.C. Детская психология. Собр. соч. Т.4. — М.: Педагогика, 1984.-432 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений. Т.2. — Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1984. — 400 с.
- Гальперин П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С. 80 — 84.
- Гайденко П.П. Большая Советская Энциклопедия М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1976. — Т.25 — С. 330 — 331
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. / Пер. с англ. / В книге: Психология мышления. М., 1968. — С.433 — 456.
- Гоноболин Ф.Н. Психология. — М.: Просвещение, 1973. 234 с.
- Гордон JI.A. Потребности и интерес // Сов. Психология, 1939 № 8 — 9
- Гурова JI.JI. Когнитивно личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. — № 6 — 1991.-С. 14−20.
- Гусева Т.А. Влияние стиля понимания на особенности проявления любознательности личности. Автореф. дис.. канд. псх. наук. -Новосибирск, 1998.-21 с.
- Гусева Т.А. Стилевые аспекты любознательности // Монография. Бийск: НИЦ БиГПИ., 2000. — 168 с.
- Давыдов В.В. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности / Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. Уфа, 1985. — С. 11 — 12.
- Данюшевская Т.И., Богоявленская М. Е. Исследование динамики развития творческих способностей // Ежегодник Российского психологического общества «Психология сегодня», М., 1996. — Т.2. — Вып.1. — С. 139 — 140.
- Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка-JI., 1978
- Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. Изд-во АПН РСФСР, 1952.-465 с.
- Добрынин Н.Ф. Интерес и внимание. // Ученые записки Московского госпединститута, 1941. Т.З. — Вып.З. — С. 12 — 22.
- Добрынин Н.Ф. проблемы значимости при образовании временных связей у человека // Тезисы докладов на совещании по психологии. М.: АПН РСФСР, 1953.-С. 46−50.
- Дружинин В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. Т. 14 — 1994 — № 4.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей — СПб.: Издательство «Питер», 1999.-368 с.
- Дудецкий А .Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. — Смоленск: Смоленский госпединститут, 1974.- 153 с.
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — С. 86 — 234.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской- Под ред. Виноградова Н. Д. — М.: Издание творчества Мир, 1919−206 с.
- Дьяченко О.М. Особенности воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание — 1993 № 8. — С. 46
- Дьяченко О.М., Кириллова А. И. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 52 — 59.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996 — 200 с.
- Дьяченко О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии — 1980 № 2 — С. 107−114.
- Евдокимова JI.M. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления у младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1998.
- Ермолаева — Томина Л. Б. Исследование факторов детерминирующих индивидуальные различия в проявлении активности // Психология творчества.-М., 1990.-С. 117−130.
- Жемчугова Л.В. Связь динамических качеств активности и саморегуляции поведения и деятельности человека // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека.- Свердловск, 1980. С. 35 — 44.
- Жукова Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Дис. канд. псх. наук. — М., 2000 — 423 с.
- Журавлев Г. Е. Проблемы и перспективы обучения творчеству // В книге: Научное творчество: Особенности и актуальные проблемы. Свердловск, 1984.-С. 136.
- Иванов В.Г. Развитие и воспитание интересов учащихся старших классов средней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1956 — 16 с.
- Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. Л.: Изд-во ЛГУ, 1959. — 83 с.
- Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. -М.: Наука, 1983.-336 с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход в обучении. М.: Знание, 1972.-72 с.
- История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н. Б. Мчелидзе, А. А. Лебеденко, Е. А. Гребенщикова. 2-е изд., доп. — М.: просвещение, 1986. — 464 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.-200 с.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983.-168 с.
- Кармин А.С. Интуиция и диалектика // Диалектика творческой деятельности. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1989. -С.70
- Кипиани Н.В. Творчество как сущность активности психики и как основа ее развития: Дис. канд. псх. наук. — Тбилиси, 1986. — 206 с.
- Клапаред Э. Психология ребенка и экпериментальная педагогика / Пер. с франц. изд./ Под ред. Д. К. Кацарова. СПб., 1911. — 168 с.
- Козленко В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. М., 1990.-С. 131−148.
- Коптерев П.Ф. О детской подражательности СПб, 1898.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970 — № 8 — С. 13−115.
- Котлярова Л.И. Изучение познавательных запросов учащихся // Вопросы психологии 1969 — № 2 — С. 43 — 50
- Кошенова М.И. Влияние внимания на успешность творческого мышления младших школьников: Дис. канд. псх. наук. -М., 1997
- Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития: Автореф. дис.докт. псх наук М., 1996 — С. 243
- Краткий тест творческого мышления / Под ред. Е. И. Щеблановой. — М.: ИНТОР, 1995−48 с.
- Кречжде С.П. Управление формированием познавательных интересов // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 23 — 30.
- Крупное А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. М.: УДН, 1994.
- Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 25 — 33.
- Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М.: УДН, 1988. — С. 28 -39.
- Крупнов А.И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. М.: УДН, 1986. — С. 92 — 102.
- Крутецкий В.А. Любознательность // Педагогическая энциклопедия. — М., 1965.-Т.2.-696 с.
- Кудинов С.И. Психология любознательностиб теоретические и прикладные аспекты. Монография. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. — 276 с.
- Кудинов С.И. Половозрастные и национально-этнические аспекты любознательности: Автореф. дис. д-ра псх. науук. — Новосибирск, 1999. -46 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 231 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. -111с.
- Купарнадзе Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. Тбилиси, 1988. — 121 с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1972−279 с.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. — М. Воронеж: институт практической психологии, НПО «Модэк», 1997 — 448 с.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. — М.: Знание, 1984−79 с.
- Лейтес Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей. Автореф. дис. д-ра псх. наук. — М., 1970 32 с.
- Леонова Е.В. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 162 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Наука, 1975. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981−584 с.
- Линдсей Г., Халл К. С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление / Пер. с англ. В книге: Хрестоматия по общей психологии. — МГУ, 1981.-400 с.
- Лобова Н.Т. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя: Дис.. канд.псх. наук. Киев, 1986 — 192 с.
- Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Харьков, 1990.-38 с.
- Локк Дж. Мысли о воспитании // Сочин.: в 3 т. М., 1988. — Т. З — С. 407 -608.
- Лустина Е.А. Слово и образ в процессе воображения: Автореф. дис.. канд. псх. наук. М., 1984. — 21 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.- 168 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. — J64.-C.5−17.
- Матюшкин A.M. К характеристике продуктивных процессов мышления: Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М., 1973.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29 — 33.
- Матюшкин A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. — С. 29 — 34.
- Матюшкин A.M. Раннее выявление талантов и их развитие // Вопросы психологии 1984 — № 3 — с. 166
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. — М.: Просвещение, 1977. 240 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -218 с.
- Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. — М.: Машиностроение, 1983.- 134 с.
- Моляко В.А. Проблема психологии творчества к разработке подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии 1994 — № 5 — С. 86 — 95.
- Морозов М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. псх. наук. — М., 1951.-14с.
- Морозова Н.Г. Возникновение и изменение познавательного интереса у подростков // Доклад на совещании по вопросам психологии. — М., 1964. -С. 201−211.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 1979.-47 с.
- Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
- Низова A.M. Великий учитель природа. — М.: Знание, 1971.
- Новиков A.M. Методы повышения познавательной активности учащихся. // Сов. Педагогика. 1986 — № 6. — С. 87 — 91.
- Нургалеев B.C. Психологические факторы развития воображения в процессе когнитивной деятельности: Дис.. докт. псх. наук. — Новосибирск, 1999. 378 с.
- Ньюэлл JI., Шоу Дж., Саймон Г. А. Моделирование мышления человека с помощью электронно-вычислительной машины // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: МГУ, 1981. — С. 305 — 318.
- Обухова л.Ф., Чурбанова С. М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. М.: МГУ, 1994. — 80 с.
- Одаренный ребенок / Под ред. О. М. Дьяченко М.: Международное образование психологический колледж. — 1997. — 140 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е изд. — М.: Русский язык, 1988. — 752 с.
- Орлова С.Н. Психологические факторы развития творческого мышления личности в процессе когнитивной деятельности: Дис.. докт. псх. наук. — Новосибирск, 2002
- Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской М., 1997. — 416 с.
- Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга: Лекция первая//Полное собр. соч.-2-е доп.-М., 1951.-Т.4.-С. 15−30
- Петровский А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода // Вопросы психологии. — 1981. № 1. — С. 57 — 66.
- Петровский А.В. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. — № 3.
- Петровский В.А. Личность в психологии Ростов — на — Дону., 1995.
- Поддьяков Н.Н. Творчество как проблема личности // Вопросы психологии.- 1985. 4.-С. 170−171.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии 1996 — № 1 — С. 20 — 33.
- Поплужный B.JT. Роль и развитие интеллектуальных чувств в познавательной деятельности личности: Дис. .канд. пед. наук. — Киев, 1969.-242 с.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления-М.: АПН, I960.— 352 с.
- Пономарев Я.А. Тенденция развития психологии творчества // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. — М.: Наука, 1990-С.З- 12.
- Пономарев Я.А. Взгляд на рефлексию с позиции структурно — уровневой концепции психологического механизма творчества // Прикладная эргономика 1994 — № 1 — С. 34 — 36.
- Пономарев Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества / В книге: Интуиция. Логика. Творчество. — М.: Наука, 1987. — С.5
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
- Проблемы психологии современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1982. — 160 с.
- Проколиенко Л.Н. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста. Киев: Рад. школа, 1979. — 88 с.
- Прядеин В.Н. Факторный анализ динамических проявлений активности в волевой сфере // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. — Свердловск, 1982 С. 84 — 86.
- Психология мышления // Сборник переводов с нем. и англ. / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — 532 с.
- Психология мышления // Сборник переводов с нем и англ. Л.: Наука, 1980−241 с.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Академия, 1996.-416 с.
- Психология творчества: общая дифференциальная, прикладная / Отв. ред. Я. А. Пономарев М.: Наука, 1990 — 222 с.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. -М., 1990
- Психология. Словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 440 с.
- Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина М.: Педагогика, 1991 — 160 с.
- Рамонова К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста (нормально слышащих, слабо слышащих и глухих): Дис.. канд. псх. наук. Северо — Осетинский государственный университет, 1970- 187 с.
- Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников: Дис. .докт. псх. наук. М., 1992 — 308 с.
- Рейнвальд Н.И. О ведущих свойствах личности // Личность в системе общественных отношений. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества / Материалы 5 Съезда психологов СССР. М., 1983 — С. 68 — 70.
- Рейнвальд Н.И. Психология личности. М.: УДН, 1987. — 200 с.
- Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования творческого воображения. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 400 с.
- Ростов А.С. Психологические основы взаимосвязи репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности. Новосибирск, 1990. — 98 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946 -704 с.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000 -712с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., Прогресс — 1994 — 480 с.
- Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии — 1990 -№ 1-С. 164- 168.
- Савенков А.И. Педагогические основы развития продуктивного мышления одаренных детей.: Дис.. докт. пед. наук М., 1997 — 280 с.
- Саулина О.П. Воспитание познавательной активности младших школьников в ходе изучения нового материала. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1970- 125 с.
- Селли Дж. Очерки по психологии детства / Пер. с англ. А. Громбаха. — 3-у изд. М.: Изд-е К. Тихомирова, 1909 — 456 с.
- Семенов И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления. Автореф. дис. д-ра псх. наук — М., 1992
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии 1983 — № 2 -С. 35−42.
- Семенов B.C. Творческое мышление и развитие личности / Творческое мышление: парадоксы и парадигмы развития. Тезисы выступлений — Целиноград, 1991 155 с.
- Семилеткина М.С. Исследование особенностей мотивационно-смысловой сферы детей с разным уровнем креативности: Автореф.. дис.. канд. псх. наук-М., 1995
- Сидорова Е.Н. Возрастная динамика психолгической структуры поиска решения проблемных задач у школьников.: Дис. .канд. псх. наук. М., 1988.
- Сикорский И.А. Воспитание в возрасте первого детства. СПб, 1884.
- Симаева Т.В. Развитие интеллектуально-творческих способностей у одаренных дошкольников 5−6 лет.: Дис. .канд. пед. наук СПб, 1998 -170 с.
- Симонов П.В. Мозг и творчество / В кн.: Мозг и разум — М.: Наука, 1994-С. 75−88
- Соловейчик С.А. От интересов к способностям // Воспитание школьника. 1968 — № 6 — С. 26 — 34.
- Солсо P.JI. Когнитивная психология / Пер. с англ. М.: Тривола, 1996. -600 с.
- Сорокина А.И. Мотивы вопросов ребенка дошкольного возраста // Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1947 57 с.
- Спиркин А.Г. О творческой силе человеческого разума // Послесловие Гиргинов Г. / Наука и творчество: комплексное исследование // Под .ред. Э. А. Голубевой.-М.: Педагогика, 1989
- Степанов С.Ю., Панов В. И., Богоявленская Д. Б. Одаренные дети. // Школьный психолог «ПС» 1998 — № 37 — С. 1 — 15.
- Столярчук И.В. Особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.: Дис.. канд. псх. наук. М., 1993 —213 с.
- Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Избр. пед. соч.: В 5 т. Киев, 1979 — Т. 1. — С. 59 — 220
- Тарасова Н.П. Уровни развития самостоятельности мышления младших школьников: Автореф. дис. .канд. псх. наук. -М., 1988 159 с.
- Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. М., 1962 — 40 с.
- Терегулов Ф.Ш. Формирующая бисоциальная педагогика. Уфа, 1999. -386 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984 — 272 с.
- Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981 — С. 298 — 304
- Тютюник В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда: Дис. д-ра псх. наук. М., 1994
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989−208 с.
- Фидельман М.И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте.: Дис. канд. псх. наук. — М., 1994
- Фоменко Н.Е. Связь творческого познания с особенностями личности младшего школьника: Дис.. канд. псх. наук М., 1995 — 146 с.
- Хазратова Н.В. Формирование креативности под влиянием социальной микросреды.: Дис. канд. псх. наук. М., 1994
- Холл Ст. Собрание статей по педологии и педагогике. М.: Моск. изд-во, 1912.-444 с.
- Холл Ст. Социальные интересы у детей и учреждения их развития.: С-Пб., 1909.-238 с.
- Чурбанова С.М. Психологические условия продуктивности решения дивергентных задач дошкольниками: Дисс. канд. псх. наук. М., 1990.
- Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. -80 с.
- Шумакова Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей // Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина -М.: Педагогика, 1991-С. 10−35.
- Шумакова Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников//Вопросы психологии. 1991. -№ 1 — С. 27−32.
- Шумилин АЛГ. Проблемы теории творчества. — М.: Высшая школа, 1989.- 143 с.
- Щебланова Е.И. Индивидуальные особенности развития творческого мышления у младших школьников при специальном обучении. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии № 2 (6). — М.: Педагогика, 1991. — С. 34−39.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — 560 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: Знание, 1974−64 с.
- Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб.: Образование, 1910. — 208 с.
- Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1996. — 136 с.
- Юркевич B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей // Вопросы психологии — 1980. — № 2 С. 83 — 92.
- Яковлева E. J1. Психология развития творческого потенциала школьников: Дис. д-ра псх. наук. -М., 1997.-368 с.
- Яковлева E. JL, Аминов Н. А. Особенности нравственного поведения младших школьников с познавательными и творческими способностями // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии 1991 — № 2 -С. 39−44.
- Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. — М.: Знание, 1985 — 80 с.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.-С. 89- 105.
- Barron F/ Putting Creativity to Work // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed) Cambrige: Cambrige Univ. Press, 1988 — P. 76 — 98
- Guilford J.P. The Nature of Human intelligence. New York, 1967.
- Getzels J.W., Jackson P.W. Creativity and intelligence. New York, 1962.
- Kubie L.S. Neurotic distortion of the creative process. Lowrence K.S. University of Kansas Press, 1958.
- Maslow A. Motivation and personality. Rev. Ed New York: Harper and Row, 1970.-P. 150
- May R. The courage to create, N.Y.: Norton, 1975
- Mednich S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Pewiew. 1969 — № 2. — P. 220 — 232.
- Renzulli J. System and models for developing programs for the gifted and talented. — Mansfierd Center, CN: Creative Learning Press, 1986.
- Scott G.P. The Function of Enotions in Behavioral Systems: A Systems Theory Analisys // Emotions Theory, Research and Experience. V.l. N.Y.: Academic Press, 1980 — P.35 — 56
- Sternberg R. J. The nature of creativity. New York: Cambridge University Press, 1988.
- Sternberg R. J. Successful Intelligence. A Plume Book New York, 1997
- Sternberg R. J. Thinking styles. Cambridge Univ. Press, 1997
- Taylor C.W. Cultivating multiple creative talents in Students // Journal for the Education oftheGiften, 1985.-V. 8.-P. 187- 198.
- Taylor C.W. The nature of creative process // Creativity: an examination of creative process. Ed. by Smith. N.Y., 1959
- Thurstone L.L. The nature of intelligence. New York: Harcourt, 1924.
- Torrance E.P. Guiding creative talent Englewood Cliffs, W.J.: Prentice — Hall, 1964.
- Torrance E.P. Education and creative potential. Minneapolis, 1963.
- Torrance E.P. The Search for Satori and Creativity. Buffalo N.Y.: Creative Education Foundation, 1979.
- Wollach M., Kogan N. E new look at the creativity intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. — № 33. — P. 348 — 369