Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Источники. 
Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Боязнь оценки: распространенное проявление воспринимаемой угрозы статусу, опасения участника, что сама обстановка обучения, выполнения заданий поставит его в положение проверяемого, что оценка его учебной работы или проявления его личных качеств станут предметом обсуждения сотрудников, поставит под сомнение его квалификацию, авторитет и т. д.; Отсутствие предварительной вовлеченности: иногда… Читать ещё >

Источники. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сопротивление — это проявление закрытости, барьера перед освоением нового опыта. В обстановке тренинга некоторая закрытость естественна, и воспринимать ее следует спокойно, истоки ее нетрудно понять. В самом деле, задумаемся: на что направлены усилия тренера? Каков характер планируемых результатов? Освоение новых представлений, развитие новых навыков, изменения в образе действий, отношений. Иначе говоря, парадоксально, но за несколько дней мы хотим добиться изменения на поведенческом (а иногда и на личностном!) уровне (см. Парадоксы тренинга). Представьте свою собственную реакцию, если кто-нибудь скажет, что собирается научить вас делать вашу работу эффективнее, особенно если эта работа — взаимодействие с людьми, а тем более руководство ими.

Мы можем многому научиться у Фредерика Перлса (F. Peris), врачапсихиатра и психотерапевта, основоположника гештальт-терапии, который рассматривал сопротивление как нежелание человека осознать свои негативные чувства, отрицательное отношение[1]. К чему?.. Об этом стоит поговорить подробнее.

Пример. Разуверившийся менеджер

Тренинг по развитию команды в крупной торговой компании. После первого перерыва к ведущим подошел молодой менеджер, руководитель одного из южных филиалов. Говорил он эмоционально, в голосе звучала сдерживаемая напряженность. Он вежливо объяснил, что ему нравится обстановка занятий, что он понимает всю важность совместной работы. Но все это актуально скорее для тех, кто работает в центральной части страны, он же брошен «на периферию», вынужден работать в одиночку и держать «круговую оборону». Извинившись, он ушел с тренинга. Позже ведущие узнали, что руководство направило этого менеджера руководить филиалом, представив это назначение как повышение. На самом же деле он попал на труднейший участок, где вынужден в одиночку налаживать работу филиала и одновременно справляться с мафиозным окружением. Никто ни о чем его не предупредил. «Парня попросту „кинули…“ — сказали его коллеги, — странно, что он еще не ушел из компании…». Ведущие понимали, что источник сопротивления этого участника не связан с тренингом, он в самой ситуации в компании. Пожалуй, это и было самым огорчительным.

Реакция участников на ситуацию в компании — один из распространенных источников сопротивления. Открытое проявление этой реакции в рабочей обстановке осознанно или неосознанно подавлено, и она находит выход в обстановке тренинга.

Назовем еще несколько распространенных источников сопротивления:

  • • опасения: за обучением новым навыкам могут скрываться новые требования;
  • • страх неизвестного: за обучением новым навыкам могут скрываться еще неизвестные (и потому пугающие) перемены в условиях работы — отсюда неосознанное побуждение доказать самим себе и окружающим, что никакие перемены не нужны;
  • • подозрения: обучение нередко происходит в быстро меняющейся обстановке, когда в организации циркулируют слухи, — обучение, направленное на повышение эффективности работы, нередко воспринимается как пролог к сокращению штатов;
  • • отсутствие предварительной вовлеченности: иногда направление на тренинг проводится без предварительного согласования с участниками, в последний момент, без должной организационной подготовки, в этих случаях решение руководства может быть воспринято как проявление бесцеремонности, вызвать внутренний протест;
  • • угроза статусу: положение учащегося может восприниматься некоторыми участниками (особенно тревожными, неуверенными в своей компетентности) как возможный подрыв своего имиджа;
  • • боязнь оценки: распространенное проявление воспринимаемой угрозы статусу, опасения участника, что сама обстановка обучения, выполнения заданий поставит его в положение проверяемого, что оценка его учебной работы или проявления его личных качеств станут предметом обсуждения сотрудников, поставит под сомнение его квалификацию, авторитет и т. д.;
  • • протест, вызываемый ситуацией на рабочем месте;
  • • привычка: обучение новым навыкам означает переход к новым действиям, отказ от привычных (и поэтому удобных) стереотипов поведения.

Для личности естественно отстаивать свою целостность такой, какова она есть на данный момент, отвергать все, что воспринимается как возможность внешнего вторжения. Все перечисленные факторы вызывают к жизни энергию сопротивления.

  • [1] Перлз Ф. С. Внутри и вне помойного ведра. Радость. Печаль. Хаос. Мудрость. М. :ИОН, 2015.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой