Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Коммуникативный компонент общей готовности к школьной деятельности выступает в качестве ведущего компонента структуры готовности. Более того, он может рассматриваться в качестве пускового механизма последней, так как заключается в формировании у ребенка навыков общения в рамках игровой деятельности, и развитии коммуникативных способностей, необходимых для адекватного восприятия социальной… Читать ещё >

Содержание

  • I ГЛАВА. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
    • 1. 1. Психолого-педагогическая характеристика готовности к обучению в школе. 1.2. Место и роль коммуникативных компонентов в структуре готовности к школьному обучению старших дошкольников
    • I. 3. Развитие коммуникативной готовности старших дошкольников к учебной деятельности
    • II. ГЛАВА. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
      • 2. 1. Выделение и обоснование значимых критериев коммуникативных компонентов готовности к школе
      • 2. 2. Реализация психолого-педагогической системы по формированию коммуникативной готовности старших дошкольников
      • 2. 3. Проверка объективности функционирования системы развития коммуникативных компонентов готовности к учебной деятельности старших дошкольников

Формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Школа как институт социализации предъявляет высокие требования к ученикам уже с первых дней, при этом дополнительную сложность для ребенка представляет смена социального статуса, социальной среды, вида и характера деятельности и индивидуальной готовности к подобной ситуации. В результате затрудняется вхождение обучающегося в учебную деятельность, выступающее необходимым условием развития личности ребенка.

Особую значимость устранения затруднений подобного рода определяет бурный, радикальный темп социальных изменений в нашей стране, повышающий значимость активности личности в конструировании социального мира и взаимодействия с людьми, что приводит к необходимости решения ряда взаимосвязанных проблем: выработки эффективных стратегий в приеме, переработке и усвоении любой информации, в том числе и межличностного характераорганизации плодотворного сотрудничества и социального партнерстваустановлении полноценных межличностных контактовоптимизации взаимоотношений, преодолении барьеров общения на основе достижения взаимопонимания.

Проблема развития коммуникативного компонента готовности к школе стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам. Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребенка в ДОУ, заключаются в неспособности ученика коммуникативно адекватно организовать свою учебную деятельность. Фактически, личность, коммуникативно готовую к дальнейшей социализации, реально существующая система дошкольного образования не создает.

Все вышеозначенное приводит к увеличению интереса в среде ученых к проблеме готовности старшего дошкольника к школе в целом, и коммуникативных компонентов, как ее доминирующей частной составляющей.

Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, среди которых выделяются труды Л. Ф. Берцфаи, Л. И. Божович, Л. А. Венгера, Г. Витцлака, В. Т. Горецкого,.

B.В.Давыдова, Я. Йирасика, А. Керна, Н. И. Непомнящей, Н. В. Нижегородцевой, С. Штребела, Д. Б. Эльконина, и др. Одним из важнейших компонентов готовности к школе, как отмечается в работах.

A.В.Запорожца, Е. Е. Кравцовой, Г. Г. Кравцова, Т. В. Пуртовой, и др., выступает уровень развитости коммуникативной составляющей. На сегодняшний день данное направление приобретает все больший интерес за счет своей ма-лоизученности и многофакторности. 4.

Ведущие специалисты по проблеме общения А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин и другие, рассматривали общение как сильнейший фактор развития личности, ее психического и физического здоровья. Они обогатили психологию интересными научными программами, конкретизировали принципы, задачи и цели изучения закономерностей и механизмов общения.

Существенным вкладом в психологию общения стали работы Г. М. Андреевой, Э. Берна, Г. А. Ковалева, В. А. Петровского. Исследованию проблемы понимания и взаимопонимания в межличностном познании и общении посвящены работы Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, К. Роджерса,.

C.Л.Рубинштейна, Т.Шибутани. Большой интерес представляют исследования, посвященные вопросам изучения особенностей социума дошкольников, данное направление освящено в научных работах А. В. Басова, В. А. Беликова,.

B.Г.Бочаровой, Л. П. Гурьяновой, М. Е. Дуранова, Р. А. Литвак. A.M. Троян, и других.

Однако преобразование сложившейся на сегодняшний день практики функционально-ролевого общения в рамках учебной деятельности в сторону соответствия потребностям современного социума происходит крайне медленно. У большинства воспитуемых по отношению к школе доминируют отрицательные эмоции, имеются трудности в общении, как с педагогами, так и со сверстниками. Что подтверждается работами таких исследователей как: В. С. Бабич, В. С. Мухина, А. Г. Гостев, В. Л. Семенов, У. В. Ульенкова, С. В. Хозе и другие.

В то же время, дошкольный возраст содержит в себе глубокие потенциальные возможности, которые позволяют будущему школьнику быть выразительным, свободным в общении, лучше понимать внутренний мир других людей. Не случайно вопросам преемственности между детским садом и школой посвящены работы К. В. Бардина, Л. И. Божович, Г. В. Бурменский, Н. Ф. Виноградовой, Л. Е. Журовой, А. Г. Лидерса, В. С. Мухиной и другие.

Необходимо отметить, что проблема развития способностей по своей теоретической и практической значимости относится к одной из фундаментальных проблем психологии, достаточно широко представленной в трудах отечественных психологов С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Н. С. Лейтеса, Э. А. Голубевой, Л. А. Венгера, В. А. Крутецкого, В. Д. Шадрикова и других.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог диссертационному исследованию можно отметить следующие его основные результаты и положения:

1. Готовность является итогом психического развития в дошкольном возрасте. Ее нельзя диагностировать исходя из особенностей учебной деятельности младших школьников. Психологические особенности младшего школьника, формирующиеся в процессе овладения учебной деятельностью, не могут быть предпосылками этого процесса. Это закономерно вытекает из соотношения обучения и развития, из признания той ведущей роли, которую играет обучение в психическом развитии детей. Новообразования каждого возрастного периода являются новообразованиями не потому, что на предыдущих этапах они полностью отсутствуют, а потому, что на каждом возрастном этапе возникают новые сочетания, новые взаимоотношения и новая субординация психических функций и личностных особенностей ребенка. Психологическое исследование, направленное на изучение генезиса различных новообразований, должно искать и раскрывать предпосылки новообразований, прежде всего, в стадиях, отделяющих один период развития от другого.

2. Ситуацию, характеризующую состояние, отделяющее стадию дошкольного периода психического развития от стадии с доминантой учебной деятельности можно назвать готовностью к школьному обучению. Данная ситуация выступает необходимой психологической предпосылкой для вхождения в учебную деятельность и определяется нами как определенный уровень развития способностей, характеризуемый овладением навыками, знаниями, мотивацией и поведенческими реакциями характерными для игровой деятельности и наличием у ребенка интеллектуальной активности, направленной на поиск новой ведущей деятельности. В поведении ребенка сформи-рованность готовности к школьному обучению проявляется в виде неудовлетворенности осуществлением деятельности, характерной для предыдущего этапа развития и стремлением к новым для себя видам деятельности. Причем неудовлетворенность быстро проходит в условиях школьного этапа. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что он имеет желание занять определенную позицию в обществе людей, а именно ту, которая открывает ему доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.

3. Готовность выступает в качестве отправной точки при поступлении ребенка в школу и носит определяющий характер при овладении им учебной деятельностью за счет облегчения вхождения в нее. При этом она является сложным, многокомпонентным понятием, имеющим следующую структуру: а) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития моти-вационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов — сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость. б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности. в) социально-психологическая (коммуникативная) готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем. Этот компонент предполагает достижения детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками и взрослыми и переход от эгоцентризма к децентрации.

4. Коммуникативный компонент общей готовности к школьной деятельности выступает в качестве ведущего компонента структуры готовности. Более того, он может рассматриваться в качестве пускового механизма последней, так как заключается в формировании у ребенка навыков общения в рамках игровой деятельности, и развитии коммуникативных способностей, необходимых для адекватного восприятия социальной реальности в рамках учебной. Именно коммуникативный компонент позволяет ребенку уточнить и сформировать набор знаний и представлений об окружающем мире, и выработать собственную позицию по отношению к учителю, сверстникам и деятельности. По нашему мнению можно утверждать, что коммуникативный компонент готовности к учебной деятельности представляет собой определенный уровень развития коммуникативной деятельности, позволяющий относительно легко войти в новую деятельностную среду.

5. Способность выступает в качестве интегральной индивидуально-психологической особенности личности, выступающим центральным фактором, детерминирующим овладение человеком той или иной деятельностью. Способность состоит из совокупности знаний, навыков и мотивации, опосредуемых объективными социальными условиями. Причем, знания и навыки выступают результатом прохождения предыдущего этапа развития, а мотивация выражается в повышенной активности субъекта, направленной на вхождение в новую, незнакомую для него деятельность. Таким образом, для оценки наличия способностей к той или иной деятельности у ребенка необходимо оценить наличие активности, направленной на включение в данную деятельность и уровень сформированное&tradeзнаний и навыков, выступающих базисными для перехода в нее.

6. Коммуникативные способности, под которыми мы понимаем, интегральную индивидуально-психологическую особенность, состоящую из совокупности знаний и навыков, обеспечивающих необходимый для коммуникативной деятельности базис, и активности субъекта, направленной на включение в процесс общения на более высоком уровне, опосредуемых объективными социальными условиями, выступают основой коммуникативного компонента готовности к учебной деятельности.

7. Анализ имеющихся на сегодняшний день программ, систем и методик организации учебно-воспитательного пространства дошкольного учреждения, показывает необходимость создания авторской психолого-педагогической системы, направленной на формирование коммуникативных компонентов готовности к школе. Генеральной целью которой является формирование коммуникативных компонентов готовности детей старшего дошкольного возраста к учебной деятельности. Для реализации данной цели, исходя из определенных в теоретической главе закономерностей и особенностей развития коммуникативной деятельности, нами определены следующие задачи формирования коммуникативных компонентов готовности к школе старших дошкольников:

У целенаправленное развитие коммуникативной деятельностиорганизация и реализация объективной психолого-педагогической поддерживающей деятельностиосуществление мягкого психолого-педагогического коррекционного воздействия для устранения отклоняющегося развития.

8. На основе выделенных целевых, концептуальных и организационных установок, операциональный этап психолого-педагогической системы по формированию коммуникативных компонентов готовности к школе детей старшего дошкольного возраста приобретает восходяще-поэтапную структуру, следующего вида: мотивационно-презентативный этап, этап формирования базовых коммуникативных компонентов, этап усложнения развития коммуникативных компонентов, обобщающе-результативный этап.

9. На эмпирическом уровне степень сформированности коммуникативных компонентов готовности к учебной деятельности можно оценить по следующим критериальным показателям:

• Активность, направленная на поиск коммуникативной деятельности, проявляющаяся: с одной стороны в неудовлетворенности осуществлением деятельности, характеризующейся низким уровнем общения, характерным для предыдущего этапа развитияс другой стороны — в стремлении к погружению в новую для ребенка ситуацию общения в рамках более сложной учебной деятельности. Причем данное погружение осуществляется легко и субъективно незаметно для ребенка.

• Коммуникативные навыки, достигшие уровня, позволяющего свободно и легко взаимодействовать в рамках игровой деятельности, проявляющиеся в отсутствии психологических барьеров при общении как со взрослыми, так и со сверстниками в различных условиях.

• Коммуникативные знания, достигшие уровня, достаточного для первичного восприятия новой информации и адекватного ситуации реагирования на нее.

10. Учитывая высокую степень зависимости всех выделенных компонентов коммуникативной готовности к школьному обучению и сложность их оценки, нами был выбран подход к определению уровня развития коммуникативного компонента готовности к школьному обучению через определение уровня коммуникативных навыков и последующего сравнения с уровнем активности, направленной на поиск новой ведущей деятельности.

11. Основываясь на гипотезе о том, что применение авторской психолого-педагогической системы, приведет к более высокому по сравнению с существующими программами дошкольной подготовки уровню коммуникативной готовности к учебной деятельности, нами было проведено опытно-экспериментальное исследование, осуществленное в период с 1999 по 2004 гг. Реализация эксперимента осуществлялась в три этапа: констатирующий этап (1999 — 2000 г.) — формирующий этап (2000 — 2003 г. г.) — заключительный этап (2003 — 2004 г. г.).

12. В процессе проведения опытно-экспериментальной работы за базовую совокупность мы приняли четыре учебных группы. В результате общее количество воспитанников составило 174 человек, из них экспериментальная группа составила 87 человека и контрольная — 87. Целью констатирующего эксперимента являлась оценка наличного уровня сформированности коммуникативных навыков старших дошкольников: навыков передачи информацию (произносительные, артикуляционные, звукопроизносительные) — навыков восприятия и адекватной оценки тематической информациинавыков взаимодействия с членами коллективанавыков трансформации информации.

152 со сложной речевой структуройнавыков сопереживания, сочувствования, проявления эмпатиинавыков адекватной оценки себя и другихнавыков принятия мнения другого и его понимания и определение уровня коммуникативной активности.

13. В качестве методической основы для подобного исследования выступает соотношение экспертных оценок коммуникативной активности детей (со стороны двух воспитателей, методиста, психолога и учителя-логопеда) и специализированных коммуникативных методик (авторская методика речевой диагностики в основу, которой положена качественно-количественная методики речевой диагностики О. Б. Иншаковой и В. В. Коноваленко, С.В.Коноваленко). Вышеозначенная методика состоит из совокупности заданий, разделенных на десять блоков. Каждый блок призван обеспечить диагностику уровня сформированности определенного комплекса вербальных навыков.

14. На констатирующем этапе результаты первичной диагностики, обработанные с помощью статистического и математического инструментария позволяют констатировать, что сравниваемые контрольная и экспериментальная группы на момент начала эксперимента идентичны по уровню сформированности коммуникативного компонента готовности. Причем данный уровень может быть охарактеризован как низкий. Соответственно, изменения в уровне развития коммуникативного компонента в процессе эксперимента между данными группами с высокой степенью вероятности могут быть отнесены на действие психолого-педагогической системы.

15. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что использование авторской системы обеспечивает повышение уровня развития навыков, по сравнению с традиционными программами на 30,46% по абсолютным показателямна 20,5% в среднем по выборке. А также преобладание коммуникативной инициативы на 44,58%, более низкий на 26,43% уровень фиксации на игровой деятельности и оценка легкости переключения с игровой на учебную деятельность у детей экспериментальной группы превышающая аналогичную у контрольной на 46,6%. Что говорит о более эффективном воздействии психолого-педагогической системы на уровень коммуникативной активности по сравнению с традиционной программой дошкольного образовательного учреждения.

16. В заключение необходимо указать на те аспекты изучаемых проблем, которые не были достаточно глубоко проработаны в настоящей работе и которые требуют дальнейшего изучения.

Во-первых, нуждается в более комплексной оценке за счет учета всех трех факторов коммуникативного компонента готовности (навыков, активности и знаний) эффективность разработанной системы.

Во-вторых, интересным представляется экспериментальная проверка диагностики уровня готовности на школьном этапе.

В-третьих, с практической точки зрения важным направлением, по нашему мнению, может выступить анализ соотношения коммуникативной активности, коммуникативных навыков и коммуникативных знаний в комплексной структуре коммуникативной готовности.

В-четвертых, апробация системы будет носить более качественный характер при условии проведения дополнительных этапов экспериментальной работы: в начале 1 года школьного обучения и по окончании первого класса.

В-пятых, нуждается в разработке и апробации система подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений призванная обеспечить полноценность и гармоничность формирования коммуникативных компонентов готовности к учебной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-333 с.
  2. А.А., Акишина Т. Е., Кано X. Жесты и мимика в русской речи. -М.: Русский язык, 1991.-265 с.
  3. В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -587 с.
  4. Е.П., Иванова В. М. Общение с родителями: зачем? Как? М., 1993.
  5. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. Для студ. Сред. И высш. Пед. учеб. Заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-248 с.
  6. В.В., Поваренков Ю. П., Смирнов Е. И., Шадриков В. Д. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы. Учебное пособие. -М.: Издательство Гардарики, 2002. 384 с.
  7. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1993.
  8. Л.Ф. и др. Компьютерные методики в развитии мышления дошкольников. // Специалист. 1999. -№ 5. — с. 19−25.
  9. А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Владос, 1999.-176 с. I
  10. Ю.Батищев Г. С. Особенности глубинного общения. //Вопросы философии, N3, 1995.-с. 109- 129.
  11. К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. — 399 с.
  12. А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. -192 с.
  13. В.Н. Сущность и типы педагогического регулирования взаимодействия детей дошкольного возраста. // Педагогический Вестник. № 1. 2002.
  14. Н.Д. Влияние стилей педагогического общения на функционирование мыслительных операций учащихся средних школ. Автореф. дис.. к. психол. н. — Ставрополь, 2000.
  15. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  17. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии. // Педагогика. 1993. — № 5. — с. 12−15.
  18. Л.А. Формирование готовности к школьному обучению детей с незначительными отклонениями коммуникативной функции. Автореф. дис.. к. пед. наук, Москва 1999.
  19. Г. В. Психология делового общения: Учеб. пособие. 2-е изд. -М.: ИНФРА — М, 2001. — 295 с.
  20. Н.М. Моделирование воспитательного процесса // Воспитательная деятельность: методология, содержание, технология. Астрахань, 2001.
  21. С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2002. — 96 с.
  22. Л.Г. Особенности управления дошкольным образовательнымучреждением на этапе внедрения педтехнологий. http://vvvv.infonnika.ru.
  23. А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. -3-е изд., перераб. и допол. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. -320 с.
  24. Л.П. Человек: деятельность и общение. — М., 1978.- 57 с.
  25. ., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия в клинической практике». — М.: «Информационный центр психологической культуры», 2000. 184 с.
  26. Ю.Е. Особенности работы с детьми, имеющими отклонения в развитии // Начальная школа. 2000 — № 2 — с. 37 — 42.
  27. Л.А. Что ни звук, то и подарок. Рассказы о звучащей речи. -М.: Новая школа, 1996. 112 с.
  28. Т. Ребенок с нарушениями развития // Частная школа. 1995 —№ 2 -с. 149- 158.
  29. С.В. Психическое состояние детей дошкольного возраста. Авто-реф. дис.. к. психо. наук, Казань-2001.
  30. Л.А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: Знание, 1994.-192 с.
  31. Е.М., Костомаров В. Г. О своеобразии отражения жестов вербальными средствами. // Вопросы языкознания. 1981. — № 1.
  32. Н.В. Эмоции изучаемые с помощью анализа интонационной окраски голоса. // Вопросы психологии. 1965. — № 3.
  33. С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые слова, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ. СПО, 1999. — 538 с.
  34. Вовчик-Блакитная Е. А. Детские контакты и их мотивы. Психология дошкольника. Хрестоматия.- М.: Academia, 1997, с. 56 -59. // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 6. — с. 56 — 69.
  35. В.И. Педагогическая система формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности. Автореф. дис.. к. пед. наук, Саратов, 2003.
  36. А. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении. -М.: Прогресс, 1990. 184 с.
  37. И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. -М., 1993.
  38. Е.Г. Педагогические условия развития у педагога способности к фасилитирующему общению в процессе его профессиональной деятельности (на материале учреждений дополнительного образования детей). Автореф. дис. к. пед. наук. Хабаровск 1999.
  39. JT.C. Основы дефектологии. СПб.: Издательство «Лань», 2003.-656 с.
  40. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  41. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.- 224 с.
  42. Лю. Невербальные средства выражения благодарности в китайском коммуникативном поведении // Культура общения и ее формирование. Вып.7. Воронеж, 2000. С. 47.
  43. Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2003. — 240 с.
  44. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию
  45. XXI века. /Новые ценности образования, вып. 6, 1996, с. 29 — 35.
  46. JI.H., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. -М.: Просвещение, 1992. 143 е., ил.
  47. П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  48. З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика Автореф. дис. д. пед. наук. Москва-2000.
  49. .М. Личность и нарушения общения. М.: Изд-во Московского университета, 1987.
  50. С.И. Основы педагогики. М: Школа — пресс, 1995. — 447 с.
  51. Д.Б. Формирование познавательной активности детей // Дошкольное воспитание. 1986. N 1. С. 28−32.
  52. И.Н., Седодов К. Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. М.: Лабиринт, 1997. — 224 с.
  53. Л.Г. Особенности коммуникативного поведения дошкольников иностранного происхождения в условиях русскоязычного детского сада // Культура общения и ее формирование. Вып.4. Воронеж, 1997. С. 53.
  54. В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
  55. О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией. // Дефектология. 1995. — № 6. — с. 7−16.
  56. Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения. // Дефектология. — 1998. № 5. -с. 76−87.
  57. Г. В. Развитие ведущей формы общения у дошкольников с нарушениями зрения. // Дефектология. 2001. — № 2. — с. 76−83.
  58. О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся мигрантов в поликультурном образовательном пространстве Автореф. дис. д. пед. наук. Ростов-на-Дону — 2000.
  59. О.Н. Использование ролевых игровых ситуаций при формировании коммуникативных умений. Автореф. дис.. д. пед. наук. Москва 1999.
  60. Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. СПб.: Питер, 2004. 208 е.: ил.
  61. А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств. Автореф. дис. .доктора пед. н., Ростов-на-Дону, 2001.
  62. И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. -224 с.
  63. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учебное пособие. / Я. А. Каменский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.- под ред. Я. А. Полонского, Е. А. Панько. Мн.: Университетская, 1997. — 237 с.
  64. А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителей и родителей. М., 1987. — 207с.
  65. А.В. Общение: наука и искусство. М.: Знание, 1978, — 43 с.
  66. В.А. Формирование готовности старших дошкольников к речевому общению в игровых формах обучения. Автореф. дис. .к. пед. н., -Курган, 2000.
  67. А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка. Автореф. дис. .к. психо. н., Нижний Новгород — 2000.
  68. М.С. м др. Генотип. Среда. Развитие. / М. С. Егорова, Н. М. Зырянова, О. В. Паршикова, С. Д. Пьянкова, Ю. Д. Черткова: Монография. М.: ОГИ, 2004. — 576 с.
  69. Т.В. Педагогическая поддержка социальной интеграции детей сограниченными возможностями. Автореф. дис. .к. пед. н., Саратов-2000.
  70. И.М., Игумнов С. А. Групповая психотерапия эмоциональных и поведенческих расстройств в детском возрасте: Метод, рекомендации. — Мн., 1997.-187с.
  71. Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопедов / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИ-ТУР, 2000. 320с.
  72. И.И. Педагогические условия развития речевых коммуникаций старших дошкольников., Автореф. дис. к. пед. наук. М., 1997.
  73. С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков. Справочное пособие./Под ред. В. Т. Кондрашенко. Мн.: Беларуская навука, 1999. -189 с.
  74. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Дошк. педагогика и психология» /Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др.- Под ред. М. Н. Колмаковой, В. И. Логиновой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1988. — 447 с.
  75. И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль: «Академия развития», «Академия, К'», 1998.-240 е., ил.
  76. Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. Т. В. Антоновой.-М., 1995.
  77. Кан-Калик В. А. Основы профессионального педагогического общения. -М, 1987.
  78. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
  79. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. -М., 1995.
  80. О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
  81. А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль, 1991.
  82. С.Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. ~М., 1978.
  83. С. Техника обратной связи. Мастер общения. СПб.: Питер, 2002.-192 с.
  84. В.Б. Введение в теорию коммуникации. Учебное пособие. Воронеж, 2000. — http://kachkine.narod.ru /Contents.htm.
  85. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 е., ил.
  86. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -176 с.
  87. Н.А. К проблеме «подачи личности» в российской коммуникативной традиции // Культура общения и ее формирование. Вып.З. Воронеж, 1996. С, 36.
  88. С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
  89. С.А. «Я человек», программа приобщения ребенка к социальному миру. -М., 1996.
  90. Н.И. От конспекта к диссертации. М.: Флинта: Наука, 2002.-288 е.: таб.
  91. Л.Б. Формирование у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школу. Автореф. дис. .к. пед. н., Магнитогорск-1999.
  92. И.Г. Коррекция недостатков развития коммуникативных качеств старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации // Дефектология. 1998. — № 6 — с. 50−59.
  93. Г. Г. Подготовка детей к школе / Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. М., 1985.-145 с.
  94. Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. — 208 е., ил.
  95. Ф.А. Кандидатская диссертация. М., 1999.
  96. М. Если ребенок завис: в борьбе с аутизмом // Народное образование. 2002. — № 1. — с. 114 — 119.
  97. Кэрролл Ли, Тоубер Джен Дети «Индиго». Пер. с англ. К.: «София" — М.: ИД „София“, 2004. — 288 е., ил.
  98. В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения. // Вопросы психологии. 1986. -№ 3.
  99. В.А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методика. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.А.Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. М.: Издательский центр „Академия“, 2001. — 288 с.
  100. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  101. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. -М.: педагогика, 1983.
  102. А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемыобщей теории речевой деятелньости. М.: Наука, 1965.
  103. А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
  104. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.
  105. А.А. Психология общения: Учебное пособие. 3-е изд. — М.: Смысл, 1999.
  106. М.И. Специфика общения в сюжетно-ролевых играх (старший дошкольный возраст). // Дошкольное воспитание. 1981. — № 5. — с. 34 — 36.
  107. А.Г. Психологический тренинг с подростками / А.Г.Лидерс- Рец.: В. М. Минияров, Ю. И. Фролов. М.: Academia, 2001. — 250 с.
  108. М.Л. Внушение и мы / Предисл. Н. К. Липгарта. М.: Знание, 1983.
  109. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. — 144с.
  110. М.И. Общение, личность и психика ребенка. Москва — Воронеж, 1997.
  111. М.И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев, 1987.
  112. Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания (прогнозирование в процессе общения). Л.: Знания, 1982.
  113. Н.А. Особенности коммуникативного поведения младших школьников // Культура общения и ее формирование: Материалы IV научно-методической конференции. Воронеж, 1997. С. 55.
  114. Н.А. Вербальное поощрение: коммуникативные ожидания ребенка // Язык и национальное сознание: Материалы научной конференции. Вып. 2. Воронеж, 1999. С. 188−191.
  115. Н.А. Коммуникативное поведение младшего школьника в общении с педагогом // Детская речь и пути ее совершенствования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 1999. С. 67.
  116. Н.А. Коммуникативное поведение младшего школьника. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Воронеж, 1999. 22 с.
  117. Е.В. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Ин-т общ. сред, образования Рос. акад. образования.-2000.- 22.: ил.
  118. Г. Разговор как психотерапевтическое средство: Общение с детьми в группах Монтессори. // Дошкольное воспитание. 2000. — № 3. — с. 80−86.
  119. С. Как развить способности ребенка. СПб.: Питер Пабли-шинг, 1997. — 256 с. — (Серия „Вы и ваш ребенок“).
  120. Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах. /Серия „Мир вашего ребенка“. Ростов н/Д.: Феникст, 2002. — 32 с.
  121. О.И. Формирование профессиональной коммуникативной культуры будущего педагога ДОУ: содержательный и процессуальный компоненты. Автореф. дис. .к. пед. н., Саранск -2002.
  122. Г. К. Дошкольный проект Сороса программа дальнейшего совершенствования системы образования России. //Педагогический Вестник. № 1.2002.
  123. Межличностное общение / Сост. и общая редакция Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. СПб.: Питер, 2001.-512 е., ил.
  124. Е. Я ты — мы: Психологические возможности улучшения общения. / Пер. с польс. — М.: прогресс, 1986.
  125. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.Г.Хрипковой- отв. ред.
  126. А.В.Запорожец. -М.: Педагогика, 1979.-416 с.
  127. Н.Н. Педагогика поддержки / Н. Н. Михайлова, С.М. Юсин- Рец.: С. Д. Поляков, В. И. Слободчиков.. М.: МИРОС, 2002. — 208 с. -(Гражданское образование: мир без конфронтации).
  128. А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.- 320 с.
  129. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 7-е изд. Стереотип. — М.: Академия, 2003.-456 с.
  130. Настольная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения /Сост. Г. Л. Фриш М.: ООО „Издательство Астрель“: ООО „Издательство ACT“, 2002. — 464 с.
  131. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 3-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.
  132. Н. В. Использование детских рисунков как средства диагностики и коррекции психического развития детей. // Педагогический Вестник. № 1.2002.
  133. Н.В. Результаты апробации комплексной процедуры диагностики школьной готовности // Педагогический вестник, 2003, № 5
  134. Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2001.
  135. Н.В., Шадриков В. Д., Воронин Н. П. Готовность к обучению в школе: теория и методы исследования. Ярославль: ЯГПУ им. К. ДУшинского, 1999.-248 с.
  136. Е.А. Самореализация школьника в учении (теория и практика). Автореф. дис. .к. пед. наук. Саратов, 2002.
  137. Г. С. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. — М., 1985.
  138. И.Н., Васина Н. В. введение в практику психологического исследования. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. — 348 с.
  139. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М., 1990.
  140. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. — 750 с.
  141. А.А. Введение в теорию психокоррекции. М., 2000.
  142. А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 512 с.
  143. И.М. Методика формирования коммуникативных умений и навыков в профессиональной подготовке будущих учителей математики. Автореф. дис. .к. пед. н., Орел — 2003.
  144. Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования / Под ред. Т. А. Репиной. М., 1978.
  145. М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: „Издательство ГНОМ и Д“, 2001.-160 с.
  146. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
  147. Т. Секреты общения, или лучший способ изменить другого -это изменить себя. Саратов: предприятие „Печатный двор“, 1995. -44с.
  148. Педагогическая психология: учебное пособие / В.Казанская. СПб.: Питер, 2003. — 366 е.: ил.
  149. Е.А. Знаки общения. М.: „Издательство ГНОМ и Д“, 2001. -256 е., ил.
  150. В.Ф., Кучеренко В. В. Взаимосвязь эмоций и цвета // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 1988. № 3. С. 70−82.
  151. Пере-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. — 248 е., ил.
  152. Ю.П. Психологическое содержание профессиональногостановления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 160 с.
  153. Ю.П., Шадриков В. Д. Формирование информационной основы деятельности в процессе профессионально обучения //Психологический журнал, 1990. Т. 2. № 2.
  154. Н.М. Цветовой игротренинг. СПб.: Речь, 2002. — 152 с.
  155. Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. М., 1996.
  156. Л.В. Дошкольная педагогика / Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммо-сова. Пед. ин-т. Якутск 4.2. — 2002. — 100 с.
  157. А.Н. Обучение дошкольников комбинаторному экспериментированию // Вопр. психологии. 1991. N 4. С. 29−34.
  158. Практикум по арт-терапии // Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2000. — 448 е., ил.
  159. Программа развития и обучения дошкольника: Говорим правильно: 6 лет / А. С. Герасимова и др. СПб.: Нева- М.: OJIMA-npecc, 2000. — 61 е.: ил. — (Золотая коллекция детского сада).
  160. Программа развития и обучения дошкольника: 6 лет / А. С. Герасимова и др. СПб.: Нева- М.: OJIMA — пресс, 2001. — 95 е.: ил. — (Золотая коллекция детского сада).
  161. М.М. Работа с родителями в ДОУ / Якут. гос. ун-т- Саха гос. пед. акад. МО РС (Я). Якутск, 2002. — 96 с.
  162. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. И общая редакция В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2001.-256 с.
  163. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Издательский центр „Академия“, 1997. — 384 с.
  164. В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001. — 203 с.
  165. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1974.
  166. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. М., 1983.
  167. Т.А. Роль дошкольной группы в развитии социального поведения ребенка // Психотические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М., 1983.
  168. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 е., ил.
  169. Е.С. Графические методы в практической психологии. -СПб.: Речь, 2001.-416 с.
  170. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.
  171. Г. В. О некоторых аспектах педагогической коммуникации // Педагогика как наука и как учебный предмет: Тезисы докладов международной научно-практической конференции, 2000.
  172. А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками. // Дошкольное воспитание. 1988. — № 3. — с. 37 — 45.
  173. Р.В., Белолюбская А. А. Логические игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет / М-во образования Респ. Саха (Якутия). Якут. гор. упр. образования. Якутск, 2001. -37 е.: ил.
  174. Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.
  175. Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6−7 летнего возраста. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 1997. 384 с.
  176. В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту / пер. с англ. М.: Апрель пресс, Изд-во ЭКСМО -Пресс, 2001. — 320 с.
  177. Свенцицкий А. Л Социальная психология: Учебник. М.: ООО „ТК Велби“, 2003.-336 с.
  178. Н.Д. Интонационная система русского языка. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1982. — 176 с.
  179. В. Азы общения. СПб.: Питер, 2002. — 224 с.
  180. Т.А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми. Автореф. дис. .к. пед. н., Нижний Новгород — 1999.
  181. Е. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО „Речь“, 2004. 350 е., ил.
  182. П. В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. М., 1962.
  183. Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 160 е., ил.
  184. Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. Москва. Издательство „Школа-Пресс“, 1997 г.
  185. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1982. — 1600 е., ил.
  186. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. — СПб.: „Дуэт“, 1994.-752с., С. 388.
  187. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
  188. Н.В. Особенности вербализации эмоциональных представлений дошкольниками. Автореф. дис. .к. психо. н., Москва-1999.
  189. Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. 1996. — № 1. — с. 67 — 71.
  190. О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 288 с.
  191. .К. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. М., 1988.
  192. Л.Ф. Сущность педагогических систем: к теории и методологии вопроса. //Педагогический Вестник. № 1. 2002.
  193. Д. Значение опыта общения слепого ребенка с физической и социальной средой. // Дефектология. 1999. — № 3. — с. 15−23.
  194. Л.Е. Диагностика готовности к школе. Саратов: Изд-во Саратовского педагогического ин-та, 1997. — 96 с.
  195. Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. Сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. 5-е изд. -М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
  196. Т.В. Говорить правильно и выразительно это радость общения друг с другом. // Начальная школа. — 2001. — 310. — с. 23 — 27.
  197. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии:
  198. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, М.: Просвещение: Владос, 1995. -291 с.
  199. Учимся общаться с ребенком / В. А. Петровский и др. М., 1993.
  200. М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: просвещение, 1989 .
  201. JI.M. Психология воспитания. Книга для тех кто любит детей.- М.: ТЦ „Сфера“, 199. 208 с.
  202. Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии (зарубежный опыт). // Дефектология. 1999. — № 1. — с. 64 — 71.
  203. ЮЛ. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980.-208с. ил.
  204. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Состав. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М.: Издательский центр „Академия“, 1999.-560 с.
  205. А.Г. Проблема социального и биологического в развитии ребенка. // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975.
  206. Е.Д., Мельникова Т. С. как научить ребенка думать и говорить. -М., 1993.
  207. Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции. Автореф. дис. .доктора пед. н., — Екатеринбург 1998
  208. Чего на свете не бывает? / Под ред. О. М. Дьяченко. М., 1991 — 64 с.
  209. М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 160 с.
  210. Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности. М.: Издательство „МЗ — Пресс“, Издатель Воробьев А. В., 2002.-232 с.
  211. Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  212. В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль, 1981.
  213. В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.
  214. В.Д. Деятельность и способности. — Москва, 1994.
  215. Т.А. Особенности и условия развития общения и межличностных отношений у дошкольников с нарушениями зрения. Автореф. дис. .к. психо. н., Краснодар 2001.
  216. JI.M., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) СПб.:"ДЕТСТВО — ПРЕСС», 1998.-384 с.
  217. М.И. Пути развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников. // Дефектология 1999. — № 6. — с. 14 — 24.
  218. Е.Э. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1985.
  219. Т. Почему дети ругаются? // Обруч. 2001. — № 6. — с. 16−18.
  220. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов — н/Д: РИА АО «Цветная печать», 1995.
  221. Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3−5 лет в игре. -М., 1984.
  222. О.С. Педагогическая поддержка подростков в ситуации социального выбора //Педагогический Вестник. № 1. 2002.
  223. Т.А. Особенности й условия развития общения и межличностных отношений у дошкольников с нарушениями зрения. Автореф. дис.к. психо. н., Краснодар 2001.
  224. Энциклопедический словарь, т. З /Под ред. Б. А. Введенского, «БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», М., 1955. 744 с.
  225. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Психология личности. М., 1982.
  226. Эмоциональное развитие ребенка / Под ред. А. Д. Кошелевой. М., 1986.
  227. Л. Постижение своего тела // Обруч. 1995. — № 4.
  228. Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание. 1999. — № 9. -с. 10−18.
  229. Victor, David А., 1992. International Business Communication, Harper Collins Publishers, New York
  230. Matyushkin A.M. Gifted and talanted children: the nature of giftedness, screening, development // European Journal of high ability. 1990. № 1. C. 7275.
  231. Maine H. I. S. Ancient law. N. Y., 1885.
  232. Merill F. Society and culture. N. Y., 1957.
  233. Union R. The study of man. N. Y.—L., 1936.
Заполнить форму текущей работой