Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Половозрастные особенности мотивации учения учащихся начальных классов

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мотивы учения в процессе учебной деятельности меняются как со стороны своей формы, так и со стороны содержания. Мотивы проявляются на протяжении обучения ребенка в школе в разной степени, иерархическая структура мотивационной сферы также изменяется. Одни мотивы постепенно теряют свою актуальность, уступая место другим, которые, в свою очередь, становятся доминирующими и более действенными… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Проблема мотивации учения в современной психологической литературе
    • 1. 1. Понятие о мотивации учения в отечественной психологии
    • 1. 2. Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте
    • 1. 3. Формирование мотивации учения школьников
  • Глава 2. Результаты эмпирического исследования половозрастных особенностей мотивации учения у учащихся начальных классов
    • 2. 1. Организация, этапы и методики исследования
    • 2. 2. Половозрастные особенности мотивации учения учащихся начальных классов
    • 2. 3. Связь мотивации учения с успеваемостью младших школьников
  • Выводы
  • Рекомендации учителям по активизации и развитию мотивации учения младших школьников
  • Заключение
  • Литература
  • Приложение 7

Половозрастные особенности мотивации учения учащихся начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Проблема формирования мотивации учения школьников является одной из важнейших в современной школе. Это объясняется тем, что успешность обучения ребенка во многом зависит от того, насколько он осознает важность учения, от того, какие мотивы побуждают его к активной познавательной деятельности.

Мотивы учения в процессе учебной деятельности меняются как со стороны своей формы, так и со стороны содержания. Мотивы проявляются на протяжении обучения ребенка в школе в разной степени, иерархическая структура мотивационной сферы также изменяется. Одни мотивы постепенно теряют свою актуальность, уступая место другим, которые, в свою очередь, становятся доминирующими и более действенными. Однако, это процесс не стихийный, формированием мотивационной сферы необходимо управлять. Задача учителя и состоит в том, чтобы уже в младшем школьном возрасте заложить и развить во взаимосвязи широкие социальные мотивы, побуждающие школьника овладевать активной общественной позицией, и учебно-познавательные — заложенные в самой учебной деятельности и формирующиеся в ней. Для этого учитель должен знать психологически обоснованный путь формирования мотивации учения школьника.

Проблема мотивации учения учащихся широко исследуется в зарубежной и отечественной психологии. Среди авторов, работающих в этом направлении, можно назвать А. К. Маркову [30], [31], [32], Л. И. Божович [4], [17], Т. В. Габай [8], Е. П. Ильина [18], З. И. Калмыкову [19], Л. К. Максимова [29], В. С. Мерлина [35], В. В. Давыдова [38], М. П. Якобсон [48] и др.

Задача планомерного воспитания мотивации учения является вполне реальной для учителя, хотя требует времени, ибо касается глубоких внутренних механизмов становления личности школьника.

Цель исследования: изучение половозрастных особенностей мотивации

учения учащихся начальных классов.

Объект исследования: всего в исследовании приняло участие 197 человек (95 девочек и 102 мальчика), которые учатся в начальной школе, из них 49 детей обучаются в первых классах, 52 ребенка — во вторых, 51 — в третьих классах и 45 — в четвертых. Исследование проводилось в 2003/2004 учебном году на базе общеобразовательной школы г. Одинцово.

Предмет исследования: половозрастные особенности мотивации учения учащихся начальных классов.

Задачи исследования:

1) изучить психологическую литературу по теме исследования;

2) провести сравнительное изучение возрастных особенностей школьной мотивации учащихся 1-х — 4-х классов;

3) проанализировать и показать межполовые различия в школьной мотивации учащихся начальных классов;

4) выявить связь школьной мотивации учащихся начальных классов с их успеваемостью;

5) разработать практические рекомендации для учителей по развитию школьной мотивации детей.

Методики исследования: в качестве конкретных психодиагностических методик в нашей работе мы использовали:

1) анкету по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы Н. Г. Лускановой;

2) методику изучения познавательной потребности В. С. Юркевич;

3) методику изучения направленности на приобретение знаний Е. П. Ильина и Н. А. Курдюковой;

4) методику ранжирования мотивов учения.

Связь между исследуемыми показателями мотивационной сферы школьников изучалась с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Практическая значимость исследования.

Полученные в ходе нашего исследования данные помогут учителям и школьным психологам определить задачи формирования школьной мотивации учащихся начальных классов с учетом перспектив их развития.

Результаты работы были доложены на педагогическом совете школы и методическом объединении учителей начальных классов. С каждым классным руководителем начальной школы была проведена беседа, в которой учитель совместно с психологом обсудили проблему воспитания полноценной мотивации учения учащихся и наметили пути этой работы в каждом конкретном классе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Психология и проблемы человекознания. — М.- Воронеж, 1996.
  2. Л.И. Проблемы формирования личности. — М.- Воронеж, 1995.
  3. Г. М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности. — М., 1983.
  4. А. Факторы психического развития ребенка \ Психология развития. — Спб, 2001.
  5. И.А., Поплужный В. Л., Тихомирова О. К. Эмоции и мышление. — М., 1980.
  6. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.
  7. Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития.// Вопросы психологии. — 1972. — № 2. — с.11−22.
  8. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. — М., 1988.
  9. Л.А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. — Спб, Речь, 2001.
  10. Диагностика и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. Дубровиной И. В. — М., 1987.
  11. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., «Педагогика», 1987.
  12. В.К. Организационная структура учебного процесса в развитии. — М., 1989.
  13. Л. Статистическое оценивание. — М., 1976.
  14. А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка. \ Хрестоматия по возрастной психологии Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М, 1996. — с. 23−26.
  15. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л. И. Божович и Л. Б. Благонадежиной. — М., 1972.
  16. Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.
  17. История зарубежной психологии 30−60 годы XX века. Тексты. — М., 1986.
  18. Изучение мотивации детей и подростков. /Под ред. Л. И. Божович. — М., 1972.
  19. З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. — М., 1982.
  20. Кэмпбелл Как на самом деле любить детей. — М., 1990.
  21. Н.Д. Психологические особенности младших школьников. — М., 1995.
  22. Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
  23. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
  24. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. — Издательство МГУ, 1971.
  25. А.Н. Избранные психологические произведения т.1/Под ред. В. В. Давыдова и др. — М., 1983.
  26. А.Н. Избранные психологические произведения т.2 /Под ред. В. В. Давыдова и др. — М., 1983.
  27. А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1982.
  28. Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации младших школьников.// В сб.: Мотивация учения. — Волгоград, 1976.
  29. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. — М., 1974.
  30. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М: Просвещение, 1990.
  31. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. — М., 1983.
  32. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. — М: Просвещение, 1990.
  33. В.И. Развитие мотивов в структуре учения младших школьников. Автореферат. кан. дис. — М., 1999.
  34. В.С. Личность как предмет психологического исследования. — Пермь, 1988.
  35. В.С. Лекции по методике мотивов человека. Пермский Гос. Пед. Институт — Пермь, 1978.
  36. Мотивация учения. /Под ред. М. В. Матихиной. — Волгоград, 1976.
  37. В.С. Психология детства и отрочества. — М., 1998.
  38. Новые исследования в психологии /Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1987.
  39. Л.Т. Психологические основы урока: В помощь учителю. — М., 1997.
  40. Педагогическая диагностика в школе /Под ред. Кочеткова А. И. — Минск, 1987.
  41. А.В. Быть личностью. — М., 1990.
  42. Психологические проблемы учебной деятельности школьника. — М., 1977.
  43. С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер КОМ, 1999.
  44. В.Г. Психология трудных школьников. — М.: Академия, 1996.
  45. В.Н. Становление личности. — М., 1987.
  46. В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1971.
  47. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М., 1998.
  48. М.П. Психологические проблемы мотивации поведения. — М., 1969.
Заполнить форму текущей работой