Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические факторы доверия пользователей к информации в электронной массовой коммуникации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взаимосвязь медиадоверия (в частности, доверия к информации, доверия к Интернет-журналу и доверия к Интернет-журналисту) с базовыми социальными ценностями/антиценностями определяется способностью последних направлять жизнедеятельность человека. Для пользователей специализированных по различным тематикам Интернет-журналов, предъявляющих высокие требования к информации, к Интернет-журналу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДОВЕРИЯ К ИНФОРМАЦИИ
    • 1. 1. Основные направления изучения информации
    • 1. 2. Понимание феноменов доверия и недоверия
    • 1. 3. Интернет и онлайн средства массовой информации
    • 1. 4. Концептуальная схема исследования
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДОВЕРИЯ К ИНФОРМАЦИИ
    • 2. 1. Программа исследования социально-психологических факторов доверия к информации
    • 2. 2. Методический инструментарий эмпирического исследования социально-психологических факторов доверия к информации
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДОВЕРИЯ К ИНФОРМАЦИ
    • 3. 1. Особенности частных социально-психологических факторов при различных видах информации
    • 3. 2. Взаимосвязь частных и общих социально-психологических факторов, имеющих общую природу с доверием к информации
    • 3. 3. Взаимосвязь частных и общих социальнопсихологических факторов
  • Выводы по главе 3

Социально-психологические факторы доверия пользователей к информации в электронной массовой коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постановка проблемы. В последнее время все более популярным становится утверждение, что XXI век — это век информации, регулирующей отношения людей в качестве ресурса. Первостепенную роль в распространении и получении информации исследователи отводят сети Интернет, которая менее чем за тридцать лет своего существования изменила представления людей о процессе коммуникации. Трансформации подверглись и традиционные средства массовой информации, ставшие под влиянием Интернета стали менее элитарными и доступными рядовым пользователям, что привело к появлению «гражданской журналистики».

Постоянное увеличение объема информации, а также ее источников (в частности, Интернета) ставит вопрос о доверии к информации. В фокусе внимания — само существование данного феномена, его взаимосвязь с различными факторами, соотношение доверия к информации с более широкими понятиями. В частности, данное исследование предполагает изучение оснований доверия к информации и его социально-психологических факторов в процессе онлайн массовой коммуникации, что является попыткой рассмотрения социально-психологической природы доверия к информации и к ее источнику на примере сети Интернет.

Актуальность теоретическая. Проблема отношения к информации рассматривается в западной и отечественной науке, начиная с шестидесятых годов прошлого века. Однако в настоящее время в научном сообществе не сложилось единого понимания информации и подходов к ее изучению. В социальной психологии информация не изучалась самостоятельно, а была включена в более широкую проблематику: единство общения и познаниязначения и смыслы, которыми обмениваются участники коммуникациимедиапсихологияпсихология слуховинженерная психология и эргономикапсихология рекламытеория социальных представлений.

Исследование доверия к информации и его социально-психологических факторов можно отнести к современному направлению, которое становится все более актуальным как в западной, так и отечественной науке — доверие социо-техническим системам (А.Б. Купрейченко 2012; А. Ю. Акимова, 2012; П. Канавотаначай и Ю. Йоо, 2002; В. Шанкар, Г. Л. Урбан и Ф. Салтан, 2002; К. Янг, Л. Хуанг и Я. Key, 2008; Г. Л. Урбан, С. Амикс и А. Лорензон, 2009; П. М. Кол, Э. Рамсей и Дж. Уилльямс, 2010 и другие). Тем не менее, самостоятельных исследований доверия к информации и его социально-психологических факторов в психологической науке практически не выделяется.

В работе вводится понятие медиадоверие, под которым понимается доверие, возникающее в процессе медийной массовой коммуникации с использованием материальных, в том числе электронных носителей и средств. Одним из частных видов медиадоверия является доверие пользователей электронным журналам, которое представляет собой результат интеграции трех основных компонентов: доверия к информации, доверия к Интернет-журналу и доверия к Интернет-журналисту.

Актуальность методическая. Существует объективная необходимость в разработке методик по изучению доверия к информации и его социально-психологических факторов по причине отсутствия в социальной психологии эмпирических исследований данных феноменов.

Актуальность практическая. Полученные результаты исследования доверия к информации и его социально-психологических факторов на примере онлайн масс-медиа могут использоваться в разработке мероприятий по диагностике и формированию медиадоверия в сфере Интернет масс-медиа, а также в разработке мероприятий по формированию более критичного отношения к информации.

Объект исследования: пользователи различных Интернет-журналов.

Предмет исследования: доверие к информации и его социально-психологические факторы в процессе онлайн массовой коммуникации.

Цель исследования: выявить основания доверия к информации и его социально-психологические факторы в процессе онлайн массовой коммуникации.

Задачи исследования.

Теоретические задачи.

1. Осуществить теоретический анализ исследований информации, Интернета и онлайн масс-медиа;

2. Выполнить теоретический анализ психологических исследований доверия и недоверия;

3. Разработать концептуальные представления о доверии к информации, медиадоверии и его социально-психологических факторах в Интернет массовой коммуникации.

Методическая задача. Разработать программу исследования и методический прием по изучению доверия к информации и его социально-психологических факторов.

Эмпирические задачи.

1. Изучить основания доверия пользователей к информации (надежность, единство и предсказуемость) и формирующих их свойств информации (объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность);

2. Установить взаимосвязи между отдельными компонентами медиадоверия в электронной массовой коммуникации: доверием пользователей к информации, доверием к Интернет-журналу и доверием к Интернет-журналисту;

3. Проанализировать взаимосвязи компонентов медиадоверия с доверием/недоверием к миру, к другим людям и к себе, а также базовыми социальными ценностями/антиценностями и другими личностными характеристиками (интеллектуальными, эмоциональными и коммуникативными);

4. Оценить выраженность медиадоверия и значимость его отдельных оснований у различных социальных групп пользователей.

Основная гипотеза исследования: доверие пользователей к информации в онлайн массовой коммуникации взаимосвязано с доверием к Интернет-журналу и доверием к Интернет-журналисту, доверием/недоверием к миру, к другим людям и к себе, базовыми социальными ценностями/антиценностями, личностными характеристиками (интеллектуальными, эмоциональными и коммуникативными).

Частные гипотезы.

1. Наиболее значимым (самостоятельно выделяемым) основанием доверия к информации является надежность, так как остальные основания доверия (единство и предсказуемость) нивелируются самой природой информации.

2. Вид информации (деловая или развлекательная, полезная или бесполезная) определяет взаимосвязи между отдельными компонентами медиадоверия в электронной массовой коммуникации (доверием к информации, доверием к Интернет-журналу и доверием к Интернет-журналисту).

3. Взаимосвязи между медиадоверием в электронной массовой коммуникации и доверием/недоверием к миру, к другим людям и к себе не зависят от вида передаваемой информации.

4. Взаимосвязи между медиадоверием в электронной массовой коммуникации и базовыми социальными ценностями/антиценностями, а также личностными характеристиками (интеллектуальными, эмоциональными и коммуникативными) определяются видом информации.

5. Выраженность медиадоверия и значимость его отдельных оснований имеет особенности у различных социальных групп пользователей.

Эмпирическая база исследования. Общий объем выборки исследования, проведенного в период с 2008 по 2010 годы, — 306 человек. Исследование доверия к информации и его социально-психологических факторов включало четыре этапа. Первый этап (март-апрель 2008 года) -изучение имплицитных представлений о доверии к другому человеку, к малой формальной группе и доверии к себе в процессе коммуникации (прямой, опосредованной и массовой), в котором участвовало 35 человек: 27 женщин и 8 мужчин. Средний возраст респондентов — 32 годасфера деятельности — образование, медицина, производство. Второй этап (январь-март 2009 года) — проверка работы авторских методик и целесообразность их использования, в котором участвовало 51 человек, 34 из которых — женщины и 17 — мужчины. Средний возраст респондентов — 35 летсфера деятельности — здравоохранение, дошкольное образование, сервисные услуги. Третий этап (октябрь-ноябрь 2009 года) — доработка авторских методик и оценка целесообразности нового варианта методик, в котором участвовало 30 человек, 18 из которых — девушки и 12 — юношисредний возраст респондентов — 19,5 летсфера деятельности — студенты. Четвертый этап (февраль-апрель 2010 года) — изучение доверия к информации и его социально-психологических факторов, в котором участвовало 190 респондентов: 57% - девушки, 43% - юношивозраст респондентов по всей выборке преимущественно от 19 до 21 года. Сфера деятельности респондентов основного исследования — студенты старших курсов и адъюнкты.

Теоретико-методологическая основа исследования:

— положения субъектно-деятельностного подхода (C.JI. Рубинштейн, К. А. Абульханова, Б. Ф. Ломов, Б. Г. Ананьев, В. А. Барабанщиков, A.B. Брушлинский, А. Л. Журавлев, В. В. Знаков и другие);

— положения комплексного и системного подходов (Б.Ф. Ломов, К. А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, В. Г. Асеев,.

A.Г. Асмолов, В. А. Барабанщиков, В. А. Бодров, A.B. Брушлинский,.

B.Н. Дружинин, А. Л. Журавлев, В. П. Зинченко, В. В. Знаков, В. А. Кольцова,.

А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Е. В. Шорохова, A.B. Юревич, М. Г. Ярошевский и другие);

— принципы классической теории информации, заложенные Н. Винером, К. Шенноном, А. Н. Колмогоровым, В. А. Котельниковым и другимиопределение информации и понятие социальной информации, используемые в информатике, социологии (A.C. Грошев, A.B. Соколов) — понимание информации как результата психического отражения (Б.Ф. Ломов, В. А. Барабанщиков, А.Д. Урсул) — определение значения в психосемантике (В.Ф. Петренко, В. В. Кучеренко, A.A. Нистратова, C.B. Василенко и другие);

— определение сети Интернет с функциональной точки зрения, используемого в информатике (A.C. Грошев) — понимание виртуальной реальности в широком и узком смысле (И.В. Романов);

— понимание доверия и недоверия как автономных феноменов, существующих амбивалентно к одному и тому же объекту (А.Б. Купрейченко, С.П. Табхарова) — определение доверия и недоверия как психологического отношения с его традиционной структурой (И.В. Антоненко, Т. П. Скрипкина, А. Б. Купрейченко, С.П. Табхарова) — понимание базового доверия и базового недоверия (Э. Эриксон, Т. П. Скрипкина, А.Б. Купрейченко) — наличие предрасположенности, аттитюда к доверию, понимание доверия как снятие неопределенности (Д.М. Данкин) — доверие клиента к организации как совокупность психологических отношений (И.В. Изюмова);

— концептуальные положения теории использования и удовлетворения, объясняющей медиавоздействие (К. Райт, А. Рубин, П. Палмгрин, Дж. Рейберн, М. Миллер, С. Рис, С. Финн, Б. Гринберг, К. Розенгрен, С. Уиндал и другие).

Методическая организация исследования. Для сбора эмпирических данных использовались следующие методы и методики: раздаточное анкетированиеконтент-анализ с учетом дескриптивных показателейфокус-группыавторская методика для изучения доверия к информацииавторская методика для изучения взаимосвязи доверия к информации с доверием к журналу/журналистуметодика А. Б. Купрейченко «Взаимосвязь доверия/недоверия к миру, к себе и к другим людям" — методика JI.M. Смирнова «Социальные ценности и антиценности" — 16-факторный личностный опросник Кеттелла (взрослый вариант А).

Математико-статистический анализ осуществлялся при помощи программ «Statistica 6.0» и Excel. Использовались дескриптивный, факторный, корреляционный и кластерный анализы, оценка значимых различий, проверка выполнения закона нормального распределения.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась глубоким теоретическим анализом, адекватностью программы исследования поставленным цели и задачам, репрезентативностью выборки, использованием математико-статистических методов.

Научная новизна. В исследовании анализируется и уточняется понятие информация с позиций социальной психологии. Обосновывается правомерность рассмотрения доверия к информации как продолжение традиции изучения единства познания и общения, но уже с помощью социально-психологических феноменов, являющихся обязательными условиями общения. Вводится понятие медиадоверия и определяется его специфика по сравнению с другими видами доверия. Рассмотрена взаимосвязь интегрированных доверия к информации, доверия к Интернет-журналу и доверия к Интернет-журналисту с дихотомией базового доверия и базового недоверия, что представляет собой практическую реализацию перспективного научного направления — изучение взаимосвязей различных видов доверия и недоверия. Выявлены типы доверия/недоверия к миру, к другим людям и доверия к себе, отличающиеся в оценках доверия к информации, доверия к Интернет-журналу и доверия к Интернет-журналисту, а также в проявлении базовых социальных ценностей/антиценностей и личностных характеристик (интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных).

Теоретическая значимость. Полученные результаты о доверии к информации и его социально-психологических факторах опираются на ключевые методологические принципы психологической науки и дополняют имеющиеся знания по проблематике доверия и недоверия применительно к информации в электронной массовой коммуникации.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы для разработки программы повышения доверия аудитории к онлайн масс-медиа, включающей диагностику и психологические семинары. Полученные результаты могут быть также использованы для разработки программы по формированию более критичного отношения аудитории к информации.

Апробация работы. Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН (2008;2011 гг.), Межвузовской научно-практической конференции «Социально-экономические и психологические проблемы управления» (Москва, 2010), III Всероссийской научной конференции «Психология индивидуальности» (Москва, 2010), VI Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: социокультурный ресурс Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Москва, 2010), Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические и психологические проблемы управления» (Москва, 2011), Всероссийской научной конференции «Человек в экономических и социальных отношениях» (Москва, 2012).

Положения, выносимые на защиту.

1. Медиадоверие — это доверие, возникающее в процессе медийной массовой коммуникации с использованием материальных, в том числе электронных носителей и средств. Одним из частных видов медиадоверия является доверие пользователей электронным журналам, которое представляет собой результат интеграции трех базовых компонентов: доверия к информации, доверия к Интернет-журналу и доверия к Интернет-журналисту. Эти компоненты тесно взаимосвязаны. В первую очередь, доверие к информации определяется содержанием и значимостью самой информации. Во вторую очередь, доверие к информации определяется доверием к Интернет-журналу. В третью очередь, доверие к информации определяется доверием к Интернет-журналисту.

2. Вид информации (полезная или бесполезная с точки зрения потребителя, деловая или развлекательная и т. д.) опосредствует взаимосвязи между компонентами медиадоверия (доверием к информации, доверием к Интернет-журналу и доверием к Интернет-журналисту). Чем значимее для потребителя информация, тем сильнее взаимосвязи между компонентами медиадоверия. Взаимосвязь между доверием к Интернет-журналу и доверием к Интернет-журналисту определяется спецификой Интернет-журнала и Интернет-журналиста как источников информации, часто взаимосвязанных. Журналист работает в онлайн масс-медиа, а значит, является «частью» данного масс-медиа по представлениям пользователей. Вид информации также определяет взаимосвязи между компонентами медиадоверия и базовыми социальными ценностями/антиценностями. Наиболее сильны данные взаимосвязи в случае деловой — практически полезной и развлекательной — практически полезной информации, то есть информации, максимально значимой для удовлетворения нужд ее потребителя. Это означает, что доверие к полезной с точки зрения потребителя информации более тесно связано с приемлемостью социальных ценностей и отвергаемостью антиценностей. Полезная информация воспринимается потребителем как неотъемлемая часть социальной реальности, социально-психологического пространства личности.

3. Компоненты медиадоверия тесно связаны с базовым доверием и недоверием личности независимо от вида информации. Сопоставление различных типов доверия/недоверия личности к миру, к другим людям и к себе демонстрирует, что базовое недоверие личности выполняет защитную функцию при получении информации, а преобладание базового недоверия делает личность требовательной и избирательной к информации в электронных масс-медиа и при принятии решения о доверии к ней. Низкое недоверие, создающее у личности ощущение справедливости мира и, возможно, утопическое сознание, приводит к невысокой избирательности и относительно легкому возникновению доверия к получаемой информации.

4. Взаимосвязи между доверием пользователей к информации и личностными характеристиками (интеллектуальными, эмоциональными и коммуникативными) определяются видом информации. Доверие к деловойпрактически полезной и деловой — практически бесполезной информации наиболее взаимосвязано с интеллектуальными характеристиками респондентов. Доверие к развлекательной — практически полезной и развлекательной — практически бесполезной информации взаимосвязано как с интеллектуальными, так и эмоциональными характеристиками респондентов. Доверие к Интернет-журналу и доверие к Интернет-журналисту положительно взаимосвязаны с интеллектуальными, эмоциональными и коммуникативными характеристиками респондентов независимо от вида информации.

5. Выраженность медиадоверия и значимость его отдельных оснований имеет особенности у различных социальных групп пользователей. Наибольшие оценки значимости свойств информации для доверия к ней независимо от вида информации характерны для пользователей специализированных Интернет-журналов. Наименьшие оценки значимости свойств информации для доверия к ней, независимо от вида информации, демонстрируют пользователи информационных сайтов, электронных дневников (блогов) и социальных сетей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографии, приложений.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.

1. В проведенном исследовании изучалась социальная информация — рождающаяся и циркулирующая в обществе и имеющая смысловой характер. Полезность и практическая ориентированность информации нашли свое отражение в четырех видах информации: 1) деловая — практически полезная- 2) деловая — практически бесполезная- 3) развлекательнаяпрактически полезная- 4) развлекательная — практически бесполезная. Полезность информации (в частности, выделенные четыре вида информации) подразумевает ее значимость, определяемую через отношение информации к личностному смыслу задачи, решаемой субъектом с ее помощью.

2. Доверие и недоверие определяются как психологическое отношение с его традиционной структурой. Базовое доверие и базовое недоверие являются первоисточниками, «родительскими клетками» остальных видов доверия и недоверия. Дихотомия базового доверия и базового недоверия с преобладанием первого относится к частным результативным (содержательным) элементам самоопределения или же к устойчивой составляющей самоопределения, рассматриваемого с помощью уровневой модели. Различные виды конкретных доверия и недоверия относятся к формально-динамическим характеристикам самоопределения, содержательным процессуальным элементам самоопределения или к динамичной и пластичной составляющей уровневой модели самоопределения.

3. Для доверия к информации наиболее значимым (образно говоря, самостоятельно выделяемым) является основание надежность, так как остальные основания (предсказуемость и единство) нивелируются самой природой информации. Основание предсказуемость доверия к информации исключается ее новизнойоснование единство доверия к информации заменяется одинаковым пониманием информации коммуникатором и реципиентом. Социально-психологические факторы доверия к информации.

разделяются на частные (доверие к Интернет-журналу и доверие к Интернет-журналисту) и общие. В свою очередь, среди общих социально-психологических факторов выделяются относительно устойчивые образования личности, имеющие общую природу с доверием к информации (доверие/недоверие к миру, к другим людям и доверие к себе), и относительно устойчивые образования личности, не имеющие общей природы с доверием к информации, но являющиеся значимыми для процесса коммуникации (базовые социальные ценности/антиценностиличностные характеристики — интеллектуальные, эмоциональные и коммуникативные).

4. Качественные свойства информации (объективность, достоверность, точность, полнота и актуальность), формирующие основание надежность доверия к информации, получили наибольшие оценки значимости для доверия в случае деловой — практически полезной информации. Наименьшие оценки значимости для доверия выявлены в случае развлекательной — практически бесполезной информации. Оценки значимости свойств информации для доверия в случае деловойпрактически бесполезной и развлекательной — практически полезной информации примерно одинаковы. Таким образом, значимость свойств информации для доверия к ней понижается с уменьшением полезности и практической ориентированности данной информации. Наиболее значима для доверия достоверность информации, то есть отражение истинного положения дел.

5. Для доверия к деловой — практически полезной и деловой — практически бесполезной информации наиболее важно основание надежность доверия к Интернет-журналу. Для доверия к развлекательнойпрактически полезной и развлекательной — практически бесполезной информации наиболее важно основание приязнь доверия к Интернет-журналу. Основание надежность доверия к Интернет-журналисту наиболее важно для возникновения доверия к информации в случае деловойпрактически полезной, деловой — практически бесполезной и развлекательной — практически полезной информации. Для возникновения доверия к развлекательной — практически бесполезной информации наиболее важно основание приязнь доверия к Интернет-журналисту. Наименее важно для доверия к информации, независимо от ее вида, предсказуемость доверия к Интернет-журналу и доверия к Интернет-журналисту.

6. Сопоставление различных типов по основанию доверие/недоверие к миру, к другим людям и доверие к себе — «Высокое доверие к себе и низкое недоверие к миру и к другим людям" — «Амбивалентное базовое доверие/недоверие" — «Высокое доверие к себе и недоверие к другим людям и умеренное недоверие к миру" — «Высокое доверие к себе и амбивалентное доверие/недоверие к миру и к другим людям" — «Высокое доверие к себе, умеренное доверие к другим людям и низкое недоверие к миру» — показало, что преобладание у личности базового недоверия делает ее требовательной и избирательной при получении информации из каких-либо источников (в частности, электронных масс-медиа) и принятии решения о доверии к ней. Низкое недоверие, создающее у личности ощущение справедливости мира и, возможно, утопическое сознание приводит к невысокой избирательности и относительно легкому возникновению доверия к получаемой информации.

7. Взаимосвязь медиадоверия (в частности, доверия к информации, доверия к Интернет-журналу и доверия к Интернет-журналисту) с базовыми социальными ценностями/антиценностями определяется способностью последних направлять жизнедеятельность человека. Для пользователей специализированных по различным тематикам Интернет-журналов, предъявляющих высокие требования к информации, к Интернет-журналу и к Интернет-журналисту в момент оценивания их как заслуживающих доверия и характеризующихся потребностью в честных надежных отношениях с окружающими, наиболее значимыми социальными ценностями являются дружба, уважение к родителям, смысл жизни и профессионализмнаиболее отвергаемыми социальными антиценностями для них являются подлость и порабощение. Пользователи электронных дневников (блогов), социальных сетей, предъявляющие низкие требования к информации, к Интернет-журналу и к Интернет-журналисту в момент их оценивания как заслуживающих доверия и характеризующиеся осторожностью с целью сохранить свой внутренний мир, более всего ценят успех и труд, а отвергают более всего святотатство, безработицу и непрофессионализм. Для пользователей Интернет-журналов без указания их специфики, предъявляющих умеренные требования к информации, к Интернет-журналу и к Интернет-журналисту в момент их оценивания как заслуживающих доверия и характеризующихся верой в справедливость мира, наиболее значимыми социальными ценностями являются дружба, любовь и уважение к родителямнаиболее отвергаемыми социальными антиценностями являются подлость, наркомания и алкоголизм, война.

8. Для доверия к информации, напрямую связанной с работой респондентов (деловой — практически полезной и деловой — практически бесполезной), важным оказывается способность мыслить и воспринимать новое. Для доверия к информации, с помощью которой респонденты могут развлечься (развлекательной — практически полезной и развлекательнойпрактически бесполезной), необходимо умение эмоционально откликаться на что-либо, однако интеллектуальные характеристики также остаются необходимыми. Доверие к Интернет-журналу и доверие к Интернет-журналисту взаимосвязано с интеллектуальными, эмоциональными и коммуникативными характеристиками респондентов независимо от вида информации. Можно предположить, что данные личностные характеристики являются внутренней основой доверия как психологического отношения, включающего конативные, когнитивные и эмоциональные компоненты.

9. Наибольшие оценки значимости свойств информации для доверия к ней независимо от вида информации демонстрируют пользователи специализированных по различным тематикам Интернет-журналов, обладающие более высоким материальным положением по сравнению с другими подгруппами и в большинстве своем пользующиеся Интернет-журналами 1−2 раза в неделю по 10−15 минут. Наименьшие оценки значимости свойств информации для доверия к ней независимо от вида информации демонстрируют пользователи информационных сайтов, электронных дневников (блогов) и социальных сетей, обладающие разным уровнем материального положения и в основном ежедневно пользующиеся Интернет-журналами примерно 40−60 минут. Пользователи Интернет-журналов без указания их специфики, обладающие в основном средним материальным положением и пользующиеся Интернет-журналами 1−2 раза в неделю по 10−15 минут, демонстрируют умеренные оценки значимости свойств информации для доверия к ней независимо от вида информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Существующее противоречие между постоянным увеличением объема информации, а также ее источников (в частности, Интернета), и низким доверием пользователей современным источникам информации (Интернет в России, 2011) легло в основу настоящего исследования, цель которого — выявить основания доверия пользователей к информации и его социально-психологические факторы в процессе онлайн массовой коммуникации. В качестве понятия, описывающего смысловое ментальное содержание, рождающееся и циркулирующее в обществе, мы используем социальный контент, внутри которого выделяются социальная информация, знания, социальные представления, слухи, сплетни, художественные образы и тому подобное. Осуществить четкую дифференциацию составляющих социального контента довольно трудно, так как они ментальны (умственные абстракции) и могут переходить из одного варианта существования в другой (например, информация стала знанием). По сути, интересующая нас проблематика доверия к информации и его социально-психологических факторов продолжает начатую Б. Ф. Ломовым традицию изучения единства познания и общения, но уже с помощью социально-психологических феноменов, являющихся обязательным условием общения.

2. Реализация исследования проводилась с помощью методического приема изучения социально-психологических факторов доверия пользователей к информации как целостной системы. Данный методический прием предполагал изучение как взаимосвязей между доверием к информации и социально-психологическими факторами, так и взаимосвязей между самими социально-психологическими факторами. Несмотря на «громоздкость», данный методический прием можно считать перспективным для исследований социальной психологии по причине более тонкого анализа феноменов изучаемого социального пространства. Социально-психологические факторы доверия к информации мы разделяем на частные и общие. Под частными социально-психологическими факторами мы понимаем феномены, напрямую связанные с процессом получения информации в онлайн массовой коммуникации. Под общими социально-психологическими факторами мы понимаем относительно устойчивые образования личности, опосредованно связанные с процессом получения информации в онлайн массовой коммуникации.

3. Основными социально-психологическими феноменами проведенного исследования являются доверие и недоверие, понимаемые как психологическое отношение с его традиционной структурой. Наше понимание доверия и недоверия как психологического отношения основывается на эпигенетической концепции развития личности Э. Эриксона (Эриксон, 1963), в которой описывается происхождение дихотомии базового доверия и базового недоверия на начальной стадии развития, где преобладание доверия есть первый шаг в психосоциальной адаптации. Устойчивой характеристикой доверия является открытость субъекта по отношению к партнеру. Основной характеристикой недоверия субъекта является самосохранение. Схематически базовое доверие и базовое недоверие можно представить следующим образом: недоверие к миру, недоверие к другим людям, доверие к себе, доверие к другим людям, доверие к миру. Доверие к себе, по нашим представлениям, является составной частью как базового доверия, так и базового недоверия.

4. Рассматривая сеть Интернет, мы придерживаемся ее определения с функциональной точки зрения, используемого в информатике и являющегося во многом социально-психологическим. По нашему мнению, в рамках социальной психологии наиболее перспективно рассматривать сеть Интернет через взаимодействие, которое неоднородно и имеет различные формы проявления. В первом случае оно является субъект-субъектным, то есть взаимодействие пользователей Интернета друг с другом. В этом случае взаимодействие пользователей Интернета дополняется событиями материального, физического мира (встречиинформация о реально произошедших событиях). Во втором случае взаимодействие в Интернете является субъект-объектным — виртуальная реальность или киберпространство. Субъектное-объектное взаимодействие в Интернете не дополняется событиями материального, физического мира, в результате чего пользователь либо действительно взаимодействует с объектами (программным обеспечением), либо воспринимает другого пользователя как объект (пассивный и не имеющей социальной ценности).

5. Онлайн масс-медиа (Интернет-журналы) мы понимаем как результат интеллектуальной деятельности, имеющий название в качестве средства индивидуализации и форму периодического распространения массовой информации (сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц) по сетям электросвязи (телекоммуникационным сетям) так, что пользователи сети могут иметь доступ к ней из любого места сети и в любое время по их собственному выбору. При этом мы выделяем профессиональные Интернет-журналы, зарегистрированные в соответствии с Федеральным Законом «О СМИ», и непрофессиональные Интернет-журналы — «гражданская журналистика», возникшая в результате нового поколения сайтов «Веб 2.0» и новой бизнес-модели, согласно которой основная масса Интернет-контента подготавливается и размещается на сайте самими его посетителями на добровольной основе: Интернет-дневники (блоги) и аккаунты в социальных сетях. К профессиональным Интернет-журналам мы относим и так называемые сайты-поисковики (Яндекс, Mail, Yahoo и тому подобное), содержащие интеллектуальную составляющую — новостной контент. Интернет-журналист в нашем понимании — физическое лицо, занимающееся творческим трудом по сбору информации и ее подготовкой для профессионального или непрофессионального Интернет-журнала.

6. На основе теоретического анализа исследований информации, сети Интернет, онлайн масс-медиа, соотношения феноменов доверия и недоверия разработаны концептуальные представления о взаимосвязях доверия к информации и его социально-психологических факторах. Гипотеза о взаимосвязях между компонентами медиадоверия подтвердилась. То есть, взаимосвязи между доверием к информации, доверием к Интернет-журналу и доверием к Интернет-журналисту опосредованы видом информации. Взаимосвязь между доверием к Интернет-журналу и доверием к Интернет-журналисту определяется особенностями Интернет-журнала и Интернет-журналиста как источников информации. Гипотеза о взаимосвязях между компонентами медиадоверия и доверием/недоверием к миру, к другим людям и доверием к себе подтвердилась. Таким образом, взаимосвязи между доверием к информации, доверием к Интернет-журналу, доверием к Интернет-журналисту и доверием/недоверием к миру, к другим людям и доверием к себе опосредуются процессом получения информации без конкретизации ее вида и свойствами объектов доверия. Гипотеза о взаимосвязях между компонентами медиадоверия и базовыми социальными ценностями/антиценностями, а также личностными характеристиками подтвердилась. В итоге, взаимосвязи между доверием к информации, доверием к Интернет-журналу, доверием к Интернет-журналисту и базовыми социальными ценностями/антиценностями, а также личностными характеристиками (интеллектуальными, эмоциональными и коммуникативными) определяются видом информации. Гипотеза об особенностях медиадоверия у различных социальных групп пользователей подтвердилась. Группы пользователей различных Интернет-журналов отличаются в оценках доверия к информации, доверия к Интернет-журналу и доверия к Интернет-журналисту.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Особенности доверительных отношений и социально-психологические характеристики субъектов рекрутинговой деятельности. Диссертации к.псих.н. Ростов-на-Дону, 2005.
  2. Т. 3. Телекоммуникация в социальном проектировании информационной среды. Автореферат дис. д.с.н. Москва, 1998.
  3. А. Ю. Доверие к технике в представлении машинистов локомотивов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. — № 1 (1). — С. 376−382.
  4. Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. 5-е изд. М., 2007.
  5. И. В. Доверие в педагогике // Вестник интегративной психологии. 2010. — Часть 1- Выпуск 8. — С. 35−36.
  6. И. В. Доверие: социально-психологический феномен. М., 2004.
  7. И. В. Социальная психология доверия. Диссертация док.псих.н. Ярославль, 2006.
  8. О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Серия XIV. Психология. 1996. -№ 4, — С. 14−20.
  9. Ю.Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Одаренный ребенок за компьютером. М., 2003.
  10. Л. Н, Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Психологические исследования, опосредствованные применением Интернета. //
  11. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии: Учебное пособие / Под ред. Т. В. Корниловой. СПб., 2004. С. 214−233.
  12. Л. Н, Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет в психологическом исследовании // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2003. — № 3. — С. 79−96.
  13. И. Л. Социальное познание в ситуации интернет-общения. Автореферат дис. к.псих.н. Санкт-Петербург, 2009.
  14. Е. П. Идентичность личности в условиях социальных изменений. Автореферат дис. д.псих.н., Москва, 2006.
  15. А. В., ЗинченкоВ. П. Доверие в экономике и общественной жизни. Москва, 2010.
  16. Болыной психологический словарь. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., 2003.
  17. Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. Пер. с англ. М., 2004.
  18. Л. Д. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации. Дис.канд.филол.н. Воронеж, 2010.
  19. Л. Наука и теория информации. М., 1960.
  20. Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. 2-ое изд., перераб. и доп. СПб., 2006.
  21. Ф., Каутонен Т., Чепуренко А., МальеваЕ. Структура управления сетевыми сообществами малых предприятий и роль доверия: германо-российское сопоставление // Экономическая социология. 2004. — Т. 5. — № 2. — С. 13−36.
  22. Т. А. Влияние системы Интернета на психо-семантическое пространство пользователя. Дис. канд.психол. наук. М., 2002.
  23. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и в машине. 2-е изд. М., 1968.
  24. Войску некий А. Е., Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. 2004. — № 1.
  25. С. Г., Кузнецова Л. Э., Кусов Г. В., Полиниченко Ю. Д., Хизова М. А. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования: монография. Волгоград, 2007.
  26. В. Н. Общественная информация в системе социального развития. Автореферат дис. д.ф.н. Ставрополь, 2006.
  27. Д. С. Психология трансформации слухов: микрогрупповой подход. Монография. М., 2011.
  28. А. С. Информатика. Учебник для вузов. Архангельск, 2010.
  29. Д. М. Проблема политического доверия в международных отношениях. Дисс.докт.полит.наук. М., 2000.
  30. Д. М. Доверие как ресурс модернизации // Человек в экономических и социальных отношения: Материалы Всероссийской научной конференции, 4−5 октября 2012 г., Москва — отв. ред. А. Б. Купрейченко, Л. Н. Широкова. 2012. — С. 225−229.
  31. В. 3. Когниция и понимание текста // Вопросы когнитивной лингвистики. 2005. — № 3. — С. 5−10.
  32. Дж. фон Нейман Теория самовоспроизводящихся автоматов. М., 1971.
  33. В. А., Головина А. В. Доверительное пространство школы // Инновационная школа. 1997. — № 3 (7).
  34. Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. М., 1984.
  35. В. К. Естественно-научные основания проблемы информатизации общества: философско-методологический аспект. Автореферат дис. к.ф.н. Иркутск, 1996.
  36. Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М., 2006.
  37. Д. О. Информационная среда как фактор формирования ценностей молодежи. Автореферат дис. к.псих.н. Москва, 2011.
  38. А. Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста. Дис. канд.психол.наук. М., 2001.
  39. А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М., 2007.
  40. А. Л., Сумарокова В. А. Доверие предпринимателей к разным видам организаций: региональные и половые различия // Ученые записки ИМЭИ. 2012. — Т. 2. — № 1. — С. 34−42.
  41. Е. Ю. Основные категории пользователей среды сети Интернет / Социология и Интернет: перспективные направления исследования // Интернет-конференция с 15 ноября 2004 года по 18 февраля 2005 года. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/16 216 454.
  42. Л. А. Связь общительности личности и доверия к людям. Дис.канд. психол. наук. М., 2004.
  43. Л. А., Сумарокова В. А. Исследование типов доверия и отношения личности к людям // Ученые записки ИМЭИ. 2012. — Т. 2. — № 1. — С. 87−97.
  44. И. В. Критерии доверия клиентов к организации при разной субъективной оценке риска для здоровья. Автореферат дис. к.псих.н. Москва, 2009.
  45. Интернет в России. Методика и основные результаты исследования (зима 2010−2011) // Аналитический бюллетень: Фонд Общественное мнение. Выпуск 32.
  46. А. Г. Управленческая информация в системе государственного регионального управления: социологический аспект. Автореферат дис. д.с.н. Москва, 2003.
  47. О. Ю. Информация как средство социального управления в современных корпорациях: российский и зарубежный опыт. Автореферат дис. к.с.н. Москва, 2010.
  48. К. К. Философия информации и фундаментальные проблемы информатики // Информационные ресурсы России. 2010. — № 1 (113). -С. 1−8.
  49. С. В. Связь когнитивной компетенции с проявлением внушаемости и ригидности в социальной перцепции // Вест. Моск. Унта. 1979. — № 2. — Психология — Сер. 14.
  50. В. П. Социология коммуникации. Учебник. М., 1997.
  51. Ю. Н. Доверие населения как фактор повышения социального статуса органов государственной власти. Автореферат дис. к.псих.н. Москва, 2003.
  52. Е. С., Демьянков В. 3. К проблеме ментальных репрезентаций // Вопросы когнитивной лингвистики. 2007. — № 4. — С. 8−16.
  53. Е. С. Проблемы представления знаний в современной науке и роль лингвистики в решении этих проблем / Язык и структуры представления знаний. М., 1992. С. 4−38.
  54. Е. С. Проблемы представления знаний в языке / Структура представления знаний в языке. М., 1993. С. 5−31.
  55. Е. С. О когнитивной лингвистике и семантике термина «когнитивный» // Вестник ВГУ, серия лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001. — В. 1. — С. 4−10.
  56. В. Н. Психология внушения. Иваново, 1978.
  57. Культура русской речи. Учебник для вузов / под ред. проф. Л. К. Граудиной, проф. Е. Н. Ширяева. М., 1999.
  58. А. Б. Доверие и недоверие технике и социо-техническим системам: постановка проблемы и обоснование подхода к исследованию // Ученые записки ИМЭИ. 2012. — Т. 2. — № 1. — С. 126 137.
  59. А. Б. Психология доверия и недоверия. М., 2008.
  60. А. Б., Табхарова С. П. Доверие и недоверие: соотношение, критерии, детерминация // Ученые записки ИМЭИ. -2012.-Т. 2. -№ 1.-С. 57−71.
  61. М. В. Информационное моделирование в контексте эволюционизма. Автореферат дис. к.ф.н. Нижний Новгород, 2009.
  62. И. А. Собственность на информацию как социально-философская проблема. Автореферат дис. д.ф.н. Екатеринбург, 2009.
  63. А. Н., Гордякова О. В. Психология доверия рекламе в структуре маркетинговых коммуникаций // Ученые записки ИМЭИ. -2012.-Т. 2.-№ 1.-С. 98−105.
  64. Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. 2-ое изд. СПб., 2007.
  65. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  66. Г. К. Суггестология и суггестопедия. Автореф. дис. д.мед.наук. София, 1970.
  67. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  68. . Ф. Справочник по инженерной психологии / под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1982.
  69. В. С., Руднев М. Г. Россия в европейском контексте // Общественные науки и современность. 2010. № 3.
  70. Г. Н. Диктум и модус предложения с позиций когнитивной лингвистики // Язык. Текст. Дискурс. 2011. — В. 9. — С. 18−27.
  71. А. А. Восприятие личности по фотографии при общении в Интернет. Автореферат дис. к.псих.н. Ярославль, 2010.
  72. И. В. Доверие и недоверие в гражданском обществе // Ученые записки ИМЭИ. 2012. — Т. 2.-№ 1.-С. 24−33.
  73. И. В. Доверие и недоверие в гражданском обществе // Ученые записки ИМЭИ. 2012. — Т. 2. — № 1. — С. 24−33.
  74. . 3. Теория организации. 2-е изд., перераб. и допол. М., 2000.
  75. Т. А. Образ «Я» Интернет-зависимых и Интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве. Автореферат дис. кпсих.н. Ижевск, 2007.
  76. Т. А. Социальный капитал организации: социально-психологический анализ. Ч. II // Психологический журнал. 2009. — № 2.-Т. 30.-С. 29−39.
  77. Новая технократическая волна на Западе / отв. ред. П. С. Гуревич. М., 1986.
  78. Общение и познание / под ред. В. А. Барабанщикова, Е. С. Самойленко. М., 2007.
  79. А. В. Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора. Автореферат дис. к.псих.н. Санкт-Петербург, 2009.
  80. В. Ф. Основы психосемантики. 2-ое изд., доп. СПб., 2005.
  81. Д. Л. Когнитивно-стилевые характеристики считывания приборной информации. Автореферат дис. кан.псих.н. М., 2009.
  82. Т. С. Роль средств массовой информации в формировании ценностных ориентаций современной российской молодежи. Автореферат дис. к.с.н. Ставрополь, 2007.
  83. Познание и общение. Теория, эксперимент, практика / под ред. В. А. Барабанщикова, Е. С. Самойленко. М., 2008.
  84. . Ф. Контрсуггестия и история (Элементарное социально-психологическое явление и его трансформации в развитии человечества) // История и психология. М., 1972.
  85. . Ф. Элементы социальной психологии // Проблемы общественной психологии. М., 1965.
  86. Проект Федерального закона «О средствах массовой информации» (новая редакция Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 № 2124−1).
  87. Е. Е. Категории медиапсихологии: факты, феномены, фантомы // Человек как субъект и объект медиа. М., 2011. С. 105−150.
  88. К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. Пер. с англ. Москва, 2002.
  89. И. В. Влияние интернет-среды на индивидуально-психологические качества пользователей научно-информационных сайтов. Дис.. канд.психол.наук. Иваново, 2005. Вартанова
  90. С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.
  91. В. С. Особенности доверительного общения. Дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  92. Ю. В. Динамика научных концепций в процессе накопления и переработки информации. Автореферат дис. к.ф.н. Ростов-на-Дону, 2006.
  93. Т. П. Доверие как социально-психологическое явление. Автореферат дис. д.псих.н. Ростов-на-Дону, 1998.
  94. Т. П. Психология доверия. Учебное пособие. М., 2000.
  95. СМИ в России: учебное пособие для студентов вузов / М. М. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др. / под ред. Я. Н. Засурского. М., 2005.
  96. А. В. Влияние ценностей на процесс перцепции внешнего имиджа организации. Автореферат дис. к.псих.н. Москва, 2009.
  97. Л. М. Эмпирическое изучение базовых ценностей // Мир России. 2002. № 1.
  98. Е. В. Специфика перцепции внешнего имиджа организации в интернете. Автореферат дис. к.псих.н., Москва, 2008.
  99. А. В. Общая теория социальной коммуникации. Учебное пособие. СПб., 2002.
  100. Социальная психология / под ред. A. JI. Журавлева. М., 2002.
  101. JI. Р. Теория информации. М., 1975.
  102. С. П. Взаимосвязь доверия и недоверия личности другим людям с отношением к соблюдению нравственных норм делового поведения. Дис. канд. психол. наук. М., 2008
  103. А. Н., Лебедева Н. М. Культура как фактор общественного прогресса. М., 2009.
  104. Э. М. Проблема авторитета в социологии и социальной психологии. Автореф. дис. канд.филос.наук. М., 1971.
  105. А. А. Социально-философский анализ проблемы ценности информации. Автореферат дис. к.ф.н. Иваново, 2006.
  106. А. Д. Информация и мышление. М., 1970.
  107. А. Д. Отражение и информация. М., 1973.
  108. Л. Н. Анализ содержания социологический метод изучения средств массовой коммуникации. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.
  109. ФукуямаФ. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. Пер. с англ. М., 2004.
  110. Л. А. Проблема интерпретации знаний в синтаксисе // Язык. Текст. Дискурс. 2011. — В. 9. — С. 9−17.
  111. Р. Психология массовых коммуникаций. 4-е международное издание. СПб., М., 2002.
  112. ЧураеваН. С. Социально-психологические механизмы формирования виртуальных сообществ. Автореферат дис. к.псих.н. Москва, 2009.
  113. Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии / Пер. с англ. В. Абабкова, В. Гаврилова. СПб., М., 2002.
  114. С. А. Социальное управление организациями средств массовой информации. Автореферат дис. к.с.н. Москва, 2008.
  115. В. В. Концепт «время» во фразеологии немецких и русских языков: монография. Ориенбург, 2008.
  116. В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1972.
  117. Bonsall K. Knowledge sharing effectiveness: The role of group identification, trust and hot desking. University of Sheffield, UK, 2011.
  118. Castaldo S. Meanings of Trust: a Meta Analysis of Trust Definitions: Paper presented at Second Euram Conference. P. 1. Stockholm, 2002.
  119. Cybertherapy Internet and Virtual Reality as Assessment and Rehabilitation Tools for Clinical Psychology and Neuroscience G. Riva, C. Botella, P. Legeron and G. Optale (Eds.). Amsterdam, IOS Press. 2004, 2005, 2006.
  120. Daantje Derks, Agneta H. Fischer, Arjan E. R. Bos. The role of emotion in computer-mediated communication: A review // Computers in Human Behavior. 2008. — 24. — P. 766−785.
  121. EinweillerS. When reputation engenders trust: an empirical investigation in business-to-consumer electronic commerce // Electron Markets. 2003. — 13 (3). — P. 196−209.
  122. Erikson E. H. Childhood and society. 2nd ed. New York, Norton, 1963.
  123. Gefen D., Heart T. On the need to include national culture as a central issue in e-commerce trust beliefs // Glob Inf. Manage. 2006. — 14 (4). -P. 1−30.
  124. Gibson W. Neuromancer. N.Y., 1994.
  125. Johnson T. J., KayeB. In blog we trust? Deciphering credibility of components of the internet among politically interested internet users // Computers in Human Behavior. 2009. — Volume 25. — Issue 1. — P. 175 182.
  126. Kanawattanachai Prasert, YooYoungjin Dynamic nature of trust in virtual teams // The Journal of Strategic Information Systems. 2002. -Volume 11. — Issues 3−4. -Pages 187−213.
  127. KatelynY. A. McKenna and John A. Bargh From Cyberspace: The Implications of the Internet for Personality and Social Psychology // Personality and Social Psychology. 2000. — Vol. 4 — No. 1. — P. 57−75.
  128. LangeA., Van de Ven J-P., SchriekenB. & Emmelkamp P. M. G. Interapy. Treatment of posttraumatic stress through the Internet: A controlled trial // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. -2001.-32.-P. 73−90.
  129. LangeA., Van de Ven J.-P. & SchriekenB. Interapy: treatment of posttraumatic stress via the Internet // Cognitive Behaviour Therapy. 2003. -32(3).-P. 110−124.
  130. LewickyR. J., Mcallister D. J., Bies R. J. Trust and distrust: New relationships and realities // Academy of Management Review. 1998. -V. 23.-Is. 3.-P. 438−459.
  131. LewickyR. J., Stevenson M., Bunker B. B. The three components of interpersonal trust: instrument development and differences across relationships // The Ohio State University: WPS. 1997.
  132. LindstromM., Janzon E. Social capital, institutional (vertical) trust and smoking: A study of daily smoking and smoking cessation among eversmokers // Scandinavian Journal Of Public Health. 2007. — Vol. 35 (5). -P. 460−467.
  133. Luhmann N. Trust and power. Chichester, England, 1979.
  134. Maslow A. Motivation and personality. 2nd ed. New York, 1970.
  135. Maxwell K. Hsu, Stephen W. Wangb, Kevin K.Chiu. Computer attitude, statistics anxiety and self-efficacy on statistical software adoption behavior: An empirical study of online MBA learners // Computers in Human Behavior. 2009. — 25. — P. 412−420.
  136. McColea Patrick, Ramsey Elaine and Williams John Trust considerations on attitudes towards online purchasing: The moderating effect of privacy and security concerns // Journal of Business Research -2010. Volume 63. — Issues 9−10. — Pages 1018−1024.
  137. NannestadP. What Have We Learned about Generalized Trust, if Anything? // Annual Review of Political Science. 2008. — Vol. 11.
  138. Qin Gao, Yusen Dai, Zao Fan, Ruogu Kang Understanding factors affecting perceived sociability of social software // Computers in Human Behavior. 2010. — 26. — P. 1846−1861.
  139. P. «To me, it’s my life»: Medical communication, trust, and activism in cyberspace // Social Science & Medicine. 2006. — Volume 62. -Issue 3.-P. 591−601.
  140. Rodgers C. R. On becoming a person: A therapist’s view of psychotherapy. Boston, 1961.
  141. Shalini Chandra, Shirish C. Srivastava, Theng Yin-Leng Evaluating the role of trust in consumer adoption of mobile payment systems: an empirical analysis // Communications of AIS. 2010. — Issue 27. — P. 561 582.
  142. Shankar Venkatesh, Urban Glen L. and Sultan Fareena Online trust: a stakeholder perspective, concepts, implications, and future directions // The Journal of Strategic Information Systems. 2002. — Volume 11.- Issues 3−4.-Pages 325−344.
  143. Shostrom E. L. Man, the manipulator. The Inner Journey from Manipulation to Actualization. Publisher: Bantam, 1979.
  144. Storm A. King The Psychology of Cyberspace. N., 1994.
  145. Tainyi (Ted) Luor, Ling-ling Wub, Hsi-Peng Lu, Yu-Hui Tao The effect of emoticons in simplex and complex task-oriented communication: An empirical study of instant messaging // Computers in Human Behavior. -2010.-26.-P. 889−895.
  146. Urban Glen L., Amyx Cinda, Lorenzon Antonio Online Trust: State of the Art, New Frontiers, and Research Potential // Journal of Interactive Marketing. 2009. — Volume 23. — Issue 2. — Pages 179−190.
  147. Yang Qing, Huang Lihua and Xu Yunjie Role of Trust Transfer in ECommerce Acceptance // Tsinghua Science & Technology. 2008. -Volume 13. — Issue 3. — Pages 279−286.
  148. Zhang X., Zhang Q. Online Trust Forming Mechanism: Approaches and An Integrated Model // ICEC. China, 2005.
Заполнить форму текущей работой