Социально-психологические факторы доверия пользователей к информации в электронной массовой коммуникации
Диссертация
Взаимосвязь медиадоверия (в частности, доверия к информации, доверия к Интернет-журналу и доверия к Интернет-журналисту) с базовыми социальными ценностями/антиценностями определяется способностью последних направлять жизнедеятельность человека. Для пользователей специализированных по различным тематикам Интернет-журналов, предъявляющих высокие требования к информации, к Интернет-журналу… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДОВЕРИЯ К ИНФОРМАЦИИ
- 1. 1. Основные направления изучения информации
- 1. 2. Понимание феноменов доверия и недоверия
- 1. 3. Интернет и онлайн средства массовой информации
- 1. 4. Концептуальная схема исследования
- Выводы по главе 1
- Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДОВЕРИЯ К ИНФОРМАЦИИ
- 2. 1. Программа исследования социально-психологических факторов доверия к информации
- 2. 2. Методический инструментарий эмпирического исследования социально-психологических факторов доверия к информации
- Выводы по главе 2
- Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДОВЕРИЯ К ИНФОРМАЦИ
- 3. 1. Особенности частных социально-психологических факторов при различных видах информации
- 3. 2. Взаимосвязь частных и общих социально-психологических факторов, имеющих общую природу с доверием к информации
- 3. 3. Взаимосвязь частных и общих социальнопсихологических факторов
- Выводы по главе 3
Список литературы
- Агуреева Г. А. Особенности доверительных отношений и социально-психологические характеристики субъектов рекрутинговой деятельности. Диссертации к.псих.н. Ростов-на-Дону, 2005.
- Адамьянц Т. 3. Телекоммуникация в социальном проектировании информационной среды. Автореферат дис. д.с.н. Москва, 1998.
- Акимова А. Ю. Доверие к технике в представлении машинистов локомотивов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. — № 1 (1). — С. 376−382.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. 5-е изд. М., 2007.
- Антоненко И. В. Доверие в педагогике // Вестник интегративной психологии. 2010. — Часть 1- Выпуск 8. — С. 35−36.
- Антоненко И. В. Доверие: социально-психологический феномен. М., 2004.
- Антоненко И. В. Социальная психология доверия. Диссертация док.псих.н. Ярославль, 2006.
- Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Серия XIV. Психология. 1996. -№ 4, — С. 14−20.
- Ю.Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Одаренный ребенок за компьютером. М., 2003.
- Бабанин Л. Н, Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Психологические исследования, опосредствованные применением Интернета. //
- Эксперимент и квазиэксперимент в психологии: Учебное пособие / Под ред. Т. В. Корниловой. СПб., 2004. С. 214−233.
- Бабанин Л. Н, Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет в психологическом исследовании // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2003. — № 3. — С. 79−96.
- Балымов И. Л. Социальное познание в ситуации интернет-общения. Автореферат дис. к.псих.н. Санкт-Петербург, 2009.
- Белинская Е. П. Идентичность личности в условиях социальных изменений. Автореферат дис. д.псих.н., Москва, 2006.
- Белянин А. В., ЗинченкоВ. П. Доверие в экономике и общественной жизни. Москва, 2010.
- Болыной психологический словарь. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., 2003.
- Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. Пер. с англ. М., 2004.
- Браславец Л. Д. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации. Дис.канд.филол.н. Воронеж, 2010.
- Бриллюэн Л. Наука и теория информации. М., 1960.
- Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. 2-ое изд., перераб. и доп. СПб., 2006.
- Вельтер Ф., Каутонен Т., Чепуренко А., МальеваЕ. Структура управления сетевыми сообществами малых предприятий и роль доверия: германо-российское сопоставление // Экономическая социология. 2004. — Т. 5. — № 2. — С. 13−36.
- Вербицкая Т. А. Влияние системы Интернета на психо-семантическое пространство пользователя. Дис. канд.психол. наук. М., 2002.
- Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и в машине. 2-е изд. М., 1968.
- Войску некий А. Е., Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. 2004. — № 1.
- Воркачев С. Г., Кузнецова Л. Э., Кусов Г. В., Полиниченко Ю. Д., Хизова М. А. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования: монография. Волгоград, 2007.
- Гончаров В. Н. Общественная информация в системе социального развития. Автореферат дис. д.ф.н. Ставрополь, 2006.
- Горбатов Д. С. Психология трансформации слухов: микрогрупповой подход. Монография. М., 2011.
- Грошев А. С. Информатика. Учебник для вузов. Архангельск, 2010.
- Данкин Д. М. Проблема политического доверия в международных отношениях. Дисс.докт.полит.наук. М., 2000.
- Данкин Д. М. Доверие как ресурс модернизации // Человек в экономических и социальных отношения: Материалы Всероссийской научной конференции, 4−5 октября 2012 г., Москва — отв. ред. А. Б. Купрейченко, Л. Н. Широкова. 2012. — С. 225−229.
- Демьянков В. 3. Когниция и понимание текста // Вопросы когнитивной лингвистики. 2005. — № 3. — С. 5−10.
- Дж. фон Нейман Теория самовоспроизводящихся автоматов. М., 1971.
- Дорофеев В. А., Головина А. В. Доверительное пространство школы // Инновационная школа. 1997. — № 3 (7).
- Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. М., 1984.
- Душутин В. К. Естественно-научные основания проблемы информатизации общества: философско-методологический аспект. Автореферат дис. к.ф.н. Иркутск, 1996.
- Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М., 2006.
- Ерохин Д. О. Информационная среда как фактор формирования ценностей молодежи. Автореферат дис. к.псих.н. Москва, 2011.
- Жичкина А. Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста. Дис. канд.психол.наук. М., 2001.
- Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М., 2007.
- Журавлев А. Л., Сумарокова В. А. Доверие предпринимателей к разным видам организаций: региональные и половые различия // Ученые записки ИМЭИ. 2012. — Т. 2. — № 1. — С. 34−42.
- Журавлева Е. Ю. Основные категории пользователей среды сети Интернет / Социология и Интернет: перспективные направления исследования // Интернет-конференция с 15 ноября 2004 года по 18 февраля 2005 года. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/16 216 454.
- Журавлева Л. А. Связь общительности личности и доверия к людям. Дис.канд. психол. наук. М., 2004.
- Журавлева Л. А., Сумарокова В. А. Исследование типов доверия и отношения личности к людям // Ученые записки ИМЭИ. 2012. — Т. 2. — № 1. — С. 87−97.
- Изюмова И. В. Критерии доверия клиентов к организации при разной субъективной оценке риска для здоровья. Автореферат дис. к.псих.н. Москва, 2009.
- Интернет в России. Методика и основные результаты исследования (зима 2010−2011) // Аналитический бюллетень: Фонд Общественное мнение. Выпуск 32.
- Киселев А. Г. Управленческая информация в системе государственного регионального управления: социологический аспект. Автореферат дис. д.с.н. Москва, 2003.
- Климова О. Ю. Информация как средство социального управления в современных корпорациях: российский и зарубежный опыт. Автореферат дис. к.с.н. Москва, 2010.
- Колин К. К. Философия информации и фундаментальные проблемы информатики // Информационные ресурсы России. 2010. — № 1 (113). -С. 1−8.
- Кондратьева С. В. Связь когнитивной компетенции с проявлением внушаемости и ригидности в социальной перцепции // Вест. Моск. Унта. 1979. — № 2. — Психология — Сер. 14.
- Конецкая В. П. Социология коммуникации. Учебник. М., 1997.
- Копылова Ю. Н. Доверие населения как фактор повышения социального статуса органов государственной власти. Автореферат дис. к.псих.н. Москва, 2003.
- Кубрякова Е. С., Демьянков В. 3. К проблеме ментальных репрезентаций // Вопросы когнитивной лингвистики. 2007. — № 4. — С. 8−16.
- Кубрякова Е. С. Проблемы представления знаний в современной науке и роль лингвистики в решении этих проблем / Язык и структуры представления знаний. М., 1992. С. 4−38.
- Кубрякова Е. С. Проблемы представления знаний в языке / Структура представления знаний в языке. М., 1993. С. 5−31.
- Кубрякова Е. С. О когнитивной лингвистике и семантике термина «когнитивный» // Вестник ВГУ, серия лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001. — В. 1. — С. 4−10.
- Куликов В. Н. Психология внушения. Иваново, 1978.
- Культура русской речи. Учебник для вузов / под ред. проф. Л. К. Граудиной, проф. Е. Н. Ширяева. М., 1999.
- Купрейченко А. Б. Доверие и недоверие технике и социо-техническим системам: постановка проблемы и обоснование подхода к исследованию // Ученые записки ИМЭИ. 2012. — Т. 2. — № 1. — С. 126 137.
- Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М., 2008.
- Купрейченко А. Б., Табхарова С. П. Доверие и недоверие: соотношение, критерии, детерминация // Ученые записки ИМЭИ. -2012.-Т. 2. -№ 1.-С. 57−71.
- Лапшин М. В. Информационное моделирование в контексте эволюционизма. Автореферат дис. к.ф.н. Нижний Новгород, 2009.
- Латыпов И. А. Собственность на информацию как социально-философская проблема. Автореферат дис. д.ф.н. Екатеринбург, 2009.
- Лебедев А. Н., Гордякова О. В. Психология доверия рекламе в структуре маркетинговых коммуникаций // Ученые записки ИМЭИ. -2012.-Т. 2.-№ 1.-С. 98−105.
- Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. 2-ое изд. СПб., 2007.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Лозанов Г. К. Суггестология и суггестопедия. Автореф. дис. д.мед.наук. София, 1970.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Ломов Б. Ф. Справочник по инженерной психологии / под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1982.
- Магун В. С., Руднев М. Г. Россия в европейском контексте // Общественные науки и современность. 2010. № 3.
- Манаенко Г. Н. Диктум и модус предложения с позиций когнитивной лингвистики // Язык. Текст. Дискурс. 2011. — В. 9. — С. 18−27.
- Мелешников А. А. Восприятие личности по фотографии при общении в Интернет. Автореферат дис. к.псих.н. Ярославль, 2010.
- Мерсиянова И. В. Доверие и недоверие в гражданском обществе // Ученые записки ИМЭИ. 2012. — Т. 2.-№ 1.-С. 24−33.
- Мерсиянова И. В. Доверие и недоверие в гражданском обществе // Ученые записки ИМЭИ. 2012. — Т. 2. — № 1. — С. 24−33.
- Мильнер Б. 3. Теория организации. 2-е изд., перераб. и допол. М., 2000.
- Наумова Т. А. Образ «Я» Интернет-зависимых и Интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве. Автореферат дис. кпсих.н. Ижевск, 2007.
- Нестик Т. А. Социальный капитал организации: социально-психологический анализ. Ч. II // Психологический журнал. 2009. — № 2.-Т. 30.-С. 29−39.
- Новая технократическая волна на Западе / отв. ред. П. С. Гуревич. М., 1986.
- Общение и познание / под ред. В. А. Барабанщикова, Е. С. Самойленко. М., 2007.
- Орлова А. В. Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора. Автореферат дис. к.псих.н. Санкт-Петербург, 2009.
- Петренко В. Ф. Основы психосемантики. 2-ое изд., доп. СПб., 2005.
- Петрович Д. Л. Когнитивно-стилевые характеристики считывания приборной информации. Автореферат дис. кан.псих.н. М., 2009.
- Петченко Т. С. Роль средств массовой информации в формировании ценностных ориентаций современной российской молодежи. Автореферат дис. к.с.н. Ставрополь, 2007.
- Познание и общение. Теория, эксперимент, практика / под ред. В. А. Барабанщикова, Е. С. Самойленко. М., 2008.
- Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история (Элементарное социально-психологическое явление и его трансформации в развитии человечества) // История и психология. М., 1972.
- Поршнев Б. Ф. Элементы социальной психологии // Проблемы общественной психологии. М., 1965.
- Проект Федерального закона «О средствах массовой информации» (новая редакция Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 № 2124−1).
- Пронина Е. Е. Категории медиапсихологии: факты, феномены, фантомы // Человек как субъект и объект медиа. М., 2011. С. 105−150.
- Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. Пер. с англ. Москва, 2002.
- Романов И. В. Влияние интернет-среды на индивидуально-психологические качества пользователей научно-информационных сайтов. Дис.. канд.психол.наук. Иваново, 2005. Вартанова
- Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.
- Сафонов В. С. Особенности доверительного общения. Дис. канд. психол. наук. М., 1978.
- Сахарова Ю. В. Динамика научных концепций в процессе накопления и переработки информации. Автореферат дис. к.ф.н. Ростов-на-Дону, 2006.
- Скрипкина Т. П. Доверие как социально-психологическое явление. Автореферат дис. д.псих.н. Ростов-на-Дону, 1998.
- Скрипкина Т. П. Психология доверия. Учебное пособие. М., 2000.
- СМИ в России: учебное пособие для студентов вузов / М. М. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др. / под ред. Я. Н. Засурского. М., 2005.
- Смирнов А. В. Влияние ценностей на процесс перцепции внешнего имиджа организации. Автореферат дис. к.псих.н. Москва, 2009.
- Смирнов Л. М. Эмпирическое изучение базовых ценностей // Мир России. 2002. № 1.
- Смирнова Е. В. Специфика перцепции внешнего имиджа организации в интернете. Автореферат дис. к.псих.н., Москва, 2008.
- Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. Учебное пособие. СПб., 2002.
- Социальная психология / под ред. A. JI. Журавлева. М., 2002.
- Стратонович JI. Р. Теория информации. М., 1975.
- Табхарова С. П. Взаимосвязь доверия и недоверия личности другим людям с отношением к соблюдению нравственных норм делового поведения. Дис. канд. психол. наук. М., 2008
- Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Культура как фактор общественного прогресса. М., 2009.
- Ткачев Э. М. Проблема авторитета в социологии и социальной психологии. Автореф. дис. канд.филос.наук. М., 1971.
- Туманов А. А. Социально-философский анализ проблемы ценности информации. Автореферат дис. к.ф.н. Иваново, 2006.
- Урсул А. Д. Информация и мышление. М., 1970.
- Урсул А. Д. Отражение и информация. М., 1973.
- Федотова Л. Н. Анализ содержания социологический метод изучения средств массовой коммуникации. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.
- ФукуямаФ. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. Пер. с англ. М., 2004.
- Фуре Л. А. Проблема интерпретации знаний в синтаксисе // Язык. Текст. Дискурс. 2011. — В. 9. — С. 9−17.
- Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. 4-е международное издание. СПб., М., 2002.
- ЧураеваН. С. Социально-психологические механизмы формирования виртуальных сообществ. Автореферат дис. к.псих.н. Москва, 2009.
- Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии / Пер. с англ. В. Абабкова, В. Гаврилова. СПб., М., 2002.
- Шуба С. А. Социальное управление организациями средств массовой информации. Автореферат дис. к.с.н. Москва, 2008.
- Щербина В. В. Концепт «время» во фразеологии немецких и русских языков: монография. Ориенбург, 2008.
- Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1972.
- Bonsall K. Knowledge sharing effectiveness: The role of group identification, trust and hot desking. University of Sheffield, UK, 2011.
- Castaldo S. Meanings of Trust: a Meta Analysis of Trust Definitions: Paper presented at Second Euram Conference. P. 1. Stockholm, 2002.
- Cybertherapy Internet and Virtual Reality as Assessment and Rehabilitation Tools for Clinical Psychology and Neuroscience G. Riva, C. Botella, P. Legeron and G. Optale (Eds.). Amsterdam, IOS Press. 2004, 2005, 2006.
- Daantje Derks, Agneta H. Fischer, Arjan E. R. Bos. The role of emotion in computer-mediated communication: A review // Computers in Human Behavior. 2008. — 24. — P. 766−785.
- EinweillerS. When reputation engenders trust: an empirical investigation in business-to-consumer electronic commerce // Electron Markets. 2003. — 13 (3). — P. 196−209.
- Erikson E. H. Childhood and society. 2nd ed. New York, Norton, 1963.
- Gefen D., Heart T. On the need to include national culture as a central issue in e-commerce trust beliefs // Glob Inf. Manage. 2006. — 14 (4). -P. 1−30.
- Gibson W. Neuromancer. N.Y., 1994.
- Johnson T. J., KayeB. In blog we trust? Deciphering credibility of components of the internet among politically interested internet users // Computers in Human Behavior. 2009. — Volume 25. — Issue 1. — P. 175 182.
- Kanawattanachai Prasert, YooYoungjin Dynamic nature of trust in virtual teams // The Journal of Strategic Information Systems. 2002. -Volume 11. — Issues 3−4. -Pages 187−213.
- KatelynY. A. McKenna and John A. Bargh From Cyberspace: The Implications of the Internet for Personality and Social Psychology // Personality and Social Psychology. 2000. — Vol. 4 — No. 1. — P. 57−75.
- LangeA., Van de Ven J-P., SchriekenB. & Emmelkamp P. M. G. Interapy. Treatment of posttraumatic stress through the Internet: A controlled trial // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. -2001.-32.-P. 73−90.
- LangeA., Van de Ven J.-P. & SchriekenB. Interapy: treatment of posttraumatic stress via the Internet // Cognitive Behaviour Therapy. 2003. -32(3).-P. 110−124.
- LewickyR. J., Mcallister D. J., Bies R. J. Trust and distrust: New relationships and realities // Academy of Management Review. 1998. -V. 23.-Is. 3.-P. 438−459.
- LewickyR. J., Stevenson M., Bunker B. B. The three components of interpersonal trust: instrument development and differences across relationships // The Ohio State University: WPS. 1997.
- LindstromM., Janzon E. Social capital, institutional (vertical) trust and smoking: A study of daily smoking and smoking cessation among eversmokers // Scandinavian Journal Of Public Health. 2007. — Vol. 35 (5). -P. 460−467.
- Luhmann N. Trust and power. Chichester, England, 1979.
- Maslow A. Motivation and personality. 2nd ed. New York, 1970.
- Maxwell K. Hsu, Stephen W. Wangb, Kevin K.Chiu. Computer attitude, statistics anxiety and self-efficacy on statistical software adoption behavior: An empirical study of online MBA learners // Computers in Human Behavior. 2009. — 25. — P. 412−420.
- McColea Patrick, Ramsey Elaine and Williams John Trust considerations on attitudes towards online purchasing: The moderating effect of privacy and security concerns // Journal of Business Research -2010. Volume 63. — Issues 9−10. — Pages 1018−1024.
- NannestadP. What Have We Learned about Generalized Trust, if Anything? // Annual Review of Political Science. 2008. — Vol. 11.
- Qin Gao, Yusen Dai, Zao Fan, Ruogu Kang Understanding factors affecting perceived sociability of social software // Computers in Human Behavior. 2010. — 26. — P. 1846−1861.
- Radin P. «To me, it’s my life»: Medical communication, trust, and activism in cyberspace // Social Science & Medicine. 2006. — Volume 62. -Issue 3.-P. 591−601.
- Rodgers C. R. On becoming a person: A therapist’s view of psychotherapy. Boston, 1961.
- Shalini Chandra, Shirish C. Srivastava, Theng Yin-Leng Evaluating the role of trust in consumer adoption of mobile payment systems: an empirical analysis // Communications of AIS. 2010. — Issue 27. — P. 561 582.
- Shankar Venkatesh, Urban Glen L. and Sultan Fareena Online trust: a stakeholder perspective, concepts, implications, and future directions // The Journal of Strategic Information Systems. 2002. — Volume 11.- Issues 3−4.-Pages 325−344.
- Shostrom E. L. Man, the manipulator. The Inner Journey from Manipulation to Actualization. Publisher: Bantam, 1979.
- Storm A. King The Psychology of Cyberspace. N., 1994.
- Tainyi (Ted) Luor, Ling-ling Wub, Hsi-Peng Lu, Yu-Hui Tao The effect of emoticons in simplex and complex task-oriented communication: An empirical study of instant messaging // Computers in Human Behavior. -2010.-26.-P. 889−895.
- Urban Glen L., Amyx Cinda, Lorenzon Antonio Online Trust: State of the Art, New Frontiers, and Research Potential // Journal of Interactive Marketing. 2009. — Volume 23. — Issue 2. — Pages 179−190.
- Yang Qing, Huang Lihua and Xu Yunjie Role of Trust Transfer in ECommerce Acceptance // Tsinghua Science & Technology. 2008. -Volume 13. — Issue 3. — Pages 279−286.
- Zhang X., Zhang Q. Online Trust Forming Mechanism: Approaches and An Integrated Model // ICEC. China, 2005.