Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Динамика взаимосвязи самосознания, профессиональной направленности и ценностных ориентаций студентов педагогического вуза: На материале факультета начальных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личность педагога изучалась и изучается в самых различных аспектах на разных этапах ее профессионального становления: со стороны мотивов выбора педагогической профессии и устойчивости этого выборасо стороны профессионально важных (значимых, необходимых) свойств, качеств, черт- -как интегральная индивидуальностьв аспекте индивидуального стиля деятельностисо стороны общей и профессиональной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
    • 1. 1. Профессиональный аспект самосознания студентов педагогического вуза
    • 1. 2. Соотношение общей и профессионально-педагогической направленности студентов
    • 1. 3. Психологические особенности система ценностных ориентаций будущих учителей
    • 1. 4. Взаимосвязь самосознания, ценностной ориентации и профессионально-педагогической направленности личности
    • 1. 5. Выводы
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи и организация исследования."
      • 2. 2. 1. Методы психологического исследования профессионально-педагогического самосознания студентов
      • 2. 2. 2. Методы исследования профессиональнопедагогической направленности студентов
      • 2. 2. 3. Методы исследования ценностных ориентаций студентов
      • 2. 2. 4. Методы исследования взаимосвязи самосознания, педагогической направленности и ценностных ориентаций
      • 2. 2. 5. Методы математической обработки результатов исследования.° *
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
    • 3. 1. Исследование самосознания студентов
    • 3. 2. Изучение профессионально-педагогической направленности студентов
    • 3. 3. Исследование ценностных ориентаций студентов
    • 3. 4. Исследование взаимосвязи между составляющими самосознания, ценностными ориентациями и профессионально-педагогической направленностью студентов педвуза

Динамика взаимосвязи самосознания, профессиональной направленности и ценностных ориентаций студентов педагогического вуза: На материале факультета начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исключительное значение, которое имеют личностные особенности в деятельности учителя, особенно учителя начальных классов, делает теоретиважнои в профессионально-педагогическом аспекте. Важная роль, исполняемая учи телем как представителем мира взрослых, носителем его ценностей и норм, с одной стороны, и как опосредствующего звена в межличностных отношениях учеников младших классов — с другой, — делает его уникальной фигурой в процессе становления личности воспитанников. Многочисленными исследованиями продемонстрировано значительное влияние, оказываемое на самосознание и самоотношение, отношение к учебе и успеваемость школьников особенностями самооценки, ценностных ориентаций, характера, стиля общения учителя (А.А. Бодалев, Ф. Н. Гоноболин, В. А Сластенин, Е. И. Рогов, JI.M. Митина, Р. Берне и др.).

Многими исследователями подчеркивается важность вузовского этапа становления личности педагога-профессионала, сензитивность этого периода развития личности молодого человека к формированию у него ценностных ориентаций, установок, личностных особенностей, мотиваций, профессионального самосознания и направленности личности, важных для педагогической деятельности (Г.В. Акопов, Е. С. Волков, Л. Г. Вяткин, А. В. Дмитриев, А. Г. Ковалев, В. Н. Козиев, Н. В. Кузьмина, В. Т. Лисовский, А. К. Маркова, MJHL Миронова, Л. М. Митина, Е. М. Никиреев, Ф. Патаки, А. Р. Петрулите, П. А. Просецкий, Е. И. Рогов, В. А. Семиченко, Б. А. Сосновский, В. А. Сластенин, П. А. Шавир и др).

В процессе профессионализации личности студентов педвуза центральную роль играют не столько получение теоретических знаний и профессиональных навыков, сколько познание будущими педагогами своих личностных особенностей и их значения для профессиональной деятельности, на основе чего происходит их самоопределение в педагогической сфере. Следовательно, актуальной становится проблема изучения самосознания студентов в профессионально-педагогическом аспекте. Однако именно этот аспект личности студента-педагога и учителя начальной школы остается наименее разработанным.

Личность педагога изучалась и изучается в самых различных аспектах на разных этапах ее профессионального становления: со стороны мотивов выбора педагогической профессии и устойчивости этого выборасо стороны профессионально важных (значимых, необходимых) свойств, качеств, черт- -как интегральная индивидуальностьв аспекте индивидуального стиля деятельностисо стороны общей и профессиональной направленностив плане готовности к профессионально-педагогической деятельностикак творческий субъект мышления и деятельностисо стороны педагогических способностей — организаторских, коммуникативных, прецептивных и др.- в аспекте профессионального самопознания, самовоспитания и саморазвитиясо стороны ее ценностных ориентацийсо стороны самовосприятия и самооценки своих личностных особенностейв плане нравственного развитияв аспекте психологической устойчивости и фрустрационной толерантностив плане отношений к педагогической деятельности, себе как ее субъекту, учащимся как партнерам по диалогическому взаимодействию.

В качестве центральных в структуре личности учителя выделяют такие психологические образования, как педагогическое самосознание, (И.Н. Алешина, АХ Маркова, Г. В. Акопов, И. Я. Лернер, Д. В. Ронзин, В. Н. Козиев, Н. Е. Шафажинская, Э. К. Гульянц, Л. М. Митина и др.), профессионально-педагогическая направленность (Н.В. Демидчук, А. Д. Глоточкин, Е. Р. Горелова, Ю. М. Забродин, В. Л. Лебедева, Б. А. Сосновский, Е. М. Никиреев, Л. В. Чернышева и др.), ценностные ориентации (A.M. Булынин, Е.И. Исени-на, А. Г. Кочетов, О. И. Кузьмина, И. А. Низовских, Л. В. Разживина, А. П. Черных и др.). Как правило, эти компоненты структуры личности изучаются изолированно или попарнони в одном из исследований не представлено комплексного анализа взаимосвязи самосознания, профессиональной направленности и ценностных ориентаций студентов педвуза. Рассматриваются взаимосвязи этих компонентов самосознания с ценностными ориентациями человекакроме того, ценностные ориентации связываются с общей и профессионально-педагогической направленностью личности, а направленность, в свою очередь, — с самосознанием. При этом самосознание в подобных работах представлено «Я"-образом («Я"-концепцией) и самооценкой личности. Однако до сих пор не существует специальных исследований, посвященных анализу взаимосвязей самосознания, профессиональной направленности и ценностных ориентаций студентов педвуза в их структурном отношении и динамике. Фрагментарность данных о структуре личности студентов педвуза и ее изменениях за время обучения препятствует разработке научно-обоснованных концепций и организации целенаправленного процесса профессионализации личности будущих учителей на этапе вузовской подготовки.

В этой связи представляется особенно важным целостное изучение динамики взаимосвязи самосознания студентов педагогического вуза, их педагогической направленности и ценностных ориентаций как в интересах развития теоретических представлений о личности студента педагогического вуза, так и в целях организации научно обоснованного процесса стимулирования профессионально-педагогического саморазвития личности, что обусловливает актуальность исследования.

Отсюда вытекает цель исследования: изучить взаимосвязь самосознания с педагогической направленностью и системой ценностных ориентаций и динамику этой взаимосвязи в процессе профессионализации личности студентов педагогического вуза.

Объект исследования:

Студенты I-V курсов факультета начального обучения Ml 11 У и СГПИ.

Предмет исследования:

Взаимосвязь самосознания, профессионально-педагогической направленности и ценностных ориентаций студентов педагогического вуза.

Гипотезы исследования:

1. Центральным компонентом самосознания студента педвуза является его профессионально-педагогический «Я"-образ.

2. Между уровнями развития профессионально-педагогического «Я», собственно педагогической направленности и профессионально-педагогических ценностей существует тесная взаимосвязь, тип которой определяется уровнями развития этих компонентов.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать структуру самосознания студентов педагогического вуза и ее динамику за время обучения, место профессионально-педагогического.

Я"-образа в этой структуре.

2. Изучить динамику развития профессионально-педагогической направленности студентов в период обучения в вузе.

3. Выявить структуру ценностных ориентаций студентов педагогического вуза и ее динамику за время обучения.

4. Изучить характер взаимосвязи профессионального самосознания, профессионально-педагогической направленности и системы ценностной студентов на разных курсах обучения в педвузе, а также курсовую динамику этой взаимосвязи.

Методологическую основу исследования составляют:

— положения отечественной психологии, а также зарубежного гуманистического направления о личности как субъекте деятельности самопознания, саморазвития и самоактуализации (СЛ. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко, Б. С. Братусь, К. Р. Роджерс, А. Маслоу,);

— положение об опосредованное&tradeдеятельности сознанием и самосознанием личности (А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, С. Л. Рубинштейн, Е.В. Шоро-хова, И. И. Чеснокова, П.Р. Чамата);

— принцип исследования личности в системе ее отношений к себе и окружающей действительности (В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов);

Методы исследования.

В соответствии с поставленными целями и задачами исследования использовался соответствующий им комплекс психологических методов и конкретных методик, предназначенных для изучения самовосприятия, самосознания и направленности личности. Использовались методы наблюдения, анкетирования, тестирования. Для изучения психологических особенностей Я-концепции и самовосприятия применялись методики К. Р. Роджерса, свободное самоописание («Кто Я?»), самоактуализационный тест (CAT) — ценностные ориентации изучались с помощью методики исследования терминальных ценностей (ОТеЦ) — представления об учителе начальных классов — с помощью специально разработанной методики «Модель УНК" — профессионально-педагогическая направленность исследовалась при помощи анкеты Н. В. Кузьминой. С целью анализа данных применялись методы математической и статистической обработки результатов исследования.

Достоверность полученных результатов обеспечена опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения, разработанные в психологии личности, сознания и самосознания при интерпретации эмпирических результатовприменением надежных апробированных методик математической обработки для количественного анализа данных (критерий Стьюдента, ранговая корреляция Спирмена и др.).

Организация исследования и экспериментальная база.

Экспериментальное исследование стали студенты I-V курсов факультета начального обучения Московского педагогического государственного университета (Ml И У) и студенты I-II курсов факультета начального обучения Стерлитамакского государственного педагогического института (СГПИ), республика Башкортостан. Всего в эксперименте приняли участие 208 испытуемых женского пола, из них 96 студенток Mill У и 112 — СГПИ.

В ходе эксперимента, проходившего методом среза, выделились три этапа: первый констатирующий срез (студенты I курса) — второй срез (те же студенты, II курс, октябрь 1997 г.) и этап изучения курсовой динамики феноменов профессионально-педагогического самосознания (студенты III-V курсов, ноябрь 1997;март 1998гг.).

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней:

— впервые проведено комплексное экспериментальное исследование самосознания студентов педагогического вуза;

— выявлены степень взаимосвязи и динамика компонентов самосознания будущих учителей в период обучения в педагогическом вузе, место и роль «Я"-образа в этой структуре;

— выявлены типы взаимосвязи между самосознанием, профессионально-педагогической направленностью, ценностными ориентациями студентов обучения;

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов при отборе абитуриентов, а также в процессе учебно-воспитательной работы в вузе при разработке лекционных и семинарских занятий в курсах «Введение в специальность», «Психология человека», «Возрастная и педагогическая психология», «Психология труда», «Психология высшей школы». Результаты исследования позволяют сформулировать практические рекомендации по совершенствованию профессионального самосознания, педагогической направленности и ценностных ориентаций будущих учителей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Центральным образованием самосознания студента педагогического вуза является профессиональный «Я"~образ.

2. Существуют различные уровни развития профессионально-педагогического самосознания, педагогической направленности и профессионально-педагогических ценностей, между которыми существует тесная взаимосвязь. Тип данной взаимосвязи обусловлен особенностями соотношения уровней развития профессионально-педагогического самосознания, педагогической направленности и профессиональных ценностей, и в особенности компонентом этой структуры, имеющим наивысший уровень развития, выступающим в данной структуре в качестве ведущего.

3. Наиболее благоприятствующим профессионализации личности студента педвуза являются типы взаимосвязи профессионально-педагогического самосознания, педагогической направленности и профессиональных ценностей, ведущего компонентом которых является профессиональный «Я"-образ.

Апробация результатов исследования проходила на аспирантском объединении и на заседаниях кафедры общей психологии Mi И У, материалы и результаты работы обсуждались на конференции «Воспитание и развитие личности: теория и практика конца XX века» в Институте воспитания и развития личности РАО. По теме исследования сделан ряд публикаций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем диссертации 225 страниц.

Список литературы

включает 202 наименования. В тексте диссертации содержится 23 таблицы и 14 рисунков.

6. Результаты исследования позволяют сделать вывод о во многом стихийном характере процесса формирования структуры личности будущего учителя в педагогическом вузе. Это указывает на необходимость сбалансированного развития всех трех профессионально-педагогических компонентов структуры личности для достижения успешной профессионализации будущих учителей и необходимость специально организованного в этих целях процесса профессионального обучения в педвузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное экспериментально-теоретическое исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы и позволило сформулировать следующие выводы:

1. Анализ развития самосознания студентов на разных курсах обучения в пединституте выявил общую тенденцию возрастания уровня рефлексивности, что проявляется в повышении роли личностного аспекта самовосприятия по сравнению с опосредованным социальными ролями на фоне усиления конкретности самовосприятия, снижение уровня обобщенности категорий самовосприятия. Это можно объяснить как возрастными особенностями развития личности студенток, так и спецификой факультета начальных классов, связанной с необходимостью приспосабливать свое мышление к возрастным особенностям мышления младшеклассников. Центром самовосприятия «Я» для студентов педвуза выступает собственное имя. Большинство студентов при самоописании отдают предпочтение идеальному «Я"-образу, тогда как «Я"-реальное характеризуется менее развернуто, что свидетельствует о недостаточно реалистических представлениях будущих учителей о своей личности.

2. Изучение личностной самооценки студентов указывает на их чрезмерно высокую критичность — самооценка не поднимается выше среднего уровня (у второкурсников она опускается до низкого уровня), в то время как показатель общей зрелости «Я"-концепции студентов находится на среднем, а у старшекурсников — на оптимальном уровне развития, однако общая самооценка своей личности так и не достигает оптимального уровня развития. Анализ динамики таких показателей самосознания как сензитивность к себе, самоуважение и самопринятие выявил закономерность снижения всех этих показателей в процессе обучения в педвузе с подъемом уровня на последнем году обучения. Данный факт указывает, с одной стороны, на недостаточность создаваемых учебным процессом педвуза условий для формирования адекватной самооценки и самовосприятия студентов, а с другой — на недостаточную работу испытуемых над собой в целях развития профессиональнопедагогических аспектов своей личности.

3. Исследование динамики развития профессионального «Я"-образа учителя у студентов показало, что под влиянием обучения в педвузе проис.

176 ходит его коррекция в плане повышения реалистичности представлений испытуемых о профессионально-педагогическом аспекте своего «Я», что выражается в снижении уровня этого показателя. Повышение уровня сформированное&tradeпрофессионального «Я» педагога на выпускном курсе означает активизацию процесса профессионального самоопределения выпускников в преддверии начала профессиональной деятельности, что подтверждается также динамикой уровня их самоактуализации. Его постоянное повышение за время обучения в вузе и снижение на выпускном курсе указывает на происходящую переориентацию студентов с учебной деятельности на профессиональную.

4. Выявлена динамика структуры самосознания студентов педвуза, которая заключается в постепенном повышении сложности системы взаимосвязей ее компонентов к IV курсу и снижением этого показателя на выпускном курсе. Внутренняя трансформация этой структуры проявляется в смещении центра от аспектов самоподдержки, самоуважения и самопринятия, социального аспекта самовосприятия к усилению личностного аспекта самовосприятия и профессионального «Я"-образа педагога, который на выпускном курсе становится доминирующим в структуре самосознания будущих учителей. Такая тенденция означает складывание профессионально-педагогического самосознания студентов преимущественно на старших курсах, особенно активизируется этот процесс на V курсе, что связано с переходом будущих учителей от студенческого к профессионально-педагогическому самосознанию.

5. У студентов педагогического вуза на протяжении периода обучения представлены все три вида профессионально-педагогической направленности — собственно педагогическая, предметная и ситуативная, имеющие неравное значение для учебной деятельности студентов. Стабильное преобладание собственно педагогической направленности над двумя другими ее видами на протяжении всего периода обучения в педагогическом вузе свидетельствует о сформированности «пропедагогической» ориентации личности студентов уже к началу учебы в вузе. Именно этот вид наиболее адекватно характери.

ТТТЛЛФГ ТТТХТТТТАЛТ’Т! лпптаттт^лл—ггаттвдло I л/1.

Пошито PTl^nPUTOD fH-Q— культета начальных классов) в профессиональной сфере.

Ill.

6. Понижение уровней собственно педагогической направленности личности студентов и повышение уровней предметной и ситуативной ее видов отражает происходящую в ходе обучения переоценку ими своего отношения к педагогической профессии в направлении не только большей реалистичности, но и следующего из этого некоторого снижения интереса к педагогической деятельности, повышения интереса к учебным предметам вследствие специализации. Под влиянием подготовки к будущей профессионально-педагогической деятельности на выпускном курсе происходит значительное повышение уровня собственно педагогической направленности при одновременном снижении двух других ее видов. Для части студенток характерно понижение педагогической направленности как следствие переориентации личности на другую профессию вследствие разочарования в своем профессиональном выборе.

7. В период обучения в педагогическом вузе наблюдается некоторое снижение значимости ценностей всех жизненных сфер в сознании студентов, что демонстрирует коррекцию их ценностных представлений под влиянием как учебной, так и внеучебной жизнедеятельности. Подобная тенденция характеризует также и большинство конкретных ценностей-целей. Это означает, что в период обучения в педвузе нарастает скепсис по отношению ко многим ценностям, происходит определенное снижение интереса к учебе и профессии на фоне возрастания независимости ценностной структуры личности студентов от внешних влияний и повышения значимости ценностей самоактуализации, духовного удовлетворения и сохранения собственной индивидуальности.

8. Структура ценностей студентов педвуза отражает особенности их жизнедеятельности. Наиболее значимыми для студенток факультета начальных классов большинства курсов являются ценности образовательной сферы, а также сферы увлечений. На IV и V курсах при сохранении лидирующего положения сферы образования происходит переориентация будущих учителей на ценности профессионально-педагогической сферы, которые занимают второе место по уровню значимости. Повышение уровня значимости многих конкретных терминальных ценностей для студентов выпускного курса также опосредовано сменой основной деятельности с учебной на профессиональную.

9. Стабильность значимых связей внутри системы ценностей-целей и ценностей жизненных сфер личности будущих учителей свидетельствует о том, что их ценностная структура является интегрированной уже к началу обучения и не претерпевает серьезных изменений, как позитивных, так и негативных, за весь период пребывания студентов в вузе. Изменения выражаются лишь в снижении уровней значимости взаимосвязей некоторых сфер жизнедеятельности и конкретных терминальных ценностей под влиянием накопления студентами теоретических знаний и практического опыта по избранной специальности. Такое положение означает недостаточность влияния учебно-воспитательного процесса на становление профессиональных ценностных ориентаций будущих учителей, которое происходит в основном стихийно.

10. Исследование динамики формирования структуры взаимосвязи самосознания, собственно-педагогической направленности и ценностных ориентаций студентов выявило курсовые изменения уровней взаимосвязи этих компонентов. Самая низкая степень интегрированное&tradeпрофессионально-педагогических аспектов личности присуща студентам начального периода обучения (I — II курсы), самая высокая — студентам III курса, после чего наступает некоторое снижение уровня структурированности. Такая динамика отражает процесс трансформации структуры личности будущих учителей. Первоначально структура личности студента ориентирована на учебную деятельность и мотивацию овладения педагогической профессией, но по мере вхождения в сущность педагогической деятельности, системообразующего центром у студентов старших курсов становится профессиональное «Я» педагога. Следовательно III-V курсы являются наиболее сензитивным периодом в процессе его формирования профессионального «Я"-образа студента.

11. В результате анализа полученных данных об уровневом строении профессионального «Я"-образа учителя, собственно педагогической направленности и профессиональных ценностей в структуре личности студентов педвуза было выделено 6 типов их взаимосвязи. I тип взаимосвязи — Гармоничный — характеризуется соответствием уровней развития профессионального «Я», педагогической направленности и ценностей профессиональной сферы, при этом либо все компоненты находятся на одном — высоком или vnnRHP пячтштия. &trade-бо ппоЛессионально-педагогическая направ.

179 ленность имеет средний уровень развития. II тип взаимосвязи — Ориентированный на саморазвитие — характеризуется высоким уровнем развития профессионального «Я» учителя в сочетании с высоким уровнем профессионально-педагогической направленности при среднем уровне развитости ценностей профессиональной сферы. III тип взаимосвязи — Ориентированный на «Я» — характеризуется высоким уровнем развития профессионального «Я» педагога на фоне среднего уровня развития остальных параметров, либо низком уровне развития ценностей или педагогической направленности. IV тип взаимосвязи — Ориентированный на мотивацию — характеризуется высоким уровнем собственно педагогической направленности при среднем уровне развития остальных компонентов. V тип взаимосвязи — Ориентированный на ценности — характеризуется высоким уровнем развития ценностей профессиональной сферыразвитие профессионального «Я» и педагогической направленности находятся на среднем уровне, направленность также может иметь и низкий уровень развития. VI тип взаимосвязи — Профессионально не ориентированный ~ характеризуется прежде всего низким уровнем развития профессионального «Я"-образа педагога на фоне среднего уровня остальных показателей либо низкого уровня развитости ценностейвозможен вариант с наименее развитой профессионально-педагогической направленностью и средним уровнем развития остальных компонентов.

12. Наиболее соответствующим будущей педагогической деятельности является Гармонично ориентированный тип взаимосвязи самосознания, педагогической направленности и ценностных ориентаций, поскольку лишь он обеспечивает системообразующий центр (профессиональное «Я»), мотива-ционную поддержку (педагогическая направленность) и перспективу (ценностная сфера) учительского труда. Наименее адекватный тип — Профессиналь-но не ориентированный — характеризуется недостаточным или средним уровнем развития всех указанных компонентов. Остальные типы имеют возможность компенсации среднего уровня развития тех или иных компонентов структуры за счет высокого развития других. Однако этого не происходит, если профессиональный «Я"-образ педагога находится у студента на низком или даже среднем уровне развития, что подтверждает ведущее значение профессионального «Я"-образа для формирования такого гармоничного типа развития компонентов личностной структуры студентов.

13. Для студентов факультета начальных классов наиболее характерными являются такие полярные типы, как Гармонично ориентированный и Профессионально не ориентированный. За время обучения в педвузе количество студентов, относящихся к первому типу, проявляет тенденцию к повышению, а второй тип остается относительно стабильным. Поскольку большинство студентов Гармонично ориентированного типа относится к подтипу с о средним уровнем развития профессионально-педагогического самосознания, педагогической направленности и профессиональных ценностных ориентаций, то в целом такое положение отражает недостаточный общий уровень сформированности профессиональной структуры личности выпускников педагогического вуза.

14. Полученные в результате исследования данные позволяют предположить, что в основе процесса профессионализации личности студента педвуза лежат разные механизмы в зависимости от компонента, являющегося ведущим — профессиональное самосознание, педагогическая направленность или ценностные ориентации. В зависимости от этого должна строиться учебно-воспитательная работа со студентами. Результаты исследования позволяют также сделать вывод о том, что формирования структуры личности будущего учителя в педагогическом вузе происходит во многом стихийно. Неоднозначными являются процессы как складывание отдельных компонентов этой структуры, так и выявленных типов их взаимосвязи. Это указывает на необходимость специально организованного процесса профессионального обучения и воспитания в педагогическом вузе с учетом выявленных закономерностей.

В ходе исследования были разработаны некоторые психолого-педагогические рекомендации по организации учебно-воспитательной работы в вузе с целью повышения эффективности процесса профессионализации личности будущих учителей.

1. Учитывая взаимосвязь профессионально-педагогического самосознания, собственно педагогической направленности и ценностных ориентаций личности студента педагогического вуза, профессиональный отбор на педагогические специальности должен проводиться при обязательном исследовании всех указанных психологических образований. При отборе абитуриентов могут быть использованы применяемые в работе методики по изучению.

181 уровня развития компонентов самосознания, педагогической направленности и ценностных ориентаций студентов.

2. Для наиболее адекватного представления о ходе профессионализации личности студента педвуза необходимо выявлять тип взаимосвязи профессионально-педагогического самосознания, собственно педагогической направленности и ценностных ориентаций личности будущего учителя. В целях компенсации как недостатков существующей системы отбора в педагогические вузы, так и личностных особенностей студентов, препятствующих профессионализации личности, необходима специфическая организация профессиональной подготовки в период обучения в вузе в зависимости от типа, к которому относится тот или иной студент, абитуриент.

Студентам, относящимся к гармоничному типу со средним уровнем всех трех компонентов важно создать условия стимулирования деятельности саморазвития с целью повышения всех компонентов до высокого уровня развития. В свою очередь студентам, ориентированным на саморазвитие, важно предоставить информацию об их индивидуально-личностных особенностях, высоко и недостаточно развитых личностных и личностно-професси-ональных психологических образований. Для студентов, ориентированных на профессиональное «Я» важно продемонстрировать опасность профессиональной деформации личности, связанной с изоляцией «Я"-образа учителя от его реализации в профессиональной деятельности. С другой стороны, студенты, ориентированные на профессиональную мотивацию, нуждаются в раскрытии для них направляющей и регулирующей силы педагогических ценностей и профессионального «Я» учителя как субъекта этой деятельности. Студентам ориентированным на профессиональные ценности, необходимо раскрывать опосредующую роль в реализации ценностей педагогической деятельности профессионального «я» и соответствующей направленности личности. Для студентов, профессионально не ориентированных необходимо создавать ситуацию успеха в профессиональной деятельности, для чего в рамках педагогической практики использовать систему заданий возрастающей сложности, а также условия для идентификации с успешным педагогом-профессионалом. Абитуриенты с данным типом взаимосвязи профессионально-педагогического самосознания, педагогической направленности и профессионально-педагогических ориентаций личности не могут быть при.

182 няты на педагогические специальности, поскольку не имеют резервов для компенсации слаборазвитых сторон личности.

3. В профессиональной подготовке будущих учителей необходимо учитывать выявленные критические периоды в формировании профессионально-педагогического самосознания, направленности и ценностных ориентаций студентов, какими являются III и V курсы обучения. Эти периоды можно назвать периодами повышенной сензитивности к профессионализирующим факторам.

4. Необходима такая организация процесса профессионального обучения будущих учителей начальных классов, при которой они могут реализовать субъектное отношение к деятельности овладения учительской профессией и к собственной педагогической деятельности в рамках педагогической практики. Это существенные условия формирования профессионально-педагогического «Я», ценностного отношения к педагогической профессии и сохранения высокого уровня педагогической направленности студентов.

Кроме того, возможно выделить такие не затронутые в данной работе перспективные направления исследований взаимосвязей будущих учителей в их динамике, как изучение дифференциальных особенностей данных компонентов структуры личности в зависимости от пола и педагогической специализации студентов, проверка предположения о сущности психологических механизмов, лежащих в основе процессов складывания определенного типа взаимосвязи самосознания, педагогической направленности и ценностных ориентаций будущих педагогов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. — 288 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход. /Гуманистические проблемы психологической теории. /Отв. ред. А.К. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. М.: Наука, 1995. — С.27−47.
  3. B.C., Вербицкий А. А., Ительсон А. А. и др. Основы педагогики и психологии высшей школы. /Под. ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986.-304 с.
  4. B.C. Психологическая характеристика модели Я-концепции личности. /Психология сегодня. Материалы I Всеросс. конфер. по психол. Рос-сийск. психол. общества. /Ежегодник Российского психологического общества. Том 2, — Вып. 1. — М. 1996. — С. 20.
  5. Акопов Г. В Диагностика профессионального сознания в процессе подготовки учителя в вузе. /Психолого-педагогические условия развития личности учащихся. Тезисы межвуз. конфер. Воронеж: ВГПИ, Воронежск. отд. Всесоюзн. общ. психол. АН СССР. 1990. С. 138−140.
  6. Г. В. Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания. /Психология учителя. Тез. докл. к VII съезду психологов СССР. М.: АН СССР, Общ-во психологов СССР, 1989. — С. 45.
  7. И.Н. Психологические особенности влияния социальных ожиданий на формирование профессиональной направленности студента пединститута. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. 1990. — 16 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х тт. /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — Т.2. — 287 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. JI. Изд-во ЛГУ, 1968. 340 с.
  10. О.М. Самооценка в структуре личности студента. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л. 1989. — 17 с.184
  11. С.Х. Влияние самооценки на формирование профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя. Дисс. канд. психол. наук. М. 1986. — 151 с.
  12. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367с.
  13. Ахмедова-Айгумова З. И. Особенности развития самосознания в юношеском возрасте. /Современные подходы к обучению и воспитанию детей имолодежи. Матер, научно-практ. конфер. М.: Университет РАО, 1995. — С. 43−45.
  14. A.M. Влияние самооценки на характер межличностных отношений в группе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. 1983. — 16с.
  15. A.M. Самооценка, статус личности и осознание профессиональных качеств студентами педагогического института. /Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя. М. Изд-во1. МГПИ. 1982. С. 90−100.
  16. И.И., Сафин В. Ф. Динамика стереотипов оценочных суждений личностных качеств у школьников и студентов. /Студенческий коллектив и формирование личности будущего учителя. Сб. научн. тр. /Отв. ред. П. А. Просецкий. М.: МПГИ, 1981. — С. 123−140.
  17. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-422 с.
  18. Т.Д. Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия личности студента педагогического вуза. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. 1994. — 16 с.
  19. Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педвуза. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. 1989. -16 с.
  20. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. М.: Изд-во МГУ, 1987.-304 с.
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.185
  22. Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности. /Психология формирования и развития личности. /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. — С. 159−177.
  23. Л.В. Что такое самооценка. //Психол. журнал. 1992. — Т. 13,4. С.99−100.
  24. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
  25. A.M. Формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. Метод, рекоменд. Комсомольск-на-Амуре, 1995. — 17 с.
  26. Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  27. Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте. Ав-тореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1993. — 16 с.
  28. С.В. Психологические условия формирования профессионального самопознания будущего учителя. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Киев, 1987. — 16 с.
  29. А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1987. — 20 с.
  30. Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у студентов педвузов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. 1983. -16 с.
  31. Е.Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. 1992. — 20 с.
  32. Л.С. Собрание сочинений. Т.1. — М.: Педагогика, 1982. — С.78−98.
  33. Л.В. Психологические особенности взаимосвязи потребности в самоутверждении и профессиональной направленности студента педвуза. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1989. — 16 с.
  34. Л.В. Психологические особенности профессиональных притязаний будущих учителей. /Научные труды МГПУ. Сер.: Психолого-педагогические науки. /Отв. ред. В. А. Сластенин. М.: Прометей, 1994. — С. 167−146.186
  35. В.Н. Становление профессионального идеала как фактор формирования направленности личности будущего учителя. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1985. — 16 с.
  36. Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М.: Росс. пед. агентство, 1995. — 44 с.
  37. В.Н. Психологические основы формирования профессионально-педагогической направленности студенческого коллектива. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1979. — 16 с.
  38. Ф.Н. Книга об учителе. М:. Просвещение, 1965. — 260 с.
  39. Е.Р. Психологические особенности профессиональной направленности личности будущего учителя начальных классов. Дисс. канд. психол. наук. М., 1988. — 230 с.
  40. Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М. ИПЛ. 1987. — 286 С.
  41. Э.К. Развитие профессионального самосознания студентов факультета дошкольного воспитания. /Формирование личности учителя в педагогическом вузе. Межвуз. сб. научн. тр. /Отв. ред. Д. В. Вилькеев. Казань, 1989. — С. 54−61.
  42. А.Г. Особенности познания себя студентами вуза в зависимости от половой принадлежности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1981. -16 с.
  43. Г. А. Динамика ценностных ориентаций и тенденции развития личности. /Воспитание и развитие личности: теория и практика конца XX века. Материалы VI конференции молодых ученых. Часть 2. — М.: РАО1. ИВРЛ, 1998.-С. 25−26.
  44. О.И. Душевное здоровье как культурно-исторический феномен. //Психол. журнал. 1988. — Т. 9. — № 2. — С. 108−117.
  45. Л.И. Динамика формирования образа «Я» профессионала у студентов вуза. /Психология и научно-технический прогресс Тез. к VII съезду психологов. М., 1989. — С. 109−110.
  46. Н.В., Лебедева В. Л., Чернышева Л. В. Системный подход в изучении педагогической направленности личности будущего учителя.187
  47. Структурно-системный подход в обучении и воспитании. Сб. научн. тр. -Днепропетровск, 1984. С. 10−19.
  48. Е.В. Возрастные особенности студента и формирование педагогической установки. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Тбилиси, 1986.- 16 с.
  49. У. Психология. Пер. с англ. /Под ред. JI.A. Петровской. М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
  50. Е.А. Формирование ценностных ориентаций в учебно-воспитательном процессе вуза. /Воспитание и развитие личности: теория и практика конца XX века. Материалы VI конференции молодых ученых. Часть 2. М.: РАО ИВРЛ. 1998. — С. 25−26.
  51. И.С. Демонстрируемые и скрываемые качества в системе личности (на материале студентов педвуза). Автореф. дисс. канд. психол. наук.1. М., 1995.- 16 с.
  52. М.М., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. 3-е изд., пе-рераб. и доп. Минск: Изд-во БГУ, 1993. — 384 с.
  53. Е.Г. Осмысление студентами субъектного отношения к педагогической деятельности как фактор становления гуманистической направленности педагога. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Саратов, 1994. — 16 с.
  54. Т.В. Психологические особенности старшеклассников, абитуриентов, студентов, направленных на профессию учителя. Дисс. канд. психол. наук. М., 1994. — 180 с.
  55. Н.Т. Психологические особенности студента педагогического вуза. /Психология профессиональной подготовки в вузе. Вып. 2. — Минск, 1982. -С. 19−23.
  56. Ю.М. О точности восприятия различных свойств личности. /Личность в системе коллективных отношений. Тез. докл. Всесоюзн. конф. -М., 1980. С. 89−90.
  57. Ю.М., Глоточкин А. Д., Сосновский Б. А. Базовая психологическая модель личности учителя. /Педагогическое образование. Сб. статей по совр. пробл. пед. образов. Вып. 4. — М., 1991. — С. 11−17.188
  58. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека. //Вопр. психологии. 1989. — № 6. — С. 100−108.
  59. . Влияние идентификации на формирования профессионально-педагогической направленности студентов педвуза. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ташкент, 1992. — 16 с.
  60. А.В. Генезис самооценки. Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1994.-24 с.
  61. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки. //Вопр. психологии. 1989. — № 1. — С. 5−14.
  62. С.А. Динамика педагогической направленности у студентов в условиях традиционной системы обучения /Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 4. — JI.: Изд-во ЛГУ, 1978. — С. 92−96.
  63. С.А. Лонгитюдное исследование динамики педагогической направленности у будущих учителей начальных классов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1977. — 19 с.
  64. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. Изд. 2-е, уточн. и дополн. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  65. А.И., Ящишин К. Е. Формирование самооценки профессионально-значимых качеств будущих учителей. //Вопр. психологии. 1989. — № 5. -С. 45−51.
  66. В.А. Особенности мотивационно-смысловой сферы личности студентов-первокурсников педагогических вузов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1997. — 16 с.
  67. Л.А. Особенности самосознания лиц с акцентуациями характера. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Саратов, 1991. — 22 с.189
  68. В.Н. Психологический анализ профессионального самосознанияучителя. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1980. — 14 с.
  69. Г. П. Формирование педагогической направленности студентов педагогических учебных заведений. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1974.-21 с.
  70. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 366 с.
  71. И.С., Сухарев А. В. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития. //Вопр. психологии. 1989. — № 5. -С. 158−164.
  72. А.П. Современное состояние проблемы самооценки в советской психологии. /Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. М.: Mill И, 1978. — С. 3−12.
  73. И.Б. Стратегия профессионального оценивания и самооценивания студентами себя, школьных учителей и педагогов вуза. /Психология учителя. Тез. докл. к VII съезду психологов СССР. М.: АН СССР, Общ-во психологов СССР, 1989.-С. 112−113.
  74. Краткая профессиограмма учителя начальных классов средней школы. Методические рекомендации. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 58 с.
  75. Е.П. Психологическая устойчивость индивидуального сознания. /Психология человека в условиях социальной нестабильности. М.: Прометей, 1994.-С. 105−118.
  76. Е.М. Факторы, влияющие на характер представлений о себе. /Личность в системе коллективных отношений. Тез. докл. Всесоюзн. конфер. АПП СССР. М.: 1980. — С. 133.
  77. А.Н. «Образ-Я» как фактор развития личности. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1984. 141 с.
  78. С.П. Управление формированием профессиональных интересов. //Вопр. психологии. 1985. — № 3. — С. 23−30.
  79. О.Ю. Роль профессионально-педагогической направленности в формировании будущего учителя. /Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. Сб. научн. тр. М., 1976. — С.64.67.190
  80. И.К. Психологические особенности осознания себя как личности определенного пола в юношеском возрасте. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1987. — 17 с.
  81. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL: Изд-во ЛГУ, 1970.- 115 с.
  82. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. -183 с.
  83. Ю.Н., Сухобская Г. С. Профессионально-педагогическая направленность как предмет анализа. /Методы изучения профессиональной направленности личности учителя. Л.: АПН НИИ ОВВ, 1980.1. С. 3−8.
  84. А.Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997. — 280 с.
  85. А.А. Несоответствие самооценки и внешней оценки и его последствия. /Психология сегодня. Материалы I Всеросс. конфер. по психол. Рос-сийск. психол. общества. /Ежегодник Российского психологического общества. Том 2, вып. 1. М., 1996. — С. 21−22.
  86. В.П. Самооценка и ее роль в формировании и воспитании личности. //Сов. педагогика. 1973. № 6. — С. 97−108.
  87. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  88. Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1988.-24 с.
  89. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке. //Вопр. психологии. 1989.-№ 3.-С. 11−21.
  90. И.Я. Педагогическое сознание явление действительности и категория науки. //Сов. педагогика. — 1985. — № 3. — С. 52−57.
  91. ВТ., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 184 с.
  92. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
  93. Н.Д. Особенности самооценки студентов. /Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического об191щества. Тез. докл. V Всесоюзн. съезда психологов СССР. М., 1977. — С. 119−120.
  94. B.C. Психологические исследования объективности оценок и самооценок у студентов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. JL, 1977. — 16 с.
  95. А.Д. Взаимосвязь свойств темперамента и профессиональнопедагогической направленности студента педвуза. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1995. — 16 с.
  96. Т.П. Психологические условия формирования профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя в студенческом коллективе. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1984. — 16 с.
  97. Р.К. Потребность в самоактуализации как основа творческого роста будущего учителя начальных классов (на материале педагогического колледжа). Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1995. — 17 с.
  98. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  99. А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение. 1993. — 190 с.
  100. B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 1959. — 174 с.
  101. Г. И., Чикова О. М. О некоторых особенностях рефлексии учителя. /Психология учителя. Тез. докл. к VII съезду психологов СССР. М.: АН СССР, Общ-во психологов СССР, 1989. — С. 33.
  102. М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя. //Вопр. психологии. 1998. — № 1. — С. 44−53.
  103. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 216 с.
  104. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя. //Вопр. психологии. 1990. — № 3. — С. 58−64.
  105. О.Н. Стабильность и изменчивость самооценки. /Психология человека в условиях социальной нестабильности. М. Прометей. 1994. — С. 119−133.
  106. B.C. Проблемы генезиса личности. М.: МГПИ, 1985. — 104 С.
  107. Г. Психология и учитель. М. Изд-во т-ва «Мир», 1915.284 с.
  108. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ. 1960. — 426 с.192
  109. Направленность личности. /Психология. Словарь. /Под общ, ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: ИПЛ, 1990. — С. 230.
  110. Н.И. Ценностность как центральный компонент структуры личности. //Вопр. психологии. 1980. № 1. — С. 20−30.
  111. Е.А., Райгородская И. А. К вопросу оценки студентами профессиональных и личностных качеств учителя. //Вопросы психологии личности и деятельности студентов. Иркутск: ИГПИ, 1978. — С. 100−104.
  112. И.А. Психосемантический анализ жизненных ориентаций личности (на материале студентов педагогического вуза). Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1995. — 16 с.
  113. Е.М. Влияние индивидуально-типологических особенностей на профессиональную направленность студента педагогического института. /Психология учителя. Тез. докл. к VII съезду психологов СССР. М.: АН СССР, Общ-во психологов СССР, 1989. — С. 120.
  114. Е.М. О соотношении самооценки и направленности личности. /Личность в системе общественных отношений. Тез. научн. сообщ. к VI Всесоюзн. съезду Общ. психологов СССР. Часть 1. М., 1983. — С. 56−58.
  115. А.Г. К проблеме соотношения образа и самосознания. //Вопр. психологии. 1992. — № 1−2. — С. 129−137.
  116. В.В. Динамика «образа своей професии» в зависимости отстепени приобщения к ней. //Вопр. психологии. 1981. — № 5. — С. 133−137.193
  117. Д.В. К экспериментальному анализу структуры самооценки человека. Личность в системе коллективных отношений. Тез. докл. Всесо-юзн. конф. М., 1980. — С. 177−178.
  118. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. -287 с.
  119. О.В. Исследование процесса профессионализации личности через анализ субъективных пространств восприятия профессии. /Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. — Томск, 1989.-С. 57−67.
  120. П.В. Представляемая студентом роль как психологический фактор профессиональной направленности. /Пути совершенствования профессиональной направленности в педвузе. Саратов, 1975. — С. 208−215.
  121. Ф. Некоторые когнитивные аспекты Я-образа. /Психологические исследования познавательных процессов личности. М.: Наука, 1983. — С. 45−51.
  122. В.Ф. Психосемантика сознания. М. Изд-во МГУ, 1988. — 208 с.
  123. В.А. Феномен субъектности в психологии личности. Дисс. докт. психол. наук в форме научн. доклада. М., 1993. — 70 с.
  124. А.Ю. Когнитивные и эмоциональные компоненты в структуре образа «Я» у студентов. Дисс. канд. психол. наук. Л., 1984. — 192 с.
  125. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 256 с.
  126. А.С. Исследования по психологии установки. Тбилиси: Мецниерба, 1967. — 340 с.
  127. П.А., Голубева В. Н., Семиченко В. А., Урманова О. И. Психологическая структура профессионально направленного студенческого коллектива и пути совершенствования. /Проблемы психологии личности иколлектива. М.: МПГИ, 1979. — С. 23−25.194
  128. Л.В. Развитие и формирование ценностных ориентаций у студентов педвуза. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. 1990. — 16 с.
  129. . X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. Пер. с нем. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  130. . К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. М.: Прогресс — Универс, 1994. — 480 с.
  131. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов н/Д., 1994. -240 с.
  132. Е.И. Роль социальной активности в формировании самосознания учителя на этапе вузовской подготовки. /Формирование личности учителя в педагогическом вузе. Межвуз. сб. научн. тр. /Отв. ред. Д. В. Вилькеев. -Казань, 1989. С. 46−54.
  133. .Г., Колесников Ю. С. Студент глазами социолога. Ростов н/Д., 1969.-277 с.
  134. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -242 с.
  135. В.П. Особенности развития профессионального самосознания будущего учителя. /Психология учителя. Тез. докл. к VII съезду психологов СССР. М.: АН СССР, Общ-во психологов СССР, 1989. — С. 126.
  136. Самосознание. /Психологический словарь. /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — С. 343−344.
  137. Самосознание личности. /Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий. /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. -Л.: Лениздат, 1987. С. 93−94.
  138. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. //Вопр. психологии. 1975. — № 3. — С. 62−67.195
  139. В.А. Концепция целостности и ее реализация в профессиональной подготовке будущих учителей (психолого-педагогический аспект). Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1992. — 46 с.
  140. И.Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль: Содействие, 1991.- 19 с.
  141. И.М. Ценностные ориентации личности современного учителя в педагогическом процессе. /Психология учителя. Тез. докл. к VII съезду психологов СССР. М.: АН СССР, Общ-во психологов СССР, 1989. — С. 42−43.
  142. В.Ф. Смысл жизни как аксиологическая функция личности. /Человек в зеркале наук. Межвуз. сб. JL: Изд-во ЛГУ, 1991. — С. 19−32.
  143. В.А., Андреенко Е. В. Профессиональная самоактуализация будущего учителя. //Научные труды МПГУ. Сер. Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1998. — С.3−13.
  144. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  145. В.А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя. //Магистр i. 995. — № 3. — С. 52−58.
  146. Е.Т. Самооценка и самосознание при аномалиях личности. М., Изд-во МГУ. 1989.- 216 с.
  147. С.Ф. Обзор экспериментальных работ по изучению самооценки личности. /Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно -воспитательного коллектива. М.: Изд-во МГПИ, 1975. — С. 191 202.
  148. .А. Мотив и смысл. Психолого-педагогическое исследование. М.: Изд-во МПГУ, 1994. — 456 с.
  149. .А., Калинова О. В. Социальные представления современного студенчества. /Научные труды Моск. пед. гос. универ. Сер.: Психол.-пед. науки. /Отв. ред. В. А. Сластенин. М.: Прометей, 1996. — С.102−116.
  150. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 286 с.
  151. В.В., Сараева Н. В., Неверова И. Эмоционально-ценностное отношение к себе и другому, локус контроля и мотивация. Личность в системе коллективных отношений. Тез. докл. Всесоюзн. конф. М., 1980. — С. 225 226.
  152. Д.А. О взаимосвязи самооценки, объективной оценки и уровня притязаний у студенческой молодежи. /Личность в системе общественных отношений. Тез. научн. сообщ. к VI Всесоюзн. съезду Общ. психологов
  153. СССР. Часть 1. — М., 1983. — С. 78−79.
  154. М.А. Закономерности динамики имплицитной теории личности. /Психология сегодня. Материалы I Всеросс. конфер. по психол. Российск.197психол. общества. /Ежегодник Российского психологического общества. -Том 2,-вып. 1.-М., 1996.-С. 30−31.
  155. М.П. Представления о себе в связи с профессиональной направленностью. /Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 3. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — С. 65−68.
  156. И.А. О специфике нормативно-ценностной системы учителя. /Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. Тез. докл. координ. совещ. Петрозаводск: КГПИ, 1982. — С. 73−74.
  157. Н.Н. Ценностно-смысловая позиция учителя как фактор нравственного и психического здоровья. //Школа здоровья. 1996. — Т. 3. — № 4. -С. 57−58.
  158. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961. — 210 с.
  159. В.Б. Педагогическая направленность стержневое качество личности будущего учителя. /Психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста. — Ярославль: Изд-во ЯГУ, 1983. — С. 27−31.
  160. И.В. Формирование профессионально-педагогической направленности личности учителя. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1991. -20 с.
  161. P.M. Влияние характера общения на формирование профессиональной направленности студента педвуза. Автореф. дисс. кан. психол. наук. М., 1982.- 16 с.
  162. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М.: РОУ, 1994. -Вып.4. — 66 с.
  163. А.И., Черных А. П. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза. Методические рекомендации. Сост. Рязань: РГПУ, 1975. — 60 с.
  164. В. Человек в поисках смысла. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.368 с.
  165. Э. Психоанализ и этика. Пер. с англ. М.: Республика, 1993. -415 с.
  166. Ценностные ориентации. /Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий. /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. -Л.: Лениздат, 1987. С. 122−123.
  167. Ценность. /Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: ИПЛ, 1990. — С. 442.
  168. П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. /Психологическая наука в СССР. Т. II. — М., 1960. — С. 91−93.
  169. П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. /Проблемы сознания. Материалы симпозиума. /Отв. ред. В. М. Банщиков. М., 1966. — 228 237.
  170. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. -144 с.
  171. И.И. Самосознание, саморегуляция и самодетерминация личности. /Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. — С. 121−126.
  172. Шавир Г1.А. О преемственности формирования педагогической направленности студентов и старшеклассников. //Новые исследования в психологии. М.: Педагогика. — 1984. — № 1. — С. 43−47.
  173. П.А. Профессиональное самосознание на вузовском этапе подготовки учителя. //Сов. педагогика. 1985. — № 8. — С. 92−97.
  174. С.Ф. оглы Психологический анализ половых различий в оценке и самооценке у студентов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Киев, 1987. -16 с.
  175. Н.Е. Роль активной самооценочной деятельности в формировании адекватной профессиональной самооценки будущего учителя.199
  176. Совершенствование психолого-педагогической подготовки студентов педвуза. Межвуз. сб. научн. тр. /Отв. ред. П. А. Просецкий. М.: МГПИ, 1984. — С. 111−118.
  177. Т.Д. Основные направления гуманизации в зарубежной психологии (исторический и методологический аспекты) /Гуманистическиепроблемы психологической теории. /Отв. ред. А.К. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. М.: Наука, 1995. — С. 14−26.
  178. Ю.Д. Динамика профессиональной направленности студентов педагогического вуза. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1978. — 16 с.
  179. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  180. Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М.: Соцэкгиз, 1961. — 364 с.
  181. Е.В. Проблема «Я» и самосознание. /Проблемы сознания. Материалы симпозиума. /Отв. ред. В. М. Банщиков. М., 1966. — С. 217−227.
  182. Т.М. Динамика профессионально-педагогической направленности студентов. //Вопр. психологии. 1985. № 2. — С. 73−75.
  183. Т.М. К понятию профессиональной направленности личности педагога. /Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя советской школы. Межвуз. сб. научн. тр. /Под ред. П. А. Просецкого. М.: МПГИ, 1983. — С. 31−35.
  184. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л.: Просвещение, 1967. — 266 с.
  185. Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб.: Кентавр-Палантир, 1994.132с.
  186. М.Г., Анцыферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика, 1974. — 304 с.200
  187. Rosenberg M. Society and the dolescent self-image. Princeton, NY. Princ. Uniw. Press. 1965. 326 p.
  188. Shrauger J.S., Kelly R.J. Global self-evaluation and changes in self-description as a function of information dicrepancy and favorability. //Journ. Pers. 1988. 56. № 4. p. 709−728.
  189. Rudolfo A.P., Marcus H.R. Possible selves and performance: The power of self-relevant imagery. //Social cogn. 1992. 10. № 1. p. 92−124.
  190. Super D. Vocational development. № 7. — 391 p.
  191. Whylie R.S. The self-concept. Vol. 2. — Univ. of Nebraska, Press. Lincoln. 1974.-433 p.201
Заполнить форму текущей работой