Динамика взаимосвязи самосознания, профессиональной направленности и ценностных ориентаций студентов педагогического вуза: На материале факультета начальных классов
Диссертация
Личность педагога изучалась и изучается в самых различных аспектах на разных этапах ее профессионального становления: со стороны мотивов выбора педагогической профессии и устойчивости этого выборасо стороны профессионально важных (значимых, необходимых) свойств, качеств, черт- -как интегральная индивидуальностьв аспекте индивидуального стиля деятельностисо стороны общей и профессиональной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
- 1. 1. Профессиональный аспект самосознания студентов педагогического вуза
- 1. 2. Соотношение общей и профессионально-педагогической направленности студентов
- 1. 3. Психологические особенности система ценностных ориентаций будущих учителей
- 1. 4. Взаимосвязь самосознания, ценностной ориентации и профессионально-педагогической направленности личности
- 1. 5. Выводы
- ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Задачи и организация исследования."
- 2. 2. 1. Методы психологического исследования профессионально-педагогического самосознания студентов
- 2. 2. 2. Методы исследования профессиональнопедагогической направленности студентов
- 2. 2. 3. Методы исследования ценностных ориентаций студентов
- 2. 2. 4. Методы исследования взаимосвязи самосознания, педагогической направленности и ценностных ориентаций
- 2. 2. 5. Методы математической обработки результатов исследования.° *
- 2. 1. Задачи и организация исследования."
- 3. 1. Исследование самосознания студентов
- 3. 2. Изучение профессионально-педагогической направленности студентов
- 3. 3. Исследование ценностных ориентаций студентов
- 3. 4. Исследование взаимосвязи между составляющими самосознания, ценностными ориентациями и профессионально-педагогической направленностью студентов педвуза
Список литературы
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. — 288 с.
- Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход. /Гуманистические проблемы психологической теории. /Отв. ред. А.К. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. М.: Наука, 1995. — С.27−47.
- Аванесов B.C., Вербицкий А. А., Ительсон А. А. и др. Основы педагогики и психологии высшей школы. /Под. ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986.-304 с.
- Агапов B.C. Психологическая характеристика модели Я-концепции личности. /Психология сегодня. Материалы I Всеросс. конфер. по психол. Рос-сийск. психол. общества. /Ежегодник Российского психологического общества. Том 2, — Вып. 1. — М. 1996. — С. 20.
- Акопов Г. В Диагностика профессионального сознания в процессе подготовки учителя в вузе. /Психолого-педагогические условия развития личности учащихся. Тезисы межвуз. конфер. Воронеж: ВГПИ, Воронежск. отд. Всесоюзн. общ. психол. АН СССР. 1990. С. 138−140.
- Акопов Г. В. Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания. /Психология учителя. Тез. докл. к VII съезду психологов СССР. М.: АН СССР, Общ-во психологов СССР, 1989. — С. 45.
- Алешина И.Н. Психологические особенности влияния социальных ожиданий на формирование профессиональной направленности студента пединститута. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. 1990. — 16 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х тт. /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — Т.2. — 287 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JI. Изд-во ЛГУ, 1968. 340 с.
- Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л. 1989. — 17 с.184
- Асадуллина С.Х. Влияние самооценки на формирование профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя. Дисс. канд. психол. наук. М. 1986. — 151 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367с.
- Ахмедова-Айгумова З. И. Особенности развития самосознания в юношеском возрасте. /Современные подходы к обучению и воспитанию детей имолодежи. Матер, научно-практ. конфер. М.: Университет РАО, 1995. — С. 43−45.
- Ахмедханов A.M. Влияние самооценки на характер межличностных отношений в группе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. 1983. — 16с.
- Ахмедханов A.M. Самооценка, статус личности и осознание профессиональных качеств студентами педагогического института. /Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя. М. Изд-во1. МГПИ. 1982. С. 90−100.
- Ахтамьянова И.И., Сафин В. Ф. Динамика стереотипов оценочных суждений личностных качеств у школьников и студентов. /Студенческий коллектив и формирование личности будущего учителя. Сб. научн. тр. /Отв. ред. П. А. Просецкий. М.: МПГИ, 1981. — С. 123−140.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-422 с.
- Бессонова Т.Д. Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия личности студента педагогического вуза. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. 1994. — 16 с.
- Боброва Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педвуза. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. 1989. -16 с.
- Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. М.: Изд-во МГУ, 1987.-304 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.185
- Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности. /Психология формирования и развития личности. /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. — С. 159−177.
- Бороздина Л.В. Что такое самооценка. //Психол. журнал. 1992. — Т. 13,4. С.99−100.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
- Булынин A.M. Формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. Метод, рекоменд. Комсомольск-на-Амуре, 1995. — 17 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
- Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте. Ав-тореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1993. — 16 с.
- Васьковская С.В. Психологические условия формирования профессионального самопознания будущего учителя. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Киев, 1987. — 16 с.
- Визгина А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1987. — 20 с.
- Волков Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у студентов педвузов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. 1983. -16 с.
- Волкова Е.Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. 1992. — 20 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.1. — М.: Педагогика, 1982. — С.78−98.
- Гаврилова Л.В. Психологические особенности взаимосвязи потребности в самоутверждении и профессиональной направленности студента педвуза. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1989. — 16 с.
- Гаврилова Л.В. Психологические особенности профессиональных притязаний будущих учителей. /Научные труды МГПУ. Сер.: Психолого-педагогические науки. /Отв. ред. В. А. Сластенин. М.: Прометей, 1994. — С. 167−146.186
- Гоголев В.Н. Становление профессионального идеала как фактор формирования направленности личности будущего учителя. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1985. — 16 с.
- Гозман Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М.: Росс. пед. агентство, 1995. — 44 с.
- Голубева В.Н. Психологические основы формирования профессионально-педагогической направленности студенческого коллектива. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1979. — 16 с.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М:. Просвещение, 1965. — 260 с.
- Горелова Е.Р. Психологические особенности профессиональной направленности личности будущего учителя начальных классов. Дисс. канд. психол. наук. М., 1988. — 230 с.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М. ИПЛ. 1987. — 286 С.
- Гульянц Э.К. Развитие профессионального самосознания студентов факультета дошкольного воспитания. /Формирование личности учителя в педагогическом вузе. Межвуз. сб. научн. тр. /Отв. ред. Д. В. Вилькеев. Казань, 1989. — С. 54−61.
- Гусева А.Г. Особенности познания себя студентами вуза в зависимости от половой принадлежности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1981. -16 с.
- Гусева Г. А. Динамика ценностных ориентаций и тенденции развития личности. /Воспитание и развитие личности: теория и практика конца XX века. Материалы VI конференции молодых ученых. Часть 2. — М.: РАО1. ИВРЛ, 1998.-С. 25−26.
- Даниленко О.И. Душевное здоровье как культурно-исторический феномен. //Психол. журнал. 1988. — Т. 9. — № 2. — С. 108−117.
- Дементий Л.И. Динамика формирования образа «Я» профессионала у студентов вуза. /Психология и научно-технический прогресс Тез. к VII съезду психологов. М., 1989. — С. 109−110.
- Демидчук Н.В., Лебедева В. Л., Чернышева Л. В. Системный подход в изучении педагогической направленности личности будущего учителя.187
- Структурно-системный подход в обучении и воспитании. Сб. научн. тр. -Днепропетровск, 1984. С. 10−19.
- Джавахишвили Е.В. Возрастные особенности студента и формирование педагогической установки. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Тбилиси, 1986.- 16 с.
- Джемс У. Психология. Пер. с англ. /Под ред. JI.A. Петровской. М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
- Дубасова Е.А. Формирование ценностных ориентаций в учебно-воспитательном процессе вуза. /Воспитание и развитие личности: теория и практика конца XX века. Материалы VI конференции молодых ученых. Часть 2. М.: РАО ИВРЛ. 1998. — С. 25−26.
- Дьяченко И.С. Демонстрируемые и скрываемые качества в системе личности (на материале студентов педвуза). Автореф. дисс. канд. психол. наук.1. М., 1995.- 16 с.
- Дьяченко М.М., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. 3-е изд., пе-рераб. и доп. Минск: Изд-во БГУ, 1993. — 384 с.
- Евдокимов Е.Г. Осмысление студентами субъектного отношения к педагогической деятельности как фактор становления гуманистической направленности педагога. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Саратов, 1994. — 16 с.
- Ермолаева Т.В. Психологические особенности старшеклассников, абитуриентов, студентов, направленных на профессию учителя. Дисс. канд. психол. наук. М., 1994. — 180 с.
- Ерчак Н.Т. Психологические особенности студента педагогического вуза. /Психология профессиональной подготовки в вузе. Вып. 2. — Минск, 1982. -С. 19−23.
- Жуков Ю.М. О точности восприятия различных свойств личности. /Личность в системе коллективных отношений. Тез. докл. Всесоюзн. конф. -М., 1980. С. 89−90.
- Забродин Ю.М., Глоточкин А. Д., Сосновский Б. А. Базовая психологическая модель личности учителя. /Педагогическое образование. Сб. статей по совр. пробл. пед. образов. Вып. 4. — М., 1991. — С. 11−17.188
- Забродин Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека. //Вопр. психологии. 1989. — № 6. — С. 100−108.
- Зайнобидинов Ж. Влияние идентификации на формирования профессионально-педагогической направленности студентов педвуза. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ташкент, 1992. — 16 с.
- Захарова А.В. Генезис самооценки. Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1994.-24 с.
- Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки. //Вопр. психологии. 1989. — № 1. — С. 5−14.
- Зимичева С.А. Динамика педагогической направленности у студентов в условиях традиционной системы обучения /Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 4. — JI.: Изд-во ЛГУ, 1978. — С. 92−96.
- Зимичева С.А. Лонгитюдное исследование динамики педагогической направленности у будущих учителей начальных классов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1977. — 19 с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. Изд. 2-е, уточн. и дополн. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Кагальняк А.И., Ящишин К. Е. Формирование самооценки профессионально-значимых качеств будущих учителей. //Вопр. психологии. 1989. — № 5. -С. 45−51.
- Карнаухов В.А. Особенности мотивационно-смысловой сферы личности студентов-первокурсников педагогических вузов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1997. — 16 с.
- Кириллов Л.А. Особенности самосознания лиц с акцентуациями характера. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Саратов, 1991. — 22 с.189
- Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознанияучителя. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1980. — 14 с.
- Колев Г. П. Формирование педагогической направленности студентов педагогических учебных заведений. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1974.-21 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 366 с.
- Кондаков И.С., Сухарев А. В. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития. //Вопр. психологии. 1989. — № 5. -С. 158−164.
- Копылова А.П. Современное состояние проблемы самооценки в советской психологии. /Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. М.: Mill И, 1978. — С. 3−12.
- Котова И.Б. Стратегия профессионального оценивания и самооценивания студентами себя, школьных учителей и педагогов вуза. /Психология учителя. Тез. докл. к VII съезду психологов СССР. М.: АН СССР, Общ-во психологов СССР, 1989.-С. 112−113.
- Краткая профессиограмма учителя начальных классов средней школы. Методические рекомендации. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 58 с.
- Крупник Е.П. Психологическая устойчивость индивидуального сознания. /Психология человека в условиях социальной нестабильности. М.: Прометей, 1994.-С. 105−118.
- Крутова Е.М. Факторы, влияющие на характер представлений о себе. /Личность в системе коллективных отношений. Тез. докл. Всесоюзн. конфер. АПП СССР. М.: 1980. — С. 133.
- Крылов А.Н. «Образ-Я» как фактор развития личности. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1984. 141 с.
- Крягжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов. //Вопр. психологии. 1985. — № 3. — С. 23−30.
- Крягждене О.Ю. Роль профессионально-педагогической направленности в формировании будущего учителя. /Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. Сб. научн. тр. М., 1976. — С.64.67.190
- Кузнецова И.К. Психологические особенности осознания себя как личности определенного пола в юношеском возрасте. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1987. — 17 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL: Изд-во ЛГУ, 1970.- 115 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. -183 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Профессионально-педагогическая направленность как предмет анализа. /Методы изучения профессиональной направленности личности учителя. Л.: АПН НИИ ОВВ, 1980.1. С. 3−8.
- Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997. — 280 с.
- Левин А.А. Несоответствие самооценки и внешней оценки и его последствия. /Психология сегодня. Материалы I Всеросс. конфер. по психол. Рос-сийск. психол. общества. /Ежегодник Российского психологического общества. Том 2, вып. 1. М., 1996. — С. 21−22.
- Левкович В.П. Самооценка и ее роль в формировании и воспитании личности. //Сов. педагогика. 1973. № 6. — С. 97−108.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1988.-24 с.
- Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке. //Вопр. психологии. 1989.-№ 3.-С. 11−21.
- Лернер И.Я. Педагогическое сознание явление действительности и категория науки. //Сов. педагогика. — 1985. — № 3. — С. 52−57.
- Лисовский ВТ., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 184 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
- Лысенко Н.Д. Особенности самооценки студентов. /Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического об191щества. Тез. докл. V Всесоюзн. съезда психологов СССР. М., 1977. — С. 119−120.
- Магун B.C. Психологические исследования объективности оценок и самооценок у студентов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. JL, 1977. — 16 с.
- Манхоева А.Д. Взаимосвязь свойств темперамента и профессиональнопедагогической направленности студента педвуза. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1995. — 16 с.
- Маралова Т.П. Психологические условия формирования профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя в студенческом коллективе. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1984. — 16 с.
- Маремкулова Р.К. Потребность в самоактуализации как основа творческого роста будущего учителя начальных классов (на материале педагогического колледжа). Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1995. — 17 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение. 1993. — 190 с.
- Мерлин B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 1959. — 174 с.
- Метельский Г. И., Чикова О. М. О некоторых особенностях рефлексии учителя. /Психология учителя. Тез. докл. к VII съезду психологов СССР. М.: АН СССР, Общ-во психологов СССР, 1989. — С. 33.
- Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя. //Вопр. психологии. 1998. — № 1. — С. 44−53.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 216 с.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя. //Вопр. психологии. 1990. — № 3. — С. 58−64.
- Молчанова О.Н. Стабильность и изменчивость самооценки. /Психология человека в условиях социальной нестабильности. М. Прометей. 1994. — С. 119−133.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М.: МГПИ, 1985. — 104 С.
- Мюнстерберг Г. Психология и учитель. М. Изд-во т-ва «Мир», 1915.284 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ. 1960. — 426 с.192
- Направленность личности. /Психология. Словарь. /Под общ, ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: ИПЛ, 1990. — С. 230.
- Непомнящая Н.И. Ценностность как центральный компонент структуры личности. //Вопр. психологии. 1980. № 1. — С. 20−30.
- Нечаева Е.А., Райгородская И. А. К вопросу оценки студентами профессиональных и личностных качеств учителя. //Вопросы психологии личности и деятельности студентов. Иркутск: ИГПИ, 1978. — С. 100−104.
- Низовских И.А. Психосемантический анализ жизненных ориентаций личности (на материале студентов педагогического вуза). Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1995. — 16 с.
- Никиреев Е.М. Влияние индивидуально-типологических особенностей на профессиональную направленность студента педагогического института. /Психология учителя. Тез. докл. к VII съезду психологов СССР. М.: АН СССР, Общ-во психологов СССР, 1989. — С. 120.
- Никиреев Е.М. О соотношении самооценки и направленности личности. /Личность в системе общественных отношений. Тез. научн. сообщ. к VI Всесоюзн. съезду Общ. психологов СССР. Часть 1. М., 1983. — С. 56−58.
- Новохатько А.Г. К проблеме соотношения образа и самосознания. //Вопр. психологии. 1992. — № 1−2. — С. 129−137.
- Овсянникова В.В. Динамика «образа своей професии» в зависимости отстепени приобщения к ней. //Вопр. психологии. 1981. — № 5. — С. 133−137.193
- Ольшанский Д.В. К экспериментальному анализу структуры самооценки человека. Личность в системе коллективных отношений. Тез. докл. Всесо-юзн. конф. М., 1980. — С. 177−178.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. -287 с.
- Осипова О.В. Исследование процесса профессионализации личности через анализ субъективных пространств восприятия профессии. /Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. — Томск, 1989.-С. 57−67.
- Осташев П.В. Представляемая студентом роль как психологический фактор профессиональной направленности. /Пути совершенствования профессиональной направленности в педвузе. Саратов, 1975. — С. 208−215.
- Патаки Ф. Некоторые когнитивные аспекты Я-образа. /Психологические исследования познавательных процессов личности. М.: Наука, 1983. — С. 45−51.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М. Изд-во МГУ, 1988. — 208 с.
- Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности. Дисс. докт. психол. наук в форме научн. доклада. М., 1993. — 70 с.
- Петрулите А.Ю. Когнитивные и эмоциональные компоненты в структуре образа «Я» у студентов. Дисс. канд. психол. наук. Л., 1984. — 192 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 256 с.
- Прангишвили А.С. Исследования по психологии установки. Тбилиси: Мецниерба, 1967. — 340 с.
- Просецкий П.А., Голубева В. Н., Семиченко В. А., Урманова О. И. Психологическая структура профессионально направленного студенческого коллектива и пути совершенствования. /Проблемы психологии личности иколлектива. М.: МПГИ, 1979. — С. 23−25.194
- Разживина Л.В. Развитие и формирование ценностных ориентаций у студентов педвуза. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. 1990. — 16 с.
- Ремшмидт. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. Пер. с нем. М.: Мир, 1994. — 320 с.
- Роджерс. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. М.: Прогресс — Универс, 1994. — 480 с.
- Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов н/Д., 1994. -240 с.
- Рогов Е.И. Роль социальной активности в формировании самосознания учителя на этапе вузовской подготовки. /Формирование личности учителя в педагогическом вузе. Межвуз. сб. научн. тр. /Отв. ред. Д. В. Вилькеев. -Казань, 1989. С. 46−54.
- Рубин Б.Г., Колесников Ю. С. Студент глазами социолога. Ростов н/Д., 1969.-277 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -242 с.
- Саврасов В.П. Особенности развития профессионального самосознания будущего учителя. /Психология учителя. Тез. докл. к VII съезду психологов СССР. М.: АН СССР, Общ-во психологов СССР, 1989. — С. 126.
- Самосознание. /Психологический словарь. /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — С. 343−344.
- Самосознание личности. /Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий. /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. -Л.: Лениздат, 1987. С. 93−94.
- Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. //Вопр. психологии. 1975. — № 3. — С. 62−67.195
- Семиченко В.А. Концепция целостности и ее реализация в профессиональной подготовке будущих учителей (психолого-педагогический аспект). Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1992. — 46 с.
- Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль: Содействие, 1991.- 19 с.
- Сергиенко И.М. Ценностные ориентации личности современного учителя в педагогическом процессе. /Психология учителя. Тез. докл. к VII съезду психологов СССР. М.: АН СССР, Общ-во психологов СССР, 1989. — С. 42−43.
- Сержантов В.Ф. Смысл жизни как аксиологическая функция личности. /Человек в зеркале наук. Межвуз. сб. JL: Изд-во ЛГУ, 1991. — С. 19−32.
- Сластенин В.А., Андреенко Е. В. Профессиональная самоактуализация будущего учителя. //Научные труды МПГУ. Сер. Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1998. — С.3−13.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Сластенин В.А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя. //Магистр i. 995. — № 3. — С. 52−58.
- Соколова Е.Т. Самооценка и самосознание при аномалиях личности. М., Изд-во МГУ. 1989.- 216 с.
- Спичак С.Ф. Обзор экспериментальных работ по изучению самооценки личности. /Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно -воспитательного коллектива. М.: Изд-во МГПИ, 1975. — С. 191 202.
- Сосновский Б.А. Мотив и смысл. Психолого-педагогическое исследование. М.: Изд-во МПГУ, 1994. — 456 с.
- Сосновский Б.А., Калинова О. В. Социальные представления современного студенчества. /Научные труды Моск. пед. гос. универ. Сер.: Психол.-пед. науки. /Отв. ред. В. А. Сластенин. М.: Прометей, 1996. — С.102−116.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 286 с.
- Столин В.В., Сараева Н. В., Неверова И. Эмоционально-ценностное отношение к себе и другому, локус контроля и мотивация. Личность в системе коллективных отношений. Тез. докл. Всесоюзн. конф. М., 1980. — С. 225 226.
- Тахмасиб Д.А. О взаимосвязи самооценки, объективной оценки и уровня притязаний у студенческой молодежи. /Личность в системе общественных отношений. Тез. научн. сообщ. к VI Всесоюзн. съезду Общ. психологов
- СССР. Часть 1. — М., 1983. — С. 78−79.
- Тихонова М.А. Закономерности динамики имплицитной теории личности. /Психология сегодня. Материалы I Всеросс. конфер. по психол. Российск.197психол. общества. /Ежегодник Российского психологического общества. -Том 2,-вып. 1.-М., 1996.-С. 30−31.
- Тихонова М.П. Представления о себе в связи с профессиональной направленностью. /Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 3. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — С. 65−68.
- Токунов И.А. О специфике нормативно-ценностной системы учителя. /Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. Тез. докл. координ. совещ. Петрозаводск: КГПИ, 1982. — С. 73−74.
- Трушина Н.Н. Ценностно-смысловая позиция учителя как фактор нравственного и психического здоровья. //Школа здоровья. 1996. — Т. 3. — № 4. -С. 57−58.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961. — 210 с.
- Успенский В.Б. Педагогическая направленность стержневое качество личности будущего учителя. /Психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста. — Ярославль: Изд-во ЯГУ, 1983. — С. 27−31.
- Фастовец И.В. Формирование профессионально-педагогической направленности личности учителя. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1991. -20 с.
- Фатыхова P.M. Влияние характера общения на формирование профессиональной направленности студента педвуза. Автореф. дисс. кан. психол. наук. М., 1982.- 16 с.
- Фейдимер Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М.: РОУ, 1994. -Вып.4. — 66 с.
- Кочетов А.И., Черных А. П. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза. Методические рекомендации. Сост. Рязань: РГПУ, 1975. — 60 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.368 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. Пер. с англ. М.: Республика, 1993. -415 с.
- Ценностные ориентации. /Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий. /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. -Л.: Лениздат, 1987. С. 122−123.
- Ценность. /Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: ИПЛ, 1990. — С. 442.
- Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. /Психологическая наука в СССР. Т. II. — М., 1960. — С. 91−93.
- Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. /Проблемы сознания. Материалы симпозиума. /Отв. ред. В. М. Банщиков. М., 1966. — 228 237.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. -144 с.
- Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция и самодетерминация личности. /Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. — С. 121−126.
- Шавир Г1.А. О преемственности формирования педагогической направленности студентов и старшеклассников. //Новые исследования в психологии. М.: Педагогика. — 1984. — № 1. — С. 43−47.
- Шавир П.А. Профессиональное самосознание на вузовском этапе подготовки учителя. //Сов. педагогика. 1985. — № 8. — С. 92−97.
- Шабанов С.Ф. оглы Психологический анализ половых различий в оценке и самооценке у студентов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Киев, 1987. -16 с.
- Шафажинская Н.Е. Роль активной самооценочной деятельности в формировании адекватной профессиональной самооценки будущего учителя.199
- Совершенствование психолого-педагогической подготовки студентов педвуза. Межвуз. сб. научн. тр. /Отв. ред. П. А. Просецкий. М.: МГПИ, 1984. — С. 111−118.
- Шевеленкова Т.Д. Основные направления гуманизации в зарубежной психологии (исторический и методологический аспекты) /Гуманистическиепроблемы психологической теории. /Отв. ред. А.К. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. М.: Наука, 1995. — С. 14−26.
- Шелухин Ю.Д. Динамика профессиональной направленности студентов педагогического вуза. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1978. — 16 с.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М.: Изд-во МГУ, 1983.
- Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М.: Соцэкгиз, 1961. — 364 с.
- Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание. /Проблемы сознания. Материалы симпозиума. /Отв. ред. В. М. Банщиков. М., 1966. — С. 217−227.
- Щеглова Т.М. Динамика профессионально-педагогической направленности студентов. //Вопр. психологии. 1985. № 2. — С. 73−75.
- Щеглова Т.М. К понятию профессиональной направленности личности педагога. /Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя советской школы. Межвуз. сб. научн. тр. /Под ред. П. А. Просецкого. М.: МПГИ, 1983. — С. 31−35.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л.: Просвещение, 1967. — 266 с.
- Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб.: Кентавр-Палантир, 1994.132с.
- Ярошевский М.Г., Анцыферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика, 1974. — 304 с.200
- Rosenberg M. Society and the dolescent self-image. Princeton, NY. Princ. Uniw. Press. 1965. 326 p.
- Shrauger J.S., Kelly R.J. Global self-evaluation and changes in self-description as a function of information dicrepancy and favorability. //Journ. Pers. 1988. 56. № 4. p. 709−728.
- Rudolfo A.P., Marcus H.R. Possible selves and performance: The power of self-relevant imagery. //Social cogn. 1992. 10. № 1. p. 92−124.
- Super D. Vocational development. № 7. — 391 p.
- Whylie R.S. The self-concept. Vol. 2. — Univ. of Nebraska, Press. Lincoln. 1974.-433 p.201