Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Составление сводных таблиц

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Составляя сводную таблицу (первоначально в рукописном варианте), следует ее приблизить к той форме, как она будет выглядеть в окне программы Excel, поскольку некоторые психологи (в силу различных причин) обращаются к помощи своих коллег, сотрудников или других специалистов, которые могут не обладать знаниями и тонкостями обработки психологической информации. В экспериментальной психологии для… Читать ещё >

Составление сводных таблиц (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц (сводных таблиц) полученных данных. В таблицу можно внести не только числовые данные. К некоторым данным качественного характера могут быть применены простейшие способы количественной обработки.

Так, для всей выборки и отдельных подгрупп могут быть подсчитаны частоты встречаемости (количество случаев появления события), а затем и частости (относительные частоты, т. е. частоты, деленные на количество испытаний) интересующих вас индикаторов, проявлений некоторого вида [25, с. 59].

Например, при использовании проективного теста «Несуществующее животное» можно, выявляя признаки агрессивности, рассматривать в качестве показателей: рот с зубами — вербальная агрессия; рога — защита, агрессия (в сочетании иногда с другими признаками агрессии — ногтями, щетиной, иглами и т. д.). При использовании проективного теста «Дерево» можно в качестве показателей признака «потери мужества — энтузиазма, порыва» рассматривать наличие на рисунке поднятых вверх или опущенных вниз ветвей. Если этот параметр будет определен у всех испытуемых, это позволит подсчитать частость его появления по всей выборке и для отдельных групп внутри ее. В таблицу могут быть сведены данные (показатели) и, но некоторым другим признакам проективных тестов, а затем подсчитаны их частости. Далее можно составить таблицу, в которой будут представлены данные не по отдельным испытуемым, а для всей выборки и отдельных групп.

Однако следует иметь в виду, что подобный способ обработки и трансформации (перевода) качественных показателей в количественные обладает известной долей субъективности, поскольку зависит от опыта исследователя и обоснованности выделения критериев при интерпретации исследуемого признака. Один психолог, например, найдет в проективном рисунке три показателя агрессивности, а другой — пять. Определить, кто же из них более прав, представляется весьма проблематичным. Соответственно, при применении данного способа преобразования информации следует специально указывать и обосновывать критерии выделения регистрируемых показателей психологического признака. Это обеспечит более целостное и объективное представление информации.

Составляя сводную таблицу (первоначально в рукописном варианте), следует ее приблизить к той форме, как она будет выглядеть в окне программы Excel, поскольку некоторые психологи (в силу различных причин) обращаются к помощи своих коллег, сотрудников или других специалистов, которые могут не обладать знаниями и тонкостями обработки психологической информации. В экспериментальной психологии для сводной таблицы исходных данных общепринята следующая форма. Таблице необходимо дать заголовок, достаточно полно отражающий ее содержание и специфику. В первой строке (окна Excel) пишется название сводной таблицы с указанием выборки испытуемых и времени проведения экспериментального исследования. Например: Сводная таблица результатов обследования учащихся 9—11-х классов общеобр. ср. шк. (или МОУ) № 3 г. Выборга (март-апрель 2015 г.). Во второй (и третьей, при необходимости) строке дается условное обозначение всей заносимой в таблицу информации, психологических признаков социально-демографических данных и т. д. (табл. 6.1).

Если некоторые методики имеют подшкалы и возникает необходимость сверху написать название методики, а внизу состав ее подшкал, то для программы Excel необходимо во второй строке написать название методик, а в третьей строке название ее подшкал.

В одной строке окна Excel оформлять двустрочное наименование шкал и их подшкал недопустимо, поскольку ряд функций («Описательная статистика», «Корреляция») программа выполнить не сможет.

В каждой последующей строке записаны код испытуемого (код фамилии) и значения всех измеренных у него параметров, разумеется, для всех испытуемых в одном и том же порядке показателей. Каждая строка содержит значения всех показателей одного испытуемого. По столбцам заносятся показатели исследуемого (данного) признака по всем испытуемым. Таким образом, в каждой ячейке таблицы записано только одно значение показателя данного признака одного испытуемого.

Все строки и все столбцы должны быть пронумерованы. Последовательность признаков может быть упорядочена по разным основаниям. В первых столбцах лучше разместить такие социально-демографические показатели, как пол и возраст (полных лет), а такие показатели, как уровень образования, рабочий стаж, состав семьи, социальное положение (при необходимости) и т. д., можно разместить в конце таблицы. Но следует помнить, что как те, так и другие могут служить основанием для разбиения выборки на подгруппы (см. параграф 4.1).

Затем по убывающей значимости (предполагаемой информативности) заносятся измеренные в процессе эксперимента (обследования) параметры. Параметры, полученные с помощью одной методики, удобнее располагать компактно — в одной группе (рядом друг с другом). Например, все шкалы одной методики, шкалы следующей и т. д. (как показано выше).

Испытуемых можно перечислить в алфавитном порядке. Но прежде лучше разделить испытуемых по их принадлежности к каким-либо подгруппам, которые будут сравниваться между собой. Внутри этих подгрупп полезно упорядочить испытуемых по полу, возрасту или другому важному для вас параметру. Таким образом, в окончательном своем варианте сводная таблица приобретает следующий вид (табл. 6.2).

После составления сводной таблицы в рукописном варианте следует создать ее электронную версию для последующей математико-статистической обработки. И для ручной, и для компьютерной обработки в исходную сводную таблицу чаще всего заносят сырые данные. В то же время в рукописном варианте предусмотрите дополнительные столбцы, в которые при необходимости можно внести нормированные оценки (стены, Т-баллы и т. д.).

В настоящее время преимущественной формой математико-статистической обработки стала компьютерная. Возможно, в процессе обработки данных потребуются обращение к нескольким пользовательским программам. Современные прикладные программы математической статистики предоставляют довольно широкие возможности перевода данных из одной в другую. Однако не будет лишним соблюдать некоторые правила, чтобы облегчить преобразование формата данных.

Пример корректного оформления заголовка таблицы.

Таблица 6.1

Ф. И. О.

Соцданные.

МЛО «Адаптивность».

Айзенк.

Спилбергер — Ханин.

Примечание.

пр

V

Р

ПР.

КК.

МН.

ЛАП.

N

Ив.

Эв.

ЛТ.

РТ.

Примечание, пр — номер, но порядку; V — возраст (полных лет); Р — пол; ПР — поведенческая регуляция (нервно-психическая устойчивость); КК — коммуникативные качества; МН — моральная нормативность; ЛАП — личностный адаптационный потенциал; N — нейротизм; Ив — интроверсия; Эв — эстроверсия; ЛТ — личностная тревожность; РТ — реактивная тревожность.

Сводная таблица результатов обследования студентов-психологов, март 2015 г.

Таблица 6.2

Ф. И. О.

Соцданные.

МЛО.

Спилбергер — Ханин.

ОИР.

ZZ

пр

V

Р

ПР.

КР.

МН.

ЛАП.

ЛТ.

РТ.

АН.

ЧР.

ЗП.

ОМ.

АС.

ВП.

УЗ.

Студент 1.

Студент 2.

Студент 3.

Студент 4.

Студент N

Примечание. АН — аналогии; ЧР — числовые ряды; ЗП — зрительная память; ОМ — образное мышление; АС — арифметический счет; ВП — вербальная память; УЗ — установление закономерностей; ZZ — интегральный балл.

Нс рекомендуется заносить в таблицу различные текстовые символы (точки, запятые, тире, «+». .). Всю информацию, которую можно закодировать числами, лучше перевести в десятичную числовую форму: 1; 3; -0,5; 10; 23; 0,45; 1,06; 170 и т. д. Например, предварительно пересчитать минуты в десятичные доли часа, секунды — в десятичные доли минуты, количество месяцев — в десятичную долю года и т. д. Это даст больше возможностей для разных видов обработки данных. Кроме того, формат данных для большинства используемых сейчас компьютерных программ накладывает свои ограничения. В случае если показатель признака (отдельный параметр) на испытуемого отсутствует, то знак «минус» или 0 в клеточке не ставится, она просто оставляется пустой, поскольку ряд программ 0 считает как число, как показатель признака, а не его отсутствие, другие же обозначения расцениваются программами как нечисловые данные в ряду значений признака. Но это не значит, что в таблицу вообще не могут быть внесены нулевые значения. Они вносятся, если являются показателем какого-либо признака. Например, когда испытуемый делает выбор по шкале выраженности качества или состояния «-3…-2…-1…0…1…2…3», где выбор 0 означает нейтральное, средне выраженное или спокойное состояние.

До начала набора данных в электронную таблицу следует уточнить у пользователей программ, в каком виде должны записываться десятичные дроби — какой знак (точка или запятая) должен разделять целую и дробную части. Не следует объединять без необходимости ячейки рабочей таблицы.

Особо внимательно отнеситесь к первым ячейкам — в левом верхнем углу электронной таблицы, с них начинается заполнение информации: название таблицы, заголовки признаков и т. д. Лучше заполнить их произвольными числами, чем оставлять пустыми. Без этого при экспорте в другой формат может быть нс считана вся первая строка или может измениться структура всей таблицы [25, с. 61 ].

В виде чисел в сводную таблицу вписывается вся информацию и о тех параметрах выборки, которые предположительно могут оказаться значимыми факторами (дополнительными переменными), но имеются у вас в качественных показателях. Наиболее простыми операциями является числовое кодирование. Например, мужчины — 1, женщины — 2 (кому не нравится так, можно закодировать наоборот); прошедшие обучение — 1, непрошедшие — 2 и т. п. А также перевод качественных показателей в ранги. Число 0 для кодирования в этом случае тоже лучше не использовать.

Подобное числовое кодирование полезно для предварительного (разведочного) анализа. Помимо этого, включение в обработку полученных таким образом числовых величин позволяет выделить в общей выборке испытуемых подгруппы по указанным рангам и сравнить их между собой. За обнаруженными различиями по этим показателям могут скрываться существенные психологические проблемы, требующие дальнейших научнопрактических исследований.

После создания таблицы на бумаге или компьютере необходимо проверить качество полученных данных. Наиболее простой вариант сводится к тому, что достаточно внимательно осмотреть массив данных. Начать проверку следует с выявления ошибок (описок), которые заключаются в том, что неправильно написан порядок числа. Например, 100 написано вместо 10; 9,4 вместо 94 и т. п. При внимательном просмотре, но столбцам это легко обнаружить, поскольку сравнительно редко встречаются параметры, которые сильно варьируют. Чаще всего значения одного параметра имеют один порядок или ближайшие порядки.

При наборе данных на компьютере важно соблюдать требования к формату данных в используемой статистической программе. Прежде всего, это относится к знаку, который должен отделять в десятичном числе целую часть от дробной (точка или запятая).

Вопросы для обсуждения

  • 1. Общие правила и требования к проведению экспериментального психологического исследования. Основные понятия.
  • 2. Процедура проведения психологического исследования.
  • 3. Мотивирование отношения испытуемых к эксперименту или психологическому обследованию. Инструктирование. Процедура психодиагностического обследования. Завершение эксперимента и обследования.
  • 4. Первичная обработка эмпирических данных. Нормирование данных.
  • 5. Составление сводных таблиц. 11реобразование формы информации. Проверка эмпирических данных.

Рекомендуемая литература

  • 1. Константинову В. В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога / В. В. Константинов. — СПб.: Питер, 2006.
  • 2. Куликов, Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению /Л. В. Куликов. — СПб.: Речь, 2002.
  • 3. Маклаков, А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2008.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой