Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности преподавания психологии в православной духовной семинарии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В течение учебы в семинарии у студентов происходит изменение структуры взглядов на основные (главные) компоненты в системе духовного образования. Эти изменения характеризуются смещением акцента с профессиональных знаний на воцерковленность, то есть семинаристы к концу обучения начинают понимать — главное, что приближает их к будущей профессиональной деятельности, — не знания, а соответствие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы преподавания курса психологии в духовных школах
    • 1. 1. Психология как предмет преподавания
    • 1. 2. Проблема преподавания психологии на непсихологических факультетах вузов
    • 1. 3. Духовные школы как особый тип учебных заведений
    • 1. 4. Преподавание психологии в духовных школах до 1917 г
    • 1. 5. Проблемы преподавания психологии в духовных школах в настоящее время
  • Глава 2. Психологические представления, формируемые у студентов духовных школ богословскими дисциплинами
    • 2. 1. Святоотеческая психология как основа антропологических воззрений студентов духовных школ
    • 2. 2. Гносеологическая основа святоотеческой психологии
    • 2. 3. Христианская антропология и ее основные положения
    • 2. 4. Сопряжение светской и святоотеческой психологии в образовательном процессе
  • Глава 3. Экспериментальное исследование значения преподавания курса психологии в образовательном процессе духовных школ
    • 3. 1. Оценка священнослужителями значимости психологической подготовки семинаристов
    • 3. 2. Отношение студентов к профессиональной (в том числе психологической) подготовке в духовной школе
      • 3. 2. 1. Содержание и структура взглядов студентов на основные (главные) компоненты в системе духовного образования
      • 3. 2. 2. Структура профессионально значимых качеств, выделенных семинаристами
      • 3. 2. 3. Структура представлений студентов о месте психологии в системе семинарского образования

Психологические особенности преподавания психологии в православной духовной семинарии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. За последние 10−15 лет в Российском государстве в связи с кризисом переходного этапа, обострились социальные болезни общества: алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, преступность, безнравственность и многие другие. В связи с этим государство принимает ряд программ, практических и законодательных мер. В решении этих проблем задействованы практически все общественные институты, в том числе и Русская Православная Церковь. Свыше 20 тысяч священнослужителей помогают духовно-нравственному возрождению нашего общества. В Социальной концепции РПЦ прописаны областями соработничества Церкви и государства: забота о сохранении нравственности в обществедуховное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитаниедела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программпопечение о воинах и сотрудниках правоохранительных заведений, их духовно-нравственное воспитаниетруды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободынаука, включая гуманитарные исследованияздравоохранениекультура и творческая деятельностьработа церковных и светских средств массовой информацииподдержка института семьи, материнства и детствапротиводействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.

Для более эффективного осуществления социально-педагогической деятельности священнослужителей в учебный план духовных школ, готовящих кадры РПЦ, включены предметы психолого-педагогического цикла.

Однако введение курса психологии в духовные школы встречает ряд объективных трудностей, замедляющих процесс ведения психологической подготовки будущих пастырей: неопределенность содержания курса, отсутствие учебных программ, различие мировоззренческих позиций преподавателя психологии и студентов, преподавание психологии без учета содержания других предметов духовных школ, отсутствие данных о потребностях священнослужителей в психологических знаниях.

В данной работе рассматриваются причины трудностей включения и преподавания предмета психологии в системе духовного образования, описываются возможные пути решения этой проблемы, даются практические рекомендации по построению курса психологии в духовных школах, а также примерная программа курса, апробированная в течение 4 лет в Самарской Православной Духовной Семинарии.

Проблему преподавания психологии в духовных школах можно рассмотреть в нескольких частных аспектах:

1.Выявить условия преподавания психологии в духовных школах до 1917 г. Концепцию построения курса, учебные программы, учебники и другие методические пособия.

2. Исследовать реальную потребность священнослужителей в психологическом образовании.

3. Рассмотреть существующие концепции преподавания курса психологии в духовных школах.

4. Выявить необходимые условия гармоничного вхождения курса психологии в систему духовного образования.

А также проблему преподавания психологии на непсихологических факультетах вузов.

Для решения первого вопроса нужны были архивные поиски, которые затруднялись практически полным уничтожением библиотеки и архива Духовных школ в годы гонений.

Для решения второго вопроса об исследовании реальной потребности священнослужителей в психологическом образовании нами были составлена специальная анкета и проведено первое в России анкетирование священнослужителейа также проведено исследование представлений семинаристов до и после изучения предмета психологии с использованием анкеты «Студенты о профессиональной подготовке» (Акопов Г. В., 2000, С 240−241).

Решение третьей проблемы потребовало рассмотрения концепций преподавания психологии, выработанных в других духовных школах. В частности: Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского Богословского института, Тобольской и Курской духовных семинарий и др.

Для решения четвертой проблемы нами были рассмотрены вопросы: -святоотеческая психология как основа богословия;

— соотнесение антропологических и методологических платформ святоотеческой и светской психологии;

— выявление глубинных методологических и антропологических расхождений святоотеческой и светской психологии как основная причина сложившейся ситуации с преподаванием психологии в духовных школах;

— следствием различия методологических платформ является и расхождение целей духовного образования вообще и частными целями преподавания психологии как светской науки;

— рассмотреть проблему преподавания психологии не психологам: врачам, педагогам, инженерам, социальным работникам и т. д.- здесь мы обнаруживаем сходные проблемы, в частности проблему адаптации психологических знаний к профессиональным нуждам.

Против данной проблематики может быть выдвинуто следующее возражение: проблема преподавания курса психологии в духовных школах есть проблема духовных школ.

Духовные школы действительно осознают эту проблему и делают в организационном плане все для ее решения: проводятся ежегодные конференции, семинары-совещания, круглые столы и т. д., но содержательная часть, всетаки, ложится на профессиональных психологов — преподавателей психологии в духовных школах.

Объектом исследования является профессиональное образование священнослужителей. Предмет исследования — построение и обоснование системы психологической подготовки, необходимой для пастырской деятельности.

Цель исследования — изучить особенности психологии как предмета преподавания в духовных школах. Гипотезы исследования:

1.

Введение

курса психологии в духовных школах существенно осложняется различием построения содержания антропологических и методологических платформ основных богословских курсов и курса современной психологии.

2.Негативное отношение священнослужителей к антропоцентрической мировоззренческой позиции и методологической платформе светской психологии является основной причиной неприятия психологических знаний как таковых у большинства священнослужителей.

3.Преодоление негативизма в отношении научной психологии в духовной школе возможно при условии достаточно глубокого знания преподавателем святоотеческой психологии как основополагающего воззрения священнослужителей на природу человека.

4.Эффективность курса научной психологии в духовных школах может обеспечиваться постоянным сопоставительным соотнесением знаний святоотеческой психологии и научной психологии. Задачи исследования:

1. Рассмотреть психологию как предмет преподавания.

2. Исследовать особенности преподавания психологии на непсихологических факультетах высших учебных заведений.

3. Изучить особенности преподавания курса психологии в духовных школах досоветского периода отечественной истории.

4. Выявить систему знаний о человеке, сформированную у студентов духовных школ в ходе преподавания богословских дисциплин, знаний о святоотеческой психологии, ведущихся одновременно с преподаванием научной психологии.

5. Исследовать значение преподавания научной психологии в системе образования будущих священнослужителей (студентов духовных школ).

6. Изучить потребности опытных священнослужителей в современных психологических знаниях.

7. Разработать и апробировать программу курса психологии для духовных школ.

Теоретико-методологической основой настоящего исследования послужили работы: В. Я. Ляудис, Б. Ц. Бадмаева, Е. А. Климова, В. П. Зинченко, В. В. Рубцова, В. В. Знакова, В. И. Панова, В. И. Слободчикова, Б. С. Братуся, Е. И. Исаева, Т. А. Флоренской, Г. В. Акопова, Б. В. Ничипорова, Е. В. Шестуна, Л. Ф. Шеховцовой, М. Я. Дворецкой, А. Д. Червякова и др.

Методы исследования: теоретический анализ (анализ психологической и богословской литературы по теме исследования), наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, анкетирование (разработана авторская анкета на выявление потребностей священнослужителей в психологическом знании и др.

В работе использовался комплексный подход к изучаемой проблеме с привлечением знаний смежных богословских дисциплин, таких как догматическое, пастырское и нравственное богословие, катехизис и других, раскрывающих представления студентов духовных школ о человеке.

Этапы и база исследования. Исследование проводилось с 1998 по 2001 гг. и осуществлялось в несколько этапов.

Целью первого этапа была разработка основ обучающей программы по психологии для духовных школ и начало ее апробации.

Целью второго этапа было исследование потребностей священнослужителей в базовых психологических знаниях и коррекция программы с учетом результатов исследования и апробации.

Целью третьего этапа было исследование эффективности (результативности) преподавания психологии студентам Самарской православной духовной семинарии.

Всего в исследовании приняли участие 55 священнослужителей Самарской епархии Русской Православной Церкви и 88 студентов Самарской православной духовной семинарии. Из них 50, не изучавших психологию, и 38, прослушавших годичный курс основ современной психологии, по разработанной нами программе.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Современная психология включает разнообразные знания, необходимые в многообразной профессиональной деятельности священнослужителя.

2. Студенты православной духовной семинарии, приступая к изучению курса научной психологии, уже имеют религиозные представления о природе человека, сформированные системой богословских дисциплин. Это представление связанно со святоотеческой психологией.

3. Специально организованная поддержка курса психологии позволяет избежать отторжения преподаваемого знания как светского, а также диссо-нансных явлений у семинаристов.

4. Преподаватель научной психологии должен владеть способами сопряжения светской и святоотеческой психологии с целью формирования целостной позиции будущих священнослужителей.

Апробация результатов исследования, выполненных по теме диссертации. Результаты докладывались на заседаниях межвузовской кафедры православной педагогики и психологии Самарской православной духовной семинариина V и VII Иоанновских чтениях (Самара, 1999 и 2001) — На X Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Богословского института (секция «Христианская антропология и современная психология») (Москва, 2000) — на семинаре-совещании преподавателей психологии духовных школ (Сергиев Посад, 2000) — на всероссийской научно-практической конференции «Христианство-2000» (секции педагогики и психологии) (Самара, 2000) — на Круглом столе «Содержание курса психологии в духовных школах РПЦ» в рамках Богословской конференции «Учение Церкви о человеке» (Москва, 2001).

Разработанная в ходе диссертационного исследования учебная программа по психологии для духовных школ с 1998 г. является основой для преподавания психологии в Самарской православной духовной семинарии и наряду с санкт-петербургской программой легла в основу единой программы по психологии для всех духовных школ России.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

1. В диссертационном исследовании решается новая для отечественной педагогической психологии тема — психология как предмет преподавания в духовных школах.

2. Впервые исследованы профессиональные и познавательные потребности священнослужителей в психологических знаниях.

3. Обоснована необходимость и определены принципы сопряжения светского (научного психологического) и духовного (религиозного святоотеческого) знаний как условие эффективного преподавания современной психологии в образовательных системах с иными мировоззренческими принципами и установками.

Практическая значимость результатов исследования. Использование разработанной программы в учебном процессе высших и средних духовных школ. Повышение эффективности социально-педагогической деятельности студентов семинарии — будущих священнослужителей.

Выводы по третьей главе:

1. Священнослужители считают, что знания в области святоотеческой психологии и их практическое применение помогут семинаристам в будущем врачевать душевные и духовные недуги прихожан (70,9%) и найти подход ко всем категория прихожан (69,0%).

2. Знания светской психологии также нужны семинаристам. 30,9% священнослужителей отметили их необходимость в первом случае и 20,0% -во втором.

3. В течение учебы в семинарии у студентов происходит изменение структуры взглядов на основные (главные) компоненты в системе духовного образования. Эти изменения характеризуются смещением акцента с профессиональных знаний на воцерковленность, то есть семинаристы к концу обучения начинают понимать — главное, что приближает их к будущей профессиональной деятельности, — не знания, а соответствие их образа жизни образу жизни священнослужителя. Второе изменение связанно с тем, что к старшим курсам на третье место уходит воспитание христианского благочестия. Это может быть связано с тем, что студенты начинают понимать — без во-церковленности христианское благочестие приобрести практически невозможно, силы для благочестивой жизни священник черпает в церкви.

4. У 60% студентов к старшим курсам меняются представления о своей будущей профессии. По содержанию самые большие изменения происходят в том, что студенты более осознанно начинают относиться к пастырским обязанностям. Уже с первого курса самые большие изменения происходят именно в этом направлении.

5. Духовно-нравственные качества осознаются студентами как необходимые в их будущей деятельности, но отсутствующие у них в данный момент. Можно предположить, что четкое осознание того, что студенту не хватает для того, чтобы стать хорошим священнослужителем, поможет ему в дальнейшем стремиться приобрести эти качества.

6. Около трети всех опрошенных студентов семинарии отмечали как достаточно развитые у них — профессионально значимые навыки. Причем различий между первым и более старшими курсами практически нет. Это может быть объяснено тем, что все семинаристы перед поступлением должны не менее года проходить послушание в каком либо православном храме. От младших курсов к старшим в два с лишним раза увеличивается количество людей, отмечающих у себя развитость духовно-нравственных качеств. И в 9 с лишним раз увеличивается количество студентов отмечающих у себя наличие знаний.

7. К старшим курсам в 3 раза (с 22% до 60%) увеличивается количество студентов, желающих избавиться от своих личных недостатков. В три раза (с 6% до 18%) увеличивается осознанное желание студентов избавиться от профессиональных недостатков. Желание избавиться от греховных наклонностей занимает первое место у первокурсников и второе у старшекурсников.

8. Студенты, не прослушавшие курс психологии в раскрытии понятий светской и святоотеческой психологии, не обращают внимание на способ познания и значительно меньше уделяют внимания целям познания, чем студенты прослушавшие курс психологии. Первокурсники делают акцент на том, что изучает психология.

9. Студенты ожидают от курса психологии, прежде всего, знаний для практического использования в пастырской деятельности (48%), а также знаний в области святоотеческой психологии (24%) — 18% ожидают получить психологические знания и 16% надеются на решение личных проблем.

10. 73,5% студентов, прослушавших курс психологии, отмечают, что приобрели знания в области психологии. 23,5% семинаристов пишут, что приобрели знания, которые помогут в пастырском служении. 17,6% отмечают, что утвердились в значимости духовно-нравственного, православного подхода к человеку. 2,9% пишут, что курс помог им в решении личных проблем.

Заключение

.

Данная работа является первым исследованием проблемы преподавания психологии в православной духовной семинарии. Исследование вызвано реально существующими трудностями в этой области.

В ходе теоретического анализа и экспериментального исследования были выявлены:

1.Основные причины существующих трудностей заложены в глубинных противоречиях между марксистско-ленинским методологическим фундаментом отечественной психологии и религиозным мировоззрением студента семинарии.

2.Существующие на настоящее время три концепции преподавания психологии в духовных школах.

3.Основные виды социально-педагогической деятельности священника на приходе.

4.Структура представлений священнослужителей, уже практически работающих на приходах, о знаниях, которые помогли бы семинаристу в будущем справляться с душевными и духовными недугамии своих пасомых и находить подход ко всем категориям прихожан.

5.Представления семинаристов о главных компонентах духовного образования.

Полученные данные диссертационного исследования позволят компетентно подойти к выстраиванию концепции преподавания психологии в духовных школах, созданию единой программы по психологии, помогут в непростой работе по созданию учебника по психологии для духовных школ.

Данные диссертационного исследования лягут в основу методического пособия для преподавателя психологии в духовной школе, не только в семинарии, но и в духовном училище и академии.

Данная работа выявила ряд особенностей, которые нужно учитывать при проведении исследований подобного рода:

1. Специфику богословского языка (в частности, языка святоотеческой психологии).

2. Методы светской психологии далеко не всегда адекватны исследованию психологических закономерностей верующих людей, из-за отсутствия духовной (вертикальной) составляющей. Поэтому необходимо разрабатывать новые адекватные методы исследования, либо адаптировать уже существующие.

Исследование проблем преподавания психологии в духовной школе, на наш взгляд, должно быть продолжено в нескольких направлениях. Вопервых, нужно подробно рассмотреть и обосновать содержание курса психологии, которое в нашем исследовании подробно не затрагивалось. Во-вторых, необходимо рассмотреть проблему методов преподавания психологии в духовных школах. Так как если с традиционными методами проблем не возникает, то использование игровых форм обучения, элементов тренингов, особенно элементов трансовых методов требует тщательной исследовательской работы. На наш взгляд, некоторые методы являются неприемлемыми для духовных школ, т.к. они входят в явное противоречие с целями обучения и воспитания будущих священнослужителей. В то же самое время ряд игровых методов и элементов тренингов может быть успешно применяем для подготовки к профессиональной деятельности будущих священников. Проблема методов преподавания отчасти перекликается с проблемой методов работы психолога с православными детьми, людьми, семьями, коллективами, а также методами работы православного психолога. Эта проблема только начинает подниматься в соответствующей специальной литературе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.Годфруа. Что такое психология. В 2-х т., М., 1996.
  2. В.И., Исаев Е. И., Психология человека. М., 1995.
  3. М.Г. История психологии. М., 1997.
  4. История зарубежной психологии. Тексты. МГУ, 1986.
  5. Шестун Евгений, священник. Православная педагогика. Самара 1998.
  6. Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.
  7. М.Я. Святоотеческая психология. С-Пб., 2000.
  8. Письменные работы по произведениям (как допуск к зачету):
  9. Э.Фромм. Искусство любить.
  10. В.Франкл. Психолог в концентрационном лагере.
  11. А.Маслоу. Самоактуализация и ее предпосылки.
  12. Э.Берн. Игры на всю жизнь. Алкоголик.
  13. Прочитать работу, выписать основные мысли автора и попытаться мыслить их с точки зрения православия.
  14. Ъ.Грех есть нарушение объективно существующих духовных законов. Слово «грех», по-гречески — amartia — означает промах, отклонение от цели. Этот термин использовали стрелки из лука.
  15. В.В., Слободчиков В. И. Христианская антропология и современная психология. // Вопросы психологии 2001.№ 2 С. 1−4.
  16. Д.А., Невярович В. К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии, — М.: Русскш Хронографъ, 2001.-312 с.
  17. АвдеевД.А. В помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопе-чения М.: Русскш Хронографъ, 2000.- 368 с.
  18. АвдеевД.А. Из дневника православного психиатра. Издание 2-е дополненное- М.: Русскш ХронографъД999.-239 с.
  19. Г. В. Социальная психология образования, — М. Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта», 2000.-296 с.
  20. Г. В., Подоровская И. А., Привалова В. М., Образование светское и православное, возможности сопряжения. // IV Иоанновские чтения. Самара: издательство «Самарский университет», 2000.-С.62−66.
  21. Алипий (Костальский-Бороздин), архимандрит- Исайя (Белов), архимандрит. Догматическое богословие. Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1997. -288 с.
  22. Алферов Тимофей, священник. Две космогонии. М.: Паломник, 1999.
  23. Ю.Алферов Тимофей, священник. Наука о сотворении мира. М.1996.
  24. П.Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии:
  25. Учеб.-метод.пособие для преподавателей и аспирантов вузов.- М.: гу-манит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. -303 с.
  26. .Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. М., — 1997 -256 с.
  27. ДА. Приходское духовенство Древней Руси. X—XV вв. // Православная энциклопедия.-М.: Изд. Церковный научный центр «Православная энциклопедия», 2000, — С.252−259.
  28. М.М. Эстетика словесного творчества М., 1979.-432 с.
  29. Н.А. Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого. // Мир философии, — М., 1991.
  30. Т.З., Машин В. В., Семенихин Д. Г., Храмов Е. В. Концептуальный подход к организации и структурно-содержательные основания преподавания психологии в медицинском вузе. // Мир психологии. 2000, № 2. -С.247−254.
  31. Н.Г., Иванченко Г. В. Психология в цикле социально-гуманитарных дисциплин в техническом вузе. // Психологический журнал. 2000, т. 21,№ 2.С 108−112.
  32. В.К. Методика преподавания психологии в вузе. Ростов-на-Дону, 1982.
  33. .С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998, № 4. С.71−79
  34. .С. Психология и новые идеалы научности (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1993, № 5. С. 3−43.
  35. А. Ф. Эфрон И. А. Энциклопедический сло-варь.т.Х1,-СПб, 1893.-466 е.
  36. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости: Опыт изложения Православной аскетики.Т.1-Н. Новгород: Изд. Братства во имя Святого князя Александра Невского, 1995.-478 с.
  37. Василий (Преображенский), епископ Кинешемский, святитель. Беседы на евангелие от Марка. Сер.: Подвижники XX столетия. Жизнеописания, воспоминания, творения, — М.: Издательство «Отчий дом», 1996.-624 с.
  38. Воронин Андрей, протоиерей, Гарин Д. В. Основные идеи воспитания в Ковалевском Детском Доме. / В кн.: Ковалевский Православный Детский Дом. Вчера, сегодня, завтра. Кострома: «Областная типография им. Горького», 2002, — С. 10−14
  39. Г. В. Ф. Гегель. Философия религии. Т.2 М.1977.
  40. В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. СПб., 2000.
  41. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.-М.: ЧеРо, при участии издательства «Юрайт», 2000−336с.
  42. Н. По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об учебном комитете при Святейшем Синоде.- СПб.: Синодальная типография, 1907.-148 с.
  43. К. Что такое психология: В 2-х т. Изд.2-е, стереотипное. Т. 1: Пер. с франц., — М.: Мир, 1996.-496с.
  44. К. Что такое психология: В 2-х т. Изд.2-е, стереотипное. Т.2: Пер. с франц., — М.: Мир, 1996.-376с.
  45. С.Л. Эволюция мифа. Как человек стал обезьяной. М: Паломник, 2000 144с.
  46. Е.П. Вера и наука. Великие отечественные физиологи (А.Л.Ухтомский и И.П.Павлов). // Христианство и мир: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Христианст-во-2000». Самара, 2001, — С.692−694.
  47. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: Курс лекций, чЛ и II -М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997.-160 с.
  48. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: Курс лекций, ч. Ill, -М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997.-292 с.
  49. М.Я. Святоотеческая психология. Программа и конспект лекций, — СПб., 2000.- 111с.
  50. У. Многообразие религиозного опыта. /Пер. с англ. Послесловие П. С. Гуревича.-М.: Наука, 1993.-431 с.-(Мыслители XX века)
  51. М.И., Кандыбович JI.A. Краткий психологический словарь: Личность. Образование, самообразование, профессия.-Мн.: «Хэлтон», 1998.-399 с.
  52. В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры. // Вопросы психологии. 1998 ЖЗ-С. 104−115.
  53. Иларион (Алфеев), иеромонах. Православное богословие на рубеже столетий. Статьи, доклады. Крутицкое Патриаршее подворье.-М. Крутицкое Патриаршее подворье, 1999.-426 с.
  54. Иоанн (Шаховской), архиепископ. Философия православного пастырства. /Послесловие протоиерея В.Федорова.- СПб.: РХГИ, 1996.-496 с.
  55. Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагогов. //Вопросы психологии. 1997, № 6.-С.48−58.
  56. Е.И. Теория и практика психологического образования педагога. // Психологический журнал. 2000 т.21 № 6- С.57−65.
  57. История зарубежной психологии. 30-е 60-е годы XX века. Под ред. Я. П. Гальперина, А. Н. Ждан. Тексты.-М.: МГУ, 1986.-343 с.
  58. История психологии (10-е 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты /Под. Ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. 3-е изд.- Екатиренбург: Деловая книга, 1999. -480 с.
  59. Иустин (Попович), преподобный. На богословском пути. СПб., 1999.
  60. Г. А. Наука как подтверждение библейского учения о творении. Самара, 2000.-64 с.
  61. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология Св. Григория Паламы. -М.Паломник, 1996, — 450 с.
  62. Киприан (Керн), архимандрит. Православное пастырское служение. Из курса лекций по Пастырскому Богословию.- СПб.: Сатисъ, 1996.- 389 с.
  63. Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам. // Вопросы психологии. 1998, № 2.-С.57−61.
  64. Козлов Максим, священник. Духовное образование в России XVII—XX вв. // Православная энциклопедия.-М.: Изд. Церковный научный центр «Православная энциклопедия», 2000, — С.407−427.
  65. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону, 1998.
  66. Н.А. Страсть как ведущая категория психологии мотивации и основной мотив поведения человека.// Церковь и медицина: на пороге третьего тысячелетия. Мн.: «Издательство Белорусского Экзархата», 1999.-С.54−74.
  67. В.Я. Методика преподавания психологии. МГУ, 1984.-77с.
  68. Ляшевский Стефан, протоиерей. Библия и наука о сотворении мира.-М.: Изд. им. Свят. Игнатия Ставропольского, 1997, — 192 с.
  69. Т., Окленд Р., Маклин Л. Очевидность сотворения мира.-М.:Протестант, 1991.
  70. А. Новые рубежи человеческой природы /Пер. с англ.-М. .Смысл, 1999.-425 с.
  71. А.В. Психология и христианство: путь интеграции. // Вопросы психологии. 1995, № 6, С. 146.
  72. В.В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе. // Духовный собеседник. 2001 № 3, С. 158−208.
  73. Меч и мир: православный взгляд. Из выступления профессора МДА А. И. Осипова на третьем «Открытом дне Московской Духовной Академии» 4 окт. 1998 г., подготовил Бессарабов А. // Встреча. 1998 № 3 С.4−7.
  74. Дж.П. Гипотеза творения, — Симферополь: Христианский научно-апологетический центр, 2000 336 с.
  75. П.А. О системах психологического знания (анализ новых учебников психологии). Вопросы психологии. 1998 № 1-С.55
  76. Настольная книга священнослужителя. Т.5 М.: Издательство Московской Патриархии, 1986.-814 с.
  77. Настольная книга священнослужителя. Т.8.-М.: Издательство Московской Патриархии, 1988.-800 с.
  78. В.К. Терапия души. Изд.-2-е.- М.: Русскш Хроно-графъ, 2000.-320 с.
  79. .В. Введение в христианскую психологию: Размышления свя- щенника-психолога. Сер.: «Вселенная духа».-М.: Школа-Пресс, 1994.-192 с.
  80. Паисий Святогорец, старец. Духовное пробуждение: Слова т.2 М.: Издательский Дом «Святая гора», 2001.-368 с.
  81. З.М. Методика преподавания психологии.-М.1971.
  82. В.И. Введение в экологическую психологию. Учеб. пособие. Часть 1 .-М: Изд-во МНЭПУ, 2002.-144 с.
  83. Ф. Гештальт-Семинары: Гештальт-терапия до-словно. Сер.: Современная психология: теория и практика.-М.: Институт общегуманитарных исследований, 1998.-326 с.
  84. О.В. Психологическое просвещение в Самарском крае в начале XX столетия. // Вопросы психологии. 1988 г., № 1.-С.99−108
  85. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. Круглый стол по религиозному образованию в Русской Православной Церкви. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994 — 240 с.
  86. И.А. К вопросу о структуре курса «Православная психология» в духовных школах. // Христианство и мир: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Христианство-2000». Самара, 2001, — С.631−635.
  87. А.С. Основы церковной антропологии. -Мадрид, 1965−1966. т.1−2.
  88. М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-метод, пособие.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-288 е.- (Воспитание и доп. образование детей).
  89. Психология и этика: опыт построения дискуссии.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.-128 с.
  90. Психология. // Человек- храм Божий. Под.ред. протоиерея Николая Лихоманова.- М.: Паломник, 2000.-С. 97−114.
  91. Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Издание второе, дополненное.-Самара: Издательский Дом «Бахрам-М». 2000.-448 с.
  92. Д.Я. Психология личности. Т.2. Хрестоматия Самара: Издательский Дом «Бахрам-М», 2000−544 с.
  93. Рафаил (Карелин), архимандрит. О молитве.// Духовный собеседник. 1997/2.-С.40−56.
  94. И.А. Христианский подход к проблемам сомопонимания. // Христианство и мир: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Христианство-2000″. Самара, 2001.-С.259−267.
  95. Д. Наука о сотворении мира. Симферополь, 1995.
  96. В.В. Проблема соотношения светского и духовного в современных образовательных моделях. //Научный сборник: Московская городская учительская семинария. Под. Ред. А. Д. Червякова, — М.: Изд. Центр „Россия молодая“, 1997.-С. 13−17.
  97. Русская Православно-ориентированная школа: Традиции, настоящее и будущее / Сост. И научный руководитель к.п.н. Иванова С.Ф.-М.:, Паломник, 1999.-255 с.
  98. Самарская православная духовная семинария.- Самара: изд-во „Самарский Дом печати“, 2002.-192 с.
  99. Сборник документов и материалов юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.-Н.Новгород: Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского., 2000.-288 с.
  100. Святейший Патриарх Алексий II. Роль Церкви сегодня. // Народная газета^ (19) апрель 2002, — С.2−3.
  101. Серафим (Роуз), иеромонах. Православный взгляд на эволюцию. // Сборник трудов отца Серафима Платинского: Приношение православного американца. Изд. третье.- М.: Российское отделение Православного общества Америки, 2001. -704 с.
  102. Серафим (Роуз), иеромонах. Православное святоотеческое понимание книги Бытия. Пер. с англ.-М.: Российское отделение православного Валаамского общества Америки., 1998. 125 с.
  103. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для ву-зов-М.: Школа-Пресс, 1995.-384с.
  104. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.-М.: Аспект-Пресс, 1995.-271 е.- (Программа: Обновление гуманитарного образования в России)
  105. В.А. Словарь персоналий. Психологи от, А до Я Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1997 — 160с.
  106. Софроний (Сахаров), иеромонах. Старец Силуан Афонский. М.:Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996.-464с.
  107. Сурова J1.B. Православная школа сегодня: Книга для учащихся и учащих.-Владимир: Издательство Владимирской епархии, 2000.-496 с.
  108. П. Сотворение мира: книга вопросов и ответов. -М., 1994.
  109. А.А. Заслуженный собеседник: Этика, религия, наука. Сборник.- Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997.-567 с.
  110. А.А. Интуиция совести. СПб. 1996.
  111. И. Социология и психология в инженерном образовании. // Высшее образование в России. 2000, № 1. -С.98−105
  112. Т.А. Мир дома твоего. / Материалы к программе курса „Этика и психология семейной жизни“ в новой, 1997 г. редакции /.-М.: Школа-Пресс, 1999.-128 с. („Воспитание школьников“. Библиотека журнала. Вып.6.)
  113. Т.А. основы православной психологии. //Научный сборник: Московская городская учительская семинария. Под. Ред. А. Д. Червякова М.: Изд. Центр „Россия молодая“, 1997.-С.71−75.
  114. В. Человек в поисках смысла: сборник- пер. с англ. и нем. / Общ. Ред. П. Я. Гозмана и Д.А.Леонтьева- вст. Ст. Д. А. Леонтьева.- М.:Прогресс, 1990.- 368с.: ил.- (Б-ка зарубежной психологии).
  115. Франкл.В. Психотерапия на практике.: Пер. с нем.-СПб.:"Ювента», 1999. 256 с.
  116. Э. Психоанализ и религия- Искусство любить- Иметь или Быть?: Пер. с англ.- К.: Ника центр, 1998 400 е.- (Серия «Познание" — Вып.7).
  117. ИЗ. Хобрик Б. Христианский взгляд на происхождение жизни. / Пер. с англ. Науч. редактор д.б.н. Д. А. Кузнецов.-К.: Мартис, 1994.-110 с.
  118. С.С. Подвиг как органон. Организация и герменевтика опыта в исихатской традиции //Вопросы философии, 1998, № 3.
  119. Хрестоматия по гуманистической психотерапии /Пер. с англ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995.-302 с.
  120. Христос Яннарас. Вера Церкви. Введение в православное богосло-вие./Пер. с новогреческого.-М.: Центр по изучению религий, 1992.-230 с.
  121. Шавельский Георгий, протопресвитер. Православное пастырство. / Подготовил к изданию протоиерей В.Федоров.- СПб.: РХГИ, 1996.-688 с.
  122. В.Д. Происхождение человечности. -М., 1999.-200 с.
  123. Г. Не участвуйте в делах тьмы. // Журнал Московской Патриархии. 1989 № 12-С44−48
  124. Шестун Евгений, протоиерей. Основные проблемы современной школы.- Самара, 2001.-52 с.
  125. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. М.: «Православная педагогика», 2001.-560 с.
  126. Шестун Евгений, протоиерей. Что невозможно человеку, воз-млжно Богу: наркомания и алкоголизм исцелимы.-Сер.: Путь к храму .№ 10, — Самара, 2001.-68 с.
  127. Шеховцова Л.Ф.Ш Международная конференция «Психология и христианство: пути интеграции» // Вопросы психологии 1997 № 5, С. 147−151.
  128. Школа православного воспитания. / Составитель сборника А. Н, Стрижев.-М.:Паломик, 1999.-567 с.
  129. М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. Учебное пособие для высших учебных заведений.-2-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 1997.-416 с.
  130. Beardsley Т. Fossil bird shaks evolutionary hypothese //Nature. Vol. 322 № 6081, 21−27 August, 1986.
  131. Geisler Norman L. Christian Apologetic.- Baker Book House, 1992/- 393 P
  132. Mills G.C., Lancaster M., Bradley U.L. Origin of Life & Evolution in Biology Textbooks A Critique. // The American Biology Teacher, v.55, # 2, February 1993, p 78−83.
  133. P.Tillich. Systematic Theology.-Lnd. 1968.
  134. Stones E. Psychological Theory and the Practice of Teaching. Methuen & Co Ltd. 1979.-472 p.
Заполнить форму текущей работой