Психологические особенности преподавания психологии в православной духовной семинарии
Диссертация
В течение учебы в семинарии у студентов происходит изменение структуры взглядов на основные (главные) компоненты в системе духовного образования. Эти изменения характеризуются смещением акцента с профессиональных знаний на воцерковленность, то есть семинаристы к концу обучения начинают понимать — главное, что приближает их к будущей профессиональной деятельности, — не знания, а соответствие… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблемы преподавания курса психологии в духовных школах
- 1. 1. Психология как предмет преподавания
- 1. 2. Проблема преподавания психологии на непсихологических факультетах вузов
- 1. 3. Духовные школы как особый тип учебных заведений
- 1. 4. Преподавание психологии в духовных школах до 1917 г
- 1. 5. Проблемы преподавания психологии в духовных школах в настоящее время
- Глава 2. Психологические представления, формируемые у студентов духовных школ богословскими дисциплинами
- 2. 1. Святоотеческая психология как основа антропологических воззрений студентов духовных школ
- 2. 2. Гносеологическая основа святоотеческой психологии
- 2. 3. Христианская антропология и ее основные положения
- 2. 4. Сопряжение светской и святоотеческой психологии в образовательном процессе
- Глава 3. Экспериментальное исследование значения преподавания курса психологии в образовательном процессе духовных школ
- 3. 1. Оценка священнослужителями значимости психологической подготовки семинаристов
- 3. 2. Отношение студентов к профессиональной (в том числе психологической) подготовке в духовной школе
- 3. 2. 1. Содержание и структура взглядов студентов на основные (главные) компоненты в системе духовного образования
- 3. 2. 2. Структура профессионально значимых качеств, выделенных семинаристами
- 3. 2. 3. Структура представлений студентов о месте психологии в системе семинарского образования
Список литературы
- К.Годфруа. Что такое психология. В 2-х т., М., 1996.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И., Психология человека. М., 1995.
- Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1997.
- История зарубежной психологии. Тексты. МГУ, 1986.
- Шестун Евгений, священник. Православная педагогика. Самара 1998.
- Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.
- Дворецкая М.Я. Святоотеческая психология. С-Пб., 2000.
- Письменные работы по произведениям (как допуск к зачету):
- Э.Фромм. Искусство любить.
- В.Франкл. Психолог в концентрационном лагере.
- А.Маслоу. Самоактуализация и ее предпосылки.
- Э.Берн. Игры на всю жизнь. Алкоголик.
- Прочитать работу, выписать основные мысли автора и попытаться мыслить их с точки зрения православия.
- Ъ.Грех есть нарушение объективно существующих духовных законов. Слово «грех», по-гречески — amartia — означает промах, отклонение от цели. Этот термин использовали стрелки из лука.
- Абраменкова В.В., Слободчиков В. И. Христианская антропология и современная психология. // Вопросы психологии 2001.№ 2 С. 1−4.
- Авдеев Д.А., Невярович В. К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии, — М.: Русскш Хронографъ, 2001.-312 с.
- АвдеевД.А. В помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопе-чения М.: Русскш Хронографъ, 2000.- 368 с.
- АвдеевД.А. Из дневника православного психиатра. Издание 2-е дополненное- М.: Русскш ХронографъД999.-239 с.
- Акопов Г. В. Социальная психология образования, — М. Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта», 2000.-296 с.
- Акопов Г. В., Подоровская И. А., Привалова В. М., Образование светское и православное, возможности сопряжения. // IV Иоанновские чтения. Самара: издательство «Самарский университет», 2000.-С.62−66.
- Алипий (Костальский-Бороздин), архимандрит- Исайя (Белов), архимандрит. Догматическое богословие. Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1997. -288 с.
- Алферов Тимофей, священник. Две космогонии. М.: Паломник, 1999.
- Ю.Алферов Тимофей, священник. Наука о сотворении мира. М.1996.
- П.Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии:
- Учеб.-метод.пособие для преподавателей и аспирантов вузов.- М.: гу-манит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. -303 с.
- Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. М., — 1997 -256 с.
- Баловнев ДА. Приходское духовенство Древней Руси. X—XV вв. // Православная энциклопедия.-М.: Изд. Церковный научный центр «Православная энциклопедия», 2000, — С.252−259.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М., 1979.-432 с.
- Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого. // Мир философии, — М., 1991.
- Биктимиров Т.З., Машин В. В., Семенихин Д. Г., Храмов Е. В. Концептуальный подход к организации и структурно-содержательные основания преподавания психологии в медицинском вузе. // Мир психологии. 2000, № 2. -С.247−254.
- Богдасарьян Н.Г., Иванченко Г. В. Психология в цикле социально-гуманитарных дисциплин в техническом вузе. // Психологический журнал. 2000, т. 21,№ 2.С 108−112.
- Боярчук В.К. Методика преподавания психологии в вузе. Ростов-на-Дону, 1982.
- Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998, № 4. С.71−79
- Братусь Б.С. Психология и новые идеалы научности (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1993, № 5. С. 3−43.
- Брокгауз А. Ф. Эфрон И. А. Энциклопедический сло-варь.т.Х1,-СПб, 1893.-466 е.
- Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости: Опыт изложения Православной аскетики.Т.1-Н. Новгород: Изд. Братства во имя Святого князя Александра Невского, 1995.-478 с.
- Василий (Преображенский), епископ Кинешемский, святитель. Беседы на евангелие от Марка. Сер.: Подвижники XX столетия. Жизнеописания, воспоминания, творения, — М.: Издательство «Отчий дом», 1996.-624 с.
- Воронин Андрей, протоиерей, Гарин Д. В. Основные идеи воспитания в Ковалевском Детском Доме. / В кн.: Ковалевский Православный Детский Дом. Вчера, сегодня, завтра. Кострома: «Областная типография им. Горького», 2002, — С. 10−14
- Г. В. Ф. Гегель. Философия религии. Т.2 М.1977.
- Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. СПб., 2000.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.-М.: ЧеРо, при участии издательства «Юрайт», 2000−336с.
- Глубоковский Н. По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об учебном комитете при Святейшем Синоде.- СПб.: Синодальная типография, 1907.-148 с.
- Годфруа К. Что такое психология: В 2-х т. Изд.2-е, стереотипное. Т. 1: Пер. с франц., — М.: Мир, 1996.-496с.
- Годфруа К. Что такое психология: В 2-х т. Изд.2-е, стереотипное. Т.2: Пер. с франц., — М.: Мир, 1996.-376с.
- Головин С.Л. Эволюция мифа. Как человек стал обезьяной. М: Паломник, 2000 144с.
- Гусева Е.П. Вера и наука. Великие отечественные физиологи (А.Л.Ухтомский и И.П.Павлов). // Христианство и мир: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Христианст-во-2000». Самара, 2001, — С.692−694.
- Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: Курс лекций, чЛ и II -М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997.-160 с.
- Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: Курс лекций, ч. Ill, -М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997.-292 с.
- Дворецкая М.Я. Святоотеческая психология. Программа и конспект лекций, — СПб., 2000.- 111с.
- Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. /Пер. с англ. Послесловие П. С. Гуревича.-М.: Наука, 1993.-431 с.-(Мыслители XX века)
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Краткий психологический словарь: Личность. Образование, самообразование, профессия.-Мн.: «Хэлтон», 1998.-399 с.
- Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры. // Вопросы психологии. 1998 ЖЗ-С. 104−115.
- Иларион (Алфеев), иеромонах. Православное богословие на рубеже столетий. Статьи, доклады. Крутицкое Патриаршее подворье.-М. Крутицкое Патриаршее подворье, 1999.-426 с.
- Иоанн (Шаховской), архиепископ. Философия православного пастырства. /Послесловие протоиерея В.Федорова.- СПб.: РХГИ, 1996.-496 с.
- Исаев Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагогов. //Вопросы психологии. 1997, № 6.-С.48−58.
- Исаев Е.И. Теория и практика психологического образования педагога. // Психологический журнал. 2000 т.21 № 6- С.57−65.
- История зарубежной психологии. 30-е 60-е годы XX века. Под ред. Я. П. Гальперина, А. Н. Ждан. Тексты.-М.: МГУ, 1986.-343 с.
- История психологии (10-е 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты /Под. Ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. 3-е изд.- Екатиренбург: Деловая книга, 1999. -480 с.
- Иустин (Попович), преподобный. На богословском пути. СПб., 1999.
- Калябин Г. А. Наука как подтверждение библейского учения о творении. Самара, 2000.-64 с.
- Киприан (Керн), архимандрит. Антропология Св. Григория Паламы. -М.Паломник, 1996, — 450 с.
- Киприан (Керн), архимандрит. Православное пастырское служение. Из курса лекций по Пастырскому Богословию.- СПб.: Сатисъ, 1996.- 389 с.
- Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам. // Вопросы психологии. 1998, № 2.-С.57−61.
- Козлов Максим, священник. Духовное образование в России XVII—XX вв. // Православная энциклопедия.-М.: Изд. Церковный научный центр «Православная энциклопедия», 2000, — С.407−427.
- Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону, 1998.
- Лайша Н.А. Страсть как ведущая категория психологии мотивации и основной мотив поведения человека.// Церковь и медицина: на пороге третьего тысячелетия. Мн.: «Издательство Белорусского Экзархата», 1999.-С.54−74.
- Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. МГУ, 1984.-77с.
- Ляшевский Стефан, протоиерей. Библия и наука о сотворении мира.-М.: Изд. им. Свят. Игнатия Ставропольского, 1997, — 192 с.
- Маклин Т., Окленд Р., Маклин Л. Очевидность сотворения мира.-М.:Протестант, 1991.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы /Пер. с англ.-М. .Смысл, 1999.-425 с.
- Махнач А.В. Психология и христианство: путь интеграции. // Вопросы психологии. 1995, № 6, С. 146.
- Медушевский В.В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе. // Духовный собеседник. 2001 № 3, С. 158−208.
- Меч и мир: православный взгляд. Из выступления профессора МДА А. И. Осипова на третьем «Открытом дне Московской Духовной Академии» 4 окт. 1998 г., подготовил Бессарабов А. // Встреча. 1998 № 3 С.4−7.
- Морленд Дж.П. Гипотеза творения, — Симферополь: Христианский научно-апологетический центр, 2000 336 с.
- Мясоед П.А. О системах психологического знания (анализ новых учебников психологии). Вопросы психологии. 1998 № 1-С.55
- Настольная книга священнослужителя. Т.5 М.: Издательство Московской Патриархии, 1986.-814 с.
- Настольная книга священнослужителя. Т.8.-М.: Издательство Московской Патриархии, 1988.-800 с.
- Невярович В.К. Терапия души. Изд.-2-е.- М.: Русскш Хроно-графъ, 2000.-320 с.
- Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления свя- щенника-психолога. Сер.: «Вселенная духа».-М.: Школа-Пресс, 1994.-192 с.
- Паисий Святогорец, старец. Духовное пробуждение: Слова т.2 М.: Издательский Дом «Святая гора», 2001.-368 с.
- Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии.-М.1971.
- Панов В.И. Введение в экологическую психологию. Учеб. пособие. Часть 1 .-М: Изд-во МНЭПУ, 2002.-144 с.
- Перлз Ф. Гештальт-Семинары: Гештальт-терапия до-словно. Сер.: Современная психология: теория и практика.-М.: Институт общегуманитарных исследований, 1998.-326 с.
- Петров О.В. Психологическое просвещение в Самарском крае в начале XX столетия. // Вопросы психологии. 1988 г., № 1.-С.99−108
- Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. Круглый стол по религиозному образованию в Русской Православной Церкви. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994 — 240 с.
- Подоровская И.А. К вопросу о структуре курса «Православная психология» в духовных школах. // Христианство и мир: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Христианство-2000». Самара, 2001, — С.631−635.
- Позов А.С. Основы церковной антропологии. -Мадрид, 1965−1966. т.1−2.
- Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-метод, пособие.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-288 е.- (Воспитание и доп. образование детей).
- Психология и этика: опыт построения дискуссии.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.-128 с.
- Психология. // Человек- храм Божий. Под.ред. протоиерея Николая Лихоманова.- М.: Паломник, 2000.-С. 97−114.
- Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Издание второе, дополненное.-Самара: Издательский Дом «Бахрам-М». 2000.-448 с.
- Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.2. Хрестоматия Самара: Издательский Дом «Бахрам-М», 2000−544 с.
- Рафаил (Карелин), архимандрит. О молитве.// Духовный собеседник. 1997/2.-С.40−56.
- Романова И.А. Христианский подход к проблемам сомопонимания. // Христианство и мир: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Христианство-2000″. Самара, 2001.-С.259−267.
- Роузвер Д. Наука о сотворении мира. Симферополь, 1995.
- Рубцов В.В. Проблема соотношения светского и духовного в современных образовательных моделях. //Научный сборник: Московская городская учительская семинария. Под. Ред. А. Д. Червякова, — М.: Изд. Центр „Россия молодая“, 1997.-С. 13−17.
- Русская Православно-ориентированная школа: Традиции, настоящее и будущее / Сост. И научный руководитель к.п.н. Иванова С.Ф.-М.:, Паломник, 1999.-255 с.
- Самарская православная духовная семинария.- Самара: изд-во „Самарский Дом печати“, 2002.-192 с.
- Сборник документов и материалов юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.-Н.Новгород: Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского., 2000.-288 с.
- Святейший Патриарх Алексий II. Роль Церкви сегодня. // Народная газета^ (19) апрель 2002, — С.2−3.
- Серафим (Роуз), иеромонах. Православный взгляд на эволюцию. // Сборник трудов отца Серафима Платинского: Приношение православного американца. Изд. третье.- М.: Российское отделение Православного общества Америки, 2001. -704 с.
- Серафим (Роуз), иеромонах. Православное святоотеческое понимание книги Бытия. Пер. с англ.-М.: Российское отделение православного Валаамского общества Америки., 1998. 125 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для ву-зов-М.: Школа-Пресс, 1995.-384с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.-М.: Аспект-Пресс, 1995.-271 е.- (Программа: Обновление гуманитарного образования в России)
- Сонин В.А. Словарь персоналий. Психологи от, А до Я Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1997 — 160с.
- Софроний (Сахаров), иеромонах. Старец Силуан Афонский. М.:Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996.-464с.
- Сурова J1.B. Православная школа сегодня: Книга для учащихся и учащих.-Владимир: Издательство Владимирской епархии, 2000.-496 с.
- Тейлор П. Сотворение мира: книга вопросов и ответов. -М., 1994.
- Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник: Этика, религия, наука. Сборник.- Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997.-567 с.
- Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб. 1996.
- Федоров И. Социология и психология в инженерном образовании. // Высшее образование в России. 2000, № 1. -С.98−105
- Флоренская Т.А. Мир дома твоего. / Материалы к программе курса „Этика и психология семейной жизни“ в новой, 1997 г. редакции /.-М.: Школа-Пресс, 1999.-128 с. („Воспитание школьников“. Библиотека журнала. Вып.6.)
- Флоренская Т.А. основы православной психологии. //Научный сборник: Московская городская учительская семинария. Под. Ред. А. Д. Червякова М.: Изд. Центр „Россия молодая“, 1997.-С.71−75.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник- пер. с англ. и нем. / Общ. Ред. П. Я. Гозмана и Д.А.Леонтьева- вст. Ст. Д. А. Леонтьева.- М.:Прогресс, 1990.- 368с.: ил.- (Б-ка зарубежной психологии).
- Франкл.В. Психотерапия на практике.: Пер. с нем.-СПб.:"Ювента», 1999. 256 с.
- Фромм Э. Психоанализ и религия- Искусство любить- Иметь или Быть?: Пер. с англ.- К.: Ника центр, 1998 400 е.- (Серия «Познание" — Вып.7).
- ИЗ. Хобрик Б. Христианский взгляд на происхождение жизни. / Пер. с англ. Науч. редактор д.б.н. Д. А. Кузнецов.-К.: Мартис, 1994.-110 с.
- Хоружий С.С. Подвиг как органон. Организация и герменевтика опыта в исихатской традиции //Вопросы философии, 1998, № 3.
- Хрестоматия по гуманистической психотерапии /Пер. с англ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995.-302 с.
- Христос Яннарас. Вера Церкви. Введение в православное богосло-вие./Пер. с новогреческого.-М.: Центр по изучению религий, 1992.-230 с.
- Шавельский Георгий, протопресвитер. Православное пастырство. / Подготовил к изданию протоиерей В.Федоров.- СПб.: РХГИ, 1996.-688 с.
- Шадриков В.Д. Происхождение человечности. -М., 1999.-200 с.
- Шевкунов Г. Не участвуйте в делах тьмы. // Журнал Московской Патриархии. 1989 № 12-С44−48
- Шестун Евгений, протоиерей. Основные проблемы современной школы.- Самара, 2001.-52 с.
- Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. М.: «Православная педагогика», 2001.-560 с.
- Шестун Евгений, протоиерей. Что невозможно человеку, воз-млжно Богу: наркомания и алкоголизм исцелимы.-Сер.: Путь к храму .№ 10, — Самара, 2001.-68 с.
- Шеховцова Л.Ф.Ш Международная конференция «Психология и христианство: пути интеграции» // Вопросы психологии 1997 № 5, С. 147−151.
- Школа православного воспитания. / Составитель сборника А. Н, Стрижев.-М.:Паломик, 1999.-567 с.
- Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. Учебное пособие для высших учебных заведений.-2-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 1997.-416 с.
- Beardsley Т. Fossil bird shaks evolutionary hypothese //Nature. Vol. 322 № 6081, 21−27 August, 1986.
- Geisler Norman L. Christian Apologetic.- Baker Book House, 1992/- 393 P
- Mills G.C., Lancaster M., Bradley U.L. Origin of Life & Evolution in Biology Textbooks A Critique. // The American Biology Teacher, v.55, # 2, February 1993, p 78−83.
- P.Tillich. Systematic Theology.-Lnd. 1968.
- Stones E. Psychological Theory and the Practice of Teaching. Methuen & Co Ltd. 1979.-472 p.