Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поведение молодежи в новых социальных условиях становится вариативным. Молодежь стремится к самореализации, осуществляемой в разных сферах жизни, разными путями и средствами (О.В. Шелкунова, Н. В. Водянова, К. А. Кадетова и др.). Одним из которых является вступление в формальные и неформальные молодежные субкультурные сообщества, где наблюдается многовариантное проявление личности, в том числе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА САМОВЫРАЖЕНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ: СУБКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
    • 1. 1. Научные представления о самовыражении и самореализации личности в психологии
    • 1. 2. Оформление внешности человека как предмет психологического исследования
    • 1. 3. Психологическая специфика молодежных субкультур
    • 1. 4. Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности в контексте теории 57 психологических систем
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ ОФОРМЛЕНИЯ ВНЕШНОСТИ
    • 2. 1. Описание выборки и этапов исследования
    • 2. 2. Методы и методики исследования
    • 2. 3. Процедуры обработки данных
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ ОФОРМЛЕНИЯ ВНЕШНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ МОЛОДЕЖИ, ВКЛЮЧЕННОЙ И НЕ ВКЛЮЧЕННОЙ В МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ)
    • 3. 1. Оформление внешности представителей молодежных субкультур
    • 3. 2. Восприятие молодежью личности представителей современных субкультур, наиболее ярко и специфически оформляющих свою внешность
    • 3. 3. Личностные особенности студенческой молодежи, не принадлежащей к молодежным субкультурам и представителей молодежных субкультур

Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Современному обществу необходим высокий конкурентный потенциал, оно нуждается в творческих людях способных к самореализации. Актуальными становятся исследования инициативного, творческого, сверхадаптивного поведения личности, направленного на самореализацию. Активное стремление человека к самореализации — явление неновое в России, но его интенсификация стала возможной в более гибких, нежели в советский период, социальных условиях.

В современной России социальные, политические и духовные интересы молодежи разнообразны. Проблемы, связанные с социализацией молодежи привели общество к серьезным потерям (наркозависимость, алкоголизм, суицидальное поведение). Возникла необходимость минимизации этих издержек и потерь. Исследования самореализации личности посвящены как оптимальным, творческим ее формам, так и неоптимальным, дефицитарным, что позволяет выявить причины социальной незрелости молодежи.

Актуальность работы на прикладном уровне состоит в определении путей ценностно-смысловых оснований поведения молодежи в разных сферах самореализации, научно обоснованных форм и методов эффективного взаимодействия с молодежными инициативами как социальным феноменом.

Состояние разработанности проблемы исследования. Проблема самореализации личности сложна, разнопланова и в отечественной психологии изучена недостаточно. Учеными проведен подробный анализ самореализации личности в профессиональной (JI.E. Душацкий, Н. В. Егорова, JI.H. Иванова и др.) и творческой сферах (О.В. Дедюхина, В. В. Садовая, H.JI. Чеглякова и др.), изучены возрастные аспекты самореализации (Е.М. Бетина, О. С. Михайлова, H.H. Шатохина и др.).

Поведение молодежи в новых социальных условиях становится вариативным. Молодежь стремится к самореализации, осуществляемой в разных сферах жизни, разными путями и средствами (О.В. Шелкунова, Н. В. Водянова, К. А. Кадетова и др.). Одним из которых является вступление в формальные и неформальные молодежные субкультурные сообщества, где наблюдается многовариантное проявление личности, в том числе — в оформлении внешности. Самореализация молодежи привлекает внимание ученых (Ю.М. Пасовец, М. В. Грищук, JI.B. Власенко и др.), которые отмечают, что содержание самореализации раскрывается в процессе социальной деятельности, через различные виды активности (общение, увлечения, работа, семья, дружба). Самореализация представителей молодежных субкультур в такой социально значимой деятельности, как оформление внешности, остается за рамками специального изучения. В данном исследовании анализируется одно из средств самореализации молодежи — оформление внешности.

Проблема оформления внешности активно разрабатывается в культурологии (C.B. Никифорова, Г. Д. Забродина), социологии (Э.М. Андросова, И.В. Шабаркина) и других науках. Теоретико-методологические основания, позволяющие подойти к проблеме личностной и деятельностной обусловленности оформления внешности, в отечественной психологии были определены в трудах JI.C. Выготского, C. J1. Рубинштейна,.

A.Р. Лурии, Г. Г. Шпета. Изучение различных элементов оформления внешности человека проводится Е. А. Петровой, P.A. Степучевым, Е. Я. Васиным, которые рассматривают костюм с позиций визуальной психосемиотики как специфический язык (сигнально-знаковую систему), воспринимаемый вместе с вербальными и невербальными средствами общения.

В исследованиях A.A. Бодалева, Е. А. Петровой, В. М. Шепеля подчеркивается необходимость выявить закономерность создания персонального образа с целью развития навыков адекватного самовыражения, самореализации и адаптации личности в окружающем мире.

Оформление внешности в психологии, выступая характеристикой облика, является формой объективизации внутреннего мира личности (A.A. Бодалев,.

B.А. Лабунская, Е.А. Петрова), обусловленной потребностями в 4 самовыражении и самореализации (М.И. Килошенко). Оформление внешности рассматривается исследователями как предмет общепсихологического изучения, а вопросы самореализации личности посредством оформления внешности только обозначены и ожидают детального рассмотрения.

Теория психологических систем В. Е. Клочко дает возможность провести анализ самореализации человека, в том числе и посредством оформления внешности. Самореализация включает в себя самовыражение, самоутверждение личности. В концепции системной детерминации самореализации личности (В.Е. Клочко, Э. В. Галажинский, О.М. Краснорядцева) определено, что детерминантами самореализации репродуктивно-адаптивного типа являются смыслы, а продуктивно-сверхадаптивного — ценности. Если речь идет о самореализации посредством оформления внешности представителей молодежных субкультур, то данный постулат нуждается в дополнительном эмпирическом обосновании.

С самореализацией творческого уровня исследователи связывают личностные свойства — субъективный уровень контроля, влияющий на выбор жизненных сред, позволяющих человеку реализовывать собственные возможностикомпетентность во времени, гибкость поведения. Связь самореализации у представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности с их личностными особенностями нуждается в уточнении.

Все вышесказанное определило выбор темы исследования.

Объект исследования — самовыражение и самореализация молодежи в аспекте оформления внешности.

Предмет исследования — особенности оформления внешности, социальной перцепции и личностные качества молодежи, включенной и не включенной в неформальные молодежные субкультуры.

Цель исследования: выявить особенности самовыражения и самореализации личности посредством оформления внешности в молодежной среде.

Научная задача исследования — определить специфику самореализации, осуществляемой посредством оформления внешности, что позволит повысить эффективность взаимодействия педагогов, психологов учебных заведений с разными категориями молодежи.

Гипотезы исследования:

1. Оформление внешности является одним из средств самовыражения и самореализации личности в молодежной среде. Оформление внешности является средством самовыражения для молодежи, не включенной в современные субкультуры, и средством самореализации личности для субъектов молодежных субкультур.

2. Самореализация посредством оформления внешности у представителей молодежных субкультур сопряжена с отношением к себе, обществу и с такими личностными качествами как: эгоизм, индивидуалистичность, сензитивность, экстернальность.

Задачи исследования:

1. Систематизировать теоретические представления о самовыражении и самореализации молодежи. Рассмотреть оформление внешности как средство самовыражения и самореализации.

2. Определить специфику оформления внешности у молодежи. Показать обусловленность самореализации посредством оформления внешности ценностно-смысловыми образованиями личности.

3. Выявить особенности социальной перцепции современной молодежи по отношению к представителям субкультур, специфически оформляющим внешность.

4. Установить взаимосвязь личностных характеристик с особенностями оформления внешности на уровне самореализации у представителей молодежных субкультур и лиц, к ним не относящихся.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория психологических систем В. Е. Клочко, концепция системной детерминации самореализации личности Э. В. Галажинского, концепция самореализации 6 личности JI.A. Коростылевой, концептуальные разработки М. И. Килошенко, рассматривающей следование моде как форму самореализации личности. Использованы теории объективизации внутреннего мира личности (A.A. Бодалев, В. А. Лабунская, Е.А. Петрова) и создания персонального образа с целью самовыражения, самореализации (P.A. Степучев, Е. Я. Басин и др.).

Методы исследования. В качестве теоретического метода применялся анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Методическая база эмпирической части представлена комплексом методов и методик: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, анализ документов, анализ оформления внешности, интент-анализфототест «Оформление внешности в молодежных субкультурах" — методика предельных смыслов Д. А. Леонтьеваличностный опросник MMPI (Миннесотский многошкальный личностный опросник), методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (модификация Л.Н. Собчик), методика незаконченные предложения Сакса-Сиднея, тест-опросник «Локус контроля» Е. Г. Ксенофонтовой, тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена (субтест № 2 «Группы экспрессии»). Статистическая обработка полученных данных проводилась методами факторного анализа и t-критерия Стьюдента, с использованием компьютерной программы Statistica 6.

Эмпирическая база исследования. Общее количество испытуемых составило 506 человек (студенты, представители молодежных субкультур г. Читы). Из них 70 человек принимали участие в полевом исследовании. Анализ результатов строился с учетом социально-демографических характеристик (пол, возраст, образование).

Этапы исследования.

Первый этап (2006;2007 годы) — теоретический анализ источников по теме исследования, определение цели, формулировка гипотезы, постановка задач.

Второй этап (2007;2008 годы) — составление программы исследованияразработка методического комплекса исследования самореализации личности посредством оформления внешности.

Третий этап (2008 -2011 годы) — проведение эмпирического исследования с целью изучения личностных особенностей молодежи, самореализующейся посредством оформления внешности. Количественный и качественный анализ эмпирических данных, интерпретация полученных результатов, обобщение, оформление диссертационного исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологическим обоснованием исходных положенийиспользованием методов, адекватных поставленным целям и задачамрепрезентативностью выборки испытуемыхприменением статистических методов обработки данных.

Научная новизна исследования:

1. Теоретически систематизирована (с позиций теории психологических систем) и эмпирически исследована проблема самовыражения и самореализации посредством оформления внешности представителей молодежных субкультур.

2. Подтверждена обусловленность самореализации личности посредством оформления внешности смысловыми образованиями, выявлены их отличия у представителей молодежных субкультур и молодежи, не включенной в субкультуры.

3. Выявлены личностные особенности (экстраверсия, ригидность, самоконтроль), приписываемые молодежью представителям субкультур, наиболее ярко оформляющим свою внешность («панкам», «антифа», «готам», «байкерам», «эмо»).

4. Установлена взаимосвязь самореализации посредством оформления внешности с рядом личностных особенностей представителей молодежных субкультур: негативное отношение к окружающим, экстернальность, индивидуалистичность, эгоизм, сензитивность. 8.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Апробирована методология теории психологических систем применительно к исследованию самореализации посредством оформления внешности представителями молодежных субкультур.

2. Установлено, что для представителей молодежных субкультур оформление внешности является одним из средств самореализации, а лица с традиционным отношением к оформлению внешности используют данный параметр скорее как способ самовыражения.

3. Определены типы молодежных субкультур, представители которых активно самореализуются посредством оформления внешности. Выявлены особенности восприятия молодежью личности в контексте внешности: специфика интерпретации и идентификации невербальных стимулов.

4. Выявленная связь между самореализацией личности посредством оформления внешности представителей молодежных субкультур и их личностными особенностями подтверждает личностную обусловленность самореализации посредством оформления внешности представителями молодежных субкультур.

Практическая значимость результатов исследования:

1. Результаты исследования могут быть использованы в психологической практике с представителями молодежных субкультур в контексте проблем коррекции девиантного поведения.

2. Разработанный и апробированный фототест «Оформление внешности в молодежных субкультурах» может быть применен для диагностики отношения личности к оформлению внешности с целью выявления конфликтного поведения.

3. Результаты исследования позволяют повысить эффективность взаимодействия педагогов, психологов учебных заведений с разными категориями молодежи.

4. Результаты исследования могут быть использованы в вузах при разработке учебно-методических комплексов, учебных курсов психологии 9 невербального общения, психологии моды, имиджелогии и др. Внедрение креативных форм внеучебной деятельности способствует самореализации личности, в том числе, посредством оформления внешности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Систематизация и анализ научных представлений по проблеме возможных репрезентаций личности позволяют утверждать, что самореализация и самовыражение личности осуществляются в различных вариантах, в разных сферах деятельности и поведении. Оформление внешности является одной из таких возможностей и может рассматриваться как значимое средство самореализации и самовыражения молодежи.

2. В результате исследования специфики оформления внешности у молодежи установлено, что самореализация посредством оформления внешности у представителей молодежных субкультур обусловлена ценностями движения к творчеству, а самореализация теми же средствами испытуемых с традиционным оформлением внешности детерминирована целями самовыражения.

3. Восприятие молодежью личностных свойств людей в контексте их внешности осуществляется на основании интерпретации и идентификации невербальных стимулов. Молодежь приписывает представителям субкультур, наиболее ярко оформляющим внешность («панкам», «антифа», «готам», «байкерам», «эмо»), такие личностные особенности, как экстраверсия («панки», «готы», «байкеры», «эмо»), ригидность («панки», «антифа») и самоконтроль («антифа», «ролевики»),.

4. Представители молодежных субкультур, реализующие себя посредством оформления внешности, характеризуются рядом особенностей: негативное отношение к значимому окружению, экстернальность, индивидуалистичность, эгоизм и сензитивность.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования представлены на II Сибирском психологическом форуме «Психологическое исследование: теория, методология, практика, образование» (Томск, 2007) — на.

Всероссийской научной конференции «Личность в современном обществе: социализация, поведение, общение» (Чита, 2007) — на III Международной научно-практической конференции «Человек и его ценности в современном мире» (Чита, 2008) — на Межрегиональной научно-практической конференции «Инновационный потенциал человека как ресурс социально-экономического развития региона» (Чита, 2010).

Результаты исследования применялись при разработке и внедрении элективного курса «Психология невербальной коммуникации» для студентов Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского, что подтверждается актом внедрения результатов исследования. Автором создан театр моды «Авангард» для студентов ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского.

По теме диссертационного исследования опубликовано 15 печатных работ, 4 из которых в журналах, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из Введения, трех глав, выводов, Заключения, библиографического списка и 7 приложений. Общий объем составляет 154 страницы. В ней содержится 13 таблиц и 27 рисунков. Библиографический список включает 303 наименования, 13 из них на иностранном языке.

Результаты исследования во второй группе демонстрируют тенденцию к увеличению профиля и приближение его к пограничному показателю, который указывает на повышенную эмоциональную напряженность, затруднения в адаптации, неудовлетворенность, высокую степень стресса.

Пики профилей ММР1 приходятся на шкалы «Психопатия», «Паранойя», «Шизофрения» и в первой группе — «Гипомания», что указывает на следующие особенности исследуемых в выделенных группах: импульсивность, эгоизм, индивидуалистичность и оптимистичность.

По шкале «Психопатия» получены высокие показатели у испытуемых двух групп, что позволяет выявить нетерпимость, частое совершение импульсивных действий, затруднение в планировании, пренебрежение последствиями своих действий, игнорирование общепринятых норм и правил поведения. Перечисленные личностные параметры включают в себя импульсивность.

У исследуемых двух групп выражается эгоизм, проявляющийся в стремлении к постоянству, превосходству, в подозрительном отношении к другим, озабоченностью своим престижем, отсутствием признания, чувствительностью к действительной или мнимой несправедливости, в остром реагировании на ущемление своих прав, враждебностью.

Высокий показатель по шкале «Шизофрения» у студентов, включенных в молодежные субкультуры, указывает на то, что они характеризуются необычностью поведения и переживаний, своеобразием восприятия и суждений, обособленностью от окружающих, уходом от социального взаимодействия и избирательностью контактов. Исследуемым данной группы более присущи стремление к уединению, сохранению собственной индивидуальности, постоянное чувство одиночества, способность нестандартно решать задачи, использовать богатое воображение. Такой параметр, как индивидуалистичность, на наш взгляд, отражает содержание данного показателя.

Высокие значения показателей по шкале «Гипомания» у студентов, не включенных в молодежные субкультуры, позволяют диагностировать у них инициативность, оптимизм, стремление к переменам, разнообразие интересов, широкие и поверхностные контакты с окружающими. В ситуациях однообразия, ограничения свободы, принуждения и запретов они испытывают стресс, но легко приспосабливаются к быстро меняющимся условиям. Таким образом, группе студентов, не включенных в молодежные субкультуры, свойственна оптимистичность.

При обработке данных по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири у студентов двух исследуемых группах были выявлены три доминирующих октанта: «Властный — лидирующий" — «Сотрудничающийконвенциальный" — «Ответственный — великодушный». Показатели выраженности типов межличностных отношений в четырех группах представлены ниже (рис. 8).

Типы межличностных отношений.

Властныйлидирующий.

Ответственныйвеликодушный.

Независимый.

1 группа — студенты, не включенные в молодежные субкультуры.

Сотрудничающий (——г—о.

4 Прямолинейный.

2 группа — студенты, включенные в молодежные субкультуры.

Зависимый.

Недоверчивый.

Покорный.

Рис. 8. Показатели выраженности типов межличностных отношений в группах студентов, не включенных в молодежные субкультуры и студентов, входящих в молодежные субкультуры.

Межличностные отношения студентов двух групп представлены тремя доминирующими типами: «властным», «сотрудничающим», «ответственным». Полученные данные позволяют сделать вывод, что исследуемым данных групп свойственна уверенность в себе, высокие организаторские способности, дружелюбие, стремление к тесному сотрудничеству с референтной группой, готовность помогать окружающим и развитое чувство ответственности.

Статистически значимые различия, выявленные с помощью Т-критерия Стьюдента для независимых выборок (при уровне значимости р < 0,05), получены по октанте «Ответственный — великодушный» (первая группа-7, вторая группа-8). Таким образом, для студентов, включенных в молодежные субкультуры, в большей степени свойствена гиперсоциальность установок.

Система отношений личности исследовалась с помощью методики незаконченных предложений Д. Сакса-Сиднея. Результаты, полученные при диагностике системы отношений двух групп, представлены на рисунке 9.

1,0.

Система отношений.

О 1 группа — студенты, ие включенные в молодежные субкультуры 2 группа — студенты, включенные в молодежные субкультуры.

Рис. 9. Показатели систем отношений в группах студентов, не включенных в молодежные субкультуры и студентов, входящих в субкультуры.

Статистически значимые различия, выявленные с помощью Т-критерия Стьюдента для независимых выборок (при уровне значимости р < 0,05), получены по переменным «отношение к жизненным целям», «отношение к будущему», «отношение к вышестоящим лицам», «отношение к коллегам», «отношение к друзьям», «отношение к подчиненным», «отношение к матери», «отношение к отцу», «отношение к семье», «сексуальные отношения», «отношение к своему прошлому», «страхи и опасения», «чувство вины», «отношение к себе». Для студентов, не включенных в субкультуры, в большей степени свойственно общее негативное отношение к жизненным целям, к собственному будущему, к коллегам, к друзьям, к матери, семье и к самим себе. При этом исследуемые практически не испытывают чувства страха и вины. Студенты, включенные в субкультуры, характеризуются общим негативным отношением ко всем выделенным объектам. Выявлены высокие показатели негативного отношения к коллегам, к матери, к жизненным целям, к себе, при этом дается положительная оценка собственного прошлого.

Общий негативный план отношений, выявленный в исследовании, подтверждает наше предположение о существовании в молодежной среде негативных тенденций, связанных с семейными отношениями, отношениями с друзьями и самоотношением. Можно диагностировать тяжесть восприятия собственного жизненного пути, начиная с детского возраста.

С помощью «Методики исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена" (ГП «ИМАТОН»), субтеста № 2 «Группы экспрессии» в двух группах были получены следующие данные: 1) небольшое количество низких показателей (6) — 2) преобладание среднего уровня развития способностей к познанию невербального поведения (75). Статистически значимых различий между группами не выявлено. Полученные данные позволяют сделать следующие выводы: исследуемые двух групп в равной мере способны правильно извлекать информацию о поведении людей, понимать невербальный язык общения.

С помощью методики «Локус контроля» (Е. Г. Ксенофонтовой) были получены показатели степени выраженности интернальности в двух исследуемых группах. Статистически значимые различия между показателями двух групп были определены с помощью Т-критерия Стьюдента для независимых выборок. В группе студентов, не включенных в субкультуры (при уровне значимости р < 0,05), выявлены более высокие показатели степени выраженности интернальности: общая интернальность в первой группе равна 24,6, во второй группе — 22,5. Интернальность при описании личного опыта в первой группе имеет значение 13,0, а во второй группе — 11,7. Интернальность в профессиональной деятельности в первой группе равна 10,3, во второй группе -9,2. Значение переменной «Отрицание активности» во второй группе (7,1) выше, чем в первой (6).

Таким образом, результаты выраженности локуса контроля личности у студентов, не включенных в молодежные субкультуры, демонстрируют.

140 преобладание интернальности — внутреннего локуса контроля, в том числе в профессиональной деятельности и межличностных отношениях, готовности к самостоятельному планированию и осуществлению деятельности. Их можно охарактеризовать как уверенных в себе людей, с высоким уровнем развития саморегуляции жизнедеятельности. У студентов-представителей молодежных субкультур наиболее выражена экстернальность. Они являются экстерналами, убежденными в том, что от их активности мало что зависит. Поэтому они чувствуют себя страдающими, не способными влиять на собственную судьбу.

В результате проведенного исследования были выявлены:

1. Отличия в модальности смысловых структур сознания. Испытуемые, не включенные в молодежные субкультуры, предпочитающие традиционные стили оформления внешности, прежде всего, отмечают утилитарную функцию оформления внешности (85% выборки исследования): с ее помощью они достигают самовыражения. По их мнению, человек использует определенным образом подобранные одежду, обувь, прическу, украшения, исходя из базовых потребностей и желания соответствовать общественным нормам.

Представители молодежных субкультур посредством' оформления внешности, часто пренебрегая общественными нормами, стремятся к самореализации (58% выборки исследования): «выразить себя», «достичь совершенства», «сделать жизнь яркой», «творчески реализоваться», «доказать свое право на жизнь».

2. Отличия в степени выраженности личностных особенностей. Для студентов, входящих в молодежные субкультуры в большей степени характерны индивидуалистичность, выраженное стремление помогать, сочувствовать окружающим, способность правильно понимать язык невербального общения.

Им свойственны необычность поведения и переживаний, своеобразность восприятия и суждений, избирательность контактов. В системе отношений выражен общий негативный фон (отрицательное отношение к себе, к своему будущему, к жизненным целям и окружающим людям). Присутствует экстернальность в профессиональной деятельности и межличностных.

141 отношениях. Низкий уровень субъективного контроля характеризует неуверенных в себе людей, считающих себя не способными влиять на собственную судьбу.

Для молодежи, не принадлежащей к молодежной субкультуре, в большей степени свойственны оптимизм, организаторские способности, стремление к тесному сотрудничеству с группой, разнообразие интересов, поверхностные контакты с окружающими, способность правильно понимать язык невербального общения. Их можно охарактеризовать как уверенных в себе людей, обладающих высоким уровнем саморегуляции жизнедеятельности, самостоятельности в профессиональной деятельности и межличностном общении.

3. Сходство в системах отношений. У молодежи, не принадлежащей к субкультурам, и представителей молодежных субкультур выявлено негативное отношение к себе, к будущему, к жизненным целям, к окружению (семье, друзьям, противоположному полу) — слабо выражена склонность к самообвинению. Такое положение, с нашей точки зрения, объясняется общим состоянием тревожности у молодого поколения, связанным с экономической нестабильностью в обществе, с неуверенностью в себе, в своем будущем, с реакцией на неблагоприятные факторы (безработицу, преступность, алкоголизм, наркоманию). Анализ содержания протоколов испытуемых показывает, что негативное отношение к отцу связано либо с его склонностью к алкоголизму, либо с отсутствием этого члена семьи. Причинами негативного отношения к окружающим является неуверенность в себе, в своем будущем.

Основной задачей завершающего этапа исследования является проведение факторного анализа Методом главных компонент с последующим поворотом факторных структур по принципу Варимакс.

В первой группе (студентов, не включенных в молодежные субкультуры) в результате обработки данных всех имеющихся переменных было выявлено четыре значимых фактора. Дисперсия первого фактора составляет 5,91%, второго — 4,14%, третьего фактора — 3,10%, четвертого — 3,30% (табл. 8).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Значимость заявленной проблемы и своевременность ее разработки определяют современные тенденции развития психологии и социального заказа. Изучение самореализации представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности показало сложность и разноплановость данной психологической проблемы. Не случайно самореализация посредством оформления внешности такой категории молодых людей, как представители молодежных субкультур, долгие годы оставалась за рамками специального изучения. В данном исследовании анализировался один указанный аспект самореализации молодежи и одно из ее средств — оформление внешности.

Предпринята попытка, позволившая приблизиться к выявлению новых возможностей для анализа детерминант самореализации молодежи посредством оформления внешности. Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности впервые рассматривается с позиций теории психологических систем.

Опираясь на положения теории психологических систем, оформление внешности в молодежных субкультурах может быть понято как деятельность человека по подбору системы элементов (одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров, прически, украшений, татуировок, пирсинга, шрамирования), служащих средством (формой) самореализации личности. Самореализация посредством оформления внешности может быть детерминирована различными смысловыми образованиями.

Самореализация посредством оформления внешности у представителей молодежных субкультур имеет преимущественно ценностную обусловленность (детерминирована ценностями движения к творчеству), а самореализация молодежи, предпочитающей традиционное оформление внешности, обусловлена смыслами самовыражения.

Данное исследование подтверждает постулат теории психологических систем о зависимости выбора жизненных сред, путей и средств самореализации личности от ценностно-смыслового содержания жизненного мира. Человек выбирает способы оформления внешности, соответствующие его ценностям, смыслам. В оформлении внешности проявляется образ жизни, система отношений человека к миру и самому себе. Представителей молодежных субкультур, самореализующихся посредством оформления внешности, характеризуют негативное отношение к значимому окружению, экстернальность, выраженное стремление отличаться от других людей, склонность к антисоциальным поступкам, к труднокорректируемым убеждениям и неформальному поведению. Все эти особенности сочетаются с экстраверсией, ригидностью, самоконтролем, приписываемыми молодежью представителям молодежных субкультур.

Проведенное исследование позволило наметить перспективы дальнейших исследований, связанных с выявлением ценностно-смысловых оснований самовыражения и самореализации разных возрастных и социальных групп в аспекте оформления внешности, с целью раскрытия связи их личностных особенностей и специфики оформления внешности.

Результаты могут быть использованы при разработке концептуальных проектов государственной политики в области духовно-нравственного воспитания молодежи, при разработке программ по учебным дисциплинам: психологии невербального общения, психологии моды, имиджелогии. Понимание особенностей самореализации, осуществляемой в разных сферах жизни разнообразными путями и средствами, позволит повысить эффективность взаимодействия педагогов, психологов учебных заведений с различными категориями молодежи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.К. Душа и внешность. Харьков: Улей, 1901. 32 с.
  2. В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. 2008. № 1. С. 175−189.
  3. Е.П. Принадлежность к группе и самовосприятие личности // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 144.
  4. М. Галстук: Стиль и мода. М.: Ниола-Пресс, 2000. 47 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.299 с.
  6. А. Наука жить. Киев, 1997. 266 с.
  7. АлееваГ.Х. Сопоставительный анализ фразеологических единиц, характеризующих внешность человека в английском и турецком языках: автореф. дис.. канд. филол. наук. Казань: КГПУ, 1999. 22 с.
  8. Н.З. Зрительные иллюзии: не верь глазам своим: парадоксы восприятия, символика цвета, инерция зрения, мода и маскировка. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 333 с.
  9. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / Сост. В. В. Зеленский, А. М. Руткевич. М.: Мартис, 1995. 320 с.
  10. .Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1980. Т.1. 230 с.
  11. А.Ю., Богомолов Г. И. История костюма: Эпоха. Стиль. Мода: от Древ. Египта до модерна. СПб.: Паритет, 2001. 118 с.
  12. И.А. Мода и культура одежды. М.: Знание, 1987. 63 с.
  13. Г. М. Психология социального познания. М.: Знание, 1997.303 с.
  14. М.С. Анализ процессов невербальной коммуникации как паралингвистики // Психол. журн. 1995. № 5. С. 115−121.
  15. В.М. Криминальная субкультура. Уфа: УЮИ МВД РФ, 1998. 168 с.
  16. В.М. Криминальная субкультура и ее нейтрализация в исправительных учреждениях России: автореф. дис.. д-ра. юрид. наук. М.: Акад. упр. МВД России, 1998. 45 с.
  17. АкишинаА.А., АкишинаТ.Е., Кано X. Жесты и мимика в русской речи. М.: Русский язык, 1991. 144 с.
  18. A.A. Психогенетика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. СПб.: Питер Принт, 2006. 192 с.
  19. Д.В. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах: наблюдения кл. рук.: Типология молодеж. субкультур. // Школ, технологии. 2000. № 5. С. 96−107.
  20. И.А. Мода и преступность: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород: Нижегор. юрид. ин-т, 1998. 24 с.
  21. Ю.А. Пенитенциарная социология: аудиовизуальная диагностика (татуировки, жаргон, жесты): учеб. пособие. Домодедово: РИПК МВД, 1996. 130 с.
  22. A.A. Субкультура киберпанка и американский кинематограф: автореф. дис.. канд. искусствоведения. СПб., 2001. 21 с.
  23. М.А. Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен: автореф. дис.. канд. социол. наук. М.: Моск. пед. гос. ун-т., 2007. 24 с.
  24. Е.Г., Бусурин C.B., Фадеев В. Н. Молодежная субкультура и работа среди неформальных объединений молодежи. Ташкент: Еш гвардия, 1988. 58 с.
  25. Н.Г. Культурология: учебник для студ. техн. вузов. М.: Высш. школа, 1999. 217 с.
  26. А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. 240 с.
  27. Г. Л. Интолерантность и девиантное поведение в бизнесе.
  28. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, 2001. 41 с.156
  29. Р. Система моды: Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. 511 с.
  30. H.A., Загидуллина М. В. Основы теории коммуникации: учебное пособие. Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2008. 236 с.
  31. В.Б. Невербальные средства общения (к вопросу о кинесике в акте коммуникации). Коломна, 1996. 31 с.
  32. А.П. Функциональное взаимодействие речи и жеста: автореф. дис.. канд психол. наук. М., 1991. 19 с.
  33. H.A. Личность и внешность. Пг.: Начатки знаний, 1922. 48 с.
  34. Г. А. Городская субкультура в социокультурном пространстве Кавказских Минеральных Вод: автореф. дис.. канд. социол. наук. Ставрополь: Ставроп. гос. ун-т, 2007. 22 с.
  35. Г. Внешность и миазматическое влияние: миазмы, черты лица и гомеопатия / пер. с англ. Мельникова O.E., Мельников С. А. М.: Гомеопатическая медицина, 2006. 387 с.
  36. Г. Гомеопатический анализ черт лица: дополнение к книге «Внешность и миазматическое влияние. Миазмы, черты лица и гомеопатия» / пер. с англ.: Мельникова O.E., Мельников С. А. М.: Гомеопатическая медицина, 2007. 176 с.
  37. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.425 с.
  38. БиркенбилВ. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер Пресс, 1997. 224 с.
  39. М.В., Григорьев Л. Г. Молодежные субкультуры в современном обществе. Тверь: ТГТУ, 2004. 127 с.
  40. A.A. Восприятие и понимание человеком человека. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1982. 199 с.
  41. A.A. Личность и общение: изб. тр. М.: Педагогика, 1983.272 с.
  42. A.A., Васина H.B. Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты). СПб.: Речь, 2005. 324 с.
  43. A.A. Психология общения. Избранные психологические труды. М.: Моек псих.-соц. ин-т, 2002. 320 с.
  44. И.В. Исследование социального оформления внешности в молодежной субкультуре г. Читы // Актуальные проблемы молодежной субкультуры: Сборник статей. М.: МПСИ, 2008. С. 243−246.
  45. И.В. Личностная обусловленность оформления внешности (на примере молодежных субкультур) // Вестник Читинского государственного университета (Вестник ЧитГУ), 2009. № 4 (55). С. 73−78.
  46. И.В. Личностная обусловленность оформления внешности // Вестник Томского государственного университета, 2010. № 322. С. 155−157.
  47. И.В. Личностная обусловленность оформления внешности (на примере молодежных субкультур) // Вестник Читинского государственного университета (Вестник ЧГУ). 2009. № 4 (55). С. 73−78.
  48. И.В. Особенности оформления внешности в молодежных субкультурах // Психология общения XXI век: Материалы Международной конференции 8−10 октября 2009 года: в 2-х томах. М.: ИГ-СОЦИН, 2009. Т. 2. С. 6−10.
  49. И.В. Проблема оформления внешности в контексте включения в новый образ жизни // Сибирский психологический журнал, 2009. № 34. С. 98−100.
  50. И.В. Психологическая детерминация выбора костюма // Личность в современном обществе: социализация, поведение, общение: Материалы Всероссийской научной конференции, 19−20 апреля 2007. Чита: ЗабГГПУ, 2007. С. 7−10.
  51. И.В., Екинцев В. И. Психологическая детерминация выбора одежды студентами-психологами // Сибирский психологический журнал, 2009. № 33. С. 95−98.
  52. И.В. Развитие представлений о внешнем облике личности в отечественной и зарубежной психологии // Молодая наука Забайкалья 2007: аспирантский сборник. Чита: ЗабГГПУ, 2007. С. 78−83.
  53. Т.А., Жуйков А. В. Принятие молодежью криминальной субкультуры как фактор девиантной виктимизации // Социальное и пенсионное право, 2007. № 4. С. 34−36.
  54. Т.А. Культурно-антропологические основания ценностных ориентаций молодежной субкультуры: на примере современной российской молодежной субкультуры: дис.. канд. культурол. Владивосток, 2006. 164 с.
  55. В.Н. Темпоральные проявления эффекта резкой перестройки сложившегося образа жизни (на примере военнослужащих по призыву): дис.. канд. псих. наук. Томск: Том. гос. ун-т, 2009. 192 с.
  56. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. 418 с.
  57. H.H., Парская H.B. Формирование субкультуры педагога профессионального образования: В помощь преподавателю. Челябинск: Юж.-Урал. науч.-образоват. центр РАО, 2001. 19 с.
  58. БураковаМ.В. К вопросу об исследовании невербальных паттернов феминности и маскулинности // Методы психологии. Ежегод. РПО, 1997. Вып. 2. Т. 3. С. 36−38.
  59. БураковаМ.В., Лабунская В. А. Психосемантическое пространство причесок и женских социальных ролей // Психол. вестн. Ростов, гос. ун-та, 1997. Вып. 2.4. 1.С. 511−523.
  60. БурдееваН.О. Молодежная субкультура в Республике Адыгея: социологический анализ: автореф. дис.. канд. социол. наук. Майкоп: Адыгейс. гос. ун-т, 2006. 26 с.
  61. А.Г., Рощин М. Ю. Современные тенденции молодежной социализации: наблюдения, оценки, суждения. М.: РОУ, 1992. 152 с.
  62. A.A. Русская мода: 150 лет в фотографиях. М.: Слово/Slovo, 2004. 446 с.
  63. A.A. Красота в изгнании: творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. М.: Слово/Slovo, 2005. 479 с.
  64. A.A. Европейская мода: три века. М.: Слово/Slovo, 2006.439 с.
  65. Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии, 1993. № 5. С. 5−19.
  66. С.А. Мода как фактор социализации студенческой молодежи: автореф. дис.. канд. социол. наук. Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2002. 21 с.
  67. С.Р. От знака к образу. Ереван: АН Армянской ССР, 1973. 451 с.
  68. И.В., Лабунская В.А.Семиотический подход к анализу изображений человека // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общение. Краснодар, 1978. Вып. 2. С. 42−52.
  69. Вебер-Лорковски Э. Шарф. Платок: Стиль и мода. М.: Ниола-Пресс, 2000. 44 с.
  70. Р., Вердербер К. Психология общения. СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2003. 320 с.
  71. Е.М., Костомаров В. Т. О своеобразии отражения мимики и жестов вербальными средствами // Вопр. языкознания. 1981. № 1. С. 36−47.
  72. И., Лебедев И. Шифры дресс-кода: Российская формула бизнес-этикета. СПб.: Вектор, 2007. 160 с.
  73. ВойтоваЛ.М. Девиантное поведение: трансформация понятий нормы и отклонения в современном российском обществе: автореф. дис.. канд. социол. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2002. 25 с.
  74. С.М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту). СПб., 1913. 182с.
  75. Р.П. Введение в изучение невербальной коммуникации русского языка // Страноведение и преподавание русского языка иностранцам. М., 1972. С. 74−82.
  76. В., Черничкина Е. Что нужно знать о молодежной субкультуре? // Воспитание школьников, 2001. № 5. С. 23−26.
  77. С. Выражение эмоций // Экспериментальная психология. М., 1950. С. 625−645.
  78. Э.В. Системная детерминация самореализации личности. Томск: Том. гос. ун-т, 2002. 212 с.
  79. М.И. Мода как феномен культуры: автореф. дис.. канд. культурол. Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2004. 22 с.
  80. A.M. Кинесический и проксемический компоненты речевого общения: автореф. дис.. канд психол. наук. М., 1987. 20 с.
  81. ГанишинаИ.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних: автореф. дис.. канд. психол. наук. Рязань: Акад. права и упр. Минюста России, 2004. 25 с.
  82. И.С., Ушатиков А. И. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: учебное пособие. М.: М. псих.-соц. ин-т, 2007. 283 с.
  83. М.В. Знаки и знаковое моделирование в познавательной деятельности. М., 1977. 38 с.
  84. М.В., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем // Психологические проблемы переработки знаковой информации. М., 1977. С. 5−48.
  85. ГардманЮ.С. 1001 путь к моде, стилю, элегантности. М.: РИПОЛ классик, 2001. 348 с.
  86. Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль (Deviancy, criminality, social control): избранные статьи. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 320 с.
  87. ГимаеваР.М., Чернявская B.C. Мода и психология: выбор современной женщины. Владивосток: ВГУЭС, 2007. 142 с.
  88. М.Б. Имидж делового человека: внешность. СПб.: Политекс, 2000. 115 с.
  89. Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. 192 с.
  90. ГоготоваЕ.В. Особенности первого впечатления о другом человеке у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: МГПУ им М. А. Шолохова, 2002. 18 с.
  91. К.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1980. 104 с.
  92. И.Н., Енгалычев В. Ф. Безмолвной мысли знак: рассказы о невербальной коммуникации. М.: Мол. гвардия, 1991. 240 с.
  93. А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и мод. поведения. М.: Наука. ИФ «Наука филос., социол., псих, и право», 1994. 159 с.
  94. А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и мод. поведения. М.: Изд. сервис: Гном и Д, 2000. 224 с.
  95. А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и мод. поведения. СПб.: Питер, 2004. 208 с.
  96. Е.В. Девиантное поведение (социокросскультурный анализ): учебно-методическое пособие. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2007. 85 с.
  97. C.B. Девиантное поведение несовершеннолетних. СПб.: Междунар. межакад. Союз, 2005. 322 с.
  98. В.JI. Молодежная субкультура в политической культуре общества: социально-философский анализ: автореф. дис.. канд. филос. наук. М.: Моск. гос. техн. ун-т им. Н. Э. Баумана, 2005. 26 с.
  99. А.Т. Психологические механизмы развертки представлений юношей и девушек о своей внешности и понимания личности // Психология межличностного познания и общения. Краснодар, 1985. С. 40−47.
  100. В.В. Типология костюма Электронный ресурс. / URL: http://anthropology.ru (дата обращения: 12.04.2009).
  101. Девиантное поведение: проблемы профилактики, диагностики и коррекции: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, (28−29 ноября 2008 года) / отв. ред. H.A. Польская. Саратов: Наука, 2008. 369 с.
  102. Дергунова J1.A. Мода в условиях массовой культуры: автореф. дис.. канд. филос. наук. Ростов н/Д.: Рост. гос. ун-т, 1998. 27 с.
  103. М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях: монография. М.: Смысл, 2000. 191 с.
  104. ДияноваЗ.В., ЩеголеваТ.М. Самосознание личности: учебноепособие. Иркутск: Иркутский гос. ун-т, 1993. 55 с.163
  105. Н.Ф. Традиционная детская субкультура Кубани и ее место в современном обществе: автореф. дис.. канд. культурол. Краснодар: Краснодар, гос. ун-т культуры и искусств, 2004. 23 с.
  106. И.Г. Молодежная мода как культурно-эстетический феномен второй половины XX века: автореф. дис.. канд. филос. наук. М.: Моск. гос. ун-т сервиса, 2000. 23 с.
  107. А.Н., Соколова Е.Т.Исследование образа физического я: некоторые результаты и размышления // Телесность человека. М., 1991. С. 71−74.
  108. И.И., Лабунская В.А.Методика изучения особенностей моделирования экспрессивных компонентов состояний и их восприятие и самовосприятие // Методы психологии. Ежегод. РПО. 1997. Вып. 2. Т.З. С. 92−94.
  109. Л.И. Субкультура учителя как социально-педагогическое явление. Курск: Курский гос. ун-т, 2006. 302 с.
  110. Г. В. Психология первого впечатление о другом человеке: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1979. 19 с.
  111. Мода и стиль / Отв. ред. Т. Евсеева. М.: Аванта+, 2002. 476 с.
  112. А.И., Евстратов A.M. Историческая эпоха и женская мода: Из истории жен. рус. нар. костюма: учеб. пособие. Кострома: КГТУ, 1999. 99 с.
  113. ЕкинцевВ.И., Соболева М. А. Психология понимания человека человеком: взаимодействие и организация знаний. Чита: ЗабГГПУ, 2004. 167 с.
  114. В.И. Невербальная коммуникация: понятия и формы: учеб. пособие. Чита: ЗабГГПУ, 2006. 135 с.
  115. ЕкинцевВ.И., Бондаренко И. В., ЗамарехинаИ.В. Девиантное поведение в молодежных субкультурах. Чита: AHO «Забайкал. регион, агентство обществ, организаций: ЗабГГПУ», 2007. 152 с.
  116. Е. А. Психосемиотический анализ жестикуляции как знакового средства общения (в соотношении с языком): автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1984. 17 с.
  117. ЕфановаМ.И. Проявление потенциала самореализации в особенностях познавательного целеобразования: автореф. дис.. канд. психол. наук. Барнаул, 2005. 17 с.
  118. ЖимбаеваЦ.Ч. Подростковая субкультура: специфика идентичности (на примере культуры агинских бурят): автореф. дис.. канд. культурол. Чита: ЗабГГПУ, 2004. 20 с.
  119. A.C. Отцы и дети: конфликт поколений. Социализация. Молодежная субкультура. СПб.: С.-Петерб. Гуманитарный ун-т профсоюзов, 2006. 58 с.
  120. Н.И. Мода как фактор формирования культуры внешнего облика молодежи в условиях клуба: автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб.: Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской, 1991. 16 с.
  121. ЗимачеваЕ.М. Способы вербальной презентации образа «Я» и самоотношения субъекта: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997. 20 с.
  122. A.M. Внешность человека в криминалистике: Субъективные изображения: учеб. пособие / под общ. ред. В. А. Снеткова. М.: ЭКЦ МВД РФ, 1995. 100 с.
  123. Е.В. Методы диагностики самораскрытия в межличностном общении // Методы психологии. Ежегод. РПО, 1997. Вып. 2. Т.З. С. 110−111.
  124. Е.В. Самораскрытие личности как социально-психологический феномен // Психол. вест, ростов, гос. ун-та, 1997. Вып. 2. 4.1. С. 404−419.
  125. В.П., Леви Т. С. Психология телесности между душой и телом. М.: ACT Москва, 2005. 731 с.
  126. Н.В. Детская субкультура как фактор социализации ребенка на этапе дошкольного детства. Череповец: ГОУ ВПО «Череповецкий гос. ун-т», 2007. 131 с.
  127. А.К. Самореализация личности как проблема социальнойфилософии: автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1993. 20 с.165
  128. КабринВ.И. Транскоммуникативная холодинамика психологического универсума личности (стресс-транс формация) // Вестник Томского университета, 1999. № 268. С. 115−120.
  129. КабринВ.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. М.: Смысл, 2005. 348 с.
  130. Д.К. Девиантное поведение молодежи как объект социологического исследования: автореф. дис.. канд. социол. наук. Алматы: Каз. гос. ун-т им. Аль-Фараби, 1999. 27 с.
  131. С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. 301с.
  132. КвашаА.Л. Невербальный язык рекламных образов // Методы психологии. Ежегод. РПО, 1997. Вып. 2. Т.З. С. 123−124.
  133. А. Молодежные субкультуры США и Великобритании с конца 40-х по наши дни Электронный ресурс. / URL: http://www.vookstock.narod.ru/diplom.html (дата обращения: 10.02.2008).
  134. . Исчезающие люди: стыд и внешний облик / под ред. Е. А. Спиркиной. М.: Когито-Центр, 2007. 267 с.
  135. М.И. Рефлексия невербального поведения в социальной перцепции: автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1994. 19 с.
  136. М.И. Психология моды. СПб.: Речь, 2001. 192 с.
  137. М.И. Психология моды: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Оникс, 2006. 317 с.
  138. Г. Л. Проблема исследования жестов в зарубежной психологии // Психол. журн., 1987. Т.8. № 4. С. 138−147.
  139. Л.А. Особенности самосознания лиц с акцентуациями характера: дис.. канд. психол. наук. Саратов, 1991. 175 с.
  140. КлейбергЮ.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах: учеб. пособие для вузов. М.: Моск. псих.-соц ин-т, 2006. 296 с.
  141. КлочкоВ.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). Томск: Том. гос. ун-т, 2005. 174 с.
  142. КлочкоВ.Е., ГалажинскийЭ.В. Психология инновационного поведения. Томск: Том. гос. ун-т, 2009. 240 с.
  143. КлочкоВ.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Том. гос. ун-т, 2000. 154 с.
  144. КлочкоВ.Е. Системная антропологическая психология и образовательная практика // Психология образования, 2008. № 7. С. 9−21.
  145. Г. С. К классификации знаковых систем // Семиотика и восточные языки. М., 1967. С. 61−65.
  146. Коммуникативные проекты в контексте современной теории моды: материалы межвуз. семинара в рамках проекта «Коммуникация. Культура. Мода», 9 апр. 2004 г. / отв. ред. C.B. Клягин. М.: РГГУ, 2005. 138 с.
  147. JI.B. Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития: (Социолог, аспект): автореф. дис.. канд. социол. наук. Екатеринбург: Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, 2001. 22 с.
  148. М.В. Онтогенез телесности и развития общения: на пути к разделению Я- не Я // Телесность человека. М., 1993. С. 70−80.
  149. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  150. В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск: Беларусь, 1988. 206 с.
  151. Е.Ю. Субкультура детства: автореф. дис.. канд. культурол. Н. Новгород: Нижегор. гос. арх.-строит. ун-т, 2000. 31 с.
  152. И.Е. Девиантное поведение в советском обществе 1920-х гг. (на материалах Европейской части России): автореф. дис.. канд. ист. наук. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2005. 19 с.
  153. JI.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. 222 с.
  154. О.М. Диагностика мышления в процессах трансформации рутинной деятельности в творческую: учеб. пособие. Караганда: КарГУ, 1994. 71 с.
  155. Т. А. Психологические особенности использования индивидуального тезауруса внешности: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1992. 25 с.
  156. С.И. Самореализация как системное психологическое образование Электронный ресурс. / URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/kudinovsamo/ (дата обращения: 5.10.2009).
  157. О.Л. Мода как социокультурный фактор функционирования отечественной индустрии модной одежды: (на примере г. Москвы): автореф. дис.. канд. социол. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2000. 18 с.
  158. КульковаН.А. Девиантное поведение: конспект лекции для студентов техн. специальностей. М.: МИИТ, 2005. 36 с.
  159. КуницинаВ.Н. Восприятие и оценка экспрессии подростками // Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1975. Вып. 5. С. 106−115.
  160. Т.В. Социодинамика субкультуры: сущность, атрибуты, социальные роли: дис.. канд. соц. наук. М.: ПроСофт-М, 2003. 207 с.
  161. В.А. Введение в психологию невербального поведения: Метод, указания к спецкурсу «Психология экспрессивного поведения». Ростов н/Д.: Феникс, 1994. 46 с.
  162. В.А. Психология личности: учеб. пособие. М.: Эксмо, 2008. 653 с.
  163. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 592 с.
  164. В.А., Наровская Я. Б. Типы преобразования внешнего облика как отражение направленности преобразовательной активности субъекта в социальном общении // Мир психологии. 2006. № 4. С. 96−104.
  165. В.А. Не язык тела, а язык души: психология невербального выражения личности. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 342 с.
  166. A.A. Психологические особенности деятельности лектора. М.: Знание, 1981. 80 с.
  167. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
  168. Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. С. 13−46.
  169. Е.А. Молодежная субкультура. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.600 с.
  170. О.В. Девиантное поведение подростков: учеб. пособие для студентов специальности 03.10.00 «Психология в сфере экономики и управления». Комсомольск-на-Амуре: Амурский гум.-пед. гос. ун-т, 2007. 135 с.
  171. O.A. Девиантное поведение и социальный контроль: (на примере бродяжничества и попрошайничества в России): автореф. дис.. д-ра социол. наук. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2006. 41 с.
  172. А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология: руководство для врачей. Л.:Медицина: Ленингр. отд., 1991. 301 с.
  173. И.О. Психология жизненного самоосуществления. М.: СГУ, 2007. 279 с.
  174. С.М. Феномен детской субкультуры. Петрозаводск: КГПУ, 1999. 42 с.
  175. ЛоуэнА. Язык тела / пер. с англ. Н. Б. Буравиной. СПб.: Академический проект, 1997. 383 с.
  176. А.Р. Психологическое наследие: Избранные труды по психологии. М.: Смысл, 2003. 406 с.
  177. Е.М. Субъектная динамика культуры жизни: автореф. дис.. д-ра филос. наук. Саратов, 2007. 34 с.
  178. Ф.Р. Девиантное поведение школьников: причины возникновения и пути преодоления: учеб. пособие для студентов 3−5-х курсов педагогических специальностей. Стерлитамак: Стерлитамакская гос. пед. акад., 2005. 107 с.
  179. Т.Л. Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме: автореф. дис.. канд. техн. наук. М.: Моск. гос. текстил. ун-т им. А. Н. Косыгина, 2004. 16 с.
  180. М. Альтернативная мода: современные уличные стили. М., 2007. 216 с.
  181. C.B., Попов А. П. Девиантное поведение несовершеннолетних: происхождение и профилактика: учеб. пособие. Домодедово: РИО ВИПК МВД России, 2006. 112 с.
  182. Н.Ю. Молодежная мода в одежде в условиях современной России: (Социолог, анализ): автореф. дис.. канд. социол. наук. Екатеринбург: Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, 2003. 21 с.
  183. C.B. Субкультура хакеров как порождение информатизации общества: автореф. дис.. канд. культурол. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2008. 20 с.
  184. А. Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья / пер. с англ. под ред. A.M. Татлыбаевой. СПб., 1999. 240 с.
  185. Е.А. Субкультура участников ролевых игр и методы исследования ее воздействия на личность: автореф. дис.. канд. социол. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. 24 с.
  186. O.A. Мода: метод, пособие. Якутск: Якут. гос. ун-т, 1996. 36 с.
  187. O.A. Молодежная субкультура российской провинции: (на примере г. Хабаровска): автореф. дис.. канд. культурол. Комсомольск-на-Амуре: Комсом.-на-Амуре гос. пед. ун-т, 2006. 23 с.
  188. Е.В. Проблемы анализа отечественной культуры: межвузовский сборник научных трудов: сборник научных статей. Челябинск: ЮУрГУ, 2008. 111 с.
  189. Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984. 286 с.
  190. Т.П. Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества: автореф. дис.. канд. социол. наук. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 1999. 20 с.
  191. В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация / под общ. ред. В. И. Медведева. М.: ИП РАН, 1998. 164 с.
  192. Д. Библия языка телодвижений / пер. с англ. Н. Караева. М.: Эксмо, 2010. 672 с.
  193. В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. 426 с.
  194. У. Познание и реальность. М.: Прогресс Год, 1981. 232 с.
  195. Я.Б. Социально-психологические особенности женщин, преобразующих свой внешний облик: автореф. дис.. канд. псих. наук. Ростов н/Д., 2007. 24 с.
  196. Т.И. Некогда сидеть перед зеркалом: эффектная внешность за 15 минут. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 283 с.
  197. М., Холл Д. Невербальное общение: учеб. для вузов. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2004. 256 с.
  198. Я.Н. Мода. М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. 239 с.
  199. E.B. Мода как способ символизации социальных изменений и тенденции ее институциализации в современном обществе: (на прим. моды на женскую одежду): автореф. дис.. канд. социол. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. 18 с.
  200. Нестерова-Маликова К. Г. Особенности идентификации женщин с группой предпринимателей на основе их внешнего облика (на примере представителей среднего и малого бизнеса): автореф. дис.. канд. псих. наук. Ростов н/Д., 2008. 35 с.
  201. Т.М. Жест и мимика в лекции. М.: Знание, 1972. 37 с.
  202. В.В. Девиантное поведение в организациях: причины, содержание и противодействие через управление персоналом: автореф. дис.. канд. социол. наук. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, 2005. 18 с.
  203. З.Н. Молодой рабочий: социальный облик. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. 150 с.
  204. В.И. Западные молодежные субкультуры 80-х годов: научно-аналитический обзор / отв. ред. Н. Л. Полякова. М.: Акад. наук СССР, Ин-т науч. информации по общественным наукам, 1990. 32 с.
  205. Г. Становление личности: Избранные труды / под общ. ред. Д.А. Леонтьева- пер. с англ. Л. В. Трубицына, Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2002. 461 с.
  206. A.A. Современные социокультурные процессы и девиантное поведение молодых россиян: автореф. дис.. канд. социол. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2001. 20 с.
  207. А. А. Субкультура теневой экономической деятельности: сущность и факторы воспроизводства в современной России: автореф. дис.. канд. социол. наук. М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 2004. 29 с.
  208. С.Р., ЗимачеваЕ.М. Способы вербальной презентации образа «Я» и самоотношения субъекта // Психол. обозрение, 1997. № 2. С. 3445.
  209. В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии, 1974. № 2. С. 59−64.
  210. В.Н. Внешность и личность // Социальная психология личности. JL: Знание, 1974. С. 106−113.
  211. Д.В. Молодежные субкультуры / под ред. В. Н. Ярской. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1996. 14 с.
  212. Е.А. Визуальная психосемиотика общения: дис.. д-ра психол. наук. М., 2000. 402 с.
  213. Е.А., Коробцева H.A. Оценка психологической комфортности одежды. М.: МГТА, 1996. 10 с.
  214. Ю.П. Психологические типологии: пособие для менеджеров и практических психологов. СПб.: Речь, 2004. 512 с.
  215. Д.В. Девиантное поведение малых молодежных групп в современной России: автореф. дис.. канд. социол. наук. М.: Моск. гос. технол. ун-т «Станкин», 2003. 26 с.
  216. H.A. Взаимосвязь склонности к модификациям тела с копинг-стратегиями // Вопросы психологии, 2007. № 6. С. 43−53.
  217. C.B. Визуальное наблюдение: Физ. облик. Мимика, жесты, позы. Развитие способностей к наблюдению. СПб.: Речь: Семантика-С, 2002. 320 с.
  218. А.Р., Петрова Т. А. Предупреждение правонарушений со стороны молодежных неформальных объединений экстремистской направленности: метод, пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2006. 27 с.
  219. М.И., Беликов И. И., Булыгина Т. Б. Психологическое сопровождение личности в условиях меняющейся социальной реальности. Архангельск: Поморский университет, 2007. 241 с.
  220. Е.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: основные направления профилактики: (по материалам социологических исследований): автореф. дис.. канд. социол. наук. Барнаул: Алт. гос. ун-т, 2007. 20 с.
  221. И.Н., Шаталов А. И. Девиантное поведение подростков: наркотизм, криминальность, экстремизм. М.: Анахарсис, 2004. 112 с.
  222. РамсиН., ХаркортД. Психология внешности. СПб.: Питер, 2009.256 с.
  223. Э.С., Хабриев Р. Ф. Девиантное поведение как социальная проблема. Казань: Казан, гос. ун-т, 2004. 119 с.
  224. Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. 254 с.
  225. К. Клиент-центрированная психотерапия: Теория, современная практика и применение / пер. с англ.Т. Рожковой и др. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2002. 506 с.
  226. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. 328 с.
  227. С.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.720 с.
  228. И.А., Ситникова О. С., Фальчевская Н. Ю. Девиантное поведение: учеб. пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 156 с.
  229. Т.И. Промышленность и мода: Маркетинг и его возможности. М.: Знание, 1989. 62 с.
  230. И.О. Детская субкультура как фактор активного обучения младших школьников: (на примере дагестанской многонациональной школы): автореф. дис.. канд. псих. наук. Махачкала: Дагестан, гос. ун-т, 2002. 24 с.
  231. П.С. Девиантное поведение молодежи: учеб. пособие для студентов вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 440 с.
  232. И.Н. Бухгалтерская субкультура как предмет изучения и коррекции. Барнаул: Алт. гос. ун-т, 2003. 210 с.
  233. .Н., Бирюшев P.P. Нейрофизиологические расстройства и девиантное поведение подростков. Омск: Омский научный вестник, 2008. 269 с.
  234. И.В. Девиантное поведение несовершеннолетних: автореф. дис.. канд. юр. наук. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2004. 26 с.
  235. К.В. Психология сексуальных отклонений: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. М.: ACT, 2002. 672 с.
  236. H.A. Изучение влияния отечественной рок-культуры на сознание студенческой молодежи // Молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конференции. М., 2000. С. 125−126.
  237. С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования, 1998. № 11. С. 95−102.
  238. А.Г., ТочилинаЮ.Н. Устная практика немецкого языка: путешествие, искусство, характер и внешность человека, средства массовой информации: учеб. пособие. Кемерово: ГОУ ВПО «Кемеровский гос. ун-т», 2007. 200 с.
  239. JI. Личностный опросник MMPI: Метод, руководство. СПб.: ГП «ИМАТОН», 2003. 80 с.
  240. Ю.Н. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Высшее образование, 2007. 566 с.
  241. Ю.А. Религия и молодежная субкультура: автореф. дис.. канд. филос. наук. Ростов н/Д.: Рост. гос. ун-т, 1999. 24 с.
  242. O.A. Субкультура геймеров в контексте информационного общества: автореф. дис.. канд. культурол. СПб.: С.-Петерб. гуманитар, ун-т профсоюзов, 2007. 26 с.
  243. В.В. Самосознание личности. М.: Моск. ун-т, 1983. 283 с.
  244. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: дис.. д-ра псих. наук. М., 1985. 530с.
  245. В.Я. Молодежь как объект и субъект культурной политики. СПб.: С.-Петерб гос. ун-т культуры и искусств, 2008. 317 с.
  246. В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности /пер. с англ. под. ред. Е. И. Николаевой. СПб.: Питер, 2009. 240 с.175
  247. П., Барон-Тайгер Б. Читать человека как книгу. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. 284 с.
  248. А. Кому союзник товарищ Че. Молодежь в провинции -новый тип оппозиции // Век, 2000. № 42.
  249. С.П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям: автореф. дис.. д-ра псих. наук. Улан-Удэ: Бурят, гос. ун-т, 2007. 38 с.
  250. Топчий J1.B. Новый облик советского студента: Теория и практика полит, развития. Саратов: Сарат. ун-т, 1990. 137 с.
  251. Т.Н., ЯнгироваР.Г. Мода XX века: учеб. пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 2000. 66 с.
  252. Я.И. Адекватность отражения внешнего облика других людей как условие межличностного познания: автореф. дис.. канд. псих. наук. Киев, 1988. 18 с.
  253. Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов / пер. с англ. Ю. В. Емельянова. М.: ACT, 1995. 429 с.
  254. О.В. Психодиагностика отклонений в поведении учащихся: метод, пособие для психологов. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2007. 123 с.
  255. H.A. Теории детерминации самопрезентации: личность или ситуация? // 0бщение-2006: на пути к энциклопедическому знанию: Материалы конференции 19−21 октября 2006. Психологический институт РАО. М.: Академия имиджелогии, 2006. С. 133−139.
  256. Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1981. 224 с.
  257. ФиляноваВ.Н. Политическая субкультура учащейся молодежи России второй половины XIX века: автореф. дис.. канд. полит, наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. 25 с.
  258. Р.Б. Мода как социальное явление: автореф. дис.. канд. филос. наук. Свердловск: Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, 1990. 18 с.
  259. В. Человек в поисках смысла: сборник / пер. с англ. и нем. Л. Я. Гозман. М.: Прогресс, 1990. 196 с.
  260. Фрейд 3. Введение в психоанализ / пер. с нем. Г. В. Барышникова. СПб.: Алетейя СПб, 1999. 455 с.
  261. Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 864 с.
  262. П.П. О криминалистическом исследовании внешнего облика человека//Правоведение, 1972. № 2. С. 121−127.
  263. И.В. Идеальная внешность: Возможности соврем, косметологии. СПб.: Питер принт, 2003. 384 с.
  264. Л.А. Самореализация личности как предмет философского исследования: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1992. 25 с.
  265. Л.В. Молодежная субкультура: социально-философский анализ: автореф. дис.. д-ра филос. наук. Томск: Том. гос. ун-т, 2007. 49 с.
  266. В.А. Девиантное поведение и социальный контроль: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Рост. гос. пед. ун-т, 1997. 98 с.
  267. ШеметоваТ.Н. Панк-хардрок субкультура: эстетика и идеология: автореф. дис.. канд. культурол. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2007. 25 с.
  268. ШепельВ.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994. 382 с.
  269. В.М. Имидж // Учительская газета, 1996. № 6. С. 3.
  270. О.Б. Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности: дис.. канд. психол. наук. Барнаул, 1998. 150 с.
  271. И.П. Самовыражение личности в общении // Психология личности, учеб. пособие под ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. М.: ЭКСМО, 2007. С. 241−265.
  272. JI.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Трикста: Академический Проект, 2005. 334 с.
  273. Г. Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. 608 с.
  274. И.В. Тайный язык тела: внешность, рисунок, почерк, жесты, речь. СПб.: Питер, 2007. 156 с.
  275. Г. В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику: Внешний облик и типология человека. М.: А.П.О., 1992. 42 с.
  276. Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнограф, иссслед. системы, 1986−1989 гг. СПб.: Наука, 1993. 340 с.
  277. Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М.: ОГИ, 2004. 286 с.
  278. Т.Б. Традиции городских субкультур. // Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. С. 27−33.
  279. Э. Практическая психометрия. Эффективное интервьюирование. СПб.: Питер, 2003. 384 с.
  280. Эм Е. А. Развитие умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ: дис.. канд. пед. наук. Карачаевск, 2005. 177 с.
  281. Н.П. Криминалистика: учебник / отв. ред. Н. П. Яблоков. М.: Юристъ, 2001. 718 с.
  282. H.A. Тюремная (пенитенциарная) субкультура как криминогенный фактор и перспективы нейтрализации ее негативного влияния: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Рязань: Акад. права и упр., 2006. 23 с.
  283. О. Почему существует мода? Размышления на тему. М.: Благо, 2002. 127 с.
  284. С.Н. Внешность человека в культуре: автореф. дис.. канд. филос. наук. Ростов н/Д.: ДГТУ, 1997. 41 с.
  285. С.Н. Внешность человека в культуре. Ростов н/Д.: ДГТУ, 1997. 172 с.
  286. ЯтинаЛ.И. Мода глазами социолога. СПб.: Элексис Принт, 2006.175 с.
  287. Brake M. Comparative youth culture: the sociology of youth cultures and youth subcultures in America, Britain, and Canada. London: Routledge, 1990. 240 p.
  288. Cohen S. Images of deviance / Ed. by S. Cohen. Harmondsworth (Mx) etc.: Penguin books, 1973. 255 p.
  289. Denis M. Image et cognition. Paris: Presses univ. de France, 1994.284 p.
  290. Jenkins H. Textual poachers: television fans & participatory culture. New York: Routledge, 1992. 343 p.
  291. McDonald K. Struggles for subjectivity: identity, action, and youth experience. Cambridge. New York: Cambridge University Press, 1999. 231 p.
  292. Nancy M. The graffiti subculture: youth, masculinity, and identity in London and New York. New York: Palgrave Macmillan, 2001. 256 p.
  293. Sinha I. The cybergypsies: a true tale of lust, war, and betrayal on the electronic frontier. New York: Viking, 1999. 394 p.
  294. Schleicher N. Communication culture in transition / Ed. by N. Schleicher. Budapest: Akad. kiado, cop. 2000. 186 p.
  295. Weir A. Sacrificial logics: feminist theory and the critique of identity. New York: Routledge, 1996. 216 p.
  296. White R.D. Youth subcultures: theory, history, and the Australian experience. Australia: National Clearinghouse for Youth Studies, 1993. 164 p.
  297. Worsley P. Knowledges: culture, counterculture, subculture. New York: New Press: Distributed by W.W. Norton, 1997. 407 p.
  298. Yinger J.M. Countercultures: the promise and the peril of a world turned upside down. New York: Free Press, 1982. 371 p.
  299. Zahler К.A. Test your countercultural literacy. New York: Arco: Distributed by Prentice Hall Trade Sales, 1989. 232 p.
Заполнить форму текущей работой